Что такое церковное пение

Церковное пение: разновидности, советы при обучении

что такое церковное пение

Красивое церковное пение, сопровождающее практически любое богослужение, едва ли сможет остаться незамеченным. Подобное оформление службы неизменно привлекает внимание прихожан и даже далекие от музыки люди хотя бы на минутку, но мечтают присоединиться к церковному хору.

  • 1 Пение на клиросе – что это такое?
  • 2 Основные правила

Пение на клиросе – что это такое?

Клирос – храмовая зона, предназначенная для размещения хористов (певчих). Если раньше церковное пение было одноголосным и монотонным, то сегодня это – сложный многоголосный хор, имитирующий ангельское пение.

Чтобы попасть в церковные хористы, нужно:

  • обладать хорошим музыкальным слухом;
  • быть владельцем красивого по звучанию голоса.

Желательно, но не всегда обязательно, иметь музыкальное образование. Церковное пение сопровождается быстрым чтением нот, и если нотная грамота вам неизвестна, то придется ее освоить.

К музыкальному сопровождению богослужения певчие готовятся не менее 5 — 7 часов в неделю. Во время спевок определяется место положения в хоре, которое зависит от высоты вашего голоса.

Хоровое пение бывает разным. Выделяют:

  • Знаменное (крюковое). Хор поет одним голосом.
  • Партесное. Представлено несколькими голосами.
  • Обиход. В ходе песнопения исполняются несложные партитуры.

Церковные песнопения бывают постоянные и изменяемые (гласовые). В первом случае напевы классические и исполняются одинаково во всех храмах без исключения.

К гласовым или изменяемым церковным песнопениям относят тропари, каноны, стихиры и другие. Они также изданы в виде книг. Но в каждом храме имеются свои собственные традиции исполнения гласов, которые передаются певчим регентом.

Основные правила

Пения русской православной церкви не только очень красивые, но и чрезвычайно сложные для неподготовленного певчего. Поэтому регент (руководитель церковного хора) будет рад принять нового вокалиста, если не имеющего профессионального музыкального образования, то хотя бы обладающего базовыми знаниями и навыками.

Чтобы освоить церковное пение, необходимо:

  1. Научиться читать церковные книги, написанные на старославянском языке. Для этого необходимо каждый день озвучивать вслух по нескольку страниц молитвослова. Это поможет не только научиться правильно проговаривать слова, но и понимать сам текст. Главными помощниками станут такие издания, как Минея, Часослов и Октоих.
  2. Заняться изучением нот самостоятельно либо обратиться за помощью к профессионалам.
  3. Обязательно брать уроки сольфеджио.

Нужно отказаться от попыток самостоятельного освоение осмогласия. Дело в том, что они везде разные и потом переучиваться будет очень сложно. Благоразумнее будет сразу начать разучивать напевы того храма, в котором вы планируете выступать в роли певчего.

Если вам разрешили присоединиться к хору, то вставайте рядом с опытным певчим и внимательно слушайте его пение. Так вы сможет понять мелодии, поймете, как расставляются акцент и узнаете прочие нюансы.

Во время пения в составе хора нужно стремиться максимально точно попадать в ноты, внимательно следить за звучанием своего голоса, произношением слов, громкостью напева и правильностью дыхания.

Чтобы освоить церковное пение, важно не прекращать занятия и дома.

  • Попросите у регента ноты и начните изучение партий дома, но вместо слов нужно петь ноты в прописанной последовательности.
  • Сам напев должен быть умиротворяющим. Церковное пение должно хотеться слушать, понимать произносимые певчим слова.

При должном упорстве и ежедневном труде церковное хоровое пение можно успешно освоить за 1 год. Ускорить процесс обучения помогут занятия с опытным педагогом, который укажет на ошибки и исправит их.

Источник: https://VseoRechi.ru/golos/tserkovnoe-penie.html

Гид по православному искусству: музыка

что такое церковное пение

Как складывались разные виды пения, которое звучит в православных храмах

Подготовила Ирина Старикова

В ранний период формирования христианского богослужения святые отцы вы­сказывали различные мнения относительно роли музыки и певческого испол­не­ния псалмов и гимнов. Так, святитель Афанасий Александрийский считал, что церковное пение не способствует духовной сосредоточенности.

Напротив, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст рассматривали цер­ковные мело­дии как способ лучшего постижения церковной поэзии. Действи­тельно, наряду со становлением различных богослужебных чино­последований склады­ваются и развиваются различные стили распева­ния текстов, и церковная музы­ка ста­новится одной из главных составляю­щих христианского богослу­жеб­­но­го обря­да.

На протяжении нескольких столетий в разных Церквях, при­дер­жи­­ваю­щих­ся византийской богослужеб­ной тради­ции, формировались свое­об­раз­ные на­прав­ления в области церковной музы­ки. Это происходило и под влия­­нием пре­образований в культуре в целом, и из-за изменений эсте­ти­че­ских представле­ний о церковном пении.

Но при всем разнообразии взгля­дов и подходов музы­ка, «озвучивание» гимногра­фи­ческих текстов, является неиз­менной частью единого целого — церков­ного богослужения.

Византийское пение

Византийская певческая традиция сложилась главным образом на основе ан­тич­ного наследия. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко­ря­ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра­жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне­гре­че­ской му­зы­ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре­менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».

Несмотря на это предположение, нужно сказать о том, что Отцы Церкви, веро­ятно, могли и не поддерживать «вторжение» некоторых античных ладов в цер­ковную музыку, основываясь на учении об их воздействии на слушателя. Так, святитель Климент Александрийский отмечал:

«Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомуд­рием; мелодии же, душу разнеживающие и расслабляющие, не могут гармонировать с мужественным нашим и великодушным образом мыслей и расположением.  Разнежи­вающие звуки музыки хромати­ческой посему мы предоставим людям, устраи­вающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным».  Климент Александрийский, святитель. Педагог. М., 1996.

Зато с большей степенью уверенности можно говорить о том, что такие харак­терные черты языческого периода, как игра на авлосе и кифаре, были реши­тель­но отвергнуты.

Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен­трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но­вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело­дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный).

Наконец, к VII веку была оформлена система визан­тий­ского осмогласия, то есть система распевов церковных текстов на восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя.

Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст­ной форме и на письме не отражались.

Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно­ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музы­ки Византийской империи.

Кондак святому Нилу Гроттаферратскому (византийский распев)Исполнение: ансамбль Cappella Romana, руководитель — Александр Лингас. Cappella Romana

Знаменный распев

Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записыва­лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан­тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под­твер­жден­ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе­ния  Григорианское пение — литургическое одно­голосное пение, принятое в Римско-католи­ческой церкви. Название получило благода­ря папе Григорию I Великому (590–604), со­бравшему песнопения литургического оби­хода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер­шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече­ского происхождения.

Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение разви­ва­лось в устной форме.

Во всяком случае, первая рукопись, в которой записа­ны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указываю­щими на опре­деленные мелодии, датируется только рубежом XI–XII веков  «Типографский Устав: Устав с кондакарем» (конец XI — начало XII века) — самая древняя славянская певческая рукопись..

Вос­при­няв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой тради­ции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распе­вания и тек­стов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением време­ни пре­образилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде.

По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV ве­ку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкаль­ной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.

Пасхальные стихиры (знаменный распев)Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). Т. Ф. Владышевская

Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра­ди­­ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру­гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно­пений.

До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним­ными, однако на протяжении XVI–XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол­кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя­щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла­амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова­тель­ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди­че­ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте­пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.

Путевой распев

Со временем музыка становится более сложной, наполняется украшениями и в конце XV века оформляется в новые стили распевов — большой (простран­ный, богатый продолжительными распевами каждого слога), демественный (вероятно, от слова «доместик» — руководитель хора и учитель церковного пения, — поскольку стиль зародился в среде велико­княжеских и архиерейских певчих, знатоков церковно-певческого искусства), путе­вой  Точное происхождение термина неизвестно. По одной из наиболее распространенных версий, название могло быть связано с тем, что он формировался в пути — например, когда государевы певчие дьяки сопровожда­ли царя в походах. Так называемая казан­ская нотация, которой записывались песно­пе­ния этого стиля, возможно, сложилась в пе­риод казанских походов Ивана Грозного.. Происходит это, возможно, не без влияния начавшегося с XIV века в Ви­зантии расцвета калофо­нического (от гр. kalos — «прекрасный» и phone — «го­лос, звук») искусства, требую­щего уже очень высокого уровня подготовки испол­­нителей. 

Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной про­дол­жительностью композиции и большим количеством музыкальных укра­шений. 

«Достойно есть» (путевой распев)Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год). Т. Ф. Владышевская

Троестрочие 

Источник: https://arzamas.academy/materials/1296

Церковное пение: хоровое в русской православной церкви, богослужебные песнопения

что такое церковное пение

Искусство в православных храмах издревле служило для того, чтобы приблизить душу человека к Богу, настроив ее через слушание песнопений и стихов, созерцание икон на необходимый лад.

Церковное пение должно соответствовать некоторым нормам, чтобы подействовать на человека необходимым образом. Отклонения в стиле, неточности в исполнении рождают диссонанс, который мешает молитвенному настрою. Поэтому большое значение надо придавать исполнению церковных песнопений в православной церкви.

Что такое церковное пение

Церковное пение — вид искусства, применяемый не только в храмах, но большей частью в них. Оно является неотъемлемой частью богослужений и имеет своей целью обращение души человека к Богу. Слушая хоровое пение (а оно чаще всего бывает именно хоровое, редко в православной церкви на богослужениях солирует один певец), душа приходит в умиление, в ней рождается молитвенный настрой.

Люди с давних пор заметили, что именно музыка, в зависимости от стиля, способна пробудить в человеке различные чувства. Вокальные музыкальные произведения особенно влияют на душу, поскольку само пение символизирует голос души. Также в храмах поют хором, потому что это — подражание ангельскому пению. Некоторым святым было дано услышать его, и они говорили, что ангелы пели хором, славили Бога.

Например, всем известна история о том, как мальчик во время Богослужения был видимо приподнят на небо, а потом возвратился. Он слышал пение ангелов и говорил, что оно непохоже ни на какое другое земное пение. В ангельском песнопении отрок разобрал слова: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Тогда люди добавили к ним: «помилуй нас!», и так родилась известная молитва, часто применяемая при богослужении, именуемая Трисвятое.

Из всего этого можно сделать вывод, что хоровое пение — важнейшая часть церковных служб. Но на него возложена большая ответственность, ведь неправильным, небрежным исполнением песнопений можно разрушить молитвенный настрой прихожан. Также и чрезмерное увлечение современными течениями может повредить душам верующих. Поэтому самое важное значение в богослужении отдается именно пению.

История появления и развития

Впервые можно встретить упоминание об ангельском пении в Евангелии от Луки, когда рассказывается, как во время Рождества Христова явилось множество Ангелов, и они запели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Затем в упоминании о Тайной Вечере: апостолы, воспев, пошли на гору Елеонскую. В посланиях Иакова имеются слова : «Благодушествует ли кто, да поет», затем апостол Павел наставляет своих учеников, чтоб они всегда пели псалмы.

Отсюда можно сделать вывод, что общественное пение имеет древнейшее происхождение. Известно, что в первые века христианства исполнялись ветхозаветные стихи: «Вонми небо», «Поим Господеви», песнь пророчицы Анны и псалмы Давида.

Затем стали применяться в богослужениях песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» и песнь Симеона «Ныне отпущаеши».

В первые века христианства в церковных собраниях пели:

  • «Слава в вышних Богу»;
  • «Да молчит всякая плоть»;
  • «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (до и после прочтения Евангелия);
  • «Свете тихий»;
  • «Приидите поклонимся».

Иногда пелись импровизации, например, при умовении рук священников, возжжении светильников. Это считалось нормой, поскольку первые христиане имели горячую веру и высокий дух.

Такой порядок существовал в пении у древних христиан:

  1. Пели во время службы все. Не было разделения на народ и клирос.
  2. Иногда солировал только один певец. Это было распространено у египетских монахов.
  3. На возгласы священника весь народ отвечал хором.

Византийские традиции

Со временем церковное хоровое пение изменялось. После прекращения гонения на христиан большое внимание стало уделяться технике пения. Появился первый клирос, который составляли люди грамотные, специально обученные, имевшие хороший слух и голос .

Постепенно стали появляться антифоны (разделение на правый и левый клирос). Увеличивалось число церковных книг для богослужений. Мелодии, которые можно услышать в миру, постепенно внедрялись в церковное пение. Начали исчезать целостность и чистота служб древних христиан. За это певцов укоряли святой Климент Александрийский и св. Исидор Пелусиот, говоря, что мелодии богослужебного пения должны иметь характер бесстрастный, в отличие от мирских песен.

Со временем было создано специальное правило Вселенского Собора:

«Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения, не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви»

Постепенно стали упраздняться музыкальные инструменты, использовавшиеся ранее в богослужениях. Пение стало только акапельным.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое добродетель определение

Над учреждением правильного пения в церкви трудились многие святые:

  1. Св Игнатий Богоносец был устроителем антифонного пения.
  2. Мч. Иустин Философ написал книгу «Певец», где были даны подробные рекомендации церковным исполнителям, а также некоторые гимны.
  3. Св. Климент Александрийский написал много песнопений и гимнов.
  4. Св. Афанасий Великий — основоположник чтения на распев.
  5. Св. Ефрем Сирин написал много песнопений, основал греческое крюковое пение.
  6. Св. Иоанн Златоуст впервые создал церковный хор под управлением придворного музыканта.
  7. Прп. Роман Сладкопевец написал около тысячи кондаков (в т. ч. на Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы).
  8. Прп. Иоанн Дамаскин — создатель осмогласия, которое используется в церкви до сих пор. Творец канонов, песнопений.
  9. Свт. Амвросий Медиоланский написал книгу гимнов «Антифонарий».
  10. Свт. Григорий Двоеслов создал певческую школу в Риме, написал книгу устава и наказания для певчих.

