Как христиане приветствуют друг друга

Как приветствуют друг друга люди в разных странах

как христиане приветствуют друг друга

World Hello Day отмечается ежегодно 21 ноября. Он был основан ещё в 1973 году в ответ на конфликт между Египтом и Израилем и стал знаком протеста против войны во всём мире. ЯСИА предлагает вам узнать, как отличаются приветствия в разных странах.

Традиционные приветствия

В Японии принято приветствовать друг друга кивком головы или поклоном. Чем ниже поклон, тем большее почтение вы оказываете человеку. В Таиланде и Китае для того, чтобы поздороваться, складывают ладони вместе, как во время молитвы и также делают поклон.

Американцы при встрече хлопают друг друга по спине, латиноамериканцы обнимаются, французы целуют друг друга в щеку. Таджики пожимают протянутую им руку сразу двумя своими в знак уважения.

В Саудовской Аравии хозяин дома после рукопожатия кладет левую руку на плечо гостя и целует его в обе щёки. Иранцы, пожав друг другу руки, прижимают свою правую ладонь к сердцу. В Конго приветствуют друг друга так: протягивают навстречу друг другу обе руки и при этом дуют на них. Арабы же скрещивают руки на груди.

Разговорные приветствия

В древнем Египте во время короткой встречи задавали интересный вопрос, который можно перевести так: «Как вы потеете?» Древние греки приветствовали друг друга словом «Радуйся!», у арабов же есть приветствие «Мир с тобой!»  Индейцы навахо во время приветствия говорят: «Все хорошо!», зулусы: «Я тебя вижу», а евреи — «Мир вам».

Жители древней Монголии в качестве приветствия спрашивали: «Здоров ли ваш скот?», корейцы при виде своего знакомого спрашивают у него: «Ты поел?». В России, как известно, при встрече принято спрашивать о здоровье. Англичане же могут спросить «Как вы поживаете?», но отвечать на него стоит «А вы как?», не рассказывая в действительности о своих делах. Немец при встрече спросит немного иначе: «Как идётся?», а вот итальянец — «Как стоишь?»

В Филиппинах же необходимо проявить уважение к старшему:  более молодой должен немного наклониться, взять правой рукой правую руку старшего и приложить ко лбу и сказать «мано по», что переводится как «уважаю твою руку».

Необычные приветствия

В племени масаи пожатие рук сопровождается смачиванием ладоней слюной и высокими прыжками при этом. Народ Тибета здоровается с помощью языка. Эта традиция уходит корнями во времена правления короля Ланг Дарма, владельца черного языка: народ боялся, что его дух переселится в другого. Показывая язык, ты демонстрируешь добрые намерения.

На одном из полинезийских островов местные жители приветствуют другу друга, прикоснувшись щекой к щеке и делая глубокий вдох. Жители самых древних племен Новой Зеландии здороваются и прикасаются носами.

Эскимосы (только мужчины) ударяют друг друга кулаком по голове и по спине. В Новой Гвинее иностранцев приветствуют взлетом бровей.

Аборигены Новой Зеландии же при встрече выкрикивают слова, хлопают ладонями по бедрам, со всей силы топают ногами, высовывают языки и выпучивают глаза. Такой приветственный ритуал помогает выявить чужаков.

Какой способ приветствия удивил вас больше всего? Пишите в комментариях!

Источник: http://ysia.ru/kak-privetstvuyut-drug-druga-lyudi-v-raznyh-stranah/

Как православные приветствуют друг друга?

как христиане приветствуют друг друга

  • Приветствие православных христиан при встрече
  • Православный этикет

Современное общество не привыкло к православным приветствиям. Тем не менее можно встретить верян, которые придерживаются христианских традиций и в этом отношении. Какие фразы и когда уместно произносить — об этом пойдёт речь дальше.

Приветствие православных христиан при встрече

В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем». В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе. Свою роль играл возраст, местные обычаи.

Правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога

В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.

До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».

Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!».

Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами.

В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это. Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь».

Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.

В апостольские времена христиане приветствовали друг друга «святым лобзанием»

При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».

Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!«, «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.

Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.

За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.

Читайте о православии:

  • Евангелие от Матфея
  • Православная социальная сеть «Елицы»
  • Православные книги

Православный этикет

Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.

Согласно этим правилам, каждый христианин должен:

  • проснувшись, прежде всего, совершить молитву. Каждое дело и его окончание должно сопровождаться молитвословием;

Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения

  • чтобы оградиться от бесовского искушения и защититься от плохих дел, нужно приучить себя чаще произносить: «Господи благослови»;
  • присаживаясь за обеденный стол, всем присутствующим следует пожелать: «Ангела за трапезой»;
  • к священнику принято обращаться исключительно на «Вы»;
  • к представителям разных иерархических степеней обращаются по-разному. К епископу, например, «владыка», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество».

Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.

Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!».

По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!». При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой. Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы.

Выполнение этих простых правил помогает человеку укрепиться в любви и вере к Творцу через своих ближних. Ведь мир с Богом и людьми — самое ценное достояние истинного христианина.

Как надо приветствовать друг друга в храме

Авг 25, 2019 22:57 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/privetstviya-pravoslavnyh.html

Христиане и свидания: как мы все портим

как христиане приветствуют друг друга

Несколько лет назад я начала с одним парнем из церкви играть в игру «мы просто разговариваем». Я ему сразу сказала, что про это лучше пока никому не говорить. Нет никакой необходимости, чтобы кто-то об этом знал раньше времени.

Но уже через неделю пастор нашей мегацеркви знал, что мы встречаемся. Наши общие друзья настолько перевозбудились от свалившейся на них новости, что начали уже придумывать для меня и этого парня свадебные слоганы и хештеги. Мы с парнем даже в кафе еще не сходили вместе, а меня в моей группе по изучению Библии пристыдили за то, что мы с ним не проговорили «физические границы» для наших с ним свиданий.  И это еще до второго свидания!

А немногим позже мы с этим парнем публично расстались, и меня в церкви постоянно спрашивали, что же случилось. Но не из заботы обо мне, как мне показалось, просто очень уж им хотелось знать все детали «развода», чтобы знать, на чьей стороне «размолвки» находиться.

Если вы встречались с кем-нибудь в христианском круге общения, вы, наверняка, сможете вспомнить и курьезы, и шрамы тоже. Раз уж нет в Библии подробного пособия по «библейским свиданиям», к принципам которых мы так стремимся, мы сами пытаемся эти принципы придумать по ходу дела. А церковь как-то не очень нам в этом помогает.

Свидания не должны стать «всей вашей жизнью». Не позволяйте хорошему желанию стать вашим единственным желанием.

Как во многих вопросах веры, христианские свидания – кладезь двойных стандартов. Мы призываем женщин искать лишь «благочестивых мужей», держат высокую планку. И в то же время мы с жалостью смотрим на «вечно одиноких» женщин, которым в лотерею дара безбрачия выпал джек-пот. Мы призываем мужчин делать первый шаг и быть предельно открытым в своих намерениях.

Но если мужчина превысил негласный лимит на количество приглашенных на свидание женщин из церкви, мы тут же клеим ему ярлык «мужчины в отчаянии». Секс становится не только грехом, который нельзя совершить, но и табуированной темой для обсуждения. Тот, кто впал в грех добрачного секса, теряет в глаза общественности всякую человеческую ценность.

И в то же время мы проповедуем Евангелие благодати.

Христианские группы, пытаясь помочь людям наладить взаимоотношения, руководствуются, как правило, благими намерениями. Но иногда при этом усложняют все так, что лучше бы и не помогали.

Превращение в навязчивую идею

Поверьте, нелегко искать «вторую половинку» в тусовке, где брак идеализируют превыше всего остального. Но когда «вечера знакомств» хитро переименовывают в  мероприятия для «выпускников ВУЗов», а пасторы ведут себя так, словно их главное призвание – церковная сваха, молодые люди начинают чувствовать себя крайне неудобно.

Мечтать об отношениях – это нормально. Мы ведь созданы для общения, в конце концов. Но когда романтические отношения превращаются в навязчивую церковную или личную идею, мы упускаем огромный пласт того, что Бог приготовил для нас.

Мы сходим с ума от идеи «познания» настолько рано, что упускаем главную цель отношений: процесс узнавания друг друга и поиск соединяющих нас интересов.

Когда мы требуем ответа от наших друзей после их первого свидания «А они знают Иисуса?», мы ожидаем, что они за одно свидание сумели настолько сблизиться и раскрыться, словно такое возможно за 90 минут общения. И это все не очень здраво.

Если наши свидания проходят с заделом на брак, нет смысла встречаться с теми, с кем мы не можем разделить истину. И тем не менее, выясняя абсолютно все на такой ранней стадии – это слишком сильное давление на отношения, которые к такому давлению не готовы. Встречающиеся пары слишком быстро переходят на «серьезный уровень» или слишком быстро принимают решения расстаться. «Он пригласил меня на кофе, а я подумала, что он не моя вторая половинка».

Я уверена, что «ловцы жен» встречались не только мне. Я про тех самых ребят, которые приближаются к тебе ровно настолько, чтобы рассмотреть, насколько ты им подходишь в качестве потенциальной супруги.

Когда они разобрались и поняли, что «ты – не та», ты становишься для них абсолютно бесполезным, отработанным мусором. Скажу вам, что тяжело нести служение бок о бок с тем, кто не видит в тебе ценности, потому что ты никогда не станешь его женой.

В этой одержимой идее «брачного квеста» мы забываем о дружбе и заботе внутри христианской общине.

Слухи

Христианская молодежь, найдя оправдание для «перемывания косточек», обсуждает в своих новостных лентах все и вся. От вымышленных отношений очередного телесериала до новой пары, которая сидит в церкви через ряд от них.

Пары не будут обращаться за помощью со своими проблемами, если есть страх, что их проблемы будут у них обсуждаться за спиной.

Да, может показаться, что это все безобидно,  но такое пристальное внимание к чужим отношениям очень скоро может стать отравляющим.  Когда мы заводим волынку про то, насколько «у них нездоровые отношения», мы не так «комплексуем» по поводу собственного статуса взаимоотношений.

А когда мы обсуждаем в деталях последние картинки из Инстаграмма об очередных приключениях «совершенной пары», мы возводим таковых на пьедестал, который для нас никогда не станет достижимым.

Когда мы в деталях смакуем чью-нибудь недавнюю размолвку, мы утоляем свою жажду быть значимыми за счет боли других людей.

Наши постоянные обсуждения взаимоотношений в церкви, кто с кем встречается, кто с кем расстался, кого надо с кем познакомить – все это ставит слишком большой акцент на романтические отношения. Создается атмосфера, в которых взаимоотношения не могут нормально развиваться и расти. Люди опасаются раскрываться, если есть риск попасть под осуждение, пары опасаются просить о помощи, если есть риск, что их проблемы потом будут обсуждаться у них за спиной.

Постановка отношений в качестве главной цели

Нет ничего плохого в романтических отношениях, но кроме них в жизни много еще чего интересного. Можно «влюбиться» в свое новое хобби, в новое служение, в новое благое дело. Можно искать углубления дружбы, развития таланта, целостности личности.

Можно «флиртовать» с идеей спонтанного путешествия, наставничества или списка вещей, которые нужно совершить в жизни. Страсть к жизни – это тоже достойно того призвания, которое у нас есть.

Не стоит его ограничивать лишь поиском того, с кем эту жизнь нужно прожить.

Свидания не должны стать «всей вашей жизнью». Не позволяйте хорошему желанию стать вашим единственным желанием. Когда мы фокусируем все свое внимание на поиске «Того Самого Единственного», посещаем группы по изучению Библии, чтобы разглядеть все доступные кандидатуры, участвуем в новых служениях, чтобы обновить список этих самых кандидатов, мы живем в режиме «ограниченного мышления». Бог призвал нас к гораздо большему.

Найти свою «вторую половину» когда-нибудь – это замечательно. Но стоит поиск таковой ставить во главу угла вашей жизни. Кому мы поклоняемся, взаимоотношениям или Богу, который эти взаимоотношения придумал?

Источник: https://www.hristiane.ru/blog/hristiane-i-svidaniya

Этикет приветствия в исламе, какие слова нужно говорить, рукопожатие в исламском этикете

В исламе четко обозначены границы социальных отношений между людьми. Особую роль для мусульман играет этикет приветствия. Здороваться друг с другом необходимо по установленным правилам, это является великой милостью Всевышнего.

Посланник Аллаха говорит об этом:

«Клянусь Аллахом, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы (не будет полноценна ваша вера), пока не полюбите друг друга (ради Аллаха)», и далее: «Не указать ли вам на то, что усиливает любовь между вами?! Это распространение приветствия вашем обществе (приветствуйте как можно больше друг друга, и любовь укрепится)»

Муслим ибн аль-Хаджжадж

Какими словами нужно приветствовать друг друга 

Исламский этикет четко определяет что нужно говорить. В Коране сказано, что после того, как Аллах сотворил первого человека, он попросил его поприветствовать ангелов. То, что они ответили Адаму, стало впоследствии повторяться десятками поколений верующих. Сказано: «Адам поприветствовал ангелов, сказав им: «Ассаламу алейкум» — на что ангелы ответили ему: ««Ва Алейкум Ассалам варахматуллахи». 

Если вы хотите поздороваться с единоверцем, скажите «Салумун алейкум» или «Ассаламу алейкум». Тем самым вы пожелаете человеку благополучия и добра. Согласно Корану, «Ассаламу алейкум» также рождает любовь между теми, кто использует эту фразу. Ее произносят в Раю, о чем говорится в хадисах: «И введут уверовавших, совершавших благие дела, в Рай, в котором протекают реки по воле Аллаха, где приветствием является «ас-Салям»

Если вы будете соблюдать этикет приветствия, то получите двойную милость (саваб) Всевышнего. Одну – за само приветствие, а вторую – за то, что помогли единоверцу ответить, как должно, и тоже получить саваб. Когда вам говорят «Ассаламу алейкум», нужно отвечать «Ваалейкум Ассалам варахматуллахи». 

Пророка Мухаммада однажды спросили, что он считает лучшим в исламе. Он ответил: «Предложение еды и приветствие знакомых и незнакомых» (Муслим ибн аль-Хаджжадж).

Пророк сказал также, что правильное приветствие говорит о том, что человек является истинным верующим, а это – прямой путь в Рай. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Елей что это такое

Есть еще одно высказывание посланника Аллаха, которое выражает отношение к приветствию в исламе:

«Шесть вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: если ты встретишь (мусульманина), то приветствуй его, если он пригласит тебя, ответь на его (приглашение), если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его (в последний путь)»

Муслим ибн аль-Хаджжадж

Обязательно отвечайте, если с вами кто-то здоровается. Иначе совершите грех. Ответное приветствие ценится еще больше. Если «Ассаламу алейкум» сказал не мусульманин, ответьте: «Валейкум».

Этикет приветствия

Недостаточно просто употреблять фразу «Ассаламу алейкум». Нужно еще знать, как использовать ее в разных ситуациях:

  • если в помещении (или на улице) много людей, скажите «Ассаламу алейкум» 3 раза. При этом поворачивайтесь в разные стороны. В хадисах описывают так:  «Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил что-то, то повторял три раза, чтобы все поняли; когда он посещал группу людей, приветствовал их трижды»  аль-Бухари
  • не имеет значения, знаете ли вы человека, с ним нужно поздороваться. Лучше, если вы это сделаете первым, поскольку сказано: «Лучший из людей перед Аллахом тот, кто первым начал приветствие»;
  • если вам передали салам от другого верующего, отвечайте, как положено. Это же правило действует, если вы получили письмо, в котором содержится «Ассаламу алейкум». Ответьте устно либо письменно;
  • иногда в одной комнате находятся спящие и бодрствующие люди. Мусульманский этикет в таком случае предписывает произносить слова приветствия негромко;
  • входя в пустое помещение, тоже говорите салам. В Коране сказано: «Когда вы входите в свой дом, приветствуйте себя приветствием, которое будет вам благом»;
  • не медлите с ответом, если человек сказал вам «Ассаламу алейкум». И тем более не делайте вид, что не услышали приветствие. Это будет знаком неуважения;
  • во время ответа старайтесь говорить размеренно, не громко, но и не тихо. Интонации должны быть уважительными;
  • приветствуйте единоверцев даже когда прощаетесь. Если вы едва успели расстаться, но вновь увиделись, снова скажите друг другу салам. В хадисах приводят слова Пророка Мухаммада: «Если вы встретите брата по вере, то приветствуйте его. Если между вами обоими по пути окажется дерево, или стена, или камень, и вы встретитесь, обойдя их, то т тогда приветствуйте» Абу Давуд
  • всегда говорите салам детям. Так вы будете укреплять их в вере. Малолетних детей всегда приветствовал Пророк Мухаммад;
  • если вы приветствуете человека, который вернулся домой после долгого путешествия, обнимите его и поцелуйте. Помните, что сказано в хадисах: «Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был в моем доме в Медине, Зайд бну Харрис вернулся из путешествия и постучал в дверь. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, встал, поправил одежду, подошел к нему, обнял его и поцеловал» ат-Тирмизи

Приветствие в других ситуациях 

Сказать салам единоверцу – сунна, но если перед вам грешник, не стоит с ним здороваться. Сказано: «Что касается Мубтадиа и грешника, совершающего явно грехи, который не покаялся в своем грехе, то приветствовать первым их нежелательно, так же и отвечать на их приветствие». Однако в тех случаях, когда отказ поздороваться грозит раздором или обидами, лучше сказать салам. 

Запомните, что говорит исламский этикет о приветствии противоположного пола. Нежелательно здороваться мужчине с чужой женщиной или отвечать на ее «Ассаламу алейкум». Самой девушке вообще запрещается первой здороваться с мужчиной. Исключение сделано для пожилых людей. 

Если же мужчина (или несколько мужчин) приветствует группу женщин, то одна из них должна ответить. При этом нельзя смотреть друг другу в глаза. Разрешается приветствие знаком руки издалека. 

Не говорите салам верующему, который читает Коран, Азан, Камат или говорит о хадисах. Поздороваться нужно только после того, как беседа будет закончена. То же правило действует, если человек молится или принимает пищу. 

Место рукопожатия в мусульманском этикете 

Правила предписывают единоверцам после словесного приветствия обменяться рукопожатием. Таким образом вы устраните возможную неприязнь и избавитесь от грехов. В хадисах говорится: «Когда двое мусульманин встречаются и пожимают друг другу руки, их грехи обязательно прощаются им, еще до того, как они расстаются друг с другом». 

Сподвижники Пророка всегда пожимали друг другу руки – при встрече и при прощании. Вот что говорил Пророк Мухаммад: «Если два мусульманина, встретившись, пожмут друг другу руки, Аллах простит их еще до того, как они разойдутся». 

При рукопожатии человек помещает свою ладонь в ладонь единоверца. В хадисах приводят высказывание:

«Я пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал ему: — Протяни свою правую руку, я присягну тебе, и он протянул свою правую руку»

Муслим ибн аль-Хаджжадж

Поэтому для рукопожатия всегда протягивайте правую руку. 

Также сказано: «Знай, что при рукопожатии сунной является пожимать ее одной рукой, я имею в виду правую руку, обоюдное рукопожатие правой рукой, как при встрече, так и при принесении присяги». Это значит, что пожимать ладонь двумя руками, как это иногда происходит, неправильно.  

Сегодня не все мусульмане стремятся приветствовать друг друга так, как велел Всевышний. Однако этикет приветствия никогда не менялся. И если вы не хотите навлечь на себя немилость Аллаха, не забывайте о правилах и всегда говорите салам, кроме тех случаев, когда это запрещает этикет.

В исламе четко обозначены границы социальных отношений между людьми. Особую роль для мусульман играет этикет приветствия. Здороваться друг с другом необходимо по установленным правилам, это является великой милостью Всевышнего. 

Посланник Аллаха говорит об этом:

«Клянусь Аллахом, вы не войдёте в Рай, пока не уверуете, а не уверуете вы (не будет полноценна ваша вера), пока не полюбите друг друга (ради Аллаха)»

и далее:

«Не указать ли вам на то, что усиливает любовь между вами?! Это распространение приветствия вашем обществе (приветствуйте как можно больше друг друга, и любовь укрепится)»

Муслим ибн аль-Хаджжадж

Источник: https://etikket.ru/musulmanskij-etiket-adab/privetstvie-v-islame.html

Как приветствовать христианина

Современное общество не привыкло к православным приветствиям. Тем не менее можно встретить верян, которые придерживаются христианских традиций и в этом отношении. Какие фразы и когда уместно произносить — об этом пойдёт речь дальше.

Приветствие православных христиан при встрече

В дореволюционные времена, когда православная вера занимала в жизни русских людей очень важное место, было принято входить в дом к хозяевам со словами: «Мир вашему дому». На это в ответ звучало «С миром принимаем». В таком приветствии заключено гораздо больше смысла, чем в нынешних «привет», «давай», «увидимся». Впрочем, определённые особенности в приветствиях вырабатывались со временем в каждом отдельном регионе. Свою роль играл возраст, местные обычаи.

Правила православного этикета основаны на любви и утверждении к вере в Бога

В прошлые века люди при встрече говорили: «Христос посреди нас!», на что им отвечали: «Есть и будет!». Встречалось и «Мир вам!», с ответом «И духу твоему». Вообще, второй вариант один из самых древних. Так приветствовал людей сам Иисус Христос со своими апостолами.

До нашего времени дошло много письменных материалов, повествующих о том, как здоровались миряне на заре христианства. К слову, таким образом, всегда здоровались священники, сопровождая приветствие троекратным лобызанием в щёку и поцелуем в правую руку. Православные христиане говорят друг другу: «Христос воскресе!» в дни Пасхи. А отвечать на эти слова необходимо: «Воистину воскресе!».

Важно! В установленные церковью праздничные дни и по воскресеньям миряне обращаются к родным и знакомым так: «С праздником!».

Также среди верующих людей было принято целовать друг друга в щеку. Мужчины при этом крепко пожимали друг другу руку. Московский обычай предполагал троекратный поцелуй в щеку — мужчины с мужчинами, женщины с женщинами. В монашеской среде принято лобызание в плечо. Некоторые миряне позаимствовали и это.

Ещё один обычай имеет монашеские корни. Например, когда человек хочет войти к кому-то в комнату, он говорит: «Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!». Войти можно только после того, как из комнаты ответят: «Аминь».

Для мирской жизни это вряд ли применимо, в отличие от монастырской.

В апостольские времена христиане приветствовали друг друга «святым лобзанием»

При встрече со священником, как правило, произносят: «Благословите!». Также можно приветствовать и обычных людей. Разница в том, что батюшка на такое обращение отвечает: «Бог благословит!», а мирянин должен ответить: «Благословите!».

Уходящих из дома можно напутствовать словами: «Ангела Хранителя тебе»!», «Бог в помощь!», «Храни тебя Господь!». Православные верят, что так можно уберечь близкого человека от невзгод в пути.

Чтобы обратиться к незнакомому человеку, в православной среде говорят: «сестра», «сестрица», к замужним женщинам обращаются «матушка». Мужчин называют «брат», «братец», «отец». Можно воспользоваться обращением «госпожа», «господин», хотя в условиях нынешнего общества не всегда могут правильно истолковать значение данных слов.

За оказанную услугу или помощь наши прадеды говорили: «Спаси Бог!», «Спаси Христос!». Не воцерковленные люди будут, скорее всего, удивлены, поэтому им можно отвечать просто «Благодарю!». Таким образом, каждый может продемонстрировать, что он ценит сделанное для него.

Читайте о православии:

  • Евангелие от Матфея
  • Православная социальная сеть «Елицы»
  • Православные книги

Православный этикет

Нормы православного этикета направлены, в первую очередь, на утверждение православной веры в сердце человека, его любви к Господу.

Согласно этим правилам, каждый христианин должен:

  • проснувшись, прежде всего, совершить молитву. Каждое дело и его окончание должно сопровождаться молитвословием;

Каждое утро верующего человека должно начинаться с молитвенного прошения

  • чтобы оградиться от бесовского искушения и защититься от плохих дел, нужно приучить себя чаще произносить: «Господи благослови»;
  • присаживаясь за обеденный стол, всем присутствующим следует пожелать: «Ангела за трапезой»;
  • к священнику принято обращаться исключительно на «Вы»;
  • к представителям разных иерархических степеней обращаются по-разному. К епископу, например, «владыка», к архиепископу и митрополиту — «Ваше Высокопреосвященство», к патриарху — «Ваше Святейшество».

Прихожане, которые недавно начали ходить в церковь, порой, смущаются при встрече с батюшкой, поскольку не знают как правильно себя вести.

Важно! Священника не принято приветствовать рукопожатием и словами «Здравствуйте!».

По церковным правилам нужно сказать «Батюшка, благословите!». При этом отдать поясной поклон и сложить руки накрест, правую поверх левой. Священнослужитель кладёт свою руку поверх рук верующего и благословляет его. В ответ мирянину необходимо поцеловать руку батюшки, выражая свою любовь ко Христу. Идя по улице, священнослужителя можно приветствовать кивком головы.

Выполнение этих простых правил помогает человеку укрепиться в любви и вере к Творцу через своих ближних. Ведь мир с Богом и людьми — самое ценное достояние истинного христианина.

Как надо приветствовать друг друга в храме

Источник: https://iskra-m.ru/2019/10/kak-privetstvovat-hristianina/

Как здороваться за границей: от Нидерландов до Японии

Каждый день вы здороваетесь с друзьями, родственниками и коллегами. Эти приветствия зависят от времени дня и степени родства. А как приветствуют друг друга при встрече в других странах? Мы собрали подборку традиционных приветствий по всему миру, которые пригодятся в следующей поездке за границу.

Нидерланды, Бельгия, Швейцария

С незнакомыми людьми или коллегами здороваются обычным рукопожатием. Среди знакомых между собой людей популярен символичный поцелуй в правую щеку, затем в левую и снова в правую. При этом самого поцелуя нет, просто касание щека к щеке со звуком поцелуя. Иногда близкие родственники или друзья обнимаются при встрече.

Новая Зеландия

Уже много веков коренной народ Новой Зеландии, маори, приветствуют гостей прекрасным жестом, который называется «hongi». Это означает — прикоснуться друг к другу лбами и носами. Считается, что таким образом они обмениваются дыханием жизни, обращаясь к богам.

Тибет

Пожалуй, самое необычное приветствие встречается в Тибете. Там люди показывают друг другу язык. Эта традиция зародилась давным-давно. Дело в том, что в 9-м веке в Тибете правил жестокий царь Ландарм, отличительной чертой которого был язык черного цвета.

Простые люди очень боялись, что тот переродится в другом теле. И сейчас, показывая свой язык, они как бы доказывают друг другу, что не являются его реинкарнацией.

Также тибетские монахи складывают ладони и прижимают к груди, как в молитве, что означает, они «пришли к миру».

Бразилия

Для бразильцев очень важен тактильный контакт. Среди женщин принят поцелуй в щеку (от одного до трех раз в зависимости от региона), а среди мужчин — рукопожатие. Если здороваются мужчина и женщина, то, в зависимости от отношений — целуются или пожимают руку.

Португалия, Испания, Италия

В большинстве стран Европы, особенно в Португалии, Испании, Италии, принято целоваться в щеку (сначала правая, потом левая, но в Италии наоборот). Мужчины пожимают друг другу руку, при этом друзья могут обняться, а отец и сын — поцеловать друг друга.

Япония

В Японии существует три типа такого приветствия: неофициальное (поклон под углом 15 градусов), официальное (поклон под углом 30 градусов) и очень формальное (еще более низкий поклон). Мужчины при этом держат руки по бокам, а женщины кладут руки чуть выше коленей.

Филиппины

В Филиппинах старших приветствуют, взяв их правую руку в свою и приложив ко лбу. Этот жест называется «mano», что по-испански значит «рука» и показывает уважение к человеку.

Таиланд

В Таиланде принято прижать ладони рук, как в молитве, и слегка поклониться друг другу. Такой жест называется «wai».

Мексика

Мужчины похлопывают друг друга по спине и долго приветствуют друг друга вопросами по типу «как дела?». Женщины тоже могут при встрече похлопать по правому плечу и поцеловаться в щеку с близкой подругой или родственницей. Женщина первая пожимает руку мужчине.

Индия

Приветствие в Индии сопровождается словом «namaste» («поклон тебе»). При этом нужно сложить ладони перед собой, как в молитве.

Тувалу

Традиционное приветствие на полинезийском острове Тувалу — прикоснуться щека к щеке и одновременно глубоко вдохнуть.

Малайзия

Многие жители Малайзии вытягивают руку вперед и соприкасаются пальцами во время приветствия, затем они возвращают руку и прикладывают к груди. Это означает, что их приветствие сделано от сердца. При общении со старшими, вперед вытягивают обе руки, соединенные вместе.

Великобритания

Британцы не любят целоваться так активно как испанцы или португальцы, разве что с близкой родней и друзьями. В этой стране женщины обычно приветствуют друг друга на словах. Мужчины пожимают руку. Если они — близкие друзья и родственники, то могут обняться. Женщина первая пожимает руку мужчине.

Франция

Знакомые французы здороваются поцелуями в щеку. Интересно, что в Бургундии и Нормандии это по четыре поцелуя, в Париже — два, а на Корсике аж пять! Но это все о тех, кто друг друга знает. При первой встрече с незнакомым человеком абсолютно нормально просто пожать руку.

Гренландия

C этой стране традиционное приветствие для близких людей называется «kunik». Это жест представляет собой следующее: нужно прикоснуться носом и верхней губой к щеке или лбу человека, глубоко вдохнув.

Греция

В Греции вы увидите, что многие мужчины при встрече «потрепывают» друг друга по плечу или по спине. А еще могут добавить пару поцелуев в щеку.

Аргентина

Неважно кто: мужчина или женщина, старый или молодой, хотите вы этого или нет, но вы получите объятие и поцелуй в щеку!

США

В Америке рукопожатие — самое обычное приветствие для незнакомцев. Длится это по времени столько, сколько представляется возможным в конкретной ситуации. Еще популярно приветствие «кулаком о кулак» или можно просто помахать.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Господи когда я начинаю новый день

Германия

Для Германии традиционно уверенное рукопожатие. Строго по-немецки.

Китай

В официальной обстановке китайцы делают поклон, но в последнее время деловое рукопожатие вошло в норму. Принято при знакомстве сразу же объявить свою профессию и место работы.

Ботсвана, Южная Африка

Ну а на десерт действительно необычное приветствие! Чтобы поздороваться в Ботсване, государстве на юге Африки, нужно выучить правильный способ рукопожатия. Итак, протяните правую руку, положите левую руку на правый локоть, затем возьмите за руку собеседника, сделайте рукопожатие, а после переплетите большие пальцы, вернитесь в исходное положение и скажите «Lae kae?», что значит «Как дела» на языке тсвана.

Нравится статья? Поддержи наш проект и поделись с друзьями!

А как принято приветствовать при встрече в вашей стране? Есть особые традиции?

Источник: https://ElenaRuvel.com/kak-zdorovatsya-za-granitsej/

Как люди приветствуют друг друга в разных странах мира: 14 традиций

То, как люди здороваются, сильно зависит от места, где они живут. Это способ показать уважение к окружающим, так что о необычных обычаях других стран стоит узнавать перед путешествием, так местные жители будут относиться к вам с большей симпатией. К тому же всегда полезно разбираться в традициях и обычаях разных культур. Итак, как ведут себя при встрече люди из разных стран? Давайте узнаем!

Филиппины

Жители Филиппин используют красивый жест под названием мано, который помогает показать уважение к старшим. Они берут руку старшего человека и прижимаются к ней лбом аккуратным движением. Если учесть, что многие азиаты исповедуют конфуцианство, где старшие имеют огромное значение, суть такого приветствия становится вполне понятной.

Япония

Японцы приветствуют друг друга с помощью поклона. В зависимости от ситуации, продолжительность и угол поклона могут быть разными. Для японской культуры церемонии имеют огромное значение, поэтому вам стоит обязательно разобраться во всех тонкостях поклона, если вам предстоит общаться с японцами.

Индия

Люди в Индии говорят слово «намасте» и поднимают перед грудью руки, сжимая ладони и направляя пальцы вверх. Если вы хотя бы раз занимались йогой, вам наверняка знакомо такое положение рук и эта фраза.

Таиланд

Приветствие в Таиланде похоже на индийское, оно называется ваи. Это жест, напоминающий молитвенный, который сопровождается небольшим поклоном. Поклон позволяет подчеркнуть уважительное отношение к собеседнику.

Франция

Во Франции люди предпочитают целоваться в щеки при встрече. Разумеется, это касается случаев, когда люди давно не виделись и собираются пообщаться, при встрече с соседом достаточно просто поздороваться, как и в других европейских странах.

Новая Зеландия

Маори из Новой Зеландии здороваются с помощью традиционного жеста хонги, для которого двум людям необходимо прижаться друг к другу носами и лбами. Получается очень милый и необычный жест.

Ботсвана

В Ботсване вам необходимо выполнить серию простых движений, чтобы правильно поприветствовать знакомого. Вытяните вперед правую руку, а левую положите на свой правый локоть. Прикоснитесь к руке другого человека, протягивая к нему большой палец, а потом вернитесь в исходную позицию. После этого следует сказать «лае кае», это способ спросить о делах.

Монголия

Гостям в Монголии дают специальный церемониальный шарф хада. Его следует принимать аккуратно, протягивая обе руки и слегка кланяясь, чтобы показать свое уважительное отношение.

Саудовская Аравия

В Саудовской Аравии люди используют рукопожатие и слова «ас-салям алейкум», что означает «мир тебе». Обычно после этого соприкасаются носами, кладя одну руку на противоположное плечо другого человека. Так здороваются мужчины с мужчинами, мусульманские женщины в столь близкий контакт с собеседником, конечно же, не вступают.

Тувалу

Традиционное приветствие у жителей полинезийского острова предполагает глубокий вдох с прижатыми к деснам щеками.

Греция

Распространенное греческое приветствие — это хлопок по спине или по плечу знакомого человека.

Кения

Воины племени масаев из Кении приветствуют новичков с помощью танцевальной церемонии, во время которой они становятся в круг и соревнуются в том, кто сможет выше подпрыгнуть.

Малайзия

Жители Малайзии соприкасаются пальцами обеих рук, а потом прикладывают ладони к сердцу.

Тибет

Жители Тибета слегка высовывают во время приветствия язык, чтобы показать, что они не являются реинкарнкацией безжалостного тибетского короля, жившего в девятом веке. По слухам, у него был черный язык.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Источник: https://FB.ru/post/culture/2017/3/4/10540

Как русские должны приветствовать друг друга

По одной из версий, название «славяне» происходит от слова «славить». Это кажется несомненным, ведь каждое русское приветствие — это славословие, даже если оно беззвучное.

Дохристианские приветствия

В сказках и былинах герои очень часто приветствуют поле, речку, лес, облака. Людям же, особенно молодым, говорят: «Гой еси, добрый молодец!» Слово гой — очень старое, этот древнейший корень встречается во многих языках. В русском языке его значения связаны с жизнью и живительной силой, и в словаре Даля гоить означает «говеть, жить, здравствовать».

Но есть и другое толкование приветствия «Гой еси!»: некоторые исследователи утверждают, что это словосочетание указывает на принадлежность к одной общине, роду, племени и может быть переведено как: «Ты есть наш, наших кровей». Итак, слово «гой» означает «жить», а «еси» — «есть». Буквально эту фразу можно перевести на современный русский так: «Ты сейчас есть и будь живым еще!».

Интересно, что этот древний корень сохранился в слове изгой. И если «гой» — это «жить, жизнь», то «изгой» — его антоним — это человек, оторванный от жизни, лишенный ее.

Другое распространенное на Руси приветствие — «Мир вашему дому!» Оно необычайно полное, уважительное, ведь таким образом человек приветствует дом и всех его жителей, близких и далеких родственников.

Возможно, в дохристианской Руси под таким приветствием имели в виду и обращение к домовому и богу этого рода.

Христианские приветствия

Христианство подарило Руси разнообразие приветствий, и с этих пор по первым же произнесенным словам стало возможным определить вероисповедание чужестранца. Между собой русские христиане любили здороваться так: «Христос посреди нас!» — и отвечать: «Есть и будет!». Руси дорога Византия, а древний греческий язык ощущается почти родным.

Древние греки приветствовали друг друга возгласом «Хайрете!», что означало «Радуйтесь!» — и русские вслед за ними восприняли это приветствие. «Радуйся!» — как бы начинает песнь Пресвятой Богородице человек (ведь именно такой рефрен встречается в песнопениях Богородице). Другое приветствие, появившееся в это время, чаще использовалось, когда человек проходил мимо работающих людей. «Бог в помощь!» — говорил он тогда.

«Во славу Божию!» или «Слава Богу!» — отвечали ему. Эти слова, не как приветствие, а чаще как просто пожелание, используются русскими до сих пор.
Наверняка не все варианты древних приветствий дошли до нас. В духовной литературе приветствие почти всегда «опускалось» и герои переходили сразу к сути разговора.

Только в одном литературном памятнике — апокрифе «Сказание отца нашего Агапия» XIII века встречается приветствие того времени, удивляющее своей поэтичностью: «Добре ходити и добр вы путь буде».

Поцелуи

Троекратный поцелуй, сохранившийся в России до ныне — очень старая традиция. Число три — сакральное, оно и полнота в Троице, и надежность и оберегание. Так часто целовали и гостей — ведь гость для русского человека все равно что ангел, входящий в дом. Другой вид поцелуев — поцелуй руки, означавший почтение и преклонение.

Конечно, именно так здоровались приближенные с государем (порой целуя даже не руку, а ногу). Это целование — и часть благословения священника, являющееся одновременно и приветствием.

В церкви расцеловывали и того, кто только что причастился Святых Христовых Таин — в этом случае поцелуй был и поздравлением, и приветствием обновленного, очищенного человека. О сакральном, а не только «формальном» значении поцелуев на Руси говорит и то, что не всем было позволено целовать руку государя (послам нехристианских стран это запрещалось).

Человек, низший по статусу мог поцеловать высшего в плечо, а тот его — в голову.

После революции и в советское время традиция приветствий-поцелуев ослабела, но сейчас вновь возрождается.

Поклоны

Поклоны — приветствие, которое, к сожалению, не сохранилось до наших дней (но осталось в некоторых других странах: например, в Японии люди любого уровня и социального статуса до сих пор глубоко кланяются друг другу при встрече, прощании и в знак благодарности). На Руси было принято раскланиваться при встрече. Но и поклоны бывали разные.

Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем». Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз.

Интересно, что жест «от сердца к земле» является исконно славянским, а «от сердца к солнцу» нет. Прикладывание руки к сердцу сопровождало любой поклон — так наши предки выражали сердечность и чистоту своих намерений.

Любой поклон метафорически (да и физически тоже) означает смирение перед собеседником.

В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела — шею.

Объятия

Обнимания были распространены на Руси, но и этот вид приветствия имел разновидности.

Один из интереснейших примеров — мужское объятие «сердцем к сердцу», показывающее, на первый взгляд, полное доверие мужчин друг к другу, но в действительности свидетельствующее об обратном, ведь именно таким образом мужчины проверяли, нет ли оружия у потенциального опасного соперника. Отдельный вид объятий — братание, внезапное прекращение военных действий.

Обнимались родные и близкие, а еще — люди в церкви перед исповедью. Эта древняя христианская традиция, помогающая человеку настроиться на исповедь, простить других и самому попросить прощения (ведь в храмах тогда были люди, хорошо знающие друг друга, а среди них обидчики и обиженные).

Рукопожатия и шапки

Касание рук — древнейший жест, сообщающий очень много собеседникам без единого слова. По тому, насколько сильным и долгим является рукопожатие, можно определить чрезвычайно много. Длительность рукопожатия пропорциональна теплоте отношений, близкие друзья или люди, давно не видевшие друг друга и радующиеся встрече могли совершать горячее рукопожатие не одной рукой, а обеими.

Старший обычно первым протягивал руку младшему — это было как бы приглашением того в свой круг. Рука обязательно должна быть «голой» — это правило сохранилось и до наших дней. Открытая рука свидетельствует о доверии. Еще один вариант пожатия рук — касание не ладонями, а кистями.

По всей видимости, оно было распространено среди воинов: так они проверяли, что у встретившегося на их пути нет с собой оружия, и демонстрировали свою безоружность. Сакральный же смысл такого приветствия заключается в том, что при соприкосновении запястий передаётся пульс, а значит и биоритм другого человека. Два человека образуют цепь, что тоже немаловажно в русской традиции.

Позже, когда появились правила этикета, лишь друзьям приписывалось пожимать друг другу руки. А для того, чтобы поздороваться с дальними знакомыми, приподнимали шапку. Отсюда и пошло русское выражение «шапочное знакомство», означающее поверхностное знакомство.

«Здравствуй» и «Привет»

Происхождение этих приветствий очень интересно, так как слово «здравствуй», например, не сводится просто к слову «здравие», то есть здоровье. Сейчас мы воспринимаем его именно так: как пожелание другому человеку здоровья и долгих лет жизни. Однако корень «здрав» и «здров» встречается и в древнеиндийском, и в греческом, и в авестийском языках.

Первоначально слово «здравствуйте» состояло из двух частей: «Sъ-» и «*dorvo-», где первая означала «хороший», а вторая имела отношение к понятию «дерево». При чем здесь дерево? Для древних славян дерево было символом крепости и благополучия, и такое приветствие означало, что человек желает другому этих крепости, выносливости и благополучия. К тому же и сам приветствующий происходит из крепкого, сильного рода.

Это доказывает и то, что не все могли произносить «здравствуйте». Свободным людям, равным друг другу, это позволялось, а холопам нет. Форма приветствия для них была другая — «Бью челом».

Самое первое упоминание слова «здравствуйте» исследователи обнаружили в летописи, датированной 1057 годом. Автор хроник записал: «Здравствуйте же многие лета».
Слово «привет» расшифровать проще. Оно тоже состоит из двух частей: «при»+»вет».

Первая встречается в словах «приласкать», «приклонить» и означает близость, приближение к чему-то или кому-то.

Вторая есть в словах «совет», «ответ», «весть» Говоря «привет», мы проявляем близость (и действительно, только к близким людям мы обращаемся так) и как бы передаем другому добрую весть.

Источник: https://cyrillitsa.ru/past/24724-kak-russkie-dolzhny-privetstvovat-dr.html

Как обращаться к священнику в храме, во время исповеди или по телефону + основы церковного этикета, степени священства

Христианские каноны начали зарождаться еще во времена двенадцати апостолов, основываясь на глубокой вере и почитании Всевышнего. К сожалению, до XXI столетия дошли не все традиции, однако до сих пор религиозный этикет является важной частью православного сообщества.

Пренебрежение установленными правилами может вызвать негативную реакцию членов церкви или поставить мирянина в неловкое положение. Чтобы этого не случилось, нужно понять, как правильно вести себя при посещении храма и разобраться с тонкостями церковного устава.

Этикет обращений в Русской православной церкви

Иерархия церковных санов

Иерархичная структура определяет строгий порядок обращения к представителям разных ступеней духовенства. Благодаря ей институт церкви работает четко и слаженно уже много столетий. Согласно общепринятым канонам, все церковнослужители делятся на три класса:

  1. Диаконат. Низшая ступень иерархии, объединяющая протодиаконов, диаконов, иеродиаконов, архидиаконов. Эти люди находятся в начале своей карьеры, не могут проводить Таинства и служат пока только помощниками высших санов.
  2. Священство. Так называемый средний класс, куда входят иереи, иеромонахи, протоиереи, игумены, протопресвитеры, архимандриты. Священники имеют право совершать богослужения и иные требы.
  3. Епископат. Высшие саны, к которым относятся архиепископы, епископы, патриархи и митрополиты. Эта каста стоит на самом верху иерархической системы, возглавляя епархию.

ДиаконСвященствоЕпископ

Способы обращения к представителям духовенства

Сегодня к представителям церкви принято обращаться на «вы», однако совсем недавно этикет разрешал более простую форму – «ты». Ужесточение религиозного этикета произошло в XVIII столетии с усилением влияния Европы на Российскую Империю. Тогда же были сформулированы и формы обращения к духовенству, применяемые при официальной беседе или в письме:

Сан Обращение
Патриарх Ваше СвятейшествоСвятейший ВладыкоСвятейший Патриарх
МитрополитАрхиепископ Ваше ВысокопреосвященствоВладыко
Епископ Ваше ПреосвященствоВладыко
ПротоиерейПротопресвитерАрхимандритИгумен Ваше ВысокопреподобиеОтец
Игуменья Матушка
ИерейИеромонах Ваше ПреподобиеОтец
ДиаконПротодиаконАрхидиаконИеродиакон Отец
Монах Брат
Монахиня Сестра

«Правила приветствий православных христиан»

В этом видеосюжете рассматриваются некоторые церковные каноны.

Другие нюансы православных приветствий

Сегодня некоторые верующие называют всех церковных женщин «матушками», однако это неверно. В православии так можно обращаться только к игуменье монастыря или жене батюшки. Последняя не имеет официального сана, однако выполняет важную роль в жизни прихода. Она занимается хором, обучением, питанием, возлагает на себя все остальные бытовые заботы.

Христианство учит нас тому, что по духу мы все едины и вместе являемся Телом Церкви, а потому между простыми прихожанами позволительны обращения «брат» и «сестра». Также можно называть друг друга просто по имени.

Как лучше обращаться к священнику в храме

Священнослужитель является посредником между Господом Богом и мирянами. Церковный этикет предполагает несколько правил:

  • обращайтесь только на «вы»;
  • не отвлекайте человека от богослужения или иного занятия, а дождитесь, пока он освободится;
  • не нужно пожимать руку – среди духовенства это не принято;
  • начиная разговор, слегка преклоните голову;
  • старайтесь обращаться по имени (например, «Отец Иоанн»), а если не знаете его – просто «батюшка»;
  • при случайной встрече сделайте легкий кивок.

Как обращаться к священнику во время исповеди

Таинство Исповеди – важное событие в жизни верующего христианина. Это целый ритуал, который выстроен на незыблемых канонах:

  • начинайте каяться первыми, не дожидаясь наводящих вопросов батюшки;
  • называйте священнослужителя по имени, на «вы» согласно его сану;
  • не утаивайте своих грехов, признайтесь: «Грешна/грешен во всем!»;
  • закончив, опуститесь на колени, смиренно слушая заключительную молитву;
  • в конце приложитесь губами к руке священника, однако не произносите слов благодарности – так не принято.

Таинство Исповеди – важное событие в жизни верующего христианина

Как обращаться к священнику по телефону

Сегодня со своим духовным учителем можно связаться в любой момент, просто позвонив ему по телефону. Однако даже при такой беседе нельзя забывать о церковном этикете:

  • обратитесь к церковнослужителю по имени, на «вы», согласно его сану;
  • представьтесь;
  • кратко изложите причину звонка (срочный вопрос, назначение встречи, совет);
  • закончив общение, попросите благословить вас;
  • попрощайтесь и повесьте трубку.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как спастись в последние времена

В телефонном режиме не принято исповедоваться или беседовать на сложные темы.

Правила общения среди членов церковного сообщества – это целый ряд канонов, которые следует соблюдать всем воцерковленным людям. К кому бы вы ни обращались, нужно учитывать его сан в иерархии и применять ту форму обращения, которая официально установлена церковью.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/kak-obraschatsya-k-svyaschenniku-3334/

7 секретов русского приветствия | Интересные новости

В сказках и былинах герои очень часто приветствуют поле, речку, лес, облака.

Людям же, особенно молодым, говорят: «Гой еси, добрый молодец!»

Слово гой — очень старое, этот древнейший корень встречается во многих языках.

В русском языке его значения связаны с жизнью и живительной силой, и в словаре Даля гоить означает «говеть, жить, здравствовать».

Но есть и другое толкование приветствия «Гой еси!»: некоторые исследователи утверждают, что это словосочетание указывает на принадлежность к одной общине, роду, племени и может быть переведено как: «Ты есть наш, наших кровей».
Итак, слово «гой» означает «жить», а «еси» — «есть». Буквально эту фразу можно перевести на современный русский так: «Ты сейчас есть и будь живым еще!».

Интересно, что этот древний корень сохранился в слове изгой.

И если «гой» — это «жить, жизнь», то «изгой» — его антоним — это человек, оторванный от жизни, лишенный ее.

Другое распространенное на Руси приветствие — «Мир вашему дому!»

Оно необычайно полное, уважительное, ведь таким образом человек приветствует дом и всех его жителей, близких и далеких родственников.

Возможно, в дохристианской Руси под таким приветствием имели в виду и обращение к домовому и богу этого рода.

Христианские приветствия

Христианство подарило Руси разнообразие приветствий, и с этих пор по первым же произнесенным словам стало возможным определить вероисповедание чужестранца.

Между собой русские христиане любили здороваться так: «Христос посреди нас!» — и отвечать: «Есть и будет!».

Руси дорога Византия, а древний греческий язык ощущается почти родным.

Древние греки приветствовали друг друга возгласом «Хайрете!», что означало «Радуйтесь!» — и русские вслед за ними восприняли это приветствие.

«Радуйся!» — как бы начинает песнь Пресвятой Богородице человек (ведь именно такой рефрен встречается в песнопениях Богородице).

Другое приветствие, появившееся в это время, чаще использовалось, когда человек проходил мимо работающих людей.

«Бог в помощь!» — говорил он тогда.

«Во славу Божию!» или «Слава Богу!» — отвечали ему.

Эти слова, не как приветствие, а чаще как просто пожелание, используются русскими до сих пор.

Наверняка не все варианты древних приветствий дошли до нас. В духовной литературе приветствие почти всегда «опускалось» и герои переходили сразу к сути разговора. Только в одном литературном памятнике — апокрифе «Сказание отца нашего Агапия» XIII века встречается приветствие того времени, удивляющее своей поэтичностью: «Добре ходити и добр вы путь буде».

Поцелуи

Троекратный поцелуй, сохранившийся в России до ныне — очень старая традиция.

Число три — сакральное, оно и полнота в Троице, и надежность и оберегание.

Так часто целовали и гостей — ведь гость для русского человека все равно что ангел, входящий в дом.

Другой вид поцелуев — поцелуй руки, означавший почтение и преклонение. Конечно, именно так здоровались приближенные с государем (порой целуя даже не руку, а ногу).

Это целование — и часть благословения священника, являющееся одновременно и приветствием.

В церкви расцеловывали и того, кто только что причастился Святых Христовых Таин — в этом случае поцелуй был и поздравлением, и приветствием обновленного, очищенного человека.
О сакральном, а не только «формальном» значении поцелуев на Руси говорит и то, что не всем было позволено целовать руку государя (послам нехристианских стран это запрещалось).

Человек, низший по статусу мог поцеловать высшего в плечо, а тот его — в голову.
После революции и в советское время традиция приветствий-поцелуев ослабела, но сейчас вновь возрождается.

Поклоны

Поклоны — приветствие, которое, к сожалению, почти не сохранилось до наших дней.

На Руси было принято раскланиваться при встрече.

Но и поклоны бывали разные.

Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее.

Такой поклон назывался «большим обычаем».

Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» — поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз.

Интересно, что жест «от сердца к земле» является исконно славянским, а «от сердца к солнцу» нет.

Прикладывание руки к сердцу сопровождало любой поклон — так наши предки выражали сердечность и чистоту своих намерений.

Любой поклон метафорически (да и физически тоже) означает смирение перед собеседником.

В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела — шею.

Объятия

Обнимания были распространены на Руси, но и этот вид приветствия имел разновидности.

Один из интереснейших примеров — мужское объятие «сердцем к сердцу», показывающее, на первый взгляд, полное доверие мужчин друг к другу, но в действительности свидетельствующее об обратном, ведь именно таким образом мужчины проверяли, нет ли оружия у потенциального опасного соперника.

Отдельный вид объятий — братание, внезапное прекращение военных действий.

Обнимались родные и близкие, а еще — люди в церкви перед исповедью.

Эта древняя христианская традиция, помогающая человеку настроиться на исповедь, простить других и самому попросить прощения (ведь в храмах тогда были люди, хорошо знающие друг друга, а среди них обидчики и обиженные).

Рукопожатия и шапки

Касание рук — древнейший жест, сообщающий очень много собеседникам без единого слова.

По тому, насколько сильным и долгим является рукопожатие, можно определить чрезвычайно много.

Длительность рукопожатия пропорциональна теплоте отношений, близкие друзья или люди, давно не видевшие друг друга и радующиеся встрече могли совершать горячее рукопожатие не одной рукой, а обеими.

Старший обычно первым протягивал руку младшему — это было как бы приглашением того в свой круг.

Рука обязательно должна быть «голой» — это правило сохранилось и до наших дней.

Открытая рука свидетельствует о доверии.

Еще один вариант пожатия рук — касание не ладонями, а кистями. По всей видимости, оно было распространено среди воинов: так они проверяли, что у встретившегося на их пути нет с собой оружия, и демонстрировали свою безоружность.

Сакральный же смысл такого приветствия заключается в том, что при соприкосновении запястий передаётся пульс, а значит и биоритм другого человека.

Два человека образуют цепь, что тоже немаловажно в русской традиции.

Позже, когда появились правила этикета, лишь друзьям приписывалось пожимать друг другу руки.

А для того, чтобы поздороваться с дальними знакомыми, приподнимали шапку.

Отсюда и пошло русское выражение «шапочное знакомство», означающее поверхностное знакомство.

«Здравствуй» и «Привет»

Происхождение этих приветствий очень интересно, так как слово «здравствуй», например, не сводится просто к слову «здравие», то есть здоровье.

Сейчас мы воспринимаем его именно так: как пожелание другому человеку здоровья и долгих лет жизни.

Однако корень «здрав» и «здров» встречается и в древнеиндийском, и в греческом, и в авестийском языках. Первоначально слово «здравствуйте» состояло из двух частей: «Sъ-» и «*dorvo-», где первая означала «хороший», а вторая имела отношение к понятию «дерево».

При чем здесь дерево?

Для древних славян дерево было символом крепости и благополучия, и такое приветствие означало, что человек желает другому этих крепости, выносливости и благополучия.

К тому же и сам приветствующий происходит из крепкого, сильного рода.

Это доказывает и то, что не все могли произносить «здравствуйте».

Свободным людям, равным друг другу, это позволялось, а холопам нет.

Форма приветствия для них была другая — «Бью челом».Самое первое упоминание слова «здравствуйте» исследователи обнаружили в летописи, датированной 1057 годом. Автор хроник записал: «Здравствуйте же многие лета».

Слово «привет» расшифровать проще. Оно тоже состоит из двух частей: «при»+»вет».

Первая встречается в словах «приласкать», «приклонить» и означает близость, приближение к чему-то или кому-то. Вторая есть в словах «совет», «ответ», «весть»

Говоря «привет», мы проявляем близость (и действительно, только к близким людям мы обращаемся так) и как бы передаем другому добрую весть.

Источник: https://maxpark.com/community/5652/content/5458838

Как здороваться с батюшкой в церкви и вне её?

Люди, которые идут в храм, должны понимать, что в Церквисуществуют свои особенные правила этикета. Их следует соблюдать как в храме,так и в монастыре. Церковная среда тесно связана с благочестием, очищением ипреображением сердца Божией благодатью, дарующейся труждающимся иподвизающимся. Поэтому соблюдение церковного этикета — это не только правилаповедения, принятые для сохранения церковных устоев, но и путь восхождения кБогу.

Духовные люди соблюдают этикет для привлечения благодатиБожией, поэтому в храм не принято входить в вызывающих одеждах: женщинам нельзянадевать брюки, короткие юбки, красить помадой губы и быть с непокрытойголовой. Мужчинам нельзя носить шорты, тенниски, рубашки с короткими рукавами иисточать запах табака. Эти правила не следует нарушать, посещая церковь,поскольку несоблюдение их может привести к справедливой отрицательной реакцииокружающих.

Первое, что должен сделать человек, вошедший в Храм —поздороваться со священником. Если вы готовитесь к исповеди или причастию, обязательноузнайте, как правильно здороваться с батюшкой, и как правильно к немуобратиться в зависимости от занимаемого им сана.

Как здороваются со священниками?

Церковная этика не предполагает употребления слов«здравствуйте» или «добрый день» для приветствия священника. Обычно священникамговорят: «Отец Павел, Благословите», или «Батюшка, благословите».

В период празднования Пасхи (с первого её дня ипоследующие сорок дней после неё) батюшку принято приветствовать словами:«Христос Воскресе!». Батюшка, благословляя, ответит: «Воистину Воскресе!»

Если вопрос, как здороваться с батюшкой в церкви, можнолегко решить, просто спросив совета у окружающих, более опытных людей, то чтоследует говорить священнику при случайной встрече на улице? Встретивсвященника, который даже не одет в священническое облачение, вы всё равноможете подойти и попросить у него благословения.

Следует знать, что благословение может иметь несколькозначений. Одним из них является приветствие. Здороваться с батюшкойрукопожатием разрешено только равному ему по сану. Всем остальным, дажедиаконам, при встрече с ним нужно принимать благословение. Для этого сложеннымивместе ладонями принимают в них благословляющую руку. После получения благословенияверующему нужно поцеловать руку батюшки.

Также батюшка может благословлять прихожан и по-другому,к примеру, осенив крестом голову верующего или же дать благословление нарасстоянии.

Расставаясь, прихожане не прощаются со священником, аснова испрашивают у него благословения. При этом нужно сказать: «Простите,батюшка, и благословите».

Обращение к духовенству по степени священства

В православном мире различают три степени священства:

  • Диаконы.
  • Священники.
  • Епископы.

Именно от того, кто стоит перед вами, и с кем вампредстоит поздороваться, зависит то, как вы к нему обратитесь.

Как обращаться кдиакону?

Диаконы являются помощниками священников, они не обладаюттакой благодатной силой, какая есть у священников. Поэтому диаконы не служатлитургии, не крестят, не исповедуют, не соборуют, не венчают, не отпевают и неосвящают дома. Но, тем не менее, диакон также может давать советы и приниматьмолитвы. Диакона принято называть «Отец диакон», также допускается обращение кнему по имени. При упоминании диакона в третьем лице можно сказать: «Отецдиакон» или «Отец Александр».

Как обращаться ксвященнику?

Обращение к священнику должно быть почтительным иуважительным, поскольку он — носитель особенной благодати, которую получает,совершая таинство рукоположения на священство.

К священникам можно обращаться несколькими способами. Кпримеру, русские православные часто, согласно давнему обычаю, называют ихбатюшками. Обычно обращение в такой форме выглядит следующим образом: «Батюшка,разрешите Вас попросить?».

Однако обращение «Батюшка» — это разговорная форма, асогласно другой, более строгой и официальной, миряне должны обращаться ксвященнику, называя его «Отец»: «Отец Павел, можно обратиться к вам свопросом?».

Если же священник упоминается в третьем лице, то можносказать: «Отец Иоанн благословил» или «Отец настоятель посоветовал».Нежелательно сочетание имени и чина священника: «иерей Павел» или «протоиерейИоанн». Допускается в обращении сочетание фамилии священника с формой «отец», кпримеру: «отец Иванов».

Обращаться православным к священнику со словами «Святойотец» не принято.

И, конечно же, в церкви обращение к священнику должнобыть только на «Вы». Если даже священник для вас — близкий или хорошийзнакомый, при посторонних излишняя фамильярность будет выглядеть неуместно.

Как обращаться кархиерею?

Архиерея принято называть «Владыкой». Чаще всегораспространена форма обращения в звательном падеже: «Владыко, разрешите»,«Владыко, благословите». Если же архиерей упоминается в третьем лице, топрименяется именительный падеж: «Владыка Иоанн благословил».

Официальная же речь, в том числе и письменная, имеетследующие формы: «Преосвященнейший Владыко» или «Ваше преосвященство».

Как обращаются к архиепископу и митрополиту?

Архиепископ — это старший епископ, митрополит — высшеезвание православного епископа. К священниках в таких чинах принято обращаться«Высокопреосвященнейший Владыко» или «Ваше высокопреосвященство».

Обращение к патриарху

К патриархам следует обращаться: «Святейший Владыко» или «ВашеСвятейшество». Если нужно обратиться в письменном виде, тогда пишут: «ВашеПреосвященство, благословите» или «Владыко, благословите».

о том, как здороваться с православными

Правила этикета в монастыре?

В монастыре существуют свои, особенные правила. Чтобыознакомиться с монашеским общежитием, необходимо затратить немало времени.Основные правила, соблюдаемые в монастырях при паломничестве:

  • Паломники или трудники, пришедшие в монастырь впервые,должны помнить, что в монастыре на всё следует испрашивать благословения инеукоснительно его выполнять.
  • Пока вы не получите благословения, из монастыря выходитьнельзя.
  • В монастырь следует входить без своих греховных привычеки пристрастий: спиртное, сквернословие, курение — всё это оставляется за еговратами.
  • Разговаривать принято только на духовные темы, а мирскаяжизнь не вспоминается. Также непозволительно друг друга поучать. Среди наиболееупотребляемых слов чаще всего произносятся «благослови» и «прости».
  • Пища, одежда, условия сна должны приниматься безропотно.Приём пищи возможен лишь во время общей трапезы.
  • Нельзя заходить в чужие кельи, если только вас не пошлётнастоятель кому-либо что-то передать или сказать.
  • Каждый раз, входя в келью, необходимо произнести вслухмолитву. При этом входить нельзя до тех пор, пока после прочтения молитвы вы неуслышите из-за двери «Аминь».
  • Встречаясь, обитатели монастыря кланяются друг другу,произнося: «Спасайся, сестра (брат)», на что тот, кого повстречали, долженответить: «Спаси, Господи». При этом рукопожатия при приветствии не приняты.
  • Люди, живущие в монастырях, называются насельниками. Всеони имеют саны послушников, рясофорных монахов, мантийных монахов, схимонахов.В мужских монастырях некоторые монахи имеют священный сан дьяков илисвященников. К каждому сану обращаются по-разному.

Как обращаться к обитателяммужского монастыря?

  • К наместникам можно обращаться разнообразными способами:«Отец наместник», «Отец Павел», или просто «Батюшка». При официальномобращении, если наместник является архимандритом или игуменом — «ВашеВысокопреподобие», если иеромонахом — то «Ваше Преподобие».
  • К благочинным можно обращаться: «Отец Благочинный», «ОтецПавел», или просто «Батюшка».
  • К духовникам, как правило, обращаются: «Батюшка» или «ОтецПавел». Если о духовнике говорится в третьем лице, то говорят: «Я посоветуюсь сдуховником».
  • К экономам, ризничим, казначеям, келарям, имеющимдуховный сан, обращаются «Батюшка». К не рукоположенным, но имеющим постриг,можно обратиться: «Отец эконом», «Отец казначей». Иеромонаха, игумена,архимандрита можно назвать «отцом Павлом» или «Батюшкой».
  • Если же монах имеет постриг, то его называют «Отец»,послушник — «Брат», а если послушник — человек преклонного возраста, то егоназывают «Отцом». Обращаясь к схимнику, обычно употребляют его сан с приставкой«схи»: «схиархимандрит».

Как обращаться кобитателям женского монастыря?

Игуменьи отличаются от монахинь наличием золотогонаперсного креста и правом благословлять. Если необходимо попросить у неёблагословления, то обращаться следует так: «Мать игуменья», также можно назватьи по имени: «Мать Анастасия», «Матушка Анастасия» или просто «Матушка».

В женских монастырях «Матушками» называют толькоигумений, поэтому если вы услышали, как кто-то сказал: «Матушка», то следуетзнать, что имеется в виду именно игуменья.

Если же обращаются к монахине, то её также называют «Мать».Послушниц же называют «сёстрами», а если послушница — женщина преклонноговозраста, то при обращении к ней употребляют «матушка».

А как Вы здороваетесь со священнослужителями? Соблюдаете ли церковный этикет? Расскажите об этом в комментариях.

Источник: https://rutvet.ru/in-kak-zdorovatsya-s-batyushkoy-v-cerkvi-i-vne-ee-8263.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие