Как помочь ребенку поверить в себя

10 правил, чтобы воспитать ребенка, который не боится ошибок и доверяет родителям

как помочь ребенку поверить в себя

Японские ученые считают, что людям с заниженной самооценкой сложно строить здоровые отношения и карьеру, они склонны к неврозам и зависимостям. Между тем восприятие себя формируется в раннем детстве, и оно напрямую зависит от отношения родителей к ребенку. Если вы хотите узнать, как помочь детям не бояться ошибок, замечаний, следовать за своей мечтой и добиться успеха, читайте нашу статью.

Мы в AdMe.ru хотим, чтобыстало как можно больше людей, довольных своей жизнью. Поэтому специально для вас мы собрали советы, которые помогут воспитать ребенка со здоровой самооценкой.

1. Возьмите на себя ответственность за своих детей

Пока мы родители и наши дети зависят от нас, мы и только мы делаем решающий выбор в том или другом важном деле. Какую школу выбрать? Сколько времени проводить за планшетом? До скольких можно гулять по вечерам? Конечно, советоваться с детьми и учитывать их мнение нужно, но отдавать бразды правления в руки ребенка точно не стоит.

Родителям важно научиться принимать ответственность за свои решения, даже если ребенок с ними не согласен, даже если вы не раз понимали, что ошибались. Это основа для детской самооценки: так дети понимают, что мир надежен, потому что родители знают, что делать.

2. Научите ребенка ошибаться и ценить ошибки

Ребенок все делает впервые, у него нет опыта. Он получает его через пробы, ошибки и маленькие победы. Слишком критичное, тревожное, опекающее или, наоборот, равнодушное отношение взрослых мешает ребенку поверить в себя и свои силы. Если мы хотим, чтобы он был уверен в себе и не трясся от страха перед неудачами, нужно поддерживать его даже тогда, когда у него ничего не получается.

Почаще говорите: «Молодец, что пробуешь. Ты смелый и сильный! Давай еще раз попробуем». Ну а ваша поддержка просто бесценна: для 2-летнего ребенка иногда достаточно просто взять его руки в свои; для 5-летнего — спросить, хочет ли он, чтобы вы помогли; для 7-летнего — помочь понять, что именно не получается; для 12-летнего — быть рядом, чтобы поддержать, когда позовет.

3. Оставайтесь на стороне своих детей до конца

Старайтесь всегда быть на стороне своего ребенка, особенно тогда, когда он плохо себя ведет.

Принимайте детей такими, какие они есть, даже зная, что в них, как и в каждом из нас, живут разные чувства, что они также могут злиться, обижаться, могут быть несправедливы.

Оставайтесь в позиции взрослого и помните, что родители, а не дети в ответе за отношения. Что бы ни случилось, давайте понять им, что ваши отношения в порядке, а вечером перед сном вы, как и всегда, все равно прочитаете им сказку.

4. Научитесь правильно его хвалить

Похвала — хороший способ повысить самооценку ребенка. Главное — делать это правильно и придерживаться некоторых правил:

  • Старайтесь хвалить ребенка за усилия и за результат, не превозносите его достижения как самые-самые, не говорите, что они лучше, чем у других.
  • Сравнивайте его только с ним самим.
  • Пусть ваша похвала будет содержательной. Расскажите подробнее, что именно вам понравилось в работе ребенка или его поступке.
  • Ищите хорошее. Даже в самой неудачной работе или поступке можно отметить что-то хорошее, пусть даже намерение.
  • Время от времени устраивайте «ревизию достижений». Поделитесь с ребенком мнением о том, что у него получилось, чему порадовались, выслушайте его мысли.

5. Верьте детям, даже когда они врут

Особенностью крепких и близких отношений между родителями и ребенком является взаимное доверие. Нередко преградой на пути к этому становится детский обман. Родители часто переживают, что дети много врут, некоторые маниакально требуют от детей говорить правду и только правду.

Между тем многие психологи и преподаватели считают, что ребенок нередко врет из страха, чтобы избежать наказания или прибавить себе ценности в глазах сверстников или старших.

Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок мог расслабиться, не наказывайте его, а, наоборот, старайтесь почаще доверять ему, покажите, чтоон для вас ценен сам по себе.

6. Учитесь интересоваться своими детьми, а не только их успехами

Чтобы расти уверенными в себе, детям нужно чувствовать, что родителям они интересны. Не только их оценки и поведение в школе, достижения в спортивной секции, но и их личные переживания, увлечения, отношения с друзьями — все то, что важно и интересно самому ребенку. Вместо этого мы часто подменяем искреннюю заинтересованность только заботой и переживаниями за здоровье, оценки, о чувстве сытости, чистой и теплой одежде.

Почему же нам неинтересны его занятия и увлечения? Скорее всего, потому что они не кажутся нам важными. Но, если мы хотим стать настоящим другом своему ребенку, показать ему, что нам интересна его жизнь, мы сможем найти в себе силы и желание для теплого и искреннего общения.

7. Не превращайте критику в главный инструмент воспитания

Совсем без критики в воспитании, конечно, не обойтись, ведь это один из способов сообщить ребенку, что правильно делать, а что нет. Но проблема в том, что для многих родителей она превращается в излюбленное средство воспитания. Постоянная критика, сравнения и повышенные требования быстро убивают в детях всякий интерес и вселяют страх ошибки.

Все это лучше заменить на обычную человеческую поддержку, похвалу и поощрение. Ведь, когда ребенка одобряют, он хочет услышать это еще и еще, любое дело у него получается лучше. Так, если малыш случайно споткнулся и упал в грязь, можно просто сказать: «Ой, как неприятно падать в грязь, ну ничего, такое иногда бывает, в следующий раз ты будешь смотреть под ножки и все будет хорошо». После этого первое время при каждом удобном случае вежливо напоминайте малышу смотреть под ноги.

8. Показывайте ребенку пример

Наше собственное отношение к себе и то, как мы ведем себя с другими людьми, — мощное средство воспитания. Ведь именно на родителей ребенок равняется прежде всего. Поэтому, воспитывая ребенка, важно работать и над собой тоже.

При каждом удобном случае показывайте, что вы тоже неидеальны и допускаете ошибки. Для ребенка это очень полезный опыт, особенно когда он видит, как родители выходят из затруднительного положения, сохраняя свое лицо.

Не забывайте просить прощения у детей, если вы их обидели.

9. Формируйте систему ценностей

Объясните ребенку, что судить о человеке по внешнему виду — это поверхностно. Избегайте критики в адрес других людей хотя бы тогда, когда с вами ребенок. Детское сознание очень восприимчиво, дети могут спроецировать на себя критику, направленную на других.

Объясните, что рекламные плакаты, глянцевые журналы и социальные сети не показывают людей такими, какие они есть.

Зачастую идеальные образы, публикуемые там, призваны привлекать наше внимание, вызывать желание что-то купить, выставлять себя в лучшем свете, чтобы получить одобрение.

Наглядно продемонстрируйте, как можно с помощью современных программ кардинально менять изображения. Помогите ребенку выработать критический взгляд, который поможет не принимать все на веру. Поверьте, в жизни ему это очень пригодится.

10. Давайте возможность высказаться

Мы, взрослые, часто недооцениваем мнение ребенка, считаем его неважным, а порой и вовсе запрещаем малышу высказываться, считая его слова лишними. Но воспитать уверенного в себе ребенка таким способом невозможно.

Поощряйте стремление ребенка иметь свое мнение и высказывать его. Чаще спрашивайте, чего сын или дочь хочет, предоставляйте возможность делать выбор самостоятельно и помогайте претворять в жизнь идеи. Например, интересуйтесь, что они хотят на завтрак, в чем бы хотели пойти в садик, как бы хотели отпраздновать свой день рождения. Это даст им больше шансов поверить в свои силы и в будущем вырасти уверенным в себе человеком.

А какие советы используете вы? Возможно, у вас есть свои удачные находки? Делитесь с нами!

Иллюстратор Yekaterina Ragozina специально для AdMe.ru

Источник: https://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/10-pravil-chtoby-vospitat-rebenka-kotoryj-ne-boitsya-oshibok-i-doveryaet-roditelyam-1788465/

Как помочь ребенку поверить в себя?

как помочь ребенку поверить в себя

  • Где же находится эта грань?
  • Самооценка ребенка

Формирование самооценки – один из важных этапов в становлении здоровой зрелой личности. И если родители хотят вырастить успешного, уверенного в себе человека, то они должны позаботиться об этом с самых малых лет.

Самым важным фактором в формировании ребенком оценки своих возможностей есть климат в семье. Если ребенка любят, понимают, поддерживают – это ключ к его адекватной самооценке.

Но, к сожалению, случается так, что уже в школьном возрасте у детей отмечается завышенная или заниженная самооценка. В первом случае ребенок становится агрессивным, жестко реагирует на критику либо вообще не обращает внимания на замечания. Он пытается манипулировать слабостями других детей, абсолютно не замечает своих недостатков. Ребенок с заниженной самооценкой очень тихий и нерешительный. Любая трудность воспринимается им как катастрофа мирового масштаба.

Ребенок с адекватной самооценкой уверен в себе, но всегда может признать свои ошибки и попросить о помощи. Он ценит себя и способен ценить окружающих.

Где же находится эта грань?

Как же способствовать формированию адекватной самооценки у своего ребенка.

Очень мощное оружие – похвала. Хвалить нужно обязательно, но надо уметь делать это правильно. Если что-то досталось ребенку слишком легко либо без усилий с его стороны, это не повод для похвалы. Важно поддерживать и поощрять любые его стремления, даже если вам они кажутся нелепыми или нереальными. Иногда можно хвалить ребенка авансом за то, что только будет. Так вы стимулируете его и вселяете веру в себя.

Наказания тоже прямо пропорционально влияют на самооценку ребенка. Они не должны быть слишком строгими, ребенок должен понимать, за что его наказали, и никогда не припоминайте ему старые грехи. Был проступок – было наказание! Все, инцидент исчерпан.

У ребенка будет здоровая самооценка, если он достигнет успеха в какой-либо сфере, в том числе и в учебе. Пусть он много экспериментирует и тогда увидит, что в жизни бывают как неудачи, так и победы. Посоветуйте ему заняться какой-нибудь практической естественной наукой, например химией. Найдите ему хорошего репетитора по химии или физике, и он будет радовать себя и вас своими достижениями.

Самооценка ребенка

Но что же делать, если вы заметили, что у ребенка уже формируется завышенная или заниженная самооценка?

В первом случае обращайте внимание ребенка на то, что существует мнение окружающих и что к нему необходимо прислушиваться. Своим примером показывайте, что в критике нет ничего страшного, ни в коем случае не проявляйте агрессию. Учите уважать чувства и желания других так же, как и свои.

Для повышения заниженной самооценки покажите ребенку его важность. Часто спрашивайте у него совет, как у взрослого, просите о помощи. Иногда проявляйте слабость, чтобы ребенок чувствовал, что он может быть вам полезен.

Самооценка ребенка напрямую зависит от вашего принятия себя и отношения к нему. Поэтому прежде чем воспитывать или менять что-то в ребенке, работайте над собой.

Источник: http://u-woman.ru/kak-pomoch-rebenku-poverit-v-sebya

8 советов психолога, как вырастить уверенного в себе ребенка — Телеканал «О!»

как помочь ребенку поверить в себя

«Мама, мне кажется, у меня не получится», — слышите вы от ребенка. Стараетесь убедить его в обратном, но в ответ малыш замыкается в себе.

Как реагировать? В чем причина? Отсутствие веры в себя и нежелание проявлять инициативу, ведь единственно ожидаемый исход — неудача, а последствия — чувство вины за свои ошибки. Неуверенность в себе — бич современных детей, с которым можно и нужно работать.

О том, как это сделать, рассказывает психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта и социальных навыков детей «Академия Монсиков» Виктория Шиманская.

Виктория Шиманская, доктор психологии, ведущий российский эксперт в области развития эмоционального интеллекта

Уверьтесь в неуверенности

Большинство детей не догадываются о том, что они испытывают неуверенность. Недостаточно развитый эмоциональный интеллект не позволяет им осознать свою тревогу. Со стороны это выглядит как внезапная агрессия, плаксивость, отказы от любимых игр, еды и тому подобное.

Родители относят такие «закидоны» к проявлениям очередного кризиса и оставляют попытки докопаться до причин.

Хотя всем своим видом ребенок говорит: «Мне плохо, мне нужна ваша помощь!» Оставьте дела, посвятите время малышу и в подходящий момент постарайтесь выяснить, что же беспокоит его на самом деле.

Если вы убедились, что в корне проблем лежит низкая самооценка, будьте готовы — вам предстоит непростая, но неоценимая для будущего ребенка работа. Итак, начинаем!

Как воспитать уверенную в себе личность

Дети — наше отражение, поэтому начните с себя

Учитесь нести ответственность за свои решения. Самостоятельный выбор десерта в кафе, платья в примерочной, цвета лака для ногтей и т. д. Приняли решение — уважайте и придерживайтесь его, без «А может быть, надо было» Сначала будет непросто, но быстро войдет в привычку. Но если что-то пошло не так — невкусно, не понравился цвет или фасон — реагируйте спокойно, просто примите это как опыт.

Любите себя и будьте честными сами с собой. Постарайтесь минимизировать жизненные «У меня выбора нет», «Надо, значит, надо» — это привитые нам с детства модели поведения, шаблоны которых никогда не поздно начать разрушать.

Прислушивайтесь к своим истинным желаниям — уверенность в себе при таком поведении формируется автоматически, вы больше не сомневаетесь в своих поступках, ведь это именно то, чего хотели вы сами.

Взгляните со стороны на свои отношения с ребенком

Как часто вы говорите о своей любви? В моменты, когда вам не приходится иметь дело с негативными последствиями его поступков? Малыш решил попить воды из взрослого стакана, не удержал, уронил на пол. Мама торопится убрать лужу, отчитывая ребенка за неаккуратность.

Какой вывод созревает в сознании ребенка? «Проявил инициативу — совершил поступок — что-то пошло не так Мама недовольна, наверное, я плохой!» В следующий раз ребенок не уверен, а стоит ли ему ввязываться в авантюру новых свершений, ведь печальный опыт повторять ох как не хочется!

Позвольте ребенку, в рамках безопасности, конечно, принимать решения самостоятельно, видеть последствия своих поступков и делать выводы. Избегайте принимайте его неудачи без критики — разбитый стакан, сломанный мелок, падение с велосипеда. Любите ребенка не только когда вам удобно рядом с ним, а в любой ситуации, безусловно.

Устраните вредные привычки воспитания

Задача — осознать их, принять и устранить. В течение дня записывайте в специальный блокнот: критику, недоверие, сравнение, нетерпение, проявленные в отношении к малышу.

По привычке брошенные фразы могут на корню убить стремление ребенка к инициативе: «Ну что за каракули, нарисовал бы лучше машинку!», «Смотри, как Миша гоняет на велосипеде, а ты все научиться не можешь», «Сама построю эту башню, а то ты грохотом соседей перебудишь» — и т. д. Придадут ли ребенку уверенности такие слова? Конечно, нет.

Чтобы выработать в себе новую модель реагирования, можно использовать классическую технику «резинка на руке». Поймали себя на критике малыша — оттянули резинку. В подсознании отложится информация: «Чтобы не было боли — следи за языком». Привычки формируются не меньше месяца, запаситесь терпением.

Проанализируйте игры и пособия ребенка

Все ли они соответствуют возрасту? Часто вместе с горой ненужных игрушек растет и неуверенность в своих силах: «Не умею собирать кубики», «Не могу рисовать красками» — и т. д.

Оставьте лишь несколько игрушек — те, с которыми не возникает проблем, — и 1−2 из тех, с которыми ребенку справиться тяжело. Теперь наблюдайте, что именно дается малышу с трудом. Возможно, набор «Лего» неинтересен ребенку не потому, что он не из последней коллекции, а потому, что он не понял, КАК соединять кубики друг с другом.

Наберитесь терпения, объясните и покажите малышу, как одна деталь вставляется в другую. Нам задача кажется до смешного простой, а маленький человек сталкивается с ней впервые в жизни. Впоследствии усложняйте процесс — стройте небольшие дома, потом башни и т. д.

Принцип «от простого к сложному» — успех в простых задачах даст возможность поверить в свои силы и уверенно приступить к более трудным.

Практические шаги

Дерево достижений

Нарисуйте дерево. Пусть оно будет большим, с широкой кроной и длинными ветвями. Расположите его на стене в самой посещаемой части квартиры — отныне это предмет большой гордости! Расскажите, что дерево — плодоносящее, а плоды — это достижения малыша. Фрукты подготовьте заранее из картона, подписывайте по мере появления успехов и торжественно приклеивайте на дерево. Важно: отмечайте любые ситуации, в которых преуспел ребенок, будь то приготовленный салат или победа на олимпиаде.

Мяч умений

Сядьте друг напротив друга. Задача — закончить предложение, которое начинает родитель, одновременно перекатывая мяч малышу: «Я могу», «Я научился», «Я знаю, как» и т. д. На первый взгляд игра совсем простая, но задача у нее важная — помочь ребенку осознать сильные стороны своего характера, свои способности и умения.

Коробочка Эмоций: «Уверенность в себе»

В ней будут храниться вещи, связанные со значимыми событиями жизни ребенка, его успехами и свершениями. Важно, чтобы эти предметы одновременно выполняли функцию развития эмоционального интеллекта ребенка — тренировали органы чувств малыша. Звук колокольчика поможет вспомнить о первых школьных успехах, запах и вкус шоколадного печенья — о первом испеченном блюде, разглядывание фотоальбома напомнит о первом путешествии, а перебирание пальчиками поделок и аппликаций — о творческих успехах!

Дневник чувств и эмоций

Уверенный в себе человек принимает себя со всеми своими проявлениями и эмоциями — как позитивными, так и негативными. Помочь узнать себя настоящего, узнать свои истинные желания сможет Дневник эмоций, который вы презентуете ребенку в юношестве. Записывайте туда все события жизни малыша, его чувства, достижения — все то, что каждый день формирует его уникальную личность.

Учите ребенка жить в ладу со своими эмоциями. Осознание своих чувств, умение делиться ими с близкими, доверять их попыткам помочь — это уже 50% успеха на пути к уверенности в себе.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/9395

Как развить в ребенке уверенность в себе

Как развить в ребенке уверенность в себе знает далеко не каждый родитель. Этот немаловажный аспект воспитания очень сильно влияет на будущее человека, самореализацию, успешность, развитие личности в целом.

Уверенность в себе у ребенка зависит от высокой и адекватной самооценки. Стабильное чувство собственного достоинства у малыша является для него основой для достижения амбициозных целей и развития. Убеждения о себе формируются в основном в период раннего детства. Эту информацию ребенок черпает, основываясь на способах высказывания в свой адрес, от значимых для него лиц, то есть в первую очередь от родителей.

Дети видят себя такими, какими видят их близкие взрослые и думает о себе так, как думают о нем его родители, старшие члены семьи. Как развить уверенность в себе собственного малыша?

Как развить в ребенке уверенность в себе, как помочь ему поверить в свои силы

Уверенность в себе и своих способностях проистекает из чувства собственного достоинства, которое формируется с первых дней рождения родителями малыша. Адекватная самооценка позволяет реализовать мечты и цели, которые будет ставить на своем пути маленький человек. Без веры в себя ребенок становится неуверенным, застенчивым, пассивным, боится трудностей и возможных неудач.

Читайте:

Как подготовить ребенка к рождению второго малыша

Ребенок стал заикаться: что делать

Как развивать ребенка в 7 месяцев

Чаще всего родители влияют на такие убеждения ребенка как: «Конечно у меня не получится», или: «! Попробую, посмотрю, что мне удастся». Как воспитать в ребенке уверенность в себе, добавить веру в собственные возможности, сделать его открытым для новых впечатлений и вырасти уверенным в себе человеком.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя николай

Основой высокой самооценки ребенка должна быть безусловная любовь родителей. Дети должны чувствовать, что их любят не за что-то (хорошие оценки, примерное поведение, выигранный конкурс), а за то, что они просто есть. Родительская любовь основа для малыша. Ребенок верит, что, несмотря на его успехи или неудачи всегда может рассчитывать на маму и папу, которые его поддержат.

Как вселить в ребенка уверенность в себе, поощряя детскую любознательность

 Безусловная любовь — это не только слова «я люблю тебя». Но и жесты, поведение – объятия, поглаживание по голове, интерес к делам ребенка, его проблемам, друзьям со двора, количество затрачиваемого времени и внимания, готовность к дискуссии, откровенному разговору, но не читанее моралей и нравоучений.

Высокая самооценка связана с жизненным опытом малыша. Существенное значение имеет то, как родители поощряли маленького ребенка к познанию мира и разрешали ему удовлетворять детскую любознательность.

Позволяли ему познавать окружающий мир, подстраховывая, если это требуется или моделировали неуверенное поведение, постоянно повторяя: «Осторожно! Это опасно! Туда не ходи! Набьешь себе шишку!».

Конечно, родители должны быть бдительными и защищать малыша от потенциальной угрозы, но и уверенность в себе ребенка базируется на доверии к своим эмоциям, желаниям, интуиции, возможностям.

Поэтому целесообразно поощрять детей исследовать мир, к фразам типа: «Осторожно!» прибегать, когда они действительно необходимы и ситуация требует родительского вмешательства. Часто взрослые слишком подозрительны и проявляют неоправданную заботу.

Вместо того, чтобы постоянно прекословить ребенку, кричать, угрожать, упрекать, лучше объяснить ему на что следует обратить внимание. Не все кошки должны быть злобными, плохими, грязными и блохастыми.

Нужно научить малыша отличать опасное животное от дружелюбного, а не пытаться внушить очередное предубеждение, что в мире таится множество опасностей.

Для маленького ребенка мир и так является достаточно пугающим, хотя бы потому, что он еще слишком мал и беззащитен. Поэтому не стоит укоренить веру малыша в то, что без взрослых он не справится. Такое поведение безусловно не способствует укреплению уверенности в себе и доверию собственной компетенции.

Как воспитать в ребенке уверенность в себе                                

О чем стоит помнить, чтобы укреплять уверенность в себе у детей и сформировать у них высокое чувство собственного достоинства:

  1. Проявлять интерес к ребенку – слушать его, интересоваться его потребностями, воспринимать малыша, как индивидуального человека, а не только как сына, дочь или исполнителя роли ученика. Не следует применять шаблоны таких слов, как: лох, лентяй, недотепа, фантазер и т.д. Нужно также избегать мышление, совмещённое стереотипами, например, «девочки всегда», «мальчики никогда».
  2. Удовлетворять психические потребности крохи – обеспечить чувство безопасности, ни кричать, ни угрожать, ни пугать, вводить в дом атмосферу доброты и спокойствия. Ставить четкие и понятные требования, по мере возможности малыша. Обеспечить потребность в одобрении – не высмеивать ребенка, не критиковать, дать шанс исправить ситуацию, поощрять к самостоятельному преодолению трудностей и решения проблем.
  3. Уважать автономию крохи, право выбора, поощрять, когда он самостоятельно принимает решения.
  4. Избегать применения словесной агрессии – использовать язык принятия, активно слушать малыша.
  5. Правильно оценивать ребенка – давать обратную связь, указывая на конкретные ошибки и возможность их улучшения. Выделять положительные аспекты выполнения задач. Критиковать неконструктивное поведение, а не человека, например, «ты ведешь себя неразумно», вместо: «ты глупый».
  6. Хвалить ребенка – избегать унижения, неконструктивной критики, поощрять усилия малыша и его маленькие успехи.
  7. Не сравнивать ребенка с другими – учить здоровому соперничеству, не говорить: «Ты был лучше/хуже». Поощрять маленького человека преодолевать собственные слабости, а не бороться с другими детьми, сравнивая себя.
  8. Позволять ребенку учиться на ошибках – научить его принимать поражения и делать выводы из неудач, преодолевать робость, страх и переживания перед трудностями.
  9. Поднять самооценку позволяет освоение различных навыков, например, изучение английского языка, детям помогает чувствовать свою значимость, вселяет уверенность, что у него получается что-то раннее неизвестное для него. Освоение иностранного языка также влияет на мыслительные способности.

То, каким образом малыш о себе думает и верит ли в свои возможности, в основном связано с поведением родителей. Стоит помнить, что, если мы хотим видеть в ребенке надежного друга и интересного человека в будущем, нам следует приложить усилия для развития здоровой и устойчивой самооценки малыша.

Источник: https://babyangelok.ru/vospitanie/semya/kak-razvit-v-rebenke-uverennost-v-sebe-vera-v-sebya/

Что делать, если ребенок не верит в себя

Вера в себя — это внутреннее чувство уверенности в достаточности сил, навыков или знаний, чтобы сделать какое-то дело.

Вопреки популярному представлению, её нельзя сформировать родительской похвалой. Устойчивая вера в себя вырастает только из положительного опыта: ребенок пробует что-то сделать, и ему это удается. Если не удается с первого раза — он получает достаточно поддержки от родителя, чтобы попробовать еще и получить-таки нужный результат.

Как ведет себя уверенный ребенок? Он бойкий и активный, не тушуется, быстро соображает, смело пробует новое, легко идет на контакт.

Положительный опыт складывается из четырех компонентов: способность адекватно оценить задачу; смелость, чтобы за нее взяться; навыки, чтобы получить положительный результат; уверенность, что в случае неудачи он сможет исправить последствия.

Задача родителя — с самого раннего детства организовывать условия для получения этого опыта, поощрять инициативу ребенка и давать качественную обратную связь.

Условия роста

Что значит «организовать условия»? Мы ставим перед ребёнком задачи, которые адекватны его возрасту и уровню развития. Для начала те, в которых у него высок шанс на успех (то, что у Выготского называется «зона ближайшего развития»).

Если задача будет слишком сложной — ребенок потерпит неудачу и расстроится, а может и вовсе откажется пробовать дальше. Есть мнение, что первый опыт, первые шаги в любой новой деятельности должны быть приятными и результативными, пусть самыми маленькими, но с положительным итогом — это залог интереса к освоению новой сферы.

Но если задачи всегда слишком легкие, «заниженные», не адекватные возрасту — их успешное выполнение, конечно, будет доставлять радость ребенку, но приведет к замедлению развития.

Сложность задач должна нарастать постепенно, когда предыдущий положительный опыт уже закреплен, чтобы ребенку всегда было на что опереться. Он получает всё больше опыта, удовлетворение от самостоятельного решения разных типов задач, порой, достаточно сложных. Это и есть не иллюзорная, а твердая устойчивая основа веры в свои силы.

У тебя есть три попытки

Хотите, чтобы у ребенка не было страха перед новой деятельностью — поощряйте его инициативу и давайте качественную обратную связь.

Здесь рекомендации такие: мы разрешаем ребенку пробовать делать то, что он просит: залезть на горку, подмести пол, погладить футболку, но следим за тремя вещами: обеспечиваем безопасность, проговариваем правила поведения в подобной ситуации, и, если задача оказалась слишком сложной, — поясняем, каким навыкам ребенку предстоит научиться, чтобы её выполнять.

Здесь же даем качественную обратную связь. Что это такое? Это когда мы отмечаем, что именно при выполнении действия у ребенка получилось хорошо и комментируем, что можно добавить.

Как это выглядит на практике.

Дочь пяти лет захотела сама погладить себе кофту. Обеспечиваем условия: мама для первого раза выбирает кофту, которая легко гладится (гарантия положительного результата) и которую не жалко выкинуть в случае неудачи (чтобы неудачный опыт не стал травмой). Объясняет, какие температурные режимы есть у утюга, вместе выбирает соответствующий.

Показывает, насколько горяча поверхность, и как нужно его держать, чтобы не обжечься. Рассказывает, что изделие нужно гладить с внутренней стороны.

Отдает ребенку утюг, находится рядом, поддерживает, отмечает положительные моменты по результату, даже если кофта оказывается не идеально выглаженной, комментирует, что нужно добавить в следующий раз, чтобы получилось лучше.

Проживаем неудачи

Еще одна основа веры в себя — это понимание, что ошибки не фатальны и случаются со всеми, нужно просто знать, как их исправить. Проговаривайте для ребенка, в чем причина его неудачи в конкретной ситуации. Ругать ребенка — никогда не конструктивно.

Это привьет ему чувство вины, но не научит вести себя по-другому. Необходимо проговаривать, что именно помешало выполнить задачу и как сейчас устранить последствия («Ты ошибся в примере, потому что отвлекся на уведомления на планшете. В следующий раз отключай планшет, когда садишься за уроки.

Реши ещё один подобный пример в тишине»).

Покажите, каким образом ребенок сам может исправить ситуацию и дайте ему возможность сделать это. Сломал чужую игрушку — объясните, почему другой ребенок плачет и посоветуйте извиниться и предложить взамен какую-то из своих.

Если ваш ребенок будет видеть, что он смог исправить ситуацию — это будет давать ему то самое чувство уверенности, что он всегда сможет справиться с последствиями. В конечном счете опыт успешного выхода из конфликтов и исправления своих ошибок — основа того, что ребенок не будет бояться пробовать что-то новое.

Что не помогает сформировать веру в себя

Избыточная похвала без повода или за несоразмерные «достижения» — имеет обратный эффект. Когда родители захваливают ребенка за любые проявления, не обучая алгоритмам действия — они формируют неадекватную завышенную самооценку, что никогда не равно уверенности в себе.

Интуитивно ребенок понимает, что оснований для такой самооценки нет, и когда встречается с необходимостью решать конкретные задачи, он либо вовсе избегает их (инфантилизм), либо попадает впросак, не соизмерив масштаб задачи с масштабом своих реальных навыков. Например, берется за амбициозные задачи и проваливает их, сталкиваясь с общественным осуждением и собственным стыдом.

В первых раз соприкоснувшись с тем, что не всё, что он делает, замечательно только по одному своему факту, ребенок переживает сильный стресс.

Это может привести к тому, что он либо вовсе потеряет веру в себя, замкнется и потеряет интерес к достижениям, либо продолжит думать о себе в превосходной степени, но, чтобы не расставаться с иллюзиями, будет избегать приниматься за реальные дела. Обе позиции слабы, потому что не дают почувствовать уверенность в условиях реальной жизни, а также затрудняют выстраивание взрослых взаимоотношений.

В обществе существует конкуренция: за «красивые глаза» не удержаться, не будут все относиться к человеку, как любящие родители, и детям надо объяснить это. Успешен будет тот, кто адекватно оценивает силы и задачи, берется за них и получает положительный результат.

Ирина Винник

Какой тип личности у вашего ребенка?

В подростковом возрасте оформляются основные черты личности, которые потом начинают проявляться во всех сферах жизни. В новом тесте Я – Родитель предлагает выяснить тип личности вашего ребенка

Пройти тест

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/chto-delat-esli-rebenok-ne-verit-v-sebya/

Воспитываем уверенного в себе ребенка

Сложно сдержать восхищение, когда ребёнок уверенно держится, обстоятельно отвечает взрослым и не теряется, парируя каверзные вопросы остроумными высказываниями. К своим детям отношение строже: требования подчинения чередуются с просьбами стать самостоятельнее, а инициатива приводит к испорченной бытовой технике, обоям и другим неприятностям.

Из уверенных детей вырастают лидеры школьных компаний, а потом и успешные личности, не боящиеся чужого мнения и считающие нормальным ошибаться, пробуя новое. В силах родителей внушить ребёнку уверенность в себе и сделать так, чтобы он поверил в себя. Это непросто: придётся нарушать общепринятые стереотипы, идти по сложному, а не простому пути, но будущий успех малыша того стоит.

Почему уверенным в себе детям легче

Быть уверенным в себе – это здорово. Решительное отношение к жизни расширяет возможности и позволяет не стесняться задавать вопросы педагогам, знакомым, не бояться узнавать жизнь и быстрее осваивать её правила. Есть и другие причины того, чтобы стать увереннее:

  1. Успех в школе. Ребёнок не побоится переспросить, если не услышал с первого раза вопрос или новое слово на английском. Для урока литературы уверенность поможет свободно высказывать мнение и интерпретацию произведения. Учителям нравятся дети-лидеры, поэтому они охотнее идут на компромиссы в учёбе.
  2. Достижения в спорте, танцевальных школах и кружках. Уверенность в себе и целеустремлённость – это основа всех успехов ребёнка. Робость мешает получать удовольствие от творчества, заставляет бояться выделяться.
  3. Полноценное общение. Межличностные отношения со знакомыми и сверстниками важны ещё в дошкольном возрасте. Уверенность помогает быстро находить общее с новыми друзьями. Робкие дети стесняются отстаивать свои интересы, могут попробовать наркотики или алкоголь, потому что им не хватило духу сказать «нет».
  4. Будущие перспективы. Ребёнок сможет отстоять право на выбор профессии. Если он решит быть актёром или хореографом, то станет им, а робкий подросток поступит в вуз, указанный родителями или учителями, а потом будет несчастлив из-за того, что не смог реализовать свои способности.

А ваш ребёнок уверен в себе?

В маленьком возрасте уверенность может граничить с наглостью, но важно не путать эти качества. Уверенность сопровождается уравновешенностью и принятием адекватных решений, а наглость – вспышками ярости, истериками, неумением сдерживать себя. Перечень качеств ниже поможет понять, насколько ваш ребёнок уверен в себе, а в каких направлениях стоит поработать:

  • общительность, умение налаживать отношения с новыми людьми и поддерживать связи со старыми знакомыми;
  • способность свободно говорить вежливые слова: «здравствуйте», «спасибо», а также комплименты и поздравления, не испытывая стеснения;
  • естественность поведения, проявление чувств без опасения в том, что слова и поступки могут быть приняты окружающими негативно;
  • настойчивость даже в мелочах, желание завершить дело, рисунок, сборку пазла;
  • умение сказать «нет»;
  • способность признавать поражение, не испытывая зависти.

Лидерами рождаются или становятся?

Приверженцы поведенческой теории уверены, что генетикой определено лишь 30% успеха в становлении личности в качестве сильного лидера. Остальные 70% – это детство детей, влияние на них ближайшего окружения и внешних факторов. Воспитание лидера – это не однодневный процесс, а ежедневная работа и коррекция поведения.

Часто ребёнок проявляет лидерские качества в детстве, но в подростковом возрасте влияние сверстников берёт верх и меняются жизненные приоритеты. В других случаях сдержанный, скромный и усердный ребёнок, которого в школе считали посредственным, после обучения выстраивает головокружительную карьеру и имеет в подчинении коллектив в десятки тысяч человек.

Сегодня мнение педагогов и психологов однозначно: ребёнка можно и нужно научить быть уверенным.

7 советов воспитания, которые помогут стать ребёнку уверенным

Воспитать сильную личность – задача непростая, ведь приходится выходить из своей зоны комфорта и прикладывать больше сил. Проще сказать «Не трогай!», «Я сама» и «Прекрати, испортишь!», чем потратить время и спокойно объяснить, помочь или сделать вместе. 7 этих советов воспитания помогут заложить в ребёнка основы, «зёрнышки», которые во взрослом возрасте помогут ему реализоваться и проявить лидерские качества.

№1: Используем помощь извне (секции, кружки и дополнительные уроки)

Спортивные, художественные и другие достижения помогают почувствовать себя лучше других, обрести уверенность в том, что способен делать больше, чем большинство. Физически подготовленному школьнику не придётся терпеть насмешки от сверстников, если он будет не в состоянии подтянуться или залезть на канат. Воспитание эффективно не только со стороны мамы и папы, но и с помощью талантливых педагогов, учителей, тренеров, которые видят в ребёнке потенциал.

№2: Ругаем любя и любим не ругая

Промахи и ошибки случаются и у взрослых, и у детей, но отношение к детским проблемам часто более поверхностное. Высказывая критику и недовольство, важно не оскорблять и не позволять ребёнку думать, что его плохое поведение и неудачи приводят к потере родительской любви.

Не всем родителям легко показывать свою любовь. Особенно часто папы испытывают неловкость, когда поддаются чувствам и нежности. Не стоит «дозировать» внимание, разбавлять комплименты и восхищение фразами «Ты мог лучше», «В следующий раз старайся больше».

№3: Пробуем новое вместе

Не катались на роликах – запишитесь на совместное занятия с тренером. Можете отдать ребёнка в секцию, а сами учиться у него. Ребёнок с детства прикладывает много сил, старается, но всё равно остаётся в тени опыта и талантов родителей. Сложно не почувствовать себя неудачником, когда близкие люди во всём лучше.

Позвольте ребёнку не только услышать, но и увидеть, что родители умеют не всё, но не оставляют попыток научиться новому. Личный пример настойчивости, а также имитация успеха ребёнка придадут уверенности, укрепив отношения.

№4: Учим планированию и контролю

Самодисциплина – это то, что с трудом даётся даже взрослым. Заставить себя читать книги по программе, когда на улице солнце – испытание, требующее действий. Ребёнок должен сам выполнить обязанность в обусловленный срок, воспитать в себе личность. Лучше начинать с небольших промежутков в несколько минут, а потом уже позволять ребёнку планировать свою жизнь.

№5: Ребёнок – полноправная часть семьи

Дети начинают отстаивать свою независимость, настойчиво требуя подаренные бабушкой деньги, выражая недовольство новой купленной машиной или планами на совместный отдых. Нельзя во всём идти на поводу: ребёнок копит деньги на велосипед, а потом раздаёт их одноклассникам с формулировкой: «Для друзей мне ничего не жалко!». Даже малыш должен осознавать последствия своих поступков и силу усилий, прикладываемых родителями, чтобы обеспечить семью.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое терпение и терпимость

Важно, чтобы ребёнок понимал, что права и обязанности неразрывно связаны между собой. Позволяя участвовать в принятии семейных решениях, нельзя забывать напоминать об обязательствах, предусмотренных для каждого в семье.

№6: Устанавливаем обязанности

Насыпать корм и налить воды коту или загрузить посудомоечную машину – выбрать можно любую ежедневную задачу, сделав обязанностью ребёнка. Важно начать доверять поручения в малом возрасте, уже в 3-4 года. Задания обязательно должны касаться близких людей, а не только заботы о своём комфорте (уборка в своей комнате не подойдёт).

№7: Инициатива не наказуема!

Инициативу нельзя подавлять и критиковать, даже если это привело к разгромленной кухне, пригоревшей яичнице и залитому водой ламинату. Всё перечисленное можно починить и отмыть, а вот восстановление самооценки ребёнка займёт больше сил и времени. Сложно сдержаться, когда испорчена вещь, но сначала нужно узнать причину и определить ущерб, а потом спокойно обсудить участие ребёнка в исправлении последствий.

4 ошибки в воспитании, которые негативно влияют на самооценку

На детей влияют все сказанные слова, взгляды и даже прикосновения. Одно помогает обрести им веру в себя, а другое заставляет всё больше закрываться от внешнего мира:

  1. Чрезмерная опека, запугивание, излишний контроль. Страшно отпускать малыша одного погулять во двор в большом городе, но это понадобится сделать уже в дошкольном возрасте. Да, придётся сидеть на балконе и смотреть за ребёнком, приобрести телефон или умные часы, чтобы в любой момент связаться, но это проявление доверия со стороны родителей.
  2. Сравнение достижений и характера со сверстниками, себя в детстве. Детей можно сравнивать только с ними самими в более маленьком возрасте, всё остальное негативно влияет на самооценку и подрывает веру в себя.
  3. Регулярное напоминание о промахах, ошибках приводит к тому, что ребёнок начинает думать, что не способен на успех. Появляется страх действовать, что мешает учиться новому.
  4. Манипуляции, условность успеха. Нельзя ставить условия, превращая каждое достижение в спасение от неудачи. «Не будешь хорошо учиться – станешь грузчиком», «Будешь плохо заниматься – выгонят из секции». Если проблема с учёбой или занятиями есть, то лучше конструктивно её обсудить, а если нет, то угрозы приведут к страху.

В силах родителей воспитать своего ребёнка успешным и уверенным, но это возможно только при условии благоприятной обстановки в семье и доверительных отношений. Мамы и папы желают счастья своим детям, вместе с тем понимая, что лидер не будет принадлежать всю жизнь только им: у него впереди много планов и реализация амбиций. Поэтому главное в воспитании – это научиться доверять ребёнку и не бояться отпустить его, когда он будет к этому готов.

Похожие посты

Оставить

Источник: https://mamsy.ru/blog/vospityvaem-uverennogo-v-sebe-rebenka/

У каждого ребенка, который верит в себя, есть родители, которые поверили в него первыми

Мы дарим своим детишкам крылья, когда верим в них. Когда поддерживаем их самые смелые мечты и говорим, что всё в э этом мире возможно. В такие моменты наши дети действительно могут летать.

Вот почему мы должны стать для них примером в целеустремлённости и решительности, так же мечтать, так же верить  Родители должны понимать, что однажды ребёнок последует их примеру, а не их совету.

Дети обязательно должны знать, что как бы не складывалась жизнь, какие преграды и испытания не выпадали на пути, они всегда смогут достичь того, что захотят.

Поэтому, если вы видите, что ваш малыш сомневается, отказывается от задуманного из страха неудачи и поражения, если у него занижена самооценка, поддержите его. Всё очень просто: следует лишь помочь ребёнку осознать, что всё, что ему нужно для успеха, уже существует. Оно – у него внутри.

Саморегулирующее обучение и эмоциональный интеллект

Можно сказать, что краеугольным камнем эмоционального интеллекта является саморегулирующее обучение. Это означает, что благополучие ребёнка обеспечат стратегии, которые ему удастся разработать. То есть потрудиться, конечно, ему придётся самому. Но – под вашим чутким руководством. Кстати, это также поможет ему лучше понимать свои и чужие эмоции: как в детстве, так и тогда, когда он станет взрослым человеком.

Эмоциональная зрелость и способность самостоятельно регулировать свои реакции – вот, что определяет успех в будущем. И нередко намного больше, чем успеваемость и хорошие отметки в школе. Естественно, что это вовсе не означает, что учёба не важна. Речь о том, что одних только знаний – слишком мало, чтобы преуспеть в этой жизни.

Дело в том, что, если вдуматься, наши дети слишком зациклены на формальном образовании в первые 18 лет своей жизни. Они должны изучить основы всех наук, научиться грамотно писать, хорошо считать. Это факт, который нельзя игнорировать. Их эмоциональный рост происходит в школе. Обычно они проводят намного больше времени в учебном заведении или за письменным столом дома, выполняя домашние задания, чем во дворе или в парке.

Вот почему так важно научить ребёнка не менее важной «эмоциональной науке». Он должен чётко определять свои сильные и слабые стороны, используя эти знания в своих целях. Очень важно научить детишек справляться с чувствами, которые возникают у них из-за непонимания чего-либо, или неспособности сосредоточиться, или растерянности перед необходимостью решить какую-то проблему и прочее.

Если ребёнок считает, что он может выучить таблицу умножения, у него все получится. Но, чтобы обладать такой верой, ему необходима обнадеживающая информация из внешних источников. Особенно от его родителей, братьев и сестёр, бабушек, дедушек, учителей.

По сути, это представляет собой то, что называют в психологии «эффектом Пигмалиона». То есть ожидания, которые мы решительно и уверено озвучиваем, являются определяющим фактором того, смогут ли детишки достичь желаемого или нет. И особенно важны эти слова поддержки от родителей и учителей – самых важных взрослых в жизни ребенка.

Мы сейчас говорим не о том, что «будет желание – найдутся и средства». Это действительно волшебная формула, но речь не о ней. Мы говорим о том, чтобы не обрезать крылья собственным детям.

Наша задача – научить их летать, и не существует универсального и единственно правильного способа сделать что-то. Главное – не мешать, а поддерживать. Вот что должно стать вашей основной линией поведения.

Хотя современная система образования нацелена на то, чтобы дети достигали определённого уровня в науках и практически заставляет делать это, они должны понимать, что для обучения также необходимы эксперименты. Другими словами – чтобы возникало это чувство полёта.

Важно развивать в маленьком человечке настойчивость и веру в успех. Не забывайте ему повторять, что главное – это захотеть. А всё остальное – это уже работа и практика.

Как поддержать самооценку ребенка?

Мы настолько одержимы собственной самооценкой, что зачастую забываем о ещё более важной вещи – самооценке детей. А она очень важна. Школьник не должен бояться оспаривать слова учителя или не соглашаться с родителями, только потому что они старше. На самом деле это лучшее, что мы можем им дать – веру в собственную значимость и свои силы.

  • Разговаривайте со своими детьми на равных. Это означает обращаться к ним с любовью, терпением и позитивом. Если мы всегда будем вести себя так, то покажем хороший пример и поможем им вырасти эмоционально гармоничными личностями.
  • Рассказывайте истории, которые помогут им стать лучше, решительнее, смелее. Дети должны понимать, что крайне важно не забывать о том, что мы думаем, чувствуем и как поступаем. Такое общение помогает малышам получить знания о людях (себе и других) и вещах. Это облегчает понимание мира, в котором мы живем.
  • Научите их вести также внутренний диалог: на собственном примере анализируйте, что хорошего сделали, а что – наоборот, и это требует исправления. Показывайте, как справляетесь с этим, как стараетесь стать лучше и это у вас выходит. А значит – выйдет и у вашего ребёнка.
  • Хвалите и не высмеивайте. Речь о том, чтобы постоянно подчёркивать, что хорошего они сделали. Это поможет детям поверить в себя и одновременно – станет мотивацией стать ещё лучше. И не забывайте золотое правило воспитания: «Похвала – на публике, критика – наедине».
  • Помогайте им справляться с разочарованиями и научите гордиться своими достижениями. Помогите им вспомнить, чего они достигли, проанализируйте вместе.
  • Сделайте всё, чтобы они почувствовали себя важной частью семьи. Что без них вы бы не справились.
  • Избегайте чрезмерной опеки и поощряйте общение со сверстниками. Это способствует социализации и уверенности в себе.
  • Воспитывайте детей на собственном примере: уверенные в себе дети вырастают у уверенных в себе родителей.
  • Поощряйте гибкость ума, чтобы научить подходить ко всему творчески. Ведь существует сотни способов сделать что-то, пусть дети самостоятельно найдут их.
  • Помогите им ставить цели и быть более независимыми.
  • Относитесь с уважением к их мнению: дети не должны думать, что их точка зрения – это что-то несущественное и несерьёзное. Мы должны учитывать их желания и убеждения, причём – в любом возрасте. Как? Обсуждая и анализируя, чтобы они чувствовали себя услышанными.

Задача каждого родителя – вырастить не совершенного ребёнка (что в принципе невозможно), а счастливого и уверенного в себе. Мы должны воспитать их любящими этот мир и себя. Решительными и спокойными. Гармоничными и радостными. С верой, что они способны достичь любой цели, реализовать самую смелую мечту.

Источник: https://www.cluber.com.ua/lifestyle/psihologiya-lifestyle/2020/03/u-kazhdogo-rebenka-kotoryj-verit-v-sebya-est-roditeli-kotorye-poverili-v-nego-pervymi/

Да, ты сможешь! Как помочь ребенку поверить в себя

365 дней вместе

Да, ты сможешь! Как помочь ребенку поверить в себя

3 февраля 2 892 просмотра

Екатерина Ушахина

Подростки очень уязвимы и ранимы, им непросто справляться со своими чувствам, брать на себя ответственность. Они часто чувствуют себя непонятыми и неуверенными в себе.

А между тем вера в себя вселяет любовь к жизни, дает четкое понимание, что правильно и важно именно для нас. И еще дарит незаменимое чувство, что возможно все.

Блокноты «Дыши. Как стать добрее» и «Дыши. Как стать смелее» помогут ребятам от 12 лет справиться с проблемами переходного возраста и стать увереннее в себе.

Предлагаем вам несколько полезных советов, которые помогут подросткам поверить в себя.

Прочитайте эти советы вместе с подростком и обсудите их.

Подходи с умом к выбору друзей

Дыши. Как стать добрее
Старайся, чтобы тебя окружали люди, с которыми хорошо. Очень часто самовосприятие зависит от отношения других. Поэтому не трать время на людей, которые мыслят негативно, но и не зацикливайся на лайках и хвалебных комментариях в социальных сетях.

Здесь и далее иллюстрации из книги «Дыши. Как стать смелее»

Будь добрее к себе

Когда внутренний голос вредничает и заставляет думать о плохом, остановись и скажи себе что-то хорошее. Если он нашептывает: «Я не смогу», скажи: «Я справлюсь», а вместо «У меня никогда это не получится» думай: «Если я очень постараюсь, научусь этому».

Не сравнивай себя с другими

У каждого человека есть свои преимущества и недостатки. Именно этим ты и отличаешься от своих друзей. Прими себя со всеми тараканами и не переживай из-за непохожести на других.

Будь собой

Чтобы быть собой, требуется смелость. И чем честнее ты по отношению и к себе, и к другим, тем больше будешь верить в себя. Доверяй себе во всем, что ты делаешь, не старайся, чтобы твое поведение соответствовало неким нормам. Не смущайся желанию выложиться на все сто и никогда не переживай после неудачной попытки. Пусть другие видят, что ты за человек — со всеми ошибками, комплексами и слабостями.

Мы не должны быть одинаковыми

Дыши. Как стать смелее
Тебе приходила в голову мысль, что твои тараканы — и есть твои сильные стороны?

Многих величайших мыслителей и ученых, например Альберта Эйнштейна, в молодости считали чудаками. Над другими же издевались за то, что они пытались как-то выделиться, отличиться (очевидно, что именно школьные обидчики подтолкнули Тейлор Свифт писать песни). Другие люди могут чувствовать себя неуверенно, чего-то бояться или просто не понимать тебя. Именно поэтому они критикуют или достают тебя по самым разным поводам, а иногда и вовсе без.

Почему так происходит? Вероятно, потому что ты не соответствуешь их представлениям. Но это естественно. Люди не обязаны быть одинаковыми, мир прекрасен разнообразием, в том числе и личностей.

Свежие идеи, новое видение, отличный от других способ мышления — все это помогает нам проявить творческие способности и оригинальность.

Быть странным — нормально. Здесь важно любить и признавать свои особенности и продолжать быть не от мира сего. Никогда не знаешь, куда это приведет.

Внимательно слушай, за что тебя хвалят, и постарайся принять это и согласиться с тем, кто делает тебе комплимент. Возьми большой лист плотной бумаги и яркими ручками нарисуй на нем дерево или цветок. Каждый раз, когда ты проявляешь свои таланты, сильные стороны характера, используешь навык или понимаешь, что именно для тебя важно, записывай на ветке или на лепестке. Приколи этот лист на стену, чтобы видеть, как постепенно преобразуется рисунок.

Самокритика и сомнения — это тоже часть «игры». Рядом окажутся и те, кто будет критиковать, отпускать в твой адрес негативные, даже неприятные комментарии или злобно подшучивать. Как ты знаешь, игнорировать их не всегда получается.

Но можно делать так: каждый день представляй у себя в голове стул, на котором сидят такие вот критики (внутренние и пришлые). Говори им, что знаешь об их существовании, но все равно будешь поступать по своему усмотрению.

Сила визуализации

При появлении проблем или в непривычной ситуации уверенность в своих способностях и возможности достичь успеха может улетучиться. Однако, независимо от цели, правильно настрой себя. Отличный способ — визуализация, или создание мысленного образа.

Что это такое? Мысленно ты помещаешь себя в будущую ситуацию и представляешь, как все хорошо проходит. Если ты хочешь выиграть на соревнованиях по теннису или выступить на конференции, сконцентрируйся и представь, как поднимаешь над головой кубок или как тебя поздравляют друзья и учителя.

Снова и снова проигрывая в голове успех, ты постепенно поверишь, что именно так все и будет.

Есть научные доказательства того, что визуализация поднимает самооценку и помогает улучшить качество работы. Многие профессиональные спортсмены, в том числе олимпийский гребец Стив Редгрейв и баскетболист Майкл Джордан, таким образом настраивают себя на успех в соревнованиях.

Известная медийная личность Опра Уинфри тоже доверяет визуализации и позитивному мышлению. Эти методы помогли ей выбраться из бедности и стать одной из самых богатых женщин в мире. В детстве Опра смотрела, как ее бабушка надрывалась на работе, и решила, что ее жизнь будет лучше.

Однажды на своем шоу Опра сказала: «Представьте себе лучшую, самую прекрасную жизнь, потому что мы становимся теми, кем себя видим».

Прочитайте эти советы своим детям и помогите им ценить себя такими, какие они есть.

По материалам блокнотов «Дыши. Как стать добрее» и «Дыши. Как стать смелее».

Обложка статьи — иллюстрация из книги Дыши. Как стать смелее».

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2020/02/03/da-ty-smozhesh-kak-pomoch-rebenku-poverit-v-sebya/

Как помочь ребенку поверить в себя: советы психолога

Причин для формирования заниженной самооценки у ребенка несколько, и, безусловно, есть случаи, которые требуют детального анализа на приеме у специалиста. Но для начала можно попробовать откорректировать представление ребенка о себе самом при помощи игр.

Это самый простой и в то же время действенный способ донести до ребенка нужную информацию и сформировать у него определенную модель поведения. Почему это работает? Да потому, что для детей даже сама жизнь пока — лишь игра. Во что поиграть с ребенком с заниженной самооценкой, нам рассказала Наталия Простун, детский и семейный психолог.

Эти игры также могут быть использованы как профилактика.

Страх перед неудачей

Проявление заниженной самооценки — тщеславие: ребенок боится упасть лицом в грязь, проиграть, оказаться в смешном положении. Необходимо показать, что падать — это естественно, и это происходит в жизни любого человека. Используйте такую игру-аллегорию. На сигнал «Ой, ба-а-ах!» ребенок должен упасть: на попу, навзничь, на колени, на спину, на бок, а вы будете хохотать.

Чтобы ребенок учился не воспринимать такую реакцию как насмешку и обучался выходить из ситуации с юмором, его задача после падения, не вставая из «уроненного» положения, корчить вам рожицы. А чтобы проигрыши не были трагедией — учите, что они могут быть выгодны.

Играйте в любую игру, где может быть только один победитель, и условьтесь, что тот, кто проиграет три раза кряду, получит мороженое.

Нет самообладания

Одно из последствий заниженной самооценки — беспокойство и суетливость. В следующей игре ребенку необходимо сохранять спокойствие в разных ситуациях: полученные навыки самообладания он перенесет в обычную жизнь. Итак, попросите ребенка вспомнить какое-нибудь стихотворение, которое он помнит назубок.

Теперь он должен декламировать его: без эмоций, сдержанно, несколько отстраненно от действий, описываемых в нем и вызывающих определенные чувства. Ваша задача — пытаться сбить ребенка с толку, испугать, вызвать раздражение и досаду.

Для этого с разной периодичностью устраивайте провокации: подкравшись сзади, хлопните в ладоши; включите свет, крикнув «Ой!»; слегка, но неожиданно толкните ребенка в плечо; дуньте ему в ухо. Проделывайте подобное до конца стихотворения.

Нелюбовь к себе

Ребенок обесценивает свои умения, не замечает достижений, считает себя недостойным — словом, совсем не любит «такого-сякого» себя. Такой взгляд нужно переформатировать. Заведите коробку, в которую каждый член семьи будет класть записки с перечислением поступков ребенка, за которые так и хочется сказать: «Да ты ж у меня умница!».

В конце недели — игра «Он — король»: усаживайте ребенка на высокий стул, надевайте ему на голову корону и зачитывайте все записки: «Сейчас мы узнаем, чем наш король Дмитрий отличился на этой неделе». Важно, чтобы «обнародование» происходило при всех членах семьи — не только потому, что так свидетелей достижений ребенка будет больше и ему будет еще приятнее.

Просто присутствие всех означает, что ребенок ценен настолько, что все взрослые отложили ради такого случая свои дела, и что они — его тыл: часто ребенок с заниженной самооценкой не чувствует, что его родня при необходимости встанет за него горой. В следующей игре тоже фиксируются достижения и умения ребенка, но делать это будет сам ребенок.

Потому что еще одна проблема детей с заниженной самооценкой — они боятся хвалить себя. Итак, бросайте ребенку мяч со словами «Ты — умный, потому что». Ребенок, отбивая вам мяч, должен продолжить фразу. Далее по аналогии формулируйте любые достоинства ребенка, на которых считаете нужным акцентировать его внимание.

Формулируйте одни и те же фразы по несколько раз подряд, предупредив ребенка, что ему повторяться в их продолжении нельзя. Таким образом ребенок будет вынужден вспоминать наималейшие победки, а осознание любой информации прочно записывается на подкорке.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое деизм в философии

Как унять тревожность

Неуверенные в себе дети тревожатся в режиме нон-стоп. Это приводит к мышечным зажимам, потому, наряду с повышением самооценки, помогайте ребенку расслабляться. Это, в свою очередь, будет снимать эмоциональное напряжение. Используйте эти приемы в течение дня несколько раз. Итак.«Воздушный шарик» Ребенок должен стать гуттаперчевым: согнув колени, наклониться вперед, руки висят.

Вы проделываете движения, схожие на накачивание насосом, и ребенок поэтапно «надувается»: распрямляются ноги, потихоньку поднимается тело, затем голова и руки. Вы прекращаете «накачивать», но при этом не успеваете «закрыть» дырочку в шарике, и он с громким шипением «сдувается» в исходное положение, на глубоком выдохе издавая звук «ш-ш-ш», переходящий в «с-с-с». Повторите упражнение, видоизменив наклон тела: набок влево, затем набок вправо.

«Щенок после купания» Задача ребенка, стоя на четвереньках, показать, как отряхивается щенок после купания: всем телом, волнообразно, от копчика до головы. Сначала покажите ребенку как. «Желтое творчество» Трансформировать напряжение можно и в творчество.

Пусть ребенок рисует (карандашами, акварелью, пальчиковыми красками, лепит (из глины, пластилина, теста), вырезает (из бумаги, картона или ткани) свои страхи, разочарование, грусть и злость. Вам необходимо предупредить ребенка, что он может изображать, что захочется: как реальные предметы, так и абстрактные, главное — думать в эти минуты об источнике указанных чувств. Именно осознание негативных эмоций и одновременная сублимация их уменьшают масштабы «трагедии».

Желательно, чтобы материалы для творчества были желтых оттенков — этот цвет вызывает радость, но не истощающую эйфорию; он приводит в тонус, но не щекочет нервы, поскольку его яркость не агрессивна; он теплый и стимулирует не менее теплые эмоции, и все разом действует релаксирующе.

Если не спится

Детям с заниженной самооценкой часто трудно заснуть: они ворочаются, прокручивая события дня, придирчиво разбирают свои поступки, наново переживают душевную боль от того, что не смогли сказать нужное в какой-то ситуации «нет». Бессонница, если вы сможете внушить ребенку, что он хорош, а в ряде случаев лучше других, со временем уйдет. А пока попробуйте такой прием. Купите неоновую палочку (Light stick).

Скажите ребенку, что она волшебная: дети с превеликим удовольствием включаются в задачи под грифом «таинственные». Пусть ребенок непосредственно перед сном прикасается палочкой ко всем предметам и игрушкам в комнате, приговаривая: «Вот и стол заснул», «А теперь — окно» и т. д. После того как все предметы «заснули», «волшебник» отправляется в кровать, прикасается к себе палочкой и говорит: «И я сейчас усну» — и кладет палочку под подушку.

Вы целуете «волшебника», сказав: «Как здорово, что мой чародей отправился в страну сладких снов», выключаете свет и выходите из комнаты.

Источник: https://nk.org.ua/obshchestvo/kak-pomoch-rebenku-poverit-v-sebya-sovetyi-psihologa-158818

“Верьте в детей, не ждите многого и хвалите”. Как поддержать самооценку подростка

Если на самооценку малыша влияли родители, а младшие школьники прислушивались к педагогам, то подростков прежде себе волнует мнение сверстников. Что делать родителям, если после 11 лет их ребенок вдруг разочаровался в себе, как его поддержать? Почему сейчас важно сформировать адекватную самооценку и как это сделать рассказывает психолог Леля Тарасевич.

Все родители чуть ли не с пеленок младенцев начинают тревожиться об их подростковом возрасте. Кризис, окончательная сепарация, нигилизм. Дети вдруг перестают слушать и слушаться, рассказывать о себе и приходить вовремя. Непонятно как, неизвестно с кем общаются в своих социальных сетях, обсуждают слаймы и смотрят ролики с ютюба. Плохо учатся, плохо выражаются. Все плохо.

Еще и трогать их психологи запрещают, чтобы не сломать зарождающуюся самость и не спугнуть самооценку. Ну и правда, вот упадет она, и будет у нас безынициативная, замкнутая девочка. Или наоборот, задерется, куда не просили, и получим грубого, бесцеремонного, конфликтного мальчика. Только вот как тут разглядеть: это он конфликтный, потому что самооценка, или потому что пубертат бушует? Это она замкнулась, потому что думает о смысле жизни, или спасать надо? 

“А какой я?” и другие вопросы

Интересно то, что, хотя самооценка и формировалась с самого рождения наших детей, но вот именно сейчас — с 11 лет — наступает оптимальное время для того, чтобы с ней работать. Почему?

Ну во-первых, потому что ребенок уже не совсем ребенок, он себя как-то осознает и что-то сам про себя понимает.

Во-вторых, ему становится любопытно: а какой я? Раньше было просто «я — хороший» или «я — плохой», а теперь вдруг сел у окна и задумался – а какой это, хороший? А почему? А от чего это зависит? 

Кроме того, подростки начинают, наконец, сами себя сравнивать с другими – что я могу, чего не могут другие? Чем я лучше?

Если вам еще и удастся сохранить контакт, то со взрослеющими сыном или дочерью уже можно поговорить почти на равных. Услышать их и сказать то, что смогут услышать они. Взрослой частью себя. 

Пять советов для родителей

Для того, чтобы сохранить самооценку подростка в норме, поправить ее, если вдруг просела или подпрыгнула выше положенного, можно следовать простым правилам:

  1. Не сравнивать. В подростковом возрасте это остается актуальным. Подростки сами уже могут себя сравнить с другими, но это не значит, что их не ранят конкретно ваши слова. Не просто ранят, но уже и хорошо осознаются и не менее хорошо запоминаются. 
  2. Убрать завышенные ожидания. Часто родители, узнав, что выпускник сдал экзамен на 97 баллов, недоумевают, почему не на 100? Замечают недостаток трех процентов и пропускают мимо ушей заработанные 97. Ребенок в пубертате еще не до конца взрослый, не всегда может оценить ситуацию, просчитать последствия, дотянуть до той точки, которую вы наметили. Намечайте чуть ниже, чтобы, когда он допрыгнет выше, было чему радоваться всем вместе. 
  3. Хорошо ставить ребенка в те ситуации, когда ему необходимо преодолевать трудности. Это может быть и физическая нагрузка, например, туристический поход, и сложные бытовые задачи, где необходимо пораскинуть мозгами. Однако очень важно не скатиться в ту крайность, когда вы берете детей «на слабо». Делайте сами, предлагайте присоединиться, говорите, что верите в его способности и в то, что он справится. 
  4. Устройте свой собственный “конкурс талантов”. Найдите, заметьте и развивайте то, что нравится вашему сыну или вашей дочери, что у них получается. Для этого стоит расширять кругозор ребенка и постоянно предлагать ему новые виды деятельности. Любопытно наблюдать, как вдруг у застенчивой девочки круто получается обгонять всех взрослых мужчин на трассе для картинга, а неусидчивый хулиган-подросток вдруг лепит из глины потрясающие сосуды. 
  5. Если вы заметили, что самооценка всё равно падает (а вы тут уже не столь властны, ведь мнение сверстников сейчас важнее, такие уж природа заложила законы развития), то хвалите. Много, часто, с удовольствием. Пусть здесь, дома он точно чувствует, что он важен и нужен, его ценят и к нему прислушиваются, с ним советуются и его мнением дорожат. 

Как проверить самооценку подростка

В конце, как обычно, дадим методику тем, кто хочет потестировать своего ребенка. В принципе в этом возрасте уже можно брать любую методику, найденную в интернете, даже взрослую. Только всё-таки помните, что психологическая методика – это не тренажер, чтобы пройти его на необходимую отметку, а именно диагностический материал, который используется в совокупности со многими другими факторами. 

Итак, тест на определение самооценки подростков (автор Р.В.Овчарова)

Варианты ответов: да, нет, не знаю/трудно сказать. 

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  6. Мне нравится находить причины своих неудач.
  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  10. Убедительно могу доказать правоту.
  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  12. У меня часто рождаются интересные идеи.
  13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

За каждое «да» начисляется 2 балла, за «нет» — 0 баллов, за «не знаю» — 1 балл. 

Результаты:

  • 24-32 балла – высокий уровень самооценки;
  • 12-24 балла – средний уровень;
  • 0-12 баллов – низкий.

Совсем скоро наши дети вырастут и начнут самостоятельную жизнь со своей самооценкой, которую уже будут гармонизировать сами или вместе со своими психологами. Конечно, по их мнению, мы что-нибудь сделаем не так и где-то надавим излишне, а где-то припустим больше меры. Но мы будем точно знать, что любили, старались и делали для них всё, что умели. И даже немножко того, чего не умели.

Источник: https://www.pravmir.ru/verte-v-detej-ne-zhdite-mnogogo-i-hvalite-kak-podderzhat-samooczenku-podrostka/

Как поддерживать в ребенке веру в себя

Воспитать уверенного в себе и в собственных силах ребенка — не так сложно, как кажется. Прежде всего, задумайтесь, как вы общаетесь со своим чадом. Как правило, мы – родители, взрослые, говорим с ними преимущественно в форме распоряжений и инструкций: «Помой руки, иди обедать, уберись в шкафу, ложись спать». Необходимо интересоваться мнением ребенка, а чего хочет он?

Проведем небольшой тест: в течение одного дня ходите по дому с блокнотом и ставьте галочки — на одном листке, когда вы отдаете ребенку инструкции, а на другом — когда интересуетесь его мнением. Думаю, результат вас впечатлит.

Основные ошибки в воспитании, которые ведут к формированию неуверенности

1. Внушение страха – часто родители говорят своим маленьким детям: «Не будешь хорошо кушать/ тепло одеваться/хорошо себя вести – отдам тебя (злому дяде, крокодилу и т.д.)». У ребенка закрепляется чувство страха, что его в любой момент мама может отдать кому-то, теряется чувство собственной безопасности, доверия к миру.

2. Недоверие своему ребенку – нередко родители набрасываются на провинившегося ребенка, даже не попытавшись разобраться в ситуации. У ребенка может быть своя правда, и игнорируя ее, родители ломают доверительные отношения.

3. Создание ситуации неконтролируемого стресса. Стресс – это реакция на новизну, а неконтролируемый стресс возникает у человека, когда к воздействию невозможно приспособиться, его не возможно предсказать.

У ребенка в этом случае возникает состояние выученной беспомощности, он решает, что от него ничего не зависит.

Простой пример: мама ни в какую не соглашается купить собачку, а когда ты лишился всякой надежды – сюрприз! Казалось бы невинный пример, а ведет к печальным последствиям.

4. Терроризирование оценками – постоянное социальное давление так же ведет к состоянию выученной беспомощности. Многие родители до сих пор проводят параллели между светлым будущим ребенка и его успеваемостью в школе.

Когда ребенок чувствует, что не соответствует требованиям и ожиданиям родителей – он начинает врать, снижается самооценка, ребенок полностью теряет веру в себя, могут возникать суицидальные мысли. Ведь его любят только за пятерки, а если что-то не получается – уже не любят.

Важно, чтобы дети всегда чувствовали безусловную любовь и поддержку со стороны родителей и значимых взрослых.

Упражнение: исследуем сознательные установки

Представьте вашего малыша через год или даже несколько лет. Затем запишите сказанное. Или напишите сочинение на тему: «Мой малыш в первом классе /в десять лет, в двадцать лет/». Собранный материал отражает ваши установки в отношении ребенка.

Замечено, что чем более конкретные, четкие пожелания высказывают близкие, особенно папа и мама, тем труднее с этим малышу. Так как малышу приходится тратить огромное количество энергии для того, чтобы соответствовать желаемому.

Особенно трудно в такой ситуации «слышать себя», понимать свой путь, являться тем, кем ты являешься. Также установки родителей учат ребенка условности любви.

В идеале сознательной установкой родителей может быть такая: «Мы очень рады, что ты у нас есть! Ты – свободен! Ты нам интересен в любых своих проявлениях! Ты родился, чтобы найти свой путь.

Какое-то время понадобится тебе, чтобы собрать информацию о мире, в который ты попал. Мы будем помогать тебе, по мере необходимости. Затем ты пойдешь своим путем, тем путем, который сам выберешь.

Тем путем, который более всего соответствует твоей природе, твоему пониманию счастья». Таким образом, ребенку даруется свобода, да и родителю тоже.

5. Культивация тревожности – «Не бегай – упадешь и разобьешься!», «Не выходи на улицу – утащит маньяк!». Родители стараясь обезопасить своего ребенка, говорят ему подобные фразы, тем самым взращивают в ребенке постоянное чувство тревоги. Родитель должен быть гарантом спокойствия и безопасности ребенка (необходимо уделять время разговорам о безопасном поведении, с маленькими детьми лучше это делать в игровой форме).

6. Навешивание ярлыков – «бестолочь», «на родительском собрании чуть со стыда не сгорела», «руки-крюки» и т.д. Все эти брошенные фразы ведут к низкой самооценке.

7. Гиперопека – «ну-ка, отойди! Папа сам все сделает!», «У тебя не получится хорошо наточить карандаш!». Ребенок, улавливая тревожность родителей решает, что сам он ни на что не способен. Чем больше у детей возможности проявить себя и полагаться на себя, тем больше у них уверенности в себе.

Как помочь ребенку поверить в себя:

# Не сравнивайте ребенка! Каждый человек развивается и идет своей дорогой. Пусть ребенок знает и помнит об этом! Не нужно приводить ему в пример кого-то из одноклассников или ровесников. Сравнивать можно только с ним самим, когда он еще чего-то неумел, а теперь научился.

# Оставляйте ребенка иногда одного. Ему будет интересно побыть какое-то время дома и заняться своими делами. Чрезмерная опека, когда родители стараются контролировать каждый шаг, может затормозить развитие ребенка.

# Учите ребенка уважать мнение других. Когда ребенок будет с уважением относиться к точке зрения других людей, он заметит, что и к его мнению прислушиваются. Это обязательно повысит его самооценку!

#Прислушайтесь к мнению ребенка при выборе кружка, секции, будущей профессии (даже если вы мечтали, что сын стане хирургом, а он выбрал программирование). Если родители советуются и, что важно, прислушиваются к мнению ребенка, это вселяет в него уверенность. Даже если маме и папе кажется, что нет смысла записывать его в художественную школу, стоит пойти на поводу у ребенка, если он все же хочет там учиться. Это ВЫБОР РЕБЕНКА.

# Дайте ребенку право на ошибку. Следует относиться к совершенным ошибкам как к полезному опыту.

# Чаще говорите ребенку, что верите в него!  Забудьте о выражениях «все равно ничего не получится», «не стоит и пробовать». Пусть ребенок знает, что родители в него верят и ничуть не сомневаются в его способностях. Это непременно окрылит и подарит уверенность в том, что все получится!

# Создайте благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находите слова поддержки для новых творческих начинаний, относитесь к ним с симпатией и теплотой.

# Открыто выражайте свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении родителей, быстрее развиваются, чувствуют уверенность в себе и своих силах.
Помогите ребенку оценить в себе творческую личность, содействуйте его более глубокому самопознанию, но одновременно учите уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.

# Учите ребенка справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения. Учите детей видеть хорошее и красивое в жизни.

# Помогайте детям находить конструктивные выходы из конфликтных ситуаций.

# Давайте советы только тогда, когда ребенок об этом попросит – взрослые на правах родителя всегда хотят указать ребенку, как правильно, настаивая на своём опыте.

Но если тот все решил сам, а родители читают нравоучения, результат будет обратный. И при положительном исходе дела у ребенка не будет ощущения удовлетворения собой. Ему полезно что-то делать от начала до конца самому, такие вещи повышают самооценку.

Обязательно нужно идти навстречу ребенку, если он просит совета.

Фразы, которые должен слышать каждый ребенок, не зависимо от возраста:

1. Я люблю тебя2. Извини меня3. Я прощаю тебя4. Ты просто чудо!5. Все будет хорошо6. Я в тебя верю7. Я тобой горжусь8. Ты сможешь9. У тебя все получится

10. Я всегда рядом

Источник: https://chipolinka.ru/kak-podderzhivat-v-rebenke-veru-v-sebya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как умер николай чудотворец

Закрыть