Еще почему е на конце

Буквы о, е, ё на конце наречий после шипящих

еще почему е на конце

Цели:

  • Познакомить учащихся с правилами написания о-е(ё) после шипящих на конце наречий, формировать умения выделять орфограмму “о, е после шипящих на конце наречий”
  • Повторить орфограмму “о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях, существительных, прилагательных, причастиях, глаголах
  • Повторить разряды наречий и способы образования
  • Продолжить работу над заданиями, рекомендованными для подготовки к ГИА; продолжить работу над устной и письменной речью уч-ся, накопление материалов к проектной работе

Оборудование:

  • Мультимедийная доска
  • Мини-тест по новой теме
  • Алгоритм орфограммы “о, е(ё) после шипящих в различных частях речи”

Учитель: Запишите предложения (ученик у доски).

В лесу все живет своей жизнью. На поляне, освещённой солнцем, летают пчелы, и слышится шорох листьев. Кругом порхают бабочки, блестящие удивительной красотой. Звонко на дереве кукует кукушка.

На берегу речонки мы разбили палатки, желая укрыться от дождя.

Учитель: Что мы с вами записали? Почему вы решили, что это текст? О чем этот текст? Какую орфограмму я просила повторить вас дома?

(Выслушиваются ответы учеников.)

– Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним написание.

(У учащихся на парте лежит алгоритм правила и оно появляется на мультимедийной доске.)

Учитель: Какие три условия определяют выбор этой орфограммы? Давайте найдем в тексте наречия и определите их разряд. Каким членом предложения являются наречия? Найдите в тексте пример, иллюстрирующий следующую схему. Запишите словообразовательную цепочку.

Существительное-прилагательное-наречие

– Зачитайте её. (Приложение 1, слайд на доске.)
– Назовите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Какую смысловую роль играют наречия в тексте?

– А что мы знаем о наречиях?

5. Работа с предложениями

– Найдите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Чем осложнены другие предложения?

– Какова функция знаков препинания в данных предложениях?

6. Задания к ГИА (Два задания на слайдах.)

Учитель: Блестящие.

– Какое чередование корней в этом слове? Какая это часть речи? (Ответы детей.)
– Образуйте от этого причастия наречие.

Блестящ (Слайд.)

Учитель:

Вы сказали, что наречие – неизменяемая часть речи. Значит, какой морфемы нет у наречия?

(Ответы детей.)

7. Изучение нового материала

Учитель:

Я зачитаю вам стихотворение, а вы послушайте и найдите ответ на вопрос: “Что в суффиксе надо писать у наречий?”

Хочешь пятерку в журнал получить? Правило нужно твердо учить! После шипящих под ударением О (например: свежо, горячо, хорошо) Когда ударенья в суффиксе не слышим,

ТО букве Е непременно напишем

На слайде – блестяще-горячо

8. Чтение нового материала по учебнику

Учитель: На стр.119. Запишем тему урока в тетрадях. Правописание каких частей речи напоминает это правило?

В тетрадях для схем записываем алгоритм правила. (Слайд.)

– Но ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на стр. 119 не содержат полной информации о написании о, е после шипящих в суффиксах наречий.
– Какую информацию не сообщает учебник М.М.Разумовской?

9. Частично поисковая работа

Индивидуально задание

(эксперты работают со справочной литературой) остальные учащиеся работают с наречиями, помещенными на стр.119

Учитель:

Каким способом образовано наречие горячо?
– Почему неуклюже пишется вместе? – Вопрос к экспертам:

– Какое дополнение к правописанию изучаемой орфограммы вы обнаружили в справочной литературе?

Учитель продолжает рифмовку

:

Пусть слово ещё никого не смущает,
Одно лишь одно исключеньем бывает.

Дописываем в алгоритм правила слово ещё. (Слайд.)

10. Закрепление темы

Мини-тест “О или Е (Ё) на конце наречий (на столах для учеников заранее приготовлены тесты) Приложение 2.

11. Итог урока

Учитель: С какой частью речи мы сегодня работали на уроке? От какого условия зависит выбор буквы на конце наречия?

– Какая буква пишется под ударением? А без ударения?

Комментирование оценок учащихся.

13. Релаксация

Учитель: Я предлагаю выразить свои чувства от урока через синквейн.

На доске появляются 2 слайда – “что такое синквейн”, “как пишется синквейн”.
(Это работа по созданию проекта.)

29.11.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586791/

Коварная «ё»: 22 слова, в которых мы делаем ошибки

еще почему е на конце

Не «бичо́вка», не «бечо́вка» и не «бичёвка». Запомните единственный верный вариант.

2. Включённый

Некоторые современные словари уже допускают варианты «вклю́ченный» и «вклю́чен», но литературной нормой считаются «включённый» и «включён».

3. Гвоздём

Тут никаких поблажек. Если что‑то прибиваем, то только гвоздём.

4. Жёлоб

Хотя во множественном числе будут «желоба́», в единственном правильно говорить «жёлоб». То же самое со словами «жёрнов» — «жернова́».

5. Забытьё

Варианты «забытье́» и «забытие́» неверны. Правильно: «впадать в забытьё» и «лежать в забытьи».

6. Манёвренный

Тут всё просто: проверочное слово — «манёвр».

7. Заворожённый

Часто можно слышать «заворо́женный» или «заворо́жен». Но если бы вместо «е» писали «ё» там, где она должна быть, проблем с ударениями бы не возникало.

8. Заглушённый

С толку сбивает «заглу́шка» и «глу́хо», но по правилам причастие «заглушённый» и его краткая форма «заглушён» пишутся с «ё».

9. Новорождённый

Ещё одна невинная жертва неправильного ударения. Верно говорить не «новоро́жденный», а «новорождённый».

10. Оговорённый

В каком бы значении вы ни употребляли это слово, в нём будет «ё». «Обговорённый» используется реже, но ударение также ставится на предпоследний слог.

11. Остриё

Не путайте: «на острие́ ножа» — винительный падеж, «остриё ножа» — именительный.

12. Осуждённый

На неверное произношение слова «осу́жденный», вероятно, влияет слово «суд». Но грамотного человека это смущать не должно.

13. Углублённый

Говоря «углу́бленный», люди, скорее всего, вспоминают «глубь». А лучше бы помнили про букву «ё», которая есть в этом слове.

14. Посеребрённый

Непонятки со словом «серебряный» начинаются ещё со школьной скамьи. Если говорим о чём‑то, покрытым слоем серебра, то произносим «посеребрённый».

15. Свёкла

Суп свеко́льный, но овощ — свёкла. Это же просто.

16. Чёрно‑бурый

Хотя лисицу мы называем чернобуркой, по правилам говорить и писать нужно «чёрно‑бурый».

1. Многоже́нец

Человек, который имеет много жён, — многоже́нец. Но называется это многожёнством. Иногда в правилах логика не прослеживается, но таков уж русский язык.

2. Гололе́дица

Мы привыкли к «гололёду», поэтому некоторые произносят «гололёдица». Но словари говорят: никакой «ё» тут нет.

3. Житие́

«Житьё-бытьё» — вариант разговорный и не относится к литературной норме. Правильно говорить «житие́», так же, как «бытие́».

4. Афе́ра

Почему начали говорить и даже иногда писать «афёра» — непонятно, ведь слово было заимствовано из французского (affaire) и изначально писалось через «е». Но неправильная форма с «ё» всё ещё встречается очень часто.

5. Опе́ка

Просто запомните: это слово пишется и произносится без «ё».

6. Мелочо́вка

Изначально слова типа «речёвка», «плащёвка» и «мелочёвка» писали через «ё». Однако правило было пересмотрено, и теперь рекомендуют писать через «о».

Подписывайтесь на бесплатный курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера «Инициал» и одноимённый Telegram‑канал, чтобы стать грамотнее и создавать хорошие тексты.

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

еще почему е на конце

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

еще почему е на конце

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

еще почему е на конце

Буквы «о», «е» после шипя­щих на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от постав­ки уда­ре­ния в сло­ве.

Прежде чем выяс­нить, в каких слу­ча­ях пишут­ся бук­вы «о», «е» на кон­це наре­чий после шипя­щих, опре­де­лим, какую зна­чи­мую часть сло­ва они выра­жа­ют.

С этой целью рас­смот­рим при­ме­ры наре­чий:

  • ходить неук­лю­же;
  • све­жо пах­нет.

От каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных «неук­лю­жий» и «све­жий» мож­но обра­зо­вать одно­ко­рен­ные наре­чия с помо­щью суф­фик­сов:

  • неук­лю­жий → неук­люже;
  • све­жий → свежо.

Понаблюдав за сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем, сде­ла­ем вывод, что бук­вы «о» и «е» обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий.

Выясним, когда сле­ду­ет на кон­це наре­чий после шипя­щих «ч», «ж», «ш», «щ» напи­сать бук­ву «о» или «е».

Правописание буквы «о», «е» на конце наречий

Буквы о, е, ё на конце наречий после шипящих

еще почему е на конце

Цели:

  • Познакомить учащихся с правилами написания о-е(ё) после шипящих на конце наречий, формировать умения выделять орфограмму “о, е после шипящих на конце наречий”
  • Повторить орфограмму “о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях, существительных, прилагательных, причастиях, глаголах
  • Повторить разряды наречий и способы образования
  • Продолжить работу над заданиями, рекомендованными для подготовки к ГИА; продолжить работу над устной и письменной речью уч-ся, накопление материалов к проектной работе

Оборудование:

  • Мультимедийная доска
  • Мини-тест по новой теме
  • Алгоритм орфограммы “о, е(ё) после шипящих в различных частях речи”

Учитель: Запишите предложения (ученик у доски).

В лесу все живет своей жизнью. На поляне, освещённой солнцем, летают пчелы, и слышится шорох листьев. Кругом порхают бабочки, блестящие удивительной красотой. Звонко на дереве кукует кукушка.

На берегу речонки мы разбили палатки, желая укрыться от дождя.

Учитель: Что мы с вами записали? Почему вы решили, что это текст? О чем этот текст? Какую орфограмму я просила повторить вас дома?

(Выслушиваются ответы учеников.)

– Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним написание.

(У учащихся на парте лежит алгоритм правила и оно появляется на мультимедийной доске.)

Учитель: Какие три условия определяют выбор этой орфограммы? Давайте найдем в тексте наречия и определите их разряд. Каким членом предложения являются наречия? Найдите в тексте пример, иллюстрирующий следующую схему. Запишите словообразовательную цепочку.

Существительное-прилагательное-наречие

– Зачитайте её. (Приложение 1, слайд на доске.)
– Назовите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Какую смысловую роль играют наречия в тексте?

– А что мы знаем о наречиях?

5. Работа с предложениями

– Найдите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Чем осложнены другие предложения?

– Какова функция знаков препинания в данных предложениях?

6. Задания к ГИА (Два задания на слайдах.)

Учитель: Блестящие.

– Какое чередование корней в этом слове? Какая это часть речи? (Ответы детей.)
– Образуйте от этого причастия наречие.

Блестящ (Слайд.)

Учитель:

Вы сказали, что наречие – неизменяемая часть речи. Значит, какой морфемы нет у наречия?

(Ответы детей.)

7. Изучение нового материала

Учитель:

Я зачитаю вам стихотворение, а вы послушайте и найдите ответ на вопрос: “Что в суффиксе надо писать у наречий?”

Хочешь пятерку в журнал получить? Правило нужно твердо учить! После шипящих под ударением О (например: свежо, горячо, хорошо) Когда ударенья в суффиксе не слышим,

ТО букве Е непременно напишем

На слайде – блестяще-горячо

8. Чтение нового материала по учебнику

Коварная «ё»: 22 слова, в которых мы делаем ошибки

еще почему е на конце

Не «бичо́вка», не «бечо́вка» и не «бичёвка». Запомните единственный верный вариант.

2. Включённый

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

еще почему е на конце

Буквы «о», «е» после шипя­щих на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от постав­ки уда­ре­ния в сло­ве.

Прежде чем выяс­нить, в каких слу­ча­ях пишут­ся бук­вы «о», «е» на кон­це наре­чий после шипя­щих, опре­де­лим, какую зна­чи­мую часть сло­ва они выра­жа­ют.

С этой целью рас­смот­рим при­ме­ры наре­чий:

  • ходить неук­лю­же;
  • све­жо пах­нет.

От каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных «неук­лю­жий» и «све­жий» мож­но обра­зо­вать одно­ко­рен­ные наре­чия с помо­щью суф­фик­сов:

  • неук­лю­жий → неук­люже;
  • све­жий → свежо.

Понаблюдав за сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем, сде­ла­ем вывод, что бук­вы «о» и «е» обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий.

Выясним, когда сле­ду­ет на кон­це наре­чий после шипя­щих «ч», «ж», «ш», «щ» напи­сать бук­ву «о» или «е».

Правописание буквы «о», «е» на конце наречий

Если бук­вы «о», «е» нахо­дят­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий, то их напи­са­ние выби­ра­ем в зави­си­мо­сти от уда­ре­ния соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии. В пра­во­пи­са­нии этих букв, кото­рые обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий или суф­фик­сы и окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных име­ет зна­че­ние место уда­ре­ния в сло­вах.

Правило

Буквы о, е, ё на конце наречий после шипящих

еще почему е на конце

Цели:

  • Познакомить учащихся с правилами написания о-е(ё) после шипящих на конце наречий, формировать умения выделять орфограмму “о, е после шипящих на конце наречий”
  • Повторить орфограмму “о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях, существительных, прилагательных, причастиях, глаголах
  • Повторить разряды наречий и способы образования
  • Продолжить работу над заданиями, рекомендованными для подготовки к ГИА; продолжить работу над устной и письменной речью уч-ся, накопление материалов к проектной работе

Оборудование:

  • Мультимедийная доска
  • Мини-тест по новой теме
  • Алгоритм орфограммы “о, е(ё) после шипящих в различных частях речи”
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как читать часы на литургии

Учитель: Запишите предложения (ученик у доски).

В лесу все живет своей жизнью. На поляне, освещённой солнцем, летают пчелы, и слышится шорох листьев. Кругом порхают бабочки, блестящие удивительной красотой. Звонко на дереве кукует кукушка.

На берегу речонки мы разбили палатки, желая укрыться от дождя.

Учитель: Что мы с вами записали? Почему вы решили, что это текст? О чем этот текст? Какую орфограмму я просила повторить вас дома?

(Выслушиваются ответы учеников.)

– Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним написание.

(У учащихся на парте лежит алгоритм правила и оно появляется на мультимедийной доске.)

Учитель: Какие три условия определяют выбор этой орфограммы? Давайте найдем в тексте наречия и определите их разряд. Каким членом предложения являются наречия? Найдите в тексте пример, иллюстрирующий следующую схему. Запишите словообразовательную цепочку.

Существительное-прилагательное-наречие

– Зачитайте её. (Приложение 1, слайд на доске.)
– Назовите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Какую смысловую роль играют наречия в тексте?

– А что мы знаем о наречиях?

5. Работа с предложениями

– Найдите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Чем осложнены другие предложения?

– Какова функция знаков препинания в данных предложениях?

6. Задания к ГИА (Два задания на слайдах.)

Учитель: Блестящие.

– Какое чередование корней в этом слове? Какая это часть речи? (Ответы детей.)
– Образуйте от этого причастия наречие.

Блестящ (Слайд.)

Учитель:

Вы сказали, что наречие – неизменяемая часть речи. Значит, какой морфемы нет у наречия?

(Ответы детей.)

7. Изучение нового материала

Учитель:

Я зачитаю вам стихотворение, а вы послушайте и найдите ответ на вопрос: “Что в суффиксе надо писать у наречий?”

Хочешь пятерку в журнал получить? Правило нужно твердо учить! После шипящих под ударением О (например: свежо, горячо, хорошо) Когда ударенья в суффиксе не слышим,

ТО букве Е непременно напишем

На слайде – блестяще-горячо

8. Чтение нового материала по учебнику

Учитель: На стр.119. Запишем тему урока в тетрадях. Правописание каких частей речи напоминает это правило?

В тетрадях для схем записываем алгоритм правила. (Слайд.)

– Но ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на стр. 119 не содержат полной информации о написании о, е после шипящих в суффиксах наречий.
– Какую информацию не сообщает учебник М.М.Разумовской?

9. Частично поисковая работа

Индивидуально задание

(эксперты работают со справочной литературой) остальные учащиеся работают с наречиями, помещенными на стр.119

Учитель:

Каким способом образовано наречие горячо?
– Почему неуклюже пишется вместе? – Вопрос к экспертам:

– Какое дополнение к правописанию изучаемой орфограммы вы обнаружили в справочной литературе?

Учитель продолжает рифмовку

:

Пусть слово ещё никого не смущает,
Одно лишь одно исключеньем бывает.

Дописываем в алгоритм правила слово ещё. (Слайд.)

10. Закрепление темы

Мини-тест “О или Е (Ё) на конце наречий (на столах для учеников заранее приготовлены тесты) Приложение 2.

11. Итог урока

Учитель: С какой частью речи мы сегодня работали на уроке? От какого условия зависит выбор буквы на конце наречия?

– Какая буква пишется под ударением? А без ударения?

Комментирование оценок учащихся.

12. Домашнее задание

Алгоритм, упр.266, таблица

13. Релаксация

Учитель: Я предлагаю выразить свои чувства от урока через синквейн.

На доске появляются 2 слайда – “что такое синквейн”, “как пишется синквейн”.
(Это работа по созданию проекта.)

29.11.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586791/

Коварная «ё»: 22 слова, в которых мы делаем ошибки

еще почему е на конце

Не «бичо́вка», не «бечо́вка» и не «бичёвка». Запомните единственный верный вариант.

2. Включённый

Некоторые современные словари уже допускают варианты «вклю́ченный» и «вклю́чен», но литературной нормой считаются «включённый» и «включён».

3. Гвоздём

Тут никаких поблажек. Если что‑то прибиваем, то только гвоздём.

4. Жёлоб

Хотя во множественном числе будут «желоба́», в единственном правильно говорить «жёлоб». То же самое со словами «жёрнов» — «жернова́».

5. Забытьё

Варианты «забытье́» и «забытие́» неверны. Правильно: «впадать в забытьё» и «лежать в забытьи».

6. Манёвренный

Тут всё просто: проверочное слово — «манёвр».

7. Заворожённый

Часто можно слышать «заворо́женный» или «заворо́жен». Но если бы вместо «е» писали «ё» там, где она должна быть, проблем с ударениями бы не возникало.

8. Заглушённый

С толку сбивает «заглу́шка» и «глу́хо», но по правилам причастие «заглушённый» и его краткая форма «заглушён» пишутся с «ё».

9. Новорождённый

Ещё одна невинная жертва неправильного ударения. Верно говорить не «новоро́жденный», а «новорождённый».

10. Оговорённый

В каком бы значении вы ни употребляли это слово, в нём будет «ё». «Обговорённый» используется реже, но ударение также ставится на предпоследний слог.

11. Остриё

Не путайте: «на острие́ ножа» — винительный падеж, «остриё ножа» — именительный.

12. Осуждённый

На неверное произношение слова «осу́жденный», вероятно, влияет слово «суд». Но грамотного человека это смущать не должно.

13. Углублённый

Говоря «углу́бленный», люди, скорее всего, вспоминают «глубь». А лучше бы помнили про букву «ё», которая есть в этом слове.

14. Посеребрённый

Непонятки со словом «серебряный» начинаются ещё со школьной скамьи. Если говорим о чём‑то, покрытым слоем серебра, то произносим «посеребрённый».

15. Свёкла

Суп свеко́льный, но овощ — свёкла. Это же просто.

16. Чёрно‑бурый

Хотя лисицу мы называем чернобуркой, по правилам говорить и писать нужно «чёрно‑бурый».

Слова, в которых «ё» не нужна

1. Многоже́нец

Человек, который имеет много жён, — многоже́нец. Но называется это многожёнством. Иногда в правилах логика не прослеживается, но таков уж русский язык.

2. Гололе́дица

Мы привыкли к «гололёду», поэтому некоторые произносят «гололёдица». Но словари говорят: никакой «ё» тут нет.

3. Житие́

«Житьё-бытьё» — вариант разговорный и не относится к литературной норме. Правильно говорить «житие́», так же, как «бытие́».

4. Афе́ра

Почему начали говорить и даже иногда писать «афёра» — непонятно, ведь слово было заимствовано из французского (affaire) и изначально писалось через «е». Но неправильная форма с «ё» всё ещё встречается очень часто.

5. Опе́ка

Просто запомните: это слово пишется и произносится без «ё».

6. Мелочо́вка

Изначально слова типа «речёвка», «плащёвка» и «мелочёвка» писали через «ё». Однако правило было пересмотрено, и теперь рекомендуют писать через «о».

Подписывайтесь на бесплатный курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера «Инициал» и одноимённый Telegram‑канал, чтобы стать грамотнее и создавать хорошие тексты.

Источник: https://Lifehacker.ru/bukva-yo/

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

еще почему е на конце

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

еще почему е на конце

Буквы «о», «е» после шипя­щих на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от постав­ки уда­ре­ния в сло­ве.

Прежде чем выяс­нить, в каких слу­ча­ях пишут­ся бук­вы «о», «е» на кон­це наре­чий после шипя­щих, опре­де­лим, какую зна­чи­мую часть сло­ва они выра­жа­ют.

С этой целью рас­смот­рим при­ме­ры наре­чий:

  • ходить неук­лю­же;
  • све­жо пах­нет.

От каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных «неук­лю­жий» и «све­жий» мож­но обра­зо­вать одно­ко­рен­ные наре­чия с помо­щью суф­фик­сов:

  • неук­лю­жий → неук­люже;
  • све­жий → свежо.

Понаблюдав за сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем, сде­ла­ем вывод, что бук­вы «о» и «е» обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий.

Выясним, когда сле­ду­ет на кон­це наре­чий после шипя­щих «ч», «ж», «ш», «щ» напи­сать бук­ву «о» или «е».

Правописание буквы «о», «е» на конце наречий

Правописание буквы «о», «е» на конце наречий

Если бук­вы «о», «е» нахо­дят­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий, то их напи­са­ние выби­ра­ем в зави­си­мо­сти от уда­ре­ния соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии. В пра­во­пи­са­нии этих букв, кото­рые обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий или суф­фик­сы и окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных име­ет зна­че­ние место уда­ре­ния в сло­вах.

Правило

Правило

Буква «о» пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий под уда­ре­ни­ем:

  • выгля­деть свежо́;
  • ходить нагишо́м.

И, напро­тив, бук­ва «е» соот­вет­ствен­но пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий без уда­ре­ния:

  • гово­ри гро́мче;
  • ска­зать интригу́юще.

Слово-исключение — это наре­чие «ещё».

В этом сло­ве вопре­ки орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу под уда­ре­ни­ем после шипя­ще­го пишет­ся бук­ва «ё».

Под уда­ре­ни­ем — «о»Без уда­ре­ния — «е»
свежо
горячо
хорошо
певуче
бле­стяще
раньше
Исключение
ещё

Посмотрим, как в зави­си­мо­сти от места поста­нов­ки уда­ре­ния ана­ло­гич­но пишут­ся бук­вы «о», «е» у суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных:

  • лежать под стел­лажо́м — любо­вать­ся да́чей;
  • большо́й про­пуск — на ме́ньшей сто­роне;
  • моржо́вый клык — плю́шевый миш­ка.

Чтобы усво­ить напи­са­ние бук­вы «о» или «е», обо­зна­ча­ю­щей суф­фикс наре­чия после шипя­ще­го осно­вы, про­чтем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Примеры

Примеры

Тренер ободря́юще похло­пал спортс­ме­на по пле­чу.

Бабушка нача­ла певу́че рас­ска­зы­вать внуч­ке Маше сказ­ку.

Миша блестя́ще сдал экза­ме­ны в вузе.

Тебе при­хо­ди­лось пла­вать в лес­ном озе­ре нагишо́м?

Перед стар­том лыж­ник быст­ро надел шапоч­ку на стри­жен­ную ежо́м голо­ву.

В авто­бу­се пас­са­жи­ры смот­ре­ли негоду́юще на чело­ве­ка, гром­ко гово­ря­ще­го по теле­фо­ну.

Народная муд­рость утвер­жда­ет, что ти́ше едешь — да́льше будешь.

Хорошо́ бы отдох­нуть еще часок!

Он не согла­шал­ся с нами и про­дол­жал горя­чо́ спо­рить.

Не гово­ри так общо́.

Под теп­лы­ми луча­ми солн­ца детиш­ки бега­ют голышо́м.

У него воло­сы тор­чат ершо́м.

урок для учащихся 7 класса

Буквы о, е, ё на конце наречий после шипящих

еще почему е на конце

Цели:

  • Познакомить учащихся с правилами написания о-е(ё) после шипящих на конце наречий, формировать умения выделять орфограмму “о, е после шипящих на конце наречий”
  • Повторить орфограмму “о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях, существительных, прилагательных, причастиях, глаголах
  • Повторить разряды наречий и способы образования
  • Продолжить работу над заданиями, рекомендованными для подготовки к ГИА; продолжить работу над устной и письменной речью уч-ся, накопление материалов к проектной работе

Оборудование:

  • Мультимедийная доска
  • Мини-тест по новой теме
  • Алгоритм орфограммы “о, е(ё) после шипящих в различных частях речи”

Учитель: Запишите предложения (ученик у доски).

В лесу все живет своей жизнью. На поляне, освещённой солнцем, летают пчелы, и слышится шорох листьев. Кругом порхают бабочки, блестящие удивительной красотой. Звонко на дереве кукует кукушка.

На берегу речонки мы разбили палатки, желая укрыться от дождя.

Учитель: Что мы с вами записали? Почему вы решили, что это текст? О чем этот текст? Какую орфограмму я просила повторить вас дома?

(Выслушиваются ответы учеников.)

– Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним написание.

(У учащихся на парте лежит алгоритм правила и оно появляется на мультимедийной доске.)

Учитель: Какие три условия определяют выбор этой орфограммы? Давайте найдем в тексте наречия и определите их разряд. Каким членом предложения являются наречия? Найдите в тексте пример, иллюстрирующий следующую схему. Запишите словообразовательную цепочку.

Существительное-прилагательное-наречие

– Зачитайте её. (Приложение 1, слайд на доске.)
– Назовите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Какую смысловую роль играют наречия в тексте?

– А что мы знаем о наречиях?

5. Работа с предложениями

– Найдите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Чем осложнены другие предложения?

– Какова функция знаков препинания в данных предложениях?

6. Задания к ГИА (Два задания на слайдах.)

Учитель: Блестящие.

– Какое чередование корней в этом слове? Какая это часть речи? (Ответы детей.)
– Образуйте от этого причастия наречие.

Блестящ (Слайд.)

Учитель:

Вы сказали, что наречие – неизменяемая часть речи. Значит, какой морфемы нет у наречия?

(Ответы детей.)

7. Изучение нового материала

Учитель:

Я зачитаю вам стихотворение, а вы послушайте и найдите ответ на вопрос: “Что в суффиксе надо писать у наречий?”

Хочешь пятерку в журнал получить? Правило нужно твердо учить! После шипящих под ударением О (например: свежо, горячо, хорошо) Когда ударенья в суффиксе не слышим,

ТО букве Е непременно напишем

На слайде – блестяще-горячо

8. Чтение нового материала по учебнику

Учитель: На стр.119. Запишем тему урока в тетрадях. Правописание каких частей речи напоминает это правило?

В тетрадях для схем записываем алгоритм правила. (Слайд.)

– Но ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на стр. 119 не содержат полной информации о написании о, е после шипящих в суффиксах наречий.
– Какую информацию не сообщает учебник М.М.Разумовской?

9. Частично поисковая работа

Индивидуально задание

(эксперты работают со справочной литературой) остальные учащиеся работают с наречиями, помещенными на стр.119

Учитель:

Каким способом образовано наречие горячо?
– Почему неуклюже пишется вместе? – Вопрос к экспертам:

– Какое дополнение к правописанию изучаемой орфограммы вы обнаружили в справочной литературе?

Учитель продолжает рифмовку

:

Пусть слово ещё никого не смущает,
Одно лишь одно исключеньем бывает.

Дописываем в алгоритм правила слово ещё. (Слайд.)

10. Закрепление темы

Мини-тест “О или Е (Ё) на конце наречий (на столах для учеников заранее приготовлены тесты) Приложение 2.

11. Итог урока

Учитель: С какой частью речи мы сегодня работали на уроке? От какого условия зависит выбор буквы на конце наречия?

– Какая буква пишется под ударением? А без ударения?

Комментирование оценок учащихся.

12. Домашнее задание

Алгоритм, упр.266, таблица

13. Релаксация

Учитель: Я предлагаю выразить свои чувства от урока через синквейн.

На доске появляются 2 слайда – “что такое синквейн”, “как пишется синквейн”.
(Это работа по созданию проекта.)

29.11.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586791/

Коварная «ё»: 22 слова, в которых мы делаем ошибки

еще почему е на конце

Не «бичо́вка», не «бечо́вка» и не «бичёвка». Запомните единственный верный вариант.

2. Включённый

Некоторые современные словари уже допускают варианты «вклю́ченный» и «вклю́чен», но литературной нормой считаются «включённый» и «включён».

3. Гвоздём

Тут никаких поблажек. Если что‑то прибиваем, то только гвоздём.

4. Жёлоб

Хотя во множественном числе будут «желоба́», в единственном правильно говорить «жёлоб». То же самое со словами «жёрнов» — «жернова́».

5. Забытьё

Варианты «забытье́» и «забытие́» неверны. Правильно: «впадать в забытьё» и «лежать в забытьи».

6. Манёвренный

Тут всё просто: проверочное слово — «манёвр».

7. Заворожённый

Часто можно слышать «заворо́женный» или «заворо́жен». Но если бы вместо «е» писали «ё» там, где она должна быть, проблем с ударениями бы не возникало.

8. Заглушённый

С толку сбивает «заглу́шка» и «глу́хо», но по правилам причастие «заглушённый» и его краткая форма «заглушён» пишутся с «ё».

9. Новорождённый

Ещё одна невинная жертва неправильного ударения. Верно говорить не «новоро́жденный», а «новорождённый».

10. Оговорённый

В каком бы значении вы ни употребляли это слово, в нём будет «ё». «Обговорённый» используется реже, но ударение также ставится на предпоследний слог.

11. Остриё

Не путайте: «на острие́ ножа» — винительный падеж, «остриё ножа» — именительный.

12. Осуждённый

На неверное произношение слова «осу́жденный», вероятно, влияет слово «суд». Но грамотного человека это смущать не должно.

13. Углублённый

Говоря «углу́бленный», люди, скорее всего, вспоминают «глубь». А лучше бы помнили про букву «ё», которая есть в этом слове.

14. Посеребрённый

Непонятки со словом «серебряный» начинаются ещё со школьной скамьи. Если говорим о чём‑то, покрытым слоем серебра, то произносим «посеребрённый».

15. Свёкла

Суп свеко́льный, но овощ — свёкла. Это же просто.

16. Чёрно‑бурый

Хотя лисицу мы называем чернобуркой, по правилам говорить и писать нужно «чёрно‑бурый».

Слова, в которых «ё» не нужна

1. Многоже́нец

Человек, который имеет много жён, — многоже́нец. Но называется это многожёнством. Иногда в правилах логика не прослеживается, но таков уж русский язык.

2. Гололе́дица

Мы привыкли к «гололёду», поэтому некоторые произносят «гололёдица». Но словари говорят: никакой «ё» тут нет.

3. Житие́

«Житьё-бытьё» — вариант разговорный и не относится к литературной норме. Правильно говорить «житие́», так же, как «бытие́».

4. Афе́ра

Почему начали говорить и даже иногда писать «афёра» — непонятно, ведь слово было заимствовано из французского (affaire) и изначально писалось через «е». Но неправильная форма с «ё» всё ещё встречается очень часто.

5. Опе́ка

Просто запомните: это слово пишется и произносится без «ё».

6. Мелочо́вка

Изначально слова типа «речёвка», «плащёвка» и «мелочёвка» писали через «ё». Однако правило было пересмотрено, и теперь рекомендуют писать через «о».

Подписывайтесь на бесплатный курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера «Инициал» и одноимённый Telegram‑канал, чтобы стать грамотнее и создавать хорошие тексты.

Источник: https://Lifehacker.ru/bukva-yo/

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

еще почему е на конце

Буквы «о», «е» после шипя­щих на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от постав­ки уда­ре­ния в сло­ве.

Прежде чем выяс­нить, в каких слу­ча­ях пишут­ся бук­вы «о», «е» на кон­це наре­чий после шипя­щих, опре­де­лим, какую зна­чи­мую часть сло­ва они выра­жа­ют.

С этой целью рас­смот­рим при­ме­ры наре­чий:

  • ходить неук­лю­же;
  • све­жо пах­нет.

От каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных «неук­лю­жий» и «све­жий» мож­но обра­зо­вать одно­ко­рен­ные наре­чия с помо­щью суф­фик­сов:

  • неук­лю­жий → неук­люже;
  • све­жий → свежо.

Понаблюдав за сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем, сде­ла­ем вывод, что бук­вы «о» и «е» обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий.

Выясним, когда сле­ду­ет на кон­це наре­чий после шипя­щих «ч», «ж», «ш», «щ» напи­сать бук­ву «о» или «е».

Правописание буквы «о», «е» на конце наречий

Если бук­вы «о», «е» нахо­дят­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий, то их напи­са­ние выби­ра­ем в зави­си­мо­сти от уда­ре­ния соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии. В пра­во­пи­са­нии этих букв, кото­рые обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий или суф­фик­сы и окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных име­ет зна­че­ние место уда­ре­ния в сло­вах.

Правило

Буква «о» пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий под уда­ре­ни­ем:

  • выгля­деть свежо́;
  • ходить нагишо́м.

И, напро­тив, бук­ва «е» соот­вет­ствен­но пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий без уда­ре­ния:

  • гово­ри гро́мче;
  • ска­зать интригу́юще.

Слово-исключение — это наре­чие «ещё».

В этом сло­ве вопре­ки орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу под уда­ре­ни­ем после шипя­ще­го пишет­ся бук­ва «ё».

Под уда­ре­ни­ем — «о»Без уда­ре­ния — «е»
свежо
горячо
хорошо
певуче
бле­стяще
раньше
Исключение
ещё

Посмотрим, как в зави­си­мо­сти от места поста­нов­ки уда­ре­ния ана­ло­гич­но пишут­ся бук­вы «о», «е» у суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных:

  • лежать под стел­лажо́м — любо­вать­ся да́чей;
  • большо́й про­пуск — на ме́ньшей сто­роне;
  • моржо́вый клык — плю́шевый миш­ка.

Чтобы усво­ить напи­са­ние бук­вы «о» или «е», обо­зна­ча­ю­щей суф­фикс наре­чия после шипя­ще­го осно­вы, про­чтем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Примеры

Тренер ободря́юще похло­пал спортс­ме­на по пле­чу.

Бабушка нача­ла певу́че рас­ска­зы­вать внуч­ке Маше сказ­ку.

Миша блестя́ще сдал экза­ме­ны в вузе.

Тебе при­хо­ди­лось пла­вать в лес­ном озе­ре нагишо́м?

Перед стар­том лыж­ник быст­ро надел шапоч­ку на стри­жен­ную ежо́м голо­ву.

В авто­бу­се пас­са­жи­ры смот­ре­ли негоду́юще на чело­ве­ка, гром­ко гово­ря­ще­го по теле­фо­ну.

Народная муд­рость утвер­жда­ет, что ти́ше едешь — да́льше будешь.

Хорошо́ бы отдох­нуть еще часок!

Он не согла­шал­ся с нами и про­дол­жал горя­чо́ спо­рить.

Не гово­ри так общо́.

Под теп­лы­ми луча­ми солн­ца детиш­ки бега­ют голышо́м.

У него воло­сы тор­чат ершо́м.

Буквы о, е, ё на конце наречий после шипящих

еще почему е на конце

Цели:

  • Познакомить учащихся с правилами написания о-е(ё) после шипящих на конце наречий, формировать умения выделять орфограмму “о, е после шипящих на конце наречий”
  • Повторить орфограмму “о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях, существительных, прилагательных, причастиях, глаголах
  • Повторить разряды наречий и способы образования
  • Продолжить работу над заданиями, рекомендованными для подготовки к ГИА; продолжить работу над устной и письменной речью уч-ся, накопление материалов к проектной работе

Оборудование:

  • Мультимедийная доска
  • Мини-тест по новой теме
  • Алгоритм орфограммы “о, е(ё) после шипящих в различных частях речи”

Учитель: Запишите предложения (ученик у доски).

В лесу все живет своей жизнью. На поляне, освещённой солнцем, летают пчелы, и слышится шорох листьев. Кругом порхают бабочки, блестящие удивительной красотой. Звонко на дереве кукует кукушка.

На берегу речонки мы разбили палатки, желая укрыться от дождя.

Учитель: Что мы с вами записали? Почему вы решили, что это текст? О чем этот текст? Какую орфограмму я просила повторить вас дома?

(Выслушиваются ответы учеников.)

– Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним написание.

