Как петь на клиросе

Петь в храме должен каждый!

как петь на клиросе

На епархиальном собрании святейший патриарх Кирилл выступил с докладом, в котором прозвучали слова о важности народного пения на богослужении. Он вспомнил, как в одном храме раздавали всем пришедшим тексты «Милость мира». Очень скоро прихожане с большим воодушевлением пели значительную часть Литургии.

«И разве можно сравнить это народное пение, вовлекающее людей в свершение Евхаристии, с пением профессиональных платных певцов на клиросе, которые иногда даже внешним своим видом являют некий диссонанс со всеми теми, кто молится в храме? Давайте подумаем о том, как это возможно сделать», – подчеркнул Святейший.

«Православная Москва» решила узнать, как сегодня в московских храмах решается эта задача.

Из наблюдателей в участники: субботняя служба на Валаамском подворье

Одним из первых, кто откликнулся на призыв Святейшего, оказалось Московское подворье Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Каждую субботу перед Литургией прихожанам раздают тексты со словами молитв. Затем, при поддержке регента, эти песнопения исполняются. Поют все, кто стоит в храме.

На вопросы «ПМ» отвечает игумен Иосиф (Крюков), настоятель Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
– Как появилась идея народного хора?
– Инициатива ввести народное пение принадлежит игумену Валаамского монастыря преосвященному Панкратию (Жердеву), епископу Троицкому.

В течение длительного времени владыка прикладывал значительные усилия для того, чтобы люди, приезжающие из разных уголков страны на Валаам, стали единой семьей. Думаю, владыка хотел бы видеть то же самое и на наших подворьях.

Очень важно, чтобы прихожане ощущали себя не случайными посетителями, которых никто не ждет, но членами единой церковной семьи.

На епархиальном собрании святейший патриарх предложил ряд шагов по активизации приходской жизни. Идея народного пения была воспринята владыкой Панкратием с большой радостью. В тот же день владыка благословил нас реализовывать это предложение патриарха.

– Есть ли какие трудности в реализации?
– Поначалу у нас были некоторые сомнения. Насколько прихожане нашего подворья готовы к подобного рода инициативам? Ведь монастырская среда и люди, которых она привлекает, более консервативны и не так восприимчивы к нововведениям. Тем не менее, мы решили попробовать.

И, как оказалось, это начинание имеет множество положительных моментов. Люди, ранее привыкшие быть лишь наблюдателями, посредством народного пения становятся активными участниками. Повышается внимание к словам молитвы. Благодаря совместному пению прихожане становятся ближе друг к другу.

Я думаю, это как раз то, что необходимо любому приходу и особенно монастырской общине.

– Но ведь поется не вся служба, только некоторые песнопения?
– Да После совещания мы пришли к следующей схеме. Регенты выбирают те песнопения, которые на слуху и могут быть исполнены людьми без специального образования. Второй этап – они передают тексты в миссионерское братство, где готовят листовки: ноты и текст.

Перед каждым субботним богослужением алтарники или члены братства раздают всем молящимся в храме листовки, затем сами члены братства и певчие встают среди народа и помогают робким более смело участвовать в службе. Пока так.

Я надеюсь, что со временем, когда люди почувствуют себя более уверенно, перестанут бояться петь за богослужением, мы сможем расширить количество песнопений.

Древняя Церковь: здесь и сейчас

Представим, что количество песнопений с каждой службой все более расширяется. Наконец, всю службу поют молящиеся в храме. Нужен ли тогда профессиональный хор? И какова глубина этой традиции?

Размышляет иеродиакон Герман (Рябцев), регент Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря:
– Можно ли сказать, что народный хор – это новшество?– В храме всегда пели Символ веры и Отче наш.

Теперь к этим известным молитвам прибавилось еще несколько песнопений, наиболее употребительных. Трисвятое, Достойно есть, ектения, тропарь и кондак преподобным Сергию и Герману. При этом ключевые песнопения останутся за клиросом. Прихожанам нравится петь в храме. Это и ответственность, и приобщение к общему богослужению.

Теперь они не просто стоят и слушают, но участвуют сами. Так пели в древней Церкви.

– Возможно, традиция древней Церкви вернется? Никакого клироса и профессиональных певчих.

– Тогда прихожане должны быть музыкально образованными людьми. Либо придется упрощать песнопения до предела, до читка. Тогда это уже неуважение к той традиции, которая существовала 1000 лет на Руси. У нас же своя традиция, с 11 века знаменный распев, древнерусские песнопения, сложные мелодические узоры. Этому надо учиться, и далеко не каждый способный человек сможет их освоить.

Мужской, народный и детский хор в храме Димитрия Донского

В праздник Торжества Православия в храме святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове состоялась первая Литургия с участием народного хора.

Рассказывает священник Андрей Алексеев, настоятель храма.

– Такое желание возникло у прихожан. «Всякое дыхание да хвалит Господа» (Пс. 150, 6). Конечно, когда человек готов участвовать в богослужении – это другое состояние. Я понимаю тех людей, которые желают прославлять Господа не только сердцем, но и устами своими.

Данная традиция имеет отношение к древним векам христианства. В катакомбной церкви все люди, пришедшие на богослужение, были участниками, они пели и восхваляли Христа.
– Как проходит обучение?– Сейчас в хоре примерно 40 человек. Они занимаются несколько раз в неделю.

Изучают вокал и сольфеджио.

– Несколько раз в неделю – это очень серьезно! Возможно, в будущем народный хор и станет основным?

– Я рассматриваю сочетание хоров. У нас в храме есть мужской профессиональный хор. Певчие этого хора – верующие люди, имеющие соответствующее образование. Многие из них закончили консерваторию. Они и поют как правый хор. «Красота пения способствует молитвенному настрою», – говорил Иоанн Златоуст, и мужской хор – это особенный хор, его невозможно заменить. У нас и дети готовятся петь Литургию. Правда, пока они поют вместе с народным хором, но со временем будут петь самостоятельно.

Пение с голоса: занятия в храме святой мученицы Татьяны

Оказывается, традиция народного хора существует и в некоторых других храмах Москвы. Например, в домовом храме святой мученицы Татьяны народному хору уже три года!
Рассказывает Марина Конопова, руководитель церковно-приходского хора с 2011 года:

– Наши прихожане собрались и попросили с ними позаниматься. Отец Владимир, настоятель храма, с радостью благословил эту инициативу. Так у нас и получился народный хор. Сначала пели акафист святой Татиане. Всем, кто приходит на службу, мы раздаем книги с текстом.

С прошлого года стали петь Литургию, пока раз в месяц, поем еще и вечерню.
– Кто может участвовать в хоре, практикуется ли прослушивание?– Музыкальные способности развиваются при усердии и регулярности занятий. Даже музыкально слабо одаренные люди вырабатывают певческие навыки.

У нас нет ни прослушивания, ни отбора.

– Как проходят занятия?

– Церковное пение должно быть на должном техническом уровне. Очень важно не расстраивать прихожан и священнослужителей дурногласием.Для этого мы привлекаем разных специалистов, осваиваем навыки дыхания, звукоизвлечения. Недавно прослушали курс по литургике.

– Что делать тем, кто не знает ноты?

– Мы ориентированы на одноголосное пение и знаменный распев, проходим и обиход. Нот не учим. Обучение – с голоса. Для этого мы рассылаем аудио-файлы, которые можно слушать, подпевать и постепенно запоминать.

Также мы изучаем и поем духовные стихи. Может быть, профессионального результата не стоит ждать очень быстро, хотя он достижим. Самое главное – настрой. Люди собираются вокруг Христа, центром их жизни становится Литургия.

Народному хору в Знаменском храме – больше 20 лет!

В храме иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской Слободе (ст. м. «Рижская») по традиции поют прихожане. Уникальность этого народного хора в том, что он здесь единственный и основной.

Как рассказала регент хора, Елена Федюшина, обучение происходит преемственно.
– Когда в хор приходит кто-то новый, мы даем папку песнопений с нотами и ставим рядом со старослужащими. Пение, как и язык, учат только так – погружаясь в материал.

