Что такое житие кратко

Жития святых. История

что такое житие кратко

Основанная Господом нашим Иисусом Христом Святая Церковь уже почти две тысячи лет несет спасительную миссию служения Богу и человечеству. За это время семена евангельского учения, посеянные Богочеловеком Иисусом и Его учениками, дали обильные всходы. На церковном небосклоне засияли яркие созвездия целого сонма святых: апостолов, мучеников, пророков, святителей, преподобных и праведных, показавших и реально осуществивших различные пути и способы стяжания благодати Всесвятаго Духа.

Следуя заповеди апостола, Святая Церковь всегда тщательно сохраняла память о своих прославленных членах.

В этой связи жизнь, подвиги и учение светочей веры, запечатленные в агиографических памятниках, представляют собой богатейшую сокровищницу мировой христианской культуры и являются неотьемлемой частью священного предания Православной Церкви.

Их имена внесены в церковный Диптих на вечное поминовение. «Мученические акты», патерики, лимонарии, синаксари, прологи, четьи-минеи в форме южнославянских переводов и греческих оригиналов попали на Русь вместе с принятием христианства.

Русская Православная Церковь — животворная ветвь вселенской Лозы Христовой (Ин. 15, 6) — возрастила и воспитала в своих недрах множество святых подвижников, пламенной молитвой и трудами благочестия стяжавшая славу небесных покровителей и защитников родного Отечества.

Поэтому наряду с традиционным памятованием вселенских святых в Диптих Русской Православной Церкви внесены имена славных ее сыновей и дочерей тоже, явивших, каждый в своем чине (святители, благоверные князья, преподобные и пр.

), особый вид духовного подвига, особый путь восхождения к святости — средоточию духовной жизни.

В «Житиях Святых» Древней Руси непосредственно отражены пути этого восхождения к богоподобию. В связи с этим изучение русской святости, выраженной в житиях святых, приобретает чрезвычайно важный, сакраментальный (священный) характер.

«Свет бо есть святых житие и просвещение душам нашим».

Жития Святых раскрывают догматы веры, показывают яркие примеры высокой духовной нравственности и благочестивой жизни. Вместе с тем в житиях святых содержатся те живительные вехи, через которые христианин получает откровение собственного духовного пути.

По выражению одного из исследователей (Г. П. Федотова), «культура народа, в конечном итоге, определяется его религией».

В этом аспекте горячая любовь святых земли Русской к своему земному Отечеству явилась основополагающим фактором, объединившим разрозненные удельные княжества в единое, централизованное православное государство — могучую Россию.

Таким образом, жития святых представляют собой литературную, историографическую, культурную ценность. Жития святых — это достояние русского народа, его духовное наследие и богатство.

Золотой фонд русской духовности на протяжении многих столетий с любовью собирался и переписывался древнерусскими книжниками. Известно, что уже в Х — XI вв. на Руси появились переводные Минеи (жития святых), особенно в переложении святого Симеона Метафраста.

Вместе с тем, когда в течение веков в Церкви Русской возросло обильное число прославленных мужей, разнообразно служивших Церкви и земле Русской из горнего мира, вера народная выделила из сего многочисленного лика ряд избранных Божиих, которым преимущественно усвояла общее заступничество для всей земли Русской.

В этом избранном ряду впереди других ставились имена свв. Бориса и Глеба.

Борис и Глеб. Нестор Летописец. Пахомий Логофет. Епифаний Премудный. 

И примерно в это же время (X — XI вв.) появились первые образцы отечественной агиографии. Это труды святого Иакова Мниха (1074 — 1098), написавшего житие святых Бориса и Глеба, и преподобного Нестора Летописца (ок. 1114 г.

; память 28 сентября/11 октября), от которого до нашего времени сохранилось (кроме летописных) два агиографических памятника — житие святых страстотерпцев Бориса и Глеба и преподобного Феодосия Печерского. Несколько позже повести святителя Симона, епископа Владимирского (p 1226 г.

, память 10/23 мая) и насельника Киево-Печерской обители монаха Поликарпа легли в основу Киево-Печерского патерика.

Среди лучших писателей Древней Руси, посвятивших свое творчество прославлению святых угодников Божиих, преподобный Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет занимают особое место, как основоположники литературного стиля «плетения словес» в русской агиографии.

 За века существования русская агиография прошла через разные формы, знала разные стили.

Первоначальная, краткая редакция жития святых, как летописная основа, впоследствии распространялась различными подробностями, представляющими значительный интерес для истории русского быта и литературы.

Как уже было отмечено выше, древнерусские агиографы (в частности безымянные авторы северно-русских и ростовских памятников агиографии) писали в простой литературной форме — в виде летописи или биографии.

Однако в эпоху святогорца Пахомия Логофета, творения которого стали образцом для последующих русских агиографов, был выработан устойчивый канон житийной литературы.

 Жития Минеи выросли в целый агиографический памятник, подчас довольно обширный, со сложной композицией, разнообразием риторических фигур, множеством эпитетов, тавтологических оборотов.

Принципиально важным аспектом в описании жития святого становится единство (единообразие) формы, обусловленное единством подвига святых данного лика. По одной только принадлежности святого к тому или иному чину (например, святительскому или преподобническому) прорисовывается и предугадывается в общих чертах вид его подвига. Общий закон житийного стиля требует подчинения частного общему, растворения человеческого лица в небесном прославленном лике.

Одним из уникальнейших памятников древнерусской письменности являются хранящиеся в Государственном Историческом Музее в Москве Великие Четьи-Минеи (жития святых) митрополита Московского Макария (1563 г.) — это выражение всего духовного богатства русского народа.

Столетием позднее были составлены два новых агиографических сборника: Тулуповские и Мимотинские Минеи. По благословению наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Дионисия (1633 г.; память 12/25 мая), иеромонах Герман Тулупов из Старицы составил в 1627 — 1632 гг. сборник Четьих-Миней.

 Примечательно, что преподобный Дионисий оказывал повышенное внимание работе лаврского агиографа и собственноручно редактировал рукопись.

Это видно на примере рукописного жития преподобных Сергия и Вакха: в конце памятника помещена надпись: «Рукопись писана Германом Тулуповым, ошибки и пропуски поправлены преподобным Дионисием».

Другим значительным памятником русской агиографии, основанным также на житиях и сказаниях Великих Миней-Четьих митрополита Макария, являются Мимотинские Четьи-Минеи. Это результат коллективного творчества священника Иоанна Мимотина и трех его сыновей. Рукопись в виде 12-томного сборника была написана в 1646 — 1654 гг.

 В отличие от Макарьевских и Тулуповских Миней священник Иоанн Мимотин писал «с разумных списков, тщася обрести правая», то есть не просто переписывал жития, но сокращал и переделывал эти письменные памятники, опуская предисловия и похвальные слова.

Основная ценность Миней в том, что в них помещены памяти святых (всего около ста святых), жития которых отсутствуют в других агиографических сборниках.

Святитель Димитрий Ростовский. Великие Минеи-Четьи.

Спустя почти два столетия после Великих Миней-Четьих свт. Макария благородный труд на ниве агиографии продолжил святитель Димитрий, митрополит Ростовский (+1709 г.

) После нашествия Батыя не было православной агиографической литературы и «малороссийцы, — замечает митрополит Евгений (Болховитинов), — читали жития, собранные иноверными и на плохом польском языке», которые имели, безусловно, тенденциозный, прокатолический характер.

Поэтому, как пишет известный агиолог протоиерей Александр Державин (+1962 г.), по решению собора старцев Киево- Печерской лавры от 6 мая 1684 года на инока Димитрия было возложено особое послушание — составление житий святых.

Основной задачей Димитрия, будущего святителя Ростовского, было написание житий святых именно для южнорусских предков в противовес польско-униатской экспансии (экспансия — распространение влияния на чужие пределы). В своей работе святитель Димитрий Ростовский использовал Великие Минеи-Четьи митрополита Макария, а также доставленные с Афона (митрополитом Петром Могилой) греческие Минеи святого Симеона Метафраста.

За 20 лет неутомимого ежедневного подвига святитель Димитрий Ростовский осуществил и закончил работу над полным годовым кругом Миней-Четьих, изданных в 4-х книгах и поныне не потерявших своего значения.

По отзыву архиепископа Филарета (Гумилевского), «Четьи-Минеи святителя Димитрия Ростовского — образцовоесочинение по чистоте церковнославянского языка, мастерству изложения, по критической осторожности», они явились важным источником, характеризовавшим целую эпоху русской гимнографии. 

Купить: книги жития святых • жития святых для детей 

Источник: http://www.hramislovo.ru/reading/zhitiya_svyatih

Что такое житие: определение жанра и его особенности

что такое житие кратко

Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.

Жанры религиозной литературы

Древняя Русь обретала свою письменность вместе с духовными книгами, которые были привезены из Византии греческими священниками. Да и первая славянская азбука, как вы знаете, была разработана солунскими братьями, Кириллом и Мефодием. Поэтому именно церковные тексты стали тем источником знаний, по которому наши предки постигали книжную премудрость. К жанрам древней религиозной литературы относились псалмы, жития, молитвы и проповеди, церковные легенды, поучение и повесть.

Некоторые из них, например повесть, впоследствии трансформировались в жанры светских произведений. Другие же остались строго в церковных рамках. Давайте разберемся, что такое житие. Определение понятия следующее: это произведения, посвященные описанию жизни и деяний святых. Речь не идет только об апостолах, продолживших проповедническую деятельность Христа после его смерти.

Героями житийных текстов становились мученики, прославившиеся высоконравственным поведением и пострадавшие за веру.

Отсюда следует первый отличительный признак того, что такое житие. Определение включало в себя некоторое уточнение: во-первых, оно составлялось о реальном человеке.

Автор произведения должен был придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого.

Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.

Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества.

Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались. И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык.

Здесь много риторических восклицаний, обращений, слов и выражений с библейской символикой.

Исходя из вышесказанного, что такое житие? Определение можно сформулировать так: это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.

Житийные произведения долгое время были самыми популярными в древней Руси. Писались они по строгим канонам и, по сути, раскрывали смысл человеческой жизни. Одним из самых ярких образцов жанра является «Житие преподобного Сергия Радонежского», изложенное Епифанием Премудрым.

Тут есть все, что должно быть в художественных текстах этого типа: герой происходит из благочестивой семьи праведников, послушных воле Господней. Божий промысел, вера и молитвы поддерживают героя с детства. Он кротко переносит испытания и уповает только на Божью милость.

Осознав важность веры, свою сознательную жизнь герой проводит в духовных трудах, не заботясь о материальной стороне бытия. Основу его существования составляют посты, молитвы, укрощение плоти, борьба с нечистым, аскетизм.

Жития русских святых подчеркивали, что их персонажи не боялись смерти, исподволь готовились к ней и принимали свой уход с радостью, так как это позволяло их душам встретиться с Богом и ангелами. Заканчивалось произведение, как и начиналось, славословием и восхвалением Господа, Христа и Духа Святого, а также самого праведника – преподобного.

Перечень житийных произведений русской литературы

Перу русских авторов принадлежит около 156 текстов, относящихся к жанру жития. Первые из них связаны с именами князей Бориса и Глеба, предательски убитых своим же братом. Они же стали и первыми русскими христианскими мучениками-страстотерпцами, канонизированными православной церковью и считающимися заступниками государства.

Далее были созданы жития князя Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского и многих других видных представителей земли русской. Особое место в этом ряду занимает жизнеописание протопопа Аввакума – непокорного вождя старообрядчества, написанное им самим во время пребывания в Пустозерском остроге (17 век).

По сути, это первая автобиография, рождение нового литературного жанра.

Источник: https://FB.ru/article/154098/chto-takoe-jitie-opredelenie-janra-i-ego-osobennosti

Житие

что такое житие кратко
 

     Ведение:

     Феномен Древнерусской литературы является точкой отсчета всей письменной художественной литературы России. До Х века письменность являлась исключительно деловой. И первые появившееся письменные книги были церковными, в большинстве переводные, попавшие на Русь из Византии.  Ведь именно из Византии  на нашу землю пришло Христианство. А книги стали поддержкой религии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что происходит с человеком в полнолуние

     Без понимания древнерусской литературы, незнания её истории и канонов не возможно понимание и последующей литературы, в том числе и современной.

