Как называется вера человека в одного бога

Религия — не вера в Бога?

как называется вера человека в одного бога

В издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга «Секс, еда и незнакомцы» Грэма Харви — провокативное исследование о том, что религия совсем не то, что мы думаем, и что тела, вещи и обычаи для религиозных людей значат гораздо больше догматов. Мы попросили религиоведа и историка философии Алексея Зыгмонта, который изучает религиозное насилие, пишет про Жоржа Батая и переводит Рене Жирара, объяснить, в чем достоинства и недостатки этой работы.

Читайте на Букмейте Читать

Кто такой Харви и о чем его книга

Грэм Харви — известный исследователь анимизма, тотемизма, шаманизма и прочих так называемых религий коренных народов, автор и редактор самых современных и передовых монографий, сборников и учебников на эту тему. Его книга «Секс, еда и незнакомцы», перевод которой опубликовали сейчас в «НЛО», — работа скорее методологическая и педагогическая, чем эмпирическая. В ней он предлагает переосмыслить само понятие религии и подумать над тем, «чему мы учим несчастных студентов».

На протяжении книги Харви постоянно критикует тех религиоведов, которые пытаются «уподобиться всеведущему христианскому божеству», и заявляет, что идея научной объективности, по сути, теологическая. Сам он очень долго прожил в своем исследовательском поле и вроде как отстаивает включенный подход, близость к предмету изучения и соучастие.

Что это значит на практике, я попробую объяснить дальше, а пока без лишних претензий на божественное всеведение скажу, что книга кажется мне плохой. Это никоим образом не умаляет заслуг переводчика, научного редактора и издателя и не значит, что ее не нужно читать.

Работа представляет важный пласт современных исследований религии и предлагает нужный взгляд на предмет — просто ее недостатки затмевают достоинства. Но пойдем по порядку.

Грэм Харви. Кадр из видео «Professor Graham Harvey: Exploring Religion» на

Религия как поедание колбасы

Если коротко, у книги два основных лейтмотива: один из них, безусловно, верен и полезен (хотя и с оговорками), а второй настолько вздорен, что, кажется, даже сколько-нибудь серьезного вреда принести не способен.

Первую идею можно сформулировать так: религия — это не то, что говорят священные тексты или духовные лидеры, а то, что люди делают в жизни, и нам следует уделять больше внимания ее материальной и практической сторонам.

Иначе говоря, иудаизм, как прекрасно показано в девятой главе, — это не столько идеи, сколько то, как люди ведут себя у гробницы рабби Шимона бар Йохая; как они одеваются, отращивают пейсы, используют разные кастрюли для мясного и молочного, раскачиваются при молитве и танцуют; как они относятся к незнакомцам, едят, ставят особые шалаши на Суккот, зажигают свечи и спорят о том, можно ли в шаббат заварить чай из пакетиков.

Это касается и остальных религий: мусульмане отращивают специальные бороды, покупают халяльную колбасу, совершают омовение перед молитвой и носят шапочки; буддисты делают пуджу (обряд поклонения. — Прим. ред.) монахам, крутят молитвенные барабаны, не едят крупных животных и так далее.

Именно этот тезис исчерпывающе отражен в подзаголовке книги: «Религия как повседневная жизнь». Автор пишет, что «религия определяет те отношения, которые направляют, объединяют и вдохновляют людей в их повседневных делах в этом материальном мире». Конечно, люди обычно знают, что делают, и любят об этом поговорить, однако ошибочно полагать, будто их жизнью всегда руководят какие-то высокие идеи или догматы.

Обращение к «живой реальности» религий как исследовательская программа — несомненное достоинство книги и тезис, который можно лишь поддержать.

Другое дело, что нормальные религиоведы, в особенности полевики, никогда по-другому и не думали: в хороших исследованиях российского православия есть, например, анализ одежды, осанки, походки православных, рассказы об иконках, листовках, четках, практиках сжигания паспорта в микроволновке, купании в святых источниках, потреблении святой воды и освященного масла, охоте за просфорами и прочее.

Хорошие исследователи религии и насилия знают, что для понимания этой темы надо не лезть в Библию, Коран, Тору или постановления Вселенских соборов, а идти и беседовать с религиозными террористами, будь то христиане, мусульмане, иудеи, сикхи или буддисты. Имеет ли смысл долго обсуждать плохие работы, представляющие плохие исследовательские программы, — вопрос, который можно оставить за кадром.

Оригинальная обложка книги Харви

Христианство и грязные игры с читателем

До определенного момента о книге хочется говорить только хорошее — если точнее, до третьей главы, в которой речь заходит о христианстве. В ней автор с ходу выдвигает «провокативный тезис»: поскольку в христианстве огромное внимание уделяется вере и конкретным предметам веры — это не религия.

Харви справедливо утверждает, что концепт веры — изобретение христианства и что религиоведы зачастую пытаются кроить другие религии по его образцу как «веру в Бога», но в итоге заключает: «Надеюсь, достаточно ясно, что ядром христианства является вера».

Или далее: «Если христианство есть только вера его следует назвать „вероисповеданием“ или „вероучением“, но не религией» — потому что в нем, дескать, отсутствуют или ущемлены определяющие религию материальные и деятельностные элементы.

Судя по этой главе, автор критикует теологов, которые говорят, что христианство — это только вера, но в итоге сам повторяет то же самое.

По ходу чтения я сочинил автору гневную отповедь на тему того, что христиане такие же религиозные люди, как и все прочие: если бы он понаблюдал, как православные спорят о погружении в святой источник (три раза или три раза по три раза?) или внезапно решают, что конфеты «Белочка» или «Марсианка» — постные безотносительно их состава, то все сомнения отпали бы сами собой.

Однако спустя страниц 200 выясняется, что вся глава — это такой трюк, некрасивый жест, и что на самом деле автор не считает, будто христианство не религия. Одиннадцатая глава начинается так: «Цель этой сравнительно небольшой главы — показать, что сформулированное мною ранее утверждение, в соответствии с которым христианство не является религией, было ложным».

И чуть дальше: «В конце концов, христианство — такая же религия, как и все остальные оно имеет дело с телесностью, пространственностью, действием». Затем автор наконец милостиво обращает внимание на то, что я уже перечислил: материальные атрибуты христианства, его ритуальную составляющую и прочее.

Однако, даже перечитав обе главы несколько раз, я так и не понял, к чему эти ужимки и на кого они были рассчитаны — на профанов или студентов.

Просто для справки добавлю, что все рассуждения автора о мученичестве, которое то ли за веру, то ли не за веру, основаны на одной-единственной книге (вышедшей в 1998-м «Belief» Дональда С. Лопеса) и никуда не годятся. В современных работах — я мог бы привести обширную библиографию, но не буду — эта тема даже не поднимается как очевидно надуманная.

Уважение к камням и Латур-анимист

Однако большая часть книги посвящена тем формам религии, в которых автор разбирается лучше всего: анимизму, тотемизму и шаманизму коренных народов Африки, Северной Америки и Новой Зеландии. Именно с ними связан второй главный тезис Харви, вызвавший у меня глубокое недоумение.

Описывая материальный, деятельностный и проживаемый в реальном мире анимизм, автор совершенно некритично (то есть слово в слово) пересказывает объяснения самих анимистов, которые явно сверх меры ему симпатичны. Что-то подозрительное есть уже в восторженном описании гостеприимства маори, когда люди будто бы «делят общее дыхание и пересоздают друг друга из незнакомцев в гостей и хозяев».

Местами это описание переходит в совсем уж включенную личную тираду автора: «Деревья, люди и все обитатели Земли существуют в воздухе, благодаря воздуху, совместному дыханию, они укоренены в почве, делят питательные вещества, преодолевая видимые границы».

Это же касается и прочих приводимых в книге пристрастных и слащавых описаний религии коренных народов «как повседневной жизни»: случайная встреча с орлом «провоцирует спонтанные выражения уважения и благодарности и включена в межвидовые отношения взаимности и обмена»; «распространенное у коренных народов по всему миру понятие „уважение“ наилучшим образом сосредоточивает в себе то, как следует вести себя одним личностям по отношению к другим в одушевленном мире». Или, скажем, современный языческий ритуал называется «попыткой реализовать в реальном мире этот основанный на взаимоуважении стиль жизни».

В конечном счете выясняется, что автор абсолютно согласен с анимистическим представлением о том, что трава, камни и животные — живые, личностные и социальные существа. Позволю себе привести характерный пассаж из 12-й главы:

«Из предположения, что мир основан на связях, а не на картезианстве, следует множество выводов. Вот четыре самых важных из них:

— Этот мир населен только социальными существами.— Наша (людей) первая необходимость — договариваться с другими личностями (большинство из которых не является людьми).— Преимущественно переговоры имеют целью уважение или противостояние.— Наиболее значимый исход переговоров — открытость к дальнейшим отношениям».

Харви будто бы вдруг смешивает акторно-сетевую теорию Бруно Латура (АСТ) с ее акторами и актантами — и анимизм. В АСТ трава и камни могли бы быть акторами, но не личностями в человеческом смысле. Всю первую половину книги религиовед, в общем-то, справедливо пишет о проживающих религию людях, но стоило речи зайти о камнях, как дело принимает дурной оборот.

Источник: https://journal.bookmate.com/religion/

Почему религий много, а Бог один? Религия и вера

как называется вера человека в одного бога

Очень серьезное противоречие возникает, когда человек осознает разнообразие религий, а соответственно и разнообразие Богов, как бы странно это не звучало, ведь Бог один, а религий много. На самом деле, считать что Богов множество это очень серьезное заблуждение, которое порождено простым непониманием базовых принципов религий и то, на чём она строиться.

Один и тот же объект разные чувства воспринимают по-разному, поскольку он обладает разнообразными качествами. Подобно этому, Верховный Господь един, но разные люди, следующие различным предписаниям священных писаний, воспринимают Его по-разному.

Шримад-Бхагаватам, 3.32.33

Бог – главная цель религии и веры

Религия и вера – это разные понятия, которые представляют собой восприятия божественного и духовного с двух разных сторон. Вера человека не противиться тому факту, что во всех священных писаниях написано о том, что Бог един. И это кажется логичным. Однако, религия проповедует такие изречения как:

..ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне.

Ис. 46,9

Или:

«Ла илаха илла ллах» – «Нет Бога, кроме Аллаха»

Такие изречения, я уверен, можно встретить и в других священных текстах, а также среди последователей других религий. Вера же человека, хотя и учитывает религию, все-таки больше склонна опираться на собственные, личные переживания взаимодействия с Богом, тогда как религия основана именно на общественном и обрядовом поклонению Богу.

То есть, вера – это личное восприятие Бога, а религия, как это не странно, – общественно-культурное. То есть, Бог воспринимается определенной религией исходя из исторических реалий в которых была взращена религия и нация, в которой и зародилась религия.

Для христианства воспринимать Бога свойственно как пример наивысшего милосердия, смирения и человеколюбия, который возвестил Иисус, позволив себя распять на кресте. Для ислама воспринимать Бога свойственно как Господина, Милосердного и Милостивого, но Могущественного и Строгого.

 В восприятии Бога дхармическими религиями всё не так просто, потому что восприятие Бога зависит не только от направления, которому придерживается определенный последователь дхармической религии, но и  от школы и цепи ученической преемственности к которой принадлежит человек.

Но в целом, для основополагающего направления дхармических религий, Бог – это объект любви и добровольного служения Ему.

Культура восприятия

Разное восприятие Бога порождено разными историческими предпосылками в которых возникала религия. Ислам возник в войне и распространялся именно таким образом достигнув Испании на западе и Малайзии на востоке. Христианство распространялось мучениками, которые жертвовали собой ради истинной веры. Вайшнавизм складывался очень продолжительный промежуток времени не выходя за пределы современной Индии.

Религия – это общественное и культурное восприятие Бога, то как нас учат другие познавать и воспринимать Его. Вера – это непосредственное переживание взаимодействия с Богом и общение с ним. Они взаимосвязаны и не противоречат друг-другу, но дополняют.

Религия без веры – это просто пустая мишура, которая не наполнена смыслом.

 Это суеверия, без понимания истинного значения, это праздники без осознания их важности и цели, это причисление себя к числу верующих без стремления к добродетели, это показная и напускная вера ради почёта и уважения, это оправдываете своих действий и откуп от грехов за деньги.  В итоге, религия без веры – это простая мишура, которая заключается в механических и безжизненных действий, ради получения блага и избежания наказаний.

Вера без религии – это не ограниченный моральными и религиозными принципами полет ума человека, во время которого человек может придумывать очень странные и, откровенно, глупые вещи.

Так возникают бунтари, которые не зная основ религии, стараются создать учение под себя, именно по причине того, что «Бог в их сердце велит им так».

Хотя, к сожалению, это очень редко действительно Бог, а зачастую просто непомерные амбиции и желания самого человека, который стремиться оправдать собственную необузданность и безнравие «божественными чувствами». В итоге, мы получаем сектантов, фундаменталистов, радикалов и просто извращенцев.

Примеры и того и другого распространены в обществе и всегда на виду. С одной стороны сухие и черствы люди, которые набожны только на публику, а в тени совершают нелицеприятные поступки. С другой стороны, безумные в своём ничем не ограниченном стремлении к якобы Богу, считающие себя безупречными и абсолютно правыми, но при первом же пристальном взгляде становиться ясно – это простой грешник, который сам себе выдумывает правила.

По этой причине, очень важно соблюдать святость принципов религии, которые на протяжении многих веков используются в рядах людей из которых происходят святые и мудрые наставники. При этом, не забывая о личных отношениях с Богом, которые очень важны для искренне верующего человека. Ведь только так можно достичь и удовлетворить Бога, что и является истинной целью любой религии и веры каждого человека.

После этого рассуждения, достаточно очевиден становиться ответ на вопрос: «Почему Бог один, а религий много?». Религия – это проявленное в обществе восприятие Бога, на которое был наложен очень сильный исторический и культурный отпечаток.

Это объясняет внешние различия в различных религиях. Но суть всех религий одна – Бог. И Бог, во всех религиях, это одна и та же Личность.

Каждая религия описывает Одного Бога по-разному именно потому что в мире живут разные люди, с разными взглядами и разной культурой.

Бог – Его качества и имена

Это очевидно, потому что описывая качества Бога каждая религия даёт одни и те же описания: Милосердный, Всемогущий, Непобедимый, Всевышний, Чистый, Прекрасный, Мудрейший, Совершенный, Могучий, Всезнающий, Вечный, Могущественный.

Например, «Вечный»:

Бог также во всех религиях занимает одни и те же роли: Творец, Господин, Друг, Защитник, Повелитель, Целитель, Первопричина, Даритель, Судья, Каратель.

Для «Творца», также в каждой религии есть имена:

  • Бхутабхавана
  • Элохим
  • Аль-Бадиʼ

Бог в каждой религии наделен одними качествами, занимает одни роли, Его власть простирается на мир вездесуще и полноценно, но в то же время незаметно для глаз человека, Он поддерживает и управляет миром, а также является его Создателем. Это, очевидно, даёт понять, что с точки зрения религии, Бог Единый и говориться во всех религиях о Нём одном.

Это также понятно в тех изречения, где сам Бог говорит: «Я Бог и нет другого Бога». Это очень важно понимать не только для того, чтобы понять Единоличную власть Бога, но и для того, чтобы не подвергнуться желанию поклоняться чему-то ещё, кроме самого Бога.

Также очень примечательно свидетельство веры ислама, которое гласит: «Нет Бога, кроме Аллаха». Однако, слово Аллах и переводиться как «Бог Единый». И с такой точки зрения это приобретает очень глубокий смысл, ибо звучит как: «Нет Бога, кроме Бога». В этом и заключается смысл религии.

Бог – наивысшая цель жизни человека и истинный объект поклонения. Любая иная вещь, которой поклоняется человек – лишь указывает на его незрелость его веры и отдаленности от Бога. Объектом поклонения для человека может быть богатство, слава, могущество, красота, другой человек, семья, страна и так далее.

Но поклоняться можно только Богу.

Так всё же, «Почему Бог один, а религий много?». Потому что люди разные и воспринимать Бога однозначно, значит не давать возможность познать Его с разных сторон.

Разнообразие религий позволяет лишь ещё лучше узнать Его, раскрывая различные стороны и качества, создавая произведения искусства посвященные Ему.

К единой культуре человечество вряд ли придет, ровно, как и к единой религии, а потому разнообразие религий – это способ Бога проявить себя наиболее многогранно в этом мире и в сердце каждого человека. Это ответ на вопрос. Удачи.

Источник: https://supremasea.ru/bog-odin-religij-mnogo.html

Как вера в любящего Бога влияет на радость жизни | Милосердие.ru

как называется вера человека в одного бога

В XXI веке проведено уже не одно масштабное исследование о связи религиозной веры и счастья. Самое последнее было закончено летом 2017 года в Техасском университете. Ученых интересовали исключительно люди пожилого возраста – старше 65 лет. Среди тысячи испытуемых были христиане, убежденные атеисты и те, кто отошел от веры.

Исследователи с помощью специально составленного опросника оценивали их оптимизм, уверенность в себе и удовлетворенность жизнью.

