Что такое культ личности

Культ личности И. В. Сталина

что такое культ личности

Культ личности И.В.Сталина — чуждое принципам марксизма-ленинизма[источник?] искусственное [источник?]преувеличение и возвеличивание роли личности И. В. Сталина. Практика культа личности Сталина в СССР привела к грубейшим нарушениям норм партийной и общественной жизни, социалистической законности[источник?].

Марксизм и культ личности

Выдающиеся личности играют важную роль в исторических событиях как руководители, организаторы и вдохновители борьбы масс и классов, но решающая роль в истории принадлежит народным массам. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, опасаясь возможности проникновения в революционное движение культа личности, как одного из самых отвратительных пережитков прошлого, решительно вели борьбу против всех его проявлений[источник?]. В 1877 году Маркс писал:

«из отвращения ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран,— я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем непременным условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами»[1]

В.И.Ленин, будучи общепризнанным вождем Коммунистической партии и народа, с исключительной неприязнью встречал любую демонстрацию почитания его личности. Подчеркивая решающую роль народных масс в историческом творчестве, Ленин говорил:

«Ум десятков миллионов творцов создает нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение».[2]

Ленинские методы, ленинский стиль партийной и государственной деятельности безусловно исключали идеологию и практику культа личности. В партии при Ленине не было единоличного командования, слепого преклонения перед авторитетом, не говоря уже о преследовании тех, кто открыто полемизировал с Лениным.

Ленин учил, что руководство правящей политической партии и построение социализма могут быть успешный только при условии, если партия не отрывается от трудящихся масс, не командует ими, а учится у масс и направляет их действия, строго учитывая объективные и субъективные условия.

Ленин всегда придавал огромное значение вопросу о личных качествах руководящих деятелей партии. Еще в 1903 он писал:

«необходимо, чтобы вся партия систематически, исподволь и неуклонно воспитывала себе подходящих людей в центре, чтобы она видела перед собой, как на ладони, всю деятельность каждого кандидата на этот высокий пост, чтобы она ознакомилась даже с их индивидуальными особенностями, с их сильными и слабыми сторонами, с их победами и „поражениями»».

Уже тогда Ленин говорил, что надо дать возможность массе партийных работников «узнать своих вождей и поставить каждого из них на надлежащую полочку»[3]

Возникновение культа личности И.В.Сталина

В последние годы жизни, будучи тяжело больным, Ленин в своих письмах и статьях призывал провести ряд мер для обеспечения единства Коммунистической партии, для укрепления ЦК партии. Свое «Письмо к съезду» (декабрь 1922 — январь 1923), известное под названием «Завещание», Ленин посвятил главным образом характеристике личных качеств и черт руководящих членов ЦК партии. Характеризуя в этом письме И. В. Сталина, Л. Д.

Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Н. И. Бухарина и Г. Л. Пятакова, Ленин указывал как на их положительные, так и отрицательные качества.

Приковывая внимание партии к вопросу о личных качествах и взаимоотношениях руководящих деятелей ЦК, Ленин подчеркивал, что «это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение» [4] За годы своей революционной деятельности Сталин накопил большой опыт руководящей партийной работы, но имел некоторые крайне отрицательные личные качества. «Тов. Сталин, сделавшись генсеком,— писал Ленин 24 дек.

1922,— сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью» [5]. Ленин предлагал обдумать способ перемещения Сталина с этого поста. 4 января 1923г. Ленин в продиктованном им добавлении к письму от 24 декабря 1922 указывал:

«Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лойялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д.»[6]

В силу сложившихся обстоятельств Сталин не был тогда освобожден от обязанностей генерального секретаря ЦК. Очередной XII съезд РКП(б) состоялся в Москве 17—25 апреля 1923, но ленинское «Завещание» делегатам этого съезда сообщено не было.

Через несколько месяцев после XII съезда, осенью 1923, оппозиция, возглавляемая Троцким, выступила открыто с антиленинской платформой. ЦК партии, возглавляемый Сталиным, организовал борьбу партии против троцкистской оппозиции. В январе 1924 года скончался Ленин.

В конце мая 1924 прошёл ХШ съезд РКП(б), делегатам которого ленинское «Завещание» было сообщено не на заседании съезда, а на совещаниях делегаций отдельных республик, краев, губерний.

Зачитав «Завещание», руководители делегаций (секретари местных партийных органов) ставили перед товарищами вопрос: целесообразно ли в условиях острой внутрипартийной борьбы освобождать Сталина от поста генерального секретаря.

Делегации XIII съезда, а затем члены ЦК РКП(б) на состоявшемся сразу после съезда пленуме обсуждали письмо Ленина в сложной внутрипартийной обстановке. Искренне надеясь, что Сталин добросовестно выполнит свое обещание учесть ленинскую критику, делегаты съезда и пленум ЦК высказались за оставление его на посту ген. секретаря ЦК.

Причины возникновения культа личности Сталина

При рассмотрении вопроса о возникновении культа личности Сталина необходимо учитывать как объективные, конкретные исторические условия, так и субъективные факторы, связанные с личными качествами Сталина.

Коммунистическая партия руководила строительством социализма в СССР в чрезвычайно сложной международной и внутренней обстановке (капиталистическое окружение, угроза воен.

нападения, ожесточенная классовая борьба в стране, когда решался вопрос «кто — кого?», борьба с троцкистами, правыми оппортунистами, а также с буржазными националистами). Эти условия требовали железной дисциплины, централизации руководства, некоторого ограничения демократии.

«Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом как временные, подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире. Народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые и новые успехи советского общественного строя».[7]

Страна осуществляла первый в истории опыт построения социалистического общества, формировавшегося в процессе исканий, проверки на практике многих истин, известных до того лишь в общих чертах, в теории. СССР был единственной страной, прокладывавшей путь к социализму.

Преодолевая огромные трудности в течение всех предвоенных пятилеток, ранее отсталая страна в результате героических усилий партии и всего народа совершила гигантский скачок в своем политическом, экономическом и культурном развитии.В те годы Сталин вместе с другими руководящими деятелями партии выступал как крупный организатор борьбы советского народа за построение социализма.

Он возглавил борьбу партии против отклонений от ленинской линии, допускавшихся троцкистами, затем группой Зиновьева — Каменева, а впоследствии группой Бухарина — Рыкова — Томского. В ряде работ, включенных в сборник «Вопросы ленинизма», Сталин защищал ленинские положения о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, что вооружало партию в борьбе с оппозициями; все это снискало ему большой авторитет в партии и народе.

В этой обстановке стал постепенно складываться культ личности Сталина. С именем Сталина стали неправильно связывать все победы и успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной. Восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. На том этапе сказались отрицательные качества Сталина.

Он не стремился убеждать противников, подчинять их идейному влиянию партии, разрешать возникающие разногласия и противоречия демократическими, партийными, методами, как это делал Ленин, а прибегал к методам администрирования. Он, вопреки решениям съездов партии о развертывании внутрипартийной демократии, отходил от ленинского метода коллективного руководства, самолично принимал решения по важнейшим вопросам.

«Сталин, непомерно переоценив свои заслуги, уверовал в собственную непогрешимость. Некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии, неизбежные в условиях ожесточенной борьбы с классовым врагом и его агентурой, а позднее в условиях войны против немецко-фашистских захватчиков, Сталин начал возводить в норму внутрипартийной и государственной жизни, грубо попирая ленинские принципы руководства».[8]

Проявления культа личности

Сталин стал нарушать уставные требования партии, что выразилось в нерегулярном созыве съездов партии и пленумов ЦК, свертывании работы Политбюро ЦК как коллективного органа руководства, нарушении внутрипартийной демократии в виде подмены выборности в партийные органы кооптацией и т. д.

Даже в тяжелых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, в первые 6 лет после Октября (1918—23), при Ленине состоялось 6 общепартийных съездов, 5 конференций, 79 пленумов ЦК партии. В первые 10 лет после смерти Ленина (1924—33) состоялось 4 партийных съезда, 5 конференций, 43 пленума ЦК, большей частью посвященных борьбе с оппозициями и уклонами.

Но за последующие 20 лет (1934—53) состоялось всего 3 съезда партии и одна конференция, причем интервал между XVIII и XIX съездами составил 13 лет. За два десятилетия было созвано только 23 пленума ЦК. В 1941, 1942, 1943, 1945, 1946, 1948, 1950 и 1951 не было ни одного пленума ЦК.

Нарушив ленинское «Завещание», Сталин поставил себя над ЦК партии, вышел из-под его контроля, оградил себя от критики.

Сталин методически укреплял культ своей личности; он приписывал себе чрезмерные заслуги перед партией, успехи, достигнутые народом в гражданской войне, в строительстве социализма, в разгроме гитлеровских полчищ. Повсеместно в изобилии сооружались монументы Сталина.

Чтобы создать ореол непогрешимости Сталина, искажалась история партии, упорно пропагандировалась теория «двух вождей», версия, будто Сталин—это именно тот человек, который вдвоем с Лениным создавал большевистскую партию, разрабатывал ее теорию и тактику.

Последствия культа личности

В марте 1922 года Ленин отмечал громадный, безраздельный авторитет «того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией»[9]. Именно эти люди знали правду о действительных и мнимых заслугах Сталина, и они явно мешали Сталину.

Малейшие попытки противодействия фальсификации истории партии стали расцениваться Сталиным как «враждебные вылазки» или «примиренчество к ним»; началась безжалостная расправа с неугодными Сталину лицами.Сталин выступил со справедливым утверждением, что по мере продвижения к социализму классовая борьба все более обостряется. К сожалению, это в некоторой мере послужило теоретическим обоснованием репрессий.

Репрессиями по отношению к ленинским кадрам партии, честным государственным и хозяйственным руководителям, командному и политическому составу Красной Армии, рядовым коммунистам и советским гражданам был нанесен тяжелый ущерб.

Культ личности Сталина способствовал распространению в партийном строительстве и хозяйственной работе порочных методов, голого администрирования, нарушений внутрипартийной демократии.

В планировании и управлении народным хозяйством порождались волюнтаризм и субъективизм, пренебрежение экономическими законами и стимулами развития производства, серьезно нарушался социалистический принцип оплаты по труду.

Обстановка культа личности Сталина нанесла вред общественным наукам, в том числе философским и историческим, и в особенности — изучению истории партии, что тормозило творческое развитие марксизма-ленинизма, ослабляло влияние науки на развитие общества.

Источник: https://kommynist.ru/%D0%9A%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82_%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%98._%D0%92._%D0%A1%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B0

«О культе личности И.В. Сталина и его последствиях»: зачем был нужен самый влиятельный доклад XX века?

что такое культ личности

Возвеличивание личности И.В. Сталина средствами СМИ, пропаганды, в произведениях культуры и государственных документах началось примерно в середине 1920-х годов. Этот нескончаемый информационный поток формировал общественное представление о том, что своему экономическому или социальному успеху страна обязана лично вождю.

Более того, даже своим личным счастьем каждый простой советский гражданин был обязан Иосифу Виссарионовичу! Своего пика культ личности И.В. Сталина достиг после окончания Великой Отечественной войны.

В многочисленных проблемах послевоенного времени, в личных бедах и невзгодах советские люди, как правило, винили местную власть (директора заводов и председатели колхозов, руководители советов и партийных органов), а верховная власть в лице вождя воспринималась последней надеждой к спасению.

Такая почтительность и обожествление Сталина объяснялись не только личным выбором или убеждениями: это пропагандировалось всей советской идеологической машиной, а контроль в этой области осуществляли исполнительные органы власти, МВД и МГБ.

Пользуясь доверием населения, власть откладывала и откладывала столь остро необходимые преобразования в сфере политики, экономики, идеологии Когда требовалось активно обновлять советское общество, государство включило пластинку с песнями про «трудную внешнеполитическую обстановку» и «временные сложности с восстановлением разрушенного войной хозяйства», а через некоторое время переключило внимание общества на поиски внешних и внутренних врагов. Конечно, этим восстановление разрушенной страны не ограничилось, но большинство преобразований послевоенного периода оказались неэффективными или же носили больше политический характер. Денежная реформа обернулась обыкновенной деноминацией и не смогла выровнять спрос и предложение, а ежегодные сталинские снижения цен на товары в 1948-1953 годах могли выглядеть как забота о благе народа, но для экономики были совершенно иррациональными. Да, произошла отмена карточной системы, но дефицит товаров и продуктов никуда не делся. Больше половины населения – крестьяне – продолжали жить на грани нищеты и голода. А новые репрессии, восстановление «железного занавеса», идеологический и моральный диктат над обществом не заставили себя ждать

Король умер – да здравствует король!

С гибелью И.В. Сталина в Советском союзе появилась реальная возможность обновления жизни страны в политической и социальной сферах. Эту необходимость понимали и оставшиеся политические элиты, для которых важно было сохранить контроль над обществом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как подготовиться к узи почек

К самым явным проблемам страны можно отнести массовые репрессии, ГУЛАГ, крайне тяжелое положение сельского хозяйства и национальный вопрос. Однако отсутствие прямого «наследника» во власти породило весьма напряженную ситуацию с «престолонаследием»: сформировалась целая группа политиков, претендовавшая на верховную власть в стране.

Тремя наиболее влиятельными фаворитами были Л.П. Берия, Г.М. Маленков и Н.С. Хрущёв. Вероятность «получить» страну определялась, с одной стороны, реальными полномочиями занимаемой должности, а с другой – личным авторитетом.

По инициативе Берия, а затем и Маленкова, в 1954-1955 годах начала проводиться реабилитация заключенных ГУЛАГа, уменьшались полномочия и сокращался штат силовых органов. Однако фигура самого Сталина никаким негативным комментариям не подвергалась.

Совсем иная ситуация сложилась после того, как положение на политической арене стал завоёвывать Хрущёв. После ареста и расстрела Берия в 1953-м и отставки Маленкова в 1955-м Хрущев сумел выдвинуться на верховные позиции в государстве. Следующий, 1956 год, стал вершиной борьбы с культом личности и наследием сталинской эпохи. Зимой, в феврале, состоялся XX съезд КПСС, оказавший весомое влияние на общественные устои в стране.

Совет учителю: важно понимать, что ликвидация Берия избавила Советский союз от силовой модели управления обществом, которую собирался выстроить главный силовик страны, предварительно очистив её от культа личности Сталина. Противостояние Маленкова и Хрущёва представляло собой борьбу двух бюрократических ведомств: Совета министров СССР и ЦК КПСС. Хрущёв, руководивший партией, смог привлечь на свою сторону молодые партийные кадры и довольно быстро победить в этой борьбе.

Докладу предшествовала серьезная подготовка: в декабре 1955 года на заседании Президиума ЦК была создана особая комиссия под руководством партийного деятеля П. Н. Поспелова, чьей задачей стало изучить материалы дел о массовых репрессиях сталинского периода. Через два месяца доклад был готов и представлен Президиуму.

Выводы доклада оказались неутешительными: аресты и заключения в тюрьмы проводились на основании дел, сфабрикованных следователями НКВД, которые не гнушались пыток и истязания заключенных. Такое жестокое обращение с подозреваемыми санкционировал лично Сталин, который планировал массовые чистки в партийном аппарате.

Президиум постановил, что Хрущёв обязан выступить с этим докладом на грядущем съезде партии.

XX съезд ЦК КПСС

Во время своего выступления 25 февраля 1956 года на съезде КПСС Хрущев осветил множество общественно-политических тем, не прибегая к критике Сталина.

Первый секретарь говорил о проблемах во внешней политике и мерах их преодоления, рассказывал о небывалых высотах, которых Советский союз достиг в политическом и социально-экономическом плане.

Иронично, что происходило это на фоне только что завершившейся пятой пятилетки 1951-1955 года, чьи невыполнимые завышенные показатели не отвечали реальным потребностям общества. Затем начались прения. Они проходили в традиционном русле: из них складывалась картина успешного развития СССР под «мудрым руководством» ЦК КПСС.

После основного выступления следовало закрытое заседание, на котором Хрущёв выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Впервые зазвучали слова о несправедливых массовых репрессиях и грубых ошибках Сталина во внутренней и внешней политике.

«После смерти Сталина Центральный комитет партии стал строго и последовательно проводить курс на разъяснение недопустимости чуждого духу марксизма-ленинизма возвеличивания одной личности, превращения ее в какого-то сверхчеловека, обладавшего сверхъестественными качествами, подобие бога. Этот человек будто бы все знает, все видит, за всех думает, все может сделать, он непогрешим в своих поступках. Такое понятие о человеке и, говоря конкретно, о Сталине, культивировалось у нас много лет»

Доклад Хрущёва с критикой Сталина включал в себя следующие положения:

  • Нарушение правил коллективного руководства: репрессии «старых большевиков» — участников гражданской войны;
  • «Большой террор» и массовая фальсификация дел, направленная на выполнение «планов» по осуждённым и расстрелянным. Неправомерное использование термина «враг народа» в качестве оружия политической борьбы;
  • Преувеличение роли Сталина в Великой Отечественной войне;
  • Депортация народов;
  • Дело врачей и Мингрельское дело;
  • Проявления культа личности: песни, названия городов, и т. п.;

По своей сути, этот доклад критиковал в первую очередь Сталина и его личность, а такие вещи, как единоличное право коммунистической партии на власть и отсутствие демократии, игнорирование законов объективного развития экономики сомнениям не подвергались.

Разоблачая культ личности, и Хрущёв, и высшая партийная номенклатура преследовали несколько целей: модернизировать систему, не меняя её сущности. К тому же стало возможным списать на Сталина все преступления и последствия внешней и внутренней политики 1930-1950-х годов, которую разрабатывал, к слову, не один Сталин лично. На него же возложили всю ответственность за катастрофу на границе летом 1941 года.

В интересах политических элит было обелить себя и переложить на Сталина всю ответственность за проблемы страны и страдания людей. Хрущев был уверен, что ему разоблачение не грозит, хотя существовали документы, компрометирующие нового главу государства.

Но, пожалуй, главной целью Хрущева на XX съезде было укрепление собственных позиций в качестве безоговорочного лидера в государстве, а разоблачение «культа личности» рассматривалось им как единственно возможное орудие борьбы с политическими противниками.

Доклад Хрущева о культе личности произвел ошеломляющее впечатление на делегатов съезда. Было принято решение ознакомить с ним всех членов партии, комсомольский актив, работников советского аппарата, руководителей зарубежных коммунистических партий. После XX съезда десталинизация, демократизация советской политической системы была продолжена. Как тогда выражались, настала «оттепель».

«Перемен!»

После съезда в стране начались активные преобразования. Первым, с чего начал Хрущев, стала децентрализация системы управления и построение модели «общенародного государства». Целью была постепенная передача функций государства общественным организациям: профсоюзам, комсомолам, производственным совещаниям на предприятиях и т.д.

Однако эта задумка была обречена на неудачу, так как ей препятствовала сама структура советского государства с её однопартийностью и отсутствием альтернативы на выборах в государственные органы.

Кроме того, возрос идеологический диктат во всех сферах общественной жизни: любая общественная инициатива должна была быть вмонтирована в идеологию «построения коммунизма».

Активно стали проводиться реабилитации заключенных сталинской эпохи и восстановление прав депортированных народов, расширялись права союзных республик. Стала появляться возможность публикации многих литературных, научных и публицистических произведений, рассказывающих о трагической эпохе Сталинского правления.

Одним из самых знаменитых произведений об этом времени стал опубликованный в период оттепели «Один день Ивана Денисовича» А.И. Солженицына. Обновленное законодательство второй половины 1950-х годов отличалось большим либерализмом и заметным смягчением уголовных наказаний.

Через несколько лет своего правления реформаторский потенциал Хрущева начал угасать, а его амбиции по покорению новых властных вершин только набирали обороты.

Проведенные изменения не принесли главного: люди ждали улучшения элементарных условий жизни, а вместо этого видели, что руководящие партийные и государственные работники наделяют сами себя большими привилегиями, что их материальный уровень жизни значительно выше уровня жизни простых людей.

А много ли «оттаяло»?

Развенчание «культа личности» имело для общества глобальные последствия, расколов его на сторонников и противников «сталинизма» и наследия вождя. Хрущев в первую очередь преследовал конкретные цели по установлению собственного лидерства в государстве и не собирался идти по пути десталинизации основательно и планомерно.

Однако всё его правление, все его действия как руководителя оказали негативное влияние на общество. Если «сталинисты» не могли простить ему XX съезд, а «либералы» – недостаточную и непоследовательную демократизацию советского общества, то значительная часть общества в целом перестала доверять власти. Жизнь людей и чиновников начала протекать в разных измерениях.

В целом же, и сталинские беззакония, и непоследовательные преобразования Хрущёва больно ранили советское общество, уязвили его нравственность и душу.

#ADVERTISING_INSERT#

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/o-kulte-lichnosti-i-v-stalina-i-ego-posledstviyakh-zachem-byl-nuzhen-s/

Что такое культ: виды, особенности приверженцев, разоблачение

что такое культ личности

Изначально слово «культ» было чисто религиозным понятием, но в современном мире существует понятие культа еды, культа личности, культа потребительства, культа разума, культа денег, культа предков. Возводить в культ стали буквально все. Что же это такое, опасно ли, и если да, то чем именно? Давайте разберемся.

Что такое культ

Культ – поклонение чему-либо или кому-либо, слепая вера, безусловное подчинение, восхваление. Например, культом является поклонение богу, иконам. Но в то же время культовой может стать музыкальная группа, например, в 60-х годах таким объектом поклонения и обожания стала группа Битлз. А в СССР был культ Ленина.

С латинского культ можно перевести как «образ жизни, культура». То есть это не столько приверженность кому-то или чему-то, сколько пристрастие к идее, мышлению личности, ее ценностям, жизненным тезисам. Для людей, участвующих в культе, это действительно становится образом жизни, философией, мировоззрением.

Объектом культа может стать личность, материальные блага, моральная ценность, идея, социальное явление. Африканские племена до сих пор верят в силу природных явлений и в высшие силы, устраивают обряды, тематические танцы.

Изучением культов занимаются историки, социологи, психологи, религиоведы, культурологи. Это сложный феномен, расположенный на стыке нескольких наук.

Виды культов

Мы уже сказали кратко о том, что становится объектом поклонения, но давайте рассмотрим подробнее популярные виды культов: религиозный, культ личности, культ разума, культ материальных ценностей и положения в обществе.

Религиозный культ

Это вера и поклонение божествам, высшим силам, священным предметам или животным. Приверженцы религиозного культа поклоняются своему богу, иконам, мощам, предметам-посредникам между людьми и богами. Религиозный культ всегда наделен обрядами, традициями, церемониями. В широком смысле культом можно назвать любую существующую религию, но в узком смысле речь идет только о сектах.

Культ личности

Это явление возникает чаще в политической сфере или в рамках какой-то субкультуры. Проще говоря, это следование за вождем, преувеличение значимости и уникальности какой-то личности. Возникает при авторитаризме и тоталитаризме.

Однако встречается и неполитический культ личности, например, в свое время были культовыми Алан Чумак или Анатолий Кашпировский. Не всегда культовым становится положительный персонаж. Объектом культа личности становится лидер, а они, как мы знаем, бывают и деструктивными.

Культ разума

Возник как противовес религиозному культу. Иногда его отождествляют с атеизмом. Под культом разума подразумевается поклонение научному знанию. Его приверженцы всему стараются найти научное и логическое объяснение, одержимы экспериментами и образованием, не признают религию.

Культ материальных ценностей, положения в обществе

К этому типу относятся существующие в нашем обществе культ денег, культ красоты, культ молодости, культ потребления. Его противник – культ духовного развития, моральных ценностей отречения от материальных благ.

Деструктивные и конструктивные культы

В основном речь идет о сектах, но встречаются и другие деструктивные культы, например, криминальной направленности. Среди молодежи сейчас модно деструктивное и асоциальное движение АУЕ (арестантский уклад един), всегда был популярен сатанизм и подобные этому поклонения.

Деструктивные культы пропагандируют образ жизни, противоречащий существующему укладу общества, его нормам, системам. Кроме этого, деструктивные культы меняют сознание личности, подчиняя его себе и используя во благо организации, лидерам культа, подавляют индивидуальность человека.

К этим же культам относится псевдонаучный культ, например, современное увлечение эзотерикой. На мой взгляд, это уже стало культом. Но я не могу сказать, что такое увлечение положительно отражается на развитии личности. Появилось много псевдотренеров с курсами личностного роста и прочих шарлатанов. Впрочем, они были всегда.

Особенности приверженцев

Американский психолог Стивен Хассен 25 лет изучал культы. Вот как автор охарактеризовал их: «Прибегают к обману и методам контроля сознания, чтобы подорвать свободную волю человека и поставить его в зависимость от лидера группы».

Из этого мы можем сделать вывод, что приверженцы обладают следующими психологическими особенностями:

  • внушаемость;
  • слабая сила воли;
  • неуверенность в себе;
  • склонность к зависимому положению, подчинению;
  • мышление жертвы;
  • низкий уровень интеллекта, узкий кругозор;
  • пассивная жизненная позиция;
  • неопределенность, отсутствие личных планов;
  • личностная незрелость, отсутствие стойкого мировоззрения, убеждений, ценностей.

Культ – это секта. Во главе стоит один человек, группа людей или организация. В любом случае приверженцы в данном контексте становятся пешками в чьей-то игре. Конечно, с этим нужно бороться.

Разоблачение

Главное отличие культа – его идеи не поддаются критической оценке. Лидеры запрещают приверженцам мыслить иначе, оспаривать навязываемые им идеи.

Лидеры называют себя по-разному: старейшина, гуру, наставник, учитель, пророк. Они якобы наставляют людей на путь истинный, но при этом полностью блокируют самостоятельность «учеников». Они просто говорят, что делать, как думать, чтобы быть счастливым. Правда, спорный вопрос, становится ли от этого человек счастливым. Чаще нет.

Культ контролирует сознание приверженца. Контролируется предоставляемая информация, личное время, поведение, эмоции и чувства.

Разоблачить или хотя бы заподозрить культ можно по следующему плану:

  1. Информация не предоставляется полностью? Существует что-то доступное только особо посвященным людям? Информация зависит от уровня посвящения?
  2. Организация делит мир на хорошее и плохое, черное и белое, притом плохое и черное – это все, что находится за ее пределами?
  3. Лидеры запрещают остальным участникам общаться с теми, кто вышел из общества? Ушедших считают неудачниками, грешниками или предателями? Активным участникам нельзя спрашивать у других, почему те ушли?
  4. Организация не разрешает читать другую литературу, в том числе оппозиционную? Лидеры сами выдают книги для расширения кругозора, исключают их критическое обсуждение и полемику?
  5. Собрания, молитвы, проповеди, чтение литературы занимает все время приверженца? Лидеры организации контролируют соблюдение идей, поощряют доносительство на других участников?
  6. Культивируется идея страха (потерять спасение, мыслить свободно, подвергнуться злу извне)? Стимулируется ли в участниках чувство вины на основе личного несовершенства, невозможности достижения идеала?
  7. Навязывается ли идея о том, что причастность к группе и подчинение лучше и безопаснее личных решений, мнений?

Больше половины утвердительных ответов означает, что вы имеете дело с культом. Чем больше положительных ответов, тем вероятнее это.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как живут в таджикистане обычные люди

Но это больше относится к религиозным культам и культу личности. Что касается обширных феноменов типа культа денег или культа еды, то заметить его проще. И бороться с ним на частном уровне просто. Ведь напрямую никто не запрещает вести себя иначе, читать другую литературу, не смотреть телевизор, заниматься саморазвитием с помощью книг.

В данном случае каждый человек сам выбирает, насколько хочет участвовать в потребительских отношениях. Хоть с одержимыми людьми и бывает сложно выстраивать отношения, но опять же в жизни мы сами выбираем, с кем жить, кого любить. Можно вместе хотя бы в своем узком кругу не участвовать в культе потребительства.

Послесловие

На мой взгляд, большинство культов носят негативный характер, остальные – нейтральный. Положительных культов я практически не вижу. Каждый из них лишает человека самостоятельности, стопорит развитие.

К полезным поклонениям можно отнести, например, культ здорового образа жизни или культ образования. Но все хорошо в меру, а чрезмерная увлеченность превращается в одержимость. Человек оказывается заложником идеи, она становится целью, а не средством. Из-за культов возникают войны, противоречия, личностная тревожность, комплексы.

Культ – это игнорирование, подавление индивидуальности, заложенных в человеке способностей, особенностей. Это стремление уравнять всех людей, притом сделать их похожими на некий один идеал. При этом акцент ставится на негативное отношение к себе, несостоятельность, а не на любовь и принятие, раскрытие личностного потенциала.

Источник: https://psychologist.tips/3654-chto-takoe-kult-vidy-osobennosti-priverzhentsev-razoblachenie.html

Доклад-сообщение «Культ личности»

Культ личности – это восхваление определенного человека, почитание его и наказание за неуважение. Впервые словосочетание «культ личности» было использовано Хрущевым в 1956 году.

Культ личности характерен для тоталитарного общества. В бывшем СССР был культ личности Сталина, в других странах Гитлера, Мао Цзэдуна, Ким Чен Ына.

Цели создания

  • Страх врага перед вождем;
  • Абсолютная власть;
  • Видимость несокрушимости власти.

Что нужно для создания культа личности

  • Низкая образованность граждан;
  • Отсутствие единства народа;
  • Нетерпимость к инакомыслию;
  • Наличие харизмы и ораторских способностей у вождя.

Как создается

  • Изображения лидера на баннерах, плакатах, товарах, чем больше, тем лучше;
  • Издание законов, запрещающих негативные высказывания в сторону вождя;
  • Присутствие вождя во всех новостях, причем только в позитивном ключе;
  • Показ власти через репрессии, оружие, пытки;
  • Издание биографий, атобиографий, книг с мыслями о политике вождя;
  • Наименование улиц, городов, памятников, товаров именем вождя.

Культ личности правителей древности

В древние времена правителей также обожествляли. В Древнем Египте считалось, что правитель был послан богами, а значит, имел особую силу и таланты. Многие правители действительно обладали особыми знаниями вести войны и мирные дела, но связаны они были с качеством образования, а не с вмешательством божеств.

В Древнем Мире был императоров культ. Император также считался непогрешимым, при жизни им строили дворцы и ставили памятники.

Культ личности в истории СССР

Благодаря деятельности Сталина и появилось это словосочетание. По его приходу к власти сначала начались репрессии всех недовольных государством, военных высших чинов, ученых, а затем всех, на кого было донесение. Расстреливали и всех тех, кто был не согласен с такой политикой. Вождя народа нужно только восхвалять и подчиняться, чтобы создать иллюзию непогрешимости. Восхваление должно касаться всего, также должны быть признаны таланты во всех сферах.

Сталину при жизни ставили памятники, посвящали песни, украшали его портретами кабинеты и товары, переименовали Царицын (ныне Волгоград) в Сталинград. Культ его личности начался в 1920 году, разросся к переименованию города в 1925, а к великим репрессиям 1937-1938 принял необратимый характер.

Труп Сталина нашли вечером в его комнате, хотя умер он утром. Весь день люди просто боялись зайти к нему без ведома, опасаясь расстрела.

Во времена Хрущева культ Сталина еще сохранялся, но уже утихал. Во времена Брежнева культ личности стал любимой темой комиков, а самого Брежнева одаривали наградами, не имеющими к нему отношения, и подолгу аплодировали после его слова на партсъезде.

Культ личности в наши дни

Основателем КНДР был Ким Ир Сен, который правил ей посмертно и создал вокруг себя культ личности. Позже культ перешел на его сына и внука.

В наши дни самым ярким примером культа личности считается высший руководитель КНДР Чим Чен Ын. Культ личности был и у его отца, но Ким Чен Ын возвел свою персону в абсолютный культ. Все демонстрации проходят с участием его или его портретов, за малейшее негативное высказывание касаемо него моментально казнят. Его боятся и за границей закрытого государства из-за непредсказуемости его действий. На один из дней рождений в его честь было проведено испытание ядерной бомбы.

Ким Чен Ын любит говорить о своем могуществе и силе ядерного оружия. Он сильный и жестокий правитель.

Культ личности – явление негативное и характерное для тоталитарного строя. Чем больше обожествляют правителя, чем жесте его критика, тем бесправней общество и тем сложнее внутренняя политика страны.

Источник: https://spadilo.ru/doklad-soobshhenie-kult-lichnosti/

Что такое Культ личности?

Культ личности – восхваление или превознесение отдельной личности. Чаще всего в роли объекта восхищения выступает видный государственный или политический деятель. Ярким примером культа личности было возвеличивание Иосифа Сталина с помощью средств массовой информации, а также различными видами культуры.

Причины возникновения

Культ личности может сформироваться только при наличии определенных условий в социальной среде. Многие психологи считают, что предпосылками к возвеличиванию отдельной личности является социальная незрелость многих индивидов, а именно их нежелание нести ответственность за собственные поступки и действия.

Впоследствии такая система оценок может привести к формированию определенного фиксированно-ритуализированного стиля поведения. Культ личности может возникнуть только в том обществе, в котором наблюдается достаточно низкий уровень образования.

Успешная манипуляция общественным сознанием с помощью средств массовой информации и деятелей культуры возможна только при низком уровне критического мышления у населения. Ярким примером такого явление служит формирование культа личности Сталина в СССР.

Народ настолько сильно верил в непогрешимость вождя и его всемогущество, что не позволял себе усомниться в правильности его действий. Благодаря проведению репрессий повсеместно искоренялось инакомыслие, что привело только к укреплению страха и трепета перед Сталиным.

Также стоит обратить внимание на особенности менталитета некоторых сообществ. Особенно четко такую закономерность можно проследить в странах Азии и Латинской Америки.

Вероятные результаты

Культ личности, как и любое столь масштабное явление, имеет свои последствия. И эти последствия достаточно негативны не только для отдельных личностей, но и целого народа.

В любой социальной группе, в которой возник культ личности, рано или поздно начинают возникать волнения и сомнения. Возвеличение отдельного человека со временем потенцирует определенные противоречия, которые приводят к осознанию необходимых перемен.

Насильно насаждаемый культ личности провоцирует появление групп людей, которые будут стремиться «подорвать» систему изнутри. Таким образом, внутренние противоречия между согласными и несогласными способны разрушить сложившийся образ жизни и мышления.

Культ личности рано или поздно должен быть развенчан в любой социальной ячейке. Поэтому каждому отдельному члену общества приходится по итогу самостоятельно справляться с падением кумира с пьедестала.

Исторические примеры

Культ личности возникает повсеместно, начиная от египетских фараонов и заканчивая современными политическими деятелями. Чаще всего этот прием используется в политической пропаганде. В СССР впервые этот термин использовал Хрущов в своем докладе «О культе личности и его последствиях».

Иосиф Сталин

Наиболее масштабной и известной исторической личностью, который являлся предметом поклонения считается Иосиф Сталин. Именно вокруг него был искусственно создан образ непогрешимого лидера, который принимает только верные решения. Именно с его подачи в средствах массовой информации стали появляться такие обороты речи как «великий вождь», « отец народов» и другие подобные.

Немалую роль в формировании культа личности Сталина сыграли и культурные особенности развития страны в тот период. Его ставили в один ряд с идеологами марксистко-лениниского движения.

В честь его назвали множество населенных пунктов, природные, военные, территориальные объекты. В литературе 30-50х годов Иосиф Виссарионович занимал центральную позицию.

Произведения писателей, которые активно использовали образ великого вождя, печатались огромными тиражами и продавались во всех уголках союзных республик.

В тоже время благодаря жесткой цензуре подобная литература была практически единственной «формой» советской печати. То же самое можно сказать и о кинематографическом искусстве того времени.

Иосиф Сталин поощрял зарождающийся вокруг его фигуры культ личности и сам приложил для его развития немало усилий.

Адольф Гитлер

В своей книге «Моя борьба» Адольф Гитлер довольно подробно описывал культ личности. В частности он заявлял, что учение Маркса способно уничтожить саму личность и призвано нивелировать ее значимость для общества.

Самому Гитлеру во время его расцвета присвоили огромное количество всевозможных громких титулов (Первый Рабочий Новой Германии, Величайший Полководец всех времён, Военный Лидер Европы), которые активно использовались в агитационных речах, печатных изданиях. В своей политической и военной кампаниях он активно внедрял в массы образ сверхчеловека, которым являлся и сам.

Он преподносился как идеальная личность, квинтэссенция мудрости и заботы о немецком народе. В искусстве его образ использовался в качестве идеала.

Николае Чаушеску

Румынский президент активно занялся созданием культа вокруг своей персоны в 1968 году. Он вдохновился примером Ким Ир Сена и попытался провернуть подобное в своей родной стране.

Он полностью контролировал средства массовой информации. Также для достижения полного контроля он занимал сразу несколько важных должностей: секретарь коммунистической партии, глава вооруженных сил, председатель верховного совета и многое другое.

В школах дети наизусть заучивали стихи о великом вожде нации, учителя подробно рассказывали о Николае как о гениальном человеке, политике и ученом. Чаушеску поставил перед собою целью задавить любую оппозицию и пресечь все попытки сопротивления в зародыше.

О нем говорили как о человеке, который создал себя сам, без помощи семейных связей или значительных финансовых вливаний. В тоже время он был сильно обеспокоен своей внешностью. Все видео, фото президента проходили тщательный отбор перед публикацией. Николае Чаушеску сильно комплексовал из-за своего небольшого роста и

его старались снимать так, чтоб этот недостаток был незаметен. В 80-х годах такое же внимание стало уделяться и его супруге Елене.

Источник: https://ODepressii.ru/lichnost/kult.html

Значение словосочетания КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ. Что такое КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ?

  • Культ личности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля). Основа автократии.

Источник: Википедия

Источник: Викисловарь

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова мекать(глагол), мекал:

Все ассоциации к слову КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ

Предложения со словосочетанием «культ личности»

  • Газетчик долго голову не ломал, взял испытанный штамп периода культа личности, и этот штамп сработал.
  • Видимо, такой культ личности был решительно необходим, ибо, наделяя царя чертами божества, народ наделял его и высшими управленческими функциями.
  • Но если говорить о «заслугах» моего отца в создании культа личности, то они явно меркнут перед заслугами мастеров художественного слова.
  • (все предложения)

Цитаты из русской классики со словосочетанием «культ личности»

  • Ему припомнились все жестокие исторические женские личности, жрицы кровавых культов, женщины революции, купавшиеся в крови, и все жестокое, что совершено женскими руками, с Юдифи до леди Макбет включительно. Он пошел и опять обернулся. Она смотрит неподвижно. Он остановился. Гончаров И. А., Обрыв, 1869
  • Огромное, основоположное значение для дальнейшей истории русского сознания имеет то, что у Белинского бунт личности против мировой истории и мировой гармонии приводит его к культу социальности. Бердяев Н. А., Русская идея, 1946
  • Оправдание культуры. Различение культуры и цивилизации. Культура конца. Русский нигилизм: Добролюбов, Писарев. Аскетические, эсхатологические и моралистические элементы в нигилизме. Культ естественных наук. Противоречие между принципом личности и материализмом. Противоположение совершенной культуры и совершенной жизни. Л. Толстой. Опрощение Толстого и Руссо. К. Леонтьев и его отношение к культуре. Бердяев Н. А., Русская идея, 1946
  • (все цитаты из русской классики)

Понятия со словосочетанием «культ личности»

  • Культ ли́чности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля). Основа автократии.
  • Культ ли́чности Назарбаева — выражение, используемое в политической и медиасреде для описания характера политического и социологического образа Нурсултана Назарбаева по аналогии с представлениями о культе личности других руководителей стран мира.
  • Культ ли́чности Пу́тина — выражение, используемое в политической и медиасреде для описания характера политического и социологического образа Владимира Путина по аналогии с представлениями о культе личности других руководителей авторитарных государств. Распространено лишь в источниках так называемого «либерального толка» и каких-либо научно обоснованных подтверждений факт наличия реального культа личности не имеет.
  • Вокруг имени Владимира Ильича Ленина в советский период российской истории возник обширный культ. Его имя и идеи в СССР прославляли так же, как и Октябрьскую революцию, а позже и И. В. Сталина (вплоть до XX съезда КПСС).Подробнее: Культ личности Ленина
  • (все понятия)

Дополнительно

Источник: https://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%20%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8

Культ личности сталина — Школьная История

Выражение «культ личности Сталина» получило широкое распространение после появления в 1956 в докладе Н. С. Хрущёва «О культе личности и его последствиях» и в постановлении ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий».

Мифологизация картины истории

Основополагающую роль в создании мифологической картины советской истории сыграл созданный, частью лично Сталиным, частью под его редакцией «Краткий курс истории ВКП(б)».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда кирилл стал патриархом всея руси

Насколько Сталин в своём изложении пренебрегал элементарной логикой, видно из следующего отрывка, касающегося событий 1920 г. — катастрофического по своим последствиям отказа С. М.

Будённого выполнить приказ командования и перебросить свою армию на угрожаемый Варшавский фронт:

«Что касается войск Южного фронта, стоявших у ворот Львова и теснивших там поляков, то этим войскам „предреввоенсовета“ Троцкий воспретил взять Львов, и приказал им перебросить конную армию () далеко на северо-восток, будто бы на помощь Западному фронту, хотя не трудно было понять, что взятие Львова было бы единственно возможной и лучшей помощью Западному фронту. () Таким образом, вредительским приказом Троцкого было навязано войскам нашего южного фронта непонятное и ни на чем не основанное отступление — на радость польским панам. Это была прямая помощь, но не нашему западному фронту, а польским панам и Антанте»

Среди мифов, созданных «Кратким курсом», особенно живучим оказался абсолютно ни на чем не основанный миф о «победе под Псковом и Нарвой», якобы одержанной «молодой Красной Армией» 23 февраля 1918 года (см. День защитника Отечества).

К концу сталинской эпохи из истории революции и Гражданской войны исчезли практически все деятели, реально игравшие видные роли (кроме Ленина); их действия были приписаны Сталину, узкому кругу его соратников (как правило, игравших в реальности второстепенные и третьестепенные роли) и нескольким видным большевикам, умершим до начала Большого Террора: Свердлову, Дзержинскому, Фрунзе, Кирову и другим.

Партия большевиков представлялась единственной революционной силой; революционная роль остальных партий отрицалась; реальным лидерам революции приписывались «предательские» и «контрреволюционные» действия, и так далее. В целом созданная таким образом картина носила даже не искажённый, а просто мифологический характер.

Также при Сталине, особенно в последнее десятилетие его правления, активно переписывалась и более далёкая история, например, история правления Ивана Грозного и Петра Первого.

XX съезд КПСС

Самым известным разоблачителем культа личности был Хрущёв, выступивший в 1956 году на XX съезде КПСС с докладом «О культе личности и его последствиях», в котором он развенчал культ личности покойного Сталина. Хрущёв, в частности, сказал:

Культ личности приобрел такие чудовищные размеры главным образом потому, что сам Сталин всячески поощрял и поддерживал возвеличивание его персоны. Об этом свидетельствуют многочисленные факты. Одним из наиболее характерных проявлений самовосхваления и отсутствия элементарной скромности у Сталина является издание его «Краткой биографии», вышедшей в свет в 1948 году. Эта книга представляет собой выражение самой безудержной лести, образец обожествления человека, превращения его в непогрешимого мудреца, самого «великого вождя» и «непревзойденного полководца всех времен и народов». Не было уже других слов, чтобы еще больше восхвалять роль Сталина. Нет необходимости цитировать тошнотворно-льстивые характеристики, нагроможденные в этой книге одна на другую. Следует только подчеркнуть, что все они одобрены и отредактированы лично Сталиным, а некоторые из них собственноручно вписаны им в макет книги.

1961

В 1961 году тело Сталина выносят из Мавзолея Ленина — Сталина. Начинаются массовые переименования: город-герой Сталинград был переименован в Волгоград, Столица Таджикской ССР Сталинабад — в Душанбе (см. также Список мест, названных в честь Сталина).

1962

В срочном порядке паровозы ИС (Иосиф Сталин) были переименованы в ФДп (ФД, пассажирский вариант).

Культ вне СССР

Культ личности Сталина был также распространён в большинстве социалистических стран мира. После «разоблачения» культа в СССР, проявления культа личности Сталина на время остались только в Албании, Китае и КНДР.

Источник: https://dmitrschool04.ru/sobytiya/kult-lichnosti-stalina.html

Культы личности: причины, цели формирования и примеры

Такое понятие как «культ личности» слышал, наверное, каждый. Что первым приходит на ум при его упоминании? Чаще всего, попытки объяснить его значение основываются на общих сведениях о наиболее известных диктаторах, известных еще из учебников истории и сводятся к перечислению некоторых их черт. Так что же это такое на самом деле?

Говоря об этом понятии, мы говорим о возвеличивании или даже обожествлении человека, стоящего во главе страны или какой-либо религиозной организации (например, церкви).

Его роль в жизни страны и те функции, которые он выполняет, завышены до невероятных размеров, а власть считается неоспоримой или даже священной (в зависимости от идеологии и отношения к религии).

Власть вождя почитается как данная свыше, а сам он в сознании своего народа наделяется некими сверхчеловеческими способностями, например, по своему усмотрению менять ход истории или непосредственно ведать судьбой каждого гражданина страны. Чаще всего такое явление формируется в странах тоталитарного и авторитарного государственного строя.

Преграда формирования культа лидера

Стремление общества в целом и каждого человека отдельно к образованию и развитию – преграда на пути построения тоталитарного режима.

Как уже было сказано выше, одной из основных предпосылок для возникновения тоталитарного и авторитарного режима является низкий уровень культуры личности и образования в обществе. Культура личности предполагает всестороннее развитие человека, дающее ему возможность самостоятельно оценивать сложившуюся ситуацию и через призму собственного многогранного мировоззрения критически смотреть на идеологию, которую пытается нести в массы тот или иной режим.

Основная опора любого тоталитарного режима – малообразованные люди или те, кто не желает отвечать за принятие решений и их последствия. В обществе с развитой культурой личности едва ли удастся построить культ личности.

Примеры в истории

Наиболее известный советский лидер, создавший самый жесткий культ личности в истории СССР. Управлял страной с 1922 по 1953 год. Правление характеризуется массовыми репрессиями в отношении инакомыслящих. Ушел из жизни, находясь на посту Председателя Совета Министров СССР.

Политический лидер Ирака, возглавлявший страну до 17 апреля 2003 года. Почитался народом Ирака как строитель школ и больниц. После поражения в войне с американскими войсками ему было предъявлено множество обвинений, среди которых были обвинения в геноциде и массовых казнях. Казнен 30 декабря 2006 года.

Великий руководитель Кореи с 6 октября 1994 по 17 декабря 2011 года. Его культ личности в Северной Корее весьма близок к религии. Любые негативные высказывания об этом лидере до сих пор караются реальным тюремным заключением. В период его правления Северную Корею не раз обвиняли в злостном нарушении международных прав человека. После смерти вождя в стране был объявлен траур сроком на три года.

Лидер нацистской Германии со 2 августа 1934 по 30 апреля 1945. Основатель немецкого национал-социализма и диктатуры Третьего рейха. Почитался как сверхчеловек, совершенная личность и абсолютный идеал. После поражения в развязанной им Второй мировой войне покончил жизнь самоубийством.

Что такое полноценная личность гражданина

Говоря о полноценно и всесторонне развитом человеке и гражданине, мы говорим о таком понятии как «культура личности».

Культура личности – это, в первом случае, уровень развития человека, его потенциала, способностей и дарований, а во втором – совокупность социальных и политических компетенций, то есть способность:

  • брать на себя ответственность;
  • участвовать в обсуждении совместных решений;
  • разрешать конфликтные ситуации без применения насилия;
  • участвовать в принятии совместных решений по поводу деятельности тех или иных социальных Институтов;
  • понимать культурные и языковые различия и уважительно относиться к представителям других наций и культур.

Формирование культуры личности происходит в процессе обучения и воспитания под влиянием ее социального окружения и зависит от ее индивидуальной потребности в развитии и совершенствовании.

Культура делает человека личностью

В психологии для обозначения человека может использоваться слово «личность», а может использоваться «индивид». Разница понятий в том, что индивидом каждый является с самого рождения как биологическое существо, а вот личностью нужно стать путем постоянного обучения и самосовершенствования. Культура и личность – понятия неразрывно связанные между собой, ведь именно культура делает человека личностью.

Источник: https://HeadLife.ru/kult-lichnosti/

Культ личности — о преодолении культа личности и его последствиях

Личности, которым приписывались сверхъестественные качества, были во все времена. В древности люди поклонялись божествам, а позднее на эту роль выбирались люди –когда по праву рождения, а когда по предполагаемым заслугам. В чем заключается культ личности – разберемся в этой статье.

Что такое культ личности?

Речь идет о возвеличивании отдельного человека, которым является видный государственный деятель. Тем, кто интересуется, что значит культ личности, стоит привести в пример такие всем знакомые имена, как Сталин, Гитлер, Мао Цзэдун и др. В абсолютных монархиях цари и императоры играли роль Богов. Их почитали, ими преклонялись и славили не за конкретные качества, а просто за сам факт их нахождения на троне.

При диктатурах и авторитарных режимах стоять у руля власти было уже мало. Необходимо было обладать выдающимися качествами, делающими правителя достойным занимаемой должности. Имея в руках мощные орудия пропаганды, легко выдать себя за того, кого народ хочет видеть своим вождем и правителем. О таких людях писали поэмы и слагали былины, прижизненные биографии. Их труды изучали в учебных заведениях и повсеместно им устанавливали памятники.

Причины формирования культа личности

Такой феномен формируется только при определенных условиях:

  1. Разбираясь, каковы причины установления культа личности, стоит ответить, что такое возможно в обществе с социально незрелыми членами, не желающими брать на себя ответственность за свои действия.
  2. При низком уровне образования формируется определенный фиксированно-ритуализированный стиль поведения.
  3. Невозможность критически мыслить открывает перед диктатором широкие возможности по манипулированию и управлению общественным сознанием.

Народ наделяет его самыми лучшими качествами – мудростью, решительностью, непоколебимостью, добротой и другими, не позволяя себе даже усомниться в правильности его действий. Причины установления культа личности связаны и с кризисом в стране:

  • войной или беспорядками;
  • разгулом криминала;
  • ростом цен;
  • отсутствием товаров на прилавках магазинов. Массовые беспорядки требуют сильного правителя, и таковой всегда находится.

Почему тоталитаризм нередко порождает культ личности?

При такой форме правления вся власть сосредоточена в руках вождя. Он выступает главной политической силой, всеми способами искореняя инакомыслие. Все аспекты жизнедеятельности людей подконтрольны государству. Народ запуган и вынужден подчиняться власти, уважать ее, хотя и не имеет представление о том, насколько эффективна такая политическая сила. На такой почве и происходит формирование культа личности, которая играет роль локомотива, а члены общества – винтиков в огромной машине.

Каковы последствия культа личности?

Их можно рассмотреть на примере критики культа личности Сталина. После доклада Хрущева 25 февраля 1956 года, на котором он развенчал миф о заслугах вождя, в стране начались беспорядки, прокатилась волна общественного негодования. Задающимся вопросом, что плохого в культе личности, стоит ответить, что нередко вновь пришедшие к власти используют его для укрепления своих позиций. Так было и с Никитой Сергеевичем.

Списав все ошибки прошлых лет на вождя всех народов, он умолчал о своей роли в этом процессе. Общество как будто вышло из оцепенения и стало не просто ждать реформ, а требовать их. Сформировался особая психологическая атмосфера нетерпения, стимулируя власть к решительным действиям и усиливая опасность перехода курса на пропагандистский популизм. В дальнейшем это и произошло.

Борьба с культом личности

Развенчав миф о непогрешимости одного лидера, пришедшие к руководству не выигрывают, а проигрывают. Итоговый результат такого процесса заключается в:

  1. Подрыве веры народа в совершенство верховной власти как таковой.
  2. Критика культа личности в советском обществе привела к разрушению системы тотального страха.
  3. Критическом и мучительном переосмыслении мировой социалистической практики обществом.
  4. Раскалывании мирового коммунистического движения и его вступление в полосу кризиса, из которого оно уже не выбирается. Осуждению подвергаются не столько преступления Сталина, сколько вся советская общественная система.

Процесс преодоления культа личности

Преобразовываться советская государственно-политическая система начала сразу после кончины Сталина в 1953 году. Повсеместно приступили к:

  1. Ликвидации последствий сталинских репрессий, амнистировав многих заключенных тогдашних лагерей по всей стране.
  2. Восстановлению законности и правопорядка.
  3. С трибун власти много говорили о преодолении культа личности и его последствий, призывая к правильной большевистской политике – правомерной и отвечающей принципам идеологии Ленина.

Культ личности и его последствия дали начало Хрущевской «оттепели», претерпевшей три этапа своего развития. Причем к волнам «десталинизации» относят и перестройку Горбачева, а также многие события современной России. Бурными темпами развивается индустриализация и сельское хозяйство, создаются научно-исследовательские институты, технический прогресс прорывается к своим вершинам.

Современные проблемы культа личности

На сегодняшний день проблема культа личности является теоретическим направлением для работы крупнейших ученых. Они изучают процесс усвоения нравственных ценностей как составного элемента культуры.

Основой гуманистических инноваций в образовании является совокупность ценностей каждой личности – черт характера, морального облика, чувств. В этом заключается человеко концентрированный подход к образованию.

О культе личности и его последствиях говорится в контексте исследования проблемы культуры личности как неразрывной части процесса освоения культуры человеком.

Книги о культе личности

Миллионы людей были репрессированы, расстреляны и заключены в лагеря во время нахождения у руля власти Сталина. Последствия тех событий страна переживает до сих пор. Многие видные писатели в разное время приподнимали завесу тайны, описывая черты культа личности и последствия, к котором привело такое возвеличивание отдельного человека. К самым известным трудам относят:

  1. «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. Этот роман-исповедь вошел в «100 книг века».
  2. «Отверженная» Анчи Мин. Этот исторический роман освещает культ личности Мао Цзэдуна и трагические последствия его правления.
  3. «Тайный советник вождя» В. Успенского. В двух книгах рассказывается о деятельности Сталина от имени его соратника. Повествование не приукрашивает, но и не очерняет вождя всех народов, а честно рассказывает о событиях тех лет.

Источник: https://womanadvice.ru/kult-lichnosti-o-preodolenii-kulta-lichnosti-i-ego-posledstviyah

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Как перестать играть в казино

Закрыть