Что такое мертвая душа

Живые души в поэме Мертвые души Гоголя

что такое мертвая душа

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» по задумке самого писателя должна была отобразить всю Россию, показать общественную действительность страны первой половины 19 века. Гоголь работал над своим произведением около 5 лет. «Мертвые души» — бессмертная поэма, содержащая в себе глубокие размышления писателя.

В самом названии поэмы Гоголь отражает ее смысл, и одновременно говорит читателю о дальнейшем развитии сюжета. Павел Иванович Чичиков ездит по стране с целью покупки «мертвых душ», которыми являются недавно умершие крестьяне. До новой ревизии такие крепостные у помещиков в списках значатся как «живые». В дальнейшем Чичиков планирует заложить «мертвые души» и разбогатеть за счет этого.

Разъезды Чичикова позволяют читателю познакомиться с сатиристическими образами помещиков и чиновников губернии. Души этих людей затвердели из-за безразличия и черствости. Именно они представлены в поэме как истинные «мертвые души», то есть как люди «мертвые духом». Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин предстают пустыми материалистами, желающими обогатиться на продаже списков об уже умерших людях.  

«Мертвые души» помещиков противопоставлены в поэме живому духом народу. Крестьяне, жизнь которых проходит в труде, представляют духовную жизнь страны, Это люди, которые хранят традиции России, показывают красоту и величие своей страны.

Они живут под гнетом помещиков. Гоголь любит народ, писатель выражает надежду на счастливое будущее, которое ждет страну.

Поэтому в конце первого тома «Мертвых душ» Россия проставлена в образе свободной быстрой тройки коней, мчащейся вдаль, к светлому новому будущему.

Душа человека не может умереть, она бессмертна, об этом говорит церковь. Лишь в материальном мире, где правят корысть и желание обогащения, живого человека от мертвого отличает наличие души. Такой материальный мир представлен в поэме образами помещиков. Ему противопоставлен другой мир, идеальный, где люди предстают свободными, равными.

Таким образом, в поэме Гоголя «Мертвые души» существуют два мира «материальный» и «духовный». В первом душа является всего лишь отличием живого человека от мертвого.

Причем отсутствие духовных ценностей, такие качества как черствость и безразличие могут привести к умерщвлению души у живого человека, это можно увидеть на примере гоголевских помещиков. В «духовном» мире душа бессмертна. «Живые души» в поэме – это простые люди, крестьяне.

Жизнь народа трудна, крепостные поднимают восстания, убегают из владений помещиков. Гоголь видит будущие перемены, и надеется на то, что они улучшат жизнь людей.

2 вариант

Одной из самых лучших поэм в литературе стала поэма Гоголя «Мертвые души». Он потратил на написание этой поэмы 17 лет, но он так и не смог сделать задуманное. Поэма, над которой Гоголь много времени потратил с мыслями над судьбами всего человечества и России. В самом названии заключен особый смысл. В этом произведении описываются мертвые души помещиков крепостных крестьян и других.

Когда мы слышим о поэме Гоголя мы сразу представляем себе Чичикова, за которым тянутся помещики как плед. И о них это правильная мысль ведь именно эти образы были, более часты в обсуждении не зря же поэма была названа «Мертвые души». Многие, наверное, задаются вопросом, есть ли в поэме живые души ведь мертвые есть значит где-то в станицах произведения,  прячутся и живые? И вообще есть ли те живые души или все люди обладают только злом как помещики?

Если вы внимательно углубитесь в поэму, то вы увидите те самые живые души, о которых столько вопросов. Автор, скорее всего не хотел сразу раскрывать их и поэтому он совсем немного сделал акцент на них. Мертвыми душами считаются не только чиновники и помещики, но и все обыватели. Они являются духовно убитыми людьми. Но так же в поэме встречаются не только одни мертвые души, но и светлые образы простых людей, которые трудолюбивые честные и свободолюбивые.

Именно беглые и умершие крестьяне, мастер Михеев печник, Милушкин и некоторые другие персонажи являлись живыми душами в этой мрачной поэме.

На образы этих людей почти не обращают никакого  внимание, так как они достаточно редко встречаются и наверняка, после первого прочтения вы их даже не заметите, но именно этих героев автор разделяет между мертвыми и живыми душами.

Гоголь показал нам, что жизнь помещиков и чиновников бессмысленна они растрачивают свою жизнь на обман и  мошенничество. В повседневной жизни помещиков одни ничтожные дни сменяются другими. Но на всем этом мрачном фоне возвышается величие Руси. Все будущее Руси писатель сравнивает именно с народом.

Как бы крепостное право не калечило и не уничтожало людей, оно не может уничтожить их душу  и их нравственные понятие. Но, не смотря на это, крестьяне изображены не во всех хороших красках. Например, Лакей Петруша спит, даже не раздевшись, и от него исходит некий запах Селифан наоборот любитель выпить. Но даже для них у Гоголя находятся какие-то добрые и теплые слова.

По мнению Гоголя именно народ смог сохранить в себе те, самые кажется которые, характерны живым душам, они честны, добры и самолюбивы. Именно из-за этого он связывает народ с будущим и светлым Руси. Об этом автор хотел написать в продолжение своего произведения, но он не смог, он просто не успел. И нам остается лишь догадываться, о чем именно, о хотел нам рассказать.

Сочинение 3

Поэма «Мертвые души» – одно из самых известных миру произведений. Н.В. Гоголь планировал, что поэма будет написана в трех томах, но в итоге второй том автор уничтожил, а третий так и не написал.

Это произведение своего рода призма, через которую можно увидеть, как достоинства, так и недостатки России того времени. Словосочетанием «мертвые души» автор обозначает не только умерших крепостных. В поэме в образе мертвых душ предстают чиновники и обыватели настолько безразличные и черствые к окружающим, что души их давно мертвы.

Главное действующее лицо поэмы – Павел Иванович Чичиков. В поэме образ России раскрывается в первую очередь через его мировоззрение. Посетив усадьбы помещиков он пришел к выводу, что души у этих помещиков довольно скверные и черствые. На первый взгляд кажется, что Коробочка, Манилов, Ноздрев и Собакевич абсолютно не похожи, но кое – что их все – таки связывает. Это их бесполезность.

Собственно, эта бесполезность характеризует жизненный уклад помещиков России. Автор описывает помещиков как гниющую часть государства, а не как его опору, ведь на мертвые души нельзя положиться. Взять в пример хотя бы Плюшкина, у которого полно всякого добра, включая не одну сотню душ. Но добро это никому не приносит пользы. Из – за скупости Плюшкина и его страсти к накопительству, все его хозяйство пришло в упадок.

Все, что его заботит это вещи, к людям он относится враждебно и с недоверием.

В своем произведении Гоголь подобно прорицателю показывает читателю тяжелые события того времени, а затем указывает путь хоть и не к близкому, но все же благоприятному будущему. Самое большое зло всей России писатель именовал крепостным правом. Из – за крепостного права вымирали крестьяне, разрушалась экономика и культура.

По словам автора, мертвые души помещиков воплощают самодержавие. В описании героев поэмы теплится надежда на воскрешение страны и тепло человеческих душ.

В противовес обладателям мертвых душ Гоголь ставит простых трудолюбивых крестьян, которых смело можно назвать «живыми душами».

В отличие от помещиков они не никчемны, они постоянно что – то создают не только для себя, но и для других, они приносят пользу всей России. Несмотря на свое бесправие и отсутствие свободной жизни, они добросовестны и талантливы.

← Познакомьтесь Иван Александрович Хлестаков← Крестьянская Русь в Мертвых душах ГогольГероическая смерть Тараса Бульбы →Речь Тараса Бульбы (текст, цитата, анализ) →

  • Тема одиночества в лирике Лермонтова 6 класс (кратко сочинение)Лейтмотивом всего творчества Лермонтова является абсолютное одиночество лирического героя. Основываясь на произведениях поэта, его с трудом можно представить искренне улыбающимся и счастливым.
  • Сочинение на тему Я хочу стать учителемВ наше время от многообразия профессий голова идет кругом. Поэтому найти свое призвание в жизни становится еще сложнее. При таком стремительном развитии общества многие профессии перестают существовать
  • План рассказа Проговорился ЕрмолаевРодители подарили Ире попугая Чико. Ирочка начала обучать своего питомца говорить разные слова и звуки. Чико исправно все повторял за своей хозяйкой, поэтому Ира решила взять птицу в школу, чтоб показать ребятам чему ей удалось его научить.
  • Анализ сказки Маленький Мук ГауфаПроизведение, которое носит название «Маленький Мук», написано писателем Вильгельмом Гауфом. Анализ данного творения представлен в этой статье.
  • Сочинение на тему Мой день в школеМне очень нравится учиться в своей школе, потому что она красивая и в ней работают опытные педагоги. Каждый день, проведенный в школьных стенах, проходит быстро и легко.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/gogol/zhivye-dushi-v-poehme-mertvye-dushi

Душа умерла: что делать, что такое смерть духа и возможна ли она

что такое мертвая душа

Когда человек слышит, что душа умерла, не стоит буквально воспринимать эти слова. Процесс отличается от смерти физического тела. Под понятием имеется в виду вечное мучение духовной составляющей личности из-за грехов. Тогда ее покидает Дух Святой, оставляет без своей силы.

О понятии

Люди преимущественно боятся физической смерти. Но пугаться нужно бесчувственного, оцепеневшего состояния души, когда тело еще живое. В первом случае гибель — это природный процесс, следствие первого грехопадения.

А смерть духовного мира заключается в разлучении с Божеством и в соединении с грехом. В этом случае тело является своеобразным гробом для души. Процесс происходит от воли, подвергается ответственности и не имеет оправданий. Эта смерть тягостная и ужасная.

Она не заключается в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения.

Страшно подумать, но на улице ходит множество «живых мертвецов». Человек, у которого мертвая душа, снаружи не отличается от других людей. Он работает, общается с другими, создает семью и т. д. Но обнаруживается, что он не жил еще, т. е. не знает Господа или забыл о нем. Так длится до того времени, пока живо физическое тело. Когда оно гибнет, то и наступает смерть души. Она заключается в следующем:

  • невозможность войти в блаженную вечность;
  • неспособность жить и действовать в ней.

За умерщвленную душу человек будет отвечать перед Богом. Поэтому стоит задуматься над тем, что забвение о телесной и возможной духовной гибели — это и есть то состояние, когда умирает душа.

Наглядным примером людей с мертвой душой являются пустотелые семена. От качественных невооруженным взглядом их не отличить. Но после посева в землю становиться все понятно. Здоровые зернышки дают ростки, а от больных — всходов ждать не стоит. В них нет способности к жизни.

Признаки духовной смерти

Первое грехопадение, из-за которого умерла душа, случилось с Адамом. Он откусил плод с Древа познания, и смерть настигла его духовную составляющую. Сразу после этого, когда тело еще не успело заболеть, душа подала признаки разложения.

Сначала появилось чувство наготы. Это не телесные ощущение, а потеря одежды благодати. Признаком гибели души стало также ее погружение в океан безумия, когда Адам спрятался от Бога под кустом. Дальше между супругами распалась любовь.

Каждый из них готов пожертвовать своим партнером.

При приближении физической смерти, у человека проявляются болезни, дряблость. У него ослабевает слух и зрение. Постепенно чувства затухают совсем. Смерть души также имеет определенные признаки.

  1. Поэтапное притупление совести — в результате происходит привыкание к греху, потому что на него уже нет реакции. Человек не чувствует необходимости покаяться, он себе во всем поощряет. Внутренний голос в это время спит.
  2. Грех переходит в страсть — это чувство отнимает здравый ум. Пропадает ощущение что плохо, а что хорошо. Отсутствует возможность отличить Добро от Зла.
  3. Нет нужды в молитве — человек во время прошения сонлив, не желает изучать духовную литературу. Во время богослужений ему скучно. Не принимает участия в духовных беседах. Они могут вызывать у него раздражение.
  4. Человек легко поддается негативному влиянию. Ему присущи такие качества, как озлобленность, ненависть, желание мести.

Все перечисленные состояния приводят к болезни души. Это проявляется также извне. Человек становится грубым в поведении. Его взгляд мрачнеет, лицо приобретает злые черты, голос становится неприятным.

Что убивает душу

Смерть души вызывает грех — отступление от Бога живого, оскорбление Всевышнего. Сначала он приводит к болезни духовной составляющей человека. Это главная демонская сила, из-за которой умер Христос. Она является причиной всех скорбей.

Если человек грешит, то он сам наказывает себя. За это ему посылаются болезни, разные испытания и страдания.

Привязанность к греху — это нарушение целостности человеческой жизни и нарушение Божьего замысла. Он часто не дает возможности общаться с Создателем. Условием смерти души является пребывание в порабощении у страсти.

Смертный грех христианина, который не излеченный покаянием, влечет за собой вечные мучения. Простительный — не разделяет человека с благодатью. Но он также является разрушительным. Не стоит думать о своих грехах, как о маловажных. Это все равно нарушение закона Божьего, которое имеет страшное лицо, потому что оно:

  • нарушает порядок естества;
  • противодействует воле Господа;
  • расстраивает тело;
  • извращает душу.

Но бывает так, что грех кажется человеку приятным. Это случается потому, что он представляет беззаконие добром, не желая замечать истинного положения вещей. Если бы каждый видел отступление от Божьих заповедей в настоящем виде, то ужаснулся бы и никогда бы больше не заблуждался.

Искушения действуют губительно на энергетическую субстанцию внутри каждого. Если человек не умеет их победить, то прежние преступления заканчиваются новыми. Нужно понимать, что любое нарушение заповедей Господа приводит к состоянию, когда духовный мир умирает.

Что вдыхает в душу жизнь

Каждому при рождении дается душа. Но она из-за первородного греха Адама и Евы падшая, умерщвленная. Дальнейшая жизнь и смерть энергетической субстанции зависит от присутствия в ней Святого духа. Если он есть, нематериальная субстанция жива. Когда благодать отсутствует, она умирает. Получается, что душа оживляет человека, а ее — Дух Святой. Если этого не произойдет, то для Бога личность останется духовно мертвой.

Земной смысл каждого — это сделать свой духовный мир способным к жизни. Поэтому основное в христианстве — стяжание Благодати. Обеспечивается оно благодаря бытию, согласно Божьим законам. Смертный грех лишает ее присутствия.

Многие живут насыщенной и яркой жизнью, наполненной событиями, что не вызывают чувство стыда. Часто случается наоборот — бывают такие обстоятельства, о которых не хочется даже вспоминать. Кто-то рассуждает, что он не живет, а существует. Нередко человеку сложно правильно оценить свое бытие. Не каждый желает заниматься самоанализом, принуждать себя к чему-то.

Стоит понимать, что не все, что относится к жизни, принадлежит и к духовному миру. Вывести из тупикового состояния может Божья благодать, от которой идет добро. Без Господа человек не может ничего. Есть его установленные законы. Почерпнуть их можно у кого-то опытней и мудрей. Это могут быть святые отцы, которые написали много творений. Когда человек периодически приходит к своему батюшке на исповедь, он обязательно получит совет.

Чтобы побороть смерть души, можно также воспользоваться собственным христианским опытом. Он способен дать подсказку, напомнить, что помогало человеку в этом случае ранее. Укажет на действия, которые дадут возможность встрепенуться. Средства у каждого могут быть свои, но часто они похожи. Пищей для оживления души является:

  • чтение духовной литературы, Евангелия, псалмов и молитв;
  • пение духовных песен;
  • пост;
  • бдения;
  • размышления о вечных благах и надежда на них.

Нередко помогает встрепенуться раздумывание о смерти. Рано или поздно, но человек умрет. Стоит задуматься, что будет дальше. Это даст возможность переосмыслить и переоценить свою жизнь. Тогда все встанет на свои места.

Становится понятно, что действительно важно, а от чего нужно отказаться. Есть вещи, которые следует отбросить от себя подальше. Такие размышления дадут четкую картину о жизни и о важных ее отдельных элементах.

Законы духовной жизни

Человек должен знать законы духа и как поступать по ним, чтобы иметь возможность взаимодействовать со Святым Духом. Это поможет также уберечься от проделок сатаны. Верующему нужно уяснить, что от духа, что от души, а что от тела.

Когда все хорошо, то человеческий дух подобен фонарю — он полностью освещен. Если нет контакта с благодатью, то царит тьма. Можно также провести сравнение с пружиной. Когда человека что-то обременяет, то дух находится в сжатом состоянии, не может функционировать.

Нужно выяснить, что дает тяжесть, и достичь чувства свободы.

Стоит также научиться распознавать и отражать атаки злых сил, чтобы не нарушить равновесия общения с Богом. На них могут указывать такие состояния:

  • угнетенность;
  • печаль, отчаяние;
  • плохое настроение.

Эти проявления быстро затронут плоть при условии, что не встретят сопротивления и отвержения. Человек должен различать такие состояния своего духа:

  • угнетенный;
  • в спокойствии и равновесии;
  • напряжен, переутомлен.

Если личность научится это делать и будет поступать по духу, то сможет возвысить его. Способности человеческого духа познаются тогда, когда он соединен с Христом и укреплен Духом Святым.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Притча как известно пришла в русскую

Воскрешение человеческого естества

Под понятием «Воскрешение» подразумевается соединение с жизнью, которую находят в Спасителе. Душа снова оживляется через общение, восприятие и причастие Христа. Она проявляет новые признаки жизни и начинает служить Богу. Для этого нужно следить, чтобы душа не становилась нагою, что случается, когда человек забывает о добрых делах. Стоит понимать, что молитва личности, которая не желает разлучаться с грехами, не принесет пользы.

Воскрешение заключается в том, чтобы блудник стал целомудренным, корыстолюбивый — милосердным, жестокий — кротким. Ваш грех умерщвляется, праведность воскресает и начинается новая жизнь по Евангелию. На протяжении Великого поста каждый должен проверить, жив он или умер.

Начало покаяния — это осознание себя мертвым или полумертвым духовно. Дальше нужно прибегнуть к источнику жизни — первая ступень духовного бытия. Необходимо оставить грех, обратиться всем сердцем своим к Господу. Тогда он не вспомнит о совершенных беззакониях.

Нужно только не сворачивать с выбранного пути.

Воскрешение омертвевшей души может наступить прежде телесной смерти. Человек еще живет на земле, но для Бога он уже воскрес. К таким людям относятся святые подвижники.

Источник: https://duhmaga.ru/astral/dusha-umerla.html

Чичиков – живая или мёртвая душа (сочинение-рассуждение)

что такое мертвая душа

Чичиков – главный персонаж поэмы великого классика Н.В.Гоголя «Мертвые души». Помещик отправляет в глубинку России с необычной целью. Его предприимчивость удивляет обычного читателя. Он хочет купить души крестьян, покинувших мир живых. Автор знакомит Чичикова с множеством типов русских помещиков. Все они оказываются мертвы душой. Встает вопрос: живая или мертвая душа сам Чичиков?

Разобраться в психологии герои с первого взгляда невозможно. В его образе много скрытного и непонятного. Наверное, именно поэтому описание биографии Павла Ивановича завершает поэму. Читателю приходится на протяжении всего произведения самому додумывать многие ситуации. Понимание не приходит и в конце чтения. Вопросов остается еще больше. Можно представить, как по-разному сложится судьба героя, что или кто легко изменят ее течение.

Детские годы и учеба

Детские годы не имеют в описании привычных мальчишеских игр и развлечений, нет драк, и потасовок, в которых формируется мужской характер. Но уже здесь есть намек на предприимчивость будущего молодого человека. Мальчишку угощают конфетами или сладостями. Редкий ребенок смог бы отказать себе в желании полакомиться.

Павел не просто отказывал себе в этом. Он зарабатывал деньги, продавая угощение. Уже в детском поступке чувствует сила характера, упертость и умение сдерживать себя в желаниях. Павел зарабатывает авторитет, строит отношения только на выгоде для себя.

Интересна ситуация с мышью: сначала дрессировка дикого животного, затем продажа за большие деньги. Годы учебы помогли герою постичь умение, которое нужно ему в жизни: нравиться окружающим. Он умеет говорить с любым человеком на темы собеседника. Умеет угождать начальству.

В казенной палате быстро просматривает перспективы и приударяет за дочерью начальника, добившись своей цели, уходит в сторону, как ни в чем не бывало, не стыдясь своего поступка.

Новый тип людей

Классик рассмотрел в Чичикове новый тип предпринимателей. Они не искали способы для новых производств, технологий. Инициатива их направлялась не на разработку интересных предметов, изделий или бытовых помощников человека. Новые люди искали возможность увеличить свой доход без вложений и труда. В этом души Чичиковых мертвы. Они не ищут новых знаний, им все равно что продавать.

Главное – деньги и прибыль. Душа их сравнима с бумагой, пустой, измятой, исчерченной буквами или цифрами. На бумаге нет возможности найти будущий проект чего-то, что принесет пользу. Там те, кто уже прожил, сделал свое дело. Интересно, что все помещики оформляют перепись «мертвых» по-своему, но ни у кого листок не дает возможности помечтать. Везде то, что прошло, потерялось, умерло.

Даже у мечтателя Манилова. Чичиков пытается объединить записи в один лист. Зачем? Для чего проводиться переписывание имен мертвых? По людским меркам и законам христианства, мертвых нельзя тревожить, но эти законы не для предприимчивого Павла. Доказательством гибели его души является стремление найти как можно больше мертвых душ. Он радуется, что у Плюшкина люди «мрут как мухи».

Такому может радоваться только жестокий бездушный человек.

Душу еще можно оживить

Писатель показывает помещика в сравнении с другими типами русского барства. Кажется, что он выигрывает в сравнении. Пугает только одно – никто из персонажей не смог додуматься до такого способа наживы.

Манилов и Чичиков – два мечтателя. Оба персонажа уходят в рассуждения, забывая об окружающем. Но Павла мечты не уводят от действительности, он строит планы и просчитывает выгоду.

Коробочка и Чичиков – их объединяет мелочность, недоверчивость и любовь к скрытности.

Ноздрев и Чичиков – игроки и шулеры. Самовлюбленные персонажи гордятся собой, считают себя выше и умнее окружающих. Они не анализируют поступки, а двигаются своим путем дальше, не рассматривая результатов совершенных разрушений.

Собакевич и герой – одинаково циничны. Оба помещика скрывают истинные чувства, не выдают своих эмоций.

Плюшкин и главный персонаж – два вида собирательства. У Чичикова есть своя коробочка, куда он складывает различные ненужные предметы. Героя они чем-то привлекают. Он прячет их в шкатулку с такой тщательностью, что кажется, это не грязная афиша с уличного столба, а драгоценность.

Чичиков, по словам автора, выгодно отличается от всех персонажей, то есть классик надеется на душу героя, ее возможность не потерять человечность и вернуться к истинности русского человека, доброго и отзывчивого.

Признаки живой души

Чичиков не потерял еще живости чувств. Стремление накопительства имеет хорошую цель – он мечтает о семье и потомках. Простое человеческое счастье живет в сердце герое: жена и дети. Он глупо выглядит, увидев красивую блондинку.

Есть надежда, что помещик – не «мертвая душа», а спящая, дремлющая, спрятавшаяся от всех.

Кто разбудит ее? Что столкнет с выбранного пути порока и наживы? Как не стать таким же, как персонажи поэмы? Все зависит от самого героя, только он способен изменить судьбу, не стать алчным и жестоким.

Другие материалы по поэме «Мертвые души»

Краткое содержание

История создания

Краткая биография Чичикова

Образ и характеристика Чичикова

Образ и характеристика Ноздрева

Образ и характеристика Манилова

Образ и характеристика Собакевича

Образ и характеристика Плюшкина

Образ и характеристика Коробочки

Образы помещиков

Образ России в поэме

Образ и характеристика города NN

Крестьянская русь в поэме. Сочинение

Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение

Источник: https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1404-chichikov-zhivaya-ili-mertvaya-dusha-sochinenie-rassuzhdenie.html

Смысл произведения Мертвые души Гоголя и его названия

Бессмертное произведение Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» — одно из самых прекрасных и мастерски написанных поэм писателя.

Мёртвые души — это не умершие крестьяне, которых скупал бывший предприимчивый чиновник Чичиков, это и он сам, и его знакомые богатые помещики Собакевич, Ноздрёв, Манилов. Они отдали душевную чистоту за приятные привычки и материальные блага. В их душах не осталось ничего возвышенного.

Смысл названия Мертвых душ Гоголя

Произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души»предполагалась в трех томах. Первоначальное название звучало так «Похождения Чичикова, или мертвые души». Первый том дошел до нас. Судьба второго неизвестна, говорят, будто рукопись сжег автор. А третий так и не был написан.

Главный герой Чичиков Павел Иванович, бывший таможенный чиновник, выдает себя за помещика и втирается в доверие к общественности уездного городка N. Его цель — покупка крепостных крестьян, но не здравствующих, а уже умерших. Смысл этого действия не совсем понятен и тут стоит обратиться к истории.

В период с 1857 по 1859 год была проведена перепись населения царской России и посчитано, сколько и кого крепостных крестьян имелось в наличии у каждого помещика. В переписной книге указано, что «крепостных крестьян в России до 23 млн. душ обоего пола». Отсюда понятно появление термина «души».

Крепостное же право было отменено лишь в 1861 году. До этого помещик мог продавать и покупать крепостных крестьян, как вместе с землей, так и без оной, семьями и по одному. А в случае надобности мог и в банк заложить. Так вот, бывший коллежский советник придумал следующую аферу.

Он уговаривал недалеких провинциальных помещиков продать ему недорого крестьян, которые уже умерли, но по документам последней переписи считаются живыми (так появляется прилагательное «мертвые»). Получив купчую на людей, Чичиков планировал взять кредит в банке, оставив оных в залог.

Понятно, что деньги отдавать он не планировал и банку в собственность переходили заложенные крестьяне. Поскольку те уже были мертвы, то и потерь для Чичикова никаких.

Но это если смотреть с финансовой стороны. Если же рассмотреть философскую сторону вопроса, то «мертвые души» это все эти Маниловы, Ноздревы, Собакевичи. Бездуховные, глупые и ленивые люди, живущие сегодняшним днем, погрязнув в своих мелких заботах, пьянстве и игре в карты. Вообще в поэме «Мертвые души» присутствует полтора десятка персонажей. Через них Гоголь описывает практически весь сословный состав России XIX века, с его пороками и «достоинствами».

Ах, Николай Васильевич, что же ты хотел рассказать нам во втором томе?

Про что поэма Мертвые Души

Когда Павел Иванович Чичиков устроился на службу в таможню, он показал себя как кристально честный человек. Работает он безупречно, не берёт взяток, не идёт на сговор с контрабандистами. Благодаря своей неподкупности Чичиков получает повышение по службе и новый чин.

Став начальником, Павел Иванович провернул выгодное дело в сговоре с контрабандистами. С его помощью через границу спокойно переправлены были кружева на миллион рублей.

Но Чичиков поссорился с сообщником, попал под суд и потерял деньги и должность.

Бывший чиновник, выгнанный со службы за мошенничество решает поправить своё незавидное финансовое положение. Для этого Павел Иванович Чичиков разъезжает по небольшим городам и за копейки скупает души умерших крестьян, оформляя на них купчую как на живых.

В своих странствиях он знакомится с разными людьми. Домовитая помещица Коробочка, слащавый Манилов, игрок Ноздрёв, жадный до еды Собакевич, скряга Плюшкин — все они проходят красной нитью через всю канву похождений Чичикова.

Когда вскрывается афера главного героя, его знакомые начинают сочинять о Чичикове небылицы. Они считают, что Павел Иванович может оказаться и самим Наполеоном, и капитаном Копейкиным, повесть о котором удачно вплетена в поэму. Их не смущает даже факт, что капитан Копейкин был инвалидом.

В поэме описано и детство Чичикова. Уже в ту пору он показал свой характер. Товарищи считали его подлым человеком.

С самого детства Павел Иванович стремился стать богатым человеком, и готов был на многие неблаговидные поступки. Поведение главного героя взбудоражило тихий мирок провинциального городка. Дошло до того, что обвиняли его даже в будущем похищении губернаторской дочки.

Для Павла Ивановича всё закончилось печально, он попал под гнев высшего начальника. Поэму свою автор не закончил, хотя задумывалось три тома «Мёртвых душ».

Смысл произведения Мертвые Души

Смысл поэмы «Мёртвые души» в том, что автор хотел показать все пороки, слабости и недостатки русского человека, всю его пошлость и ничтожность. Гоголю хотелось, чтобы люди разглядели всю свою ничтожность, мелочность, бездуховность. Читателя испытали чувство отвращения от героев поэмы и невольно перенесли это чувство на себя. Этого эффекта и добивался Николай Васильевич Гоголь.

Смысл концовки

Смысл финальной части поэмы «Мёртвые души» состоит в идее спасения мира Русью. Сможет измениться русский человек — спасёт мир вокруг себя, не сможет — погибнет мир.

Возможно, автор намеренно не написал продолжение поэмы. Он хотел заставить читателя задуматься, а что же можно изменить в своей жизни, чтобы не стать подобными описанным в произведении чиновникам и помещикам.

Источник: https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-proizvedeniya-mertvye-dushi-gogolya/

10 фактов о «Мертвых душах»

Что должен знать каждый о бессмертном произведении Николая Васильевича Гоголя

Сергей Волков, Евгения Вовченко
художники Леша Фрей/metronews.ru и Михаил Хейфец/plakat-msh

«Мертвые души» Николая Васильевича Гоголя читали все. Целиком ли, внимательно ли — другой вопрос.

Пока же похождения Чичикова — обязательная часть школьной программы, и школьники терпеливо выискивают лирические отступления, тщательно разбирают жизнь помещиков с такими говорящими фамилиями: Коробочка, Манилов, Ноздрев, пытаются вникнуть в смысл ставшей уже крылатой фразы «Русь, куда ж несешься ты? дай ответ».

Но многие ли перечитывают Гоголя после школы? Готовы ли вы вернуться к этому загадочному произведению и взглянуть на него уже своими взрослыми глазами, а не глазами школьного учителя, которому принято верить на слово. А ведь так хочется иногда блеснуть эрудицией среди знакомых, показав себя человеком образованным и начитанным.

Как раз для таких людей был придуман проект «Yes to reading», где за несколько часов интенсивных лекций можно восполнить свои пробелы в литературе. Лектор проекта, учитель русского языка и литературы Сергей Волков предлагает свой набор фактов, которые необходимо знать каждому о бессмертных «Мертвых душах».

1

«Мертвые души» автор писал 17 лет из тех 23, которые он посвятил литературе.

2

Считается, что сюжет произведения был подсказан Гоголю Пушкиным. Скорее всего, он вырос из письма Пушкина Плетневу о своей скорой женитьбе и о своем приданом, образованном после заклада 200 душ.

3

Первый том был написан за границей. Как заметил А. К. Толстой, «страшно сказать, что не только любишь больше свою страну издали, но и видишь ее лучше, и лучше понимаешь. Вспомните, что наш великий гений

Первоначально издание рукописи не было пропущено московской цензурой,

по большей части из-за «Повести о капитане Копейкине». За Гоголя, находящегося в «самом крайнем положении, не имеющего даже дневного пропитания», ходатайствовали многие влиятельные знакомые, включая приближенных царя. И наконец, Николай I наложил резолюцию: «Согласен», через несколько дней Гоголь получил денежное пособие, а через месяц поэма была разрешена к печати.

5

Гоголь начал писать произведение без конкретного плана, ожидая, что «родившаяся во мне сама охота смеяться создаст само собою множество смешных явлений». Но постоянно прерывался вопросами «зачем», «к чему это», «что должен сказать собою характер», «что должно выразить это явление». И далее

6

По жанру «Мертвые души» первоначально напоминали плутовской роман, хорошо известный европейской литературе. Он был познавательным и развлекательным и не ставил перед собой цели отвечать на главные жизненные вопросы. Гоголь же хотел

«привлечь взгляд всякого наблюдательного современника, ищущего в былом, прошедшем живых уроков для настоящего»

Поэтому поиски жанра еще долго продолжались, пока не был найден окончательный — поэма в прозе.

7

Переход произведения из жанра «плутовского романа» в «поэму» происходит благодаря активности автора:

автор не просто следует фабуле, ведя повествование от третьего лица, он всячески комментирует происходящее: смеется, негодует, предсказывает, вспоминает

Таким образом, фабула превращается в сюжет, размывается многочисленными подробностями и расширяется авторскими отступлениями.

8

«Мертвые души» замышлялись по образцу дантовской «Божественной комедии» — в трех частях: Ад, Чистилище, Рай. По этим ступеням Гоголь хотел провести некоторых своих героев в их земной жизни.

Но закончен был лишь первый том — российский Ад. Уже на втором томе — Чистилище — Гоголь надломился и в итоге его сжег (даже не один раз)

А к третьему — Раю — так и не приступил.

9

Только завершая первый том, Гоголь отвечает на вопрос «что такое был Чичиков». При этом он воспользовался нетрадиционным принципом композиционного перевертыша: биография главного героя обычно дается в экспозиции и предшествует раскрытию его характера в фабуле. Гоголь же, завершая фабульную историю героя, наконец рассказывает его предысторию.

10

Те, кому посчастливилось услышать чтения Гоголем второго тома до его сожжения, вспоминают это так:

«Первый том совершенно побледнел перед вторым: здесь юмор возведен был в высшую степень художественности и соединялся с пафосом, от которого захватывало дух»

Во втором томе происходит борьба за душу Чичикова между силами добра и зла. В третьем же томе, по замыслу Гоголя, главный герой должен был, испытав раскаяние, обратиться к деланию добрых дел.

Хотите знать больше? Приходите на семинары «Yes to Reading».

Источник: https://godliteratury.ru/events-post/11-faktov-o-mertvykh-dushakh

Краткое содержание Гоголь Мёртвые души

В маленький городок приезжает Павел Чичиков, мужчина среднего возраста с округлыми чертами лица. Поселившись в гостинице, Чичиков начинает расспрашивать трактирщика о городе и его обитателях. Позже он сам отправится с визитами к губернатору, чиновникам, помещикам. С каждым он ведёт себя вежливо и учтиво, сумев таким образом расположить к себе всех. О себе Чичиков рассказывает мало, на все вопросы отвечает уклончиво.

Вскоре Чичиков отправляется в гости в Маниловку к помещику Манилову. Хозяин до приторности ласков и любезен с гостем. Чичиков признаётся, что желает выкупить умерших крестьян, чья смерть еще не прописана в бумагах. Убедив Манилова, он покупает мёртвые души и отправляется дальше.

Вскоре он знакомится с Настасьей Коробочкой, бестолковой и пугливой старушкой. Мужчине удалось убедить помещицу продать ему души. Помещик Собакевич жил в большом и крепком доме.

Собакевич нисколько не встревожен сомнительным предложением Чичикова относительно продажи мёртвых душ и, торгуясь, продает ему их.

Утром Чичиков в сопровождении Манилова идет в Палату заключить сделку. Дав взятки ответственным лицам, Павлу удаётся заверить куплю мертвых душ.

По городку тем временем пошла молва об ушлом Чичикове. Поговаривали, что у него миллионы на счетах, девушки мечтают познакомиться с проворным дельцом.

Губернатор устраивает бал, на которым собирается весь свет города. Чичикова буквально разрывают дамы, но он следит за дочерью губернатора, молодой юной девушкой, только что выпустившейся из института. Оставшиеся без его внимания дамы возмущены, а тут ещё вламывается пьяный Ноздрев, устроивший скандал. Чичиков поспешно удалился с приёма.

Слухи постепенно обрастают новыми деталями и домыслами, и в конечном итоге весь городок обсуждает, как Чичиков угрозами и шантажом вынудил бедную Коробочку совершить невыгодную сделку. Другие судачили, что всё, чего хотел Чичиков – увести дочь губернатора. В это время становится известно о беглом разбойнике Копейкине, и горожане решили, что это и есть Чичиков. Кто-то высказывался даже, что Павел – это сам Наполеон.

В домах перестают принимать Чичикова, так что ему пришлось покинуть город. Герой всеми способами и любыми доступными путями пытался сколотить себе состояние. До аферы с мёртвыми душами он служил на таможне, где беззастенчиво брал взятки от контрабандистов. Попав под следствие, он покинул губернию, оставшись ни с чем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое презрение к человеку

мысль рассказа Мёртвые души Гоголя

Произведение стало точным отражением государства первой половины XIX века, а его герои стали нарицательными.  Именно эта поэма дала начало новому течению «критического реализма».

Кратчайшее содержание, очень кратко

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сейчас читают

  • Одна капля убивает лошадь — краткое содержание рассказа ДрагунскогоОднажды Денискиному папе стало плохо. Пришел врач, осмотрел больного и сказал, что это всего лишь небольшая простуда. Но настоятельно рекомендовал ему бросить курить, так как уже слышен шум в сердце.
  • Краткое содержание Толстой Живой трупПьеса, написанная Львом Николаевичем Толстым Живой труп — это истории любви, тесно переплетающиеся друг с другом. Федор Протасов — пьющий, гуляющий мужчина, который уже давно не любит свою жену Лизу.
  • Краткое содержание сказки Зимовье зверейОднажды повстречал баран быка и пригласил его вместе идти. Затем, повстречали огромную свинью. Она не знала, чем заняться. Предложили идти с ними. Стало их трое. По дороге прихватили гуся и увидели петушка
  • МопассанГи де Мопассан относится к числу гениальных мастеров литературного слова. Произведения французского писателя получили огромный успех у читателей нашей страны.
  • Краткое содержание Бойня номер пять, или Крестовый поход детей ВоннегутГлавным героем произведения является американский военный Билли Пилигрим, скромный, застенчивый мужчина. Он участвовал во Второй Мировой войне, воюя в Европе, где попал в немецкий плен

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/nikolaj-gogol-kratko/myortvye-dushi

Говорящие фамилии в поэме «Мертвые души» Н.В. Гоголя | Обучонок

Поэма «Мертвые души» — одно из ярчайших произведений русской и мировой литературы, вершина художественного мастерства Гоголя. В ней автор достигает удивительной сжатости и психологической глубины, изумительной пластичности в изображении помещиков, наделенных в поэме блестящими речевыми характеристиками.

Рассмотрим говорящие фамилии на примере пяти помещиков.

Описание всех пяти помещиков необходимо Гоголю для того, чтобы показать не только социальный аспект, но и различные типы человеческих характеров. Гоголь с потрясающей силой вскрыл паразитический характер существования владельцев крепостных крестьян. Сатира Гоголя часто окрашена иронией. Смех Гоголя кажется добродушным, но он никого не щадит.

Манилов — от «манить», «манящий». То есть Манилов — сентиментальный бесплодный мечтатель, и мечты его полностью оторваны от действительности. «Как хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост».

Он ленив и слабоволен, занимается только прожектерством, но эти прожекты не воплощаются в жизнь. Сначала он кажется приятным человеком, но потом с ним становится смертельно скучно, потому что он не имеет собственного мнения и может только улыбаться и говорить банальные приторные фразы.

В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. В этом смысле Манилов — мертвая душа, «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан».

Он настолько типичный, серый, нехарактерный, что у него даже нет определенных склонностей к чему-либо, нет имени и отчества.

Фамилия Коробочка говорит нам о характере героини. При слове «коробочка» представляется что-то практичное, связанное с хозяйством.

Эта фамилия как нельзя лучше подходит помещице, так как она действительно занимается хозяйством, продаёт мёд и другие свои товары, но она слишком бережлива и мелочна.

Коробочка пытается приспособиться к обстоятельствам, проявить хитрость, но она остается консервативной и примитивной (коробкой). «. По натуре помещица безмерно экономна и суеверна. Коробочка относится к тому типу женщин, которые могут плакаться на неурожай, но все же всегда припасут себе копеечку. Ее комод, кроме всякой чепухи, заполнен мешочками с деньгами.

Коробочка очень мелочна, ее заботит только ведение домашнего хозяйства, в нем она видит смысл жизни. Ее окружение Гоголь наделяет «звериными» фамилиями: Бобров и Свиньин, что лишний раз подчеркивает, что героиня увлечена только своим поместьем. И наиболее меткое высказывание о ней сказал Чичиков — «дубинноголовая».

Это качество Коробочка проявляет в ситуации, когда Чичиков пытается договориться с ней о продаже «мертвых душ». Героиня думает, что ее собеседник собрался выкапывать из могил мертвых крестьян. Она не торопится продавать свое «богатство», а вместо него старается подсунуть пеньку и мед.

Следующим помещиком, которого посетил Чичиков, был Собакевич. Его образ составлен Н. В. Гоголем из всего большого: большие сапоги, ватрушки «гораздо больше тарелки», «индюк ростом с теленка». Даже здоровье у этого персонажа богатырское. Благодаря таким описаниям автор добивается комического эффекта. Парадируя великие подвиги богатырей, Гоголь тем самым подчеркивает истинную сущность самого Собакевича, главными качествами которого можно назвать грубость и неуклюжесть.

Все предметы в доме такие же громоздкие и неповоротливые, как и их хозяин: стол, стулья, деревянное бюро — все как будто кричит: «И я тоже Собакевич!». По его мнению, все вокруг лжецы и последние мошенники. Ему совсем не важна человеческая душа, интерес для Собакевича состоит только в деньгах. Фамилия Собакевич напоминает о животном мире.

И Гоголь подчеркивает животное начало персонажа (грех чревоугодия), сравнивая его с медведем.

Этот герой твёрдо стоит на земле, не тешит себя иллюзиями, трезво оценивает людей и жизнь, умеет действовать и добиваться того, чего хочет. Но смысл его жизни состоит в насыщении желудка. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Собакевич — один из самых «мертвых душ» поэмы. Для него нет ничего духовного.

Ценными для этого героя являются только деньги и вещи. Его интересуют только «земные» дела.

Наиболее ярким персонажем поэмы является Ноздрев. Это образ заядлого кутилы. Автор иронизирует по поводу своего персонажа, говоря о нем, как о человеке «историческом». По отношению к своему герою Гоголь использует переносный смысл этого слова. «Историзм» Ноздрева в том, что он вечно попадает в какие-то истории: либо пьянствует в буфете, либо нещадно врет насчет якобы приобретенной лошади.

Гоголь сравнивает Ноздрёва с его же шарманкой, вернее, с неугомонной дудкой. Дудка (ноздря) в шарманке Ноздрева совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна».

Такой же заметной, «выдающейся» чертой характера героя является его наглость и скандальность. Ноздрев — разбитной, легкомысленный человек. Он легко проигрывает в карты, любит хвастаться и преувеличивать. Этот человек легко может предать, ему неизвестно такое понятие, как крепкая дружба.

И заключительный образ в галерее русских «мертвых душ» — это помещик по фамилии Плюшкин. Фамилия дается в переносном значении. Он больше напоминает не сдобную булку, а совершенно высохший сухарь. Также его фамилия напоминает о чем-то сплюснутом, потерявшем первоначальную форму. И действительно, этот герой у Гоголя потерял свой внутренний облик.

Об этом нам говорит писатель, передавая историю жизни Плюшкина. Этот герой олицетворяет полное омертвение человеческой души. В его образе автор показывает гибель яркой и сильной личности, поглощенной страстью скупости: «Прореха на человечестве». Этот персонаж является символом упаднического настроения и загнивания всего живого. Дом говорит за своего хозяина: хлеб в кладовых гниет, ворота и ограда покрыты плесенью, а крыши в избах совсем прохудились.

Итак, Гоголь умело оперирует приёмом «говорящие» фамилии. С их помощью он высмеивает помещиков, более точно изображает их нрав, детально характеризует их личность. Все фамилии персонажей способствуют развитию общей идеи произведения, выражают авторское отношение к героям.

Заключение

Целью данной работы было рассмотреть использование говорящих фамилий на примере произведений русских писателей XVIII-XIX веков. В соответствии с поставленной целью, в исследовании было рассмотрено и проанализировано использование «говорящих» фамилий в произведениях Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, раскрыто их значение и значимость в каждом произведении.

Имена и фамилии героев часто имеют определенное значение в художественных произведениях, несут определенную смысловую нагрузку, проясняя авторскую позицию, идею произведения, задавая проблематику и мотивы.

Верность гипотезы, что «говорящие» фамилии — это отличный приём для раскрытия как положительных, так и отрицательных образов, который помогает увидеть сущность и характер героев с первых страниц произведения, доказана. Выбор фамилии отражает субъективное отношение автора к создаваемому литературному персонажу.

Зачастую фамилия раскрывает характер героя, тип личности, поэтому можно утверждать, что наша гипотеза подтвердилась: при создании литературно-художественного текста важную роль играют «говорящие» фамилии, помогающие раскрыть характеры героев, идейный замысел автора. Они являются неотъемлемыми составляющими стиля и языка писателя, тесно связаны с темой произведения, взглядами автора, а также характерами героев и сутью создаваемых образов.

Считаю, что мой проект имеет практическую значимость. Материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, а также на дополнительных занятиях и внеклассных мероприятиях.

Список использованной литературы

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. 4 т. — М.: «Русский язык», 1974.
  2. Морозова М.Н. Имена собственные русского языка (географические названия) / М.Н. Морозова – М.: МГУ, 1977.
  3. Никонов В.А. «География фамилий».- Наука, М., 1988.
  4. Никонов В.А. Имена персонажей. – В кн.: «Поэтика и стилистика русской литературы». – Л., Наука, 1981.
  5. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: АЗЪ, 1993.
  6. Селищев, А. М. Текст. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ // Избранные труды А. М. Селищева. М.: Просвещение, 1968. (Перепечатка работы 1948 г.).
  7. Суперанская А.В., Суслова А.В. Современные русские фамилии. – М.: Наука, 1984.
  8. Унбегаун Б.О. Русские фамилии / Б.О. Унбегаун.

    – М.: Прогресс, 1989. – 443с.

  9. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: изд. АСТ. – 2004.
  10. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, пер. с нем. Т. 1-4 / М. Фасмер. — М.: Прогресс, 1964- 1973.
  11. Школьный толковый словарь // А.А. Семенюк, М.А. Матюшина.- ООО «Русское слово-учебник», М., 2012.
  12. Электронный ресурс — Поисковик по фамилиям.

Приложение 1. Словарь «говорящих» фамилий

(Д.И. Фонвизин «Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от ума», Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

В

Вишнепокромов (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

Вороной-Дряной (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

Вральман (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Г

Горич (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

З

Загорецкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

К

Коробочка (Н.В.Гоголь «Мертвые души»)

Кутейкин (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

М

Манилов (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Милон (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Молчалин (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Н

Ноздрев (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

П

Плюшкин (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Правдин (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Простаков (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Р

Репетилов (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

С

Скалозуб (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Скотинин (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Скудронжогло (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Собакевич (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Стародум (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Т

Тугоуховский (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Ф

Фамусов (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Х

Хлёстова (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Хрюмина (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Ц

Цифиркина (Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Ч

Чацкий (А.С.Грибоедов «Горе от ума»)

Чичиков (Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Источник: https://obuchonok.ru/node/5335

Характеристика Манилова в поэме «Мертвые души»

Краткая характеристика Манилова из поэмы «Мертвые души» сводится к тому, что этот человек является представителем помещичьего дворянства, который отличается мечтательным, но бездеятельным нравом.

Примечательно, что автор наградил персонажа говорящей фамилией. Со временем имя героя стало нарицательным для ленивого прожектёра, а само такое отношение к жизни получило название «маниловщина».

  • Образ Манилова в поэме «Мертвые души»
  • Характеристика и описание портрета героя Манилова
  • Дети Манилова
  • Взаимоотношения Манилова и Чичикова
  • Отношение к хозяйству Манилова
  • Отношение к окружающим
  • Описание поместья Манилова
  • Почему Манилов «мертвая душа»
  • Заключение

Образ Манилова в поэме «Мертвые души»

Манилов – человек деловитый, сентиментальный. Поведение, внешность, включая приятные черты лица, обаяние этого героя настолько приятны, что кажутся приторными и становятся буквально отталкивающими.

За всей этой сахарной наружностью скрывается бездушие, черствость, ничтожность.

Мысли героя хаотичны и беспорядочны. Коснувшись одной темы, они тут же могут улетучиться в неизвестном направлении, уйти далеко от реальности.

Он не умеет думать о сегодняшнем дне и решать бытовые вопросы. Всю свою жизнь старается облечь в изысканные речевые формулировки.

Характеристика и описание портрета героя Манилова

Портрет данного персонажа, как и любого другого, складывается из нескольких параметров.

К ним относятся:

  • жизненные установки героя;
  • увлечения;
  • описание домашнего убранства и рабочего места (если таковое имеется);
  • первое впечатление о персонаже;
  • речь и манера поведения.

Жизненные цели помещика

Герой не строит определенных планов. Все мечты его крайне расплывчаты и далеки от реальности – осуществить их не представляется возможным.

Одним из прожектов была задумка построить подземный тоннель и мост через пруд. В итоге не было сделано и капли из того, что нафантазировал помещик.

Герой не способен планировать собственную жизнь и принимать настоящие решения. Вместо реальных дел Манилов занимается словоблудием.

Однако есть в нем и хорошие черты – помещика можно охарактеризовать как хорошего семьянина, который искренне любит свою жену и своих детей, заботится об их настоящем и будущем.

Любимые занятия

Досуг Манилова ничем не заполнен. Большую часть времени он проводит в беседке с надписью «Храм уединенного размышления». Именно здесь герой предается своим фантазиям, мечтает, придумывает неосуществимые прожекты.

Также герой любит сидеть у себя в кабинете, размышлять и от безделья выстраивать «красивыми рядками» горки золы. Постоянно пребывая в своих мечтаниях, помещик никогда не выезжает на поля.

Описание кабинета Манилова

Кабинет помещика, как и вся его усадьба, очень точно характеризует личность героя. Внутреннее убранство подчеркивает особенности характера и привычки персонажа. Окна кабинета выходят на сторону леса. Неподалеку лежит книжка, заложенная закладкой на одной и той же странице, уже целых два года.

В целом, помещение выглядит приятно. Из мебели в ней: стол с книгой, четыре стула, кресло. Больше всего в кабинете было табаку — кругом рассыпан пепел из табачной трубки.

Первое впечатление о герое

На первый взгляд, персонаж представляется обаятельным человеком. Благодаря своему безмерному добродушию герой видит во всех самое лучшее, а недостатки вовсе не обнаруживает или закрывает на них глаза.

Первое впечатление длится недолго. Вскоре общество Манилова становится для собеседника ужасно скучным. Дело в том, что герой не имеет собственной точки зрения, а только лишь произносит «медовые» фразы и мило улыбается.

В нем нет жизненной энергии, настоящих желаний, которые движут личностью, заставляют действовать. Таким образом, Манилов – это мертвая душа, серый, бесхарактерный человек, без определенных интересов.

Манера поведения и речь помещика

Манилов ведет себя очень гостеприимно. При этом герой настолько приятен в общении, что иногда это становится чрезмерным. Взгляд помещика словно источает сахар, а речи приторны до безобразия.

Манилов очень скучный собеседник, от него никогда невозможно услышать критики, возмущения, «заносчивого слова». В разговоре проявляются живые манеры героя, быстрая речь Манилова похожа на птичье щебетание, насыщенное любезностями.

Помещик отличается деликатностью и сердечностью в общении. Эти качества проявляются в ярких и напыщенных формах нескончаемого восторга («щи, но от чистого сердца»).

Среди любимых выражений героя присутствуют такие слова, как «позвольте», «любезная», «приятнейший», «препотченнейший», «милый». Кроме того, разговор Манилова насыщен местоимениями, междометиями и наречиями неопределенной формы: этакое, этак, какой-нибудь. Эти слова подчеркивают неопределенное отношение Манилова ко всему окружающему.

Речь героя не имеет смысла, она пуста и бесплодна. И все-таки господин Манилов – человек неразговорчивый, и свободное время предпочитает уделять размышлениям, нежели беседе.

Дети Манилова

У помещика есть двое детей – сыновья. Желая хоть как-то выделиться из серой массы, отец дал мальчикам необычные имена – старшего он назвал Фемистоклосом, младшему дал имя Алкид. Дети были еще маленькие – 7 и 6 лет соответственно. Образованием сыновей занимается учитель.

Старшему сыну Манилов прочит большое будущее – в силу невероятного остроумия мальчика ждет карьера дипломата. Говоря о способностях младшего сына, помещик ограничивается краткой характеристикой: «Вот меньшой, Алкид, тот не так быстр».

Взаимоотношения Манилова и Чичикова

В отличие от других помещиков, Манилов встречает Чичикова с большим радушием и гостеприимством, проявляя себя как заботливый и внимательный хозяин. Он во всем старается угодить Чичикову.

В сделке с главным героем Манилов не ищет выгоды, всячески отказываясь принимать плату за мертвые души. Он отдает их даром, по дружбе.

Поначалу помещик недоумевает по поводу необычного предложения Чичикова, да так, что у него выпадает трубка изо рта и пропадает дар речи.

Свое отношение к сделке Манилов переменил после того, как Чичиков ловко оформил свою просьбу в красивые слова – помещик тот час же успокоился и согласился.

Главный герой, в свою очередь, не может поверить в то, что Манилов и приказчик не в состоянии дать ответ, сколько у них крестьян умерло с прошлой переписи.

Отношение к хозяйству Манилова

Персонаж, мягко говоря, не отличается практичностью, что ярко показано на примере описания его усадьбы.

Дом героя стоит на открытом пространстве, доступном всем ветрам, пруд зарос зеленью, деревня обеднела. Перед Чичиковым открываются жалкие, безжизненные виды. Повсюду царит ветхость и запустение.

Хозяйство Манилов не занимался, на поля он никогда не выезжал, не знал о количестве крепостных и скольких из них уже нет в живых. Ведение дел помещик поручил приказчику, а сам полностью устранился от решения насущных проблем.

Он никак не может взять в толк, зачем Чичикову могли понадобиться мертвые души, но в то же время он счастлив предаваться фантазии, как было бы здорово пожить рядом с ним на берегу реки. Приказчик, ведущий хозяйство Манилова, безнадежный пьяница, а слуги только и тем и занимаются, что спят и бездельничают.

Манилов – единственный, кто не стал продавать мертвые души, а решил отдать их даром. Кроме того, помещик берет на себя все расходы по оформлению купчей. Данный поступок наглядно демонстрирует непрактичность героя. Единственное, чем руководствуется Манилов – бессмысленное подхалимство перед Чичиковым, как и перед любым другим человеком.

Отношение к окружающим

Ко всем людям Манилов относится в равной степени доброжелательно и, как уже отмечалось ранее, в каждом человеке видит только положительные качества. По словам героя, все чиновники – замечательные люди во всех отношениях.

Помещик хорошо обращается с крестьянами, причем как со своими, так и с чужими. Манилов очень вежлив по отношению к учителю своих детей и даже к кучеру он обратился один раз на «вы». Манилов настолько доверчив и наивен, что не замечает лжи и обмана.

Со своими гостями помещик ведет себя очень гостеприимно и доброжелательно. Кроме того, за ним наблюдается заискивающее поведение в отношении тех людей, которые представляют для него определенный интерес (как, например, Чичиков).

Доброта, доверчивость, мягкость у Манилова сильно преувеличены и не сбалансированы критическим взглядом на жизнь.

Описание поместья Манилова

Это большая усадьба, принадлежащая помещику. К ней приписано более 200 крестьянских домов. Здесь имеются поля, лес, пруд, городской дом, беседка и клумбы. Хозяйство Манилова предоставлено само себе, а его крестьяне ведут праздный образ жизни. В усадьбе есть беседка для размышлений, где помещик время от времени предается мечтам и фантазиям.

Почему Манилов «мертвая душа»

Образ помещика является олицетворением человека, потерявшего собственную личность, не имеющего индивидуальности.

Манилов не имеет цели в жизни, это «мертвая душа», которая ничего не стоит даже в сравнении с таким подлецом, как Чичиков.

Что ощущают души мертвых и как ведут себя в загробной жизни? :

Что происходит с душой человека после смерти, сказать однозначно невозможно. Но все религии мира признают загробную жизнь. И независимо от того, появится ли прочная научная основа для этой теории, никто не запретит человеку считать себя частицей Творца.

Теория реинкарнации

Редкий человек в состоянии вспомнить свои прошлые перевоплощения, но память души изредка дает о себе знать. После смерти физического тела у нее прежние эмоции, включая радость, боль, страх. Душа идентифицирует себя с той личностью, которую представляла собой при жизни. Оказавшись вне тела, человеческому зрению она может казаться легкой прозрачной субстанцией, стремящейся поскорее исчезнуть с земного плана.

Верующие в перевоплощение убеждены, что с каждым новым рождением душа становится лучше, растет духовно, очищается от земных зависимостей и достигает единства с Творцом. Но разнообразие религиозных направлений порождает немалое количество концепций тех условий, при которых индивидуум имеет возможность занять свое положение в новом и лучшем мире.

Христианство

В Библии не упоминается о реинкарнации, но часто встречаются строки о заработанных благах или страданиях для новой жизни. И слова о грехе, который «не простится ни в этом веке, ни в будущем», можно истолковать как намек на перевоплощение или иное осознание.

В 553 году до нашей эры учение о реинкарнации было признано неверным и заменено на концепцию, согласно которой душа после смерти счастлива в зависимости от количества ее добрых дел на земле.

В первые сутки после утраты связи с телом нематериальная часть человеческого естества испытывает ощущения легкости и свободы, она не ограничена перемещением в пространстве, но одновременно с этим сожалеет о расставании с близкими, покинутой физической оболочкой.

Исходя из версии православной церкви, на третьи сутки души мертвых, освободившись от бренного земного сосуда, отправляются на поклон к Божьему престолу. Затем, до наступления девятого дня, они пребывают в переходном состоянии в райских местах.

В период с девятого по сороковой день души мертвых посещают ад, видят мучения грешников, осознают собственные грехи в ожидании Суда. По истечении этого срока они получают приговор и определение местопребывания. В эти дни покойных поминают молитвами.

У католиков принято считать, что души умерших людей, пребывающих на момент смерти в согласии с Богом, но грешивших, проходят также стадию чистилища, концепция которого была утверждена в 1563 году. Другие направления христианства эту теорию не поддерживают.

Иудаизм

В Иудаизме считается, что со смертью душа продолжает очередной виток существования, становится ближе к Богу. Некоторые из них остаются посредниками между мирами людей и духов, помогая и направляя своих родственников в пути совершенствования при жизни.

Согласно Торе, умершие грешники испытывают мучения не из-за наказаний, а потому что не имеют возможности вкушать земные наслаждения в другом измерении. Добрые же дела становятся защитой для человека в присутствии Бога.

Ислам

Эта религия не отрицает существования загробной жизни, но признает однократный суд над душой для грешников, которые будут вынуждены мучиться в преисподней вечно. Ни о какой реинкарнации в исламе речи не идет. Если верить данному учению, то жизнь дается только один раз.

Души праведных обретают вечное счастье и наслаждение, а грешники попадают в чистилище и разные круги ада, в соответствии с тяжестью совершенных преступлений.

Буддизм и индуизм

В буддизме верят в существование шести миров, которые проходят души мертвых людей после завершения физической жизни. Карам человека является предпосылкой того, сможет ли он вернуться в мир богов, людей, животных, низших духов или адских существ.

В конечном счете выйти из бесконечного круга перевоплощений, чтобы освободиться от болезней и страданий, считается достижением и высшим благом. А достичь просветления и закрепиться в новом, более совершенном мире, помогут духовные практики, отказ от земных соблазнов.

Индуисты имеют аналогичное мировоззрение о законе кармы. Они не скорбят по душам мертвых длительное время, а воспринимают уход родных, как естественное явление.

В соответствии с книгой мертвых Бардо Тходол, определенный период времени дух пребывает в свободном состоянии, отыскивая место для следующего воплощения. Души, познавшие просветление при жизни, наделены правом выбора своего будущего мира, согласно своим качествам.

Может ли душа застрять в этом мире

Эфирное тело человека пребывает в стрессе после физической смерти. Не всегда оно готово отправиться по одному из открывшихся путей в иной мир. При этом души мертвых длительное время могут испытывать мучения, находясь заключенными «между небом и землей».

После нескольких дней прощания с материальным миром человек должен отправиться в путешествие по духовному пространству. Существует мнение, что если при жизни он был слабым и безынициативным, то с большой вероятностью может оказаться таким же при смерти и остановиться на границе измерений.

По иной версии, человек не может совершать путешествие по мирам, если его смерть наступила неестественным путем. Считается также, что душу удерживают незавершенные дела, невыраженные эмоции или недосказанные слова, имеющее значение в земной жизни.

Что ощущает человек при смерти

Как ощущается смерть человека, и что происходит с душой:

  1. Мир и спокойствие. Люди, пришедшие в сознание после клинической смерти, рассказывают об увиденном по другую сторону жизни. Нематериальная сущность с человеческими очертаниями — для одних — Бог, для других — ангел, в присутствии которого возникает ощущение полноты бытия, всеобъемлющей любви и умиротворения.
  2. Звуки. Выходя за пределы физической оболочки, человек улавливает различные звуки, приятные и тревожные, напоминающие шум ветра, жужжание, колокольный звон. Если случается, что перед смертью происходит неосознанное подключение к этому каналу, то слышны голоса покойных родственников, ангельские речи.
  3. Свет. Каждый, возвратившийся из состояния клинической смерти, употреблял эту известную фразу: «свет в конце тоннеля». Ослепительный луч при необычайном спокойствии многими запоминался, как атрибут перехода к новой форме существования. Неизвестно, что происходит по другую сторону тоннеля. Ощущения побывавших при смерти, внушают мысль, что земная жизнь — начало пути, который никогда не заканчивается.

Мир Душ — красивое и не похожее на земной мир пространство, со своей многомерностью, действующими законами и палитрой цветов. Опираясь на идею продолжения жизни после смерти, многие восстанавливают утраченное психическое равновесие, стремятся помочь тем, кто страдает по ушедшим близким, и сами обретают свой новый и лучший смысл бытия.

Источник: https://www.syl.ru/article/391572/chto-oschuschayut-dushi-mertvyih-i-kak-vedut-sebya-v-zagrobnoy-jizni

Человек с необрезанным сердцем и мертвой душой

Источник: Союз Православных журналистов

После пришествия Христа на Землю, после его Смерти и Воскресения – дьявол уже побеждён. Другой альтернативы, кроме как торжества Жизни над смертью, нет.

«Отыми сердце каменное, и даждь сердце плотяное, Тебя любящее, Тебя почитающее, Тебе последующее»

Святитель Тихон Задонский

Все чаще мне по жизни встречаются люди, которые, будучи очень далекими от веры, начинают биться в припадках ярости только от одного упоминания о Боге или Церкви.

При этом становится очевидным, что их ярость не имеет каких-либо осмысленных логических мотивов. Эта ненависть иррациональна и неподконтрольна самим ее носителем. Мир вокруг нас все больше и глубже начинает погружаться в предапокалиптическую мглу.

Эмоции, чувства, настроения мира демонического все больше и чаще персонифицируются в человеческих ипостасях.

Кто эти люди с необрезанным каменным сердцем и мертвой душой?

Наблюдая за такими людьми, я заметил, что их внутренняя психологическая жизнь протекает без всяких нравственно-ценностных переживаний. Личное их бытие – это медленное ипостасное угасание, духовно бессодержательное движение в сторону смерти. Отделившись от Бога, их души истлевают, лишив себя живительного действия Святого Духа.

Остается лишь стареющая с годами плоть, которая что-то кушает, рожает детей, от чего-то страдает, чему-то радуется, немножко думает о том, как себя нести по жизни. Но там, где должно быть живое сердце, в том месте, где дух человеческий призван получить единство с Богом, зияет страшная черная дыра, которую невозможно ничем заткнуть.

 фотохудожник Michal Macku

Поэтому эта мёртвая душа старается почаще чем-то себя развлекать, жить поверхностной напускной веселостью, имитировать радость, испытывать животные наслаждения, закрывать пустоту души такими же пустыми мыслями, чувствами и желаниями. Но при этом во всей этой пустоте живет огромная самоуверенность в исключительной правоте и подлинности своей жизненной правды.

Победа над смертью

Избавление ангелами души праведника, фреска

И как только она сталкивается с иными представлениями о жизни, о мире, с другим опытом самосознания, отличным от ее мировоззренческой модели, как тотчас начинает испытывать страшную ненависть не только к другому жизненному содержанию, но и к тем, кто его исповедует.

При этом основанием для такой ненависти является не столько мировоззренческая несовместимость, сколько иное качество бытия, которое именуется верой. Тогда самомнение и самоуверенность воспаляется до ярости, а злоба вскипает до крайних степеней. Особенно это видно, когда речь идет о неотмирном Христе и его неотмирных последователях.

Здесь уже проявляется не просто психологическое различие, а взаимное неприятие двух разных миров – земного и небесного. Их борьба – икона доисторической брани между ангельским и бесовским миром, итогом которой было изгнание бесов из Духовного Неба.

На земле открывается та же перспектива исхода этой борьбы. После пришествия Христа на Землю, после его Смерти и Воскресения – дьявол уже побеждён. Другой альтернативы, кроме как торжества Жизни над смертью, нет. Смерть не может реализовать свою победу, она уже побеждена жизнью. Но она еще способна забрать с собой в преисподнюю пленников, над которыми возымела власть во времени.

Воскресение Христово, фреска

Смертельно преобразованная жизнь

Для этого смерть создает мистификацию жизни, использует механизм иллюзий, играет словами, создает потоки мертвящих состояний и мнимо живых слов. Смерть играет в жизнь и втягивает в эту игру все больше игроков, которым эта игра нравится.

Она ловко придумывает лживые ценностные установки, правила, по котором должны жить люди этого мира, крадет время, набрасывая сеть суеты на падшие умы.

Мода, новинки техники, политика, общественное мнение, развлечения, сплетни, престиж Миллионы таких холодных огоньков мерцают в темной бездне безжизненной пустоты смерти.

Игрушечная, смертельно преобразованная, жизнь есть неизбежная необходимость для этого мира, потому что вся она направленна на то, чтобы усыпить людей придуманными ложными закономерностями прямо противоположными евангельским ценностям.

Христос говорит: «Не ищите, не заботьтесь о том, что ищут люди мира сего, ищите Царство Божие и правды его». Мир учит противоположному: «Как раз этого то и нужно искать, как повкуснее поесть, да помоднее одеться, на чем ездить, да как выглядеть, а фантазировать на тему Царства Божьего оставьте неудачникам и лузерам, которые не сумели оседлать удачу и «состоятся». Верить в Бога – это удел слабых, у которых жизнь не удалась».

Суета, господствующая в мире, противоположна свободе, даруемой Богом

Стихии и традиции смерти направлены исключительно на развитие земных содержаний, которые получили в Библии обобщающе наименование – СУЕТА. В этом слове заключен весь смысл жизни людей с необрезанным сердцем, заживо умерших для вечности.

Суета, господствующая в мире, противоположна свободе, даруемой Богом. Она антисакральна, поскольку стремится покорить истинный смысл жизни бытовыми второстепенностями, вместо того, чтобы предать им духовный смысл. Для того, чтобы жить в суете, думать особо не нужно. Работа ума, направленная на удовлетворение низших животных инстинктов, не предполагает особого размышления над их смыслом. Человеку достаточно простого ощущения.

Бытие живого человека в царстве мертвецов предполагает подвиг или, лучше сказать, мученичество. Он будет стеснен со всех сторон, будучи окружен умами, нарушившими верность истине и правде, вступившими в блудное сожительство с ложью, заразившимися ненавистью к Богу. Но зато «претерпевший до конца спасен будет» (Мф. 24:13).

(9 5,00 из 5)

Источник: https://media.elitsy.ru/novosti/chelovek-s-neobrezannym-serdcem-i-mertvoj-dushoj/

Что значит

5 Ответы Философия, Непознанное

Лучший ответ

  • kleine (31) 4 (1358)618 7 лет  

    «Мёртвая душа» — это если например я тебе даю 10 лат в день на питание, а тебе на самом деле нужно всего 3 лата. в карман ты себе кладёшь остаток 7 лат и подписываешь якобы ты их прокушала.

    ж)например ещё, на поддержку детского дома, государство выделяет 5 000 лат в месяц, а на самом деле детям доходит всего, скажем тысяча «Мёртвые души» — то на что можно списать деньги )

    а что касается твоего стихотворения, в нём говорится о том, что человек при жизни совершил массу поступков, не поддающихся объяснению.

    например он видел чью то смерть и не смог этого вынести, замкнулся в себе. Человек кого то лишает жизни чего после становится сам на половину мёртв Поступки калечущие душу и есть то изза чего Душа умирает. «Бездушные люди» говоря

Ответы

  • Ilonna 4 (1685)1631 7 лет  

    Мертвых душ не существует,есть души томящиеся в клетке.Душа обращает внимание на то,что нам действительно необходимо.И если человек так и не научился слышать свою душу,то превращает свою жизнь в существование подобно мертвецу цепляясь за все и сразу.Спасти свою душу может только сам человек:дать душе шанс проявить себя.

  • bygaga 4 (1118)1340 7 лет  

    фиктивно числящийся где-либо, в действительности не осуществляющий своих прав и обязанностей

  • Southern_Wind 5 (3112)231125 7 лет  

    Пока человек жив — у него есть возможность спасти свою душу. Безнадёжных в этом мире нет.

  • night vulf 7 (96612)1244213 7 лет  

    душа не умирает,она улетает

  • фильм «живой» в начале фильма он умирает(гл,герой) и в конце также, что происходит весь фильм, он живой или мертвый ?
  • кого из помещиков вы считаете самым «мертвым»?Там по принципу построено так, что Гоголь показывает каждого следующего помещика хуже другого. Поэтому самый мертвый помещик — это последний.
  • Мёртвые не потеют?дааа, а еще у них растут ногти и зубы.

    а еще они, если умирают в полночь под полной луной ходят потом по кладбищу и поют «белые кораблики» в современной обработке..

  • Покажите мёртвые души???
  • Зачем мёртвым нужно, чтобы мы их помнили?Это нам нужно их помнить )
  • У вас есть мёртвые зубы?
  • Почему вы какие-то мёртвые?А здесь не цирк, чтобы тебя развлекали.

  • Мертвым все равно? (пояснение)никогда не понимала зачем нужна эта чепуха!Многих приходилось хоронить в своей жизни.Но каждого человека  вспоминаю с теплотой и улыбкой, о том какие они были замечательные — не ходя при этом на кладбище.Надо радоваться что человек пошел дальше, у него теперь новая жизнь.А кладбище и слезы, уныние, тоска — кому это надо?уж точно не умершему.

    Тело это оболочка, впринципе это тоже самое что и хоронить змеиную опавшую кожу, вспоминать какая она была, плакаться.Это мое мнение

  • Не ошибаются только мёртвые?Неа, неошыбаются и те, которые непробуют и нечего неделают.
  • Когда живого вы считаете мёртвым?Когда у него пропадает интерес к жизни и окружающим. Но это еще пол беды.

    А вот когда у него пропадает интерес к самому себе, тогда человек умирает фактически оставаясь живым. Остается просто физическая оболочка. И такой человек не живет. Он существует.

Источник: http://irc.lv/qna/%D0%A7%D1%82%D0%BE_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B8%D1%82_%D0%BC%D1%91%D1%80%D1%82%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%B0_%D0%B8_%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE_%D0%BB%D0%B8_%D1%81%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8_%D1%83%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%8E%D1%89%D1%83%D1%8E_%D0%B4%D1%83%D1%88%D1%83

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Что такое красный угол

Закрыть