Что такое исихазм в православии

Исихазм в православии и философии — что это такое?

что такое исихазм в православии

Хоть религия проникла во все уголки нашей планеты, многие термины, имеющие к ней отношение, остаются неизвестными, например, к ним относят исихазм. У этого направления есть свои идеи и философия, что помогает понять полное значение этого направления.

Что это исихазм?

Термин произошел от греческого слова «исихия», значение которого: спокойствие, тишина и уединение. Исихазм – это практика монахов в православной вере, основанная на учении Иисуса. Его главная цель заключается в созерцании Божественного света, который будет исходить из сердца. Упоминание об этой практике удалось найти в документах 3-4 вв. н. э. Наибольшее распространение она получила благодаря Григорию Паламе в 14 веке. Официальное признание исихазм получил в 1351 году.

Согласно этой мистической практике, Господа нельзя познать, используя логическое мышление или научные знания. Чтобы его узреть, необходимы волевые усилия, нужно быть сосредоточенным и получить снисхождение Божьей благодати. Можно выделить три направления исихазма:

  • отшельничество – появилось в первые века монашества;
  • духовные практики, подразумевающие повторение молитвы Иисуса;
  • учение Григория Паламы о нетварных энергиях.

Исихазм в философии

Основа практик заключается в духовном перевоплощении, что дает шанс общаться и увидеть Господа. Исихазм в философии – это возможность понять, что человек является микрокосмом, в котором отражена вся Вселенная. Люди, совершающие грехи, затемняют образ Господа в себе, но если жить по заповедям, то можно очистить душу и приблизиться к Высшим силам посредством молитв. Бог постоянно открывается миру в своих действиях, например, в силе, любви, мудрости и так далее.

Исихазм в православии

Практики можно условно разделить на несколько элементов, которые должны выполняться исключительно в строгой последовательности.

  1. Очищение сердца. Христианский исихазм основывается на том, что только человек с чистым сердцем сможет узреть Бога. Считается, что люди должны быть более аскетичными в еде, одежде и других сферах. Важно отвлечься от любых объектов чувственного наслаждения, что позволит сосредоточиться на общении с Господом. Можно использовать умно-сердечные молитвы, к постоянному произношению которых привязывал сам Иисус.
  2. Уединение. Практиковаться необходимо только в одиночестве и лучше в полумраке. Это важно для максимальной концентрации.
  3. Соединение ума и сердца. Православный исихазм подразумевает применение медитаций и дыхательных упражнений. В результате ум сосредотачивается в области сердца, где и находится душа. Это принято называть «умным деланием».
  4. Молитва. Иисусову молитву необходимо повторять непрестанно и на одном дыхании. Это особое искусство, которому можно обучиться.
  5. Безмолвие. После того как все этапы были пройдены, происходит сосредоточение на сердце и образование тишины, что важно для общения с Господом.
  6. Явление Фаворского света. Последний этап свидетельствует о вступлении в богообщение.

Идеи исихазма

Если кратко описать основные идеи этой практики, то это умно-сердечная молитва, которая сочетается с контролем над собственными помыслами и помогает очистить ум и сердце. Хоть в Новом Завете и указано, что Господа никто и никогда не видел, учение исихазм утверждает, что он пронизывает весь мир. Многие практикующие утверждают, что можно общаться с ангельскими материями.

В мире можно найти несколько современных очагов исихазма и к ним можно отнести следующие примеры:

  1. Автономное монашеское государство на горе Афон, Греция. Молитвенники в ХХ веке возродили исихазм и дали ему новый импульс. На Святой горе есть несколько пустынных келий, где и живут монахи, практикующие богословие исихазма.
  2. Скиты, Молдова. В монастырях, расположенных на территории этой страны, есть люди, практикующие исихазм.
  3. Монастырь Иоанна Предтечи, Великобритания. Исихазм для современников пропагандируют и в Англии. Распространил практики ученик преподобного Силуана.

