Как читать часы на литургии

Божественная литургия в Православной Церкви: суть, значение и пояснение простыми словами + этапы проведения богослужения

как читать часы на литургии

Первые богослужения люди поводили на открытых местах и возносили те молитвы, которые подсказывало им собственное сердце, не имея определенного чина. В общем понимании богослужением называется почитание Бога, угождение Ему через исполнение Его воли добрыми мыслями, словами и поступками. Первые люди в раю свободно славили Господа, и в этом заключалось богослужение того времени. После человеческого грехопадения люди стали больше молиться, просить милости и спасения.

Суточный богослужебный круг 

В православии богослужение совершается только священником, получившим благодать священства через рукоположение. Оно представляет собой определенный чин, последовательное чтение и пение молитв, псалмов, песнопений, а также выполнение священнодействий в установленном порядке. Благодаря богослужению люди входят в общение с самим Спасителем через святые церковные Таинства, питают свои души.

Значение и суть Божественной литургии

Господь основал Церковь, так как без нее человек не может достичь Бога. Посредством церковных служб и Таинств люди получают благодать, приобщенность к Богу. Церковь – Тело Христово. Верующие, собираясь во Имя Господа, становятся Его Телом – Церковью, и тогда молитвы обретают особенное значение и силу. Через богослужение люди получают знания, наставления, духовное воспитание, духовную пищу для ума и сердца.

Литургия – важнейшая служба Церкви. Во время ее проведения происходит пресуществление Святых Даров и Таинство Евхаристии (причастие), заповеданное людям самим Спасителем. В течение года в храмах служится литургия святителя Иоанна Златоуста. В определенные дни Великого поста совершается литургия св. Василия Великого. Во время Литургии вспоминается вся земная жизнь Иисуса Христа начиная от Его Рождества и до Вознесения.

«Что такое богослужение?»

В этом видеосюжете рассказывается об особенностях литургии в церкви.

Проведение богослужения в церкви

Литургия начинается утром. В монастырях проходит поздняя литургия, которая совершается позже обычного, но в первой половине дня. Служба проводится исключительно на церковнославянском языке, который является богослужебным, в отличие от русского. Если человек не понимает смысла читаемого и хочет получить пояснения на простом и понятном языке, нужно обратиться за разъяснения к священнику или изучать «Закон Божий».

Установка в храмах телеэкранов с пояснениями является недопустимым обновлением.

Проскомидия

С греческого «проскомидия» переводится как принесение. Это первая часть литургии, во время которой «закалается Агнец» – приносится бескровная жертва. Для совершения службы используется пять особых просфор. Священник готовит Святые Дары: вырезает из специальной просфоры куб – Агнца – и готовит в чаше вино. Его смешивают с водой. Кроме этого, вынимаются частицы из других просфор:

  • в честь Богородицы;
  • в честь девяти чинов;
  • за живых;
  • за усопших.

Имена живых и усопших подают люди на записках до начала службы. При этом Царские врата остаются пока закрытыми, клирос читает часы. Все частицы из разных просфор и разного назначения соединяются определенным образом на дискосе – небольшом блюде с подставкой. Это символично изображает всю Церковь Христову.

Проскомидия – первая часть литургии

Литургия оглашенных

Начинается после завершения проскомидии и чтения часов. Ее название говорит о том, что во время этой части службы в храме могут присутствовать оглашенные – люди, которые готовятся принять православие, а также крещеные люди, но отлученные от Причастия за грехи.

С началом второй части литургии Царские врата открываются, священник произносит возглас. В течение всего богослужения в определенных местах следуют возгласы священника, ектении, в некоторые моменты врата закрывают, затем снова открывают.

С начала литургии оглашенных начинаются антифоны. Первыми двумя являются псалмы 102 и 145, которые поет клирос. После особой молитвы поется третий антифон – Блаженны. В них перечисляются заповеди блаженства, данные Господом. После этого следует чтение Апостола и Евангелия. Все происходит по особому чину в определенном порядке.

После чтения Писания произносится сугубая ектения. По завершении поминовения живых и усопших произносится ектения об оглашенных, чтобы Бог даровал им помилование. В это время священник готовит антиминс, разворачивает его на престоле. После возгласа «Елицы оглашении изыдите» они должны выйти из храма.

После Гаванской декларации, подписанной патриархом Кириллом и Папой Римским Франциском в 2016 году, в православных храмах стали появляться католики, в частности, кардиналы. Они еретики и не должны присутствовать в православном храме вообще, тем более они должны покинуть его стены после возгласа «изыдите».

Литургия верных

Во время этой части службы совершается пресуществление Святых Даров. Хлеб и вино становятся честною плотью и кровью Спасителя Иисуса Христа. В целом ход службы можно разделить на следующие основные части:

  • перенесение Святых Даров с жертвенника на престол;
  • подготовка верующих к пресуществлению Даров;
  • непосредственное пресуществление Святых Даров;
  • подготовка людей к причастию;
  • причастие верных;
  • благодарение за причастие, отпуст.

Перенесение Святых Даров с жертвенника на престолПокаяниеПричастие верных

После Великого входа – перенесения Даров – происходит подготовка к пресуществлению. Звучит возглас «Двери! Двери! Премудростию вонмем!», который:

  • призывает придверника следить, чтобы оглашенные не вошли в храм;
  • указывает людям, что теперь верным нельзя выходить из храма до окончания службы;
  • напоминает, чтобы верующие закрыли двери своих душ от праздных мыслей.

Божественная литургия – важнейшая служба в Церкви. В ходе нее происходит пресуществление Даров и заповеданное самим Господом причастие верующих. Все православные должны стараться не пропускать литургию в храме, регулярно исповедоваться и причащаться.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/bozhestvennaya-liturgiya-3125/

Часы (церковная служба). Богослужение — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

как читать часы на литургии

Входят в суточный богослужебный круг (совершаются один раз каждый день).

  • Первый час (соответствует нашим 7 часам утра) — освящает молитвой наступивший день, вспоминается множество событий: непрестанное славословие ангелов, изгнание из рая Адама и Евы, ночную молитву Господа Иисуса Христа, Его страдания на суде Каиафы, Страшный суд. Эта служба возникла позже других трёх, которые были известны ещё в апостольские времена.
  • Третий час (9 часов утра) — воспоминаются произошедшие в это время суток Суд Пилата и, позднее, сошествие Святого Духа на апостолов.
  • Шесты́й час (12 часов — полдень) — воспоминается грехопадение прародителей и пригвождение Иисуса Христа ко кресту.
  • Девятый час (3 часа дня) — вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.

Последование (неизменяемая основа) вседневных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: тропари и кондаки — в Октоихе, Минее и Триоди.

Солнечные часы VII века, на циферблате которых день разделен на канонические часы Rosser1954, Public Domain

Службы часов совершаются каждый день и потому называются вседневными или обычными службами. Каждый час имеет также своё почасие (междочасие); в современной практике эти междочасия совершаются только в будние дни Рождественского, Петрова и Успенского постов.

Ради удобства совершение часов соединяется с другими богослужениями, именно: 1-й час с утреней, 3-й и 6-й с Литургией, 9-й с вечернею.

Чин вседневных часов:

  1. Благословение священника (возглас) — только перед Третьим и Девятым часами,
  2. Обычное начало — только перед Третьим и Девятым часами,
  3. Приидите, поклонимся,
  4. Три псалма (1-й час: 5, 89, 100; 3-й час: 16, 24, 50; 6-й час: 53, 54, 90; 9-й час: 83, 84, 85),
  5. Слава: и ныне:,
  6. Аллилуйя,
  7. Господи помилуй — трижды, Слава:
  8. Тропарь случившегося праздника или святого (или тропарь, Слава: второй тропарь),
  9. И ныне: Богородичен часа,
  10. Стихи (один стих) часа,
  11. Трисвятое по Отче наш, возглас священника,
  12. Кондак праздника или святого,
  13. Господи помилуй — 40 раз,
  14. Иже на всякое время — эта молитва читается не только на часах, но и на вседневной полунощнице и на повечерии (Великом и Малом),
  15. Господи помилуй (трижды), Слава: и ныне,
  16. Честнейшую херувим,
  17. Именем Господним благослови, отче. — При архиерейском служении, в соборах, в ставропигиальных монастырях и храмах, где настоятелем является архиерей, произносится: «Именем Господним Святейший (Высокопреосвященнейший, Преосвященнейший) Владыко благослови»,
  18. Возглас священника,
  19. Молитва часа (на Первом часе читается священником, после чего хор поёт: Взбранной Воеводе. Иерей: «Слава Тебе Христе Боже — Упование наше, слава Тебе», хор: Слава: И ныне: «Благослови». Иерей творит отпуст. Хор поёт либо Многолетие, «Исполла эти деспота», «Утверждение на Тя надеющихся,», либо «Господи помилуй» — трижды и «Утверждение на Тя надеющихся,»).

Великопостные

Последование (неизменяемая основа) великопостных часов содержится в Часослове и в Следованной Псалтири, а изменяемые их части: кафизмы — в Псалтири, прокимны, паремии и иногда тропари с кондаками — в Триоди Постной, при вычитке используется богослужебное Евангелие.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности.

  1. На каждом часе после чтения трёх положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великий понедельник, в Великий вторник и в Великую среду),
  2. На каждом часе троекратно (с двумя стихами) поётся постовой тропарь часа, с земными поклонами,
  3. На первом часе после богородична часа стихи часа, поются стихи часа с повторами: «Стопы моя направи по Словеси Твоему:», последний стих — трижды,
  4. На шестом часе тропарь пророчества, прокимены, паремия,
  5. На третьем, шестом и девятом часах может торжественно вычитываться Евангелие,
  6. Вместо кондаков святым — седмичные тропари и богородичны,
  7. В конце каждого часа положена молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», с великими (земными) и поясными поклонами,
  8. Все часы (в приходской практике первый час иногда отрывается) совершаются вместе — один за другим — перед изобразительными.

Великие (Царские)

  • Последование царских часов накануне Рождества Христова и Богоявления целиком находится в Минее под соответствующими датами.
  • Последование царских часов Страстной Пятницы целиком находится в Триоди Постной.

Название «царские» эти часы получили только на Руси.

Это было связано с их особой торжественностью, а также с византийским обычаем присутствия императора во время их совершения; византийскую традицию продолжали московские цари. Между тем в старых Типиконах такого названия не было. Поэтому более верным и согласным с древними Уставами было бы название часов «великими».

В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе, на богослужениях которой присутствовал император Византии.

Совершаются при открытых Царских вратах на средине храма накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники 24 декабря (6 января) и 5 (18) января, и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних.

Из трёх псалмов каждого Царского часа, только один псалом из обычного вседневного часа, а остальные два особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) поются тропари, стихиры и кондаки предпразднству (или страстям Христовым) читается прокимен, паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.

Последование Царских часов содержится не в Часослове, а в Минее для служб рождественского и крещенского сочельника и в Триоди постной для часов Великой Пятницы.

Монахи и семинаристы на клиросе в Свято-Троицком монастыре (Джорданвилл, США) RassaphoreGeorge, CC0 1.0

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает Литургии.

Пасхальные часы

Исполняются в период от Пасхи до утра светлой субботы перед Фоминым воскресеньем. Пасхальные часы заменяют собою не только обычные (вседневные/трехпсалмные часы), но также повечерие, полунощницу, молитвы на сон грядущим и молитвы утренние.

Пасхальные часы полностью поются. Они не содержат в себе никаких псалмов и не отличаются друг от друга по составу песнопений, прославляющих праздник Пасхи. Последование и полные тексты пасхальных часов находятся в Триоди Цветной.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/religions/1020-chasy-cerkovnaya-sluzhba/

История молитвослова. Как все было на самом деле

как читать часы на литургии

Когда появились молитвословы и когда появились привычные нам молитвенные правила? Правда ли, что раньше миряне читали часослов, и можно ли сейчас читать Часы вместо утренних и вечерних молитв? История молитвослова — рассказываем, что знаем!

Самый старый молитвослов

Формально самым первым составленным молитвословом можно считать ветхозаветную Псалтирь. Каждый псалом — это и есть молитва. Некоторые псалмы (например 50-й «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей») до сих пор входят в нынешние молитвословы.

Псалтирь — по сути, самый ранний молитвослов — составленный еще до Рождества Христова.

Но если говорить конкретно о молитвенных книжках, предназначенных специально для мирян, чтобы те молились дома — то их распространение связано с развитием книгопечатания. А до этого рукописные молитвословы имелись либо только в монастырях (для келейного чтения у монахов), либо у самых зажиточных жителей. И, разумеется, царей.

Пока книги были рукописными, молитвословы оставались большой редкостью. Держать у себя их имели возможность только монастыри, храмы, богатые миряне и, конечно же, царь.

Раньше читали часословы, а не молитвословы?

Вот это — самый интересный момент. Как таковые утренние и вечерние правила, которые мы читаем сейчас, вошли в Церковный обиход сравнительно недавно. А до этого миряне читали часословы и под молитвословами понимались именно они.

Часослов — это молитвенный сборник, в котором собраны большинство (а по сути, почти все) богослужений суточного круга: Утреня, повечерие, полунощница и, собственно, Часы.

Эти богослужения, — в отличие от Литургии, — являются преимущественно чтением. Они состоят из псалмов и молитв, составленных еще в первые века христианства.

На Руси же (и, скажем, в Греции до сих пор) миряне утром читали полунощницу, а вечером — повечерие. Днем же — если была возможность и желание — часы. (Ограничение было одно — при чтении опускать те редкие строки, которые предназначались исключительно для священника).

У чтения часослова мирянами есть свои плюсы. Читая их, человек еще лучше ощущает свою причастность к Церкви. Он словно и не отрывается от Церковной жизни, а продолжает ее — непосредственно у себя дома.

Часослов XVIII века. Уже не рукописный, а печатный. Хотя слева от руки вписан текст поминальной молитвы.

Когда появились утренние и вечерние правила?

На вопрос когда и почему появились привычные нам Утренние молитвы и Молитвы на сон грядущим точного ответа нет. Если тезисно, то можно сказать, что:

  • Утренние и Вечерние правила являются отдаленным «эхом» от Полунощницы и Повечерия — и там, и там встречаеются одни и те же молитвы.
  • Первые попытки добавлять в часослов молитвы для мирян начались на Руси еще в рукописях — примерно в XVI веке.
  • Со временем, — при распространении книгопечатания, — такие попытки становились более или менее привычным делом.
  • В конце XIX и самом начале XX веков они уже стали практически устоявшимися. И, наверное, тогда же был окончательно сформирован нынешний состав молитв.
  • А совсем окончательно Утренние и Вечерние правила, как единственная практика для мирян, стали в советское время — благодаря однотипным молитвословам Московской Патриархии — они были единственными молитвенниками в СССР.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как сделать куклу живой

Почему появились Утренние и Вечерние правила?

Сейчас ответа на этот вопрос никто не знает. Возможно было так: в какой-то момент Церковные иерархи сочли, что богослужебные тексты Часослова не соответствуют порывам души, которые стоят перед человеком в миру — среды суетливой работы и бытовых семейных забот.

Может быть им показалось, что полунощница и повечерие слишком коротки, если читать за день только их — без, скажем, часов.

Ну и в какой-то момент — из всего разнообразия молитвенных «мирских» правил, что были, утвердился один — тот, который мы видим в молитвословах сейчас.

Нынешний состав Утренних и Вечерних молитв является уже неизменным и во всех молитвословах — одинаковый.

Можно ли мирянам читать часослов?

Можно ли читать вместо вечерних молитв полунощницу и можно ли читать мирянам Часы?

Никакого запрета на этот счет нет. Однако:

  • Этот вопрос лучше сначала уточнить с духовником. Традиции — тоже очень важная вещь. Сейчас принято так, и идти вразрез этой традиции лучше не по своеволию, а по благословению.
  • Если читать Часы или Повечерение, то нужно обязательно опускать слова, которые предназначаются для священника (они помечены в часослове, как «Возглас:», «Священник:» или «Иерей:»).

Что касается времени, в которое нужно читать часы, то в Церковной традиции сложилась следующая практика:

  • 1-й час относится к 7 утрам.
  • 3-й час — к 9 утрам.
  • 6-й час — к полудню.
  • 9-й час — к 15:00.

Это время — ориентир. И в храмах, и монастырях в силу сегодняшних реалий это время не соблюдается, и часы часто совмещаются с вечерними и утренними богослужениями.

Какие молитвы входят в молитвослов?

Никаких канонических предписаний в отношении состава молитвослова в Церкви нет. Но, как минимум, в нем присутствуют четыре части:

  1. Молитвы утренние.
  2. Молитвы на сон грядущим.
  3. Последование ко Святому Причащению.
  4. Молитвы по Святом Причащении.

Иногда добавляется Псалтирь. Еще чаще — молитвы на тот или иной случай жизни.

Ассортимент молитвословов сейчас широкий — каждый может выбрать тот вариант, что подходит именно ему.

Также нет никакой разницы — написан молитвослов русским шрифтом или церковно-славянским. Нужно читать тот, которые лично вам удобнее.

В некоторых дореволюционных изданиях в тексты часословов сразу пропечатывали имена тогда живущих императоров. В этом, например, издании XVIII века — императрица Екатерина Великая и члены ее семьи.

Что такое Канонник?

В церковном и мирском обиходе также встречаются «Канонники». Сейчас (да и раньше) — это по сути привычный нам молитвослов, в котором кроме утренних и вечерних правил собраны каноны различным святым или праздникам, а в некоторых изданиях — отдельные тексты из Часослова. Например, повечерие.

Это издание канонника ничем не отличается по содержанию от самого обычного молитвослова.

Надеемся, когда-нибудь появится хорошее подробное исследование на эту тему. Если появится — мы обязательно вам сообщим!

***

Источник: http://uznavay.pro/istoriya-molitvoslova-foto/

Божественная литургия в церкви

Слово «Литургия» впервые появилось в Греции и означало дело, сделанное совместно. При проведении Божественного служения совершается Таинство Причащения, когда после покаяния и исповеди православные причащаются Телу и Крови Иисуса через принятие кусочков просфоры и виноградного вина.

Христианские основы Евхаристии

Две тысячи лет тому назад Христос на Тайной вечере оставил заповедь, принимать причастие в память о Нем, вкушая хлеб и вино. Современные христиане приобщаются Его Крови через это таинство, совершаемое во время Божественной Литургии.

Божественная литургия – самое важное богослужение

В прежние времена Великое богослужение называлось обедней, католики проводят причастие на мессе.

Первые христиане в иудейском обществе воспринимались, как секта, поэтому подвергались гонению. Неся евангелие Христа в мир, рассказывая о значении Евхаристии, ученики Иисуса постоянно подвергались нападкам общества, поэтому часто их богослужения проходили под покровом тайны.

После служений язычникам апостол Павел отстоял предложение допускать к причастию новообращенных язычников без соблюдения закона Моисея об обрезании. На первых служениях практически ежедневно читались псалмы, говорились проповеди, пелись молитвы, и все служения заканчивались воспоминаем о Тайной Вечере. На общих молитвах христиане каждый день преломляли хлеб и принимали вино, вспоминая о земной жизни Спасителя.

Читайте о Православной Церкви:

Позже это действие назовут Евхаристией, которая является центральной частью Божественного служения. В отличие от иудеев, христиане:

  • отказалась от кровавых жертв, приняв единую и последнюю жертву, Божьего Агнца, Иисуса Христа;
  • могут рукополагать любого человека на земле, принявшего христианство, а не только Аароновых потомков;
  • местом служения выбирают весь мир;
  • молитвенные богослужения могут проводить как днем, так и ночью;
  • ввели часы по время служения.

Богослужебные часы

Молитвы, время чтения которых определяется временем суток, называется часами. Во время этих молитв, которые длятся всего четверть часа, от присутствующих требуется максимальная концентрация внимания, чтобы отвлечься от мирской суеты и почувствовать Божье присутствие во всей полноте.

Богослужебные Часы – это специальный чин молитвословий, который читается в храме в определенное

После часов, которые начинаются в шесть вечера, идет обычное богослужение.

Божественное служение начинается с вечерни и повечерни, которые начинаются в 17.00 и 21.00 соответственно.

Ночное служение заканчивается полунощной, после чего следует утреня, начинается в 7 часов утра, на ней звучит молитва Первого часа. Третий час читается в 9 утра, Шестой — 12.00, заканчивает дневные молитвы Девятый час в 15 часов. Божественная Литургия служится с Третьего по Девятый час, хотя каждый храм имеет свое расписание.

В расписание молитвенных часов вносят свои коррективы посты, праздники и особые даты. Например, перед Святым Воскресением ночное бдение объединяет такие богослужения, как вечерня, повечерие и полунощница.

Важно! Божественная Литургия и Евхаристия не проводятся в Великую Пятницу.

Читайте о других днях Страстной Седмицы:

  • Великий Понедельник
  • Великая Среда
  • Великий Четверг

Последовательность проведения Божественной Литургии

Таинство причастия в православии называется Евхаристией, богослужение, на котором совершается Причастие, и есть Литургия. Это слово на греческом языке состоит из двух составляющих, первая означает общественная, произошла от части слова «литос», вторая — «эргос» в переводе означает служба.

Литургия, как правило, совершается до обеда и состоит из трех частей:

  • Проскомидии;
  • Литургии оглашенных;
  • Литургии верных.

Истоки великого служения начались в раннем христианстве, изменения произошли в самой церкви, но неизменными остались как основа, так и символика.

Предметы для проведения Литургии

Богослужения, во время которых совершается Евхаристия, проходят практически ежедневно, исключение составляют некоторые дни во время Поста Великого, Рождественского, в среду и пятницу недели, предшествующей Пасхальному воздержанию и несколько дней, о них можно узнать в расписании храма.

Во время великого богослужения вспоминается жизнь Спасителя, начиная от Благовещения до Его Воскрешения.

Проскомидия

Во время чтения заздравной и заупокойной молитвы двери алтаря закрыты, за ними иерей готовит хлеб и виноградное вино для Евхаристии.

Когда Великие Дары готовы, читается Третий и Шестой час, вспоминая все пророчества из Старого завета о рождении Мессии и само Рождество Иисуса. Во время Проскомидии вспоминаются ушедшие к Богу Святые, пророки и апостолы.

Литургия оглашенных

Необычность названия этого богослужения исходит из того, что к нему допускались не только люди, принявшие православие через Крещение, но и те, кто готовится это сделать, оглашенные. Это часть Божественного служения призвана подготовить присутствующих к принятию Святых Даров.

Антифонное пение начинает вторую часть службы пением «Единородный сын», далее священники выносят евангелие, после чего продолжаются пения, прокимен и начинается проповедь.

Литургия оглашенных

Хор поет «Аллилуйя» и стихи из Псалтыря, после чего снова читается проповедь, которую завершает ектения — молитвенное прошение. В этой части служение отличается от остальных двух тем, что на каждый стих звучит «Аминь» или «Господи, помилуй», после чего верующие накладывают на себя крестное знамение.

На заметку! Ранее оглашенные покидали храм, в настоящее время они остаются на месте, но только, как наблюдатели, а не участники.

Литургия верных

Херувимская песня звучит перед Великим ходом, открывающим третью часть Божественной Литургии. Открыв Царские Ворота алтаря, диакон, читая псалом 50, делает обход:

  • престола;
  • алтаря;
  • иконостаса;
  • священника;
  • прихожан.

Святые дары переносятся на престол, после чего Царские врата закрываются и читают «Символ веры».

Анафора, читаемая далее, является основной частью Литургии. Это евхаристическая молитва, в которой вспоминается Тайная вечеря, призывается Дух Святой и звучит ходатайственное прошение за живущих и ушедших в Небеса. Во время анафоры происходит божественное превращение хлеба и вина в Святые Дары — Тело Господнее и Его Кровь.

Анафора представляет собой евхаристическую молитву, читаемую священником

Причащение начинается после прочтения Господней молитвы «Отче наш». Христиане перед принятием Причастия три дня должны проводить в посте. Божественная Литургия является символом воспроизведения жизни Спасителя на земле, каждое действие великого богослужения имеет свое значение.

После Евхаристии диаконом произносится краткая ектения с благодарением Всевышнего за Причастие, после чего отпускают прихожан с миром по домам.

Разновидности Литургий сообразно византийского обряда

Православные богослужения насчитывают 5 великих литургий, в настоящее время проводится только три из них. Как классический вариант, описанный выше, проводится богослужение, основанное Иоанном Златоустом.

Десять раз в течение года совершается Литургия Василия Великого, отличающаяся более длинными молитвами.

Во время Великого поста звучит Литургия Преждеосвященных Даров, написанная Григорием Двоесловом. На этой службе отсутствует Проскомидия, Евхаристия совершается ранее освященным хлебом и вином.

Ряд приходов Православной церкви за рубежом проводят Великое богослужение Иакова, отличительной чертой которого являются некоторые перестановки в анафоре.

Апостол Марк составил Литургию, которая получила свое почитание только 2007 году на Архиерейском Синоде Православной церкви, она совершается в некоторых зарубежных русских храмах.

Пояснение Божественной Литургии

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/bozhestvennaya-liturgiya-v-tserkvi.html

страница

Литургикалитургическоеобновление

Отредакции«ПравославногоАпологета»:Мыпредпринимаемпубликациюрядастатейизвестныхгреческихлитургистов,касающихсяважныхвопросовлитургическойжизнииобычаевПравославнойЦеркви.

Подготовитьэтипубликациинасзаставиласитуация,котораяначаласкладыватьсявпоследнеевремявнашейРусскойПравославнойЦеркви,вызваннаяявлениямикрайнепроизвольногоилегкомысленногоотношенияксвященнойпрактикеинашейпоместнойцеркви,иксвященномуобычаюВселенскойЦеркви.МысталкиваемсясфактаминедозволенногосточкизренияуказанийТипиконавременисовершенияБожественнойлитургии,напримерровнов24часавдниРождестваХристоваиБогоявления,тоестьне«послеполуночи», и не в «третий час»1нарушенияструктурысуточногокругабогослужениявэтидни,перенесение,исовершеннонеоправданное,праздникаСретенияГосподнявпрежние годыспонедельникафиксированнойдатынасубботупервойседмицыВеликогопоста.Сюдажеможноотнестиисовременныепризывыкпричащениюисовершениюклирикамибезпостаивоздержаниясвятейшеготаинства,чтоявляетсягрубымнарушениемсвященныхканоновЦерквиХристовойиееосвященныхвекамиспасительныхиблагодатныхобычаев.

Совершение Божественной литургии

Ἡ τέλεση τῆς θείας Λειτουργείας

почетный профессор Фессалоникийского университата им Аристотеля

Иоанн.М.Фунтулис(+2006)

ΤοἹωάννουΦουντούλη

Возможно ли и при каких условиях совершение Божественной литургии в послеобеденое время, после полудня, или вечером, или в другие дни года, когда возникает пастырская необходимость?

С самого начала Божественная литургия не имеет никакой связи с какой-либо из частей времени, или периодами суток. Она движется поверх, или за пределами их, неким образом в пределах безвременного Царства Божия,  которого она не только является иконой-образом и символом, но его действительным и реальным присутствием.

Показательным является то, что некоторые из ее молитв, во всех литургических образцах в мире, не определяет конкретного времени для ее совершения, не определяется оно и в молитвах во время совершения богослужебного собрания (στὶς εὐχὲς τῆς συνάξεως) (антифонов, входа,трисвятой песни, чтения Евангелия, ектении, молитв оглашенных, молитвы о верных), ни даже в молитве анафоры и ни в в молитве об окружающем мире.

Это становится вполне понятным тогда, если мы сравним первый ряд молитв с параллельными молитвами других богослужебных последований и служб, такие как молитвы светильничные и вечерни, часов, повечерия и полуночницы, а также и с молитвами древних песненных последований литии и панихиды.

Все они относятся к конкретным временным моментам суток и сопровождают спасительные события, которые произошли в эти часы, касаясь аналогичным образом часов наших молений и прошений.

В особенности характерным является случай со служениями, когда в последовании вечерни и утрени вполне конкретно определяется время их совершения(«на заре» — «вечером», «днем» «вечером»), в то время как для Божественной литургии нет предписания(«исполним молитву нашу Господеви»). Точно также, в то время как в последовании часов 3, 6 и 9 дается соотношение с теми событиями, которые произошли в эти часы (ниспослание Святого Духа, распятие, смерть Господа), Божественная литургия, хотя во время нее и поминаются эти события, не связывается с этими соответствующими часами дня и ночи.

На протяжении двухтысячелетней истории совершения Божественной Евхаристии относительно совершения самого Таинства встречались всевозможные варианты.

«Не время налагается на Божественную литургию, а Божественная литургия налагается на время», — к такому выводу приводят подробные исследования и изучение вопроса о связи Божественной литургии со временем после соответствующего экскурса в традицию Церкви о.

Алкивиадиса Каливопулоса в его диссертации «Время совершения Божественной литургии» ( π. Ἀλκιβιάδης Καλυβόπουλος «Χρόνος τελέσεως τῆς θείας λειτουργίας», Θεσσαλονίκη 1982, σελ. 218.)

НоужесIVв.

времяслуженияБожественнойлитургииприобрелосвоепрочноеинеизменноерасположение в двух временных параметрах, без всякого упразднения вообще существования по месту и по времени, или чтобы сосуществовали различные варианты. Завершения часов не случайны, не ради некоего богословского смысла, который им был дан позднее для объяснения значимости этих часов, но потому что они выражают некое уважение к вековой традиции, которая является порождением опыта и духовной и практической мудрости Церкви. По этой причине чин (порядок — ἡ τάξη) , который утвердился, он не только не является следствием произвола, а является выражением веры, поэтому соединен со всем строем церковной жизни верующих во Христе. Очевидно, что духовная трапеза, совершение таинства Божественной Евхаристии связана с причащением, она осталась связанной как во время Тайной вечери и во время евхаристических собраний первохристиан, с вещественной трапезой. Имеется и различие, которое состоит в том, что по причине благоговения духовная пища и питие предшествуют вещественной трапезе, а эта вторая трапеза не совсем является общей, как в случае с «агапами» первой Церкви, она не предлагается в храме, но в наших собственных домах. Также по причине благоговения совершение Божественной литургии, а, следовательно, и причащение во время нее, уже с IV столетия, если еще и не ранее, имело в качестве условия так называемый «евхаристическийпост», то есть полное отсутствие пищи и пития с вечера, или с полуночи предшествующего дня. «Дабысвятоежертвоприношениенесовершалосьнепостящимсячеловеком» (правило 48. Карфагенского собора и 29 Трулльского собора)2.

Согласно этому порядку, когда день постный и совершается одна трапеза, то Божественная литургия совершается до нее, то есть после 9 часа дня (3-х часов по полудни соответственно нашему времени). Когда же день праздничный, или же во всяком случае не постный, тогда Божественная литургия совершается до обеда, то есть между 3-м и 6-м часами дня (9-ого утра до 12, полудня примерно соответствует нашему времени).

Третий и шествой час полностью посвящены, как вполне подходящее время, для совершения Божественной литургии и богословски вполне оправданы как единственное подходящее время, поскольку ее совершение имеет своим основание ниспослание в 3-ий час в день Пятидесятницы святого Духа.

В более позднее время византийские тексты, конечно же упрекают латинян, потому что они совершали литургию до третьего часа, «с утра, а не сообразно установленному времени схождения Святого Духа».

Несмотря на это, монашеский Типик прп. Саввы предполагает совершение Божественной литургии и ранее 3-го часа, когда прежде совершалось бдение, «радитрудабденнаго», в Воскресный день или в великие праздничные дни. Таким образом составляется и время евхаристического поста, который становится более длинным в дни постов, меньшим в дни праздников, которые имеют бдение, и в другие праздники в промежуточные дни года.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда кирилл стал патриархом

Речь идет о вполне ясно организованной структуре, в которой время совершения Божественной литургии и причащение во время нее, а также протяженность евхаристического поста ставятся в непосредственную зависимость от дня и празднования или не празднования праздников, или дней скорби и печали.

Напротив того в отношении праздничных дней, во время которых мы имеем сокращенный евхаристический пост, во время же постных дней евхаристический пост удлиняется. Так, во время дней святой четрядесятницы (Великого поста) божественное причащение не столько связано с литургическим концом постного дня, то есть с последование 9 часа, сколько с первым последованием следующего дня, последованием вечерни.

После нее совершается одна трапеза, вечеря. Даже в дни строгого поста, как например накануне Пасхи (Великая Суббота), в канун Рождества Христова и в канун Богоявления, если они не выпадают на субботу или воскресный день, тогда имеет место соединение литургия-причащение и вечерня, но в том случае если эта вечерня совершается в последовании всенощного бдения в качестве ее первой части.

Так совершается литургия, согласно вполне ясным указаниям Типикона, во втором часу ночи, то есть с 9-до 10 ч. по полудни. Это означает и соответствующее продление евхаристического поста.

Вся эта удивительная и точная система не нарушалась в сложные времена, когда происходили и важные случаи даже в литургических обрядах христиан и у самих монашествующих. В предыдущем ответе мы говорили, что Преждеосвященная литургия постных дней Великой Четыредесятницы переносится на утро и что евхаристический пост уравнивается с постом праздничных дней.

Тоже случается и с вечерними богослужебными собраниями, при совершении Божественной литургии и причащения во время Великой субботы и во время предпразднства Рождества Христова и Богоявления. В воскресные дни соединение Божественной литургии с последованием утрени вызвано с намерением более раннего ее совершения, до принятого совершения в третий час. Причина вполне понятная.

Не было никакой необходимости ради оказания некой услуги народу или не было никакого желания, или даже более того возможности для совершения двух отдельных богослужебных собраний-синаксисов: одного ради утрени, в последние часы ночи, а второго — для совершения Божественной литургии, посл третьего часа дня. Утреня и литургия в сущности составляли одно последование, которое совершалось и до сих пор продолжает совершаться и до сего дня в первые часы дня.

Славянские Церкви следуют иной практике, более согласной с древней традицией и монашеским чинопоследованием и более удобно для особенностей северного климата. Монастыри, если даже они и не сохранили древнюю практику, совершают богослужение более рано, даже и преждеосвященную литургию, но они сохранили литургический образец (τύπος) , и до Божественной литургии в них читают 3 и 6 часы. Образец-типос подчеркивает, как бы то ни было, необходимость их совершать.

Во всяком случае характерным является то, что все что делается по икономии и по причине различных сложностей времени для применения положенного, тем не менее сохранилась древняя связь евхаристического поста и литургии, вполне приводящего в сокрушение, в особенности в дни постов.

Источник: https://apologet.spb.ru/ru/1207.html

Служба в церкви: расписание, время начала и во сколько заканчивается, кому читают молитвы в будние дни — Точка Веры

Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь.

Одни ходят в Божий дом для того, чтобы помолиться, другие — поставить свечу за здравие либо за упокой умершей души, третьи — чтобы просто посидеть и насладиться благодатной атмосферой, а четвёртые – причаститься и исповедаться. Однако большая часть православных христиан посещают храмы, чтобы послушать проповеди батюшки и отстоять службу.

Все верующие люди в обязательном порядке посещают церковь

Во сколько начинается служба в церкви

Православной Церковью не установлено точное время проведения божественных служб. Особенно это касается заутрений, которые осуществляются в будние дни.

Православной Церковью не установлено точное время проведения божественных служб

Также стоит сказать, что есть дни, в которые евхаристия (таинство освящения хлеба и вина) не совершается. Это Великий Пасхальный пост (сюда не включена пятница и среда) и период страстной седмицы до четверга.

Есть дни, в которые евхаристия (таинство освящения хлеба и вина) не совершается

В православной Церкви есть конкретное время, которое отводится на утреннюю службу. Литургия должна оканчиваться до 12 часов дня. Чтобы успеть, батюшки начинают богослужение не позднее 9 утра.

Литургия должна оканчиваться до 12 часов дня

Тогда на вопрос о том, во сколько начинается и заканчивается в церкви утренняя служба, примерно такой: через 9 часов после наступления полуночи.

 

Что касается больших храмов, то там, по праздничным дням и в воскресенье, литургия может проводиться 2 раз. В первый раз она начинается рано утром, примерно, в 6 часов. Таким образом, человек, которому нужно на работу, сможет успеть отстоять службу (если торжество выпало на будний день), принять обряд Причастия и исповедаться в согрешениях перед батюшкой.

Вторая, как правило, осуществляется до 9 часов утра. Особенное значение имеет литургия, которая проводится архиереем. Здесь богослужение может начаться ещё позже – в 9-30.

: Вечерняя служба в церкви: время

Какие службы проводятся в церкви

Помимо утренней службы, в соборах осуществляются и другие – дневные и вечерние. Раньше их насчитывалось 9. Проводились они по отдельности. Но позже Церковь решили внести некоторые изменения, поскольку, в силу занятости, многие прихожане не имели возможности такое количество времени находиться в храме.

Особенно почитается Церковью вечернее богослужение

Источник: https://achair-city.ru/vera/sluzhba-v-tserkvi-raspisanie-vremya-nachala-i-vo-skolko-zakanchivaetsya-komu-chitayut-molitvy-v-budnie-dni.html

Чтение часов перед литургией — Много молитв

  • Изучаем чинопоследование часов
    • История вопроса
    • По Уставу
    • Правила поведения
  • Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
  • Во сколько начинается литургия и другие службы в храме?
  • Как проходит Литургия (теория). Православие простыми словами

Мы открываем рубрику «Церковная школа». Когда мы слышим это название, то сразу же представляем себе детей, идущих на занятия в воскресную школу. Между тем учиться в ней может и должен каждый христианин.

На страницах нашей газеты «Церковная жизнь» священнослужители и сотрудники Покровской епархии будут вести уроки на различные темы, интересующие верующего человека.

Сегодня урок литургики ведет священник Алексий Савин, клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска.

Рад приветствовать вас в церковной школе. Сегодня мы поговорим о богослужении. Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики.

Эта наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и включает в себя множество разделов: история и развитие богослужения, устройство храма, творчество церковных песнотворцев, богослужебные книги и т.д.

Многие задают такой вопрос: нужно ли вообще христианам, не состоящим в церковном клире, изучать богослужение, его последовательность, особенности и историю.

Например, всеми нами любимый преподобный Серафим советовал изучить последование службы, чтобы потом умом следить за ее ходом.

На церковные службы Прохор (имя святого до принятия монашества) являлся прежде всех, выстаивая неподвижно все богослужение, как бы оно ни было продолжительно.

Тема нашего урока сегодня — чинопоследования часов, входящих в суточный круг богослужений. В наши дни часы занимают немного времени и присоединяются к вечернему богослужению или к Литургии. Их не воспринимают как отдельное богослужение, а порой не считают даже нужным на них присутствовать. Между тем эта часть нашего суточного круга важна, насыщенна и интересна, как и все остальные.

История вопроса

Свое название часы получили вследствие строгого смыслового и хронологического соотнесения с определенным временем суток. Римские сутки начинались в полночь и в полночь заканчивались. День (в узком значении) продолжался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь, соответственно, с 6 часов вечера до 6 часов утра.

Римляне евангельских времен для военной караульной службы делили ночь на четыре стражи (вигилии), по три часа в каждой страже.

День также был разделен на четыре дневные стражи, или тричасия, именуемые обобщенно «часами»: первый час (с 6 до 9 часов утра), третий час (с 9 часов утра до полудня), шестой час (от полудня до 15 часов), девятый час (от 15 до 18 часов), (ср.: Мк. 15, 33; Деян. 2, 15; 3, 1; 10, 3).

Богослужебные часы посвящены преимущественно воспоминанию евангельских событий, случившихся в одноименные отрезки времени — тричасия, или стражи, с которыми они совмещены хронологически в рамках дневного цикла.

В первый час вспоминается ведение Иисуса Христа от Кайафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него.

В третий час вспоминается суд Пилата и истязания Господа, а также тема сошествия Святого Духа на апостолов (Деян. 2).

В шестой час — шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле.

В девятый час — последние слова Господа и его Спасительная Смерть, сотрясение оснований земли, восстание мертвых, прободение воином Его ребер.

По свидетельству святителя Климента Александрийского, христиане отводят для молитвы часы третий, шестой и девятый. Об этом же говорится в 34-й главе Апостольских постановлений (II–III века).

Христиане, по-видимому, совершали в эти часы лишь частную молитву, и каждая из этих молитв состояла только из чтения «Отче наш».

В Иерусалимском богослужении конца IV века, по описанию паломницы Сильвии Аквитанки, чинопоследование шестого и девятого часов имеет такой же простой состав, как и утреня.

В православном богослужении распределение псалмов, которые ныне читаются на каждом часе, становится известным с IV века. Оно принадлежит, как полагают, преподобному Пахомию Великому.

По Уставу

Чинопоследование часов совершается: первый — после утрени (по окончании вечернего богослужения), третий и шестой — перед Литургией, девятый — перед вечерней. На службе первого часа полагается читать 5, 89 и 100 псалмы, третьего — 16, 24 и 50, шестого — 53, 54 и 90, девятого — 83, 84, 85. Различают часы великопостные, великие (царские), пасхальные и вседневные.

Великопостные часы совершаются в среду и пятницу Сырной седмицы, будние дни всех седмиц Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной недели.

На этих часах после трех псалмов читается кафизма, вместо обычного тропаря поется тропарь часа со стихами и земными поклонами. На шестом часе читается паремия (отрывок из Священного Писания).

В конце каждого часа читается молитва преподобного Ефрема Сирина с земными поклонами.

Великие часы служатся в Великую Пятницу и перед праздниками Рождества Христова и Богоявления. Царскими они стали называться отчасти потому, что в древности на них всегда присутствовали византийские императоры.

Чинопоследование этих часов имеет свои особенности. Все часы читаются вместе перед Евангелием на аналое. Перед каждым часом совершается каждение, поются особые тропари, читаются паремии, Апостол, Евангелие.

Пасхальные часы совершаются в течение всей Пасхальной седмицы до Недели о Фоме. На них не читаются псалмы, другие молитвы. Вместо них поются пасхальные песнопения: тропарь Пасхи, «Воскресение Христово видевшее» и др.

Вседневные часы совершаются во все остальные дни года.

Правила поведения

На чинопоследовании часов не поются особенные песнопения, не совершается торжественных шествий. Поэтому часто прихожане задают вопрос: можно ли во время чтения часов ходить по храму, ставить свечки, важно ли не пропустить их чтение или можно и нужно сосредоточиться на основной службе Литургии или вечернего богослужения? И можно ли уходить с первого часа?

Однако нужно помнить, что каждое богослужение важно. Поэтому если нам приходится выйти из храма раньше окончания службы, по острой нужде или из-за неотложных обстоятельств, нужно просить у Бога прощения. Одному старцу дано было видение, в котором Ангел Господень входящих в церковь записывал, а выходящих по лености — вычеркивал.

Но еще в первые века христиане старались освящать молитвой третий, шестой и девятый часы, в книге Деяний мы читаем, как апостолы молятся в часы шестой и девятый (Деян. 3, 1; 10, 9), соблюдают третий час (Деян. 2, 1–15).

И для нас, современных христиан, ничего, в сущности, не изменилось, нам также необходимо освящать молитвой свое пребывание на этой земле. Нельзя считать чтение часов чем-то второстепенным, во время их чтения нужно постараться не отвлекаться на написание записок, покупку свечей.

Это нужно сделать заранее, чтобы вспомнить события Евангельской истории и, не отвлекаясь, помолиться Богу словами псалмов.

Источник: https://mnogomolitv.ru/chtenie-chasov-pered-liturgiej-2.html

Изучаем чинопоследование часов

Мы открываем рубрику «Церковная школа». Когда мы слышим это название, то сразу же представляем себе детей, идущих на занятия в воскресную школу. Между тем учиться в ней может и должен каждый христианин. На страницах нашей газеты «Церковная жизнь» священнослужители и сотрудники Покровской епархии будут вести уроки на различные темы, интересующие верующего человека. Сегодня урок литургики ведет священник Алексий Савин, клирик Свято-Троицкого собора г. Покровска.

Рад приветствовать вас в церковной школе. Сегодня мы поговорим о богослужении. Изучением православного богослужения в духовных учебных заведениях занимаются на уроках литургики. Эта наука охватывает целый ряд областей церковно-богослужебного быта и обихода и включает в себя множество разделов: история и развитие богослужения, устройство храма, творчество церковных песнотворцев, богослужебные книги и т.д.

Многие задают такой вопрос: нужно ли вообще христианам, не состоящим в церковном клире, изучать богослужение, его последовательность, особенности и историю. Например, всеми нами любимый преподобный Серафим советовал изучить последование службы, чтобы потом умом следить за ее ходом. На церковные службы Прохор (имя святого до принятия монашества) являлся прежде всех, выстаивая неподвижно все богослужение, как бы оно ни было продолжительно.

Тема нашего урока сегодня — чинопоследования часов, входящих в суточный круг богослужений. В наши дни часы занимают немного времени и присоединяются к вечернему богослужению или к Литургии. Их не воспринимают как отдельное богослужение, а порой не считают даже нужным на них присутствовать. Между тем эта часть нашего суточного круга важна, насыщенна и интересна, как и все остальные.

Часы

См. раздел БОГОСЛУЖЕНИЯ

Часы́ – краткие богослужения, установленные Церковью для воспоминания о событиях, связанных со страданиями и смертью Христа, предназначенные, изначально, для совершения в каждой четверти дня.

Вседневные Часы

Службы часов совершаются в большинстве дней года (когда не совершаются иные Часы) и потому называются вседневными. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.

На первом часе вспоминается изгнание из рая Адама и Евы и предстояние Христа на суде Каиафы, на третьем сошествие Святого Духа на апостолов, на шестом распятие Спасителя, а на девятом – Его крестная смерть.

В древнем Израиле ночь разделялась на четыре «стражи», а день, в соответствии с солнечным кругом, – на четыре «часа», которые позднее, применительно к общепринятой римской традиции, получили название «первого», «третьего», «шестого» и «девятого».

Обычно Часы совершаются в следующем порядке: 1-й – по завершении всенощного бдения (после утрени); 3-й и 6-й – непосредственно перед Литургией; 9-й по Уставу должен совершаться в начале всенощного бдения, перед вечерней  (во многих приходских храмах он не совершается).

Молитвенную основу Часов составляют псалмы (на каждом – по три: 1-й час: Пс.5, 89, 100; 3-й час: Пс.16, 24, 50; 6-й час: Пс.53, 54, 90; 9-й час: Пс.83, 84, 85.), а также песнопения текущего дня – тропари и кондаки.

***

Великопостные Часы

Служба часов, совершаемая во время Великого поста, имеет в сравнении с вседневными (невеликопостными) часами свои особенности.

а) На каждом часе после чтения трех положенных псалмов читается рядовая кафизма (за исключением понедельников и пятниц на первом часе и пятниц на девятом часе; не читаются также кафизмы на первом и девятом часах в Великие понедельник, вторник и среду). Номера кафизм см. здесь.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает звон колоколов

б) На каждом часе троекратно поется постoвой тропарь часа, с земными поклонами.

в) На шестом часе положено чтение паримии из книги пророка Исаии.

г) В конце каждого часа положена молитва св. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», с великими (земными) поклонами.

д) Часы третий, шестой и девятый совершаются вместе перед изобразительными.

Великопостные часы совершаются в понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу всей Святой Четыредесятницы, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы, в среду и пятницу Сырной седмицы (если эти дни Сырной седмицы не совпадут с праздником Сретения Господня или с храмовым праздником).

***

Великие (царские) Часы

Трижды в год установлены особенные чинопоследования Часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими. Они составлены Кириллом Александрийским (IV в., Египет) и состоят из иных псалмов, нежели обычные часы:

Царские часы совершаются в сочельники (т.е. накануне) праздников Рождества Христова и Крещения Господня (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу (подвижная дата Страстной седмицы) – ради Страстей Господних.

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе присутствовал император со своим двором. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое.

На каждом Часе читаются псалмы (по три на каждом): 1-й час: Пс.5, 2, 21; 3-й час: Пс.34, 108, 50; 6-й час: Пс.53, 139, 90; 9-й час: Пс.68, 69, 85.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паримия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.

***

Часы пасхальные

Часы пасхальные – часть богослужения дня Пасхи (состоящего из утрени, пасхальных часов, литургии и вечерни). 

В дни Светлой (пасхальной) седмицы поются в храме вместо чтения Вседневных Часов, Повечерия и Полунощницы. Также заменяют собой утреннее и вечернее молитвенное правило. 

Пасхальные Часы не имеют изменяемых молитвословий и не содержит псалмов.

  • Часы пасхальные. Текст и видео
  • . Пасхальные часы

Источник: https://azbyka.ru/chasy

Что происходит в алтаре, когда читают часы?

В алтаре во время чтения часов (третьего, шестого и часто девятого) происходит Проскомидия. 

Проскомидия (от греч. «принесение») – это первая часть Литургии, совершаемая при закрытом алтаре, вполголоса, при чтении третьего, шестого (иногда девятого) часов. Во время проскомидии совершается приготовление хлеба (греч. Просфора, т. е. «приношение») и вина для Евхаристии. Как правило, для проскомидии требуются пять просфор, в память пяти тысяч, насыщенных пятью хлебами), а также напоминания о том, какое духовное насыщение ожидает всех нас в Таинстве Евхаристии.

Для собственно Причащения требуется одна просфора – Агнец, поскольку

«мы многие — одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17).

Священник копием трижды делает на большой (агничной) просфоре изображение креста, далее вырезает кубообразную середину — Агнец, который полагается на дискос. Священник крестообразно надрезает Агнец с нижней стороны  (символизируя жертву Агнца Божия – Иисуса Христа) и правую его сторону (как ребро Спасителя, Ин. 19, 34). В чашу изливается вино, смешанное с водою.

Из второй («богородичной») просфоры священник вынимает частицу в честь Божией Матери, и полагает ее по правую сторону от Агнца.

Из третьей «девятичинной» вынимается девять частиц в честь святых, эти частицы полагаются по левую сторону от Агнца, по три в ряд.

Из четвертой вынимаются частицы за живых, полагаются ниже Агнца.

Из пятой вынимаются частицы за умерших, и полагаются ниже частиц, вынутых за живых.

Одновременно прочитываются «записки» о здравии и спасении живых и об упокоении усопших рабов Божиих.

В завершение проскомидии иерей благословляет кадило с фимиамом и, покадив звездицу, ставит ее на дискосе над Агнцем и частицами, покрывает дискос и потир двумя небольшими и одним большим покровцами («воздухом»), кадит пред Дарами и молит Господа благословить предложенные Дары, помянуть принесших эти Дары и тех, за кого они принесены, самого же его соделать достойным для священнодействия божественных Таин.

История Проскомидии

Из истории: по описанию, данному в труде «Евхаристия» (проф. арх Киприан (Керн), ранее (до XI-XII вв.) обряд был иным, более простым, например, хлеб полагался на дискос нетронутым, Агнец не вынимали, само преломление происходило прямо перед Евхаристией, читалась только молитва предложения.

Постепенно процесс усложняется: упоминания о начертании креста, прободении, вынимании Агнца и иных действиях появляются у Николая Кавасилы (ХIV в.). В ХV в. в списках появляются упоминания о надрезывании вынутого Агнца и более сложном полагании на дискос. Когда появились дополнительные, кроме агничной просфоры, установить трудно, но можно Афоно-Есфигменовский Илитарий (ХIV в.

) содержит уже очень подробный порядок, включающий Божию Матерь, святого Иоанна Предтечу, пророков и апостолов, святых и богоносных отцов, священномучеников, целителей и бессребреников, преподобных мужей и жен, a за ними живых и усопших христиан и, наконец, самих священнодействующих, а также с влиянием поместных церквей вводится понимание новых святых.

Требовалось увеличение числа проскомидийных просфор, и по сей день их число может увеличиваться до семи (при особом поминовении светской власти, отдельно от духовной)

В чем смысл проскомидии

Смысл Проскомидии не просто в том, чтобы подготовить все для Евхаристии. Каждый предмет напоминает нам одновременно о Рождестве и о Распятии.

Дискос – и Вифлеемский Вертеп и Голгофа, звездица — не только вифлеемская звезда, но и крест, покровцы — одновременно рождественские и погребальные пелены Спасителя; потир — Чаша Тайной Вечери, приготовление Агнца — суд, страдания и смерть Иисуса Христа, а прободение его копием — прободение ребер Спасителя.

Все частицы в единстве – это Церковь Божия, сочетающая в себе Божию Матерь, ангелов, всех святых, всех верующих (живых и упокоившихся). Каждение — осенение Святым Духом.

Проскомидия – это воплощение Рождества и Распятия. Священник приносит жертву – Агнца, а все мы участвует в этом.

За каждое имя, упомянутое в «записочке», вынимается частичка из просфоры и рядом со вей Небесной Церковью встает множество частичек Церкви Земной, даже тех, кто далеко от Христа и Церкви, предал Его. Но пока есть люди, которые молятся за них, их, как расслабленного, приносят к ногам Христа.

В итоге Проскомидии все мы вместе, Небесная и Земная Церковь, пребываем в едином Христе, и ожидаем, чтобы омыться Его Кровью, оправдаться его Жертвой. Господь в покое, во гробе, и иерей кадит храм  ладаном, тем самым, который принесли волхвы принесли в дар Новорожденному.

По время каждения алтаря иерей читает пасхальный тропарь, который напоминает о том, что Проскомидия и начало Литургии соответствуют концу нашей жизни на земле и вхождению в Царствие Небесное. Поэтому после того как священник покадил церковные сосуды, он подходит к Царским Вратам и открывает завесу в ознаменование пришествия Господня и нашего спасения.

Источник: http://iksha-hram.ru/katexizaciya/chto-proisxodit-v-altare-kogda-chitayut-chasy/

Что такое часы божественной литургии, когда проходит в церкви литургическая служба — Архангел

Литургия (в переводе «служение», «общее дело») — главнейшее христианское богослужение, во время которого совершается таинство Евхаристии (приготовление Причастия). Литургия в переводе с греческого означает совместное дело.

Верующие собираются в храм для того, чтобы вместе “едиными устами и единым сердцем” прославить Бога и причаститься Святых Христовых Таин (Обращаю внимание, что для того, чтобы причаститься — необходимо специально готовится: попостится, вычитать каноны, придти в церковь полностью натощак, т.е. ничего не есть и не пить после 00-00 часов перед службой).

Литургия простыми словами. Литургия – самая главная церковная служба. Это то священнодействие (церковная служба) во время которой можно причаститься в церкви.

Что такое обедня в православной церкви?

Литургию называют иногда обедней, так как ее положено совершать обыкновенно от рассвета до полудня, то есть в предобеденное время.

Когда, во сколько и в какие дни проходит Литургия в церкви?

В больших храмах и монастырях Литургия может происходить ежедневно. В церквях поменьше Литургия обычно проходит по воскресениям.
Начало Литургии около 8-30, но к каждых храмах по разному. Продолжительность службы 1,5–2 часа.

Зачем в храме происходит (нужна) Литургия? Что значит Литургия?

Это святое Таинство установил Иисус Христос на Тайной Вечери с апостолами, пред Своими страданиями. Он принял в Свои Пречистые руки хлеб, благословил его, преломил и разделил ученикам Своим, говоря: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

» Потом взял чашу с вином, благословил ее и, подавая ученикам, сказал: «пийте от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28).

Тогда же Спаситель апостолам, а в лице их и всем верующим, дал заповедь совершать сие Таинство до скончания мира, в воспоминание Его страданий, смерти и воскресения, для теснейшего соединения с Ним верующих. Он сказал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Каков смысл и символические действия Литургии? Из чего состоит Литургия?

На Литургии вспоминается земная жизнь Иисуса Христа от рождения до вознесения Его на Небо, а сама Евхаристия выражает земную жизнь Христа.

Порядок Литургии:

1. Проскомидия

Сначала готовится все необходимое для Таинства Причащения — Проскомиди (перевод — принесение). Первая часть Литургии «Проскомидия» — это рождение Христа в Вифлееме. Хлеб, употребляемый на Проскомидии, называется просфорою, что означает «приношение».
Во время Проскомидии священник приготавливает наши дары (просфоры).

Для Проскомидии употребляются пять служебных просфор (в воспоминание того, как Иисус Христос накормил пятью хлебами более пяти тысяч человек) а также просфоры, заказанные прихожанами. Для причащения употребляется одна просфора (Агнец), которая по своей величине должна соответствовать числу причастников. Проскомидия совершается священником вполголоса на Жертвеннике при закрытом Алтаре.

В это время читаются третий и шестой часы по Часослову (богослужебная книга).

Проскомидия, во время которой приготовляется вино и хлеб (просфоры) для Евхаристии (Причастия) и поминаются души христиан живых и усопших, за которые священник вынимает частицы из просфоры

В конце службы эти частицы погружают в Чашу с Кровью с молитвой «Отмый, Господи, грехи всех зде поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых твоих». Поминание живых и усопших на Проскомидии является самой действенной молитвой.

Проскомидия совершается священнослужителями в алтаре, в храме обычно в это время читаются Часы.

(для того,чтобы священник во время Проскомидии прочитал молитву за вашего близкого человека, вам надо перед Литургией подать записку в свечную лавку со словами «на проскомидию»)

2. Вторая часть Литургии — Литургия оглашенных.

Во время Литургии оглашенных (оглашенные – это люди, готовящиеся к принятию Святого Крещения) мы учимся, как надо жить по Заповедям Божиим.

Начинается она Великой ектенией (совместно усиленной молитвой), в которой священник или диакон читает короткие молитвы о мирных временах, о здоровье, о нашей стране, о наших близких, о Церкви, о Патриархе, о путешествующих, о находящихся в тюрьмах или попавших в беду. После каждого прошения хор поет: «Господи помилуй».

После чтения ряда молитв, священник торжественно выносит через северные врата из Алтаря Евангелие и так же торжественно вносит его в Алтарь через Царские врата. (Шествие священнослужителя с Евангелием называется малым входом и напоминает верующим первый выход Иисуса Христа на проповедь)

В конце пения священник с диаконом, который несет напрестольное Евангелие, выходит на амвон (перед иконостасом).

Получив благословение от священника, диакон останавливается в Царских Вратах и, подняв вверх Евангелие, провозглашает:“Премудрость, прости”, то есть напоминает верующим, что скоро они услышат евангельское чтение, потому должны стоять прямо и со вниманием (прости — означает прямо). Читаются Апостол и Евангелие. При чтении Евангелия верующие стоят с наклоненными головами, с благоговением слушая святое благовестие.

Затем, после чтения следующего ряда молитв оглашенным предлагают выйти из храма (Оглашенные изыдите).

3. Третья часть — Литургия верных.

Перед Херувимской песнью открываются Царские Врата и диакон совершает каждение. После исполнения слов: «Всякое ныне житейское отложим попечение» священник торжественно выносит Святые Дары – хлеб и вино – из северных врат Алтаря.

Остановившись в Царских вратах, он молится за всех, кого мы особенно вспоминаем, и, возвращаясь через Царские врата в Алтарь, ставит Честные Дары на Престол. (Перенесение даров с Жертвенника на Престол называется Великим входом и знаменует собой торжественное шествие Иисуса Христа на вольные страдания и крестную смерть).

После «Херувимской» звучит просительная ектения и поется одна из главных молитв — «Символ веры», — которую вместе с певчими исполняют все прихожане.

Затем, после ряда молитв, наступает кульминация Литургии: Совершается Святое Таинство Евхаристии- преложение хлеба и вина в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего Иисуса Христа

Затем звучит «Хвалебная песнь Богородице» и просительная ектения. Самую главную – «Молитву Господню» (Отче наш») – исполняют все верующие. После «Молитвы Господней» поется запричастный стих. Открываются Царские врата. Священник выносит Чашу со Святыми Дарами(в некоторых церквях принято встать на колени при выносе чаш с Причастием) и говорит: «Со страхом Божиим и верою приступите!».

Начинается причащение верующих. Что делать во время причащения? 

Причастники складывают руки на груди правая поверх левая. Сначала причащаются дети, потом мужчины, потом женщины. Подходите к священнику с чашей, называете имя, открываете рот. Вам положал в рот кусочек просфоры в вине.

Надо поцеловать чашу в руках у священника. Потом вам надо съесть причастие, подойти к столу и взять там кусочек просфоры, заесть и потом запить.

Заедать и запивать надо, чтобы все причастие попало внутрь тела, а не осталось на нёбе или в зубах.

По завершении причащения певчие поют благодарственную песнь: «Да исполнятся уста наша» и псалом 33. Далее священник произносит отпуст (т.е. завершение Литургии). Звучит «Многолетие» и прихожане целуют Крест.

Святой праведный Иоанн (Кронштадтский): «в нас нет истинной жизни без источника жизни – Иисуса Христа. Литургия есть сокровищница, источник истинной жизни, потому что в ней Сам Господь.

Владыка жизни преподает Себя Самого в пищу и питие верующим в Него и в избытке дает жизнь причастникам Своим Наша Божественная Литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией».

На каринке изображена фотография, на которой проявилось изображение Иисуса Христа а также свет от икон во время Литургии

Что нельзя делать после Причастия?

— После причастия нельзя становится на колени перед иконой
— Нельзя курить, ругаться, но надо вести себя по-христиански.

Источник: https://arh-angel.ru/hramy/chto-takoe-chasy-bozhestvennoj-liturgii-kogda-prohodit-v-tserkvi-liturgicheskaya-sluzhba.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва чтобы взяли на работу

Закрыть