Как проявляется любовь к ближнему

Возлюби ближнего своего. В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

как проявляется любовь к ближнему

«Возлюби ближнего своего.» Эта известная каждому христианину заповедь, понятная на первый взгляд, вовсе не так проста. Каковы проявления любви к ближнему? Что значит «любить ближнего»?

Кого можно назвать ближним?

На этот вопрос дают исчерпывающий ответ Библия и Церковь. Ближний в понимании многих людей — это семья, родные, друзья и так далее. Но что говорит православие по этому поводу? Ближний, утверждает Православная Церковь, — это любой человек, повстречавшийся на пути и нуждающийся в твоей помощи, внимании, поддержке.

В каких поступках проявляется любовь к ближнему? Кто из нас готов прийти на помощь первому встречному так, как будто перед ним родной брат? Это очень непростые вопросы. Но попробуем добраться до истины.

Можно ли любить каждого?

Понять и принять, что по замыслу Господа Бога каждый из нас не лучше и не хуже другого, сложно. А полюбить ближнего еще труднее. И все же это возможно.

Доказательство тому — жизнь на земле Иисуса Христа, не сторонившегося ни прокаженного, ни блудницы, ни разбойника. Именно Сын Божий показал людям, что исполнять заповеди Отца Небесного, живя на нашей планете, можно и не обременительно.

Кто-то скажет, что Иисусу было проще, так как он Мессия. А как же тогда монахи, старцы, святые, которые любили ближних и доказывали это делом?

В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

Кажется, нет ничего проще, чем помочь соседской бабушке донести сумку или занять определенную сумму денег нуждающемуся соседу.

Быть может, это и есть тот самый поступок? Возможно, любовь к ближнему заключается в том, чтобы постоянно заботиться о вечном и временном благополучии другого? Это не значит, что действия, направленные на помощь, будут обязательно приятными. Всем известно: полезное не всегда приятно, и наоборот, то, что нравится, иногда вредит.

В Священном Писании есть строчка, которая гласит, что каждый должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Исходя из этого, в каких поступках проявляется любовь к ближнему? В таких, которые пропущены через призму уважения, желания научить только хорошему, праведному. Даже наказывать детей и делать людям замечания нужно, но с любовью.

Несложно творить добро, не связанное с иногда неприятной необходимостью назидания. А наказать или научить кого-то без негативных эмоций, сохраняя лишь любовь в сердце, — вот это и есть истинное проявление любви к ближнему.

На вопрос о том, в каких поступках проявляется любовь к ближнему, ответить однозначно нельзя. Главное, чтобы действия были направлены на благо человека, а не во вред. Мира вам и добра!

Dijelite na društvenim mrežama:

Источник: https://nsokote.ru/duhovnoe-razvitie/97726-vozljubi-blizhnego-svoego-v-kakih-postupkah.html

В каких поступках проявляется любовь к ближнему: 10 заповедей

как проявляется любовь к ближнему

В каких поступках проявляется любовь к ближнему: 3 проявления любви к ближнему + 10 хороших деяний + 3 обязательных условия их реализации.

Церковь учит возлюбить ближнего своего, как самого себя, но ведь каждый человек даже любовь к себе воспринимает по-особенному.

Так в каких поступках проявляется любовь к ближнему и кого вообще можно называть ближними, а соответственно и любить?

Каждый человек решает этот вопрос для себя самостоятельно, но все же есть какие-то основополагающие моменты, особенно, если вы претендуете на звание хорошего человека.

Давайте поразмышляем, что делать и как поступать не стоит ни в коем случае.

Кто такие эти ближнее, к которым нужно проявлять любовь своими поступками?

Когда вы слышите словосочетание «ближние люди», то о ком думаете? Я, прежде всего, о своих ближайших родственниках и лучших друзьях. Ведь именно они всегда рядом и в радости, и в горе, поэтому почему бы не совершать по отношению к ним как можно больше поступков, чтобы проявить свою любовь?

А вот большинство религиозных течений и христианство, в том числе, утверждают, что ближний – это любой из живущих на нашей планете, особенно – твой единоверец. Ну, вроде как все люди браться, за исключением тех, что – сестры.

«Но зачем, – спросите вы, – проявлять при помощи поступков любовь к совершенно незнакомым людям?» А причин несколько:

  1. Так велит Библия, а, если вы считаете себя человеком верующим, то должны следовать наставлениям главной христианской книги.
  2. Потому что так поступают все хорошие люди, лишенные эгоизма.
  3. Только добрые поступки приводят к тому, что этот мир не захлебывается в злобе, себялюбии и жестокости.

При этом никто не заставляет вас совершать какие-то добрые поступки к совершенно незнакомым людям, но подобные деяния всегда приветствуются обществом и называются красивым словом благотворительность.

Так зачем же ограничивать доброту и взаимопомощь лишь ближайшими друзьями и родственниками, когда можно помогать большему количеству людей, которые нуждаются в этой самой помощи.

Я вам больше скажу: я считаю, что под «ближними» нужно понимать не только людей, но и животных.

Даже не обсуждается необходимость любить и заботиться о животинках, которых вы берете себе в качестве домашних питомцев. Не представляю, как можно выбросить на улицу живое существо за то, что оно в тапки написало или что-то погрызло. Если вы поступаете так, то вообще ничего не знаете о любви к ближнему.

А ведь еще есть бездомные животные, которые очень нуждаются в хороших поступках, таких как: корм, теплые вещи, в которые можно зарыться и отогреться, медицинская помощь, а самое главное – дом и заботливые ручки.

Как видите – круг близких расширяется – хватило бы возможности и сил проявить свою любовь.

А всегда ли в поступках должна проявляться любовь к ближнему?

Каждый понимает любовь к ближнему по-своему.

Для кого-то это:

  • перечислять часть денег в благотворительный фонд по своему вкусу, не заботясь особо о том, доходят ли финансы до адресата,
  • забота о близких людях и готовность в мерах разумного помогать всем остальным,
  • непосредственное участие в благотворительных проектах и волонтерских организациях, а кто-то вообще не считает нужным ничего делать, мол, я не врежу никому – значит так выражаю свои положительные качества.

Все правы по-своему, тем более, что любовь к ближнему можно проявлять по-разному:

  1. Мыслями.

    Если вы вроде бы помогаете людям, но при этом думаете о них плохо, то вряд ли ваши чувства к ближнему искренние. Нельзя злословить даже мысленно, ведь это создает море негативной энергии, портит вам настроение и не привлекает в вашу жизнь ничего хорошего.

    К тому же, пусть вы и сможете убедить других в том, какой вы замечательный человек, но как убедить в этом самого себя, если в черепной коробке ползают злые и непотребные мысли?

  2. Словами.

    Вот если вы имели дело с врачами, то знаете, что среди них не так часто попадаются люди душевные на словах, зато достаточно много тех, кто даже с маленькими детками общается грубо, без сантиментов.

    Но ведь именно медики своими поступками, пусть и за деньги, демонстрируют эту самую любовь, спасая человечество от страшных болезней.

    Кстати, среди волонтеров подобные экземпляры тоже попадаются. Я знала одну такую барышню, что волонтерила в доме престарелых: работала за троих, но была так груба и холодна на словах, что от ее услуг отказались – старушки обижались, ведь им хотелось поговорить по душам.

  3. Поступками.

    Ну, тут все понятно: чтобы чувства к ближнему подтверждались на деле, нужны поступки, а не только разговоры: «Ах, как мне жалко бездомных собачек», «Какой ужас приходится переживать беженцам из Сирии», «Очень хочу волонтерить, да только времени нет» и т.п.

Можно считать, что ваша любовь к ближнему проявляется максимально, если вы много делаете, но при этом никого не раните словами, а ваши мысли – светлы и непорочны.

Увы, таких ангелов среди людей немного.