Исихазм – книги

Есть несколько литературных произведений, которые излагают основные идеи и философию исихазма. Среди самых популярных книг можно выделить следующие:

  1. «Триады в защиту священно-безмолвствующих» Г. Палама. Автор защищает и систематизирует исихазм и другие учения, направленные на единение человека с Богом.
  2. «Одна ночь в пустыне Святой Горы» Иерофей (Влахос). В этой книге описывается, что исихазм – это духовный путь и расскрывается значение Иисусовой молитвы, этапы ее обучения и возможные результаты.

Источник: https://womanadvice.ru/isihazm-v-pravoslavii-i-filosofii-chto-eto-takoe

Православное подвижничество: 4 обета Афонских монахов

что такое исихазм в православии

Монахи, живущие на священной для всего православного мира горе Афон, посвящают всю свою жизнь исполнению обетов, которые приближают их к Богу. Каждый послушник берёт на себя посильное обязательство и стремится прилежно исполнить его. Однако наряду с привычными христианскими аскезами на Афоне практикуются удивительные подвиги самоотречения, требующие от подвижников невообразимых духовных и физических усилий.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто написал картину утро в сосновом лесу

Пещерное подвижничество – затвор

Пещерное подвижничество является одним из труднейших подвигом на Афоне, который способен вынести только сильный духом монах.

Давшие обет аскетичного затвора насельники всю свою жизнь проводили в уединении и непрестанной молитве.

Зачастую местом исполнения обета отшельники выбирали опасные и суровые Карульские скалы, по отвесным склонам которых можно передвигаться только посредством натянутых канатов, цепей и верёвочных лесенок, соединяющих между собой малочисленные крутые тропки.

Издалека напоминающие собой птичьи гнёзда пещеры отшельников внутри лишены какого-то ни было комфорта и примет стремительного ХХI века, их суровое убранство украшают лишь иконы, свечи и книги, поставленные на импровизированный каменный аналой.

Сомневающиеся в своей духовной стойкости монахи-затворники выбирают для жизни относительно просторные пещеры, где есть возможность стоять и лежать во весь рост, а иные избирают для подвига крошечные каменные кармашки, в которых можно поместиться, только свернувшись калачиком.

Закрывая вход в пещеру камнем, отшельники спали без подушек и одеял прямо на холодном полу, питались тем, что могли собрать, пили дождевую воду, не лечились, не купались и не меняли одежду, которая за долгие годы подвижничества превращалась в лохмотья.

Известными затворниками были старец Иоанн Вишенский, схииеромонах Мефодий, схимонах Феоклит, схимонах Севастиан, Схимонах Вениамин, а также схимонах Зосима, ко всему прочему давший обет постоянно ходить в наклонном положении, чтобы руками касаться земли.

Более 30 лет провёл в уединении схимонах Илия, около 50 лет, так прожил схимонах Гавриил, схимонах Аввакир избрал местом затвора дупло дуба, а монах Трофим только зимой забирался в крошечный скит, в котором нельзя было повернуться, в остальные сезоны в любую погоду он подвижничал под открытым небом.

Столпничество

Столпничество представляет собой особый вид монашеского подвига сопряженный с творением непрерывной молитвы и проповеднической деятельностью, сидя на возвышающемся столпе, обычно имевшем вид узкой башенки от 3 до 15 метров в высоту, обнесённой решёткой и укрытой навесом.

Однако находились мужественные подвижники, отказывавшиеся накрывать нехитрое сооружение крышей, предпочитая, чтобы и в жару и в холод, над их головой была лишь небесная защита.

Первым христианином, избравшим такой вид подвижничества, считается Симеон Столпник, который на протяжении 30 лет исполнял свой обет в состоянии неусыпного бдения. Впрочем, дольше всех столпничеством был занят преподобный Алипий, который 53 года жизни отдал на свершение этого богоугодного занятия.

Воспринимая столп как прототип креста, немногочисленные афонские монахи, подвизавшиеся на это очень тяжелое миссионерское служение, таким образом, как бы распинали свою греховную плоть, приближаясь душой к Богу. Пытаясь удержать общество от нравственного падения, они своим примером доказывали, что спастись можно покаянием и верой.