Самыми счастливыми оказались те, кто молится – регулярно и внимательно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  День святого валентина как пишется

И чем более частой и cосредоточенной была их молитва, тем более оптимистичными, уверенными и довольными жизнью оказывались старички.

В общем-то ничего нового техасские ученые не открыли. Только подтвердили то, что человечество знает уже две тысячи лет, а ученые за последние 20 доказали не один десяток раз – с цифрами и фактами.

В  2009 году Журнал старения и здоровья (Journal of Aging and Health) опубликовал результаты опросов 791 человек. На протяжении восьми (!) лет эти люди скрупулезно отвечали на вопросы ученых о своем настроении. Удалось доказать, что посещение храма обладает защитным для психики действием и с возрастом верующие участники эксперимента  испытывали значительно меньше эмоциональных проблем, чем их неверующие или не ходящие на службы ровесники.

И это лишь одно из десятков и сотен аналогичных исследований.

Сотрудники факультета психиатрии и поведенческих наук Даремского университета (США) проанализировали 115 статей о связи религии и склонности к депрессии, тревожности, зависимостям и суициду. В 92% этих научных трудов, написанных не позднее 2008 года,  доказывается положительное влияние религиозности на психическое здоровье человека.

Счастье в цифрах  

Институт Гэллопа (Gallup) на протяжении трех лет измеряет качество жизни американцев – в субъективном ощущении. Для этого используется специальный «индекс счастья» (Well-Being Index, WBI), созданный на основе работ  лауреата Нобелевской премии Дэниела Канемана (Принстонский университет) и Эда Денера (Университет штата Иллинойс).

Исследование, в котором принимает участие более полумиллиона человек, опять же демонстрирует, что верующие меньше склонны к тревоге, депрессии и больше довольны жизнью, чем неверующие. Причем, чем глубже вера, тем выше WBI. Как измеряли ученые эту глубину? Очень просто, на основании двух вопросов: «Как часто вы посещаете храм?» и «Насколько важное место занимает вера в вашей жизни?».

Россия по индексу счастья находится лишь на 122 месте.

По  данным ВЦИОМ, среди «факторов счастья» у россиян доминируют благополучие в семье (29%), наличие детей и внуков (18%) и в целом удавшаяся жизнь (17%).

Быт и успех тут ни при чем

Фото с сайта nnm.me

Отечественных исследований, посвященных зависимости ощущения счастья от веры и религиозности, к сожалению, очень немного. Одним из самых масштабных можно считать работу православного психолога Наталии Ининой (МГУ). В статье, опубликованной в журнале «Консультативная психология и психотерапия» в 2011 году (№ 3. С. 114–132), она рассматривала субъективные представления людей о вере, используя качественные методы исследования (опросы, направленную беседу и т.д.)

Одной из целей работы было как раз изучить связь «между формами веры и субъективным представлением о счастье». Участники беседы размышляли на следующие темы (помимо прочего): «Что значит для вас счастье?», «Считаете ли вы себя счастливым человеком?», «Связаны ли для вас переживание веры и переживание счастья?».

Типичными ответами здесь были: «вера — это искреннее стремление к высокому осознанию счастья и полноты»,  «вера — это возможность быть по-настоящему счастливым» и т.д.

Темой другой беседы стало непосредственно наличие или отсутствие связи между понятиями «вера» и «счастье». Испытуемых поделили на две группы: студенты православного университета и люди разных возрастов с высшим образованием. В первой группе все ответили на вопрос о наличии связи между «верой» и «счастьем» утвердительно. Типичными ответам были: «счастье вытекает из веры», «вера – условие переживания счастья», «вера выводит к счастью».

«Верующие испытуемые рассматривают свою веру как некоторый идеальный духовный план жизни, общий для всех людей, — пишет Инина.

— Это переживание позволяет им соотносить собственную жизнь с чем-то существенно большим, чем сам человек, дает силы чувствовать себя счастливыми, несмотря на трудности и проблемы.

При этом представление о счастье у религиозных людей не связано с чем-то относящимся к собственной жизни (благополучие, здоровье, удача). Для них это состояние напрямую связанно с их верой, порождаемо ею».

Религии радостные и не очень

В 2013-м году кандидат социологических наук из Иваново Инна Кодина решила изучить связь между счастьем и религиозностью исключительно у студентов – российских, украинских и киргизских. 189 молодым людям было предложено написать эссе, которые и легли в основу выводов социолога.  Главный из них звучит так: «Факторы счастья гораздо глубже и деликатней, чем лежащие на поверхности материальные и социальные причины. Одним из них выступает религия».

Российские студенты чаще остальных отмечали, что полностью счастливым человек может быть только «в своей религиозной среде».

Киргизские в этом отношении были абсолютно единодушными. Наиболее счастливой религией они считают, разумеется, ислам.

Российские студенты назвали самой счастливой верой Православие (а также вообще христианство) и буддизм.

А вот индуизм, по их мнению, никакой радости не приносит. Украинские студенты затруднились назвать самую «счастливую» религию.

Студентка университета штата Пенсильвания Шина Йенгар для своей дипломной работы выбрала похожую тему. Она пришла к выводу, что чем ортодоксальнее религия, тем большим оптимизмом обладают люди, ее практикующие. Таким образом, православные и католики оказались более счастливыми людьми, чем разного рода протестанты.

Пластика мозга делает нас добрее

«Нервные клетки не восстанавливаются!» —  помните усвоенную с детства «аксиому»? Между тем, уже довольно давно ученые доказали, что никакая это не аксиома, а самый что ни на есть миф.

Углубляться в механизмы явления, известного под названием «нейропластичность» мы не станем (не место столь сложным материям в коротком тексте о психологии и статистике).

Говоря предельно упрощенно, представляет оно собой способность одних нейронов заменять собой другие, восстановление утраченных связей между ними.

Более того, разные участки мозга могут изменять свою структуру под влиянием мысли — или молитвы. У тех, кто молится, «тренируются» и укрепляются части мозга, отвечающие за снижение тревожности, депрессии, улучшение душевного здоровья в целом, а также чувства радости, получаемой от жизни.

Два нейробиолога –  Эндрю Ньюберг и Марк Уолдман — на основе своих исследований данного явления написали книгу «Как Бог изменяет ваш мозг» (How God Changes your Brain). Немаловажный факт: оба доктора являются людьми неверующими, что в свою очередь, делает результаты их работы особенно заслуживающими доверия. В книге они основываются на данных МРТ, КТ и прочих современных методов сканирования мозга.

Основной вывод:

вера в любящего Бога стимулирует переднюю поясную кору головного мозга (ППК). Именно здесь мы принимаем решения, этот участок отвечает за наши эмоции, за способность к эмпатии.

Как пишут Ньюберг и Уолдман, молитва, «стимулируя активность ППК, делает человека более чутким и внимательным к чувствам других людей».

Однако религии, в которых Бог предстает грозным и карающим, напротив, способны пагубно влиять на развитие ППК.

«Религиозные практики, основанные на страхе, — продолжают исследователи, — вносят нарушения в этот участок мозга, что приводит к равнодушию или даже агрессии по отношению к окружающим».

Доктор Ньюберг и доктор Уолдман склонны считать, что такие религии могут вызывать симптомы, полностью идентичные проявлению посттравматического синдрома.

Депрессия и прочие ужасы

Фото с сайта salon.com

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/kak-vera-v-lyubyashhego-boga-vliyaet-na-radost-zhizni/

Религии мира: список и обзор самых популярных верований

Религия — это определённое мировоззрение, стремящееся познать высший разум, который является первопричиной всего существующего. Любое верование открывает человеку смысл жизни, его предназначение в мире, помогающее обрести цель, а не безличное животное существование. Различных мировоззрений всегда было и будет много. Благодаря вечному человеческому поиску первопричины образовались религии мира, список которых классифицируется по двум основным критериям:

  • широте территориального распространения (мировые и немировые);
  • количеству божеств в учении (монотеистические и языческие).

Сколько в мире религий?

Основными мировыми религиями признаются христианство, ислам, буддизм, каждая из которых подразделяется на многочисленные крупные и мелкие ответвления и секты. Сложно сказать, сколько в мире религий, верований и убеждений, по причине регулярного создания новых группировок, но по некоторым сведениям, религиозных течений на современном этапе насчитываются тысячи.

Мировые религии называются так потому, что вышли далеко за пределы нации, страны, распространились на огромное число народностей. Немировые исповедуются в пределах меньшего количества людей. В основу монотеистического взгляда положено верование в одного Бога, а языческие предполагают наличие нескольких божеств.

Христианство

Крупнейшая мировая религия, возникшая 2 000 лет назад в Палестине. Насчитывает около 2,3 миллиарда верующих. В 11-м веке произошло разделение на католицизм и православие, а в 16-м от католицизма отделился ещё и протестантизм. Это три крупные ветви, остальных мелких существует более тысячи.

Основная сущность христианства и его отличительные особенности от других религий состоят в следующем:

  • система ценностей, взглядов, обрядов, которая базируется на Личности Богочеловека Иисуса Христа, Его Крестной Жертве, Воскресении — и всё это ради спасения человека, возможности его нового рождения, восстановления падшего образа Божия;
  • правильное понимание духовного устроения человека, направленного на борьбу с грехами и постепенное восхождение по ступеням добродетелей с Божией помощью;
  • главное утверждение, что Бог — есть Любовь и только Любовь.

Православие

Православное христианство придерживается традиции веры с апостольских времён. Основы её сформулированы Вселенскими Соборами и догматически закреплены в Символе Веры. Учение базируется на Священном Писании (в основном Новый Завет) и Священном Предании. Богослужения совершаются по четырём кругам, зависящими от главного праздника — Пасхи:

  • Суточный.
  • Седмичный.
  • Подвижный годовой.
  • Неподвижный годовой.

В православии существует семь основных Таинств:

  • Крещение.
  • Миропомазание.
  • Евхаристия (Причастие Святых Христовых Тайн).
  • Исповедь.
  • Соборование.
  • Венчание.
  • Священство.

В православном понимание Бог един в трёх лицах: Отец, Сын, Святой Дух. Владыка мира трактуется не как гневный мститель за проступки людей, но как Любящий Небесный Отец, заботящийся о своём творении и дарующий благодать Святого Духа в Таинствах.

Человек осознаётся образом и подобием Божьим, со свободной волей, но падшим в пучину греха. Желающим восстановить прежнюю святость, избавиться от страстей Господь помогает на этом пути.

Католицизм

Католическое учение — крупное направление в христианстве, распространённое в основном в Европе, Латинской Америке и США. Данное вероучение имеет много общего с православием в понимании Бога и отношений между Господом и человеком, но есть принципиальные и важные отличия:

  • непогрешимость главы церкви Папы Римского;
  • Священное Предание сформировано из 21 Вселенского собора (в православии признаются первые 7);
  • разграничение между духовенством и мирянами: люди в сане наделены Божественной Благодатью, им отводится роль пастухов, а мирянам — стада;
  • учение об индульгенции как о сокровищнице добрых дел, совершённых Христом и Святыми, и Папа, как наместник Спасителя на земле, раздаёт прощение грехов кому желает и кто нуждается в этом;
  • добавление своего понимания в догмат о Святом Духе, исходящем от Отца и Сына;
  • внесение догматов о непорочном зачатии Девы Марии и Её телесном вознесении;
  • учение о чистилище как о среднем состоянии человеческой души, очищающейся от грехов в результате тяжёлых испытаний.

А также есть отличия в понимании и совершении некоторых Таинств:

Католики Православные
Миропомазание происходит по достижении ребёнком 7–8 лет сразу после Крещения
Соборование напутствие человека перед смертью исцеление от телесных и душевных недугов
Причастие на пресном хлебе (до недавнего времени только духовенство причащалось Телом и Кровью, а миряне — хлебом) на квасном хлебе (все члены Церкви причащаются Телом и Кровью Христовыми)
Богослужения До 1962 года служба совершалась на латинском языке, малопонятном для верующих на церковнославянском языке

Протестантизм

Возник в результате Реформации в Германии и распространился по всей Западной Европе как протест и желание преобразовать христианскую Церковь, избавив от средневековых представлений.

Протестанты соглашаются с христианскими представлениями о Боге как Творце мира, о человеческой греховности, о вечности души и спасении. Разделяют понимание ада и рая, отвергая при этом католическое чистилище.

Отличительные особенности протестантизма от католицизма и православия:

  • сведение к минимуму церковных таинств – до Крещения и Причащения;
  • нет разделения на духовенство и мирян, каждый хорошо подготовленный человек в вопросах Священного Писания может быть для себя и для других священником;
  • богослужение проходит на родном языке, строится на совместной молитве, чтении псалмов, проповедей;
  • нет почитания святых, икон, мощей;
  • не признается монашество и иерархическое устройство церкви;
  • спасение понимается только верой, а добрые дела не помогут оправдаться перед Богом;
  • признание исключительного авторитета Библии, и каждый верующий по своему усмотрению трактует слова Писания, критерием является точка зрения основоположника церковной организации.

Основные направления протестантизма: квакеры, методисты, меннониты, баптисты, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны.

Ислам

Самая молодая мировая монотеистическая религия. Число верующих около 1,5 миллиарда человек. Основателем является пророк Мухаммед. Священная книга — Коран. Для мусульман главное — жить по предписанным правилам:

  • совершать молитву пять раз в день;
  • соблюдать пост рамадан;
  • творить милостыню 2,5 % в год от дохода;
  • совершать паломничество в Мекку (хадж).

Некоторые исследователи добавляют шестую обязанность мусульман — джихад, проявляющуюся в борьбе за веру, рвение, усердие. Выделяется пять видов джихада:

  • внутреннее самосовершенствование на пути к Богу;
  • вооружённая борьба с неверующими;
  • борьба со своими страстями;
  • разделение добра и зла;
  • принятие мер в отношении преступников.

В настоящее время экстремистские группировки используют джихад меча как идеологию, оправдывающую их кровавую деятельность.

Буддизм

Мировая языческая религия, отрицающая наличие Божества. Основана в Индии царевичем Сиддхартхой Гаутамой (Будда). Кратко сводится к учению о четырёх благородных истинах:

  1. Вся человеческая жизнь — страдание.
  2. Желание — причина страдания.
  3. Чтобы победить страдание, нужно избавиться от желания при помощи специфического состояния — нирваны.
  4. Чтобы освободиться от желания, нужно следовать восьми основным правилам.

По учению Будды приобрести спокойное состояние и интуицию, очистить ум помогут:

  • правильное понимание мира как удела страдания и скорби;
  • обретение твёрдого намерения урезать свои пожелания и стремления;
  • контроль речи, которая должна быть доброжелательной;
  • совершение добродетельных поступков;
  • старание не приносить вреда живым существам;
  • изгнание злых мыслей и настрой на добрые;
  • осознание, что плоть человека — это зло;
  • настойчивость и терпеливость в достижении цели.

Основными направлениями буддизма являются хинаяна и махаяна. Наряду с ним в Индии существуют другие религии, распространённые в различной степени: индуизм, ведизм, брахманизм, джайнизм, шиваизм.

Какая религия самая древняя в мире?

Для Древнего мира было характерно многобожие (политеизм). Например, шумерская, древнеегипетская, греческая и римская религии, друидизм, асатру, зороастризм.

Одним из древних монотеистических верований считается иудаизм — национальная религия иудеев, основанная на 10 заповедях, данных Моисею Богом. книга — Ветхий Завет.

Иудаизм имеет несколько ответвлений:

  • литваки;
  • хасидизм;
  • сионизм;
  • ортодоксальный модернизм.

Также имеются различные виды иудаизма: консервативный, реформистский, реконструктивистский, гуманистический и обновленческий.

На сегодняшний день трудно дать однозначный ответ на вопрос «Какая религия самая древняя в мире?», поскольку археологи регулярно находят новые данные для подтверждения возникновения различных мировоззрений. Можно сказать, что верования в сверхъестественное были присущи человечеству во все времена.

Огромное многообразие мировоззрений и философских убеждений с момента возникновения человечества не дает возможности перечислить все религии мира, список которых регулярно пополняется как новыми течениями, так и ответвлениями от уже существующих мировых и остальных верований.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1185180248124164969/religii-mira-spisok-i-obzor-samyh-populyarnyh-verovanij/

Истинная вера в Бога, какая она?

Во что мы верим? В кого верим? Как верим? Что такое истинная вера для меня? Кто такой, верующий человек? Сегодня. Или же, сколько их среди нас?

Их очень мало. Даже в очень больших городах их можно пересчитать. На самом деле это единицы.

Это люди, которые знают, во что верят, в кого верят. Знают, зачем они это делают, понимают смысл и переносят этот смысл на свою повседневную жизнь.

Большинство из нас просто числятся среди верующих в Бога. Если и ходят на службы, то только на праздники, когда все идут. Да и не в службах дело. Это просто инерция, автоматизм, просто как все. Здесь уже нет осознанности и понимания смысла.

Многие ходят часто. Стоят на богослужениях, но выходя оттуда, забывают обо всем, что они там получили. Особенно громко такие люди кричат о своей вере, о своих достижениях в ней. Во время поста они обязательно при любом удобном случае отметят, что постятся, что вот они такие молодцы. Ты для кого это делаешь? Ради кого? Какой в этом смысл и есть ли он вообще?

Нет осознанности и понимания. Мало кто ответит хоть что-нибудь внятное о том, как он себе представляет Бога, душу, жизнь после этой жизни.

Хотя мне кажется, Господь нам представляется как некий начальник, который сурово наказывает за любые оплошности и ошибки, за все грехи. Он неустанно следит за каждым нашим шагом и если что не так, то тут же последует наказание.

Поэтому, наверное, мы так боимся не ходить в церковь по праздникам, не святить яйца или не выполнять остальные ритуалы и таинства.

То есть, если мы считаем себя верующими (не важно какими, главное – верующими), то мы должны все это выполнять. Просто ставим «галочку» и надеемся, что прокатит.

Верим для того, чтобы поставить плюсик.

В чем эта вера? в кого эта вера?

Это служение во благо себе. Это просто холодный расчет.

Хотя, конечно, зерно понимания нашего духовного происхождения есть в нас. Раз все-таки мы чего-то боимся и что-то делаем. Просто «нет времени», «нет возможности» заняться этим, углубиться и разобраться.  Ведь все так делают, может этого и достаточно. Таковы наши мысли.

Лучшее обучение медитации для начинающих. Научись медитировать за 10 практических занятий. Это бесплатно (!) Мой любимый курс, потрясающе душевная и доступная подача уроков от Игоря Будникова. Научно доказано, что медитация СПОСОБНА ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ЖИЗНЬ, а она у тебя одна. Советую от всего сердца!

В чем же истинная вера?

Многие скажут, да что он знает об этом. А я скажу, что знаю. А также скажу, что все знают.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Куда можно вылить святую воду

Истинная вера – это любовь. Любовь ко всему.

Закон один – любовь ко всему живому. Этот закон не предполагает никаких условностей и «если», он просто есть, независимо от того, к какой религии вы себя относите. Все религии учат любви.

Главный смысл любой жизни – научиться исполнять этот закон!

В этом нет ничего более простого, но также нет ничего сложнее этого.

Было бы счастьем давать любовь и получать ее в ответ. Но так уж устроена наша жизнь, что в ответ мы намного чаще получаем ненависть, порицание и осуждение. И любить несмотря на все – это великая сила — сила прощения. Так может только человек, истинно познавший Бога и осознавший свою духовную сущность и единство с Ним. Ведь наша жизнь в этом теле непостоянна и временна.

Чтобы понять те законы, которые пишут государства, нужно нанять опытного юриста, чтобы он пояснил нам это. И всегда есть множество обходных путей и лазеек.

В вечном законе нашей души, который стоит выше любых законов, созданных человеком, все ясно и просто, и ничего объяснять не надо.

Это прописано внутри нас. Мы все это знаем. Можете назвать это сердцем человеческим, можете совестью, как угодно. Но каждый человек способен любить. Он лучше всего умеет это делать. Но практически всегда живет противно самому себе и своей истинной сущности.

И все, что он делает потом, это просто ищет внутренние оправдания, почему и зачем он сделал больно кому-то.

Любовь. И не имеет значение, в чем ваша вера, если суть ее в любви.

Жил рабочий в городе и отделался и пошел домой. На выходе встретился ему прохожий. И сказал прохожий: «Пойдем вместе, мне туда же, и я дорогу хорошо знаю». Рабочий поверил, и пошли они вместе.

Прошли они час, два, и кажется рабочему, что дорога не та, по которой он шел в город. И говорит он: «Помнится, не та эта дорога». А прохожий говорит: «Это самая настоящая, короткая дорога. Верь мне, я хорошо знаю». Послушался рабочий и пошел за ним.

И что дальше шел, то хуже и хуже становилась дорога, и все труднее и труднее было идти. И прожил и проел рабочий все, что заработал, и все не было дома. Но чем дальше он шел, тем все больше он верил, и под конец сам уверился, что дорога настоящая.

А уверился он потому, что не хотелось назад ворочаться и все надеялся, что и по этой дойдет. И забрел рабочий далеко-далеко от дома и долго бедствовал.

Если религия не учит любви – то это ложная религия. Лично я для себя понял это. А также понял то, что все религии в сути своей и в своих истоках именно любви и учат. И от нее отталкиваются все священные писания и учения мудрецов.

Любовь ко всему живому — пароль к сердцу каждого человека.

Но сегодня многие тексты изменены, отредактированы и исправлены для нужд тех, кто редактировал и исправлял. Но распознать ложь легко. Любовь. Абсолютная. Безусловная.

И если кто-то очень упорно посещает церковь, но жизнь проживает не по законам любви, то уж лучше вообще никогда не показываться на богослужениях.

Услышать голос души, голос Бога можно в тишине и уединении. Восточные традиции во главе угла ставят медитацию, как путь к познанию Бога. От всей души советую вам почитать о том, зачем медитировать и какая от этого польза. На востоке ставят созерцание в спокойствии выше жизненного опыта и преодоления проблем. Просто сидя, слушая себя, направив все свое внимание внутрь можно узнать в тысячу раз больше, чем изо дня в день бегать, бегать, бегать.

ФОРМА РЕГИСТРАЦИИ

Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте

ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет — не подписывайся!

Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель — сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.

Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!

Подписаться на рассылку

Vdushu.ru

Рекомендую! Практики по саморазвитию

Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей

Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо! 

Источник: https://vdushu.ru/istinnaya-vera-v-boga.html

«Я верю в Бога, но не верю в религию» – какие ошибки в этой фразе?

Каждый из нас, наверняка, хотя бы раз встречал человека, который верит в Бога «в душе». Как правило, такой человек называет себя верующим и под этим подразумевает то, что принадлежит к православной части нашего общества или причисляет себя к ней, а также то, что в жизни он руководствуется принципами общечеловеческой морали и нравственности – так мы понимаем, что перед нами не отъявленный негодяй, а «хороший человек».

Чаще всего эта фраза также означает, что церковной жизнью человек не живет (не молится, не ходит в храм, не участвует в церковных таинствах), хотя может быть знаком с православной традицией и время от времени заходить в храм поставить свечку или освятить кулич к Пасхе.

Для него/нее вера и религия (под религией обычно подразумевается учение или некий свод правил Церкви, или сама Церковь как общественный институт) – это вещи, которые существуют автономно друг от друга.

Религия представляется чем-то необязательным, навязанным и ограничивающим свободу человека жить так, как он хочет. Почему такая позиция не верна?

Ошибка 1: вера в Бога и отрицание необходимости религии как вероучения

Если мы хотим выучить и знать английский язык, то обращаемся к учебнику, либо к тому, кто знает язык сам и готов нас ему научить. В вопросах веры действуют те же самые принципы – без изучения того, в Кого и во что мы верим, без получения знаний от первоисточника, такая абстрактная вера может привести к заблуждениям, к суевериям и другим ее искажениям.

На каждой Литургии христиане поют Символ веры – азы православного вероучения. Без знакомства с вероучением и без его осмысления невозможно добровольно исполнять то, к чему Бог призывает человека, то есть невозможно верить правильно. Поэтому недостаточно одного лишь признания факта существования Бога, а необходим непрерывный процесс Его познания.

Не случайно сам Иисус Христос повелел апостолам идти и учить все народы (Мф. 28:20).

Когда мы говорим, что верим в Бога, знаем ли мы и понимаем ли, в какого Бога мы верим?

Среди людей, называющим себя верующими, нередко встречается мнение, что Бог у всех один (то есть разные религии по сути говорят об одном и том же, только разными словами). Это большое заблуждение, так как истина может быть только одна.

И для верующего Бог – это живая и совершенно конкретная Личность – Иисус Христос, который и есть «путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6).

Таким образом, если рассматривать религию как синоним вероучения, то очевидно, что она совершенно необходима, так как получить эти знания в оригинале можно только в Церкви и в Евангелии.

Ошибка 2: вера в Бога и религия как связь с Богом

Если обратиться к слову «религия», считается, что оно происходит от латинского «religare» – «соединять, связывать» (это одна из самых популярных гипотиз происхождения этого слова).

Кого с кем или что с чем религия пытается воссоединить? Христианское мировоззрение дает однозначный ответ – человека с Богом. То есть религия – это взаимоотношения Бога и человека, стремление восстановить утраченную в результате грехопадения связь между Богом и человеком.

При таком понимании слова «религия» вера в Бога, что называется «в душе», содержит внутреннее противоречие, теряет всякий смысл и логику.

Ошибка 3: вера в Бога и христианская жизнь

Поскольку «верить» – это глагол, то когда мы говорим о том, что во что-то верим, это должно подразумевать какие-то последующие действия с нашей стороны. Ведь если мы верим в законы физики, к примеру, в закон всемирного тяготения (гравитацию), то вряд ли будем выпрыгивать из самолета без парашюта в надежде на то, что останемся парить в воздухе.

Или если мы верим в то, что для хорошего здоровья необходимо здорово питаться, много двигаться и полноценно отдыхать, мы будем стараться это выполнять. В отношении веры в Бога можно сказать то же самое, тем более, что сам текст Библии говорит о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2:26).
Неслучайно Свт.

Иоанн Златоуст в Беседах на книгу Бытия говорит о том, что залог прочности духовного дома человека – это и вера (как знание догматов), и правильная жизнь (дела).

Какова цель христианской жизни и как определить, что она идет в нужном направлении?

Большинству наверняка придут на ум общечеловеческие принципы: убивать нельзя, воровать плохо и пр. Если следовать только этим принципам, то может показаться, что живешь правильно.

Однако христианское религиозное мировоззрение не ограничивается общепринятыми нормами морали и нравственности, а определяет критерии не только внешней, но и правильной духовной жизни; оно задает человеку гораздо более высокую планку – недостаточно просто избегать того, что и так запрещено уголовным законодательством большинства развитых стран, напротив, оно призывает к активным действиям – во всем поступать с людьми так, как мы хотим, чтобы поступали с нами (Мф. 7:12). Хочешь быть любимым? Люби сам. Хочешь, чтобы другие были к тебе снисходительны? Будь прежде сам снисходителен к другим.

Ошибка 4: вера в Бога и отрицание Церкви

Как человеку понять, в правильном ли направлении он движется? Ответ на этот вопрос можно получить, став членом единой общины – Церкви.

Пожалуй, одним из самых частых аргументов, почему тот или иной «верующий» не ходит в храм и не живет полноценной церковной жизнью (свечи и куличи не считаются, простите), будет то, что для общения с Богом ему не нужен посредник (третье лицо в виде священника и пр.).

Также оппонент может быть недоволен тем, что в Церкви «все за деньги», что священнослужители порой могут нагрубить или ошибиться, отнестись не так внимательно, как хотелось бы человеку, поэтому доверия к Церкви нет и отношение к ней соответствующее – как к чему-то не обязательному.

Такой подход избавляет от ответственности. Ведь если у кого-то заболит зуб, вероятно, он обратится к стоматологу. И если доктор нагрубит или не понравится еще чем-то, вряд ли после этого человек решит, что все стоматологи грубияны, и перестанем совсем лечить зубы. Но когда речь идет о Церкви, то мы забываем, что там находятся точно такие же люди.

Да, предъявляемые ожидания к ним выше, но не надо забывать, что они не святые.

Если же все-таки не перекладывать ответственность за свою жизнь на «плохую Церковь», то окажется, что неизбежно придется задавать себе очень неудобные вопросы и постоянно испытывать себя, сравнивая с тем путеводителем, который дан нам Христом в Евангелии, которое, как мы уже выяснили, необходимо изучать от Первоисточника, то есть в Церкви.

АВТОР: Владислава Попова @milivladi

Вам могут также понравиться статьи:

Зачем нужна церковь?

Злой поп

Докажите Бога

Источник: https://www.vera21.ru/ya-veryu-v-boga-no-ne-veryu-v-religiyu-kakie-oshibki-v-etoj-fraze/

Вера в Бога что это такое | Наука эзотерика религия Веды

                                                                                                                                                                                         (С. Амаланов)

СОДЕРЖАНИЕ:

             Что такое вера в Бога

Определение веры в Бога следующее:

Вера в Бога это вера в существование разумной Первопричины (Верховного Существа, или Высшего Разума) всего окружающего нас сущего. Это – Верховное Существо, посредством Своей всепроникающей энергии обладает свойствами: всеведения (всезнания), и всемогущества. Различные всепроникающие энергии Бога, являются – основой всех остальных видов известных нам энергий (гравитационной, и всех остальных видов).

Сама вера в Бога может быть разной. Вера в Бога может быть как и у преступника, и у монахов живущих в монастыре, так и у обычного человека ведущего такой же образ жизни как и большинство из нас. Из этого мы можем сделать вывод о том что:

Вера в Бога может сильно отличаться в зависимости: от религиозного направления, и самого человека который имеет (испытывает) саму веру в Бога.

ВЫВОД:

Понятие «веры в Бога» имеет – качественную характеристику.

О том что такое вера в Бога, человек как правило начинает задумываться когда ему – плохо, и он хочет изменить жизнь в лучшую сторону. Либо из-за естественного желания познать суть всего происходящего вокруг, в том числе понять суть того чём заключается смысл самой веры в Бога.

           Что такое вера в Бога в православии

Святой Григорий Богослов говорит:

«Мы поклоняемся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, разделяя личные свойства и соединяя Божество».

Все три Лица имеют одинаковое Божественное достоинство. В православии нет понятия как старший или главный. Как Бог Отец есть истинный Бог, так и Бог Сын есть истинный Бог, так и Дух Святый есть истинный Бог. Каждое Лицо несет в Себе все свойства Божества.

Так как Бог в Своем существе един, то и все свойства Божии — Его вечность, всемогущество, вездесущность и другие — принадлежат в равной мере всем трем Лицам Пресвятой Троицы. Иными словами, Сын Божий и Святой Дух, вечны и всемогущи, как Бог Отец.

Единственная разница заключается в том, что Сын Божий рождается от Бога Отца. А Дух Божий – исходит также от Бога Отца.

Понимание того: что такое вера в Бога в православии, в принципе не противоречит – самым древним ведическим священным писаниям. В них говорится о том, что проявления Бога могут быть – бесконечны (как Бесконечен и Сам Бог, и бесконечны проявления Его энергий). Проявления Бога – не отличны от Самого Бога. Также, как и не отлично пламя свечи, зажжённое от – другой свечи. Существует лишь определённая последовательность проявлений Всевышнего в материальном и в духовном (трансцендентном) мире.

По большому счёту, всё что мы видим вокруг, это лишь – преобразованная  энергия Бога. Любой объект представляет собой – определённый “сгусток” энергии. Это, кстати, доказал Эйнштейн, в формуле: Е=mс², где “Е”- энергия объекта, “с” – скорость (распространения) света, а “m” – масса объекта.

Таким образом, человек, который достигает высокого уровня веры в Бога, всё вокруг видит, как – проявление Божественной Энергии (по факту). Соответственно и относится ко всему (и ко всем) соответственно как – к Энергии Всевышнего (Бога).

Существует единственный момент: живые существа, такие как – люди, животные, имеют определённую степень свободы выбора в своих действий.

Но само живое существо (то есть – душа) заключённое в молекулярном теле, имеет – такую же природу (структуру) как и природа – Бога (Всевышнего).

Источник: https://amalan.ru/vera-v-boga-chto-eto-takoe.html

Религия и вера

Многие предполагают, что такие понятия, как «религия» и «вера» — это одно и то же, не видят в них существенной разницы. А между тем, это – совершенно разные вещи. Попробуем разобраться в этом вопросе.

3. В чем отличие веры от религии

Что такое вера

Всем известно, что вера бывает разная. Например, кто-то верит в то, что на Луне живут человечки. Или верит, что у него получится какое-нибудь предприятие, что называется верой в себя, свои силы. Студенты верят в приметы, что если перед экзаменом не вымыть голову, то получится сдать на «отлично» и т.д.

Есть две разновидности веры:

  1. Вера истинная. В Единого Бога, в Пресвятую Богородицу, Ангельские Чины.
  2. Вера суетная, иначе – суеверия. Это –ложная, пустая вера.

В старо-славянском языке эти два слова писались по-разному, с разными буквами «е». Слово, означающее веру истинную, писалось с большой буквы.

Вера суетная может прекрасно существовать без религии, без церкви. Некоторые люди верят в существование Высшей Силы, но при этом отвергают мысль о воцерковлении. Вера же истинная не может без религии, потому что вера без дел мертва, как сказал апостол Павел.

Что такое религия

Этим словом называется свод церковных законов, обрядов, существующих для возвышения души, пробуждения духовности.

Религия не может существовать без веры, иначе она будет сухим, бездушным исполнением законов. Такое, кстати, может иногда встречаться у разных народностей. Это называется «обрядоверием», когда люди забывают об истинной вере и увлекаются обрядами, внешним исполнением законов. Хотя это им кажется делом благородным и возвышенным, но на самом деле это как раз проявление суетной веры.

Например, когда в православном храме некоторые пожилые прихожанки уверены в том, что передавать свечу надо именно правой рукой и через правое плечо. В противном случае они даже проигнорируют просьбу передать свечку.

Фарисеи были типичными представителями обрядоверия, за чтобыли не раз обличаемы Спасителем. Их вера была суетной, мертвой. В результатеэтого они даже возненавидели Самого Бога и решили убить Его.

На самом деле, религия без веры – очень опасное явление, даже разрушительное.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что относится к мировым религиям

В чем отличие веры от религии

Вера истинная способствует повышению духовности человека, продвижению его к Богу, улучшению моральных качеств. Человек работает над своим внутренним миром, борется со страстями, становится лучше.

Таинство Крещения

Религия помогает человеку в этом, если в нем есть истинная вера. С помощью Таинств, церковных обрядов человек очищает свою душу от страстей, приближаясь к Богу. Если же в человеке живет лишь вера суетная, то религия мешает духовному становлению и превращает его в чудовище.

Религия может передаваться из рода в род. По привычкемолодое поколение принимает религию предков, хотя при этом веры может и небыть.

Веру нельзя воспринять по наследству. Без желания самогочеловека вера никак не войдет в него. Есть множество случаев, когда в однойсемье были святые люди и абсолютно неверующие. Хотя некоторые и утверждают, чтоможно впитать веру и благочестие с молоком матери. Но на практике бывает, какправило, иначе.

Вера динамична, она может появляться в человеке, исчезать, расти, уменьшаться, развиваться. А религия – постоянна с течением времени. Вера направлена на внутренний мир, она — сакральна. Религия же – это внешнее проявление внутреннего или же просто исполнение положенных обрядов (в зависимости от наличия веры в человеке). Вера – понятие психологическое, а религия – социальное. Вера – просветление души, а религия – это следование установленным традициям, нарушать которые не принято.

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/religiya-i-vera/

Тест по обществознанию Религия и религиозные организации 10 класс

27.11.2019Тесты по предметамОбществознание10 класс

Тест по обществознанию Религия и религиозные организации 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).

Часть 1

1. Самой древней мировой религией является

1) буддизм2) христианство3) ислам

4) иудаизм

2. К монотеистическим религиям относится

1) индуизм2) ислам3) буддизм

4) язычество

3. Мировой религией является

1) буддизм2) индуизм3) синтоизм

4) иудаизм

4. Национальной религией является

1) буддизм2) христианство3) ислам

4) иудаизм

5. Спокойно, терпеливо относиться ко злу, не борясь с ним, а лишь уклоняясь от участия в нем, должен последователь

1) христианства2) буддизма3) ислама

4) иудаизма

6. К группе библейских религий не относится

1) христианство2) иудаизм3) синтоизм

4) ислам

7. Крайняя форма религиозной нетерпимости

1) экуменизм2) атеизм3) фанатизм

4) деизм

8. Философское учение, которое признает существование Бога в качестве безличной первопричины мира и считает, что, сотворив мир, Бог перестал вмешиваться в земные дела

1) экуменизм2) атеизм3) фанатизм

4) деизм

9. Движение за объединение всех христианских церквей называется

1) экуменизм2) атеизм3) фанатизм

4) деизм

10. Православие стало государственной религией Древнерусcкого государства в

1) 882 г.2) 988 г.3) 1058 г.

4) 1380 г.

11. Священной книгой мусульман является

1) Коран2) Библия3) Талмуд

4) Трипитака

12. Выберите верное высказывание

1) государственной религией России является православие2) государственными религиями России являются православие и ислам3) государственными религиями России являются православие, ислам и иудаизм

4) в России нет государственной религии

13. Систематизация вероучения данной религии называется

1) теологией2) теодицеей3) теогонией

4) деизмом

14. Обычное название религиозно-философских трактатов, ставящих целью оправдать противоречие между верой во всемогущего и благого Бога и существованием в мире зла и несправедливости, называется

1) теологией2) теодицеей3) теогонией

4) деизмом

15. Точка зрения, предполагающая, что вера существует без опоры на разум, называется

1) фидеизмом2) теодицеей3) теогонией

4) деизмом

Часть 2

1. Установите соответствие между термином и его значением: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Термин

А) фетишизмБ) магия

В) анимизм

Значение

1) вера в духов и потусторонние существа и одушевленность всех окружающих человека предметов и вещей2) вера в предметы, обладающие различными сверхъестественными силами

3) вера в сверхъестественные силы и стремление любыми способами воздействовать на эти силы

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «религия».

Вера, ислам, одержимость, социальный регулятор, нормы.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

3. Вставьте пропущенное понятие: «Отрицание существования всякого рода сверхъестественных сил, отказ от религиозных верований называется ___________».

4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Религиозное верование человека означает внутреннюю ___________(А) в существовании высшей силы (высшего Начала, Бога или богов). Религия выполняет ряд функций.

Она формирует ___________(Б), путем принятия определенных утверждений (догматов), с точки зрения которых понимается человек, общество, мир, восполняет ограниченность, зависимость, ущербность бытия человека, обеспечивает ___________(В) и тем преодолевает ___________(Г), утешает, облегчает страдания.

Являясь составной частью ___________(Д), религия способствовала развитию определенных ее сторон — грамотности, письменности, книгопечатания, храмостроительства, различных видов искусства и т.д. Но с другой стороны, определенные слои культуры отторгались в период борьбы различных религиозных ___________(Е) между собой».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) верование2) мировоззрение3) общение4) ценность5) культура6) убежденность

7) одиночество

Запишите под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

Часть 3

Темы для эссе

1. «Когда человек религиозен, он во что-нибудь верит, но еще вопрос, всегда ли и всякий ли верующий религиозен» (Л.П. Карсавин).

2. Вера есть обращение к таинственному, сокровенному духовному миру, который открывается свободе и закрыт для необходимости» (Н.А. Бердяев).

3. «Первоначальная религия человечества порождается главным образом тревожным страхом за будущее» (Д. Юм).

4. «Вера — это радужный мост между небом и землей, всем на отраду, но из странников каждый видит его по-разному, в зависимости от того места, где находится» (И. Гете).

5. «Не в силе Бог, а в правде» (Князь Александр Невский).

Ответы на тест по обществознанию Религия и религиозные организации 10 класс
Часть 11-12-23-14-45-26-37-38-49-110-211-112-413-114-215-1

Часть 2

1. 2312. Одержимость3. Атеизмом

4. 623751

Версия формата PDFТест Религия и религиозные организации 10 класс

(181 Кб)

Источник: https://testytut.ru/2019/11/27/test-po-obshhestvoznaniyu-religiya-i-religioznye-organizaczii-10-klass/

Откуда у человека появляется вера?

сайт Горловской и славянской епархии

Как появляется вера? Рождается под влиянием благодати? Просыпается в тяжёлых обстоятельствах? Становится результатом духовного поиска? Ответил протоиерей Александр Хворост, настоятель храма святого мученика Иоанна Воина Дружковки.

Что такое вера?

За четырьмя буквами этого слова открывается огромный мир. Вера и религиозное чувство заложены в человеческое существо Творцом изначально. Синоним слова «вера» — богообщение. Общение с Богом необходимо каждому, потому что человек — это самое совершенное, сложное и любимое Божье творение.

Вера — это феноменальное явление: невозможно объяснить его наличие в человеческой природе, мы не наблюдаем его ни в каких других формах жизни, даже у самых высокоорганизованных животных его нет. Ни одна светская научная теория не может полностью объяснить наличие веры. Вера, религия, религиозный культ имели место во всех культурах и цивилизациях, как самых развитых, так и самых примитивных. Многие религиоведы и культурологи не могут ответить, почему так происходило.

Вера — это Божий дар. Общение человека с Богом происходило в раю, Адам и Ева могли общаться с Богом напрямую. После изгнания прародителей из Эдемского сада богообщение происходило через молитву и жертвоприношение. В христианстве оно осуществляется через молитву и таинства. Таинство — это особо благодатное воздействие Божественной энергии на человека.

Человек приходит к вере, когда просыпается его религиозное сознание. На каком-то этапе своей жизни он сталкивается с феноменом бытия Божия. Каким-то образом к нему приходит понимание, что мир существует по творческому волевому усилию Божества, Творца, и в его душе возникает отклик на осознание этого факта.

Человек отвечает на призыв Божий. Это может произойти в различных ситуациях. Нередко они могут быть критическими, когда человек оказывается в сложных жизненных обстоятельствах: к нему приходят болезнь или война. Он ищет помощи и вспоминает, что существует Бог, Который может эту помощь оказать. Зачастую мы слышим от прихожан именно такие истории об обретении веры.

Бывает, человек задумывается: зачем существует мир, кто его создал? Если Бог есть, то как надо с Ним общаться? Кого-то само осознание существования Бога приводит в радость, и это чувство меняет его жизнь, ведь радость — естественное состояние нашей души. Человек радуется, осознавая масштабы творения Божия и Его величия.

По словам апостола, «вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1). Настоящая вера не требует доказательств. Можно идти практическим путём в познании добра и зла, сопоставлять одно с другим и делать выводы, но вера этого не требует. Верующий человек верует искренне и до конца.

«Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:6), «вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2:17). В этих словах сосредоточено основание всей религиозной жизни человека.

Как всё происходит?

Человек получает веру как дар. Религиозное чувство заложено в нём, и однажды оно просыпается, активизируется, обостряется под благодатным воздействием Божиим. Господь хочет всем спасения, но спастись без веры невозможно.

Поэтому Господь каждого ведёт к вере, воздействуя особо, и в какой-то момент — тайный, поскольку мы не знаем, как и почему это происходит, — человек просыпается духовно. Всё ведёт к Богу. Ни один человек на протяжении своей жизни не пройдёт мимо Христа. Так или иначе, но столкнётся с Ним.

Дальше уже вопрос свободной воли — захочет он с Ним быть или нет.

Даже атеисты очень часто верующие люди: они верят, что Бога нет. Невозможно доказать бытие Божие, как и его отсутствие. Это ещё в Средние века было известно. Мне не попадались люди, которые уверенно заявляли бы, что не верят в существование Бога. Обычно люди делятся на религиозных и нерелигиозных.

Первые имеют ту или иную степень воцерковления, периодически ходят в храм, а вторым обычно некогда. Они спокойно относятся к идее существования Бога, но Ему нет места в их жизни. Современный человек больше задумывается о материальном благополучии, нежели об аскетике и религиозных вопросах.

ХХ век умалил веру в людях и место религии в обществе — если говорить о Европе и постсоветском пространстве.

Появление веры — это мистическое воздействие. Оно может происходить самыми разными путями. Люди приходят к Богу даже через колдунов, магию, какие-то оккультные вещи. Вспомним иеромонаха Серафима (Роуза): в каких только сектах он ни побывал, какие учения ни изучал, но остановился на православии, где нашёл ответы на свои вопросы. Каждая искренняя, чистая душа, которая ищет радости, встретит Бога и придёт ко Христу.

Часто люди приходят к вере по молитвам своих близких. У меня был случай, когда юноша пришёл в монастырь каяться в занятиях сатанизмом. Оказалось, что у него очень верующая сестра, она за него усиленно молилась — и в итоге он раскаялся и всё бросил.

Другой случай из жизни моих знакомых: женщина вела себя как бесноватая, у неё было какое-то то ли психические, то ли духовное расстройство. Сейчас она признательна своему мужу, который возил её по монастырям. Благодаря нему она выздоровела. Через свои страдания эти люди стали очень глубоко воцерковлёнными христианами.

Как правило, люди приходят к Богу в горе и беде, но, на мой взгляд, это не всегда хорошо. Объясню: человек ищет помощи и находит её, но такая вера быстро угасает, потому что он решил проблему — и никакие Бог и Церковь ему больше не нужны, его жизнь пошла по прежнему пути. Он использовал веру для решения личных проблем.

Практическое использование веры — это неправильно. Человек встречается с Богом, и потом должен сделать следующий шаг.

Есть призывающая благодать, когда окрылённый человек начинает строить свою духовную жизнь, а потом у него происходит этап богооставленности, когда надо самостоятельно учиться идти вперёд, в Царствие Небесное — как маленький ребёнок учится ходить.

Самая твёрдая вера возникает, когда человек полностью вверяет себя в руки Божии. Он понимает свою немощь, ограниченность, непосильность достижения идеала, данного в заповедях. Тогда он полностью отдаёт себя Господу и живёт не только с верой, но и с безграничным доверием к Богу — как Авраам, например. Постепенно такой человек обретает безграничную любовь к Богу. Дай Бог нам всем обрести её!

Записала Екатерина Щербакова

Источник: https://pravlife.org/ru/content/otkuda-u-cheloveka-poyavlyaetsya-vera

Эволюция мозга объясняет веру в Бога и сверхъестественные явления

Каким бы удивительным нам с вами это не казалось, но верить в сверхъестественные силы на самом деле естественно. Практически 6 миллиардов человек во всем мире причисляют себя к той иной религии, а это 84% мирового населения. Ожидается, что в ближайшие десятилетия эти цифры только возрастут.

Согласно результатам проведенных опросов, до 90% граждан США верят в некую высшую духовную силу или Бога. В России, как сообщает “Левада-центр”, более 50% верят в Бога и разные сверхъестественные силы. Выходит, что люди склонны к вере в невероятное.

Это, безусловно, не новость для антропологов, ведь истоки и повсеместность религиозных верований можно объяснить эволюционной теорией.

Вера в сверхъестественное развивалась вместе с нами. Это естественный эволюционный процесс

Как эволюция объясняет религию?

Сегодня существуют две основные гипотезы, которые объясняют веру в сверхъестественное: во-первых, наши предки развили определенные умственные способности, полезные для выживания и размножения, которые предрасположили их к религиозным убеждениям. Затем, из множества появившихся верований, распространились и сохранились отдельные религии.

Дело в том, что божества и ритуалы способствовали сотрудничеству между людьми. А вот вторая гипотеза предлагает рассмотреть доказательства первой: идея о том, что религия является случайным побочным продуктом когнитивных способностей возникла по другим причинам.

Напомним, что когнитивными способностями или навыками называют высшие функции мозга, к которым относится способность говорить, мыслить, ориентироваться в пространстве и др.

А что вы думаете о причинах веры в сверхъестественное? Давайте поговорим об этом в комментариях и с участниками нашего Telegram-чата.

Для религии, какой мы ее знаем, необходимы разнообразные духовные составляющие. Ученые выделяют три тенденции, которые ярко выражены у людей, но минимально у других видов: мы ищем закономерности, определяем намерения и учимся подражанию. Это когнитивные адаптации, которые помогли выжить нашим предкам.

Так, мы любим находить связь и закономерности там, где их на самом деле нет: например, предсказывать будущее гадая на кофейной гуще или приписывать намерения несуществующим силам, обвиняя во всех бедах злых духов. При этом, мы готовы пойти на многое, лишь бы несчастья прекратились — именно так появились жертвоприношения и пост.

Таким образом, наши адаптивные умственные способности могли привести к религиозным убеждениям.

Мы склонны “одушевлять” неодушевленные предметы, даже геометрические фигуры

Психологические предпосылки для религии

Согласно первой гипотезе, поиск примера для подражания имеет очевидные преимущества для поиска пищи, избегания хищников, прогнозирования погоды и т.д. Более того, мы постоянно наблюдаем за миром, пытаясь вывести причинно-следственные связи.

Результат на лицо: практически каждому из нас случалось надевать счастливые носки на важную встречу, класть пятак в ботинки во время экзаменов, гадать на чайных листьях и даже увидеть лик Иисуса на сэндвиче с сыром. Также не стоит забывать о “Теории Разума” — понимании того, что у других есть убеждения, желания и цели, которые влияют на их действия.

Теория разума позволяет нам иметь сложные социальные отношения и предсказывать, как поведут себя другие. По мнению специалистов, наше стремление приписывать ум неодушевленным или воображаемым предметам это крайняя степень теории разума. Классические психологические эксперименты показали, что люди “одушевляют” даже геометрические фигуры.

Более того, люди применяют теорию разума к силам природы, духам предков и невидимым богам. Результаты МРТ сканирования показали, что области мозга, связанные с теорией разума, активируются, когда люди слышат о Божественных эмоциях и его участии в мирских делах.

Еще больше статей о причинах веры в сверхъестественное читайте на нашем канале в Яндекс.Дзен

Ритуалы помогали нашим предкам передавать знания следующим поколениям

Наконец, естественная тенденция чрезмерного подражания предрасполагает нас к принятию религиозных практик. Вместо того, чтобы полагаться на опыт и метод проб и ошибок, люди учатся большинству навыков у других людей: “обезьянка видит — обезьянка делает”. Так, многие культуры разработали методы, позволяющие сделать токсичные растения съедобными.

В результате их ритуальные действия, включая сложные и трудоемкие движения, передавались потомкам. Таким образом, копирование других, даже если причины не очевидны, может помочь выживанию. Этот менталитет распространяется на религиозные практики.

Иными словами, если бы престижные члены вашего сообщества приносили в жертву оленей каждое солнцестояние, вы, вероятно, занимались бы тем же.

Таким образом, развитые особенности мозга, такие как теория разума и чрезмерное подражание сыграли важную роль появлении религий в человеческом обществе. Выходит, никакие сверхъестественные существа не нужны, чтобы объяснить почему люди в них верят. Все дело в естественных эволюционных процессах.

Источник: https://Hi-News.ru/research-development/evolyuciya-mozga-obyasnyaet-veru-v-boga-i-sverxestestvennye-yavleniya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Звезда давида что означает

Закрыть