Что такое митрополит в истории

Митрополит

что такое митрополит в истории

Кто такой митрополит? Какое место он занимает в церковной иерархии? Какую роль митрополиты сыграли в истории Русской Православной Церкви?

Разобраться в Церковной иерархии непросто. Тем более, что многое в Церкви постоянно менялось. Изначально в христианстве, маленькой иудейской секте, не было никаких церковных званий. Когда-то существовал только Христос и Его ученики. Мы попробуем разобраться в том, чем занимаются в современной Церкви митрополиты.

Кто такой митрополит

Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Митрополит Иларион (Алфеев): Всем в своей жизни я обязан Церкви

Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

  • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
  • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
  • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
  • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

Церковная иерархия

Вся Церковная иерархия появилась не сразу. Церковь — это живой организм, и все развивалось по своим законам. В «младенчестве» Церкви не было никаких званий. Это не удивительно. Все ждали скорого Пришествия Христа. О Нем говорили так, словно Он скоро явится снова, и это точно известно.

В те далекие времена в христианской Церкви существовали только миряне и апостолы. Вопрос о Церковной иерархии не стоял остро, потому что христиан преследовали, их было мало, и все они подвергались гонениям.

Апостолы были учениками Христа, но апостол — это не епископ и звание апостола не имеет отношения к иерархии в Церкви. Позже появились ученики учеников Христа, и.т.д. Это заняло некоторое время. Назрела необходимость изменений в устройстве Церкви.

Число последователей Христа росло и множилось. Церковь тоже менялась.

Книга Деяний говорит о том, что раздав свое имущество (а так делали многие в те времена), несколько вдовиц стали презираемы. Так впервые внутри Церкви, а не от внешних гонителей, возник беспорядок.

Именно тогда Церкви понадобились диаконы — посвященные богобоязненные люди, которые должны были навести порядок, объяснить пастве, как должна сосуществовать община. Именно так зародилась Церковная иерархия.

В дальнейшем она претерпевала многие изменения и в современном мире кажется очень сложной.

Иерархия в Церкви сейчас выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Сразу стать митрополитом или епископом нельзя. Необходимо пройти весь путь, начиная с диакона. Звание митрополита получают за особые заслуги. Это — не только большая честь, но и серьезные обязательства.

Первый митрополит на Руси

Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю.

Точных данных о том, кто был первым Киевским митрополитом не сохранилось. С XVI века принято считать, что им стал Михаил I Сириянин (возможно, он был родом из Сирии или из Болгарии). Его прислали для крещения князя Владимира. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом были перенесены в Великую Церковь Лавры.

Среди наших соотечественников первым митрополитом в 1051 году стал митрополит Илларион (Русин). Церковь прославила его как святителя. Он стал автором знаменитой книги «Слова о Законе и Благодати».

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы

Митрополит в католической Церкви

Сначала права митрополита и на Западе и на Востоке оставались абсолютно равными. Но появление новых германских государств изменило положение митрополита, потому что сами митрополии потеряли свое прежнее значение. Постепенно епископы стали независимы от митрополитов и только в Англии митрополиты долго еще обладали прежними правами.

Сейчас в католической Церкви сразу несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Поскольку центр митрополии должен совпадать с центром архиепархии, митрополит в Католической церкви является еще и архиепископом. В ряде стран, таких как Италия, США и др. митрополии объединили в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Смотрите также интервью с митрополитом Иларионом (Алфеевым)

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/mitropolit/

Митрополит — древо

что такое митрополит в истории

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Митрополи́т (греч.: столичный) – первоначально – епископ митрополии. Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так как церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями.

В настоящее время в Русской православной церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула «архиепископ». Отличительной частью облачения русского митрополита является белый клобук.

В восточных патриархатах титул митрополита удерживается за всеми теми епископами, епископии которых были митрополиями во времена Византийской империи, и имеет то же каноническое значение, какое дано им в века вселенских соборов, но ввиду современного состояния их епархий — по необходимости — лишь в теории и номинально. В других православных автокефальных церквах права и обязанности митрополитов осуществляются в большей мере, хотя и сообразно с политическим положением страны.

История

Одни думают, что название «митрополит» явилось не ранее I Вселенского Собора (325 г.); другие, если не название, то функции деятельности митрополита, особые от общих епископских, усматривают еще в лице самих апостолов; третьи полагают, что митрополичья юрисдикция установлена во II в. и была вызвана назревшей необходимостью централизации в областном церковном управлении.

На I Вселенском Соборе и на соборе Антиохийском 341 г. юрисдикция митрополита была окончательно установлена, увеличена в объеме и точно регламентирована.

Кроме права созывать областные соборы, им были усвоены:

  • право надзора за церковными делами всей области, так что ни один епископ без митрополита не мог постановлять чего-либо важного;
  • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
  • принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
  • утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

При открытии епископской вакансии в области, митрополит извещал о том всех епископов, приглашая их к избранию нового епископа, и все епископы должны были собраться для того в митрополию или прислать письменное согласие на избрание кого-либо. При избрании самого митрополита должны были присутствовать все епископы лично. Трулльский собор (692 г.

) постановил, чтобы митрополичьи округи в точности совпадали с диоцезами государственного деления империи, но это правило соблюдалось только на Востоке: на Западе держались указаний апостольского происхождения церквей, почему митрополия римского епископа обнимала десять областей, прилегавших непосредственно к Риму. В этом смысле на Востоке папу долго еще называли (например, Михаил Пселл в XI в.

) митрополитом, хотя, согласно определению Халкидонского собора, он, наравне с епископами Иерусалима, Антиохии, Александрии и Константинополя, носил название патриарха.

Митрополиты на Западе

Права митрополичьей юрисдикции сначала и на Западе были те же, что и на Востоке. Собор Толедский 589 г. усилил права митрополита, позволив ему, с согласия областного собора, подвергать подведомых ему епископов наказаниям.

С образованием новых германских государств значение митрополичьего управления изменилось в той мере, в какой прежние митрополии в это время утратили свое значение, и место областных церковных соборов заступили имперские сеймы. К тому же деление на диоцезы здесь отсутствовало.

Правда, папа Захария пытался восстановить митрополичью систему церковного управления, но попытка его не имела успеха.

Карл Великий, по настоянию папы Адриана, своими капитуляциями установил митрополичью юрисдикцию во всех своих владениях; но фактически прежняя власть митрополита не могла осуществляться вполне уже потому, что на сеймах подведомственный ему епископ являлся на равных с ним правах представительства и, по обстоятельствам или по выдающимся способностям представительства, епископ имел иногда в делах собрания большее значение, чем митрополит.

С течением времени западные митрополиты вместо того, чтобы самим вместе с собором избирать епископов, как было в начале, должны были ограничиться правом «исследовать законность» избрания и правом посвящения.

Мало-помалу епископы сделались совершенно независимыми от митрополитов, политические права тех и других были совершенно одинаковы — оба были одинаково подчинены королю; но король мог защищать епископа против митрополита, митрополит же не мог защищать епископа против короля; епископ мог апеллировать на митрополита к папе, а митрополит должен был тем не менее приглашать епископов своей митрополии к участию в своих решениях.

Лишь в Англии митрополичье управление держалось прочно; епископы кентерберийский и йоркский пользовались правами митрополитов во всей их первоначальной полноте.

В последующее время юрисдикция митрополитов на Западе чем далее, тем более сокращалась, в той мере, в какой развивалась централизующая система папизма. Сардикийский собор предоставил римскому епископу право принимать апелляции епископов на митрополита и постановлять по ним окончательное решение. Папа Николай I (858—867) постановил, что без его согласия ни один епископ не может быть низложен.

Иннокентий III усвоил себе право непосредственного суда во всех делах о епископах, а Александр III постановил, что на всякий суд, духовный и светский, даже в незначительных делах (in causis minimis) возможна апелляция к папе. На соборе Равеннском (877 г.) постановлено, что каждый митрополит, который не испросит у папы паллиума, должен считаться низложенным.

Григорий VII требовал от митрополитов присяги в том, что они будут защищать папство, во всякое время являться к папе по первому призыву и т.д. Климент IV (1264—1268) усвоил себе право полного распоряжения всеми приходами и бенефициями. В XI в.

от митрополитов отнято, наконец, даже право созывать провинциальные соборы, через учреждение должностей сначала апостолического викария, а затем папского легата, которые посылались из Рима для созыва соборов. Наконец, папы усвоили себе и все поместное церковное законодательство и кодификацию церковных законов. Папские декреталии получили значение канонов — то самое, какое имели определения соборов, и заменяли последние.

От прежней митрополичьей юрисдикции к XIII в. на Западе уже ничего не осталось. Последующие столетия представляют лишь несколько безуспешных попыток борьбы епископализма с куриализмом, стремления отстоять права епископа вообще против всепоглощающего абсолютизма римской курии, так как не митрополитство только, но и самое епископство провозглашено было излиянием папства.

Ныне в католической церкви название «митрополит» — лишь почетный титул.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1038.html

Митрополит или патриарх. Митрополит. Смотреть что такое

что такое митрополит в истории

Архиереи, управляющие епархиями, были подчинены митрополиту. Так как церковно-административные деления совпадали с государственными, кафедры митрополитов располагались в столицах стран, которые охватывали их митрополии. Впоследствии митрополитами стали называться архиереи, управляющие крупными епархиями.

В настоящее время в Русской православной церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула «архиепископ «. Отличительной частью облачения русского митрополита является белый клобук .

В восточных патриархатах титул митрополита удерживается за всеми теми епископами, епископии которых были митрополиями во времена Византийской империи , и имеет то же каноническое значение, какое дано им в века вселенских соборов , но ввиду современного состояния их епархий — по необходимости — лишь в теории и номинально. В других православных автокефальных церквах права и обязанности митрополитов осуществляются в большей мере, хотя и сообразно с политическим положением страны.

История

Одни думают, что название «митрополит» явилось не ранее I Вселенского Собора ( г.); другие, если не название, то функции деятельности митрополита, особые от общих епископских , усматривают еще в лице самих апостолов ; третьи полагают, что митрополичья юрисдикция установлена во в. и была вызвана назревшей необходимостью централизации в областном церковном управлении.

Митрополиты на Западе

Права митрополичьей юрисдикции сначала и на Западе были те же, что и на Востоке. Собор Толедский 589 г. усилил права митрополита, позволив ему, с согласия областного собора, подвергать подведомых ему епископов наказаниям.

С образованием новых германских государств значение митрополичьего управления изменилось в той мере, в какой прежние митрополии в это время утратили свое значение, и место областных церковных соборов заступили имперские сеймы. К тому же деление на диоцезы здесь отсутствовало.

Правда, папа Захария пытался восстановить митрополичью систему церковного управления, но попытка его не имела успеха.

Карл Великий , по настоянию папы Адриана , своими капитуляциями установил митрополичью юрисдикцию во всех своих владениях; но фактически прежняя власть митрополита не могла осуществляться вполне уже потому, что на сеймах подведомственный ему епископ являлся на равных с ним правах представительства и, по обстоятельствам или по выдающимся способностям представительства, епископ имел иногда в делах собрания большее значение, чем митрополит.

С течением времени западные митрополиты вместо того, чтобы самим вместе с собором избирать епископов, как было в начале, должны были ограничиться правом «исследовать законность» избрания и правом посвящения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что делать если мама не верит

Мало-помалу епископы сделались совершенно независимыми от митрополитов, политические права тех и других были совершенно одинаковы — оба были одинаково подчинены королю; но король мог защищать епископа против митрополита, митрополит же не мог защищать епископа против короля; епископ мог апеллировать на митрополита к папе , а митрополит должен был тем не менее приглашать епископов своей митрополии к участию в своих решениях.

Лишь в Англии митрополичье управление держалось прочно; епископы кентерберийский и йоркский пользовались правами митрополитов во всей их первоначальной полноте.

В последующее время юрисдикция митрополитов на Западе чем далее, тем более сокращалась, в той мере, в какой развивалась централизующая система папизма. Сардикийский собор предоставил римскому епископу право принимать апелляции епископов на митрополита и постановлять по ним окончательное решение. Папа Николай I (858-867) постановил, что без его согласия ни один епископ не может быть низложен.

Иннокентий III усвоил себе право непосредственного суда во всех делах о епископах, а Александр III постановил, что на всякий суд, духовный и светский, даже в незначительных делах (in causis minimis) возможна апелляция к папе. На соборе Равеннском (877 г.) постановлено, что каждый митрополит, который не испросит у папы, которые посылались из Рима для созыва соборов.

Наконец, папы усвоили себе и все поместное церковное законодательство и кодификацию церковных законов. Папские декреталии получили значение канонов — то самое, какое имели определения соборов, и заменяли последние. От прежней митрополичьей юрисдикции к XIII в. на Западе уже ничего не осталось.

Последующие столетия представляют лишь несколько безуспешных попыток борьбы епископализма с куриализмом, стремления отстоять права епископа вообще против всепоглощающего абсолютизма римской курии, так как не митрополитство только, но и самое епископство провозглашено было излиянием папства.

Ныне в католической церкви название «митрополит» — лишь почетный титул.

Словарь исторических терминов — митрополит

1.

  ( греч. metropolites) в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев; глава крупной епархии, подчинен патриарху.

Краткий терминологический словарь по курсу «Отечественная история»

2.

  (греч. metropolis-человек из главного города), священнослужитель высшей (третей) степени христианской церковной иерархии. С IV в. титул М. присваивается епископам главных городов – метрополий. Духовная власть М. распространялась на церковный округ (митрополию), объединявший христианские общины метрополии и прилегающей области. М. мог иметь наместников (заместителей) в лице викарных епископов. Со времени введения христианства на Руси в качестве государственной религии и вплоть до XIV в. Русь в церковном отношении представляла собой одну митрополию, находившуюся в юрисдикции Константинопольского патриархата. М. на Руси были, как правило, греками, поставлялись Константинопольским патриархом. Первым М. из русских был Иларион (1051–1062). После падения Константинополя (1453) избрание М. окончательно перешло к русскому епископату. Главными городами русской метрополии последовательно были Киев, Владимир, Москва. Власть М. была двоякая: с одной стороны, он был главой Русской церкви, с другой – имел свою отдельную епархию. Он избирал и рукополагал епископов, вместе с епископами он судил епископов. Как глава Русской церкви, М.

Российская государственность в терминах

3.

  – в ряде христианских церквей один из высших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху.

История культуры и искусств

4.

  ( греч. «человек из главного города») в христианской церкви один из высших санов (3-я степень) архиереев; глава крупной епархии, подчиненной патриарху. С конца X в. до учреждения патриаршества (1589) возглавлял церковную организацию на Руси.

Отечественная история в терминах и понятиях

5.

  – второй по значению чин в православной церковной иерархии (после патриарха). Появились на Руси в XI в. и были до конца XVI в. Первоначально Митрополиты назначались на Русь из Византии , хотя в своей деятельности сохраняли значительную независимость. Первым Митрополитом русского происхождения считается известный церковный писатель Иларион (Киевский Митрополит в 1051-1062 гг.). Резиденция Митрополита на Руси была сначала в Киеве. После разрушения Киева (1240 г.) татаро-монголами, кафедра митрополита влачила в этом городе жалкое существование, пока не была перенесена (1209 г.) во Владимир на Клязьме, а в сер. XIV в. в Москву. С этого времени устанавливается титул «Митрополит всея Руси». Митрополит возглавлял Русскую православную церковь и подчинялся Константинопольскому патриарху до 1589 г., когда в России было введено патриаршество.  

История России с древнейших времен до 1917 года

6.

  – в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.

Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

7.

  (греческое metropolites -человек из главного города), в Русской православной церкви священнослужитель высшей (третьей) степени. До 14 в. Русь в церковном отношении представляла собой единую митрополию, находившуюся в юрисдикции Константинопольского патриарха. Резиденцией М. были Киев, Владимир (с 1299), Москва (с 1325). После провозглашения в 1448 автокефалии М. всея Руси стал избираться без участия Константинопольского патриарха. В 1458 русская митрополия окончательно разделилась на Киевскую и Московскую. С учреждением в 1589 патриаршества М. Московский стал патриархом, титул М. присвоен 4 архиереям: Новгородскому, Казанскому, Ростовскому и Крутицкому. При Петре I архиереев не возводили в сан М. При Елизавете Петровне в сане М.-архиереи Киевской, Московской и С.-Петербургской епархий. В настоящее время М.главы самостоятельных церквей в составе Русской православной церкви (Украинской православной церкви, Белорусской православной церкви, Православной церкви в Молдове, Японской автономной церкви). Титул М. носят также епархиальные архиереи: М. Санкт-Петербургский и Ладожский, М. Крутицкий и Коломенский, М. Смоленский и Калининградский.

Энциклопедия «История отечества»

Вопрос-ответ:

Значение слова митрополитТолкование слова митрополитОпределение термина митрополит

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

Источник: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8/%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8C-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85-%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2/%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82

Святитель Макарий — митрополит московский и всея Руси: годы жизни и роль в истории Русской церкви

Митрополит Макарий прославлен в лике святых на Соборе, который был созван в честь празднования 1000-летия Крещения Руси. Так совпало, что канонизация святителя состоялась как раз в годовщину его смерти. Сам Макарий, будучи московским митрополитом, способствовал прославлению многих святых, среди которых такие великие подвижники, как Александр Невский и Савва Сторожевский.

Детство

Родился будущий митрополит в Москве около 1482 г., был крещен с именем Михаил, данным в честь Архистратига. О родителях архипастыря известно немного. Отца звали Леонтий, он умирает спустя некоторое время после рождения ребенка. Мать, по дошедшим до нас сведениям, стала инокиней с именем Евфросиния.

Судя по поминальному синодику митрополита Макария, его род был богат на представителей монашества и духовенства. Святитель состоял в родстве с преподобным Иосифом Волоцким, скончавшимся в 1515 г., этот святой оказал немалое влияние на судьбу будущего инока. Следуя примеру благочестивой матери, юноша решает посвятить жизнь Богу.

Молодые годы

Михаил становится послушником в обители преп. Пафнутия Боровского, где впоследствии принимает постриг с именем Макарий. Назван молодой монах был в честь подвизавшегося в пустыне святого Макария Египетского. Выбранный монастырь отличала строгая аскетическая жизнь его насельников.

В обители инок обучался иконописному мастерству, ведь монастырь был расписан одним из лучших мастеров своего времени — Дионисием. В храме обители были также иконы кисти знаменитого Андрея Рублева.

Макарий ведет строгую подвижническую жизнь, состоящую из труда и молитвы. Наконец, в 1523 г. митрополит Даниил поставляет инока архимандритом Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря, который основал преподобный Ферапонт Можайский. Здесь в роли настоятеля Макарий устанавливает молитвенное поминовение всех усопших в обители, составив поминальный синодик.

Во время управления обителью святителем в соборе монастыря появляется придел в честь Макария Египетского. Настоятельство в Можайской обители продолжалось около трех лет.

Епископство в Новгороде

В марте 1526 года Макария возводят в сан епископа Новгородского и Псковского. Новый владыка активно занимается миссионерством, посылая священников к языческим северным народам новгородских земель. В обителях Новгорода вводится общежительный устав, который способствовал увеличению численности братии монастырей.

Благодаря святителю, в Новгороде строят, обустраивают и украшают около 40 храмов, в том числе кафедральный Софийский собор.

Используя художественные знания, полученные в Пафнутиево-Боровском монастыре, епископ лично обновляет обветшавшую икону Божией матери «Знамение» — знаменитую новгородскую святыню. Во время епископства святителя написаны жизнеописания и церковные службы некоторым русским подвижникам.

Летописный свод

В годы епископского служения святителя в Новгороде происходит создание Владычного летописного свода, не дошедшего до наших дней. Монах Досифей, который приходился племянником святому Иосифу Волоцкому, исправляет текст Синайского патерика, позднее этот же инок займется работой над составлением Волоколамского патерика и Хронографа. В 1540 г. священником св. Софии Агафоном была создана новая Пасхалия.

Митрополит московский

В 1542 г. епископ Новгородский и Псковский возводится в сан митрополита Московского. На этот момент о. Макарию уже было около 60 лет.

Политическая деятельность

Святитель Макарий, митрополит московский и всея Руси, начал свое служение в столице при будущем Иване Грозном, который в те годы был еще ребенком.

Спустя 5 лет владыка совершит венчание на царство московского князя Иоанна, который станет первым в истории русским царем.

Это событие примечательно тем, что таинство впервые совершает не патриарх, а митрополит, и не в византийском Константинополе, а в Москве.

В 1552 г. Иван Грозный получает благословение от владыки на поход в Казань. В честь победы над врагом впоследствии строится Покровский собор, в наши дни — храм Василия блаженного в Москве. Возникает Казанская епархия Русской Церкви. Архипастырь предсказал опричнину, введенную царем после смерти владыки, а также все тяжелые последствия такой политики главы государства.

Митрополит оказал немалое влияние на политику молодого царя, являлся членом «Избранной рады». Как и его предшественник — Иоасаф — был противником бояр Шуйских, отстраненных от власти в 1543 г. Изгнание Шуйских доказывает силу и влиятельность владыки. Архипастырь лично участвует в политических переговорах, принимает иностранных послов.

Религиозная деятельность

При святителе созываются два Собора, занимающиеся вопросами прославления подвижников благочестия. Происходит это в 1547 и 1549 гг. Ранее канонизацией святых занимались епископы на местах, поэтому угодников Божиих почитали лишь в их родной земле. Владыка Макарий впервые поднимает вопрос общероссийского прославления подвижников. Данные Соборы имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских».

Во время проведения Соборов произошла канонизация великих российских подвижников:

  • Александра Невского;
  • Всеволода Псковского;
  • Никона Радонежского;
  • Саввы Сторожевского;
  • Митрополита Ионы;
  • Пафнутия Боровского и др.

После прославления потребовалось большое количество новых церковных служб для каждого из святых, обновление или составление житий. Всю эту непростую работу митрополит взял на себя.

В 1551 году владыка созывает Стоглавый Собор, на котором рассматриваются и решаются различные проблемы Русской Церкви, начиная с внешнего облика православного христианина и заканчивая вопросами духовного просвещения. Став на сторону «иосифлян», владыка препятствует секуляризации земель, принадлежащих монастырям. После проведения Собора во все епархии были разосланы указания, касающиеся нововведений.

Собором 1553 г. были осуждены еретики Матфей Башкин и Феодосий Косой, распространявшие учение о Христе как об обычном человеке, отвергающие Таинства Церкви.

Кончина святителя

В сентябре 1563 г. митрополит Макарий сильно простужается во время крестного хода. Вечером, почувствовав болезненную слабость, владыка посылает в Пафнутиево-Боровский монастырь за старцем, желая исповедаться и причаститься.

3 ноября святитель говорит царю Иоанну о намерении удалиться на покой в родной монастырь, но не получает царского разрешения на отъезд.

После праздника Рождества Христова митрополит совсем слабеет, а 31 декабря 1563 г. перед заутреней святитель отдает дух Богу.

Место погребения архипастыря — Успенский собор Московского Кремля. В памяти своей паствы владыка остался мудрым, благочестивым и добрым архиереем.

Народное почитание святого началось практически сразу после его кончины, была написана икона митрополита Макария, к которой благоговейно прикладывался царь Иоанн, возвратившись с Литовского похода в 1564 г. На иконах святитель изображен высоким худощавым седым старцем.

Наследие

Еще будучи Новгородским епископом, Макарий поставил целью собрать воедино и систематизировать все письменные духовные памятники Древней Руси. На осуществление этой задумки ушло больше 20 лет.

Сборник духовной литературы позже получил название «Великие Макарьевские Четьи-Минеи».

При жизни святителя существовали три редакции сборника, каждая из которых превосходила предыдущую по объему.

Четьи-Минеи содержат как древнерусские, так и переведенные с греческого духовные литературные произведения.

Сюда вошли труды таких авторов, как:

  • митрополит Илларион;
  • епископ Кирилл Туровский;
  • игумен Даниил;
  • митрополит Григорий Цамблак;
  • иеромонах Пахомий Серб.

На каждый день Минеи предлагают жития празднуемых святых, проповеди и поучения. Труд состоит из 12 томов, каждый из которых содержит около 1500 страниц большого формата.

Другие известные митрополиты Макарии

Кроме московского митрополита 16-го в. история знает еще как минимум двоих великих церковных деятелей под именем Макарий.

Макарий Невский

Этот святитель был также прославлен в 2000 г. Родился будущий владыка во Владимирской губернии, затем с семьей переехал в Тобольск, где окончил местную семинарию. Юноша отказался от продолжения обучения в академии, активно занявшись миссионерской деятельностью.

В 1855 г. входит в состав Алтайской миссии, там же принимает монашество.

Около 30 лет Макарий посвятил служению на Алтае:

  • переводил книги на местный язык;
  • организовывал училища;
  • занимался просвещением и книгопечатанием.

С 1891 г. — епископ Томский, а с 1912 — митрополит Московский и Коломенский, член Святейшего Синода. В 1917 г. владыка Макарий был уволен с кафедры и сослан в Николо-Угрешский монастырь. Скончался в 1926 г. в селе Котельники недалеко от Люберцов.

Макарий Булгаков

Биография будущего митрополита начинается в 1816 г. в селе Курской губернии. Юноша успешно оканчивает Курскую семинарию, а затем Киевскую духовную академию, принимает монашество. С 1842 г. Макарий преподает в Санкт-Петербургской духовной академии.

В 1851 г. становится епископом Винницким, затем в течение 30 лет служит еще в нескольких епархиях Русской Церкви. С 1879 г. назначается митрополитом Московским и Коломенским.

Знаменит митрополит Макарий как крупный ученый-богослов, церковный писатель и историк.

Из многочисленных трудов владыки можно выделить Историю Русской Церкви в 12 томах, Православно-догматическое богословие.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Сочельник что это такое

о Макарии Московском

В этом видео — житие святителя Макария Московского в виде увлекательного рассказа.

Источник: https://proreligiu.club/lichnosty/svyatye/mitropolit-makariy.html

Кто такой митрополит

В Русской церкви митрополичий титул первоначально — в период иерархической зависимости от Константинопольского престола — присваивался исключительно её предстоятелю — Митрополиту Киевскому и всея Руси.

Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и Константинопольского патриарха. Епископы в удельных княжествах пользовались значительной автономией от Киевского митрополита.

Киевская митрополичья кафедра находилась под патронатом великокняжеской власти. В строгом смысле нельзя говорить, однако, о ясных «патронатных отношениях» в силу того, что отсутствовало их чёткое правовое оформление, то есть Великие князья просто оказывали поддержку митрополитам.

Стремление к эмансипации церковной власти наметилось только в конце XIV—начале XV веков.

Нарушались (как во времена Древней Руси, так и позже) привилегии духовенства: неприкосновенность, исключительная подсудность духовенства Церкви церковным судам, посильная ответственность, свобода духовных лиц от личных и имущественных податей и повинностей. В ведении митрополита находились:

  • все «люди церковные»;
  • все преступления мирян против церкви и веры, благочиния (в том числе святотатство);
  • все дела, относящиеся к браку, правам родителей, споры о наследстве;
  • наблюдение за верностью торговых весов и мер.

В 1147 году на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был возведён митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между Киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В 1162 году Андрей Боголюбский просил Константинопольского патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако патриарх князю в этом отказал.

С учреждением Московской патриархии в 1589 году четыре епископские кафедры (Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая) были преобразованы в митрополичьи. Но образования (по примеру иных Восточных церквей) митрополичьих округов — митрополий — тогда не произошло. Все правящие епископы Русской церкви по своим административным и судебным правам остались равны. Митрополиты отличались от епископов и архиепископов только преимуществами чести.

Фактически с конца XVIII века вплоть до восстановления патриаршества в конце 1917 года в Российской империи были только три епархии, епископы которых обычно носили митрополичий сан, — Санкт-Петербургская, Киевская и Московская (с 1818 года). С 1852 года титул митрополита Литовского и Виленского назначен епископам Вильнюса (первый митрополит Литовский и Виленский — высокопреосвященный Иосиф (Семашко), в настоящее время Вильнюсские митрополиты носят титул митрополит Виленский и Литовский).

В современной России митрополиты, как правило, возглавляют митрополии. Титул митрополита носят также некоторые архиереи епархий Русской православной церкви, расположенных за пределами Российской Федерации, в том числе главы самоуправляемых церквей и митрополичьих округов.

В Римско-католической церкви

Геральдический намёт, общий для всех гербов католических митрополитов (с паллиумом)

В латинском обряде Католической церкви митрополитом называется глава церковной провинции, состоящей из епархий и архиепископий. Митрополит обязательно должен быть архиепископом, а центр митрополии должен совпадать с центром архиепископии.

Напротив, существуют архиепископы, не являющиеся митрополитами — это архиепископы-суффраганы, а также титулярные архиепископы. Суффраганные епископы и архиепископы возглавляют свои диоцезы, входящие в митрополию.

Каждый из них обладает прямой и полной юрисдикцией над своим диоцезом, однако митрополит может осуществлять ограниченный надзор над ним в соответствии с каноническим правом.

Митрополит обычно возглавляет любые богослужения на территории митрополии, в которых участвует, а также хиротонисует новых епископов. Митрополит — первая инстанция, к которой могут апеллировать епархиальные суды. Митрополит имеет право назначить администратора епархии в тех случаях, когда после кончины правящего епископа церковь не в состоянии осуществить законное избрание администратора.

Три латинских митрополита исторически носят титул патриарха — это патриархи Венеции, Лиссабона и Иерусалима.

В восточнокатолических церквях термин «митрополит» употребляется в том же смысле, что и в Православных Церквах.

Примеры употребления слова патриарх в литературе

Силена отрядил с Ульфилой человека из тех, кто неотлучно при патриархе готском находился с той самой поры, как Меркурин Авксентий из общины ушел.

Для этого достаточно было поменять две церемонии местами и сделаться автокефальным патриархом прежде, чем королевский статус Данилы Романовича будет узаконен при всем честном народе.

Они молятся за Республику, старым полагается молиться за патриарха Тихона, но этого нельзя ни в коем случае, и думается, что не столько они молятся, сколько тихо анафематствуют, и, наконец, за что молятся автокефальные я не знаю.

Совершается молебен, и Патриарха приветствуют представители автокефальных Церквей — Виллебрандс, Блэйк и др.

Приобретая все большую власть, авторитарный патриарх стремится воспрепятствовать установлению связей между более слабыми членами общины с другими общинами.

Протоспафарий постарался подавить свое негодование, Агеласт же шепнул стоявшему рядом патриарху: — Эта северная алебарда умеет не только рубить, но и колоть.

И Алексий негромко, но твердо попросил передать патриарху настоятельную просьбу посольства хотя благословить их сразу же после литургии.

Бояре тем часом хлопотали о встрече Алексия с Кантакузином, а сам Алексий тщетно добивался неприлюдной толковни с патриархом.

Но Амальрик, ничуть не смущаясь, поклонился матери, брату, патриарху и начал так: — Прежде всего надо нам выяснить, на чем зиждется право на королевский трон в Иерусалиме и кому оно принадлежит.

Кроме короля и патриарха Фульхерия, водрузившего в великолепном белом шатре китайского шелка священную реликвию — перекладину креста господня, здесь были архиепископ тирский, архиепископ Балдуин из Кесарии, архиепископ Роберт из Назарета, а также епископы Фридрих Акконский, Жеральд Вифлеемский, Бернар Сидонский и Амальрик, настоятель монастыря святого Авраама.

Отец твой великий господин святейший кир Аникита, архиепископ прешпургский и всеа Яузы и всего Кукуя патриарх, такожде и холопи твои генералы Антоном Михайлович и Франц Яковлевич с товарищи — в добром здоровии, и нынче из Паншина едем в путь в добром же здоровии.

Настроив против Кантакузина императрицу-мать Анну Савойскую, патриарха Иоанна и синклитиков, Апокавк стал нападать на регента, оспаривать его права и втайне готовить переворот.

Кроме того, в Завещания Левия, Неффалима и Иосифа включены видения этих патриархов, носящие ярко выраженный апокалиптический характер.

Патриарх, не вдаваясь в детали, отказался принимать участие в захоронении, настаивая на том, что анализ ДНК — слишком новое, не апробированное в мире исследование далеко не везде признается законом.

Перепугавшийся патриарх Анастасий признал Артавазда императором и вознес хвалу его благочестию, приветствуя свободу иконопочитания.

Источник: https://rostovhramvrs.ru/kto-takoj-mitropolit/

Исторический словарь — значение слова Митрополит

— высший духовный сан в православной и некоторых других церквах. В церквах, где установлено патриаршество — второй после патриарха сан в церковной иерархии.

Смотреть значение Митрополит в других словарях

Митрополит — митрополита, м. (греч. metropolites) (церк.). Высшее звание православных епископов.
Толковый словарь Ушакова

Митрополит М. — 1. Высший почетный титул некоторых епископов в православной и католической церкви, управляющих крупными епархиями. 2. Духовное лицо, имеющее такой титул.
Толковый словарь Ефремовой

Митрополит — -а; м. [греч. metropolitēs] В православной церкви: титул некоторых епископов, управляющих особо древними или обширными епархиями; лицо, носящее этот титул. М. Коломенский. ◁..

Толковый словарь Кузнецова

Митрополит — (греч. metropolites) — в ряде христианских церквей один извысших санов архиереев. Глава крупной епархии, подчинен патриарху.
Большой энциклопедический словарь

Авраамий, Митрополит Рязанский — — митрополит Рязанский и Муромский.Был архимандритом Московского Спасо-Андроникова монастыря.С 1687 по 1700 годы — митрополит Рязанский и Муромский.В 1700 году..

Большая биографическая энциклопедия

Александр, 31-й Митрополит Новгородский — † 2 июня 1591
Большая биографическая энциклопедия

Алексей, Митрополит Всероссийский — — святой, митрополит всероссийский и чудотворец, род. в 1292 или в 1300 г., преставился 12-го февраля 1378 г. Во времена князя Даниила Александровича из разоренного Черниговского..
Большая биографическая энциклопедия

Алексей, Митрополит Киевский И Всея Руси — — митрополит «Киевский и всея Руси» (род. между 1293—98, ум. 1378), но фактически живший в Москве и управлявший лишь великорусскою церковью; происходил из бояр, в мире..
Большая биографическая энциклопедия

Антоний, Митрополит Галицкий — — митрополит Галицкий.О митрополите Антонии сохранилось очень мало сведений.Известно только, что до возведения на Галицкую митрополию он был епископом в одной..

Большая биографическая энциклопедия

Антоний, Митрополит Московский И Всея Руси — — митрополит Московский и всея Руси.О жизни и деятельности митрополита Антония сохранилось очень мало сведений. Известно, что до назначения на Московскую митрополию,..

Большая биографическая энциклопедия

Арсений Москвин Ii, Митрополит Киевский — (до постр. Федор Павлович) — митроп. киевск.; р. 1796, † 1876 г. Дополнение: Арсений (Москвин II), митрополит киевск. (с 1 июля 1860 г.), † 28 апреля 1876 г., на 82-м году.

Большая биографическая энциклопедия

Арсений Москвин, Митрополит Киевский И Галицкий — (до пострижения Федор Павлович) — митрополит киевский и галицкий, род. около 1795 г., в с. Вороньи, Костромского уезда, сын диакона, ум. 28-го апреля 1876 г. Из Костромской семинарии..
Большая биографическая энциклопедия

Арсений, Митрополит Фиваидский — митрополит Фиваидский, управлявляющий Крутицкою епархиею 1721—1726 гг.; † 22 апреля 1834
Большая биографическая энциклопедия

Афанасий, Митрополит Всероссийский — (до пострижения Андрей) — митрополит всероссийский, протопоп Благовещенского собора в Москве, родом из Переяславля. Будучи духовником царя Иоанна Васильевича Грозного,..
Большая биографическая энциклопедия

Афанасий, Митрополит Московский — при Грозном прозывался по месту рождения
Большая биографическая энциклопедия

Афанасий, Митрополит Московский И Всея Руси — (Андрей) — митрополит Московский и всея Руси.Родился в г. Переяславле.До монашества был священником Благовещенского собора в Москве.В 1552 году сопровождал..

Большая биографическая энциклопедия

Аффоний, Митрополит Новгородский — — святитель, митрополит Новгородский и Великолуцкий.† 1653, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.В 1634 году был игуменом Борисоглебского..

Большая биографическая энциклопедия

Варлаам Белковский, Митрополит Новгородский — митрополит Новгородский (с 22 февр. 1592 г.), † 15 февр. 1601
Большая биографическая энциклопедия

Варлаам, Митрополит Московский И Всея Руси — — митрополит Московский и всея Руси.В 1506 году упоминается архимандритом Симонова монастыря.3 августа 1511 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита..

Большая биографическая энциклопедия

Варлаам, Митрополит Новгородский — — митрополит новгородский с 1592 года по 1601 г. Погребен в новгородском Софийском соборе. В «Исторических актах» (т. I) напечатано его увещание валаамским старцам о..
Большая биографическая энциклопедия

Геласий, Митрополит — — митрополит Сарский и Подонский (именовавшийся также «и Крутицким» или «и Козельским»), был хиротонисан во епископа Сарского в ноябре 1586 г. (по «Истории..
Большая биографическая энциклопедия

Геласий, Митрополит Сарский — — митрополит Сарский и Подонский.В ноябре 1586 года хиротонисан во епископа Сарского.В мае 1589 года возведен в сан митрополита.В мае 1591 года послан с князем B

Большая биографическая энциклопедия

Геласий, Митрополит Сарский И Подонский — с 1589; † 26 сент. 1601
Большая биографическая энциклопедия

Георгий, 3-й Митрополит Киевск. — грек (1074);
Большая биографическая энциклопедия

Георгий, Митрополит — — седьмой митрополит Русской церкви, родом грек; не известно, в каком году он занял кафедру, упоминается под 1072 годом; по мнению Преосвященного Макария, оспариваемому..
Большая биографическая энциклопедия

Георгий, Митрополит Киевский — — митрополит киевский (около 1062—1079 гг.). О нем известно только, что в 1072 г. он присутствовал при перенесении мощей св. Бориса и Глеба, а в 1073 г. находился в Греции. Ему принадлежит..
Большая биографическая энциклопедия

Георгий, Митрополит Киевский И Всея Руси — — митрополит Киевский и всея Руси.Сохранившиеся о митрополите Георгии сведения очень немногочисленны и противоречивы.По происхождению одни считают его греком,..

Большая биографическая энциклопедия

Герасим, Митрополит Киевский И Всея Руси — — митрополит Киевский и всея Руси.С 1417 по 1433 год — епископ Смоленский.Воспользовавшись тем, что после смерти митрополита Фотия на Руси не было митрополита, Герасим,..

Большая биографическая энциклопедия

Герасим, Митрополит Литовский — — митрополит Литовский (по некоторым свидетельствам — Всея Руси), был с 1417 г. епископом Смоленским, а по предположению автора «Историко-Статистического Описания..
Большая биографическая энциклопедия

Геронтий, Митрополит — — митрополит, в 1308 г. был послан великим князем Михаилом Ярославичем на утверждение константинопольского патриарха Афанасия. Последний не утвердил Г., а поставил в..
Большая биографическая энциклопедия

Посмотреть в Wikipedia статью для Митрополит

Источник: http://slovariki.org/istoriceskij-slovar/26422

Почему первые митрополиты Русской церкви были ставленниками Византии

Длительное время после крещения Руси Русскую церковь возглавляли митрополиты, поставленные не только в Константинополе, но греки либо представители балканских славянских народов (болгары, сербы).

Митрополит Иларион

Иларион, которого упоминает «Повесть временных лет» как основателя Киево-Печерской обители под именем «пресвитера Лариона», был поставлен на русскую митрополию киевским князем Ярославом Мудрым не позднее 1051 года. Согласно тому же источнику, для поставления Илариона был созван собор всех епископов Русской церкви. Он был первым русским митрополитом несомненно русского происхождения. После 1054 года, то есть смерти Ярослава Мудрого, Иларион на митрополии не упоминается.

https://www.youtube.com/watch?v=L2UMowiWrxw

Как избрание Илариона, так и сведение его с кафедры, были, по-видимому, тесно связаны с отношениями с Византией в то время. Князь Ярослав подчеркнул независимость Руси самостоятельным избранием митрополита. Но по смерти Ярослава его сын и преемник Изяслав нормализовал отношения с Константинополем, вернувшись к прежнему порядку поставления первоиерарха.

Историки также связывают казус Илариона с тем, что первоначально Русская церковь, возможно, подчинялась Константинополю не напрямую, а через Охридскую (Болгарскую) архиепископию.

В середине XI века византийские императоры и патриархи проводили политику эллинизации Болгарской церкви, которая стала утрачивать свой славянский характер. Это также могло способствовать отчуждению Русской церкви от Константинопольской и Охридской.

Наконец, в 1054 году произошёл окончательный раскол христианства на католичество и православие. Иларион мог не соответствовать новым установкам Константинопольской церкви, в связи с чем его свели с кафедры.

Митрополит Иларион прославился одним из первых произведений русской словесности – «Словом о законе и благодати». В нём изложена концепция русской истории, проникнутая идеей божественного промысла о Руси. Замечательно, что Иларион не проклинает языческих предков Ярослава Мудрого, а напротив, подчёркивает их деяния (особенно князя Святослава) как великих государей, создавших единое Русское государство и тем самым подготовивших Русь к принятию света истины Христовой.

Митрополит Климент Смолятич

В 1130 году митрополитом Киевским и всея Руси был поставлен грек Михаил II. Он был вовлечён в междоусобную борьбу князей, вызвал всеобщее недовольство и был вынужден в конце 1145 года сложить с себя сан и удалиться в Константинополь. Ещё одной причиной отречения митрополита стала церковная смута в самой Византии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое религиозный экстремизм

Получивший киевский трон в 1146 году великий князь Изяслав II Мстиславич воспользовался этой ситуацией для обретения русской митрополией большей независимости от патриархии. По примеру Ярослава Мудрого, он в 1147 году созвал собор епископов, который избрал митрополитом Климента Смолятича, инока Зарубского монастыря, одного из образованнейших людей своего времени (по отзыву летописца, «книжника и философа, каких в русской земле ещё не бывало»).

Однако против избрания Климента резко выступила оппозиция во главе с князем Юрием Владимировичем (Долгоруким), претендентом на киевский престол, и епископами новгородским и смоленским – Нифонтом и Мануилом.

Они отстаивали необходимость соблюдения канонических правил и поставления митрополита в Константинополе. Климент держался в Киеве только властью великого князя Изяслава, но после его смерти в 1154 году был вынужден сложить с себя сан.

Юрий Долгорукий, заняв киевский престол, принял назначенного на русскую митрополию грека Константина.

Московские святители Пётр и Алексий

Митрополит Пётр – первый глава Русской церкви, избравший своей резиденцией Москву, родился на Волыни. В 1305 году, будучи игуменом основанного им монастыря на реке Рате, он был поставлен константинопольским патриархом в митрополиты Киевские и всея Руси. Предшественник Петра митрополит Максим уже жил во Владимире-Залесском. Пётр оказывал покровительство политике московского великого князя Ивана Калиты, за что последний способствовал его канонизации уже в 1339 году (умер он в 1326-м).

После возглавления Русской церкви греком Феогностом (1328-1353), митрополитом был поставлен Алексий (в миру Фёдор Бяконт), боярский сын. С его деятельностью связано дальнейшее возвышение Москвы. Пётр и Алексий считаются небесными покровителями столицы России.

Митяй, Дионисий и Герасим

Последние годы жизни Алексия и первые годы после его смерти были омрачены церковной смутой. В 1376 году патриарх Филофей поставил митрополитом Киевским и всея Руси сербина Киприана. Но великий князь Дмитрий Иванович (будущий Донской) заявил, что не примет нового митрополита, пока жив Алексий. Через два года тот умер. Однако великий князь захотел собственного ставленника на митрополии, опасаясь, что Киприан не станет таким же усердным проводником промосковской политики, как Алексий.

Дмитрий выдвинул Митяя, которого незадолго до того назначил архимандритом Спасского монастыря, минуя все степени монашества. Митяй был послан в Константинополь для поставления, но умер в дороге, и послы великого князя самовольно решили представить на утверждение патриарха кандидатуру архимандрита Пимена, родом грека.

В 1383-1385 гг. митрополичью кафедру занимал Дионисий, родом из-под Киева, а в 1433-1435 гг. – Герасим, москвитянин. Оба получили поставление в Константинополе.

Отвержение Флорентийской унии

Окончательное утверждение русских иерархов на митрополичьем престоле связано с отвержением Русской церковью Флорентийской унии с Римом. В 1437 году на Москву прибыл новый митрополит грек Исидор. Это было время, когда гибнущий под ударами турок-османов Константинополь искал внешней помощи и ради неё был готов даже признать догматы и верховную власть Ватикана. Для соединения церквей папа Римский Евгений IV созвал Вселенский собор в Ферраре, позже переехавший во Флоренцию (1438-1439).

На этом соборе все иерархи православной Константинопольской церкви приняли догматы католичества.

Вернувшись в 1441 году в Москву, Исидор шокировал всех тем, что прежде всего помянул на служении папу Римского, а также зачитал послание о церковной унии с Римом.

Великий князь Василий II тут же выступил против неслыханных нововведений и приказал взять митрополита, изменившего православию, под стражу, а впоследствии выслать. Исидор до 1458 года именовал себя «митрополитом Киевским и всея Руси».

В 1448 году собором епископов Северо-Восточной Руси рязанский иерей Иона был избран «митрополитом всея Руси» с местопребыванием в Москве.

С этого времени Русская церковь стабильно и надолго разделяется на две митрополии: восточно- и западнорусскую (до того это были лишь эпизоды).

Митрополит Московский перестаёт поставляться в Константинополе, даже после того, как последний (после османского завоевания) отвергает унию и снова становится православным. Русскую церковь с того времени возглавляют русские.

Источник: https://cyrillitsa.ru/history/120897-pochemu-pervye-mitropolity-russkoy-ce.html

Митрополит — это Митрополиты Русской церкви

Митрополит – это духовный сан высокого ранга в христианской церкви. Первое официальное упоминание звания зафиксировано в документах I Вселенского Собора, состоявшегося в Никее в 325 году. Там же было упорядочено его место в иерархической лестнице.

Внешние различия

Эти высшие церковные ранги внешне отличаются головным убором – клобуком. Епископы носят черный, архиепископы — черный с крестом из драгоценных металлов и камней, а митрополиты носят белые клобуки с таким же крестом. Отличаются они и мантиями.

Так, у епископов и архиепископов они лилового или темно-красного цвета, у митрополита – голубого, Патриарх носит мантию зеленого цвета. В Великий пост все мантии епископата черного цвета. Митрополит – это почетный титул. Присвоение такого звания является своеобразной наградой, знаком отличия, дающимся за заслуги.

В Русской православной церкви санов архиепископов и митрополитов удостаиваются епископы за личные заслуги перед церковью. Даруются они и за выслугу лет.

Необходимо отметить, что митрополит – это самый древний титул в христианской церкви. Некоторые исследователи церкви считают, что митрополитами были апостолы, другие относят возникновение этой юрисдикции к II веку, когда возникла необходимость централизации церковной власти. А в 325 году и 341 на Архиерейском соборе этот сан был просто окончательно установлен.

Были прописаны полномочия, которые значительно увеличились в объеме. Все было узаконено и регламентировано, не должно было больше вызывать никаких споров. Толедский Собор, прошедший в 589 году, еще более расширил права митрополита – теперь он мог наказывать подведомственных ему епископов. Вообще, христианское учение сформировалось на Соборах IV – VIII веков.

Последующие годы не приносили каких-либо значительных изменений.

Самый первый

Русь крестилась в конце X века при князе Владимире Святославовиче. В большинстве случаев утверждается, что в 988 году, но некоторые историки называют и 991. Также нет точных данных о первом Киевском митрополите. Но с XVI века принято считать, что им был Михаил. Еще он имел имя Сириянин, потому что по национальности он был или грек, или сириец.

Считается, что митрополитом Михаилом и монахами, прибывшими с ним, были построены Златоверхо-Михайловский и Киево-Межегорский монастыри. Первенство оспаривает митрополит Леонтий, некоторые источники называют именно его первым митрополитом с теми же датами правления – 992-1008 годы. Затем шли Феофилакт, Иоанн I, Феопемпт, Кирилл I Грек. Даты правления каждого из них оспариваются. Надо отметить, что все они были иностранцами.

Первый русский

И только принявший этот сан в 1051 году и правивший церковью до 1054 года митрополит Илларион (Русин) был соотечественником. Умер он около 1088 года. Церковь он возглавлял во времена Ярослава Мудрого. Прославлен как святитель – в Православной церкви это святые из епископского чина. Он автор книги «Слова о Законе и Благодати», написанной им в 1030-1050 годах. Кроме того, он написал «Молитву», «Исповедание веры».

Митрополит Илларион написал также Похвалу Ярославу Мудрому. Очень незначительны сведения о жизни Иллариона, но в «Повести временных лет» указывается, что строительство Киево-Печерской Лавры началось в 1051 году, то есть во времена правления Иллариона. В Новгородской II Летописи указывается, что в 1054 году митрополитом Киевским стал Ефрема. Это дает возможность предположить, что сразу после смерти в 1054 году Ярослава Мудрого Илларион был смещен.

Святитель и чудотворец

Очень значительной фигурой в истории Русской православной церкви был митрополит Алексий. Именно он является небесным покровителем двух знаменитых Московских и всея Руси Патриархов – Алексия I (Сергей Владимирович Симанский, Патриарх с 1945 по 1970) и Алексия II (Алексей Михайлович Ридигер, Патриарх с 1990 по 2008).

Выходец из боярского рода, сын Фёдора Бяконта, родоначальника нескольких дворянских родов, таких как Плещеевы и Игнатьевы. Всея России чудотворец и святитель Московский (канонизирован спустя 50 лет после кончины), митрополит Алексий при жизни добился значительных успехов как крупный государственный деятель и тонкий дипломат.

С ним считались в Княжестве Литовском и Орде, с которой у него были контакты и другого рода – Алексий исцелил ханшу Тайдулу от глазной болезни. С 1354 года назначенный Константинопольским патриархом на должность митрополита Киевского и всея Руси Елевферий Фёдорович Бяконт (в миру) находился на этом поприще вплоть до своей кончины в 1378 году.

Он основал несколько обителей, в том числе Чудов монастырь в Кремле. Сам Кремль при нем стал отстраиваться в камне. Кроме этой обители, он основал Спасо-Андроников, Симонов, Введенский Владычный и Серпухов монастыри. Его перу принадлежат несколько церковных сочинений.

Святые мощи чудотворца в 1947 году были перенесены в Елоховский Богоявленский собор в Москве, где они и покоятся по нынешний день.

Митрополиты-соотечественники

С момента крещения Руси и до XIV века страна представляла собой одну митрополию, главу которой назначали в Константинополе. Естественно, чаще всего присланные митрополиты не были русскими.

Князьям хотелось видеть на этом посту соотечественников, потому что до того, как в 1589 году было введено на Руси патриаршество, митрополиты стояли во главе церковной иерархии, и от них многое зависело. Первым русским Киевским главой церкви был Климент (Смолятич, годы правления 1147-1156). Затем на этом посту были еще и греки, и болгары.

Но с момента правления Феодосия (1461-1464), при котором начался период полной автокефалии отечественной церкви, во главе её стояли в основном русские митрополиты, которые с этой поры стали именоваться «Московскими и всея Руси».

Видный церковный деятель и публицист, оставивший после себя значительное литературное наследие, Феодосий (Бывальцев) знаменит тем, что стал первым Московским митрополитом, назначенным русским князем, а не Константинопольским патриархом.

Этот наивысший церковный сан Русской православной церкви – митрополит Московский, до утверждения патриаршества с момента правления Феодосия еще носили Филипп I и Геронтий, Зосима и Симон.

А также поочередно его были удостоены Варлаам и Даниил, Иосиф и Макарий, Афанасий и Филипп II, Кирилл, Антоний и Дионисий. Московский митрополит Иов уже был и первым Патриархом.

Источник: https://FB.ru/article/157183/mitropolit---eto-mitropolityi-russkoy-tserkvi

В древней церкви[ | ]

Первое известное упоминание титула Митрополит содержится в канонах I Вселенского Собора (325), окончательно определившего его место в церковной иерархии.

Под председательством митрополитов проходили Соборы епископов провинции (др.-греч. ἐπαρχία).

Непосредственно о них гласит 34-е Апостольское правило: «епископам всякого народа подобает знать первого из них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без него».

Иоанн Зонара в разъяснениях к этому канону именует первенствующих епископов «архиереями митрополии». То есть митрополит — епископ центра той или иной провинции Римской империи (также Византийской империи).

В русской православной церкви[ | ]

В Русской церкви митрополичий титул первоначально — в период иерархической зависимости от Константинопольского престола — присваивался исключительно её предстоятелю — Митрополиту Киевскому и всея Руси.

Киевский митрополит, за единичными исключениями, назначался в Константинополе совместным указом императора и Константинопольского патриарха. Епископы в удельных княжествах пользовались значительной автономией от Киевского митрополита.

Киевская митрополичья кафедра находилась под патронатом великокняжеской власти. В строгом смысле нельзя говорить, однако, о ясных «патронатных отношениях» в силу того, что отсутствовало их чёткое правовое оформление, то есть Великие князья просто оказывали поддержку митрополитам.

Стремление к эмансипации церковной власти наметилось только в конце XIV—начале XV веков.

Нарушались (как во времена Древней Руси, так и позже) привилегии духовенства: неприкосновенность, исключительная подсудность духовенства Церкви церковным судам, посильная ответственность, свобода духовных лиц от личных и имущественных податей и повинностей. В ведении митрополита находились:

  • все «люди церковные»;
  • все преступления мирян против церкви и веры, благочиния (в том числе святотатство);
  • все дела, относящиеся к браку, правам родителей, споры о наследстве;
  • наблюдение за верностью торговых весов и мер.

В 1147 году на Киевскую митрополию без санкции Константинопольского престола был возведён митрополит Климент Смолятич. Это вызвало раскол между Киевской митрополией и епархиями Новгорода, Смоленска, Полоцка и Суздаля. В 1162 году Андрей Боголюбский просил Константинопольского патриарха Луку Хризоверга учредить митрополию во Владимире, однако патриарх князю в этом отказал.

С учреждением Московской патриархии в 1589 году четыре епископские кафедры (Новгородская, Ростовская, Казанская и Крутицкая) были преобразованы в митрополичьи. Но образования (по примеру иных Восточных церквей) митрополичьих округов — митрополий — тогда не произошло. Все правящие епископы Русской церкви по своим административным и судебным правам остались равны. Митрополиты отличались от епископов и архиепископов только преимуществами чести.

Фактически[1] с конца XVIII века вплоть до восстановления патриаршества в конце 1917 года в Российской империи были только три епархии, епископы которых обычно носили митрополичий сан, — Санкт-Петербургская, Киевская и Московская (с 1818 года).

С 1852 года титул митрополита Литовского и Виленского назначен епископам Вильнюса (первый митрополит Литовский и Виленский — высокопреосвященный Иосиф (Семашко), в настоящее время Вильнюсские митрополиты носят титул митрополит Виленский и Литовский).

В современной России митрополиты, как правило, возглавляют митрополии. Титул митрополита носят также некоторые архиереи епархий Русской православной церкви, расположенных за пределами Российской Федерации, в том числе главы самоуправляемых церквей и митрополичьих округов.

В римско-католической церкви[ | ]

Геральдический намёт, общий для всех гербов католических митрополитов (с паллиумом)

В латинском обряде Католической церкви митрополитом называется глава церковной провинции, состоящей из епархий и архиепископий. Митрополит обязательно должен быть архиепископом, а центр митрополии должен совпадать с центром архиепископии.

Напротив, существуют архиепископы, не являющиеся митрополитами — это архиепископы-суффраганы, а также титулярные архиепископы. Суффраганные епископы и архиепископы возглавляют свои диоцезы, входящие в митрополию.

Каждый из них обладает прямой и полной юрисдикцией над своим диоцезом, однако митрополит может осуществлять ограниченный надзор над ним в соответствии с каноническим правом.

Митрополит обычно возглавляет любые богослужения на территории митрополии, в которых участвует, а также хиротонисует новых епископов. Митрополит — первая инстанция, к которой могут апеллировать епархиальные суды. Митрополит имеет право назначить администратора епархии в тех случаях, когда после кончины правящего епископа церковь не в состоянии осуществить законное избрание администратора.

Три латинских митрополита исторически носят титул патриарха — это патриархи Венеции, Лиссабона и Иерусалима.

В восточнокатолических церквях термин «митрополит» употребляется в том же смысле, что и в Православных Церквах.

Ссылки[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Что происходит когда мы нервничаем

Закрыть