Юродство

Многие исследователи православия самой странной формой аскезы на Афоне считают юродство или блаженство во Христе, когда монахи, дабы обрести истинное смирение, сознательно вели себя как безумцы, навлекая на себя гнев и ненависть окружающих, которые могли не только обругать, но и избить их.

Кротко и терпеливо перенося издевательства толпы, юродивые проявляли героическую самоотверженность, прощая своих обидчиков и молясь об их спасении. Эпатируя людей странным поведением, неадекватными словами, ужасным внешним видом, они учились на духовном уровне любить тех, кто их ненавидит, поскольку в любви к тем, кто благоволит к тебе, нет никакого христианского подвига.

Встать на сложный путь юродства могли лишь избранные, призванные Богом монахи, которые умерщвляя своё чувство собственного достоинства и гордость, намеренно провоцировали людей на агрессию и жестокость, чтобы в одиночку противостоять сатане и спасти верующих.

Избравшие этот сложнейший, насыщенный унижениями путь к совершенству, юродивые вовсе не больные люди, страдавшие психическими расстройствами, а высокоинтеллектуальные личности, намеренно совершавшие иррациональные действия, каждое из которых имело разумную подоплёку.

Оспаривая своим поведением обыденность морали и устаревшие церковные механизмы, они, как кажется со стороны, ставили под сомнение даже аскетическую добродетель.

Случалось, что юродивый грабил богача, но делал он это не из-за желания поживиться, а чтобы толстосум в глазах всевышнего выглядел благотворителем; дабы люди поняли, что жизнь по христианским заповедям не ограничивается формальным исполнением церковных предписаний, он с удовольствием ел в постные дни мясо.

Даже посещая публичный дом, юродивые оставались духовно чистыми, поскольку этим действом они призывали порочных людей отказаться от такого образа жизни.

Безмолвие – исихазм

Обет безмолвия или исихазм, подразумевающий под собой отказ от выражения мысли при помощи речи, известен на Афоне со второй половины XIII века, когда преподобный Никифор Уединенник обосновал важность сердечной молитвы в работе «Слово о трезвении и хранении сердца».

Чтобы достигнуть высокой ступени созерцательной жизни молчальники старались держаться подальше от обителей, селясь в уединённых кельях и скитах. Проводя весь день в сосредоточенной Иисусовой молитве, подвижники умертвляли страсти, освобождались от осуждений и соблазнов, храня чистоту помыслов для спасения души.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто больше всего подходит козерогу

На первый взгляд подвиг абсолютного безмолвия кажется не таким уж сложным, но на деле не многим удавалось сдержать обет до конца. Среди тех, кто не сдался перед трудностями, был схимонах Андрей (Путилин) за 34 года обета, не обменявшийся словом ни с одним человеком, кроме крайне редких бесед со своим духовником.

Источник: https://123ru.net/religion/232739814/

Иерей — это православный священник | Православиум

что такое исихазм в православии

Рубрика: Церковный этикет

В ветхозаветные времена священники (по-гречески «иерей» — это в дословном переводе «жрец») приносили жертвы Богу в Иерусалимском храме. Священство в иудаизме появилось после выхода израильского народа из египетского рабства.

На горе Синай Бог дал через Моисея Десять заповедей и законы, которые определяли религиозную и гражданскую жизнь народа. По Синайскому законодательству священство принадлежало только колену Левия.

Причем священниками могли быть только потомки семейства Аарона, которого Господь первым поставил на служение (Исход, 29:29).

Православный священник готовится к Таинству Крещения

Также священниками назывались языческие жрецы, которые приносили кровавые жертвы. В Новом Завете Великим иереем назван Иисус Христос: Он одновременно является Жертвой и Приносящим жертву. В христианстве прекращено ветхозаветное служение священников, так как Ветхий Завет исполнен и завершен.

Священники в иудаизме нужны были для приношения жертв умилостивления Бога за грехи. Иисус стал «Агнцем, закланным от создания мира» (Откровение Иоанна Богослова, 13:8). Он стал Жертвой умилостивления для искупления человека. Поэтому потребность как таковых ветхозаветных священниках закончилась.

Как писал апостол Павел в Послании к Евреям (10:4):

«ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.» И далее: «Он же (Иисус Христос), принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога».

В Священном Писании неоднократно встречаются упоминания о различных степенях иерархического служения. В частности, о епископах, прямых наследниках и продолжателях апостольского служения (Деяния апостолов, 1:20, 20, 28; 1  Послание Павла к Тимофею, 5:22).

О пресвитерах, имеющих обязанности возвещения Слова и соработничество апостолам (Деяния апостолов, 20:17; 1 Послание апостола Павла к Тимофею, 4:14; Послание апостола Павла к Титу, 1:5).

И о диаконах, у которых функции вспомоществования на евхаристических собраниях и в социальном служении (Деяния апостолов, 5:6).

Иерей — что это значит

В Православии священник может также называться пресвитером (с греческого «старейшина, глава общины»). С 4 века более частым становится употребление наименования «иерей».

На Руси было распространено бытовое наименование священника словом «поп», взятое у греков (от греческого: «папас» — παπάς- «отец»). В настоящее время иерей — это исключительно православный священник. Сан священника является второй степенью священства.

Старшего иерея называют протоиереем. Ведению священника подчинена христианская община, которая называется его приходом.

Православный священник нередко называется «пастырем». Он, как пастух, заботится об «овцах» (верующих прихожан), защищая от «волков» (искушений дьявольских). В этом он подражает Господу Иисусу Христу, который как «пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Евангелие от Иоанна, 10:11).

«Великое лицо достойный священник — он друг Божий, постоянный исполнитель воли Его.

Если он совершает, например, таинство, он прямой, ближайший, непосредственный исполнитель воли Его; крестит ли он — он исполняет повеление Господа: шедше крестяще (Евангелие от Матфея, 28:19); совершает ли Таинство Тела и Крови — он представляет Лице Его — он исполняет Его слово любви: сие творите в Мое воспоминание (Евангелие от Луки, 22:19); учит ли — тоже исполняет прямую Его заповедь; пасет ли — представляет из себя Пастыря доброго и Начальника пастырей, Духом Божиих поставленных» (праведный Иоанн Кронштадский, 1829-1908).

К священнику принято обращаться с указанием имени, например, отец Роман, или традиционно «батюшка».

Иерархия священнослужителей

Архиерей (епископ), иерей (священник), диакон — это названия священных санов в Православии. Иерархия в Православной Церкви установлена самим Иисусом Христом через апостолов.

«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Послание апостола Павла к Ефесянам, 4:11).

В первые века истории Церкви монахи не могли иметь священнический сан. Однако с 4 века запрет сняли. Иеромонахами стали называться монахи, принявшие сан священника, а иеродиаконами — в сане диакона. Священнослужители-монахи составляют черное духовенство, женатые священнослужители — белое духовенство. 

При рукоположении священнослужители получают дар благодати Святого Духа. На священство возложены функции внешнего руководства церковной жизнью согласно Священного Писания и канонов (правил) Православия. Священнослужители (епископы и священники) совершают Церковные Таинства, возглавляют общественные богослужения в храмах, духовно руководят верующими.

Самое главное в служении священнослужителей — это совершение Церковных Таинств. В Православной Церкви их семь: крещение, миропомазание, елеосвящение, брак, покаяние, евхаристия, рукоположение. Все Таинства может совершать только архиерей. Священник не может проводить таинство рукоположения другого человека в священника или диакона.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно молиться богу

Что значит «диакон»

Диакон — это помощник священника или архиерея. Сам он Таинства не совершает, но участвует в них. В переводе с греческого языка «диакон» означает «служитель». В функции диакона входит оказание помощи архиерею или иерею во время совершения Церковных Таинств.

Своей службой диакон украшает и дополняет совершаемое священником богослужение. Но его служение не является обязательным, иерей может совершать службу один. К диакону принято обращаться по имени и отчеству без добавления слова «отец» или с указанием сана («отец диакон»). Архидиакон — это диакон, который служит при архиерее (епископе).

Кто такой «архиерей»

С греческого языка слово «архиерей» переводится как «старший священник». Это сан высшей церковной иерархии. В настоящее время существует 4 архиерейских титула: патриарх (предстоятель поместной Церкви), митрополит, архиепископ и епископ. Эти титулы (кроме титула патриарха) не связаны с различными священными полномочиями. Они свидетельствуют лишь о личных почетных отличиях.

В Православной Церкви все архиереи относятся к черному духовенству. Архиереи могут совершать все богослужения, освящать миро, антиминсы, церкви. В их ведении управление церковными делами в пределах вверенных епархий.

Требования к кандидату в священство

Священство является высоким званием, обязанностью и готовностью служить не себе, а Господу и людям. Этому посвящается всё время, без разделения жизни на церковную и частную. 

Согласно Уставу Русской Православной Церкви, принятому Освященным Юбилейным Архиерейским Собором в 2000 году, установлены возрастные ограничения для принятия священнического сана. Для диакона и священника — не младше 18 лет (глава XI.

Приходы, пункт, 24), для епископа — старше 30 лет (глава X.Епархии, пункт 10). Также для претендентов могут быть нравственные и социальные препятствия.

К нравственным препятствиям относятся: отречение от Христа, незнание православного вероучения, совершенные тяжкие грехи (например, убийство, кражи, блуд). 

К социальным препятствиям относятся обязанности перед государством. Так, священнослужители не могут занимать должности в государственных органах, а также состоять на воинской службе (83-е Апостольское правило). На принятие сана священства влияет семейное положение. Диакон и священник должны быть женаты только один раз, при этом вступление в брак должно произойти раньше принятия сана.

«Если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности», (Послание апостола Павла к Титу, 1:16).

После принятия священного сана повторное вступление в брак (в случае вдовства или развода) недопустимо. Запрещено принимать сан священника человеку, который после крещения имел два и более браков или постоянные внебрачные отношения. Епископом может быть только монах. Сан священства может принимать только мужчина.

«Священник на литургии – это литургическая икона Христа, и алтарь – это комната Тайной вечери. На этой вечери именно Христос взял чашу и сказал: пейте, это Кровь Моя. Мы причащаемся Крови Христа, которую дал Он Сам, именно поэтому священник должен быть литургической иконой Христа. Поэтому священнический архетип (первообраз) – мужской, а не женский» (диакон Андрей Кураев, «Церковь в мире людей»).

Социальная роль современного священника

Русская Православная Церковь старается готовить для современного мира квалифицированных священников.

Как отмечал протоиерей Сергей Правдолюбов 1890-1950): «Священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями)».

Им поставлена задача выполнять роль «старших» наставников для основного числа верующих христиан.

Священники должны уметь общаться с людьми, быть внимательными к ним, давать ответы на их вопросы, в том числе и нецерковные. Они должны уметь забывать себя для оказания помощи верующим. Современный иерей это не только «совершитель» обрядов и таинств, он должен учить и направлять христиан «жить во Христе».

«Родить для духовной жизни, для жизни с Богом, привести ко Христу – вот основная задача священника, задача посредника. И в ней нет – и не должно быть – ничего, мешающего общению с Богом. Наоборот. Такой посредник – это не лишнее звено, а необходимое, без которого встреча может и не произойти.

Даже перед приходом Христа был посредник – Иоанн Креститель, Предтеча, который готовил народ израильский к встрече со Христом. Почему же сегодня мы должны думать, что нам такие посредники не нужны? У Христа, жившего среди людей и общавшегося с ними непосредственно, были ученики – апостолы.

Разве современный человек более готов к встрече с Богом, чем две тысячи лет назад?» (протоиерей Владимир Воробьев, интервью для Православного журнала «Фома», 2017).

Источник: https://pravoslavium.ru/ierej-eto-pravoslavnyj-svyashhennik/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Дивеево монастырь официальный где находится

Закрыть