     «Древнерусская литература является тем прочным фундаментом, на котором возводится величественное здание национальной русской художественной культуры XVIII-XX вв. В ее основе лежат высокие нравственные идеалы, вера в человека, в его возможности безграничного нравственного совершенствования, вера в силу слова, его способности преобразования внутреннего мира человека» [2]

     В данной работе особенность древнерусской литература будет представлена на примере жанра Жития, появившегося на Руси так же из византийского жанра агиографии.

     Именно жанр жития может передать всю каноничность древнерусской литературы, подчиненность религии и правилам создания произведения.

     История древнерусской литературы:

     Вопрос о хронологических границах древнерусской литературы окончательно не решен современной наукой. Представления об объеме древнерусской литературы до сих пор остаются неполными.

Много произведений погибло в огне бесчисленных пожаров, во время опустошительных набегов степных кочевников, нашествия монголо-татарских захватчиков, польско-шведских интервентов! Да и в более позднее время, в 1737 г., остатки библиотеки московских царей были уничтожены пожаром, вспыхнувшим в Большом Кремлевском дворце. В 1777 г. от огня погибла Киевская библиотека.

Во время Отечественной войны 1812 г. в Москве сгорели рукописные собрания Мусина-Пушкина, Бутурлина, Баузе, Демидова, Московского общества любителей русской словесности. [2]

     Но условно можно выделить такие рамки: X – XVII – от крещения Руси до Петровских реформ.

     Переписывали и хранили книги в основном монахи, которых больше интересовала именно церковная литература. Это во многом объясняет, почему большинство сохранившихся литературных произведений имеют религиозный характер.

     Произведения древнерусской письменности разделялись на «мирские» и «духовные». Последние всячески поддерживались и распространялись, так как содержали непреходящие ценности религиозной догматики, философии и этики, а первые, за исключением официальных юридических и исторических документов, объявлялись «суетными». [2]

     Для древнерусской  литературы  был характерен рукописный характер. Так же литературное произведение не существовало отдельно, а входило в состав различных сборников, предназначенных для определенных практических целей.

     Другой особенностью литературы Древней Руси является, её анонимность. Это следствие религиозного отношения к человеку , когда личность автора играла столь незначительную роль, даже по сравнению с самим созданным произведением.

     Первые книги писались на выделанной коже телят, называемой «пергамент»

     На Руси пергамен часто называли «телятиной», или «харатьей». Этот дорогостоящий материи был, естественно, доступен только имущим классам, а ремесленники, торговцы пользовались для своей ледовой переписки берестой. Береста также выполняла функцию ученических тетрадей. [2]

     Для экономии писчего материала слова в строке не разделялись, и только абзацы рукописи выделялись красной киноварной буквицей — инициалом, заголовком — «красной строкой» в буквальном смысле этою слова. Часто употребляемые, широко известные слова писались сокращенно под особым надстрочечным знаком-т и т л о м. Например, глет (глаголет — говорит), бгъ (бог), бца (богородица). [2]

     Эти яркие черты древнерусской литературы, определяют столь пристальное внимание к её памятникам. Необходимо тщательно подходить к анализу отдельных жанров и текстов древней литературы, выделяя их характерные особенности.

     Жанр жития:

     Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь».

     Необходимо подчеркнуть важность жанра жития, вследствие того, что именно в житие на протяжении всего средневековья России описывалась жизнь человека, его судьба, движение души, стремление к религиозному подвигу.

     Житие — это целое литературное сооружение, некоторыми деталями напоминающее архитектурную постройку. Оно начинается обыкновенно пространным, торжественным предисловием, выражающим взгляд на значение святых жизней для людского общежития. [4]

     Жития описывают жизнь святых князей и княгинь, высших иерархов русской церкви, потом подчиненных ее служителей, архимандритов, игуменов, простых иноков, всего реже лиц из белого духовенства, всего чаще основателей и подвижников монастырей, выходивших из разных классов древнерусского общества, в том числе и из крестьян. [5]

     Потом повествуется деятельность святого, предназначенного с младенческих лет, иногда еще до рождения, стать богоизбранным сосудом высоких дарований; эта деятельность сопровождается чудесами при жизни, запечатлевается чудесами и по смерти святого. Житие заканчивается похвальным словом святому, выражающим обыкновенно благодарение господу богу за ниспослание миру нового светильника, осветившего житейский путь грешным людям.

Все эти части соединяются в нечто торжественное, богослужебное: житие и предназначалось для прочтения в церкви на всенощном бдении накануне дня памяти святого. Житие обращено собственно не к слушателю или читателю, а к молящемуся. Оно более чем поучает: поучая, оно настраивает, стремится превратить душеполезный момент в молитвенную наклонность.

Оно описывает индивидуальную личность, личную жизнь, но эта случайность ценится не сама по себе, не как одно из многообразных проявлений человеческой природы, а лишь как воплощение вечного идеала. [1]

     Историкам литературы, занимающимся датировкой житий, важно уяснить, что «Житие» святого (или святых) не создавалось по наитию сочинителя, исходя из одного его желания.

Наоборот, принимаемые автором «Жития» на себя обязательства по его написанию были христианским послушанием, оказанной ему честью, о чем часто и сообщается автором в начале жития: «Благодарю тя, Владыко мой, Господи Иисусе Христе, яко съподобилъ мя еси недостойнааго съповедателя быти святыимъ твоимъ въгодьникомъ еже выше моея силы, ему же и не бехъ достоинъ — грубъ сы и неразумичьнъ», — писал Нестор в «Житии Феодосия Печерского» (Житие Феодосия Печерского // ПЛДР. ХI — начало ХII века. — М.,1978. — С.304.)

     «Житие» является обязательным компонентом службы святого, и писалось не позднее времени его официальной канонизации, и, как правило, было приурочено к ней. Поэтому «Житие» нельзя воспринимать просто как литературный памятник определенной эпохи, но как специфический жанр христианской литературы, появление которого обусловлено официальной канонизацией святого.

     Жития имеют прежде всего религиозно-назидательный смысл: описанные истории святых – пример для подражания.

     Древнерусская литература житий святых собственно русских начинается жизнеописаниями отдельных святых. Образцом, по которому составлялись русские «жития», служили жития греческие типа Метафраста, т. е. имевшие задачей «похвалу» святому, причем недостаток сведений (наприм., о первых годах жизни святых) восполнялся общими местами и риторическими разглагольствованиями. [9]

     Виды жанров жития:

     В византийской литературе жития сформировались на основе традиции античного исторического жизнеописания, эллинистического романа и похвальной надгробной речи.  

     I. По объему излагаемого биографического материала, как правило, выделяют два вида жития :

     1) биографическое (биос),

     2) мученическое (мартириос).

     Биос дает описание жизни христианского подвижника от рождения до смерти, мартириос рассказывает только о мученической смерти святого. Последняя форма — более древняя, связана с гонениями на первых христиан. В основе этого типа житий лежат “протоколы” допросов христиан, поэтому они как бы документированы. 

     II. В соответствии с обликом центрального персонажа и типом его подвижнической деятельности, то есть типом святого, можно выделить жанровые разновидности житий биографического характера. Разновидности подвига и соответственно разновидности святых выстраиваются в иерархическую систему в соответствии с их авторитетностью:

     Мученик — мученическое житие, биографическая мартирия, “страсти”.

     Исповедник — исповедническое житие, святой не принял мученического венца.

     Святитель — святительское житие, житие архиерея, епископа.

     Преподобный — преподобническое житие, святой, подобный Христу, пострадавший за веру, принявший смерть за веру, часто создатель монастыря или пропагандист христианства.

     Столпник — столпническое житие; способ подвижничества, когда святой усердно молится на специально для этих целей воздвигнутом столпе, умерщвляя плоть, возвышает дух.

     Христа ради юродивый — жития Христа ради юродивых; особый тип подвижничества, когда человек налагает на себя обязательство жить подаянием и терпеть унижения, притворяясь умалишенным, юродивым. 

     III. По определенному назначению:

     а) Для домашнего чтения (Минеи);

     Великие Минеи — Четьи (иногда Четьи Минеи) — огромный по масштабам XVI века (отсюда и название “великие” — большие) свод произведений, найденных, отобранных и частично обработанных под руководством митрополита Макария. Представлял собой Минею — собрание житий святых, их чудес, а также разнообразных поучительных слов на каждый день года. Макарьевские Минеи были четьими — предназначались для домашнего поучительного чтения.  

     б) Для богослужений :

     Служебные Минеи — сборники для публичного чтения во время церковной службы, где тот же материал, что и в Минеях Четьих, излагался более сжато.

     Пролог — книга, содержащая в себе жития святых, вместе с указаниями относительно празднований в честь их. У греков эти сборники назывался синаксарями. Самый древний из них — анонимный синаксарь в рукописи Порфирия Успенского 1249 г [7]

     Патерики — специальные сборники житий святых. В рукописях известны переводные патерики: синайский («Лимонарь» Мосха), азбучный, скитский (несколько видов), египетский (Лавсаик Палладия). [7]

     Синаксарии – внебогослужебные церковные собрания, которые посвящались псалмопению и благочестивому чтению (главным образом, житийной литературе).

     Канон жития святых:

     Житие святого — повествование о жизни святого, созданием которого обязательно сопровождается официальное признание его святости (канонизация).

Как правило, в житии сообщается об основных событиях жизни святого, его христианских подвигах (благочестивой жизни, мученической смерти, если таковая была), а также особых свидетельствах Божественной благодати, которой был отмечен этот человек (к ним относятся, в частности, прижизненные и посмертные чудеса). Жития святых пишутся по особым правилам (канонам).

Так, считается, что появление отмеченного благодатью ребёнка чаще всего происходит в семье благочестивых родителей (хотя бывали случаи, когда родители, руководствуясь, как им казалось, благими побуждениями, мешали подвигу своих чад, осуждали их — например, житие св. Феодосия Печёрского, св. Алексия человека Божия).

     Чаще всего святой с ранних лет ведёт строгую, праведную жизнь (хотя иногда святости достигали и раскаявшиеся грешники, например св. Мария Египетская).

Источник: https://www.stud24.ru/literature/zhitie/10429-25301-page1.html

Что значит житие кратко. Что такое житие

Древняя письменная литература делится на светскую и церковную. Последняя особое распространение и развитие получила после того, как христианство стало занимать все более прочные позиции среди других мировых религий.

Характерные признаки жития как жанра

Отсюда следует первый отличительный признак того, что такое житие. Определение включало в себя некоторое уточнение: во-первых, оно составлялось о реальном человеке.

Автор произведения должен был придерживаться рамок настоящей биографии, но обращать внимание именно на те факты, которые бы указывали на особую святость, избранность и подвижничество святого.

Во-вторых, что такое житие (определение): это рассказ, составленный для прославления святого в назидание всем верующим и неверующим, дабы они вдохновлялись положительным примером.

Обязательной частью повествования были сообщения о чудесной силе, которой Бог наделял самых верных своих служителей. Благодаря Божьей милости, они могли исцелять, поддерживать страждущих, совершать подвиг смирения и подвижничества.

Так авторами рисовался образ идеального человека, но, вследствие этого, многие биографические сведения, подробности частной жизни опускались. И, наконец, ещё одна отличительная черта жанра: стиль и язык.

Здесь много обращений, слов и выражений с библейской символикой.

Исходя из вышесказанного, что такое житие? Определение можно сформулировать так: это древний жанр письменной литературы (в отличие от устного народного творчества) на религиозную тему, прославляющий деяния христианских святых и мучеников.

Жития преподобных

Житийные произведения долгое время были самыми популярными в древней Руси. Писались они по строгим канонам и, по сути, раскрывали смысл человеческой жизни. Одним из самых ярких образцов жанра является «Житие преподобного Сергия Радонежского», изложенное Епифанием Премудрым.

Тут есть все, что должно быть в этого типа: герой происходит из благочестивой семьи праведников, послушных воле Господней. Божий промысел, вера и молитвы поддерживают героя с детства. Он кротко переносит испытания и уповает только на Божью милость.

Осознав важность веры, свою сознательную жизнь герой проводит в духовных трудах, не заботясь о материальной стороне бытия. Основу его существования составляют посты, молитвы, укрощение плоти, борьба с нечистым, аскетизм.

Жития подчеркивали, что их персонажи не боялись смерти, исподволь готовились к ней и принимали свой уход с радостью, так как это позволяло их душам встретиться с Богом и ангелами. Заканчивалось произведение, как и начиналось, славословием и восхвалением Господа, Христа и Духа Святого, а также самого праведника — преподобного.

Жития святых — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Агиогра́фия (от гр. άγιος “святой“ и γράφω “пишу“), научная дисциплина, занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историко-церковными аспектами святости.

Подходы к изучению житий святых

Жития святых могут изучаться с историко-богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.

С историко-богословской точки зрения жития святых изучаются как источник для реконструкции богословских воззрений эпохи создания жития, его автора и редакторов, их представлений о святости, спасении, обожении и т.д.

В историческом плане жития при соответствующей историко-филологической критике выступают как первоклассный источник по истории церкви, равно как и по гражданской истории.

В социально-культурном аспекте жития дают возможность реконструировать характер духовности, социальные параметры религиозной жизни (в частности, и так наз. народную религиозность), религиозно-культурные представления общества.

Жития, наконец, составляют едва ли не самую обширную часть христианской литературы, со своими закономерностями развития, эволюцией структурных и содержательных параметров и т.д., и в этом плане являются предметом литературно-филологического рассмотрения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой барклай де толли

Особенности литературно-филологического подхода к житиям святых

Литературно-филологическое изучение житий выступает как основа всех прочих типов исследований. Жития пишутся по определенным литературным канонам, меняющимся во времени и различным для разных христианских традиций. Любая интерпретация житийного материала требует предварительного рассмотрения того, что относится к сфере литературного этикета.

Это предполагает изучение литературной истории житий, их жанров, установление типичных схем их построения, стандартных мотивов и приемов изображения и т.д.

Так, например, в таком агиографическом жанре, как похвала святому, соединяющем в себе характеристики жития и проповеди, выделяется достаточно четкая композиционная структура (введение, основная часть и эпилог) и тематическая схема основной части (происхождение святого, рождение и воспитание, деяния и чудеса, праведная кончина, сравнение с другими подвижниками); эти характеристики восходят к позднеантичному энкомиуму, и их разная реализация в процессе развития житийной литературы дает существенный материал как для историко-литературных, так и для историко-культурных выводов.

Агиографической литературе свойственны многочисленные стандартные мотивы, такие, например, как рождение святого от благочестивых родителей, равнодушие к детским играм и т.п. Подобные мотивы выделяются в агиографических произведениях разных типов и разных эпох.

Так, в актах мучеников, начиная с древнейших образцов этого жанра, приводится обычно молитва мученика перед кончиной и рассказывается о видении Христа или Царствия Небесного, открывающегося подвижнику во время его страданий.

Эти стандартные мотивы обусловлены не только ориентацией одних произведений на другие, но и христоцентричностью самого феномена мученичества: мученик повторяет победу Христа над смертью, свидетельствует о Христе и, становясь “другом Божиим”, входит в Царство Христово. Эта богословская канва мученичества естественно отражается и в структурных характеристиках мученических актов.

Отличия восточной и западной традиций описания жития святых

В принципе, житие святого – это не столько описание его жизни (биография), сколько описание его пути к спасению, типа его святости. Поэтому набор стандартных мотивов отражает прежде всего не литературные приемы построения биографии, а динамику спасения, того пути в Царствие Небесное, который проложен данным святым. Житие абстрагирует эту схему спасения, и поэтому само описание жизни делается обобщенно-типическим.

Сам способ описания пути к спасению может быть различным, и как раз в выборе этого способа более всего различаются восточная и западная агиографические традиции. Западные жития обычно написаны в динамической перспективе, автор как бы прослеживает из своей позиции, из земного бытия, по какой дороге прошел святой от этого земного бытия к Царствию Небесному.

Для восточной традиции более характерна обратная перспектива, перспектива святого, уже достигшего Небесного Царства и от вышних озирающего свой путь к нему. Эта перспектива способствует развитию витийственного, украшенного стиля житий, в которых риторическая насыщенность призвана соответствовать неумопостигаемой высоте взгляда из Царствия Небесного (таковы, например, жития Симеона Метафраста, а в русской традиции – Пахомия Серба и Епифания Премудрого).

При этом особенности западной и восточной агиографической традиции очевидным образом соотносятся с характерными чертами западной и восточной иконографии святых: сюжетности западной иконографии, раскрывающей путь святых к Богу, противопоставлена статичность иконографии византийской, изображающей прежде всего святого в его прославленном, небесном состоянии.

Таким образом, характер агиографической литературы непосредственно соотнесен со всей системой религиозных воззрений, различиями религиозно-мистического опыта и т.д. Агиография как дисциплина и изучает весь этот комплекс религиозных, культурных и собственно литературных явлений.

История агиографии

Христианская церковь с первых дней своего существования тщательно собирает сведения о жизни и деятельности ее подвижников и сообщает их в общее назидание. «Жития святых» составляют едва ли не самые обширный отдел христианской литературы. Если не считать апокрифических евангелий и сказаний об апостолах, в которых содержится немало детальных сведений о первых деятелях христианства, то первыми по времени «Жития святых» были сказания о мучениках.

Мартирология первых веков от Р.Х

Еще св. Климент, еп. римский, во время первых гонений на христианство, поставил в различных округах Рима семь нотариев для ежедневной записи происходившего с христианами в местах казней, а также в темницах и судилищах. Другой епископ Рима, сщмч. Фабиан (236 — 251), поручил это дело семи иподиаконам.

Биограф св. Киприана упоминает о том, что имена мучеников, даже самого простого звания, с древнейших времен записывались церквами, для чествования и памятования. Несмотря на то, что языческое правительство угрожало записывателям смертною казнию, записи продолжались во все время гонений на христианство.

При Домициане и Диоклетиане значительная часть записей погибла в огне, так что когда Евсевий (+ 340) предпринял составление полного собрания сказаний о древних мучениках, то не нашел достаточного для того материала в литературе мученических актов, а должен был делать разыскания в архивах учреждений, производивших суд над мучениками. Сочинение Евсевия о мучениках вообще не сохранилось до нашего времени, но известно другое его сочинение: «Книга о палестинских мучениках». От первых трех веков дошло до нас еще нисколько «посланий» о мученичествах от одной церкви к другой.

После Евсевия сказания о мученичествах собирал св. Маруфа, еп. Месопотамский (ок. 410 г.), автор «Истории персидских мучеников».

Средневековая мартирология

Монах бенедиктинского м-ря св. Германа близ Парижа, Узуард (ок. 876 г.), составил древнейший на Западе мартиролог («Usuardi martyrologium», изд. в Лувене, 1568, и Антверпене, 1714). Позднейшее, более полное собрание и критическое издание актов мучеников принадлежит бенедиктинцу Рюинарту: «Acta Martyrum sincera et selecta» (Пар. 1689; франц. перев. Drouet-de-Maupertoy).

Мартирология Нового Времени

Из новейших собраний заслуживают внимания:

  • Zingerle, «Martyrer des Morgenlandes» (Иена 1833)
  • Адальберт Мюллер, «Allgemeines Martyrologium» (1860).

Русская мартирология

В русской литературе известны следующие труды:

  • Свящ. В. Гурьев, «Мученики воины» (1876);
  • Прот. П. Соловьев, «Христианские мученики, пострадавшие на Востоке, по завоевании Константинополя турками» (перев. с новогреческого СПб. 1862);
  • «Сказания о мучениках христианских, чтимых православною церковию» (Казань, 1865).

Богослужебные мартирологи

Наряду с этими сборникам в более или менее подробных сказаниях о мучениках, начиная с IV в., а может быть и ранее, получили развитие (особенно на Западе) краткие мартирологи для употребления при богослужениях. В основу их положен мартиролог, приписываемый (согласно мнению некоторых — ошибочно) Иерониму [1].

Из позднейших известны:

  • Ассемани, «Acta ss. martyrum orientalium et occidentalium» (1748);

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1708.html

Что такое житие в истории определение. Что такое житие? Характерные признаки жития как жанра

В литературе есть четкое определение, что такое житие. Это рассказ о жизни и подвигах деятелей христианской церкви, которые были удостоены звания святых. Со временем житие видоизменились, но главная суть -прославление достойного человека, в них осталась.

Рассказы о святых были включены в сборники и появились на Руси в одно время с новой религией – христианством. Они сразу же полюбились в кругу грамотных людей и стали читаться с большим интересом.

Задача жития

Рассказы были построены таким образом, чтобы читателю было понятно, почему историческое лицо было названо святым. Что такое житие, понятно, если разобраться, какие задачи ставили перед собой авторы писаний.

Основная задача жития – прославление святого, была реализована за счет воспевания его храбрости, отваги, умения справляться с трудностями. Например, в житие об Александре Невском можно прочитать красочное описание известной Невской битвы, когда Александр въехал на своем скакуне прямо на палубу вражьего корабля.

Структура писаний

Каждое житие построено по единому образцу. Обязательно должны быть описаны сведения из истории, географии, иногда экономики того места, где жил святой. Поэтому житие является источником для историков, из которого они могут почерпнуть различную информацию дней минувших.

Известны случаи, когда святыми признавали обычных людей, которые ничего героического в жизни не совершили. Им приписывали совершение чудес, которые произошли уже после их смерти. Еще бывало писали о вымышленных героях.

Со временем в жанр житие добавили так же рассказы о жизни человека, что практически заслоняло рассказы о подвигах святых. Писатели стремились показать, что жизнь простого человека, который помогает другим, ничем не отличается от жизни мучеников, убитых в далеком прошлом и этот человек заслуживает должного уважения.

— (греч. βιος, лат. vita) жанр церковной литературы, в котором описывается жизнь и деяния святых. Житие создавалось после смерти святого, но не всегда после формальной канонизации. Для жития характерны строгие содержательные и структурные Википедия

См Словарь синонимов

житие — житие’м житие’, житие’м Словарь употребления буквы Ё

Житие, я, житием, в житии[не житиё, ём]; мн. жития, ий Русское словесное ударение

ЖИТИЕ, я, мн. я, ий, ср. 1. То же, что жизнь (во 2 и 3 знач.) (стар.). Мирное ж. 2. В старину: повествовательный жанр описание жизни (лиц, канонизированных церковью). Жития святых. | прил. житийный, ая, ое (ко 2 знач.). Житийная литература. Толковый словарь Ожегова

Источник: https://derdomus.ru/ustanovka-santehniki/chto-takoe-zhitie-v-istorii-opredelenie-chto-takoe-zhitie-harakternye-priznaki/

Житие Димитрия Ростовского: кратко биография, чудеса и исцеления +

Еще будучи учеником, будущий святитель отличался от сверстников пренебрежением увеселений и тягой к Господу и Церкви.

Родился святой в Малороссии, в городке Макаров неподалеку от Киева, в 1651 г. Его отца, казачьего сотника, звали Савва Григорьевич, а мать – Мария. Благочестивые родители окрестили сына Даниилом. Начальное обучение мальчик прошел дома, но родители, желая дать ему хорошее образование, поместили сына в Киевское Братское училище. Даниил был прилежным учеником, постиг много наук и освоил несколько иностранных языков.

Житие Димитрия Ростовского – путь борьбы за укрепление Святого Православия

Но XVII век был тяжелым для Малороссии, люди страдали и гибли под польским гнетом. В 1665 г. поляки сожгли училище. Даниил вернулся домой, но продолжал учебу, читал Святое Писание, посещал храм. Постепенно его сердце расположилось к монашеской жизни.

Постриг и игуменство

Будучи 18-летним юношей, Даниил с родительского благословения ушел в Киевскую Кирилловскую обитель, и, пройдя послушнический искус, в 1668 году принял монашеский постриг с именем Димитрий. Спустя год ревностного и смиренного монаха возвели в сан иеродьякона.

В 1675 году святой принял сан иеромонаха. Архиепископ Лазарь определил его на служение при своей кафедре. Особенность проповедей священника, простота изложения и глубокие знания явили его образованным и Боголюбовым человеком, ревностным воином Христовым. О нем знали и в Малороссии, и в Литве.

Спустя 7 лет после принятия пострига отец Димитрий лично встретился с Черниговским митрополитом, который увидел таланты и ревность монаха и пригласил его читать проповеди в епархии. Люди полюбили нового священника, его стали звать в разные монастыри и просто большие приходы, чтобы услышать его назидательные слова.

Отца Димитрия знали и любили очень многие, а братия Кирилловского монастыря просила стать его их игуменом. Архиепископ без раздумий утвердил отца Димитрия на это служение. Впоследствии святитель возглавил еще несколько монастырей. В каждом из них он являл истинный пример для братии самой своей жизнью. Он был аскетом, строгим к себе, но любящим и помогающим ближним. Игумен принимал живое участие в жизни каждого человека.

Митрополит Ростовский

В 1700 г. государь Петр Алексеевич просил киевского митрополита найти достойного человека, чтобы он возглавил Сибирскую кафедру и мог обратить язычников ко спасению. На эту должность был утвержден отец Димитрий, который вскоре отправился в Москву.

Частые переезды подорвали и без того слабое здоровье святителя, и он сильно заболел. А служения в сибирских условиях могли только ухудшить его состояние.

Государь, узнав о случившемся, лично посетил больного и велел не покидать Москвы, но ждать места в более близкой епархии.

Митрополит принимал живое участие в жизни каждого человека

В 1702 году владыка Димитрий принял ростовскую епархию. Познакомившись с местными делами, он заметил, что среди священства есть место невежеству и безответственности. Владыка много трудился, чтобы изменить это.

Для улучшения подготовки будущих священников он сам открыл 3 класса для обучения. Владыка лично следил за успеваемостью учеников, делал им испытания. Кроме успехов в науке контролю подлежала и нравственность.

Вместе с трудами, возложенными на владыку саном, он занимался борьбой с расколами и язычеством, боролся с сектами, писал Жития святых.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как благодарить ангела хранителя

Борьба с раскольниками

Брынские леса, которые прилегали к ростовской епархии, стали прибежищем целых кланов раскольников и сектантов. Они посылали людей к православным, чтобы распространять свою ересь. Те, кто не имел знаний и крепкой веры Господу, начинали колебаться под давлением лжепроповедников.

Митрополит Димитрий для укрепления народа и борьбы с опасными веяниями, составил несколько трудов. Они твердо поясняли ложь распространяемой ереси, и ее опасность, как пути, ведущего от Бога. Владыка постоянно совершал объезды епархии и в личных беседах обличал еретиков, а православных укреплял и призывал беречься от опасности и спасать свои души. Как истинный пастырь он не мог пренебрегать совращением честных людей во вражеские сети.

Светлая кончина и память святого

В 1707 году по возращении владыки из Москвы, где он провел 2 года, занимаясь борьбой с ересью, проповеднической и просветительство деятельностью, здоровье пастыря вовсе ослабло. Несмотря на это, он не бросил свои обязанности и труды. В день памяти Димитрия Солунского святитель служил, но уже не смог по состоянию здоровья прочесть проповедь. Следующие 3 дня его состояние было крайне слабым, он был физически изможден.

Завещание святителя православным христианам

К святителю незадолго до смерти пришли певчие и утешили его исполнением духовных песнопений, которые он составил сам. После того, как они ушли, Димитрий Ростовский остался сам и заперся. Утром 28 октября 1709 года его нашли в келье стоя на коленях, как на молитве, но душа святителя уже покинула тело.

В 1757 году святителя причислили к лику святых. К святому обращаются в разных нужда: просят исцеления легочных и сердечных болезней, помощи в случае нужды или тяжелом положении осиротевших детей и вдов.

«Житие Димитрия Ростовского»

В этом видеосюжете описана краткая биография святителя.

Чудеса и исцеления святителя

В 1752 году в ходе ремонтных работ было обнаружено нетление святых мощей Димитрия Ростовского – дубовый гроб истлел, а перед самими мощами, четками святого, митрой и саккосом тление оказалось бессильным. Еще до канонизации святителя после обретения святых мощей возле них начали происходить чудеса и исцеления, которые не завершаются до сих пор.

Святые мощи обнаружили в 1752 году

Труды святого подвижника и его духовные дарования

Святитель строго постился и непрестанно молился. На Страстной седмице он лишь однажды вкушал пищу в Великий четверг.

Святитель обладал даром слова. Он составлял наставления и читал проповеди так, как разговаривает любящий отец со своим ребенком. Длинный перечень трудов святого насчитывает массу поучений, рассуждений и наставлений, трактатов, назидательных сочинений. Он составил великий труд Житие святых в 12 книгах по месяцам года («Четьи-Минеи»), Псалтирь Божией Матери.

Святитель составил Пяточисленные молитвы, которые получил по милости Божией, когда стал свидетелем беседы самого Господа Иисуса Христа со своей Пречистой Матерью.

Храмы в честь Димитрия Ростовского

Святые мощи были перенесены в 1991 году на территорию Спасо–Яковлевского монастыря. Первые храмы в честь святого возведены в Очаково, с. Правая Хава. Со временем храмы строили в разных областях страны: в Ивановской, Московской, Тульской и т. д.

Православная Церковь установила следующие дни памяти святого Димитрия Ростовского: 2

  • 3 мая (5 июня) (Ростовских святых);
  • 21 сентября (4 октября) (Обретение мощей);
  • 28 октября (10 ноября).

Спасо–Яковлевский монастырь в РостовеХрам в ОчаковоЦерковь в с. Правая Хава

Молитва святителю Димитрию Ростовскому

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою.

Ты, святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие! За твоим содействием сокрушу вся во мне сопротивная воле Царя царствующих. Ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о Православной Церкви Божией, яко истинный и добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и уклонившихся от стези правды в ереси и расколы наставлял еси на путь истины.

Споспешествуй убо и мне исправити кратковременный путь жизни моея, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему.

К сим же припадая, молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей из телесе моего, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему: не даждь сатане возгордиться победою над немощною душею моею. Избави ю от геенны, идеже плач и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святитель Дмитрий Ростовский много трудился, окормляя и оберегая вверенную ему Господом паству. Он вел жизнь аскета, любил людей и помогал им. Святитель оставил много трудов и поучений. Именно он составил знаменитые «Четьи-Минеи».

Источник: https://MoiMolitvy.ru/zhitie/dimitriya-rostovskogo-2377/

Что такое житие?

«Житие мое!», – знакомые слова из известной комедии. И редко приходилось задумываться, а что такое житие? И почему киношный царь так разгневанно отнесся к этим словам?

Словари толкуют смысл этого слова, как повествование о жизни, жизнеописание, но обязательно святого человека. И не всегда такой человек уже причислен к лику святых. Главное, он должен почитаться верующими христианами как святой.

Много веков Церковь была основной идеологией многих государств. А, как известно, любая идеология зиждется на формировании образа жизни и мировоззрения человека. Разумеется, этот процесс неотделим от сохранения истории, возвеличивания героев. Поэтому жития святых стали появляться практически сразу после установления церковной власти.

Задачи и цели жития

Первостепенной задачей жития было не просто описание жизни святого. Ведь святым человек начинал почитаться за известные заслуги перед Богом и людьми. А значит, его жизненный путь — обязательно путь героя. Поэтому и в жизнеописании его особое место уделялось его подвигам. Причем описывались они исключительно в восхваляющем ключе, так, чтобы читатель был воодушевлен его деяниями и, конечно, стремился приблизиться сам к богоугодным делам.

Конечно, сам рассказ строился по определенному принципу. Ведь что означает слово житие в первоначальном смысле? Все же происходит от слова жизнь. А значит, и повествование начиналось от рождения святого, а зачастую и от жизни его родителей и предков, и заканчивалось его упокоением и продолжением небесной жизни, почитанием его Церковью, сотворением посмертных чудес. И вот в течение описания его земного пути как раз и описывались во всех красках его подвиги, сотворенные чудеса, благолепие.

Также могли описываться и жития людей, не совершивших в жизни ничего героического, но ставших святыми из-за чудес, сотворенных им уже после смерти.

Что такое житие в литературе?

С течением времени житие, как церковная литература, постепенно стало перерождаться в самостоятельный литературный жанр. Разумеется, вначале, все же эти произведения были достоянием Церкви и писались церковными служителями.

Но были некоторые причины, которые еще на заре возникновения этого жанра приближали его к высокой литературе:

  • Подробное повествование, связанное единым сюжетом, определенными канонами написания произведения.
  • Высокий стиль рассказа, тщательное изучение подлинной истории и отражение ее в произведении.
  • Профессионализм автора в создании не просто исторического описания, но подлинного произведения.
  • Хранение рукописных жизнеописаний, переиздание их в дальнейшем и облачение их в форму книг.

Все эти признаки и стали отправной точкой в том, что жития довольно скоро стали самостоятельными художественными творениями. В них уделялось большое внимание не только подвигам святого, но и описанию его праведной жизни, достойной отражения в литературе и истории.

Таким образом, жанр жития стал историко-биографическим эпосом, отражающим не только жизнь конкретного человека, но и время, в котором он жил. Красочно описывались географические и даже исторические подробности эпохи жития самого героя. Поэтому многие произведения стали важными документами для исследования и изучения прошлого времени.

Признаки жития как литературного жанра

Первым признаком существования жития как литературы является тот факт, что повествование велось о реально жившем человеке. Обязательным было точное следование биографическим и историческим фактам.

Но с акцентом на его благостной жизни, за что Господь и даровал ему чудесную силу. То есть сам рассказ должен был служить назиданием верующим, а тем более неверующим, чтобы могли они видеть перед собой достойный пример служения Богу, а значит и людям. Это есть второй признак самостоятельности жанра — идеологическая подоплека произведения.

И еще один — стиль произведения и его язык. Все житие писалось в возвышенных тонах, дабы возвысить героя в глазах читателя. Отсюда множество высоких, хвалебных, восторженных слов и выражений. И конечно, все повествование изобиловало церковной и библейской лексикой, ссылками на Ветхий и Новый Завет, церковные каноны.

Итак, можно резюмировать, что такое житие. Это жанр древней литературы, описывающей земной путь причисленного ныне к святым человека. И это не народное творчество, а сознательное создание высокохудожественного произведения на религиозные темы с жизнеописанием христианских святых.

Источник: https://topkin.ru/voprosy/raznoe-voprosy/chto-takoe-zhitie/

Святой Василий Великий

Православный святой, многое сделавший для Церкви, известный как один из трех святителей (вместе со святым Иоанном Златоустом и святым Григорием Богословом). Его перу принадлежат многие молитвы утреннего и вечернего правила, а также правила ко Причастию и проследование Божественной Литургии. Также он изобрел иконостас в храме.

Житие святого Василия

Появился на свет Василий в четвертом веке Нашей эры вКесарии Каппадокийской. Это была известная родина многих святых и центрхристианской веры. Он происходил из древнего знатного и богатого рода, которыйславился не только этим, но и своей приверженностью веры во Христа. Дед ибабушка мальчика были убиты за исповедание веры при Диоклетиане.

Дядя Василия и двое его братьев (Петр Севастийский иГригорий Нисский) были епископами. Сестра его Макрина стала святой, а братНавкратий – отшельником. Отец Василия был христианским проповедником. А матьЭмилия Кесарийская стала канонизированной святой, преподобной. Василий обучалсяв Константинополе и в Афинах. Он окончил школу риторов. С ним вместе учились:Григорий Богослов и печально известный Юлиан Отступник.

Василий принял Таинство Крещения в зрелом возрасте осознанно, а затем начал подвижническую жизнь. Он сдружился с Григорием Богословом, они вместе жили в Понте и изучали многие книги. В возрасте двадцати семи лет Василий принял священнический сан. Он много путешествовал с церковью, служа и проповедуя о Христе.

Святительская деятельность

В 370 году он стал митрополитом Кесарии. Он активно боролсяс арианской ересью, писал книги и проповедовал. Из-за активной борьбы с ересьюАрия, его ждал конфликт с императором Валентом. Он был приверженцем этой ересии сократил сферу деятельности святого. Но Василий не растерялся и вместо себявыдвинул своих единомышленников на епископские посты – Григория Богослова иГригория Нисского.

Вскоре император был убит, но святителю это уже не помогло.Он скончался в 379 году в возрасте пятидесяти лет.

Почитание святого Василия

Василий вскоре был канонизирован в лике святителей.

Дни памяти святого Василия:

Одна из самых его великих и известных книг – «Шестоднев»,где он, рассказывая о сотворении мира, заодно опровергает многие лжеучения(астрологию с составлением гороскопов, многобрачие и т.д.).

Также много творений святого написано о монашестве, его целии сущности.

По его словам записан чин Литургии св. Василия Великого,которую мы служим до сих пор (в воскресенья Великого поста, в день памятисвятого).

За свою деятельность и молитвенность он по праву носит звание «Великого».

Василий Великий — учитель и святитель всей Вселенной (прот. Андрей Ткачев)

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/svyatoj-vasilij-velikij/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие