Что такое истина в философии

Реферат: Понятие истины в философии

что такое истина в философии

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Истина в моём понимании

2.Определение истины

2.1.Виды истин

2.1.1.Абсолютная истина

2.1.2.Относительная истина

2.1.3.Объективная истина

3.Понятие истины в философии

3.1.Истотрия понятия истины

3.2.Проблема истины в философии и роль научной рациональности

Заключение

Список литература

Введение

Во все времена человечесто пыталось узнать и постичь истину. Человек развивая сознание, всегда ищет истину. В поисках истины он учится осознавать себя и мир, в котором родился и существует. Каждый человек индивидуален и борется за свою правду, поэтому и возникает постоянные подмены понятий истины.

А изначально, зачастую, человек не видит разницу между этими понятиями, как истина и правда, откуда и возникает проблема в постижении истины. Так в чём же заключается истина? Нередко мы задаёмся этим вопросом, когда хотим добиться правды и правосудия.

Тут то и возникает вся сложность остаться объективным, не поддаться эмоциям и не мыслить только так как ты привык и как ты считаешь верным.

Так что же всё-таки такое истина и существует ли она? Какое определение, какой смысл в него вкладывает философия? Смысл, к тоторому еще с древних времён неустанно стремилась философская смысль. Как говориться: многие пытались «расколоть» этот таинственный «философский камень».

На столько сложно узнать итину, она стала на столько таиственной, что именно такие люди, как философы, отдавали и отдают огромное количество секунд, минут, часов, дней, месяцов, лет, и из века в век, чтобы раскрыть эту тайну. Очень долго не получалось найти однозначный ответ.

И что мы имеем на сегодняшний день? Мы только можем знать точно, что такое истина, но в чём конкретно заключется истина, на мой вгляд, нельзя сказать по сей день.

То, что истина это верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания, человек принимает и соглашается, но найти, увидеть и разглядеть истину невероятно сложно.

1. Истина в моём понимании

Что есть истина? Вопрос непростой. Истина бывает разной. Научной, социологической, просветительской Истина в каждом деле своя.

Я же хочу поговорить о духовной истине. Что есть духовная истина?

На мой взгляд, истина – это однозначность в решении. Такая однозначность, которая согласуется с сердцем. Что это значит? Допустим, некто говорит о мере греха, которую он видит в другом человеке. Он говорит о том, что кажется ему истинным.

То есть его сердце не сопротивляется выводам разума. И это я называю истиной. Но! Такая истина будет относительной. Для него, для размышляющего о грехе человека, наверняка его суждения будут не противоречащими его же познаниям.

И это значит, что он – находит в своих словах истину. Думаю этот вывод понятен.

Теперь, что же такое абсолютная истина? Как это можно представить- абсолютная истина, это выводы разума о чём-либо, согласующиеся с истинным сердцем. С таким сердцем, которое, подобно сердцу Бога. Это легко понять на следующем примере.

Вот он: человек (любой) рассуждает о красоте. Рассуждает, пользуясь знаниями концептуального, философского, текстологического и иных порядков. В этом случае этот человек пытается различить с помощью разума логику и меру чувственного наполнения в предъявленном на его суд шедевре. Такой человек будет выискивать элементы красоты, чарующие его личную суть. То есть – этот человек будет механически опознавать элементы красоты, позволяющие ему сказать искренне слова восхищения этим шедевром.

По-другому о том же: человек всегда ограничен в своих оценках мерой своего знания, мерой своей сердечности и мерой согласованности этих двух важных составляющих в своей сути.

Никто в мире не сможет выявить красоту в предъявленном ему шедевре – не обладая разумным видением и сердечным вниманием, соответствующим порядку этого предъявленного шедевра.

По-простому о том же: я, например, не видела раньше некоторых черт характера в близких мне людях, общаясь с ними потому, что была не знаком с такими чертами, как с образами духовной целостности.

Я не различала тех черт характера в близких мне людях при своём общении с ними, к которым была иногда сердечно невнимательна и к которым не чувствовала притяжения. Иными словами, я была слепа и глуха по отношению к таким чертам характера.

Но с годами получаешь опредеделённый опыт и знания, и начинаешь различать эти черты характера. Потому, что начала понимать ценность таких черт. Потому, что начинаешь видить и прочувствывать степень могущественности этих черт в сердцах людей.

Всё это приходит к нам только через личный опыт. Через опыт боли, разочарований и поражений.

2. Определение истины

Чтобы дальше работать и разбирать разные темы и вопросы об истине, хотелось бы тщательней углубиться в понитие истины.

Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.

Можно сделать множество примеров для того, чтобы на практитке было легче понять, что же такое истина. Я приведу лёгкий и часто применяемый пример: ребёнок сидит за столом и завтракает. Ему захотелось взять конфету, и он потянулся к вазе, а локтем зацепил чашку, стоящую на краю стола. Чашка упала и разбилась.

Входит мама, видит разбитую чашку и спрашивает, кто её разбил. Ребёнок отвечает, что он не разбивал. Мама утверждает, что разбить чашку мог только он. Столкнулись две правды: ребёнок прав, потому что он не разбивал чашку и даже к ней не прикасался; мама права, потому что кроме ребёнка чашку никто разбить не мог.

А истина заключается в том, что чашка была разбита случайно, её никто не разбивал специально.

Сделаю вывод, что мы не всегда можем связать воедино причину и следствие, что и становиться результатом того, что у людей разные истины и происходит недопонимания.

2.1. Виды истин

Говоря об истине и давая ей определения, мы не должны забывать, что истина была разделена на несколько видов. Зная и и понимая эти различия нам легче будет в постижении истины.

—>ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Источник: https://cwetochki.ru/ref-referat-poniatie-istiny-v-filosofii.html

1. Понятие истины в философии. Объективная истина

что такое истина в философии

Проблема истины — центральная проблема теории познания. Наряду с такими понятиями как добро, красота, справедливость относится также и к мировоззрению, к фундаментальным характеристикам человеческого бытия. В истории философии существует немалое количество определений истины. Это связано с различными подходами к ее трактовке в рамках различных школ и направлений.

Наиболее характерные среди них: “Истина — это соответствие знаний действительности”; “Истина — это то, что просто и экономно описывает опыт” (эмпириокритицизм); “Истина — это знание, с которым все согласны” (конвенционализм); “Истина — это знание, ведущее к цели” (прагматизм). Понимание истины как соответствия знания вещам (принцип корреспонденции) восходит к Аристотелю. Подобное понимание истины разделяли и развивали далее Ф.

Бэкон, Спиноза, Гельвеций, Гольбах, Ломоносов, Фейербах и другие. Платон и христианские философы средневековья рассматривали истину как абсолютное и неизменное свойство идеальных объектов (идеи, Бог). Немецкая классическая философия развивает понимание истины как согласие мышления с самим собой в результате диалектического развития.

Современная западная философия рассматривает истину как внутренне согласованную систему, в рамках которой исследуются проблемы и соотношения логической и фактической истин, логического критерия, взаимоотношения объекта и субъекта, языка и другие.

Современная трактовка истины, которой придерживается большинство отечественных философов, формулируется следующим образом: “Истина — это адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания” или “истина — это верное отражение объекта познающим субъектом, которое воспроизводит познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания”.

Истина фиксирует отношение между объектом познания и познаваемым объектом. Это отношение складывается в результате практической человеческой деятельности и является ее результатом. Поэтому истина субъектна, т.е. она не существует вне и помимо деятельности людей.

Но одновременно она носит объективный характер, ибо ее содержание (правильность отражения человеческим сознанием реальности) не зависит от сознания человека и человечества. Традиционно в истории философии обсуждались и обсуждаются такие понятия, как “соответствие”, “действительность”. Эти понятия играют существенную роль в определении истины.

В зависимости от их содержания, определение истины приобретает различное звучание, иногда радикально отличных друг от друга. Под соответствием в отечественной философии чаще всего понимается верное адекватное отображение, которое конкретизируется через понятия изоморфизма (подобие) и гомоморфизма (сходство). Примером первого может служить отношение фотографии и оригинала, а второго — топографической карты и местности.

В познавательных ситуациях эти отношения выступают в самых различных сочетаниях. Под действительностью понимается как объективная, существующая независимо от сознания человека, так и субъективная (в том числе и духовная) реальность.

Объективная истина. Ее содержание должно соответствовать действительности, а потому оно не может зависеть от субъекта, от его мнений или желаний. Истинное знание отражает то, что есть на самом деле. Истина может нам нравиться или не нравиться, мы можем признавать или отвергать ее. Бывает, что «тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман» Но истина остается истиной, как бы мы к ней ни относились.

Объективность истины не означает, что она вообще полностью независима от субъекта. Ведь истина существует не сама по себе и не витает где-то в потустороннем мире — она возникает в человеческом сознании как результат познавательной деятельности людей. Человек ведет поиск истины там, где это ему нужно, и от него зависит направление ее поиска. Он создает истинное знание, осмысливает и оценивает его.

То, каких истин он достигнет и как он будет их понимать, зависит от его особенностей биологического и социального существа, от его базиса познания, от его места во Вселенной. Мы не боги и не можем знать, каков мир в глазах всеведущего Бога. Объективные истины, которые мы постигаем, — это человеческие истины.

Они соответствуют реальности в той мере, в какой реальность «видится» человеку из его базиса познания и в какой способы человеческого познания позволяют их постичь.

Владеть истиной — значит иметь не только объективное знание о свойствах предмета, но и субъективное понимание возможностей его использования. Поэтому объективная истина неотделима от субъективных особенностей ее осознания и истолкования людьми.

В русском языке есть понятие «правда», которое в «Толковом словаре» Даля определяется как «истина на деле, истина во благе, правосудие, справедливость». Правда в этом смысле характеризует ценность истины для субъекта.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое поучение владимира мономаха

Мы можем по-разному выражать содержание объективной истины, находить для нее различные формулировки.

Истина как центральная проблема познания Истина как центральная проблема познания

2.1 Объективность истины. Истина абсолютная и относительная

Вопрос о том, что такое истина и существует ли она, обсуждается на протяжении многих веков в философии и науке. Без преувеличения можно сказать, что это один из вечных вопросов гносеологии

6. Диалектика. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Структура, законы, функции диалектики. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность. Возможное и действительное. Закон. Типология законов. Динамические и статистические закономерности

Диалектика. Понятие диалектики. Объективная и субъективная диалектика. Структура, законы, функции диалектики: Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод

Отличительные особенности философии нового времени

2. Проблема истины в философии

В глубокой древности египетские мудрецы в знак непогрешимости и мудрости носили золотую цепь с драгоценным камнем, называвшуюся истиной. Неувядаемая красота

3. Понятие истины. Критерии истины

Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть, по существу, вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру

Понятие истины в философии

2.1.3. Объективная истина

Объективная истина — это такое содержание наших знаний, которое не зависит от субъекта по содержанию (по форме всегда зависит, поэтому истина субъективна по форме)

Понятие истины в философии

3. Понятие истины в философии

Я думаю, что затронув такую серьёзную тему, которая требует очень много времени, чтобы сделать хотя бы нескольно правельных выводов

Понятие истины в философии

1. Понятие истины. Критика конвенционализма, релятивизма и догматизма в понимании истины

1. 1. Понятие истины. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни». От того, как трактуется истина, как решается вопрос

Понятие истины в философии

1.2. Субъективная и объективная истина

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной сторон. Истина субъективна. Когда мы говорим, что истина «субъективна», это значит, что она не существует помимо человека и человечества; истина объективна — это значит

Понятие истины в философии

2. Понятие относительной и абсолютной истины, их диалектика

Иногда словом истина называют какие-либо суждения. Существуют выражения — «пошлые истины», «набор истин», дежурные истины» и т.д. Конечно, они имеют право на существование как образные средства языка общения

Проблема познаваемости мира и многообразие форм познания

3. Проблема истины в философии и ее интерпретация. Особенности научной истины

Достижение истины — главная цель познания. Применительно к философии истина является не только целью познания, но предметом исследования. Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним

Проблемы критериев истины в современной философии и науке

2. ПРОБЛЕМЫ ИСТИНЫ В ФИЛОСОФИИ И НАУКЕ

Проблемы самопознания и культурной идентичности в русской философии 30–40-х годов XIX века (Чаадаев и Гоголь)

2.2 Истина единого и истина единственного

Вопросы художественного познания мира рассматриваются в тесной связи с эстетикой Н.В.Гоголя, с его представлениями об отношении искусства к действительности

3. Понятие истины

На данном этапе мы перейдём к понятию истины и попробуем понять, зачем она нам всё-таки нужна. Истина определяется как верное

4. Истина в философии

Еще с очень древних времен люди интересовались философией, мышлением, познанием, и в частности понятием истины. Начиная с Сократа и заканчивая Кантом, каждый философ высказывал своё понятие об истине. Затронем некоторые из них

Источник: https://fil.bobrodobro.ru/8415

Что такое истина? В чём суть истины?

что такое истина в философии

От угла взгляда зависит то, что мы увидим. Шестёрку или девятку. При чём в большинстве случаев наше мнение будет однозначным, если мы будем видеть цифру лишь с одной стороны.

Более того, мы даже не предполагаем, что у одного и того же предмета может быть другое значение\название\признаки качества. Вы же, увидев 6, не задумываетесь над тем, что это может быть 9.

Однако, когда мы владеем информацией о предмете, мы не удивляемся тому, что девятка может быть одновременно и шестёркой. Равно, как монета имеет «орла» и «решку» одновременно.

В чём суть истины?

Это лишь самый наглядный пример, и он утрирован конечно, дабы показать суть вопроса. Хочу поделиться с вами одной интересной притчей. Она хорошо раскрывает смысл данной темы, и показывает, насколько важно для нашего общества понимание того, что такое истина и какое место она занимает в социуме. 

Китайская притча о правоте

 Как-то раз двое монахов гуляли по саду даосского монастыря. Вдруг один из них увидел на их пути ползущую по земле улитку. Второй монах, его духовный брат, по недосмотру чуть было не раздавил ее, но первый монах вовремя его остановил.

 Он нагнулся и поднял животное. “Смотри, мы чуть не убили эту улитку. А ведь это животное представляет жизнь и через нее Дао, которому надо следовать. Эта улитка должна жить и продолжать циклы реинкарнации”. И он осторожно выпустил улитку в траву. “Глупец! — рассердился другой монах. — Спасая эту никчемную улитку, ты подвергаешь угрозе грядки с салатом, которые выращивает наш садовник. Ради спасения жизни какой-то улитки ты уничтожаешь труды одного из наших братьев”.

 За их спором с любопытством наблюдал третий монах, который оказался поблизости. И поскольку они не могли прийти к согласию, первый монах предложил: “Давай обратимся с этим вопросом к нашему настоятелю, он мудрый, пусть он и решит, кто из нас прав”, — и они отправились к настоятелю, с ними отправился и третий, которого заинтересовал этот спор.

 Первый монах рассказал, как он спас священную жизнь, которая вмещает тысячи будущих или минувших существований. Настоятель слушал, кивая головой, потом объявил: “Ты прав, так и надо было поступить”. Второй монах возмутился. “Как же так? Разве хорошо спасти улитку, которая обгладывает овощи? Улитку надо было раздавить и спасти огород, который каждый день дает нам вкусную пищу!” Настоятель выслушал, кивая головой и сказал: “Это верно. Так и надо было поступить. Ты прав”.

 Тогда третий монах, который до сих пор молчал возмутился: “Но их точки зрения противоположны! Разве оба они могут быть правы?” Настоятель долго смотрел на него. Потом покачал головой и сказал: “Это верно. И ты тоже прав”.

Каждый монах имеет своё мнение, у обоих своя точка зрения. И каждый из них прав. И это несмотря на то, что они все ведут примерно похожий образ жизни, и наверняка имеют примерно похожие жизненные ценности, исповедуют одну религию и т.д., но всё же имеют свою отличную от друг друга правоту.

Истина сама себя защищает.  (с) Цицерон Марк Туллий.

Что это значит? Как понять тогда, что такое истина, как познать её, если любой возможный вариант ответа на любой вопрос и есть истина? Исходя из цитаты (Вы с ней можете соглашаться, можете не соглашаться, это Ваше право, но сути это не изменит), можно сделать такой вывод.

Истина одна, но истина неоднозначна

Дело в том, что смысл и суть истины заключается в её многогранности. Нашу жизнь нельзя упаковать в рамки математической точности и конкретики. Любой философский, психологический, мистический и другой вопрос, относящийся к нематериальной реальности, имеет множество граней, значений, однако не перестаёт быть собой.

Почему же это так важно для развития нашего общества? Один из самых простых примеров — юношеский максимализм. Когда подросток не желает принимать ничего, кроме того, что ему интересно в данный момент. Когда увлечение какой-то одной субкультурой влечёт за собой отрицание всех остальных с жёстким конфликтным негативом в адрес тех, кто «на другой стороне».

Я помню лет 15 назад мы с друзьями стали увлекаться рок-музыкой. При этом ругали попсу, рэп, а так же не скрывали своего негативного настроя по отношению к сверстникам, слушающих другую музыку. Конечно мы этим переболели и поняли, что неважно, какую музыку слушает человек, важен сам человек.

Более того, мы и сами стали находить что-то хорошее в той музыке, которую когда-то не любили. И теперь например я очень люблю и классику и блюз (хотя когда-то считал эту музыку скучной), слушаю и рэп, и поп и т.д., и нахожу в каждом стиле что-то хорошее, НО (!) я не отказался от рока! Навсегда эта музыка будет для меня самой любимой.

Просто со временем я понял, что никто не запрещает мне слушать и наслаждаться разной музыкой.

К тому же мнению я пришёл и в вопросе о вере. Да, я православный и верю в Христа, но это ничуть не мешает мне допускать возможность того, что вселенная появилась из-за Большого взрыва, как я могу утверждать в этом вопросе что-то конкретное, если нет единственного верного факта, который исключил бы все остальные версии? Эту тему я развивал в другой статье (Причина верить), тут мы не будем отходить от основного вопроса.

К сожалению замечаю, что многие взрослые солидные люди напоминают как раз тех подростков, которые не хотят даже слышать ничего, что идёт в разрез с их мировоззрением. Принимают в штыки даже не разобравшись в сути.

Важно понимать, что никто не может отобрать у Вас Ваш взгляд на некоторый вопрос. Не менее важно и то, что в нашем обществе  должна быть свобода мнения, и другой человек так же имеет право на свой, отличный от Вашего, взгляд на определённую проблему, ситуацию.

У нас  не будет здорового цивилизованного общества, крепких семей, воспитанных детей до тех пор, пока мы не научимся уважать чужую точку зрения. А уважать её возможно лишь в том случае, если человек может допустить, что позиция оппонента может быть так же верна, как и его собственная, сохраняя при этом индивидуальное мнение.

Я считаю, что суть истины в её неоднозначности и многогранности.

Источник: https://www.nematerialnost.ru/istina-odna-no-neodnoznachna/

Понятие истины в философии (1)

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Estonian Business Sсhool

Кафедра управления международнымбизнесом

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Истина в моёмпонимании

2.Определениеистины

2.1.Виды истин

2.1.1.Абсолютная истина

2.1.2.Относительнаяистина

2.1.3.Объективнаяистина

3.Понятие истиныв философии

3.1.Истотрия понятияистины

3.2.Проблема истиныв философии и роль научной рациональности

Заключение

Списоклитература

Введение

Вовсе времена человечесто пыталось узнатьи постичь истину. Человек развиваясознание, всегда ищет истину. В поискахистины он учится осознавать себя и мир,в котором родился и существует. Каждыйчеловек индивидуален и борется за своюправду, поэтому и возникает постоянныеподмены понятий истины.

А изначально,зачастую, человек не видит разницу междуэтими понятиями, как истина и правда,откуда и возникает проблема в постиженииистины. Так в чём же заключается истина?Нередко мы задаёмся этим вопросом, когдахотим добиться правды и правосудия.

Тутто и возникает вся сложность остатьсяобъективным, не поддаться эмоциям и немыслить только так как ты привык и какты считаешь верным.

Такчто же всё-таки такое истина и существуетли она? Какое определение, какой смыслв него вкладывает философия? Смысл, ктоторому еще с древних времён неустанностремилась философская смысль. Какговориться: многие пытались «расколоть»этот таинственный «философский камень».

На столько сложно узнать итину, онастала на столько таиственной, что именнотакие люди, как философы, отдавали иотдают огромное количество секунд,минут, часов, дней, месяцов, лет, и извека в век, чтобы раскрыть эту тайну.Очень долго не получалось найтиоднозначный ответ.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Святая четыредесятница что это

И что мы имеем насегодняшний день? Мы только можем знатьточно, что такое истина, но в чём конкретнозаключется истина, на мой вгляд, нельзясказать по сей день.

То,что истина это верное отражениеобъективной действительности в сознаниичеловека, воспроизведение её такой,какой она существует сама по себе, внеи независимо от человека и его сознания,человек принимает и соглашается, нонайти, увидеть и разглядеть истинуневероятно сложно.

Чтоесть истина? Вопрос непростой. Истинабывает разной. Научной, социологической,просветительской Истина в каждом делесвоя.

Яже хочу поговорить о духовной истине.Что есть духовная истина?

Намой взгляд, истина – это однозначностьв решении. Такая однозначность, котораясогласуется с сердцем. Что это значит?Допустим, некто говорит о мере греха,которую он видит в другом человеке. Онговорит о том, что кажется ему истинным.

То есть его сердце не сопротивляетсявыводам разума. И это я называю истиной.Но! Такая истина будет относительной.Для него, для размышляющего о грехечеловека, наверняка его суждения будутне противоречащими его же познаниям.

Иэто значит, что он – находит в своихсловах истину. Думаю этот вывод понятен.

Теперь,что же такое абсолютная истина? Как этоможно представить- абсолютная истина,это выводы разума о чём-либо, согласующиесяс истинным сердцем. С таким сердцем,которое, подобно сердцу Бога. Это легкопонять на следующем примере.

Вотон: человек (любой) рассуждает о красоте.Рассуждает, пользуясь знаниямиконцептуального, философского,текстологического и иных порядков. Вэтом случае этот человек пытаетсяразличить с помощью разума логику имеру чувственного наполнения впредъявленном на его суд шедевре. Такойчеловек будет выискивать элементыкрасоты, чарующие его личную суть. Тоесть – этот человек будет механическиопознавать элементы красоты, позволяющиеему сказать искренне слова восхищенияэтим шедевром.

По-другомуо том же: человек всегда ограничен всвоих оценках мерой своего знания, меройсвоей сердечности и мерой согласованностиэтих двух важных составляющих в своейсути.

Никто в мире не сможет выявитькрасоту в предъявленном ему шедевре –не обладая разумным видением и сердечнымвниманием, соответствующим порядкуэтого предъявленного шедевра.

По-простомуо том же: я, например, не видела раньшенекоторых черт характера в близких мнелюдях, общаясь с ними потому, что былане знаком с такими чертами, как с образамидуховной целостности.

Яне различала тех черт характера в близкихмне людях при своём общении с ними, ккоторым была иногда сердечно невнимательнаи к которым не чувствовала притяжения.Иными словами, я была слепа и глуха поотношению к таким чертам характера.

Нос годами получаешь опредеделённый опыти знания, и начинаешь различать этичерты характера. Потому, что началапонимать ценность таких черт. Потому,что начинаешь видить и прочувствыватьстепень могущественности этих черт всердцах людей. Всё это приходит к намтолько через личный опыт.

Через опытболи, разочарований и поражений.

Чтобыдальше работать и разбирать разные темыи вопросы об истине, хотелось бы тщательнейуглубиться в понитие истины.

Истина -отражение объекта познающим субъектом,воспроизведение его таким, каким онпредположительно существует сам посебе, как бы вне и независимо от познающегосубъекта и его сознания. Истиной можетназываться само знание (содержаниезнания) или сама познанная действительность.В целом, истина есть универсальнаяабстрактная категория, понятие,используемое, в частности, как в религиии философии, так и в рамках научногопознания.

Можносделать множество примеров для того,чтобы на практитке было легче понять,что же такое истина. Я приведу лёгкий ичасто применяемый пример: ребёнок сидитза столом и завтракает. Ему захотелосьвзять конфету, и он потянулся к вазе, алоктем зацепил чашку, стоящую на краюстола. Чашка упала и разбилась.

Входитмама, видит разбитую чашку и спрашивает,кто её разбил. Ребёнок отвечает, что онне разбивал. Мама утверждает, что разбитьчашку мог только он. Столкнулись двеправды: ребёнок прав, потому что он неразбивал чашку и даже к ней не прикасался;мама права, потому что кроме ребёнкачашку никто разбить не мог.

А истиназаключается в том, что чашка была разбитаслучайно, её никто не разбивал специально.

Сделаювывод, что мы не всегда можем связатьвоедино причину и следствие, что истановиться результатом того, что улюдей разные истины и происходитнедопонимания.

Говоряоб истине и давая ей определения, мы недолжны забывать, что истина была разделенана несколько видов. Зная и и понимая этиразличия нам легче будет в постиженииистины.

Абсолютнаяистина — источник всего, то,из чего все изошло. Абсолютная истинане есть истина как процесс, она статична,неизменна (если она динамична, то онаможет стать более или менее абсолютной,следовательно, становится относительнойистиной). Именно познание абсолютнойистины есть то благо, к которому должнастремиться философия, однако чащенаблюдается уход современной философииот онтологических вопросов.

Человеческийразум всегда будет ограничен определеннымирамками, и у него нет возможности раскрытьполностью абсолютную истину. В некоторыхрелигиях (в частности, в христианстве)эта проблема преодолевается тем, чтоабсолютная истина сама открываетсячеловеку, поскольку признаетсяличностность последней (абсолютнаяистина есть Бог). Другого адекватногорешения вопроса об абсолютной истинефилософия предложить не смогла, т.

к.философские системы ограничены повышеуказанной причине ограниченностисоздавшего их человеческого разума, исоздаваемые ими категории, претендующиена название «абсолютная истина»,отрицают сами себя (кстати, в диалектическомразвитии), что в приводит к нигилизму.

Последний в общих чертах сводится кутверждению, что «всякая истинаотносительна», которое тожехарактеризуется самоотрицанием,поскольку носит характер абсолютный.

Естьтакое стихотворение «Что есть истина?».Оно ходило в рукописях в среде гонимыххристиан СССР. Описывает Пилата, которыйспрашивает Иисуса: «Что есть истина?»и не выслушав ответ тут же разворачиваетсяи уходит к толпе.

«Векамислышится вопрос:

Скажите,что есть истина?

Я- Истина, — сказал Христос,

Иэто слово истинно!

Разшел в претории допрос,

Народкричал неистово.

Гласслышит Мой, — сказал Христос, —

Тот,кто есть сам от Истины.

Такойответ как будто прост,

Пилатв нем видит искренность,

Ивсе же задает вопрос:

Ачто такое истина?

Так,глядя Истине в глаза,

Мыгоним ее истово,

Забыв,что Сам Христос сказал:

Я- Путь и Жизнь и Истина!»

Иисуссделал переворот, указав что истина этоне «что», а «кто». Истина — живая.Пилату это в голову не приходило

Тут,я думаю, можно сделать один из выводов,что в глазах, понятиях человека всегдаистина будет разной пока у нас разнаяинформация и разные знания, разныеценности и чувства.

Относительнаяистина — философское понятие,отражающее утверждение, что абсолютнаяистина (или истина в последней инстанции)труднодостижима. Согласно этой теории,можно только приближаться к абсолютнойистине, и по мере этого приближениясоздаются новые представления, а старыеотбрасываются. Теории, утверждающиесуществование абсолютной истины, частоназывают метафизикой, относительнойистины — релятивизмом.

Понятиеотносительной истины используется вучении о диалектике. Разновидностьюотносительной истины является правда.Относительная истина всегда отражаеттекущий уровень нашего знания о природеявлений.

Например, утверждение «Землявертится» -абсолютная истина,а утверждение о том, что вращение Землипроисходит с такой-то скоростью,-относительная истина,которая зависит от методов и точностиизмерения этой скорости.

Объективнаяистина — это такое содержаниенаших знаний, которое не зависит отсубъекта по содержанию (по форме всегдазависит, поэтому истина субъективна поформе). Признания объективности истиныи познаваемости мира равнозначны и неимеют ничего общего с относительнымпонятием иррационалистической философии.

Рассмотревтри вида истины, я понимаю, что в философииконцентрируются на абсолютную иотносительную истину. Следующие жерассуждения будут о том как эти истинытрактуюся в философии подробно и какони возникали.

Ядумаю, что затронув такую серьёзнуютему, которая требует очень многовремени, чтобы сделать хотя бы нескольноправельных выводов, обязательно нужноузнавать про историю этого понятия«истина » в хронологическом порядке икак можно из самых глубоких её начал.

Источник: https://works.doklad.ru/view/bqfy6puuRv0.html

Проблема истины в философии кратко

Истина – это правильное знание, которое было подтверждено практически (Краткий энциклопедический словарь философских терминов);

— это адекватное отражение свойств объекта тем, кто познает мир; знание, которое соответствует предмету познания (Словарь по философии для студентов лечебного и педиатрического факультетов);

— это «aetheia» или с греческого «нескрытность», что означает правильное отражение предметов и явлений окружающей действительности у того, кто познает;

Определений понятия «истина» в философских словарях много. Они отражают специфику понимания истины с позиций определенного направления. Бытовое или общеизвестное понимание истины может отличаться от профильного философского.

Проблема истины в философии: концепции истины

Понятие «истина» вводится в философии с целью достижения результата познания, который откроет, просветит или прольет свет на процесс, явление, событие. Но истина – это не только конечная цель человеческого познания, но и предмет исследования в философии.

Истина тесно связана с сущностью философии как науки – она позволяет рассматривать сам процесс познания и добывания истины: какие трудности возникают на пути, противоположные суждения, как диалектическая основа истины, способы выработки знания в зависимости от пути познания истины и т.д. Истина в философии имеет много аспектов. Рассматривая истину с точки зрения логических, социологических, богословских и пр. проблем получаем разные точки зрения.

Получается, истина не одна, а их несколько?

Почти что так. Истина – это не абсолют или всеобъемлющее понятие, несомненно, открывающее скрытые причины появления жизни, конечно цели человечества. По крайней мере, в философии, ведь религия провозглашает истины, ведущие праведников именно по таким путям. Они служат теми опорными точками познания и формирования мировоззрения у человека для становления его личности.

Проблема истины в философии – это отражение процесса познания. Истина вводится, как регулирующий фактор. Это средство, а не цель, с помощью которого можно отделить «зерна от плевел» или истинное знание от ложного.

Концепции истины в философии:

  • Классическая: истина – это соответствие теории и действительности.
  • Когерентная: истина – это согласованность, последовательность знаний.
  • Прагматическая: истина – это практически полезное знание.
  • Конвенциональная: истина – это высшая точка соглашения.

Критерии истины в философии

Исходя из концепций истины в философии, сформировались критерии истины, определяющие и, одновременно, характеризующие это понятие.

Критерии истины:

  • Классическая: выделяют чувственный опыт, ясность истины.
  • Когерентная: обращают внимание на согласованность истины с общей системой знаний.
  • Прагматическая: эффективность истины с точки зрения практического применения.
  • Конвенциональная: всеобщее согласование истин.

Относительная и абсолютная истина в философии

Истина, как постоянный процесс поиска, перехода знаний от неполного до полноценного связана с абсолютной и относительной истиной.

Абсолютная истина – это достоверное и исчерпывающие знание (о природе, человек или обществе) или знание, которое невозможно опровергнуть (Земля круглая).

Относительная истина – это неполное знание, которое соответствует лишь одному уровню развития понятия и имеет способы получения этого знания. Относительная истина относится к процессу познания мира, как постоянному переходу от истины к истине до достижения абсолюта.

К примеру:

  • Релятивизм (относительность знания) признает лишь относительную истину, так как в его концепции всякая истина относительна;
  • Догматизм же наоборот считает, что истина не может зависит от переменных условий, так как она всегда конкретна, абсолютна и неизменна.

Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)

(7 оценили, оценка: 5,00 из 5)
Loading

Источник: https://www.konspekty.net/stati/problema-istinyi-v-filosofii-kratko.html

Понятие истины в философии (стр. 1 из 3)

Estonian Business Sсhool

Кафедра управления международным бизнесом

Философия и этика

Таллинн 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1.Истина в моём понимании

2.Определение истины

2.1.Виды истин

2.1.1.Абсолютная истина

2.1.2.Относительная истина

2.1.3.Объективная истина

3.Понятие истины в философии

3.1.Истотрия понятия истины

3.2.Проблема истины в философии и роль научной рациональности

Заключение

Список литература

1. Истина в моём понимании

Что есть истина? Вопрос непростой. Истина бывает разной. Научной, социологической, просветительской Истина в каждом деле своя.

Я же хочу поговорить о духовной истине. Что есть духовная истина?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему человек царь природы

На мой взгляд, истина – это однозначность в решении. Такая однозначность, которая согласуется с сердцем. Что это значит? Допустим, некто говорит о мере греха, которую он видит в другом человеке. Он говорит о том, что кажется ему истинным.

То есть его сердце не сопротивляется выводам разума. И это я называю истиной. Но! Такая истина будет относительной. Для него, для размышляющего о грехе человека, наверняка его суждения будут не противоречащими его же познаниям.

И это значит, что он – находит в своих словах истину. Думаю этот вывод понятен.

Теперь, что же такое абсолютная истина? Как это можно представить- абсолютная истина, это выводы разума о чём-либо, согласующиеся с истинным сердцем. С таким сердцем, которое, подобно сердцу Бога. Это легко понять на следующем примере.

Вот он: человек (любой) рассуждает о красоте. Рассуждает, пользуясь знаниями концептуального, философского, текстологического и иных порядков. В этом случае этот человек пытается различить с помощью разума логику и меру чувственного наполнения в предъявленном на его суд шедевре. Такой человек будет выискивать элементы красоты, чарующие его личную суть. То есть – этот человек будет механически опознавать элементы красоты, позволяющие ему сказать искренне слова восхищения этим шедевром.

По-другому о том же: человек всегда ограничен в своих оценках мерой своего знания, мерой своей сердечности и мерой согласованности этих двух важных составляющих в своей сути.

Никто в мире не сможет выявить красоту в предъявленном ему шедевре – не обладая разумным видением и сердечным вниманием, соответствующим порядку этого предъявленного шедевра.

По-простому о том же: я, например, не видела раньше некоторых черт характера в близких мне людях, общаясь с ними потому, что была не знаком с такими чертами, как с образами духовной целостности.

Я не различала тех черт характера в близких мне людях при своём общении с ними, к которым была иногда сердечно невнимательна и к которым не чувствовала притяжения. Иными словами, я была слепа и глуха по отношению к таким чертам характера.

Но с годами получаешь опредеделённый опыт и знания, и начинаешь различать эти черты характера. Потому, что начала понимать ценность таких черт. Потому, что начинаешь видить и прочувствывать степень могущественности этих черт в сердцах людей.

Всё это приходит к нам только через личный опыт. Через опыт боли, разочарований и поражений.

2. Определение истины

Чтобы дальше работать и разбирать разные темы и вопросы об истине, хотелось бы тщательней углубиться в понитие истины.

Истина — отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, как в религии и философии, так и в рамках научного познания.

Можно сделать множество примеров для того, чтобы на практитке было легче понять, что же такое истина. Я приведу лёгкий и часто применяемый пример: ребёнок сидит за столом и завтракает. Ему захотелось взять конфету, и он потянулся к вазе, а локтем зацепил чашку, стоящую на краю стола. Чашка упала и разбилась.

Входит мама, видит разбитую чашку и спрашивает, кто её разбил. Ребёнок отвечает, что он не разбивал. Мама утверждает, что разбить чашку мог только он. Столкнулись две правды: ребёнок прав, потому что он не разбивал чашку и даже к ней не прикасался; мама права, потому что кроме ребёнка чашку никто разбить не мог.

А истина заключается в том, что чашка была разбита случайно, её никто не разбивал специально.

Сделаю вывод, что мы не всегда можем связать воедино причину и следствие, что и становиться результатом того, что у людей разные истины и происходит недопонимания.

2.1. Виды истин

Говоря об истине и давая ей определения, мы не должны забывать, что истина была разделена на несколько видов. Зная и и понимая эти различия нам легче будет в постижении истины.

2.1.1. Абсолютная истина

Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов.

Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.

к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название «абсолютная истина», отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму.

Последний в общих чертах сводится к утверждению, что «всякая истина относительна», которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.

Есть такое стихотворение «Что есть истина?». Оно ходило в рукописях в среде гонимых христиан СССР. Описывает Пилата, который спрашивает Иисуса: «Что есть истина?» и не выслушав ответ тут же разворачивается и уходит к толпе.

«Веками слышится вопрос:

Скажите, что есть истина?

Я — Истина, — сказал Христос,

И это слово истинно!

Раз шел в претории допрос,

Народ кричал неистово.

Глас слышит Мой, — сказал Христос, —

Тот, кто есть сам от Истины.

Такой ответ как будто прост,

Пилат в нем видит искренность,

И все же задает вопрос:

А что такое истина?

Так, глядя Истине в глаза,

Мы гоним ее истово,

Забыв, что Сам Христос сказал:

Я — Путь и Жизнь и Истина!»

Иисус сделал переворот, указав что истина это не «что», а «кто». Истина — живая. Пилату это в голову не приходило

Тут, я думаю, можно сделать один из выводов, что в глазах, понятиях человека всегда истина будет разной пока у нас разная информация и разные знания, разные ценности и чувства.

2.1.2. Относительная истина

Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) труднодостижима. Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом.

Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Разновидностью относительной истины является правда. Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений.

Например, утверждение «Земля вертится» -абсолютная истина, а утверждение о том, что вращение Земли происходит с такой-то скоростью,- относительная истина, которая зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Источник: https://mirznanii.com/a/231858/ponyatie-istiny-v-filosofii

ЕГЭ. Познание. Тема 3. Истина

Человек познаёт мир, общество и самого себя с одной целью — познать истину. А что такое истина, как определить, что то или иное знание является истинным, каковы критерии истины? Об этом данная статья.

Что такое истина

Определений истины несколько. Вот некоторые из них.

  • Истина — это знание, которое соответствует предмету познания.
  • Истина — это правдивое, объективное отражение в сознании человека действительности.

Абсолютная и относительная истина

Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание человека о чём-либо. Данное знание не будет опровергнуто или дополнено с развитием науки.

Примеры: человек смертен, дважды два — четыре.

Относительная истина – это знание, которое будет пополняться с развитием науки, так как оно ещё неполное, не до конца раскрывает суть явлений, предметов и т.д. Происходит это в и силу того, что на данном этапе развития человечества наука пока не может дойти до конченой сути изучаемого предмета.

Пример: сначала люди открыли, что вещества состоят из молекул, потом – из атомов, затем- из электронов и т.д.Как видим, на каждом этапе развития науки представление об атоме было истиной, но неполной, то есть относительной.

Разница между абсолютной и относительной истиной состоит в том, насколько полно изучено то или иное явление или предмет.

Запомните: абсолютная истина всегда была сначала относительной. Относительная истина может стать абсолютной с развитием науки.

Бывает ли две истины?

Нет, двух истин не бывает. Может быть несколько точек зрения на изучаемый предмет, но истина всегда одна.

Что является противоположностью истины?

Противоположность истины- заблуждение.

Заблуждение – это знание, не соответствующее предмету познания, но принимаемое за истину. Учёный верит в то, что его знания о предмете- истинные, хотя он заблуждается.

Запомните: ложь- не является противоположностью истины.

Ложь — это категория морали. Для неё характерно то, что истина скрывается с какой-то целью, хотя она известна. Заблуждение же — это не ложь, а искренняя вера в то, что знания истинные (например, коммунизм- это заблуждение, такого общества быть не может в жизни человечества, но в него искренне верили целые поколения советских людей).

Объективная и субъективная истина

Объективная истина — это такое содержание человеческого знания, которое существует в реальной действительности и не зависит от человека, от его уровня познания. Это весь мир, существующий вокруг.

Например, многое в мире, во Вселенной существует в реальности, хотя человечество ещё не познало это, возможно ,не познает никогда, но всё это существует, объективная истина.

Субъективная истина – это знания, полученные человечеством в результате его познавательной деятельности, это всё то в реальной действительности, что прошло через  сознание человеком, понято им.

Запомните:  объективная истина не всегда субъективная, а субъективная истина — всегда объективна.

Критерии истины

Критерии – это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion — мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в  соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория. Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания
  • Практика. Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину, чего бы она ни касалась.

Источник: http://obschestvoznanie-ege.ru/%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/%D0%B5%D0%B3%D1%8D-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0-3-%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Какой иконе молиться за сына

Закрыть