«В целом следует признать, что воспитание в прихожанах (да и в самих священнослужителях) чувства совместного, общего участия в богослужении «едиными усты и единым сердцем» – это большая задача, которую не решить в одночасье». Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Фото Владимира Ходакова

Анастасия Чернова

Источник: http://orthodoxmoscow.ru/pevchim-mozhet-stat-kazhdyj/

Как попасть в Православный хор простому человеку? — Судьба инфо

как петь на клиросе

Как петь церковные православные песнопения?

«Академическое пение на зевке, оно объемное, ни с чем не спутаешь. Тем не менее, например, в монастыре поют очень красиво, молитвенно, но это как будто не академическое пение, а дар Божий».

Да, именно так. У монахинь очень чистый и своеобразный звук. Что женское, что мужское монастырское пение – это как отрешение от всего земного и уже здесь, при жизни, ощущение Божьего величия во всём. Никаких, на мой взгляд, мускульных усилий и потуг, тем не менее, они поют вокально.

Во всяком случае, так слышу. Это, конечно, совсем не тот вокал, что преподают в светских музыкальных учебных заведениях, но звук лёгкий и звенящий. Когда рядом со мною кто-то поёт не вокально, не на зевке, а на горле и на связках, я чувствую это на мышечном уровне.

Потому что мои ые складки сразу же на это реагируют точь в точь таким же мышечным зажимом. Напряжение в горле ощущается сразу же. Так же как и бездыханное пение.

И по инерции сразу всё начинает и у других сковывать в певческом плане и напрягаться внутри, потому что это именно так работает. И если певчий не профессионал, то стоя на клиросе с таким вот невеждой зажимистым, он и сам начинает петь неправильно. Поэтому, учиться пению нужно у владеющих вокалом, а не дилетантов.

Не могу толком объяснить, как поют монахи и монахини, но абсолютно точно не на горле и не на связках, а на дыхании. Поют звуком, приближенном к губам. Не в затылке ощущается звучание голоса, как это может показаться у оперных певцов, а именно в близкой певческой позиции («на зубах», «на губах»)

Сегодня пела с монахиней, на каноне Утрени поются стихи и некоторые очень длинные по протяжённости. Так вот матушка поёт этот длиннющий стих и не берёт посередине фразы дыхание, тогда как я еле допевала сегодня, и дыхание заканчивалось перед самым окончанием фразы. Хотя и дыхание, и звукообразование у меня в норме.

Монашеское пение — это Божий дар, я так думаю. Сейчас говорю не про Безруково, а вообще. Так как именно безруковское пение, на мой взгляд, ни вокальной правильностью звучание, ни особой такой молитвенностью (ИМХО) не отличается.

«У нас в храме есть одна певчая, так если бы я имела  власть, вместо нее пригласила бы другую. Потому что [] ее голос, хотя и очень красивый, но он как будто не церковный». «некоторые поют приглушенно, мне кажется, что именно тот звук церковный, он чистый»

-вы сами себе на вопрос и ответили.

Что Святые отцы говорили о пении в церкви? Пение не должно быть кричащим, певчие не имеют никакого права «выпячивать» и показывать наружу свои «прекрасные» звонкие голоса, а все поют как один человек. «Едиными усты и единым сердцем»

Клирос — это ведь не филармония и не оперный театр? А многие светские певчие не различают этого.

По поводу той певчей со звонким и красивым голосом. Я знала одну такую. Пришла в храм петь и могла интонировать только первый голос, так как у вокалистов, как правило, отсутствует гармонический слух, и они привыкли петь под аккомпанемент.

Так вот эта барышня «верещала» первым на клиросе так, что у меня «лопались» барабанные перепонки. Её напряжение (якобы, певческая опора) передавалось мне, и к концу Литургии я «выползала» с клироса как выжатый лимон.

Петь вместе с ней было невыносимо. Никого не было слышно, потому что всю службу звучало соло яркого сопранового тембра с клиросом. Но как то я послушала её в записи на диске, она исполняла там арию из оперы Моцарта, то поняла, что девушка для оперной сцены, а не для клироса. Это было гениально. Просто супер красиво всё звучало.

О чём я здесь? Просто не всем петь в опере, и не всем в храме. Однажды я пришла устраиваться на работу в камерный хор г.Новокузнецка, руководителю не понравился мой тембр, отсутствие в нём певческого вибрато и прочих «достоинств», которыми обладают светские академические певцы. Мне отказали.

На тот момент меня это расстроило, а сейчас, вспоминая про это, считаю что всё произошло так как и должно было произойти.

Не подошла для камерного хора и, напротив, я достаточно хорошо сливаюсь со всеми партиями в церковном.

Опять отвлеклась. Совсем недавно мне посчастливилось вновь попеть с той девушкой, которая очаровала меня исполнением арии и раздражала воплем в храме. И каково было моё удивление, когда, приготовившись вновь услышать вопли, ощутила мягкое, красивое и поистине церковное пение.

Все мы под Богом ходим и только Ему знать, кого и куда поставить или убрать. Полюбите ту девушку со звонким голосом, которую, как вы интересно выразились,  убрали бы с клироса. Возможно, она поймет со временем суть богослужения  и то, как на самом деле нужно петь в храме. Поймёт и станет очень хорошей певчей.

Вопли или ангелогласие?

Вы не поверите, но я раньше тоже «вопила», когда пришла и пела в своём самом первом церковном хоре Покровского храма. Одно хорошо. Тогда я подвизалась в первых альтах, и мои громкие звуки тонули в обще-хоровом рёве. И за что только нам зарплату платили?

Временем позже «верещала» в партии вторых сопрано в духовном училище, потому что надо было ведь всему миру заявить о том, какой у меня звонкий, красивый, а самое главное, ГРОМКИЙ голос.

Я пела громко и крикливо тогда, когда имела послушание на своём первом клиросе и на приходе г.Ленинск – Кузнецка. До тех пор, пока отец Владимир, служащий на то время вместе со мною, не подарил мне кассету с записью одного из хоров.

По моим ощущениям это пел монастырский хор, но как выяснилось совсем недавно, это был хор храма Святаго Симеона Богоприимца и праведной Анны.

Именно в их исполнении впервые услышала пятиголосный концерт, который мы сейчас разучиваем к фестивалю.

Услышав впервые ангелогласие, поняла, что хочу петь так же. Именно тогда совсем по-другому, чем предыдущий мой клирос, зазвучал церковный хор храма Новомучеников и исповедников Российских, в коем впервые я подвизалась регентом. Об этом мне даже муж сказал, услышав наше звучание, довольно далёкий на тот момент от дел церковных и Православия.

Ведь даже ему, светскому работяге — шахтёру, понравилось спокойное и мягкое звучание церковных песнопений. Мне и с певчими на тот момент как то повезло. Сама то я подпевала то альтом, то тенором, а вот в первые голоса мне хватило ума поставить девушку, имеющую колоратурное сопрано.

Поэтому, когда звучали ирмосы Пасхи Веделя и хор в приподнятом пасхальном настроении всё время завышал интонацию на полтона, нота «си бемоль» звучала легко и воздушно. Лариса «звенела» колокольчиком, да и весь хор тоже.

Поэтому Пасху мы отправили в 1998 на ура. Если бы в сопрано я поставила петь какую – нибудь вокалистку с академическим звонким тембром и мощным вибрато, коим они почти все обладают, это был бы тихий, вернее громкий ужас.

Однажды так и было. Меня пригласили попеть в храм, зная, что спою любую партию с листа, третью партию на женском клиросе. Пели «С нами Бог» Зиновьева на Рождество Христово. Это было что то. В первых сопрано – вокалистка с мощным сопрано, в котором присутствует полный «суп набор», ой то есть всё, что присуще академистам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто награжден орденом андрея первозванного

Являясь действующей солисткой филармонии, она «заполняла» храм своим мощным звучанием так, что мне можно было (а у меня голос тоже крепенький), да и не только мне, а и всем остальным совсем не петь. Или петь не в ноты, как попало, невпопад.

Всё равно ведь слышно было только первое сопрано, чуть-чуть второе, а оставшиеся партии просто «шипели» там внизу по сравнению с грандиозным и звонким тембром нашей уважаемой филармонистки.

Может быть поэтому, мои сопрано всегда поют тише всех, я на этом жёстко и неуклонно всегда настаиваю. Разрешается петь громко почти всем, кроме сопрано (особенно, если верхние звуки выходят за рамки «ре второй октавы»).

Певческая пирамида

Звучание хоров, которыми я обычно управляла и управляю,  строится по принципу пирамиды (как можно меньше наверху, и больше внизу). Ведь верхний голос, как бы тихо он не пел в хоре, всё равно будет слышно. Так зачем же «вопить» истошно и «верещать»? Ведь в таком пении очень сложно услышать молитву.

И это отвлекает от самого главного. От Слова. От богослужебного текста.

Вы никогда не обращали внимания на то, что когда слушаешь академический вокал и оперных певцов (я это помню по музыкальному училищу, когда мы слушали для викторины ту или иную оперу), никогда не понятно, о чём поют и какие слова произносят? А если слушаешь хор, звучащий в опере, так вообще не понять ни слова, если не будешь следить по клавиру.

А теперь представьте, что творится в церкви, если там поёт хор сплошь и рядом состоящий из певцов филармоний и оперных театров. Для них неважно содержание. Главное, громко пропеть и показать свой яркий вокал на всеуслышание. Грянуть так, чтобы купол обрушился.

Я сама была такая же, как все академисты — вокалисты, поэтому отлично понимаю и автора вопросов, адресованных мне и то, о чём сейчас пишу.

«Потом, некоторые поют приглушенно, мне кажется, что именно тот звук церковный, он чистый. А я слышу часто голоса, они, от природы своей, наверное, очень приятны на слух, но они отличаются некоторой  звонкостью. Как все-таки правильно нужно петь?»

Блеск и глянец или бархат?

Я бы сказала не приглушённо, а матово что ли. Это как на фотографии. Звонкий голос – глянцевое фото, бархатный и матовый тембр – матовое изображение. Многие хормейстеры приучены к тому, что в хоре крайние партии (сопрано и бас) должны иметь бо’льшее количество , нежели средние (альты и тенора).

В светском хоре – возможно, но не в церковном. А что у нас в церкви порою? Мало того, что на клиросе в партии первых сопрано поют, как правило, тётки с мощными и сочными (звонкими) голосами, так их там ещё и 15 человек собирается иногда по воскресным дням и праздникам.

А во второй партии два человека, и в третьей один. И что в итоге получается? Тоже пирамида, но какая? Правильно, треугольником вниз.  Сами посмотрите. 15, под ними двое, под двумя один

А я лично за ту, что треугольником наверх. Одно сопрано, два альта, три тенора и четыре баса. Это, конечно, образно, но у меня в реале больше низких и густых тембров в хоре, чем  высоких. И песнопения к богослужению выбираются по принципу не выше «ми» — «фа» второй октавы в партии сопрано. Может быть, поэтому все и слышат в звучании Атамановцев некоторую лёгкость и воздушность?

«Почему я никак не могу научиться сразу и навсегда правильно открывать рот? Если рядом со мной поет человек с правильным дыханием, соответственно и я сразу настраиваю свой аппарат правильно, и голос льется и так легко».

Потому что это искусство и навык пения правильного и вокального отрабатывается годами в консерваториях и музыкальных училищах. И даже тогда, не все выпускники могут правильно и вокально воспроизводить звуки.

Пению можно и нужно учиться всю жизнь. Ведь нет предела совершенству. И конечно же, вставайте петь рядом с человеком, голос которого настроен правильно, ведь тогда и вы очень быстро подхватите от него это самый правильный навык пения.

«Я понимаю, вы скажете, что нужно делать упражнения, но я опытно знаю, что второй мой вопрос напрямую связан с первым. Если я не понимаю, как правильно нужно петь, то не знаю к чему конкретно нужно стремиться».

Раз понимаете, что нужно делать упражнения, значит делайте. Делайте хоть что – нибудь в плане обучения правильному пению, а по ходу движения разберётесь что и как. Ведь для того, чтобы переплыть реку, не стоит исследовать её вдоль и поперёк, нужно просто прыгнуть в воду.

Источник: https://sudbainfo.ru/kak-popast-v-pravoslavnyj-xor-prostomu-cheloveku.html

Петь на клиросе

как петь на клиросе

Очень многие православные активисты, уже долгое время ходящие в церковь, мечтают стать певчими и петь на клиросе.

Это послушание во все времена считалось одним из самых почетных в православной церкви, ведь певчий участвует в создании таинства церковного богослужения, своим голосом возносит хвалу Самому Богу.

Между тем, в каждом храме уже есть, как правило, свой сложившийся коллектив православного хора, укомплектованный всеми необходимыми голосами, да еще и «запасные игроки» на случай различных форс-мажорных обстоятельств есть, поэтому попасть туда бывает очень непросто.

Но отчаиваться все равно не стоит: в православных хорах, как и в любом коллективе, присутствует понятие текучки, поэтому в любом случае, даже если надежды немного, стоит подойти к регенту и оповестить его о своем желании – возможно, уже через несколько месяцев он пригласит Вас на освободившееся по какой-то причине место. Абсолютно положительной чертой православного пения является то, что на многие клиросы берут людей, имеющих весьма слабое представление о церковном пении – по словам регентов, их намного проще обучить петь в церковном хоре, чем тех, кто уже имеет светское вокально-музыкальное образование.

Требования к православному активисту, желающему петь на клиросе

Следует сразу отметить, что православные хоры бывают разных уровней, возглавляются людьми с разными характерами и видением, соответственно, и требования к претенденту на место в хоре могут выдвигаться совершенно различные. На один клирос могут взять «с нуля», а на другом потребуют опыт и будут придирчиво прослушивать.

Безусловно, на первое место выходит наличие слуха и умение хоть как-то попадать в ноты. Однако, не нужно думать, что у выпускников Гнесинки шансов больше: то, что человек прекрасно владеет эстрадным или джазовым вокалом, вовсе не означает, что ему покорится и духовное пение, не считая уже того, что пение в хоре значительно отличается от пения соло.

Но, в любом случае, даже если Вы прошли прослушивание, знайте, что самое сложное только начинается. Вам придется в максимально короткое время выучить наизусть огромное количество текстов православных песен и песнопений, изучить церковный богослужебный устав, ознакомиться с разными стилями церковного пения.

Но самое сложное в православном хоре – это научиться своим голосом создавать молитвенное настроение у прихожан храма.

Тексты православных песен и песнопений — как научиться церковному пению?

Певчие, уже имеющие определенный опыт пения в православном хоре, советуют хороший и проверенный способ самоподготовки для тех, кто твердо решил испробовать на себе клиросное послушание: скачать музыку и тексты православных песен, богослужений и распеваться дома самостоятельно, ну и, конечно, изучать теорию: историю церковного пения, гласы, стили (человек, отличающий партесное пение от знаменного распева, уже имеет преимущества перед остальными). Кроме того, они говорят о том, что не стоит обольщаться по поводу высокой духовности и «не пыльности» этого послушания: часто в православный хор берут людей, далеких от церкви, просто за редкий тембр или другие вокальные достоинства. Но даже если на клиросе все сугубо верующие, это не означает, что здесь, как и в любом коллективе, нет склок, зависти, недовольства друг другом. Кроме того, сама по себе эта работа тяжела физически: приходится стоять на ногах и работать связками по несколько часов подряд, а что уже говорить о ночных службах на Пасху и Рождество?

Прибавить к этому частые спевки – и становится понятно, что православный активист, стремящийся на клирос, должен располагать немалым количеством свободного времени. И, прежде чем проситься в тот или иной православный хор, нужно уточнить финансовую сторону вопроса: во многих храмах работа певчих базируется на общественных началах и не оплачивается.

С тегами: молитва религия христианство

Как научиться петь в церковном хоре, не зная нот

При углублении в историю церковных песнопений, обнаруживается интересный факт. Во времена Средневековья считалось, что церковные песнопения должны не доставлять слушателям чувственное удовольствие, а помогать прихожанам произнести молитву Богу. Поэтому церковное пение до XVII века было одноголосным, ритм – дисгармоничным, похожим на ритм разговорной речи, а полутона запрещали!

Немало воды утекло с тех пор. Встречаются и роскошные хоры с профессиональными вокалистами, и народные, в которых участники учатся петь, так сказать, в процессе. Но некоторые настоятели и регенты (руководители церковного хора) придерживаются мнения, что непрофессиональные хоры для церкви подходят лучше — они не отвлекают прихожан и священника от молитвы красотой исполнения песнопений.

Как попасть в церковный хор без знания нот

В разных храмах требования к начинающим хористам различаются. Не обязательно вас примут в первый же хор, к регенту которого вы обратитесь. Возможные причины отказа:

  • регент набирает хористов только с музыкальным образованием или посещающих пение для начинающих;
  • хор укомплектован, и регент не собирается в ближайшее время менять состав;
  • регент считает голос не подходящим для этого хора по тембру (в таком случае в хор легче попасть мужчинам).

Как видно выше, поступление в церковный хор в первую очередь зависит от руководителя церковного хора. Поэтому имеется вероятность, что вам придётся обойти не один храм в поисках регента, готового обучать начинающих хористов. Если такового не найдётся, спросите, где ближайшая школа церковного пения. Возможно, она расположена как раз в вашем городе.

Как учат петь в церковном хоре

Репетиции церковного хора (спевки) – не индивидуальные занятия по вокалу. У регента не времени обучать певчих нотной грамоте и пению с листа. Задача регента – создать условия для обучения у других, более опытных участников хора.

Наверняка вас сразу поставят рядом с человеком, который уверенно держит мелодию и которого сложно сбить. Поначалу петь в ансамбле вам придётся тихо, а то и про себя, постепенно разучивая песнопения на слух. Позже вы научитесь «вплетать» свой голос в пение соседа. По этому поводу даже есть шутливое правило: пой так, чтобы слышать соседа, но не слышать самого себя. Сосед должен делать так же. Тогда хор зазвучит, как единый организм.

Таким образом, для пения в церковном хоре весомее искренняя вера в Бога и трудолюбие, чем знание нот и поставленный голос.

Вселенная Православия. Кто поет в храме?

Источник: https://thram-m.ru/stati/pet-na-klirose/

Как попасть в Православный хор простому человеку?

Очень многие православные активисты, уже долгое время ходящие в церковь, мечтают стать певчими и петь на клиросе.

Это послушание во все времена считалось одним из самых почетных в православной церкви, ведь певчий участвует в создании таинства церковного богослужения, своим голосом возносит хвалу Самому Богу.

Между тем, в каждом храме уже есть, как правило, свой сложившийся коллектив православного хора, укомплектованный всеми необходимыми голосами, да еще и «запасные игроки» на случай различных форс-мажорных обстоятельств есть, поэтому попасть туда бывает очень непросто.

Но отчаиваться все равно не стоит: в православных хорах, как и в любом коллективе, присутствует понятие текучки, поэтому в любом случае, даже если надежды немного, стоит подойти к регенту и оповестить его о своем желании – возможно, уже через несколько месяцев он пригласит Вас на освободившееся по какой-то причине место. Абсолютно положительной чертой православного пения является то, что на многие клиросы берут людей, имеющих весьма слабое представление о церковном пении – по словам регентов, их намного проще обучить петь в церковном хоре, чем тех, кто уже имеет светское вокально-музыкальное образование.

Как петь на клиросе

Для начала, разберем, что же такое клирос. С древнегреческого – клирос переводится, как — жребий, владение. Это места, расположенные в православном храме, на которых во время богослужения находятся певчие и чтецы. Вдоль иконостаса с двух сторон идет возвышение, которое называется солея. По краям солеи, расположены клиросы для чтецов и хоров. Основным на «Клиросе» являются ноты богослужебных песнопений.

Для того, чтобы учиться петь на клиросе, недостаточно знания молитвословия, вокально музыкальных навыков или же нотной грамоты. Необходимо выучить не только гласы церковных песнопений, но и понимать суть церковной службы.

Гласы – это православное песнопение, состоящее из восьми ладов, можно сказать «стандарт» для исполнения.

Существуют гласы нескольких типов: тропарь; стихира; прокимен.

И для каждого из них установлены разные напевы, чтобы пение было грамотным, в соответствии с произношением текстов и их музыкальным оформлением. И если вы поставили себе цель – учиться петь на клиросе, нужно знать не только гласы по счёту, но и их типы.

Учиться петь на клиросе непросто, необходимо каждый день заниматься длительными распевами. Слушая тот или иной напев гласа, петь про себя, а потом уже начинать учить свою партию. Можно использовать видео или аудио уроки, далее, уже без включенного аудио или видео материала начинать петь, читая ноты, правильно воспроизводя звуки.

Так же можно договорится об индивидуальных занятиях с опытным преподавателем, который объяснит ошибки и подскажет пути их исправления.

Для начала, используйте:

  • литературу, написанную на церковнославянском языке (Псалтырь (книга псалмов), Библия, молитвенник)
  • ноты песнопений (желательно сразу разучивать напев того храма, где вы собираетесь петь на клиросе).
  • диктофон, на который можно записать свое исполнение или общее звучание хора, позже можно воспроизвести запись, отрепетировать, и исправить возникающие огрехи.
  • компьютер, воспользуйтесь интернетом, где вы найдете множество материалов от том, как научиться петь на клиросе.

Главное желание учиться петь на клиросе, и вы можете использовать свои навыки и умения в любом православном храме.

Недавно на одном из регентско-певческих форумов в интернете прочитала: певчие, мол, церковная «элита»: ни дисциплины, ни молитвы, масса высокомерия и самомнения. Хотела было возмутиться, но передумала. Потому что, к великому моему сожалению, определенная толика правды в этой филиппике присутствует. Моя цель заключается не в том, чтобы напугать желающего петь в церковном хоре — хочется, чтобы новичок, пусть и в общих чертах, но представлял, что его ждет и к чему надо быть готовым.

Когда у человека, пришедшего в церковь, заканчивается новоначальный период, он понимает, что быть христианином — дело совсем непростое. Намного быстрее певчий-новичок понимает, что Богу петь трудно. Хорошо, когда певчий «вырастает» из детского хора — основные премудрости ему уже известны, да и сам процесс вхождения в хор протекает безболезненно. Беда в том, что такой «переход» совершают единицы. Да и не каждому храму под силу воспитывать детский хор.

Обычно на клирос попадают двумя путями (не берем во внимание профессиональных певцов). В храме уже есть большой, сильный хор или даже два — «правый» и «левый» (именуемый также любительским, учебным или будничным).

Прихожанин (или чаще прихожанка), исправно поющий вместе со всеми «Верую» и «Отче наш», наконец набирается храбрости, подходит к регенту и робко спрашивает: «А можно мне в хор попробовать?».

Второй вариант — в храме вообще некому петь, кроме матушки-регента, которая во время общенародного пения чутко прислушивается и наконец подходит к потенциальному певчему: «Говорят, вы три класса музыкальной школы окончили когда-то? Может, попробуете на клиросе петь?».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает туз черви

Человек начинает пробовать. Чаще всего на первой же спевке или службе выясняется, что он ничего не знает и не умеет. А если и умеет, то как-то не так. Пока загибал пальцы, чтобы не перепутать гласовые колена, оказалось, что пропел стихиру или тропарь, не поняв, о чем там речь.

Пока следил за нотами, ектения кончилась, а помолиться так и не успел. Да и вообще служба пролетела, как одна минута, оставив физическое ощущение выполненных погрузочных работ, особенно, если хор маленький и нужно именно петь, а не подпевать.

А как же «едиными усты Бога славить»? Когда молился в храме, все несколько по-иному представлялось Вот и первое искушение новичка.

Хорошо, если человеку сразу кто-нибудь объяснит, что молитва на клиросе творится больше делом, чем словом. Благолепное пение, побуждающее к молитве предстоящих,— само по себе молитва. А то ведь не редкость певчие, которые одновременно сугубую ектению поют и помянник читают. И то, и другое получается плохо

Бывает, что плохо спели, регент замечание сделал, и сразу — уныние и «никакая-я-не-певчая!». Хорошо спели — хочется себя похвалить: «Надо же, как у меня хорошо получается!». Мне духовник в любом случае советовал Господа благодарить. Хорошо получилось — «Слава Богу!».

Плохо — все равно «Слава Богу!» На многих клиросах есть икона покровителя певчих — преподобного Романа Сладкопевца. А я бы посоветовала еще и житие его в моменты уныния перечитывать.

И думать: «А действительно ли мне хочется Богу петь, как святой Роман того желал, или я просто свое тщеславие тешу?».

Дисциплина на клиросе — притча во языцех. Особенно в больших «праздничных» хорах, где часто поют невоцерковленные профессиональные певцы. Без опозданий, разговоров и препирательств с регентом мало где обходится. Далеко не каждого регента хватает и на музыкальную часть, и на воспитательную. Да и не каждый решится «воспитывать» нерадивую приму: обидится и уйдет, ищи потом другого при небольшой зарплате

О зарплате — разговор особый. Левые хоры обычно поют во славу Божию. Им, с какой-то стороны, проще. Хотя и здесь есть опасность впасть в прелесть: «Вот они, корыстолюбцы, за деньги поют, а я — бессребреник».

У «корыстолюбцев» из правого хора своя забота: ставка маленькая и служб по графику меньше, чем хотелось бы. Ставка действительно маленькая везде, кроме больших соборов в крупных городах. Как-то я дала объявление: «Требуются певчие», указала нашу обычную ставку.

Получила совет: за такие деньги ищите бабушку или дедушку из прихожан.

Кстати, тема оплаты труда — одна из животрепещущих. Ясно одно: прожить на зарплату регента или певчего нереально. Однако настоящих подвижников пения Господь милостью Своей не оставляет. Но бывает, человек думает: «Настоящий певчий разбрасываться не должен, мне нужно семью кормить, стало быть, лучше вообще петь не буду, чем халтурить». Обычно такие «бывшие певчие» в душе понимают, что не правы, но на тех, кто клирос совмещает с другой работой (а таких большинство), страшно злятся.

Впрочем, мне кажется, «бывших певчих» вообще нет. Есть люди, которые пришли на клирос подработать или получить удовольствие от процесса пения и красивой музыки — как в хоровой кружок. Настоящие певчие не приходят — их приводит Господь, и порой самыми удивительными путями. Как сказала одна моя знакомая, настоящий певчий по своей воле с клироса не уйдет. Будет переживать неудачи, молиться, учиться, но без клироса не сможет.

Школы и курсы церковного пения

Для любого начинания важно желание и дальнейшие действия. Освоить церковное хоровое пение помогут, возникшие совсем недавно хоровые курсы при храмах, программа которых построена с самых азов:

  • распевки;
  • несложные произведения;
  • изучение истории храмового пения;
  • церковные гласы.

Обучение пению на клиросе сводится к несложным произведениям, состоящим из двух партий, и проходит бесплатно.

Кроме курсов, существуют целые школы церковного хорового пения. В больших городах, например, Москве, Санкт- Петербурге, их можно найти при каждом храме.

В школах обучение длится от года до трёх лет. Для желающих пройти обучение унисонному певческому искусству в Москве открыта Школа византийского хорового пения. Её адрес легко можно найти в интернете.

В школу церковного хорового пения принимают как детей, так и взрослых. Начинается обучение с:

  • нотной грамоты;
  • сольфеджио и вокала;
  • богословия;
  • текстов церковных песнопений.

Но не везде можно найти такие школы. В крайнем случае можно найти храм и связаться с регентом.

Обучение церковному пению

Вам необходимо:

  1. Научиться беглому чтению церковно-славянской литературы. Для этого нужно ежедневно читать книги и молитвослов, которые написаны церковно-славянским языком и практиковаться в его понимании и проговаривании. Этими книгам являются Часослов, Минея и Октоих. Именно они изданы на языке, считающимся основным – церковно-славянском.
  2. Следует заниматься изучением нотной грамоты и сольфеджио.
  3. Не нужно самостоятельно изучать осмогласие, потому что в храмах напевы разнятся. Лучше сразу разучить напев храма, в котором хотите нести певческое послушание.
  4. В хоре ориентируйтесь на опытных певчих.
  5. При пении с хором стремитесь к точному попаданию в нужную ноту, следите за направлением звука, произношением, дыханием и громкостью.

Обучение церковному пению необходимо продолжать самостоятельно:

  1. Для этого нужно взять ноты и разучивать песнопения в сопровождении музыкального инструмента, припевая вместо слогов названия нот, прослеживая их длительности.
  2. Музыкальную партию нужно взять для сопрано, а вокальную воспроизводить для альта.
  3. Полезны также индивидуальные занятия с педагогом, который подскажет направление обучения.
  4. Следует добиваться светлого, умиротворяющего и величественного пения.
  5. Не стоит увлекаться красивой гармонией, эффектами или сложными партиями. В хоровом церковном пении слова первичны.
  6. Старание и упорный труд помогут через год довольно прилично исполнять произведения на клиросе.

Обучение пению на клиросе

Клирос – место в храме, где находятся певчие. Исторически церковное пение сводилось к одноголосью и монотонности. Их исполнение не отличалось сложностью. Современный клирос – это многоголосный хор, который имитирует пение ангелов. В больших храмах он имеет правую и левую часть, в одной поют любители, в другой профессиональные исполнители. Клирос располагается на возвышении перед алтарём.

Чтобы начинать обучение пению на клиросе необходимо:

  • иметь музыкальный слух;
  • красивый по тембру голос;
  • желательно иметь музыкальное образование.

Если музыкального образования нет, то нужно начинать с самостоятельного изучения нотной грамоты. Пение на клиросе предполагает быстрое чтение нот с листа. Многократное повторение и упорство позволят овладеть этим навыком.

Подготовке к богослужению нужно уделять на неделе около пяти часов. Во время репетиций происходит спевка с другими певчими, определение положения в хоре, которое зависит от высоты голоса.

Хоровое исполнение на клиросе должно оказывать сильное воздействие на слушателей. Чтобы достигнуть подобного результата нужен большой труд. Он заключается в регулярных репетициях, изучениях и нюансировках репертуара, распевания.

Виды богослужебного пения:

  • Знаменное или крюковое пение, в котором хор исполняет одногласие. Этот вид древнего церковного распева предшествовал современной нотной записи музыкальных произведений. Он записывается специальными значками «знамёнами» или «крюками».

Источник: https://sobor-novoros.ru/kak-pet-na-klirose/

И снова о том, как научиться хорошо петьна клиросе

http://anfir70.ru

Здравствуйте мои родные и неутомимые обучающиеся гласовым песнопениям у меня на блоге http://anfir70.ru/

Мне приходят от вас многочисленные письма на электронный адрес моей почты и у многих из вас очень схожие вопросы в плане пения и разучивания стихирных и тропарных гласов. И особенно часто возникает вопрос о том, как научиться хорошо петь.

Многие из вас пишут мне о том, что не получается петь свободно, что часто зажимается горло при пении, что сбиваетесь со своей партии на другой голос. И даже если со мною в аудио — уроке вы поёте и у вас получается, то придя в храм и начав во время богослужения петь на клиросе, у многих возникает некий спазм в горле или зажим.

Почему так происходит? Как удержать на клиросе свою партию и не «уплыть» интонационно к соседу? И когда же всё — таки можно будет запеть на клиросе свободно и непринуждённо, наслаждаясь пением и славя Бога-Отца-Вседержителя?

Не секрет, что музыка — это очень сложный пласт обучения, ведь постигать азы и оттачивать своё мастерство музыканту приходится на протяжении всей своей жизни. Юный музыкант учится от семи и более лет в начальной музыкальной школе, затем его творческое образование продолжается в средних и высших музыкальных учебных заведениях.

Ваша покорная слуга не есть исключение. Я до сих пор учусь и совершенствую свой профессионализм в церковном пении. И хотя  прошла весь этот путь от юного до зрелого музыканта, мне ещё предстоит улучшать и улучшать наше пение в храме. Ведь мне довелось лишь постичь верхушки того великолепного айсберга, что называется пением в церкви, пением на клиросе и пением вообще.

Так как же всё таки научиться хорошо петь на клиросе?

Про молитву не буду здесь упоминать, так как проговаривание богослужебного текста даже человеком не воцерковлённым будет отчасти молитвой, а вы, мои дорогие, наверняка все очень верующие и давно воцерковлённые. Думаю, что с этим у вас всё в порядке.

Но чтобы научиться грамотно и правильно петь на клиросе, недостаточно одной лишь молитвы или одних только музыкальных навыков. Здесь как у айсберга вся глубина скрыта от глаз. Мало обладать всего лишь знанием нотной грамоты. Нужно понимать суть богослужения, хотя бы примерно знать о чём или для чего то или иное песнопение или богослужебное действие.

Но и одно только знание всех церковных основ православного богослужения не даст вам полных знаний по пению церковному. Потому что это всего лишь одна сторона того самого айсберга. Чтобы начать хорошо петь на клиросе, нужно просто начать петь (на этом самом клиросе).

Конечно, ни один регент — псаломщик не допустит вас сразу петь на клиросе. Сначала вы постоите и помолчите, мысленно пропевая с тем или иным голосом свою партию. Затем, после нескольких занятий (если регент проводит спевки), вам будет позволено петь простенькие гласовые песнопения, которые вы успели усвоить или, например, Ектении.

Практика, практика и ещё раз практика

Но вы никогда не научитесь петь, если НЕ БУДЕТЕ ПЕТЬ. Раньше у вас были оправдания. Вы могли сказать о том, что не умеете петь потому что вас никто не учит. Сейчас нет никаких оправданий. Материал по церковному пению выложен у меня на блоге и продолжит пополняться песнопениями как гласовыми, так и неизменяемыми на богослужениях.

Просто берите и учите. Учите так, чтобы попроси я вас, подняв ночью спящего, спеть пятый стихирный или восьмой ирмосный гласы, и вы без сучка и задоринки могли бы это сделать. Свой голос, тот, которым на клиросе поёте. В своей тесситуре или тональности, но точно и чётко свой напев. А то ведь как ещё бывало у моих студентов, когда я преподавала в НПДУ.

Лучше качество, чем количество

Учит, учит, некая Маруся первый тропарный глас. Выучила второй голос — спела. К следующему уроку учит первый. Тоже спела — значит сдала. А потом я её прошу вновь вспомнить второй голос и спеть мне. Так вот она его уже не помнит забыла или сбивается при пении на первый, который только что мне сдала.

Вот и получается, что не выучен гласовый мотив. Не споёт такая певчая на клиросе, так как собьётся в пении сама и собьёт всех остальных своим неправильным звучанием. Не навреди! Что же ты делаешь? Это же храм! Поём Богу и всем Святым с Богородицею.

А если ты ещё и управляешь клиросом, то гласы тебе нужно знать на 300% лучше, чем твоим подопечным, что поют рядом. Развивать голос, чтобы суметь перепеть тех, кто «заедет» вдруг не туда, а ты своим голосом «вывезешь».

Нельзя плохо. Нужно отлично, великолепно, божественно, одухотворённо Какой тутодухотворённо. В ноты бы попасть и напев нужный текущего гласа вовремя вспомнить. Вот и получается, что не до божественности и одухотворённости тут А зря. Лучше бы вообще пение на клиросе никогда в жизни не начинать, чем вот такнебрежно.

Не всё так плохо, мои родные. Я чуть — чуть сгустила краски, но вы сами подумайте, допустимо ли в храме петь небрежно, плохо, не зная напевы и суть богослужения? Конечно нет, ни в коем случае не допустимо. Но это всё поправимо. Только трудом и усердием можно добиться хорошего пения на клиросе.

В пении, как и во всём нужна тренировка

И не просто добиться, а удержать певческое мастерство и продолжить улучшать. Ведь нет предела совершенству. Поэтому, чтобы научиться хорошо петь на клиросе, нужно заниматься по аудио — урокам, распеваться каждый день и петь, петь, петь, петь, петь, петь, петь, петь Нужно ОЧЕНЬ МНОГО ПЕТЬ.

Всё время, слушать гласы, а потом воспроизводить их голосом. Сначала мысленно пропевать, слушая тот или иной напев гласа, потом начать учить свою партию. Петь вместе с аудио. Петь, свободно открывая рот  с точностью воспроизводя всю мелодию. Не получается точно воспроизвести (вы часто это и сами слышите), снова только слушайте миллион раз (шутка) , а потом вместе со мною воспроизводите.

И вот когда на миллион первый раз, вы, слава Богу, запомнили свой голос в шестом тропарном, начинайте петь его самостоятельно, без включенного аудио. Петь, смотря в ноты, воспроизводя звуки точно интонационно и правильно вокально. Ведь для этого всё уже есть. От вас требуется только желание и бесконечное усердие в освоении гласов.

И ещё. Если возникают трудности или есть непонятность, ребята мои родные, есть волшебная штука под названием СКАЙП, где я могу наглядно вам показать ГОЛОСОМ и подкорректировать ваше пение. То есть вместе с вами ВЫУЧИТЬ какой то неполучающийся фрагмент гласа. Чтобы не сбиваться в пении на клиросе, учите НАИЗУСТЬ тот или иной напев, и будет вам счастье.

Источник: https://anfir70.ru/pesnopenie/i-snova-o-tom-kak-nauchitsya-horosho-pet-na-klirose/

Кому и зачем стоит пойти на певческие курсы

ПОДОБРАТЬ КУРС

Православный христианин, хоть раз побывавший в храме, восхищается церковным песнопением. При каноническом исполнении богослужение наполнено особой благодатью и благоговением. Клирос – один из способов служения богу. Почти любой прихожанин может петь в церковном хоре, пройдя обучающие певческие курсы.

Как выбрать курс

Обучение церковному пению получило распространение с середины 80-х годов прошлого века. После периода «советского атеизма» люди тянулись в храм. Возрастал интерес к богослужениям. Ощущалась нехватка певчих.

Так при церквях появились обучающие певческие курсы. В крупных городах набор проходит ежегодно. Для выбора направления нужно обратиться к настоятелю или к регенту для грамотного определения подходящего.

В Москве каждый год идет набор на регентско-певческие курсы при Храме прп. Марона Пустынника Сирийского. До обучения желающим нужно определиться с направлением, их три:

  • певческое;
  • регентское;
  • чтецкое.

Первое отделение подойдет прихожанам с музыкальным образованием или без него, но с минимальными вокальными данными. После прослушивания у регента можно выбрать подготовительную программу или сразу основную. Чтобы научиться петь на клиросе, понадобится минимум 2–3 года. Курсы бесполезны без практики пения в церковном хоре.

Для поступления на регентское отделение требуется подготовка или опыт в руководстве хором, музыкальное образование или хотя бы певческие курсы при храме. Регент — руководитель хора, это следующая ступень в развитии исполнителя церковных песнопений.

Популярные курсы Bubolab

Уроки вокала по 55 минут (индивидуально)

от 950 руб.

На страницу курса

Курсы индивидуального вокала для детей

от 2 755 руб.

На страницу курса

Курс диджеинга «Start DJ»

9 500 руб.

На страницу курса

Ищете курсы? Хотите получить новый навык?

Мы собрали лучшие курсы с сертификатами для начинающих и продолжающих

подобрать курс

На отделение чтецов принимаются все желающие с благословения настоятеля храма. Если опыта группового пения нет, вокальные данные неразвиты, лучше выбрать это направление. После практики чтения во время богослужения можно попробовать обучиться на певчего.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Крестовый король в гадании что означает

Кому пригодятся курсы

Обучение полезно не только людям воцерковленным, но и светским. Прохождение певческих курсов поможет:

Источник: https://bubolab.ru/articles/pevcheskie-kursy/

Как стать регентом церковного хора — MUSIC ACADEMY

Регент

Хором регентует 27-летняя Ирина Конева. Невзирая на внешнюю хрупкость, управляет «авторитетно»: со знанием певческой специфики и психологии исполнителей.

 В хор Ирина пришла в 2005 году по приглашению подружки, с которой училась в Миасском колледже культуры и искусства. – Она позвала меня, студентку 2 курса в ансамбль (тогда хора как такового не было), –  вспоминает Ирина.

– Я пришла в храм, осмотрелась, послушала, сама попробовала, и поняла – это мое дело, мне здесь интересно.

С вокалом и сольфеджио Ирина «на ты»: закончила музыкальную школу, колледж, ЧГАКИ (дирижерское отделение). Старательно осваивала специальные дисциплины: историю музыки и искусств, сольфеджио, гармонию, полифонию, дирижирование, хоровое пение, музыкальную информатику. Регентом стала еще во время учебы в колледже: девушка-студентка уехала на учебу, вот и заменила ее.

Регент (от лат. regens, род. п. regentis — правящий) — руководитель церковного хора. Название возникло в петербургской Придворной певческой капелле. Регентами именовали опытных певчих, которым временно поручали управление хорами в церквах придворного ведомства.

Согласно второму толкованию термина, Ирину можно именовать дирижёром. Она руководит разучиванием и исполнением ансамблевой музыки. Дирижирование – один из наиболее сложных видов музыкального исполнительства. Именно ему принадлежит художественная трактовка произведения. Ирина выполняет ответственную задачу: обеспечивает ансамблевую стройность и техническое совершенство исполнения.

– Ирина, чем отличается регент от дирижера?

– Манерой работы. От дирижера требуется больше артистичности, там присутствуют «яркие» движения рук. Для регента важнее обеспечить «небезразличное пение». И жест дирижерский более скупой: кисть чуть согнута, палец приподнят. Так показываю, чтобы пение в какие-то моменты звучало легче и тише. А вообще-то, регент – это духовное понятие.

– Многим кажется, что если песнопения исполнят камерный или академический хор, различия с церковным не будет. Это так?

– Нет. Духовные песнопения любой хор может спеть. Но важно понимать главный смысл, что это молитва. Если даже петь грамотно, музыкально, но ничего не имея в душе – до человека не дойдет состояние молитвенности.

– Для кого поют регент и хор?

– Прежде всего, для Бога, потом уже – для прихожан. Помню, как-то пришли в храм, а прихожан мало. Растерялись, спрашиваем: «Для кого петь-то?» А батюшка отвечает – для Бога.

– Для чего пение необходимо в храме, какая роль отводится духовной музыке?

– Музыка усиливает воздействие молитвы, помогает молящимся сохранить сосредоточенность, или, когда это требуется, несколько расслабиться. В данном случае она вторична, первичны – молитвенные слова.

– Какие требования предъявляются при наборе певчих?

– Для церковного хора подбираются те же голоса, что и для светского: басы, баритоны, тенора, сопрано и альты. В первую очередь, должно быть музыкальное образование, хотя бы музыкальная школа. Человек должен знать сольфеджио и нотную грамоту, читать «с листа», бегло читать на церковно-славянском языке, знать «гласы».

– и обязательно быть верующим?

– Верующие приветствуются. Но это не является жестким требованием. Я, например, уже работая в хоре, приобщилась к вере, хотя с детства была крещеная.

– Петь во время многочасовой службы – не легкая физическая работа

– Это так. За 2-3 часа устает не только голос, но и спина, ноги, поэтому мы и стоим, и сидим.

– Распевки часто проводятся?

– По субботам, воскресеньям перед службами, но больше в будни репетируем.

Ирина много поведала о специфике занятий. Основные распевки – по вечерам, поскольку певчие – это студенты и работающие люди (возраст с 17 до 50 лет). Со «старенькими» хлопот меньше, с новичками – больше. На занятиях оттачивают точность попадания в нужную ноту, направление звука, дикцию, дыхание, громкость, многоголосие. Поют без инструментального сопровождения и это достаточно сложно.

Важный момент: церковное пение «не имеет права» походить на оперное или «народно-залихватское». Оно должно оставлять ощущение светлого, величественного, умиротворяющего.  

– Очень многое зависит от певчего. Он призван помогать другим в духовном труде, в раскрытии глубинного смысла происходящего в храме, – говорит Ирина. – Главное правило церковного хора: не увлекаться красивой гармонией, помнить, что слова первичны, и, повторюсь, – музыка вторична.

– Насколько я поняла, батюшка особо благоволит исону. Исон придает пению какую-то особенность?

– Исон в переводе с древнегреческого — ровный, одинаковый, подобный, неподвижный. Это тянущийся нижний, басовый голос в византийском и новогреческом церковном пении. Исон исполняется отдельной группой певцов, когда остальные поют в унисон мелодию распева. Он создаёт молитвенную атмосферу.

– Да уж: «петуха пустить» нельзя

– Неточность, фальшь недопустима в любом хоре, в церковном – особенно. Поэтому приходится много репетировать, соблюдать важные принципы.

– Какие?

Принципы подчинения ритма музыки, ритму богослужебного текста, произношения словесного текста в пении с чувством осмысления, молитвенности и покаяния, ансамблевой согласованности и эмоциональной сдержанности пения.

– Песнопения каких авторов исполняете? Кроме духовной музыки, что еще в вашем репертуаре?

– В нашем репертуаре знаменные песнопения, духовные канты и гимны. Композиторы: Лапаев, Файнер, Шагиахметов, Юнек, Денисова, Архангельский, Бортнянский. На праздниках для работников храма в репертуаре композиторы-классики Глюк и Гендель, их духовные канты.  

Живой звук

Глюка услышать не довелось. Зато повезло с не менее сильными впечатлениями. В верхнем храме шла служба, народу было много. Прекрасная возможность познать суть хора «изнутри». Проникновенно читал Евангелие батюшка, прихожане, внимая ему, крестились. И вот запел хор.

Благодаря усилительной аппаратуре и акустике храма, песнопения разливались по всему пространству «волнами», наполняя души молящихся особой энергетикой. Это было видно по изменившимся лицам, у некоторых на глазах были слезы.

Каждый молился о своем, но эмоционально все были подчинены молитвенному музыкальному потоку.

Удивительно: объемы здания «не стирали» смысла песнопений, слова звучали четко. Кроме того, совершенно не верилось, что это a capella (пение без музыкального сопровождения). Было ощущение наличия каких-то музыкальных инструментов. Многоголосие распространилось в стороны, потом устремилось вверх, туда, где «родилось».

{}zbILXSgWiHM?list=PLAxiXspkm19JwOF0cs2QhpwJdl6XaCKi0{/}

Удивившись столь мощному влиянию хора на людей, способности этого вида искусства подчеркивать суть молитвы, я пошла навстречу звуку. Они привел меня по крутой лестнице на третий этаж, на балкон.

Специальные микрофоны, акустические установки, внушительный пюпитр с нотами, яркая лампа, Ирина, певчие – и никаких музыкальных инструментов! Синергия молитвы, вокального мастерства и современной техники

Полнота жизни

– Довелось послушать ваш хор во время службы. Поразилась, как вы взаимодействуете со священством. Как  вы ориентируетесь, когда хору вступать?

– Знать порядок службы – обязанность регента. Я уже чувствую, что за чем следует, какое молитвословие, где делать паузы. Вроде привыкла, но все равно переживаю за общую гармонию, за все благолепие службы, чтобы все прошло гладко, без сбоев.

– Вы же и сами поете?

– Да, у меня сопрано.

– Где-то еще поете, кроме церковного хора?

– В коллективе «Любители пения» от ДК Динамо: он имеет звание народного, множество наград за участие в различных конкурсах.

В храме также веду музыкальные занятия в воскресной школе для взрослых, у нас существует хор прихожан. Туда принимаются люди без музыкального образования.  Требования: наличие голоса и музыкального слуха. Хор прихожан всегда участвует в праздничных службах, на Рождестве, Пасхе, также принимает участие в концертах, устраиваемых храмом.

– Ирина, что вам дала работа в церковном хоре, чему научила?

– Моя работа дает ощущение полноты жизни. Я получила новые знания и опыт, как в музыкальном плане, так и в общении с певчими – они все такие разные, к каждому подход найти надо. Кстати, мы часто общаемся и вне служб, общаемся.

Каждый может послужить Господу молитвой, помощью ближнему, а нам предоставлен как бы дополнительный шанс. Когда понимаешь, что ты часть организма, с помощью которого церковь служит Богу, становится радостно.

Словом, я довольна своей творческой судьбой.

{}DaXGa_ooMHk?list=PLAxiXspkm19JwOF0cs2QhpwJdl6XaCKi0{/}

{}KUeePpdECdc?list=PLAxiXspkm19JwOF0cs2QhpwJdl6XaCKi0{/}

Фото автора и Владимира Закатова

Источник: https://shademark.ru/nachinayushhim/kak-stat-regentom-tserkovnogo-hora.html

Как научиться петь на клиросе с нуля

Как научиться петь на клиросе с нуля:

  • пройти курс занятий в школе церковного пения;
  • найти церковь с регентом (руководитель церковного хора), который занимается обучением певчих.

Первый вариант – самый простой и беспроигрышный. Набирают в школы церковного пения и детей, и взрослых, а продолжительность обучения равна 1-3 годам. Помимо нотной грамоты, занятий по вокалу и сольфеджио, учащиеся изучают богословие, разучивают тексты песнопений.

Но школы церковного пения есть не везде. В этом случае второй вариант становится единственным.

От храма к храму требования к начинающим хористам различаются. Какие-то регенты предпочитают набирать только певчих с музыкальным образованием, причём скрупулёзно подбирая нужные голоса. А есть такие, которые считают, что профессиональное пение в церкви неуместно, и искренность веры певчего куда важнее.

Как попасть в церковный хор

Для начала ищем церкви, в которых он есть. Узнать это можно, подъехав в храм лично либо поискав информацию в интернете. В интернете, кстати, часто размещена информация о вакансиях певчих, попробуйте на них откликнуться.

После того, как вы тем или иным способом связались с регентом, он либо сразу откажет вам по причине отсутствия музыкального образования, либо пригласит на прослушивание. К прослушиванию лучше подготовиться: взять пару занятий с преподавателем по вокалу, который покажет, как правильно дышать и поможет разучить какое-нибудь песнопение. Профессионалом вас эта пара занятий не сделает, но прибавит уверенности и поможет показать себя в лучшем свете.

Как учат петь на клиросе

Помимо выступлений на богослужениях, певчие регулярно посещают спевки – репетиции церковного хора. Руководит спевками регент. Он не сможет уделять вам достаточно внимания, чтобы учить азам вокального мастерства. Но опытный регент создаст вам условия для самостоятельного обучения у коллег по клиросу.

Поначалу вам будет предложено слушать. Но не просто так, а запоминая слова и мелодию песнопений. Затем регент поставит вас рядом с опытным певчим, который уверенно держит мелодию. Вам нужно научиться подстраивать свой голос под его пение. И здесь уместно вспомнить одно шутливое правило: пой так, чтобы слышать соседа и не слышать себя. Только в этом случае все голоса в хоре зазвучат сбалансировано.

Параллельно с посещением спевок стоит хотя бы какое-то время походить на индивидуальные занятия по вокалу. Да, это стоит и времени, и денег. Но регент один, а певчих много. Если он «упустит» вас на начальном этапе обучения и у вас закрепится неправильная техника пения, исправить её будет сложно. А преподаватель по вокалу затем и нужен, чтобы предупреждать такие ситуации.

Источник: https://muzshok.by/blog-post/nauchitsya-pet-na-klirose-s-nulya

Школа обучения богослужебному пению в церковном хоре по нотам — Архангел

Здравствуйте и благоденствуйте, мои дорогие читатели и обучающиеся церковному пению на моём клиросном блоге.

Приветствует Вас Алёна Семёнова и мой сайт о клиросе и духовных песнопениях. Так как большой процент верующих людей в России принадлежит всё  таки к Православию,  стали постепенно наполняться учащимися духовные семинарии и различные регентские курсы.

Это очень хорошо. И не секрет, что всё больше и больше людей хотят овладеть искусством церковного пения и славить Бога, стоя на клиросе.

Я тоже в своё время не стала исключением и пришла к Богу именно через пение, вернее через церковное пение в храме Покрова Божией Матери, что находится в городе Прокопьевске Кемеровской области. Более подробно о моём воцерковлении и обучении пению в церкви здесь.

Создав свой блог, оформив на него рассылку, я всё больше и больше получаю подтверждений себе на почту от вас, мои родные подписчики, о том, что обучение онлайн по церковному пению, что организовано здесь у меня на блоге, очень востребовано среди вас всех. Об этом мне говорят ваши комментарии у меня на блоге и многочисленные отзывы по e – mail, которые в изобилии я получаю от вас каждый день.

Чем же оно так востребовано? Ведь не секрет, что обучаться всегда лучше в реале с живым преподавателем в классе регулярно и постоянно. Но Здесь, к сожалению, а может и к радости многих из вас, мои родные , есть много «НО».

Не все могут сегодня позволить себе такое обучение. И не только из — за того, что все услуги в нашей стране сейчас платные (в том числе и обучение церковному пению онлайн), но и потому, что многие из тех, кто мечтает освоить церковное пение, живут в отдалении от обучающих школ, семинарий, регентских или псаломщических курсов.

Минусы и плюсы пения онлайн

В обучении церковному пению через интернет есть и минусы, скажете вы, и будете абсолютно правы. Минус может состоять в том, что заучивая неверно интонацию, вы можете этого не заметить, так как рядом нет этого самого преподавателя, который может вас поправить и помочь.

Но информационные технологии достигли таких высот, что благодаря общению по скайпу, к примеру, я ощущаю, что разговариваю с человеком из соседней комнаты.

И я уже много раз отвечала на ваши вопросы или давала рекомендации по скайпу, исправляя то, что не правильно спето, выучено; или давая наглядные рекомендации по вокалу или певческому дыханию.

Ведь церковное пение подчиняется тем же самым законам вокала, что и любое хоровое пение.

Обучение церковному пению через интернет позволило мне почувствовать себя нужной и приумноженный талант отдавать всем нуждающимся. А ещё я познакомилась с вами, мои дорогие, со многими замечательными людьми. Я рада помочь всем, кто этого пожелает.

Обращайтесь ко мне в Скайпе, я сейчас реже туда захожу из – за большей занятости, но мой почтовый адрес доступен всем вам. Он есть в рассылке и здесь на блоге на страничке «Обо мне».

Вот пожалуй и всё на сегодня, о чём я хотела с вами поговорить. Не бойтесь трудностей, преодолевайте их. Пишите мне на почту о своих достижениях, успехах, трудностях и неудачах и мы вместе порадуемся или решим с Божьей помощью ваши вопросы. Успехов в обучении церковному пению онлайн, родные мои читатели.

Всегда на связи, Алёна Семёнова.

Источник: https://arh-angel.ru/hramy/shkola-obucheniya-bogosluzhebnomu-peniyu-v-tserkovnom-hore-po-notam.html

Как правильно пишется слово ПЕТЬ НА КЛИРОСЕ

  • А в наше время у всех на виду женщины, поющие на клиросе, работающие в церковных лавках, прибирающие в церквях
  • Первым являлся в церковь, где часто читал и пел на клиросе и говорил поучения; первым выходил и на общие работы и участвовал в них наравне с другими.
  • Днём пел на клиросе, питался в трапезной.
  • (все предложения)

Значение слова «петь»

  • ПЕТЬ, пою́, поёшь; прич. страд. прош. пе́тый, пет, -а, -о; несов. 1. (несов. спеть1) перех. и без доп. Издавать голосом музыкальные звуки, исполнять голосом музыкальное произведение. Петь песню. (Малый академический словарь, МАС)

    Смотреть все значения слова ПЕТЬ

Значение слова «клирос»

  • КЛИ́РОС, -а, м. Место для певчих в церкви на возвышении перед алтарем по правую и по левую сторону царских врат. (Малый академический словарь, МАС)

    Смотреть все значения слова КЛИРОС

Отправить

Смотрите также

ПЕТЬ, пою́, поёшь; прич. страд. прош. пе́тый, пет, -а, -о; несов. 1. (несов. спеть1) перех. и без доп. Издавать голосом музыкальные звуки, исполнять голосом музыкальное произведение. Петь песню.

Все значения слова «петь»

КЛИ́РОС, -а, м. Место для певчих в церкви на возвышении перед алтарем по правую и по левую сторону царских врат.

Все значения слова «клирос»

  • А в наше время у всех на виду женщины, поющие на клиросе, работающие в церковных лавках, прибирающие в церквях

  • Первым являлся в церковь, где часто читал и пел на клиросе и говорил поучения; первым выходил и на общие работы и участвовал в них наравне с другими.

  • Днём пел на клиросе, питался в трапезной.

(все предложения)

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B8%D1%88%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%8C%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BA%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B5

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие