Что такое панагия в православии

Панагия — это что такое? Значение и история

что такое панагия в православии

Греческое слово panagia переводится как «Всесвятая». Если заглянуть в словари, то можно увидеть, что этот христианский термин относится к нескольким объектам.

В средневековье панагией обозначался драгоценный ковчежец, где хранились частицы мощей многих святых. Позже в монастырях так называлась возносимая в честь Пресвятой Богородицы просфора.

Панагия — это также небольшая искусная иконка с образами Богоматери, она является отличительным знаком сана православных архиереев и носится ими на груди.

Но особое, сакральное значение слова соотносится с образом Богоматери. Изначально, Панагия и Богородица были эпитетами. А позже так стали называть ее иконописные изображения, посвященные ей монастыри и храмы.

Первые образы Всесвятой в иконографии

Каноны православной иконописи сформировались в Византии. Там же сложилась традиция называть Панагией икону, изображающую Пресвятую Деву. Основным типом стала фигура Оранты (Молящейся), изображающей Богоматерь, с открытыми вперед ладонями и распростертыми руками, словно стремящаяся заступиться за всех страждущих. Перед грудью Оранты — круг, наподобии медальона, в который вписан поясной образ Младенца Христа, что, по существу, символизирует нахождение Спасителя «во чреве».

Такой вид молящейся Богородицы восходит к истории ранней христианской фрески. Одним из первообразов Оранты можно считать настенную живопись IV века в Римских катакомбах Майского кладбища. Это одно из первых изображений Богоматери с характерным, покровительствующим жестом, и Святым Младенцем перед грудью.

Великая Всесвтая

На Руси одним из первых стало знаменитое изображение Оранты в киевском соборе Святой Софии: шестиметровой высоты смальтовая мозаика XI века. Как и весь храм, это произведение было создано константинопольскими мастерами. Позднее, эпитет «Всесвятая» стали прилагать к типам икон Покрова, Знамения, Платитеры. Однако Великой Панагией называется только изображение в полный рост Богоматери Оранты, перед грудью которой — поясной образ Святого младенца, вписанный в круг.

Православные общины и культовые сооружения

В честь Всесвятой Богородицы возводились здания для богослужений и создавались монашеские обители. Поэтому Панагия — это также наречение православных монастырей и храмов. Много подобных сооружений строилось на византийских землях. Время, войны и религиозные противоречия не пощадили этих фундаментальных построек.

Но большинство из древних комплексов, избежавших разрушения в периоды греко-турецких войн, действуют на Кипре и в Греции до сих пор. После того, как часть территорий перешла под власть Турции, многие церкви и монастыри были разрушены. Другие, как Панагия Сумела, остались покинутыми и превратились в памятники православной архитектуры, либо переоборудованы в мечети.

Но все равно они остаются объектами паломничества христиан.

В Турции, вблизи Трабзона, есть уникальный комплекс. Это Панагия Сумела, православная обитель, покинутая монахами после печальных событий 1922 года. Монастырь выстроен на выступе меловой скалы, и часть его помещений находится в искусственных и естественных гротах. Монастырь основан и строился на рубеже IV—V веков, а неприступная стена и многие здания воздвигались до XIV века.

Монастырю всегда сопутствовала удача и процветание. До 1461 года обитель находилась под особой протекцией византийских императоров. После падения Константинополя, все привилегии и неприкосновенность монастыря, согласно повелению османского султана Селима, сохранились и неукоснительно поддерживались последующими правителями.

Возможно, благополучию обители способствовала защита чудотворной иконы «Одигидрии Сумельской», которая хранилась в монастыре со времен его основания. По преданию икону написал апостол Лука. В общине находились еще две величайшие реликвии: евангелие Святого Христофора и крест императора Мануила Комнина.

Кроме того, монастырская библиотека хранила очень редкие древние манускрипты.

Во время жестокого геноцида (1922) турков против понтийских православных греков, монахи, покидая обитель, укрыли в часовне святые реликвии. В 1930 году они были перевезены в Грецию.

До сегодняшнего дня в монастыре, по разрешению турецких властей, несколько раз проводились богослужения. С 2015 года начаты реставрационные работы, которые позволят внести монастырь Панагия Сумела в список ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия.

Восстановление продолжается, но комплекс открыт для паломников и туристов.

Действующие монастыри

Панагия Сумела — не самый древний монастырь. На греческой и кипрской территориях немало действующих обителей в честь Всесвятой Богоматери, воздвигнутых во времена Византийской империи.

Старейший функционирующий монастырь — это Панагии Хозовиотиссы (1088) на греческом острове Аморгос. Великолепный скальный комплекс привлекает большое количество посетителей и знаменит изготовлением удивительного медово-миндального ликера.

Панагии Амасгу — монастырь начала XII века, где сохранилось много фресок того времени и первозданная церковь конца XI века. До конца XVIII века комплекс действовал, как мужская обитель, после длительного упадка и запустения он реконструирован в конце XIX века в качестве женского монастыря. Объект относится к списку Всемирного наследия.

Обширный комплекс Панагия Малеви живописно расположился в пелопоннесских горах Парнон. Это монастырь Успения Богородицы, основанный предположительно в 1320 году. Помимо окружающих красот, обитель известна чудотворной иконой «Пресвятой Богородицы Малевийской».

На ее серебряном окладе обозначен год (1362), когда реликвия попала в монастырь. Считается, что этот образ написан апостолом Лукой. За последние полсотни лет она дважды являла чудо: источала благоухание и мироточила.

Ради этой святыни в обитель стекается много верующих.

Церкви Всесвятой Богоматери

Везде, где простиралась власть Константинопольской православной церкви, возводились храмы, скиты и монастыри. Это в основном земли современной Греции, Кипра, Иерусалима и Турции. Многие церкви были основаны в честь Всесвятой Богородицы.

После падения Константинополя, захвата земель османской империей и более поздней турецкой экспансии, огромное количество православных храмов оказалось под владычеством ислама. Разрушения миновали большинство культовых православных зданий в пределах Стамбула, поскольку они были переустроены в мечети.

Но оставались единичные храмы, в которых османская власть позволила оставшимся византийцам и грекам проводить свои обряды и богослужения.

Церковь Богоматери Монгольской

В бывшем Константинополе есть небольшой храм, который, в отличие других православных церквей Стамбула, не был никогда мечетью. Это церковь Панагии Мухлиотиссы (1282), основанная Марией — византийской принцессой и внебрачной дочерью императора Михаила VIII.

Марию определили в жены Хулагу, монгольскому хану, покорителю Багдада и Персии. Путь к жениху был не близкий, и пока принцесса добиралась, хан скончался. Невеста, согласно брачному договору, стала супругой ханского сына.

Когда от белой горячки умер и он, Мария вернулась на родину и основала в Константинополе небольшой монастырь, где и провела остаток своей благочестивой жизни.

Церковь, даже в самые жестокие по отношению к христианам времена, оберегал фирман, письменный указ о неприкосновенности храма, выданный Мехмедом II. Его копия и сейчас бережно хранится. А о периоде безжалостного преследования христиан говорит второе наименование храма: «Кровавая Церковь» (Kanli Kilisesi).

Укрытая Богом

Панагия Теоскепасти — церковь, которая высится на небольшой горе над портовым городом Пафосом на Кипре. Ее история уходит к 649 году, когда арабы напали на город, разрушив его до состояния руин. Посреди городских развалин уцелевшей осталась лишь маленькая церквушка Пресвятой Богородицы, построенная на небольшой скале.

По Божественной милости, во время штурма, пелена тумана укрыла храм, и он не был замечен арабами. После этого церковь стала именоваться Богородица Сокрытая Богом. Но целью православного паломничества является находящаяся в храме икона Пресвятой Богородицы.

Она считается чудодейственной и ее, согласно преданию, также написал апостол Лука.

Греция, Кипр, Турция располагают множеством православных святынь. Сюда постоянно приезжают путешественники не только для отдыха и осмотра достопримечательностей, но и для того, чтобы преклониться перед христианскими реликвиями. Действующие храмы, особенно отдаленные, таят в себе дух умиротворения и божественной благодати. Кажется, что под этими древними сводами, где сила веры не угасала столетиями, открывается некая сокровенная тайна, таящаяся в ортодоксальных древних обрядах православия.

Источник: https://FB.ru/article/356539/panagiya---eto-chto-takoe-znachenie-i-istoriya

Икона Божией Матери «Оранта»: значение, в чем помогает

что такое панагия в православии

Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия»  восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.

В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Описание иконы

Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.

Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.

Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».

К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.

У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.

Значение иконы Божией Матери «Оранта»

В иконографии каждый элемент изображения имеет свое значение. Так, на иконе «Богородица Оранта» воздетые вверх руки Богоматери обращены ладонями к Небесам, что символизирует ее заступничество перед Создателем за каждую, даже грешную, душу.

На рукавах у Богоматери поручи в виде широких лент со шнурами, которые стягивают рукава у запястья.

Этот элемент богослужебного облачения священников символизирует покровительство и служение Православной Церкви

В представлении православных икона «Панагия» выражает основные христианские догматы, к которым относятся непорочное зачатие и две сути Иисуса Христа – Божественная и Человеческая. Здесь Христос Эммануил олицетворяет Евхаристию – главное церковное таинство приобщения к Телу и Крови Христовым.

В чем помогают иконы «оранта» («панагия»)

Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.

Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.

Молитва перед иконой

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия.

Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния.

Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая! Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

(3 4,00 из 5)

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/ikona-bozhiey-materi-oranta/

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

что такое панагия в православии

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.

При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Зачем носят красную нитку на запястье

Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/

Панагия

Панагия «Богоматерь Знамение», Россия, Москва, 1899.

Панаги́я (греч. παναγία «всесвятая») — небольшой богато украшенный образ Богоматери (реже Спасителя, Троицы, святых, распятия, библейских сцен), чаще всего округлой формы, носимый архиереями на цепочке у своей груди.

История и значение[ | ]

Традиция приносить изъятую на проскомидии частицу Богородичной просфоры на общую трапезу появилась ещё в апостольские времена, когда, согласно Преданию, на третий день после преславного Успения Божией Матери апостолы недоумевали, не обнаружив Её тела в гробнице, вскрытой по просьбе Фомы, а вечером за трапезой, при молитвенном преломлении хлеба, им явилась на воздухе сама воскрешённая Христом Богородица в окружении ангелов и приветствовала апостолов словами: «Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни»[1]. Эту переносимую частицу прозвали панагией, т.е., всесвятой, а её молитвенное почитание в Часослове[2] и в Типиконе называется «Чином возношения Панагии», при котором на монастырскую трапезу игуменом из храма с особыми молитвами приносилась только что освящённая на Божественной литургии часть просфоры, где монахи её вкушали в начале и в конце принятия пищи. Частица просфоры переносилась внутри панагии, которая имела вид подвешиваемого на шею нагрудного ящичка-энколпиона, на одной стороне которого стали делать изображение Спасителя или Святой Троицы, на другой — Божией Матери. «Чин возвышения панагии» совершался не только в монастырях, но и в миру — архиереями в императорском дворце и при княжеских дворах, начиная и оканчивая праздничные трапезы. Поэтому панагии стали носить совершители Чина возношения панагии: все архиереи, а также архимандриты и игумены некоторых ставропигиальных монастырей, в частности Пантелеимонова монастыря на Афоне[3].

Кроме того, панагия использовалась для торжественного перенесения и других святынь:

Со временем мощи и другие перечисленные выше святыни перестали быть обязательной принадлежностью панагий, панагия утратила вид ковчежца и сделалась небольшой круглой иконой Божией Матери, носимой на груди, как нагрудный знак архиерейского достоинства.

Первое упоминание об энколпионе как об обязательной принадлежности епископа, которая даётся ему при посвящении, содержится в сочинениях блаженного Симеона, архиепископа Солунского (XV век).

Епископу, как писал протоиерей Григорий Дьяченко, полагается такое изображение «в напоминание своего долга носить в сердце своём Господа Иисуса и возлагать упование своё на заступление Пречистой Матери Его». Предстоятели поместных церквей и некоторые награждённые за особые заслуги иерархи имеют право ношения второй панагии.

Для праздничного перенесения из храма и возношения по особому чину частицы освящённой просфоры в монастырской трапезной теперь вместо панагии используется другой ковчежец, с похожим названием «панагиар». Он, в отличие от панагии, не имеет цепочки[4], надеваемой на шею, переносится в руках настоятеля, и во время трапезы ставится на особую полочку перед иконой Святой Троицы.

Литература[ | ]

  • Л. В. Беловинский. Панагия // Иллюстрированный энциклопедический историко-бытовой словарь русского народа. XVIII — начало XIX в. / под ред. Н. Ерёминой. — М.: Эксмо, 2007. — С. 459. — 784 с.: — ил. с. — 5 000 экз. — ISBN 978-5-699-24458-4.

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Панагии

Панагия патриарха Иова. 1589. Мастерские Московского Кремля

Изготовлено : Миниатюра — Петербург, 1720 год, эмальер Г.Мусикийский, оправа — середина XVIII века.
Материалы : Серебро, драгоценные камни.
Работа : Чеканка, эмаль.

Панагия патриарха Тихона

Панагия Патриаршья

золото, бриллианты, рубины, сапфиры, звездчатый сапфир, украинский янтарь,

Использованы технии: финифть, гравировка, закрепка, инкрустация

Год создания: 2009 г.

Дар  Метрополиту Владимиру (современная работа)

Панагия — иконка, носимая на груди, часть архиерейского облачения

Что такое панагия? Как и когда она стала частью архиерейского облачения? Как выглядели панагии тысячу лет назад?

Панагиар, нанедренник, энколпион

Панагия — иконка, носимая на груди, часть архиерейского облачения. Панагии выполняют из золота и серебра, кости, перламутра, поделочных камней и даже дерева, украшают драгоценными камнями и эмалями. Исторически образ панагии эволюционировал на протяжении столетий. В древние времена панагия, или, как ее еще именовали, панагиар, всегда имела внутри себя емкость для ношения святыни.

Применялись и панагиары в виде крестов. Эта практика существовала и в Русской, и в Греческой Православной Церкви. Панагиар именовали также энколпионом, а по-русски — нанедренником, наперсником, воротной иконой.

Энколпион, как неотъемлемая принадлежность архиерейского облачения, упоминается уже в творениях святого Симеона, архиепископа Солунского, жившего в XV столетии.

Писатель XVII века Иаков Герр сообщает, что в Греции посвящаемому во епископа вручался энколпион — драгоценный крест с частицами мощей святых.

На Руси чаще употреблялись панагиары в виде ковчежцев, описанные выше. Форма их из прямоугольной постепенно трансформировалась в округлую. В XV-XVI столетиях были распространены панагии, состоявшие из двух круглых или овальных створок, украшенных священными изображениями не только снаружи, но и изнутри. В то же время до XVIII века наперсные кресты (энколпионы) и панагии употреблялись в равном значении.

Эта практика изменилась после указа 1741-1742 годов императрицы Елисаветы Петровны, дозволившей носить наперсные кресты и архимандритам. После этого епископы стали по преимуществу возлагать на себя панагии, которые к этому времени уже украшались самыми разными образами: иконами Пресвятой Богородицы и Спасителя, сюжетами из Священной истории (Распятие, Воскресение, Вознесение Христово и т.п.), ликами святых.

Духовное значение панагии очевидно — она напоминает о Спасителе, благодатью Которого осуществляется жизнь Церкви, совершаются таинства, образом Которого является во время богослужения архиерей, либо о Пресвятой Богородице и угодниках Божиих как заступниках пред Господом за земное колено Церкви.

Драгоценные каменья, украшающие архиерейскую панагию, напоминают нам о камнях, украшавших облачение ветхозаветного первосвященника и символизировавших двенадцать колен Израиля. Перечень их таков: сардий, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, яспис, лигирий, агат, аметист, хризолит, бериллий и оникс. Из подобных камней, согласно Откровению апостола Иоанна Богослова, будут составлены стены Небесного Иерусалима.

Символический смысл имеет не только панагия, но и цепь, на которой ее носят. Составленная из достаточно крупных плоских звеньев, эта цепь имеет перемычку, так что конец ее спускается на спину. Так же выглядит и цепь для ношения наперсного креста. Такая форма цепи, как и архиерейский омофор, и епитрахиль священника, указывает на «заблудшую овцу», которую Добрый Пастырь берет на Свои рамена и несет ко спасению.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такие давид и голиаф

Наградные панагии

Как и наперсный крест у священников, панагия может иметь значение награды. В Российской империи Государь жаловал архиереям панагии с украшениями. На оборотной стороне таких панагий обычно помещали портрет Императора, выполненный в технике горячей эмали. Епископы, отличившиеся в деле служения Отечеству на поле брани, награждались панагиями на георгиевской ленте. В 1915 году этой награды был удостоен преосвященный Трифон (Туркестанов), епископ Дмитровский.

Во время Первой мировой войны владыка Трифон, как простой полковой священник, отправился на фронт, где окормлял 163-й пехотный Миргородский полк 42-й дивизии. Он бесстрашно находился на передовой позиции, укрепляя и наставляя воинов, был контужен, но не оставил своего служения и в результате лишился зрения на одном глазу. За мужество и самоотверженность Государь Николай Александрович пожаловал Преосвященного Трифона панагией на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.

Исторические образцы

Сохранились панагии, принадлежавшие древним патриархам Русской Православной Церкви. Среди них панагия Патриарха Филарета Никитича, отца первого Государя из рода Романовых, Михаила Феодоровича. На коричневом агате вырезан образ Пресвятой Богородицы «Оранта».

Золотое обрамление украшают две нити крупного белого жемчуга, символизирующего чистоту и святость, и голубые яхонты (голубой цвет — Богородичный, также указывает на небесную чистоту и непорочность).

На обратной стороне панагии по золоту искусно вырезан образ Богоявления (Крещения Господня).

Трагична судьба панагии святителя Иова, Патриарха Московского. Эта панагия представляла собой замечательный образец древнерусского церковного искусства: образ Божией Матери, вырезанный на цельном куске сандалового дерева, обрамлялся богатым окладом из червонного золота, который украшали крупные рубины, сапфиры и жемчуга.

Император Петр I снял панагию с мощей святителя Иова и, по свидетельству историков, намеревался обратить ее в деньги, в которых государство нуждалось для ведения войны со Швецией. До этого не дошло, но святыня не была возвращена на место, а оказалась в запасниках Грановитой палаты, откуда ее и похитили в годы революции 1917 года. Реликвия сменила несколько владельцев.

Последний из них в 1988 году передал святыню одному из храмов Тверской епархии, расположенному неподалеку от Старицы — города, откуда происходил святитель Иов. Но вскоре драгоценная панагия была вновь украдена — уже современными кощунниками, и след ее потерялся.

Как мы видим, древние панагии чаще всего выполнялись в технике рельефной резьбы по камню или дереву, употреблялась и гравюра по драгоценным металлам. В синодальный период были более распространены панагии, созданные эмальерами. Драгоценные камни, украшавшие панагии, в эту эпоху подбирались не столько по символическому значению, сколько в соответствии с модными веяниями, господствовавшими в искусстве. Так, в XVIII веке предпочитали контрастные драгоценные камни: сапфиры, изумруды, рубины.

На рубеже XVIII — XIX веков, когда воцарился строгий стиль классицизма, панагии стали обрамлять по преимуществу бриллиантами. В XIX столетии ювелиры выбирали для своих работ драгоценные камни нежных и светлых тонов.

Современные мастера используют самые разные техники, вбирая в свою работу опыт различных эпох, так что, оказавшись на торжественном богослужении, совершаемом сонмом архиереев, мы можем увидеть самые разные панагии — от созданных по древнерусским и византийским образцам до выполненных в стиле модерна XIX века и даже несущих в себе лучшие тенденции современного искусства.

Алина Сергейчук

Журнал «Церковный ювелир» № 36 (зима 2012 г.) издательского дома «Русиздат».

Панагии Оружейной палаты (20я витрина 2го зала)

Витрина 20. Панагии XVIII — XIX веков.

Оружейная палата.
Зал 2.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43986222430/Panagii

Панагия. Мать Земли Греческой

Праздник Успения Богородицы, 15 августа – один из основных религиозных праздников греков. Пожалуй, нет – он больше, шире, глобальнее религиозного праздника, это скорее – одна из дат, непосредственно связанных с родной матерью, которые никогда не забываешь, и которые память хранит так же свято, как и даты, связанные с родными детьми. 
 

Богородица – родная мать всех греков, их столиц, городов, деревень, это защитница и покровительница, каковой в Древнем мире для афинян была Афина-Паллада: недаром Парфенон в христианские времена был преобразован в храм, посвященный Афинской Богоматери, и даже в эпоху франкского, католического завоевания назывался «Санта Мария ди Атене».

День 15 августа греки называют «второй пасхой». И потому, что ему предшествует обязательный строгий пост (пусть всего двухнедельный), и потому, что сам День Успения Богоматери празднуется пышно, обильно, с барашками на вертеле, текущим рекой вином и излишествами и салатными яствами. 
 

В этот день греческие города выглядят особенно нарядными, а церкви – особенно к Благовещению, Успению и посвященные Рождению Богородицы – украшаются как к пышной свадьбе. Можно утверждать со всем правом, что именно 15 августа, как и пасха, знаменует собой наступление нового периода, последнюю треть года, когда лето идет на убыль и надвигается очередной девятый вал с началом школьного, студенческого, рабочего года.

Как бы там ни было, а эту дату обойти мы не имели никакого морального права. Тем более, что имя Панагии греки употребляют на каждом шагу – прося, заклиная, угрожая. Ведь Панагия-Богородица многолика, как многолик и почитаемый ее греческий мир. 

Сон богопослушной Пелагии

Религиозной столицей Греции считается остров Тинос в Кикладском Архипелаге, остров Панагии с ее величественным Благовещенским собором, к которому стремятся страждущие, надеющиеся, молящие со всего света, а прибегающие к помощи Панагии, как к последней на Земле инстанции –  ползут на коленях аж от самого морского порта. 

Панагия Тиноса  (Благовещенский собор на острове Тинос).  Фото с сайта – el.wikipedia.org/wiki

Панагия, можно сказать, сама избрала себе «резиденцию» на Тиносе, и случилось это ровно 190 лет назад, когда по указке Богородицы, в 1823 революционном году, была обнаружена на вспаханном и засеянном крестьянском поле ее чудотворная икона, работы, как гласит предание, самого евангелиста Луки. 
 

Богородица явилась во всей своей величественной красе монахине Пелагее, поповской дочери, в миру Лукии Негрепонти, с 15 лет посвятившей себя Господу. Пелагея родилась в 1752 году (в прошлом году Тинос отпраздновал 260-летие со дня ее рождения), но пророческий сон пришел к ней довольно поздно, когда Пелагее было 70 лет, и она уже отсчитывала «назад» отпущенные ей Господом  леты. 

Пелагея сну не поверила, решив, что усталые от молитв глаза начинают ей отказывать и не связала ночное посещение царского роста и вида женщины с событиями на материке и началом вооруженного восстания против турок. «Вставай! – приказала ей явившаяся «царица».  — Веди народ на поле Антониса Доксараса, где в земле  лежит  мой лик. Достаньте его и выстройте мне дом». 

Никакой народ Пелагия никуда, конечно, не повела, так что Богородице пришлось приходить к ней еще дважды, и только на третий раз Пелагия подчинилась приказу «свыше». 
 

Это случилось в июле 1822 года. Копали-копали всем островом на участке Антониса Доксараса, да так ничего и не нашли, и только через полгода, 30 января 1823 года заступ одного из крестьян наткнулся на дерево иконной рамы. Существует предание, согласно которому икона Благовещения была защищена стеклом, и самые первые счастливцы, которым выпал жребий это стекло разбить и прикоснуться к чудотворной иконе, навсегда излечились от всех изводящих их недугов. 
 

Слух о чудотворной иконе мгновенно облетел охваченную Революцией Грецию, и на поклон к ней явились по очереди ее вожди с изъеденными пороховой пылью лицами. Свои посвящения оставили у ее оклада адмиралы Мьяулисы и Канарис, генералы Макрияннис и Колокотронис: последний преподнес Панагии кольцо, которое и по сей день хранится в Благовещенском соборе на Тиносе. 
 

Интересно, что Благовещенский собор был построен на месте нахождения чудотворной иконы, в том самом месте, где в древности стоял театр Диониса, а затем – раннехристианский  храм Иоанна Предтечи.  Кроме того, сам остров Тинос считался священным задолго до того, как монахиня Пелагея увидела вещий сон: ведь здесь находилось один из древнейших паломнических святилищ, посвященных Посейдону и Амфитрите, могущественной морской божественной паре.

Рассказов о чудесах, свершенных Панагией острова Тиноса  – великое множество. Все это – частные истории отдельных людей, верить которым или сомневаться в них – право каждого. Но вот в очевидности одного чуда сомневаться не приходится, так как оно – самое настоящее «историческое чудо» — случилось на глазах тысяч паломников, собравшихся в тот блаженный день 15 августа 1940 года отметить День Успения Богородицы. 
 

Греция находилась в состоянии «воинствующего» мира с фашистской Италией, но диктатор Греции Иоаннис Метаксас еще не ответил громовым «ОХИ» («НЕТ») на предложение Италии о капитуляции, и до начала греко-итальянской войны оставались три с половиной месяца.

Итальянская подводная лодка «Delfino», точно ждущая своего часа акула, лежала в морской толще у священного кикладского острова. К берегу Тиноса радостно плыли два празднично украшенных пассажирских корабля, «Эсперос» и «Эльза» с паломниками на борту, каждый из которых заготавливал свою речь, которую он произнесет в краткий миг свидания с чудотворной иконой.

В порту острова стоял на якоре крейсер «ЭЛЛИ», с которого вот-вот должен был ступить на берег десант для сопровождения Благовещенской иконы. 

Как вдруг случилось невероятное! Итальянцы открыли огонь по греческим «целям», выпустив сразу несколько торпед! Две торпеды полетели прямо к пассажирским судам с паломниками, где, началась паника. Однако, ни одна из торпед цели не достигла! Они врезались в окружающие порт скалы, подняв в воздух тонны воды. Поразившая же крейсер «ЭЛЛИ» торпеда унесла 10 жизней – моряков и офицеров, находившихся непосредственно в сфере удара торпеды. 

Богородица сделала в день своего праздника, что могла: без ее защиты жертв было бы несравненно больше. 

Когда откроется сотая дверь

О посвященных Богородице греческих храмах можно рассказывать бесконечно: у нее столько же имен, сколько  и статей в словаре греческих топонимов. Но есть среди них и храмы знаменитые, собирающие в День Ее Успения десятки тысяч верующих и зрителей. Таким храмом является великая Панагия Сумела на Понте и ее филиал на севере Греции,

Панагия Сумела.  Фото с сайта — eirinika.gr

монастырский комплекс Панагия Хозовиотисса на маленьком островке Аморгос,

Панагия Хозовиотисса на маленьком островке Аморгос,

Таким храмом является Стовратная Панагия (Экатондапилиани) на соседнем с Тиносом острове Паросе, один из наиболее хорошо сохранившихся и наиболее крупных раннехристианских памятников в Греции. 

 

Согласно традиции, этот храм выстроил еще в IV  веке византийский император Константин Великий, исполняя просьбу своей матери, Святой Елены, которая, отправляясь на паломничество к Святым местам, потерпела крушение и спаслась от верной гибели на берегах Пароса. 

Спасшаяся императрица-мать Елена пообещала защитнице Константинополя Панагии выстроить в честь нее на Паросе Успенский храм, ничуть не уступающий в убранстве храмам столичным, царьградским. Еще два века спустя архитектор императора Юстиниана достроил храм по современным образам, и традиция гласит, что этим зодчим был лучший ученик архитектора Святой Софии, превзошедший в мастерстве своего учителя. 

Успенский собор на Паросе с XVI века получил название «Стовратного»: 99 дверей храма видны любому посетителю, а вот 100-ая дверь – невидима, она откроется и обнаружится лишь тогда, когда откроется потайная дверь в захваченной турками 560 лет назад, в 1453 году, Святой Софии Константинопольской.  
 

Что же это за такая потайная дверь? Легенда гласит, что 29 мая 1453 года, когда турки захватили Константинополь, за потайной дверью укрылся служивший в тот момент службу священник, захватив с собой чашу для причащений. Та же легенда, как и греческие народные песни, гласит, что дверь откроется  в том момент, когда Святая София вновь перейдет в греческие руки
 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Доказательства что бог существует

Так вот, в настоящее время константинольские (стамбульские) документалисты снимают фильм под зданием Святой Софии, в катакомбах, вьющихся под одним из старейших построек мира.

Фильм выйдет на экраны в 2014 году, а пока режиссер фильма рассказал журналистам центральной стамбульской газеты «Milliyet» о тайнах, с которыми им довелось столкнуться под священной землей, о потайных комнатах, погребениях, заполненных водой колодцах.

Группе удалось пройти пока лишь 238 метров по подземным галереям и обнаружить с два десятка разветвлений, неизвестно куда ведущих. 

Так вот, один из входов в сеть переплетенных галерей, был запечатан мраморной плитой-дверью, располагающейся около мраморного источника под фундаментом храма
 

Та ли это дверь, о которой гласит легенда?

И, если та, то, может быть, нам доведется стать свидетелями космоисторичсеких событий.

Источник: https://www.ilovegreece.ru/about-greece/general/faces/panagia-greek-mother-earth

Что такое Панагия

Панагия — Небольшая украшенная драгоценностями иконка, носимая православными епископами на груди и являющаяся знаком их сана.

Панагия в Энциклопедическом словаре:

Панагия — (от греч. panagia — всесвятая) — 1) просфора в честь Богоматери.2) Круглая иконка с изображением Богоматери, нагрудный знак архиереев.

Значение слова Панагия по словарю Ушакова:

ПАНАГИЯ
панагии, ж. (греч. panagia — всесвятая) (церк.). Нагрудный знак православных епископов с украшениями, носимый на цепи.

Значение слова Панагия по словарю Даля:

Панагия
ж. церк. икона, носимая архиереями на груди. | Просфора, возносимая в честь Св. Богородицы: панагиар м. блюдо, на коем она выносится.

Значение слова Панагия по словарю Брокгауза и Ефрона:

Панагия (παν — αγί&#945. — всесвятая) — так называлась сначала часть из просфоры, изъятая на проскомидии в честь Божией Матери. Она, в особом ящичке, называемом панагиаром, по особому чину («чин возношения П.» находится в Часослове, а также в Типиконе), переносилась, в монастырях, в трапезу, где вкушали одну часть ее — перед принятием пищи трапезной, другую — по окончании трапезы. Впоследствии название П. усвоено панагиару или ящичку. Позже П.

сделалась названием нагрудного знака архиереев и некоторых (в ставропигиальных монастырях) архимандритов и имела сперва вид ящичка или енколпия (см.), на одной стороне которого было изображение Спасителя или Св. Троицы, на другой — Божией Матери. внутри ящичка полагались иногда частицы мощей. Еще позже П. утратила вид ковчежца и сделалась небольшой круглой иконой Божией Матери, носимой на груди, как знак архиерейского достоинства. Ср. Codin, «De officiis Magnae Ecclesiae».

Goar, «Enchologium graecum». H. Б—в.

Определение слова «Панагия» по БСЭ:

Панагия (от греч. panagнa — пресвятая)
1) нагрудная иконка в виде медальона с изображением богоматери. П. нередко представляли собой выдающиеся произведения мелкой пластики, исполненные из металла (литые и чеканенные, с эмалью, сканью, чернью), слоновой кости, дерева, мягких пород камня.

В России использовались как знак архиереев. 2) Иконографический тип богоматери, изображаемой в виде оранты c младенцем Христом в медальоне на груди.
Панагия работы мастера Амвросия. Внутренний вид с композициями «Троица» и «Богоматерь Знамение». Дерево. Сер. 15 в. Загорский историко-художественный музей-заповедник.

Источник: https://xn----7sbbh7akdldfh0ai3n.xn--p1ai/panagiya.html

Церковь Богородицы Стазуса (Panagia Stazousa — Παναγίας Στάζουσας). Клавдия

Живописная дорога к церкви Богоматери Стазуса (ударение на первое «а») пролегает между деревнями Klavdia и Pyrga, что находятся в ларнакском округе. Найти её совсем просто − церковь расположена всего в нескольких километрах от скоростной трассы. Однако пока она не входит в список достопримечательностей, посещаемых «автобусными» туристами, поэтому сюда придётся добираться самостоятельно, либо с индивидуальной экскурсией.

Давайте взглянем на красивый вид самой дороги и виднеющееся с неё здание церкви.

Одно время церковь Panagia Stazousa была совсем заброшена. Лишь сравнительно недавно проведена большая реконструкция, и церковь снова открыла двери для прихожан. Вот такой она предстанет перед взором, если взобраться на ближайший пригорок, а потом приблизиться к ней почти вплотную.

Здание церкви построено в XIV веке во времена правления Лузиньянов и выполнено в готическом стиле. Когда-то храм являлся частью находившегося здесь цистерцианского монастыря. 

Цистерциа́нцы — католический монашеский орден. Для цистерцианских церквей характерно почти полное отсутствие драгоценной утвари, живописи, роскошных интерьеров.

Именно поэтому внутреннее убранство церкви выглядит очень аскетичным. Увидев подобные готические своды, думаешь, что в средневековый замок попал, а не в храм.

Свет внутрь храма поступает сквозь высокие окна. С восточной стороны храм содержит трехгранную апсиду, выше которой можно увидеть круглое окно в виде готической розы. Для улучшения акустики, по византийской традиции, в кладке сводов храма замурованы керамические сосуды.

Притвор (нартекс) − пристройка перед входом в храм − был пристроен с западной стороны немного позднее. Вход над ним сейчас украшен поясным изображением молящейся Богородицы с Младенцем Христом.

О том, что здесь раньше находился монастырь, свидетельствуют руины бывших монашеских келий, что располагались по периметру. В настоящее время на месте руин слева от входа некоторые постройки восстановлены, но большая часть пока остаётся в разрушенном состоянии.

Церковь Богородицы Стазуса. Краткая история

Мы уже говорили, что церковь была построена во времена правления Лузиньянов. Чёрные дни для неё настали после захвата острова османами в 1571 году. Если к православным церквям, родных для киприотов, завоеватели относились более-менее терпимо, то с католиками и их церквями обходились более бесцеремонно. Какие-то были перестроены в мечети, какие-то использовались в качестве складов и других нужд. Эта церковь, в частности, использовалась в качестве стойла для скота.

Идёт время, и к началу XVIII века кипрская церковь постепенно восстанавливает былое могущество. У неё появляются средства, на которые выкупались отдельные религиозные объекты. За церковь Panagia Stazousa «взялись» монахи из расположенного неподалёку монастыря Ставровуни.

Примерно в начале XVIII века монахи из Ставровуни приобрели бывший храм цистерцианской обители. По крайней мере, в кодексах метрополии Китиона под 1733 годом сохранилась запись о том, что церковь Панагия Стазуса была отремонтирована при содействии игумена монастыря Каллиникоса.

В 1821 году на Кипре произошло восстание против завоевателей-османов. Оно закончилось трагически − многие высшие духовные чины кипрской церкви, включая архиепископа Киприана, были казнены. Многие храмы и обители, в том числе и церковь Панагии Стазусы, пришли в запустение. Да еще её постиг и пожар, в результате которого внутренние стены храма сильно закоптились. Это можно увидеть на более ранних фотографиях этой церкви.

Вновь монахи вернулись сюда уже при игумене Афанасии в 1991-1994 годах, но окончательная реставрация церкви была завершена только в 2005 году.

Panagia Stazousa

Источник: http://cyprusiana.ru/index.php/towns-and-villages/unesco-churches/panagia-stazousa.html

Великая Всесвтая

На Руси одним из первых стало знаменитое изображение Оранты в киевском соборе Святой Софии: шестиметровой высоты смальтовая мозаика XI века. Как и весь храм, это произведение было создано константинопольскими мастерами. Позднее, эпитет «Всесвятая» стали прилагать к типам икон Покрова, Знамения, Платитеры. Однако Великой Панагией называется только изображение в полный рост Богоматери Оранты, перед грудью которой — поясной образ Святого младенца, вписанный в круг.

Древний скальный монастырь

В Турции, вблизи Трабзона, есть уникальный комплекс. Это Панагия Сумела, православная обитель, покинутая монахами после печальных событий 1922 года. Монастырь выстроен на выступе меловой скалы, и часть его помещений находится в искусственных и естественных гротах. Монастырь основан и строился на рубеже IV—V веков, а неприступная стена и многие здания воздвигались до XIV века.

Монастырю всегда сопутствовала удача и процветание. До 1461 года обитель находилась под особой протекцией византийских императоров. После падения Константинополя, все привилегии и неприкосновенность монастыря, согласно повелению османского султана Селима, сохранились и неукоснительно поддерживались последующими правителями.

Возможно, благополучию обители способствовала защита чудотворной иконы «Одигидрии Сумельской», которая хранилась в монастыре со времен его основания. По преданию икону написал апостол Лука. В общине находились еще две величайшие реликвии: евангелие Святого Христофора и крест императора Мануила Комнина.

Кроме того, монастырская библиотека хранила очень редкие древние манускрипты.

Во время жестокого геноцида (1922) турков против понтийских православных греков, монахи, покидая обитель, укрыли в часовне святые реликвии. В 1930 году они были перевезены в Грецию.

До сегодняшнего дня в монастыре, по разрешению турецких властей, несколько раз проводились богослужения. С 2015 года начаты реставрационные работы, которые позволят внести монастырь Панагия Сумела в список ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия.

Восстановление продолжается, но комплекс открыт для паломников и туристов.

Церкви Всесвятой Богоматери

Везде, где простиралась власть Константинопольской православной церкви, возводились храмы, скиты и монастыри. Это в основном земли современной Греции, Кипра, Иерусалима и Турции. Многие церкви были основаны в честь Всесвятой Богородицы.

После падения Константинополя, захвата земель османской империей и более поздней турецкой экспансии, огромное количество православных храмов оказалось под владычеством ислама. Разрушения миновали большинство культовых православных зданий в пределах Стамбула, поскольку они были переустроены в мечети.

Но оставались единичные храмы, в которых османская власть позволила оставшимся византийцам и грекам проводить свои обряды и богослужения.

Укрытая Богом

Панагия Теоскепасти — церковь, которая высится на небольшой горе над портовым городом Пафосом на Кипре. Ее история уходит к 649 году, когда арабы напали на город, разрушив его до состояния руин. Посреди городских развалин уцелевшей осталась лишь маленькая церквушка Пресвятой Богородицы, построенная на небольшой скале.

По Божественной милости, во время штурма, пелена тумана укрыла храм, и он не был замечен арабами. После этого церковь стала именоваться Богородица Сокрытая Богом. Но целью православного паломничества является находящаяся в храме икона Пресвятой Богородицы.

Она считается чудодейственной и ее, согласно преданию, также написал апостол Лука.

Греция, Кипр, Турция располагают множеством православных святынь. Сюда постоянно приезжают путешественники не только для отдыха и осмотра достопримечательностей, но и для того, чтобы преклониться перед христианскими реликвиями. Действующие храмы, особенно отдаленные, таят в себе дух умиротворения и божественной благодати. Кажется, что под этими древними сводами, где сила веры не угасала столетиями, открывается некая сокровенная тайна, таящаяся в ортодоксальных древних обрядах православия.

Источник: https://monateka.com/article/258493/

Панагия — что это? Отвечаем на вопрос. Значение и история

Греческое слово panagia переводится как «Всесвятая». Если заглянуть в словари, то можно увидеть, что этот христианский термин относится к нескольким объектам.

В средневековье панагией обозначался драгоценный ковчежец, где хранились частицы мощей многих святых. Позже в монастырях так называлась возносимая в честь Пресвятой Богородицы просфора.

Панагия — это также небольшая искусная иконка с образами Богоматери, она является отличительным знаком сана православных архиереев и носится ими на груди.

Но особое, сакральное значение слова соотносится с образом Богоматери. Изначально, Панагия и Богородица были эпитетами. А позже так стали называть ее иконописные изображения, посвященные ей монастыри и храмы.

Древний скальный монастырь

В Турции, вблизи Трабзона, есть уникальный комплекс. Это Панагия Сумела, православная обитель, покинутая монахами после печальных событий 1922 года. Монастырь выстроен на выступе меловой скалы, и часть его помещений находится в искусственных и естественных гротах. Монастырь основан и строился на рубеже IV—V веков, а неприступная стена и многие здания воздвигались до XIV века.

Монастырю всегда сопутствовала удача и процветание. До 1461 года обитель находилась под особой протекцией византийских императоров. После падения Константинополя, все привилегии и неприкосновенность монастыря, согласно повелению османского султана Селима, сохранились и неукоснительно поддерживались последующими правителями.

Возможно, благополучию обители способствовала защита чудотворной иконы «Одигидрии Сумельской», которая хранилась в монастыре со времен его основания. По преданию икону написал апостол Лука. В общине находились еще две величайшие реликвии: евангелие Святого Христофора и крест императора Мануила Комнина.

Кроме того, монастырская библиотека хранила очень редкие древние манускрипты.

Во время жестокого геноцида (1922) турков против понтийских православных греков, монахи, покидая обитель, укрыли в часовне святые реликвии. В 1930 году они были перевезены в Грецию.

До сегодняшнего дня в монастыре, по разрешению турецких властей, несколько раз проводились богослужения. С 2015 года начаты реставрационные работы, которые позволят внести монастырь Панагия Сумела в список ЮНЕСКО как объект Всемирного наследия.

Восстановление продолжается, но комплекс открыт для паломников и туристов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие