Что такое партесное пение

Что такое партесное пение?

что такое партесное пение

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ — стиль многоголосного пения, а также общее наименование различных видов и жанров русской и украинской многоголосной хоровой музыки 2-й половины XVII — XVIII веков.

Партесное пение за­пи­сы­ва­лось с по­мо­щью квад­рат­ной ки­ев­ской но­та­ции, как пра­ви­ло, в ком­плек­тах хо­ро­вых пар­тий (по­го­лос­ни­ков). Со­хра­нив­шие­ся ру­ко­пи­си ука­зы­ва­ют на раз­но­об­ра­зие ис­пол­ни­тель­ских со­ста­вов — от 3 до 12 го­ло­сов (в ред­ких слу­ча­ях 16, 24 и да­же 48 го­ло­сов). По гар­мо­ни­че­ской при­ро­де партесное пение кон­со­нант­но, основная фор­ма со­гла­со­ва­ния го­ло­сов по вер­ти­ка­ли — тре­зву­чие.

В партесном пении раз­ли­ча­ют два ви­да мно­го­го­ло­сия. В «по­сто­ян­ном» мно­го­го­ло­сии ко­ли­че­ст­во го­ло­сов не ме­ня­ет­ся, текст всех хо­ро­вых пар­тий про­из­но­сит­ся син­хрон­но. Для «пе­ре­мен­но­го» мно­го­го­ло­сия ха­рак­тер­ны че­ре­до­ва­ние со­лис­тов, групп го­ло­сов и тут­ти, по­ли­фо­ни­че­ские ими­та­ции и раз­но­вре­мен­ное про­из­не­се­ние тек­ста. В «Му­си­кий­ской грам­ма­ти­ке» Н.П.

Ди­лец­ко­го эти ви­ды мно­го­го­ло­сия на­зва­ны со­от­вет­ст­вен­но «про­сто­ес­те­ст­вен­ным» и «бо­ри­тель­ным или кон­цер­то­вым»; современные тер­ми­ны при­над­ле­жат В.В. Про­то­по­по­ву. «Пе­ре­мен­ное» мно­го­го­ло­сие пре­об­ла­да­ет в пар­тес­ном кон­цер­те и цик­лах пес­но­пе­ний ли­тур­гии (так называемых Служ­бах Бо­жи­их), при­над­ле­жа­щих Ди­лец­ко­му, С. Пе­ка­лиц­ко­му, В. Ти­то­ву, Н. Ба­вы­ки­ну, Н.

Ка­лаш­ни­ко­ву и другим ком­по­зи­то­рам. «По­сто­ян­ное» мно­го­го­ло­сие — от­ли­чительная чер­та об­ра­бо­ток (гар­мо­ни­за­ций) ме­ло­дий зна­мен­но­го, гре­че­ско­го, ки­ев­ско­го и других рас­пе­вов на 4 или 8 (ре­же 3, 5 и 6) го­ло­сов.

При со­чи­не­нии ме­ло­ди­че­ский пер­во­ис­точ­ник (рас­пев) по­ме­щал­ся в те­но­ре, за­тем при­пи­сы­вал­ся бас как гар­мо­ни­че­ская опо­ра (ино­гда с ак­тив­ным ме­ло­ди­че­ским дви­же­ни­ем, вклю­чаю­щим не­ак­кор­до­вые зву­ки), за­тем альт и дис­кант.

