Что такое знаменный распев

Гид по православному искусству: музыка

что такое знаменный распев

Как складывались разные виды пения, которое звучит в православных храмах

Подготовила Ирина Старикова

В ранний период формирования христианского богослужения святые отцы вы­сказывали различные мнения относительно роли музыки и певческого испол­не­ния псалмов и гимнов. Так, святитель Афанасий Александрийский считал, что церковное пение не способствует духовной сосредоточенности.

Напротив, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст рассматривали цер­ковные мело­дии как способ лучшего постижения церковной поэзии. Действи­тельно, наряду со становлением различных богослужебных чино­последований склады­ваются и развиваются различные стили распева­ния текстов, и церковная музы­ка ста­новится одной из главных составляю­щих христианского богослу­жеб­­но­го обря­да.

На протяжении нескольких столетий в разных Церквях, при­дер­жи­­ваю­щих­ся византийской богослужеб­ной тради­ции, формировались свое­об­раз­ные на­прав­ления в области церковной музы­ки. Это происходило и под влия­­нием пре­образований в культуре в целом, и из-за изменений эсте­ти­че­ских представле­ний о церковном пении.

Но при всем разнообразии взгля­дов и подходов музы­ка, «озвучивание» гимногра­фи­ческих текстов, является неиз­менной частью единого целого — церков­ного богослужения.

Византийское пение

Византийская певческая традиция сложилась главным образом на основе ан­тич­ного наследия. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко­ря­ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра­жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне­гре­че­ской му­зы­ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре­менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».

Несмотря на это предположение, нужно сказать о том, что Отцы Церкви, веро­ятно, могли и не поддерживать «вторжение» некоторых античных ладов в цер­ковную музыку, основываясь на учении об их воздействии на слушателя. Так, святитель Климент Александрийский отмечал:

«Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомуд­рием; мелодии же, душу разнеживающие и расслабляющие, не могут гармонировать с мужественным нашим и великодушным образом мыслей и расположением.  Разнежи­вающие звуки музыки хромати­ческой посему мы предоставим людям, устраи­вающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным».  Климент Александрийский, святитель. Педагог. М., 1996.

Зато с большей степенью уверенности можно говорить о том, что такие харак­терные черты языческого периода, как игра на авлосе и кифаре, были реши­тель­но отвергнуты.

Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен­трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но­вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело­дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный).

Наконец, к VII веку была оформлена система визан­тий­ского осмогласия, то есть система распевов церковных текстов на восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя.

Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст­ной форме и на письме не отражались.

Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно­ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музы­ки Византийской империи.

Кондак святому Нилу Гроттаферратскому (византийский распев)Исполнение: ансамбль Cappella Romana, руководитель — Александр Лингас. Cappella Romana

Знаменный распев

Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записыва­лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан­тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под­твер­жден­ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе­ния  Григорианское пение — литургическое одно­голосное пение, принятое в Римско-католи­ческой церкви. Название получило благода­ря папе Григорию I Великому (590–604), со­бравшему песнопения литургического оби­хода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер­шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече­ского происхождения.

Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение разви­ва­лось в устной форме.

Во всяком случае, первая рукопись, в которой записа­ны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указываю­щими на опре­деленные мелодии, датируется только рубежом XI–XII веков  «Типографский Устав: Устав с кондакарем» (конец XI — начало XII века) — самая древняя славянская певческая рукопись..

Вос­при­няв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой тради­ции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распе­вания и тек­стов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением време­ни пре­образилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде.

По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV ве­ку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкаль­ной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.

Пасхальные стихиры (знаменный распев)Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). Т. Ф. Владышевская

Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра­ди­­ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру­гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно­пений.

До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним­ными, однако на протяжении XVI–XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол­кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя­щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла­амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова­тель­ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди­че­ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте­пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.

Путевой распев

Со временем музыка становится более сложной, наполняется украшениями и в конце XV века оформляется в новые стили распевов — большой (простран­ный, богатый продолжительными распевами каждого слога), демественный (вероятно, от слова «доместик» — руководитель хора и учитель церковного пения, — поскольку стиль зародился в среде велико­княжеских и архиерейских певчих, знатоков церковно-певческого искусства), путе­вой  Точное происхождение термина неизвестно. По одной из наиболее распространенных версий, название могло быть связано с тем, что он формировался в пути — например, когда государевы певчие дьяки сопровожда­ли царя в походах. Так называемая казан­ская нотация, которой записывались песно­пе­ния этого стиля, возможно, сложилась в пе­риод казанских походов Ивана Грозного.. Происходит это, возможно, не без влияния начавшегося с XIV века в Ви­зантии расцвета калофо­нического (от гр. kalos — «прекрасный» и phone — «го­лос, звук») искусства, требую­щего уже очень высокого уровня подготовки испол­­нителей. 

Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной про­дол­жительностью композиции и большим количеством музыкальных укра­шений. 

«Достойно есть» (путевой распев)Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год). Т. Ф. Владышевская

Троестрочие 

Источник: https://arzamas.academy/materials/1296

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Знаменное пение

что такое знаменный распев

    Введение
  • 1 Виды распевов
    • 1.1 Кондакарный распев
    • 1.2 Столповой распев
    • 1.3 Путевой распев
    • 1.4 Демественный распев
  • 2 Исторический очерк
  • 3 Рецепция
  • Примечания
    Литература

Пример знаменной нотации с так называемыми «красными знаками», из книги «Круг церковнаго древняго знаменнаго пения в шести частях», ред. А. И. Морозов, 1884.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» (Тропарь, глас 6 — исполняется в праздник Воздвижения Креста Господня и в Крестопоклонную Неделю Великого поста).

Знаменное пение (знаменный распев)[1] — основной вид древнерусского богослужебного пения. Название происходит от невменных знаков — знамён (др.-рус. «знамя», то есть знак), использовавшихся для его записи (см. Крюки).

Известны различные типы знаменного распева и соответствующие им типы знамён — кондакарный, столповой, демественный, путевой.

1.1. Кондакарный распев

Один из древнейших видов знаменного пения. Название происходит от слова «кондак» — одного из вида песнопений. Нотация происходит от палеовизантийской и заимствована на Руси в IX веке. Характеризуется наличием мелодически развитых элементов, особой мелизматикой.

Расцвет кондакарного пения на Руси — XI—XII века, к XIV веку исчезает из русской богослужебной традиции в связи со сменой богослужебного Устава со Студийского на Иерусалимский и соответствующей ей смене корпуса богослужебных книг. Встречается в кондакарях, основа которых кондаки и икосы в честь праздников всего периода церковного года и в память святых.

Самые известные письменные источники, содержащие песнопения записанные кондакарным распевом — Типографский Устав, Благовещенский кондакарь, Троицкий кондакарь.

1.2. Столповой распев

Основной вид знаменного пения, которым распет практически весь корпус книг русской богослужебной литургической традиции. Название происходит от слова «столп» — восьминедельного цикла Октоиха, книги распетой данным распевом и получившей распространение на Руси в посл. трети XV века, в связи с принятием Иерусалимского Устава. (Ср. евангельские стопы Октоиха).

Столповой распев получил широкое распространение и является самым употребительным в русской одноголосной богослужебной традиции и в настоящее время. Распев состоит из попевок (кокиз), фит и лиц, которые в свою очередь состоят из более мелких фонетических единиц — крюков (знамён). Имеет осмогласную систему, т.о. каждому гласу соответствует определённый набор кокиз, а также характеризующие глас набор фит и лиц.

Фита и лица представляют собой сложные развёрнутые мелизматические структуры, которые певчий должен был знать наизусть. В современной традиции часто записываются дробным знаменем и не имеют тайнозамкненной записи, то есть такой, которая не позволяла бы певцу прочесть напев с листа, но только спеть его наизусть. В состав столпового распева входят аненайки, особые украшения песнопений, род византийских кратим.

Попевки столпового распева присутствуют не только в песнопениях богослужебного круга, но в обиходных песнопениях. Наиболее употребительными попевками, вошедшими в обиход считаются кокизы 6-го гласа. Кроме богослужебных книг, для изучения нотации создавались особые певческие азбуки, кокизники и фитники.

1.3. Путевой распев

Певческий стиль, распространённый в древнерусской музыкальной культуре наряду со знаменным распевом и демественным распевом. Происхождение названия является спорным вопросом в медиевистики. Возник в последней четверти XV в. До середины XVI в. применялся в Стихираре, затем также в Обиходе. Первое время записывался знаменной нотацией («путь столповой») и играл второстепенную роль по сравнению со знаменным распевом. В середине 80-х гг.

XVI в. возникла оригинальная путевая нотация («путь путевой»), с которой сосуществовала и знаменная. Репертуар путевого распева совпадал с репертуаром знаменного распева. В конце XVI в. Путевой распев стал самостоятельной, развитой ветвью древнерусского певческого искусства, отличаясь большей торжественностью, распевностью и плавностью.

Мелодику путевого распева образует совокупность канонических мелодических формул, подчинённых системе осмогласия. Вершина развития путевого распева — конец XVI- 1-я пол. XVII вв. В начале XVII в. были созданы первые путевые азбуки музыкальные, возникла специфическая терминология, определяющая принадлежность песнопений путевому распеву («пут», «путной», «путем»). Во 2-й половине 17 в. Путевой распев начал выходить из употребления.

Незначительное количество путевых напевов, записанных «путем столповым», сохранилось в старообрядческих рукописях 18-20 вв.

1.4. Демественный распев

Источник: http://wreferat.baza-referat.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B5%D0%B2

Что такое знаменный распев: значение, история, виды

что такое знаменный распев

Русская церковная музыка началась со знаменного распева, возникшего во времена крещения Руси. Его название связано с использованием для его записи особых знаков нотации – «знамен». Их затейливые наименования связаны с графическим изображением: скамейца, голубчик, чашка, два в челну и др. Визуально знамена (иначе – крюки) представляют собой комбинирование чёрточек, точек и запятых.

В каждом знамени заключена информация о продолжительности звуков, их количестве в данном мотиве, направлении звучания мелодии и особенностях исполнения.

Интонации знаменного распева усваивались певчими и прихожанами церкви по слуху от мастеров знаменного пения, поскольку точную высоту звука знамена не фиксировали. Лишь в XVII в. появление в текстах особых киноварных (красных) помет сделало доступным обозначение звуковысотности крюков.

Духовная составляющая знаменного распева

Понять, что такое знаменный распев и оценить его красоты без обращения к духовной значимости распева в русской православной культуре, не представляется возможным. Образцы знаменных мелодий – это плоды высочайшего духовного созерцания их творцов.

Смысл знаменного пения тот же, что и у иконы – освобождение души от страстей, отрешенность от видимого материального мира, поэтому старинный русский церковный унисон лишен хроматических интонаций, которые нужны при выражении человеческих страстей.

Пример песнопения, созданного на основе знаменного распева:
С. Трубачёв “Милость мира”

Благодаря диатоническому звукоряду, знаменный распев звучит величественно, бесстрастно, строго. Мелодике одноголосного молитвенного распева свойственно плавное движение, благородная простота интонаций, четко оформленный ритм, завершенность построения. Распев находится в совершенной гармонии с исполняемым духовным текстом, а пение в унисон сосредотачивает внимание поющих и слушателей на словах молитвы.

Из истории знаменного распева

Пример знаменной нотации

Раскрыть полнее, что такое знаменный распев поможет обращение к его истокам.

Знаменное церковное пение берет начало из древней византийской богослужебной практики, из нее же заимствован русским православием годичный круг осмогласия (распределение церковных песнопений на восемь певческих гласов).

Для каждого гласа существуют свои яркие мелодические обороты, каждый глас призван отобразить разные моменты духовных состояний человека: покаяние, смирение, умиление, восторг. Каждая мелодия связана с конкретным богослужебным текстом и привязана к определенному времени дня, недели, года.

На Руси распевы греческих певцов постепенно видоизменялись, вбирая в себя особенности церковнославянского языка, русские музыкальные интонации и метроритмы, приобретая большую напевность и плавность.

Виды знаменного распева

Задаваясь вопросом, что такое знаменный распев и какие известны его разновидности, следует взглянуть на него, как на единую музыкальную систему, которая обнимает собственно знаменный, или столповой (восемь гласов образуют свод мелодий «столп», циклически повторяющийся каждые 8 недель), путевой и демественный распевы. Всю эту музыкальную материю объединяет структура на основе попевок – коротких мелодических оборотов. Звуковой материал выстраивается на основании богослужебного чина и церковного календаря.

Путевой распев – торжественное, праздничное пение, представляющее собой усложненный и преобразованный вид столпового распева. Путевому распеву присуща строгость, твердость, ритмическая виртуозность.

Из названных стилевых разновидностей знаменного пения – демественный распев не входит в книгу Октоих («восьмигласник»). Он отличается торжественным характером звучания, представляется праздничный стиль, им распевают важнейшие литургические тексты, песнопения архиерейского богослужения, венчания, освящения храмов.

В конце XVI в. зарождается «большой знаменный распев», ставший высшей точкой развития русского знаменного пения. Протяженный и распевный, плавный, неспешный, снабженный обилием обширных мелизматических построений с богатыми внутрислоговыми распевами, «большой знаменный» звучал в самые значительные моменты богослужения.

Источник: https://music-education.ru/chto-takoe-znamenny-j-raspev-znachenie-istoriya-vidy/

Церковное пение: хоровое в русской православной церкви, богослужебные песнопения

Искусство в православных храмах издревле служило для того, чтобы приблизить душу человека к Богу, настроив ее через слушание песнопений и стихов, созерцание икон на необходимый лад.

Церковное пение должно соответствовать некоторым нормам, чтобы подействовать на человека необходимым образом. Отклонения в стиле, неточности в исполнении рождают диссонанс, который мешает молитвенному настрою. Поэтому большое значение надо придавать исполнению церковных песнопений в православной церкви.

Что такое церковное пение

Церковное пение — вид искусства, применяемый не только в храмах, но большей частью в них. Оно является неотъемлемой частью богослужений и имеет своей целью обращение души человека к Богу. Слушая хоровое пение (а оно чаще всего бывает именно хоровое, редко в православной церкви на богослужениях солирует один певец), душа приходит в умиление, в ней рождается молитвенный настрой.

Люди с давних пор заметили, что именно музыка, в зависимости от стиля, способна пробудить в человеке различные чувства. Вокальные музыкальные произведения особенно влияют на душу, поскольку само пение символизирует голос души. Также в храмах поют хором, потому что это — подражание ангельскому пению. Некоторым святым было дано услышать его, и они говорили, что ангелы пели хором, славили Бога.

Например, всем известна история о том, как мальчик во время Богослужения был видимо приподнят на небо, а потом возвратился. Он слышал пение ангелов и говорил, что оно непохоже ни на какое другое земное пение. В ангельском песнопении отрок разобрал слова: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Тогда люди добавили к ним: «помилуй нас!», и так родилась известная молитва, часто применяемая при богослужении, именуемая Трисвятое.

Из всего этого можно сделать вывод, что хоровое пение — важнейшая часть церковных служб. Но на него возложена большая ответственность, ведь неправильным, небрежным исполнением песнопений можно разрушить молитвенный настрой прихожан. Также и чрезмерное увлечение современными течениями может повредить душам верующих. Поэтому самое важное значение в богослужении отдается именно пению.

История появления и развития

Впервые можно встретить упоминание об ангельском пении в Евангелии от Луки, когда рассказывается, как во время Рождества Христова явилось множество Ангелов, и они запели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Затем в упоминании о Тайной Вечере: апостолы, воспев, пошли на гору Елеонскую. В посланиях Иакова имеются слова : «Благодушествует ли кто, да поет», затем апостол Павел наставляет своих учеников, чтоб они всегда пели псалмы.

Отсюда можно сделать вывод, что общественное пение имеет древнейшее происхождение. Известно, что в первые века христианства исполнялись ветхозаветные стихи: «Вонми небо», «Поим Господеви», песнь пророчицы Анны и псалмы Давида.

Затем стали применяться в богослужениях песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» и песнь Симеона «Ныне отпущаеши».

В первые века христианства в церковных собраниях пели:

  • «Слава в вышних Богу»;
  • «Да молчит всякая плоть»;
  • «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (до и после прочтения Евангелия);
  • «Свете тихий»;
  • «Приидите поклонимся».

Иногда пелись импровизации, например, при умовении рук священников, возжжении светильников. Это считалось нормой, поскольку первые христиане имели горячую веру и высокий дух.

Такой порядок существовал в пении у древних христиан:

  1. Пели во время службы все. Не было разделения на народ и клирос.
  2. Иногда солировал только один певец. Это было распространено у египетских монахов.
  3. На возгласы священника весь народ отвечал хором.

Византийские традиции

Со временем церковное хоровое пение изменялось. После прекращения гонения на христиан большое внимание стало уделяться технике пения. Появился первый клирос, который составляли люди грамотные, специально обученные, имевшие хороший слух и голос .

Постепенно стали появляться антифоны (разделение на правый и левый клирос). Увеличивалось число церковных книг для богослужений. Мелодии, которые можно услышать в миру, постепенно внедрялись в церковное пение. Начали исчезать целостность и чистота служб древних христиан. За это певцов укоряли святой Климент Александрийский и св. Исидор Пелусиот, говоря, что мелодии богослужебного пения должны иметь характер бесстрастный, в отличие от мирских песен.

Со временем было создано специальное правило Вселенского Собора:

«Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения, не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви»

Постепенно стали упраздняться музыкальные инструменты, использовавшиеся ранее в богослужениях. Пение стало только акапельным.

Над учреждением правильного пения в церкви трудились многие святые:

  1. Св Игнатий Богоносец был устроителем антифонного пения.
  2. Мч. Иустин Философ написал книгу «Певец», где были даны подробные рекомендации церковным исполнителям, а также некоторые гимны.
  3. Св. Климент Александрийский написал много песнопений и гимнов.
  4. Св. Афанасий Великий — основоположник чтения на распев.
  5. Св. Ефрем Сирин написал много песнопений, основал греческое крюковое пение.
  6. Св. Иоанн Златоуст впервые создал церковный хор под управлением придворного музыканта.
  7. Прп. Роман Сладкопевец написал около тысячи кондаков (в т. ч. на Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы).
  8. Прп. Иоанн Дамаскин — создатель осмогласия, которое используется в церкви до сих пор. Творец канонов, песнопений.
  9. Свт. Амвросий Медиоланский написал книгу гимнов «Антифонарий».
  10. Свт. Григорий Двоеслов создал певческую школу в Риме, написал книгу устава и наказания для певчих.

Главной особенностью византийского пения является осмогласие. Это восемь напевов — гласов, из которых четыре — основных и четыре — производных. На этих мелодиях строится все пение в церкви. Все песнопения перекладываются на нужный глас.

Кроме того, византийские традиции отличает антифонное пение. В этом стиле часто используется монофония (исполнение главной мелодии на фоне основного тона в басу — исона). Также часто можно услышать распевы слогов : «а-на-не», «то-ро-ро» и т. д. Это существует для того, чтобы заполнить паузу, пока священник выполняет необходимые действия в алтаре. Такое распевание называется «кратима», иногда оно свидетельствует о выражении высших чувств верующего.

Византийские традиции пения сохранились и по настоящее время. Их можно услышать в современной Греции — на Афоне, в Египте и других странах. В отличие от современного европейского пения, византийское более мелодично, оригинально и духовно. Здесь нет строгого разграничения на мажорный и минорный лад, оно разнообразнее и полнее.

Кондакарный распев

Самый древний вид знаменного распева . Название произошло от слова «кондак» — вид богослужебного песнопения. Мелодии распева характеризуются большим количеством мелизмов, во многом видно сходство с византийским пением.Такой распев был распространен в Русской православной церкви в 11-12-м веке, а в 14-м веке полностью исчезло в связи с переходом от Студийского устава на Иерусалимский.

Столповой распев

Самый распространенный вид пения, которым пелся весь Октоих. Отсюда и название — «столп», значит, самый основной. Применяется распев и в наше время. Отличие его в том, что он состоит из попевок, которые в свою очередь состоят из крюков. Попевки называются «кокизами».

Каждому гласу соответствует особый набор кокиз. Напевы заимствованы от византийского пения, в основе его лежат распевы «ананейки». Записывается мелодия с помощью особых знаков — « крюков», каждый крюк означал особую ноту или даже сочетание нот. Крюки имели свое название.

Среди крюков самые распространенные:

  • параклит — половинка;
  • статия — целая нота;
  • подчашие или чашка — две нисходящие ноты;
  • переводка — две четвертные ноты восходящие;
  • дербица — четыре четвертные ноты, идущие вверх.

Каждый крюк имел свое изображение. Чтением их занимались специально обученные люди.

Надо сказать, что это было довольно нелегкое занятие, и освоить его мог далеко не каждый. Для упрощения были написаны специальные певческие азбуки.

Демественный распев

Иначе он называется «демество». Первое упоминание об этом довольно распространенном распеве относится к середине 15-го века. Им пели песнопения Октоиха, Обихода, Ирмология, праздничные песнопения.

В 18-м веке был издан Демественник, который включал в себя самые распространенные произведения. В начале для записи использовались обычные крюки, потом они усовершенствовались, и для записи демества были введены новые знаки. В настоящее время в богослужебной практике этот распев используется в особо торжественных случаях, например, при архиерейских службах.

Распространение многоголосия

В 16-м веке стали появляться многоголосные исполнения распевов (до этого пение было одноголосным). Сначала был распространен троестрошный (или строчной) певческий стиль. Мелодии записывались на трех строках, которые исполнялись одновременно. Получались своеобразные аккорды, не всегда звучащие благозвучно, иногда слышался явный диссонанс.

В конце 17-го века мелодии знаменного распева стали записываться не с помощью традиционных крюков, а с помощью «топориков». Это было похоже на певческие книги католиков. «Топорики» записывались уже на пятилинейном нотоносце. Были изданы Синодом богослужебные книги (Октоих, Ирмологий, Обиход, Праздники), записанные с помощью квадратной нотации. Они были много раз переизданы.

В этих книгах можно было встретить и другие распевы:

  1. Греческий. Появился на Руси в 16-м веке. По названию понятно, что он пришел из Греции. Отличие распева — в мелодичности, торжественности, протяженности. Относится к калофоническому (в переводе «калос» означает «прекрасный, «фоне» — голос) пению.
  2. Киевский. Пришел в Россию из Украины в 17-м веке. Особенность распева — речитатив чередуется с распевом, попевки терцово-квартового строения в диатоническом звукоряде. Мелодии проще, чем в знаменном распеве, преобладает тоническая устойчивость.
  3. Болгарский распев появился на Руси в середине 17-го века. Болгарское происхождение не установлено, вероятно, он пришел от придунайских славян. Отличает его тональная устойчивость мелодий, укладывающихся в четырехдольный размер, напевность, запоминаемость.

Партесное пение

Благодаря реформам Петра Первого старинные распевы все больше вытеснялись западной манерой исполнения. Тогда произошел переход с модального лада на мажорно-минорный.

В 19-м веке одноголосное пение сменилось партесным (многоголосным). Но привычные распевы не были полностью забыты. Их гармонизовали, сделав многоголосными. Так они немного потеряли свои особенности, зато в таком виде существуют до сих пор в церкви.

До сих пор знаменный распев в первоначальном виде сохранился у старообрядцев, а также в некоторых православных монастырях и храмах. Например, в Валаамском монастыре сейчас можно услышать древний распев.

Партесное пение было заимствовано у запада. Оно подразумевало разделение произведения на партии, отсюда и название. Обычно партий было четыре: две у женского состава (сопрано и альт) и две у мужского (тенор и бас). Эта традиция используется и по сей день в православных хорах.

Авторские композиции

В 18-м веке за гармонизацию древнего распева взялись известные композиторы того времени. Они перекладывали их на западный манер в гармонические тональности.

Самые популярные композиторы, гармонизовавшие знаменный распев:

  • П. Турчанинов;
  • А. Львов;
  • А. Кастальский;
  • С. Рахманинов;
  • П. Чайковский;
  • П. Чесноков.

Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/muzika/tserkovnoe-penie.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Какой сегодня церковный праздник поздравления

Закрыть