Что такое священное предание

Священное Предание — это что такое?

что такое священное предание

Существует два главных источника вероучения и религиозного порядка: Священное Предание церкви и Священное Писание. Понятие о Священном Предании невозможно постичь без понятия о Священном Писании, и наоборот.

Что такое Священное Предание?

Священное Предание — это, в широком смысле, совокупность всех устных и письменных религиозных знаний и источников, содержащих все догмы, каноны, трактаты и основу религиозного вероучения. Основу Предания составляет передача содержания веры из уст в уста, от поколения к поколению.

Священное Предание — это совокупность всех догматов и церковных традиций, которые описаны в религиозных текстах, а также донесены до людей апостолами. Сила и содержание этих текстов равноценны, а истины, заключённые в них, — непреложны. Важные аспекты всего Священного Предания несут апостольские проповеди и тексты.

Священное Предание может передаваться тремя способами:

  1. Из исторических трактатов, несущих в себе Откровение Божье;
  2. Из опыта предыдущих поколений, ощутивших на себе Божественную Благодать;
  3. Посредством проведения религиозных обрядов и несения церковной службы.

Состав Священного Предания

Не существует единого мнения о том, какое место в Священном Предании занимает Библия. В любом случае эта книга играет важную роль в любом разветвлении христианства. Понятия Священного Предания и Священного Писания неразрывно связаны, однако состав Предания гораздо более сложный. Притом в некоторых ветвях христианства, например, в католицизме, Писание не является важной частью Предания. Протестантизм же, напротив, признаёт только текст Библии.

Латинская трактовка Предания

Мнение церкви относительно Священного Предания напрямую зависит от конфессии. Так, к примеру, латинская версия Предания гласит, что апостолы, призванные проповедовать во все края, тайно передали авторам часть учения, которая была изложена письменно. Другая, незаписанная, передавалась из уст в уста, и была зафиксирована гораздо позже, в постапостольскую эпоху.

Закон Божий в русском православии

Священное Предание — это основа основ для русского православия, которое мало чем отличается от православия в других странах. Это объясняет одинаковое отношение к основным догматам веры. В русском православии Священное Писание — это, скорее, форма священного Предания, нежели самостоятельное религиозное произведение.

Первоначальная православная традиция вообще считает, что Предание может передаваться не при помощи передачи знаний, а только в обрядах и ритуалах, в результате участия Святого Духа в Церковной жизни. Создание Предания происходит посредством явления Христа в человеческую жизнь в ходе обрядов и образов, которые передаются предыдущими поколениями следующим: от отца к сыну, от учителя к ученику, от батюшки к прихожанину.

Таким образом, Священное Писание — главная книга Священного Предания, отражающая всю его суть. Предание в то же время олицетворяет Писание. Текст Писания не должен противоречить учению церкви, потому что именно понимание написанного в Библии приводит к осознанию всего вероучения в целом. Руководством к правильной трактовке Библии являются учения отцов церкви, однако они не считаются священными, в отличие от текстов, утверждённых на Вселенских соборах.

Писание в православии

Состав Священного Писания в православии:

  1. Библия;
  2. Символ веры;
  3. Решения, принятые Вселенскими соборами;
  4. Литургии, церковные таинства и обряды;
  5. Трактаты священников, церковных философов и учителей;
  6. Истории, описанные мучениками;
  7. Истории о святых и их жизни;
  8. Кроме того, некоторые учёные считают, что достоверным источником Предания могут служить христианские апокрифы, чьё содержание не противоречит Священному Писанию.

Получается, что в православии Священное Предание — это любая религиозная информация, не противоречащая истине.

Католическая трактовка

Католическое Священное Предание — это передающееся из уст в уста, от поколения к поколению, религиозное учение о житии Христа и Девы Марии.

Священное Предание в протестантизме

Протестанты не считают Предание главным источником своей веры и допускают самостоятельную интерпретацию текста Писания христианами. Кроме того, протестанты придерживаются принципа sola Scriptura, что означает «Только Писание».

Доверять, по их мнению, можно лишь Богу, и только Божественное слово является авторитетным. Все остальные наставления ставятся под сомнение.

Тем не менее протестантизм сохранил относительный авторитет отцов церкви, полагаясь на их опыт, однако абсолютной истиной считается лишь информация, содержащаяся в Писании.

Мусульманское Священное Предание

Священное Предание мусульман изложено в Сунне — религиозном тексте, приводящем эпизоды из жизни пророка Мухаммеда. Сунна является примером и руководством, составляющим основы поведения для всех представителей мусульманской общины. В ней содержатся высказывания пророка, а также поступки, которые одобряются исламом. Сунна — это вторая после Корана религиозная книга мусульман, являющаяся главным источником исламского права, что делает её изучение очень важным для всех мусульман.

С 9 по 10 век Сунна почитается среди мусульман наряду с Кораном. Существуют даже такие трактовки Священного Предания, когда Коран называют «первой Сунной», а Сунну Мухаммеда — «второй Сунной». Важность Сунны обусловлена тем, что после смерти пророка Мухаммеда она является главным источником, помогающим решать спорные вопросы жизни Халифата и мусульманской общины.

Место Библии в Священном Предании

Библия как основа божественного откровения — это истории, описанные в Ветхом и Новом Заветах. Слово «Библиа» переводится как «книги», что в полной мере отражает суть Священного Писания. Библия писалась разными людьми в течение нескольких тысяч лет, насчитывает 75 книг на разных языках, но имеет единую композицию, логику и духовное содержание.

По мнению церкви, сам Бог вдохновлял людей на написание Библии, поэтому эта книга является «богодухновенной». Именно он открывал авторам истину и составлял их повествование в единое целое, помогая осмыслять содержание книг. Притом Святой Дух не заполнял человеческий разум информацией насильно.

Истина проливалась на авторов как благодать, порождая творческий процесс. Таким образом, Священное Писание — это, по сути, результат совместного творчества человека и святого Духа. Люди при написании Библии не находились в трансовых или затуманенных состояниях. Все они пребывали в здравом уме и трезвой памяти.

В результате благодаря верности Преданию и житии в Святом Духе церковь смогла отделить зёрна от плевел и включить в Библию лишь те книги, на которых, помимо творческого отпечатка автора, лежит ещё и божественная печать благодати, а также те, что связывают между собой события Ветхого и Нового Заветов.

Эти две части одной книги свидетельствуют друг о друге. Старое здесь свидетельствует о новом, а новое подтверждает старое.

Священное Писание и Священное Предание кратко

Если Священное Предание содержит всю основу веры, включая Писание, то очень важно знать хотя бы краткое содержание наиболее важных его частей.

Начинает Библию Книга Бытия, в которой описывается момент сотворения Мира и первых людей: Адама и Евы. В результате грехопадения несчастные оказываются изгнанными из рая, после чего продолжают род человеческий, который только укореняет грех в земном мире. Божественные попытки намекнуть первым людям на их неподобающие действия заканчиваются тотальным игнорированием оных.

В этой же книге описывается появление Авраама — праведника, заключившего с Богом завет — договор, согласно которому его потомки должны получить свою землю, а все остальные люди — благословение Божье. Потомки Авраама долгое время проводят в плену у египтян.

На помощь им приходит пророк Моисей, спасая их из рабства и исполняя первый договор с Богом: предоставляя им земли для жизни.

Есть книги Ветхого завета, в которых приводятся правила всестороннего исполнения завета, нужные для того, чтобы не нарушать волю Божью. Нести в люди Закон Божий было поручено пророкам. Именно с этого момента Господь провозглашает создание Нового завета, вечного и общего для всех народов.

Новый Завет целиком построен на описаниях жития Христа: его рождении, жизни и воскресении. Дева Мария в результате непорочного зачатия рожает младенца Христа — сына Божьего, которому суждено стать единым истинным Богом и Человеком, проповедовать и творить чудеса.

Обвинённый в богохульстве, Христос подвергается убиению, после чего чудесным образом воскресает и отправляет Апостолов проповедовать по всему миру и нести слово Божье.

Кроме того, существует книга об апостольских деяниях, в которой говорится о возникновении церкви в целом, о действиях народа, искуплённого кровью Господа.

Последняя библейская книга — Апокалипсис — говорит о конце света, победе над злом, всеобщем воскрешении и Божьем суде, после которого каждому воздастся за его земные деяния. Тогда же исполнится Божий Завет.

Существует также Священное Предание для детей, Писание в котором содержит основные эпизоды, но адаптировано для понимания самыми маленькими.

Значение Священного Писания

По сути, в Библии заключено доказательство договора между Богом и людьми, а также содержатся наставления относительно исполнения этого договора. Из священных библейских текстов верующие люди черпают информацию о том, как можно делать, а как нет. Библия — это наиболее действенный способ донести слово Божье до как можно большего количества последователей.

Считается, что достоверность библейских текстов подтверждается древнейшими рукописями, написанными современниками Христа. В них содержатся те же тексты, что и проповедуются сегодня в православной церкви. Кроме того, текст Писания содержит предсказания, которые впоследствии сбылись.

Божественная печать, лежащая на текстах, подтверждается многочисленными чудесами, описанными в Библии, происходящими и по сей день. Сюда относится схождение Благодатного огня перед пасхой, появление стигматов и другие события.

Некоторые считают подобные вещи лишь кощунственными фокусами и профанацией, пытаясь разоблачить те или иные доказательства существования Бога и опровергнуть историческую достоверность событий Библии.

Однако все эти попытки, как правило, оказываются безуспешны, ведь даже те очевидцы, которые были противниками Христа, никогда не отрицали того, что видели.

Самые невероятные чудеса, описанные в Библии

Дважды в год у берегов Южнокорейского острова Чиндо происходит чудо, подобное тому, что сотворил Моисей. Море расступается, обнажая коралловый риф. В любом случае нельзя теперь сказать точно, было ли библейское событие случайностью, связанной с природным явлением, или настоящей божественной волей, но это было на самом деле.

В 31-м году ученики Христа стали свидетелями удивительного явления: по дороге в город Наин они встретили похоронную процессию. Безутешная мать хоронила единственного сына; будучи вдовой, женщина осталась совсем одна. Согласно утверждениям тех, кто присутствовал при этом, Иисус сжалился над женщиной, прикоснулся к гробу и приказал мёртвому встать. К изумлению окружающих, юноша встал и заговорил.

Самое главное чудо, вокруг которого выстроен весь Новый Завет, — воскресение Христа, является к тому же самым засвидетельствованным. Об этом говорили не только ученики и апостолы, которые изначально сами не верили случившемуся, но и авторитетные современники Христа, такие, как, например, врач и историк Лука. Он также свидетельствовал о фактах воскрешения Иисуса из мёртвых.

В любом случае вера в чудеса является неотъемлемой частью всей христианской веры. Верить в Бога — значит верить в Библию, и, соответственно, в чудеса, происходящие в ней. Православные христиане свято верят в содержание Библии как в текст, написанный самим Богом — заботливым и любящим Отцом.

Источник: https://FB.ru/article/357805/svyaschennoe-predanie---eto-chto-takoe

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Священное Предание: список

что такое священное предание

Существует два главных источника вероучения и религиозного порядка: Священное Предание церкви и Священное Писание. Понятие о Священном Предании невозможно постичь без понятия о Священном Писании, и наоборот.

Как передается Священное Предание

Священное Предание может передаваться тремя способами:

  1. Из исторических трактатов, несущих в себе Откровение Божье;
  2. Из опыта предыдущих поколений, ощутивших на себе Божественную Благодать;
  3. Посредством проведения религиозных обрядов и несения церковной службы.

Зачем православным святые отцы? Неужели Библии им мало?

что такое священное предание

Этот вопрос православным христианам приходится слышать нередко. На самом деле он затрагивает куда более глубокую проблему, а именно – проблему Священного Предания, частью которого являются и труды святых отцов. О том, что такое Предание, и почему, как считает Церковь, без него Библию понять не получится, в новом материале «Фомы».

Достаточно ли одной Библии?

Вопрос о соотношении Священного Писания и Предания — камень преткновения в многовековых спорах православных христиан с протестантами. Последние уже в XVI веке провозгласили знаменитый тезис: Sola scriptura (лат.

только Писание), утверждая, что для полноценной христианской жизни достаточно одного текста Библии.

В нем, говорят они, содержится ровно столько, сколько нужно для спасения человека, а Предание — это какое-то позднее, выдуманное и совершенно лишнее нагромождение, от которого необходимо избавиться.

Православные же богословы с таким подходом категорически не согласны.

Церковь учит, что Священное Предание — это древнейшая форма передачи Божественного Откровения.

Предание существовало до Священного Писания; оно первично по отношению к тексту Откровения. Понять это не так уж сложно, ведь даже в обыденной жизни мы сначала проживаем нечто опытно, а уже затем, при необходимости, этот опыт фиксируем в тексте. Кроме того, о первичности Предания по отношению к Писанию свидетельствует и сам библейский текст.

Так, из той же книги Бытия мы узнаем, что Бог непосредственно общался с Адамом, Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем. Мы видим, что Авель знает, как приносить жертву Богу от первородных стада своего и от тука их (Быт 4:4).

Ной знает какие животные «чистые», а какие «нечистые» (Быт 7:8). Авраам знает, что такое десятина, когда дает ее Мелхиседеку, царю Салима (Быт 14:20).

И, заметим, никто из них не читал Писание, которое тогда, очевидно, еще и записано не было.

На протяжении многих веков ветхозаветные праведники жили без сакрального текста Писания, так же как, впрочем, и ранние христиане долго обходились без текста Нового Завета, сообразуя свою духовную и повседневную жизнь с устным Преданием Церкви.

Таким образом, можно сказать, что Писание — это записанная часть Предания, и именно поэтому они не существуют друг без друга.

Сами апостолы неоднократно призывали верующих держаться Предания: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам (1 Кор 11:2); Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес 2:15); Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес 3:6).

Более того, само появление зафиксированного в тексте Божественного Откровения, по мысли святителя Иоанна Златоуста, было связано с нарастающим падением человеческих нравов, с духовной «глухотой», которая все больше распространялась среди людей:

«По-настоящему, нам не следовало бы иметь и нужды в помощи Писаний, а надлежало бы вести жизнь столь чистую, чтобы вместо книг служила благодать Духа, и чтобы, как те исписаны чернилами, так и наши сердца были исписаны Духом. Но так как мы отвергли такую благодать, то воспользуемся уже хотя бы вторым путем».

«Белые пятна» в Священном Писании

Интересно, что если мы «вычеркнем» из Божественного Откровения Священное Предание, то в библейском тексте тут же появляются «белые пятна» — своеобразные содержательные провалы, заполнить которые без посторонних источников не представляется возможным.

Так, например, в книге Бытие говорится от лица патриарха Иакова его сыну Иосифу: Я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок, который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим (Быт 48:22). Однако в самом Писании (книга Бытие) нигде не говорится о военных действиях, которые совершал Иаков по отношению к Аморреям с «мечом и луком» в руках.

Апостол Павел в Послании к Тимофею пишет как об общеизвестном факте, что Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере (2 Тим 3:8). Вновь возникает вопрос: откуда Павел почерпнул этот рассказ, если во всей Библии об этом конфликте неких Ианния и Иамврия с Моисеем нет ни слова?

В своей проповеди перед иудеями архидьякон Стефан сообщает: И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах. Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых (Деян 7:22–23). Снова: во всем Ветхом Завете не сообщается, в каком возрасте Моисею пришло на сердце посетить братьев своих. И таких примеров в Библии значительное количество.

Но есть и куда более принципиальная проблема. Читатели Нового Завета наверняка сталкивались с тем, что после прочтения всего комплекса текстов не находили в нем хоть сколько-нибудь развернутого учения о некоторых принципиальных основах христианской жизни, например, о таинствах. Возникает вопрос: с чем связано такое молчание? И вопрос этот неразрешим в рамках принципа «только Писание».

Впрочем, и сама содержательная структура Нового Завета оказывается несколько размытой — в ней возникают логические неувязки, туманные места, не поддающиеся окончательной дешифровке.

Что, например, означают слова Иисуса Христа о Хлебе Небесном, о виноградной лозе, о воде, текущей в жизнь вечную? Или к чему призывает апостол Павел, говоря: Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11:28–29)? О какой лозе, воде, хлебе и чаше идет речь? Сам новозаветный текст однозначного ответа нам не дает.

Однако все эти вопросы и проблемы тут же снимаются как только мы включаем Писание в его родную среду — то есть в Предание.

Протоиерей Иоанн Мейендорф прямо пишет, что приведенные выше изречения Христа «не могут быть вполне поняты без знания о том, что христиане в первом веке совершали Крещение и Евхаристию». Изречения о чаше, виноградной лозе и хлебе приобретают законченность и ясность, как только мы включаем их в сферу Предания. И это еще раз демонстрирует: Писание и Предание — взаимообусловлены и нерасторжимы. Только их единство обуславливает концептуальную завершенность Божественного Откровения.

Предание — это условие истинного понимания Писания, эталон, многовековой опыт прочтения и осмысления Библии Церковью, ориентируясь на который, и сам христианин может читать Откровение, не рискуя исказить его смысл.

Можно вспомнить характерный сюжет из книги Деяний, когда евнух, читавший Ветхий Завет, на вопрос апостола Филиппа: Разумеешь ли, что читаешь? — отвечал: Как могу разуметь, если кто не наставит меня? (Деян 8:30–31).

Предание как раз и «передает» верующему человеку это наставление, касающееся, правда, не только того, как читать Писание, но и того, как спастись.

Вне Церкви нет ни Предания, ни Писания

Предание, как и Писание, существует только для Церкви и только в рамках Церкви. Вне Церкви не существует ни Священного Писания, ни Священного Предания.

Священномученик Илларион Троицкий прямо пишет об этом: «Священное Писание — одна из сторон общей благодатной церковной жизни, и вне Церкви Священного Писания, в истинном смысле этого слова, нет».

И Алексей Хомяков замечал, что «вне Церкви живущему непостижимо ни Писание, ни Предание, ни дело».

Поначалу такие заявления покажутся декларативными и в некотором смысле даже чересчур громкими. Однако если мы зададим верный контекст, то все возможные недоразумения отпадут сами собой.

Предположим, я очень хочу, чтобы вы открыли для себя музыкальный мир Стравинского. Возможно, я даже неплохо разбираюсь в его творчестве и могу прочитать о нем целую лекцию, а потом прислать еще несколько хороших академических статей.

И вы все это покорно выслушаете, прочитаете, усвоите, но музыку Стравинского все равно для себя так и не откроете.

Потому что не произошло самого главного — встречи с этой музыкой, полного в нее погружения, непосредственного соприкосновение с тем, как ее исполняет оркестр.

Так же и с Писанием и Преданием. Рассказывать о них можно сколько угодно, исследований проштудировать сотни и тысячи. Но без личной встречи, без непосредственного построения своей жизни по Писанию и Преданию они так и останутся всего лишь любопытными артефактами человеческой истории.

И встретиться с ними, открыть их по-настоящему возможно только в Церкви, которая уже не одно тысячелетие непрерывно живет и дышит Преданием и Писанием в постоянной преемственности «исполнителей» Писания и Предания, то есть святых.

Святость — свидетельство жизни по Преданию и Писанию, подлинного воплощения полноты Божественного Откровения в судьбах конкретных людей, но в первую очередь — в жизни Иисуса Христа. Как музыка Стравинского тогда только становится подлинно явленной нам, когда мы слушаем ее в живом исполнении, так и

Предание и Писание тогда только во всей полноте открывается нам, когда мы пребываем в Церкви, когда мы сопричастны опыту святости. Самое же глубинное переживание Предания возможно только в таинстве Причастия. Евхаристия — средоточие Предания и Писания.

Божественное Откровение во всей своей полноте было дано Церкви единожды — в день Пятидесятницы. Все последующие века это Предание во всем его разнообразии лишь развертывалось и последовательно разъяснялось христианами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как перестать играть в казино

И постановления Вселенских Соборов, и догматика, и учение святых отцов, и иконографический канон, и церковная архитектура, и библейский канон — все это и есть Священное Предание.

Потому учение Церкви не эволюционирует и не развивается в своем содержании. Оно только проявляется в истории человечества, в жизни святых людей.

Блаженный Августин, который и сам по-настоящему открыл для себя Предание и Писание, когда встретился с великим святым Амвросием Медиоланским, как-то написал парадоксальное: «Я не веровал бы Евангелию, если бы не побуждал меня к тому авторитет кафолической Церкви». И мы вслед за великим святым можем добавить: «Я не уверовал бы в Предание, если бы не побуждал меня к тому авторитет кафолической Церкви».

А авторитет самой Церкви — всегда живущий в ней Святой Дух.

Рисунки Екатерины Ватель

Источник: https://foma.ru/chto-peredaet-svyashhennoe-predanie.html

Священное предание

Священное Предание – это соборный опыт богопознания, который передается в Церкви из поколения в поколение. 

Осипов Алексей Ильич

Апостол Павел

Смотрите чтобы кто не увлек вас по преданиючеловеческому

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу, ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти (Кол.2:8-10).

Стойте и держите предания, которым вы научены

Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

 Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати, да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом (2Фес.2:13-17).

Удаляйтесь от всякого брата, поступающего не по преданию

Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам (2Фес.3:6-9).

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Священное Предание Церкви Православной

Научает меня этому Священное Предание Церкви Православной: душе, равно и ангелам, даровано бессмертие Богом, оно не их собственность, не их естественная принадлежность. Тело для поддержания жизни своей нуждается в питании воздухом и произведениями Земли. Душа, чтоб поддержать и сохранить в себе бессмертие свое, нуждается в таинственном действии на себя Божественной десницы.

Святитель Феофан Затворник

Предание

В догматах веры христиане должны руководствоваться не одним Священным Писанием, но и церковным преданием (Дан. 2:44). «Предание сохрани», писал святой апостол Павел к Тимофею, «уклонялся скверных суесловий и прекословии лжеименнаго разума» (1 Тим. 6:20).

Что церковное предание должно быть согласно с Священным Писанием, это несомненно, иначе и неправильное и не божественное учение может быть принято за предание правильное и божественное; но истинно и то, что и Священное Писание должно быть согласуемо с преданием, иначе могут возникать неправильные мнения и ереси.

Как могла бы возникнуть ересь Ариева, если бы тогда крепче держались учения Церкви, заключающегося в предании? Как могла бы возникнуть ересь иконоборства, если бы уважаем был голос Церкви в предании?

«Только слово Божие есть основание веры, говорят и ныне некоторые христиане, и потому предания не нужны!» Как же это так? А Символ веры разве не предание? Как же без него мы стали бы веровать всякий по-своему?

В слове Божием много таких мест, которые требуют разъяснения и соглашения, что и сделала Святая Церковь.

Не нужно предание Но как же мы станем служить Богу? Как совершать и принимать таинства? Как и в какие дни праздновать праздники? Как станем торжествовать воскресный день, и почему сегодня, а не вчера, не завтра? Все это, без сомнения, мы знаем из предания.

Первобытная Церковь утвердилась на предании и руководствовалась преданием. Священное Писание как свидетельство истины и вечный охранитель веры явилось и принято Церковию после. 

Осипов Алексей Ильич

Доктор богословия. Профессор МДА

Священное Предание и предания

Под Священным Преданием понимается то непрерывное действие Духа Пятидесятницы в Церкви, которое передается из поколения в поколение через носителей этого Духа и выражает себя в вероучительных истинах, нравственных нормах, принципах духовной жизни, канонических и литургических установлениях, дисциплинарных требованиях, обрядах и т. д. в качестве необходимых средств спасения и духовного совершенствования человека.

Священное Предание включает в себя Священное Писание, решения Вселенских и Поместных соборов, творения и жизнь святых отцов и учителей Церкви, ее литургическое наследие, иконо — и гимнографию, различные церковные установления, предания.

Критериями истинности, то есть принадлежности Священному Преданию любого предания в Церкви являются:

  • отсутствие противоречий Священному Писанию;
  • согласие святых отцов и учителей Церкви в данном вопросе (consensus patrum);
  • полезность в духовной жизни человека и общины, т. е. способствование молитве, покаянию, любви ко всем людям, исполнению заповедей.

Напротив, все то в церквах, что служит мирской помпезности, зрелищности, развлечению ума и чувств, фанатизму, нетерпимости, фарисейству, тщеславию, эстетизму и т.п. – прямо свидетельствует об отступлении от Священного Предания.

Предания в Церкви: особенности богослужебных чинопоследований, напевов, церковной дисциплины, обрядов и обычаев, обусловленных временем, народом, культурой, местом и прочее. Предания всегда вторичны по отношению к Священному Преданию, они могут быть и полезными (например, исповедь перед Причащением), и вредными (например, «концерты» во время Запричастного).

 Священное Предание

Что такое Св.Предание? Это учение Церкви, согласие отцов по вопросам христианской веры. Только это согласие может гарантировать нам верность понимания самого Св.Писания.

Как Св.Писание дано в своей богодухновенности Духом Святым, так же и понимание этого Писания возможно только так и только тем, кто имеет в себе того же Духа Святого. Это как если мы читаем книжку какого-то автора, и нам что-то в ней непонятно, то мы обратимся к самому автору с этим вопросом, и сам автор пояснит: вот здесь я то-то имел в виду. – А, тогда понятно. — Так и здесь: автором Писания является Дух Святой, поэтому мы и прибегаем к святым отцам, изучаем их, как они мыслят.

При этом некоторые отцы могли высказывать соображения личные, совсем не от Духа Божиего, и они были людьми, которые возрастали постепенно, а не сразу. Но когда мы видим именно согласие отцов в одном вопросе, то мы уже не сомневаемся, что это согласие есть действие Духа Божиего. И это согласие отцов передается из поколения в поколение, и это мы называем Священным Преданием.

Т.е.Священное Предание – это соборный опыт богопознания, который передается в Церкви из поколения в поколение.

Не смешивайте со Св.Преданием различные предания, которые не только в каждой поместной Церкви, но и в каждом монастыре и в каждой церкви есть свои.

Есть прекрасные предания, например – исповедь перед причащением. Есть ужасные предания – например, когда перед запричастным как дадут концертик, то тогда не знаю, чего тогда и будем причащаться. Да, концертик.

А я думаю – что за солдатчина такая? Это понятно, в армии – поют солдатские песни, горланят вовсю. У нас был такой регент из армии, симпатичнейший человек, покойный Марк Харитонович Трофимчук. Ну мы с ним спорили, ладно, он хоть пришел из армии.

А эти-то что орут, как сумасшедшие, на Бога? Здесь я уже не понимаю, зачем орать? Нет тогда Бога, Бог изгоняется из храма при таком пении.

Поздравляю вас с окончанием учебного года, желаю всем успехов на экзаменах. Не знаю, кто — Осипов у вас будет принимать? Ой, сочувствую вам, бедные. Ну ничего, Бог поможет.

Источник: http://www.azbukaspaseniya.com/biblioteka/svyashhennye-predaniya.html

Святоотеческие предания

Священное Предание — учения апостолов, святых отцов, постановления Вселенских соборов, переданное в устном, письменном виде и утвержденное делами Церкви, для сохранения и распространения откровений Бога.

Источник веры в православии

Авторитет Священного Писания освящает Предания, о них не единожды говорится в Библии, в частности, в Новом Завете апостол Павел в своем обращении:

  • к жителям Фессалоники говорил о предании, полученным через Слово (2Фес.2:15);
  • в Коринфе он хвалил христиан за то, что они верны посланиям, переданным через последователя Христа (1Кор. 11:2);
  • Тимофею дал наставление, сохранить услышанное (1 Тим.6:20)

Христианское вероучение черпает знания из двух источников — Священного Писания и Священного Откровения, переданного их прошлого.

В Священном Писании заложены все догматические истины христианской церкви

Священное Писание не могло вместить все то, чему учил Иисус, описать все Христовы действия и слова.

Церковь первоначально появилась на основе старозаветных Преданий, Писание стало хранителем веры и истины. Духовная жизнь Церкви организована апостолами.

Они Духом Святым передали Святой Церкви откровения и письма в устном и письменном виде о ведении христианского способа жизни, ее правилах, таинственных священнодействиях.

Апостолы через своих учеников, пастырей новых церквей, передавали откровения, в которых хранится православная премудрость. Ко всем посланиям, переданным апостолами в устном и письменном виде, современным христианам следует обращаться с преданным сердцем, верой в сокрытые Духом Святым таинства.

Читайте о святых апостолах:

В чем внутренний смысл духовной преемственности

Внешне христианский мир менялся в силу исторических событий, но при этом никогда не прерывалась внутренняя преемственность православия. Из века в век православные верующие пронесли некую духовность древности, сохранив некую неизменность. Так, при Таинстве Крещения человек трижды окунается в воду, новорожденных приносят в храмы, диакона во время богослужения провозглашают; «Двери! Двери», в память того времени, когда семейная служба была открыта только для христиан.

Неизменным во все века остается Символ веры. Православная Церковь сохраняет учения Господне, оставаясь верной вере, дарованной нам Спасителем, памятуя о благодати Христа.

В послании Иоанна Дамаскина говорится о неизменности границ православия и хранении откровений, верований, обычаев.

Под христианскими преданиями, передаваемыми через апостолов, подразумеваются библейские писания, символы веры, святые образа, соблюдение канонов и письма святых. Христиане хранят святоотеческие богатства, видя в этом долг перед будущими поколениями. Исследуя наследие из прошлого, можно заметить, что нет равноценности между теми или посланиями.

Важно! Символ веры и Библия остаются ценнейшим посланием с момента их появления, каждая буква в них остается неизменной без права пересмотра или отмены, ни одно послание Святых Отцов несоизмеримо с Евангелиями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое добрые поступки

Иисус назвал себя истиной, но не традициями и обрядами. Нет никакого единства между традициями и посланиями, это следует учитывать, говоря о прошлом. Для христиан 21 века важно хранить православное наследие, разделяя Священное предание и обряды.

Староверы строят свою веру на крайнем консерватизме, не допуская никаких отступлений в обрядах, современные православные могут идти на компромиссы, подрывающие авторитет истинного учения, хранимого с древности.

Сегодняшнее православие на основе контактов с западными церквями может оценить необходимость собственного наследия. В верности преданиям главное видеть не процесс автоматизма или механического повторения, а передачу заимствованной из прошлого мудрости.

Святые Отцы в своих трудах давали толкования Священного Писания

Мыслители современного православия должны обладать умением разглядеть внутреннюю сущность переданного церковного послания, чтобы ощутить его христианский дух так, заново открыть для себя смысл христианства.

Истинное предание рождается из личной встречи со Спасителем и Духом Святым, оно не просто оберегается православием, это существование Духа Святого в настоящем времени.

Доктринальные формулировки Вселенских соборов и поныне имеют силу, но возможен новый Собор, который обогатит преданиями новыми обозначениями веры.

По мнению Георгия Флоровского, предания живы свидетельством Святого Духа в непрерывном проповедовании Истины, которая есть Иисус Христос. Правильно понять послания из прошлого могут только воцерковленные верующие, живущие в присутствии Божьей благодати. Богатство прошлого имеет ценность не в памятовании буквы, а в верности Святому Духу для роста и возрождения Церкви и православных верующих.

В Евангелии от Иоанна сказано, что только Духом истины можно познать истину. (Иоан.16:13), высказывание можно считать основой христианской верности посланиям с прошлого.

Выражение предания во внешних формах

К Священному Преданию по внешним формам относят:

  • Библию;
  • Символ Веры;
  • Семь Вселенских соборов;
  • поздние Соборы;
  • послания Святых Отцов.

Библия

Православная церковь основана на Святом Писании, которое никаким образом нельзя отделить от Священных Откровений. В Библии описан весь путь от сотворения мира, рождения народа Божьего, прихода Миссии на землю и начало первоапостольских церквей. Библию нельзя рассматривать отдельно от Церкви, так и Церковь не может существовать без Святого Писания.

Через наставления Церкви христиане могут найти толкования неясных мест в Библии

Новый Завет неизменен для всего мира, а вот ветхозаветные тексты православие принимает соответственно греческому переводу в Септуагинте. Есть некоторые различие в еврейском и греческих переводах, но православие уверено, что текст в Септуагинте написаны под руководством Духа Святого.

Читайте о Библии:

  • Толковая Библия Лопухина
  • Пророчества из Библии
  • 15 интересных фактов о Библии

В еврейской версии Старого Завета находится 39 книг, а Септуагинта признает еще десять, известные в православии, как второзаконические. Настоящее христианство базируется на добросовестном исследовании посланий, в православии нет запрета на критическое отношение к тем или иным историческим событиям, описанным в Священных Посланиях.

Невозможно преуменьшить значение Библии в проведении богослужений. Книга «Псалтырь» озвучивается каждый день, при утреннем и вечернем чтении 151 псалом прочитывается за семь дней. Евангелие является кульминационным моментом во время утрени, по воскресеньям, праздникам. В течение года на богослужениях прочитываются все тексты Нового Завета, не включая «Откровение».

Богослужения постоянно оглашаются пением ветхозаветных песнопений, молитва «Отче наш» звучит в храмах во время церковных служб. Литургические тексты написаны на основе цитат из Старого и Нового Завета.

Важно! Для православия Библия является словесной иконой Иисуса Христа. По постановлению Седьмого Вселенского собора святые образа и Евангелия должны быть равнопочитаемы.

Символ веры

Непререкаемый авторитет для православных — символ веры, установленный Семью Вселенскими соборами.

Молитва символ веры текст на русском языке

  1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
  2. И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
  3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
  4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
  5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
  6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
  7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
  8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
  9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
  10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
  11. Ожидаю воскресения мертвых.
  12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

Ни одна Евхаристия полунощница или повечерня не совершается без пения Символа веры, задача которого лежит в утверждении апостольской веры. В православии почитаются как Апостольский, так и Афанасиевы символы, но они не используются в богослужениях.

Символ веры был принят Втором Вселенском Соборе в 381 году

Все формулирования вероучений в православии принимаются на соборах, после Никейского собора 787 года на уровне поместных объединений патриархов и писем отдельных епископов Церковь могла вводить новые определения. При этом акты Вселенского собора не подлежат пересмотру, они принимаются целиком, без всяких поправок.

Предания святых Отцов Церкви

Во избежание ереси и неправильных мнений следует сопоставлять Священное Писание с Церковным Преданием.

В начале новой эры появились Апостольские письма, которые описывали священные таинства, они хранились втайне от нехристианского мира. Крещение, Евхаристия совершалась тайно, обрядовые действия никто не записывал, порядок действия передавался устно.

По рекомендации святителя Феофана христианам необходимо изучать творения Отцов Церкви. Начинающие верующие могут черпать знания и силу веры в житии святых, а совершенным христианам уже под силу и Священное Писание.

Святое Евангелие лежит в основе святоотеческих посланий, в которых описывается дорога к принятию спасения. Каждый верующий, в сердце которого горит огонь познания и желания внутренних изменений, найдет наставления в посланиях Отцов Церкви.

Совет! Для совершенствования собственной духовной жизни верующим необходимо изучать подвиги подвижников православия. В творениях праведников находятся кладези учений о спасении, послания из глубины веков следует не только читать, но и применять в современной христианской жизни.

При цитировании святых отцов следует просить у Бога мудрости не просто произносить слова, а пропитаться святоотеческим образом мыслей, чтобы в праведниках прошлых лет видеть прообраз современного христианина.

Автора четвертого века, известные как три святителя в лице Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, пользуются особым уважением в православии. При этом в православии нет определение статуса святых посланников или таблицы степени их значимости.

Православие подчеркивает, что отцы Церкви появляются во все времена

Наряду с Иоанном Дамаскиным, Григорием Паламой, Марком Эфесским в современном христианском мире могут рождаться новые отцы, ведь Дух Святой и поныне живет в Православной Церкви, передавая потомкам апостольские предания.

Передача Священного Предания неразрывна с Литургиями, канонами и святыми иконами.

В чем необходимость Священного Предания

Свидетельства, черпаемые в святых посланиях, необходимы не только для укрепления христианской веры, но для того, чтобы:

  • правильно понимать Святое Писание;
  • противостоять еретическим толкованиям;
  • устанавливать догматы православия на основе истины и подтверждения апостольскими преданиями;
  • укоренить и укрепить церковный строй с канонами богослужений и их обрядами.

Благодаря Святоотеческим Преданиям мы можем раскрывать вопросы духовной жизни на основе учений последователей Иисуса и применять их в собственной жизни.

По совету святителя Феофана изучать святоотеческие учения и послания следует, входя в молитвенное состояние, постепенно познавая духовные книги с соблюдением благоразумной умеренности под руководством духовного наставника.

Что такое Священное Предание? Ответ священника

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/svyashhennoe-predanie.html

Как передается Священное Предание

Священное Предание может передаваться тремя способами:

  1. Из исторических трактатов, несущих в себе Откровение Божье;
  2. Из опыта предыдущих поколений, ощутивших на себе Божественную Благодать;
  3. Посредством проведения религиозных обрядов и несения церковной службы.

Латинская трактовка Предания

Мнение церкви относительно Священного Предания напрямую зависит от конфессии. Так, к примеру, латинская версия Предания гласит, что апостолы, призванные проповедовать во все края, тайно передали авторам часть учения, которая была изложена письменно. Другая, незаписанная, передавалась из уст в уста, и была зафиксирована гораздо позже, в постапостольскую эпоху.

Писание в православии

Состав Священного Писания в православии:

  1. Библия;
  2. Символ веры;
  3. Решения, принятые Вселенскими соборами;
  4. Литургии, церковные таинства и обряды;
  5. Трактаты священников, церковных философов и учителей;
  6. Истории, описанные мучениками;
  7. Истории о святых и их жизни;
  8. Кроме того, некоторые учёные считают, что достоверным источником Предания могут служить христианские апокрифы, чьё содержание не противоречит Священному Писанию.

Получается, что в православии Священное Предание — это любая религиозная информация, не противоречащая истине.

Священное Предание в протестантизме

Протестанты не считают Предание главным источником своей веры и допускают самостоятельную интерпретацию текста Писания христианами. Кроме того, протестанты придерживаются принципа sola Scriptura, что означает «Только Писание».

Доверять, по их мнению, можно лишь Богу, и только Божественное слово является авторитетным. Все остальные наставления ставятся под сомнение.

Тем не менее протестантизм сохранил относительный авторитет отцов церкви, полагаясь на их опыт, однако абсолютной истиной считается лишь информация, содержащаяся в Писании.

Место Библии в Священном Предании

Библия как основа божественного откровения — это истории, описанные в Ветхом и Новом Заветах. Слово «Библиа» переводится как «книги», что в полной мере отражает суть Священного Писания. Библия писалась разными людьми в течение нескольких тысяч лет, насчитывает 75 книг на разных языках, но имеет единую композицию, логику и духовное содержание.

По мнению церкви, сам Бог вдохновлял людей на написание Библии, поэтому эта книга является «богодухновенной». Именно он открывал авторам истину и составлял их повествование в единое целое, помогая осмыслять содержание книг. Притом Святой Дух не заполнял человеческий разум информацией насильно.

Истина проливалась на авторов как благодать, порождая творческий процесс. Таким образом, Священное Писание — это, по сути, результат совместного творчества человека и святого Духа. Люди при написании Библии не находились в трансовых или затуманенных состояниях. Все они пребывали в здравом уме и трезвой памяти.

В результате благодаря верности Преданию и житии в Святом Духе церковь смогла отделить зёрна от плевел и включить в Библию лишь те книги, на которых, помимо творческого отпечатка автора, лежит ещё и божественная печать благодати, а также те, что связывают между собой события Ветхого и Нового Заветов.

Эти две части одной книги свидетельствуют друг о друге. Старое здесь свидетельствует о новом, а новое подтверждает старое.

Значение Священного Писания

По сути, в Библии заключено доказательство договора между Богом и людьми, а также содержатся наставления относительно исполнения этого договора. Из священных библейских текстов верующие люди черпают информацию о том, как можно делать, а как нет. Библия — это наиболее действенный способ донести слово Божье до как можно большего количества последователей.

Считается, что достоверность библейских текстов подтверждается древнейшими рукописями, написанными современниками Христа. В них содержатся те же тексты, что и проповедуются сегодня в православной церкви. Кроме того, текст Писания содержит предсказания, которые впоследствии сбылись.

Божественная печать, лежащая на текстах, подтверждается многочисленными чудесами, описанными в Библии, происходящими и по сей день. Сюда относится схождение Благодатного огня перед пасхой, появление стигматов и другие события.

Некоторые считают подобные вещи лишь кощунственными фокусами и профанацией, пытаясь разоблачить те или иные доказательства существования Бога и опровергнуть историческую достоверность событий Библии.

Однако все эти попытки, как правило, оказываются безуспешны, ведь даже те очевидцы, которые были противниками Христа, никогда не отрицали того, что видели.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Что такое свободная любовь

Закрыть