Партесное пение с «по­сто­ян­ным» мно­гого­ло­си­ем, ус­во­ив пра­ви­ла западно-ев­ропейской гар­мо­нии (осо­бен­но в ка­дан­сах), в то же вре­мя со­хра­ни­ло ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти национального музейного мыш­ле­ния: гар­мо­ни­че­скую мо­даль­ность, ли­не­ар­ность (в том числе па­рал­ле­лизм) го­ло­со­ве­де­ния, не­сим­мет­рич­ную рит­ми­ку. Эво­лю­ция это­го ви­да партесного пения бы­ла свя­за­на с уси­ле­ни­ем са­мо­стоя­тель­но­сти го­ло­сов, со­про­во­ж­дав­ших рас­пев, их ме­ло­ди­че­ской раз­ви­то­сти (не без влия­ния кон­церт­но­го мно­го­го­ло­сия), что при­ве­ло к уве­ли­че­нию чис­ла сво­бод­ных ком­по­зи­ций (то есть без за­им­ст­во­ва­ния рас­пе­вов). Круп­ней­шие мас­те­ра «по­сто­ян­но­го» пар­тес­но­го мно­го­го­ло­сия — го­су­да­ре­вы пев­чие дья­ки пет­ров­ской эпо­хи С.И. Бе­ля­ев, И.М. Про­то­по­пов, а так­же ано­ним­ные ав­то­ры из Ве­ли­ко­го Нов­го­ро­да, Ко­ст­ро­мы, Яро­слав­ля, Ус­тюж­ны-Же­лез­но­поль­ской, Со­ли­кам­ска, многих мо­на­сты­рей и хра­мов Рос­сии.

Вне­бо­го­слу­жеб­ная ветвь партесного пения — кан­ты и псаль­мы. Кан­ты ста­ли ос­но­вой ан­самб­ле­вых эпи­зо­дов в пар­тес­ном кон­цер­те.

Нот­ные издания:

Му­зы­ка на Пол­тав­скую по­бе­ду / Со­став­ле­ние, публ., ис­сле­до­ва­ние и ком­мент. Вл. Про­то­по­по­ва. М., 1973 год (Па­мят­ни­ки рус­ско­го му­зы­каль­но­го ис­кус­ст­ва. Вып. 2);

Мо­с­ков­ское ба­рок­ко XVII — 1-й чет­вер­ти XVIII веков. / Вос­ста­нов­ле­ние пар­ти­тур из хо­ро­вых го­ло­сов (пар­тий), ре­дак­ция мно­го­го­ло­сия, вступ. ст. В. В. Про­то­по­по­ва. СПб., 2000 (Ан­то­ло­гия рус­ской и вос­точ­но-сла­вян­ской ду­хов­ной му­зы­ки. Т. 5).

Что такое хоровое многоголосия ?

Напишите пожалуйста 10 поговорок на тему «Правда и ложь» К большим сюжетным музыкальным произведениям относится: Выберите один ответ: 1)симфония 2)всё перечисленное 3)сюита, опера 4)концерт какой ответ верны й скажте пж В музыкальной драматургии это слово обозначает основу развития действия в опере, балете и мюзикле.

Выберите один ответ: контраст повторение конфликт сопоставление 5 примеров песен Европейских стран.

Какими средствами пользуются композитор создавая драматургию образного развития как Соотносятся мелодии и фортепианная сопровождение в диалоге мельни ка и ручья Нужно постороить 11 аккордов (Б53, М53, Б6, М6, Б64, М64, Д7, Д65, Д43, Д2, и УмVll7) от нот соль, ля, си.

Дам 60 баллов!! ​ Помогите пожалуйста!Нужно написать что такое органная фуга?(история,поступки,действия)Срочно надо!!!И не слишком много только главное!!! Ответить, сколько куплетов (запевов и припевов) в песне «Дубинушка», есть ли заключение и проигрыш в этой песне.помогите пожалуйста​ Какие особенности у мелодии, темпа, ритма?​ Названия песен Окуджавы, Городницкого, Визбора (по 4 примера)

Виды многоголосного пения

Первая музыка была одноголосой – исполнитель пел песню или музыкант на примитивном музыкальном инструменте играл мелодию. С течением времени музыка эволюционировала: музыкальные инструменты усложнились, а певцы стали петь дуэтами, квартетами, ансамблями, научились петь под аккомпанемент. Так и появилось многоголосье – исполнение нескольких мелодий одновременно, переплетающихся и образующих приятную для слуха композицию.

Основные виды многоголосья: гомофония и полифония. В гомофонии ведет мелодию один голос, а остальные вторят и аккомпанируют ему. Большинство современных произведений написаны в стиле гомофонии.

Полифония – это звучание нескольких равноправных мелодий единовременно. Полифония в музыке, набрав популярность в 16-17 вв, достигла расцвета в творчестве И. С. Баха. В одном произведении встречаются и полифония, и гомофония.