В каких поступках проявляется любовь к ближнему и в каких – не стоит ее проявлять?

Вообще-то, все, что не делается в пользу ближнего – это все проявление любви, но иногда можно, самому того не желая, обидеть человека.

В каких же случая хорошие поступки приносят максимальную пользу?

1) В каких же все-таки поступках проявляется любовь к ближнему?

Я, честно говоря, не слишком верю в то, что существуют люди, действительно не знающие, как проявляется любовь к своему ближнему. По-моему, и детям понятно, как жить по совести.

Но для желающих готова предоставить небольшой список из поступков, которые стоит совершать по отношению к другим:

  1. Исполнять 10 христианских заповедей.
  2. Не завидовать людям, не обсуждать их недостатки, не сплетничать за спиной.
  3. Не проявлять жестокости по отношению к тем, кто не может за себя постоять, вступать в бой лишь за правое дело.
  4. Помогать тем, кто нуждается в помощи. Найдите себе хотя бы одного подопечного (одинокая старушка по соседству, заброшенный ребенок из неблагополучной семьи, дворовой пес) и улучшайте понемногу его жизнь.
  5. Отдавать хоть малую часть своего заработка на благотворительность.
  6. Не мириться с несправедливостью и жестокостью, свидетелем которой стал. Хотя бы – позовите на помощь, если своих сил для оказания поддержки недостаточно.
  7. Не заниматься осуждением и поучением, даже если вам кажется, что человек живет неправильно. Если можете помочь ему – пожалуйста, но чтение проповедей оставьте священникам.
  8. Быть доброжелательным и вежливым со всеми, даже с теми, кто гораздо ниже вас по статусу.
  9. Соглашаться на роль волонтера, хотя бы – раз в несколько месяцев.
  10. Заботиться о своей семье, чтобы она ни в чем не нуждалась, тогда и количество людей, которые нуждаются в поддержке извне, сократится.

Перечислять поступки, в которых проявляется любовь и забота о ближних, можно до бесконечности. Любой поступок, который делает жизнь кого-то чуточку лучше, – уже проявление этой самой любви.

Так вы делаете мир добрее, а эта доброта обязательно проявится в вашей жизни в виде неожиданных подарков судьбы.

2) В каких поступках нельзя проявлять любовь к ближнему?

Поступки с помощью которых вы проявляете любовь к ближнему, должны быть:

  1. Своевременными.

  2. На одной лестничной площадке жили 2 семьи: зажиточная с одной дочкой и малоимущая с четырьмя детьми. Девочку из обеспеченной семьи одевали как принцессу, тогда как ее соседка-подружка ходила почти в обносках. Решила мама сделать доброе дело и отдать дочкины вещи, которые та перестала носить, соседям. Вот вроде хороший поступок, только пакет с пояснением, что это и для чего, она решила вручить при всех на общем собрании двора. Так хороший поступок нивелировался несвоевременной реализацией.

  3. Безопасным.

  4. Инна любила фильм «Кудряшка Сью» и считала себя очень хорошим человеком, который любит ближних, поэтому решила пригласить к себе переночевать пару бомжей в холодную пору году. Хорошо, что история закончилась лишь ограблением, а сама Инна осталась жива-здорова, хотя и сильно напугана. Пылу геройствовать и игнорировать свою безопасность у нее поубавилось.

  5. Бескорыстным.

    Одно дело, если вы совершаете добрые поступки по отношению к близким исключительно из-за собственного удовлетворения и успокоения своей совести, а совсем другое, если проявляется какая-то материальная выгода:

    • квартиру за уход за старушкой;
    • часть денег из тех, что вы собирали на операцию больной девушке;
    • повышение в должности за участие в благотворительности и т.д.

В чем же смысл любви к ближнему?

На этот важный вопрос ответит
протоиерей Димитрий Смирнов.

Любовь к ближнему и к самому себе: что важнее и как это проявляется?

Церковь учит нас, что о себе и своих желаниях нужно думать в последнюю очередь, что чем хуже ты живешь на земле, тем лучшим будет твое бытие в потустороннем мире.

Но что же это за жизнь такая, когда постоянно приходится жертвовать собой ради других, а свои интересы – игнорировать?

Знаете, мне кажется, что нужно не забывать о любви к себе. Нужно найти ту гармонию, которая царит лишь в душах тех людей, что любят себя, но при этом готовы не только брать, но и давать тем ближним, которым повезло меньше других.

Ира любила животных, поэтому волонтерила в приюте для бездомных песиков. Сначала она уделяла этому занятию две субботы в месяц и брала участие в их благотворительных акциях, но после расставания с мужем начала все выходные проводить в приюте. Она перестала за собой ухаживать, большие суммы отдавала на благо общества, живя иногда из-за этого впроголодь.

Подруги, в том числе и среди волонтеров, просили ее остановиться, уговаривали, что нельзя любить ближнего, если не любишь себя, что собачками и добрыми поступками по отношению к ним не заполнишь пустоту внутри, что в ее случае проявляется не любовь, а депрессия.

О правоте их слов, Ира задумалась лишь тогда, когда поняла, что она плачется мохнатому Барбосу на свою несчастливую жизнь и на то, что все мужики – сволочи.

Так что, если:

  • другим вы уделяете больше времени, чем себе;
  • если всегда отдаете, но никогда не забираете;
  • постоянно засовываете свои интересы подальше, чтобы они не мешали другим;
  • вас в открытую все используют;
  • ваша благотворительность не делает вас гармоничной счастливой личностью, а превращает в жертву;

то есть смысл задуматься, в правильных ли поступках проявляется ваша любовь. Может есть смысл пересмотреть приоритеты и полюбить не только близких, но и себя хоть немного?

Не важно, в каких поступках проявляется любовь к ближнему с вашей стороны и насколько их много, этих самых поступков. Главное, чтобы вы не делали зла, не исторгали ртом грязь, а ваши помыслы были чисты. Будьте в ладах прежде всего со своей совестью.

  • Твиттер

Источник: https://dnevnyk-uspeha.com/interesnye-fakty/v-kakih-postupkah-projavljaetsja-ljubov-k-blizhnemu.html

Можно ли любить каждого?

Понять и принять, что по замыслу Господа Бога каждый из нас не лучше и не хуже другого, сложно. А полюбить ближнего еще труднее. И все же это возможно.

Доказательство тому — жизнь на земле Иисуса Христа, не сторонившегося ни прокаженного, ни блудницы, ни разбойника. Именно Сын Божий показал людям, что исполнять заповеди Отца Небесного, живя на нашей планете, можно и не обременительно.

Кто-то скажет, что Иисусу было проще, так как он Мессия. А как же тогда монахи, старцы, святые, которые любили ближних и доказывали это делом?

7. Мораль

как проявляется любовь к ближнему
§7. Мораль

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Оно нас учит бережному отношению к природе. Не загрязнять , не мусорить. Места своего пребывания на природе убирать за собой. Не загрязнять атмосферу различными отходами: производственные отходы не сливать в водоемы, где может погибнуть все живое, также выхлопные газы от машин загрязняют воздух. Нужно бережно и заботливо относится к природе.

Вопрос 2. Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение моральных норм? Можно ли жить без морали?

Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести. По сути человек только и состоит из морали, каких-либо принципов. И когда что-то выходит за рамки его морали он уже считает что это плохо, или же наоборот слишком хорошо, но в том и в другом случаи это не в его морали. Так что мораль это отражение нашего “я” в целом.

Вопрос 3. Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.

Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

Вопрос 4. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?

Наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек. Без морали у нас бы не было общества, он бы просто не могло существовать, поэтому её называют общечеловеческой ценностью.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Центр буддизма наньшань как добраться

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Мораль выступает, прежде всего, как регулятор поведения людей в обществе Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.).

При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Вопрос 5. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни.

Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Вопрос 6. В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

Тысячелетия назад открыли люди, что самая высшая ценность, или, как ещё говорят, моральный идеал, — это человечность, гуманизм. С особой ясностью и простотой смысл морального идеала выражен в Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это, безусловно, не означает, что нужно всех немедленно заключать в свои объятия.

Гуманное отношение человека к человеку достигается только одним путём — через соблюдение принципов и норм морали. Это значит: нельзя убивать, не надо лгать, не надо лжесвидетельствовать, не надо покушаться на чужое. Но нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. Вот в этом и проявляется любовь к ближнему.

Вопрос 7. Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

К высшим моральным ценностям относятся гражданственность и патриотизм. Все люди живут в каком-либо государстве, в своём большом доме. Они граждане своей страны.

Высшим проявлением гражданственности является патриотизм — высокое, сокровенное чувство любви и преданности Отечеству. И не надо много разглагольствовать, а тем более кричать о нём на каждом углу, как это делают некоторые кичливые самозванцы. На самом деле патриотизм — это любовь. А любовь — чувство возвышенное и глубоко личное. Любовь — это вершина нравственного отношения к тому, кого любишь. И главное проявление любви есть бескорыстное служение.

Вопрос 8. Какой смысл вкладывается в понятие «добро»?

Понятие «добро» отражает наше стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества.

Мы считаем добром отношения справедливости, милосердия, любви к ближнему. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и сделает это не ради выгоды, а бескорыстно.

Мы считаем добром движение за возрождение и укрепление нашего Отечества, за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина.

Чтобы в жизни было больше добра, важно помнить, что свои дела и их последствия всегда нужно оценивать моральной меркой.

Вопрос 9. Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

Всё, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Зло губит душу того, кто творит зло, ведёт к нравственной деградации (разрушению) его личности.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство и т. д. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому существу, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь для себя выгоду.

Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, — хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, враньё, пьянство, хитрость, обман и т. д.

Когда счастье одних людей, их богатство и сила достигаются за счёт несчастья других — это зло. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавец хамит, бюрократ «волынит» и ждёт взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят.

Когда халтурят на работе, когда используют своё служебное положение в корыстных целях, когда властители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п. — всё это и есть моральное зло. К сожалению, оно многолико.

Вопрос 10. У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других»

Объясни это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?

Человек осуждает в других именно то, что свойственно ему самому прежде всего. Мало того он и поступает так же как и тот, кого он осуждает. Не суди и не судим будешь.

Вопрос 11. Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»

Раскрой смысл этой моральной позиции. Выскажи свою точку зрения по отношению к позиции этого человека.

Если человек думает только о себе это конечно же плохо. А если он думает о других помогает им то и они помогут вам. Это значит что все приходится делать самому, никто никогда за тебя ничего не сделает, но при этом ты должен быть отзывчивым и готовым помочь другому, то есть бескорыстно, а не ждать что если ты помог ,то и тебе обязаны помочь.

Вопрос 12. Ответь «да» или «нет» на каждую позицию теста. Сумеешь ли ты:

  • 1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи – да;
  • 2) честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок – да;
  • 3) простить своего обидчика – да;
  • 4) оторваться от телевизора, если нужно заняться делом – да;
  • 5) защитить несправедливо обиженного или более слабого – да;
  • 6) сдержать слово, если обещал – да;
  • 7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями – да.

Источник: https://regobraz.ru/moral

Как понять, что такое любовь к ближнему?

Photo by kolyaeg on Pixabay

В своё время я был приглашён Советом Европы выступить с лекцией на конференции, посвящённой участию религиозных конфессий в межкультурном диалоге. Конференция эта проходила в княжестве Сан-Марино, находящемся на территории Италии.

Непосредственно передо мной выступал епископ Сан-Марино, который начал говорить о вести великой любви, которую принесло в мир христианство и церковь, и о том, что сама церковь не что иное, как одна большая любовь.

Многие участники конференции не могли скрыть своего возмущения словами епископа, я же решил, что как представителю европейского еврейства мне не следует рассуждать в своём выступлении о «любви», которой мы удостоились от христианской церкви, начиная с крестовых походов, изгнания из Испании и Португалии, преследований инквизиции, и заканчивая молчанием Ватикана во время Холокоста.

Но мне очень хотелось спросить оратора: «Если это любовь, то что же тогда ненависть?»

После выступления священника слово взял представитель одной секулярной гуманистической организации, очень разумно заметивший, что в основе практически всех конфликтов и войн в мире лежит религиозная нетерпимость, в свете чего все разговоры о религии как о любви являются, по сути, ложью.

Photo by mohamed_hassan on Pixabay

Любить ближнего своего – заповедь в категории запретов

Интересно отметить, что наши мудрецы объяснили заповедь «и возлюби ближнего своего, как самого себя» в качестве запрета, а не предписания, как следует из следующего отрывка Талмуда:

И снова история об одном нееврее, который пришёл к Шаммаю и сказал ему: «Сделай мне гиюр при условии, что научишь ты меня всей Торе, пока я стою на одной ноге». Оттолкнул его (Шаммай) строительной мерой, которая была в руке его. Пришёл к Гилелю — тот сделал ему гиюр. Сказал ему (Гилель): «То, что тебе ненавистно — товарищу не делай, это вся Тора, а остальное — это толкование, иди и учись». (Шаббат 30а)

Смысл заповеди любви к ближнему в том, чтобы не делать ближнему того, чего не желаешь себе. Но откуда же знал Гилель, что именно таков смысл, сказанного в Торе? Ему это было очевидно из контекста пасука, начинающегося с запрета мести и злопамятства.

Не мсти и не храни зла на сынов народа своего и люби ближнего своего, как самого себя, Я — Б-г. (Ваикра 19:18)

Заповедь любить ближнего, таким образом, является логическим продолжением запрета мстить и злопамятствовать. Как во всех остальных заповедях, Тора здесь берёт возвышенные идеалы и переводит их на язык действий.

Очень часто, и в особенности, когда речь идёт о действиях, обусловленных религиозными убеждениями, человек убеждает себя, что его поступки продиктованы искренней любовью к кому-либо, заботой о его благе и желанием изменить его к лучшему.

Для того, чтобы проверить искренность этого, человеку следует лишь задаться вопросом, а хотел бы он сам, чтобы кто-то поступил с ним подобным образом.

Если ответ будет отрицательным, то поступать так запрещает сказанное в Торе «и возлюби ближнего своего, как самого себя».

Может ли человек любить ближнего как себя?

На самом деле, Рамбан задаётся вопросом, как может человек достичь такой ступени любви к ближнему, когда она не будет отличаться от его любви к самому себе. Вот, что он пишет:

А только заповедь Торы [состоит в том], чтобы возлюбил товарища его во всех отношениях, так же, как любит себя всем [возможным] добром. И вероятно, не сказано «возлюби самого ближнего своего, как себя» (Рамбан здесь указывает на разницу между לרעך и את רעך: в первом случае слово «ближнего» является ответом на вопрос «кому», а во втором — «кого».

В Торе, таким образом, не предписано любить самого ближнего, как себя, что невозможно, а предписано любить всё, связанное с ним, а были приравнены они (он и ближний) словами «ближнего своего», и подобным образом «люби его, как себя» (Ваикра 19:34), [сказанное] о гере, чтобы был смысл заповеди приравнять любовь обоих (его и ближнего) в сознании его, поскольку иногда любит человек ближнего своего в [том, что касается лишь] определённых вещей, [например,] делать ему добро [в отношении] богатства, но не в [отношении] мудрости и тому подобное. А если будет любить его во всех отношениях — захочет, чтобы удостоился ближний его, любимый им, и богатства, и имущества, и почёта, и разума, и мудрости не так, чтобы стал равен ему, ибо будет всегда желать в сердце, чтобы был он сам большим, чем товарищ, во всех благах. И заповедовало Писание, чтобы не было недостатка такой зависти в сердце его, но чтобы любил приумножение блага товарища, как делает человек [по отношению к] самому себе и не будет ограничивать любовь. И поэтому сказано о Йонатане (Шмуэль I 20:17) «Поскольку любовью самоотверженной любил его», поскольку искоренил качество зависти из сердца его, и сказано (Шмуэль I 23:17): «А ты воцарись над Израилем, [а я буду тебе наместником]..». (Рамбан Ваикра 19:17-18)

Но мудрецы Талмуда, говоря о поисках подходящей супруги, объяснили сказанное в Торе иначе:

Сказал рав Йегуда, [что] сказал Рав: «Запрещено человеку брать женщину в жёны, прежде чем увидит её. Возможно, увидит в ней что-либо противное, и опротивеет она ему, а Тора сказала: “И возлюби ближнего своего, как самого себя”». (Кидушин 41а)

Здесь, опять-таки, нам предписано не допускать заключения брака, в котором женщина будет страдать от ненависти мужа. Причина этого в том, что и муж не захотел бы быть ненавидимым супругой.

Акцент, в полном соответствии со словами Гилеля, ставится на избежание неблагоприятной ситуации, а не на стремление к идеалу.

Такая трактовка неизбежна, поскольку, как объяснил Рамбан, идеальный альтруизм практически недостижим для смертного человека, которому присуще заботиться прежде всего о самом себе.

Извращенная помощь Пнины Хане

«И дразнила её соперница постоянно» (Шмуэль I 1:6) — дразнит снова и снова.

Что говорила ей? «Купила ли ты своему старшему сыну накидку, рубаху и халат?» Сказал раби Нахман бар Аба: «Пнина вставала спозаранку и говорила Хане: «Разве ты не умываешь лица сыновей своих, чтобы пошли они в школу?» А в полдень говорила ей: «Хана, разве не встречаешь ты сыновей своих, вернувшихся из школы?» Раби Танхум бар Аба сказал: «Они садились есть, и Элькана давал каждому из сыновей своих порцию его, Пнина старалась раздразнить Хану и говорила Элькане: «Дай порцию этому моему сыну и этому моему сыну, а этому ты ещё не дал порцию». Почему? «Чтобы роптала» (Шмуэль I 1:6) — на Б-га. Сказал ей Всевышний (Пнине): «Ты побудила её к ропоту на Меня, [клянусь] твоей жизнью, нет грома (на иврите «роптала» созвучно с «гремела»), за которым не следовал бы дождь, немедленно Я вспомню о ней!» Как сказано: «Ибо вспомнил Б-г о Хане» (Шмуэль I 2:21).

Сказал раби Леви: «Сатан и Пнина старались во имя Небес. Сатан — чтобы не было человека достойнее Авраама (имеется в виду сказанное в книге Ийов. Сатан хотел, чтобы Ийов не стал более великим, чем Авраам). Пнина — как написано: «И дразнила её соперница постоянно, чтобы роптала». [Когда] толковал [так] рав Аха в Папунии, пришёл Сатан и поцеловал ему ногу (в знак благодарности). (Ялкут Шимони Шмуэль I, 77)

Хана сказала в своей песне: «И многодетная несчастна» (Шмуэль I 2:5), — поскольку все дети Пнины умерли. За что, однако, она была так наказана: ведь все страдания, причиняемые ей Хане, были направлены на то, чтобы та от всего сердца помолилась и попросила детей?

«Ангел из Коцка» задал несколько иной вопрос: «Откуда знали наши мудрецы, что поступала так во имя Небес?» И ответил: «Такие страдания ближнему может причинить только тот, кто всерьёз думает, что поступает так во имя Небес!»

И в этом случае Пнина могла проверить, являются ли страдания, причиняемые ей Хане, исполнением заповеди «и возлюби ближнего своего, как самого себя», лишь задавшись вопросом: а хотела бы она, чтоб кто-то поступал так по отношению к ней, или нет?

Страдания, которые Пнина причиняла Хане, подобны преследованиям христианства евреев, в том смысле, что и они тоже проистекали из «любви», заботы о мире грядущем и спасении душ других людей. Хотели бы христиане, чтобы и мы осыпали их такими благами любви, как крестовые походы, инквизиция и изгнания? Скорее всего, нет.

Любовь к людям приводит к любви к Б-гу

В хасидских общинах принято перед началом молитвы произносить текст, в котором молящиеся принимают на себя исполнение заповеди «и возлюби ближнего своего, как самого себя».

Любви ко Всевышнему можно достичь только через любовь к ближнему, поскольку мы любим людей из-за Б-жественной искры, сокрытой в них. Именно поэтому заповедь о любви к ближнему заканчивается словами: «Я — Б-г».

(Ваикра 19:18) Б-жественное начало в человеке обязывает нас к любви к человеку и приводит нас к любви к Б-гу.

Однако даже в общинах, где нет обычая читать такой текст, его не читают не потому, что не готовы исполнять эту заповедь или не желают исполнять её, а потому, что человек постоянно должен быть готов исполнить заповедь Творца. Именно так и пишет «Нода бе-Йеуда» (Йоре Деа, 93), что человек должен постоянно быть готовым исполнить любую из 613 заповедей Творца, в том числе и заповедь любить ближнего, как самого себя.

Эта статья — отрывок из книги рава Пинхаса Гольдшмидта «Слово Торы». Эту книгу можно купить на сайте Еврейской Книги.

Источник: https://imrey.org/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D1%8F%D1%82%D1%8C-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D1%8C-%D0%BA-%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%B6%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D1%83/

26. Любовь к Богу через любовь к человеку

объяснить детям значение двух главных заповедей Спасителя

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  За что расстреляли гумилева

Задачи:

  • напомнить детям о любви Бога к человеку
  • познакомить детей с двумя главными заповедями
  • познакомить детей с притчей о милосердном самарянине
  • сделать выводы о необходимости любви к ближним

Использованная литература:

  1. Янушкявичене О., Киреев И. Дерево доброе. Учебное пособие для начальных классов. – М., Отдел религиозного образования и катехизации, 1997. Главы «Божия любовь», «Первая и наибольшая заповедь».
  2. Верниковская Л.Ф. Уроки в воскресной школе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. Глава «Притча о благодетельном Самарянине».
  3. Амвросий (Юрасов), архим. Господи, благослови!: Методическое пособие к книге для чтения. – Иваново, 2007.

Дополнительная литература:

  1. Куломзина С.С. Закон Божий для самых маленьких. – М., 2012. Урок 15-й. «Как Иисус Христос учил людей».

Проверочные вопросы:

  1. Что такое заповедь?
  2. Какие две главные заповеди дал людям Спаситель?
  3. Что такое любовь?
  4. Как проявляется любовь к Господу?
  5. Для чего совершать добрые дела?
  6. Что значит заботиться?
  7. Кто наши ближние?
  8. Нужно ли нам заботиться друг о друге?

Ход урока. Вариант 1:

Беседа учителя с детьми по новой теме.

Просмотр мультфильма.

Закрепление темы с помощью игры-сценки «Заботливая пара». Дети делятся на пары. Каждая пара получает карточку со словами: бабушка и внук, врач и больной, мама и дочка, лиса и лисенок и т.д. В сценке дети должны изобразить, как те, кто им достался на карточках, заботятся друг о друге.

Ход урока. Вариант 2:

Рассказ учителя по новой теме.

Просмотр и обсуждение с детьми презентации по сказке «Три ржаных колоса».

Письменное задание-игра «Найди половинку».

Закрепление темы с помощью игры «Доброта – что солнце».

материалы:

Мультфильм по сказке В. Сутеева «Мешок яблок»:

Источник: https://school.orthpatr.ru/node/225379

Любовь к ближнему открывает нам Бога

Всякий любящий рожден от Бога и знает Бога
(1 Ин. 4: 7).

Притча о милосердном самарянине

Невозможно человеку вернуться к Богу и встретить Его, не возвратившись прежде к ближнему своему. Именно поэтому встрече с Христом Воскресшим предшествует встреча с ближним твоим.

«Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4: 7–8)». «Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для познания тайны Бога» (Кол. 2: 2). «Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает» (1 Ин. 4: 12). «Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом». (Еф. 2: 20–22).

Будем ли мы с Богом, зависит от любви, любовь зависит от исполнения заповедей Божиих, главная же заповедь – любите друг друга. Таким образом наша близость к Богу напрямую зависит от того, насколько мы любим ближнего своего.

Наша близость к Богу напрямую зависит от того, насколько мы любим своего ближнего У кого есть Благословенная Любовь, во-первых, к Богу и, во-вторых, к братьям своим во Христе, тот удостаивается чести принять Пресвятую Троицу в сердце своем.

Во многих местах Священного Писания говорится о совершенстве любви к ближнему, о любви же к Богу будто бы умалчивается. Хотя Закон и Пророки основаны на этих двух заповедях. Происходит же это потому, что возлюбивший ближнего своего должен превыше всего возлюбить саму Любовь. Но Бог – это Любовь, и «пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4: 16).

Вмести любовь Бога и, объяв ее, обнимешь и Самого Господа!

Любовь к Богу не заканчивается на любви к ближнему. Ближние наши – это не только друзья и родственники, но и все люди, имеющие общую с нами природу. Враги ли это, союзники ли, или люди, неравные нам по общественному положению, – все они создания одного Творца, давшего нам дыхание жизни. Все мы наслаждаемся одним небом, одним воздухом. Дни и ночи даны всем одинаково. Кто-то лучше, кто-то хуже, кто-то справедлив, а кто-то не очень. Бог великодушен и добр ко всем.

Если любишь по-настоящему, то отношение твое к людям не зависит от настроения или мнения других. Не обращая внимания на природу человеческую, свойственную всем нам, ты любишь всех людей без исключения.

Любящий Бога не может не любить каждого человека, как самого себя. Тот, кто любит Бога, прежде возлюбил брата своего, ибо вторая любовь есть подтверждение первой. Говорящий о любви к Господу и ненавидящий брата похож на блуждающего во мраке. В любящем же Бога в ближнем своем выражение любви усиливается прямо пропорционально его приближению ко Христу.

«Представь окружность, начерченную на земле, – говорит святой Дорофей. – Предположим, что окружность – это наш мир, а центр круга – это Бог. Проведем несколько линий от края к центру, вообразив, что это дороги жизни, которым может следовать человек.

В желании приблизиться к Богу святые следуют этим линиям, устремляясь к центру круга. И чем ближе становятся они к центру, тем ближе они становятся друг к другу и к Богу. Приближаясь к Богу, они приближаются к человеку.

В этом сущность любви: объединяясь с ближним, мы соединяемся с Богом!»

Проявляя любовь, мы отдаем человеку то, что имеем, и то, в чем он нуждается. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть» (Мф. 25: 35).

«У меня есть кусок хлеба, у тебя нет. Если я поделюсь с тобою, то проявлю любовь. Съев весь хлеб и оставив тебя голодным, я покажу, что любовь моя к тебе ненастоящая. Есть у меня две чаши вина, у тебя нет ни одной. Поделившись с тобой, я проявлю любовь. Не поделившись, покажу, что любовь моя ложная.

Если у меня полон сундук одежды, поедаемой молью, а тебе нечем прикрыть наготу твою, нет у меня любви. У тебя горе: умер отец, мать или дитя. Ты сам в недуге. Если я приду утешить тебя – любовь моя истинная.

Если ты плачешь и стенаешь, а я ем, пью, танцую, пою и наслаждаюсь жизнью – это псевдолюбовь!» – учил святой Косма Этолийский.

***

Греческие отцы много писали о том, что любовь ко Христу проявляется через любовь к ближнему. Ниже приводятся высказывания на эту тему святого Космы Этолийского (1714–1779) – просветителя греческого народа в годы Османского ига – и современного богослова протоиерея Иоанна Романидиса.

Святой Косма Этолийский: «Возлюби ближнего своего – и увидишь Бога»

Святой равноапостольный Косма Этолийский

Неописуема высота, на которую возносит нас любовь. Любовь соединяет нас с Богом, покрывает грехи, все терпит, от всего оберегает. В любви нет буйства, гордости, разногласия, злобы. Любовь творит всё в спокойствии. В любви обретаются все избранники Божии, без любви ничто не угодно Богу. С любовью принимает нас Господь.

Если ближний твой согрешил и в сердце твоем есть хоть малая толика ненависти к нему, ты отчужден от Бога Если ближний твой согрешил и в сердце твоем есть хоть малая толика ненависти к нему, ты отчужден от Бога. Не может быть в согласии с Богом тот, кто по причине ненависти или зависти не имеет мира с братом своим.

Если хотим называть Бога Отцом нашим, надо быть сострадательными и человеколюбивыми. Мы должны радовать братьев наших во Христе. Если же мы несострадательны, черствы и огорчаем наших братьев, отравляем их сердца тленом – не Бог наш отец, а диавол.

Если мы любим только друзей и близких, это не в радость Богу. Любим, ожидая взаимной любви от них. Мы становимся подобными Богу не творя чудеса, а возлюбив всех людей, включая и наших врагов.

Необходимо любить всех одинаково, не создавая фракции и партии. Потому что, любя кого-то больше, чем других, мы признаемся, что не для всех наша любовь настоящая. Как воспоминание о костре не может нас согреть, так и вера без любви не несет свет знания о Боге в сердце человека.

Если сотворим тысячи добрых дел, будем поститься, молиться, раздавать милостыню, кровь проливать ради любви ко Христу и если нет в нас любви к ближнему – всё зря, ничто нам не поможет, и прямая нам дорога в ад.

Кто преуспевает в любви, у того Бог внутри и ум того в Боге Не приносит столько пользы пост, сколько вреда приносит гнев. Не приносит пользы чтение Писания, если ты пренебрегаешь братом своим. Посты, бдения, изучение Священного Писания, отказ от богатства, отречение от мира – это не совершенство, а всего лишь инструменты для его достижения. С их помощью оно достигается. Бесполезны посты, бдения, бедность, чтение Священного Писания, если не преуспевать нам в любви к Богу и ближнему. Кто преуспевает в любви, у того Бог внутри и ум того в Боге.

«Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос» (1 Кор. 12: 12).

Душа верующего – храм Господа. Будем почитать этот храм, будем украшать его приношениями и примем в храме этом Христа. Насколько лучшие богатства есть у Христа по сравнению с теми, которые видны нам! Бойся Христа на Небе и узнавай Его на земле. Неисчислимы дары Христа на Небе, неисчислимы страдания Его на земле. Здесь Он бедняк, там Он богач.

Христос умер и погребен один раз, но Он желает, чтобы ежедневно проливалось миро на ноги Его. О чем это? Христос говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Таким образом, миро проливает тот, кто помогает добром самому слабому. Миро от мучеников, от апостолов – в радость Господу нашему Иисусу Христу.

«мы любим детей Божиих» (1 Ин. 5: 2). Что это значит? До этого Иоанн говорил о Сыне Божием, о Христе: «Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него».

И продолжает: «Что мы любим детей Божиих», будто бы хотел сказать: «Мы любим Сына Божиего». Сказал «детей Божиих», хотя только что говорил о Сыне Божием. Ибо «дети Божии» есть тело Сына Божиего. Христос – голова, а мы – члены.

Поэтому тот, кто любит «детей Божиих», любит Сына Божиего, а кто любит Сына, любит Отца.

Если кто-то скажет: «Покажи мне Его, чтобы я Его возлюбил!», мы ответим ему словами Иоанна: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18). Но чтобы не думал человек, что не может видеть Бога, добавляет: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4: 16). Поэтому возлюби ближнего своего – и увидишь Бога.

Протоиерей Иоанн Романидис: «Заботясь о людях, мы принимаем Христа»

Протоиерей Иоанн Романидис

Мудрость свойственна не только Священному Писанию и трудам святых отцов, но и православным иконам, изображающим Страшный суд. То же самое происходит и с золотым светом Славы, исходящим от Иисуса Христа, окутывающим друзей Христовых.

Спускаясь к низу, свет становится багряным и, оставаясь Любовью Божией, объемлет «проклятых», воспринимающих ее как силу ада. Это Слава и Любовь Христа, очищающая все грехи, прославляющая одних и ввергающая других в ад. Все будут наставлены Святым Духом «на всякую истину», то есть увидят Христа с друзьями Его во Славе. Но прославятся не все. «Кого оправдал, того и прославил» (Рим. 8: 30).

Притча о бедном Лазаре на лоне Авраамовом и о богаче в страданиях предельно ясна. Богач видит, но дотянуться не может (см.: Лк. 16: 19–31).

Сколько из живущих сегодня людей не захотели бы жить во времена, когда Христос был на земле? Сидеть с Ним за одной трапезой? Но и сегодня это возможно. И сейчас мы можем пригласить Его к нашему столу, да и к тому же с наибольшим прибытком. Потому что многие из тех, кто трапезничал с Ним, впоследствии сгинули (Иуда Искариот и ему подобные). Сегодня же каждый, пригласивший Его в свой дом и предложивший обед и крышу над головой, будет благословлен.

Никто не должен говорить, что благословенны те, кто сподобился радости принимать Христа в доме своем. Не должны мы жалеть и страдать, что не родились в то время, ибо не лишены мы благословления. [Христос говорит]: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф.

25: 40). И продолжает: «Истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Ин. 13: 20). И: «Кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Мк. 9: 37).

Каждый, кто принимает «братьев меньших» во имя Христа, принимает Самого Христа.

Кто кланяется в ноги братьям, тот прикасается ко Христу Кто кланяется в ноги братьям, тот прикасается ко Христу. Если кто-то проливает слезы, Христос страдает и возносит о нем молитвы Отцу Своему.

Авраам, оказывая гостеприимство странникам, принимал и заботился о Самом Боге. Лот принял Ангелов. И мы, заботясь о людях, примем Христа.

Монахи, точно знавшие, что для встречи со Христом нужно с любовью относиться к ближнему, когда их спрашивали, как им удается с такой готовностью служить людям, отвечали: «Не человеку работаем, но Богу». Также говорили: «Увидев идущих братьев, поклонись им. Не им кланяешься, а Богу. Увидел брата своего по естеству – увидел Бога».

Действительно, только так мы сможем встретиться с Воскресшим Христом. Очень часто христиане, встречая людей сомневающихся или даже отрицающих Воскресение Христа, начинают бомбить их диалектической пиротехникой, не подозревая, что речь их воспринимается как «медь звенящая».

Не подозревают, что Христос Воскресший, как мы Его пытаемся изобразить, является достойной жалости вымышленной фигурой, результатом детской фантазии, грустным изображением. Всё это потому, что настоящего Христа мы не видели. И не видели по причине того, что не удосужились заглянуть поглубже в глаза ближнего своего.

Наши умственные построения – это явное подтверждение того, что Христа мы не встречали. Если бы мы Его видели хоть раз, то встретили бы Его снова и в глазах неверующего, и в глазах сомневающегося.

Перестали бы видеть в них врага, которого нужно уничтожить, а просто бы обратились к ним, как Серафим Саровский: «Радость моя!» И тогда бы они ощутили, что мы видим Воскресшего Христа, и увидели бы Его сами!

Перевел с новогреческого Константин Митин
agiameteora-friends.net
Из книги протоиерея Филофея Фароса «
Πριν και μετά το Πάσχα»

Источник: https://monastery.ru/bog-i-chelovek/lyubov-k-blizhnemu-otkryvaet-nam-boga/

Святые отцы о любви в Православии

Отношение к такому прекрасному чувству, как любовь, в православном мире в корне отличается от общепринятого.

Любовь в православии – это особое состояние души, которое достигается упорным трудном и мало имеющим общего с голливудскими влюблённостями, героизмом и пламенным влечением.

Вот что о ней пишут различные святые и учит сама церковь.

  • Что такое любовь к ближнему
  • Евангелие о любви
  • Высказывания святых отцов о семье
  • Любовь от бога между мужчиной и женщиной
  • Что такое духовная любовь
  • Любовь к себе в православии
  • Отношения мужа и жены в православии
  • Как полюбить людей православие
  • Святые отцы о влюбленности

Что такое любовь к ближнему

Известно, что Христос, помимо 10 иудейских заповедей, данных Моисею на Синае, создал ещё одну, объединившую их все воедино – «Да любите друг друга». Исходя из этого правила, гораздо легче исполнять остальные заповеди.

Ведь, если действительно любишь человека, то не будешь его завидовать, говорить на него клевету, воровать у него и тем более убивать. Не будешь и изменять близкому человеку, если сила любви сильна.

Отношение христианства к любви к ближнему записано в одной фразе: «полюби ближнего человека так же, как и себя, благослови тех, кто тебя проклинает и обижает».

То есть, истинно духовный человек будет прощать близких людей за любые поступки, хотя в современном мире очень сложно даже просто не делать гадости в ответ, не говоря уже о подарках и добрых поступках для тех, кто не желает вам добра.

Любовь в христианстве подразумевает жертвенность, доброту и даже готовность пожертвовать собственной жизнью ради благополучия и счастья близких людей.

Евангелие о любви

Евангелие о любви не упоминает практически никак. В нём описаны библейские события, всё, что происходило с Христом, как встречали его ученики, какие чудеса и знамения сопровождали время пребывания Христа на земле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как зажечь лампадку дома

В Евангелие описана общая мудрость, жизненные притчи, которые были понятны, как образованному человеку того времени, так и обычному крестьянину.

Высказывания святых отцов о семье

Церковное учение повествует о том, что семья – это малое подобие церкви, главой которой является Христос. Считается, что главным человеком в семье является мужчина, а женщина просто следит за домом, занимается рождением и воспитанием детей и делает то, что ей приказывает муж.

Это высказывание не совсем вяжется с современными реалиями, в которых домашний тиран и алкоголик пытается не только поучать жену, но и заниматься воспитанием детей. Ведь к мужу церковь предъявляет довольно строгие требования – он должен обязательно быть верующим человеком, сам держать себя в строгости и – главное, — с любовью относиться к своим близким.

Если любовь исчезает, а муж не следует христианским заповедям, считая хозяином семьи только себя самого и исключая Бога, он легко превращается в домашнего тирана, с которым и дел никаких иметь не стоит.

Жена, по мнению церкви, должна любить мужа, ценить его отношение к семье и делать всё, чтобы в доме было уютно, тепло и приятно. Выходя замуж, она должна понимать, что берёт ответственность не только за себя перед Богом, но и за мужа, благополучие своих детей, атмосферу, в которой они вырастут. Она должна беречь семейное счастье и делать всё, чтобы дети и муж были благополучными и счастливыми людьми.

Возьмите на заметку: высказывания святых отцов о любви можно прочесть в книгах Марка Подвижника, Ефрема Сирина и Симеона Богослова.

Под этим видом любви церковь понимает ответственное отношение друг перед другом и готовность пожениться, вместе воспитывать детей и вести хозяйство. В церкви любовь считается очень прагматичным и приземлённым отношением, скорее, единым соглашением, чем страстной влюблённостью и чувственностью, однако жизнь эту истину часто опровергает.

По мнению священников, если любовь от Бога, то в паре будут гармоничные и добрые отношения, не будет постоянных ссор и взаимных обид. Мужчина будет с трепетом и уважением относиться к своей половинке, будет понимать ответственность за свои поступки, а женщине придется подумать прежде, чем соглашаться на его предложение.

При этом церковь призывает к отказу от интимных отношений до брака и отрицательно относится к любым внебрачным сексуальным отношениям.

Подробно о любви и влюблённости, любовной зависимости можно подробно прочесть в книге протоирея Андрея Лоргуса «Любовь, влюблённость, зависимость».

Разумное отношение к разводу и сложным моментам в браке раскрывают священники Дмитрий Беженарь, протиерей Артемий Владимиров и Дмитрий Смирнов.

Что такое духовная любовь

Это любовь, в которой присутствует Бог. Описать словами это чувство невозможно, его могут только прочувствовать те, кто следует христианским заповедям.

Прежде всего, это любовь без эгоизма, желания получить что-то своё, в том числе и выгоду, личные цели. Обычно конфликты выявляются в те моменты, когда нужно в чём-то уступить и чем-то пожертвовать.

Человек, который по-настоящему любит духовной любовью, ради близкого человека готов пожертвовать собственным благополучием, однако всегда распознаёт, когда нечестные люди пытаются этим воспользоваться и меняет своё поведение.

Влюблённость более эгоистична – обычно в ней человек любит то, что ему приятно, но редко способен пожертвовать ради неё собственным благополучием и покоем.

Духовная любовь не только берёт, но и даёт. При этом человек может любить безответно, но не страдать от этого, зная, что он не достоин человека, которого любит. В земной любви человек в аналогичной ситуации будет добиваться ответа, обижаться или даже мстить за свои обиды.

Любовь к себе в православии

О ней православие не распространяется. Считается, что изначально человек рождается с животной любовью к себе, однако на практике это не так.

Проявления отсутствия любви к себе такие как нанесение вреда своему здоровью, самоубийство, уныние церковь всегда осуждает и относится к ним отрицательно. Более того, церковью запрещено подавать записки за самоубийц – молиться о них можно только дома.

Отрицательно церковь относится и к таким вещам, как пьянство, наркомания и любые другие разрушительные формы поведения, но больший акцент церковь делает на любовь к ближнему, потому что следовать на практике ей сложнее, чем в жизни.

Осуждение, ложь, воровство, клевета, наглость, убийство, зависть считаются тяжёлыми грехами, которые являются отсутствием любви к близким людям.

Отношения мужа и жены в православии

Муж должен беречь и заботиться о супруге, не совершать тяжких грехов и принимать участие в воспитании детей. Жена должна следовать указаниям мужа при условии, если они не противоречат учению церкви – например, не будет считаться грехом, если жена откажет супругу, если он попросит её сходить за бутылкой или пить вместе с ним.

Более того, с непутёвым супругом или супругой можно развестись, особенно в случае измены, пьянства или обмана. Однако третий и четвёртый брак не признаётся церковью и не освещается в храме.

Главной целью семьи в православии является деторождение. Считается, что детей должно быть столько, сколько Бог даст. Однако предохранение без использования противозачаточных средств, например, прерванный половой акт, не считается грехом, если по каким-то причинам супруги не могут завести ребёнка.

Церковь отрицательно относится к абортам и призывает рожать детей, если только нет серьёзных противопоказаний здоровью матери (например, внематочная беременность, выносить ребёнка при которой невозможно).

Как полюбить людей православие

Для этого нужно стараться понять их и не осуждать, если это возможно.

Церковь осуждает грехи, но не людей и всегда даёт возможность покаяться.

Бывали случаи, когда даже бандиты и злодеи становились настолько верующими, что полностью меняли свой образ жизни. Поэтому нужно научиться прощать людей, не завидовать им и научиться понимать и принимать их слабости.

Святые отцы о влюбленности

Об этом чувстве святые отцы мало высказываются. Понятия «влюблённость» в православии не существует – там есть или законный брак ил внебрачные связи, которые называются такими словами, как «блуд», «прелюбодеяние».

Современные священники советуют молодым людям сохранять до вступления в брак целомудрие и советуют заводить дружеские отношения. Это поможет проверить чувства и понять, стоит ли углублять отношения или нет.

А если влюблённость бесконтрольна и перерастает в зависимость, святые отцы считают, что страсть нужно или побороть, или пожениться с близким человеком, если он не женат. Отношения с женатыми мужчинами и замужними женщинами церковь осуждает, как и пробные гражданские браки, считая их греховными.

Источник: https://1001molitva.ru/o-pravoslavii/lyubov.html

Признаки любви (психология). Как распознать настоящую любовь

  • 23 Октября, 2018
  • Психология отношений
  • Юлия Оболенская

Литература, кино, телевидение буквально переполнены темой романтической любви во всевозможных ее проявлениях. О ней слагаются стихи, ей посвящаются песни и баллады.

И когда приходит время, и сердце начинает трепетать от волнения, очень легко спутать истинную любовь с зовом плоти.

И даже если со своей стороны вы полностью уверены, что ваше чувство самое что ни на есть настоящее, то как распознать это в своем предмете восхищения? По каким приметам определить искренность чувств? Что является признаком любви?

Признаки влюбленности

Когда гормоны человека созревают в достаточной степени, приходит время любить. Наверное, каждый взрослый человек пережил этот восхитительный жизненный этап. И всегда, прежде чем придет настоящая любовь, появляется влюбленность.

Эти неясные томления, захватывающий интерес к предмету своего внимания, сладкие мечты и горькие разочарования оставляют в душе приятный след, вызывающий по прошествии лет позитивные эмоции и легкую улыбку.

Но каждая ли влюбленность перерастает в глубокую любовь?

Далеко не каждое первое чувство становится большой любовью. Влюбленность — это как проба сил, разведка боем, когда примеряешь к себе приятного тебе человека.

Когда приходит влюбленность, начинают проявляться первые признаки любви:

  • человек вам очень нравится, с ним приятно находиться рядом и хочется продлить эти совместные мгновения;
  • мысли о любимом вызывают радость и улыбку;
  • его появление сопровождается выбросом в кровь адреналина — ощущение щекочущих бабочек в районе живота;
  • кажется, что весь он состоит из достоинств и полностью лишен недостатков;
  • это самый приоритетный и авторитетный для вас человек на земле;
  • хочется доставлять ему радость и дарить счастье;
  • для него ничего не жалко, все можно отдать не задумываясь;
  • с этим человеком вы планируете общее будущее.

Однако первая горячая влюбленность далеко не всегда оканчивается счастливым браком, даже если он был зарегистрирован. Ведь влюбленность — это идеализация партнера, подгонка его под свою мечту об идеальном мужчине или идеальной женщине с теми чертами характера, которыми наделило их ваше воображение.

А действительность зачастую очень отличается от нашего о ней представления. Поэтому пылавшие искренней влюбленностью пары со временем начинают понимать, что не так уж идеален их избранник, и семья распадается. Для того чтобы распознать настоящую любовь, нужно обращать внимание на некоторые признаки.

Человечество издавна мучает вопрос, как можно различить в ходе течения влюбленности и горячего увлечения противоположным полом истинное чувство, которое позволит создать на его основе крепкую и счастливую семью. Психология имеет собственный взгляд на эту тему. Специалисты всего мира пришли к единому мнению, что признаки любви в психологии сводятся к нескольким ощущениям, создающим платформу для настоящих чувств.

Влюбленность

Влюбленность — эмоциональное состояние, когда избранник вопреки сигналам разума наделяется исключительно положительными качествами, а отрицательные не только игнорируются, но и вообще в расчет не берутся. Влюбленность у каждого длится по-разному — от трех недель до нескольких месяцев.

Но рано или поздно она обязательно проходит, поскольку это промежуточное состояние, а не глубокое чувство. И вот тогда с глаз как будто падает внезапно пелена и твой избранник предстает во всей своей настоящей красе со всеми его пороками и недостатками.

И если увиденное не вызывает резкого отторжения и остается привлекательным для другой половины, то это, скорее всего, и есть настоящая любовь.

Привязанность

Привязанность — это устоявшаяся привычка быть всегда рядом, видеть симпатичного тебе человека и иметь возможность долговременного общения. На основе этого чувства было построено немало по-настоящему счастливых браков, ведь ничто не способно так объединить двух разных людей, как общий интерес и общее дело.

Сначала возникает увлеченность решением этих общих рабочих или научных проблем, а затем начинают проявляться признаки любви. Но здесь стоит иметь в виду, что совместная работа может закончиться и вместе с ней пропадут объединяющие супругов факторы. Так что если кроме работы двоих больше ничто не связывает, брак может потерять свою актуальность.

Посему в браках, основанных на привязанности, нужно находить другие, не менее важные точки соприкосновения, и тогда ваш союз будет успешен.

Увлеченность

Увлеченность чаще всего проявляется по отношению к блестящим личностям — звездам кино или эстрады, знаменитым художникам или режиссерам, научным светилам, музыкантам, литераторам и другим преуспевшим в жизни людям, вызывающим восхищение окружающих.

Влюбленные жены и мужья часто жертвуют своей личной карьерой для обеспечения успешного творчества избранника. В основе этого чувства заложено искреннее восхищение способностями любимого и его достижениями.

Можно счастливо прожить жизнь в таком браке, но при условии, что обслуживающую гения половину семьи не тяготит такое второстепенное положение.

Эмоциональный контакт

Эмоциональный контакт — такое проявление любви наиболее близко к настоящему чувству, ибо на этом уровне налаживается связь непосредственно с внутренней сущностью человека, а не его наружной оболочкой. Влюбленные люди начинают глубже чувствовать своих партнеров и понимать причины тех или иных их поступков и действий. Такие семьи получаются более ориентированными друг на друга, их отношения основаны на полном взаимопонимании и взаимоподдержке.

Любовь и ее проявления

Есть и другие признаки, по которым можно распознать влюбленных. И первый из них — это постоянное желание держать свою половину за руку, как бы подсознательно боясь ее потерять.

Иногда любовь возникает внезапно, мощным круговоротом увлекая нас в увлекательное путешествие, и тогда нам не до сомнений и поиска признаков любви. Но чаще встречается неторопливая любовь, которая вызревает постепенно. Ей требуется время для того, чтобы окрепнуть.

Стремительная имеет свойство быстро рождаться, но и не менее быстро проходить. А вот выстраданная медленная любовь имеет очень много шансов на успешное супружество.

Когда внутри зарождаются сомнения, действительно ли этот человек будет достойным спутником жизни, он начинает анализировать свои отношения и выискивать признаки любви у себя и избранника.

В активе будущего союза оказываются такие важные человеческие чувства, как доверие, увлечение, признание, радость совместного бытия, в пассиве же — боязнь быть отвергнутым, страх грядущей ответственности перед другим человеком и зависимость от него, опасения в том, что оба не готовы к такому серьезному шагу, как женитьба. Вот при таких сомнениях следует обратить внимание на невербальные признаки любви. Их мы рассмотрим далее

Невербальные признаки

Существует множество невербальных способов проявить свою любовь, когда стесняешься сказать об этом прямо. Проявляются они в основном на ранних стадиях отношений, когда люди только присматриваются друг к другу.

Если вы хотите увериться в том, что действительно небезразличны какому-то человеку, научитесь расшифровывать эти завуалированные знаки внимания и любви.

Следует сказать, что невербальные признаки для мужчин и женщин разные в соответствии с их натурой, но есть некоторые общие, одинаково проявляющиеся у представителей обоих полов.

Наиболее очевидный признак любви — это непроизвольный румянец, который появляется при виде предмета ваших воздыханий или даже тогда, когда о нем кто-то говорит. Это свидетельствует о том, что человек вам небезразличен и занимает все ваши мысли и чувства.

К ним же относятся изменившийся голос и проявление неловкости.

Иногда, пытаясь скрыть свою заинтересованность в человеке, мы начинаем притворяться и демонстративно делать вид, что он нам безразличен или, более того, придираться к нему, даже обижать, как это делает маленький мальчишка, проявляю свою любовь к девочке дерганием за косички.

Невербальные признаки у мужчин

Дальше рассмотрим невербальные признаки любви, присущие исключительно парням и исключительно женщинам. Если мужчина воспылал страстью к девушке, для него очень важными становятся такие внешние проявления его заинтересованности:

  • прикосновения — телесный контакт с возлюбленной им просто необходим;
  • нахождение в поле зрения своего предмета;
  • демонстративное безразличие;
  • предложение своей помощи в каком-нибудь мужском деле — поднести, передвинуть, прибить, поднять и так далее;
  • проявление интереса в разных вопросах о любимой к ней и людям, ее знающим;
  • желание физического контакта — объятия, поцелуи, прижимания, касание ногой, рукой и другие виды контакта, в том числе и секс;
  • безграничное доверие к любимой женщине, вплоть до отрицания очевидных фактов.

Невербальные признаки у девушек

Совсем иные признаки любви у женщин. Как известно, женская логика — это отсутствие всякой логики, поэтому и признаки ее любви могут быть иногда очень противоречивыми, но наглядными. Эти признаки у женщин проявляются так:

  • игра глазками;
  • привлечение к себе внимания;
  • чрезмерная забота и опека;
  • скромность и застенчивость;
  • свечение изнутри или крайняя рассеянность;
  • проявление внимания к делам своего мужчины;
  • повышенное внимание к своему внешнему виду и гардеробу;
  • загадочность в поведении;
  • плавность и женственность движений;
  • проявление сексуальности.

Как распознать настоящую любовь?

Доктор Рей Шорт, стремясь помочь влюбленным провести исследование своего чувства, дает несколько важных советов:

  • понять, что больше всего притягивает вас в человеке. Если это физические данные, то скорее всего вы просто увлечены, а вот если вас интересует он как личность, то это любовь;
  • если любишь по-настоящему, то в избраннике нравится абсолютно все, даже его недостатки кажутся милыми и приятными, а когда нравится только сексуальная фигура или красивое лицо, то это чувство скоротечно, а любовь ненастоящая;
  • быстрое начало любовной истории почти всегда увлечение, настоящая любовь проявляется неспешно, но основательно;
  • если чувство то гаснет, то разгорается с новой силой — это скорее всего увлеченность, а постоянные нежные и теплые чувства свидетельствуют о настоящей любви;
  • когда любовь настоящая, стремишься стать лучше, поверхностное увлечение не порождает стремления к усовершенствованию;
  • при настоящих чувствах разлука лишь усиливает значимость объекта любви, в иных случаях даже недолгое расставание способно охладить чувства;
  • настоящая любовь бескорыстна и нацелена на предоставление радости своей половинке, а замешанная на материальных благах любовь очень хрупкая и развалится при первых признаках финансовых неприятностей.

Заключение

Изучив информацию, по которой можно судить о силе любви, вы могли понять, что идти на поводу у своих временных страстей не стоит. Так как это напрасная трата времени и сил. Ищите свою настоящую любовь и пусть ваша жизнь будет счастливой и благополучной!

Источник: https://psychbook.ru/419512a-priznaki-lyubvi-psihologiya-kak-raspoznat-nastoyaschuyu-lyubov

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Откуда произошло имя даниил

Закрыть