Как называется одежда монахов

Схима и схимники: монашеская великая и малая схимы и монахи-схимники в православии

как называется одежда монахов

Люди, которые ощущают особую связь с Богом, порой выбирают нелегкий жизненный путь — монашество. Однако стать монахом совсем непросто. Нужно пройти ряд испытаний, чтобы получить высшую степень монашеского пострига.

Рясофор, малая и великая схимы — три этапа монашества, которые выделяет Православная Церковь. Высшей степенью монашества в православии является облачение в великую схиму. Если про нее говорят без уточнения, то подразумевается как раз великая. Многие далекие от монашеской жизни люди хотели бы узнать, кто такие схимонахи.

Что такое схима

Схи́ма (от древне-греческого слова «σχῆμα» — образ, внешний вид) — это зарок соблюдать суровые монашеские правила поведения. Одежда монаха имеет аналогичное название.

Происхождение слова и значение понятия

Для того, чтобы понять значение слова, нужно обратиться к его истокам. Древнее греческое слово shēma переводится как образ, фигура, вид. Производной от этого слова является «схема».

Умирая для простой земной жизни ради соединения с Богом, постригающиеся в схиму приобретают ангельский вид, то есть после принесения обетов они становятся бесплотными ангельскими образами, «схемами». То есть, схема удерживает человека от грехопадения, как некий остов.

Историческая справка

В III-V вв. н. э. на египетских и сирийских территориях появились первые монахи. Целью их являлось обретение спасения через жизнь во Христе. Первые христиане, отрекаясь от мирской суеты, понимали заповеди Христа и учение апостолов буквально. Поэтому, уходя в Египетские пустыни, они зачастую жили отшельниками.

При отсутствии возможности поселиться вдали от людей, монахи давали обет вселения в затвор, закрываясь в одиноких пещерах как в гробу и тем самым полностью отказывались для мира, оставаясь наедине с Богом. Они и стали называться схимонахами.

Некоторые из них стали основывать монастыри или присоединяться к уже существующим. Таким образом затворничество перестало быть основным обетом.

Первые схимонахи и схимонахини

В практике восточного монашества начала IX века окончательно установилось трехступенное деление монашествующих.

Они разделялись на:

  • новоначальных (послушников);
  • малосхимников;
  • великосхимников.

Уставом патриарха Алексия монахов разных степеней различали друг от друга по одежде.

В России разделение монахов на степени ввел преподобный Феодосий Печерский.

История развития:

  1. С XII по XIV век в богослужебной практике русской церкви господствовала сербская редакция посвящения в ангельский образ, которая шла с Афона и отличалась от греческого оригинала.
  2. С XV в. чин малой схимы был исправлен по греческим молитвословам.
  3. Чинопоследование великого ангельского образа подверглось значительному сокращению лишь в XVII веке.

Иноки — древнее русское название монахов, которое происходит от слова «иной». Чернецом (черницей) иногда называли монахов (монахинь) из-за черного цвета одежды.

Преподобный Пахомий Великий — один из первых схимонахов. Он упорядочил чин пострижения. На четвертом Вселенском Соборе произошло закрепление системы монашества, благодаря которой пустынники, жившие в монастырях, стали называться схимонахами, или затворниками. К лику святых были причислены многие из этих затворников.

Дальнейшая судьба схимонашества

В XVIII-XIX вв. государственная политика была такова, что пострижение в схиму прекратилось. Но в 1887 г. игумения Евфрасия (Лихарева) из Успенского женского монастыря осмелилась просить Владимирскую Духовную Консисторию о пострижении трех монахинь, отличавшихся высокой духовной жизнью, в великую схиму.

Прошение приняли с неподдельным удивлением. В июне того же года после разъяснительной переписки Архиепископом Феогностом (Лебедевым) пострижение было разрешено.

Благодаря сохранившимся в монастыре документам, об этих монахинях-схимницах Евфрасии, Анастасии и Анатолии имеются довольно подробные сведения.

Современное положение

Термин «малосхимники» не употребляют в современном православии. Постриженника в малую схиму называют просто — монах. Великосхимник — это идеальный образ монаха, путь обретения совершенства.

Первоначально схимонахи почти не общались ни с кем и без устали читали молитвы. Но в XIX–XX вв. в мужских и женских монастырях многие старцы и старицы (схимонахи) в самоотречении обретали дар предвиденья, особой премудрости. По этой причине правящий архиерей благословил схимонахов на утешение приходящего народа.

К схимонахам в Оптину Пустынь, Почаевскую лавру, Псково-Печерский монастырь, Лавру Преподобного Сергия и другие монастыри стали приезжать люди.

Многие схимонахи были причислены к лику святых после своей смерти. Самыми знаменитыми обителями являются Оптина Пустынь и Спасо-Бородинский монастырь.

В ХХ веке в России великий ангельский образ приняли многие монахини. Одна из принявших постриг в 1969 году в Вильнюсе — матушка Варвара, настоятельница Пюхтицкого монастыря. Обычно при постриге дают новое имя, но матушке Варваре оставили ее монашеское имя в честь святой великомученицы Варвары.

Виды схим

Существует два вида монашеских схим — малая и великая.

Малая

Мантия, надеваемая поверх рясы, является отличительной особенностью малосхимника. Облачение его составляют ряса, параман, клобук, мантия, сандалии и четки.

Великая

Великая схима в Православии подразумевает под собой совершеннейшее отрешение от мира для духовного соединения с Богом.

Облачение состоит из рясы, аналава, куколя, мантии, четок, пояса и хитона. Схимонахи в русских монастырях освобождаются от всех монашеских послушаний, кроме литургии и духовничества.

Кто такой монах-схимник

Монаха, принявшего «великий ангельский образ», называют схимником.

Внешний вид

Все одежды монаха предназначены для духовной борьбы (брани) с миром, плотью и дьяволом.

Они являются всеоружием Божьим:

  1. Власяница, или хитон, является напоминанием клятвы нестяжания.
  2. Параман — небольшая четырехугольная плащаница , носимая на спине (хребте), на которой изображены восьмиконечный православный крест, Адамова голова и орудия Христовых страданий. Надпись гласит: «Азъ язвы Господа моего Iисуса Христа на тѣлѣ моемъ ношу «. Ношение этого плата постоянно напоминает о кресте, который взял на себя монах.
  3. Ряса (риза радования) — напоминает об обете послушания.
  4. Пояс кожаный знаменует подпоясание силой истины, обновление духа и умерщвление плоти.
  5. Мантия (паллий) знаменует охраняющую монаха силу Божию, а само облачение называется ангельским.
  6. Клобук (наглавник) — это шлем, который монах, словно воин, надевает для защиты от врагов (искушений) как надежду на спасение. Этот головной убор снимается на шестой день после пострижения. Новопостриженного из храма переводят в келью.
  7. Сандалии знаменуют готовность инока на всякое дело благое и послушание.
  8. Четки (вервица) называются мечом духовным, так как указывают иноку на постоянное пребывание в молитве. Также они нужны для совершения молитвенного правила.
  9. Кукуль (в переводе с древнегреческого означает «чепец, колпак») знаменует шлем спасения и указывает на высшую степень совершенства — младенческое беззлобие. Он является кругообразно расположенным капюшоном, скрывающим голову и плечи, имеет остроконечный верх и украшен крестами. Всего пять крестов: на челе, на груди, на обоих плечах и спине.
  10. Аналав — это украшенная крестами широкая длинная полоса с прорезью посередине. Носится на спине и груди, а надевается через голову. По сути, это то же, что параман для малосхимника.

Правила поведения

У схимонахов остается только одно послушание — духовничество и отправление литургии. То есть, кроме молитвенного служения, они ничем не занимаются.

Рясофор, наоборот, проходит испытание на выдержку, выполняя в обители разноплановые работы наравне с трудниками (проживающими в монастыре работниками).

Обеты

Монах дает при постриге три обета.

Это:

  1. Обет нестяжания (бедности) подразумевает полный отказа от какого-либо личного имущества.
  2. Обет целомудрия — это не только безбрачие, но и отрицание пола вообще.
  3. Обет послушания — отказ от собственной воли.

Принятие схимы

Существует три чина пострижения.

Последовательность постригов:

  • в рясофор — последование во одеяние рясы и камилавки;
  • в мантию;
  • в схиму.

Для чего нужно

Святой Православной Церковью выделяемы три состояния монашеского подвига: послушничество, монашество, схимничество.

Эти состояния определяются как приготовление к подвигу, сам подвиг и высшее исполнение подвига:

  1. Первая ступень — испытания послушников, готовящихся к принятию самого подвига (монашества). Новоначальные живут много лет в монастыре как послушники, изучая все, что должен знать каждый монах, усердно трудясь и пребывая в молитвах.
  2. Монашествующих второй ступени называют малосхимниками, или совершенными.
  3. Третья ступень — это схимонахи, или совершеннейшие.

Постриг в рясофор

Схима с ее двумя ступенями следует сразу после рясофора (по-гречески «носящий рясу») или послушника. При пострижении в рясофор никакие обеты послушником не даются. Над послушником читают специальные молитвы, а волосы крестообразно постригают. При этом постригаемый порой даже не меняет имени. Теперь его зовут рясофорным монахом (иноком).

Послушник получает право носить рясу, которая символизирует:

  • покаяние;
  • плач;
  • отречение от мирской суеты.

Слово «ряса» с греческого переводится как «ветхая, потертая».

Облачение инока состоит из:

  • подрясника;
  • рясы;
  • камилавки;
  • пояса;
  • четок.

На этой ступени инок готовится к принятию малосхимничества.

Постриг в малую схиму

Малая схима (мантия) — это, собственно, и есть монашество.

Продолжительный постриг делится на две части — оглашение и пострижение:

  1. Первая часть состоит из увещания, принесения обетов послушания, нестяжания, целомудрия и аскетизма, наставлений давшему обеты, молитвы и наречения новым именем.
  2. Во второй части обряда совершается сам постриг и облачение в одежды.

Пострижение власов является основным действием при этом постриге и этим самым напоминает собой обряд Крещения. Надевая не один, а два креста (большой деревянный на грудь и второй (параман) на спину), постригаемого нарекают новым христианским именем. В руки дается третий крест. Этот постриг называют вторым крещением.

Монашество — это призвание, а не выбор человека. И если настоятель монастыря не увидит в человеке этого призвания, то постриг может не состояться. Так как ответственность за постриг ложится именно на настоятеля, то он должен определить правильность выбора пути и намерений послушника.

Преподобный Антоний Печерский — один из самых первых монахов на Руси, основавший Киево-Печерский монастырь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как помочь умершему человеку

Постриг в великую схиму

Постриг в великий ангельский образ величествен и долог. При пострижении монах дает крайне суровые клятвы: отречение от земной жизни выражено еще сильнее, чем при постриге в малосхимники, ведь монах полностью отрекается от мира. Этот постриг является образом смерти для мирской жизни и начала жизни горней.

Постригаемого облачают в аналав и куколь, вновь нарекая новым именем. При этом за постригаемого теперь молится перед Богом еще один святой: он получает святого покровителя.

Куколь снимается только на восьмой день после пострижения, об этом произносится специальная молитва настоятелем. Это делают для того, чтобы вернуться к телесному труду и рукоделию. Снова надевается он без повторного благословения настоятеля.

Постриг в великую схиму можно увидеть в этом видеоролике.

Первый иноческий постриг со времени возрождения Спасского женского монастыря г. Кобрина — в следующем видео.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/shima.html

Кто такие монахи, где живут, одежда и принадлежности, ограничения. Постриг в монахи :

как называется одежда монахов

Кто такие монахи, где они живут и какую одежду носят? Что заставляет их выбирать именно столь непростой путь? Эти вопросы интересуют не только тех, кто собирается уйти в монастырь. Что же известно о людях, добровольно отказавшихся от мирских удовольствий и посвятивших себя богослужению?

Монастырь – что это такое

Для начала стоит разобраться в том, где живут монахи. Термин «монастырь» пришел в наш язык из греческого. Это слово означает «один, одинокий», используется по отношению к сообществам или людям, которые выбирают одиночество. Монастырь представляет собой религиозное собрание людей, принявших обет безбрачия и удалившихся от общества.

Традиционно монастырь обладает комплексом строений, в который входят церковные, хозяйственные и жилые помещения. Они используются в зависимости от нужд общины. Также каждый монастырь определяет свой устав, которому должны следовать все члены религиозной общины.

В наши дни сохранилось несколько разновидностей монастырей, в которых может протекать монашеская жизнь. Лавра представляет собой крупную мужскую обитель, которая является частью православной церкви. Киновией именуют христианскую общину, имеющую общежитский устав. Аббатство – католический храм, который подчиняется епископу или даже непосредственно папе. Также встречаются монашеские селения, именуемые пустынями, которые располагаются вдали от главного монастыря.

Кто такие монахи: общая информация

Настало время перейти к самому интересному. Кто такие монахи – вопрос, ответ на который занимает многих людей. Так называют тех, кто добровольно отринул мирские радости и посвятил жизнь богослужению. Монашество – это призвание, а не выбор, неудивительно, что лишь немногие избранные становятся монахами, тогда как все остальные покидают монастырские стены.

Постриг в монахи доступен не только для мужчин, но и для женщин. Последние также могут поселиться в монастыре, дав необходимые обеты. Были времена, когда не существовало женских и мужских монастырей. Эта практика была введена в 1504 году, именно тогда на Руси отменили совместные обители.

Жизнь монахов

Выше рассказывается о том, кто такие монахи. Какую же жизнь ведут люди, последовавшие своему призванию и посвятившие себя Богу? Постриг вовсе не означает то, что человек прекращает жизнь на земле. Он продолжает удовлетворять потребность во сне и пище. Конечно же, каждый монах имеет свои обязанности, трудится на благо людей или монастыря, что зовется послушанием.

Послушание – работа, которой обитатели монастыря занимаются тогда, когда свободны от богослужений. Она подразделяется на хозяйственную и воспитательную. Под хозяйственной работой подразумевается та, что направлена на поддержание порядка в обители. Каким именно трудом занят монах – решает настоятель. Воспитательная работа – это молитвы.

Каждая минута такого человека посвящена служению Бога. Его не тревожат земные цели и идеалы. День монаха проходит в молитвах, которые становятся для него своеобразным смыслом жизни.

Как стать монахом

Постриг в монахи – долгий путь, пройти который удается далеко не каждому претенденту. Многие люди осознают, что не способны расстаться с благами цивилизации, отказаться от возможности иметь семью и собственность. Дорога в служители Бога начинается с общения с духовником, который дает человеку, решившему проститься с мирской жизнью, полезные советы.

Далее претендент, если он еще не отказался от своего намерения, становится трудником – помощником у духовных лиц. Ему необходимо постоянно находиться в монастыре, следовать его уставу.

Это дает человеку возможность понять, готов ли он проводить свою жизнь в молитвах и физическом труде, проститься с благами цивилизации, редко видеться с семьей. В среднем будущий монах идет по пути трудника около трех лет, после чего становится послушником.

Продолжительность этой стадии определяется индивидуально, человек все еще волен в любой момент оставить монастырские стены. Если же он с честью выдерживает все испытания, его ждет постриг в монахи.

О санах

Жители нашей страны привыкли именовать священнослужителя «батюшкой». Это простонародное слово допустимо, однако нужно знать, что в православной церкви наблюдается строгая иерархия санов. Для начала стоит упомянуть о том, что все духовенство подразделяется на черное (дающее обет безбрачия) и белое (имеющее право создавать семью).

Семейным людям доступно лишь четыре православных сана: диакон, протодиакон, иерей и протоиерей. Многие отдают предпочтение именно этому пути, так как не желают полностью отказываться от мирской жизни. Какой же монашеский сан может получить человек, решившийся на это? Вариантов гораздо больше: иеродиакон, архидиакон, иеромонах, игумен, архимандрит и так далее. Также монах может стать епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом.

Высший монашеский сан – патриарх. Удостоиться его может лишь человек, давший обет безбрачия. Известны случаи, когда семейные священнослужители, дети которых уже выросли, с согласия супруги уходят в монастырь и отказываются от мирской жизни. Бывает, что также поступают и их жены, доказательством чему может служить пример преподобных Февронии и Петра Муромских.

Одежда

Одежда монахов также вызывает живейший интерес у общественности. Подрясником называется длинное одеяние, достающее до пят. Оно обладает узкими рукавами, ворот застегнут наглухо. Подрясник представляет собой нижнее одеяние. Если его носит монах, изделие должно быть выполнено в черном цвете. Подрясники других цветов (серые, коричневые, белые, темно-синие) могут позволить себе лишь семейные священнослужители. Традиционно они изготавливаются из шерсти, сукна, сатина, льна.

Разумеется, одежда монахов – это не только подрясник. Верхнее одеяние человека, посвятившего себя Богу, именуется рясой. Традиционно оно обладает длинными и широкими рукавами. Наибольшее распространение получили черные рясы, однако также можно встретить белые, кремовые, серые, коричневые варианты.

Нельзя не упомянуть и монашеский головной убор – клобук. Он давно появился в церковной среде, изначально выглядел как мягкий колпак, созданный из простой материи. Современный колпак покрыт черным покрывалом, которое опускается ниже плеч. Чаще всего можно встретить черные клобуки, однако встречаются и изделия, выполненные в других цветах.

Кто не может стать монахом

Уход в монастырь – решение, которое может осуществить далеко не каждый человек. Считается, что люди не могут расстаться с мирской жизнью, если их удерживают от этого обязательства перед другими. Допустим, у кандидата есть маленькие дети, престарелые родители, родственники-инвалиды. Также о постриге не стоит задумываться тем, кто лечится от тяжелого заболевания. Это связано с тем, что человеку пришлось бы отказаться от качественного медицинского обслуживания.

Источник: https://www.syl.ru/article/324980/kto-takie-monahi-gde-jivut-odejda-i-prinadlejnosti-ogranicheniya-postrig-v-monahi

Платье монахини, какое оно?

как называется одежда монахов
≡  6 сентября 2016   ·  Рубрика: платья   

Одежды и быт монахинь

Символика, в Средние века, имела большое значение. Четкая структура общества: братства, социальные классы, требовала четкого разграничения между собой. К этому же числу относились и монахи, желая подчеркнуть свою принадлежность к тому или иному ордеру. И главным отличием, конечно же, была одежда.

Один из обетов — обет бедности приводил монахов к ношению простой и даже грубой одежды. Они с гордостью носили изношенные и латаные одежды. В следствие этого же обета шерсть запрещалось красить. Ведь крашеная ткань вводит в заблуждение. Мелкие детали в одежде имеют свой смысл и являются важными знаками отличия. К примеру, кожаный пояс или веревка вместо него.

Цвет одежды черных монашек символизирует цвета покоя, отсутствия страсти, суеты и отречение от всего мирского. Одежда православных монахинь является символом покаяния и скорби.

Черное платье монахини больше всего подходит для плачущих по своей душе, нежели яркие одежды. Таким образом, выходит, что одеяния и стиль монахинь неслучайны и у всех, даже самых мелких деталей, свое значение.

Как выглядит современная одежда мусульманок, узнаете из другой нашей статьи: Платья для мусульманок, какие они?

Так что же носят монашки?

В первую очередь одевают власяницу, еще ее называют хитон. Изначально это длинная рубаха с рукавом, которая ткалась из верблюжьей или овечьей шерсти. Ее одевали прямо на голое тело и грубый ворс больно кололся. Тем самым служа постоянным напоминанием о том, что необходимо безропотно терпеть все жизненные трудности, беды и скорбь. В настоящее время эта рубаха из простой ткани.

Далее, на совершаемого постриг надевается параман — это небольшой квадрат, на котором изображен крест и иные орудия страдания Спасителя со словами святого апостола Павла. Вместе с ним надевается простой деревянный крест.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие неофиты в православии

Следующим одевается подрясник. Это черное платье монахини (на фото).

Подрясник – черное платье монахини

Он подпоясывается поясом, символизирующим готовность монахини к подвижническим деяниям.

Далее — ряса, в монашеском постриге ее называют «риза веселья и радования». Ряса знаменует отложение печалей, происходящих от постигших скорбей и бед.

На нее надевают мантию «риза спасения» или «одежда нетления и чистоты», как ее еще называют. Отсутствие рукавов у мантии, символизирует отсутствие у монахини рук, для суетный мирских дел и грехов.

Клобук, именуемый шлемом спасения, надевается на постригаемого. Так же он обувает сандалии и в конце ему вручаются четки.

Очень женственные и романтичные чеченские платья, изысканные – арабские вы найдете в наших статьях.

Разница между сестрой и монахиней

Термин «монахиня» и «сестра» часто используются как взаимозаменяемые, однако в католичестве, есть разница между ними.

Католическая монахиня — это женщина, которая живет в созерцательной жизни в монастыре, который, как правило, заточенный (закрытый) или полу-уединенный. Ее служение и жизнь сосредоточены внутри и вокруг монастыря. Она исповедует торжественные обеты жить жизнью в соответствии с евангельскими советами бедности, безбрачия и послушания.

Католическая сестра — это женщина, которая живет и молится в мире. Ее жизнь часто называют «активная» или «апостольская», так как она занимается делами милосердия там где она находится. Сестра исповедует вечные простые обеты жить жизнью в соответствии с евангельским советом бедности, безбрачия и послушания.

И монахини и сестры относятся к форме церковной религиозной жизни. Разница между ними заключается в типе обетов, торжественный против простого. Данные различия объясняются Кодексом канонического права.

Старшие религиозные ордена имеют вечный торжественный обет, а более поздние апостольские общины имеют бессрочные простые обеты.

И их главная юридическая разница в том, что религиозные ордена, исповедующие торжественный обет, отказываются от собственности, в то время как исповедующие простой обет, сохраняют право на собственность, но отказываются от ее использования и получения с нее любой прибыли.

Alexander McQueen pre-fall 2013

В популярной культуре, термин «монахиня» часто широко используется, при этом сразу понятно, что речь идет о женщине, исповедующей обеты бедности, целомудрия и послушания.

Жизнь монахинь скрыта от посторонних глаз. Стать монахиней довольно просто, необходимо только большое желание.

Уход в обитель — это добровольный выбор женщины, основанный на желании ухода от мирской жизни и посвящение себя монашеству.

Проходит достаточно много времени между принятием этого решения и монашеским постригом.

Зачастую женщина посещает разные монастыри и знакомится с их уставами, которые могут незначительно отличатся. Определившись с монастырем, женщина обращается к матери — настоятельнице с прошением о принятии. Ей предлагается пожить в обители в качестве паломницы, которая не имеет права ходить на сестринские богослужения и принимать участие в общих трапезах. На этом этапе она просто знакомится с бытом монастыря.

Сестры и начальствующие, особо не скрывая, присматриваются к новенькой. Если они убеждаются в чистоте ее намерений и усердие в трудах и молитвах, они принимают решение о ее принятии. Но это еще далеко не зачисление. Женщину называют трудницей и выдают юбку с блузой и черный платочек – первую одежду. Теперь ей разрешается трапезничать вместе со всеми, участвовать в сестринских богослужениях и помогать в послушаниях.

Такой испытательный срок длится около года.

Ознакомившись с монастырской жизнью и бытом и приняв решение дальше двигаться дорогой монашества, женщина проходит все испытания и получает благословение. Теперь она послушница. Постриг и зачисление в обитель совершается только с благословения правящего архиерея.

Поэтому настоятельницей и самой сестрой пишутся специальные прошения к архиерею о зачислении в монастырь. Теперь ей выдают одежду для монахинь называющуюся: полуапостольник — это головной убор, который закрывает лоб; подрясник — это длинное платье; кожаный пояс.

Более трех лет послушница живет и трудится в монастыре, после чего вновь подается прошение на постриг.

Первый этап пострига — это иночество, при этом послушницей пока не произносятся монашеские обеты. Иноку выдается ряса с длинным рукавом, апостольник и клобук — это головной убор с черной фатой.

Во время иноческого пострига символически постригают волосы и нарекают послушницу новым именем, символизирующем новое рождение человека в духовной жизни. Следующий постриг — монашеский или малая схима. Это и есть само монашество.

Здесь даются обеты послушания, отречение от собственного имущества (нестяжание) и целомудрия (безбрачие). Новоиспеченную монахиню облачают в мантию с множеством складок, означающую покровительствующую силу Бога.

Существует заблуждение, что в монастырь может прийти каждый желающий. Но это не так, есть некоторые правила и ограничения. Например, запрещено принимать женщин в браке и женщин с несовершеннолетними детьми. Если дети и есть, то они должны быть взрослыми и крепко стоять на ногах. А брак расторгнут, так как монахиня — это невеста Бога. Есть возрастные ограничения: женщины старше восемнадцати лет, но не после сорока.

В Российских монастырях принимают и женщин в возрасте, однако предпочтения отдаются молодым послушницам, ведь с возрастом человеку все сложнее меняться и слушаться, смиряться и ломать свои жизненные принципы.

Порой происходят ситуации, в которых женщины пришедшие в возрасте становятся для сестер примером в послушании, смирении и молитвах.

О нравственных основах семейной жизни рассказывает монахиня Нина:

Источник: https://platyamodnye.com/plate-monahini-kakoe-ono/

Одежда буддийских монахов в разных направлениях буддизма

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Как называется одежда буддийских монахов, какая она, и почему одеяние одних монахов серое, других – шафрановое, третьих – бордово-красное?

Сегодня мы спешим поделиться с вами ответами на эти вопросы. Статья расскажет об общих правилах ношения одежды для всех монахов, а также о том, как обстоит дело в главных течениях буддизма: тхераваде, махаяне и популярном по всему миру направлении дзен.

Впереди много интересного!

:
Общие правила
Тхеравада
Махаяна
Дзен
Заключение

Общие правила

Когда буддист принимает решение отречься от мирской жизни и стать монахом, он также отказывается от всех благ и излишеств, доступных обычным людям. Вместе с новым образом жизни он принимает особую одежду, которую носят все монахи. Она призвана скрыть индивидуальность и показать равенство и принадлежность сангхе.

Одеяние монахов строится приблизительно по одному принципу, но в разных странах называется по-разному:

  • кеса – в Японии;
  • сэньи – в Китае;
  • кашая – на остальных буддистских территориях.

Слово «кашая» переводится как «неброский цвет». В действительности так и есть: яркие цвета и стремление выделиться из толпы противоречит философии монахов, поэтому если они и используются в одежде, то в приглушенных тонах.

Такой цветовой гамме предшествует также история – изначально бхиккху шили себе одежду из тряпок, которые были выброшены как мусор, а их ткань выгорала под солнечными лучами или желтела от долгой носки. Позже материал начали красить природными компонентами: землей, известняком, камнем, минералами и другими естественными красителями. 

Этим объясняется то, что в разной местности одеяние монахов разного цвета – чем богата природа, в такой цвет и окрасятся кашаи. Сегодня соблюдение цветовой палитры в одежде – скорее уже дань традиции.

Так, например, городские бхикку носят одежду оранжевого цвета, а «лесные» – бордово-красного. В Монголии и Тибете носят преимущественно желтую, красную и оранжевую кашаю, а в Японии, Китае и Корее – белую, серую, черную и коричневую.

Стиль буддийских монахов в мире современной моды мог бы иметь название «минимализм и комфорт». В каждой традиции внешний вид монашеского одеяния может немного различаться, но традиционно все они включают три основных элемента:

  • антарвасака – надевается на голое тело, прикрывает нижнюю часть туловища, аналог нижнего белья;
  • уттарасанга – надевается на верхнюю часть тела, прикрывает торс и ложится сверху на антарвасаку;
  • самхати – большой кусок ткани, надевается сверху как накидка.

У некоторых монахов самхати может состоять из нескольких отрезов ткани, например, из пяти – одежда на каждый день у обычного бхиккху, из семи – на каждый день у мастера, из девяти – у мастера по праздникам и во время церемоний.

Монашеское облачение – не просто необходимость, это и символ буддизма, который передается поколениями монахов, а восходит к Великому Учителю – Будде Шакьямуни. Одежда монаха – святыня, каждый должен чтить ее, соблюдая определенные правила в ее ношении и хранении. Большинство из них записаны в священном тексте «Виная-питака».

«Виная-питака» содержит тексты, которые регулируют жизнь буддийской общины во всех аспектах. Здесь приводятся правила, история их возникновения и рассказ о том, как Будда Шакьямуни использовал их для гармоничных и теплых отношений внутри общины своих учеников.

«Виная-питака» больше всего почитается в традиции тхеравады, но ее правила приблизительно на 80 процентов распространяются и на другие школы буддийской мысли. Они предписывают, как бхиккху и бхиккхуни, иными словами, монахи и монахини, должны носить одежду, шить ее, чистить, надевать, менять, выбрасывать, когда она полностью износится.

К главным правилам можно отнести следующие:

  • монах не может находиться вдалеке от кашаи ни одного дня;
  • бхиккху сами шьют, окрашивают, стирают, чинят ее;
  • нельзя делать больше десяти заплаток на антарвасаке – ее нужно сменить;
  • избавляться от старого одеяния нужно должным способом в зависимости от традиции;
  • дзен-буддисты должны сопровождать каждое одевание и раздевание особыми обрядами.

Современные реалии накладываются и на монашеское облачение. Так, к примеру, сейчас могут использоваться синтетические ткани и искусственные красители, а в школе дзен монахам разрешается носить современное белье.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как кофе влияет на организм

Одежда монахов в магазине

Интересно, что нынешние технологии декорирования монахи используют не для украшения одежды, а для ее намеренного состаривания: искусственные заплатки, потертости или эффект выцветшей ткани.

Тхеравада

Облачение монахов-тхеравадинов, которые живут на бирманских, тайских, шри-ланскийских, вьетнамских землях, наиболее соответствует канону по сравнению с другими школами. Их окраска обычно более темная – преобладают оттенки горчицы, корицы, бордо.

Старую одежду монахи в школах тхеравады сжигают.

Кашая традиционно состоит из трех компонентов:

  • антарвасака – по-тайски также звучит как «сабонг», изготавливается из небольшого прямоугольного отреза ткани, который, опоясывая, фиксируют вокруг талии;
  • уттарасанга – по-палийски – «тивара», по-тайски – «чивон», прямоугольный отрез размером приблизительно два метра на семь метров;
  • самхати – кусок плотной ткани в виде прямоугольника размером приблизительно два метра на три метра, применяется как верхняя одежда вроде плаща во время дождя и ветра, в хорошую погоду носится, прикрывая левое плечо.

Даже у такой канонической тхеравадинской одежды есть исключения из правил:

  • можно носить ангсу – накидку без рукавов, которая прикрывает правое плечо и может иметь вырезы, карманы, липучки, застежки-молнии;
  • ланкийские бхиккху заменяют их на рубахи с рукавами;
  • вьетнамские монахи имеют право носить брюки свободного кроя, рубашку на пуговицах в повседневности, а в праздничные и церемониальные дни сверху накидывают халат «анг хо» и уттарасангу;
  • бирманцы даже во время службы из-за холодов могут утепляться.

Раньше облачение монахинь было похоже на мужское, с той лишь разницей, что содержало четвертый предмет – рубашку, которая прикрывала другое плечо. Сейчас линия преемственности бхиккхуни прекратилась, и состоящие при монастыре женщины носят белое одеяние, которое отличается от мужского.

Махаяна

Приверженцы махаяны проживают в основном на монгольских, тибетских территориях, а также в буддийских районах России – в бурятской, тувинской, калмыцкой республиках.

Среди монахов преобладает желтая, оранжевая, красная цветовая гамма. Их одежда немного отличается от общепринятой:

  • нижнее белье – саронг, похожий на юбочку, и майка без рукавов;
  • дхонка – рубаха, надеваемая поверх нижнего белья с рукавами вроде крылышек и окантовкой;
  • шемдап – верхняя «юбочка»;
  • зен – накидка, надеваемая поверх.

Изношенную кашаю махаянцы оставляют на территории, заряженной «чистотой» – в лесных, горных массивах, у рек, деревьев или в полях.

Из-за особенностей климата, чтобы не замерзнуть на высокогорьях или в степях, тибетским ламам разрешается носить теплую одежду:

  • короткую ватную желтую куртку;
  • кофту, которая надевается под накидку;
  • накидку из шерсти;
  • утепленные брюки;
  • специальную шапку.

Монастырь в Тибете

В традиции махаяны в одежду монахов могут облачаться не только ламы, но и миряне – однако лишь по особым случаям, к примеру, в церемониях, при получении учительских наказов.

Дзен

Дзен-буддизм по большей части распространен среди японцев, китайцев и корейцев. Их одежда более спокойных, монохромных тонов:

  • черный, серый и коричневый носят китайцы;
  • темно-красный, серый – корейцы;
  • черно-белый – японцы.

Одежда последних начиная с 17-го столетия становилась все больше похожа на кимоно в стиле известного театра Но. Ее составляют:

  • шата – белый халат, надеваемый снизу;
  • коломо – черный халат с ремнем, надеваемый сверху;
  • кашая или ракуса – особый ворот, напоминающий манишку и немного прикрывающий грудь; также есть его удлиненная версия – вагеса.

Ракуса олицетворяет поистине буддийское терпение – японские монахи шьют ее самостоятельно, соединяя шестнадцать кусков ткани воедино.

Школа дзен предполагает особые предписания на тему того, как одеваться, раздеваться и хранить монашескую одежду:

  • хранить нужно на алтаре, аккуратно сложенной;
  • нельзя оставлять ее на земле;
  • чтобы надеть, ее снимают с алтаря обеими руками, кланяясь и прикасаясь лбом к одежде, затем расправляют, кланяются три раза – как символ почитания Будды, дхармы и сангхи – и начинают одеваться;
  • при раздевании повторяют тот же обряд, но в обратном порядке.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась наша статья, и сегодня ваши знания пополнились интересными фактами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

До скорой встречи!

Источник: http://o-buddizme.ru/obraz-zhizni/odezhda-buddiyskikh-monakhov

Почему православным монахам нельзя носить имена, данные при рождении

Человек, принимая монашеский постриг, полностью отказывается от суетного мира вещей, как бы умирает для него. Он дает обет нестяжания, аскезы и молитвенного подвига, рождаясь для новой жизни во Христе, и поэтому получает новое имя.

Традиция эта уходит корнями в Ветхий Завет, в котором сам Господь дает новое имя Авраму, знаменуя этим его избранность, отречение от язычества и Завет с Богом: «и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Книга Бытия 17: 4–5).

«Новый человек» против «ветхого»

Священник из Санкт-Петербурга Сергий Шалберов уточняет, что после таинства Крещения душа человека как бы разделяется на две части.

Одна ее часть, которую условно можно назвать «новым человеком», стремится жить по заповедям Христа и избегать соблазнов мира, в то время как вторая часть всячески «тормозит» процесс соединения человека с Богом, желая жить по законам бренного мира, наслаждаться его благами и соблазнами.

Целью «нового человека» становится, по словам апостола Павла, совлечение с пути «ветхого человека» и облечение в «человека нового». И монашество в этом случае становится главным «радикальным» путем, по которому нужно пойти «новому человеку», чтобы одержать победу над человеком «ветхим», греховным.

Поэтому в чине пострига послушника в монахи объявляется о смерти «ветхого» человека и о рождении «нового человека». Этому «новому человеку» и дают новое имя.

Как выбирают монаху имя

Интересная деталь: вплоть до самого пострига послушник не знает своего нового имени. Его выбирает тот священник, который проводит Таинство пострига, руководствуясь духовной пользой для своего духовного чада или другими соображениями.

Иеромонах Кирион из Саввино-Сторожевского монастыря указывает, что в одних монастырях имена монахам дают по месту пострига, в других — по именам святых старцев, подвизавшихся в обители. Могут назвать именем того святого, на чей праздник приходится постриг, а могут подобрать имя по наитию, поскольку проводящий Таинство считает, что именно это имя будет подходить «новому человеку».

Кирион указывает, что иногда монаху могут сохранить и его мирское имя, а изредка человек может предложить имя сам — это не возбраняется. Но все же чаще всего бывает так, что новое имя принимающий постриг слышит во время таинства в первый раз. Принятие нового имени становится первым шагом в послушании наставникам и Богу.

Во время Таинства пострига кандидат в монахи дает обет целомудрия, нестяжания и послушания, а после пострига монах и вовсе должен забыть день своего рождения, который указан в паспорте. Отныне и навсегда братия обители будет поздравлять его с Днем Ангела — днем, когда он принял постриг.

Из рясофорников — в схимники

Таинству пострига в монахи обязательно предшествует время испытаний — трудничество в монастыре, затем послушание, во время которого желающий стать монахом трудится во славу Бога и несет определенные обязанности в монастыре.

Причем его образование или предпочтения часто не учитываются, например, послушника, имеющего образование архитектора, могут послать убирать скотный двор, а бывшего механика — работать в пекарне. Это делается для того, чтобы испытать человека.

Затем начинаются степени монашества: рясофорство (в Греции рясофоры не считаются монахами, а только послушниками), иночество, Малая схима и Великая схима. Эти степени монашества отличаются обетами, правилами послушания и одеждой, которую имеют право носить монахи.

При постриге послушника в рясофорные монахи человек получает новое имя. Одежда рясофорника состоят из рясы и камилавки, он имеет право носить четки.

Далее следует иночество — так называемое «новоначальное» монашество. Многие монахи всю жизнь остаются на этой степени монашества.

Далее следует Малая схима — полное отречение человека от мира. Человек опять нарекается новым именем и дает монашеские обеты: нестяжания, целомудрия и послушания — отказа от собственной воли. Постриг совершают на Литургии, после чего монаха облачают в хитон и параман, опоясывают поясом, надевают на него рясу и мантию. На ноги одевают сандалии, а на голову клобук, в руки дают четки.

С этого момента монах беспрекословно следует воли избранного им старца — духовного руководителя. Дьяконы, принявшие Малую схиму, становится иеродьяконами, иереи — иеромонахами.

Высшей ступенью монашества является Великая схима — полное отчуждение от мира людей для соединения с Богом. Принявших Великую схиму называют схимниками или схимонахами. Схимонахи живут отдельно от остальной братии. Они уже не трудятся и проводят время в непрестанной молитве Богу. Именно схимники уходят в затвор или добровольно погребают себя в пещерах, где остаются наедине с Богом. В облачение схимника входят подрясник и ряса, аналав и хитон, пояс, сандалии, четки, куколь и мантия.

При постриге в Великую схиму монах снова меняет имя, теперь уже окончательно. В современной России в Великую схиму чаще постригают монахов «библейского» возраста, страдающих тяжелыми физическими недугами. В греческой традиции существует только две степени монашества — это рясофорный постриг и Великая схима.

Таким образом, монах Русской православной церкви меняет имя трижды — во время рясофорного пострига, пострига в Малую схиму и пострига в Великую схиму. Каждая ступень монашества возлагает на монаха новые обязательства перед Богом.

Источник: https://cyrillitsa.ru/tradition/82573-pochemu-pravoslavnym-monakham-nelzya-n.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как молиться перед иконой

Закрыть