(У учащихся на парте лежит алгоритм правила и оно появляется на мультимедийной доске.)

Учитель: Какие три условия определяют выбор этой орфограммы? Давайте найдем в тексте наречия и определите их разряд. Каким членом предложения являются наречия? Найдите в тексте пример, иллюстрирующий следующую схему. Запишите словообразовательную цепочку.

Существительное-прилагательное-наречие

– Зачитайте её. (Приложение 1, слайд на доске.)
– Назовите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Какую смысловую роль играют наречия в тексте?

– А что мы знаем о наречиях?

5. Работа с предложениями

– Найдите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Чем осложнены другие предложения?

– Какова функция знаков препинания в данных предложениях?

6. Задания к ГИА (Два задания на слайдах.)

Учитель: Блестящие.

– Какое чередование корней в этом слове? Какая это часть речи? (Ответы детей.)
– Образуйте от этого причастия наречие.

Блестящ (Слайд.)

Учитель:

Вы сказали, что наречие – неизменяемая часть речи. Значит, какой морфемы нет у наречия?

(Ответы детей.)

7. Изучение нового материала

Учитель:

Я зачитаю вам стихотворение, а вы послушайте и найдите ответ на вопрос: “Что в суффиксе надо писать у наречий?”

Хочешь пятерку в журнал получить? Правило нужно твердо учить! После шипящих под ударением О (например: свежо, горячо, хорошо) Когда ударенья в суффиксе не слышим,

ТО букве Е непременно напишем

На слайде – блестяще-горячо

8. Чтение нового материала по учебнику

Учитель: На стр.119. Запишем тему урока в тетрадях. Правописание каких частей речи напоминает это правило?

В тетрадях для схем записываем алгоритм правила. (Слайд.)

– Но ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на стр. 119 не содержат полной информации о написании о, е после шипящих в суффиксах наречий.
– Какую информацию не сообщает учебник М.М.Разумовской?

9. Частично поисковая работа

Индивидуально задание

(эксперты работают со справочной литературой) остальные учащиеся работают с наречиями, помещенными на стр.119

Учитель:

Каким способом образовано наречие горячо?
– Почему неуклюже пишется вместе? – Вопрос к экспертам:

– Какое дополнение к правописанию изучаемой орфограммы вы обнаружили в справочной литературе?

Учитель продолжает рифмовку

:

Пусть слово ещё никого не смущает,
Одно лишь одно исключеньем бывает.

Дописываем в алгоритм правила слово ещё. (Слайд.)

10. Закрепление темы

Мини-тест “О или Е (Ё) на конце наречий (на столах для учеников заранее приготовлены тесты) Приложение 2.

11. Итог урока

Учитель: С какой частью речи мы сегодня работали на уроке? От какого условия зависит выбор буквы на конце наречия?

– Какая буква пишется под ударением? А без ударения?

Комментирование оценок учащихся.

12. Домашнее задание

Алгоритм, упр.266, таблица

13. Релаксация

Учитель: Я предлагаю выразить свои чувства от урока через синквейн.

На доске появляются 2 слайда – “что такое синквейн”, “как пишется синквейн”.
(Это работа по созданию проекта.)

29.11.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586791/

Коварная «ё»: 22 слова, в которых мы делаем ошибки

еще почему е на конце

Не «бичо́вка», не «бечо́вка» и не «бичёвка». Запомните единственный верный вариант.

2. Включённый

Некоторые современные словари уже допускают варианты «вклю́ченный» и «вклю́чен», но литературной нормой считаются «включённый» и «включён».

3. Гвоздём

Тут никаких поблажек. Если что‑то прибиваем, то только гвоздём.

4. Жёлоб

Хотя во множественном числе будут «желоба́», в единственном правильно говорить «жёлоб». То же самое со словами «жёрнов» — «жернова́».

5. Забытьё

Варианты «забытье́» и «забытие́» неверны. Правильно: «впадать в забытьё» и «лежать в забытьи».

6. Манёвренный

Тут всё просто: проверочное слово — «манёвр».

7. Заворожённый

Часто можно слышать «заворо́женный» или «заворо́жен». Но если бы вместо «е» писали «ё» там, где она должна быть, проблем с ударениями бы не возникало.

8. Заглушённый

С толку сбивает «заглу́шка» и «глу́хо», но по правилам причастие «заглушённый» и его краткая форма «заглушён» пишутся с «ё».

9. Новорождённый

Ещё одна невинная жертва неправильного ударения. Верно говорить не «новоро́жденный», а «новорождённый».

10. Оговорённый

В каком бы значении вы ни употребляли это слово, в нём будет «ё». «Обговорённый» используется реже, но ударение также ставится на предпоследний слог.

11. Остриё

Не путайте: «на острие́ ножа» — винительный падеж, «остриё ножа» — именительный.

12. Осуждённый

На неверное произношение слова «осу́жденный», вероятно, влияет слово «суд». Но грамотного человека это смущать не должно.

13. Углублённый

Говоря «углу́бленный», люди, скорее всего, вспоминают «глубь». А лучше бы помнили про букву «ё», которая есть в этом слове.

14. Посеребрённый

Непонятки со словом «серебряный» начинаются ещё со школьной скамьи. Если говорим о чём‑то, покрытым слоем серебра, то произносим «посеребрённый».

15. Свёкла

Суп свеко́льный, но овощ — свёкла. Это же просто.

16. Чёрно‑бурый

Хотя лисицу мы называем чернобуркой, по правилам говорить и писать нужно «чёрно‑бурый».

Слова, в которых «ё» не нужна

1. Многоже́нец

Человек, который имеет много жён, — многоже́нец. Но называется это многожёнством. Иногда в правилах логика не прослеживается, но таков уж русский язык.

2. Гололе́дица

Мы привыкли к «гололёду», поэтому некоторые произносят «гололёдица». Но словари говорят: никакой «ё» тут нет.

3. Житие́

«Житьё-бытьё» — вариант разговорный и не относится к литературной норме. Правильно говорить «житие́», так же, как «бытие́».

4. Афе́ра

Почему начали говорить и даже иногда писать «афёра» — непонятно, ведь слово было заимствовано из французского (affaire) и изначально писалось через «е». Но неправильная форма с «ё» всё ещё встречается очень часто.

5. Опе́ка

Просто запомните: это слово пишется и произносится без «ё».

6. Мелочо́вка

Изначально слова типа «речёвка», «плащёвка» и «мелочёвка» писали через «ё». Однако правило было пересмотрено, и теперь рекомендуют писать через «о».

Подписывайтесь на бесплатный курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера «Инициал» и одноимённый Telegram‑канал, чтобы стать грамотнее и создавать хорошие тексты.

Источник: https://Lifehacker.ru/bukva-yo/

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

еще почему е на конце

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

еще почему е на конце

Буквы «о», «е» после шипя­щих на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от постав­ки уда­ре­ния в сло­ве.

Прежде чем выяс­нить, в каких слу­ча­ях пишут­ся бук­вы «о», «е» на кон­це наре­чий после шипя­щих, опре­де­лим, какую зна­чи­мую часть сло­ва они выра­жа­ют.

С этой целью рас­смот­рим при­ме­ры наре­чий:

  • ходить неук­лю­же;
  • све­жо пах­нет.

От каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных «неук­лю­жий» и «све­жий» мож­но обра­зо­вать одно­ко­рен­ные наре­чия с помо­щью суф­фик­сов:

  • неук­лю­жий → неук­люже;
  • све­жий → свежо.

Понаблюдав за сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем, сде­ла­ем вывод, что бук­вы «о» и «е» обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий.

Выясним, когда сле­ду­ет на кон­це наре­чий после шипя­щих «ч», «ж», «ш», «щ» напи­сать бук­ву «о» или «е».

Правописание буквы «о», «е» на конце наречий

Правописание буквы «о», «е» на конце наречий

Если бук­вы «о», «е» нахо­дят­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий, то их напи­са­ние выби­ра­ем в зави­си­мо­сти от уда­ре­ния соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии. В пра­во­пи­са­нии этих букв, кото­рые обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий или суф­фик­сы и окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных име­ет зна­че­ние место уда­ре­ния в сло­вах.

Правило

Правило

Буква «о» пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий под уда­ре­ни­ем:

  • выгля­деть свежо́;
  • ходить нагишо́м.

И, напро­тив, бук­ва «е» соот­вет­ствен­но пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий без уда­ре­ния:

  • гово­ри гро́мче;
  • ска­зать интригу́юще.

Слово-исключение — это наре­чие «ещё».

В этом сло­ве вопре­ки орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу под уда­ре­ни­ем после шипя­ще­го пишет­ся бук­ва «ё».

Под уда­ре­ни­ем — «о»Без уда­ре­ния — «е»
свежо
горячо
хорошо
певуче
бле­стяще
раньше
Исключение
ещё

Посмотрим, как в зави­си­мо­сти от места поста­нов­ки уда­ре­ния ана­ло­гич­но пишут­ся бук­вы «о», «е» у суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных:

  • лежать под стел­лажо́м — любо­вать­ся да́чей;
  • большо́й про­пуск — на ме́ньшей сто­роне;
  • моржо́вый клык — плю́шевый миш­ка.

Чтобы усво­ить напи­са­ние бук­вы «о» или «е», обо­зна­ча­ю­щей суф­фикс наре­чия после шипя­ще­го осно­вы, про­чтем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Примеры

Примеры

Тренер ободря́юще похло­пал спортс­ме­на по пле­чу.

Бабушка нача­ла певу́че рас­ска­зы­вать внуч­ке Маше сказ­ку.

Миша блестя́ще сдал экза­ме­ны в вузе.

Тебе при­хо­ди­лось пла­вать в лес­ном озе­ре нагишо́м?

Перед стар­том лыж­ник быст­ро надел шапоч­ку на стри­жен­ную ежо́м голо­ву.

В авто­бу­се пас­са­жи­ры смот­ре­ли негоду́юще на чело­ве­ка, гром­ко гово­ря­ще­го по теле­фо­ну.

Народная муд­рость утвер­жда­ет, что ти́ше едешь — да́льше будешь.

Хорошо́ бы отдох­нуть еще часок!

Он не согла­шал­ся с нами и про­дол­жал горя­чо́ спо­рить.

Не гово­ри так общо́.

Под теп­лы­ми луча­ми солн­ца детиш­ки бега­ют голышо́м.

У него воло­сы тор­чат ершо́м.

урок для учащихся 7 класса

Буквы о, е, ё на конце наречий после шипящих

еще почему е на конце

Цели:

  • Познакомить учащихся с правилами написания о-е(ё) после шипящих на конце наречий, формировать умения выделять орфограмму “о, е после шипящих на конце наречий”
  • Повторить орфограмму “о, е после шипящих в суффиксах и окончаниях, существительных, прилагательных, причастиях, глаголах
  • Повторить разряды наречий и способы образования
  • Продолжить работу над заданиями, рекомендованными для подготовки к ГИА; продолжить работу над устной и письменной речью уч-ся, накопление материалов к проектной работе

Оборудование:

  • Мультимедийная доска
  • Мини-тест по новой теме
  • Алгоритм орфограммы “о, е(ё) после шипящих в различных частях речи”

Учитель: Запишите предложения (ученик у доски).

В лесу все живет своей жизнью. На поляне, освещённой солнцем, летают пчелы, и слышится шорох листьев. Кругом порхают бабочки, блестящие удивительной красотой. Звонко на дереве кукует кукушка.

На берегу речонки мы разбили палатки, желая укрыться от дождя.

Учитель: Что мы с вами записали? Почему вы решили, что это текст? О чем этот текст? Какую орфограмму я просила повторить вас дома?

(Выслушиваются ответы учеников.)

– Давайте найдем слова с этой орфограммой и объясним написание.

(У учащихся на парте лежит алгоритм правила и оно появляется на мультимедийной доске.)

Учитель: Какие три условия определяют выбор этой орфограммы? Давайте найдем в тексте наречия и определите их разряд. Каким членом предложения являются наречия? Найдите в тексте пример, иллюстрирующий следующую схему. Запишите словообразовательную цепочку.

Существительное-прилагательное-наречие

– Зачитайте её. (Приложение 1, слайд на доске.)
– Назовите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Какую смысловую роль играют наречия в тексте?

– А что мы знаем о наречиях?

5. Работа с предложениями

– Найдите в тексте сложное предложение и составьте схему. (Слайд.) – Чем осложнены другие предложения?

– Какова функция знаков препинания в данных предложениях?

6. Задания к ГИА (Два задания на слайдах.)

Учитель: Блестящие.

– Какое чередование корней в этом слове? Какая это часть речи? (Ответы детей.)
– Образуйте от этого причастия наречие.

Блестящ (Слайд.)

Учитель:

Вы сказали, что наречие – неизменяемая часть речи. Значит, какой морфемы нет у наречия?

(Ответы детей.)

7. Изучение нового материала

Учитель:

Я зачитаю вам стихотворение, а вы послушайте и найдите ответ на вопрос: “Что в суффиксе надо писать у наречий?”

Хочешь пятерку в журнал получить? Правило нужно твердо учить! После шипящих под ударением О (например: свежо, горячо, хорошо) Когда ударенья в суффиксе не слышим,

ТО букве Е непременно напишем

На слайде – блестяще-горячо

8. Чтение нового материала по учебнику

Учитель: На стр.119. Запишем тему урока в тетрадях. Правописание каких частей речи напоминает это правило?

В тетрадях для схем записываем алгоритм правила. (Слайд.)

– Но ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на стр. 119 не содержат полной информации о написании о, е после шипящих в суффиксах наречий.
– Какую информацию не сообщает учебник М.М.Разумовской?

9. Частично поисковая работа

Индивидуально задание

(эксперты работают со справочной литературой) остальные учащиеся работают с наречиями, помещенными на стр.119

Учитель:

Каким способом образовано наречие горячо?
– Почему неуклюже пишется вместе? – Вопрос к экспертам:

– Какое дополнение к правописанию изучаемой орфограммы вы обнаружили в справочной литературе?

Учитель продолжает рифмовку

:

Пусть слово ещё никого не смущает,
Одно лишь одно исключеньем бывает.

Дописываем в алгоритм правила слово ещё. (Слайд.)

10. Закрепление темы

Мини-тест “О или Е (Ё) на конце наречий (на столах для учеников заранее приготовлены тесты) Приложение 2.

11. Итог урока

Учитель: С какой частью речи мы сегодня работали на уроке? От какого условия зависит выбор буквы на конце наречия?

– Какая буква пишется под ударением? А без ударения?

Комментирование оценок учащихся.

12. Домашнее задание

Алгоритм, упр.266, таблица

13. Релаксация

Учитель: Я предлагаю выразить свои чувства от урока через синквейн.

На доске появляются 2 слайда – “что такое синквейн”, “как пишется синквейн”.
(Это работа по созданию проекта.)

29.11.2010

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/586791/

Коварная «ё»: 22 слова, в которых мы делаем ошибки

еще почему е на конце

Не «бичо́вка», не «бечо́вка» и не «бичёвка». Запомните единственный верный вариант.

2. Включённый

Некоторые современные словари уже допускают варианты «вклю́ченный» и «вклю́чен», но литературной нормой считаются «включённый» и «включён».

3. Гвоздём

Тут никаких поблажек. Если что‑то прибиваем, то только гвоздём.

4. Жёлоб

Хотя во множественном числе будут «желоба́», в единственном правильно говорить «жёлоб». То же самое со словами «жёрнов» — «жернова́».

5. Забытьё

Варианты «забытье́» и «забытие́» неверны. Правильно: «впадать в забытьё» и «лежать в забытьи».

6. Манёвренный

Тут всё просто: проверочное слово — «манёвр».

7. Заворожённый

Часто можно слышать «заворо́женный» или «заворо́жен». Но если бы вместо «е» писали «ё» там, где она должна быть, проблем с ударениями бы не возникало.

8. Заглушённый

С толку сбивает «заглу́шка» и «глу́хо», но по правилам причастие «заглушённый» и его краткая форма «заглушён» пишутся с «ё».

9. Новорождённый

Ещё одна невинная жертва неправильного ударения. Верно говорить не «новоро́жденный», а «новорождённый».

10. Оговорённый

В каком бы значении вы ни употребляли это слово, в нём будет «ё». «Обговорённый» используется реже, но ударение также ставится на предпоследний слог.

11. Остриё

Не путайте: «на острие́ ножа» — винительный падеж, «остриё ножа» — именительный.

12. Осуждённый

На неверное произношение слова «осу́жденный», вероятно, влияет слово «суд». Но грамотного человека это смущать не должно.

13. Углублённый

Говоря «углу́бленный», люди, скорее всего, вспоминают «глубь». А лучше бы помнили про букву «ё», которая есть в этом слове.

14. Посеребрённый

Непонятки со словом «серебряный» начинаются ещё со школьной скамьи. Если говорим о чём‑то, покрытым слоем серебра, то произносим «посеребрённый».

15. Свёкла

Суп свеко́льный, но овощ — свёкла. Это же просто.

16. Чёрно‑бурый

Хотя лисицу мы называем чернобуркой, по правилам говорить и писать нужно «чёрно‑бурый».

Слова, в которых «ё» не нужна

1. Многоже́нец

Человек, который имеет много жён, — многоже́нец. Но называется это многожёнством. Иногда в правилах логика не прослеживается, но таков уж русский язык.

2. Гололе́дица

Мы привыкли к «гололёду», поэтому некоторые произносят «гололёдица». Но словари говорят: никакой «ё» тут нет.

3. Житие́

«Житьё-бытьё» — вариант разговорный и не относится к литературной норме. Правильно говорить «житие́», так же, как «бытие́».

4. Афе́ра

Почему начали говорить и даже иногда писать «афёра» — непонятно, ведь слово было заимствовано из французского (affaire) и изначально писалось через «е». Но неправильная форма с «ё» всё ещё встречается очень часто.

5. Опе́ка

Просто запомните: это слово пишется и произносится без «ё».

6. Мелочо́вка

Изначально слова типа «речёвка», «плащёвка» и «мелочёвка» писали через «ё». Однако правило было пересмотрено, и теперь рекомендуют писать через «о».

Подписывайтесь на бесплатный курс писательского мастерства от редакторов Лайфхакера «Инициал» и одноимённый Telegram‑канал, чтобы стать грамотнее и создавать хорошие тексты.

Источник: https://Lifehacker.ru/bukva-yo/

Буквы «о», «е» после шипящих на конце наречий

еще почему е на конце

Буквы «о», «е» после шипя­щих на кон­це наре­чий пишут­ся в зави­си­мо­сти от постав­ки уда­ре­ния в сло­ве.

Прежде чем выяс­нить, в каких слу­ча­ях пишут­ся бук­вы «о», «е» на кон­це наре­чий после шипя­щих, опре­де­лим, какую зна­чи­мую часть сло­ва они выра­жа­ют.

С этой целью рас­смот­рим при­ме­ры наре­чий:

  • ходить неук­лю­же;
  • све­жо пах­нет.

От каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных «неук­лю­жий» и «све­жий» мож­но обра­зо­вать одно­ко­рен­ные наре­чия с помо­щью суф­фик­сов:

  • неук­лю­жий → неук­люже;
  • све­жий → свежо.

Понаблюдав за сло­во­об­ра­зо­ва­ни­ем, сде­ла­ем вывод, что бук­вы «о» и «е» обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий.

Выясним, когда сле­ду­ет на кон­це наре­чий после шипя­щих «ч», «ж», «ш», «щ» напи­сать бук­ву «о» или «е».

Правописание буквы «о», «е» на конце наречий

Если бук­вы «о», «е» нахо­дят­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий, то их напи­са­ние выби­ра­ем в зави­си­мо­сти от уда­ре­ния соглас­но пра­ви­лу орфо­гра­фии. В пра­во­пи­са­нии этих букв, кото­рые обо­зна­ча­ют суф­фик­сы наре­чий или суф­фик­сы и окон­ча­ния имен суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных име­ет зна­че­ние место уда­ре­ния в сло­вах.

Правило

Буква «о» пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий под уда­ре­ни­ем:

  • выгля­деть свежо́;
  • ходить нагишо́м.

И, напро­тив, бук­ва «е» соот­вет­ствен­но пишет­ся после шипя­щих на кон­це наре­чий без уда­ре­ния:

  • гово­ри гро́мче;
  • ска­зать интригу́юще.

Слово-исключение — это наре­чие «ещё».

В этом сло­ве вопре­ки орфо­гра­фи­че­ско­му пра­ви­лу под уда­ре­ни­ем после шипя­ще­го пишет­ся бук­ва «ё».

Под уда­ре­ни­ем — «о»Без уда­ре­ния — «е»
свежо
горячо
хорошо
певуче
бле­стяще
раньше
Исключение
ещё

Посмотрим, как в зави­си­мо­сти от места поста­нов­ки уда­ре­ния ана­ло­гич­но пишут­ся бук­вы «о», «е» у суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных:

  • лежать под стел­лажо́м — любо­вать­ся да́чей;
  • большо́й про­пуск — на ме́ньшей сто­роне;
  • моржо́вый клык — плю́шевый миш­ка.

Чтобы усво­ить напи­са­ние бук­вы «о» или «е», обо­зна­ча­ю­щей суф­фикс наре­чия после шипя­ще­го осно­вы, про­чтем при­ме­ры пред­ло­же­ний.

Примеры

Тренер ободря́юще похло­пал спортс­ме­на по пле­чу.

Бабушка нача­ла певу́че рас­ска­зы­вать внуч­ке Маше сказ­ку.

Миша блестя́ще сдал экза­ме­ны в вузе.

Тебе при­хо­ди­лось пла­вать в лес­ном озе­ре нагишо́м?

Перед стар­том лыж­ник быст­ро надел шапоч­ку на стри­жен­ную ежо́м голо­ву.

В авто­бу­се пас­са­жи­ры смот­ре­ли негоду́юще на чело­ве­ка, гром­ко гово­ря­ще­го по теле­фо­ну.

Народная муд­рость утвер­жда­ет, что ти́ше едешь — да́льше будешь.

Хорошо́ бы отдох­нуть еще часок!

Он не согла­шал­ся с нами и про­дол­жал горя­чо́ спо­рить.

Не гово­ри так общо́.

Под теп­лы­ми луча­ми солн­ца детиш­ки бега­ют голышо́м.

У него воло­сы тор­чат ершо́м.

урок для учащихся 7 класса

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/orfografiya/bukvy-o-e-posle-shipyaschih-na-kontse-narechiy.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие