Что такое мытарства души после смерти

Мытарства

что такое мытарства души после смерти

См. раздел ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

Мыта́рства — («таможенные посты») — 1) места посмертного испытания души, на каждом из которых особыми демонами, мытниками, взыскиваются определенные виды грехов; 2) посмертное испытание души, обнаруживающее её нравственное состояние, совершаемое перед оком Беспристрастного Судьи, при непосредственном участии ангелов и демонов, влияющее на определение Частного Суда.

Мытарства – это образное, символическое представление частного суда: осознание итогов земной жизни при посредстве падших духов, которым Бог попускает действовать орудиями своего правосудия.

Следуя православному учению, после смерти человеческого тела ведомая ангелами душа христианина восходит к Богу. На этом пути человеческую душу встречают падшие духи, родоначальники всех грехов и пороков. Они препятствуют ее восхождению своими обвинениями. Процесс этого обвинения назван мытарствами или истязаниями.

Истязателями (мытарями) на нем выступают падшие духи. Они обличают человеческую душу в содеянных ею грехах, стремясь обнаружить гнездящиеся в ней страсти. Изобличая греховные страсти человеческой души, они «стараются найти в ней сродство с собою, свою греховность, свое падение и низвести ее во ад» (свт. Игнатий Брянчанинов). На мытарствах человеческие грехи «признаются заглаженными противоположными добрыми делами или соответственным покаянием» (свт. Феофан Затворник).

Мытарства – удел христианских душ, обнаруживающих на них верность или измену своему Спасителю и Искупителю – Богочеловеку Иисусу Христу. «Неверующие же во Христа и вообще все не ведающие истинного Бога этим путем не восходят, потому что во время земной жизни живы только телом, а душой уже погребены во аде. И когда они умирают, бесы без всякого испытания берут их души и низводят в геенну и пропасть». (Рассказ блаженной Феодоры о мытарствах)

Святитель Феофан Затворник: «Как ни дикою кажется умникам мысль о мытарствах, но прохождения их не миновать».

В рассказе блаженной Феодоры указаны следующие мытарства (Житие преподобного отца нашего Василия Нового):

1. Мытарство празднословия

2. Мытарство лжи

3. Мытарство осуждения и клеветы

4. Мытарство чревоугодия

5. Мытарство лености

6. Мытарство воровства

7. Мытарство сребролюбия и скупости

8. Мытарство лихоимства (неправедных приобретений)

9. Мытарство неправды (неправый суд, обман в делах)

10. Мытарство зависти

11. Мытарство гордости

12. Мытарство гнева и ярости

13. Мытарство злопомнения

14. Мытарство убийства

15. Мытарство чародейства, обаяния, призываниябесов

16. Мытарство блуда

17.Мытарство прелюбодеяния

18. Мытарство содомских грехов

19. Мытарство ересей

20. Мытарство немилосердия и жестокосердия

Мытарства, согласно свт. Кириллу Александрийскому
(«Слово об исходе души и Страшном Суде»):

1. Мытарство духов оглаголения и чревного неистовства: ложь, клевета, заклятия, клятвопреступления, празднословие, злословие, пустословие, кощунства, ругательства; блудодеяние, пьянство, безмерный смех, нечистые и непристойные целования, блудные песни

2. Мытарство духов лести и прелести — к видению очей: непристойное взирание, непотребное любопытство; необузданное воззрение

3. Мытарство духов-нашептывателей — к чувству слуха: услаждение всем, что льстиво раздражает наш слух, пристрастие ко всему греховному, что принимаем через слух

4. Мытарство стражников над прелестью обоняния: страстное услаждение чувства обоняния, например, пристрастие к благовонным экстрактам из растений и цветов, так называемые «духи», масти, обыкновенно употребляемые на прельщение блудными женщинами

5. Мытарство духов — к чувству осязания: беззакония и мерзкие дела, учиненные посредством рук

6. Прочие мытарства: злоба, зависть и ревность, тщеславие и гордость, раздражительность и гнев, острожелчие и ярость, блуд, прелюбодейство и рукоблудие; убийство, чародеяние и прочие деяния богомерзкие и скверные, о которых святитель не говорит подробно (согласно его учению, всякая душевная страсть и всякий грех имеет своих представителей и истязателей).

Мытарства, согласно свт. Иоанну Милостивому
(Пролог, 19 декабря. Святой Иоанн Милостивый):

1. Ложь 2. Клевета 3. Ярость 4. Зависть 5. Гнев 6. Памятозлобие 7. Гордость 8. Срамословие 9. Непокорство 10. Лихва 11. Сребролюбие 12. Пьянство 13. Объедение 14. Злопомнение 15. Волхвование 16. Братоненавидение 17. Убийство 18. Воровство 19. Немилосердие 20. Блуд

21. Прелюбодеяние.

На чем основано учение о мытарствах и что они собой представляют?

Учение о мытарствах основано на Священном Писании и Священном Предании Церкви. О желании демонов властвовать над человеком Божественное Откровение свидетельствует неоднократно. Например, о диаволе сообщается, что он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8).

Само собой разумеется, что желание диавола поглотить свою жертву не ограничивается рамками её земной жизни, но распространяется и на посмертную жизнь. Именно в этом контексте становится понятным библейское изображение ада под видом живого существа с безмерно разинутой хищнической пастью (Ис.5:14), ненасытной утробой (Сир. 51:7).

Ведь в ад человек сходит не иначе как душой, то есть после разлучения души с телом. Собственно, возможность схватить и заточить человеческую душу в аду открывается перед бесами только в этот период.

Сатана назван в Писании князем, господствующим в воздухе (Еф.2:2). Воздух же есть та надземная сфера пространства, сквозь которую души почивших возносятся к Небу (Деян.1:9). Именно здесь разворачивается театр борьбы демонических сил за овладение душой, которую диавол, в сотрудничестве с подчиненными ему падшими духами, «подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои» (Пс. 9:30).

Но вот оказия! Просто так взять и пленить человеческую душу, отобрав её у Владыки владык, диавол не в состоянии (Иов. 2:6). Ведь хотя он и сильный, однако же не всесильный, как Бог. Поэтому он и стремится добиться господства над душой, желая выказать её недостойной и, главное, неспособной жить в Царстве святых.

Поскольку диавол есть клеветник и отец лжи, да к тому же и «человекуоубийца» (Ин.8:44), постольку понятно, что если бы не вмешательство Бога, не попечительство ангелов, он, под вывеской справедливого изобличения, оболгал бы любого. Ведь «Когда говорит он ложь, говорит свое» (Ин. 8:44).

Отсюда и необходимость в Божественной помощи, отсюда и молитва: «Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю да не исторгнет он, подобно льву, души моей, терзая, когда нет избавляющего [и спасающего]» (Пс. 7:2).

Задача оправдывать душу, вспоминая её добрые дела (мысли, желания и пр.), возлагается Богом на ангелов, так как «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14).

Классическим примером ангельского попечительства о душе служит притча о богатом и Лазаре: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Пример же взятия души злыми демонами встречаем в повествовании о безумном богаче: «Бог сказал ему: безумный! в сию же ночь душу твою возьмут у тебя» (Лк. 12:20).

Различаясь между собой иерархическим степенями, злобой, коварством, демоны, вместе с тем, различаются и направлениями деятельности, связанной с погублением душ. В данной связи определенные виды грехов взыскиваются с душ не какими бы то ни было, но определенными демонами, мытниками.

Всё это происходит поэтапно, последовательно: сперва в одном месте с души спрашивается за одни виды грехов, затем, в другом за другие, и так — до окончания испытаний (иногда насчитывают двадцать и более типов таких мест). Душа при этом терзается, терпит страдания и мучительный ужас.

Места, на которых испытывается восходящая к Небу душа, по аналогии с теми местами, где с людей собирают налоги и пошлины, называются «мытарствами» (от слова «мытарь» — сборщик налогов, податей). Такая параллель уместна не потому, что любой сборщик налогов априори уподобляется демонам и наоборот, а в связи с тем, что в древности мытари нередко вершили жестокость, несправедливость и лихоимство.

В чем заключается различие подходов к интерпретации мытарств?

Преданию Церкви известно множество опытов прохождения мытарств. В принципе, их объяснение сводится к двум, не противоречащим друг другу суждениям. По мнению одних, прохождение мытарств суть испытательный этап, предваряющий Божественное решение — Частный Суд; а по утверждению других, этот Суд как раз и начинается с мытарств.

Так, по свидетельству преподобного Макария Александрийского, Божий Суд над душой совершается на сороковой день по исходе из тела. До этого душа ещё дважды возводится на поклонение Богу — в третий и девятый дни. При сем первые два дня она пребывает на земле; с третьего по девятый облетает пространства Небесного Рая, а с девятого до сорокового осматривает адские бездны (чит. подробнее: Извлечение из слова об исходе душ праведников и грешников ).

Антоний же Великий, созерцая восхождение душ, видел огромного великана, стремившегося преградить им путь к Небу. Великану споспешествовали демоны. Какие-то души успешно преодолевали этот путь, а какие-то обрушивались вниз (чит. подробнее: Житие преп. Антония Великого ).

Нечто аналогичное описано у святителя Григория Двоеслова, правда, без указания на присутствие демонов. Испытание души, по его иллюстрации, заключалось в переходе через таинственный мост над зловонной рекой, за которой был раскинут прекрасный благоухающий луг. Праведные души свободно переходили через него, а грешные не переходили и падали с моста (см.: Диалоги. Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души кн. 4, гл. 36).

Какой из двух подходов наиболее правильный?

И первая, и вторая оценка роли мытарств в определении участи души вполне соответствует букве и духу Писания:

— И в первом и во втором случае Судьей признаётся Господь, в соответствии с Его точным предупреждением: «У Меня отмщение и воздаяние» (Втор.32:35); «Я воздам» (Рим.12:19).
— И первое, и второе объяснение согласуется с формулой: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 5:7-8); «человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр.9:27).

Между тем, с определенной долей уверенности можно сказать, что второй подход всё же острее фокусирует внимание на той нравсвенной истине, что возможность переселения в горние обители связана с внутренней способностью души жить в единстве с Богом и ближними, жить по закону и нормам святых. Если же душа, в течение жизни на земле, такой способности не выработала, она и осуждается на мучения в аду. Что ей делать в Царстве святых? К тому же, этот подход очевидней сближается со словами: «Легко для Господа — в день смерти воздать человеку по делам его» (Сир.11:26).

Бывают ли случаи особого восхождения к Небу?

История знает такие примеры. А вообще, чем чище душа, тем свободней её устремление выспрь. Положим, душу Пресвятой Богородицы, после Успения, лично принял Христос.

***

митрополит Иларион Алфеев:
Вне зависимости  от того, насколько буквально воспринимаются свидетельства о мытарствах –  будь то древние или современные свидетельства – учение о том, что после смерти человека ждет испытание, следует считать общепринятым для православной традиции. Это испытание в учебниках по догматическому богословию называют «частным судом», в отличие от того всеобщего Страшного Суда, на котором определяется окончательная посмертная участь каждого человека. 

См. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ, ЧИСТИЛИЩЕ

Источник: https://azbyka.ru/mytarstva

Мытарства души: что ждет душу и количество мытарств в православии

что такое мытарства души после смерти

Поиск по сайту

Где можно сделать заказ ›

Статьи › Мытарства души

В православной традиции принято поминать умершего человека на третий, девятый и сороковой день после смерти. Этот обычай очень тесно связан с представлениями Церкви о мытарствах души. Считается, что в первые три дня после завершения земного пути нематериальная сущность усопшего облетает все дорогие ей места и находится рядом с близкими людьми.

На третий день принято хоронить и отпевать покойного. В этот момент душа в сопровождении ангела-хранителя отправляется на Небеса. До девятого дня она созерцает и познает все прелести Райской обители. Затем душа предстает перед Богом, после чего ей предстоит пройти самый ответственный экзамен.

С 9 по 40 день она будет находиться в аду и проходить этап мытарств.

Что такое мытарства?

Это испытания, которые должна пройти душа на пути к Небесному Царству. Они представляют собой встречи с бесами, чью волю покойный исполнял при жизни и во славу которых совершал грехи. Слово «мытарство» дословно переводится, как «таможня».

Таким образом, душа как бы проходит через таможенные посты, на каждом из которых особые демоны (мытники) взимают пошлину за определенный вид грехов.

От того, насколько успешно она выдержит этот экзамен, зависит ее участь на Небесном Суде, который совершается на сороковой день после смерти.

Количество мытарств души в православии

Разные христианские источники говорят о различном количестве испытаний души. Некоторые отцы Церкви заявляют о более чем 30 грехах, страстях и душевных недугах, за которые покойному приходится держать ответ перед Всевышним. Блаженная Феодора рассказывала о 20 посмертных мытарствах, через которые проходит душа:

  • Празднословие и сквернословие. Это самый первый этап испытаний, на котором душа отвечает за речь, наполненную бранными словами, словесное осквернение святынь, разговоры сверх меры, сплетни, анекдоты, слухи, беседы на недушеполезные темы.
  • Оклеветание и осуждение. На этом «таможенном посту» душу пытают за ложные обещания, дачу неправдивых показаний, лицемерие, неискренние угодливые восхваления, уничижительное мнение о ближних.
  • Ложь. Здесь душа держит ответ за один из самых страшных грехов. Лживые заявления, умышленное искажение правды, борьба с истиной прямо противоречат девятой заповеди.
  • Чревоугодие. Демоны истязают душу за угождение своему желудку в ущерб душе и духовному развитию. К греху чревоугодия относится не только пристрастие к обильной, вредной и вкусной пище, но также тайноядение, замена постных продуктов заменителями мяса в пост, гурманство, регулярное и неумеренное употребление алкогольных напитков, курение, наркомания и другие пороки, связанные с отсутствием желания или воли ограничивать себя в чем-либо.
  • Гордость. На этом этапе мытарств душа истязается за отсутствие работы над своим духовным развитием, отвержение Бога, презрение к другим людям. Гордость считается одной из самых опасных страстей. Это связано с тем, что ее повод лежит не в материальном, а в духовном мире. Подверженный этому греху человек наслаждается своим падшим эго, утверждается в своей исключительности в противовес Богу и ближнему своему.
  • Леность. Душа подвергается испытаниям, связанным с отсутствием желания трудиться, впадением в уныние, пассивностью и равнодушием.
  • Воровство. Это мытарство является очень тяжелым для тех, кто при жизни занимался грабежом, присвоением чужого, вымогательством, получением платы за работу, которую не выполнял.
  • Сребролюбие и скупость. Этот этап подвергает душу испытаниям за жадность к деньгам, ненасытному увеличению материальных благ, страстью к накоплению и сохранению богатства. Сребролюбие считается тяжким грехом, нарушающим вторую заповедь, которая запрещает поклонение «золотому тельцу».
  • Лихоимство и мздоимство. Душе приходится отвечать за взяточничество, ростовщичество, спекуляции, вымогательства, злоупотребление властью, совершение обмана в сделках и торговле.
  • Зависть. Для людей, которые при жизни печалились о благе ближнего, это будет сложной частью мытарств. От греха зависти предостерегает 10 заповедь Божия. Это ненасытное чувство, которое убивает любовь к близким людям. При этом порок не приносит ни малейшего удовлетворения грешнику.
  • Тщеславие. Душа, дошедшая до этого этапа посмертных мытарств, встречается с бесами, которые испытывают ее страстями кичливого высокомерия, любви к славе, мании величия, крайнего эгоизма, неуступчивости, пренебрежительного отношения к другим людям.
  • Гнев и ярость. Мытники пытают душу за сильные возмущения, негодования, раздражительность, действия, проникнутые ненавистью, злорадством, отвращением. Согласно учению Церкви, гнев входит в число восьми наиболее пагубных страстей.
  • Злопамятство. Душа подвергается допросу о поступках, когда она не прощала причиненных обид. Это тяжкое испытание для мстительных людей, постоянно сеющих распри и раскол. Церковь считает злопамятность отвержением любви и отречением от Бога.
  • Разбойничество. С этого этапа начинаются самые суровые испытания. Душу призывают к ответу за нанесение увечий кому-либо, в том числе самому себе, намеренное отравление, покушение на убийство, умышленный аборт.
  • Волшебство и чародейство. Это мытарство спиритизма, которое представляет собой мистическую веру в возможность общения с умершими людьми. Также с души спрашивают за грехи гадания, призвания бесов, азарта.
  • Блуд. Истязанию подвергаются души, которые занимались любодеяниями, не состоя в законном браке, а также совершали грех соблазна, непристойного поведения, бесстыдства, половой распущенности, пошлости, порочного образа жизни.
  • Прелюбодеяние. Испытания ожидают тех, кто не хранил супружескую верность в течение жизни, а также души, обещавшие Христу хранить свою чистоту, но нарушившие обет.
  • Содомские грехи. Речь идет о греховных помыслах или деяниях, направленных на влечение к представителям своего пола, и других половых извращениях.
  • Идолопоклонничество. Это мытарство ереси, на котором демоны истязают человека за верования, противоречащие вероучению Церкви, богохульство, суеверия, осквернение святынь, сознательное упорное противление Божьей Истине.
  • Немилосердие и жестокосердие. Это мытарство души может оказаться самым непроходимым. Список страстей, которыми истязают усопшего, включает грех бездушия, отказ от помощи, ожесточенность на ближнего или Бога.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Зачем богу наши страдания

Мытарствам души в православии не подвержены святые, принявшие мученическую смерть. Они сразу попадают на Небеса. Кроме того, согласно учению Церкви, души не проходят испытания в одиночку. Их сопровождают ангелы, которые помогают человеку проходить истязания злыми духами. Также помощь оказывают молитвы священников, родных и близких людей. Поэтому родственникам усопшего очень важно на протяжении 40 дней после смерти усиленно молиться во имя спасения его души.

Источник: http://IzgotovleniePamyatnikov.ru/na-mogilu/chto-takoe-mytarstva/

Мытарства души после смерти — что ждет душу и куда она попадает

что такое мытарства души после смерти

В христианской традиции понятие мытарства души после смерти — испытание на прочность, то, чем проверяют душу после того, как она покинет тело, и перед тем, как отправится в потусторонний мир, в Преисподнюю или на Небеса.

В статье:

Мытарства души после смерти

Как гласят различные откровения, после кончины каждый дух проходит двадцать «мытарств», под которыми подразумеваются испытания или истязание каким-либо грехом. Через мытарства душа либо очищается, либо низвергается в геенну. Одолев одно из испытаний, дух перешагивает к другому, выше рангом, — до серьезных грехов. Пройдя испытание, душа усопшего имеет возможность продолжать идти по пути без постоянных бесовских искушений.

Мытарства после смерти, согласно христианству, ужасны. Одолеть их можно молитвами, соблюдением постов и крепкой, незыблемой верой.

Есть свидетельство того, насколько страшны бесы и испытания после смерти — сама Дева Мария умоляла сына Иисуса уберечь её от мук мытарства. Господь отозвался на мольбы и забрал чистую душу Марии, чтобы своей божественной рукой обратить Деву Марию на Небеса.

Икона Успения, почитаемая православными христианами, изображает спасение Божьей Матери от многодневных мук и вознесение на Небеса.

Тесты святых отцов и агиографические тексты о мытарствах души описывают эти проверки схожим образом. Индивидуальный опыт любого человека влияет на его собственные истязания и восприятие их.

Тяжесть каждого испытания идет по возрастающей, от самых распространенных грехов до серьезных. Дух человека после смерти находится под малым (частным) судом, где жизнь просматривают и подводят итог всех деяний, совершенных живым.

В зависимости от того, боролся ли судимый с падшими духами или поддавался страстям, выносят приговор.

Первым мытарством идет празднословие — слова, сказанные попусту, любовь к болтовне. Вторым — ложь, распускание слухов, обман окружающих для собственной выгоды. Третьими оказываются клевета и неодобрение, наветы на чужую репутацию или осуждение поступков других со своего места. Четвертое — чревоугодие, потакание низменной страсти тела, голоду.

20 мытарств души блаженной Федоры, роспись перед спуском в пещеру в Киево-Печерской лавре.

Пятое — леность, праздность. Шестое — воровство, присваивание себе чужого имущества, не принадлежащего человеку в результате честного обмена. Седьмое — сребролюбие и скупость как символ чрезмерной привязанности к вещам материального, временного мира.

Восьмое — лихоимство, то есть тяга к неправедным приобретениям, добытым нечестным путем. Девятое — обман, ложь в делах, неправый суд без справедливого суждения. Десятое — зависть, бич божий, желание располагать тем, чем обладает ближний и дальний.

Одиннадцатое — гордость, чрезмерное самомнение, раздутое Эго, почитание себя.

Двенадцатое — гнев и ярость, символы несдержанности и отсутствия приличествующей христианину кротости. Тринадцатое — злопамятность, хранение в памяти чужих дурных поступков в свой адрес, желание свершить месть.

Четырнадцатым мытарством идет убийство, лишение жизни другого человека. Пятнадцатым — чародейство, обаяние, призыв бесов, демонов и духов, пользование магией для собственных и чужих нужд как путь гибели души.

Шестнадцатое — блуд, беспорядочное соитие с переменой множества партнеров в жизни, неверность перед ликом Господа.

Семнадцатым идет прелюбодеяние, предательство супруга. Восемнадцатый — проступок содомский, когда мужчина ложится с мужиком, а дама — с женщиной. За этот грех Богом оказались повергнуты в прах Содом и Гоморра. Девятнадцатое — ересь, впадение в сомнения, отвержение богоданной веры. Двадцатым и последним признается истязание — немилосердие и жестокость, хранение черствого сердца и отсутствие сострадания к людям.

Путь души, которая покинула физическое тело, лежит через эти испытания. Каждый грех, к которому был склонен при земной жизни человек, после смерти возвратится, а бесы, именуемые мытарниками, станут мучить грешника. Спастись от собственных грехов и ослабить муки поможет искренняя молитва, идущая от самых глубин кающейся души.

Куда попадает человек после смерти

Этот вопрос мучил разум людей с древнейших времён. Куда уходят умершие, куда попадает человек после кончины? Куда улетает душа после смерти физической оболочки.? Традиционный ответ дают все религии, говоря о другом царстве, загробном мире, куда проследует всякий умерший. Подобное название неслучайно: потусторонний — «по ту сторону», а загробный — «за гробом».

В христианской традиции мытарства происходят на третий день после смерти, длящийся для каждого столь долго, насколько сильны грехи. Прошедшая душа кланяется Богу, и в последующие тридцать семь земных суток после смерти путь души проходит через чертоги Небес и бездны Ада. Дух ещё не ведает, где ему придется остаться до прихода Страшного Суда. Ад или Рай — сообщается на сороковой день, и обжаловать приговор Небесного Суда невозможно.

Близким людям и родственникам усопшего стоит в течение последующих сорока дней после смерти дорогого человека просить помощи его душе. Молитвы — та посильная помощь, которую христианин оказывает другому на долгом посмертном пути. Это облегчает участь грешника и помогает праведнику, оказывается тем духовным золотом, что не тяготит дух и позволяет искупить грехи. Там, куда девается душа после смерти, молитва дороже злата, искренняя, чистая, честная, которая слышна Богу.

Преподобный Макарий Александрийский

Преодолев мытарства и окончив земные дела, отбросив их, душа знакомится с истинным миром по ту сторону бытия, одна из частей которого станет ее вечным домом.

Если слушать откровение преподобного Макария Александрийского, молитвы по усопшим, поминовение, принятое свершать на девятый день после смерти (троекратно по три, священное божественное число, схоже с девятью ангельскими чинами), связано с тем, что после этого дня душа покидает Рай, ей показываются все бездны и кошмары Преисподней. Продолжается это до сорокового дня.

Сорок дней — общее число, примерная модель, на которую ориентируются в земном мире. Каждый случай индивидуален, примеры посмертного путешествия будут бесконечно варьироваться.

https://www.youtube.com/watch?v=JLG7xFl4BD8

На всякое правило существует исключение: некоторые усопшие завершают пути раньше или позже сорокового дня. Сама традиция важной даты пошла от описания посмертного путешествия святой Феодоры, в котором её путь в глубинах Ада был завершен через сорок земных суток.

Где живут души людей после смерти

Христианские книги обещают, что физическая вселенная, подверженная тлену и умиранию, исчезнет и взойдёт на трон Царство Божье, вечное и неизбывное.

В этом царствие души праведников и тех, чьи грехи были искуплены, воссоединятся с прежними телами, бессмертными и нетленными, чтобы навеки воссиять во славе Христовой и вести жизнь обновленную, святую.

До того они пребывают в Раю, где знают радость и славу, но частичную, а не ту, которая придёт в конце времён, когда свершится новое творение. Мир появится обновленным и умытым, точно пышущий здоровьем юноша после дряхлого старика.

Там, где обитают души умерших людей, которые вели праведную жизнь, нет нужды, горя и зависти. Ни холода, ни опаляющего зноя, а счастье быть подле Него. Это то предназначение, которое Бог дал для людей, создав их на шестой день творения. Немногие могут ему последовать, но каждый имеет шанс на искупление грехов и спасение души, ибо Иисус милостив, и всякий человек дорог и близок к нему, даже заблудший грешник.

Тот, кто не принял божественного благословения, не спасся, вечно станет пребывать в Аду. Ад — Геенна Огненная, Тартар, Преисподняя, место где души подвергаются великим страданиям. До начала Апокалипсиса и наступления Страшного Суда грешники мучаются в духовном виде, а после свершения станут мучиться, воссоединившись со своими земными телами.

А куда уходит душа после смерти, пока не произошел Страшный Суд? Сначала проходит мытарства, после, вплоть до девятины, путешествует по Раю, где вкушает плоды его. На девятый день и до сорокового ее проводят по Аду, показывая муки грешников.

Куда уходят души умерших людей после этого? В Рай, Ад или Чистилище. Чистилище — место обитания не грешивших полноценно, но и праведности не соблюдавших. Это атеисты, сомневающиеся, представители иных религий, переметнувшиеся туда из христианской веры.

В Чистилище, где находится душа после смерти, нет ни блаженства, ни мук.

Дух пребывает между Небом и Землёй, ожидая шанс вновь прийти в земную жизнь и просуществовать ее достойно участи праведника или грешника: всё зависит от того, какой урок извлекла душа из прежней жизни и из видений Ада и Рая.

Все испытания, тяжести и горечи в мире представляются подготовкой к Небесному Царству. Первостепенными задачами всякого верующего и православного человека оказываются работа над собой, соблюдение заповедей, усердие и прилежность в творении добрых дел. Кротость, смирение и молитвы помогут преодолеть двадцать мытарств и войти в ворота Рая.

Источник: https://grimuar.ru/astral/respawn/myitarstva-dushi-posle-smerti.html

Мытарства души после смерти — список, описание и значение

1001molitva.ru > Познавательные статьи > Мытарства души после смерти — список, описание и значение

Мытарства души после смерти начинаются с третьего дня ее витания над землей.

В Библии несколько раз упоминается о том, что после согрешения злой дух, именуемый сатаной, был низвергнут из небес и сброшен на землю. Это произошло не только с ним, но и с другими ангелами, которые тоже возгордились и стали падшими. Теперь они находятся в воздухе. В данном контексте слово «воздух» означает не вещество, которое мы вдыхаем, а конкретное место.

Ни для кого не новость, что душа человека может отправиться в рай или ад. Конечно, по делам и по вере воздается всем. Душа без тела на два дня еще остается на земле. Она отведывает знакомые места, родственников, свою могилу. А на третий день душа подвергается воздушным мытарствам.

Что такое воздушные мытарства после смерти

Это означает, что она должна подняться в небо через воздух, где преобладают падшие ангелы. До того, как Адам и Ева согрешили, путь к раю был открыт. После совершения греха, врата рая заперли, и никто в них не смел входить, даже праведники. Но пришел Спаситель. И он был единственным, кто поднялся на небо без прохождения воздушных мытарств и открыл врата рая. Иисус победил смерть, и подарил грешным людям возможность пребывать в раю.

Православие путь мытарства считает самым сложным для человека. Даже Дева Мария, когда умирала, боялась и не хотела проходить через этот путь, поэтому она попросила Господа Иисуса Христа, забрать ее с собой, провести через него. Что Спаситель и сделал.

Мытарствами называют условные комнаты, в которых сидят падшие ангелы и обвиняют душу в содеянных грехах. Каждый из темных ангелов отвечает за определенный грех. Они пытаются убедить душу, что она виновна в грехах, и забрать ее с собой в ад. Считается, что если душа признает за собой вину, то это ей зачтется как ответ на суде.

20 мытарств души после смерти

Первый суд души начинается с двадцати мытарств. Каждое мытарство – это обвинения в тяжком грехе. Иерархия тяжести грехов возрастает с каждым новым мытарством:

  • 1-е мытарство – грехи недобрым языком;
  • 2-е мытарство – всякая ложь;
  • 3-е мытарство – оклеветание людей;
  • 4-е мытарство – чревоугодие;
  • 5-е мытарство – лень;
  • 6-е мытарство – воровство;
  • 7-е мытарство – скупость, любовь к деньгам и всего материального;
  • 8-е мытарство – ростовщичество, добывание чужого нечестным путем;
  • 9-е мытарство – вся неправдивость, обман;
  • 10-е мытарство – зависть;
  • 11-е мытарство – гордость, самолюбие, эгоизм.
  • 12-е мытарство – гнев и ярость;
  • 13-е мытарство – злопамятность, неумение прощать и отпускать грехи другим людям;
  • 14-е мытарство – убийство;
  • 15-е мытарство – занятие чародейством;
  • 16-е мытарство – блуд;
  • 17-е мытарство – прелюбодеяние, измена в браке;
  • 18-е мытарство – блуд с лицом одного пола (мужчины с мужчиной и женщины с женщиной);
  • 19-е мытарство – ересь, богохульство, отступничество от веры;
  • 20-е мытарство – жестокость сердца, немилосердность.

Все эти мытарства душа проходит в третий день. Поэтому недаром на земле заказывают для своих родных и близких панихиду. Потому что в этот день душе умершего очень нужна молитвенная поддержка. После прохождения мытарств душа поднимается к Богу, а затем в рай.

Там она видит, насколько прекрасен райский мир, как там хорошо живут души ранее умерших и видит всю теплую, наполненную поклонением Господу атмосферу. Естественно, и сама душа начинает забывать уныние земного мира и отдавать славу Господу. Но если же душа была грешна на земле, то она начинает жалеть о содеянном.

Ведь она понимает тогда, что именно потеряла в вечности, ведя разгульную, непотребную жизнь.

На земле также принято поминать усопшего на девятый день. Именно тогда душа уходит с рая и снова идет на поклонение к Богу. Чтобы Господь услышал раскаяния души, нужно также молиться за нее и на земле. Именно поэтому на девятый день родственники также поминают усопшего и спешат на молитву о покое его души.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как узнать своего ангела хранителя

Последующие дни и вплоть до сорокового душа отправляется в ад. Там она слышит скрежет зубов грешников, видит, как они отбывают наказания за земные грехи, слышит плач, крик. Душа понимает, что не хочет быть в таком месте вечность.

И третий раз на поклонение к Богу она идет на сороковой день. Именно в этот день Господь провозглашает окончательный приговор душе, куда она отправится до Суда: в рай или в ад. На земле также в этот день поминают умершего. Пристанище для души будет временным, поскольку не за горами Суд Божий, о котором говорится в Новом Завете и, особенно, в последней книге «Откровение Иоанна Богослова».

Мытарства – это очень сложное время для души. Чтобы пройти его спокойно, нужно жить по Божьих заветах, принять жертву Иисуса. Конечно, покаяться никогда не поздно, но нельзя жить, греша во всю, с надеждой на то, что можно будет покаяться на смертном одре или на суде. Это тоже будет обманом, скорее даже самообманом.

20 ступеней мытарств

Источник: https://1001molitva.ru/poznavatelnye-stati/mytarstva-dushi-posle-smerti-spisok-opisanie-i-znachenie.html

20 мытарств души после смерти

Современный человек может практически все, но таинство смерти и сегодня остается загадкой. Никто не скажет точно, что ожидает после смерти физического тела, какой путь предстоит преодолеть душе и будет ли он. Тем не менее многочисленные свидетельства переживших клиническую смерть говорят о том, что жизнь по ту сторону реальна. А религия учит, как преодолеть путь в Вечность и обрести бесконечную радость.

Куда попадает душа после смерти

Согласно церковным представлениям после смерти душе предстоит пройти через 20 мытарств – страшных испытаний смертными грехами. Это позволит определить, достойна ли душа попадания в Царство Господне, где ждет ее бесконечная благодать и успокоение. Мытарства эти ужасны, даже Святая Дева Мария, согласно библейским текстам, опасалась их и молила сына о дозволении избежать посмертных мук.

Последовательно душа попадает с одного уровня мытарств на другой, каждый из которых страшнее и мучительнее предыдущего. Вот их список:

  1. Празднословие – страсть к пустым словам и разговорам чрезмерным.
  2. Ложь – намеренный обман окружающих ради извлечения собственной выгоды.
  3. Клевета – распространение неверных слухов о третьем лице и осуждение чужих поступков.
  4. Чревоугодие – чрезмерная любовь к пище.
  5. Праздность – лень и жизнь в бездействии.
  6. Воровство – присваивание чужого имущества.
  7. Сребролюбие – чрезмерная привязанность к материальным ценностям.
  8. Лихоимство – стремление добывать ценности нечестным путем.
  9. Неправда в делах и поступках – тяга совершать нечестные действия.
  10. Зависть – стремление завладеть тем же, что есть у ближнего.
  11. Гордыня – почитание себя самого выше других.
  12. Гнев и ярость.
  13. Злопамятность – хранение в памяти чужих проступков, жажда мести.
  14. Убийство.
  15. Чародейство – использование магии.
  16. Блуд – беспорядочные половые связи.
  17. Прелюбодеяние – измены супругу.
  18. Содомия – Бог отрицает союзы мужчины и мужчины, женщины и женщины.
  19. Ересь – отрицание Бога нашего.
  20. Жестокость – черствое сердце, невосприимчивость к чужому горю.

7 смертных грехов

Большинство мытарств – это стандартное представление о добродетелях человека, предписанных каждому праведнику законом Божиим. Душа сможет достичь Райских кущ, только успешно миновав через все мытарства. Если она не пройдет хотя бы одно испытание – эфирное тело застрянет на этом уровне и будет вечно терзаемо Бесами.

Куда попадает человек после смерти

Мытарства души наступают на 3 день после смерти и длятся столько, сколько грехов совершил человек при жизни земной. Только на 40 день после смерти будет принято окончательное решение о том, где душе провести вечность – в Адском пламени или в Раю, подле Господа Бога.

Всякая душа может быть спасена, ибо Бог милостив: раскаяние очистит от грехов даже самого падшего человека, если искренно.

В Раю душа не знает беспокойств, не испытывает никаких желаний, земные страсти ей больше неведомы: единственная эмоция – это радость пребывания подле Господа. В аду же души терзаются и мучаются целую вечность, даже после Всемирного воскрешения их души, соединившись с плотью, продолжат страдать.

Рай и ад

После смерти все происходящее с душой неподвластно ее воле: новопреставленному остается смириться и принять новую реальность кротко и с достоинством. Первые 2 дня душа пребывает рядом с физической оболочкой, она прощается с родными местами, с близкими людьми. В это время ее сопровождают ангелы и бесы – каждая сторона пытается переманить душу на свою сторону.

За любую душу борются ангелы и демоны

На 3 день начинаются мытарства, в этот период родным стоит молиться особенно много и истово. После прекращения мытарств ангелы отнесут душу в Рай – показать то блаженство, которое может ее ожидать в вечности. На 6 дней забывает душа обо всех заботах и усердно кается в грехах, содеянных ведомо и неведомо.

На 9 день очищенная от грехов душа опять предстает пред ликом Божиим. Родные и близкие должны помолиться за усопшего, просить о помиловании для него. Не нужно слез и стенаний, вспоминают о новопреставленном только хорошее.

Отобедать на 9 день лучше всего кутьей, сдобренной медом, символизирующей сладкую жизнь при Господе Боге. После 9-го дня ангелы покажут душе умершего Ад и муки, ждущие неправедно живших.

О том, что происходит с душой после смерти в каждый из дней, расскажет пастор В. И. Савчак:

На 40 день душа достигает горы Синай и третий раз предстает пред ликом Господним: именно в этот день окончательно решается вопрос о том, где проведет душа вечность. Поминовения и молитвы родных смогут сгладить земные грехи усопшего.

Спустя полгода после смерти телесной душа предпоследний раз навестит близких и родных: они уже не в состоянии изменить ее судьбу в вечной жизни, остается только вспоминать хорошее и молиться усердно о вечном покое.

Православие и смерть

Для верующего православного человека жизнь и смерть неразделимы. Смерть воспринимается спокойно и торжественно, как начало перехода в вечность. Христианин верует, что каждому воздастся по деяниям, потому они больше заботятся не о количестве прожитых дней, а о наполненности добрыми делами и поступками. После смерти душу ждет Страшный суд, на котором решится, попадет человек в Царство Божие или отправится прямиком в Геенну Огненную за тяжкие прегрешения.

Икона Страшного суда в Храме Рождества Христова

Учение Христово наставляет последователей своих: не бойтесь смерти, ибо это не конец. Живите так, чтобы вечность провести пред ликом Божиим. В этом постулате заключена огромная сила, дающая надежду на жизнь бесконечную и смирение перед смертью.

На вопросы о смерти и смысле жизни отвечает профессор Московской духовной академии А. И. Осипов:

Душа ребенка

Прощание с ребенком – это огромное горе, но не стоит скорбеть излишне, душа не обремененного грехами малыша отправится в лучшее место. До 14-летнего возраста считается, что ребенок не несет полной ответственности за свои поступки, поскольку не успел достичь возраста желаний. В это время ребенок может быть слаб физически, но его душа наделена огромной мудростью: нередко малыши помнят свои прошлые перевоплощения, воспоминания о которых обрывками всплывают в их сознании.

Никто не умирает без собственного на то согласия – смерть приходит в тот момент, когда душа человека призывает ее. Смерть ребенка – это его собственный выбор, просто душа решила вернуться домой – на небеса.

Дети воспринимают смерть иначе, чем взрослые. После смерти родственника ребенок будет недоумевать – отчего же все горюют? Ему непонятно, почему возвращение на небеса – это что-то плохое. В момент собственной смерти ребенок не чувствует ни скорби, ни горечи расставания, ни сожалений – он часто даже не понимает, что расстался с жизнью, ощущая себя счастливым, как и прежде.

После смерти душа ребенка живет в радости на Первом Небе.

Душу встречает любивший его родственник или просто светлая сущность, любившая при жизни детей. Здесь жизнь максимально похожа на земную: у него есть дом и игрушки, друзья и родственники. Любое желание души исполняется в мгновение ока.

Душа самоубиенного

Самоубийство испокон веков считалось тяжким грехом – таким образом человек нарушает умысел Божий, забирая жизнь, дарованную Всевышним. Только Творец имеет право распоряжаться судьбами, а мысль о наложении на себя рук дана Сатаной, искушающим и проверяющим человека.

Гюстав Доре. Лес самоубийц

Человек, умерший своей смертью, испытывает блаженство и облегчение, а вот для самоубийцы мучения только начинаются. Один мужчина не смог смириться с гибелью жены и решил наложить на себя руки, чтобы воссоединиться с любимой. Однако оказался вовсе не рядом: мужчину удалось реанимировать и расспросить о той стороне жизни. По его словам – это нечто страшное, чувство ужаса не проходит никогда, ощущение внутренней пытки бесконечно.

После кончины душа самоубийцы стремится к Райским вратам, но они заперты. Тогда она пытается вновь вернуться в тело – но и это оказывается невозможным. Душа находится в подвешенном состоянии, испытывает ужасные муки вплоть до того момента, когда человеку предстояла смерть по судьбе.

Все люди, которых удалось спасти после смерти от самоубийства, описывают страшные картины. Душа находится в бесконечном падении, прервать которые не представляется возможным, языки адского пламени щекочут кожу и становятся все ближе и ближе. Большинство спасенных преследуют кошмарные видения до конца их дней. Если мысли о прерывании жизни своими руками закрадываются в голову, нужно помнить: выход есть всегда.

О том, что происходит с душой самоубийцы после смерти, как действовать, чтобы успокоить мятущуюся душу, расскажет канал Simplemagic:

Души животных

По поводу животных священнослужители и медиумы не имеют однозначного ответа на вопрос о последнем пристанище для душ. Однако некоторые святые мужи однозначно говорят о возможности приобщения зверя к Царству небесному.

Апостол Павел прямо заявляет о том, что после смерти животное ждет избавление от рабства и страданий земных, придерживается этой точки зрения и Святой Симеон Новый Богослов, говоря, что, служа в бренном теле, вместе с человеком душа животного вкусит высшего блага после кончины физической.

Души животных найдут освобождение от рабской доли после смерти физической.

Интересна точка зрения на это счет Феофана Затворника: святитель полагал, что после смерти все души существ живых (кроме людей) присоединяются к великой Мировой Душе, созданной Творцом задолго до создания мира.

Время собирать камни

Думать о смерти и страшиться ее – совершенно нормально. Каждый человек желает заглянуть за завесу вечной тайны Жизни и узнать, что ждет за ее пределами. Танатология доказывают, что со времен Древнего мира к смерти готовились заранее, о ней думали как о части жизни, и в этом заключалась, пожалуй, самая большая мудрость наших предков.

Парапсихологи говорят, что после смерти человека душа испытывает те же чувства, что и человек во время физической кончины, поэтому важно оставаться спокойным и уверенным до самого последнего вздоха.

После смерти душу ждет ровно то, что заслужил человек при жизни: от его поступков и деяний зависит бесконечность, которую он проведет по ту сторону. Прожитые достойно годы, прощеные обидчики, теплые отношения с близкими людьми помогут душе оказаться в лучшем месте, где ее ждут покой, всепоглощающая любовь и блаженство.

Смерть – неизбежная данность, с которой рано или поздно столкнется каждый. Но это не конец – умирает лишь физическая оболочка, а душа человека обретает истинное бессмертие, поэтому не нужно печалиться, стоит отпустить родную душу с легким сердцем, мечтая о том, что однажды удастся встретиться вновь – уже по ту сторону жизни.

 

Источник: https://PoTyStorony.ru/astral/mytarstva-dushi-posle-smerti.html

Что происходит с душой после смерти? — Православный журнал

Куда уходит душа после смерти? Какой путь она совершает? Где находятся души усопших? Почему важны дни поминовения усопших? Эти вопросы очень часто заставляют человека обращаться к учению Церкви. Так что же мы знаем о загробной жизни? «Фома» постарался сформулировать ответы согласно вероучению Православной Церкви на наиболее частые вопросы о жизни после смерти.

Что происходит с душой после смерти?

То, как именно мы относимся к своей будущей смерти, ждем ли ее приближения или наоборот – cтарательно вычеркиваем ее из сознания, стараясь не думать о ней вообще, напрямую влияет на то, как мы живем свою нынешнюю жизнь, на наше восприятие ее смысла. Христианин верит в то, что смерти как полного и окончательного исчезновения человека не существует.

Согласно христианскому вероучению, все мы будем жить вечно, и именно бессмертие является подлинной целью человеческой жизни, а день смерти одновременно является днем его рождения для новой жизни. После смерти тела душа отправляется в путь навстречу к своему Отцу.

Как именно будет пройден этот путь с земли на небо, какой будет эта встреча, и что последует за ней, напрямую зависит от того, как человек прожил свою земную жизнь. В православной аскетике есть понятие «памяти смертной» как постоянного удержания в уме предела собственной земной жизни и ожидания перехода в иной мир.

Для многих людей, посвятивших свою жизнь Служению Богу и ближнему, приближение смерти было не надвигающейся катастрофой и трагедией, а наоборот – долгожданной радостной встречей с Господом. Старец Иосиф Ватопедский говорил о своей смерти: «Я заждался своего поезда, а он все не приходит».

Что происходит с душой после смерти по дням

Строгих догматов о каких-то особых этапах на пути души к Богу в Православии не существует. Однако традиционно в качестве особых дней поминовения выделяются третий, девятый и сороковой дни.

Часть церковных авторов указывает на то, что с этими днями могут быть связаны особые этапы на пути человека в иной мир — такое представление не оспаривается Церковью, хотя и не признается в качестве строгой вероучительной нормы.

Если же придерживаться учения об особых днях после смерти, то наиболее важные этапы посмертного существования человека выглядят следующим образом:

3 дня после смерти

Третий день, в который обычно совершаются похороны имеет и непосредственное духовное отношение к Воскресению Христа на третий день после Его крестной смерти и празднику победы Жизни над смертью.

О третьем дне поминовения после смерти говорит, например, св. Исидор Пелусиот (370–437): «Если ты хочешь узнать и о третьем дне, то вот объяснение. В пятницу Господь испустил дух. Это один день. Всю субботу Он пребывал во гробе, потом приходит вечер. С наступлением воскресенья Он восстал из гроба — и вот тот день. Ибо из части, как ты знаешь, познается целое. Так и мы установили обычай поминать усопших».

Часть церковных авторов, например свт. Симеон Солунский, пишет о том, что третий день таинственно символизирует веру усопшего и его близких в Святую Троицу и стремление к трем евангельским добродетелям: вере, надежде и любви.

И еще потому, что человек действует и проявляет себя в делах, словах и помышлениях (в силу трех внутренних способностей: разума, чувства и воли).

Ведь в панихиде третьего дня мы просим Триединого Бога отпустить усопшему грехи, которые тот совершил делом, словом и помышлением.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что входит в состав мыла

Полагают также, что поминовение в третий день совершается для того, чтобы собрать и соединить в молитве тех, кто признает таинство тридневного Воскресения Христова.

Источник: https://foma.ru/chto-proishodit-s-dushoy-posle-smerti.html

Мытарства души после смерти — как душа проходит мытарства

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

На сегодняшний день имеется довольно большое количество вариаций, того, что происходит с нематериальной сущностью человека после его кончины.

В православной религии принято считать, что ей уготовано пройти некоторые испытания, а именно посмертные мытарства души, которые представляют собой своего рода процедуру очищения, являющуюся довольно значимой перед встречей с Всевышним. Продолжительность же этого периода составляет 40 дней.

А вот узнать более подробно что представляют собой мытарства, какие они бывают и как душа их проходит можно из нижеописанного источника.

Какие мытарства проходит душа после смерти

Принято считать, что на протяжении 6 дней человеческая сущность пребывает как бы на экскурсии в блаженной обители, и только после этого она отправляется в подземное царство. На протяжении всего того времени как душа проходит мытарства ее сопровождают посланники Господа, которые повествуют о свершенных при жизни добрых деяниях. Эти испытания олицетворяют собой злых духов, пытающихся затащить человечеству сущность в преисподнюю.

Испытания после смерти

Стоит отметить, что существует всего 20 испытаний, однако не нужно путать их с греховными деяниями, ведь это не количество провинностей, а самих страстей, в числе которых может находиться различные пороки. Ниже приведено описание мытарств души, которые она проходит на протяжении сорока дней:

  1. Гордость.
  2. Блуд – греходеяние мужчины и женщины, которые вступили в сексуальную связь до заключения брака, в том числе и различные мечты, и помыслы развратного характера.
  3. Убийство (сюда также входит аборты и самоубийства);.
  4. Ярость и гнев – то бишь проявление вспыльчивости, раздражительности, жажда мести и агрессия как по отношению к людям, животным, так и предметам неодушевленным.
  5. Мздоимство и лихоимство – к ним относится вкладывание денежных средств в нечестные дела, присвоение чужого, принятие участия в каких-либо играх или розыгрышах на бирже, а также занятие спекуляцией и взяточничество.
  6. Завистливость. При жизни достаточно большое количество людей проявляют завить к успехам других жаждая их падения с пьедестала. В большинстве случает человек даже ощущает радость от того что у других возникает много неприятностей и проблем, что как раз-таки и называется грехом завистливости.
  7. Воровство – сюда относится не только греходеяние, когда преднамеренно человек идет на воровство, но также и учитывается если он взял деньги в долг и в последствии его не вернул.
  8. Леность – люди, которые все время ничего не делали, получали оплату за невыполненную работу и ленились ощутят на себе мытарства души после смерти.
  9. Призыв демонических сил и чародейство.
  10. Скупость и страсть сребролюбия – такое наказание испытают на себе, те кто притворялся, отвернулся от Вседержителя, отвергал любовь и был намеренно скуп по отношению к людям, которые действительно нуждались в помощи.
  11. В 40 дней после смерти мытарства души входит и клевета с осуждением, то бишь если человек на протяжении всей своей жизни распускал сплетни об окружающих и осуждал их, то его нематериальная сущность познает испытания, как недруг Господа.
  12. Празднословие – сюда входит беспричинные песни и смех, а также пустые беседы.
  13. Чревоугодие – к этой страсти относится алкоголизм, обжорство, несоблюдение поста и прием пищи без произнесения молитв.
  14. Ложь – человек подвергается такому испытанию в случае, если он водил в заблуждение людей, лгал на исповеди и понапрасну произносил имя Вседержителя.
  15. Злопомнение.
  16. Неправда.
  17. Содомский грех – отношения сексуального характера между родственниками, а также противоестественные связи, такие как зоофилия и лесбиянство.
  18. Немилосердие.
  19. Ересь – неверное токование веры, глумление над святынями.
  20. Прелюбодеяние.

Господь всегда с Вами!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/mytarstva-dushi-posle-smerti-kak-dusha-proxodit-mytarstva/

Мытарства души после смерти: что происходит после смерти

Загробная жизнь и ее неопределенность — это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека — бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни — ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Читайте о загробной жизни в православии:

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей — это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни — ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело.

Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно.

 Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной, и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» — постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий — это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый — еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой — это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.

Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких — они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно — переход духа человеческого от одного состояния к другому — от мирского тела к вечному духу.

Только Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания — небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда — индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» — места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово — оно может исцелить или убить, оно — начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая — грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман — любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие — это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство — любой поступок, следствие которого — присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость — это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть — зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев — они разрушают душу;
  • убийство — как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание — обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние — это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.

Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Читайте о молитве за усопших:

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь — это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном.

К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Что такое мытарства? Протоиерей Владимир Головин

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/mytarstva-dushi-posle-smerti.html

Смерть и существование: синодик мытарств души — испытания, которые проходит умерший — Архангел

Современный человек может практически все, но таинство смерти и сегодня остается загадкой.

Никто не скажет точно, что ожидает после смерти физического тела, какой путь предстоит преодолеть душе и будет ли он.

Тем не менее многочисленные свидетельства переживших клиническую смерть говорят о том, что жизнь по ту сторону реальна. А религия учит, как преодолеть путь в Вечность и обрести бесконечную радость.

Что происходит через 9, 40 дней и полгода после смерти

После смерти все происходящее с душой неподвластно ее воле: новопреставленному остается смириться и принять новую реальность кротко и с достоинством. Первые 2 дня душа пребывает рядом с физической оболочкой, она прощается с родными местами, с близкими людьми. В это время ее сопровождают ангелы и бесы – каждая сторона пытается переманить душу на свою сторону.

За любую душу борются ангелы и демоны

На 3 день начинаются мытарства, в этот период родным стоит молиться особенно много и истово. После прекращения мытарств ангелы отнесут душу в Рай – показать то блаженство, которое может ее ожидать в вечности. На 6 дней забывает душа обо всех заботах и усердно кается в грехах, содеянных ведомо и неведомо.

На 9 день очищенная от грехов душа опять предстает пред ликом Божиим. Родные и близкие должны помолиться за усопшего, просить о помиловании для него. Не нужно слез и стенаний, вспоминают о новопреставленном только хорошее.

Отобедать на 9 день лучше всего кутьей, сдобренной медом, символизирующей сладкую жизнь при Господе Боге. После 9-го дня ангелы покажут душе умершего Ад и муки, ждущие неправедно живших.

О том, что происходит с душой после смерти в каждый из дней, расскажет пастор В. И. Савчак:

На 40 день душа достигает горы Синай и третий раз предстает пред ликом Господним: именно в этот день окончательно решается вопрос о том, где проведет душа вечность. Поминовения и молитвы родных смогут сгладить земные грехи усопшего.

Спустя полгода после смерти телесной душа предпоследний раз навестит близких и родных: они уже не в состоянии изменить ее судьбу в вечной жизни, остается только вспоминать хорошее и молиться усердно о вечном покое.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва от заикания у ребенка

Закрыть