Что такое соборность в философии

Соборность

что такое соборность в философии

Собор, соборный — славянские слова, которые употребляются уже в древнейших письменных документах (носивших религиозный характер). В славянской восточнохристианской традиции со временем они обрели характер специального термина, который использовался для перевода греческого термина «католическая» (кафолическая) церковь.

Однако в древнейших литературных памятниках слово «собор» (от «сбор») используется применительно, в первую очередь, к собственно церковному зданию (например, в «Паннонском житии святого Мефодия» IX в., говорится, что святой был погребен «в соборной церкви»). Применительно же к Церкви вплоть до XIII века (на территории будущей России — до XIV в.

) использовался термин «католическая» («кафолическая») или славянские двойники этого термина — «вселенская» и «всеобщая». Так в произведениях киевского митрополита Илариона автор говорит о «кафоликии» апостольской церкви.

Интересно, что схожий оборот («кафоликиею и апостольскою церковью») используется и в «Паннонском житии святого Мефодия», которое, как уже указывалось, знает и термин «собор».

Одно из первых употреблений термина «соборная» в Символе веры в качестве атрибута христианской Церкви («единая соборная и апостольская церковь» вместо «единая католическая и апостольская церковь») можно обнаружить в Загребской Кормчей (1262 г.).

Принимая во внимание тот факт, что собственно «церковь» — экклезия — с греческого переводится как собрание, термин «соборная» стал применяться не только к соборам (зданиям) и Соборам (всеобщим собраниям церковных иерархов — синодам), но и к собственно церкви как совокупности (собранию) верных. К XV в.

в болгарской рукописи уже термин «католическая» поясняется с помощью слова «соборная».

Впрочем, подобную адаптацию следует признать неудачной, так как «соборность» в данном случае не передает специфику византийского термина («вселенская» = относящаяся ко всей Римской империи) и, как калька с «экклезии», превращает догматическую формулу «католическая церковь» в тавтологическую «церковную церковь»).

Возможно поэтому после широкого использования термина «соборная» применительно к Церкви в XV—XVIII веках, позднее он снова вытесняется термином «католическая»/»кафолическая», но, с другой стороны, окончательно закрепляется для обозначения собрания верных и места таких собраний (Соборы и соборы).

«Соборность» у Алексея Хомякова

Алексей Хомяков, который ввёл термин «соборность» в философский оборот, был одним из основателей движения славянофилов. Пытаясь отыскать основу русской/славянской идентичности, он указывал на православную веру. Именно сохранение православной веры, оставшейся, по его мнению, единственно верной истине христианского учения, составляет миссию славянства.

Под «соборностью» Алексей Хомяков подразумевал специфическую целостность Церкви, которую он противопоставлял и протестантскому индивидуализму, и католическому единству.

Однако следует сделать оговорку: термин «соборность» появляется у философа в позднем периоде творчества и, по всей вероятности, заимствуется им из славянского перевода Никео-Цареградского Символа веры: «Верую Во единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь».

Так ещё до 40-x гг. XIX в. он следующим образом раскрывает собственное понимание «соборности»:

Церковь называется единою, святою, соборною (кафолическою и Вселенскою) и апостольскою; потому что она едина и свята, потому что она принадлежит всему миру, а не какой-нибудь местности; потому что ею святятся всё человечество и вся земля, а не один какой-нибудь народ или одна страна; потому что сущность её состоит в согласии и в единстве духа и жизни всех её членов, по всей земле признающих ее; потому, наконец, что в Писании и учении апостольском содержится вся полнота её веры, её упований и ее любви.

Алексей Хомяков считал, что словом «соборность» слово «католичество» заменили еще Просветители славян Кирилл и Мефодий. Он даже усматривал в этом некоторый высший смысл. Так, оппонируя иезуиту князю Ивану Гагарину, Хомяков утверждал, что несмотря на отсутствие текстов символа веры, современных Кириллу и Мефодию, текст символа дошёл до XIX века именно от этих братьев, и именно они предложили использовать слово «соборная» (а не «католическая») в отношении церкви.

«Естественно возникает вопрос: существовало ли на Славянском языке слово, вполне соответствующее понятию всеобщности? Можно бы привести несколько таких слов, но достаточно указать на два: всемирный и вселенский.

Первое из приведенных слов (всемирный) встречается в очень древних песнопениях; древность второго (вселенский) также несомненна; оно употребляется, говоря о Церкви, для выражения ее всеобщности (вселенская Церковь) и говоря о соборах (Вселенский собор — concile oecuménique). Итак, вот к каким словам прибегли бы первые переводчики для передачи слова кафолический, если б они придавали ему значение всемирности.

Я, разумеется, нисколько не отрицаю, что слово καθολικος (из κατὰ и ολα, с подразумеваемым ἔθνη — народы, или другим однородным существительным) может иметь и значение всемирности; но я утверждаю, что не в таком смысле было оно понято Славянскими первоучителями. Им и на мысль не пришло определить Церковь географически или этнографически; такое определение, видно, не имело места в их богословской системе.

Они остановились на слове соборный, собор выражает идею собрания не только в смысле проявленного видимого соединения многих в каком-либо месте, но и в более общем смысле всегдашней возможности такого соединения, иными словами: выражает идею единства во множестве».

Когда А. Хомяков обращается к понятию «соборности», он фактически превращает более-менее удачный переводческий термин в инструмент идеологии.

Этот шаг находится в русле наиболее востребованных для XIX века стратегий рациональной легитимации — легитимации через апелляцию к истории как субстанции бытия: именно историческая приверженность Руси к соборности определяет ее особую миссию и судьбу.

Однако, по всей вероятности, следует говорить о том, что именно специфическое понимание соборности выступало одной из составляющих новой культурной идентичности, сформировавшейся в XIV—XVII вв., а именно идентичности российской. Религиозную природу и значимость этой идентичность и отстаивает А. Хомяков в своем творчестве:

«В протестантстве свобода для целой общины есть свобода постоянного колебания, свобода всегда готовая взять назад приговоры, ею же произнесенные накануне, и никогда не уверенная в решениях, произносимых нынче.

Для отдельного лица, столь же мало верующего в общину, сколь мало сама община верит в себя, свобода есть или свобода сомнения, проявляющаяся в том, кто, зная себя, сознаёт свою немощь, или свобода нелепой веры в себя, проявляющаяся в том, кто творит себе кумир из своей гордости.

В том и другом виде это пожалуй тоже свобода, но иного рода, свобода без благословения Божия, свобода в смысле политическом, но не в смысле христианском.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Зачем бог создал мир

Единство истинное, внутреннее, плод и проявление свободы, единство, которому основанием служит не научный рационализм и не произвольная условность учреждения, а нравственный закон взаимной любви и молитвы, единство, в котором, при всем различии в степени иерархических полномочий на совершение таинств, никто не порабощается, но все равно призываются быть участниками и сотрудниками в общем деле, словом — единство по благодати Божией, а не по человеческому установлению, таково единство Церкви».

И именно голосом русской православной церкви говорит, по мнению Алексея Хомякова, вселенская Церковь.

Ссылки

  • Сайт И. А. Есаулова — автора книги «Категория соборности в русской литературе», статьи «Соборность»
  • А. С. Хомяков. О значении слов «кафолический» и «соборный»

Источник: https://mitarstva.ru/sobornost/

Соборность, что это такое в осознании принципов единства

что такое соборность в философии

В жизни общества есть такое понятие, как соборность. Предлагаю вам особую точку зрения на это понятие. Сразу определюсь, что понятие собор чисто русское определение и лучше всего может осознаваться именно русскими людьми. В дальнейшем я обосную свою точку зрения.

Соборность, что это – особое мнение

Дам определение.

СОБОР – одно из главных понятий древней Руси, а не аналог какой-либо религиозной мысли Христианства. И на Руси оно означало только одно, единение некоторого коллектива общества в высшем на каких-либо общих интересах и принципах жизни.

В современном мире принято считать, что соборность – это понятие русской религиозной философии, которое означает духовное единение общества в церковной жизни. Но еще раз замечу, что это понятие на Руси существовало задолго до крещения Руси, как и сейчас часто используется в мирской жизни и означает только одно – единение людей в любви и братстве.

И для такого единения подходит не только религиозная идея, но и идея общих интересов, например. Попробуем произнести для большего понимания.

  • Духовная, научная, культурная, национальная соборность.

Дело в том, что собор – это не собрание людей по принципу – друзья, товарищи, коллектив, город, деревня, а единение на принципе высшего (идеи, интереса, цели), которые объединяют какой-либо коллектив в общину, на Руси называют собором. Ниже мы более подробно разберем такую интерпретацию понятия соборность.

Русская соборность и церковь

Уверен, что такая интерпретация слова соборность существует и существовала только в России, потому что только русские люди способны объединить противоположности в зависимости от конкретного момента времени и вызова обстоятельств.

  • Русская соборность – это собрание людей независимых друг от друга, но объединенных общей идеей или интересом.

Например, православная церковь, которую зачастую так и называют, объединяет в себе разных людей, но все они единены идеей высшего на основе соборности, но не иерархии.

И чтобы легче было понять понятие собора, разберу его на религиозной основе, помня, что все другие понятия единения создаются по этой же схеме, когда становится возможным объединить духовное и материальное, высшее и низшее, большое и малое.

Если присмотреться, то это понятие прекрасно усматривается на любом церковном празднике. Независимо от того, кто на празднике, в соборе он един со всеми, кто находится рядом не по принципу расстояния, а по принципу убеждений и веры.

Далее приведу пример объединения на других принципах.

Можно ли назвать воинское подразделение или любое собрание соборностью? Разумеется, нет. Причина проста, объединение в воинском подразделении принудительно, основано на приказе, уставе, необходимости. Духовная соборность строится на вере, общих интересах, знании независимо от установок и канонов, свободе убеждений, любви и братстве.

Каноны церкви людьми осознаются по-разному, но общая вера принятия идеи высшего объединяет до понятия братства. Не зря верующие говорят друг другу – брат или сестра. Особенно такое обращение бытует в старообрядческих общинах и монастырях.

Соборность, как понятие утверждает не просто единение, а некое родство, которое находится уже в психической сфере, то есть в душе и духе. Именно по такому принципу строятся все православные монастыри, в которых объединение выстраивается по принципу равенства, но не иерархии.

Само понятие собора возникло в России, как альтернатива Католической церкви, основанной по принципу иерархии, поэтому и утверждаю православие, как соборность единения, но не церковь. Зачастую так в России и называют церкви.

Возникает вопрос, можно ли назвать крестьянскую общину собором, ведь в мирской жизни чаще всего люди объединяются по принципам жизненной деятельности. Можно, если эта община объединена общим интересом земледелия, но в этом случае такую общину лучше назвать земледельческой общиной. Люди в такой общине объединены идеей общей деятельности, то есть духом земледелия.

Еще пример. Колхозы Советских времен что из себя представляют в режиме общественного образования? Колхозы – это община, собрание для выполнения сельскохозяйственных работ, вот если взять крестьянство в целом, то оно является собором, ибо объединение людей на основе идеи жизнедеятельности.

Привел примеры для более полного понимания самого принципа объединения, а не выводы на основе уже существующих утверждений.

Духовное родство

И вновь дам определение, уже на основе выше изложенного.

  • Соборность – это единение людей в душе и духе на основе высшего принципа сферы деятельности.

Не зря говорят о душе России – Соборная душа, что означает только одно, что через эту соборную душу России объединены все русские люди где бы они не находились. Но и собора нет без духа истины. Вот здесь то дух истины и появляется, как идея высшего, что есть принцип единения людей, в перспективе всего общества в братство духовного единства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Самобичевание что это такое

Отмечу, что в статье я много уделяю внимания русской соборности и не только религиозной, но и мирской, как в частности, так и в общих понятиях для всего общества, не касаясь научных определений и выводов философии уже существующих определений.

Соборность так же не является собранием. Собрание – это временное объединение людей для решения каких-либо задач, собор – это состояние единения в высшем, как и высшего в каждом человеке.

Можно определить еще одну расшифровку единения.

  1. Соборное единение
  2. Иерархическое единение

По этим двум определениям прекрасно усматривается различие единения, в принципе.

Небольшая ремарка. Православная церковь – это собор, как символ веры, Католическая церковь – это иерархия, поэтому в православии нет рабов божьих, есть сыны божьи, а католическая паства – это рабы божьи. Другое дело, что православие несколько отклонилось от своего духовного предназначения, но это не истина и необходимость, может быть.

  1. Соборность подразумевает равноправие, братство на основе любви и веры к высшему, как к себе и к себе, как к высшему.
  2. Иерархия подразумевает высшее и низшее и беспрекословное соподчинение согласно иерархии развития.

Небольшая сноска.

Мы часто говорим о православии, как о соборной церкви, то есть не иерархической, а апостольской, объединенной в церковь на основе высшего, как вершине достижения и так есть, но к этому нам еще предстоит вернуться.

Итоги

Соборность бывает религиозная, национальная, научная, культурная, народная, общинная и так далее.

  • Соборность русского народа – это объединение на каком-либо субъективном принципе жизни, как основе родства и общинного единения.

«Я русский» — провозглашает себя русский человек где-нибудь в Америке или Африке. Этими словами он утверждает свое единство с народом в соборе национального менталитета, показывая этим свое родство с русским народом. Вот это качество и следует называть соборностью.

И отмечу одну особенность, что понятие собор, чисто русское понятие и бессмысленно искать это понятие в каких-либо других языках мира, религиях, учениях, философиях, как и православие ничего общего не имеет с какой-либо конфессией, учением или религией. Православие — это право (правду) славить, а право и есть высшее, которое определяет нашу жизнь. Как это понять, я и описал выше.

До скорой встречи, друзья.

Другие статьи автора

Ответы на возникшие вопросы

Гол, как сокол

Нибиру, что это

Источник: https://istinavremeni.ru/viktor_yarosvet/sobornost-eto.html

Что такое соборность?. О вере — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

что такое соборность в философии

Верую во едину, святую, соборную и апостольскую церковь.

Понятие соборности по существу

Почему мы называем Церковь — соборной? Ну не потому ведь, что она соборами управляется. И не потому, что самые крупные здания храмов так же называются соборами. А почему тогда?

Словом «соборная» перевели греческое понятие «кафолическая», т.е. католическая, вселенская — это один и тот же греческий термин, но переведенный и понимаемый православной и католической церквями по-разному. Причем по-разному настолько, что и захочешь, а ничего общего не найдешь.

«Собор всех святых», Греция, ок. 1700 неизвестен, Public Domain

Католическая церковь понимает свою кафоличность, свою вселенскую роль, в смысле собственного общемирового распространения: католическая церковь должна охватить весь мир, а все население должно стать её членами. Ни больше, ни меньше. Это очень поверхностное понимание церкви, направленное вовне, в окружающий мир.

Отсюда, из этого понимания своей кафоличности, проистекает, в частности, агрессивная миссионерская политика Ватикана, изобредшего унию, а ныне не постеснявшегося на канонической территории Русской Православной Церкви учредить свои епархии и открыто вести прозелитическую деятельность. Называемую, впрочем, миссионерской, что еще горше — неужели в 21 веке папа думает, что на Руси о Христе слыхом не слыхивали?

Православное понимание кафоличности, или соборности, восходит к пониманию Церкви как Тела Христова, в котором все члены Церкви являются клеточками целостного Богочеловеческого организма. То есть церковь являтся единой. Не только единственной (верую во едину), а еще и единой, цельной.

Чем характерно такое понимание соборности? Все клеточки в едином организме находятся в неразрывной взаимосвязи между собой. Чем характеризуется единый организм? Апостол говорит: болит ли один член, весь организм болеет. Кафоличность характеризуется взаимовлиянием всех своих составляющих, то есть нас, клеточек Тела Христова.

Допустим, у меня болит зуб. Как я мучаюсь! Но почему, позвольте? Это же не я болею, это же болит всего-навсего один из членов моего организма: какой-то там маленький зуб, подумаешь, велика важность! Но вот вылечился зуб.

Какое облегчение всему мне, всему моему телу! Подобно этому, духовное излечение одного — единственного человека, приносит огромную пользу всему соборному телу Церкви. Приносит существенно, прямо и непосредственно, а вовсе не иносказательно или в переносном смысле.

Приносит так же, как излечение желез внутренней секреции прекращает сонливость, или излечение порока сердца прекращает слабость и обмороки всего организма.

Образ «Собор семидесяти апостолов»   неизвестен, Public Domain

Но это еще не все. Христианство утверждает, что Церковь является тем идеалом, которым должен стать мир, и которым в потенции (т.е. в возможностях) мир является. И свойства идеала мира как Церкви, т.е. свойства соборности, в мире пребывают. Это означает, что христианство рассматривает мир как соборное целое. Все в мире взаимосвязано. И огромным положительным событием, влияющим на весь мир, является излечение одного из его членов.

Кстати, пока не забылось: о некоторых храмах, называемых соборами. Они называются так потому, что в идеале там служит не один священник, а собор священников. Например, несколько иереев одновременно служат Божественную литургию. Эти слуги Божии во время службы являются одним цельным существом, единым собором священнослужителей. Со временем и сами храмы, в которых служит собор священников, народ, не вникая в детали, стал называть соборами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что почитать ребенку 10 лет

Соборность и жизнь в обществе

Соборность можно так же рассматривать как способ общественной жизни. Способ этот исключает принуждение, но нет в нем ничего такого, что напоминало бы выводы Кропоткина.

Живя соборной жизнью, члены общества абсолютно свободны, но их свобода совершенно противоположна атомистической свободе Зиммеля. Соборность жестко иерархична (как иерархичен живой организм, имеющий системы и подсистемы), но является отрицанием тирании.

Соборность имеет в основе идею упомолномоченности, но является противоположенностью демократии.

Совершенное понимание соборности и выборного начала не соответствует соборности и выборному началу, как они существуют в человеческих учреждениях. Соборность есть высший принцип, чем единоличие, но при этом соборность сравнительно с тем лицом, которое она уполномачивает или авторизует, обладает высшим порядком, а не наоборот (как в демократических выборах).

Для Христа таким соборным началом является Триединый Бог, в недрах Которого Он Сам, как Сын, пребывает, и волю Которого Он пришел исполнить.

Будучи по Богочеловечеству уполномоченным Св. Троицы на земле и будучи по Божеству ее активным членом, Он по Своей силе данной Ему власти действует свободно и организует собор Апостолов. Он дает им силы и полномочия потребные им, из тех сил и полномочий, которые Сам имел.

В день Пятидесятницы Он авторизует собор Апостолов авторитетом Святой Троицы, послав им от Отца дары Святого Духа. Каждый из апостолов, в силу авторитета, данного им всем вместе, уполномачивается на то или иное служение. Каждый идет и исполняет волю своего собора, видя в ней волю Бога, Христа и Св. Духа, т.е.

Святой Троицы, осязательно давшей Свои силы на совершение данных Христом полномочий. 

Каждый из апостолов идет и организует другие соборные отдельные церкви, будучи для них центром, из которого исходят и учения и силы благодатные и власть. Избраннейших лиц апостолы облекают той силой и властью, которую имеют сами, делая их своими заместителями и преемниками. Каждый из этих заместителей и преемников — только исполнитель и выразитель тех полномочий, которые получил каждый из апостолов от всего своего собора, а этот последний — от Христа и Триединого Бога.

Соборность реализована Церковью Христа. Кто же члены того общества, которое живет соборной жизнью? Бог — Троица, ангелы, святые и вообще спасшиеся люди. Это члены Небесной, или торжествующей Церкви. Здесь, в нашем мире, к соборному обществу присоединяются члены земной, или воинствующей Христовой Церкви.

В древности произошла катастрофа (по церковному — грехопадение), в результате которой природа нашего мира была повреждена, и повреждена существенно, глубинно.

Появилось то, чего раньше не было, а именно — тление и смерть. Для поддержания собственной жизни существа стали пожирать друг друга. Протекание любых процессов стало неотъемлемо сопровождаться ростом энтропии (не только и не столько термодинамической, хотя термодиномическая энтропия — хороший пример). Следствием информационных процессов является энтропия информационная и информационное загрязнение той среды, в которой зарождается, живет и «действует» информация — например в наших головах.

Поэтому в нашем падшем мире соборность в своей полноте реализована быть не может. Инструментами, служащими для хоть какого-то выражения соборности, являются принципы иерархии и свободы.

А пользуясь категориями государственного устройства — монархия и демократия (понимаемая как свобода, но не как власть плебса). Как и все в нашем мире, эти принципы следует применять осторожно, руководствуясь пониманием воли Божией.

Иначе и монархия и демократия превращаются в вожделенную врагом спасения тиранию.

Поскольку есть две стороны человеческих отношений — безусловное подчинение и отсутствие такового, постольку есть две основные современные нам формы государственного устройства — монархия и демократия (в крайнем выражении — тирания и анархия). Анархию при нашей постановке вопроса рассматривать бессмысленно, а монархию — неактуально. Потратим несколько времени для отделения современной нам практической формы государственного устройства большинства т.н. развитых стран, от соборности.

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/7958-chto-takoe-sobornost/

Толковый словарь Ожегова — значение слова СОБОРНОСТЬ

СОБОРНОСТЬ, -и, ж. (высок.). Духовная общность многих совместно живущих людей.

Смотреть значение СОБОРНОСТЬ в других словарях

Соборность Ж. Устар. — 1. Отвлеч. сущ. по знач. прил.: соборный (1*4).
Толковый словарь Ефремовой

Соборность — — понятие, введенное в русскую религиозную философию А.С.Хомяковым, означающее «единство во множестве». Идеалом С. Хомяков и др. славянофилы считали православную церковь,..
Политический словарь

Соборность — соборности, мн. нет, ж. (книжн., церк.). Отвлеч. сущ. к соборный во 2 и 3 знач., публичное, общественное участие в чем-н., обсуждение. Принцип соборности.
Толковый словарь Ушакова

Соборность — -и; ж. Книжн. Совокупность религиозно-философских взглядов, идей, воспринятых русской религиозной философией в конце 19 — начале 20 в. и направленных на единение людей на..
Толковый словарь Кузнецова

Соборность — (кафоличность) (греч. Katholikos — всеобщий) — один из основныхпризнаков христианской церкви, фиксирующий ее самопонимание как всеобщей,универсальной («единая, святая, соборная..
Большой энциклопедический словарь

Соборность — — термин православного богословия и русской философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение (собор) индивидов на основе любви к Богу и друг..
Исторический словарь

Соборность — — термин правосл. богословия и рус. релит, философии, означающий, что в церкви осуществляется добровольное соединение (собор) индивидов на основе любви к богу и друг к..
Философский словарь

Соборность И Общественность — термины русской социальной философии, означающие соответственно внутреннее и внешнее начала в обществе как социальном целом. Соборность, по А. С. Хомякову (1804 – 1860)..
Философский словарь

Соборность Сознания или Соборная Природа Сознания — — у С.Трубецкого: сверхиндивидуальность сознания, мышления и познания, способность личности выходить за пределы сознания отдельного «Я». Этот выход не означает ни растворения..
Философский словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для СОБОРНОСТЬ

Источник: http://slovariki.org/tolkovyj-clovar-ozegova/32793

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Вавилон где находится сейчас в какой стране

Закрыть