Если перед вами хор исполняет композицию – не факт, что это многоголосье. Десять, двадцать, пятьсот человек способны петь одну и ту же мелодию, как во времена григорианского песнопения. Многоголосье вы услышите, когда зазвучат разные мелодии единовременно.

Один из примитивных и ранних видов многоголосья – гетерофония. Гетерофония возникает, когда во время исполнения одной мелодии, певцы или музыканты периодически допускают ответвления, украшают мелодию или ошибаются.

Ленточное многоголосье – вид многоголосого исполнения, когда голоса звучат на определенном расстоянии, но движутся параллельно.

Многоголосное пение в истории

Источник: https://rostovhramvrs.ru/chto-takoe-partesnoe-penie/

Гид по православному искусству: музыка

что такое партесное пение

Как складывались разные виды пения, которое звучит в православных храмах

Подготовила Ирина Старикова

В ранний период формирования христианского богослужения святые отцы вы­сказывали различные мнения относительно роли музыки и певческого испол­не­ния псалмов и гимнов. Так, святитель Афанасий Александрийский считал, что церковное пение не способствует духовной сосредоточенности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Лестовка старообрядческая что это такое

Напротив, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст рассматривали цер­ковные мело­дии как способ лучшего постижения церковной поэзии. Действи­тельно, наряду со становлением различных богослужебных чино­последований склады­ваются и развиваются различные стили распева­ния текстов, и церковная музы­ка ста­новится одной из главных составляю­щих христианского богослу­жеб­­но­го обря­да.

На протяжении нескольких столетий в разных Церквях, при­дер­жи­­ваю­щих­ся византийской богослужеб­ной тради­ции, формировались свое­об­раз­ные на­прав­ления в области церковной музы­ки. Это происходило и под влия­­нием пре­образований в культуре в целом, и из-за изменений эсте­ти­че­ских представле­ний о церковном пении.

Но при всем разнообразии взгля­дов и подходов музы­ка, «озвучивание» гимногра­фи­ческих текстов, является неиз­менной частью единого целого — церков­ного богослужения.

Византийское пение

Византийская певческая традиция сложилась главным образом на основе ан­тич­ного наследия. Так, есть основания полагать, что разнообразные звуко­ря­ды (последовательности звуков, построенные таким образом, что это отра­жается на интонационной окраске мелодии), существовавшие в древне­гре­че­ской му­зы­ке, сохранились. По крайней мере, об этом можно судить на основе совре­менной греческой певческой традиции, в которой разные песнопения поются в различных «звуковых красках».

Несмотря на это предположение, нужно сказать о том, что Отцы Церкви, веро­ятно, могли и не поддерживать «вторжение» некоторых античных ладов в цер­ковную музыку, основываясь на учении об их воздействии на слушателя. Так, святитель Климент Александрийский отмечал:

«Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастием и целомуд­рием; мелодии же, душу разнеживающие и расслабляющие, не могут гармонировать с мужественным нашим и великодушным образом мыслей и расположением.  Разнежи­вающие звуки музыки хромати­ческой посему мы предоставим людям, устраи­вающим грязные кутежи, и гетерам, имеющим обязанность украшать себя всем цветным».  Климент Александрийский, святитель. Педагог. М., 1996.

Зато с большей степенью уверенности можно говорить о том, что такие харак­терные черты языческого периода, как игра на авлосе и кифаре, были реши­тель­но отвергнуты.

Развитие церковной музыки было связано с крупнейшими литургическими цен­трами — Иерусалимом и Константинополем. Именно там складывались но­вые жанры церковной поэзии, создавались формы записи церковных мело­дий, формировались разные стили распевания текстов (простой или более сложный, пространный).

Наконец, к VII веку была оформлена система визан­тий­ского осмогласия, то есть система распевов церковных текстов на восемь разных «напевов» (гласов), мелодий. Точно представить себе, как именно исполнялись песнопения даже в тот период, когда появилась форма записи мелодий, то есть с X века, к сожалению, нельзя.

Причина в том, что многие особенности церковного пения сохранялись в течение долгого времени в уст­ной форме и на письме не отражались.

Однако консервативность церковной музыки позволяет с осторожностью предположить, что современные распевы Церквей, следующих византийской богослужебной практике, сложены на осно­ве византийского певческого наследия и отражают традиции церковной музы­ки Византийской империи.

Кондак святому Нилу Гроттаферратскому (византийский распев)Исполнение: ансамбль Cappella Romana, руководитель — Александр Лингас. Cappella Romana

Знаменный распев

Древнерусская богослужебная традиция — так называемый знаменный распев (название происходит от знаков, по-славянски «знамен», которыми записыва­лась музыка) — в силу обстоятельств Крещения Руси сложилась на основе визан­тийской церковной культуры, несмотря на возможный и отчасти под­твер­жден­ный контакт с традицией западного григорианского одноголосного пе­ния  Григорианское пение — литургическое одно­голосное пение, принятое в Римско-католи­ческой церкви. Название получило благода­ря папе Григорию I Великому (590–604), со­бравшему песнопения литургического оби­хода воедино. на самом раннем этапе. Первоначально службы в Русской церкви совер­шались на греческом языке и греческими певчими. В Повести временных лет говорится о прибытии в Киев после официального принятия христианства «епископа корсуньского с попы царицины», то есть духовенства и клира грече­ского происхождения.

Вплоть до XI века, по всей вероятности, древнерусское церковное пение разви­ва­лось в устной форме.

Во всяком случае, первая рукопись, в которой записа­ны песнопения на славянском языке со знаками нотации, указываю­щими на опре­деленные мелодии, датируется только рубежом XI–XII веков  «Типографский Устав: Устав с кондакарем» (конец XI — начало XII века) — самая древняя славянская певческая рукопись..

Вос­при­няв и усвоив основные черты византийской церковно-певческой тради­ции (система осмогласия, форма нотации, разнообразные стили распе­вания и тек­стов и особые жанры), древнерусское церковное пение с течением време­ни пре­образилось по содержанию, поскольку развивалось в другой культурной среде.

По этой причине классический знаменный распев, который сложился к XV ве­ку (и песнопения которого, в отличие от более древних образцов, могут быть расшифрованы), имеет существенные отличия от своих византийских прототипов. Например, появились своеобразные, присущие русской музыкаль­ной традиции, интонации; некоторые знаки нотации были переосмыслены, или их значение поменялось.

Пасхальные стихиры (знаменный распев)Исполнение: Константин Павлов. Рижская старообрядческая община (запись Татьяны Владышевской, 1969 год). Т. Ф. Владышевская

Важная особенность знаменного пения, заимствованная из византийской тра­ди­­ции, заключалась в использовании корпуса определенных мелодических формул — «попевок», музыкальных фраз, характерных для определенного гласа (напева). Из них, как в стихотворении, которое состоит целиком из строк дру­гих стихотворений (центон), складывалась собственная композиция песно­пений.

До середины XVI века все сочинения знаменного распева оставались аноним­ными, однако на протяжении XVI–XVII веков появляются разнообразные варианты уже сложившихся традиционных песнопений знаменного распева с указанием «ин роспев», «ин розвод» (то есть «другой распев», «другое тол­кование») или даже с надписанием происхождения распева («троицкий», «кириллов», «усольский») или имени распевщика («Христианинов», то есть свя­щенника Феодора Крестьянина; «Исайи Лукошко»; «Варла­амово», то есть архимандрита Варлаама (Рогова). Несмотря на то что роль авторского начала сводилась либо к изменению композиции (смене традиционной последова­тель­ности «попевок»), либо к вариантному пропеванию некоторых мелоди­че­ских оборотов, эти изменения в певческой культуре свидетельствуют о посте­пенном переходе от средневековой эпохи к Новому времени.

Путевой распев

Со временем музыка становится более сложной, наполняется украшениями и в конце XV века оформляется в новые стили распевов — большой (простран­ный, богатый продолжительными распевами каждого слога), демественный (вероятно, от слова «доместик» — руководитель хора и учитель церковного пения, — поскольку стиль зародился в среде велико­княжеских и архиерейских певчих, знатоков церковно-певческого искусства), путе­вой  Точное происхождение термина неизвестно. По одной из наиболее распространенных версий, название могло быть связано с тем, что он формировался в пути — например, когда государевы певчие дьяки сопровожда­ли царя в походах. Так называемая казан­ская нотация, которой записывались песно­пе­ния этого стиля, возможно, сложилась в пе­риод казанских походов Ивана Грозного.. Происходит это, возможно, не без влияния начавшегося с XIV века в Ви­зантии расцвета калофо­нического (от гр. kalos — «прекрасный» и phone — «го­лос, звук») искусства, требую­щего уже очень высокого уровня подготовки испол­­нителей. 

Так, выросший из знаменного, путевой распев отличается значительной про­дол­жительностью композиции и большим количеством музыкальных укра­шений. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой архангел гавриил

«Достойно есть» (путевой распев)Исполнение: А. Е. Малышев, Е. И. Малышева, И. И. Кривоногова. Старообрядческая община села Раюши (запись Татьяны Владышевской, 1971 год). Т. Ф. Владышевская

Троестрочие 

Источник: https://arzamas.academy/materials/1296

Церковное пение: хоровое в русской православной церкви, богослужебные песнопения

что такое партесное пение

Искусство в православных храмах издревле служило для того, чтобы приблизить душу человека к Богу, настроив ее через слушание песнопений и стихов, созерцание икон на необходимый лад.

Церковное пение должно соответствовать некоторым нормам, чтобы подействовать на человека необходимым образом. Отклонения в стиле, неточности в исполнении рождают диссонанс, который мешает молитвенному настрою. Поэтому большое значение надо придавать исполнению церковных песнопений в православной церкви.

Что такое церковное пение

Церковное пение — вид искусства, применяемый не только в храмах, но большей частью в них. Оно является неотъемлемой частью богослужений и имеет своей целью обращение души человека к Богу. Слушая хоровое пение (а оно чаще всего бывает именно хоровое, редко в православной церкви на богослужениях солирует один певец), душа приходит в умиление, в ней рождается молитвенный настрой.

Люди с давних пор заметили, что именно музыка, в зависимости от стиля, способна пробудить в человеке различные чувства. Вокальные музыкальные произведения особенно влияют на душу, поскольку само пение символизирует голос души. Также в храмах поют хором, потому что это — подражание ангельскому пению. Некоторым святым было дано услышать его, и они говорили, что ангелы пели хором, славили Бога.

Например, всем известна история о том, как мальчик во время Богослужения был видимо приподнят на небо, а потом возвратился. Он слышал пение ангелов и говорил, что оно непохоже ни на какое другое земное пение. В ангельском песнопении отрок разобрал слова: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Тогда люди добавили к ним: «помилуй нас!», и так родилась известная молитва, часто применяемая при богослужении, именуемая Трисвятое.

Из всего этого можно сделать вывод, что хоровое пение — важнейшая часть церковных служб. Но на него возложена большая ответственность, ведь неправильным, небрежным исполнением песнопений можно разрушить молитвенный настрой прихожан. Также и чрезмерное увлечение современными течениями может повредить душам верующих. Поэтому самое важное значение в богослужении отдается именно пению.

История появления и развития

Впервые можно встретить упоминание об ангельском пении в Евангелии от Луки, когда рассказывается, как во время Рождества Христова явилось множество Ангелов, и они запели: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!». Затем в упоминании о Тайной Вечере: апостолы, воспев, пошли на гору Елеонскую. В посланиях Иакова имеются слова : «Благодушествует ли кто, да поет», затем апостол Павел наставляет своих учеников, чтоб они всегда пели псалмы.

Отсюда можно сделать вывод, что общественное пение имеет древнейшее происхождение. Известно, что в первые века христианства исполнялись ветхозаветные стихи: «Вонми небо», «Поим Господеви», песнь пророчицы Анны и псалмы Давида.

Затем стали применяться в богослужениях песнь Богородицы «Величит душа моя Господа» и песнь Симеона «Ныне отпущаеши».

В первые века христианства в церковных собраниях пели:

  • «Слава в вышних Богу»;
  • «Да молчит всякая плоть»;
  • «Слава Тебе, Господи, слава Тебе» (до и после прочтения Евангелия);
  • «Свете тихий»;
  • «Приидите поклонимся».

Иногда пелись импровизации, например, при умовении рук священников, возжжении светильников. Это считалось нормой, поскольку первые христиане имели горячую веру и высокий дух.

Такой порядок существовал в пении у древних христиан:

  1. Пели во время службы все. Не было разделения на народ и клирос.
  2. Иногда солировал только один певец. Это было распространено у египетских монахов.
  3. На возгласы священника весь народ отвечал хором.

Византийские традиции

Со временем церковное хоровое пение изменялось. После прекращения гонения на христиан большое внимание стало уделяться технике пения. Появился первый клирос, который составляли люди грамотные, специально обученные, имевшие хороший слух и голос .

Постепенно стали появляться антифоны (разделение на правый и левый клирос). Увеличивалось число церковных книг для богослужений. Мелодии, которые можно услышать в миру, постепенно внедрялись в церковное пение. Начали исчезать целостность и чистота служб древних христиан. За это певцов укоряли святой Климент Александрийский и св. Исидор Пелусиот, говоря, что мелодии богослужебного пения должны иметь характер бесстрастный, в отличие от мирских песен.

Со временем было создано специальное правило Вселенского Собора:

«Желаем, чтобы приходящие в церковь для пения, не употребляли бесчинных воплей, не вынуждали из себя неестественного крика и не вводили ничего несообразного и несвойственного Церкви»

Постепенно стали упраздняться музыкальные инструменты, использовавшиеся ранее в богослужениях. Пение стало только акапельным.

Над учреждением правильного пения в церкви трудились многие святые:

  1. Св Игнатий Богоносец был устроителем антифонного пения.
  2. Мч. Иустин Философ написал книгу «Певец», где были даны подробные рекомендации церковным исполнителям, а также некоторые гимны.
  3. Св. Климент Александрийский написал много песнопений и гимнов.
  4. Св. Афанасий Великий — основоположник чтения на распев.
  5. Св. Ефрем Сирин написал много песнопений, основал греческое крюковое пение.
  6. Св. Иоанн Златоуст впервые создал церковный хор под управлением придворного музыканта.
  7. Прп. Роман Сладкопевец написал около тысячи кондаков (в т. ч. на Рождество Христово, Успение Пресвятой Богородицы).
  8. Прп. Иоанн Дамаскин — создатель осмогласия, которое используется в церкви до сих пор. Творец канонов, песнопений.
  9. Свт. Амвросий Медиоланский написал книгу гимнов «Антифонарий».
  10. Свт. Григорий Двоеслов создал певческую школу в Риме, написал книгу устава и наказания для певчих.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что посмотреть на каникулах

Главной особенностью византийского пения является осмогласие. Это восемь напевов — гласов, из которых четыре — основных и четыре — производных. На этих мелодиях строится все пение в церкви. Все песнопения перекладываются на нужный глас.

Кроме того, византийские традиции отличает антифонное пение. В этом стиле часто используется монофония (исполнение главной мелодии на фоне основного тона в басу — исона). Также часто можно услышать распевы слогов : «а-на-не», «то-ро-ро» и т. д. Это существует для того, чтобы заполнить паузу, пока священник выполняет необходимые действия в алтаре. Такое распевание называется «кратима», иногда оно свидетельствует о выражении высших чувств верующего.

Византийские традиции пения сохранились и по настоящее время. Их можно услышать в современной Греции — на Афоне, в Египте и других странах. В отличие от современного европейского пения, византийское более мелодично, оригинально и духовно. Здесь нет строгого разграничения на мажорный и минорный лад, оно разнообразнее и полнее.

Кондакарный распев

Самый древний вид знаменного распева . Название произошло от слова «кондак» — вид богослужебного песнопения. Мелодии распева характеризуются большим количеством мелизмов, во многом видно сходство с византийским пением.Такой распев был распространен в Русской православной церкви в 11-12-м веке, а в 14-м веке полностью исчезло в связи с переходом от Студийского устава на Иерусалимский.

Столповой распев

Самый распространенный вид пения, которым пелся весь Октоих. Отсюда и название — «столп», значит, самый основной. Применяется распев и в наше время. Отличие его в том, что он состоит из попевок, которые в свою очередь состоят из крюков. Попевки называются «кокизами».

Каждому гласу соответствует особый набор кокиз. Напевы заимствованы от византийского пения, в основе его лежат распевы «ананейки». Записывается мелодия с помощью особых знаков — « крюков», каждый крюк означал особую ноту или даже сочетание нот. Крюки имели свое название.

Среди крюков самые распространенные:

  • параклит — половинка;
  • статия — целая нота;
  • подчашие или чашка — две нисходящие ноты;
  • переводка — две четвертные ноты восходящие;
  • дербица — четыре четвертные ноты, идущие вверх.

Каждый крюк имел свое изображение. Чтением их занимались специально обученные люди.

Надо сказать, что это было довольно нелегкое занятие, и освоить его мог далеко не каждый. Для упрощения были написаны специальные певческие азбуки.

Демественный распев

Иначе он называется «демество». Первое упоминание об этом довольно распространенном распеве относится к середине 15-го века. Им пели песнопения Октоиха, Обихода, Ирмология, праздничные песнопения.

В 18-м веке был издан Демественник, который включал в себя самые распространенные произведения. В начале для записи использовались обычные крюки, потом они усовершенствовались, и для записи демества были введены новые знаки. В настоящее время в богослужебной практике этот распев используется в особо торжественных случаях, например, при архиерейских службах.

Распространение многоголосия

В 16-м веке стали появляться многоголосные исполнения распевов (до этого пение было одноголосным). Сначала был распространен троестрошный (или строчной) певческий стиль. Мелодии записывались на трех строках, которые исполнялись одновременно. Получались своеобразные аккорды, не всегда звучащие благозвучно, иногда слышался явный диссонанс.

В конце 17-го века мелодии знаменного распева стали записываться не с помощью традиционных крюков, а с помощью «топориков». Это было похоже на певческие книги католиков. «Топорики» записывались уже на пятилинейном нотоносце. Были изданы Синодом богослужебные книги (Октоих, Ирмологий, Обиход, Праздники), записанные с помощью квадратной нотации. Они были много раз переизданы.

В этих книгах можно было встретить и другие распевы:

  1. Греческий. Появился на Руси в 16-м веке. По названию понятно, что он пришел из Греции. Отличие распева — в мелодичности, торжественности, протяженности. Относится к калофоническому (в переводе «калос» означает «прекрасный, «фоне» — голос) пению.
  2. Киевский. Пришел в Россию из Украины в 17-м веке. Особенность распева — речитатив чередуется с распевом, попевки терцово-квартового строения в диатоническом звукоряде. Мелодии проще, чем в знаменном распеве, преобладает тоническая устойчивость.
  3. Болгарский распев появился на Руси в середине 17-го века. Болгарское происхождение не установлено, вероятно, он пришел от придунайских славян. Отличает его тональная устойчивость мелодий, укладывающихся в четырехдольный размер, напевность, запоминаемость.

Партесное пение

Благодаря реформам Петра Первого старинные распевы все больше вытеснялись западной манерой исполнения. Тогда произошел переход с модального лада на мажорно-минорный.

В 19-м веке одноголосное пение сменилось партесным (многоголосным). Но привычные распевы не были полностью забыты. Их гармонизовали, сделав многоголосными. Так они немного потеряли свои особенности, зато в таком виде существуют до сих пор в церкви.

До сих пор знаменный распев в первоначальном виде сохранился у старообрядцев, а также в некоторых православных монастырях и храмах. Например, в Валаамском монастыре сейчас можно услышать древний распев.

Партесное пение было заимствовано у запада. Оно подразумевало разделение произведения на партии, отсюда и название. Обычно партий было четыре: две у женского состава (сопрано и альт) и две у мужского (тенор и бас). Эта традиция используется и по сей день в православных хорах.

Авторские композиции

В 18-м веке за гармонизацию древнего распева взялись известные композиторы того времени. Они перекладывали их на западный манер в гармонические тональности.

Самые популярные композиторы, гармонизовавшие знаменный распев:

  • П. Турчанинов;
  • А. Львов;
  • А. Кастальский;
  • С. Рахманинов;
  • П. Чайковский;
  • П. Чесноков.

Источник: https://proreligiu.club/obshestvo/muzika/tserkovnoe-penie.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Благодарственная молитва после причастия

Закрыть