Гласы церковного пения как выучить

Церковное пение: разновидности, советы при обучении

гласы церковного пения как выучить

Красивое церковное пение, сопровождающее практически любое богослужение, едва ли сможет остаться незамеченным. Подобное оформление службы неизменно привлекает внимание прихожан и даже далекие от музыки люди хотя бы на минутку, но мечтают присоединиться к церковному хору.

  • 1 Пение на клиросе – что это такое?
  • 2 Основные правила

Пение на клиросе – что это такое?

Клирос – храмовая зона, предназначенная для размещения хористов (певчих). Если раньше церковное пение было одноголосным и монотонным, то сегодня это – сложный многоголосный хор, имитирующий ангельское пение.

Чтобы попасть в церковные хористы, нужно:

  • обладать хорошим музыкальным слухом;
  • быть владельцем красивого по звучанию голоса.

Желательно, но не всегда обязательно, иметь музыкальное образование. Церковное пение сопровождается быстрым чтением нот, и если нотная грамота вам неизвестна, то придется ее освоить.

К музыкальному сопровождению богослужения певчие готовятся не менее 5 — 7 часов в неделю. Во время спевок определяется место положения в хоре, которое зависит от высоты вашего голоса.

Хоровое пение бывает разным. Выделяют:

  • Знаменное (крюковое). Хор поет одним голосом.
  • Партесное. Представлено несколькими голосами.
  • Обиход. В ходе песнопения исполняются несложные партитуры.

Церковные песнопения бывают постоянные и изменяемые (гласовые). В первом случае напевы классические и исполняются одинаково во всех храмах без исключения.

К гласовым или изменяемым церковным песнопениям относят тропари, каноны, стихиры и другие. Они также изданы в виде книг. Но в каждом храме имеются свои собственные традиции исполнения гласов, которые передаются певчим регентом.

Основные правила

Пения русской православной церкви не только очень красивые, но и чрезвычайно сложные для неподготовленного певчего. Поэтому регент (руководитель церковного хора) будет рад принять нового вокалиста, если не имеющего профессионального музыкального образования, то хотя бы обладающего базовыми знаниями и навыками.

Чтобы освоить церковное пение, необходимо:

  1. Научиться читать церковные книги, написанные на старославянском языке. Для этого необходимо каждый день озвучивать вслух по нескольку страниц молитвослова. Это поможет не только научиться правильно проговаривать слова, но и понимать сам текст. Главными помощниками станут такие издания, как Минея, Часослов и Октоих.
  2. Заняться изучением нот самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам.
  3. Обязательно брать уроки сольфеджио.

Нужно отказаться от попыток самостоятельного освоение осмогласия. Дело в том, что они везде разные и потом переучиваться будет очень сложно. Благоразумнее будет сразу начать разучивать напевы того храма, в котором вы планируете выступать в роли певчего.

Если вам разрешили присоединиться к хору, то вставайте рядом с опытным певчим и внимательно слушайте его пение. Так вы сможет понять мелодии, поймете, как расставляются акцент и узнаете прочие нюансы.

Во время пения в составе хора нужно стремиться максимально точно попадать в ноты, внимательно следить за звучанием своего голоса, произношением слов, громкостью напева и правильностью дыхания.

Чтобы освоить церковное пение, важно не прекращать занятия и дома.

  • Попросите у регента ноты и начните изучение партий дома, но вместо слов нужно петь ноты в прописанной последовательности.
  • Сам напев должен быть умиротворяющим. Церковное пение должно хотеться слушать, понимать произносимые певчим слова.

При должном упорстве и ежедневном труде церковное хоровое пение можно успешно освоить за 1 год. Ускорить процесс обучения помогут занятия с опытным педагогом, который укажет на ошибки и исправит их.

Источник: https://VseoRechi.ru/golos/tserkovnoe-penie.html

Что такое глас? Значение слова. Восемь церковных гласов

гласы церковного пения как выучить

Каждый, кому приходилось бывать на православном богослужении, не раз слышал, как диакон возглашает наименование песнопения, которое будет исполняться хором, и указывает номер гласа. Если первое в основном бывает понятно и не вызывает вопросов, то что такое глас, известно не всем. Попытаемся в этом разобраться и понять, каким образом он влияет на характер исполняемого произведения.

Особенность церковного пения

Церковные пение и чтение — это важнейшие составляющие богослужения, и отличие между ними заключается лишь в мелодической широте. Это вполне очевидно, так как православное пение представляет собой не что иное, как чтение ‒ расширенное и положенное на определённую музыкальную основу. В то же время и само чтение является пением ‒ мелодически сокращённым в соответствии с его содержанием и требованиеями Устава Церкви.

В церковном пении задачей мелодии является не эстетическое украшение текста, а более углублённая передача его внутреннего содержания и раскрытие многих особенностей, которые невозможно выразить словами.

Само по себе оно является плодом вдохновенных трудов святых отцов, для которых песнопения были не упражнениями в искусстве, а искренним выражением их духовного состояния.

Им принадлежит создание Устава песнопений, регламентирующего не только последовательность исполнения, но и характер тех или иных мелодий.

В Русской Православной Церкви богослужебное пение базируется на принципе «осьмогласия», автором которого является преподобный Иоанн Дамаскин. Согласно этому правилу, все песнопения делятся на восемь гласов в соответствии с их содержанием и заключённой в них смысловой нагрузкой. Для каждого из них характерен строго определённый напев и эмоциональный окрас.

Закон осьмогласия пришёл в Русскую Православную Церковь из Греции и получил у нас определённую творческую переработку.

Это выразилось в том, что в отличие от греческого оригинала, где церковные гласы служат для обозначения только лада и тональности, на Руси они обозначают главным образом некую мелодию, закреплённую за ними и не подлежащую изменению. Как уже было сказано, гласов всего восемь.

Из них четыре первые — это основные (атентические), а последующие ‒ вспомогательные (плагальные), в задачу которых входит завершение и углубление основных. Разберём их подробнее.

Гласы Светлого Воскресения и Великой Субботы

На Пасхальных богослужениях, где все песнопения имеют светозарный, величественный окрас, служба построена в первом гласе и параллельном ему вспомогательном пятом. Это придаёт общему звучанию характер воззвания к Небесам и позволяет настроить душу на возвышенный лад. Являясь отражением небесной красоты, эти песнопения вселяют в нас духовную радость. На этом примере хорошо видно, что такое глас, дарующий ощущение праздника.

https://www.youtube.com/watch?v=lkTHyH9ZIN8

В Великую Субботу перед Пасхой, когда всё в мире замерло в ожидании чуда Воскресения Христова, и души людей исполнены умиления и любви, во храмах Божьих звучат нежные и трогательные напевы, отражающие тончайшие нюансы внутреннего состояния молящихся.

В этот день церковная служба построена целиком на втором гласе и дополняющем его шестом. Что такое глас второй, иллюстрируют также и заупокойные службы, где на его эмоциональном окрасе построены все песнопения.

Это как бы отражение переходного состояние души из бренного мира в жизнь вечную.

Два гласа, весьма различных по частоте исполнения

Относительного третьего гласа нужно заметить, что на его основе построено весьма мало песнопений. По частоте использования его в богослужении он занимает предпоследнее место. Степенный, но одновременно и твёрдый, исполненный мужественного звучания, он как бы вводит слушателей в размышления о тайнах Горнего мира и о бренности земного существования. Наиболее ярким примером может служить хорошо всем известный воскресный кондак «Воскресение Христово».

Очень характерно звучание песнопений, построенных на четвёртом гласе. Их отличает торжественность и быстрота, побуждающая к веселью и радости. Ими наполнено содержание мелодии и подчёркивается значение слова. Глас четвёртый является одним из наиболее востребованных в православных службах. Заложенный в нём оттенок покаянности неизменно напоминает нам о содеянных грехах.

Пятый и шестой плагальные (вспомогательные) гласы

Пятый ‒ плагальный глас. Значение его весьма велико: он служит для придания большей глубины и завершённости песнопениям, исполняемым на основе первого гласа. Его интонации наполнены призывом к поклонению. Чтобы в этом убедиться, достаточно прослушать воскресный тропарь Воскресению Христову или приветствие «Радуйся». Оба эти произведения несут в себе одновременно оттенки печали и радости.

Шестой глас является вспомогательным ко второму и подчеркивает печаль, располагающую к покаянию о содеянных грехах и в тоже время переполняющую душу умилением и надеждой на Господнее всепрощение. Это скорбь, растворяемая утешением. Как уже говорилось, второй глас дарит ощущение перехода в иной мир, и потому наполнен светом, шестой же больше ассоциируется с погребением. По этой причине на его основе исполняются песнопения второй половины Великой Седмицы.

Завершение перечня осьмогласия

Реже всего в православных храмах можно услышать песнопения, положенные на седьмой глас. Греки ‒ авторы закона осьмогласия ‒ именовали его «тяжёлым». Характер исполняемых на его основе песнопений важный и мужественный, что вполне объясняет данное ему название. За внешней простотой этих мелодий скрывается целый мир ‒ глубокий, великий и непостижимый. Это своего рода повествование о Небесном Иерусалиме и Будущем веке.

Прослушав такие высокие образцы церковного пения, как «О Тебе радуется» и «О преславного чудесе», можно без труда составить представление о том, что такое глас. Восьмой глас ‒ последний, он завершает перечень элементов, составляющих осьмогласие. Он полон царственной высоты, совершенства и зовет к упованию на Безначального Отца, сотворившего видимый и невидимый мир. В то же время, слушая его, невозможно не заметить некий оттенок печали, вызванной мыслью о собственной греховности.

Источник: https://FB.ru/article/220925/chto-takoe-glas-znachenie-slova-vosem-tserkovnyih-glasov

Что такое гласы в церковном песнопении? — Слово к Богу

гласы церковного пения как выучить

Красивое церковное пение, сопровождающее практически любое богослужение, едва ли сможет остаться незамеченным. Подобное оформление службы неизменно привлекает внимание прихожан и даже далекие от музыки люди хотя бы на минутку, но мечтают присоединиться к церковному хору.

  • 1 Пение на клиросе – что это такое?
  • 2 Основные правила

Уроки церковного пения онлайн — Моя Мечта — Международная онлайн школа музыки

Православное пение – это особое направление вокала, которое несет за собой не только умение петь в определенной манере, но и знание напевов, гласов, ирмосов и других специфических музыкальных знаний. На онлайн уроках церковного пения вы изучите все нюансы православной вокальной техники и приобретёте необходимые знания для пения в храме.

Православная служба с давних времен была вокальной. Большое значение при этом придается чистоте и благозвучности пения. Это требует от певчих определенного профессионального уровня, желательно со знанием нотной записи. Также для начинающих некоторую сложность представляет и церковнославянский язык (язык православных богослужений).

Уроки церковного пения онлайн рассчитаны как для новичков, так и для профессионалов, желающих повысить свой уровень знаний и умений.

Занятия проводятся в любом режиме обучения нашей школы – единоразовой консультации, регулярных или нерегулярных занятий. Программы обучения представлены ниже. Они могут быть адаптированы под ваши цели и нужды. В программу по желанию учащихся можно добавить базовые навыки:

  • руководства православным хором;
  • дирижирования;
  • управления хором;
  • нотной грамоты.

1. Базовый онлайн курс церковного пения

(24 занятия по 60 мин + пробный урок)

Курс рассчитан для взрослых и детей от 7 лет. Он не требует предварительной музыкальной подготовки. Программа базового курса включает:

  • Основы вокальной техники духовного пения.
  • Развитие музыкального слуха.
  • Основы чистого интонирования.
  • Азы нотной грамоты и сольфеджио (включая пение нот с листа).

2. Углубленный онлайн курс церковного пения

(48 занятий по 60 мин)

Курс рассчитан на взрослых и детей от 7 лет, с нуля. Программа углубленного курса включает в себя:

  • Программу базового курса церковного пения.
  • Чтение с листа.
  • Пение по нотам.
  • Постановку дыхания.
  • Изучение базовых напевов, гласов, ирмосов.
  • По желанию: теоретические знания в области православной музыки.
  • По желанию: помощь в управлении хоровым коллективом (для регентов).

Длительность углубленного курса церковного пения зависит от целей обучения, интенсивности занятий и графика учебы.

3. Разучивание богослужебных произведений

Данная программа обучения предполагает уже имеющиеся у вас знания в сфере церковного пения на среднем, продвинутом или профессиональном уровне. Длительность курса зависит от вашего уровня подготовки, исполнительских навыков, целей обучения, которые вы указываете в заявке, объема репертуара и графика. Данная программа может включать в себя:

  • Детальное изучение гласов, ирмосов, стихир.
  • Изучение основных богослужебных песен Литургии.
  • Изучение репертуара утрени и вечерни.
  • Изучение богослужебных песен, напевов и произведений, предложенных вами.
  • Подготовка к выступлению.

4. Освоение вокального навыка или техники

Данная программа обучения предполагает средний, продвинутый или профессиональный уровень церковного пения. Длительность курса зависит от целей обучения и объема задач. В заявке обязательно указывайте интересующие вас навыки.

  • Освоение определенной вокальной техники или вокального умения.
  • Устранение той вокальной проблемы, которая вас беспокоит.

5. Подготовительный онлайн курс церковного пения

Программа рассчитана на детей от 4 до 7 лет. Подготовительные курсы значительно облегчают изучение всех аспектов церковного пения в дальнейшем на более профессиональном уровне. Длительность обучения от 1 до 3 лет соответственно возрасту ребенка. Читайте подробно о подготовительных курсах музыки для дошкольников.

Для более эффективного обучения вокалу в дополнение к основному курсу церковного пения мы рекомендуем онлайн уроки сольфеджио как прекрасный инструмент для развития музыкального слуха и упрощения процесса учебы.

Подать заявку на уроки

Источник: http://music-mydream.com/courses/dopolnitelnye-programmy/137-uroki-tserkovnogo-peniya-online

Церковное пение: хоровое в русской православной церкви, богослужебные песнопения

Искусство в православных храмах издревле служило для того, чтобы приблизить душу человека к Богу, настроив ее через слушание песнопений и стихов, созерцание икон на необходимый лад.

Церковное пение должно соответствовать некоторым нормам, чтобы подействовать на человека необходимым образом. Отклонения в стиле, неточности в исполнении рождают диссонанс, который мешает молитвенному настрою. Поэтому большое значение надо придавать исполнению церковных песнопений в православной церкви.

Что такое церковное пение

Церковное пение — вид искусства, применяемый не только в храмах, но большей частью в них. Оно является неотъемлемой частью богослужений и имеет своей целью обращение души человека к Богу. Слушая хоровое пение (а оно чаще всего бывает именно хоровое, редко в православной церкви на богослужениях солирует один певец), душа приходит в умиление, в ней рождается молитвенный настрой.

Люди с давних пор заметили, что именно музыка, в зависимости от стиля, способна пробудить в человеке различные чувства. Вокальные музыкальные произведения особенно влияют на душу, поскольку само пение символизирует голос души. Также в храмах поют хором, потому что это — подражание ангельскому пению. Некоторым святым было дано услышать его, и они говорили, что ангелы пели хором, славили Бога.

Например, всем известна история о том, как мальчик во время Богослужения был видимо приподнят на небо, а потом возвратился. Он слышал пение ангелов и говорил, что оно непохоже ни на какое другое земное пение. В ангельском песнопении отрок разобрал слова: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Тогда люди добавили к ним: «помилуй нас!», и так родилась известная молитва, часто применяемая при богослужении, именуемая Трисвятое.

Из всего этого можно сделать вывод, что хоровое пение — важнейшая часть церковных служб. Но на него возложена большая ответственность, ведь неправильным, небрежным исполнением песнопений можно разрушить молитвенный настрой прихожан. Также и чрезмерное увлечение современными течениями может повредить душам верующих. Поэтому самое важное значение в богослужении отдается именно пению.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Небо что это такое

История появления и развития

Впервые можно встретить упоминание об ангельском пении в Евангелии от Луки, когда рассказывается, как во время Рождества Христова явилось множество Ангелов, и они запели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Затем в упоминании о Тайной Вечере: апостолы, воспев, пошли на гору Елеонскую. В посланиях Иакова имеются слова : «Благодушествует ли кто, да поет», затем апостол Павел наставляет своих учеников, чтоб они всегда пели псалмы.

Отсюда можно сделать вывод, что общественное пение имеет древнейшее происхождение. Известно, что в первые века христианства исполнялись ветхозаветные стихи: «Вонми небо», «Поим Господеви», песнь пророчицы Анны и псалмы Давида.

Затем стали применяться в богослужениях песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» и песнь Симеона «Ныне отпущаеши».

В первые века христианства в церковных собраниях пели:

  • «Слава в вышних Богу»;
  • «Да молчит всякая плоть»;
  • «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (до и после прочтения Евангелия);
  • «Свете тихий»;
  • «Приидите поклонимся».

Иногда пелись импровизации, например, при умовении рук священников, возжжении светильников. Это считалось нормой, поскольку первые христиане имели горячую веру и высокий дух.

Такой порядок существовал в пении у древних христиан:

  1. Пели во время службы все. Не было разделения на народ и клирос.
  2. Иногда солировал только один певец. Это было распространено у египетских монахов.
  3. На возгласы священника весь народ отвечал хором.

Византийские традиции

Со временем церковное хоровое пение изменялось. После прекращения гонения на христиан большое внимание стало уделяться технике пения. Появился первый клирос, который составляли люди грамотные, специально обученные, имевшие хороший слух и голос .

Постепенно стали появляться антифоны (разделение на правый и левый клирос). Увеличивалось число церковных книг для богослужений. Мелодии, которые можно услышать в миру, постепенно внедрялись в церковное пение. Начали исчезать целостность и чистота служб древних христиан. За это певцов укоряли святой Климент Александрийский и св. Исидор Пелусиот, говоря, что мелодии богослужебного пения должны иметь характер бесстрастный, в отличие от мирских песен.

Со временем было создано специальное правило Вселенского Собора:

«Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения, не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви»

Постепенно стали упраздняться музыкальные инструменты, использовавшиеся ранее в богослужениях. Пение стало только акапельным.

Над учреждением правильного пения в церкви трудились многие святые:

  1. Св Игнатий Богоносец был устроителем антифонного пения.
  2. Мч. Иустин Философ написал книгу «Певец», где были даны подробные рекомендации церковным исполнителям, а также некоторые гимны.
  3. Св. Климент Александрийский написал много песнопений и гимнов.
  4. Св. Афанасий Великий — основоположник чтения на распев.
  5. Св. Ефрем Сирин написал много песнопений, основал греческое крюковое пение.
  6. Св. Иоанн Златоуст впервые создал церковный хор под управлением придворного музыканта.
  7. Прп. Роман Сладкопевец написал около тысячи кондаков (в т. ч. на Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы).
  8. Прп. Иоанн Дамаскин — создатель осмогласия, которое используется в церкви до сих пор. Творец канонов, песнопений.
  9. Свт. Амвросий Медиоланский написал книгу гимнов «Антифонарий».
  10. Свт. Григорий Двоеслов создал певческую школу в Риме, написал книгу устава и наказания для певчих.

Главной особенностью византийского пения является осмогласие. Это восемь напевов — гласов, из которых четыре — основных и четыре — производных. На этих мелодиях строится все пение в церкви. Все песнопения перекладываются на нужный глас.

Кроме того, византийские традиции отличает антифонное пение. В этом стиле часто используется монофония (исполнение главной мелодии на фоне основного тона в басу — исона). Также часто можно услышать распевы слогов : «а-на-не», «то-ро-ро» и т. д. Это существует для того, чтобы заполнить паузу, пока священник выполняет необходимые действия в алтаре. Такое распевание называется «кратима», иногда оно свидетельствует о выражении высших чувств верующего.

Византийские традиции пения сохранились и по настоящее время. Их можно услышать в современной Греции — на Афоне, в Египте и других странах. В отличие от современного европейского пения, византийское более мелодично, оригинально и духовно. Здесь нет строгого разграничения на мажорный и минорный лад, оно разнообразнее и полнее.

Знаменный распев

Это самый основной вид древнего пения на Руси. В основе названия — слово «знамена» (или крюки), т. е. знаки, которыми записывались мелодии.

Есть несколько типов знаменного пения :

  • путевой;
  • демественный;
  • столповой;
  • ветвенный;
  • кондакарный.

Кондакарный распев

Самый древний вид знаменного распева . Название произошло от слова «кондак» — вид богослужебного песнопения. Мелодии распева характеризуются большим количеством мелизмов, во многом видно сходство с византийским пением.Такой распев был распространен в Русской православной церкви в 11-12-м веке, а в 14-м веке полностью исчезло в связи с переходом от Студийского устава на Иерусалимский.

Столповой распев

Самый распространенный вид пения, которым пелся весь Октоих. Отсюда и название — «столп», значит, самый основной. Применяется распев и в наше время. Отличие его в том, что он состоит из попевок, которые в свою очередь состоят из крюков. Попевки называются «кокизами».

Каждому гласу соответствует особый набор кокиз. Напевы заимствованы от византийского пения, в основе его лежат распевы «ананейки». Записывается мелодия с помощью особых знаков — « крюков», каждый крюк означал особую ноту или даже сочетание нот. Крюки имели свое название.

Среди крюков самые распространенные:

  • параклит — половинка;
  • статия — целая нота;
  • подчашие или чашка — две нисходящие ноты;
  • переводка — две четвертные ноты восходящие;
  • дербица — четыре четвертные ноты, идущие вверх.

Каждый крюк имел свое изображение. Чтением их занимались специально обученные люди.

Надо сказать, что это было довольно нелегкое занятие, и освоить его мог далеко не каждый. Для упрощения были написаны специальные певческие азбуки.

Демественный распев

Иначе он называется «демество». Первое упоминание об этом довольно распространенном распеве относится к середине 15-го века. Им пели песнопения Октоиха, Обихода, Ирмология, праздничные песнопения.

В 18-м веке был издан Демественник, который включал в себя самые распространенные произведения. В начале для записи использовались обычные крюки, потом они усовершенствовались, и для записи демества были введены новые знаки. В настоящее время в богослужебной практике этот распев используется в особо торжественных случаях, например, при архиерейских службах.

Путевой распев

Наряду с вышеперечисленными был распространен путевой распев. Первое упоминание о нем появилось в 15-м веке. Им пелись стихиры и обиход. В 16-м веке он приобрел наибольшую популярность.

Распев отличали особая торжественность исполнения, плавность и напевность. В конце 17-го века все меньше песнопений исполнялось «путем». До сих пор он сохранился в старообрядчестве.

Распространение многоголосия

В 16-м веке стали появляться многоголосные исполнения распевов (до этого пение было одноголосным). Сначала был распространен троестрошный (или строчной) певческий стиль. Мелодии записывались на трех строках, которые исполнялись одновременно. Получались своеобразные аккорды, не всегда звучащие благозвучно, иногда слышался явный диссонанс.

В конце 17-го века мелодии знаменного распева стали записываться не с помощью традиционных крюков, а с помощью «топориков». Это было похоже на певческие книги католиков. «Топорики» записывались уже на пятилинейном нотоносце. Были изданы Синодом богослужебные книги (Октоих, Ирмологий, Обиход, Праздники), записанные с помощью квадратной нотации. Они были много раз переизданы.

В этих книгах можно было встретить и другие распевы:

  1. Греческий. Появился на Руси в 16-м веке. По названию понятно, что он пришел из Греции. Отличие распева — в мелодичности, торжественности, протяженности. Относится к калофоническому (в переводе «калос» означает «прекрасный, «фоне» — голос) пению.
  2. Киевский. Пришел в Россию из Украины в 17-м веке. Особенность распева — речитатив чередуется с распевом, попевки терцово-квартового строения в диатоническом звукоряде. Мелодии проще, чем в знаменном распеве, преобладает тоническая устойчивость.
  3. Болгарский распев появился на Руси в середине 17-го века. Болгарское происхождение не установлено, вероятно, он пришел от придунайских славян. Отличает его тональная устойчивость мелодий, укладывающихся в четырехдольный размер, напевность, запоминаемость.

Партесное пение

Благодаря реформам Петра Первого старинные распевы все больше вытеснялись западной манерой исполнения. Тогда произошел переход с модального лада на мажорно-минорный.

В 19-м веке одноголосное пение сменилось партесным (многоголосным). Но привычные распевы не были полностью забыты. Их гармонизовали, сделав многоголосными. Так они немного потеряли свои особенности, зато в таком виде существуют до сих пор в церкви.

До сих пор знаменный распев в первоначальном виде сохранился у старообрядцев, а также в некоторых православных монастырях и храмах. Например, в Валаамском монастыре сейчас можно услышать древний распев.

Партесное пение было заимствовано у запада. Оно подразумевало разделение произведения на партии, отсюда и название. Обычно партий было четыре: две у женского состава (сопрано и альт) и две у мужского (тенор и бас). Эта традиция используется и по сей день в православных хорах.

Авторские композиции

В 18-м веке за гармонизацию древнего распева взялись известные композиторы того времени. Они перекладывали их на западный манер в гармонические тональности.

Самые популярные композиторы, гармонизовавшие знаменный распев:

  • П. Турчанинов;
  • А. Львов;
  • А. Кастальский;
  • С. Рахманинов;
  • П. Чайковский;
  • П. Чесноков.

Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/muzika/tserkovnoe-penie.html

О том, как быстро научиться петь гласовые песнопения и что это даёт

Доброго времени суток, мои дорогие друзья.

О том, чтобы научиться петь быстро, мечтает, наверное, каждый второй. Но не все понимают, что спешка здесь абсолютно ни к чему. Более того, быстрое разучивание песнопений может только навредить. И я сейчас объясню почему.

Все мы (и я в своё время не была исключением) хотим быстро научиться петь на клиросе. Выучить побыстрее гласы и вперёд, на службу. И как правило, спеша, мы не выучиваем достаточно хорошо. К чему это в итоге приводит?

А приводит это к тому, что не доучив или кое как выучив любое песнопение, мы запоминаем его абы как. И потом это неправильно заученное пение гораздо труднее переучить на правильное, чем выучить что — либо заново. И получается, что снова создаём себе двойную работу.

Поспешишь — людей насмешишь!

А это совсем ни к чему. Поэтому, родные мои, я призываю вас к тому, чтобы вы не торопились в своём обучении гласовому пению. В письмах своей рассылки по церковному пению, я в короткий временной промежуток объясняю алгоритм разучивания Осьмогласия на примере второго стихирного и тропарного гласов, но вы все идёте в разных темпах.

И это хорошо, так как все мы разные, уровень музыкальной грамотности у всех разный и способности музыкальные тоже разнятся. И кто то выучит тот или иной глас за час, а кому то и по два часа на протяжении недели будет мало.

Даёшь качество?!

Нечто подобное я уже писала, но повторюсь. Пожалуйста, обращайте внимание на качество. И тогда увеличится количество освоенного вами церковно — певческого материала. В НПДУ, где я преподавала у студентов регентского отделения церковное пение, на разучивание восьми стихирных гласов давался полный учебный год.

Конечно, у студентов были и другие предметы и послушания, но в течении года освоить и выучить Осьмогласие было реально. То есть, занимаясь в группе на уроке и индивидуально самоподготовкой, посещая регулярно седмичные богослужения и осваивая гласовые песнопения на практике богослужений; студенты постепенно, шаг за шагом осваивали все стихирные гласы.

Сам себе режиссёр, то есть экзаменатор

Были и те, кто осваивал гласы быстрее, но они всё равно шли в ногу со всем курсом. Здесь на блоге немного другая у всех у вас ситуация. Нет строгого жёсткого контроля по срокам выучивания, нет экзаменов, вы предоставлены в обучении самим себе.

Конечно, я консультирую всех желающих, исправляя или корректируя ваше освоение стихирных или тропарных гласов. Но вы и сами должны понимать, что пение на клиросе — это тщательный и кропотливый труд и относиться небрежно к этому совсем не годится.

А ведь хочется так быстро научиться петь! -скажете вы. Учитесь, разве я против? Но не забывайте возвращаться и повторять все гласы, выученные вами ранее. Ведь если вы поёте на богослужении только в выходные и на большие двунадесятые праздники, то гласы забудутся за неделю.

Повторение — мать учения!

Даже если (как вам кажется) они достаточно хорошо вами выучены. Быстро научиться петь стихирные, тропарные или ещё какие гласы можно следующим образом:

Вы берёте определённый глас (выбор всегда за вами, хотя я рекомендую самое первое обучение гласовому пению начинать именно со второго стихирного гласа). Почему именно с него?

Он легче воспринимается начинающими певчими, нежели все остальные из стихирных гласов. Шестой стихирный несколько перекликается со вторым (оба минорные), но у него сложный запев и чередование трёх мелодических строк, одна из которых меняется в зависимости от того, в начале она или в окончании.

Кстати, о чередовании строк я, пожалуй, напишу в следующем своём посте, так как многие из вас просили меня об этом. Сначала хотела страничку отдельную сделать по этим самым чередующимся строчкам, а теперь думаю статьи одной хватит.

Я отвлеклась. Вы берёте определённый глас (стихирный или тропарный — не важно) и учите его столько времени, сколько вам, именно вам и лично вам потребуется на выучивание этого самого гласа.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что означает открытая ладонь

Запомните это важно!

НЕ ПЕРЕХОДИТЕ К РАЗУЧИВАНИЮ СЛЕДУЮЩЕГО ГЛАСОВОГО НАПЕВА ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ВЫУЧИТЕ ПРЕДЫДУЩИЙ!

НЕ ОСВАИВАЙТЕ ТРОПАРНЫЕ ГЛАСЫ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА НЕ ОСВОИТЕ ВСЁ СТИХИРНОЕ ОСЬМОГЛАСИЕ!!!

Именно этот момент поможет вам быстрее, именно быстрее и лучше выучить гласы и быстро начать петь на клиросе. То есть, чем тщательнее и дольше вы учите, тем быстрее выучиваете.

Источник: https://anfir70.ru/cherkovnoe-penie/o-tom-kak-bystro-nauchitsya-pet-glasovye-pesnopeniya-i-chto-eto-dayot/

В екатеринбурге стартует основной этап записи в первый класс. как быстро подать документы

Сегодня стартует основной этап зачисления первоклассников в школы Екатеринбурга. Запись начнется в 00:00. Записать детей в первый класс смогут жители трех районов – Верх-Исетского, Ленинского и Чкаловского.

Как изменилась схема записи в первый класс

В 2020 году произошло сразу несколько изменений, направленных на то, чтобы сайт госуслуг не упал, а очередь не сбилась из-за технических ошибок, как это было год назад. Вот главные из них.

Запись в первый класс разбили по районам

Запись будущих первоклассников продлится с конца января по 30 июня. Подавать заявки через «Госуслуги» можно следующим образом:

  • С 29 января — дети с постоянной или временной регистрацией в Верх-Исетском, Ленинском, Чкаловском районах.
  • С 30 января — дети с постоянной или временной регистрацией в Железнодорожном и Орджоникидзевском районах.
  • С 31 января — дети с постоянной или временной регистрацией в Кировском и Октябрьском районах.

После того как сроки всех этапов истекут, с 1 июля по 5 сентября пройдет прием детей не по месту регистрации, а по наличию свободных мест в школах.

Льготников стало больше

Первыми в первый класс записали льготников. Это дети сотрудников органов уголовно-исполнительной системы и полиции, противопожарной службы, таможенных органов и военнослужащих.

Кроме того, преимущества при зачислении в первый класс получили те, у кого братья и сестры уже учатся в одном из учебных учреждений города. И неважно, есть у них прописка, чтобы попасть в эту школу, или нет.

Приемная кампания началась 15 декабря и завершилась 23 января. За этот период было зачислено 4 тыс. 378 детей

«Госуслуги» и информационная система мэрии стали независимы друг от друга

Технически онлайн-запись в первый класс обеспечивают Ростелеком и Информационная система департамента образования. В этом году заявления будут обрабатываться только порталом госуслуг.

Он, как заявляют в «Ростелекоме», может обрабатывать порядка 400 заявлений в секунду, поэтому справится с наплывом заявок. Далее портал госуслуг передает заявления в информационную систему департамента образования.

При этом сохраняется ровно та очередность, с которой родители отправляли заявки через «Госуслуги».

Поэтому ситуация, когда заявки, которые были поданы через «Госуслуги» в числе первых и несколько часов пробыли в буфере до того, как их обработала система департамента, не повторится. «Во время записи граждане должны понимать, когда их заявление принято и им можно быть свободными.

Таким моментом будет появление статуса «заявление принято к рассмотрению».

После этого родители могут успокоиться и идти спать до получения заявления о том, что все в порядке и можно приносить документы», — отметил руководитель направления Екатеринбургского филиала ПАО «Ростелеком» Сергей Федоров.

Как записать ребенка в первый класс

Для начала определитесь, в какую школу по прописке должен отправиться ваш ребенок. За каждым учебным заведением закреплены адреса. Список здесь.

Подать заявление можно четырьмя способами:

  • в МФЦ;
  • в Центре муниципальных услуг;
  • в самих школах;
  • на портале госуслуг.

Те, кто подал заявление через портал госуслуг, должны будут подтвердить его в МФЦ или Центре муниципальных услуг.

Помимо заявления для зачисления ребенка, родители должны предъявить следующие документы: свой паспорт, свидетельство о рождении будущего первоклассника, справку на право получения места в школе в первоочередном порядке, документы о регистрации ребенка по месту жительства.

Комиссия рассмотрит заявление в течение 10 рабочих дней. После этого будет установлен статус: «Одобрено» или «Не одобрено».

В первый класс принимают детей, которые достигнут к 1 сентября 2020 года возраста 6,5 лет.

Как правильно записаться через «Госуслуги»

  • Для начала проверьте, подтверждена ли ваша учетная запись на сайте «Госуслуги».
  • После этого зайдите на сайт госуслуг и выберите местоположение «Екатеринбург», если система не определила город самостоятельно.
  • Выберите услугу «Запись в школу» Департамента образования администрации города Екатеринбурга. Далее кликните на «Зачисление детей в первые классы образовательных учреждений».
  • Будьте готовы ввести данные свои и ребенка.
  • В блоке «Выбор образовательного учреждения» в поле необходимо вручную ввести номер школы.
  • Если все введено корректно, то отобразится кнопка «Подать заявление». После этого статус заявления можно отслеживать в личном кабинете в разделе уведомлений.

Читайте нас в соцсетях:

Источник: https://66.ru/news/society/227794/

История пения

Как менялась традиция византийского церковного пения и способы его записи — от первых упоминаний до наших дней

Подготовила Ирина Старикова

В Византии была не только церковная, но и светская музыка. Существуют даже свидетельства, что на торжественных императорских церемониях использовался орган. Но светская музыка не записывалась, поэтому о ней мы практически ничего не знаем. Гораздо лучше известна традиция византийского церковного пения.

История византийской певческой традиции насчитывает сотни лет — и не прерывалась с падением Константинополя в 1453 году. Она продолжается не только в православных церквах греческой традиции (Константинопольской, Александрийской, Элладской, Кипрской), но и в других, тех, что до настоящего времени совершают богослужение согласно византийской певческой традиции (например, в Сербской православной церкви). 

Неудивительно, что среди знатоков и специалистов существуют разногласия о том, как именно звучали эти песнопения во времена Византии. Научные реконструкции песнопений, записи которых сохранились в средневековых манускриптах, зачастую сильно отличаются от интерпретаций современных хранителей традиции. Это связано с природой музыкальной культуры в целом.

Византийские мастера пения не использовали знакомую нам линейную нотацию. Они записывали свою музыку особыми знаками — невмами (от древнегреческого νεῦμα — «кивок», «знак глазами»), которые должны были напомнить певцам уже знакомые им мелодии.

Традиционная невматическая нотация лишь условно передавала звучание песнопений, поэтому их настоящее звучание, возможно, еще долго останется загадкой.

Незаписанное пение

Византийские певцы стали записывать музыку с помощью невм только в X веке. До этого времени традиция чаще всего передавалась устно, от учителя к ученику. Поэтому о древней церковной музыке мы знаем только из косвен­ных источников — христианских житийных рассказов, воспоминаний паломников и проповедей церковных иерархов. Принято считать, что важнейшими центрами развития певческого искусства были святой город Иерусалим и столица империи Константинополь.

IV век. Рассказ Эгерии и антифонное пение

В IV веке паломница Эгерия оставила описание богослужений в иерусалимском храме Воскресения, или Гроба Господня. Каждый день перед восходом солнца там собирались монахи, миряне и все желающие, которые долго распевали псалмы и антифоны (от греческого ἀντίφωνος — «звучащий в ответ», «откликающийся», «вторящий»).

Антифонное пение, по словам Эгерии, выглядело так: священник пропевал псалом, и после каждой фразы присутствующие повторяли припев (например, «Аллилуйя», «Услышь нас, Господи» или «Помилуй меня, Господи»); после этого читали молитву. Следующим солистом становился диакон, третий псалом пел кто-то из младших клириков.

Мы не знаем, как именно звучали мелодии в то время. Если верить церковным проповедникам, в городских храмах старались петь как можно красивее. Епископы Василий Великий и Иоанн Златоуст считали, что приятная музыка оказывает воспитательное воздействие на прихожан. Более строгие деятели, например Афанасий Александрийский, стремились оградить монашескую традицию от влияния городского (соборного) пения с его мелодической привлекательностью.

VI–VII века. Пение псалмов и песненное последование

Расцвет городского церковного пения связывают с песненным последова­нием — особым богослужебным обрядом, возникшим уже не в Иерусалиме, а в Константинополе.

Вероятно, он сложился уже в эпоху императора Юстиниана I (527–565), но музыкальное содержание этого обряда известно только благодаря поздним рукописям, созданным в период упадка Византийской империи (в конце XIV века).

С помощью антифонариев (или сборников антифонов) XIV века, хранящихся в Национальной библиотеке в Афинах, удалось восстановить не только порядок, но и некоторые элементы мелодического содержания псалмовых стихов и припевов песненного последования.

Можно с уверенностью говорить, что уже в VII веке сложилась замысловатая система пения псалмов. Например, первый вечерний псалом исполняли следующим образом: сначала солист пропевал второе полустишие первого стиха с припевом в богато орнаментированном стиле, а затем два хора поочередно пропевали следующие стихи, начиная уже с первого полустишия, и к каждому стиху добавляли припев «Слава Тебе, Боже наш».

​Начало песненного последования. Стихи псалма 85 с припевамиИсполнение: ансамбль Cappella Romana.

VII–VIII века. Пение гимнов и система музыкальных образцов

Кроме псалмов, каждый из которых исполнялся своим особым способом,
в VII–VIII веках появились гимнографические сочинения — многие из них тоже связывают с константинопольской и палестинской школами. Количество новых текстов сильно увеличилось, поэтому певцы стали исполнять их с помощью системы моделей-образцов; песнопения-образцы назывались самоподобнами, а их мелодические копии — подобнами. Сочинения, получавшие оригинальную, только им присущую мелодию, называли самогласнами.

VIII век. Изобретение осмогласия

В VIII веке в Палестине была изобретена система осмогласия (на греческом — ὀκτώηχος, от слов ὀκτώ — восемь и ἦχος — глас): песнопения стали группиро­ваться по музыкальному содержанию, образовывая восемь гласов. Каждый глас отличался от других по двум признакам. Во-первых, ладовым.

Лад — это в данном случае согласованность звуков между собой внутри гаммы  Гамма — последовательность звуков, звукоряд, мелодическая лестница..

Это значит, что каждому гласу присущ свой набор звуков или ступеней, между которыми существует иерархия: все произведение может закончиться только на основной ступени, мелодические строки — на основной и побочных ступенях, в остальных случаях могут использоваться и все остальные ступени. Таким образом, песнопения, относящиеся к одному гласу, завершались на одной и той же ступени звукоряда.

Второй признак гласа — набор формул или мелодических ячеек. Формулы, сочетаясь, создавали своеобразную мозаику, особенную для каждого гласа  В греческих богослужебных книгах «Октоих», содержащих песнопения для разных богослужений, обычно также приводятся поэтические характеристики каждого из восьми гласов.

Вот пример такого описания:  «Глас IV Торжествен будучи и весел, ты несешь нам Четвертый дар по музыкальному суду: Ликующим дав руку, ты искусствен. Располагаешь даже звуками кимвал: Тебя, четвертый глас, как полный благозвучья, Ликующих все сонмы да благословят. Глас V Весьма печален ты и жалостию полон, Но ты порой нередко и ликуешь в такт. Смысл музыкальный, нам указанный наукой, Признавший ряд названий косвенных гласов, Тебя по чину пятым, первым же в союзе Гласов плагальных славных именем зовет».

(Иоанн Вознесенский. О пении в православ­ных церквах греческого Востока с древней­ших до новых времен. Кострома, 1895).

.

Со временем формульный принцип сложения мелодической ткани стал господствовать в византийской певческой культуре.

III век. Древнегреческие буквы

В эпоху становления певческой традиции мелодию обычно передавали на слух, но, вероятно, изредка все-таки записывали — с помощью древнегреческой буквенной нотации, то есть обозначая ее буквами греческого алфавита.

Оксиринхский папирус с древнегреческой буквенной нотацией. Египет, конец III века The Oxyrhynchus Papyri

Единственный пример такой записи — уникальный папирус из египетского города Оксиринх, который относится к концу III века. На нем сохранились строки из гимна Святой Троице в сопровождении знаков древнегреческой нотации с дополнительными ритмическими символами.

Считается, что восемь букв, использованных для записи гимна, складываются в восемь звуков иполидийской гаммы  Иполидийская гамма — последовательность восьми звуков от ноты фа (расстояния между соседними звуками составляют один тон, за исключением четвертого и пятого, а также седьмого и восьмого: между ними по полтона).. Однако расшифровку этого памятника следует считать весьма условной.

Научная реконструкция древнегреческой буквенной нотацииГимн Святой Троицы из Оксиринхского папируса (фрагмент). Исполнение: Ирина Старикова. Arzamas

Позднее мастера пения стали записывать мелодии с помощью примитивной нотации, когда один слог или отдельное слово сопровождались знаками, указывающими на особый мелодический оборот (точные значения этих знаков нам неизвестны).

VIII–IX века. Экфонетическая нотация

Экфонетическая нотация. Евангелие от Иоанна из монастыря Святого Сальваторе в Мессине. X век  Из книги D. Bucca «Catalogo dei manoscritti musicali greci del SS.

Salvatore di Messina», 2011

Только в VIII или в IX веке появилась так называемая экфонетическая нотация (от греческого ἐκφώνησις — «возглас»), которую использовали для богослужебного чтения библейских текстов.

Их не распевали, но особым образом интонировали, опираясь при этом на специфические знаки, которые указывали на высоту и долготу слога, иногда — на определенный оборот, например волнообразное движение голоса.

Экфонетическая нотация сохранялась и после изобретения музыкальной (они долгое время существовали параллельно) и вышла из употребления лишь к XIV веку. Тем не менее особый способ исполнения текстов Священ­ного Писания — мелодекламаци­онный — сохранился до настоящего времени в качестве устной церковной традиции.

Распевное чтение«Вечери Твоея тайныя днесь» — молитва, которая читается перед причащением, а в греческой традиции — и во время причащения. Исполнение: Фрасивулос Станицас.

X век. Куаленская и шартрская нотации

В X веке появились две разновидности византийской музыкальной нотации, которые принято называть куаленской и шартрской  Куаленская нотация была впервые обнаружена в рукописи, оказавшейся в собрании коллекционера по фамилии Куален (и хранившейся в Париже, в Национальной библиотеке Франции, под шифром Coislin Gr. 220). Шартрская нотация была найдена в рукописи Триоди, хранившейся в тот момент в муниципальной библиотеке Шартра под шифром Chartres 1754. Отсюда их названия..

Эти виды нотации служили не для того, чтобы точно зафиксировать мелодию, а для напоминания знакомого напева, заученного наизусть. В обеих системах каждый знак обладал определенной характеристикой, но его точное значение, так же как и связь с предыдущим знаком — выше ли он предыдущего или ниже и на сколько тонов, не установлены.

 В шартрской нотации гораздо больше сложных сочетаний элементов, чем в куаленской, поэтому ее, скорее всего, использовали для записи более сложных, богато орнаментированных песнопений.

Шартрская нотация. Рукопись из Великой Лавры. Афон, X век Из книги Ο. Strunk «Specimina notationum antiquiorum», 1966

Более простая куаленская нотация оказалась и более жизнеспособной. Если шартрскую нотацию перестали использовать уже в XI веке, то куаленская дала начало средневизантийской нотации, сложившейся к XII веку.

XII век. Средневизантийская нотация: запись мелодии

Средневизантийская нотация отличается от своих предшественников тем, что в ней знаки приобрели точное интервальное значение: одни обозначали ход голоса вверх на одну, две, три или четыре ступени, другие — ходы в нисходящем движении.

Знаки средневизантийской нотации

Тем самым удалось решить проблему записи мелодии: теперь сложные знаки, которые в зашифрованном виде передавали значение целого мелодического оборота, были раскрыты, то есть записаны с помощью простых знаков. Благодаря этому певцы могли не столько опираться на собственную память, сколько читать мелодию с листа.

Каждое нотированное таким образом песнопение предваряется особым сочетанием нескольких знаков и порядковым номером гласа. Это так называемая мартирия (μαρτυρία — буквально «свидетельство»), в которой зашифрована интонационная формула, «ихима» (ἤχημα) — мелодическая настройка соответствующего гласа. Считается, что протопсалт (ведущий певец хора) пропевал эту мелодию, чтобы настроить певчих на музыкальное содержание гласа.

Мелодии-настройки было принято исполнять на определенные слоги: «а-на-не-а-нес», «не-а-нес», «не-а-ги-е». Сложно сказать, что именно они озна­чали, хотя есть примеры их толкования. Так, в теоретическом трактате «Святоградец» (XII век) говорится, что «ананеанес» означает «Прости, Господи»; в другом руководстве по нотации XIV века разъяснение дается всем слоговым настройкам: например, «неанес», по его свидетельству, означает «Господи, отпусти».

1 / 2

Мартирии изображены слева, интонационные формулы — справа

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Павел груздев где похоронен

Источник: https://arzamas.academy/materials/882

Как запомнить гласы в церковном пении?

» Прочее »

Вопрос знатокам: Что такое гласы в молитвословах?

С уважением, Человек

Лучшие ответы

Глас — мотив (лад) в музыке Православной Церкви. Гласы делятся на 4 главных (прямых, или высоких) и 4 побочных (косвенных, или низких) ; вместе они образуют осмогласие — систему восьми гласов.

Гласы используются в богослужебной практике. На них распеваются молитвы во время Богослужения (краткие, называемые тропарями или кондаками — посвященные памяти того или иного святого или же церковному празднику) . А ещё есть стихирные гласы (они могут отличаться от тропарных, а могут и совпадать с ними) . Стихиры — это более протяженные песнопения.
Если Вы выучите 8 гласов по нотам или на слух, то вполне сможете спеть некоторые молитвы и дома.

Разве это молитвы? Молитвы исходят из сердца, то что побуждает человека обратиться к Богу, а не заученный набор слов, на каждый случай — свое заклинание. Иисус предвидел, что православные язычники будут многословны. А молясь, не говорите лишнего, как язычники.

Ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш небесный, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Это как раз про сорокоусты, бессмысленное трындычание: Господи, помилуй! Господи помилуй! Заклинания под красивым названием: молитвы.

ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Исходное значение слова катавасия — это припев (заключительный ирмос) , который поется на богослужении (утрени) во время канона. Катавасии повторяются после каждой песни канона, поются на гласы (гласы — восемь типов мелодий в церковном пении, сменяющих друг друга каждую неделю) .
Раньше канон пели, а не читали; каждую песнь канона пел один хор — левый или правый.

Катавасию пели два хора (клироса) одновременно, сходясь при этом вместе на середину церкви. Отсюда и название — katabasis (по-гречески «схождение»). Песнопение, таким образом, было сложное, т. к. пелось на ходу и на многие голоса. Нетренированное ухо могло не улавливать гармонию, сложное пение воспринималось как нечто путаное, даже если певчие не сбивались.

С этим и связано современное значение слова катавасия — «путаница».

Надо же! Знала, что катавасия — это путаница, но мне и в голову никогда не приходило, что у этого слова церковное происхождение

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/kak-zapomnit-glasy-v-tserkovnom-penii

Осмогласие

Часто за богослужением перед пением стихир, прокимнов или других песнопений можно услышать слова «глас осьмый» или «глас третий». Внимательный человек даже отметит, что порой одни и те же песнопения в разное время поются на разные гласы. Что же такое гласы и какова их роль в церковном пении? Об этом читателям нашей газеты рассказывает регент левого хора Свято-Троицкого собора Светлана Пьянкова.

Осмогласие – это восемь церковных гласов, лежащие в основе богослужебной певческой системы. Как система богослужебного пения оно складывалось на протяжении первых веков христианства. Наиболее ранние упоминания о принципе осмогласия относятся к 4 в. В конце 7 в. осмогласное пение активно практиковалось на Востоке, но не являлось еще обязательным для всех Церквей.

Значительная роль в утверждении принципа осмогласия принадлежит прп. Иоанну Дамаскину. Именно он превратил осмогласие в стройную и совершенную систему, последовательно изложив ее в книге Октоих.

Однако не следует считать создание Октоиха плодом личного, индивидуального творчества. Ведь в него вошли не только тексты и напевы к ним, принадлежавшие прп.

Иоанну Дамаскину, но и все существующие к тому времени богослужебные песнопения, которые были сведены трудами преподобного в единую систему и послужили образцами для позднейших песнотворцев.

Возникает вопрос – почему певческих гласов именно восемь? Несомненно, это число имеет особый сакральный смысл. Идея восьмеричности присутствовала еще в Ветхом Завете. Восьмой день от начала мироздания понимался как первый день земной седмицы и одновременно как образ будущего века, символ вечной жизни. Соответственно, число восемь служило символом полноты и совершенства, касалось тайны Божественного домостроительства.

Октоих – богослужебная книга, в которой систематизированы богослужебные тексты разного рода молитвословий (стихир, тропарей, ирмосов), подчиненных последованию восьми певческих гласов.

В настоящее время, помимо творений Иоанна Дамаскина (ему принадлежали, очевидно, только неполные службы на воскресные дни), в Октоих входят тексты песнопений и других песнотворцев – стихиры, составленные Анатолием, монахом Студийского монастыря, антифоны прп.

Феодора Студита, стихиры Павла Амморейского, евангельские стихиры императора Льва Премудрого и др.

Возможно, поэтому в ранней христианской Церкви празднование Пасхи продолжалось восемь дней, и в каждый день было принято исполнять песнопения на особый напев, или глас. Восьмидневный цикл напевов вскоре был распространен на восемь недель, от первого дня Пасхи до первой недели по Пятидесятнице, составляющих праздничный период года.

Позднее весь восьминедельный цикл стали повторять в течение всего года до новой Пасхи. И это не было простой формальностью или случайностью, напротив, оказалось продиктованным учением Церкви. Ведь любое событие церковного календаря, будь то великий праздник или день памяти отдельного святого, как бы пропитано светлой пасхальной радостью.

Осмогласие словно призвано было возвещать эту радость, освещать ею весь годовой круг песнопений, подчиняя священному ритму и жизнь христианина.

Слово и мелодия

Примечательная особенность раннего христианского гимнотворчества состоит в том, что творцы богослужебных текстов являлись одновременно и авторами их мелодий. Вообще процесс сочинения мелодии не был каким-то самостоятельным творчеством, мелодии не прилагались к уже готовому тексту, а как бы прорастали из самого молитвенного слова.

В связи с чем невозможно было распеть один текст на разные мелодии. Каждая мелодия служила как бы продолжением текста, наиболее точно выражала смысл слова. Видимо, с этим связано строгое предписание в богослужебном Уставе исполнять каждое песнопение определенным гласом.

Как отмечает протоиерей Борис Николаев, каждый глас отражал особое духовное содержание, имел свою «мелодическую философию». Интересен тот факт, что в византийском богослужебном пении, в отличие от русской традиции, до настоящего времени нет неосмогласных песнопений.

Песнопения всех последований богослужения (включая и Херувимские, и ектении) поются на гласы, в соответствии с указаниями в церковном Уставе и богослужебных книгах.

Тексты песнопений Октоиха сопровождались специальными певческими знаками – невмами, причем невменная нотация прилагалась только к первым стихирам, тропарям, а также к ирмосам канонов. По этим образцам пелись и последующие стихиры, тропари и тропари канонов. Нотированные песнопения назывались самогласнами и самоподобнами, последние служили образцами подобнов того же гласа.

Особенность невменной нотации заключалась в фиксации не отдельных звуков, их высоты и продолжительности, как в современной линейной нотной системе, а звуковысотных отношений или интонационных шагов – тонем. Отсутствие точного указания физических параметров звука в старовизантийской, а позднее и в русской знаменной нотации свидетельствовало о неземной природе богослужебного пения, чуждости его атрибутам вещественного мира.

Естественно, полноценное существование данной системы было возможным при наличии устной традиции, вне которой невменная запись не может быть окончательно расшифрована.

Строение гласа

Что представлял собой отдельно взятый глас? Некоторые исследователи, проводя аналогии с античной теорией музыки, считают глас чем-то схожим с определенным ладом или звукорядом. В настоящее время это мнение опровергнуто. Богослужебное – гласовое – пение имеет строение, принципиально отличное от всех форм дохристианского мелоса.

Каждый глас состоит из определенного количества мелодических оборотов, в русской певческой практике они получили название попевок (количество попевок в гласе достигало ста). Попевочное построение мелодий порождает так называемую «центонную», или лоскутную, форму.

Особенность ее заключается в бесконечном многообразии мелодий внутри одного гласа, благодаря возможности различных комбинаций мелодических формул. Конкретный набор попевок определял мелодическое лицо каждого гласа и способствовал различению гласов.

Однако попевочный материал служил одновременно и объединяющим началом – некоторые попевки присутствовали в разных гласах. Так, сквозь индивидуальные черты отдельного гласа просвечивала вся система осмогласия.

Византийская певческая система во всем разнообразии ее певческих форм и типов чтения была воспринята и творчески переосмыслена на Руси, соответственно, была глубоко усвоена и система осмогласия. Если на Западе уже к началу 11в. проявляется тенденция ухода от чистых форм богослужебного пения, прорастает стремление «обновить» или обогатить их достижениями светской музыки, то на Руси в 15 в. знаменный распев достигает своего расцвета, складывается в единую мелодическую систему.

К этому времени окончательно формируются принципы крюкового письма, систематизируются попевочные структуры, устанавливаются мелодические формы конкретных песнопений.

Тенденцию размывания богослужебного пения музыкой современный исследователь музыкального языка Владимир Мартынов считает неизбежным следствием нестроений в духовной жизни, обмирщения человека и его жизненного пространства.

Если одноголосие, или монодия, вызывало ощущение бестелесности и ассоциировалось с ангельским пением, то появление многоголосия было связанно с вторжением в духовную жизнь материального мира – вызывало пространственные и телесные ассоциации.

Источник: http://trsobor.ru/osmoglasie/

Школа обучения богослужебному пению в церковном хоре по нотам — Архангел

Здравствуйте и благоденствуйте, мои дорогие читатели и обучающиеся церковному пению на моём клиросном блоге.

Приветствует Вас Алёна Семёнова и мой сайт о клиросе и духовных песнопениях. Так как большой процент верующих людей в России принадлежит всё  таки к Православию,  стали постепенно наполняться учащимися духовные семинарии и различные регентские курсы.

Это очень хорошо. И не секрет, что всё больше и больше людей хотят овладеть искусством церковного пения и славить Бога, стоя на клиросе.

Я тоже в своё время не стала исключением и пришла к Богу именно через пение, вернее через церковное пение в храме Покрова Божией Матери, что находится в городе Прокопьевске Кемеровской области. Более подробно о моём воцерковлении и обучении пению в церкви здесь.

Создав свой блог, оформив на него рассылку, я всё больше и больше получаю подтверждений себе на почту от вас, мои родные подписчики, о том, что обучение онлайн по церковному пению, что организовано здесь у меня на блоге, очень востребовано среди вас всех. Об этом мне говорят ваши комментарии у меня на блоге и многочисленные отзывы по e – mail, которые в изобилии я получаю от вас каждый день.

Чем же оно так востребовано? Ведь не секрет, что обучаться всегда лучше в реале с живым преподавателем в классе регулярно и постоянно. Но Здесь, к сожалению, а может и к радости многих из вас, мои родные , есть много «НО».

Не все могут сегодня позволить себе такое обучение. И не только из — за того, что все услуги в нашей стране сейчас платные (в том числе и обучение церковному пению онлайн), но и потому, что многие из тех, кто мечтает освоить церковное пение, живут в отдалении от обучающих школ, семинарий, регентских или псаломщических курсов.

Обучение церковному пению

Я создала, с Божьей помощью, данное обучение церковному пению онлайн, причём оно абсолютно бесплатное для всех желающих. Уроки составлены таким образом и с учётом всех потребностей певчих разных уровней, с которыми мне приходилось служить на различных приходах.

То, чему меня обучили в духовном училище, я обобщила, приумножила, путём многолетней практики пения на клиросе и в хоре, отшлифовала и предоставила в свободное пользование вам, мои родные.

Повторюсь, но я очень хочу, чтобы церковным пением овладело как можно большее количество людей. Чтобы пение в православных храмах зазвучало очень благоговейно, степенно и достойно.

Чем ещё удобно обучение церковному пению онлайн, это то, что каждый из вас, мои усердные обучающиеся, может заниматься наедине с самим собой. Это и время можно выбрать такое, какое удобно именно вам. И совсем не нужно куда то ехать, можно заниматься, не выходя из собственной спальни.

Ну и конечно нет рядом посторонних. В классе с преподавателем я всегда очень стеснялась открыть рот, сильно «зажималась», робела, стеснялась и чувствовала себя довольно скованно.

Минусы и плюсы пения онлайн

В обучении церковному пению через интернет есть и минусы, скажете вы, и будете абсолютно правы. Минус может состоять в том, что заучивая неверно интонацию, вы можете этого не заметить, так как рядом нет этого самого преподавателя, который может вас поправить и помочь.

Но информационные технологии достигли таких высот, что благодаря общению по скайпу, к примеру, я ощущаю, что разговариваю с человеком из соседней комнаты.

И я уже много раз отвечала на ваши вопросы или давала рекомендации по скайпу, исправляя то, что не правильно спето, выучено; или давая наглядные рекомендации по вокалу или певческому дыханию.

Ведь церковное пение подчиняется тем же самым законам вокала, что и любое хоровое пение.

Обучение церковному пению через интернет позволило мне почувствовать себя нужной и приумноженный талант отдавать всем нуждающимся. А ещё я познакомилась с вами, мои дорогие, со многими замечательными людьми. Я рада помочь всем, кто этого пожелает.

Обращайтесь ко мне в Скайпе, я сейчас реже туда захожу из – за большей занятости, но мой почтовый адрес доступен всем вам. Он есть в рассылке и здесь на блоге на страничке «Обо мне».

Вот пожалуй и всё на сегодня, о чём я хотела с вами поговорить. Не бойтесь трудностей, преодолевайте их. Пишите мне на почту о своих достижениях, успехах, трудностях и неудачах и мы вместе порадуемся или решим с Божьей помощью ваши вопросы. Успехов в обучении церковному пению онлайн, родные мои читатели.

Всегда на связи, Алёна Семёнова.

Источник: https://arh-angel.ru/hramy/shkola-obucheniya-bogosluzhebnomu-peniyu-v-tserkovnom-hore-po-notam.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие