Что такое обратная перспектива

Основы перстективы

что такое обратная перспектива

Мы живем в трехмерном мире. Каждый предмет имеет объем и находится от нас на определенном расстоянии. Но как этот мир 3D перенести на плоскую бумагу, не потеряв при этом ощущение объемности изображения на рисунке. В этом нам помогут законы перспективы.

Изображение строится по определенным канонам, и неважно, что вы рисуете – натюрморт или улица, уходящая в перспективу.
Если нарушить законы построения, предмет, который находится дальше, может оказаться большего размера, чем нужно, и тогда нарушится вся композиция.

Если перспектива отсутствует, то изображение получится неправдоподобным и примитивным.

Перспектива нужна для создания объема, то есть реалистичной картины мира.

Для придания объемности рисунку также используют рельеф и светотень.
Есть определенные правила, по которым строится изображение. Соблюдая их, вы получите реалистичный рисунок.

Немного теории

Прежде, чем приступать к практике, нам необходимо хорошо изучить теорию. Для начала посмотрим, какие понятия используются в перспективе. Основными являются точка схода и линия горизонта, без них мы не сможем правильно построить изображение.

Перспектива – это лишь оптическая иллюзия. Перед нами стоит задача отобразить на плоскости объемное изображение, то есть на плоскости передать глубину.

Поэтому важно знать, как мы можем создать иллюзию, чтобы сознание воспринимало ее, как изображение, имеющее форму.

Изобразительное искусство развивалось постепенно. Художники далеко не сразу стали рисовать объекты в перспективе. Например, в средневековой живописи предметы изображались такими, какие они есть в реальности, а не такими, как их воспринимает наш глаз. Поэтому рисунок получался абсолютно плоским.

Принципы построения

Переходя к теории, обозначим три главных принципа, которые применяются при создании рисунка, чтобы построить правильную линейную перспективу.

• Ближний объект (например, деревья, здания) рисуются перед сзадистоящими, то есть создается эффект частичного перекрытия.• От нас дальние объекты должны быть более легкие, то есть их не нужно прорисовывать толстыми линиями, должно создаваться ощущение воздушного пространства.

• Для создания эффекта расстояния дальние объекты должны быть меньше тех, что расположены на переднем плане.

Вы можете наблюдать это, если осмотритесь вокруг себя. В реальности все линии в комнате – это либо параллельные, либо перпендикулярные относительно друг друга.

Но когда мы рисуем в перспективе, наши параллельные линии начинают сходиться, и чем дальше они от нас, тем ближе они друг к другу.

Эта точка, в которой сходятся в итоге все линии – называется точкой схода. Когда мы смотрим на что-либо, то наш взгляд как бы прокладывает прямую линию к центру объекта. Этот центр и будет той самой точкой схода.

Ширина нашего зрения невелика, всего около 20 см, если говорить о переднем плане, но мы воспринимаем и дальние предметы, и здесь мы уже можем видеть вещи, находящиеся от нас на расстоянии в сотни метров. Чем дальше простирается взгляд, тем шире становится поле вокруг центральной точки. В зависимости от этого предметы будут искажаться, подчиняясь законам линейной перспективы.

Поэтому в процессе рисования важно зафиксировать точку схода и придерживаться ее, иначе рисунок получится искаженным и нереалистиным.

Еще один важный элемент при построении линейной перспективы – линия горизонта. Эта плоскость – воображаемая линия, которая находится на уровне глаз и уходит в даль. Она хорошо видна на открытом пространстве, например, на побережье. Линия горизонта точно разделяет две стихии. Это только то, что мы видим, т.к. на самом деле небо находится над нами, а водная гладь не заканчивается в пределах нашего зрения, а простирается далеко за видимой линией горизонта.

При выборе высоты горизонта вы определяете конкретную заданную точку зрения для того, кто будет смотреть на вашу картину. То есть, на рисунке линия горизонта не будет перемещаться вместе с нашим взглядом, она останется неподвижной, такой, какой ее увидел сам художник.

Рисовальщик может изобразить на рисунке предметы с разных точек зрения. Например, если он нарисовал фигуру сверху вниз, то смотрящий смотрит на нее сверху. При центрированной композиции, то есть, когда линия горизонта изображена на средней высоте, будет создаваться ощущение симметрии, то есть предмет будет отображен фронтально. А если точка зрения будет расположена снизу, то уже само изображение будет уходить вверх, а мы будем смотреть на него снизу.

Линейная перспектива и ее виды

Далее давайте разберем, сколько существует типов линейной перспективы и как же правильно рисовать те или иные объекты, чтобы рисунок получился объемным и реалистичным.

Фронтальная перспектива

Самый элементарный вид пространственного изображения – линейная перспектива с одной точкой схода. Как следует из названия, предмет относительно нас будет находиться с фронтальной стороны. Часть граней будет параллельна, а часть – перпендикулярна линии горизонта. Линии, находящиеся параллельно лучу зрения, будут сходиться в точке схода. А те, что находятся под прямым углом к лучу зрения — не будут искажены

Угловая перспектива

Изображение может находиться и под углом к смотрящему. Тогда у нас образуются две точки схода, а такая линейная перспектива будет называться угловой.

Как вы уже заметили, ее отличительной чертой является наличие сразу двух точек, куда будут сходиться линии в перспективе.

Для наглядности за пример возьмем рисунок куба.

Если смотреть на него со стороны одной из граней, то ребра геометрического тела будут проходить по линиям схода с двух сторон. Некоторые линии на рисунке (в данном случае, боковые грани куба) останутся перпендикулярными линии горизонта.

Такая перспектива встречается достаточно часто, т.к. в реальной жизни многие предметы мы видим именно с этого ракурса.

Трехточечная перспектива

Еще одним методом построения предмета в пространстве – использование трех точек схода. Такую перспективу еще называют вертикальной или наклонной. При таком типе нужно так же искажать вверх предмета в угловой перспективе. Этот способ часто применяют в своих чертежах архитекторы.

В данном ракурсе эффектно получаются высотные здания, например, небоскребы. Точка схода, которая находится выше линии горизонта, называется зенит, а та, что ниже – надир. Стоит отметить, что ни одна из линий не будет параллельна картинной плоскости.

Линейная перспектива поэтапно

Теперь мы рассмотрим детально, как нужно строить изображение, чтобы не исказить перспективу. Напомним, что в зависимости от правильности исполнения зависит реалистичность рисунка.

Угловая перспектива поэтапно

Такая перспектива считается наиболее распространенной. Ее особенность заключается в наличии двух точек схода. Предметы в этом ракурсе мы видим под углом.

Для примера мы возьмем параллелепипед. В зависимости от того, под каким углом он находится, фигура будет представать перед нами фронтально, снизу или сверху.

Мы разберем изображение нашей фигуры из одной позиции – «с высоты птичьего полета». Это является наиболее простым и понятным примером для начинающих.

Как мы уже знаем, для построения нам нужны две точки схода. Как и в первом варианте, мы проводим линию горизонта, но теперь пересекаем ее двумя отрезками, обозначающими точки схода.

Из точек мы проводим по две линии, которые послужат нижним основанием нашей будущей фигуры в местах их пересечения. После обозначения основания мы будем строить вертикальное фронтальное ребро нашего параллелепипеда. Оно определит высоту фигуры. Переднее ребро строится вверх из ближайшей к нам точки пересечения линий схода.

Теперь мы проводим еще две линии схода для соединения фронтального ребра с двумя точками схода. По этим линиям позже мы будем строить верхнюю грань параллелепипеда.

Следующим этапом мы проводим две вертикальные линии из двух дальних боковых углов основания. Их нужно довести до пересечения с верхними линиями схода.

Теперь мы проводим еще две линии из точек схода, они должны пересечь вертикальные линии дальних боковых ребер в верхней точке. Этим самым мы обозначим верхнюю грань.

Соединяем места пересечений нижнего основания и двух новых линий схода вертикальным отрезком. Теперь у нас получились два задних ребра. После чего выделяем линии схода, обозначающие верхнюю грань.

Завершающим штрихом будет удаление лишних линий построения и невидимых ребер фигуры.

Трехточечная перспектива и ее этапы

При помощи трех точек схода мы пространственно можем уменьшить размеры объектов в высоту и глубину. Для примера мы вновь возьмем параллелепипед и изобразим его с точки зрения снизу.

Знания по угловой перспективе помогут построить основание фигуры. Ее этапы мы описывали выше.

Теперь нам нужна еще одна точка. Она располагается в центре между двумя уже имеющимися. Она находится намного выше линии горизонта.

От нее мы проводим три отрезка, которые должны заканчиваться в углах основания. Это будут ребра нашей будущей фигуры.

Теперь мы будем строить верхнюю грань фигуры. Для этого мы проводим линии схода из двух боковых точек. Высоту вы определяете сами. Главное, чтобы она не была выше третьей точки схода. В местах их пересечения обрисовываем верхнее основание.

На заключительном этапе, как обычно, убираем вспомогательные линии и грани фигуры, которые невидны.
Рассмотрим еще один вариант рисунка параллелепипеда в трехточечной перспективе – вид объекта сверху. При данном варианте третья точка схода располагается под линией горизонта.

Мы как бы начинаем рисовать фигуру сверху. То есть, вначале при помощи линий схода по законам угловой перспективы мы рисуем верхнее основание. Остальные этапы построения будут повторять шаги из предыдущего варианта «вида снизу».
Рисуя самостоятельно, можно допустить ошибки, и у вас могут возникнуть вопросы по правильности построения. В школе-студии «Мастер рисунка» опытный преподаватель даст основу, подскажет с чего начать и как правильно изображать предметы с любой точки.

Источник: https://arch-risunok.ru/osnovy-akademicheskogo-risunka/osnovy-perspektivy

Перспектива в графике

что такое обратная перспектива

Перспектива (лат. perspicio — «ясно вижу сквозь») — это техника создания иллюзии пространства на плоскости. Для придания правдоподобной глубины изображению используются такие приёмы, как:

  • изменение пропорций в соответствии со зрительным восприятием объема;
  • изображение света и тени, как они ложились бы на реальный предмет;
  • воздушная перспектива — художественный приём с уменьшением насыщенности и/или чёткости предмета по мере отдаления.

Наглядная воздушная перспектива в работе Яцека Йерки (Jacek Yerka). Дальний план будто покрыт голубоватой дымкой

Испокон веков человек интересовался рисованием и делал попытки запечатлеть окружающую реальность. Начиная с примитивных наскальных зарисовок, сделанных по интуитивным ощущениям, изобразительное искусство развивалось на основе наблюдения, а затем и научного обоснования закономерностей окружающих форм и явлений.

Первые упоминания о геометрическом построении перспективы встречаются во времена Древней Греции в трудах Эвклида. Затем, в Средневековье, эта наука была временно утеряна. До начала эпохи Возрождения в искусстве не существовало понятия построения перспективы, художники изображали пространство интуитивно.

С наступлением Ренессанса началось активное развитие науки, люди стали интересоваться теоретическими обоснованиями окружающих явлений, в том числе и перспективных искажений. По некоторым свидетельствам, впервые теория перспективы была описана архитектором Филиппо Брунеллески (1377—1446) и быстро прижилась в живописи, как впечатляющий визуальный эффект.

Эскиз перспективы заднего плана картины «Поклонение волхвов» (Леонардо да Винчи)

Рассмотрим некоторые виды графических построений перспективы.

Прямая линейная перспектива

Характеризуется пропорциональным уменьшением предметов по мере отдаления.  Довольно долго считалась единственным способом отображения реальности на рисунках. Она наиболее распространена и сегодня.

Первое, что нужно сделать при построении прямой линейной перспективы, — провести линию горизонта, на которую будет ориентирована последующая работа. Если линии, параллельные земле, продлить до бесконечности — они должны заканчиваться на горизонте, а если они к тому же параллельны между собой — сходиться на линии горизонта в одну точку.

Точка схода — это точка, на которой сходятся удаляющиеся от наблюдателя параллельные линии.

Одна точка схода получается при фронтальной перспективе куба, две — при повороте по одной оси, три точки — при повороте по двум осям

Метод сетки, или как перенести пропорции предмета на перспективу

Фронтальная проекция пропорций переносится на перспективу при помощи дополнительной точки схода

Где применяется?

Повсеместно, от академического рисунка до компьютерных игр.

Геометрическое построение линейной перспективы в чертеже Рафаеля Араужо (Rafael Araujo)

Аксонометрическая перспектива

Более известна как аксонометрическая проекция. В отличие от линейной перспективы, в ней отсутствуют точки схода. Все линии, параллельные в реальности, остаются параллельными и на рисунке. Это даёт ощущение пространства без уменьшения пропорций удалённых предметов.

Если вы, к примеру, создаёте набор иконок с аксонометрической перспективой, то для соблюдения его целостности следует различать виды этой перспективы:

  • изометрическая —  все три оси имеют одинаковую степень искажения относительно реальных пропорций;
  • диметрическая — искажение одинаковое по двум осям;
  • триметрическая — искажение разное по всем трём осям;​
  • фронтальная — одна из плоскостей изображается без искажений. 

Обратная перспектива

Противоположность линейной перспективе — предметы увеличиваются по мере отдаления. Соответственно, точка схода находится не на горизонте, а на самом зрителе. Создаёт необычный эффект развёрнутого пространства.

Где можно встретить?

Встречается в иконописи Древней Руси, где носит глубокий символичный характер. Используется редко, в обоснованных случаях.

Сферическая перспектива

Также известна как купольная. Изображает трёхмерное пространство как будто на сферической поверхности, а не на плоской. При такой перспективе прямыми остаются только линии глубины, сходящиеся на главной точке, линии горизонта и вертикали. Все остальные линии схода, чем дальше они от главной точки, тем более округлую форму принимают.

точка — это центральная точка сферической перспективы, вокруг которой формируется окружность. Например, если смотреться в ёлочный шар, главной точкой в отражении будут ваши глаза, и если он идеально сферический, они будут всегда в центре, как его ни крути.

Так как все параллельные линии схода, кроме глубинных, замыкаются полуэллипсами с обоих концов, при рисовании куба в данном случае мы получаем пять точек схода

Перцептивная перспектива

Её название происходит от латинского слова perceptio — восприятие. Она соединяет в себе прямую, аксонометрическую и обратную перспективу, формируя отображение реальности таким, каким его видят человеческий глаз и мозг. Если быть точнее, по причине бинокулярности нашего зрения:

  • ближний план видится в обратной перспективе, так как предмет виден двумя глазами одновременно с разных сторон;
  • дальний план — в прямой линейной перспективе с уменьшением предметов;
  • и лишь средний план виден почти неискаженно, в аксонометрии.

Понятие появилось относительно недавно.  Впервые было описано Б. В. Раушенбахом, российским физиком-механиком, в книге «Пространственные построения в живописи» (1975). По задумке автора, изучавшего особенности восприятия глубины человеческим зрением, перцептивная перспектива наиболее точно изображает на рисунке окружающий мир, увиденный глазом, и несёт более сильное впечатление.

Заключение

Зная теоретическую основу видов перспективы, их недостатки и преимущества, вы можете добиться наибольшей эффектности графической работы, систематически выстраивая её объём.

Источник: https://popel-studio.com/blog/article/perspektiva-v-grafike.html

Hudman.ru

что такое обратная перспектива

Mr. Hudman 26 — октября — 2010

Неопытные художники часто допускают ошибку при перспективном построении предметов – линии построения у них не С-ходятся по направлению к горизонту, точке схода, а наоборот – РАС-ходятся. То есть вместо прямой линейной перспективы мы получаем обратную.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Презорство что это в православии

Не избежала этой ошибки и я. Но вот что интересно: как сказал мой преподаватель, “так рисуют дети и иконы”. Дети – понятно, они ещё просто не умеют рисовать правильно. Но ИКОНЫ Ведь их пишут мастера! Поэтому этот пост я решила посвятить обратной перспективе – её характерным особенностям и истокам.

Надеюсь, будет интересно!

Итак, обратная перспектива – что это такое?

Обычно обратной перспективой называют систему изображения, принятую в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения и т.д.

Откуда и зачем взялась обратная перспектива? Есть три основных мнения:

  1. От неумения рисовать – то есть это банальная ошибка. Малюют чего-то неумеючи – всего-то делов.
  2. Для изображения мистического мира, в котором не действуют привычные нам иллюзии  мира физического (ведь на самом деле предметы вовсе не уменьшаются по мере удаления от зрителя, это ил-лю-зи-я)
  3. Или же она возникла в соответствии с объективными законами, с особенностями человеческого зрения, восприятия.

Первое мнение мне откровенно неинтересно, ведь мы говорим не о детских рисунках. Так что сосредоточимся на оставшихся двух.

Мистическая теория

Иконы – это не картины, передающие на плоскости зримый мир. В них нет ни обычного пространства, ни событий, подчиняющихся причинно-следственным связям.

Чтобы понять иконы, нужно смотреть на них как на изображение мира незримого, духовного, божественного, в котором всё вечно и истинно, не так, как на скоротечной земле.

Понимание иконы как мистического посредника между этими мирами, а также принципы и художественные средства создания икон пришли на Русь  из Византии вместе с крещением в конце Х века.

Одной из причин, затрудняющих понимание древних русских икон, является обратная перспектива, ведь мы привыкли смотреть на картины глазами европейца, привыкшего к линейной перспективе, именно поэтому изображенное на иконах представляется нам искажённым, что ли. Неправдоподобным.

Для нас важна достоверность и убедительность изображаемого – ощущение глубины пространства, объёма, взаимного расположения объектов, соотнесение их размеров и т.д.  Иными словами, мы привыкли к реалистичной живописи.

Отношение к пространству в иконе совершенно иное. Ведь это духовный мир, он отличен от мира видимого. Процитирую сайт Казанской Епархии:

Иконописцы и иллюстраторы древних рукописных христианских книг были убеждены в несовершенстве человеческого зрения, которому нельзя доверять из-за его плотской природы, и потому считали для себя обязательным пытаться изобразить мир не таким, каким они его видят, а таким, каков он есть на самом деле. Вопрос же о том, каков мир на самом деле, мог решаться только умозрительно, когда в качестве аксиомы принимается не опыт земной телесной жизни, а догматы веры.

 Так и произошло. Икона — это окно в сакральный мир, вид на который раздаётся вширь, распахивается, простирается, предметы, соответственно,  тоже расширяются при их удалении от зрителя.

Версия особенностей зрения

Надеюсь, когда-нибудь мне удастся найти книгу Б. В. Раушенбаха «Пространственные построение в древнерусской живописи» Пока что приходится ограничиваться информации из третьих рук. Так вот, в главе «Обратная перспектива» этой книги обратная перспектива в  древнерусской живописи выделяются следующие факторы, оказавшие на неё влияние:

  • действие механизма константности формы
  • бинокулярность зрения
  • подвижность точки зрения
  • стремление к большей информативности картины
  • композиционные требования

Перед тем, как остановиться на этих факторах подробнее, заметим, что мир невозможно изобразить столь же полно, как мы его воспринимаем. Холст двумерен, изобразительные средства ограничены. Каким бы Мастером ни был автор, любое изображение в любой системе перспективы – лишь символ предмета, а не его копия. Итак:

Учет действия механизма константности формы

На протяжении жизни наше зрение привыкает узнавать уже знакомые предметы независимо от ракурса, в котором мы их видим. Для нас сиденье табуретки по-прежнему остаётся квадратным, несмотря на то, что в действительности мы видим лишь ромб.

И средневековый художник стремился изобразить наиболее значимую часть изображаемого – сиденье – наиболее реалистично (для памяти, не для взгляда), находя компромисс между видимостью и содержанием.

Мир изображался не в общем, условном искажении, как это делает прямая перспектива: художник сам решал, какой предмет в рисунке важнее всего, что нужно передать наиболее полно и с наименьшими искажениями. Естественно, что второстепенные предметы при этом могли исказиться, что вполне могло привести к появлению обратной перспективы и другим эффектам.

Учёт бинокулярности зрения

Мы смотрим на мир ДВУМЯ глазами, т.е. из ДВУХ разных точек, видим ДВЕ картинки, которые затем мозг обрабатывает в одну. В этом нетрудно убедиться, проделав детский опыт – зажмуривая по очереди то левый, то правый глаз. О чудо! Картинка меняется! Когда мы смотрим двумя глазами – видим вообще нечто третье усреднённую версию. Появление обратной перспективы на близком расстоянии, в  закрытом пространстве – особенность нашего зрения.

Но, не забываем, что в древнерусском искусстве обратная перспектива зачастую выражена гораздо сильнее, чем обусловлено этой особенностью. Часто художник вообще не стремился придерживаться какой-то одной системы перспективы в рамках картины.

Подвижность точки зрения

 Если не вдаваться в подробности и искусствоведческие термины, то этот пункт можно сформулировать так:  находясь в помещении,  мы не можем охватить его  сразу целиком, т.к. имеем ограниченное поле зрения. А вот ПЕРЕБЕГАЯ глазами Ну вы поняли, о чём я! Средневековые художники, для большей информативности картины, объединяли две точки зрения – что порождало эффект обратной перспективы. Итак, мы плавно подошли к следующему фактору возникновения обратной перспективы. Это:

Стремление к большей информативности картины

Чтобы читателю было удобнее читать страницы Евангелия, лежащего на столе, художники зачастую РАЗВОРАЧИВАЛИ стол к зрителю И вот он – наш эффект! Использование так называемых “развёрток” – показа сразу трёх сторон предмета – так же часто приводило к искомому результату.

Композиционные требования

А иногда он возникал совсем по другим соображениям – чтобы подчеркнуть изящество ангела, плавно продлить линию, красиво закомпоновать весь рисунок.

Резюме

Таким образом, обратная перспектива – это не обязательно неумение рисовать. Она может выступать как сознательный художественный приём, призванный повысить информативность картины или показать Мир Горний Или же её можно объяснить вполне физиологическими причинами. Главное в том, что применение обратной перспективы  в древнерусской и византийской иконописи даёт нам богатую пищу для размышлений, показывая, что привычный нам взгляд на мир – далеко не единственный возможный.

Дополнительная

П.С. На момент публикации все перечисленные статьи и книги доступны онлайн. Welcome!

Источник: http://hudman.ru/prevratnosti-perspektivy-obratnaya-perspektiva/

Обратная перспектива в иконописи: описание, техника исполнения

Что такое обратная перспектива в иконописи знает каждый человек, который хотя бы немного связан с искусством. Но как давно появилось такое направление? Оказывается, уже у древних греков шли постоянные работы по исследованию изображений на двумерной плоскости и их взаимодействия. Поэтому можно сделать вывод, что знание или по крайней мере умение пользоваться приемами обратной перспективы в иконописи существовало уже очень давно.

Определение понятия

Обратная перспектива в иконописи — метод в живописи, при котором далекие от зрителя предметы изображаются более крупными. Таким образом линии на картине, изображенной в обратной перспективе, сходятся не на горизонте, а «внутри» зрителя. Обратная перспектива применялась в византийской и древнерусской иконописи. Встречается и в западноевропейском средневековом искусстве.

Обратная перспектива в иконописи, как уже было сказано выше, существует очень давно. Но при этом упоминания о прямом способе создания изображений появились также в древнейшие времена. Именно поэтому между этими двумя системами постоянно происходит состязание, соперничество. Художник выбирает тот способ создания иконы, который больше подходит именно ему.

Флоренский Павел, известный священник XX века, считал, что применение такой системы приводило к тому, будто зритель забывал, что он стоит перед плоскостью. Окно перспективы завлекало человека в иной мир.

Русский иконописец Леонид Успенский считал, что обратная перспектива в иконописи — это средство для сохранения плоскости. Поэтому зритель ни на секунду не забывает о том, что он стоит перед плоскостью, на которой есть изображение.

Теперь, когда мы узнали два противоположных мнения, сразу возникает резонный вопрос: «Нужно, чтобы плоскость пропала или все же сохранялась?»

Иллюзия или нет?

Прежде чем решить задачу, следует понять, существует ли такой зритель, который не может определить, что перед ним изображение, картина. Есть ли человек, который вместо полотна или фрески действительно видит окно в другой мир?

Приспособленность зрителя к забвению объективной реальности слишком переоценена, все-таки он в любом случае знает, что это плоскость.

Ну и еще один момент, на который стоит обратить внимание: прямая перспектива также строит некий мир. Она тоже призвана создать окно в иное пространство.

То есть задача художника в любой системе — ввести зрителя в другой мир или хотя бы максимально приблизиться к этому эффекту.

Упоминание в притче

Леонид Успенский находит определенные мотивы для возникновения обратной перспективы, а именно он говорит о божественной основе. При этом он ссылается на Евангелие от Матвея, 7-я глава 14 стих:

Потому что тесны́ врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.

Вероятнее всего, каждый человек помнит притчу об игольном ушке. О том, что тяжело богачу войти в Царство небесное. И намного легче верблюда протащить сквозь игольное ушко. То есть в данном рассказе повествуется о честном узком пути. Это и есть раскрытие типа перспективы, использующийся в иконописи.

Смысл искажения

Леонид Успенский говорит о том, что построение архитектурных мотивов в живописи прямо призвано усмирить горделивый разум запутанностью, нелогичностью.

Архитектурные мотивы словно смеются над человеком, стремящимся к логичному порядку вещей. Иконописцы не предлагают никакого порядка, как бы говоря: «Попробуй разберись, что же важно в жизни». Вот так Успенский рассматривает и преподносит основы возникновения обратной перспективы.

Интересный факт

Ирина Константиновна Языкова, искусствовед, много изучает и говорит об иконе. Она называет обратный способ создания изображения перспективой общения. Многие священники с ней согласны. Действительно, это название намного точнее отражает суть жанра. Это обуславливается тем, что все лучи идут от середины и сходятся к зрителю.

Иконы

Получив достаточное количество теории, так и хочется проверить реальность обратной перспективы на практике. Для начала можно посмотреть одну из великих работ.

Как уже известно, необходимо, чтобы параллельные линии границ предметов сходились к зрителю. Для рассмотрения выбрана икона «Синайский Спас» (на фото выше). При детальном рассмотрении можно увидеть, что у евангелия есть три линии, которые идут в глубину и не соединяются в одной точке, это уже противоречит выдвинутой системе. Если взять еще несколько икон, то можно обнаружить, что точного пересечения нигде почти нет.

То есть либо художники не знали, что существуют различные виды перспективы в иконописи, либо не ставили такую себе задачу, чтобы все линии сошлись в одной точке и создали гармонию.

Икона «Благовещение Пресвятой Богородицы»

Параллельные линии — это аксонометрия. А правильное геометрическое изображение напрямую должно быть связано с перспективой. То есть в иконах должны присутствовать параллели для того, чтобы изображение было обратным или прямым. Рассмотрим еще один пример.

«Благовещение Пресвятой Богордицы» — хороший образец. Нельзя сказать, что это полотно создал неумелый художник, это замечательный иконописец. Несмотря на это, в изображении также отсутствует обратная перспектива в ее точном понимании. Кто-то подумает, что раз нет одного варианта, значит, должна быть прямая система. Но нет, ее также не удается найти на иконе.

Посмотрев на подножия предметов, можно увидеть аксонометрию. Если взглянуть на саму Богородицу, снова в глаза бросаются параллели. Но при этом единой точки пересечения нет. Почему так происходит? Есть два мнения:

  1. Изображение выстроено с высокой точки зрения.
  2. И наоборот, рисунок построен с низкой точки зрения.

Казалось бы, два абсолютно противоположных мнения соединились в одном полотне. Это еще раз доказывает, что художники не заостряли свое внимание на различных видах перспективы в иконописи.

Объединение систем

В аксонометрической проекции представлены замечательные изображения городов. Они пишутся сразу со всеми крепостными стенами, со строениями и даже с церковью по центру с пятью куполами. А если человек посмотрит ближе на изображение города и решит проанализировать, какие здесь есть виды перспектив иконописи, то он найдет все системы, какие только можно себе представить.

Здесь есть и аксонометрия, и прямая, и обратная перспектива. Чтобы убедиться, нужно взять любое изображение городов в средневековом искусстве. После чего карандашом и линейкой попробовать провести все линии и посмотреть, как там выстраивается перспектива.

В отрывке произведения Павла Флоренского подмечено, что и тело, ограниченное кривыми поверхностями, передано в таких ракурсах, которые исключаются правилами перспективного изображения.

Лицо должно изображаться с висками и ушами, подвернутыми вперед, и оно как бы распластано на плоскости. То есть иконы должны быть с повернутыми к зрителю плоскостями носа и другими частями лица, которые в реальной жизни скрыты.

Он пишет, что когда изображается лицо с обратной перспективой, например с небольшим поворотом, то дальняя плоскость носа разворачивается к зрителю, в то время как ближняя от него отворачивается. Именно так Павел Флоренский описывает обратную перспективу.

Единственное изображение, которое соответствует этому описанию — это «Маска Агамемнона». Вот здесь видно развернутое лицо и уши, все выполнено по канону. Но это маска, которая расплющена от времени, а не запланированное произведение.

Есть и другие памятники, которые соответствует этому описанию. Например, работы Пабло Пикассо. Причем Пикассо сознательно искал способы изобразить разные точки зрения и плоскости объкта как можно проще. То есть он старался трехмерное пространство поместить в двухмерное.

И в этом Пикассо весьма преуспел. Например, его поиски изображения быка. На предоставленном рисунке их много, видно, что он находился в поисках идеальной формы, чтобы совместить фронтальные и боковые плоскости. На картинке видно, что пробы пронумерованы и уже ближе к 10–11 у Пикассо появляются какие-то идеи, как соединить разные точки зрения.

Суть в том, что если предположить, будто есть некий предмет, например кубик, и линейная перспектива, то его точки должны сходиться все в горизонте. И если художник применяет такую технику живописи, то первое, что ставите его в тупик, — это непонимание, где же находится горизонт.

Конечно, каждый иконописец знает, что такое перспектива и как ее строить. Но линии центра меняются. Потому что горизонт — это та плоскость, которая проходит через точку зрения. Если художник или зритель меняет свое восприятие, то и линия меняется. А для наклонных плоскостей линия горизонта меняется еще и для разных высот.

Источник: https://FB.ru/article/448507/obratnaya-perspektiva-v-ikonopisi-opisanie-tehnika-ispolneniya

Перспектива как иллюзия восприятия

1 — 2012

Софья Скрылина, преподаватель информационных технологий, г.Санкт-Петербург

В КомпьюАрт № 9’2011 были рассмотрены особенности зрительного восприятия, в частности зрительные иллюзии. К ним относится и перспектива, потому что при создании трехмерного изображения на плоскости возникают кажущиеся изменения величины, очертаний и четкости предметов, обусловленные степенью отдаленности их от точки наблюдения.

К примеру, одинаковые фигуры по мере удаления от зрителя воспринимаются неодинаковыми, параллельные прямые — непараллельными, сходящимися в одной точке (точке схода); окружности выглядят эллипсами и т.д. Такие свойства зрительного восприятия называют перспективными сокращениями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как душа покидает тело человека

В данной статье мы поговорим о видах перспективы и приемах ее рисования в двумерных графических редакторах.

Виды перспективы

В зависимости от назначения перспективного изображения перспектива включает следующие виды.

Обратная линейная перспектива

Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно точка схода находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Так, на иконе «Положение во гроб» горки, на фоне которых происходит горестная сцена, написаны в обратной перспективе (рис. 2).

Рис. 2. Обратная линейная перспектива на иконе «Положение во гроб» и схема ее построения

Обратная перспектива не должна восприниматься как неумение изображать пространство. Древние русские иконописцы не приняли прямой линейной перспективы, когда познакомились с ней. Обратная перспектива сохраняла свой духовный смысл, а также была протестом против соблазнов «плотского зрения».

Нередко использование обратной перспективы давало ряд преимуществ: например, она позволяла разворачивать строения так, чтобы открывались заслоненные ими детали и сцены, что расширяло информативность иконного повествования.

Панорамная перспектива

Изображение на внутренней поверхности цилиндра. Слово «панорама» означает «всё вижу», то есть в буквальном смысле это  перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому, рассматривая панораму, зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, размещают смотровую площадку.

Примером панорамной перспективы может служить панорама «Бородинская битва» в Москве.

Плафонная перспектива

Изображение на внутренней поверхности перекрытия какого­либо помещения, например изображение внутри купола (рис. 3). Также примером плафонной перспективы могут служить мозаичные изображения художника А.А. Дейнеки на овальных плафонах станции метро «Маяковская» в Москве.

Рис. 3. Плафонная перспектива внутри центрального купола храма Спаса на Крови в Петербурге

Театральная перспектива

Изображение на ряде отдельных поверхностей, например театральные декорации (рис. 4).

Рис. 4. Театральная перспектива

Рельефная перспектива

Изображение глубины пространства с помощью различных форм рельефа. Рельефная перспектива создает иллюзию разной глубины при постоянном уровне рельефа (рис. 5).

Примечание. Рельеф — выпуклое изображение на плоскости. Барельеф — скульптурное изображение или орнамент, немного выступающие над плоскостью (низкий рельеф). Горельеф — скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем наполовину.

Рис. 5. Рельефная перспектива

Диорамная перспектива

Изображение, написанное с обеих сторон на просвечивающем материале (стекле, ткани и т.п.) и специально освещенное для создания впечатления объемности. Наиболее широко диорама применяется в музейной практике как особый способ подачи документального материала, подкрепленный образной эмоциональностью. Примером диорамной перспективы может служить «Бородинская битва» в Москве, которая также является панорамой.

Архитектурная перспектива

Изображение зданий, площадей, парков и т.д. (рис. 6). Архитектурная перспектива достигается довольно сложными графическими построениями: кроме прямой линейной перспективы учитывается «динамизм» — увеличение видимых форм объекта при приближении к нему; может быть использовано несколько точек схода; перспективные сокращения моделируются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлении.

Рис. 6. Архитектурная перспектива

Стереоскопическая перспектива

Изображение на плоскости, имеющее повторяющиеся фрагменты и подготовленное из расчета на то, что левый и правый глаз человека по отдельности видят разную картинку.

Для просмотра стереоизображения используются различные методы и устройства:

  • метод параллельного взгляда позволяет посмотреть полноцветную стереокартинку без применения какого­либо оборудования, стереоэффект достигается за счет сведения глаз дальше плоскости изображения. Рассмотрите изображение, приведенное на рис. 7, предварительно сфокусировав зрение не на самом рисунке, а на точке, расположенной позади него. Вы увидите человека, летящего верхом на драконе;
  • метод перекрестного взгляда аналогичен предыдущему, но необходимо сфокусировать взгляд в воображаемой точке перед изображением. Этот способ требует большего напряжения глаз, и для него используются изображения другого типа (рис. 8);
  • анаглифные очки (3D­очки) — разноцветные очки, вместо линз у которых вставлены светофильтры цветов CMY. Например, для просмотра изображения, приведенного на рис. 9, необходимо использовать очки с красным левым и голубым правым фильтрами.

Рис. 7. Стереоскопическая перспектива, которую можно увидеть методом параллельного взгляда

Рис. 8. Стереоскопическая перспектива, рассматриваемая методом перекрестного взгляда

Рис. 9. Стереоскопическая перспектива, для просмотра которой используются 3D-очки

Воздушная перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются). Таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план (рис. 10).

Рис. 10. Воздушная перспектива

Изображение перспективы с помощью компьютера

Перспектива в архитектуре — рабочий аппарат проектирования, поэтому требуется точный расчет по сложным алгоритмам. В дизайне перспектива играет роль иллюстрации, поэтому дизайнеры обычно не слишком строго придерживаются правил ее построения.

Компьютерные средства значительно упрощают построение перспективы: в трехмерных программах, таких как AutoCAD и 3D Studio, проективные сокращения формы объекта строятся автоматически, а в двумерных программах, например CorelDRAW или Photoshop, используются специальные приемы и эффекты рисования.

Наиболее часто встречающаяся прямая линейная перспектива, основанная на уменьшении объектов по мере их удаления, в Photoshop строится с помощью трансформирования Перспектива (Perspective), а в CorelDRAW — эффекта Добавить перспективу (Add Perspective) — рис. 11.

Рис. 11. Прямая линейная перспектива, полученная в Photoshop (а) и созданная с помощью эффекта Добавить перспективу в CorelDRAW (б)

Рис. 12. Прямая линейная перспектива, полученная с помощью инструмента Перетекание в CorelDRAW

Рис. 13. Различные ракурсы объекта, созданные в Photoshop (а) и в CorelDRAW (б)

Рис. 14. Воздушная перспектива, полученная в Photoshop (а) и созданная с помощью интерактивной прозрачности в CorelDRAW (б)

В CorelDRAW для построения линейной перспективы также можно применять инструмент Перетекание (Blend) — рис. 12. При работе с векторной фигурой в обоих редакторах получить линейную перспективу можно вручную, меняя положение ее узлов.

Для создания перспективных сокращений и различных ракурсов объекта в CorelDRAW применяется инструмент Вытягивание (Extrude), а в Photoshop используются 3D­инструменты (рис. 13).

Для создания воздушной перспективы в CorelDRAW используются различные типы заливки или интерактивная прозрачность, а в Photoshop этот же эффект можно получить с помощью масок (рис. 14).

Статья подготовлена по материалам книги «Компьютерные технологии в дизайне. Эффективная реклама» Ольги Яцук и Эльзы Романычевой и следующих сайтов:

Источник: https://compuart.ru/article/22780

Перспектива. Виды перспективы. Основные понятия

Урокирисования

Соблюдение законов перспективы– необходимое условие грамотного иреалистичного изображения форм нашегоокружающего мира. Перспектива– это целая наука, изучающая измененияочертаний и размеров предметов,наблюдаемые в природе, а также это способобъёмного изображения предметов наплоскости. Чтобы иметь чёткое представлениео форме предметов, надо выбрать такоеместо, откуда можно видеть их объёмно,в трёх измерениях.

Например, видя только одну часть куба– квадрат, мы не можем судить обо всейего форме. Ведь квадрат может бытьстороной куба, а может быть и основаниемпирамиды или призмы. Вид трёх гранейдаёт уже более правильное представлениео форме тела. У перспективы много законов,но начинающему рисовать с натурынеобходимо знать главные положения.

Когда человек смотрит в одном направлении,он видит лишь часть окружающегопространства. Лучи света отражаются отвидимых предметов и, направляясь вглаза, сходятся в зрачке. Наиболее ясномы видим в центральной части поля ясногозрения.

Поэтому, чтобы бумага (или холст)полностью находилась в поле зрения, онадолжна быть удалена от глаз не менее,чем на удвоенную её высоту.

К примеру,если формат бумаги А3, то рисовать наней рекомендуется в среднем нарасстоянии вытянутой руки, еслибольше, то придётся чаще отходить отмольберта, чтобы видеть рисунок целиком.

Натура должна также находиться в пределахполя зрения, поэтому вы должны стоятьили сидеть от неё на расстоянии неменьше её высоты, умноженной вдвое.

Основное изменение предметов в перспективе– это то, что они чем дальше, тем кажутсяменьше. При рисовании обычно приходитсяопределять уровень горизонта как внатуре, так и на картине. Если на открытомместе горизонт виден ясно, то в помещенииего придётся представить на уровневаших глаз.

Вот несколько правил линейнойперспективы:

  1. Параллельные линии натуры, если они идут под углом к картине, например рельсы, уходящие вдаль, кажутся нам сходящимися в одной точке. То есть их так и следует рисовать.

  2. Если линии параллельны плоскости горизонта или предмету, то есть горизонтальны, то точки схода этих линий также будет на линии горизонта. Если же линии наклонные, то точки схода находятся либо выше, либо ниже уровня горизонта.

  3. Прямые линии, перпендикулярные к картине, на рисунке будут сходиться в центральной точке схода.

Спичечный коробок, находящийся рядомс вами, будет казаться более крупным ииметь более искаженную форму, чем,например, дом или любой другой крупныйобъект, расположенный от вас на удалении.И ещё, если вы видите только одну изсторон рисуемого предмета, то будетдостаточно одной точки схода линий нагоризонте.

А если вы видите угол предмета(как на рисунке слева внизу), то дляпостроения сторон в перспективепотребуются уже 2 точки схода.Вам может потребоваться и даже 3 точки,если вы смотрите на предмет сверху илиснизу, то есть 2 точки схода горизонтальныхлиний и одна точка для вертикалей.

Нотакое бывает реже.

Кстати, диагонали квадрата илипрямоугольника пересекаются в середине(центре) этих форм. Вспомните геометрию.Это правило соблюдается даже тогда,когда квадрат имеет приплюснутую формув перспективе. Знание этого может вамочень пригодится при рисованииповерхностей с одинаковыми частями,например, кафельный пол с видом шахматнойдоски.

При рисовании круглых формвам полезно будет знать следующее:окружность, вписанная в квадрат, касаетсясередины каждой его стороны (на рисункевыше справа). Сплюснутая окружностьпринимает форму овала, но всё равнобудет касаться центров сторон сплюснутогоквадрата. Как бы квадрат не менял своюформу, окружность всё равно будетпредставлять собой овал.

Таким же образом строятся призмы имногогранные пирамиды, ведь их основаниевписывается в окружность. Параллельныеребра и вспомогательные линии имеютобщую точку схода. На рисунке нижеприведены примеры построения шестиугольникас двумя точками схода (слева) и с тремя(справа).

Какие ошибки часто допускаютначинающие рисовать и как их не допускать?

Большинство начинающих, особенно дети(но им простительно) рисуют напримеркуб, стол и стул как на приведённомрисунке слева. То есть либо пропорцииотдельных частей преувеличены поотношению друг к другу, либо прослеживаетсяобратная перспектива, то есть дальниечасти предметов наоборот расширяются,что неправильно.

Вы преувеличивайте видимый объем верхнихповерхностей, поскольку зная, что ониквадратные или прямоугольные, поэтомуи стремитесь это подчеркнуть в своёмрисунке.

Старайтесь взять себе за привычку наначальном этапе определять точныйвидимый объём любой удалённой плоскостис помощью карандаша или к примерулинейки, расположенной на уровне глази при этом большим пальцем руки отмеряйтепропорции натуры и прикладывая этиизмерения сразу к своему рисунку. Таквы получите точные данные о различныхпропорциях изображаемого предмета.

Эти знания очень хорошо будет применять,когда вы начнёте рисовать части телаили фигуру человека, что особенно сложно.К примеру, вы хотите нарисовать рукуили голову в перспективе, но как обычносклоняетесь к тому, чтобы изобразитьих такими, какие они на самом деле, а нетакими, как вы их видите в моментрисования. Определяя одни пропорции иодновременно сравнивая их с другимичастями тела вы будете уверены, чторисунок получится так как нужно!

И ещё на последок: все удаляющиесяпрямые имеют одну и ту же нулевую точку(точку схода линий на горизонте). Дажев школе у нас было задание построитьулицу в перспективе. Так вот, припостроении этому правилу подчиняютсявсе изображаемые на улице предметы:дома, двери и окна в домах, крыши, трубыи тротуары с автомобилями.

Таковы основные закономерностипостроения линейной перспективы,которые должен твёрдо усвоить каждыйначинающий обучаться рисунку. В следующемуроке рассмотрим светотень и тон, а покатренируйтесь в своём альбоме строитьразличные по своей форме предметы:округлые и квадратные. Кстати, при этомотлично тренируется зрение, проверено!

Перспектива (фр. perspectiveот лат. perspicere — смотреть сквозь,правильно видеть) – системаизображения объёмных тел на плоскостиили какой-либо иной поверхности,учитывающая их пространственнуюструктуру и удалённость отдельныхих частей от наблюдателя.

Перспектива является одним изхудожественных средств, усиливающихвыразительность образов.

В рисункеперспектива применяется для тогочтобы изобразить на холсте, листе бумаги,который является двухмерным,предмет так, чтобы тот выгляделобъемным, а не плоским, словноповерхность, на которой оннарисован.

Перспективаиспользуется не только затем, чтобынарисованный предмет казалсятрехмерным, но также и для того чтобысоздать иллюзию удаленностипредмета, будто он находится ближе илидальше от зрителя, или же для того, чтобыу смотрящего на картину создалосьощущение пространства.

Изображение предмета или человекав перспективе основано на простомпринципе: чем больше видно с однойстороны, тем меньше с другой. А соблюдениезаконов перспективы – этоотказ от знания о вещах в пользу того,какими мы их видим.

Во время рисования художникуследует понимать, что создаваемый имрисунок не что иное как обман зрения.Ведь зачастую формы, изображенные вперспективе, кажутся совершеннонереальными. Поэтому рисованиеобъемного предмета требует знанияне только его внешних признаков, но иособенностей изобразительной плоскости,зрительного восприятия объемной формыв пространстве, закономерностейперспективного изображения.

Основные понятия и определения втеории перспективы:

Уровень глаз

Вся система рисунка в перспективеоснована на высоте уровня глаз.  Исходяиз этого внешний вид объекта напрямуюзависит от того расположены ли глазахудожника выше или же ниже того предмета,который изображен на рисунке. И так чтотакое «уровень глаз»?

Уровень глаз – это уровень накотором находятся глаза художникаотносительно рисуемого объекта; этовысота, которая не зависит от расстоянияглаз от земли. При этом уровень глазвсегда располагается на одной линии слинией горизонта.

Линия горизонта

Основную роль в перспективномпостроении изображения играетлиния горизонта или же «уровеньгоризонта». Что же такое линиягоризонта?

Линия горизонта – этовоображаемая горизонтальная линия,которая все время располагается навысоте уровня глаз художника, внезависимости от того, на каком расстоянииот земли он находится.

Неважно сидит он, стоит или же лежит,смотрит вниз или же стоит на вершинегоры – всюду он видит горизонт,который меняет свое положение взависимости от положения того кто нанего смотрит.

Из этого можно сделатьвывод, что горизонт всегдарасполагается там же где и глазахудожника.

Во время работы над рисунком линиягоризонта является первой линией,которую следует наносить на холст илибумагу, так как эта линия служит ориентиромв процессе всей работы.

Точка схода

Все линии находящиеся выше уровнялинии горизонта, будут опускатьсявниз к линии горизонта, а вселинии, расположенные ниже линии горизонтабудут стремится к ней вверх. При этомвсе эти линии рано или поздно пересекутсяв точке, которая называется точкойсхода.

Точкасхода – это точка, котораярасполагается на линии горизонта,где сходятся удаляющиеся от зрителяпараллельные линии предметов на рисунке.

В зависимости от положения художникаотносительно изображаемого предметамогут существовать одна (вид спереди),две (вид снизу) или три (вид сверху) точкисхода .

Источник: https://studfile.net/preview/7020256/

Линейная и воздушная перспектива в рисунке :

К счастью, умение правильно изображать пространство и заполняющие его предметы – навык приобретаемый. Перспектива в рисунке изучается по теориям и формулам; как когда-то в школе все учились правильно писать и считать, так же можно научиться правильно рисовать и писать картины.

Понятие перспективы

Перспектива относится не только к рисованию и другим видам изобразительного искусства. По сути, это техника правильной передачи пространственного объема в плоскости. Применимо к изобразительному искусству, перспектива в рисунке и живописи – это художественное искажение пропорций предметов и тел в соответствии с их визуальным восприятием.

Впервые о более реалистичном отображении реальности в рисунке художники задумались в эру Проторенессанса, а к закату эпохи Высокого Возрождения уже существовали разработанные теории, виды и правила перспективы. Они фокусировались не только на форме предметов, но и на их цветовой гамме и уровне детализации.

Изменение формы объектов

В зависимости от удаления, угла зрения и поверхности, на которой изображаются объекты, используются различные виды перспективы, среди них:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто правил после андрея боголюбского

1. Линейная перспектива – геометрический способ построения пространственных предметов на плоскости с помощью прямых линий. Для линейной перспективы важен центр – неподвижная точка (или несколько), в которой сходятся линии, проходящие по предметам, уходящим вдаль от переднего плана.

Существует несколько типов линейной перспективы:

  • Прямая – центр перспективы находится на линии горизонта, который совподает с уровнем глаз смотрящего. В эту точку сходятся все линии, проложенные сквозь равномерно отдаляющиеся от переднего плана объекты.
  • Обратная – центр перспективы находится у глаз смотрящего, поэтому кажется, что объекты при удалении увеличиваются и расширяются. Обратная перспектива использовалась в византийской и русской иконописи и рассчитана на создание символического образа «незначительности» смотрящего по сравнению с изображаемой реальностью. При использовании обратной перспективы может быть более одной линии горизонта, а также множество неподвижных точек зрения.
  • Угловая – используется при передаче пространственного изображения объекта, стоящего под углом к смотрящему. Геометрическое построение угловой перспективы гораздо сложнее прямой или обратной.

2. Панорамная перспектива – используется для построения изображений на цилиндрической или сферической поверхности. При использовании панорамной перспективы точка зрения расположена в самом центре окружности, линия горизонта при этом определяется непосредственным или желаемым уровнем глаз смотрящего.

3. Сферическая перспектива – искажение реального пространства, при котором центр перспективы находится всегда на уровне глаз смотрящего и в самом центре изображения. Единственные прямые линии в сферической перспективе – главная вертикаль, линии горизонта и глубины. Все прямые линии сходятся в центральной точке, а линии, не проходящие через нее, имеют изогнутую форму, причем чем ближе к краю изображения, тем сильнее изгиб.

Изменение цвета объектов

При удалении, приближении, угловом или изогнутом расположении объекта меняется не только его форма, но и палитра его цветового изображения. За тональные, текстурные, фактурные и цветовые искажения отвечают два вида перспективы – тональная и воздушная.

Тональная перспектива рассматривает изменение тональности поверхности объекта. Под тональностью подразумеваются оттенки, текстура, фактура, четкость и контрастность изображаемого. Тональная перспектива применяется в живописи и фотографии, в рисунке, особенно пейзажном, используются правила воздушной перспективы. Фактически правила они включают в себя также и правила тональной, поэтому начинающим художникам советуют заострять внимание именно на ней.

Воздушная перспектива в рисунке и живописи рассматривает цветовое и тональное искажение объектов при их удалении от глаз смотрящего. Также правила рассматривают расплывчатость и нечеткость форм отдаленных предметов и изменение их контуров.

Линейная перспектива в рисунке

В рисунке существует понятие фронтальной линейной перспективы, к которой относятся прямая и обратная, а также угловой перспективы, которая строится с помощью прямых линий, но по другим правилам. Обратная перспектива очень редко используется в рисунке и живописи, поэтому ее правила изучаются лишь при глубоком знакомстве с предметом.

При построении прямой линейной перспективы действуют два основных правила:

  1. При удалении от точки зрения предметы уменьшаются в размере. Из этого правила следует, что объект, расположенный на переднем плане рисунка, будет значительно больше, чем такой же объект, изображенный на дальнем плане.
  2. Параллельные линии, удаляющиеся от глаз наблюдателя вдаль, соединяются в «точке пересечения», которая расположена на линии горизонта.

Правило первое

Главный признак первого правила линейной перспективы – равномерно уменьшающиеся объекты, при их удалении от глаз смотрящего. Ориентируясь на это правило, художники строят композицию рисунка, например, перспектива улицы – рисунок может вмещать лишь ее часть (буквально несколько домов), длинный отрезок или улицу полностью.

От выбора композиции зависит, сколько объектов будет изображено. То, как реалистично и объемно будет выглядеть изображение, зависит от того, как построена перспектива улицы. Рисунок может выиграть или потерять от выбранного количества объектов и все это зависит лишь от перспективы.

Для первого правила важно корректно подобрать точку зрения, то есть позицию, с которой художник пишет картину, а также уровень глаз автора рисунка и то, как тзображение должно восприниматься зрителем. От точки зрения зависит ракурс и поле зрения, от которых, в свою очередь, зависит и перспектива рисунка.

Правило второе

Построение линейной перспективы производится с помощью исключительно прямых линий. При этом не только параллельные прямые сходятся в определенной точке на линии горизонта, но и все линии, имеющие горизонтальное направление. Если провести прямые сквозь все основные объекты рисунка, направив их горизонтально вдаль, то все они соединяются в одной точке.

Для второго правила линейной перспективы особое значение имеет линия горизонта. Правильно строить ее на уровне глаз художника, если это рисунок с натуры, или на уровне глаз «смотрящего» — вымышленного персонажа, чьими глазами наблюдается происходящее.

Набросок моря, сделанный лежа на песке, и вид города с высоты птичьего полета — пейзаж в перспективе. Рисунок, однако, выполняется с кардинально разных точек зрения, и потому отличается уровень линии горизонта и, соответственно, построение перспективы.

Построение угловой перспективы

Угловая перспектива – это вид линейного геометрического построения, которому необходима линия горизонта и две точки на ней. При построении угловой перспективы важно уметь выносить горизонт далеко за пределы рисунка.

На одном рисунке объекты могут быть расположены к зрителю как фронтально, так и под углом, поэтому важно знать, как работает угловая перспектива. Для ее правильного построения нужна длинная линия горизонта, выступающая за обе вертикальных рамки рисунка. Необязательно прокладывать физически существующую прямую, достаточно уметь ее четко представить.

Сквозь все видимые грани углового объекта необходимо провести несколько прямых линий. Например, нужен угловой дом в перспективе, рисунок при этом изображает не только этот дом, но и улицу, или часть городского пейзажа.

Обычно, у расположенного под углом дома видны две грани; прямые проводятся по каждой горизонтальной поверхности обеих граней: двери, окна, карнизы, крыша и другие.

При правильной проекции углового объекта все прямые, проходящие через правую его грань, пересекутся в одной точке на линии горизонта; эта точка обычно находится за пределами рисунка. То же самое произойдет с прямыми, пересекающими левую грань объекта.

Воздушная перспектива в рисунке

Основные правила воздушной перспективы позволяют правильно оформить тональность рисунка и передать объем. Среди важных для каждого художника правил воздушной и тональной перспективы есть несколько основополагающих, без знания которых невозможно правильное изображение пространства в рисунке.

Эти правила звучат следующим образом:

1. Оттенок изображаемого объекта изменяется при удалении от первого плана. Темные предметы вдали кажутся более светлыми, а светлые становятся темнее.

2. В зависимости от плотности воздуха, времени суток и яркости света отдаленные объекты изображаются с добавлением оттенков белого, серого, синего или фиолетового. Это связано с тем, что воздух никогда не бывает прозрачным, и если вблизи плотность не влияет на цветовую гамму, то объекты на дальнем плане проходят через призму различных примесей.

3. Закон контуров — еще Леонардо да Винчи говорил о том, что отдаленные предметы не могут обладать такими же четкими контурами, как и те что находятся на первом плане. Следовательно, объекты, изображенные на первом плане, обрисовываются резким, четким контуром, объекты второго плана более мягким, а дальний план рисуется с совершенно размытыми контурами.

4. Закон деталей — человеческий глаз не способен различать мелкие особенности предметов на большом расстоянии, поэтому ближайшие объекты рисунка должны быть более детальны, чем отдаленные, дальний план изображается с их минимальным количеством.

5. Закон объема — ближайшие к глазу зрителя предметы должны изображаться объемно, а отдаленные — плоско.

6. Закон цветового тона — палитра первого плана рисунка более богата и детальна, чем палитра второго и дальнего планов. Для одноцветных изображений (литография, гравюры, рисунки карандашом) перспектива цветового тона фокусируется на игре света и тени.

Чтобы подвести итог, рисунок улицы или городской пейзаж будет смотреться нереально, если каждый объект будет изображен с присущими ему тональными нюансами и правильной формой. Линейная и воздушная перспектива, рисунки и картины, выполненные по правилам, позволяют передать объемную реальность на горизонтальный лист бумаги так, чтобы изображение не потеряло присущее пейзажу ощущение пространства.

Источник: https://www.syl.ru/article/194874/new_lineynaya-i-vozdushnaya-perspektiva-v-risunke

Перспективы в искусстве — сохранение пространства

12.09.2017

Художники еще с давних времен пытались передать трехмерность окружающего мира. Благодаря различным инструментам в искусстве, таким как перспектива, соотношение, размерность, толщина линий и другим элементам, художники боролись с природой и ее законами. Слово «перспектива», когда оно применяется к искусству, означает точное изображение объектов с определенной точкой начала на двумерной поверхности, так что их относительная высота, ширина и положение друг к другу создают глубину.

Одержимость передачи элементов окружающего мира, которая была настолько сильной, насколько это возможно, создала потребность в поиске перспективы в искусстве, помогая художникам.

Признавая, что мир не является плоским и что объекты кажутся меньшими или большими в зависимости от движения и места размещения, художники начали свои исследования перспективы еще в ранний период истории искусства.

Перспектива сформировалась как одно из традиционных правил творчества и была сильно изменена в начале XX го века крупными авангардными движениями, такими как импрессионизм, кубизм и абстрактное искусство. Исследуя новую перспективу в представлении мира, авторы отвергли правило перспективы в искусстве и навсегда изменили правило творчества.

Пьетро Перуджино «Христос вручает ключи Святому Петру»

История перспективы в искусстве

Несмотря на то, что многие думают, что средневековые художники отвергли идею перспективы в искусстве и сосредоточились на создании плоских, красивых и легко понятных религиозных образов, картины XIII века демонстрируют понимание масштаба. Цифры на переднем плане были нарисованы больше, чем цифры на заднем плане, но именно здесь анализ пространства и глубины и остановился.

Во времена Ренессанса, известного как период возрождения и гуманизма, когда Европа оправилась от черной чумы, итальянский город Флоренция был центром художественной силы. Знаменитая семья Медичи управляла городом, нанимала художников и архитекторов, чтобы отразить новое рождение и потребность в инновациях.

Произведенные шедевры искусства, церкви и здания отражают слияние науки и творчества, которые помогали авторам в их работах.

Линейная перспектива и зеркало

Ответственный за основные инновации и создание одного из главных принципов перспективы в искусстве – линейной перспективы, Филиппо Брунеллески являлся главным архитектором и инженером итальянского Возрождения. С его экспериментом – использованием зеркала с отверстием, Филиппо Брунеллески предложил художникам математическую систему для проецирования трехмерного мира на двумерную поверхность на бумаге или холсте.

Сальвадор Дали «Таинство Тайной Вечери»

Что такое линейная и воздушная перспектива?

В качестве одного из двух терминов, используемых для определения аспектов перспективы в искусстве, линейная перспектива связана с идеей о том, что объекты с аналогичным размером кажутся меньшими по мере увеличения расстояния между ними и зрителем.

А эффекты, которые атмосфера оказывает на объекты, когда они отдаляются на расстояние, называют воздушной перспективой. Теория о воздушной перспективе относится к теории цвета – чем больше объекты отдаляются от глаз зрителей, тем они ближе расположены к голубой линии горизонта.

Создание такого расстояния также отражает экстремальный контраст между светом и тьмой, насыщенность цвета и количество деталей в художественном произведении.

Гюстав Кайботт «Европейский мост»

Чтобы воссоздать мир как можно лучше, художники использовали систему линейной перспективы, которая проектирует иллюзию глубины на двумерную плоскость с использованием точек схода, где все линии встречаются на уровне глаз, на горизонте.

Линия горизонта в системе представляет собой самое удаленное расстояние. Ортогональный фон может быть выведен из нижней части плоскости изображения, определяя передний план пространства.

Точки формируют пространство, в котором художник может расположить свои элементы, будь то фигуры, архитектура или другие объекты.

Раньше художники использовали только одну точку схода, и размещение такой центральной точки предполагало иерархический порядок внутри картины. Этот метод использовался в религиозных картинах, где точка схода намеренно помещается на утробу Марии, чтобы указать центр бытия и саму мать Христа.

Это размещение точки имеет религиозное значение и может не относиться к намерению создать рациональное перспективное пространство.

Потребовалось более 400 лет, чтобы развить идею двух точек схода, и сегодня мы понимаем, что объекты, содержащие параллельные линии, могут иметь одну или несколько таких точек.

Известные художники, которые использовали перспективу в искусстве

Линейная перспектива Филиппо Брунеллески

Первой всемирно известной картиной, в которой появилась линейная перспектива, был шедевр Филиппо Брунеллески, но художник Мазаччо был первым, кто смог продемонстрировать результат новых правил перспективы в живописи.

Эпоха Возрождения познакомила мир со знатными художниками, такими как Леонардо, итальянским скульптором Микеланджело, Рафаэлем, Боттичелли и Тицианом. Они использовали этот художественный метод и создали картины, которые заняли свое место в искусстве.

Этот метод был еще более часто использован во времена барокко и неоклассического периода, в течение которого французская художественная сцена и ее художники написали свои шедевры.

Наступление XX века и новое лицо живописи

В начале ХХ века искусство восстало против традиционного понимания живописи. Стремясь развить новый способ увидеть мир и создать новую эстетику визуального языка, Павел Сезанн первым задал вопрос об основополагающей структуре своих объектов.

Художник отверг законы классической перспективы, создавшие иерархию традиционного искусства, и позволил каждому объекту быть независимым на картине. Он был сосредоточен на взаимосвязи между объектами, а не на традиционной одноточечной перспективе.

Пабло Пикассо «Девицы Авиньона», 1907

Кубизм, рассматриваемый как поистине революционный стиль современного искусства, разработанный Пабло Пикассо и Жоржем Браком, был создан с целью отражения модернизации мира и дальнейшего повышения необходимости в новом подходе к изучению вещей.

Упрощенные геометрические фигуры, угловые и структурные картины кубизма отражают интерес к искусству, стилизации и абстракции. Смещение фокуса от полной картины до ее частей отбросило традиционное понимание перспективы. Фокус на цвет во время фовизма, продемонстрированный в картинах Анри Матисса, показал смещение в исследованиях искусства.

Плоские области яркого цвета наряду со стилизацией фигур фокусировались не на создании глубины внутри картины, а на форме и ее упрощении. Последний удар, так сказать, произошел благодаря Василию Кандинскому.

Как основоположник абстрактного искусства, Кандинский сделал переход от «реального мира» к геометрическим формам и духовным аспектам цвета, что полностью изменило искусство. С этого момента искусство не должно было отражать природу, как она есть, а, скорее, как ее глубоко понимали и воспринимали.

Василий Кандинский «Композиция»

Использование перспективы в современном искусстве

Слева – Феличе Варини– Геометрическое анаморфотное искусство. Справа – Анаморфотное искусство с зеркальным отражением

Создаваемый многими веками, линейный перспективный метод до сих пор применяют различные дизайнеры, архитекторы и художники. Слияние науки, техники и искусства предоставило различные цифровые программы, которые помогают авторам применять этот метод и создавать различные трехмерные цифровые произведения.

С другой стороны, многочисленные эксперименты с восприятием пространства пытаются изменить понятие реального, отраженного в растущем числе иллюзорных произведений искусства.

Рассматриваемый как один из методов, который исследовал то, как художники представляли красоту мира, перспектива в искусстве – это не только композиционный инструмент, но и отражение необходимости понимать, как человеческий глаз воспринимает пространство, которое окружает нас всех.

Источник: https://chrontime.com/publication-perspektivy_v_iskusstve_sohranenie_prostranstva

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие