Что такое сенсорная комната

Сенсорная развивающая среда в детской комнате

что такое сенсорная комната

Впервые о сенсорной комнате заговорили в конце двадцатого века. Тогда врачи активно использовали возможности сенсорного пространства в реабилитации инвалидов и людей с проблемами психики. Сегодня сенсорная развивающая среда – ключевая компонента успешного взросления наших детей.

Что такое сенсорная комната?

Это помещение, интерьер которой в первую очередь направлен на активацию чувственных восприятий, на познание через эмоциональный компонент. Дело в том, что наши дети сталкиваются с воздействием внешней среды постоянно, не всегда это воздействие несет положительный заряд.

Стресс, который получает ребенок в детском саду, школе или на занятии в кружке портит целостность его восприятия внешнего мира. С другой стороны, дефицит чувственного познания, ласк и внимания со стороны взрослых накладывает свой отпечаток на эмоциональную сферу развития ребенка.

Задача сенсорной среды в детской комнате максимально скорректировать дефицит эмоционального в развитии ребенка. Более того, с помощью элементов сенсорики возможно организовывать познавательную деятельность ребенка, превращая детскую комнату в волшебный дворец, а учебные материалы в школу волшебства.

Обустройство сенсорной комнаты

Хорошо обустроенная сенсорная комната включает в себя грамотное освещение, разнообразные материалы для тактильного контакта, а также звуковое сопровождение. Необходимо в комнате с сенсорной развивающей средой присутствие натуральных ароматов и видео проекций на стену.

В сенсорной комнате ребенок может увидеть, пощупать, услышать и даже почувствовать волшебство. Яркие краски обоев и напольного покрытия, новогодние гирлянды в украшении игровой зоны, шуршащие занавески над пологом кровати – все это способно превратить обычную комнату в волшебный замок.

Важным компонентом правильно организованной сенсорной среды в детской комнате является разнообразие в освещении. Помимо основной лампы в центре залы, в детской необходимо устроить свето-шоу.

Например, линия светодиодов вдоль полок с книгами, или сложенные в цифры, буквы и слова гирлянды разноцветных лам. Точечное освещение в зоне отдыха, рассеянный свет у входа в комнату.

Ваш ребенок боится темноты? Не беда. Поставьте в его комнате аквариум с ночным светом. Таким образом засыпать малышу будет не страшно, а мерный шум фильтров и движения рыб помогут успокоить нервную систему перед сном.

Сенсорная среда в доме предполагает использование чувственных компонентов. Для малыша основополагающим является возможность все потрогать, услышать и попробовать на зуб. Поэтому материалы, используемые в создании сенсорной среды должны быть максимально естественными. Шершавая поверхность обоев, возможность пощупать ворс на ковре, подвески из шершавого материала – все это  дает возможность развитию органов чувств.

На стены в детской сенсорной комнате лучше клеить текстурные обои, или обои с универсальным рисунком для раскрашивания. Если в первом случае ребенок будет ощупывать выступы и впадинки, с помощью чувств составлять свое представление о материале, текстуре и составе бумаги, то во втором случае, выбирая рисунок для раскрашивания, ребенок тренирует зрение, фокусирует внимание и выделяет сюжет будущего рисунка.

Нельзя забывать о цветовой организации пространства детской сенсорной комнаты. Пусть здесь не будет строгих правил, как в школе или кабинете психолога, но родителям полезно знать, какие цвета, какое влияние оказывают на малыша.

О том, как можно создать сенсорную развивающую среду в интерьере самостоятельно, о выборе цвета и материалов читайте в этой статье. Мы же вернемся к развивающему аспекту сенсорики.

Наравне с чувственным восприятием окружающего мира ребенок привык жить по правилам и традициям. Не секрет, что у каждого человека есть свои привычки и ритуалы, ребенок не исключение.

Выбирая звуки в сенсорную развивающую среду для своего ребенка, вспомните, что ему нравится больше всего. Может быть, он любит чтение стихов и сказок перед сном, или засыпает под перезвон капели за окном. Используйте предпочтения малыша, это поможет добиться большего эффекта.

В качестве запаха психологи рекомендуют использовать ароматизаторы максимально приближенные к повседневной жизни. Например, запах кондиционера для белья, который вы используете можно продолжить в детской комнате, если положить его природный оригинал в подушки, расставить засуженные веточки в вазы, или ароматические лампы на полочку у окна.

Вспомните себя в детстве, какие запахи с чем ассоциировались у вас? Например, запах шкурки мандарина или полевых цветов? Вспомнили? Вот и используйте эти запахи в организации обучающего и развивающего пространства в выбранной тематике.

Сенсорная комната для ребенка инвалида

Остановимся отдельно на теме организации сенсорного развивающего пространства для ребенка с проблемами развития. Здесь нельзя забывать о рекомендациях, данных врачом, и пускать все на видение дизайнера.

Сенсорная комната для детей инвалидов должна содержать в себе  те элементы, которые направлены на развитие или активацию определенных органов чувств. Например, в комнате ребенка с плохим зрением, необходимо использовать яркий точечный свет, который даст определенные акценты на предметы интерьера или игры.

Для ребенка с нарушением в опорно-двигательной системе очень важно иметь в своей комнате сухой бассейн, массажные коврики и тренажеры для мышц и суставов. Это и подвесы, и специальные велосипеды и спортивные комплексы. Но главное – текстура материалов, которая позволит развить не только навыки, но и чувствительность мышц.

Сенсорная комната для детей инвалидов с проблемами слуха предполагает наличие звуковой составляющей. Специально записанные звуки природы, компоненты действий и просто классические мелодии используются в сенсорном развивающем пространстве детей с проблемами слуха.

Важнейшей компонентой в сенсорной комнате для детей инвалидов  выступает строгое зонирование. Игровая зона не пересекается со спортивной зоной или с местом для отдыха. Каждый уголок сенсорной детской комнаты несет свое значение, дополняя общую среду, выполняя терапевтическую роль через чувственные восприятия.

Некоторые предметы сенсорной среды

Как писалось выше, сенсорную развивающую среду для ребенка можно создать самостоятельно. Для этого необходимо хорошо понимать потребности своего ребенка, знать, какие чувства вызывает у малыша та или иная вещь.

Не стоит отдавать выбор интерьера на откуп дизайнерам. Маленькие дети частенько подвержены страхам, и зачастую пугающие предметы можно обнаружить в самых неподходящих местах.

Так, для ребенка, боящегося темноты, дополнительным раздражителем может стать кресло-мешок, которое в темном помещении может ассоциироваться со всякими небылицами. В комнате такого ребенка необходимо выделить отдельное место под ночник. Либо под аквариум, как писалось ранее.

Если желания заботиться о рыбках у вас нет, устройте в зоне отдыха ребенка выставку лавовых ламп. Сегодня цветовая гамма гелиевого вещества в таком ночнике разнообразно. Заодно можно будет закрепить с ребенком знание цвета.

Особое внимание обратите на выбор занавесок в сенсорную комнату. Идеальным вариантом будет штора-паутинка, исследуя ее, ребенок сможет развивать понятия о форме, тренировать мелкую моторику, а также фантазировать над формой занавесок в своей комнате.

В основе сенсорной развивающей среды лежат различные тренажеры. Разноцветные ковры-пазлы, башмаки-картины со шнуровкой, игрушки с ароматом, посудка в домике принцессы.

Подушечки, пуфы, порывала с природным наполнителем, как то: крупа, солома или морские камушки. Дорожки от одной зоны в другую выложенные морскими камнями, разрисованными и подобранным по размеру, форме, цвету – отличный массажер для пяточек малыша.

Коврики, плетенные из ткани и покрывала сшитые в стиле пэчворк направлены для развития воображения малыша, его познавательного интереса.

Разнообразные звуки, запахи и даже видео ряд из проектора – все это  создает комфорт сенсорной развивающей среды, а детская комната становится зоной комфорта и защищенности для нашего ребенка.

Источник: http://www.babyroomblog.ru/wp/sensornay-sreda-v-detskoy-komnate.html

Сенсорная комната, виды и применение. — Сенсорная и релакс-комнаты от ООО Мисэн

что такое сенсорная комната
Особенности и преимущества
Какие стимулы есть в сенсорной комнате?
Польза сенсорной комнаты
Воздушно-пузырьковые колонны

Виды и цели

В школах, детских садах и развлекательных семейных центрах большое распространение получили сенсорные комнаты, которые представляют собой уникальную развивающую среду. Она предоставляет реальную возможность расширить знания и жизненный опыт у малышей, а также обогатить их внутренний мир. Сенсорная комната – это зона, в которой девочки и мальчики могут экспериментировать и действовать так, как считают нужным.

Особенности и преимущества

Сенсорная комната – это помещение, которое служит не только для развлечения ребенка, но и для работы психолога со своими воспитанниками. Специально оборудованная зона может быть изготовлена под заказ или сделана самостоятельно.

Независимо от того, каким образом она была выполнена, ее главная цель заключается в психологической разгрузке. При этом она обязательно понравится не только ребятам, но и взрослым.

Нахождение и занятия в специально оснащенной зоне помогают преодолеть тяжелую жизненную ситуацию, снять стресс и восстановить душевный силы.

Благодаря сенсорной комнате у детей отмечается укрепление нервной системы, улучшение общего психоэмоционального состояния. Чтобы она обладала должной эффективностью, в нее устанавливают специальное оборудование и элементы, которые способны воздействовать на органы чувств.

Кроме того, определенные предметы дополнительно взаимодействуют с вестибулярным аппаратом. Благодаря широкому разнообразию особых предметов, каждый человек сможет получить именно ту помощь, которая ему необходима на данный момент времени. К главным достоинствам сенсорной комнаты относятся:

·         разделение на несколько зон – релаксационную, активационную;

·         широкий спектр воздействия;

·         возможность самостоятельной установки приборов и оснащение аудитории;

·         невысокая стоимость.

Сенсорная комната оснащена различными стимуляторами, которые направлены на активацию органов чувств человека. «Палата релаксации» используется не только для расслабления, но и в целях достижения эффекта тонизирования, стимуляции. Ее принцип действия заключается в сочетании любых комбинаций воздействия – свет, музыка, тактильные ощущения, цвет, запах. Два или три стимула можно объединить для достижения максимального результата.

Какие стимулы есть в сенсорной комнате?

В сенсорной комнате можно установить разное оборудование и предметы. Ее высокая эффективность заключается в использовании разных методов воздействия:

·         цветотерапия;

·         звукотерапия;

·         светотерапия;

·         тактильные ощущения;

·         ароматерапия.

Во время свето- и цветотерапии оказывается благотворное воздействие на органы зрения. Мягкие, теплые цвета обеспечивают покой и расслабление, а яркие оттенки – возбуждение. Фотоны света направлены на поддержание ритма суточных колебаний и позволяют улучшать иммунные процессы, общее состояние человека. Нередко специалисты проводят терапию цветом. Каждый из оттенков оказывает специфическое влияние. Например, красный – это цвет стимуляции, а желтый – тонизирования и расслабления.

Во время звукотерапии осуществляется воздействие на слух. Во время процедуры человек может просто слушать и наслаждаться музыкой или принимать непосредственное участие в ее создании.

Как правило, в помещении транслируются звуки природа или мелодичная, спокойная музыка, которая дарит слушателям умиротворение. Чтобы возбудить нервную систему пациента используются механические звуки, музыка, сочетающая разную тональность, в том числе электронная.

Ярким примером возбуждающей музыки служат произведения Моцарта или вальсы.

Для воздействия на органы обоняния применяется ароматерапия. Для возбуждения используются резкие ароматы, а для покоя – приятные, нежные. Во время процедуры применяются эфирные масла разных растений, которые не только вкусно пахнут, но и обладают бактерицидным, противовоспалительным и противовирусным действием.

Для воздействия на рецепторы кожи проводятся специальные занятия и предметы, которые позволяют усилить тактильные ощущения. Для покоя предназначены мягкие, теплые и нежные предметы, а для возбуждения – элементы, которые вибрируют, покалывают кожу. Для устранения мышечного напряжения или улучшения кровообращения специалисты проводят сеансы массажа с использованием специальных приборов.

Польза сенсорной комнаты

Сенсорная комната для детей включает в себя две противоположные зоны, в которой можно активировать, стимулировать органы чувств, нервную систему, или, наоборот, расслабиться и подарить ребенку ощущение покоя. В зоне релаксации специалист создает необходимый настрой у своих подопечных. Для этого проводятся специальные процедуры с использованием разных предметов и материалов. Чаще всего используется следующее оборудование и элементы:

·         сухой бассейн;

·         цветные модули, диски;

·         фонограммы с расслабляющей музыкой;

·         специальное освещение;

·         бескаркасная, безопасная, эргономичная мебель;

·         модульные покрытия.

Расслабляющий сеанс начинается с момента погружение ребенка в сухой бассейн, наполненный маленькими разноцветными шариками. Они полые внутри, а снаружи – твердые и жесткие на ощупь. Когда ребенок ложится в бассейн, каждая его мышца расслабляется. Если сеанс расслабления будет дополнен успокаивающей мелодией и видеопроекциями на стене или потолке, результат не заставит себя ждать. В зоне расслабления каждому пациенту доступно чувство покоя и умиротворения.

В зоне активации создаются все необходимые условия, чтобы ребенок начал двигаться и взаимодействовать с предметами. В ней оборудуются специализированные панели, подвижные элементы, приборы для проведения интерактивных занятий. Важным элементом активационной зоны является сухой бассейн, в котором находятся разноцветные шарики. Это дает возможность полноценному развитию моторики.

В настоящее время комната психологической разгрузки может быть оборудована в школах, детских садах, лечебно-оздоровительных учреждениях, семейных центрах отдыха и развлечения. Кроме того, многие компании обустраивают подобные зоны для своих работников. В учебных заведениях их используют для коррекции психологических и неврологических расстройств и детей. Занятия специалист проводит в форме игры.

В санаториях, больницах, реабилитационных центрах комната разгрузки и активации применяется для подготовки пациентов к операции, физиотерапевтическим процедурам. Занятия помогают снизить у больных невротические и вегето-сосудистые реакции, болевые ощущение, устранить страх.  

Воздушно-пузырьковые колонны

Для обустройства комнаты психологической разгрузки часто используются воздушно-пузырьковые панели и колонны. Они выполняют две задачи – декоративную и стимуляционную. Подобные конструкции часто встречаются в офисах, ресторанах, магазинах, салонах красоты. Психологи уже давно используют данный элемент для оказания помощи людям.

Воздушно-пузырьковые колонны используются для обустройства перегородки помещения на несколько зон и украшения. Психологи уже давно отметили, что в сенсорной комнате такая панель может использоваться взамен аквариума. Наблюдая за пузырьками, перемещением воды человек расслабляется, настраивается на позитивные эмоции. К преимуществам пузырьковой колонны относятся:

·         расслабляющий эффект;

·         эстетичность, безопасность эксплуатации;

·         отсутствие особого ухода и затрат на содержание;

·         демократичная цена;

·         несколько вариаций подсветки для зонирования помещения светом и цветом;

·         источник дополнительного освещения.

Пузырьковая панель может иметь дополнительные опции – звук, изменение цвета. Она помогает преодолеть стресс, депрессивное состояние, усталость, а также создать удивительную атмосферу тепла, уюта, покоя. Полая камера наполнена водой и глицерином. К конструкции подключается генератор воздуха, который наполняет емкость тысячью красивыми пузырьками. Для улучшения визуального эффекта используется разноцветная подсветка. Цвета можно переключать самостоятельно или задать нужные параметры.

Колонна изменяется в цветовой палитре, интенсивности света. Пузырьковая колонна изготавливается из безопасных материалов – акрилового стекла, сотового поликарбоната, а цветовое решение можно подобрать в индивидуальном порядке в зависимости от назначения, дизайна.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Притча как известно пришла

Виды и цели

Сенсорные комнаты направлены на решение многих психологических и эмоциональных задач:

·         уменьшение тревожности;

·         стимуляция органов чувств, которые по каким-либо причинам ослабли;

·         обретение уверенности в собственных силах, красоте;

·         подготовка к проведению реабилитационного периода;

·         заряд позитивными эмоциями;

·         создание хорошо настроенного эмоционального фона;

·         борьба с хроническими болями;

·         уменьшение избыточной активности;

·         преодоление детских страхов, стрессовых ситуаций.

Регулярные занятия в сенсорной комнате помогают ребенку преодолеть стресс, приступы агрессии и конфликтность, снизить утомляемость, а также улучшить внимание, память. У детей быстро развивается мелкая моторика, чувствительность, появляется интерес к познаниям окружающего мира. Расслабляющие сеансы помогают ребенку разрешить проблемы со сном, улучшить его. Немаловажное назначение комнаты – активизация творческого начала, выявление талантов, развитие логики, воображения.

В специально оборудованном помещении можно отдохнуть, играть, прыгать, получать новые знания. Для каждого ребенка будет полезно посещать подобные занятия и игры. При этом сеансы могут проводиться как в группе, так и единолично для отдельного подопечного с учетом его индивидуальных особенностей.

Сенсорная комната в школе, садике и другом специализированном учреждении может быть выполнена в двух вариациях – темная и светлая. У каждой из них есть свои особенности и назначение. Светлая комната направлена на получение от ребенка естественных движений, взаимодействия с элементами, которые могут научить его проявлять правильную реакцию в нестандартных ситуациях и условиях.

Светлые комнаты, как правило, выполняются в ярких, необычных расцветках. Для занятий используются батуты, большие мячи, сухие бассейны, туннельные модули и другие игровые комплексы, которые способствуют не только психоэмоциональному восстановлению, но и спортивной подготовке. Занятия проводятся в игровой форме в активном темпе. Это позволяет ребенку получить новые знания, получить заряд новых положительных эмоций.

Для расслабления человека используются темные сенсорные комнаты. Они направлены на восстановление психологического состояния. Занятия к специальной зоне помогают снять нервное напряжение. Они часто оборудуются в коррекционных школах, учреждениях, в которых живут дети с отклонениями в развитии. Главным оборудованием темных сенсорных комнат являются интерактивные модули, световые панели, фонтаны, мягкие массажные комплексы, проекциями на потолке.

В данном помещении ребенок может восстановить внутреннее равновесие, освободиться от страхов, негативных эмоций, а также побороть агрессию и научиться самообладанию. Занятия помогают обрести новые грани чувств детям, у которых нарушено зрение. Специальные предметы, модули помогают им развивать другие органы чувств и стимулировать зрение. Яркие блики света благоприятно воздействуют на работу зрительных рецепторов, мышц, нервных окончаний.

Чтобы все игры, занятия и процедуры были безопасными, используется элементы мягкой бескаркасной мебели. Диваны, пуфики, кресла-мешки удобны для детей. На них можно лежать, прыгать. Каждый предмет мебели изготавливается из экологически чистых, безопасных материалов и принимает форму человека. Более того, их использование позволяет привнести в аудиторию для занятий уют, комфорт, наполняя помещение теплотой, душевностью.

Источник: https://obektivcentr.ru/stati/sensornaya-komnata-vidy-i-primenenie/

Роль сенсорной комнаты для детей в современном мире

что такое сенсорная комната

Вы знаете, что я очень люблю рассматривать разные направления учебной, воспитательной, развивающей деятельности в детском саду. Мне очень интересно сравнивать, как это устроено в нашем детском саду и есть ли вообще у нас такие новинки, и ваш опыт работы.

Роль сенсорной комнаты в развитии дошкольников просто неоценима, но, к сожалению, пока мало где в ДОУ оборудована такая комната. У нас также в классическом понимании подобной комнаты нет, имеются лишь отдельные элементы предметной среды.

А как у вас с этим обстоит дело?

Среда и методики работы

В сенсорной комнате предусмотрено пять видов сред, в которые окунается ребенок:

1. Зрительная

Зрительная среда предназначена для снятия нервного и мышечного напряжения. Это основной метод воздействия на человека, поскольку около 90% информации мы получаем именно благодаря зрению. Для воздействия на зрение используется свето- и цветотерапия.

Так, светотерапия особенно эффективна в осенне-зимнее время года, когда людям не хватает света и от этого наступает депрессия.

Светотерапия призвана улучшить иммунное состояние человека, нормализовать уровень гормонов, а также она ответственна за передачу информации в организме между клетками, тканями и органами.

В цветотерапии используется закон влияния цвета на наше настроение, например, синий и зеленый цвета успокаивают, снимают напряжение. Вы же помните, что в каждом детском саду и в школе раньше стены были окрашены именно в эти цвета. И это не случайно. Возможно, и сейчас где-то применяют эту методику. И так у каждого цвета стоит своя задача.

2. Тактильная

Тактильная среда дает возможность получить новые ощущения и способствует развитию тактильной чувствительности. Благодаря ей ребенок учится не путать свойства предметов и тренирует зрительно-моторную координацию.

3. Мягкая

Мягкая среда предназначена для создания ощущения уютного и комфортного пространства. В ней чувствуется безопасность. Идеально подходит для выполнения задачи релаксации.

4. Звуковая

Звуковая среда предусматривает спокойную музыку, которая часто объединена со световыми эффектами. Это совместное влияние придает расслабление и чувство покоя. Осуществляется стимуляция зрительных и слуховых рецепторов, появляется исследовательский интерес.

5. Воздушная

Воздушная среда, или ароматерапия, воздействует запахами, преимущественно это влияние запахов природы и натуральных эфирных масел на организм человека в соответствии с имеющимися болезненными состояниями или отклонениями в развитии. Каждый аромат имеет свое влияние на органы или системы человека.

Если хотите узнать больше по теме, то для самообразования рекомендую курс повышения квалификации «Работа педагога-психолога в условиях сенсорной комнаты» объемом 72 часа и такой же курс здесь по более привлекательной стоимости.

Элементы сенсорной комнаты для развития восприятия

В сенсорной комнате используется ряд приспособлений, которые оказывают неоценимую помощь в познании окружающего мира в раннем детстве. Они актуальны как в познавательном аспекте, так и в целях реабилитации:

  1. Световой стол предназначен для развития воображения, способствует созданию хорошего настроения, снимает психическое и эмоциональное напряжение, настраивает на развитие сенсорной моторики, развивает и левое, и правое полушарии мозга. С помощью данного элемента можно рисовать разными способами: обеими руками, ладонью, кулаком и т.д.
  2. Тактильная среда представлена чаще всего сухим бассейном. Он используется с целью развития тактильной чувствительности и вестибулярного аппарата.Дети получают положительные эмоции, укрепляют опорно-двигательный аппарат, а к тому же дополнительно получается эффект закаливания. С одной стороны, происходит лечебно-профилактическое занятие, а с другой — всего лишь забавная игра для детей. Таким упражнения, как ныряние, велосипед, перекаты способствуют снятию мышечного тонуса.
  3. Очень интересный элемент, которым можно оснастить сенсорную комнату — это сухой душ, который также отвечает за тактильное восприятие и тренировку координации движений. Потоки разного цвета помогают учиться правильно ощущать себя в окружающем пространстве.
  4. Пузырьковые колонны с рыбками заряжают положительным настроением, развивают навыки коммуникации, стимулируют зрительные и тактильные рецепторы, помогают закрепить понятие цвета, оказывают расслабляющее действие.
  5. На стену можно повесить зеркало с подсветкой ультрафиолетом. Оно призвано снять стресс, настроить на позитивный лад. Также помогает в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. С помощью такого зеркала можно проводить много игр на тренировку личностной готовности к обучению в школе.
  6. Фибероптические нити — направлены на снятие стрессового состояния, развивают моторику и тактильные ощущения. Воспитанники могут переплетать нити разными способами, заплетать косы. При этом даже происходит улучшение зрения.
  7. Фонтан со светящимся шаром предназначен для снятия психоэмоциональной нагрузки, способствует развитию слухового и зрительного восприятия, улучшает настроение.

Также рекомендую в качестве руководства использовать это пособие — «Коррекционно-развивающие занятия с детьми 5-7 лет. Полифункциональная интерактивная среда тёмной сенсорной комнаты. Сказкотерапия. Игротерапия» и оно же здесь.

Роль сенсорной комнаты в работе с детьми с ОВЗ

Как и обещала выше, напишу немного о том, чем помогает сенсорная комната в работе с детьми с ОВЗ. В принципе, она и была запланирована изначально для детей с отклонениями в развитии. И придумали их в 1970 году в Нидерландах врачи, которые работали в реабилитационных центрах с детками с ДЦП или с психоневрологическими расстройствами. Несмотря на то, что оборудование таких комнат тогда было примитивно, они давали положительный результат.

Итак, использование сенсорных комнат помогает решению следующих задач в процессе коррекционной-развивающих занятий:

  • профилактика нагрузок в психофизической и эмоциональной сферах;
  • создание хорошего настроения;
  • выработка восприятия цвета, звука, ритма собственных движений;
  • снижение уровня тревожности, переключение негативной энергии в нужное русло;
  • формирование правильной самооценки, работа со своими страхами и агрессией;
  • развитие памяти и речи, умения фантазировать и нестандартно мыслить.

В завершение статьи хочу порекомендовать еще несколько пособий:

  • «Игровые сеансы с детьми раннего возраста и детско-родительскими парами. Комплексы игровых упражнений и действий» и программа для установки через Интернет;
  • «Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Рекомендации»;
  • «Социальная психология» в электронном виде — для педагогов и умных студентов.

Источник: https://metodbv.ru/rol-sensornoj-komnaty/

Для чего нужна детская сенсорная комната?

Гармоничное развитие детского организма невозможно без положительного влияния на его нервную систему. Сенсорная комната в ДОУ формирует вокруг малыша умиротворенную атмосферу. В таком пространстве дошкольники успокаиваются и полноценно отдыхают. Подобный эффект производится за счет оборудования с различными видами стимуляторов, воздействующих на органы слуха, зрения, обоняния и осязания.

Функции сенсорной комнаты в детском саду и школе

Психику ребенка можно направить в нужно русло, если вовремя воспользоваться возможностями специальных релаксирующих помещений. Регулярные занятия в таком помещении обладают рядом преимуществ:

Каким детям необходим кабинет психологической разгрузки?

По своему назначению сенсорная комната подходит как здоровому, так и ребенку с рядом отклонений. Не все дети, достигшие школьного возраста, хорошо адаптированы к окружающей среде. Одни чрезмерно активны, эмоциональны, агрессивно настроены, другие напротив – замкнуты, имеют заторможенные реакции. У кого-то имеются зрительные или слуховые нарушения.

Сенсорные комнаты в образовательных учреждениях уже с первых классов корректируют все недостатки, связанные с гибкостью мышления и речевым процессом. Школьник с помощью педагога-психолога учится справляться со стрессом и обучается адекватному восприятию критики со стороны других людей.

Полезные свойства интерактивной комнаты

В необычном помещении дети смогут побороть свои недостатки, получить удовольствие от соприкосновения с волшебными предметами. Разгрузочный кабинет даст им возможность услышать шум водопада и пение птиц.

Ребенок увидит над собой полное тайн и загадок звездное небо, понаблюдает за обитателями воображаемого леса и подводного мира, сможет взобраться на гору, плюхнуться в сухой бассейн, порисовать песком на столе и т.д. В подобных условиях можно делать все, что угодно.

Оборудование организовано таким образом, чтобы максимально обезопасить маленьких детей и подростков от получения травм.

Источник: https://kladzdor.ru/articles/detskoe-zdorove/dlya-chego-nuzhna-detskaya-sensornaya-komnata/

Что такое сенсорная комната?

Олег Мальцев

Краткое содержание статьи:

Все болезни от нервов С каждым годом все больше и больше людей приходят к этой простой и гениальной мысли. Кто-то успокаивает свою душу в спортзале, кто-то – в объятиях с бутылкой. Вероятно, и те, и другие даже не знают о существовании такого чуда, как сенсорная комната. Что это, будет не лишним знать обитателям исполненных стресса городских джунглей.

Для чего нужна сенсорная комната?

Это место, в котором созданы все условия для психоэмоциональной разгрузки. Помимо достижения эффекта релаксации, удается помочь в исцелении таких заболеваний:

  • Функциональные патологии высшей нервной деятельности, характеризующиеся астеническими или истерическими проявлениями;
  • Проблемы в социализации детей;
  • Психические травмы различной природы (всевозможные фобии, закрытость от общества);
  • Хроническая депрессия и длительное психическое перенапряжение;
  • Девиантное поведение детей-подростков (агрессия, замкнутость, социофобия и др.);
  • Патологии чувствительности;
  • Задержка умственного развития детей;
  • Проблемы с координацией движений;
  • Психологические травмы лиц, переживших насилие;
  • Непроизвольные мышечные сокращения;
  • Различные речевые осложнения (в том числе заикание).

В некоторых медицинских учреждениях данная терапия применяется также в рамках мероприятий по подготовке пациентов к операциям или к родам.

Направления воздействия на чувствительность

Согласно наиболее распространенной классификации, у человека выделяют пять основных чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Чтобы успокоительное действие было максимальным, необходимо охватить чувственную сферу человека практически полностью:

  1. Прежде всего, это светотерапия, поскольку почти 9/10 информации мы воспринимаем именно благодаря глазам. Она особенно помогает при сезонных депрессиях, вызванных недостатком солнечного света и дефицитом в организме витамина D;
  2. Немало удовольствия способны доставлять и мелодии. Чаще всего применяются классические музыкальные композиции, условно разделенные на три категории: релаксирующие, возбуждающие и смешанного типа. Нередко в динамики подаются непринужденные звуки природы;
  3. Еще одно направление воздействия идет через нос. Запахи ароматических масел, цитрусовых, некоторых растений благотворно воздействуют на настроение;
  4. Хождение по сыпучим материалам босиком позволяет достичь расслабления мышц ног;
  5. Вкусовые рецепторы совершенно не затрагиваются, но технологии находятся на этапе активного развития.

В данном видео будет психолог Анна Воронина покажет, как устроена детская сенсорная комната в интернате:

Особенности использования методики

Наибольшая эффективность возможна только при неукоснительном соблюдении следующих простых правил:

  • Разрешается на первых порах присутствие на сеансе одного из родителей ребенка. Тем самым снижается беспокойство от присутствия в новом незнакомом месте;
  • Начальные упражнения проводятся с полностью отключенными сенсорами. В противном случае слишком большое количество возбудителей вызовут лишь негативные переживания. Только постепенно, шаг за шагом, задействуют новые каналы восприятия;
  • Общая продолжительность пребывания ограничивается 40-45 минутами. При быстрой возбудимости хронометраж должен быть скорректирован в сторону уменьшения;
  • Запрещено производить лечение людей с глубокой умственной отсталостью, а также больных инфекционными недугами (для безопасности остальных посетителей и медперсонала);
  • Высокой осторожности требует исцеление эпилептиков. Категорически воспрещена интенсивная светотерапия и агрессивное звуковое сопровождение.

Как создать экосистему своими руками?

Специализированная медицинская техника подобного рода стоит недешево. Но воспроизвести нечто аналогичное можно и в домашних условиях при наличии большого желания:

  • Перво-наперво, требуется определиться с местоположением «кабинета для отдохновения». Вариантов может быть два: отдельное помещение в квартире или огороженная ее часть;
  • На обоях лучше не экономить: следует купить модели подороже, с изысканным и разноцветным рисунком. Можно остановить свой выбор на фотообоях или шелкографии;
  • Шторы или гардины на каждом окне должны иметь уникальное цветовое оформление. Например, на одном синие, на втором – красные и т. д.;
  • При подборе оттенков требуется проявлять особую внимательность. Теплая часть спектра (оранжевый, красный) возбуждают всю чувственную палитру. Холодные оттенки (зеленый), наоборот, умиротворяют;
  • В качестве дополнительных аксессуаров можно поставить кресло-качалку, мини-фонтан, аквариум с маленькими разноцветными рыбешками;
  • Завершающим штрихом будет небольшой вентилятор, создающий иллюзию легкого ветерка.

Сенсорная комната для детей с ограниченными возможностями

Технология находит широкое применение при лечении и облегчении состояния детей-инвалидов:

  • Перед началом курса процедур рекомендуется проконсультироваться со специалистом. В ряде случаев продолжительность одной сессии придется ограничить более чем в два раза: до 10-15 минут;
  • При слуховых патологиях помогают примитивные музыкальные игрушки, колокольчики и погремушки. Обязательно, чтобы высота и интенсивность звука у них была различной;
  • При проблемах с координацией приходят на помощь пузырьковая колонна, световой шар и световая лестница (напоминает светофор большим количеством ламп);
  • Корректировка проблем тактильного свойства производится с помощью массажных игрушек. Если ребенок отказывается брать ее в руку, необходимо его успокоить и погладить;
  • Психоэмоциональные отклонения у дошкольников излечиваются путем непосредственного общения. В процессе разговора рекомендуется постоянно улыбаться, произносить ласковые слова для малыша, называть его по имени как можно чаще.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как быстро вылечить насморк

Коррекция проводится как индивидуально, так и в небольших группах. Возрастных ограничений нет (допускаются даже годовалые малыши).

Здесь тепло и приятно, как в уютный летний вечер. Дует легкий ветерок, издалека доносятся приятные запахи, на заднем фоне играет чарующая расслабляющая музыка. И все это великолепие – нет, не на Средиземном море, а – доступно во многих городах нашей страны. Имя ему – комната. Что это, если не рай, куда может попасть абсолютно каждый.

как устроена сенсорная комната для психологической разгрузки?

В этом ролике психолог Алексей Щербаков расскажет про собственную разработку – сенсорную комнату психологической разгрузки для взрослых:

Источник: https://znay.co/119-sensornaya-komnata-chto-ehto.html

Польза сенсорной комнаты для детей и особенности ее оборудования

Сенсорной комнатой называют особую интерактивную зону, помогающую расслабиться, снять стресс и отдохнуть, проводя время за интересными занятиями. Предлагаем познакомиться с ней поближе.

Какими бывают помещения для сенсорной терапии?

Существует 2 основных вида комнат для расслабления и психоэмоциональной разгрузки детей.

Релаксационные

Обычно в таких помещениях имеются мягкое напольное и настенное покрытия — все поверхности застелены матами и подушками. В интерьере присутствуют кресла-качалки, сухой бассейн с пластиковыми светящимися шариками. Освещение в этой зоне слегка приглушено, обладая эффектом звездного неба. На потолочных конструкциях развешиваются зеркальные шары, блестящий дождь. Зачастую обстановка дополняется музыкальным сопровождением.

Активационные

Данные комнаты полностью покрыты тактильными панелями (пузырьковыми вибрационными трубками, массажными ковриками и приборами со светооптическими эффектами). В активационной комнате присутствуют пупырчатые фитболы, зеркала, визуально изменяющие размер площади. Периодически здесь включается яркое разноцветное освещение, создающее праздничную атмосферу.

специальное оборудование используется для активации или релаксации детей

Какое оборудование требуется для проведения занятий?

Для полноценных занятий в сенсорном помещении потребуются особые предметы.

Мягкие фигурки

Для правильной организации тактильной среды необходимы специальные мягкие геометрические фигурки: квадратики, прямоугольники, круги или полукруги. На них можно не только посидеть, но и построить из них что-нибудь интересное. Также очень часто в сенсорной комнате можно увидеть подушки, сделанные в виде животных. Данные элементы создают атмосферу уюта и комфорта.

Воздушно-пузырьковая колонна

Такое устройство применяется для стимуляции органов зрения, тактильных ощущений и эмоциональной разгрузки. Оно выполнено из прочного, закаленного стекла, которое наполнено чистой, дистиллированной водой. Под влиянием воздушного напора появляются пузырьки, подсвечивающиеся светодиодными лампочками.

Сухой бассейн

Для установки данного элемента необходимо выбрать обычный надувной бассейн, наполнив его пластмассовыми шариками небольшого диаметра (до 10 см). Его можно использовать для мышечной релаксации, отдыха, а также для активных развивающих игр. За счет занятий на таком снаряде ребенок научится понимать свое тело, контролировать эмоции, высвобождая излишки гиперактивной энергии. Постоянное контактирование тела с шариками оказывает благоприятное воздействие на нервную систему малыша.

Массажные предметы

Сюда можно отнести различные фитболы и рельефные коврики, которые способствуют снижению психоэмоционального напряжения. Они используются для проведения активных игр, а также для расслабления и отдыха.

Световые элементы

Главными источниками света в тактильном помещении являются настенный и напольный ковролин, оснащенный оптоволокном, светодиодные проекторы, подвесной потолок со светящейся лентой, флуоресцентные рисунки, фосфорные детали. Все они способствуют развитию зрительных ощущений, концентрации внимания, а также исследовательского интереса.

световые элементы в комнате

Сенсорная панель

Данный элемент необходим для улучшения зрения и слуховых рецепторов, мыслительной деятельности, общего представления мира, творческих способностей, а также для выработки и тренировки логического мышления.

Для создания сенсорной панели применяются разнообразные зрительные эффекты — цветовые решения (например, радужное покрытие стен) и световые уловки. Также очень часто используют современные проекторы, подключаемые к компьютеру.

При помощи этого достаточно просто оживить пространство комнаты, сделав его необычным и интересным для ребенка.

Сухой душ

Простым и одновременно эффективным элементом является сухой душ. За счет него ребенок учится правильно воспринимать окружающее пространство. Данная деталь выполнена в виде небольшого шатра со множеством атласных ленточек, закрепленных на горизонтальной платформе. Малыш может трогать ленточки руками, проходить через них, будто бы через струи водопада или дождя.

Кресло-мешок

Рассмотрим еще один невероятно полезный элемент сенсорной комнаты — мешкообразное кресло с наполнителем из сухих гелиевых гранул. При любом положении тела ребенок будет чувствовать себя комфортно и удобно. А внутренний наполнитель оказывает точечный массажный эффект. Такое кресло всегда должно присутствовать в тактильном помещении профессионального психолога.

Музыкальное сопровождение

Во время занятий с ребенком обязательно звучание спокойной и мелодичной музыки. Для этой цели подойдут:

  • классические произведения (Баха, Бетховена, Чайковского);
  • специальные аудио-нарезки для релакса и расслабления;
  • музыка для медитации;
  • природные звуки (дождя, пения птиц, шума деревьев, крики дельфинов или чаек);
  • колокольный звон;
  • записи со звуком от хрусталя или металла.

Ароматерапия

Сверхэффективным дополнением для проведения релаксационных уроков является использование ароматерапевтического оборудования — аромасвечей, аромаламп или специальных подвесок с пряными травами. Считается, что разные ароматы влияют на определенные зоны детского организма, улучшая их работу.

Тонизирующий и освежающий эффект оказывают:

  • грецкий орех;
  • ель;
  • душица;
  • календула.

Для того, чтобы устранить депрессивное настроение и уменьшить невротическое расстройство, используются:

  • мята;
  • мелисса;
  • чайное дерево;
  • лаванда.

Стимуляция иммунной системы производится за счет эфирных масел:

  • ромашки;
  • эвкалипта;
  • сосны;
  • ели;
  • аниса.

кроме игрушек и других специальных предметов в комнате используется ароматерапия и музыка

Показания к посещению комнаты

Сенсорные занятия назначаются специалистами (неврологом, педиатром, психологом) при следующих отклонениях и заболеваниях, имеющихся у ребенка:

  • неврозы различной этиологии;
  • психическо-адаптационные расстройства;
  • страхи, фобии, замкнутость в себе;
  • соматические болезни;
  • склонность к депрессии, стрессам и сильным эмоциональным переживаниям;
  • агрессивное поведение;
  • повышенная гиперактивность;
  • нехватка внимания со стороны родителей;
  • резидуальный синдром;
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • аутизм в легкой форме;
  • мочевое недержание;
  • заикания;
  • нервный тик.

Польза

Развивающие занятия для детей в сенсорной комнате могут проводиться в группах по несколько человек, а также в индивидуальном порядке. Всего после нескольких посещений можно заметить следующие положительные результаты:

  • развивается мелкомоторная функция и тактильность ощущений;
  • улучшается эмоциональное настроение;
  • корректируется работа опорно-двигательного аппарата, координации внимания и зрения;
  • происходит становление логического мышления;
  • повышается стрессоустойчивость;
  • снимается психологическая нагрузка.

занятия в комнате учат ребенка концентрироваться и расслабляться, отвлекают от стресса

Противопоказания

Единственными ограничениями к посещению занятий данной направленности являются:

  • врожденная олигофрения;
  • эпилептические приступы;
  • хронические инфекционные болезни;
  • психоневротические расстройства, лечение которых возможно исключительно с применением сильнодействующих психотропных лекарственных средств.

Примерный план занятия

Занимательные уроки в сенсорной комнате проводятся по определенному алгоритму.

  • Приветствие — педагог просит детей поздороваться друг с другом, рассказав о себе пару слов (имя, сколько лет).
  • Сеанс релаксации — сюда относится цветотерапия, прослушивание музыкальных композиций, ароматерапия и точечный массаж.
  • Игры с применением сенсорных элементов и деталей.
  • Подытоживание занятия — детки рассказывают, что узнали нового и чему научились.

сухой бассейн с шариками и подсветкой

Космическое судно

Данная игра укрепляет и развивает координацию и пространственную ориентацию. Педагог предлагает ребенку или группе детей представить себя, летящими на огромном космическом судне. Он просит ребят посмотреть в иллюминатор и посмотреть на нашу планету, находящуюся вдалеке. Сначала детки должны рассмотреть близко расположенный круг, а затем резко перевести взгляд на тот, что находится подальше.

Золотая рыбка

Такая игра обязательно проводится в группе из нескольких детей. Она помогает зарядить малышей положительными эмоциями, сплотить ребят и научить их работать в коллективе. Для проведения упражнения используется пузырьковая колонна. Педагог вместе с детьми встают вокруг снаряда. Ребята могут выбрать определенный разноцветный пузырь и отслеживать его движение снизу-вверх.

Звездное небо

Обучение правильному восприятию цветовой гаммы, создание благоприятного эмоционального фона, развитие социализации и коммуникативных навыков можно получить за счет интересного упражнения «Звездное небо». Взрослый просит юного пациента поднять голову на потолок. Он включает проектор со звездами. После 2-3 минут наблюдения начинается обсуждение увиденных оттенков.

Солнечный зайчик

Взрослый включает зеркальный шар, рассеивающий на полу множественные блики. Свет в комнате должен быть приглушенным. Звучит ритмичная, но легкая музыка, тонизирующая нервную систему и вызывающая положительные эмоции. Детки будут ловить зайчиков, топая ножками, и хватая их ручками.

Мои ощущения

Психолог подбирает различные музыкальные композиции и начинает поочередно их воспроизводить. После каждой прослушанной мелодии педагог спрашивает у ребенка о тех эмоциях, которые он испытывал в момент звучания музыки. Этот метод учит правильно воспринимать собственные чувства и эмоции.

Косичка

Для проведения занятия понадобится световой фонтан, косичка из лоскутов и звук льющейся воды. Детки усаживаются рядом друг с другом. Слушают природный приятный шум и перебирают ручками косу, пытаясь ее заплести.

Фантазия

Данное упражнения может проводиться как в группе, так и с одним ребенком. Психолог просит малыша придумать какую-нибудь интересную историю, и, используя элементы помещения, попробовать ее изобразить.

Сенсорная комната — инновационное изобретение современных психологов и детских педагогов. Оно помогает малышу справиться с различного рода расстройствами и заболеваниями. Посещение таких занятий разрешается только по направлению специалиста или врача-педиатра.

Источник: https://mixfacts.ru/articles/polza-sensornoj-komnaty-dlya-detej-i-osobennosti-ee-oborudovaniya

Сенсорная комната: что это и для чего нужно?

У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П.

Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).

Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.

Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.

Сенсорная комната — что это?

Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека.

Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов.

К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.

Классификация стимулов

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.

Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.

Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.

Виды сенсорных комнат

Релаксационная сенсорная комната

Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами.

Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом  (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь).

Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.

Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.

Активационная сенсорная комната

Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании).

Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи.

Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.

Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.

Для чего нужна сенсорная комната?

Показаниями  к занятиям в сенсорной комнате могут служить:

  • неврозоподобные состояния,
  • адаптационные расстройства,
  • нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
  • психосоматические заболевания,
  • стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
  • мышечное напряжение,
  • нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания,
  • ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
  • задержка речевого и психомоторного развития,
  • резидуально-органические поражения ЦНС,
  • нарушения двигательных функций,
  • легкие формы аутизма,
  • энурез и энкопрез,
  • нервный тик,
  • заикание.

Где и как применяются сенсорные комнаты?

В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто написал новый завет

В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.

В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.

В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.

Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.

Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом.

Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.

Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

Заключение

Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.

Источник: https://azbyka.ru/zdorovie/sensornaya-komnata-chto-eto-i-dlya-chego-nuzhno

Статья Сенсорные комнаты психологической разгрузки

Значение слова  сенс это – «чувство», «ощущение». Уникальная sensory среда воздействует на все воспринимающие системы организма (обонятельную, зрительную, слуховую, тактильную, вестибулярную, проприоцептивную, интероцептивную и д.р.

), обеспечивая при этом замечательный терапевтический эффект. Это стимулирование «информационных входов» организма очень полезно для детей и взрослых.

Именно из-за этих удивительных свойств сенсорная комната психологической разгрузки или реабилитации восстанавливает психическое и физическое здоровье.

Сегодня использование сенсорного оборудования для комнат психологической разгрузки получает всё большее распространение в самых разных областях нашей жизни: и в медицине, и в детских учреждениях, и в школах, и даже в быту.

Сенсорная комната (комната психологической разгрузки) представляет собой особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды. Специально подобранное оборудование позволяет создать оригинальное реабилитационное и коррекционное пространство в детских учреждениях, улучшить лечебно-профилактическую базу, повысить качество и объём образовательных и медико-психологических услуг. Использование таких факторов как световые и цветовые, музыкально-звуковые и ароматерапевтические эффекты, способствует быстрому достижению состояния релаксации, то есть в течение одного сеанса пребывания в сенсорной комнате (15-25 минут в зависимости от возраста пользователей) у детей снижается нервное и мышечное напряжение, возникает состояние расслабленности, умиротворения и защищённости, что является благоприятным фоном для коррекционной работы с детьми. Вместе с тем, различные эффекты сенсорной комнаты удерживают внимание детей, возбуждают интерес и исследовательскую активность.

Сенсорная дорожка универсальная для стоп и рук

Разноцветные сенсорные мешочки с различным наполнителем 7 видов надёжно закрепляются на «дорожке» при помощи контактной ленты. Детям предлагается ходить по дорожке без обуви, ощупывая поверхностью ступни содержимое мешочков и определяя, что лежит в мешочке (мягкий пух, твёрдые шарики, холодные камешки и т.д.

) Пособие предназначено для создания положительного эмоционального настроения у детей во время занятия, усиления тактильной чувствительности. Изделие способствует развитию мышц стопы и профилактике плоскостопия. Мешочки с наполнителем, благодаря потайной застежке, можно с успехом использовать для развития мелкой моторики кисти руки по принципу «волшебного мешочка».

Игры и занятия с использованием «Сенсорной дорожка» повышают уровень сенсорного развития.

Мягкий коврик со следами

Разноцветные съемные «следы» надёжно закрепляются на коврике-дорожке при помощи контактной ленты. Детям предлагается ходить по дорожке без обуви по следам, точно повторяя их направление. 

Изделие предназначено для развития мышц стопы, усиления тактильной чувствительности, для профилактики плоскостопия. Занятия на «Мягком коврике со следами» способствуют формированию координации движений и профилактике плоскостопия, а также созданию положительного эмоционального настроения у детей  с ограниченными физическими возможностями.

Позиционное оборудование (кресла для релаксации, подушки, подушки-трапеции, маты насыпные и прочее)

Подушки, кресла-подушки, маты,  заполненные мягкими полистироловыми шариками,  являются наиболее комфортабельной «мебелью» для комнаты психологической разгрузки и сенсорной комнаты. Эти изделия облегают тело пользователя, повторяя его контуры, а также фиксирует выбранное положение, благодаря чему достигается  максимальное расслабление мышц, снятие мышечного напряжения  и полноценный отдых.

Звукоактивированное тактильно-игровое панно

Панно предназначено для индивидуальных и групповых игр и занятий в целях формирования познавательной активности, конструктивных и декоративно-художественных умений, творчества, положительных эмоций, а также для развития речи, совершенствование зрительно-моторной координации у детей (подростков; пользователей с нарушениями психического и физического здоровья), развитие внимания, усидчивости, умения ориентироваться на вертикальной плоскости. 

С  помощью комплектующих элементов дети могут создавать тематические объёмные «картины», например, с участием Ёжика: «Весна», «Лето», «Осень» (по образцу или по заданию психолога, воспитателя), «нарисовать»  картину по собственному замыслу, придумать рассказ о Ёжике и т.п.

Аквалампа с подсветкой и рыбками

Аквалампа используется для создания положительного эмоционального настроения, способствующего  психологической разгрузке, а  также для   реабилитации детей   с нарушениями зрения и психомоторными отклонениями.

Воздух, проходя через воду, создает поток поднимающихся вверх воздушных  пузырьков, цветная подсветка воды  усиливает эстетическое восприятие непрерывного движения  воздушного потока и разноцветных рыбок в  прозрачной колонне аквалампы.

Прибор для увлажнения воздуха «Цветной туман»

«Водяной туман» образуется при помощи ультразвука. Возможно использование для ароматерапевтических процедур. Обеспечивает специальные световые эффекты. 

Светильник «Фонтан света»

Светильник   создает красочные световые эффекты. Струи  «фонтана» мерцают в темноте завораживающим   цветом,  медленно вращаются,   погружая  детей в сказочный мир. Созерцание «фонтана» способствует концентрации внимания,  вызывает положительные эмоции. Занятия сопровождаются специально подобранной релаксационной музыкой.

«Волшебная нить» с контроллером

«Волшебная нить» со специальными световыми  эффектами используется для создания положительного эмоционального настроения, с помощью «нити» можно выкладывать на полу различные фигуры, необходимые для групповых и индивидуальных занятий:  светящиеся дорожки, ручейки, лабиринты и пр. Прибор способствует значительному повышению интереса детей  к занятиям в сенсорной комнате. 

Световая панель  «Рисунок на песке»

Рисование на песке  способствует сенсомоторному развитию детей, формирует способность к манипуляциям одновременно двумя руками, интеграцию движений рук и глаз, формирует нетрадиционные для изобразительной деятельности мышечно-двигательные ощущения.

Специальные световые эффекты панели «Рисунок на песке», яркие цвета подсветки создают атмосферу ожидания чуда,  способствуют снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя, стимуляции ослабленных зрительных функций.

Рекомендуется проводить занятия по рисованию на песке при выключенной панели, в конце работы включать панель и гасить свет в сенсорной комнате, чтобы предоставить детям возможность провести корректировку  рисунка и насладиться своим творчеством в более эффектной обстановке.

Дети могут рисовать пальцами рук или использовать для рисования стеки, круглые формочки, которыми сдвигают сыпучий материал в нужном направлении. Вместо предлагаемого в комплекте дроблёного камня  можно использовать любой мелкий сыпучий материал. Желательно сопровождать занятия специально подобранной мотивационно-образной или фоновой музыкой, которая усилит   эффективность использования  данного оборудования.

Световое интерактивное панно  «Лето у моря»

Панно со специальными световыми эффектами способствуют снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя, стимуляции сенсорных и коммуникативных  функций.  Яркие цвета, ассоциативные фигуры (море, солнце, разноцветные рыбки) вызывают в памяти приятные воспоминания, мечты о лете, и желание поделиться ими с другими детьми или психологом. Панно используют в затемнённом помещении в сопровождении музыки для релаксации.

Световая сеть с контроллером

Сеть с мини-электролампами  со специальными световыми эффектами «Звездного неба» способствуют снятию психоэмоционального напряжения, усилению положительного эмоционального настроя, стимуляции ослабленных зрительных функций.

Наблюдение за мерцающим «звёздным небом» успокаивает и «завораживает», отвлекая от негативных  переживаний. Релаксационная музыка  и удобное позиционное оборудование усиливают реабилитационный эффект  данного оборудования. 

Массажные мячи и мячи-гиганты

В комнатах психологической разгрузки и сенсорных комнатах гимнастические мячи-гиганты, массажные мячи успешно используются в качестве дополнительного оборудования для мышечной релаксации.

Источник: https://www.maple.ru/article/index.php?ELEMENT_ID=14108

Сенсорная комната: типы и назначение

Понятие “сенсорная комната” впервые было введено Марией Монтессори (итальянский врач, ученый, педагог). С точки зрения Монтессори — это среда, насыщенная автодидактически материалом для занятий детей.

Сама же идея искусственной стимуляции восприятия в специально созданной среде зародилась в Голландии более 40 лет назад.

Сенсорная комната психологической разгрузки предназначена для релаксации, наполнения энергией, обучения, развития и может стать отличным инструментом для пробуждения чувств путем действий и экспериментов. В зависимости от методологии, может применяться для стимуляции и развития детей, в т.ч. с аутизмом, людей с ограниченными возможностями, пожилых людей, а также с теми, чья профессия связана с высокой нервной или умственной нагрузкой.

Возможна работа в двух направлениях — используя непрямую терапию, во время которой терапевт/методист только наблюдает за пациентом, или прямое воздействие, когда специалист направляет действия пациента.

Несколько десятилетий комнаты психологической разгрузки используются психологами для снятия стресса и психологических травм у взрослых, для обучения и лечения детей с отклонениями в умственном и физическом развитии. 

:

Сенсорная комната в детском саду и школе

Нужна ли сенсорная комната в школе или ДОУ для обычных детей? Так ли она необходима детям, посещающим детский сад и еще не знающим слова “стресс”?

Для того, чтобы аргументировать положительный ответ на этот вопрос, рассмотрим используемое оборудование и чем оно может помочь детям.

Простейшая сенсорная комната в детском саду — это помещение с сухим бассейном, воздушно пузырьковыми трубками, мягким или тактильным оборудованием. “Купание” в разноцветных шариках бассейна помогает развивать моторику и улучшать реакцию, снимать излишнюю эмоциональность. Положительное действие оказывается сразу на несколько важнейших органов.

  • Вестибулярный аппарат: хаотичные перемещения шариков при движениях ребенка создают эффект средний между плаванием и состоянием невесомости. Попытки удержать равновесие развивают скорость реакции и устойчивость.
  • Зрение: плавно меняющаяся интенсивность освещения и смена цветов помогают выработать безболезненную реакцию глаз на меняющуюся интенсивность освещения.
  • Слух: тихая приятная мелодия снизит влияние обычного шумового фона, научит различать чуть заметные оттенки звука.
  • Тактильные ощущения: при игре в бассейне, шарики будут мягко массировать активные точки на коже, стимулируя их и улучшая восприятие прикосновений к предметам.

В последние годы сенсорная комната в кабинете психолога являются неотъемлемой частью при работе с детьми-инвалидами, аутистами и с проблемами адаптации в большом коллективе.

Занятия направлены на достижение баланса системы чувств человека. Лечение детей-инвалидов и с диагнозом “аутизм” включает: 

  • ароматерапию
  • светотерапию
  • звукотерапию
  • сенсорную интеграцию 
  • релаксацию

Приглушенный свет создает атмосферу частичной изолированности от окружающих и привыкание к совместным играм проходит быстрее.

Тактильные или интерактивные панели, установленные в комнате, помогут пробудить интерес даже у самых пассивных малышей и сделать процесс обучения незаметным и желанным. У детей быстрее развивается воображение, улучшается память.

Благодаря занятиям в сенсорной комнате релаксации у детей с диагнозом “аутизм” появляется интерес к исследовательской деятельности, развивается мелкая моторика, корректируются нарушения движения и возникает положительный эмоциональный фон.

Школьникам комнаты психологической разгрузки с фиброоптическими изделиями помогут снять напряжение и создадут в помещении одновременно расслабляющую и праздничную обстановку. Эмоциональное состояние ребенка после занятий улучшается, и он снова готов сконцентрировать все внимание на занятиях.

Можно сделать вывод, что сенсорная комната в детском саду или школе, это не роскошь, а необходимость. Она поможет детям:

  • снизить утомляемость, а значит, сохранить интерес к обучению и развитию;
  • предотвратить вероятность появления страхов или агрессивности;
  • проявить пока еще скрытые способности;
  • развить музыкальный слух и восприятие цветов

Типы сенсорных комнат:

Сенсорные комнаты бывают различных типов, но они имеют единые задачи — восстановить внутреннюю гармонию и гармонию с окружающим миром, душевное равновесие, разгрузить и укрепить нервную систему. С точки зрения видов активности делятся на 2 вида:

  • пассивные: объект находится в среде, которая стимулирует его чувства
  • активные: в них предполагается участие пользователя в обучении/расслаблении (причина-следствие)

С точки зрения материалов и экипировки, комнаты психологической разгрузки делятся на 3 типа: светлая, темная сенсорная комната, а так же игровая.

В сенсорных комнатах используется как тактильное, так и световое оборудование. Наибольшему расслаблению также способствует использование ароматерапии и музыки.

Светлая сенсорная комната

Тут преобладает дневной свет.

Светлые сенсорные комнаты чаще используютя в развлекательных центрах, детских садах, школах. Оборудование в таких помещениях монтируется яркое, красочное, предназначенное для активных игр и занятий.

Пример изделий, рекомендованных для светлой комнаты:

  • панели для игровых зон (“Цветные стеклышки”, “Калейдоскоп”, “Тактильные ячейки”, “Лабиринт” и т.д.)
  • игровой комплекс “Домик”
  •  “кресло-лепесток”
  • ·мягкие игровые наборы: “Маленький гимнаст”, “Арка”, “Камушки”, “Полоса препятствий”, “Городок”, “Бассейн”, “Уголок”.
  • развивающее оборудование для подвижных игр: колесо-трансформер, лестница-мостик, лабиринты для опорно-двигательного аппарата.
  • развивающее обучающее оборудование: стол-мозаика, мольберты, ширмы (“За кулисами”, “Кукольный театр”, “Цветные фишки” и пр.)

Темная сенсорная комната

Её характеризует наличие световых элементов, которых обычно нет в светлых комнатах. Главной задачей темной сенсорной комнаты является расслабление, стабилизация псхиоэмоционального состояния. Она является одним из важнейших средств для коррекции и реабилитации.

Занятия в сенсорной комнате — важнейшая часть реабилитационного курса при лечении таких проблем, как задержки речевого и психомоторного развития, адаптационные расстройства, неврозы, гиперактивные состояния.

Стимуляторы, размещенные в темной сенсорной комнате, воздействуют на органы слуха, осязания, обоняния. Мягкий приглушенный свет, тихая расслабляющая музыка, нейтральная цветовая гамма оборудования, — призваны для создания ощущения гармонии, покоя и умиротворенности.

Оборудование, рекомендованное для темной сенсорной комнаты:

  • воздушно пузырьковые трубки
  • сухие бассейны с подсветкой
  • фиброоптические изделия (фиброоптические занавесь, душ, потолок “Звездное небо”, фиброоптическое волокно)
  • светозвуковые панели (“Вращающееся колесо”, “Фонтан”, “Бесконечность”, “Музыкальные классики”)
  • мягкие формы (“Пуфик круглый”, Пуфик”, “Остров”, “Ромашка”)
  • интерактивные системы (“Оми Виста”, “Лайт Бим”, “Интерактивная песочница — умный стол”)

Сенсорная комната игр/приключений

Такой тип предназначен для развития моторики, ознакомления с различными формами, поверхностями, текстурами, изучения окружающей среды.

Сенсорная комната для взрослых

Комнаты психологической разгрузки также используются для релаксации и реабилитации взрослых людей.

Впервые сенсорные комнаты для взрослых стали использовать в Европе в учреждениях, сотрудники которых подвержены наиболее высокому уровню стресса (военнослужащие, пожарные, пилоты гражданской авиации, полицейские и пр.)

И в России в настоящий момент комнаты релаксации и психологической разгрузки пользуются большим спросом.

Помимо вышеперечисленных учреждений, их также устанавливают на крупных промышленных производствах. 

Источник: https://reamed.org/stati/sensornaya-komnata/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие