Как мораль связана с религией

Мораль и религия (3)

как мораль связана с религией

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Версия шаблона 1.1
Филиал Калужский
Вид работы Творческая работа
Название дисциплины Религоведение
Тема Мораль и религия
Фамилия студента Колпакова
Имя студента Наталья
Отчество студента Александровна
№ контракта 06400100701015

Введение..3

1 Мораль и религия какпредмет рассмотрения…4

2 Соотношение морали ирелигии..6

2.1 Общаяхарактеристика..6

2.2 Единство религии иморали8

2.3 Основные различиямежду моралью и религией9

2.4 Противоречия между моралью и религией11

3 Взаимосвязь, взаимодействиеморали и религии12

3.1 Сущность взаимосвязиморали и религии.12

3.2 Взаимодействие моралии религии.13

4 Право, обычаи, традиции,моральные и религиозные нормы.13

Заключение…17

Список использованныхисточников.18

Введение

Приступая кисследованию темы, отметим то, что связьмежду религией и моралью очень тесная.Наряду с религией мораль доминирует вэтой сис­теме. Мораль — более широкоепонятие, нежели религия и религиознаямораль.

В сравнении с иными социальныминормами у нее наиболее обширная сферадействия. Лишь небольшие участкисо­циальной действительности свободныот моральных оценок.

Ска­занноеозначает, что сферы действия религии иморали в значитель­ной мере пересекаются,однако, мораль и религия остаютсясамостоятельными суверен­ныминормативно-регулятивными образованиями.

Даннаятема является актуальной, так как моральи религия действует зачастую в одних итех же сферах. Предмет рассмотрения:религия и мораль в их взаимосвязи,взаимодействии и соотношении.

Соотношениемежду религией и моралью сложное, оновключает в себя четыре компонента:единство, различие, взаимодействие ипротиворечия. Выполнение работыпотребовало внимательного сопоставлениярелигии и морали, выяснение взаимосвязеймежду ними позволили глубже познатьоба эти явления.

Научнойлитературы по данному вопросу достаточномного. Наибольший же интерес приподготовке работы вызвали теоретическиетруды Лукашевой Е.А. ,Агешина Ю.А.,Алексеева С.С., Венгерова А.Б., МарченкоМ.Н. и, конечно же, нельзя не учитыватьмнения Матузова Н.И., Малько А.В., ЛазареваВ.В., Найдыш В.М., Горелов А.А., ГайсиновичА.Е.,БэшемА..

Основная часть

1.Мораль и религиякак предмет рассмотрения.

Мораль (лат.moralis — касающийсянравов, нравственность) есть особыйтип, один из основных способов нормативнойрегуляции действий человека, представленныйсовокупностью норм и принципов,рас­пространяющих свое влияние навсех и каждого и воплощающих в себенравственные ценности.

Мораль охватываетнравственные взгляды и чувства, жизненныеориентации и принципы, цели и мотивыпоступков и отношений, проводя границумежду добром и злом, совестливостью ибессовестностью, честью и бесчестьем,справедливостью и несправедливостью,нормой и ненормальностью, милосердиеми жестокостью и т.д.

Мораль воплощаетв своих нормах абсолютные ценнос­ти,в силу чего моральные нормы и оценкиявляются высшим критерием поведения.

Современный философФренсис Фукуяма рассматривает моралькак социальный капитал, определяющийстепень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко еёопределение как коллективной интуиции.

Мораль направлена на единообразиерегуляции отношений и снижениеконфликтности в обществе.

Следует разделять идеальную(пропагандируемую) и реальную моральныесистемы.

Мораль формируется главнымобразом в результате воспитания, вменьшей степени — в результате действиямеханизма сопереживания или адаптационногопроцесса. Мораль индивидуума, какимперативный подсознательный механизм,плохо поддаётся сознательному критическомуанализу и коррекции.

Мораль служит предметом изученияэтики. Более широким понятием, выходящимза рамки морали, является этос.

Мораль — понятие более тонкое,чем нравственность, связанное не толькос системой нравов, но и с духовным миромчеловека, его ориентацией на внутренниеценности. От вопросов экологии, технологии,политологии мы неизбежно должны перейтик обсуждению проблем эволюции внутреннегомира человека. Необходимо найти способытакого воздействия на него, чтобывнутренний мир человека превратился вего основную ценность. В этом и лежитключ к самому главному — сохранению вида homo sapiens.

Формирование морали имеетестественно-историческое проис­хождение,неотделимое от самой жизнедеятельностилюдей, в про­цессе которой апробированныеопытом человеческого общежития ценностии идеалы закрепляются в общественноми индивидуаль­ном сознании в видеопределенных взглядов, нравственныхпред­ставлений и ожиданий. Субъектформирует моральные нормы и сам жеобращает их на себя.

Религия (От лат. Religio- благочестие,набожность, святыня) — мировосприятие,одушевленное верой в Бога. Это не тольковера или совокупность взглядов. Религия- это также чувство связанности,зависимости и долженствования поотношению к тайной высшей силе, дающейопору и достойной поклонения. Именнотак понимали религию многие мудрецы ифилософы — Заратустра, Лао-Цзы, Конфуций,Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходится с этим осмыслением религиии то, что предлагают современныемыслители.

Исследованием религии занимаютсябогословы, историки, философы, но ониэто делают с разных сторон, Первыйзаботится о наиболее точном выражениифактов религиозного сознания, данныхпутем откровения, второй рассматриваетступени религиозного сознания, сравниваети классифицирует различные религии.Философ стремится осмыслить феноменрелигиозности. Сравнительное изучениерелигии началось лишь в XIX в. Философыпытаются выделить религиозные формысознания, раскрыть их основные типы.

Суждения мыслителей:

«Есть четыре основания, в силукоторых в умах людей образуются понятияо богах:

1. Вера в предсказаниебудущего.

2. Страх перед грознымявлением природы.

3. Изобилие предметов,которые служат для нашего существования.

4. Наблюдения неизменногопорядка в движении звездного неба»(Клеан из Ассоса).

«Естественная причина религии- беспокойство о будущем» (Томас Гоббс).

«Страх перед невидимой силой,придуманной умом или воображаемой наосновании выдумок, допущенных государством,называется религия, не допущенных -суеверием. Когда же воображаемая силав самом деле такова, как мы ее представляем,то это истинная религия» (Томас Гоббс).

«Религия — это искусствоодурманивать людей с целью отвлечь ихмысли от того зла, которое причиняют имв этом мире власть имущие» (Поль АнриГольбах).

«Философия тождественна срелигией» (Георг Гегель).

« Если люди так слабы, имеярелигию, то что они будут делать, когдаокажутся без неё?» (Бенджамин Франклин).

«Сила религии покоится главнымобразом на вере в неё, а сила человеческихзаконов — на страхе перед ними. Древностьсуществования благоприятствует религии;степень веры часто соизмеряется сотдаленностью предмета, в который мыверим, ибо наш ум при этом бывает свободенот побочных понятий той отдаленнойэпохи, которые могли бы противоречить нашим верованиям» (Шарль Монтескье).

2. Соотношениеморали и религии.

2.1.Общаяхарактеристика.

Системасоциальных норм состоит из различныхгрупп норм, действующих во взаимосвязяхмежду собой. В подходах к их классификациимогут быть применены как основные, таки дополнительные, комплексные критерии.Учитываются специфика действия норм,само качество правил поведения, стимулыи гарантии реализации нормы. В работахсовременных отечественных ученых-юристовданы классификации социальных норм,которые имеют определенные различия,особенности в наименовании отдельныхгрупп норм. Так, профессор Н. И. Матузовназывает среди социальных норм правовые,моральные; политические, эстетические,религиозные, семейные, корпоративные,нормы обычаев, традиций, привычек,деловые обыкновения, правила этикета,корректности, приличия, обрядов,ритуалов.[2] Профессор М. Н. Марченко вучебнике по теории государства и правав системе социальных норм рассматриваетправо, мораль, обычай и религию. ПрофессорВ. Н. Хропанюк подразделяет социальныенормы по двум основаниям: по способу ихустановления (создания) и по средствамохраны их от нарушений.[3] Он выделил наоснове этого такие социальные нормы:нормы права, нормы морали (нравственности),нормы общественных организаций, нормыобычаев, нормы традиций, нормы ритуалов.По содержанию среди социальных норм имвыделены политические, технические,трудовые, семейные нормы, нормы культуры,религии и др. Разные мнения высказаныпо вопросу о так называемых техническихнормах

Источник: https://works.doklad.ru/view/5PEwO26XQ2Y.html

Мораль без религии

как мораль связана с религией

Безупречная мораль, о которой религиозный человек говорит, включает в себя забивание камнями за измену? Смерть за отступничество? Наказание за срыв шаббата? Все эти вещи, основанные на религии, являются безупречной моралью. Я не думаю, что мне бы хотелось иметь такую мораль. Я хочу мораль, основанную на сознании, аргументах и дискуссиях.

Можно было бы сказать, на разумном замысле.
– Ричард Докинз –

Почему мы оказались в такой жопе? У каждого ответ свой. К примеру, одни считают, что никакой жопы нет, и всё идет своим ходом, а падение экономики в тартарары – обычное дело. Другие же видят в этом нечто божественное и опасное.

Нравственности, говорят они, стало меньше, вот и жизнь становится хуже. Но если предположить, что последнее утверждение верно, то как поднять эту самую нравственность? Вроде бы и церкви строим, и попы петь начали, да и мечетей стало больше.

Вроде бы фундамент для морального возрождения России давно уже есть, да и население не против – прониклось духовностью и свечки восковые полюбило. Почему всё это не работает?

Здесь надо обстоятельно думать, ведь вопрос на века. Мы, конечно, не говорим, что религия – это средневековая чушь, о которой надо забыть так быстро, как это только возможно.

Зачем нам такое говорить? У нас в редакции даже несколько экземпляров Библии есть (черт знает откуда взялись), которые юзаются от скуки, когда наступают проблемы с интернетом. Может, ещё и Коран заведем, ведь это сейчас горячая тема, вызывающая интерес.

Мы просто хотим сказать, что мораль возможна и без религиозной основы, о чем многие и не думали.

Религия определяет общество

Все люди рождаются на свет с носом и пятью пальцами на руке, и ни один из них не появляется на свет с понятием о боге.
– Вольтер –

Конечно, власть христианства над умами европейских людей до сих пор чудовищная.

И это не так плохо, как кажется, ведь сама по себе цивилизация вобрала в себя некоторые христианские черты, благодаря которым мы и стали теми, кем являемся. Тут нет плюсов и минусов, а просто сухие факты.

В античную эпоху религия также играла заметную роль в жизни человека, но она, скорее, была реальной частью его жизни, как солнце, небо и море. В ней не было такого претенциозного наставления, что имеется у любой из мировых религий сейчас.

Были боги злые, были добрые, они мало отличались от людей и тоже творили глупости, позорились, напивались, придавались блуду и творили историю. Нам, современному человечеству, вообще сложно понять, чем жил античный человек, и что он считал злом, а что добром. Мир не был разграничен на черное и белое, в нём было полно других, неоднозначных цветов.

Всего этого не стало в тот момент, когда бразды правления перешли к монотеистическим, по сути, тоталитарным религиям, где власть бога не подлежала оспариванию. Последовали тёмные века, наука и философия были отброшены назад на сотни лет. Вроде бы одного этого достаточно, чтобы сегодня относиться к монотеистическим верованиям настороженно.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как моисей раздвинул море

Если в античных мифах или языческих сказаниях мы можем наблюдать некую независимость обычного человека, то в христианстве он представляется рабом Бога. Но не суди строго, ведь средние века были довольно суровыми временами, временами, когда появлялись действительно централизованные государства, которые требовали от населения полного подчинения.

О какой личной свободе могла идти речь?

Потом мы наблюдаем эпоху Возрождения и победный марш рационализма. Надлом традиционного религиозного образа жизни произошел давно, а сейчас мы видим то, как течения внутри христианства пытаются приспособится под изменчивый мир, под вызовы, которые им бросает само время. Вряд ли ты нашел бы что-то общее между христианством первого века и христианством двадцать первого столетия.

В любом случае религия постоянно меняется, и некоторым даже удается действовать в позитивном ключе, придавая смысл миллиону человеческих жизней. С другой стороны, концепция добра и зла, которая пришла к нам из «тёмных веков», претерпела изменения, оставшись в своей основе прежней.

Сейчас христианская мораль вовсе не монополист на рынке идей, а общество, несмотря на кажущуюся религиозность, предпочитает руководствоваться светскими ценностями. И даже Милоновы с Цорионовыми не смогут этого изменить.

Мораль безбожника

Если вы взглянете на мораль, которая принята среди современных людей, среди людей XXI века, то увидите, что у нас больше нет рабства, мы верим в равноправие женщин, мы верим в дружбу народов, в хорошее отношение к животным. Все это появилось совсем недавно. Это почти не имеет никакого отношения к библейским или кораническим писаниям.

Это вещи, которые появились на протяжении исторического периода на основе консенсуса рассуждений, трезвых, аргументированных утверждений, теории права, политической и философской морали. Все это не из религии пришло.
– Ричард Докинз –

И под эти весёлые слова одного из виднейших эволюционистов мы бы хотели продолжить наши байки про мораль. Александр Невзоров, есть такой журналист, всё чаще говорит о том, что светскому человеку в России жить с каждым годом труднее.

И многие поддаются давлению, уходят в себя и начинают вливаться в бурный поток того, что им не нужно. Ну и действительно, «официальная линия партии» такова, что нормальностью считается православная мораль, а вот атеисты – ублюдки, от которых не знаешь что и ожидать. Естественно, народ не сразу врубился в эту тему, но начинает постепенно догонять её.

Сообщество атеистов в России довольно многочисленно, однако почти все они аморфны, не понимают, что делать и как отстаивать свою точку зрения в информационном пространстве. Вроде бы ничего страшного не происходит, но опасения, что и тут когда-нибудь будет нечто схожее с православным халифатом, есть.

Теология – это попытка человека объяснить то, чего не понимает он сам. Задача при этом – не сказать правду, а дать удовлетворительный ответ.
– Элберт Хаббард –

Главный вопрос, который задаётся верующим человеком атеисту, звучит как-то так: «А как ты понимаешь, где добро, а где зло, если не веришь в Бога?» BroDude, разумеется, во мнениях расходится, но ответ составить способен.

Во-первых, понятие добра и зла совсем не христианские, исламские или буддистские величины. Мы и в античности наблюдаем то, что считалось приемлемым, а что неправильным. К тому же, история показывает, что даже христианские нормы кардинально менялись с ходом времени, что разрушает миф о их незыблемости.

Показателен процесс над Галилеем, которого обвинили в «подозрении на ересь», заставали отречься от своих взглядов, пытали и держали некоторое время в тюрьме.

Только в 1972 году приговор суда отменили, а 31 октября 1992 года, спустя 359 лет после суда над видным учёным, Папа Римский признал, что весь процесс был ошибкой и учение Коперника было правдой, то есть догматы рушатся под напором времени и доказательств, и даже самым закостенелым организациям приходится отступать от своих же слов. Во-вторых, есть такая замечательная философия, жизненная позиция, которая называется гуманизмом или, говоря по-русски, человечностью.

Гуманизм – это прогрессивная жизненная позиция, которая без помощи веры в сверхъестественное утверждает нашу способность и обязанность вести этический образ жизни в целях самореализации и в стремлении принести большее благо человечеству.

Становлению гуманизма предшествовали труды множества видных и гениальных умов: философы античности, деятели возрождения, философы экзистенциалисты и писатели многих народов. Эта концепция вырабатывалась веками вне церковных стен и вне догм, что положительным образом сказалось на содержании.

Именно философия гуманизма является главным инструментом во взаимоотношениях с народом любого правого государства. Конечно, так должно быть в идеале, а реальность гораздо печальнее.

Но это не значит, что ты должен прогибаться под чьё-то желание восстановить ту отмершую структуру общества, которая здравствовала сотни лет назад. Сейчас другое время, население децентрализовано, есть интернет, который даёт нам доступ почти ко всему, что можно только пожелать в плане информации, есть возможность мыслить свободно и не получать за это по лицу.

Быть хорошим человеком – задача не церкви и духовного наставника, а твоя задача. Разве мы не убиваем людей только потому, что в законе прописано их не убивать? Разве не воруем телевизоры из магазинов только потому, что боимся оказаться поджаренными на адской сковородке? Да, ограничения есть, но все они абсолютно фиктивные, надуманные. Человек рождается свободным, но не рождается злым. Вот в чём правда.

Всё остальное – просто желание оприходовать тебя.

Источник: https://BroDude.ru/moral-bez-religii/

Религиозная этика: основные понятия, принципы, проблемы

как мораль связана с религией

В чем заключаются этические религиозные принципы? Требования к поведению человека обусловлены только догматами веры или же имеются и иные условия, нуждающиеся в соблюдении? Касаются ли нормы этичности, имеющие связь с религией, светской жизни? Кому следует придерживаться этих представлений? Входит ли в понятие этичности мораль?

Религиозная этика и культура – понятие, вызывающее множество вопросов. Если в старину люди росли в рамках культурных и нравственных представлений своего вероисповедания, то в современном мире такое происходит крайне редко, обычно церковь не участвует в воспитании и образовании детей. По этой причине большинство не представляют себе, чем именно является этика, связанная с религиозностью.

Что понимается под термином «этика»? Определение

Этика в представлении большинства людей является сводом норм поведения и морали. Иными словами, высказывания, поступки, даже внешний вид человека можно охарактеризовать словом «этично» или же описать как несоответствующие ему.

Но у данного понятия имеются и иные значения. Этика – термин, использующийся во многих науках, занимающихся исследованиями общества в целом и людей в отдельности, культуры, развития, особенностей мышления и прочими аналогичными тематиками. В философии этика является дисциплиной научным направлением, изучающим вопросы нравственности и морали.

К какому направлению этики относятся связанные с религией нормы?

Данное направление философии включает в себя несколько своеобразных разделов, в том числе и тот, который называется прикладной этикой.

Это дисциплинарное направление, занимающееся исследованиями в области частных проблем, вопросов практического применения моральных и нравственных принципов. К данному научному направлению и относится религиозная этика.

Помимо нравственных проблем и вопросов, имеющих взаимосвязь с вероисповеданием, данный научный раздел занимается и профессиональной, медицинской, социальной, юридической, деловой этикой и прочими, аналогичными направлениями.

Чем является религиозная этика? Определение

Как и научная философская дисциплина в целом, ее отдельные практические направления имеют определения, объясняющие суть конкретного понятия. Они есть у каждого раздела, и тот, который рассматривает этические нормы и правила во взаимосвязи с религиозными убеждениями, исключением не является.

Религиозная этика – это раздел, занимающийся изучением моральных и нравственных принципов, особенностей поведения и общения людей, рассматривающий их в соответствии с религиозными догматами, заповедями, священными текстами, традициями, культурными нормами.

В чем особенности этого типа этики?

Фактически данный вид этичности представляет собой своеобразную теологию нравственности и морали. Религиозная основа этики данного вида — это нравственное направление философии, известное как богословие.

Главное отличие этичности, связанной с религиозностью, от иных направлений этой философской дисциплины в том, что она рассматривает не только вопросы, относящиеся к взаимоотношениям и поведению людей. Религиозная этика также регламентирует отношение людей к Богу и, разумеется, диктует определенные нормы для его выражения.

Помимо этого, данная философская дисциплина трактует этические правила, нормы, требования и традиции в качестве установок, имеющих божественную природу или же происхождение. Иными словами, согласно данному направлению этики, эти нормы даны свыше и имеют абсолютное, необсуждаемое значение для каждого верующего человека.

Чем является моральное религиозное сознание?

Религиозная основа этики – это, без сомнения, догматы вероисповедания. Но этим фундаментальная основа данной философской дисциплины не ограничивается. Важной для понимания составляющей является такой фактор, как моральное религиозное сознание.

Чем является такое сознание? Как оно формируется? В чем отличие от обычного светского сознания, участвующего в восприятии и проецировании нравственных и иных этических норм? Конечно же, в том, что в данном понятии формирующую роль играет религия, вероисповедание и связанные с ним культурные и иные традиции.

Религиозное сознание – это не что иное, как результат процесса этизации, ведущего от древних архаических культур и присущих им убеждений к современным мировым вероисповеданиям.

Как такая этика возникла?

Основы религиозных культур и этики, соответственно, закладывались в глубокой древности. Самые первые божества, идолы, не предъявляли никаких претензий в отношении нравственного уровня людей, их поведения или же моральных принципов.

К примеру, сложно представить себе, чтобы такие явления, как гроза, ливень, шторм, землетрясение или же восход солнца, накладывали этические ограничения на человечество. А ведь именно природные явления и были первыми божествами. Люди поклонялись им, и это было прообразом религии.

Вместе с развитием человечества сложнее становились не только взаимоотношения между людьми, но и их религиозные культы. У древний обожествляемых явлений появились имена, их стали воплощать в конкретных образах. К примеру, земля у древних греков стала Геей. Но и на этом этапе об этических нормах речи еще не было, возникло лишь определенное отправление культа, зародилась обрядность.

Человечество развивалось, количество богов увеличивалось. Ритуалы, обряды и иные культовые действия также усложнялись. Божества стали требовать жертв и награждать за них. Следующим же этапом стало появление определенных требований и условий, диктующих людям, каким должно являться их поведение. В момент, когда древние боги, а фактически их жрецы, стали диктовать, как следует жить, что можно считать хорошим или, наоборот, плохим, возникла религиозная этика.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой нестор летописец

Такая этика присуща всем религиям?

В мире не существует ни одного вероисповедания, которому были бы несвойственны определенные этические требования. Однако хотя вероисповедание и формирует основы религиозной и светской этики, оно не является их единственным источником.

На этику — как связанную с вероисповеданием, так и светскую — оказывают влияние исторические и климатические особенности, актуальные обстоятельства, к примеру, войны или стихийные бедствия.

Но главным фактором, лежащим в основе этических традиций, норм морали и нравственности, лежат религиозные убеждения. Вероисповедания различаются и предъявляют не совсем одинаковые этические требования к поведению, поступкам и внешности людей.

Каждая из мировых религий имеет собственный перечень того, что приемлемо в поведении, внешности и поступках человека, а что – нет. Более того, каждая из конфессий, существующих в рамках одного вероисповедания, имеет собственное представление об этичности. Именно в этом и заключаются проблемы религиозной этики в наши дни.

С развитием транспорта, коммуникаций, ростом благосостояния растет и перемещение людей, их миграции. Ища лучшей жизни или же в силу каких-либо других причин люди уезжают из тех мест, где выросли. С собой они берут не только документы или скарб, но и собственную культуру, включая этические нормы, связанные с религиозными убеждениями.

Это не создает особых проблем, если мигранты приезжают в страну, в которой живут люди со схожими взглядами, традициями и духовными ценностями, отличающимися лишь некоторыми деталями. Например, если православные семьи мигрируют в католическую страну, то никаких этических проблем не возникает, появляются только некоторые недопонимания.

Но если представления обо всем, что составляет этические положения, существенно отличается, возникает проблемная ситуация. К примеру, мусульмане и буддисты, приезжающие в западные европейские государства, традиционно следующие христианским представлениям о нормах поведения, внешнего вида и социальной роли в обществе, выглядят «белыми воронами». Разумеется, и чувствуют себя так же.

По этой причине вместо интеграции в культуру принявшего их государства мигранты объединяются в общины и занимают определенные территории. Они не воспринимают этические нормы той страны, где живут, а, наоборот, противостоят им и насаждают собственную культуру. Это приводит к противодействию.

Итогом становится замкнутый круг, являющийся противостоянием различных культур, традиций, представлений и норм поведения, частью которых и являются религиозная и светская этика и многие иные социальные и духовные особенности.

Разумеется, не только данная проблема является актуальной для этики, связанной с вероисповеданием. Но она – основная, та, с которой можно столкнуться в повседневной жизни, а не в кабинетах ученых-теоретиков.

Что является предметом исследований

Основные проблемы религиозной этики, изучаемые философами, богословами, психологами специалистами, работающими в других областях, — это вечные вопросы о противостоянии добра и зла и все, что связано с данной темой.

Иными словами, данная дисциплина занята как формированием определенного типа поведения людей, соответствующих религиозным догматам, так и изучением теоретических вопросов, относящихся к Божьему промыслу.

Каковы основные понятия данной этики?

Основными понятиями, которыми апеллирует эта этическая дисциплина, являются:

  • мораль;
  • нравственность;
  • религиозные убеждения или же Божьи заветы;
  • вера;
  • истина.

Конечно же, это лишь обобщенные понятия. Предметом этики является мораль и нравственность человека, соответственно, и все понятия, связанные с этими качествами, свойственны данной научной дисциплине.

Какие принципы можно выделить?

Главные принципы религиозных культур и светской этики напрямую зависят от догматов конкретного вероисповедания. Иными словами, то, что является нормальным, соответствующим этическим правилам, традициям, представлениям в рамках одного вероисповедания, может быть совершенно неприемлемым для другой религии.

В качестве главных этических принципов в этой дисциплине выступают основные тезисы и догматы религиозных учений, воплощающиеся в поведении, внешнем виде, поступках и даже образе мыслей людей.

К примеру, в христианстве одним из главных принципов является любовь к ближнему. Это религия искупления и сострадания, милосердия и жертвенности, покорности и прощения. Соответственно, и в этической дисциплине задействуется этот же принцип.

На практике же это означает, что для христианина этичным является:

  • прощать обидчиков, недоброжелателей, врагов;
  • не мстить за причиненное зло;
  • вверять свою жизнь и судьбу в руки Господа;
  • испытывать благодарность за посылаемые свыше испытания и не роптать.

Разумеется, соблюдение заповедей Божьих – тоже принцип религиозной этичности. Христианское мировоззрение, а соответственно, и этика, имеют и еще один важный принцип – разделение областей духовности и закона.

В упрощенном виде этот принцип можно представить таким примером:

  • человек совершает тяжелое уголовное преступление или мелкое;
  • приходит в храм и исповедуется, кается в содеянном;
  • церковнослужитель отпускает грех;
  • перед Господом нарушитель чист, но перед законом – нет;
  • священник не обращается в полицию и не помогает никаким иным образом в осуществлении правосудия.

Таким образом, этика, связанная с религией, вступает в конфликт с общественными нормами и светскими законами.

В мусульманстве же нет принципа разделения закона и веры. Для религиозной этики, связанной с данным вероисповеданием, характерно слияние законов светских и духовных. Это означает, что если человек совершает преступление и сообщает об этом имаму, то для духовного лица этичным будет задержать нарушителя и предать его правосудию.

Источник: https://FB.ru/article/447150/religioznaya-etika-osnovnyie-ponyatiya-printsipyi-problemyi

Как мораль связана с религией

Версия шаблона 1.1
Филиал Калужский
Вид работы Творческая работа
Название дисциплины Религоведение
Тема Мораль и религия
Фамилия студента Колпакова
Имя студента Наталья
Отчество студента Александровна
№ контракта 06400100701015

Введение..3

1 Мораль и религия как предмет рассмотрения…4

2 Соотношение морали и религии..6

2.1 Общая характеристика..6

2.2 Единство религии и морали8

2.3 Основные различия между моралью и религией9

2.4 Противоречия между моралью и религией11

3 Взаимосвязь, взаимодействие морали и религии12

3.1 Сущность взаимосвязи морали и религии.12

3.2 Взаимодействие морали и религии.13

4 Право, обычаи, традиции, моральные и религиозные нормы.13

Заключение…17

Список использованных источников.18

Введение

Приступая к исследованию темы, отметим то, что связь между религией и моралью очень тесная. Наряду с религией мораль доминирует в этой сис­теме. Мораль — более широкое понятие, нежели религия и религиозная мораль.

В сравнении с иными социальными нормами у нее наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки со­циальной действительности свободны от моральных оценок.

Ска­занное означает, что сферы действия религии и морали в значитель­ной мере пересекаются, однако, мораль и религия остаются самостоятельными суверен­ными нормативно-регулятивными образованиями.

Данная тема является актуальной, так как мораль и религия действует зачастую в одних и тех же сферах. Предмет рассмотрения: религия и мораль в их взаимосвязи, взаимодействии и соотношении.

Соотношение между религией и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Выполнение работы потребовало внимательного сопоставления религии и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволили глубже познать оба эти явления.

Основная часть

1.Мораль и религия как предмет рассмотрения.

Мораль (лат.moralis — касающийся нравов, нравственность) есть особый тип, один из основных способов нормативной регуляции действий человека, представленный совокупностью норм и принципов, рас­пространяющих свое влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности.

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестьем, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д.

Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценнос­ти, в силу чего моральные нормы и оценки являются высшим критерием поведения.

Современный философ Френсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.

Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддаётся сознательному критическому анализу и коррекции.

Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.

Мораль — понятие более тонкое, чем нравственность, связанное не только с системой нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности. От вопросов экологии, технологии, политологии мы неизбежно должны перейти к обсуждению проблем эволюции внутреннего мира человека. Необходимо найти способы такого воздействия на него, чтобы внутренний мир человека превратился в его основную ценность. В этом и лежит ключ к самому главному — сохранению вида homo sapiens.

Формирование морали имеет естественно-историческое проис­хождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в про­цессе которой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуаль­ном сознании в виде определенных взглядов, нравственных пред­ставлений и ожиданий. Субъект формирует моральные нормы и сам же обращает их на себя.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает имя петр

Религия (От лат. Religio- благочестие, набожность, святыня) — мировосприятие, одушевленное верой в Бога. Это не только вера или совокупность взглядов.

Религия — это также чувство связанности, зависимости и долженствования по отношению к тайной высшей силе, дающей опору и достойной поклонения.

Именно так понимали религию многие мудрецы и философы — Заратустра, Лао-Цзы, Конфуций, Будда, Сократ, Христос, Мухаммед. Не расходится с этим осмыслением религии и то, что предлагают современные мыслители.

Исследованием религии занимаются богословы, историки, философы, но они это делают с разных сторон, Первый заботится о наиболее точном выражении фактов религиозного сознания, данных путем откровения, второй рассматривает ступени религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии. Философ стремится осмыслить феномен религиозности. Сравнительное изучение религии началось лишь в XIX в. Философы пытаются выделить религиозные формы сознания, раскрыть их основные типы.

Суждения мыслителей:

«Есть четыре основания, в силу которых в умах людей образуются понятия о богах:

1. Вера в предсказание будущего.

2. Страх перед грозным явлением природы.

3. Изобилие предметов, которые служат для нашего существования.

4. Наблюдения неизменного порядка в движении звездного неба» (Клеан из Ассоса).

«Естественная причина религии — беспокойство о будущем» (Томас Гоббс).

«Страх перед невидимой силой, придуманной умом или воображаемой на основании выдумок, допущенных государством, называется религия, не допущенных — суеверием. Когда же воображаемая сила в самом деле такова, как мы ее представляем, то это истинная религия» (Томас Гоббс).

«Религия — это искусство одурманивать людей с целью отвлечь их мысли от того зла, которое причиняют им в этом мире власть имущие» (Поль Анри Гольбах).

«Философия тождественна с религией» (Георг Гегель).

» Если люди так слабы, имея религию, то что они будут делать, когда окажутся без неё?» (Бенджамин Франклин).

«Сила религии покоится главным образом на вере в неё, а сила человеческих законов — на страхе перед ними. Древность существования благоприятствует религии; степень веры часто соизмеряется с отдаленностью предмета, в который мы верим, ибо наш ум при этом бывает свободен от побочных понятий той отдаленной эпохи, которые могли бы противоречить нашим верованиям» (Шарль Монтескье).

2. Соотношение морали и религии.

2.1.Общая характеристика.

2.2.Единство религии и морали

2.3. Основные различия между моралью и религией.

Источник: https://iskra-m.ru/2019/11/kak-moral-svyazana-s-religiej/

Мораль и религия

Одними из самых древних и важнейших регуляторов отношений в обществе являются религия и мораль. Оба этих понятия многогранны и требуют детального рассмотрения.

Одним из основных составляющих духовной жизни человека и общества в целом считается мораль. За всю историю существования человечества мораль прошла длинный путь развития.

Мораль совершенно по-разному влияла на течении и образ жизни человека в разные исторические эпохи, порой она меняла ход истории и оказывала огромное влияние на формирование религии – другой важной составляющей духовной жизни человека. 

Мы можем назвать моралью различные способы духовной регуляции общества и поведения людей.

Это тот тип регуляции, который возникает на основе соблюдения определенных правил и норм общения между людьми и их взаимодействия в социуме. А наукой, которая изучает данное явление, называют этикой.

Нравственные нормы, которые являются основой для морали, представлены в виде общественных идеалов, которые могут быть присущи человеку в частности. Такими идеалами являются справедливость и добро, красота и истина, честь и долг.

функция морали – это гармонизация отношений между людьми, обеспечение культурного и стабильного взаимодействия между членами общества. Поэтому мораль можно назвать тем фактором, который влияет на целостность того или иного общества.

Религия и ее понятие

Религию можно рассматривать с двух сторон: как функционирование официальных институтов церкви и как социокультурное явление, которое не ограничивается религиозными объединениями. Религия представляет собой отдельный мир, в котором сосредоточены нравственные и эстетические искания человека.

Определение религии звучит, как мироощущение и мировоззрение людей, которое построено на вере в существование сверхъестественных явлений и определенного Абсолюта. Это относится к вере в Бога и отдельных богов.

Важным понятием является и религиозное сознание, которое представляет собой убеждение в том, что источником человеческий ценностей и человека в целом является Бог. Бог представляет собой высшую силу в мире.

Религия представлена в виде нравственных норм и требований, которые могут быть сосредоточены в определенных заповедях и заветах. Яркими примерами этого являются Библия и Коран.

Для общества религия выступает в роли фундамента его культуры и духовной жизни. На сегодняшний день основные религии стран тесно сопряжены со светскими явлениями культуры – между ними существует баланс, который обусловлен историческим развитием цивилизации.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Наука и образование: роль в современном мире и самообразование
Следующая тема:   Искусство и духовная жизнь: его формы и основные направления, виды искусства

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/moral-i-religija-moral-ee-kategorii-religija-ee-rol-v-zhizni-obshchestva

Мораль и политика, Мораль и искусство, Мораль и религия — Этика Библиотека русских учебников

Этика и Эстетика Этика Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Соотношение морали и политики неоднозначны, поскольку они зависят от исторических обстоятельств, сил, которые вертят политику, а также от места морали в системе социальной жизни.

В тоталитарных политических х системах моральные побуждения в структуре политического сознания часто приобретают формы противодействия, сопротивления властям, уныния, политического нигилизма.

В демократических государствах идеологический и психологический настрой людей ориентирован на творческие идеалы, реализацию принципов гуманизма и социальной справедливоститі.

Функции и сущность морали и политики как форм социальной жизни не всегда одинаковы. Мораль ориентирована на гармонизацию общественных отношений и межличностных отношений, а политика в целом направлена ??на а подчинение одной воли (индивидуальной, групповой) свободы другой.

Согласованность интересов и подавляющего большинства граждан государства способствует гуманизации политики и повышению нравственной культуры нар оду.

Не каждая мораль является безусловно положительным феноменом, поскольку она может быть не только естественной (сложившейся вследствие длительного стихийного процесса), но и»искусственной»- специально сконструированной, такой, которая бы удовлетворяла определенную идеологическую доктрину или социальную группу ее различными способами навязывают гражданам в стремлении достичь своих целей. Политика нередко апеллирует к нравственных чувств людей, пытается аючись навязать»лжемораль»(доносы на товарищей, друзей, родных провозглашались высоконравственными). Однако это не моральюми).. Однак це не є мораллю.

Мораль и искусство

Будучи формами общественного сознания, т.е. явлениями идеальными (нематериальными), мораль и искусство (их положительные разновидности) способствуют гармонизации и гуманизации отношений между людьми. Мораль и искусств во ориентированные на будущее, поскольку моральное сознание проявляется в нормах желаемого поведения, а искусство — в идеалах, ориентированных на желаемое будущее.

Часто они выполняют одинаковые функции.

Так, мыс тецтва всегда выражало сложные и противоречивые проблемы нравственной жизни общества и личности, активно боролось за свободу, достоинство и счастье человека как средство духовно-практического освоения, превратит ния действительности»по законам красоты», искусство косвенно способствовало превращению ее в соответствии с принципами добринципами добра.

Между моралью и искусством есть и отличия. Мораль — достояние народа (человечества) создатели — отдельные люди, способны выражать эстетическое видение и переживание бытия с помощью художественных образов. Носителем моральных н норм является общественное мнение, а эстетических идеалов — художники.

Мораль как форма общественного сознания проявляется через нормы, правила, предписания поведения людей, искусство — через художественные образы. Мораль консерватив ивниша, чем искусство, ведь ее нормы формируются на протяжении веков и очень редко пересматриваются.

Искусство постоянно корректирует, уточняет свои идеалы, прибегая к новым художественных средств, стилей, художественных образ ей.

Мораль пользуется общими определениями, каковы нормы желаемого поведения людей, а искусство создает образы, где сочетается общее и индивидуально неповторимое, личностное искусство раньше, н иж другие формы общественного сознания, распознает моральный смысл социальных проблем и противоречий, которые переживает обществільство.

Мораль и религия

Мораль, как и религиозное сознание, регулирует социальные отношения, проявляются в нормах поведения. Религиозные нормы изложены в форме заповедей, поучений, притч. Они способствуют осмыслению проблем смерти и без смертью, смысла человеческой жизни, природы и сущности добра и зла, справедливости, счастья тощщо.

Благодаря морали (теории морали) и религии формируются представления о моральных качествах и недостатках. Однако светская этика рассматривает возникновение, становление и развитие морали как естественно-исторический процесс, религий ийна — провозглашает творцом норм поведения людей. Бога, который сотворил мир, владеет им, занимается всемирным порядком, противостоит хаосу, разрушению, деградации. Все нормы человеческой жизни обусловлены божес твенно порядкиом.

Религия считает тело человека смертным, а душу бессмертной. При этом различные вероучения по-своему объясняют бессмертие души. Буддизм утверждает, что душа бессмертна, она лишь переселяется из одного тела в др. е согласно принципу кармы. По христианским и мусульманским учениями души праведников попадают в рай, грешников — в адкло.

Светская теория морали провозглашает добро высокой абсолютной общечеловеческие ценности, стремление его наполняет жизнь человека смыслом, религиозная — творением. Бога. Он — высочайшее совершенство (эталон совершенства е), истина, добро.

Основные заповеди, которые признает религия, не противоречат принципам светской этики:»Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую. Господь,.

Бог твой, дает тебе»,»Не убивай»,»Не е прелюбодействуй»,»Не кради»,»Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»равно истолковывают они человеческие добродетели (милосердие, щедрость, правдивость, честность, справедливость, мудрость, терпение ь, умеренность) и моральные недостатки (гордость, скупость, зависть, лень, тунеядство и т.д.сть, скупість, заздрість, лінощі, дармоїдство тощо).

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Источник: http://uchebnikirus.com/etika_estetika/etika_-_toftul_mg/moral_politika.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Что значит нести свой крест

Закрыть