Главной особенностью византийского пения является осмогласие. Это восемь напевов — гласов, из которых четыре — основных и четыре — производных. На этих мелодиях строится все пение в церкви. Все песнопения перекладываются на нужный глас.

Кроме того, византийские традиции отличает антифонное пение. В этом стиле часто используется монофония (исполнение главной мелодии на фоне основного тона в басу — исона). Также часто можно услышать распевы слогов : «а-на-не», «то-ро-ро» и т. д. Это существует для того, чтобы заполнить паузу, пока священник выполняет необходимые действия в алтаре. Такое распевание называется «кратима», иногда оно свидетельствует о выражении высших чувств верующего.

Византийские традиции пения сохранились и по настоящее время. Их можно услышать в современной Греции — на Афоне, в Египте и других странах. В отличие от современного европейского пения, византийское более мелодично, оригинально и духовно. Здесь нет строгого разграничения на мажорный и минорный лад, оно разнообразнее и полнее.

Кондакарный распев

Самый древний вид знаменного распева . Название произошло от слова «кондак» — вид богослужебного песнопения. Мелодии распева характеризуются большим количеством мелизмов, во многом видно сходство с византийским пением.Такой распев был распространен в Русской православной церкви в 11-12-м веке, а в 14-м веке полностью исчезло в связи с переходом от Студийского устава на Иерусалимский.

Столповой распев

Самый распространенный вид пения, которым пелся весь Октоих. Отсюда и название — «столп», значит, самый основной. Применяется распев и в наше время. Отличие его в том, что он состоит из попевок, которые в свою очередь состоят из крюков. Попевки называются «кокизами».

Каждому гласу соответствует особый набор кокиз. Напевы заимствованы от византийского пения, в основе его лежат распевы «ананейки». Записывается мелодия с помощью особых знаков — « крюков», каждый крюк означал особую ноту или даже сочетание нот. Крюки имели свое название.

Среди крюков самые распространенные:

  • параклит — половинка;
  • статия — целая нота;
  • подчашие или чашка — две нисходящие ноты;
  • переводка — две четвертные ноты восходящие;
  • дербица — четыре четвертные ноты, идущие вверх.

Каждый крюк имел свое изображение. Чтением их занимались специально обученные люди.

Надо сказать, что это было довольно нелегкое занятие, и освоить его мог далеко не каждый. Для упрощения были написаны специальные певческие азбуки.

Демественный распев

Иначе он называется «демество». Первое упоминание об этом довольно распространенном распеве относится к середине 15-го века. Им пели песнопения Октоиха, Обихода, Ирмология, праздничные песнопения.

В 18-м веке был издан Демественник, который включал в себя самые распространенные произведения. В начале для записи использовались обычные крюки, потом они усовершенствовались, и для записи демества были введены новые знаки. В настоящее время в богослужебной практике этот распев используется в особо торжественных случаях, например, при архиерейских службах.

Распространение многоголосия

В 16-м веке стали появляться многоголосные исполнения распевов (до этого пение было одноголосным). Сначала был распространен троестрошный (или строчной) певческий стиль. Мелодии записывались на трех строках, которые исполнялись одновременно. Получались своеобразные аккорды, не всегда звучащие благозвучно, иногда слышался явный диссонанс.

В конце 17-го века мелодии знаменного распева стали записываться не с помощью традиционных крюков, а с помощью «топориков». Это было похоже на певческие книги католиков. «Топорики» записывались уже на пятилинейном нотоносце. Были изданы Синодом богослужебные книги (Октоих, Ирмологий, Обиход, Праздники), записанные с помощью квадратной нотации. Они были много раз переизданы.

В этих книгах можно было встретить и другие распевы:

  1. Греческий. Появился на Руси в 16-м веке. По названию понятно, что он пришел из Греции. Отличие распева — в мелодичности, торжественности, протяженности. Относится к калофоническому (в переводе «калос» означает «прекрасный, «фоне» — голос) пению.
  2. Киевский. Пришел в Россию из Украины в 17-м веке. Особенность распева — речитатив чередуется с распевом, попевки терцово-квартового строения в диатоническом звукоряде. Мелодии проще, чем в знаменном распеве, преобладает тоническая устойчивость.
  3. Болгарский распев появился на Руси в середине 17-го века. Болгарское происхождение не установлено, вероятно, он пришел от придунайских славян. Отличает его тональная устойчивость мелодий, укладывающихся в четырехдольный размер, напевность, запоминаемость.

Партесное пение

Благодаря реформам Петра Первого старинные распевы все больше вытеснялись западной манерой исполнения. Тогда произошел переход с модального лада на мажорно-минорный.

В 19-м веке одноголосное пение сменилось партесным (многоголосным). Но привычные распевы не были полностью забыты. Их гармонизовали, сделав многоголосными. Так они немного потеряли свои особенности, зато в таком виде существуют до сих пор в церкви.

До сих пор знаменный распев в первоначальном виде сохранился у старообрядцев, а также в некоторых православных монастырях и храмах. Например, в Валаамском монастыре сейчас можно услышать древний распев.

Партесное пение было заимствовано у запада. Оно подразумевало разделение произведения на партии, отсюда и название. Обычно партий было четыре: две у женского состава (сопрано и альт) и две у мужского (тенор и бас). Эта традиция используется и по сей день в православных хорах.

Авторские композиции

В 18-м веке за гармонизацию древнего распева взялись известные композиторы того времени. Они перекладывали их на западный манер в гармонические тональности.

Самые популярные композиторы, гармонизовавшие знаменный распев:

  • П. Турчанинов;
  • А. Львов;
  • А. Кастальский;
  • С. Рахманинов;
  • П. Чайковский;
  • П. Чесноков.

Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/muzika/tserkovnoe-penie.html

Почему в храме необходимо пение

Итак, почему в храме необходимо пение? Потому, что храм – это дом молитвы, а молитва есть высшее выражение человеческого духа на земле. И поэтому, как точно подмечено в книге «Искусство и православие» Александром Художиным, «молитва нередко стремится воплотить себя в стройных музыкальных звуках, которые не только служат для нее прекрасной одеждой, но и являются крыльями, возносящими ее к небесам». Т. е. пение делает молитву более возвышенной.

В статье протоиерея И. Вознесенского «О высоком достоинстве и благотворном влиянии на людей церковного пения» говорится о том, что пением лучше, чем словом, чертами лица и жестами раскрываются «самые глубокие душевные состояния, самые благороднейшие, возвышенные и святые чувства Пением мы выражаем восторг нашего духа (т.е. и певчих, и прихожан – прим. авт.) огонь благородного одушевления».

У Иоанна Златоуста есть беседа на 41-й псалом (который мы, кстати, любим петь на особый, монастырский, напев), где святитель отвечает на вопрос: для чего употребляется пение церковное.

И дает такое объяснение: «Бог, видя, что многие из людей нерадивы, тяготятся чтением духовных писаний и неохотно принимают на себя этот труд, и желая сделать этот труд вожделенным и уничтожить чувство утомления, соединил с пророчествами мелодию В самом деле ничто так не возвышает и не окрыляет душу, не отрешает ее от земли, не избавляет от уз тела, не располагает любомудрствовать и презирать все житейское, как согласное пение и стройно составленная божественная песнь».

Еще одна важная причина пения в храме

Есть и еще одна важная причина пения в храме. Церковь земная есть отражение и образ Церкви Небесной. А в Церкви Небесной ангелы непрерывно славят Господа ликующим пением.

(Невольно приходит мысль о том, что Господь для того создал нашу землю круглой, чтобы земная Церковь тоже не прерывала своего богослужения все 24 часа в сутки, ведь православные храмы есть в каждом временном поясе земного шара, в одном месте служба заканчивается, а в другом только начинается и так далее).

В Священном Писании, в житиях святых и в свидетельствах благочестивых людей мы неоднократно встречаемся с явлением ангелов, поющих хвалу триединому Богу.

Ветхозаветный пророк Исаия рассказывает, что видел серафимов, окружавших престол Господа и восклицающих друг к другу: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его». В толковании этого места Библии говорится, что, по-видимому, серафимы разделены были на два лика и хора, которые поочередно (а значит, антифонно) возглашали хвалу Богу.

Новозаветный тайновидец евангелист Иоанн Богослов в разных местах своего Апокалипсиса упоминает о пении блаженных небожителей, окружающих престол Господа: херувимов, ангелов, сонма святых мужей всех племен и язык, которые в разных выражениях с припевом «аллилуиа» воспевали хвалу Богу и Агнцу.

Святой Игнатий Богоносец видел ангелов, воспевающих Святую Троицу попеременными песнями – и этот образ антифонного пения ввел в Антиохийской Церкви. В наших крупных монастырях и по сей день монахи поют антифонно (это очень впечатляет, как образ непрерывного ангельского славления Бога). А отдельные богослужебные песнопения так и называются антифонами, хотя поются одним клиросом или хором.

Ангельское пение имели честь слышать и простые люди. Приведу лишь самые известные примеры. В 439 году, во время землетрясения в Константинополе, отрок, восхищенный на воздух, услышал ангелов, поющих «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный»; люди повторили эти слова, добавив «помилуй нас», и землетрясение прекратилось. С того времени Трисвятое и учреждено петь или читать при каждом православном богослужении.

А кто не знает, что вифлеемские пастухи видели и слышали множество ангелов, хвалящих Бога и воспевающих в честь рождения Христа Спасителя: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». Эти слова теперь тоже поются или читаются в начале каждой Утрени перед шестопсалмием.

Церковное пение не самочинно

Можно приводить еще немало примеров, но достаточно заметить, что в нашей, Православной, Церкви пение освящено примерами самого Господа и Божией Матери, учреждено апостолами, умножено и упорядочено святыми отцами.

В 26-й главе Евангелия от Матфея мы читаем о том, что, совершив последнюю в своей земной жизни пасхальную вечерю и придав ей особый, новый смысл – первого христианского богослужения в связи с установлением таинства Евхаристии – Христос воспевше восшел с учениками на гору Елеонскую.

В беседе на это Евангельское повествование Иоанн Златоуст говорит: «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным же образом». В другой беседе (на 2-е послание к Коринфянам) святитель подчеркивает, что, воспевая гимны Богу, люди становятся общниками небесных сил, подражают и уподобляются им.

Святые апостолы закрепили пример, поданный Спасителем. В книге Деяний апостолов читаем, что после вознесения Господа, посвящая 3-й, 6-й, 9-й и полуночный час молитве, они сопровождали моление псалмопением.

Распространяя Христово учение, заботились о том, чтобы верующие не забывали в своих молитвенных собраниях и о пении (см., например, послание апостола Павла к Ефесянам).

В книге Апостольских постановлений мы находим правила, которые свидетельствуют о том, что апостолы не только поощряли богослужебное пение, но и узаконивали его обязательность.

Не буду перегружать наших читателей информацией, доказывающей, что богослужебное пение явилось в нашей Церкви не случайно, не было плодом увлечения или слабости человеческой, не есть что-либо самочинное с канонической точки зрения, а наоборот – освящено самим Спасителем, утверждено трудами апостолов и существует в Церкви от первых дней ее как неотъемлемое условие общественной молитвы. Кроме того, богослужебное пение восходит к самому ангельскому пению, ибо впервые хвалебная песнь Богу была воспета Бесплотными Небесными силами.

Пение – возвышенное состояние души

Вообще способность к пению составляет отличительное свойство только ангелов и людей, и пение служит тем и другим средством для выражения высоких чувств богопочитания, свойственных именно их природе. Пение – это возвышенное состояние души.

Думаю, поэтому не могут петь (в прямом смысле слова) представители тяжелого рока и рэп-стиля, чьи вопли и скороговорки нередко попадаются на волнах радио. Вот почему и бесы не могут петь и никогда не поют, никаких свидетельств об этом мы нигде не встретим, бывшие ангелы навсегда утратили высокие чувства.

Об этом рассуждает священник, комментирующий записанное молодым человеком на магнитофон пение ангелов на Афоне в наши дни (эту запись можно найти в Интернете: //www..com/watch?v=18im76TsOZA).

Святая гора Афон, скит Агиа Анна (святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, основан в XIV веке)

Это настоящее чудо. Не случайно, что оно стало достоянием множества людей, и что это произошло именно в Греции, стране, которая дольше всех сохраняла традиции древнего византийского пения, но сегодня во многих греческих храмах оно заменено партесным (многоголосным) пением.

Установлено, что ангелы на афонской записи поют Херувимскую песнь именно древнего византийского распева. Священник убежден, что ангелы ничего не делают просто так.

Поскольку идет процесс секуляризации, обмирщения церковной культуры, то целью явления ангелов и их непотаенного пения было, вероятно, стремление повлиять на сознание современных людей.

В наших православных храмах, к сожалению, употребляется преимущественно партесное (многоголосное) пение, которое по своей природе не приспособлено к описанию явлений духовного мира, но пригодно лишь для описания явлений телесных, мирских, для выражения страстей, для игры чувств.

Богослужебное пение как звуковое богословие

Настоящее богослужебное пение (как говорят ученые-литургисты) – это звуковое богословие, «иконописующее», а не живописующее духовный мир. Оно говорит о невидимом мире языком одноголосного знаменного распева, природа которого для этого и приспособлена.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  С тех пор как вечный судия

Слава Богу, сейчас в таких крупных монастырях, как Троице-Сергиева лавра и Оптина пустынь стали проводить некоторые службы полностью знаменным распевом. У нас на Урале в женском Ново-Тихвинском монастыре все службы (даже требы) изумительно поются древним распевом с исоном, в мужском монастыре села Тарасково в субботу и воскресенье можно помолиться под знаменное пение.

В приходских же храмах услышать древние намоленные распевы – большая редкость. Не только миряне, но и многие священнослужители, к сожалению, не приемлют язык таких распевов без гармонического сопровождения и упрощенной мелодики.

Может быть, главной причиной неприятия знаменного распева современным обществом верующих является его исключительная духовность, недоступная из-за нынешнего великого духовного оскудения, всеобщей апостасии. Ведь знаменный распев, как писал большой его знаток протоиерей Борис Николаев – «одна из тайн Царствия Божия, постигаемая сперва духом, а потом уже, сколь возможно, разумом».

Духовный потенциал знаменного распева весьма высок, но «душевен человек не приемлет яже Духа Божия» (из 1-го посл. ап. Павла к Кор.). Знаменный распев надмирен, поскольку возник из монашеского подвига и явился плодом откровения Божия.

Мне посчастливилось познакомиться на съездах Союза православных братств в Москве и в Питере в 90-е годы, а также общаться и переписываться с замечательным ученым-медиевистом, регентом Спасского собора Андроникова монастыря Б.П. Кутузовым.

Борис Павлович считает, что знаменный распев – это еще и духовное оружие, которого боятся демоны и ненавидят его, как и православную икону, против которой они еще в VIII веке воздвигли брань, приведшую к целой эпохе иконоборчества. Эпоха иконоборчества, как мы знаем, закончилась победой Церкви. Но скрытое замаскированное иконоборчество, по мнению Б.П.

Кутузова, продолжается: в виде маскировки светской живописи под иконопись, а в музыкальном иконоборчестве в виде маскировки светской музыки под духовное пение. Эти рассуждения можно прочитать в сборнике статей Б.П.

Кутузова «Знаменный распев – поющее богословие», где автор с сокрушением констатирует, что система богослужебного пения низведена сегодня до уровня музыки с ее концертным принципом.

Думаю, причина закрытости для нас настоящего богослужебного пения не только в том, что мы потеряли способность к восприятию духовного и не можем вместить в себя чуждую плотской чувственности неземную красоту знаменного и других древних монашеских распевов. Дело в том, что мы – россияне – с детства воспитаны на образцах западно-европейской музыки с ее совершенно иным ладово-интонационным и гармоническим строем. Наш слуховой багаж значительно ограничен и обеднен.

Церковь же, как любящая мать, снисходит к немощам людей приходящих в храм, поэтому и допускает во время богослужений преимущественно партесное пение, как более легкое для восприятия, чем и нам приходится заниматься в периоды между четырьмя постами.

Но мы очень признательны нашему настоятелю – протоиерею Ярославу Иванову – за то, что благословил нас вести постовые службы монастырскими распевами.

Во-первых, это очень логично: как телесная пища становится более скудной во время поста, так и звуковая среда богослужений (как пища душевная и духовная) становится более аскетичной, значительно ограничивается в музыкальных выразительных средствах, давая больше возможностей людям для внутренней сосредоточенности и для воздержания от лишних эмоций.

Во-вторых, знаменные, византийские, валаамские, древнеримские, староболгарские, сербские и другие намоленные распевы воспринимаются нами – певчими (надеюсь, и прихожанами) – как символ благочестия, как плод духовный и как высшее проявление церковного певческого творчества Православной Церкви.

Ощущаешь, что интонации древних распевов несут на себе благодать, как и слова Евангелия, даже независимо от того, кто их исполняет. Пусть мы и не монахи, а может быть, последние грешники, но объективно это действительно богодухновенные интонации, которые когда-то монахи-песнотворцы улавливали духовным слухом из Небесных высот, из ангельского пения как вечно существующие архетипы. И даже в нашем, не совсем осознанном, исполнении эти интонации, думаю, сохраняют «касание Вечности».

Приглашаю всех на постовые службы в наш храм.
29.11.2015

Источник: https://hramsergiy74.ru/news/pochemu-v-hrame-neobhodimo-penie.htm

Что такое глас? Значение слова Восемь церковных гласов

Каждый, кому приходилось бывать на православном богослужении, не раз слышал, как диакон возглашает наименование песнопения, которое будет исполняться хором, и указывает номер гласа. Если первое в основном бывает понятно и не вызывает вопросов, то что такое глас, известно не всем. Попытаемся в этом разобраться и понять, каким образом он влияет на характер исполняемого произведения.

Особенность церковного пения

Церковные пение и чтение — это важнейшие составляющие богослужения, и отличие между ними заключается лишь в мелодической широте. Это вполне очевидно, так как православное пение представляет собой не что иное, как чтение ? расширенное и положенное на определённую музыкальную основу. В то же время и само чтение является пением ? мелодически сокращённым в соответствии с его содержанием и требованиеями Устава Церкви.

В церковном пении задачей мелодии является не эстетическое украшение текста, а более углублённая передача его внутреннего содержания и раскрытие многих особенностей, которые невозможно выразить словами.

Само по себе оно является плодом вдохновенных трудов святых отцов, для которых песнопения были не упражнениями в искусстве, а искренним выражением их духовного состояния.

Им принадлежит создание Устава песнопений, регламентирующего не только последовательность исполнения, но и характер тех или иных мелодий.

Значение слова «глас» в применении к церковному пению

В Русской Православной Церкви богослужебное пение базируется на принципе «осьмогласия», автором которого является преподобный Иоанн Дамаскин. Согласно этому правилу, все песнопения делятся на восемь гласов в соответствии с их содержанием и заключённой в них смысловой нагрузкой. Для каждого из них характерен строго определённый напев и эмоциональный окрас.

Закон осьмогласия пришёл в Русскую Православную Церковь из Греции и получил у нас определённую творческую переработку.

Это выразилось в том, что в отличие от греческого оригинала, где церковные гласы служат для обозначения только лада и тональности, на Руси они обозначают главным образом некую мелодию, закреплённую за ними и не подлежащую изменению. Как уже было сказано, гласов всего восемь.

Из них четыре первые — это основные (атентические), а последующие ? вспомогательные (плагальные), в задачу которых входит завершение и углубление основных. Разберём их подробнее.

Гласы Светлого Воскресения и Великой Субботы

На Пасхальных богослужениях, где все песнопения имеют светозарный, величественный окрас, служба построена в первом гласе и параллельном ему вспомогательном пятом. Это придаёт общему звучанию характер воззвания к Небесам и позволяет настроить душу на возвышенный лад. Являясь отражением небесной красоты, эти песнопения вселяют в нас духовную радость. На этом примере хорошо видно, что такое глас, дарующий ощущение праздника.

В Великую Субботу перед Пасхой, когда всё в мире замерло в ожидании чуда Воскресения Христова, и души людей исполнены умиления и любви, во храмах Божьих звучат нежные и трогательные напевы, отражающие тончайшие нюансы внутреннего состояния молящихся.

В этот день церковная служба построена целиком на втором гласе и дополняющем его шестом. Что такое глас второй, иллюстрируют также и заупокойные службы, где на его эмоциональном окрасе построены все песнопения.

Это как бы отражение переходного состояние души из бренного мира в жизнь вечную.

Два гласа, весьма различных по частоте исполнения

Относительного третьего гласа нужно заметить, что на его основе построено весьма мало песнопений. По частоте использования его в богослужении он занимает предпоследнее место. Степенный, но одновременно и твёрдый, исполненный мужественного звучания, он как бы вводит слушателей в размышления о тайнах Горнего мира и о бренности земного существования. Наиболее ярким примером может служить хорошо всем известный воскресный кондак «Воскресение Христово».

Очень характерно звучание песнопений, построенных на четвёртом гласе. Их отличает торжественность и быстрота, побуждающая к веселью и радости. Ими наполнено содержание мелодии и подчёркивается значение слова. Глас четвёртый является одним из наиболее востребованных в православных службах. Заложенный в нём оттенок покаянности неизменно напоминает нам о содеянных грехах.

Пятый и шестой плагальные (вспомогательные) гласы

Пятый ? плагальный глас. Значение его весьма велико: он служит для придания большей глубины и завершённости песнопениям, исполняемым на основе первого гласа. Его интонации наполнены призывом к поклонению. Чтобы в этом убедиться, достаточно прослушать воскресный тропарь Воскресению Христову или приветствие «Радуйся». Оба эти произведения несут в себе одновременно оттенки печали и радости.

Шестой глас является вспомогательным ко второму и подчеркивает печаль, располагающую к покаянию о содеянных грехах и в тоже время переполняющую душу умилением и надеждой на Господнее всепрощение. Это скорбь, растворяемая утешением. Как уже говорилось, второй глас дарит ощущение перехода в иной мир, и потому наполнен светом, шестой же больше ассоциируется с погребением. По этой причине на его основе исполняются песнопения второй половины Великой Седмицы.

Завершение перечня осьмогласия

Реже всего в православных храмах можно услышать песнопения, положенные на седьмой глас. Греки ? авторы закона осьмогласия ? именовали его «тяжёлым». Характер исполняемых на его основе песнопений важный и мужественный, что вполне объясняет данное ему название. За внешней простотой этих мелодий скрывается целый мир ? глубокий, великий и непостижимый. Это своего рода повествование о Небесном Иерусалиме и Будущем веке.

Прослушав такие высокие образцы церковного пения, как «О Тебе радуется» и «О преславного чудесе», можно без труда составить представление о том, что такое глас. Восьмой глас ? последний, он завершает перечень элементов, составляющих осьмогласие. Он полон царственной высоты, совершенства и зовет к упованию на Безначального Отца, сотворившего видимый и невидимый мир. В то же время, слушая его, невозможно не заметить некий оттенок печали, вызванной мыслью о собственной греховности.

Источник: https://nlo-mir.ru/religia/44548-chto-takoe-glas.html

Клирос

Клиросом называется церковный хор, также этим словом называют место, где стоит хор в церкви. Те люди, которые часто посещают православный храм, знают, что основу службы составляет церковное пение. Без него вряд ли можно представить себе любую церковную службу.

От пения в церкви зависит многое, плохое пение расстраивает молитву, заставляет отвлекаться. Слишком вычурное «оперное» пение тоже отвлекает от молитвы. Правильно пение в церкви должно смирять человека, настраивать на нужный молитвенный лад.

Именно поэтому священники такое значение уделяют подбору певчих.

3. Кто может петь на клиросе

Немного истории

Пение в церкви появилось в первые века христианства. Сначала в храмах не было разделения на молящихся и поющих, пели во время службы все присутствующие. Это подчеркивало соборность молитвы, единый дух.

Постепенно произошло разделение, несколько верующих составили церковный хор, который стал называться клиросом. Переводится это слово с греческого как «часть земли». Т.е. первоначально этим словом называлось только место, где стояли певчие.

Обычно это было некоторое возвышение возле алтаря. Позже это место стало называться солеей.

Потом словом «клирос» стали называть церковный хор. После разделения на православие и католицизм стала заметна существенная разница в манере церковного пения. В православии возобладало знаменное, крюковое пение. А в католичестве – хоралы, которые исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще органа.

В России во время царствования Петра Первого знаменныйраспев, при котором хор пел мелодию в унисон, сменился партесным. Произошлоразделение музыкальной темы на партии, отсюда и название.

 Обычно было четырепартии:

Это было новшеством и не сразу принялось в церковной среде. Постепенно знаменное пение сошло на нет.

Постепенно появилось антифонное пение: два хора пели поочереди. Затем появились канонархи – чтецы, которые возглашали строчку, а хорповторял ее. Так пели стихиры. Руководитель клироса стал называться «регентом»или «пасломщиком».

Современное пение

В настоящее время церковный хор стоит либо на солее (возвышение возле амвона), либо наверху, специальном построении, которое находится на втором этаже. Сверху звучание становится лучше, звук объемнее, особенно в каменных высоких храмах, где хорошая акустика.

В современных храмах можно услышать чаще всего партесное пение, обиход. Иногда поют произведения композиторов, хотя некоторые настоятели считают, что подобные песнопения должны звучать только в концертном зале, но не в церкви.

Знаменное пение, как ни странно, все чаще можно услышать всовременных храмах. Священники считают, что подобное пение – строже,молитвеннее. Хотя оно и сложнее и требует абсолютного слуха и хороших певческихнавыков.

Антифоны тоже можно встретить в наших храмах. Два клироса поочереди поют стихиры или заповеди блаженства, или псалмы. Канонаршество тожераспространенно, таким образом сейчас исполняют прокимны.

Кто может петь на клиросе

На клирос пускают певчих только после благословения настоятеля. Самостоятельно туда заходить запрещено. Также нежелательно подпевать церковному хору.

Конечно, на клирос идут только люди с музыкальным слухом ихорошим голосом. Музыкальное образование тоже приветствуется.

В настоящее время можно встретить такое явление: «бабушкин хор», состоящий из малообразованных бабулек абсолютно без слуха и голоса, и «профессиональный хор», состоящий из настоящих певцов.

Бабушкин хор слушать обычно трудно, под такое пение молиться весьма проблематично, но аннулировать такой хор бывает не легче. Приходской священник порой ничего не может поделать с такими горе-певчими, дело иногда доходит до жалоб архиерею на «злого» священника.

Поэтому во избежание скандала вводится еще один, профессиональный хор, который поет по праздникам.

Руководит профессиональным хором регент, а народным хором –псаломщик.

Существует мнение, что певчие имеют пропускной билет в Царствие Небесное. На самом деле это не так. На клиросе можно легко погибнуть, особенно имея тщеславие, гнев, гордость. Поэтому надо быть очень осторожным, попав на клирос. Певчие обязаны молиться, а не просто исполнять песнопения. Иначе прихожанам будет весьма проблематично настроиться на молитву.

На клиросе нельзя празднословить, это мешает священнику,который все слышит, и прихожанам. Также нельзя ни в коем случае смеяться, хихикать,отвлекаться, решать какие-то проблемы. Даже выяснение последующего песнопения игромкая настройка регента мешает сосредоточиться на молитве.

Поэтому надо много раз подумать тем, кто желает попасть на клирос. Сможет ли его пение помочь настроиться присутствующим на молитвенный лад и поможет ли это спасению многих.

А.И. Осипов о пении на клиросе

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Крестный отец кто это

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Источник: https://pravlife.ru/kliros/

Что такое глас в православии?

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Не единожды, приходя в Церковь, можно услышать слово «глас», которое является главной составляющей всех богослужений. Но на самом деле в нём скрыт более глубокий смысл, определяющий состояние человека, его выражение и стремление к Богу в слове, музыке, мысли и её выражении с помощью мелодии. О том, что такое глас в православии, далее в статье.

Православное песнопение — гласы

Гласы – это система в музыке, состоящая из 8-ми ладов, которая является основой всех самых давних песнопений Православной Церкви. В более широком смысле так называют определённый набор мелодий, на которые и поются песнопения – так называемый «шаблон» для исполнения.

Попевки каждого не похожи, так как в богослужении используются песнопения разных типов:

  • тропарь;
  • стихира;
  • прокимен.

И для каждого для них установлены разные напевы. Сделано это для того, чтобы пение было правильным как со стороны произношения текста, так и со стороны соответствия музыкального оформления. Поэтому нужно знать не только гласа по счёту, но и его тип.

И всё же музыкальная основа всех вариантов одного и того же гласа в первоначальном виде сохранилась и до сегодня.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Кто такая Мария Магдалина в православии

Восьминедельный гласовый цикл

Восемь гласов символизируют количество недель, образуя таким образом восьминедельный гласовый цикл. Согласно некоторым свидетельствам,такую систему гласов ввёл преподобный Иоанн Дамаскин.

Всего гласов – 8, из них:

  • 4 основных или главных (прямых, или высоких);
  • 4 косвенных (побочных или низких).

Вместе образуют осмогласие – систему гласов, общепринятую для всей православной Церкви.

В христианстве каждый глас имеет характерную для него тональность, лад и мелодические обороты — попевки.

Существует следующее разделение:

  • четыре основных (атентических) гласа – 1,2,3,4;
  • четыре производных (плагальных) – 5-й к 1-му, 6-й ко 2-му, 7-й к 3-му, 8-й к 4-му.

Каждый из произвольных завершает и углубляет содержание соответствующего основного.

Большинство песнопений, которые исполняются на богослужениях на одной неделе, строго подчинено одному из восьми гласов.

Их смена есть поочерёдной и происходит в вечер каждой субботы. Каждый глас, соответственно,исполняется на богослужении всю седмицу включительно воскресной всенощной. Восемь недель образуют гласовый цикл, который повторяется на протяжении года несколько раз.

Счёт гласов начинается, как правило, со второй седмицы после Пасхи. Далее – циклы повторяются. И на каждый день седмицы каждого гласа присутствуют части богослужений, которые можно изменять.

Гласы – достаточно сложные произведения. Они по-своему уникальны и своеобразны. Поэтому часто можно услышать вопрос о том, как выучить гласы церковных песнопений.

Как выучить гласы

Так, в православии существуют определённые, простые и доступные, рекомендации по их изучению:

  • учить медленно, не спеша;
  • уделять особое внимание качеству изучения;
  • постоянно проверять себя (выступать в роли экзаменатора или режиссёра);
  • не забывать, что повторение – основа любого учения;
  • проделывать распевки (для формирования звука с точки зрения вокала);
  • не начинать разучивать следующий глас, пока не будет идеальным образом выучен предыдущий;
  • начинать осваивать тропарные гласы лишь тогда, когда будет освоено всё стихирное осьмогласие.

Именно это поможет выучить гласы быстрее и качественнее. Ведь в данном случае именно время играет важную роль для изучающего – чем дольше, тем лучше.

О том, что такое гласы в церковном песнопении, можно узнавать бесконечно, ибо в каждом из них кроется огромный и глубокий смысл истинного Слова Божьего, что соединяет человека с Создателем во время исполнения и делает его ближе к заветной жизненной цели – познанию и обретению благодати и вечной жизни.

Вот к примеру церковное песнопение — гласы 1, 8:

Глас 1

Тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя»;

Тропарь Богоявлению «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи»;

Тропарь Успению «В рождестве девство сохранила еси»;

Догматик «Всемирную славу»;

Ирмосы канонов Св. Пасхи «Воскресения день, просветимся, людие»;

Рождества Христова «Христос раждается, славите»;

Ирмосы воскресного канона «Твоя победительная десница».

Глас 8

Заупокойный тропарь «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй»;

Тропарь Пятидесятнице «Благословен еси, Христе Боже наш»,

«Достойно есть» и «Взбранной воеводе» часто поют на 8-й глас;

Заупокойная стихира «Плачу и рыдаю»;

Ирмосы канона «Воду прошед, яко сушу» (6-я песнь «Молитву

пролию ко Господу»).

Пусть хранит Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/chto-takoe-glas-v-pravoslavii/

Церковные песнопения. Виды церковных песнопений

Между католиками и православными есть важное отличие — церковное богослужение в нашей традиции является полностью вокальным. Никаких музыкальных инструментов в православной церкви быть не должно. Самая распространенная разновидность песнопения — это псалмы. Но встречаются и другие варианты:

  • тропари;
  • величания;
  • стихиры;
  • литургии;
  • всенощные;
  • кондаки.

Что такое церковные песнопения

Что же представляло собой (и представляет) песнопение церковного характера? Это христианское вокальное искусство, применяемое в богослужении. Древнейшей разновидностью этого искусства историки признают псалом — хвалебную песнь, встречающуюся в Псалтири. Простейшим чтением молитвы считается литургический речитатив. Исполнение кондака относится к категории широких распевов, перемежающихся мелодичными инсталляциями.

Занимаются храмовым песнопением как отдельные исполнители, так и большие коллективы (хоры). В старину проходили даже состязания хоров, так называемые духовные концерты. Со временем религиозная музыка превратилась в сложное искусство, вышедшее за рамки чтения тропаря. Сейчас это искусство стало предметом, изучаемым в духовных семинариях.

Антифонный вид

«Антифон» в переводе с греческого означает «противогласие». Хор условно разделяется на две части — левую и правую. Исполнители усаживаются по разные стороны иконостаса и начинают петь. Вокальные партии исполняются по очереди. Антифонный вид религиозного вокала отлично подходит для исполнения стихиры. Таким образом, получается диалог певческих групп, направленный на максимально качественное исполнение длинных произведений.

Сейчас принцип двухорности встречается крайне редко. Эта разновидность храмового пения почти исчезла после 1917 года. Если хотите услышать, как люди поют антифонно, поезжайте в Грецию.

Эпифонный и ипофонный вид

Первый тип церковного песнопения означает вступление, запев. Второй — припев. Эти разновидности применяются в тех случаях, когда необходимо исполнить псалом. Ипофон используется, когда к псалму нужно что-то присоединить в финале. Тут возможны два варианта:

  1. Стихи псалмодируются одним исполнителем, остальные представители хора подпевают.
  2. Стих и припев исполняются всем хором (либо хор делится на две части).

Если перевести термин «responsum» на русский язык, получится слово «ответ». Святой текст здесь также может озвучиваться двумя способами:

  1. Текст прошения сопровождается ответом либо воззванием священника.
  2. Стихи произносятся певцом по порядку, а хор отвечает дублированием первых возглашенных строчек.

Повторение может дублироваться двумя хорами попеременно. В финале начало первого стиха псалмодируется, а хор отвечает главному исполнителю произнесением второй половины. Прокимны поются именно таким способом. Суммируем: данный тип хорового творчества является комбинацией ипофонического и антифонного пения с вкраплениями псалмодирующего чтения.

Канонарх

Этот церковный вокал практикуется преимущественно в монастырях. Функцию канонарха можно сравнить с действиями суфлера — возглашается текст, выбирается один тон и происходит псалмодирование. Канонарх объявляет номер возгласа — в песнопении это становится своеобразной подсказкой другим исполнителям. Отметим ключевые особенности канонарха:

  • это оптимальный способ исполнения для монастырских хоров, разделенных надвое;
  • канонарх применяется не во всех песнопениях, а только в стихирах;
  • допускается воссоединение хора в центре монастыря;
  • при объединении певцы формируют полукруг;
  • певца-канонарха нельзя путать с головщиком.

Гимнический песенный вид

Если песнопенье необходимо исполнить без перерывов, на едином дыхании, лучшим решением будет гимнический вид. С применением данной техники исполняются такие произведения, как «Свете тихий» и «Херувимская песнь». Этот тип подходит и для литургических песнопений, а также для утрени и вечерни. Когда священник хочет провести церемониальное действие, он тоже выбирает гимническую разновидность церковного вокала. Примером могут служить:

  1. Торжественный проход служителя сквозь царские двери.
  2. Облачение архиерея.

Помимо кондака, литургий и стихиров в православных храмах нередко исполняется акафист. Название имеет древние корни — греческое слово «кафизо» переводится как «сажусь». Это песнь, носящая благодарственно-хвалебный характер. Акафисты славят Иисуса Христа и Богородицу и состоят из 25 строф. А вот сидеть при исполнении этих произведений запрещается.

Источник: https://pravednik.info/cerkovnye-pesnopeniya-vidy-cerkovnyx-pesnopenij.html

История церковного пения: основные вехи развития храмовой музыки в России

История церковного пения корнями уходит в глубокую седую древность. Пример подал сам Христос, когда, после Тайной вечери, «воспев», отправился на Елеонскую гору в сопровождении своих учеников.

«Пойте Богу нашему, пойте» – говорится в псалме, и основанная самим Господом, существующая более двадцати веков, Церковь сохранила традицию песенного восхваления Творца. В житиях святых нередко читаем о том, как благочестивые старцы и отроки сподобились видения поющих Ангелов. Как гласит легенда, святой Игнатий, прозванный Богоносцем, передал услышанный образ пения церкви в Антиохии.

Дошедшая до нас Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий» «родилась» в V веке н. э., как утверждает церковное предание, после землетрясения в Константинополе, когда некий отрок слышал ангельский хор. Невероятно глубокий смысл этой древней молитвы заключается в том, что земная и Небесная церкви соединяются во время богослужения, и Господь посылает своё благословление молящимся людям.

Как на Руси появился знаменный распев?

История церковного пения на Руси начинается в X столетии, когда князь Владимир пригласил в Киев греческое духовенство и духовных распевщиков. Они-то и «привезли» с собой так называемый знаменный распев. Процесс становления знаменного русского осмогласия, начавшийся в XII веке, завершился только к началу XVI столетия.

https://www.youtube.com/watch?v=ljJnVtwPujo

Стоит отметить так же, что именно на основе осмогласия создаются такие «ноу-хау» церковно-песенного искусства, как путевое, строчное и демественное пения. Именно в XVII веке происходит своеобразный расцвет русского знаменного пения, после чего, как, наверное, и в любом виде искусства, наблюдается довольно длительный застой, а затем и спад.

От знаменного распева к партесному пению

Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.

Начиная со второй половины XVII столетия, происходит переход от знаменного распева к партесному. Патриарх Никон весьма активно способствовал распространению партесного пения, которое исполнялось под руководством белорусских и киевских регентов. Главным отличием пения приглашенных киевских «спиваков» было то, что их стиль казался гораздо более мягким и мелодичным, нежели у «московитов».

Записывались песнопения, опять же, по-киевски, то есть, с помощью нотации, ставшей классической – пятилинейной. Ноты, так называемое «киевское знамя», были квадратными, а вот крюковая нотация из церковного обихода постепенно уходила, и вскоре совсем сошла на нет. Официальным «днем рождения» партесного пения принято считать 1668 год, когда запрет многоголосного пения в русской церкви был, наконец, отменён.

Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.

Церковная музыка в стиле классицизма

В XVIII веке начался уже новый этап церковного песнопения, стиль которого сформировался под влиянием итальянских композиторов. Так, Джузеппе Сарти несколько «модернизировал» древнюю песнь-гимн Медиоланского епископа Амвросия «Тебе Бога хвалим». Под влиянием Сарти песнь приобрела не только пышность («премьера», состоявшаяся в 1789 году, сопровождалась выстрелами из пушек), но и итальянскую изящность.

Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.

Да, история церковного песнопения показывает то, что «дуновению времён» оказалась подвластна и церковь, и только после вмешательства императора Павла I из церковного «репертуара» были исключены облегчённые “мирские” композиции.

Но традиция духовного концерта жива и ныне. По окончании Литургии хор часто исполняет современный псалом «Слава Богу за всё», в котором некий «мудрый и опытный старец» ласково учит, что все мы находимся под присмотром у Бога, и следует доверить Ему свою жизнь. Потому как Он попускает наши скорби и страдания исключительно для нашего же спасения.

Источник: https://music-education.ru/istoriya-tserkovnogo-peniya-osnovny-e-vehi-razvitiya-hramovoj-muzy-ki-v-rossii/

О церковном пении

5934      0

В церковном пении большое значение имеет настроение певцов. Нам приятно безыскусственное пение детей, простого народа, иноков и инокинь тихих святых обителей. Здесь доброе настроение поющих оставляет особый отпечаток на самом пении, что передается и слушающим.

Регент, руководитель хора для успеха своего дела, помимо музыкальных знаний, должен обладать еще соответствующим религиозным настроением и воспитывать его у своих певцов. Теперь часто жалуются на плохое церковное пение, и главная причина этому — именно отсутствие религиозного настроения у певцов.

И если это настроение не так легко внушить поющим, то с другою особенностью современного церковного пения — небрежностью, торопливостью в пении нужно бороться чисто дисциплинарными мерами.

***

Лучшие композиторы церковных песнопений — несомненно лица, носящие духовный сан. Благодать священства, близость к престолу, частое причащение Святых Тайн несомненно делают их более способными к духовным переживаниям, что так важно при создании мелодий для церковных песнопений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Канцерофобия что это такое

Закрыть