Что значит подставить другую щеку

Подставь другую щёку

что значит подставить другую щеку

Материал из Path of Exile Wiki

3Миролюбие
Осквернено«Только отринув гнев, человек обретает истинную силу».

— Сехема Азенат
Уровень: 1
Библиотека
1x Обрывок свитка
Класс предмета: Гадальные карты
ID: Metadata/Items/DivinationCards/DivinationCardTurnTheOtherCheekПодставь другую щёку (Turn the Other Cheek) — это уникальный самоцвет Миролюбие-1 к максимуму зарядов ярости
Осквернено«Тебя прикончит собственный страх».Поместите самоцвет в доступное гнездо на дереве пассивных умений. Чтобы вынуть самоцвет, щёлкните по нему правой кнопкой мыши..

Ограничения на получение в областях

Этот предмет можно получить в следующих областях:

Способы получения

Этот предмет можно получить следующими способами:

Кол-воИнгредиентОбщие примечанияТип
5 Игрок5Гадальная картаЯ не верю в воздаяние. Будь это правдой, я бы проиграл. случайная гадальная карта Автоматически
1 Колода картРазмер стопки: 10Колода случайных гадальных карт.Щелкните правой кнопкой мыши, чтобы убрать гадальную карту из колоды.Для разделения щелкните мышкой с зажатой клавишей Shift. случайная гадальная карта Автоматически
1 Инкубатор предсказателяДобавляет инкубируемые колоды карт на надеваемый предмет.Предмет выпадает после убийства %1% монстров.Колоды картЩелкните правой кнопкой мыши по этому объекту, а затем левой по предмету, чтобы использовать. Инкубированный предмет выпадет после убийства определенного количества монстров. случайная гадальная карта Автоматически

Используется для получения

Этот предмет используется для получения следующих предметов:

РезультатКол-воИнгредиентТип
Миролюбие-1 к максимуму зарядов яростиОсквернено«Тебя прикончит собственный страх».Поместите самоцвет в доступное гнездо на дереве пассивных умений. Чтобы вынуть самоцвет, щёлкните по нему правой кнопкой мыши. 3 Подставь другую щёку3МиролюбиеОсквернено«Только отринув гнев, человек обретает истинную силу».- Сехема Азенат Вручную

Авторство

Автор пока не объявлен или решил сохранить анонимность.

История изменений[править | править код]

ВерсияИзменения
3.0.0
  • В результате удаления Жестокого и Безжалостного миров, были пересмотрены шансы и области выпадения для гадальных карт.
2.1.0

Источник: https://pathofexile-ru.gamepedia.com/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D1%8C_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D1%83%D1%8E_%D1%89%D1%91%D0%BA%D1%83

Подставить другую щёку

что значит подставить другую щеку

Материал из Posmotre.li

Вкратце Персонаж делает добро тому, кто причинил ему зло
« Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую »
— Евангелие от Матфея
« Если меня ударят по правой щеке, то я, как истинный христианин, подставлю левую. Но в какой библии написано, что будет, если меня ударить еще и по левой?.. »
— Приписывается Рыжебородому Громиле

Когда автор желает показать безграничную доброту и непоколебимую чистоту героя, он может заставить этого героя спасти своего врага (или просто неприятного человека). Ещё один вариант — автор таким образом показывает золотое сердце козла.

P.S. Одно из преданий, не вошедших в Библию, будь оно правдивым или нет, всё же помогает раскрыть контекст наставления про «подставить щёку». Ситуация, когда оно было дано, сложилась такая. Иисус пришёл в некую деревню, и туда же приехал сборщик налогов, которому указали на Иисуса как на опасного смутьяна и религиозного экстремиста.

Сборщик был не дурак, устраивать карательную акцию из-за одного доноса не спешил, потому решил мутного проповедника «прокачать» — оскорбить, спровоцировать и посмотреть, что тот будет делать и говорить. Подъехал на улице, отвесил оплеуху, обругал нецензурно, в общем, сделал достаточно для того, чтобы типичный лидер секты позвал абреков разобраться или те сами себя проявили.

Но Иисус был не пальцем деланный, а вовсе даже Святым Духом зачатый, потому на провокацию не поддался. Сборщик налогов то ли восхитился его выдержкой, то ли проникся христианским духом и вскоре стал одним из апостолов.

Русскоязычная[править]

  • Ник Перумов, «Семь зверей Райлега» — Тёрн остаётся верен своим соратникам, даже когда они подставляют его.
  • «Часодеи» — Василиса Огнева в финале помогает своему отцу (который бросил её в детстве, потом, всё-таки взяв к себе в дом, подстрекал остальных своих детей травить её, а после прекращения травли и формального примирения неоднократно подставлял, подбрасывая опасные для жизни задания) воссоединиться с семьёй, которой тот обзавёлся в иной временной параллели.
    • Спасала она скорее не отца, а свою маму, которая, не встретив его, продолжила бы жить, и нерожденную сестру Николь, так как без спасения Огнева-старшего она просто не родилась бы. Кроме того, Нортон помог Василисе одолеть Астрагора (пару раз спасая её от последствий, и даже пошел на войну раньше времени) и бросил в детстве из-за договора матери с ним же. Хотя травли и фаворитизма Нортона-младшего это, конечно, не оправдывает.
  • В. Крапивин, «Гуси, гуси, га-га-га!» — Корнелий Глас спасает от смертной казни своего заклятого друга Рибалтера, который его подставил в начале книги, прислав подложное уведомление об аресте.

На других языках[править]

  • «Гарри Поттер» — Гарри и Рон во время пожара в Выручай-комнате спасают из огня Малфоя и Гойла.
    • Также, в «Ордене Феникса» Гарри спасает Дадли от дементоров.
  • Песнь Льда и Огня — Мартин играет этим тропом во все стороны:
    • Эддард Старк платит Серсее, годами обманывавшей его друга и весь народ, а косвенно ответственной и за попытку убийства Недова сына[1], тем, что пытается спасти от смерти её детей. После другой щеки Неду пришлось подставить ещё и шею — под меч палача. Хотя тут не Серсея виновата — она действительно, как умела, пыталась проявить благородство в ответ, вернее, предотвратить затяжную гражданскую войну (а для этого всего лишь отправить Неда в ссылку). На плаху-то Неда уложила вовсе не она, а её отмороженный коронованный сынок Джоффри. С произнесённого им внезапного смертного приговора знатно офигела и сама Серсея, и все её единомышленники, такого поворота никак не ожидавшие (они ж ведь вроде бы договорились уже с королишкой: «Ссылка, мол!» — и тут).
    • Бран Старк прощает одичалую Ошу, которая, вместе с товарищами, пыталась его убить, и делает служанкой в Винтерфелле (где распоряжается в отсутствие Робба).
    • Джон Сноу, получив в подчинение Яноса Слинта, предавшего Неда и отправившего на верную смерть самого Джона, вместо мести поручает ему важную — но трудоёмкую и связанную с далёкой поездкой и бытовым дискомфортом — миссию. Впрочем, Джон при этом задумал своего рода проверочку: согласится Слинт служить как нормальный офицер (тем более что кадров остро не хватает) — и никто тогда Слинта не тронет[2]; ну а заартачится этот сноб — что ж, пусть пеняет на себя. Дурак Слинт, переоценивший собственную значимость и презирающий Джона, заявляет, что командир должен идти в пешее эротическое и шею под меч приходится подставлять уже Слинту.
    • Ланнистеры, в отличие от Старков, не славятся излишним благородством, а славятся тем, что платят долги (а ещё прагматизмом — или тем, что они сами за таковой принимают). И однако же Тирион, отправивший вышеупомянутого Слинта на Стену за вышеупомянутое предательство, спасает Джораха Мормонта от отправки в бойцовские ямы. Это после того, как сам Джорах схватил Тириона посреди борделя, заковал в цепи и хотел отвезти к Дейенерис, которая могла встретить сына Тайвина Ланнистера очень неласково. Почему прагматичный Тирион так поступил — он себе и сам объяснить не может. Возможно, ему пришло соображение (неизвестно, насколько осознанное) вроде такого: «Я ведь планирую служить Дейнерис — если она, конечно, сходу меня не казнит У неё нехватка квалифицированных кадров. Этот Джорах может быть полезен Да и вообще есть хорошее правило, которому в нашем проклятом мире мало кто следует: можешь не убивать — не убивай. Не хочу быть таким, как отец, и почём зря лишать людей жизни».

Мультфильмы[править]

  • «Несс и Нессия» — когда корабль людей, сбрасывающий в озеро Лох-Несс радиоактивные отходы, начинает тонуть, обитатели озера помогают людям спастись.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — Жан Арк спасает от Урсы своего врага Кардина Винчестера, который до того устроил с дружками травлю Жану.
    • Гира Белладонна спасает от рухнувшего балкона Илию, которая вломилась к нему в дом в числе отряда убийц. Она оказывается настолько потрясена этим поступком, что переходит на его сторону. Тут уже мораль для Альбайнов — не поручайте важные задания мутным типам с предательскими наклонностями.

Аниме[править]

  • Code Geass — Сузаку Куруруги был несправедливо осужден за убийство принца-наместника Зоны 11 с легкой подачи генерала Готтвальда, ненавидящего азиатов и стремящегося убрать их из британских вооруженных сил. Когда Готтвальд был загипнотизирован другом Сузаку и отпустил парня, тот захотел сначала сдать спасителя властям, а потом, рискуя собой, спас Готтвальда от расправы подчиненных, разочарованных в своем командире.
  • Fairy Tail — несмотря на то, что это аниме про боевую магию, злодеев тут почти никогда не убивают, а в некоторых случаях даже спасают от гибели или стражи сразу после драки. Здесь же Дружба начинается с поражения. Иными словами, если злодеи дерутся на уничтожение, то герои больше на «спортивный интерес», считая, что убийство — это плохо, но оздоровительная порка — полезно.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое схоластика в философии

игры[править]

  • Star Wars: Knights of the Old Republic — на Коррибане можно отыграть этот троп. Протагониста и студента-ситха захватил в плен безумный отшельник и бьет их молниями, но при особых условиях. Можно подставить под удар студента (который до этого прикапывался к протагонисту), и он умрет, а протагонист будет сражаться с отшельником, а можно подставить себя — выжить и вместе со студентом убить отшельника. Так что соединяется с тропом Добро — это выгодно.

Примечания[править]

  1. Убить Брана, сына Эддарда, попыталась не лично Серсея, а её брат Джейме — но только потому, что Бран нечаянно подсмотрел «интимные подробности» жизни Джейме и Серсеи, опасные для обоих в случае широкой огласки. А впоследствии Серсея не «заказывала» Брана наёмному убийце, Серсею всего лишь в этом упорно подозревали — и напрасно.

    Брана самовольно, никому ничего не сказав, «заказал» ненормальный Джоффри, Серсеин сынишка. Но этого не произошло бы, если бы Серсея его нормально воспитала.

  2. А кроме того, интриган и хамоватый смутьян Слинт не нужен Джону в Чёрном Замке (главной базе Ночного Дозора, которым Джон командует), а нужен где-нибудь подальше.

    Слинт же, со своей стороны, полагает, что такой важной шишке, как он, место только в Чёрном Замке (с шансом однажды занять пост лорда-командующего), и нигде более.

Источник: https://posmotre.li/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D1%8C_%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D1%83%D1%8E_%D1%89%D1%91%D0%BA%D1%83

Подставь другую щёку. Может ли верующий постоять за себя?

что значит подставить другую щеку

Христиан часто ставят в ступор претензией: «Ваша религия — для тех, кто не может за себя постоять. Что это такое: “ударили по левой щеке, подставь правую”?» И в самом деле, есть Библия, где написано «подставь другую щёку». Это что, значит, и возразить нечего? А может, всё не столь однозначно, и есть толкование, согласно которому, христианину позволено за себя постоять?

Эта фраза действительно есть в Библии — в Нагорной проведи

Итак, такие слова в Священном Писании действительно есть. Причём исходят они не от простого библейского автора, а от самого Христа. Произнёс эту фразу Спаситель в известной Нагорной проповеди. Познакомимся с контекстом:

«Вы слышали, что сказано: «око за око и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два»

Казалось бы, всё однозначно: позволяй врагам делать с тобой всё, что хочешь, лишь бы сам зла не причинял. Это очень хорошо согласуется с обещанием Всевышнего самостоятельно покарать грешников:

«Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь»

Стало быть, терпим? Нет далеко не всё так однозначно, и парой взятых из Священного Писания цитат этот вопрос не исчерпать.

Иисус Христос не говорит прямо, а использовал образ для иллюстрации глубокой идеи

Ещё раз взглянем на контекст. Если бы Иисус Христос хотел бы сказать лишь одно: «Тебя бьют, а ты терпи», он бы не стал разжёвывать свою идею на три евангельских стиха. Стоит обратить внимание на детали текста.

На чём же Спаситель делает акцент? На отмене старого иудейского принципа — око за око. Вот, оказывается в чём суть фразы. Ну, даже если и так, то ведь это никак не избавляет нас от поучения подставлять другую щёку.

Эту фразу произнёс Христос в Нагорной проповеди

Конечно, нет. Но в то же время нужно вспомнить, как всегда Иисус Христос общался с людьми — через притчи. Он всегда пытался ввести какую-то аллегорию и через неё подать важную идею, таковых немало:

  1. Свет миру.
  2. Ловцы душ человеческих.
  3. Виноградари.
  4. Блудный сын.

Если внимательно перечитать Евангелие, станет ясно, что Спаситель почти ничего не говорит прямо. Соответственно, вводя в речь образ двух щёк, Он тоже говорит вовсе не о драке.

Слепое следование этому наставлению приведёт к ужасающему результату

Буквальная интерпретация способна привести нас к ужасающим выводам, например:

  1. Унизительная беззащитность. Человек подставляет левую щёку вместо правой, потом шею вместо другой щеки. Даёт всем над собой насмехаться, прощается с последней из своих вещей по первому требованию кого-то понаглее. Это уничижённое и жалкое существование.
  2. Бездумный формализм. Правоверный христианин позволяет ударить себя по одной щеке, потом, по всем правилам, подставляет другую, а после, выполнив требование Писания, наминает бока противнику.

Ни тот ни другой подход не хранит в себе возвышенный дух христианства. Оба случая никак неприложимы к учению Христа.

Понятно, что драка — это проиллюстрированное зло. Это способ сказать доступно для любой аудитории. Но что же подразумевал Спаситель?

Удар по щеке — это не прямой удар, а оскорбление или подлость, на неё нельзя отвечать тем же

Очень многое нам прояснит визуализация. На секунду представим то, что говорит Иисус Христос. Вот, человека бьют по правой щеке. Ничего здесь не настораживает?

Это не просто заметить, но всё же, если напрячься, то становится ясно: люди обычно бьют в левую щёку, так как большинство из нас правши, а потому первое своё действие они совершают ведущей рукой.

Удар в левую щёку — это признак того, что с большой вероятностью били тыльной стороной руки. Если бы не нужно было бы это подчеркнуть, Спаситель сказал бы: «Ударили по одной щеке, подставь другую». Но Иисус Христос позволяет погрузиться в ситуацию глубже.

Апостол Пётр заступается за Христа во время Его ареста

Удар тыльной стороной руки — это присущая иудейскому миру иллюстрация оскорбления, причём личного. Соответственно, отсюда можно сделать вывод: если оскорбили лично тебя, то не отвечай подлостью на подлость, не используй эти грязные методы твоего врага.

Конечно, это лишь версия, одна из интерпретаций. Но она открывает христианам, что есть более глубокие пласты учения Христа, и они не связаны с тем, чтобы терпеть чужие нападки.

Впрочем, нужно признать, что далеко не в каждом Евангелии есть деталь про правую и левую щёки.

Библия призывает не бездействовать, а, когда надо, защищать то, что любишь

И всё же это всё — лишь интерпретация. Откуда нам знать, подразумевал ли Иисус Христос нечто столь глубокое, либо за Ним просто не так записали, не задумываясь об особенностях использования рук в поединках.

Потому эта версия нуждается в прочном фундаменте. Вот если бы Священное Писание демонстрировало нам возможность праведника постоять за себя или кого-то ещё, это было бы уже другое дело.

К счастью, такие ситуации в Библии описаны. Например, известный эпизод, где Христос силой изгоняет торговцев из храма:

«Приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришёл в Иерусалим и нашёл, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из верёвок, выгнал из храма всех, [также] и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли»

Но тут можно возразить, мол, Спаситель — это Бог, в Его руках суд праведный. А кто сказал, что христианин может сам применять силу во праведное дело? Может! Об этом нам говорит Священное Писание:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»

Так что из любви можно рисковать даже жизнью. Но ведь это за других, не так ли? А если за себя, то бездействовать? Ни в коем случае. Священное Писание учит нас тому, что нет разницы между любви к себе и к ближним:

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

И сразу уместен вопрос — а кто есть этот ближний? И снова у Христа находится ответ — в притче про доброго самаритянина. Там Иисус Христос ясно показывает, что ближним человеку может быть кто угодно.

К какому же выводу приводит нас это рассуждение? Пожалуй, к нескольким:

  1. Не следует отвечать на зло таким же злом.
  2. Но защищать то, что ты любишь, нужно.

При этом важно не путать защиту и нападение. Христианство много раз демонстрировало, что даже без ответа на зло злом можно выйти победителем. Хороший пример — биография отца Алипия (Воронова), который защищал монастырь от советских властей при помощи смекалки, а не какого-нибудь вооружённого противостояния.

Поэтому чем более гибким будет метод защиты, тем лучше. Но здесь каждый случай стоит рассматривать индивидуально.

Сила может быть праведной, если цель благая, как показал Христос, выгнав торговцев из храма (Франческо Бонери, «Христос, изгоняющий из храма торговцев», 1615 г.)

Христианство не имеет конкретных учений на счёт допустимых методов противостояния врагам.

Оно всё же — преимущественно религия любви, а потому деятели Церкви призывают решать все вопросы мирно и ни в коем случае не вредить другим, не нарушать заповеди, не творить зла. Причём слово «решать» в этом предложении ключевое.

Верующий не должен бездействовать:

«Не будь побежден злом, но побеждай зло добром»

Так что никакого зла, и никакого равнодушия!

Боевых искусств это наставление не касается

Иногда в шутку, иногда серьёзно спортсмены интересуются, как им быть. Скажем, разве боксёр сможет состояться в своей деятельности, если будет подставлять щёки? Конечно, нет.

Мы всё же должны понимать, что заповеди относятся к жизни в миру, а спорт или искусство — это уже другие реальности, где есть свои условности, и в них нет того эмоционального и греховного элемента, который есть в реальных жизненных ситуациях.

В спорте и искусстве этой фразой не нужно руководствоваться.

Поэтому драка на ринге — это не драка, а спорт, поцелуй в кино — не блуд, а способ передать зрителю замысел сценариста. Так что подобные вопросы — о театре, о спорте и т.д. — вообще никак не соприкасаются с реальной жизнью, пока служат своим целям.

Толкователи по-разному объясняют смысл фразы

Эта фраза по-разному трактуется разными выдающимися умами. Например, широко известны размышления на этот счёт Льва Толстого, хотя православная Церковь не во всём с ним согласна.

А вот Иоанн Златоуст понимал выражение прямо — не будешь отвечать на обиды, тебя не будут обижать:

«Здесь Он не только предписывает, чтобы мы переносили великодушно одни заушения, но чтобы мы не смущались и всяким другим страданием. Вот почему, как и там Он избрал обиду самую чувствительную, так и здесь упомянул об ударе по щеке, который считается особенно позорным и составляющим великую обиду. Давая эту заповедь, Спаситель имеет в виду пользу и наносящего удары, и терпящего их.

В самом деле, если обиженный вооружится тем любомудрием, которому научает Спаситель, то он не будет и думать, что потерпел обиду, он даже не будет и чувствовать обиды, почитая себя скорее ратоборцем, чем человеком, которого бьют. А обижающий, будучи пристыжен, не только не нанесет второго удара, хотя бы он был лютее всякого зверя, но и за первый будет крайне обвинять себя.

Поистине, ничто так не удерживает обижающих, как кроткое терпение обижаемых».

В «Толковой Библии» Лопухина сказано, что к каждому злу стоит подходить со своим мерилом, то есть всякий вопрос решать отдельно.

«”Зло”, о котором говорит Спаситель, всегда должно быть конкретным, и только таким образом решать вопрос, какому злу следует сопротивляться и какому нет. Если бы Христос говорил о “мировом зле” и о непротивлении вообще злу, то, несомненно, Его речь была бы Его слушателям непонятна.

Кроме того, они могли бы усматривать в словах Христа и противоречие Его собственным действиям, потому что несомненно, что вся деятельность Христа была противодействием злу. А между тем, на указанное противоречие в словах евангелистов мы не встречаем никакого намека.

Указывая, что в конкретных случаях не должно противиться злу, Христос в действительности указывает способы не непротивления, а противления злу терпением и кротостью».

Но в целом «Толковая Библия» придерживается того мнения, что лучше всего не отвечать на обиды, ибо это грех:

«Кратко же и ясно принципиальное учение Спасителя можно выразить так: кто обижает, тот совершает грех; если кто противится обижающему, тот совершает такой же грех, как и он, потому что хочет его обидеть. Кто не противится, тот свободен от греха и, следовательно, оправдывается Богом.

Это должно иметь и всегда имеет огромное практическое значение, потому что в таких случаях Сам Бог является мстителем виновных и защитником невинных и побеждает зло, с которым отдельному человеку бороться трудно или невозможно.

Такова, по-видимому, главная мысль последних предложений 39 стиха и след».

Источник: https://hranitel.club/1059-podstav-druguyu-shhyoku

«Ударили по одной щеке — подставь другую»

  • Суть фразы
  • О мести и отношении к врагам

Читая Евангелие, мы сталкиваемся со множеством глубоких истин. Это, прежде всего, Его Заповеди, Его проповеди. Вникая в их суть и постигая их смысл, мы можем открыть для себя настоящие духовные сокровища. Тем не менее, есть в Священном Писании места, смысл которых неясен с первого взгляда. Необходимо углубиться в суть, подумать.

Одной из таких фраз, вызывающих большое количество недоумения, является место из Нагорной проповеди Христа, где говорится о необходимости подставить вторую щеку в ответ на удар по первой. Что же это значит на самом деле?

Суть фразы

В Нагорной проповеди Христа, которая считается одним из самых сильных и емких мест Евангелия, говорится о том, что Христос осудил ветхозаветный закон «око за око». Вместо этого он предлагает своим последователям подставлять другую щеку за удар, а также отдать и верхнюю одежду тому, кто пытается отнять нижнюю.

Нагорная проповедь Иисуса Христа

В обывательском понимании это выглядит так, как будто человеку запрещается защищать себя, отстаивать свою честь, обороняться. Очень часто эта фраза вызывает буквально шквал возмущения: как же так, почему нельзя ответить обидчику той же силой, с которой он сам обижает кого-либо? Но, на самом деле, смысл этой фразы намного глубже подобного поверхностного понимания.

О других известных библейских выражениях:

Первое, на что нужно обратить внимание — это контекст. Конечно, вырванная из контекста фраза звучит непонятно и даже несколько странно. Для человека вполне естественно не мириться с причиненным ему злом, защищать себя от него. Но Евангелие очень редко где говорит с нами прямо и буквально. Чаще всего, оно говорит языком притч, метафор, аллегорий. Также дело обстоит и со «второй щекой».

Кому были адресованы эти слова Христа? Прежде всего, это иудеи, которые привыкли жить по ветхозаветному закону. А Ветхий Завет предусматривал принцип «око за око, зуб за зуб». Понятие кровной мести было чуть ли не священным, а о прощении обид никто не слышал.

Более того, не отомстить за нанесенную обиду себе или своему роду считалось трусостью, порицалось в обществе. В те времена в обществе действовали действительно волчьи законы, и Христу надлежало показать людям новый мир, полный любви.

Важно! И именно для того, чтобы показать полярность своего учения с ветхозаветным «око за око» Христос и предлагает подставлять другую щеку. Он показывает альтернативу злу, мести и ненависти, которые царили в обществе.

Под ударом по щеке вовсе не стоит понимать только буквальное физическое насилие. Ударить можно словом, взглядом, делом. К примеру, если взять молодую семью, которая проходит первый сложный этап становления отношений. Редко у кого этот период протекает тихо и гладко, без ссор.

И вот когда люди ссорятся, можно сказать, что они бьют друг друга по щекам.

Они бьют обидными словами, криком, грубым тоном. Что может сделать второй человек в ответ? Если следовать принципу «око за око, зуб за зуб», он должен начать точно так же кричать в ответ, ругаться и оскорблять. Возможно, он даже будет говорить какие-то объективно правдивые вещи, но своим криком сведет на нет то, что говорит.

Христос своими словами поясняет, что нельзя умножать зло

Но есть и другой путь — сдержать себя. Можно промолчать, уйти, успокоиться. Да, в пылу ссоры это бывает сделать крайне трудно, но как же это важно! Когда люди успокоятся, когда улягутся страсти — тогда и можно поговорить начистоту, спокойно обсудить все, что наболело.

И как же тогда будет хорошо и радостно на душе от одного осознания того, что вы под воздействием скандала сумели сдержаться и не наговорили любимому человеку гадостей! И вот когда один из ссорящихся супругов не кричит в ответ, а спокойно уходит от скандала, просит прощения, пытается всячески успокоиться сам и успокоить свою половинку — вот тогда он и подставляет ту самую вторую щеку.

О Божьих заповедях:

Возможно, больше всего на свете ему сейчас хочется вспылить, высказать все, что он думает в этот момент, также накричать в ответ. Но человек терпит, смиряется, не позволяет страстям взять верх. И самое главное в этом — он не мстит.

О мести и отношении к врагам

Пожалуй, тема мести — это основное, о чем говорит там Христос в этой части Нагорной проповеди. Он прямо не запрещает давать сдачи, защищать себя и свою семью. К примеру, в 6 заповеди Господь прямо утверждает — «Не убий». В Нагорной же проповеди нет прямого запрета на применение физической силы.

В Священном Писании говорится, что человек должен не отвечать злом на зло

Христос своими словами поясняет нам, что нельзя умножать зло. И там, где мы можем остановиться и прервать на себе цепочку ненависти — мы должны это сделать. Конечно, нельзя понимать эти слова буквально. Если на вас или вашу семью напали бандиты — вы можете дать сдачи, постоять за себя и это не будет нарушением заповедей.

Хотя мы знаем личный подвиг Серафима Саровского, который не стал противиться напавшим на него разбойникам, хотя обладал недюжинной физической силой. Но он был святым, и это был его личный путь акскетизма.

Мы же должны в своей жизни стараться жить так, чтобы не умножать зло. Конечно, далеко не всегда это осуществимо, но к этому надо стремиться. Человек должен не мстить, не отвечать злом на зло. Любовь в евангельском смысле — это всегда действие.

Мы можем не испытывать к нашим врагам теплых чувств, но при этом мы так же можем понудить себя не делать в отношении них недобрых поступков. Поступая так, мы уже выполним заповедь о подставлении другой щеки.

Как понимать слова Подставь другую щёку? Протоиерей Дмитрий Смирнов

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/podstav-druguyu-shheku.html

Ударили по правой подставлять ли левую щеку? Мнения служителей

«А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф.5:39).

Как понимать эти слова Иисуса? Это прямая инструкция или послание с более глубоким смыслом? Всегда ли христиане должны «подставлять правую щеку»? Мы собрали мнения служителей.

Иван Штукарт, пастор церкви «Божье Слово» в Германии:

Христианину, находящемуся в роли полицейского, солдата, судьи в общем в роли стража порядка, необходимо останавливать и наказывать зло, как и заповедует Писание. Люди порядка поставлены Богом на это дело, для того чтобы государство и общество в целом было безопасным и процветающим. В «мире зла» без страж порядка невозможен мир и благосостояние общества.

Нельзя также «подставлять щеку» если я стал свидетелем насилия над другим человеком. Мой долг, вмешаться в ситуацию, заступиться за жертву, обезвредить агрессора, сообщить в полицию. В нашей стране за уклонение от указания помощи ближнему наказывают большими штрафами или даже сроком.

Не советую также подставлять щеку в том случае если «обидчик» лукавит и использует ваше терпение, тем самым нанося вред вашему здоровью или здоровью окружающих людей. Люди, которым сошло один раз с рук, могут повторить насилие с легкостью в очередной раз. Особенно если эти люди находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Их необходимо остановить. Иначе зло может распространиться на других, невинных людей.

Пэм Дайк, основатель служения «Духовное кафе» (Spirit Cafe) в Канаде

Пэм Дайк (Pam Dyck) вместе со своим мужем служат пасторами в церкви «Река» (The River Community Church), Эбботсфорд, Британская Колумбия, Канада.

Подставить другую щеку не значит, что вы должны просто стоять и не реагировать на насилие, это значит, что вы не должны мстить. Вы не должны терпеть жестокое обращение и вы можете уйти от этого, но как вы это сделаете? Бросая оскорбления в ответ? Нет! Нам «разрешено», если это правильное слово, уйти из любой ситуации, когда человек оскорбляет нас.

Подставить другую щеку в этом случае значит, что наши сердца должны были чистыми, чтобы мы ушли без гнева, но с готовностью простить обидчика. Это не значит, что нам снова нужно проходить через подобную ситуацию. Мы должны помнить, кто мы такие — мы возлюбленные сыновья и дочери Бога — и поэтому у нас должны быть границы.

Защищать себя или устанавливать границы не значит, что мы не подставляем другую щеку, ведь мы все равно решаем простить и не мстить. Наличие границ или решение сказать «нет» – это не месть, это проявление мудрости и уважения к себе. Я также думаю, так мы почитаем другого человека, потому что позволить им относиться к вам неуважительно, не здорово для них.

Мы все были сотворены Богом, но не все из нас изберут лучший путь. Иногда уйти — это «лучший способ» для обеих сторон.

Максим Шишко, служитель, блогер, автор

Максим Шишко, служитель общины «Сион», блогер, ведущий канала «Голос Сиона», автор книги «Разрывая узы Вавилона», (Киев, Украина):

Очень часто Писание говорит нам языком прецедента, то есть дает нам частный случай, из которого можно вывести общий принцип. И действительно, буквальное чтение этого отрывка подразумевает необходимость подставить щеку, но не бок, глаз или другую часть тела. Внимательное изучение этого отрывка позволит нам увидеть границы применения данного принципа.

Во-первых, Писание не зря говорит об ударе по щеке. Пощечина — это болезненный и унизительный, но не опасный для жизни удар. Во-вторых, я думаю, что подставить вторую щеку нужно для того, чтобы устыдить агрессора и побудить его к раскаянию.

В-третьих, Сам Йешуа, а в последствии и Павел, в подобных ситуациях открыто выражали свой протест против насилия. Надеюсь, вы без труда вспомните эти примеры из Писания. В-четвертых, речь идет только о себе, но не о безразличии к страданиям ближнего.

Итак, фраза «подставь другую щеку» подразумевает то, что мы должны научиться переносить оскорбления и унижения так, чтобы это вызвало стыд у наших неприятелей. Это учение не относится к тем случаям, когда речь идет о спасении своей жизни, жизни близких или таких ситуациях, когда шансы достигнуть цели (вызвать раскаяние) стремятся к нулю.

Нет никакой необходимости поворачиваться другим боком к уличному грабителю, который полоснул тебя ножом. Писание учит, что даже в случае гонений не стоит специально искать славы мученика, но лучше уклониться от опасности (Мф.10:23), тем более в бытовых ситуациях.

Павел Левушкан, лютеранский священник, теолог, современный христианский мистик, (Елгава, Латвия):

Подставить вторую щеку на удар — не признак мягкотелости или трусости. Это значит, что зло и агрессия должны остановиться на нас самих. Мы не продолжаем эту дурную предопределенность распространения зла в этом мире. Просто — взять и остановить. Не бить в ответ. Не оскорблять в ответ на оскорбления.

Не давить, не мочить, не прессовать (пользуясь популярным жаргоном) в ответ на давление. Но при этом мы можем и должны твёрдо отстаивать то, что считаем истинным, святым и правильным, включая свои законные интересы. Но при помощи аргументов, слова, или судебных институций, а также тех самых «начальников, носящих меч».

Игорь Грицык, пастор и координатор движения евангельских русскоязычных церквей Европы (Кладно, Чехия)

Нет таких случаев вообще. И вы согласитесь с этим если поймете один культурный элемент того времени. Подставить правую щеку совсем не имелось ввиду «раз тебя бьют, то надо позволить тебя бить еще больше», не об этом речь.

Когда тебя бьют правой «чистой» рукой по левой щеке, а ты подставляешь правую, то человеку может стать стыдно тебя бить левой «нечистой» рукой по правой щеке. Т.е.

другими словами, когда тебя обижают, то сделай так, чтобы противнику стало стыдно продолжать наносить тебе вред.

Нона Паулаускене, пастор церкви «Новое Поколение» (Нортгамптон, Англия)

Не так давно пережила историю в аэропорту. Когда со мной обращались крайне не вежливо и ещё заплатила штраф ни за что. Понимала, что на этот раз я не буду подставлять левую щеку. Вернулась домой и поделилась своей неприятной историей в социальных сетях. Казалось бы, ничего не случилось, не такая большая сумма денег потрачена , они «там» всегда правы, люди советовали смириться.

Но я знала, что нельзя смириться и все пропустить мимо именно в этот раз. Моя публикация подняла большой ажиотаж, люди начали писать свои истории, как с них взяли штраф ни за что именно в этом аэропорту. Пресса, журналисты, телевидение заинтересовались, начали писать мне, спрашивали разрешения напечатать эту статью в газетах.

В аэропорту до сих пор все летают без штрафов, научились вежливости: Мне звонил сам начальник и просил убрать этот пост из социальных сетей. Обещал все исправить. Люди терпят несправедливость, а христиане тем более. Есть моменты в жизни, когда стоит твёрдо сказать «нет», остановить беспредел, нельзя каждый раз подставлять щеку, есть границы. Мы знаем как Иисус часто прямо говорил, что грех есть грех и с этим нельзя смиряться.

Павел, когда его хотели отпустить из заключения без суда, не согласился, и сказал кто он такой, какие у него права. Кажется, сам себе проблем добавил и им тоже. Но он знал, что нельзя на сей раз подставлять щеку.

INVICTORY теперь на , Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Источник: https://www.invictory.org/articles/society/7692-udarili-po-pravoj-podstavlyat-li-levuyu-shheku-mneniya-sluzhitelej

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие