Догмат что это такое

Догматизм

догмат что это такое

Догматизм – это концепция мышления человека, которое настраивает его принимать понятия, факты, формулировки с позиции догмы, оперируя очевидностью того, о чем рассуждают, устарелыми данными, не учитывая нового и изменяющегося. Догматическая концепция не имеет стремления воспринимать и познавать новое, научно предопределенное, избегает творческого развития, противоположно критическому восприятию, в основном отстранено от реальности.

Понятие догматизм берет начало в Древней Греции, благодаря философам Зенону и Пиррону, которые рассматривали догматической всякую философию.

Что такое догматизм

Понятие догма говорит необходимости восприятия чего-либо изначально истинным, без критики, научно не изучая и не обосновывая, в основном полагаясь на веру в религии или авторитет. Изначально это понятие выглядело в контексте религиозного понимания: в христианстве истинно было принятие единственности Бога, его непогрешимости и всесильности; в иудаизме – неоспорима идея о реинкарнации и карме.

Догматизм возникал одновременно с развитием религиозных концепций, которые призывали верующих безоговорочно принимать за истину все вероучения, категорически запрещалось вольная трактовка предложенных религиозных догм и считалась в глазах церкви ересью.

Догматизм в науке рассматривается не столько, как некая концепция взглядов, ее характеристики и особенности, а как необходимость сохранить в устойчивом, неизменённом виде эти взгляды и выводы, не поддавая их критике. С гносеологической точки зрения понятие догматизм возникло из неосознанного игнорирования изменений и динамичности развития, преувеличенного восприятия истинности утверждаемого, избегания проверки и логического объяснения.

Психологические корни догматической концепции лежат в том, что мозг инертный, ему легче принять истину, чем объяснять ее. Существует склонность к стереотипному восприятию, предрасположение скорее к консервативному прошлому, чем к творческому и неизвестному настоящему и будущему.

С социальной стороны догматизм проявляется в желании сберечь текущее положение дел, оставить в неприкосновенности индивидуальный или групповой статус. Догматизму противопоставлено мышление, основанное на факте конкретности истины, ее определенности в рамках функционирования, условий формирования, целей, времени и места применимости.

Догматическое мышление из своей принципиальной позиции извращает суть первоначальных моральных позиций, так как автоматически перелаживает функции присущего данной ситуации морального принципа на другие ситуации, в результате чего теряется ее значение, возможно, превращается в ее противоположность. Например, добро воспринимается злом, если оно есть причиной безнаказанности преступлений.

По сути, догматическое мышление присуще для консервативного морального сознания категории человечества, которое привержено к идее абсолютизму: существования постоянно действующих моральных и универсальных принципов, которые против социального прогресса.

Примером тому есть религиозный догматизм, суть которого в твердом утверждении благодатности моральных принципов веры, откровения с одновременным игнорированием довода разума, критического мышления, развития науки. Часто догматизм проявляется через фанатизм или формализм.

При догматическом, абстрактном мышлении в изучении теоретических, исторических, политических проблем не берутся во внимание факторы времени и места.

Причиной кризисных моментов в экономике, духовной сфере и социальной может являться догматизм. То, что не соответствует нормам, слаженным канонам и догмам нашего понимания и восприятия считается подозрительным и подлежит сомнению. Истоками такого мышления есть непрофессионализм и приспособленчество.

Догматизм в философии

Догматизм в науке, философии оценивается характеристиками философских теорий или их разновидностью. Догматичным считается учение, какое выбирает какое-нибудь объяснение в качестве истины без предварительного анализа, не допуская изменений.

Понятие догматизм после Зенона и Перрона изучало много мыслителей. Философ И.Кант определял его не как всю философию в целом, а как некоторое познание не ориентированное на исследование его условий и возможностей. Гегель, один из творцов диалектической философии, понимал догматизм как абстрактное мышление.

Философский догматизм проистекает из ограниченного восприятия и доверчивости к тому, что без особой подготовки с элементарными знаниями, он может постичь истину и решить сложнейшие задачи, что становятся перед ним. Такой подход, определенный наивной верой, был предречен на множество ошибок и иллюзий, привел человека к глубокому разочарованию к своей способности познания.

В следствие такого разочарования, возник диаметрально противоположный стиль мышления — скептицизм (отрицание всякой вероятности познать истину). Его еще называют в нынешней культуре релятивизмом.

Скептики Перрон и Зенон называли догматиками всех философов, которые пробовали утверждать свои умозаключения как достоверные, они противопоставляли этому сомнение и нереальность в принципе узнать истину.

Решением этих двоих диаметральных позиций стало изучение границ возможностей познаний человека. Такой взгляд был назван Кантом как критицизм. Он уверял, что с периода Аристотеля догматическим мышлением метафизической науки не было обосновано ни одной идеи из логики и психологии, также уверял, что скептицизм также однобок, как догматизм.

Кант критиковал философское учение от Декарта до Вольфа, называя его догматическим. Критикуя догматическое мышление, Кант заявлял, что индивид не может постичь вещи и явления просто так, потому что они существуют. Ни догматизм, ни скептицизм ничему не учат, сверх того, понятие догматизм становится по сути скептицизмом в силу своей однобокости.

Догматизм не может познать настоящих причин возникновения реальных проблем, не изучая их с позиции сегодняшнего и прошлого, в совокупности с разными проблемами, а просто налагая на существующий факт готовые идеи, постулаты, догмы, логические умозаключения. Это нередко провоцирует возникновение ложных проблем, что отдаляет или делает сложным решение настоящих проблемных ситуаций.

Между догматизмом и скептицизмом стал Г.Гегель со своим диалектическим методом. Диалектизм отличается от догматизма тем, что не хранит в себе односторонних умозаключений. Догматики всегда из одних умозаключений выводят другие, игнорируя факты из настоящей жизни. Последовательно «антидогматичной» стала марксистская философия, которая объясняя действительность, служит ее изменению. Такое понимание философской действительности исключает догматизм.

Догматизм в науке препятствует ее дальнейшему прогрессу, так как руководствуется устаревшими или однобокими теориями, откровенно неправильными понятиями. Так, догматическое мышление общества обернулось трагически для Дж.Бруно, Галилео, долго шла борьба против эволюционной теории Дарвина. Догматизм в науке, политике, социуме является тем обстоятельством, что тормозит развитие.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник: https://psihomed.com/dogmatizm/

Что такое Догмат

догмат что это такое

Догмат — Основное положение в религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике.

Значение слова Догмат по Ожегову:

Догмат — Основное положение религиозном учении, принимаемое на веру и не подлежащее критике

Догмат в Энциклопедическом словаре:

Догмат — в религии — утвержденное высшими церковными инстанциямиположение вероучения, объявляемое церковью непреложной истиной, неподлежащее критике. Систему догматов имеют христианство, ислам, буддизм идр. 2) То же, что догма.

Значение слова Догмат по словарю Ушакова:

ДОГМАТ, догмата, м. (от греч. dogma) (книжн.). 1. Основное, непререкаемое утверждение в религиозном учении. Догмат непогрешимости папы (у католиков). 2. перен. Отдельное положение какого-н. учения, научного направления, имеющее основополагающий характер.

Значение слова Догмат по словарю Брокгауза и Ефрона:

Догмат — Значение этого слова, как термина, употребляемого не в одном только Богословии, выясняется из того смысла, в каком оно употреблялось в античной литературе У Цицерона словом dogma обозначались такие доктрины, которые, будучи общеизвестными, имели значение неоспоримой истины. В этом смысле и христианские писатели, напр. Ориген и св.

Исидор, называли Сократа законодателем догматов аттических, учения Платона и стоиков — догматами. У Ксенофонта догматом называется начальственное распоряжение, которому все, и командующие, и простые воины, должны беспрекословно подчиняться. У Геродиана им обозначается определение сената, которому беспрекословно должен подчиниться весь римский народ. Этот смысл слово Д.

сохранило и в греческом переводе 70 толковников, где в книгах пр. Даниила, Эсфири, Маккавейских словом δόγμα называется указ царский, подлежащий немедленному исполнению, а также закон царский или государственный, безусловно обязательный для каждого подданного. В Новом Завете, в Евангелии от Луки, δόγμα называется повеление кесарево о переписи народонаселения Римской империи, в кн.

Деяний Апостольских — законы царские, в послании к Колоссянам и Ефесянам — имевшие божественный авторитет законы Моисея. Затем, в кн. Деяний (XV, 20—28) в первый раз словом δόγμα обозначаются те определения церкви, которые должны иметь непререкаемый авторитет для каждого ее члена.

Из употребления этого слова у Игнатия Богоносца, Кирилла Иерусалимского, Григория Нисского, Василия Великого, Иоанна Златоуста, Викентия Лиринского и др. отцов церкви понятие о Д. выясняется с большей подробностью. У них: 1) Д. есть непререкаемая божественная (данная через божественное откровение) истина, и в этом смысле догматы веры называются божьими (δ. τοΰ Θεοΰ), божественными (δ. Θεία), господними (δ.

τοΰ Κυρίου) и противопоставляются продуктам человеческого, особенно так называемого спекулятивного мышления и личным мнениям. 2) Д. есть истина, относящаяся к внутреннему существу религии, т. е. истина теоретического, или созерцательного, учения, учения веры, чем он отличается от правил жизни, или практической деятельности христианина. 3) будучи происхождения божественного, Д.

есть истина, определяемая и формулируемая церковью, потому догматы обыкновенно называются догматами церкви (τά τής έκκλησίας δόγματα), или догматами церковными (τά έκκλεσιαστικά δόγματα), и 4) Д. есть истина, безусловное признание которой совершенно необходимо для христианина, чтобы по праву причислять себя к составу церкви. Н. Б.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/dogmat.html

Догматическое богословие — древо

догмат что это такое

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Догматическое богословие (догматика) — раздел богословия, имеющий целью раскрытие, обоснование и систематическое изложение христианских догматов

Как самостоятельная богословская наука и учебная дисциплина догматическое богословие возникло в XVII-XVIII веках на Западе в результате дифференциации богословия, происходившей в русле всеобщей специализации знания. Тогда же возник и сам термин «догматическое богословие».

Поскольку в различных христианских конфессиях объем догматов, их содержание и истолкование не всегда совпадают, для указания на конфессиональные особенности догматики используются соответствующие эпитеты, напр.: православное догматическое богословие, католическое догматическое богословие, лютеранское догматическое богословие и т. д. В протестантизме догматическое богословие нередко именуется также систематическим богословием.

Основными разделами догматического богословия являются триадология, антропология, амартология, христология, сотериология, пневматология, экклезиология, сакраментология и эсхатология.

История православного догматического богословия

Догматы, согласно православному учению, есть богооткровенные истины. Соответственно единственным непогрешимым источником православного догматического богословия признается Божественное Откровение, выраженное в Священном Писании и Священном Предании.

Предание рассматривается в православной традиции в двух нераздельных аспектах: «вертикальном» и «горизонтальном», т. е., с одной стороны, как непосредственное просвещающее воздействие Святого Духа в Церкви и, с другой — как историческая передача в ней «закона веры» и «закона молитвы».

«Горизонтальный» аспект Предания никогда не подвергался в Православии специальной кодификации. Тем не менее в нем можно обозначить определенный перечень церковно-исторических источников, имеющих с православной точки зрения безусловный вероучительный авторитет и служащих фундаментом для православного догматического богословия.

Это прежде всего Никео-Константинопольский символ веры и догматические постановления (оросы) 7 Вселенских Соборов, а также догматические определения Константинопольских Соборов 879-880, 1156-1157 и 1341-1351 гг.

Наряду с догматическими определениями стоит литургическое Предание Церкви. «Можно без преувеличения сказать, что анафора литургий св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста по своей богословско-догматической авторитетности нисколько не уступает догматическим постановлениям Вселенских Соборов» (Василий (Кривошеин). 2003. С. 84).

Авторитетным источником православного догматического богословия является и святоотеческое наследие в целом. Но, учитывая многочисленность, разнообразие и неравнозначность написанного отцами, церковное Предание никогда не пыталось кодифицировать какой-либо определенный корпус святоотеческих творений, который бы исчерпывающе отвечал принципу consensus patrum.

Тем не менее в Православии общепризнанным является убеждение, что только на основании святоотеческой мысли может быть правильно понято христианское вероучение во всей его целостности и полноте.

«Вселенские Соборы начинали свои догматические постановления словами «Последуя святым отцам», выражая тем свое убеждение, что верность им по духу есть основной признак православного богословия» (Василий (Кривошеин). С. 85).

В отличие от западнохристианских конфессий православная Церковь не придает определяющего догматического значения следующим вероучительным памятникам древности: т. н. Апостольскому Символу веры, Афанасиевому Символу веры и Символу веры свт. Григория Чудотворца, — сохраняя за ними историческую значимость.

Вопрос об источниках православного догматического богословия связан с проблемой т. н. символических книг православной Церкви, к которым в русском дореволюционном академическом богословии принято было относить «Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной» (1662) и «Послание Патриархов Восточно-Кафолической Церкви о православной вере» (1723).

Однако, по замечанию проф. Н. Н. Глубоковского, «по существу, в Православии нет «символических книг» в техническом смысле слова. Все разговоры о них крайне условны и соответствуют лишь западным вероисповедным схемам, в противоречии с историей и природой Православия» [1].

Возникновение этих исповеданий относится к периоду упадка православного богословия, когда оно «было вынуждено вооружиться западным схоластическим богословским оружием и это, в свою очередь, повело к новому и опасному влиянию на православное богословие не только не свойственных ему богословских терминов, но и богословских и духовных идей» (Василий (Кривошеин). 2003. С. 46).

Поэтому наряду с др.

исповеданиями веры и догматическими постановлениями XVI и последующих столетий эти тексты не могут рассматриваться в качестве общеобязательных источников православного догматического богословия, «как не имеющие общецерковного характера по своему происхождению, как обычно невысокие по уровню богословской мысли, а часто и отрывающиеся от святоотеческого и литургического предания и как носящие следы формального, а иногда и существенного влияния римо-католического богословия» (Василий (Кривошеин). 2003. С. 82-83).

Задачи, метод и структура православного догматического богословия

В православной традиции догматическое учение Церкви не рассматривается как отвлеченное, чисто теоретическое знание. Церковь не богословствует ради самого богословия, не создает вероучительных систем ради самих систем. По словам В.

Лосского, «Христианское богословие, в конечном счете, всегда только средство, только некая совокупность знаний, долженствующая служить той цели, что превосходит всякое знание.

Эта конечная цель есть соединение с Богом или обожение, о котором говорят восточные отцы» [2].

Вместе с тем православная вера предполагает двуединство догматического сознания человека и его духовной жизни. Истинная догматика всегда аскетична и рождается вслед. истинного духовного подвига, возводящего на вершины богопознания. В свою очередь аскетика догматична, т. е.

строится в соответствии с богословским опытом Церкви, догматически выраженным святыми тайнозрителями. Малейшее повреждение одного из аспектов этого двуединства с неизбежностью отражается на другом. Ложная догматическая установка при неукоснительном следовании ей приводит к искажениям в области духовной жизни.

Ложный, прелестный духовный опыт становится источником ложных богословских выводов.

Т. о., по своему назначению догматическое богословие представляет собой знаковую систему, дающую человеку правильную перспективу на пути к спасению, понимаемому в православной традиции как обожение. Важнейшей характеристикой православного догматического богословия является его сотериологическая направленность. Догматическое богословие строится на априорно принимаемых богооткровенных истинах, догматах.

Однако совокупность догматов не дана в Откровении в виде определенного перечня тезисов. Поэтому первостепенная задача догматического богословия — выявить собственно догматы из множества содержащихся в Свящ. Писании и Свящ. Предании недогматических (духовно-нравственных, литургических, церковно-исторических, канонических и т. д.

) положений, затем интерпретировать их в духе непрерывающейся церковной традиции и, наконец, указать на их сотериологическое значение.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как переводится имя иисус

По своему содержанию догматы неизменны — в процессе церковной истории происходили лишь изменения их терминологического выражения и уточнения в соответствии с изменением рационального усвоения и характером возникшей ереси, которая вызывала необходимость ответа. Поэтому для догматического богословия важно показать исторический контекст, в котором догматы осмыслялись и формулировались на языке понятий.

Догматическое богословие формировалось на основе Символа веры, более или менее полным и развернутым истолкованием которого является большинство древних догматико-систематических сочинений.

В XVII-XVIII веках сначала в протестантской и католической, а затем и в православной богословской науке догматика приобрела четкую структуру и стала строиться в соответствии с двумя основными разделами: «О Боге в Себе» (De Deo ad intra) и «О Боге во вне» (De Deo ad extra), каждый из которых делился на подразделы, содержащие соответствующие главы. Раздел «О Боге в Себе» был разделен на два подраздела: «О Боге едином по существу» и «О Боге троичном в Лицах».

Раздел «О Боге во вне» включал подразделы: «О Боге Творце», «О Боге Промыслителе», «О Боге Спасителе», «О Боге Освятителе», «О Боге Судии и Мздовоздаятеле». Несмотря на коррективы, вносимые в эту схему некоторыми догматистами, в целом она была общепринятой в православном догматическом богословии XVIII — нач. XX века.

Исключение составили попытки концептуального изложения догматов, когда принципом систематизации являлась не определенная структура построения догматики, а какая-либо догматическая идея, принимаемая в качестве ключевой, напр. идея Царствия Божия в догматико-апологетических лекциях архиеп. Иннокентия (Борисова), идея любви Божией у проф. А. Д. Беляева, идея Жертвы Христовой как выражения Его любви у прот. Павла Светлова.

Отношение догматического богословия к другим богословским наукам

Догматическое богословие неразрывно связано с другими церковно-научными дисциплинами. Экзегетика, история Церкви, патрология, литургика, имея в основании догматическое сознание Церкви, помогают в выявлении источников догматического богословия и способствуют их правильному истолкованию.

Аскетика, пастырское богословие, нравственное богословие, гомилетика, церковное право указывают на практическое применение обосновываемых догматическим богословием истин и их жизненность.

Сравнительное (обличительное) богословие и апологетика, рассматривая вероучение православной Церкви в сопоставлении, с одной стороны, с инославным вероучением и, с другой — с нехристианскоми мировоззрениями, опираются на догматическое богословие и вместе с тем дают ему материал для более детального уяснения и истолкования догматов.

Кроме того, в догматическом богословии используются и отдельные достижения светских наук, особенно философии, многие термины и понятия которой нашли свое применение в христианском богословии.

Систематизация христианского вероучения в древней Церкви

Попытки систематического изложения и истолкования богооткровенных догматов предпринимались уже в первые века церковной истории. Элементы систематизации присутствуют в трудах ранних христианских учителей — сщмч. Иустина Философа, Афинагора, сщмч. Иринея Лионского, свт. Феофила Антиохийского, Климента Александрийского, Тертуллиана и др.

Первым систематическим изложением христианского вероучения явилось сочинение Оригена (кон. II-III в.) «De principiis» (О началах), в котором указывается на источники вероучения Церкви — Свящ. Писание и Свящ.

Предание, а затем последовательно рассматриваются основные догматы — о Пресвятой Троице, о разумных тварных сущностях, их первобытном состоянии и падении, о воплощении Бога Слова, о действиях Св. Духа, о воскресении мертвых и конечном Суде.

В изложении христианского вероучения Ориген не избежал ряда существенных ошибок: признания предсуществования душ и неизбежного конечного восстановления всех разумных существ, включая диавола, в первоначальное безгрешное состояние.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13678048.html

Основные догматы христианства и православия

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Каждый человек независимо от того верующий он или нет, придерживается определенных истин, которые помогают ему принимать решения и совершать поступки соответственно морали общества в которой он живет. Церковь создала свои догматы христианства, которые принимаются верующими людьми, как основные, недоказуемые правила.

Важно понимать, что если родители хотят воспитать духовно развитого человека, привить ему безграничную любовь к Богу, нужно с младенчества придерживаться всех церковных правил и обрядов. Но для начала, давайте подробнее выясним для себя, что же такое догмат и значение его. Это откровенные истины о Всевышнем, учение, направленное на прославление Отца всего человечества и веру в его искреннюю любовь к своим детям.

Служители церкви, проповедуя основы православия, каждый раз определяют навсегда установленные, постоянные, неоспоримые, неопровержимые, бесспорные, несомненные истины христианской веры. Для таких простых истин характерно: учиться вере, быть открытым и откровенным перед Богом, обязательно посещать церкви, храмы и монастыри не только на большие праздники, но и на простые богослужения.

Основные догматы христианства

Православные истины принимались на 7 Вселенских Соборах. На Первом Вселенском Соборе была установлена неопровержимая истина: Бог единый на всей Земле и существует в трех ипостасях Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

И дальше было рассмотрено упомянутую выше истину подробно. Бог Отец – создатель мира, Иисус Христос, рожденный Девой Марией, который отдал свою жизнь на Земле, таким образом, искупив грехи человечества. Постоянно человечество ждет пришествие Мессии. Обязательно нужно упомянуть о Святом Духе, воскрешение после смерти, как доказательство верующим, что жизнь после смерти продолжается, ведь душа бессмертна.

Христианские догматы воплотили в себе три основополагающих правила, которые должны знать все живущие на Земле:

  1. Существование Всевышнего в трех лицах;
  2. Воплощение Божьего Сына в представителя человеческого рода;
  3. Избавление человечества от грехов.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Что такое покаяние в православии

Каждый догмат — символ веры и указание существующих четких граней, которые нельзя нарушать. За этими рамками могут возникать разнообразные погрешности и предрассудки, а христианские истины оберегают от совершения всевозможных ошибок.

Следовательно, религиозные догматы помогают людям создать ясное понимание о Творце, его отношениях со Вселенной, истинных представлениях о действующих законах мироздания. Разные точки зрения на те, или иные догматы, создают непреодолимые препятствия и приводят к смене религиозных взглядов и появлению разногласий между представителями разных вероисповеданий.

Догматы Православной Церкви

Всего выделяют 12 основополагающих истин в Православии:

  1. Непоколебимая вера в Пресвятую Троицу;
  2. Истина о совершении греха каждым из нас;
  3. Искупление грехов;
  4. Воплощение Сына Всевышнего;
  5. Воскрешение Иисуса Христа;
  6. Вознесение на небеса;
  7. Второе Пришествие и ожидаемый Страшный Суд;
  8. Возрождение значения и роли Церкви;
  9. Воскрешение простых смертных;
  10. Две стороны Божьего Сына – Божественная и человеческая;
  11. Две воли и возможность совершать чудотворные действия;
  12. Почитание икон.

Каждый человек решает для себя готов ли он придерживаться этих основных догм или нет. Насильно навязать чужое мнение и заставить человека искренне верить в существовании чудодейственной силы Творца, не входит в основные церковные каноны. Православные догматы помогут найти себя и открыть новые критерии для оценки разных поступков и действий.

Господь всегда с Вами!

Смотрите еще и видео об основных православных догматах:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/osnovnye-dogmaty-xristianstva-i-pravoslaviya/

Догматы христианства

Весь мир подчиняется определенным правилам, будь то законы физики или нормы морали, принятые в обществе. Любая религия также содержит правила — принятых аксиом, которые не подлежат критики. Православная вера имеет основу в виде догматов — главных богооткровенных истин, на которых строится все богословие Православной Церкви. Эти догматы определяют основные положения веры и раскрывают суть взаимоотношений человека и Бога, а также человека и общества.

История использования термина

Дословно перевод термина «догма» осуществляется с древнегреческого языка и означает «решение» или «постановление». За все время существования человечества термин использовался в разных значениях:

  1. В античности, в частности в произведениях Цицерона этим термином обозначались доктрины, которые выступали неоспоримой истиной.
  2. Христианские писатели первых веков так именовали некоторые выводы мыслителей, например Сократа и Платона.
  3. Ксенофонт именовал так распоряжения, которые выдавали начальники и которым беспрекословно подчинялись солдаты.
  4. Геродиан определял так указы сената, которым подчинялись римляне.
  5. В Ветхом Завете (книги пророка Даниила, Есфири и апокрифах Маккавейских) так именуются указы, выходящие из-под царского пера. При этом обычно это касалось указов, которые следовало незамедлительно выполнить.
  6. Евангелист Лука этим словом обозначает приказ кесаря о переписи народонаселения (глава 2 стих 1), а в Деяниях он также определяет царские законы.
  7. Апостол Павел в посланиях к Колоссянам и Ефесянам данным термином описывает законы Моисея.

Сегодня смысл данного термина можно охарактеризовать как решение Церкви, которое было принято как обязательная и неизменяемая истина, которая не подлежит критике.

Происхождение догматов

Своим появлением догматы обязаны различным ересям, которые возникали в первые века существования христианства. Вся сущность существующих правил и аксиом Церкви заключена в Священном Писании и изначально не было необходимости в выведении каких-либо дополнительных правил.

Догмат — непреложная истина, принимаемая на веру и обязательная для христиан

Однако по мере распространения христианского вероучения по миру находились люди, которые трактовали написанное либо неверно, либо себе в угоду, поэтому Церковь приняла решение пресечь распространяющуюся ересь и создать четкие правила веры.

Все эти аксиомы были приняты епископами и архиереями на Вселенских Соборах и отличаются едиными свойствами:

  1. Богооткровенность — все принятые аксиомы являются Божественным Откровением, а не плодом человеческого размышления.
  2. Вероучительность — догматами являются только Богооткровенные христианские истины.
  3. Церковность — только Церковь имеет право определять и толковать истины, имеющие авторитет.
  4. Законообязательность — христиане должны воспринимать эти правила как аксиомы, т.е. строгие законы и не нарушать их.

Каждое правило, принятое таким образом, сделало распространение ереси невозможным, поскольку христиане теперь могли соотнести учение отдельного богослова и толкователя с общепринятыми правилами веры, чтобы проверить правильность и истинность.

Догматы, каноны и богословские мнения. В чем различие?

В православии есть несколько понятий, которые не до конца понятны простым христианам. В частности это: догмы, каноны и богословские мнения. Все эти понятия используются в жизни и деятельности Церкви, но являются разными по своей сути.

Основное отличии их в том, что догматы определяют основные истины вероучения в целом, каноны являются практическими правилами, которым подчиняются обряды, а богословские мнения являются просто человеческими позициями по определенным вопросам.

Каноны Православной Церкви

Каноны — это установленные правила проведения богослужений и любых обрядов. Они определяют порядок жизни Церкви в целом, а также частные аспекты жизни отдельных христиан. Как и догматы, каноны утверждаются на Вселенский Соборах и Поместных, и также имеют вечный и безусловный авторитет.

Канон – основополагающий церковный закон, действующий во всей Церкви

Каноны являются неким сводом правил, которые определяют различные аспекты жизни христианина. Они являются идеалом, к которому стремится каждый верующий. Каноны определяют не то, во ЧТО верят, но то КАК верят, но они все равно могут стать причиной раскола. В Православной Церкви насчитывается 762 канона.

Богословское мнение

Богословские мнения — личные мысли и позиции определенного человека, который имеет богословское образование и определенный авторитет в Церкви. При этом позиция человека не является общецерковным учением, но должна включать в себя Истину, которая не противоречит Божественным Откровениям.

Мнение ученого-богослова может быть ошибочным, даже Отцы Церкви порой высказывали неправильные мысли, но и они не противоречили Писанию и канонам. Христиане могут прислушиваться к подобным мнениям, ведь далеко не все важные темы раскрыты в догматах, но не принимать чужую позицию за Божью.

Перечень догматов православия

Каждый догмат — символ веры и указание существующих четких граней, которые нельзя нарушать. За этими рамками могут возникать разнообразные погрешности и предрассудки, а христианские истины оберегают от совершения всевозможных ошибок.

Христианские догматы помогают людям создать ясное понимание о Творце

Главные догматы, которые были одобрены на Вселенском Соборе скрыты в Символе Веры — именно в данном тексте раскрываются три основные позиции Православной Церкви:

  1. Единый Бог в трех ипостасях.
  2. Очеловечивание Иисуса Христа и Его добровольная Смерть на Кресте.
  3. Спасение человечества от греха через Кровь Иисуса Христа.

Эти аксиомы являются основополагающими для православных и были приняты на Никейском Соборе 318-ю святыми отцами. Помимо этого, выделяют догматы:

  • Воскрешение и Вознесение Сына Божьего;
  • Будущее Второе Пришествие и Суд над человеком;
  • Значение и роль Церкви;
  • Воскрешение мертвых;
  • Божья и человеческая природа Иисуса Христа.

Все они были приняты на общих Соборах, где встречались самые мудрые отцы того времени. Сегодня эти аксиомы помогают человеку осознать не только в Кого он верит, но и как вера должна менять его сердце и жизнь.

Христианские догматы

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/dogmaty-hristianstva.html

Что такое догматы и каноны Церкви? Чем богословское мнение отличается от вероучения Церкви?

До́гматы – это непререкаемые вероучительные истины (аксиомы христианского вероучения), данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах (в отличие от частных мнений).

Свойствами догматов являются: вероучительность, богооткровенность, церковность и общеобязательность.

Вероучительность означает, что содержанием догматических истин является учение о Боге и Его икономии (т.е. Божьего замысла о спасении человеческого рода от греха, страдания и смерти).

Богооткровенность характеризует догматы как истины, открытые Самим Богом, ибо Апостолы приняли учение не от человеков, но через откровение Иисуса Христа (Гал. 1:12).

По своему содержанию они не являются плодом деятельности естественного разума, подобно научным истинам или философским утверждениям.

Если философские, исторические и научные истины относительны и со временем могут уточняться, то догматы – это истины абсолютные и неизменные, ибо слово Божие есть истина (Ин. 17:17) и пребывает вовеки (1Пет. 1:25).

Церковность догматов указывает на то, что только Вселенская Церковь на своих Соборах придает христианским истинам веры догматический авторитет и значение. Это не значит, что Церковь сама создает догматы. Она, как «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15) лишь безошибочно устанавливает за той или иной истиной Откровения значение неизменного правила веры.

Общеобязательность догматов означает, что эти догматы раскрывают сущность христианской веры, необходимой для спасения человека. Догматы – незыблемые законы нашей веры.

Если в литургической жизни отдельных Православных Поместных Церквей имеется некоторое своеобразие, то в догматическом учении между ними – строгое единство.

Догматы обязательны для всех членов Церкви, поэтому она долготерпит любые грехи и слабости человека в надежде на его исправление, но не прощает того, кто упрямо стремится замутить чистоту апостольского учения.

Православные догматы формулировались и утверждались на 7 Вселенских соборах. Краткое изложение основных истин (догматов) христианской веры, содержится в Символе веры.

Будучи итогом Божественного Откровения, догматы являются непререкаемыми и неизменными определениями спасительной христианской веры.

Догматические определения являются не столько раскрытием учения о Боге, сколько указанием границ, за которыми находится область заблуждений и ереси. В своей глубине каждый догмат остается непостижимой тайной. Используя догматы, Церковь ограничивает человеческий ум от возможных ошибок в истинном Богопознании.

Как правило, православные догматы формулировались только при возникновении ересей. Принятие догматов не означает введения новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и целостное учение Церкви применительно к новым вопросам и обстоятельствам.

Если любой грех – следствие слабости воли, то ересь – «упорство воли». Ересь есть упорное противление истине и как хула на Духа Истины непростительна.

Таким образом, догматы призваны помочь каждому человеку иметь точное, недвусмысленное представление о Боге и его взаимоотношениях с миром, и ясно понимать, где заканчивается христианство и начинается ересь.

Поэтому спор о догматах имеет в христианстве самое важное и острое значение, и именно разногласия в понимании догматов влекут за собой самые серьезные и почти непреодолимые расколы.

Именно таковы разногласия между православием, католицизмом и протестантскими церквами, которые в очень многих вопросах более или менее едины, но в некоторых – абсолютно противоречат друг другу, и это противоречие не может быть преодолено дипломатическим компромиссом, потому что они спорят не о вкусах или политике, а о самой Истине, как она есть на самом деле.

Но одного только знания о Боге для верующего человека недостаточно: необходимо ещё молитвенное общение с ним, необходима жизнь в Боге, а для этого нужны не только правила мышления, но правила поведения, то есть то, что называется канонами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой марк шагал

Каноны Православной Церкви

Церковные каноны – это основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутренне устройство, дисциплину, частные аспекты жизни христиан). Т.е. в отличие от догматов, в которых сформулировано вероучение Церкви, в канонах определены нормы церковной жизни.

Спрашивать о том, зачем Церкви нужны каноны можно с тем же успехом, как и спрашивать о том, зачем государству нужны законы. Каноны – это правила, по которым члены Церкви должны служить Богу и организовывать свою жизнь так, чтобы постоянно поддерживать это состояние служения, эту жизнь в Боге.

Как и любые правила, каноны призваны не осложнять жизнь христианину, а наоборот, помочь ему ориентироваться в сложной церковной реальности и в жизни вообще. Если бы никаких канонов не было, то церковная жизнь представляла собой полный хаос, да и вообще само существование Церкви как единой организации на земле было бы невозможно.

Каноны едины для всех православных людей всех стран, утверждены на Вселенских и Поместных соборах и отмене не подлежат. Т.е. авторитет священных канонов вечен и безусловен. Каноны являются непререкаемым законом, определяющим строй и управление Церкви.

Каноны Церкви являют собой образец для каждого верующего, на основании которого он должен строить свою жизнь или проверять правильность своих поступков и действий. Всякий, кто удаляется от них — удаляется от правильности, от совершенства, от праведности и святости.

Раскол по каноническим вопросам в Церкви носит столь же принципиальный характер, что и по догматическим, но его легче преодолеть, потому что он касается не столько мировоззрения – во что мы верим, сколько нашего поведения – как мы верим.

Большинство расколов по каноническим вопросам касаются темы церковной власти, когда какая-то группа по каким-то причинам вдруг считает существующую церковную власть «незаконной» и объявляет свою полную независимость от Церкви, а иногда даже считает «истинной церковью» только себя. Таков был раскол со старообрядцами, таковы сегодняшние расколы на Украине, таковыми могут быть очень многие маргинальные группы, называющие себя «истинными» или «автономными» православными.

Причем, на практике с такими раскольниками Православной Церкви зачастую бывает гораздо сложнее общаться, чем с догматическими расколами, потому что жажда власти и независимости у людей очень часто бывает сильнее стремления к Истине.

Тем не менее, каноны могут видоизменяться в истории, сохраняя, однако, свой внутренний смысл. Святые Отцы блюли не букву канона, а именно тот смысл, который Церковь в него вкладывала, ту мысль, которую она в нем выражала. Например, некоторые каноны, не относящиеся к существу церковной жизни, в силу изменившихся исторических условий, иногда теряли свое значение и упразднялись.

Теряли в свое время и буквальное значение и наставления Св. Писания. Так, мудрое учение св. ап.

Павла об отношениях господ и рабов утратило свой буквальный смысл с падением рабства, но лежащий в этом учении духовный смысл имеет, можно сказать, непреходящее значение и слова великого Апостола и теперь могут и должны являться нравственным руководством во взаимоотношениях христиан, стоящих на разных ступенях социальной лестницы, несмотря на провозглашенные начала свободы, равенства и братства.

При попытке применения церковных канонов к современным обстоятельствам необходимо учитывать mens legislatoris – намерение законодателя, т.е. изначально вкладываемый в канон смысл, исторический и культурный аспекты.

Современные революционные церковные реформаторы и обновленцы разного типа, пытаясь внести изменения в церковные каноны, в свое оправдание ссылаются на церковные реформы патриарха Никона. Но едва ли эта ссылка может служить оправданием теперешних реформаторов.

Достаточно указать на то, что при Никоне не была нарушена преемственность Апостольской иерархии. Кроме того, тогда не было посягательства ни на вероучение, ни на нравоучение Церкви.

Наконец, реформы, имевшие место при патриархе Никоне, получили санкцию восточных патриархов.

В Русской Православной Церкви все каноны издаются в «Книге правил».

«Книга Правил» представляет собою свод законов, исшедших от Апостолов и св. Отцов Церкви – законов, утвержденных Соборами и положенных в основу христианского общества, как норма его бытия.

В этом сборнике находятся правила св. Апостолов (85 правил), правила Вселенских Соборов (189 правил), десяти Поместных (334 правила) и правила тринадцати св. Отцов (173 правила). Рядом с этими основными правилами имеют еще силу несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великаго, Иоанна Златоустаго и Анастасия (134 правила). Всего канонов православной церкви762.

В обширном смысле, канонами называются все постановления Церкви, как относящиеся к вероучению, так и касающиеся устройства Церкви, ее учреждений, дисциплины и религиозной жизни церковного общества.

Богословское мнение

Конечно опыт христианства шире и полнее догматов Церкви. Ведь догматизировано только самое необходимое и существенно важное для спасения. Остается еще немало таинственного и нераскрытого в Священном Писании. Это обуславливает существование богословских мнений.

Богословское мнение не является общецерковным учением, подобно догмату, но является личным суждением того или иного богослова. Богословское мнение должно заключать в себе истину, как минимум, непротиворечащую Откровению.

Безусловно, всякий произвол в богословии исключается. Критерием истинности того или иного мнения является его согласие со Священным Преданием, а критерием допустимости – не противоречие с ним. В основании православных и правомерных богословских мнений и суждений должны лежать не логика и рассудочный анализ, но прямое видение и созерцание. Это достигается через молитвенный подвиг, через духовное становление верующей личности

Богословские мнения не являются непогрешимыми. Так, в сочинениях некоторых отцов Церкви нередко встречаются и ошибочные богословские мнения, тем не менее не противоречащие Священному Писанию.

По словам святителя Григория Богослова, вопросы творения, искупления, последних судеб человека принадлежат области, где богослову предоставлена некоторая свобода во мнениях.

Ссылки по теме:
Краткий свод Канонов Православной Церкви
О причинах возникновения сект и расколов в России

Источник: http://hram-troicy.prihod.ru/nachinayshemy_hristianiny/view/id/1173630

Основные догматы Православной Церкви

Опыт показывает, что знание догматов и канонов позволяет обезопасить себя от влияния опасных мыслей и людей. По тому, как тот или иной человек отзывается о них (не говоря о том, соблюдает или нет) становится ясно, на самом ли деле это православный человек. Даже если внешне у него все исправно, но отношение самое халатное, «творческое», то рано или поздно выясняется, что это волк в овечьей шкуре.

Догматы говорят о Боге в отношении к человеку и о человеке в отношении к Богу. Каноны регламентируют жизнь Церкви и христиан в смысле дисциплинарно правовом, и в нравственной области. Канон (в смысле церковного права) – это основополагающий церковный закон, действующий во всей Православной Церкви.

В идее канона всегда лежит неизменный догматический момент. Однако в буквальном смысле канон отражает преходящие обстоятельства жизни Церкви.

Каноны не подлежат отмене, но их правовые нормы не носят абсолютного характера. Более того, в самих правилах можно найти указание на гибкость. Канон может больше не применяться в связи с тем, кто регулируемое им отношение исчезло. В то же время правило канона может служить ориентиром: так, указание на возраст не существующих ныне дьяконисс (40 лет) ложится в основу рассуждений о возрасте женщины, назначаемой на существующие ныне церковные должности.

Каноны, даже если они уже не применяются, в любом случае остаются критериями церковного законодательства и основы церковного правосознания. Канон – указатель к правильной ориентации в актуальных проблемах церковной жизни.

Церковное знание можно разделить на четыре области:

  • догматы — четкие церковные определения;
  • каноны — регламент жизни Церкви и христиан;
  • литургическое предание, регулирующее богослужебную жизнь Церкви;
  • православная аскетика — опыт богообщения, основные законы духовной жизни и глубокий аскетический аппарат, призванные помочь выстроить православную личную форму духовной жизни.

Догматы о Боге и общем отношении Его к миру и человеку, например:

  1. самобытен (не происходит ни от кого, ни от чего, имеет бытие в Самом Себе), неизменяем («Я – Господь, Я не изменяюсь» (Мал.3:6)), вечен (не зависит от времени), неизмерим и вездесущ (см., напр. Псалом 138) – т.н. апофатические свойства, основанные на отрицании тех или иных качеств, присущих конечной твари;
  2. обладает Божественными разумом и премудростью, всеведением. Бог свят (т.е.

    руководствуется представлением об одном высшем добре). Бог всемогущ (Быт 17, Лк 1:37) и всеблажен, благ, милостив. Бог есть Любовь. И, одновременно, Бог справедлив.

  1. Бог – Творец мира. Бог создал мир из ничего. Бог создал мир разумом и премудростью, волею и словом. До Бога времени не было. Бог создал совершенный мир.
  2. Бог – Промыслитель мира, т.е. печется о мире, хранит его и правит им.

Догматы о Боге, Троичном в Лицах, например:

  1. Бог един по существу, но троичен в лицах – Отец, Сын, Святой Дух, Троица единосущная и нераздельная  (Три самостоятельных Лица, обладающие всеми совершенствами, но не три Бога, а Бог).
  2. Три Лица Троицы различаются по личным свойствам: Отец не рожден ни от кого, Сын рожден Отцом, Дух Святой исходит от Отца.

Догматы о Боге, как Творце и Промыслителе, к миру духовному, например:

  1. добрые ангелы – служебные духи, которые служат Богу, народам, частным лицам, церквям;
  2. злые духи – падшие ангелы, обитают в воздухе, постоянно ищут, как погубить человека. Господь их деятельность попускает и ограничивает.

Догматы об отношении Бога, как Творца и Промыслителя, к человеку, например:

  1. Человек сотворен по образу и подобию Божию.
  2. Только три лица за всю историю человечества произошли особым образом – Адам, Ева и Господь наш Иисус Христос. Все остальные произошли от Адама и Евы.
  3. Человек состоит из души и тела.
  4. Душа – высшая, духовная, самостоятельная, разумная, сознательная, свободная, бессмертная сущность.

Догматы о Боге Спасителе и особенном отношении Его к человеческому роду, например:

  1. Грех праотцов (Адама и Евы) – на всех их потомках, т.е. всех людях. Это всеобщий, первородный грех.
  2. Следствия грехопадения: разрыв Богообщения, утрата благодати, смерть духовная, помрачение разума, извращение воли, склонность к злу, а не к добру, искажение образа Божия.
  3. Вся тварь через грехопадение человека прервала общение с Богом, и мучается доныне (Рим.

    8:22).

  4. Господь через Сына своего благоволил спасти людей. Сын совершил это спасение. Святой Дух Своим содействием совершает в сердцах людей дело спасения.

Догматы о Христе Спасителе, например:

  1. Господь Иисус Христос – истинный Бог.
  2. Господь Иисус Христос – истинный, но безгрешный Человек, родившийся сверхъестественным образом, от Девы Марии по действию Духа Святаго.
  3. Мы все искуплены Его смертью и воскресением.

  4. Иисус Христос победил и разрушил ад.
  5. Победив смерть Своим воскрешением, Иисус Христос вознесся на небеса и воссел одесную Отца, тем самым вознес на небо естество человеческое и тем самым отверз для всех людей двери в Царство небесное.

Догматы об освящении, например:

  1. Без Божественной помощи люди спастись не могут.
  2. Благодать – это особая нетварная Божественная сила.
  3. Благодать достигает нас в Ипостаси Святаго Духа, потому часто называется силой Духа Святаго (хотя принадлежит всем Лицам Троицы).
  4. Благодать даруется людям вследствие подвига Иисуса Христа.
  5. Благодать не изменяет природу человека, но преображает ее.

Догматы о Святой Церкви, например:

  1. Церковь – посредница в деле освящения и спасения, основанная Господом нашим Иисусом Христом.
  2. Вне Церкви нет спасения.
  3. Глава Церкви – Иисус Христом
  4. Святой Дух действует в Церкви.
  5. Церковь святая, единая, соборная, апостольская.

Догматы о Таинствах Церкви, например:

  1. Таинства есть священные действия, чрез которые тайным образом действует на человека благодать, т.е. спасительная сила Божия (Пространный катехизис).
  2. Совершитель Таинств – сам Иисус Христос.
  3. Таинство действительно при условии веры в Христа и спасительную силу Таинств, и искреннего желания принять благодать.
  4. Крещение совершается только один раз.
  5. В Таинстве Евхаристии вино и хлеб прелагаются в Кровь и Тело Христово.
  6. Евхаристия есть жертва благодарения, умилостивления и соединения всей Церкви в Тело Христово.
  7. Покаяние врачует от грехов.

Догматы о Таинстве священства:

священство – Божественное установление, предполагает избранничество свыше, совершается через рукоположение (возложение рук).

Догматы о Боге как Судии и Мздовоздаятеле:

  1. Тело смертно, душа бессмертна.
  2. После телесной смерти каждого ожидает частный суд и мздовоздаяние до Страшного суда.
  3. Мздовоздаяние после частного суда – лишь ожидание блаженства или мучения. Божественная Литургия, молитвы, милостыни, посты могут изменить участь умершего.

Догматы о Всеобщем Суде:

  1. Время Второго пришествия знает только Бог.
  2. До Всеобщего суда воздаяние получает только душа (не тело), и праведники, и грешники находятся в предначалии (предвкушении) заслуженного блаженства или мучения, у грешников есть шанс на то, что по молениям Церкви их участь изменится.
  3. Второе пришествие будет во славе и величии.
  4. Воскресение мертвых будет действительным, всеобщим и одновременным, в тождественных телах.
  5. Живые изменятся мгновенно и одновременно.
  6. Грешники будут преданы вечному мучению вместе с диаволом, праведники навечно унаследуют Царство, уготованное от создания мира (Мф. 25:34). Еще раз: и то, и другое – навечно.>

Источник: http://iksha-hram.ru/katexizaciya/osnovnye-dogmaty-pravoslavnoj-cerkvi/

Догматик – это хорошо или плохо? :

В наш век многие слова трактуются иначе, чем раньше. Если, например, древнегреческое понятие «догма» в широком смысле слова изначально определяло некое учение, то нынче оно воспринимается людьми, как нечто жесткое, закостеневшее, ограничивающее мысли и, соответственно, возможности развития.

Современного человека отталкивают любые ограничения (такая уж мода преобладает в нынешней культуре). Он ощущает недоумение, если его пытаются чего-то лишить, в чем-то ограничить. Поэтому преимущественно негативное отношения вызывают и люди соответствующих наклонностей. Именно об одном из представителей этой категории пойдет речь в данной статье, исследующей значение слова «догматик».

Догматик как персонаж негативный

В повседневном общении преобладает негативное восприятие этого понятия. Так, если мы поищем к слову «догматик» синонимы, то таковыми будут «мракобес» и «доктринер». Как видим, ничего позитивного они не несут. Мракобес определяется, как принципиальный оппонент всякого развития и прогресса, а доктринер – фанатичный, абсолютно равнодушный к людям исполнитель определенной схемы.

Соответственно, для большинства людей догматик – это человек, мировоззрение которого основано на соблюдении догм (теоретических положений, принимаемых, как абсолютные, не допускающие своего опровержения).

Ортодоксальный догматик опирается в своих суждениях на односторонне изложенные, схематичные, ограниченные – не допускающие существования других – положения. Его суждения (доктрины) оперируют понятиями постоянного характера, игнорируя появление новых данных.

Догматики нужны обществу

Впрочем, не следует воспринимать слово «догма», как нечто абсолютно не востребованное в современной жизни. В частности, в юриспруденции широко используются недиалектические формальные методы. Общепринятыми догмами права являются правовые обычаи, прецеденты, юридические нормы и, наконец, законы.

Человек, работающий в этой сфере, в той или иной мере и есть догматик. Этот же подход можно также распространить и на сферу делопроизводства. Такие люди приняли профессиональные требования сознания коллективного и подчинили ему сознание личное. Если разобраться, то в нынешнем обществе полным-полно догм. Они используются для сохранения порядка и целостности общественных устоев.

Дальнейшее исследование неминуемо приводит нас к выводу о широком использовании в современном обществе, помимо диалектического, еще и формально-догматического метода. Так или иначе, всякая хозяйственная деятельность регламентируется нормативными актами (по сути – догмами).

Догматизм свойственен людям

С точки зрения философии, догматик – это тот, кто рассматривает явления и процессы, игнорируя факт их качественного изменения вследствие развития. (Определение достаточно критично, не так ли?) Характерно, что при этом такой человек придерживается недиалектического и неисторического способа мышления.

Однако догматизм близок по духу многим людям даже в современном обществе. Этот парадокс связан со свойством человеческого интеллекта, который изначально является хранителем информации и лишь потом – собственно, разумом.

О догматах религиозных

Христианство основано на догматах и ограничениях. И тем оно ценно. Ведь это – единственная в обществе формальная система взглядов, согласно которой жизнь человека реально является высшей ценностью. (Светское законодательство в этом плане крайне противоречиво и, скорее, декларативно, чем искренно.)

Ограничениями в области христианской морали являются заповеди, в области дисциплины – каноны. Причем православное христианство представляет собой веру, наиболее догматическую.

Ведь если в других верах догматик – это придерживающийся догм ортопраксии (правильности действий), то в православии для такого человека дополнительно актуален принцип ортодоксии (правильности суждений), т. е. обязательных суждений о Боге.

Такое состояние дел вызвано тем, что православие – религия любви и откровения, а эти категории требуют защиты от человеческих страстей.

Церковные догматы имеют высокое назначение. Образно говоря, это сохраняющие души стены – не тюремные, а крепостные.

Заключение

Подведем итог наших рассуждений, сославшись на мнения писателей.

Примеры употребления слова «догматик» в литературе не так уж редки. Они, на удивление, то негативны, то позитивны. В частности, общепризнанный классик Габриэль Гарсиа Маркес так назвал писателей, которые в своих произведениях никогда сами себе не противоречили. Еще более категоричным оказался советский литератор Александр Круглов: «Догматик понимает все, поскольку не видит ничего».

Впрочем, классик другой – Гилберт Кит Честертон – в противовес им заявил, что учитель, сам не являющийся догматиком, никого не сможет достойно обучить.

Таким образом, давний спор на тему «догматик – это хорошо или плохо» вряд ли имеет смысл, поскольку в разных сферах жизни общества в различных пропорциях востребованы методы как диалектики, так и догматизма. Важно другое – употреблять их по рецепту здравого смысла.

Источник: https://www.syl.ru/article/301986/dogmatik-eto-horosho-ili-ploho

определение догматический. Что означает слово догматический?

Догматик — это прилагательное, которое квалифицирует кого-то или что-то как последователя догмы ; догматизм То есть индивид, который принимает определенную вещь как абсолютную истину и не открывает пространства для дискуссий .

Догматическое слово используется для характеристики того, кто может что-то продемонстрировать авторитарным способом; догматический предмет.

Догматические личности, в данном случае те, которые включены в доктрину догматизма, считают, что абсолютная и неоспоримая истина возможна для человека посредством философии или религии.

Люди или догматические идеи в основном присутствуют в этих двух областях: философия и религия. В философии догматик верит в оспаривание истин, называемых абсолютными. Платон и Аристотель являются некоторыми примерами догматических философов.

Уже в религии догматик — это тот, кто искренне верит в убеждения, установленные священными писаниями его учения. Католическая Церковь, Ислам и Иудаизм — некоторые примеры религий, которые имеют сильные догмы.

Термин возник из греческого догматика, что буквально означает «тот, кто думает, что это правда».

Догмат и Зетестик

В то время как догматические концепции определяют нечто как абсолютную и неоспоримую истину, считая человека способным отвечать на все вопросы мира, зететическое мышление начинается с принципа экспериментирования.

Zetestic сформирован областью исследования, несколько раз сомневающейся и исследующей различные мнения, которые, пока они не подтвердятся (с математическими и философскими концепциями), считаются только суждениями.

Синонимов dogmático

  • авторитарный
  • решающий
  • безапелляционный
  • нравоучительный
  • высокомерный
  • деспот
  • императив

Смотрите также значения догматизма и догмы.

Источник: https://ru.basicdefinitions.org/2276-dogmatic

Догма — определение, отличие от доктрины

Догма (греч. dogma, dogmatos — мнение, учение) — 1) основные идеи и суждения, сформулированные и подтверждённые научным путём; 2) неизменная, окончательная и авторитетная религиозная истина, концепция; 3) утверждение, принимаемое на веру без каких-либо доказательств.

У греков под догмой понимались приказы, подлежащие немедленному и точному выполнению.

Термин догма появился сначала в философии, а затем стал употребляться в религии, медицине и других науках. Синонимом слова «догма» является «догмат».

Догма и доктрина

Доктрина (лат. doctrina — учение) — теория, концепция, система взглядов, применяемая в науках, политике, религии.

Основное отличие доктрины от догмы состоит в том, что догма — это официально признанные и научно подтверждённые идеи и суждения. В то время как доктрина может быть сформулирована отдельным человеком.

В религии зачастую термин догма употребляется как синоним доктрины. Однако разница между двумя понятиями всё же есть: доктрина — религиозная истина, принимаемая на веру, в то время как догма — истина, официально признанная таковой.

Например, доктриной может быть учение одного религиозного деятеля или религиозной группы. В католической церкви какие-либо идеи или постулаты могут стать догмами только после того, как Папа их изучит и признает в качестве таковых.

Догмы в религии

Изначально под догмами в религии понимались истолкования Церкви. В период реформации (XVI век — начало XVII века) слова Церкви уже не брались на веру. Реформаторы утверждали, что догмы следует искать в Писании.

На сегодняшний день есть мнение, что в Библии нет догм, она содержит лишь религиозные доктрины. Само слово «догма» используется в Библии в значении указа, предписания.

Смотрите также значение Религия.

Догматы в католицизме и православии

Так как до раскола Вселенской христианской Церкви на Католическую и Православную в 1054 году церковь была единой, многие догмы поддерживаются обеими конфессиями (религиозными учениями). Считается, что поводом для раскола послужило добавление (лат. filioque — филиокве) католической церковью текста в Никео-Цареградский Символ веры (об исхождении Духа Святого не только от Отца, но и «от Сына»).

В качестве основных доктрин католической церкви можно привести:

  • непогрешимость Папы;
  • непорочное зачатие Девы Марии (1854, Папа Римский Пий IX);
  • Никео-Константинопольского символ веры (с филиокве);
  • непосредственное творение душ Богом;
  • учение о чистилище, учение о «сверхдолжных заслугах святых»;
  • телесное вознесение Богородицы.

Первые семь перечисленных ниже догматов православной церкви были приняты на Первом и Втором Вселенских соборах:

  • догмат о Пресвятой Троице;
  • догмат о грехопадении;
  • догмат об Искуплении человечества от греха;
  • догматы о Воплощении, Воскресении и Вознесении Господа нашего Иисуса Христа;
  • догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде;
  • догмат о единстве, соборности Церкви и преемственности в ней учения и священства;
  • догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни;
  • догмат о двух естествах Господа Иисуса Христа (принят на IV Вселенском Соборе в Халкидоне);
  • догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе (принят на VI Вселенском Соборе в Константинополе);
  • догмат об иконопочитании (принят на VII Вселенском Соборе в Никее).

Социальная доктрина Русской православной церкви

В 2000 году Архиерейский Синод утверждает социальную доктрину. Эта доктрина представляет собой документ, в котором собраны основные догмы Русской православной церкви и её мнения по различным социальным вопросам.

Например: «Церковь есть богочеловеческий организм», «труд является органичным элементом человеческой жизни».

Догматы в буддизме

Будда говорил не принимать его учения, не убедившись в их истинности и не проверив на своём опыте. Поэтому догматов в буддизме нет. Однако есть доктрины. Среди основных доктрин буддизма:

  • четыре благородные истины,
  • восьмеричный путь,
  • сансара (перерождение) и карма,
  • моментальность жизни (санскр. dharmas — закон, долг),
  • учение о пустоте (санскр. shûnyatâ — шуньята — пустота),
  • отсутствие себя (санскр. âtman),
  • отсутствие бога,
  • взаимозависимость возникновения вещей.

Смотрите также значение Буддизм.

Догматы в исламе

Доктрины ислама прописаны в Коране. Подразделяются на три раздела: доктрины о боге, о спасении и суде и иные. Например:

  • бог один и имя ему Аллах;
  • Аллах будет судить всех людей в судный день;
  • Коран — слово Аллаха;
  • спиртные напитки и азартные игры — грех;
  • пост в священный месяц Рамадан.

Догмы в биологии

Центральная догма молекулярной биологии — постулат о том, каким образом информация поступает от ДНК к белкам. Догма была опубликована британским учёным Фрэнсисом Криком в 1958 году. Учёный объяснил, что информация передаётся от ДНК (дезоксирибонуклеиновой кислоты) к РНК (рибонуклеиновым кислотам), а затем в белок клеток, но обратный поток информации от белка к РНК или ДНК невозможен.

Догмы в юриспруденции

Догмы различаются в зависимости от права той или иной страны. Поэтому общепризнанных и общеприменимых правовых догм не существует. Так как правовая система общества находится в состоянии постоянных изменений, в юриспруденции принято использовать термин правовая (или юридическая) доктрина.

Правовая доктрина

Под правовой доктриной понимаются работы учёных в сфере юриспруденции, которые могут использоваться для решения какого-либо правового спора. В России правовая доктрина не является источником права.

В мусульманском праве активно применяются правовые доктрины. Так, судья при наличии пробела в законе вправе ссылаться на труды признанных юристов.

В английском праве есть такие понятия, как доктрина поглощения наказаний (doctrine of merger), доктрина материальной консолидации (doctrine of substantive consolidation), доктрина государственного иммунитета (doctrine of state immunity).

Доктрины международного права

В международном праве есть две правовые доктрины — доктрина Тобара и доктрина Эстрада.

Доктрина Тобара

Доктрина, сформулированная министром иностранных дел Эквадора Карлосом Тобаром в марте 1907 года. Эта доктрина предписывает не признавать правительства, пришедшие к власти неконституционным путём (в результате насильственной смены верховной власти). Доктрина впервые была применена президентом США Вудро Вильсоном в 1913 году по отношению к организатору государственного переворота в Мексике Викториано Уэрта.

Доктрина Эстрада

Доктрина была сформулирована министром иностранных дел Мексики Хенаро Эстрада в 1930 году. Согласно этой доктрине правительство какой-либо страны для признания законности своей власти не нуждается в письменном признании со стороны других государств. Другие государства должны лишь определить для себя, готовы ли они устанавливать дипломатические отношения с новым правительством.

Иные доктрины

Существует также такое понятие, как военная доктрина, т. е. положения и взгляды государства в сфере военной безопасности, обороноспособности страны, подготовки страны к военным действиям, при формулировании военной стратегии.

И другие более узкие доктрины, относящиеся к определённой сфере, например доктрина информационной безопасности и доктрина продовольственной безопасности.

Первая представляет собой систему взглядов на защищённость общества от информационных угроз, в ней также сформулирована политика государства по обеспечению информационной безопасности. То есть в доктрине сформулировано, каким образом граждане могут получить доступ к подлинной информации, закреплено право граждан на неприкосновенную частную жизнь.

Во второй доктрине сформулированы взгляды на политику государства в отношении продовольственной безопасности. То есть доктрина закрепляет, как сделать так, чтобы каждый гражданин имел доступ к достаточному для жизни количеству безопасной пищи.

Смотрите также значение Государство.

Догма 95

Догма 95 — это собрание кинорежиссёров в 1995 году в Копенгагене, на которой был принят манифест. Режиссёры подписали документ под названием «Обет целомудрия». Основной целью собрания было «оживить» кино, не снимать поверхностные фильмы, призванные лишь одурачить публику.

Среди основных пунктов Обета целомудрия:

  • используется только натурная съёмка;
  • звук никогда не записывается отдельно от видео и наоборот;
  • используется только ручная камера;
  • картина должна быть цветной;
  • запрещаются оптические эффекты и фильтры;
  • в фильме не должно быть искусственных сцен (убийства, оружие);
  • действие картины должно происходить в настоящем времени;
  • запрещается снимать жанровые картины;
  • следует использовать 35-мм киноплёнку;
  • имя режиссёра не должно упоминаться в титрах и субтитрах.

Данный обет был подписан в Копенгагене 13 марта 1995 года датскими кинорежиссёрами Ларсом фон Триером и Томасом Винтербергом.

После окончания работы над фильмом режиссёру выдаётся Догма сертификат. Режиссёр, в свою очередь, обязуется направить копию своего фильма в формате VHS предпочтительно с английскими субтитрами Секретариату собрания для хранения в архивах.

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/dogma/

Что такое догмат в православном христианстве

Прежде чем приступить к этой сложной, но довольно интересной теме, сначала разберемся с тем, что такое догмат. Это слово с древнегреческого языка означает «решение», «мнение» или «постановление».

В основном термин «догмат» преимущественно употребляется в христианстве, означает нечто неизменное и непререкаемое, определяется и утверждается Церковью и не подлежит никакой критике и сомнению.

Догмат относится к теологической, богооткровенной истине, в которой содержится учение о Боге и Его домостроительстве.

Что такое догмат

Христианские догматы рассматриваются и устанавливаются на Вселенских соборах (собраниях высшего духовенства), которых за две с лишним тысячи лет было всего семь. Сознательный отход, другая трактовка или неприятие догматов называются ересью, которая часто становилась причиной религиозных конфликтов. Догматические учения включают в себя такие дисциплины, как Закон Божий и Катехизис. Они содержат в себе основные религиозные догматы, о которых поговорим чуть позже.

Догматы установились еще в апостольские времена, Христос раскрыл людям все необходимое вероучение для спасения души человека. Догматы не могут возникать внезапно и быть новшествами. Божественное учение не настолько теоретично, как практично, и поэтому непостижимо для ума неочистившегося от греховных страстей.

Догматы христианства

Как уже было сказано выше, догматическая база христианства была сформирована в эпоху Вселенских соборов как ответ на распространение разного рода еретических движений, особенно в III-IV веках. Каждый установленный догмат ставил преграду, отсекал ложные понимания и направления еретических учений.

Продолжая тему «Что такое догмат?», надо отметить, что сущность всех божественных учений уже содержалась в Священном Писании, и поначалу не было необходимости возводить их в рамки догматической системы. Но потом человеческий разум все же проявил потребность в понятном и логическом толковании еще тогда догматически не оформленного и в некоторых местах трудно воспринимаемого учения. В первые века возникновения христианства это привело к созданию философско-богословских школ.

Возникновение школ и книг

Главным образом выделились две из них: Александрийская и Антиохийская. Вот в них-то и начали зарождаться первые ереси. Для обнаружения, а затем искоренения стали созываться Вселенские соборы, на которых обличались еретические высказывания и устанавливались вероучительные истины христианского Откровения в форме кратких определений.

Прошло время, и уже в IV веке св. Кирилл Иерусалимский создал «Катехизическое поучение», где он раскрыл истинный смысл Символа веры и главные таинства христианской Церкви.

Буквально через некоторое время вышло «Большое огласительноес слово» св. Григория Нисского, где излагался важный опыт его догматического исследования.

К V веку епископ и богослов Феодорит Кирский составил учебное руководство «Сокращение Божественных догматов». Приблизительно в это же время на Западе блаженный Августин написал книгу «Руководство для Лавретия», которая очень сильно напоминает Катехизис.

Опыт

Источник: https://FB.ru/article/248717/chto-takoe-dogmat-v-pravoslavnom-hristianstve

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Умягчение злых сердец молитва

Закрыть