Что такое индуизм кратко

Индуизм – религия, затерянная в веках

что такое индуизм кратко

Зародился индуизм в Индии, приблизительно между I и V вв. н.э. После христианства и ислама это религиозное течение считается самым многочисленным по количеству последователей. Сами адепты называют свою веру сана́тана-дха́рма, что можно перевести с санскрита, как «вечный закон».

Индуистские священные писания, как и основной принцип даосизма, существуют на протяжении многих веков. Наиболее старинными и важными считаются такие тексты, как Пураны, Упанишады, Веды, Агамы, а также трактаты «Бхагават-гита», «Махабхарата» и «Рамаяна». Священные писания принято классифицировать на две категории: шрути (ведийские канонические тексты) и смрити – своеобразные дополнения к шрути.

В странах Азии индуизм религия очень распространена. В Индии приверженцами этой религии являются более 80% населения. В Бангладеш проживает около 15 млн. индуистов, в Индонезии – 4 млн., на Шри-Ланке – 2,5 млн. В Европе самая крупная община индуистов сконцентрирована в Великобритании. Около 500 тысяч граждан этой страны считают себя последователями индуизма. В Америке также проживает порядка 575 тысяч индуистов.

Пантеон

Ответить на вопрос кто же бог в Индуизме не так уж просто. Согласно преданию, пантеон этого религиозного течения насчитывает 3 333 333 богов, полубогов, духов, демонов, призраков и семейных покровителей. Однако верховными считаются три божества – Вишну, Брахма и Шива.

Вишну изображают в виде человека с четырьмя руками и кожей темно-синего цвета. Вишну поддерживает жизнь во Вселенной, он выступает творцом и разрушителем мироздания. Основными атрибутами Вишну считаются могущество, богатство, знание, мужество, сила и великолепие. Вишну имеет три ипостаси, каждая из которых играет особую роль в поддержании гармони во Вселенной.

Брахма – бог, не имеющий матери. Согласно преданию, он был рожден из цветка лотоса. Брахма имеет четыре головы и четыре руки, он облачен в одеяние красного цвета. Четыре руки можно считать олицетворением сторон света (север, запад, юг, восток). Брахма является создателем одиннадцати Праджапати – прародителей человечества.

Шива – символ трансформации и разрушительного начала вселенной. Кожа этого божества имеет белый оттенок, чаще всего его изображают сидящим в позе лотоса. Шиву считают победителем демонов и защитником праведности, а также управителем всего сущего и подателем всех благ. Сыновьями Шивы называют бога войны Сканда и бога мудрости Ганеша.

Философия индуизма кратко

Конечной целью духовной практики является достижение состояние самадхи (нирваны). Последователь должен освободиться от материальных желаний, осознать природу своего истинного «я» и свое единство с богом. Самадхи подразумевает покой и полное умиротворение. Если индивидуум достигнет конечной цели существования, то ему более не придется перевоплощаться. Между прочим, благородные истины буддизма имеют много общего с устремлениями индуизма.

В пуранической литературе есть понятия, соотносящиеся с христианскими представлениями о рае и аде. В зависимости от совершаемых поступков, душа умершего человека получает награду или возмездие. При помощи жертвоприношения пищи и воды родственники умершего могут освободить его душу из адских сфер. Впрочем, время пребывания в аду не безгранично – после очищения душа снова сможет переродиться в новом теле.  

Священная корова. В индуизме корова почитается как священное животное, предусмотрено табу на употребление говядины в пищу и даже на забой скота. Корова олицетворяет собой святость, чистоту и изобилие.

Касты и варны

Индуизм – религия кастовая, т.е. предполагающая разделение общества на сословия. В индуизме социальные группы называются варны, что в переводе с древнего языка санскрита означает «форма, внешность, цвет». Всего существует четыре касты, к одной из которых человека причисляют по праву рождения:

  • Брахманы – высшее сословие, священнослужители
  • Кшатрии – изначально воины, аристократы, правители
  • Вайшьи – торговцы, земледельцы и ремесленники
  • Шудры – низшая каста, чернорабочие и слуги

На современное общество религия индуизм не оказывает серьезного влияния в отношении кастовой системы. Несмотря на сохранение варн, социальная дискриминация не проявляется.

Источник: http://valtasar.ru/induizm

Индуизм. Философия, Суть, Принципы и Основные идеи

что такое индуизм кратко

Множество различных религиозных и философских направлений, божества и ритуалы – все это вмещает слово Индуизм. Сегодняшняя тема не проста, и все же мы постараемся разобраться в философии индуизма, а также принципах, сути и основных идеях этого весьма разнообразного индийского религиозного учения.

Корни индуизма настолько глубоки, что многие уже даже и не знают, откуда и когда возникла та или иная традиция. Последователей данных индуистских традиций насчитывают более 1 миллиарда, и конечно большая часть их живет в Индии.

История возникновения Индуизма

История развития Индуизма уводит нас в далекие века – 5400-2500 года до нашей эры. И как считается, Индуизм произошел от вед – священных писаний, содержащих мантры и молитвы, а также различные ритуалы.

И конечно, в те древние времена многие цивилизации опирались на силы природы и обожествляли ее.

Веды передавались в виде стихов, которые впоследствии были записаны. Сами веды были преданы людям от святых мудрецов, которых называют Риши, а уже они в свою очередь получили их как божественное откровение, другими словами от Бога.

Основные идеи индуизма

Все разнообразие учений индуизма и их основные идеи мы можем найти во множестве текстов и писаний, которые условно делятся на два типа: Шрути – изначальные тексты откровений богов, к которым можно отнести Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу.

Смрити – священные тексты, состоящие из Шастр (законов), Сказаний и Древних былин, Веданги и Агамы.

Так если брать изначальные тексты или Шрути, то в них можно выделить такие основные или главные идеи индуизма:

  • восхваление богов с помощью различных жертвенных ритуалов. Основными богами считаются Индра, Агни, Вишну, Митра, Варуна и Ашвины. Также существуют разнообразные боги различных стихий и даже рек;
  • использование различных мантр при проведении священных ритуалов;
  • особые песнопения в священных ритуалах;
  • использование священных слов чтобы войти в божественное знание.

Почему в Индуизме так много школ, Богов и направлений?

Похоже, что древние люди или мудрецы прошлого действительно были в ладу с силами природы. Они жили в гармонии с ней, и возможно именно это давало им какие-то запредельные или божественные знания.

Возможно, даже они умели подчинять себе различные стихии, такие как вода, огонь, ветер и пространство. И они использовали какие-то свои наработанные веками священные слова, фразы, молитвы и ритуалы.

В каком-то виде это и сохранилось до настоящего времени. А поскольку природных стихий было много, то и традиций, церемоний, обрядов и школ Индуизма также получилось предостаточно.

А вот уже в святых текстах Смрити мы находим различные предписания, как вести себя представителям разных каст и сословий установленных в Индии.

В более поздних веках на индуизм большое влияние оказал буддизм, так из него перешли некоторые учения Будды, такие как закон кармы, сансара и нирвана, а также основные моральные заповеди буддизма, о которых мы уже рассказывали в предыдущих статьях.

Суть учения Индуизма

Поскольку в индуизме нет единого направления или единого бога, то и суть всего индуизма можно рассматривать лишь в контексте какой-то отдельной школы или течения. И по ходу нашей статьи мы рассмотрим некоторые традиционные школы индуистской религии.

Однако в целом суть всего учения индуизма можно выразить, и состоит она в идеи слиянии с богом, возвращения к богу, постижения чистой любви к богу, свобода от сансары (круговорота бытия) и нахождение своего подлинного «я».

Несомненно, что такие понятия как карма, перевоплощение, сансара и понятие об истинном «я» индуизм заимствовал из буддизма. Конечно, практика буддизма почти полностью отличается от индуизма.

Шиваизм

Школа индуистского шиваизма распространена по всей Индии и основана естественно на поклонении богу Шиве.

Во многих храмах Индии вы найдете величественные статуи бога Шивы. И, наверное, многие слышали хотя бы раз известную мантру «ом намах Шивая», которая означает: «я привержен Шиве или что весь мир есть Шива».

Особенно в шиваизме выделяются странствующие саньясины или монахи-аскеты. Кстати для Индии обычное дело увидеть странствующих монахов совсем без одежды, то есть голых.

Если вы выйдите на Красную Площадь голыми, то сами знаете, что с вами будет. В этом плане там очень даже свободная страна. В более ранние времена среди аскетов шиваизма были и очень продвинутые мастера, обладающие сверхспособностями, которые использовали йогу, медитации и пранаямы, хотя возможно они есть и сейчас, но уже в меньше степени.

Вайшнавы

Также одно из основных направлений индуизма это Вайшнавизм, здесь поклоняются богу Вишну. Это школа построена на любви к Богу и на служении ему. Также в священных текстах отмечается, что это самый быстрый и доступный метод постижения бога. Что кстати очень похоже на христианство, о сути которого мы также уже писали.

Давайте объясним, в чем выражается любовь к богу и служение ему. А суть в том, что практикующий повторяет имя Бога или воспевает его.

Многие, наверное, слышали, как красиво поют киртаны (песни воспевания Бога). В данной практике также, например, смотрят на изображение Вишну или Шивы и поют соответствующие мантры или формулы-слова почитания. Это их метод слияния с Богом, и иногда он действенен.

Шактизм

Данная традиция основана на мистике и частично связана с тантризмом. Иногда, такие «Шактистские» ритуалы заканчивались, скажем, одним словом – оргии.

Но, в целом Шактизм это хорошее направление Индуизма, поскольку основано на поклонении богине Шакти или Богине Матери – это женский аспект изначального Бога.

Ведь, по сути, все мы из чего-то возникли и вот это то из чего мы возникли, можно обозначить как Изначальную Пустоту или Женский аспект всего сущего. Каждый может убедиться в этом принципе на себе.

Философия шактизма

Вот у нас есть тело так, так. А если мы исследуем тело: вот кожа, вот волосы, вот череп и мозг, вот мышцы и кости – рассмотрев тело таким образом, мы увидим, что все органы и ткани тела зависят друг от друга и не существуют сами по себе и поэтому какое-либо «я» или самостоятельная сущность отсутствует в нашем теле.

И в этом великая пустота тела – «я» отсутствует в физическом теле, это общий космический принцип для всех форм и живых и неживых. Тем не менее, несмотря на то, что все есть пустота – все же мы видим, ощущаем и слышим нашим телом. Бог он пуст по природе – но проявляется во всем.

В этой школе индуизма по их философии, через блаженство и экстаз познают единство или слияние с Богом или Богиней. В этом экстазе теряется чувство «я» и остается только слияние, только постижение Бога.

Принципы индуизма

ActionTeaser.ru — тизерная реклама Можно сказать, что в индуизме одним из основных принципов утверждается теория бессмертия души, что наш дух вечен и существует изначально.

И целью жизни человека является познание или осознание себя Атманом (нерушим изначальным духом или душой).

И вот все движения и принципы индуизма и направлены на служение Богу, чтобы обрести слияние с ним. Сюда входят и различные ритуалы, и песнопения и мантры, а также йога и медитации.

В данной религии Бог может иметь как личностный аспект, например, Шива или безличностный аспект – Атман или Брахман.

Философия индуизма

То есть изначальный Бог может принимать какую-то форму или иметь безличностный аспект. Вся религия и практика индуизма основана на данной философии.

Вся разница в том, как происходит поклонение Богу, в какой форме или отсутствии ее. Например, вы пришли в храм и там есть статуи, изображения или иконы (если церковь) и вот это уже поклонение по форме. Которое считается немного более поверхностным.

Но, вот вы вышли на улицу и формы, конечно, нет, но вы поете песни восхваления или читаете мантры или проявляете любовь – вот это и есть служение или слияние через безличностный аспект Бога.

В большинстве религиозных традиций мира, Бог – как внутри каждого человека, так и снаружи, то есть он во всем и познание Его возможно либо через ритуалы, восхваления, песнопения и мантры, через йогу и медитации.

Вывод

Всех индуистов можно сказать объединяет одно – Бог изначально существует в каждом, и в чистом виде это наш Дух, Душа или Атман – наше подлинное состояние, где существует «действительное Я».

Похоже, что согласно традициям, принципам, сути и философии индуизма, в общем люди приходят на землю по двум причинам: получить опыт на земле и лишь, затем в будущем начать поиск Бога внутри, а другая причина – поскольку этот опыт больше не нужен или получен в прошлом, поиск Бога внутри начинается уже в этой жизни.

Ну а на этом сегодняшнюю статью придется закончить, естественно это далеко не все знания об индуизме, так что более конкретно, мы еще будем обращаться к его философии, истории и говорить о конкретных школах индуизма в последующих статьях в соответствующем разделе нашего портала обучения и саморазвития. А пока можете прочесть например о сути Буддизма, как мудрого религиозного учения сильно повлиявшего на Индуизм

Источник: https://samosoverhenstvovanie.ru/induizm-filosofiya-sut-principy/

Индуизм (стр. 1 из 8)

что такое индуизм кратко

Министерство Образования Украины

Донецкий государственный технический университет

РЕФЕРАТ

на тему:

«Индуизм»

Выполнила Бондаренко Ю. Ю.

Студентка группы ЕПР-05а

Проверила Лемешко Г.А.

Донецк 2005 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Индуизм: возникновение, этапы развития, религиозно-философские основы и география распространения.

1.1 Возникновение индуизма

1.2 Этапы развития индуизма

1.2.1 Формативный период (III-II тыс. до новой эры — I тыс. до новой эры)

1.2.2 Ведийский период (Iтыс. до новой эры — VI век до новой эры)

1.2.3 Брахманизм — следующая ступень в развитии индуизма (VIII-VI века до новой эры — II век до новой эры).

1.2.4 Период упанишад (VII-IV века до новой эры).

1.2.5 Период религиозного брожения (VI-V век до новой эры — рубеж новой эры)

1.2.6 Эпический или классический период (IV век до новой эры — VI век новой эры).

1.2.7 Средневековый период (VI век — XVIII век)

1.2.8 Современный индуизм (начиная с XIX века)

1.3 Религиозно-философские основы индуизма

1.4 Распространение индуизма

2 Особенности вероучения, культа и философских воззрений индуизма.

2.1 Особенности индуизма. Касты.

2.2 Главные символы индуизма

2.3 Основные положения и священные книги индуизма

2.4 Сверхъестественные существа в индуизме. Боги и демоны.

2.5 Загробная жизнь и карма

2.6 Философия индуизма.

3 Основные направления индуизма: вишнуизм и шиваизм.

3.1 Вишнуизм.

3.2 Шиваизм.

4 Индуизм в политической и культурной жизни современной Индии.

Заключение. 25

Литература. 26

Индуи́зм (санскр. हिन्दुधर्म, hindu dharma; так же – санскр. सनातन्धर्म, sanātana dharma; так же – санскр. वैदिकधर्म, vaidika dharma) – одна из самых древних и влиятельных религий в мире.

Само название этой религии говорит о том, что она напрямую связана с Индией, хотя термин «индуизм» не индийского происхождения. Он – от персидского названия реки Инд.

Некоторые исследователи считают индуизм не одной целостной религией, а синтезом ряда родственных друг другу религиозных идей, когда-либо проникавших в Индию с сотнями различных культурных, социальных и племенных групп. Поэтому трудно дать краткое и точное определение индуизма.

Как религиозный феномен индуизм отличается сложностью и противоречивостью, если не сказать больше — запутанностью и хаотичностью. Серьезную историко-культурную проблему представляет собой уже самое определение термина «индуизм». До сих пор нет удовлетворительного определения и даже объяснения, что же относить к собственно индуизму, каково содержание и границы этого понятия.

За несколько тысячелетий своей истории индуизм сложился как синтез социальной организации, религиозно-философской доктрины и теологических воззрений. Он пронизывает все сферы жизни своего приверженца: мировоззренческую, социальную, юридическую, поведенческую и т.д., вплоть до глубоко интимных сфер жизни. В этом смысле, индуизм является не только и не столько религией, сколько образом жизни и целостным поведенческим стандартом.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое одаренность определение

Сложнейшая религиозная система индуизма гибко и податливо сочетает в себе самые противоположные крайности и умело приспосабливается к самым разнообразным общественным и политическим условиям, сохраняя необычайную пестроту, яркость и жизнестойкость.

Умея соединять несоединимое и облекаться в самые причудливые формы, индуизм обладает удивительной способностью порождать новые секты и течения, которые при этом не вступают в противоречие с его основным мировоззренческим ядром, и, как бы возрождаться из самого себя.

Однако вся эта, казалось бы, несовместимая многогранность религии существуют в единых общих рамках, которые позволяют говорить об индуизме как о самостоятельной и цельной религиозной системе с общими мировоззренческими установками. При всей кажущейся аморфности и расплывчатости, индуизм всегда оставался исключительно стабильным.

Подобно магниту, он втягивал в свое поле другие культы, поглощал, в той или иной форме, чужих богов, приспосабливал к своим нуждам и взглядам иные мифо-ритуальные воззрения и, тем самым, обеспечивал себе прочное и долговечное существование, выдержав конкуренцию с буддизмом и другими религиями, существовавшими на территории индийского субконтинента.

Прежде всего, он не является конфессиональной, логически организованной системой, специфические черты которой можно легко перечислить и, тем самым, выявить его своеобразие.

Индуизм — конгломерат самых разнообразных идей, течений, сект, направлений, которые сосуществуют в пределах некоего целостного образования и радикально не противоречат его базовым установкам. В индуизме нет и не может быть еретических форм (в привычном нам христианском смысле), противостоящих истинной ортодоксальной вере.

В нем нет и доктринальных ересей, так как нет четкой зафиксированной единой центральной доктрины. Каждая форма и каждый культ обладает известной этической ценностью.

Политеистический характер индуизма демонстрируется не только многообразием культов, объектов почитания и обилием мифо-ритуальных комплексов, но и совершенно особым отношением индуизма к другим культам. При соприкосновении с ними, он, подобно зыбучим пескам, поглощал их, тем самым обеспечивая себе широкое распространение и в пространстве, и во времени.

С точки зрения привычных европейских стандартов, индуизм выглядит логически неорганизованным и бессистемным. Но, с точки зрения традиционной индийской культуры, он имеет системность совершенно особого рода: она связана с мифологическим субстратом и сохраняет во многом колорит архаической эпохи.

Индуизм можно трактовать как систему знаков и символов культуры, несущих в себе древние традиции, развивающие и сохраняющие их в разных исторических условиях. В индуизме не были «забиты» последующими культурными традициями и наслоениями многие принципы организации архаической культуры с ее главным акцентом на ритуально-магической стороне и приверженностью к мифологическому мышлению.

Эта особенность индуизма сквозит во многих его чертах и проявляется, в частности, в его ярком игровом начале.

Индуизм не имел, и по сих пор, не имеет единой организации (наподобие христианской церкви) ни в местном, ни в общеиндийском масштабе. Храмы, которые стали строить в Индии, примерно, в конце периода древности, были автономными образованиями и не подчинялись какому-либо высшему духовному лицу, облеченному саном.

Разного рода жрецы, учителя-ачарьи, наставники-гуру обслуживали и сейчас обслуживают отдельные семьи, секты, царей, частных лиц и т.п., но они никогда не были организационно связаны между собой; не являются таковыми и сейчас.

За всю историю существования индуизма никогда не созывались всеиндийские соборы, которые устанавливали бы общие нормы, принципы и правила поведения или кодифицировали тексты.

Индуизм чужд и прозелитизма: стать индуистом нельзя, им можно только родиться. Главным для индуиста было и остается следование древним традициям, заповедям предков и соблюдение ритуально-поведенческих норм, которые, согласно преданиям, были возвещены богами, запечатлены в мифах и подтверждены авторитетом священных текстов.

Знакомство с основными характеристиками индуизма важно не только для профессиональной религиоведческой подготовки. Оно раскрывает некоторые новые теоретические положения и дает сведения о совокупности фактов, полезных и необходимых при сравнительном анализе религий, а также при овладении искусством понимания людей с иным образом мыслей.

1.1 Возникновение индуизма

Процесс синтеза нескольких основных этнокультурных компонентов, в результате которого возникла богатая культура современной Индии, начался три тысячи лет назад; системообразующим фактором стала религия древних арьев.

Возникновение индуизма не приписывается какому-либо одному конкретному лицу, и в этом его отличие от других религий. Его происхождение связано с завоеванием полуострова Индостан арийскими племенами между XII и V веками до н. э.

Самые древние религиозные книги индуизма, Веды («мудрость» или «знание»), написаны на санскрите. В сущности, она представляют собой религию арийских завоевателей. Для арийцев был очень важен культ жертвоприношения путем сжигания.

Арийцы верили, что, действуя согласно требованиям этого культа, они способствуют постепенному перерождению Вселенной.

Весьма аморфный комплекс религиозных представлений, характерных для периода становления классового общества (определяемый обычно как ведическая религия), зафиксирован в Ведах — сборниках гимнов, заклинаний, заговоров, молитв арьев.

Наиболее существенными чертами этого комплекса можно считать представления о принадлежности последователей ведической религии к одному из трех сословий-варн ритуально полноценных людей, «дваждырожденных» арьев, идею об общении их с миром богов через посредника — жреца-брахмана, совершающего по сложному ритуалу, описанному в Ведах, жертву богам.

Писания индуизма формировались в течение веков, начало им было положено записью устного предания примерно во второй половине второго тысячелетия до н.э. Как известно, эти писания называются Ведами. Они состоят из четырех книг. Каждая из них делится на три части.

В первой части содержаться гимны, славящие богов, во второй – дано руководство по соблюдению ритуалов, а в третьей – объясняется религиозное учение. Кроме Вед индуисты разных направлений имеют свои собственные книги, но Веды носят наиболее общий, всеобъемлющий характер.

Заключительная часть Вед называется Упанишады («упанишад» означает сокровенное знание), которые представляют собой комментарии к Ведам. Она были написаны в период с VIII по VI века до н. э. После Упанишад следуют две большие эпические поэмы, «Рамаяна» и «Махабхарата», в которых содержатся легендарные описания перевоплощений одного из главных индуистских богов.

Вторая часть шестой книги «Махабхараты» называется «Бхагават гита» («Божественная песнь» или «Песнь о господе»). Из всех индуистских писаний она получила наибольшую известность. Она была записана, а впоследствии переработана где-то между 200 г. до Р.Х. и 200 г. по Р.Х.

Источник: https://mirznanii.com/a/318903/induizm

Индуизм – невероятная религия

Если вы хотели узнать что такое индуизм и прочитать краткое описание этой религии, то эта статья — для вас. Индуизм в наше время считается наиболее древней и наиболее сложной религией в мире. Согласно санскриту индуизм носит название вечный закон – санатана-дхарма.

Происхождение индуизма

Индуизм является синкретической религией, которая формировалась в течение тысячелетий и включает в себя как неолитические анимистические верования древних людей, так и религиозные компоненты религий древних ариев, индской цивилизации, верования дравидов, и также элементы философских учений, буддистов и джайнов. Учитывая большую массу всевозможных традиций индуизма, объединяет последователей данной веры в авторитет Вед.

Считают, что в основе толкования самого название индийской религии звучит арийское слово синдху (река). Явный намек на обожествления рек доарийским населением Индии, сначала реки Сарасвати, а позже Ганга.

Вера в священный характер рек, была так сильна, что арийские пришельцы должны были тоже призвать особый статус рек.

Со своей стороны, арийцы привнесли в индуизм уникальный статус коровы, как священного животного, за убийство которого в былые времена в Индии карали строже, чем за убийство человека.

С 8-9 веков, мусульмане стали именовать, немасульманских жителей Индии – индусами. Впоследствии британцы перенесли название индусы на всех жителей Индостана, которые не являлись приверженцами мировых религий и не исповедовали сикхизм, или джайнизм. Лишь в 1816 году появился сам термин индуизм.

Все индуисты независимо от течений признают авторитет Вед, которые именуются словом шрути (услышанное). Всего существует четыре веды: Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа. На основе четырех вед, был написан вторая часть священного канона индуистов, которая носит название смрити. К смрити относят: Дхармашастры, Ихтихасы (среди которых две важнейшие Махабхарата и Рамаяна), Пураны, Веданга и Агамы. Разные течения индуизма, считают не все тексты смрити священными.

Однако подавляющее большинство индуистов верит, что все живые существа, или, по крайней мере, человек наделен духовной сущностью (дживой) душой, которая связана с богом-создателем (большинство индуистов считают, что богом творцом был Вишну). После смерти человека, душа может переселиться в тело иного человека, или в тело животного, или даже в неживую материю. Таким образом, круговорот переселения душ из одного в тела в другое индуисты именуют сансарой.

Освободить душу из кольца сансары возможно вследствие духовного перерождения, просветления, которая носит разные названия (чаще всего мокша, или нирвана). Добиться благоприятного перевоплощения, или нирваны, возможно через очищения кармы. Карма – это совокупность всех действий человека: умственных, физических и вербальных.

Также большинство индуистов объединяет, приверженность к варно-кастовой системе, хоть на 21 век это система начала активно исчезать в Индии и различным йогическим традициям.

Стоит отметить, что индуизм считается религией с самым большим количеством богов, минимум существует три тысячи богов. Три тысячи лет назад главнейшими богами в Индии считались Индра и Брахма, но с начала Средневековья, статус ведущих богов индуизма захватили Вишну и Шива.

Основные ответвления индуизма

Главнейшее направление индуизма это – вишнуизм. Вишнуиты верят, что верховным богом являться Вишну, который появляется на земле через своих аватар (земных воплощений): Кришна, Рама, Будда и другие. Вишнуизм исповедуют до 68-70% всех индусов.

Второе по численности направление индуизма носит название шиваизм. Сторонники данного течения примерно 26% от общего числа индуистов, поклоняются Шиве, по некоторым данным Шива был верховным богом хараппской цивилизации 3300-1500 гг. до. н. э. Если информация достоверная, шиваизм можно считать древнейшим течением индуизма.

Третьей веткой индийской религии является шактизм (численность около 3%), суть которого является поклонение великой богини матери, которая носит разные названия: Шакти, Дурга, Сарасвати, Кали, Лакшми.

Также в Индии является популярным смартизм, несколько модифицированный брахманизм, который подразумевает поклонение ряду богов, или одному избранному. Наиболее популярные боги смартизма: Вишну, Ганеш, Шива, Сурья, Сканда, Индра.

Индийская религия в современном мире

На 2010 года в мире проживало около одного миллиарда индуистов. Со второй половины двадцатого века, начал активно развиваться реформированный неоиндуизм, который отрицает кастовую систему и считает, что в индуизм могут переходить люди разных национальностей.

Сторонники классического индуизма верят, что настоящим индуистом можно только родиться и обязательно в рамках варно-кастовой системы. Неоиндуизм активно набирает популярность в Северной Америки, Европе и также России.

Сохраните информацию?

Источник: https://indiya-land.ru/religija/hinduism

Сравнение буддизма и индуизма — сходства и отличия двух учений

Здравствуйте, дорогие читатели!

Наш сегодняшний разговор о том, чем отличаются и чем похожи буддизм и индуизм.

Немного истории
Основы учения
Коротко об индуизме
Отличия и сходство двух учений
Заключение

Оба учения возникли на просторах Индийского субконтинента, т.е. можно сказать, что «генетически» они имеют общее происхождение. Проводя сравнение буддизма и индуизма, следует заметить, что несмотря на существующие принципиальные различия, за многовековую историю между сторонниками и приверженцами обоих философских течений не было ни одного столкновения на межрелигиозной почве.

Оба учения мирно сосуществуют и в настоящее время, гармонично переплетаясь с такими направлениями, как йога, джайнизм, сикхизм, христианство и ислам.

Немного истории

Возникновение буддизма овеяно красивыми легендами. Согласно им, в 563 году до нашей эры в семье раджи и царицы Махамайи в майский день полной луны, родился сын. Восемь провидцев, которые были приглашены отцом ребенка для определения его будущего, увидели в новорожденном младенце исключительные признаки и предсказали, что станет он либо великим царем либо Буддой.

Мальчик получил имя Сиддха́ртха Гота́ма (Гаутама), что означает того, кто добился своей цели. Мать его вскоре после родов умерла. Отец пытался всячески оградить сына не только от религиозных веяний, но и от страданий окружающего мира.

Выехав на колеснице впервые за пределы дворца на тридцатом году своей жизни, Готама узрел то, что изменило всю его дальнейшую жизнь. Увидев на улице сначала нищего, затем больного старика, а после отшельника и мертвого, он внезапно осознал, что в мире существуют неизбежные события: старение, болезни, смерть, лишения, мучения, и никакие материальные блага не могут изменить подобный ход бытия. Самопознание – вот истинный путь для постижения истины жизни.

Подобные размышления заставили его отказаться от богатой, сытой жизни и подтолкнули к странствиям с целью познания и достижения Просветления. Долгий путь лишений, длиной в шесть лет на грани изнеможения, закончился в день его рождения, после 49-дневной медитации под фикусовым деревом, когда пришло осознание Истины.

Гаутама достиг Просветления в 36 лет, поняв причину всех человеческих страданий и пути избавления от них. Именно с этого момента, его будут звать Буддой, что означает Пробудившийся или Просветлённый.

Основы учения

Четыре благородных истины являются фундаментом буддизма. Кратко их можно изложить так:

  1. Страдание существует.
  2. Причина его – жажда или желание.
  3. Возможно прекращение страдания – достижение нирваны, отказ от жажды.
  4. Дорога к избавлению от страдания – Восьмеричный Путь.

Находясь в своих странствиях на пороге смерти, Будда осознал, что к познанию истины не приводят ни мирские блага, ни самоистязание. Правильный Путь лежит посередине, включает в себя такие категории, как мудрость, нравственность, духовная дисциплина.

Основными доктринами буддизма считаются:

  • Учение о причинно-следственной связи и карме, поясняющее, что не существует в мире причин и следствий какого-либо явления, но существуют условия его возникновения или невозникновения. Страдания человека, зависят от его действий и поступков, которые определяют карму – судьбу.
  • Учение анатмавады – теория отрицания души.
  • Учение мгновенности. Основными положениями его являются постулаты: бытие мгновенно, а любое состояние непостоянно. События возникают, подобно вспышке, образуя «узоры», обусловленные причинно-следственными кармическими связями. Жизнь состоит из отдельных вспышек, создающих иллюзию некой стабильности.
  • Буддийская космология – учение о мироздании, развитии вселенной, о перерождении.

Удивительно, но факт: ученые в области ядерной и квантовой физики нашли подтверждение правильности буддийской теории о кальпах – периодах возникновения и уничтожения мироздания.

Основным постулатом учения является следующее утверждение: не существует каких-либо божественных субстанций. Есть человек, проживающий свою жизнь и отвечающий за все, что с ним происходит. Достигнуть состояния Пробуждения можно путем избавления от иллюзий. Увидеть жизнь такую, как она есть, помогает путь самоограничения, следование заповедям и медитация.

Коротко об индуизме

Учение не имеет основателя и четкой доктрины. По сути, индуизм – это не единая религия. Она представляет собой совокупность различных течений, основанных на Ведах. Возникновение его датируется 16-15 веками до н.э.

, что значительно раньше появления буддизма, христианства, ислама. Этот факт позволяет считать индуизм самой древней религией человеческой цивилизации.

Несмотря на существующее большое количество течений, их отличия друг от друга, все они имеют общие черты сходства, выражающиеся в следующих признаках:

  • Признание и почитание божественного начала, поклонение изображениям и статуям.
  • Признание законов Сансары – возможности переселения душ одних живых существ в другие.
  • Признание законов Кармы. Перевоплощения зависят от совершенных поступков.

Индуизм проповедует чтение мантр, практикует йогу и медитативные методики, одобряет ритуальные жертвоприношения, как средство получения божественных благ тому, кто их совершает.

Отличия и сходство двух религиозных учений

Рассмотрев некоторые ключевые моменты и особенности, гораздо проще говорить о том, чем отличается буддизм от индуизма. В чем разница и чем похожи эти два религиозных направления можно представить в виде следующей таблицы:

ПризнакБуддизмИндуизм
Суть учения Учение о пути по достижению Просветления, имеет четко выстроенную философию. Основатель — Будда. Не отрицает и не утверждает присутствие некого божественного начала. Основная цель – созерцание духа внутри самого себя. Проповедует некий срединный путь, без крайностей – аскезы и удовольствий. Только познав себя, можно достичь Просветления и высшего состояния – Нирваны. Представляет совокупность различных религиозных течений, основанных на Ведах. Основателя нет. Весь мир – Сансара, представляющая цепь кармических перерождений. Основная цель – выйти за ее пределы и достичь Абсолюта. Достижение задачи возможно путем строжайшей аскезы, самоотречения, жертвенных приношений.
Отношение к социальному статусу Проповедует равенство всех социальных слоев общества. Четко выражена кастовая разница: к достижению Сансары гораздо ближе находятся проповедующие индуизм из высших кастовых слоев.
Национальная принадлежность Возник на Индийском субконтиненте, но не имеет национальной принадлежности. Буддистом можно стать просто, приняв философское учение, вне зависимости от предыдущей принадлежности к какой-либо конфессии либо одновременно придерживаться иных религиозных воззрений. Имеет отношение к жителям Индийского субконтинента. Нельзя стать индуистом без принадлежности к определенным национальным, культурным традициям.
Отношение к Богу, как высшему Творцу Отсутствует понятие Бога, как единого Творца всего существующего. Признает неких божественных существ – дэвов (демонов), но считает их равными любым другим живым существам, подчиняющимся кармическим законам и Сансаре. Признает Бога, как вселенского Творца, имеющего различные проявления.
Отношение к насилию (Ахимса – ненасилие в буддизме, Химса – жертвоприношение в индуизме) Пропагандирует ненасилие и уважительное отношение к любым проявлениям жизни. Утверждает, что поклонения Богам и ритуальные жертвоприношения несут благо тому, кто его совершает.
Взгляды на устройство мира Мировое устройство не имеет начала и конца, не имеет Создателя. Единого мироздания нет. Миров бесконечное множество. В буддизме нет понятия аналогичного понятию церкви, храма. Отсутствует понятие души, наказания за грехи. Нет четкого разделения понятий праведности и греховности. Миром руководит Создатель. Важной задачей является осознание своего единства с Богом. Пропагандируется поклонение храму, божествам. В более ранних учениях существуют понятия ада и рая. Существуют раздельные понятия праведного и грешного.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое секта определение

Оба учения, несмотря на имеющиеся принципиальные различия, имеют общие черты сходства, что позволяет некоторым исследователям считать буддизм одной из веток индуизма. Будда заимствовал такие понятия, как Карма, Сансара, Дхарма и многие другие, придав им совершенно иной смысл и трактование.

Оба религиозных направления практикуют чтение мантр, медитацию и занятия йогой, но цель и пути поиска истины жизни у них различаются.

Бертран Рассел, британский философ и математик, отмечал, что теория буддизма дает понятие и объясняет многие явления, которые неподвластны науке.

Заключение

Буддизм – не только особенное религиозное направление, это и отдельный вид жизненной философии. Если вам понравилась статья, поделитесь информацией о ней в Ваших социальных сетях. Возможно, она поможет кому-то из близких вам людей, находящихся в поисках сути и смысла жизни.

Источник: http://o-buddizme.ru/filosofiya-buddizma/sravnenie-buddizma-i-induizma

Религия Древней Индии (кратко)

На полуострове Индостан появилась одна из первых древнейших цивилизаций. Индия получила свое название от одной из крупнейших  рек —  Инд, на берегах которой и стало интенсивно развиваться земледелие. Климатические особенности полуострова обусловили и развитие духовной культуры, которая долгое время развивалась изолированно от влияния других национальностей и культур.

Ведизм – древнейшая религия Индии

Считается, что основу древнеиндийской религии заложили племена древних ариев, которые проходили через материк с Запада на Восток во 2 тысячелетии до н.э. До сих ученые не могут с уверенностью сказать, откуда пришли эти племена и куда ушли, но общеизвестно, что они оказали влияние на становление некоторых древнейших цивилизаций. Арии были светловолосые и голубоглазые, смешавшись с местными почти чернокожими племенами, они дали начало новым местным племенам.

Религия древних ариев имела довольно сложную структуру: они обожествляли все явления природы, животных, растения и даже деревья и камни. Главным обрядом в их религии было жертвоприношение, в том числе и человеческие.

Арии оставили в наследство после себя сборники священных гимнов и песней – Веды, которые состоят из четырех канонических  частей.

Много позже Веды были дополнены брахманами, которые старательно разъясняли и толковали законы мироздания и правила поведения для каждой касты в отдельности.

Пантеон богов в Ведизме был весьма обширен. Поскольку древние арии были кочевым народом, и  именно скотоводство давало им возможности для существования, то и главным богом был Индра – бог грозы и дождя, именно он установил существующий порядок.

Кроме этого у ариев был хорошо развит культ предков, но при этом обожествление происходило именно существующих ранее людей, которые своими деяниями давали повод для гордости и служили неким идеалом для последующих поколений.

Брахманизм

Именно Брахманизм дал основу для появления и толкования каст  Древней Индии. Легенда о некоем космическом человеке Пурушу, который сам принес себя в жертву, чтобы населить землю, закрепила за каждым человеком раз и навсегда определенное место в социуме.

Касты неравнозначны сами по себе, поскольку разные слом древнеиндийского общества произошли из разных частей тела Пурушу. Брахманы – высшая каста произошли из уст и ушей Бога, поэтому им дана честь слышать и говорить с Богами и передавать людям их волю. Даже ребенок из касты брахманов может рассчитывать на большее уважение, нежели старик из любой другой касты.

Кшатрии (воины и правители) произошли из плеч и рук Бога, поэтому они могут управлять людьми, быть судьями и военачальниками, вайшья (ремесленники и земледельцы) произошли из бедер и ног Бога, поэтому они должны постоянно трудиться в поте лица, чтобы обеспечить продуктами питания не только себя, но и высшие касты.

Шудры – слуги, рабы, полностью зависимые люди, — произошли из ступней, они годны лишь на то, чтобы прислуживать. И, наконец, неприкасаемые – они произошли из грязи под ногами Бога, поэтому любой человек, прикоснувшись к ним, испачкается. Чтобы этого не произошли, только родившимся детям данной касты вырезали на лбу небольшую звездочку и окрашивали ее несмываемой растительной краской в синий цвет.

Именно брахманизм дает толкование правильному поведению человека в различные периоды его жизни.

Одним из символов брахманизма является – Сансара — колесо вечной жизни, которое постоянно хотя бы в одной своей точке соприкасается с грешной землей и как ведет себя человек на земле, так он и будет награжден или наказан по закону всемирной справедливости – Карме.

Источник: https://IndiaMagazine.ru/religiya-drevnej-indii/

Конспект по всеобщей истории

Ключевые слова конспекта: Индуизм, три бога, переселение душ, карма, йога, варны, веды

Индуизм — национальная религия индийцев, большинство населения Индии и сегодня является приверженцами индуизма. Возникла около 5000 лет назад. Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство.

Бог Брахма — создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например, от потопа. Бог Шива — грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти.

Индийцы любили и бога-пастушка Кришну. В картине мира индуизма наблюдается редкая ситуация в мировых религиях, когда бог представлен в практически равных женском и мужском началах. У мужского божества есть его шакти, энергия, представленная в вечном женском образе.

Например, Вишну имеет жену Лакшми, свое второе воплощение. Кришна — Радху, а Рама — Ситу.

Наличие души признает не только за человеком, животные и растения также имеют душу. Душа каждого существа вечна, она может переселяться после его смерти в другое тело. Судьба души человека после смерти зависит только от его поведения при жизни. Например, душа кровожадного и жестокого воина может переселиться в тело тигра. В то время как легкомысленный человек может перевоплотиться в стрекозу.

Ключевым понятием, объясняющим коллизии жизни мира и отдельного человека, является учение о карме. Карма означает «дело», «действие», которое рождает определенный результат. За все дурные поступки человек будет наказан в следующих жизнях. Так действует закон кармы — закон возмездия. Только правильно проведенная жизнь может избавить человека от вечного переселения его души в страдающее земное тело.

Доктрина личностного освобождения предполагает не только духовное совершенствование, но и физическое. Но в некоторых школах индуизм доходит до аскетизма. В Древней Индии была создана особая система духовного и физического совершенствования человека — йога.

Мокша

Дхармическая деятельность (выполнение священного долга, предписанного ведами) была призвана нейтрализовать действие кармы и привести к мокше. Успех зависел, главным образом, от усердия индивида, однако были и определенные сословные предубеждения.

Так, шудра, следовавший своей дхарме должен был родиться в следующей жизни вайшьей. Тот, как считалось, рождался затем кшатрией, если был верен своей дхарме. Кшатрия, если он исполнял свой долг, рождался брахманом в следующем рождении.

А тот, в свою очередь, был достоин освобождения, если также был дхармичен.

Большинство реформаторов индуизма не устраивало такое положение вещей. Они утверждали что в любом статусе жизни любой человек должен заниматься только такой деятельностью, которая приведет его фактически к «мокше» — высшей цели человека: прекращению перерождений. Некоторые реформаторы были столь антагонистичны по отношению к устоям, что шли на конфликт с ведической традицией, отрицая веды и тот социальный порядок, которые они провозглашают.

Варны

 Варны — сословия традиционного индийского общества, имеющие между собой непреодолимые при жизни человека границы. Система варн закреплена в ведах. Принадлежность к варне определялась рождением.

Члены первых трех варн в детстве проходили обряд посвящения, считавшийся вторым рождением, поэтому назывались «дважды рожденными». Первоначально существовали три варны — брахманы, кшатрии и вайшьи. Брахманы — жречество, олицетворяли религиозно-духовную власть.

Кшатрии — военное сословие, осуществляли государственно-политическое руководство. Вайшьи — торговцы и земледельцы, занимались непосредственно хозяйственно-производственной деятельностью.

Несмотря на проповедуемую греховность занятия не своим делом, со временем царями становились и брахманы и даже вайшьи, узурпируя тем самым функцию кшатриев. А потомки брахманов и кшатриев опускались до занятия ремеслом. Но все же данная концепция активно проводилась в общественную жизнь.

Внизу сословной лестницы находились шудру («неприкасаемые», слуги общины свободных), занимавшиеся грязной унизительной работой. В дальнейшем шудру могли становиться очень богатыми людьми. Наиболее соблюдаемой частью варновой системы был запрет на браки представителей разных каст. Со временем число варн значительно увеличилось, то есть три основные подверглись многократному делению.

Система варн способствовала консервации индийского общества. Поскольку варны взяли на себя часть функций государства, государственный аппарат в Индии не стал таким сильным и влиятельным, как в других цивилизациях Древнего Востока.

В настоящее время система кастовых различий в Индии отменена, но соблюдается населением на бытовом уровне.

Веды

Веды (досл. «звание», «учение») — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите. Это — собрание гимнов, авторы которых обращаются к многочисленным богам. На протяжении многих веков Веды передавались устно в стихотворной форме и только гораздо позднее были записаны.

Индуистская традиция считает Веды «апаурушея» — несотворенными человеком вечными богооткровенными писаниями, которые были даны человечеству через посредство святых мудрецов-риши. Веды относятся к категории шрути («услышанное»), так как мантры, содержащиеся в них, повторяются как молитвы. А также используются в различных религиозных ритуалах.

Ведами обычно называют Самхиты (сборники мантр) четырех Вед и примыкающие к ним Брахманы, Араньяки и Упанишады.

Большинство ученых считают Веды самыми древними священными писаниями в мире. Согласно современной индологической науке, Веды составлялись в течение периода, который продолжался около тысячи лет.

Он начался с составления Риг-веды около XVI века до нашей эры, достиг своего апогея с созданием различных шакх (частей, ответвлений, вариаций) в Сев. Индии и завершился во времена Будды и Панини в V веке до н.э.

Из-за недолговечности материала, на котором записывались Веды (древесная кора или пальмовые листы), возраст дошедших до нас манускриптов не превышает нескольких сотен лет.

Четыре канонических Самхиты, которые являются Ведами как таковыми, это: Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда.

Самхиты

Наиболее знаменита и важна, с точки зрения сохранения мифологического наследия, Риг-веда — «Веда гимнов». Гимны посвящены ригведическим богам. По мнению М. Мюллера, Риг-веда была составлена в период с XVIII по XII век до н.э. в районе Пенджаба. Существует большое лингвистическое и культурное сходство между Риг-ведой и ранней иранской Авестой. Это родство уходит корнями в праиндоиранские времена.

Яджур-веда («Веда жертвенных формул») состоит из мантр, частично заимствованных и адаптированных из Риг-веды и изложенных в прозе. Мантры Яджур-веды имеют практическую цель — каждая мантра предназначена для использования прежде всего в определенной части ритуала жертвоприношения.

Сама-веда — Веда мелодий или «наука о мелодиях». Это стихи из Риг-веды, адаптированные чтобы воспевать сборник гимнов для священников-певчих, принимавших участие в литургии. В использовании гимнов в литургиях ключевую роль играл только стиль воспевания. Каждый гимн должен был воспеваться согласно строго определенной мелодии — отсюда и название этой Веды.

Атхарва-веда — «Веда заклинаний» — представляет собой сборник мантр и заклинаний, которые как правило использовались в волшебстве и исцелении. Мантры этой веды относятся к самым древним образцам ведического санскрита, В отличие от других трех вед Атхарва-веда не имеет большого отношения к жертвоприношениям.

Прежде всего ее первая часть состоит в основном из магических формул и заклинаний, которые посвящены защите от демонов и бедствий, исцелению болезней, увеличению продолжительности жизни, осуществлению различных желаний и достижению определенных целей в жизни. Во второй части содержатся философские и космологические гимны.

В третьей части Атхарва-веды  содержатся только мантры, предназначенные для использования во время проведения свадебных обрядов и похорон.

Это конспект по теме «Индуизм. Веды». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC-%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D1%8B/

Основные религиозные течения Индии — их понятие, характеристика и принципы

Сейчас в Индии распространено несколько религиозных течений.

Местные люди исповедуют такие учения, как:

  1. Индуизм.
  2. Христианство.
  3. Ислам.
  4. Джайнизм.
  5. Буддизм.
  6. Сикхизм.

Четыре из этих течений являются национальными и образовались в самой Индии. Это индуизм, сикхизм, буддизм и джайнизм.

Основная религия страны — индуизм, который исповедуют 80% местного населения, на втором месте располагается ислам — 13% жителей Индии — мусульмане. 2% индийцев — христиане, 1,9% — представители сикхизма, 0,8% — буддисты и 0,4% — носители джайнизма.

В Индии лояльно относятся ко всем вероисповеданиям, межрелигиозных распрей практически не возникает. Местные жители уважают друг друга и не навязывают никому своего мнения по тому или ином вопросу. Это относится и к буддизму. Представителям этого религиозного течения предписано не пропагандировать другим свою веру.

В стране можно встретить изображения Будды или его статуи, однако туристы не встретят шествие буддистов на улице.

У представителей индуизма немного другой подход, они с большим рвением стремятся выполнять все религиозные ритуалы и иногда устраивают грандиозные, шумные мероприятия.

Например, в 2013 году на известном фестивале Маха Кумбха Мела в Аллахабаде присутствовало около 70 млн человек. На этом торжестве совершают омовения в водах Ганга, считается, что данный ритуал позволяет воссоединиться с Брахманом — священным духом.

Предшествующий ведизм

Основу религии Древней Индии заложили арийские племена во втором тысячелетии до нашей эры. Ученые все еще не могут твердо утверждать, из какого места пришли эти туземцы и куда именно они ушли. Но то, что они повлияли на становление индийской цивилизации — неоспоримый факт. Арии обладали европейской наружностью, у них были голубые глаза и светлые волосы. Их смешивание с темнокожим населением дало начало новым местным племенам.

Вероисповедание ариев состояло из множества аспектов. Они считали, что животные, растения, камни и деревья имеют божественную сущность. Ключевыми обрядами в их вероисповедании были жертвоприношения, в том числе и человеческие. Арии оставили после себя — Веды (тексты, состоящие из священных букв, в четырех частях), в них входили Ригведа, Атхарваведа, Сама-веда и Яджурведа. Позже ведическая мудрость была дополнена брахманами, которые пытались дать объяснение законам мироздания.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Бытие или бытие как правильно

В ведизме существовал большой пантеон богов. Арии были кочевниками, условия для жизни им давало скотоводство, поэтому царем богов, стоящим в центре пантеона, считался Индра — повелитель дождя и грозы.

Также в состав пантеона входили и другие ведийские боги, например, Дьяус — бог небес, Агни — бог огня, Митра — бог порядка, Притхиви — богиня плодородия. Более того, арии почитали своих предков и часто обожествляли умерших людей.

Благодаря брахманизму, в Древней Индии произошло возникновение каст. Основой для их определения послужил миф о Пуруше, который самостоятельно принес себя в жертву для того, чтобы населить земной шар. Эта история дала понимание того, что каждый человек имеет свое место в социуме. Представители каст изначально неравнозначны, ведь все слои общества происходили из различных частей тела Пуруша.

Согласно таблице, выделяют следующую классификацию:

  1. Брахманы возникли из уст и ушей божественного существа, поэтому они обладают честью общаться с Богами и слышать их, а также передавать их сообщения людям. Даже годовалый малыш из касты брахманов в обществе уважался больше, нежели пожилой представитель любой иной касты.
  2. Кшатрии (правители и войны), в свою очередь, возникли из божьих рук, поэтому они были наделены правом управлять народом, становиться военачальниками и судьями.
  3. Вайшья (земледельцы и ремесленники) появились из бедер и ног творца, поэтому им полагалось работать в поте лица, чтобы дать пищу не только себе, но и представителям высших каст.
  4. Шудры (рабы и слуги) возникли из ступней божества, поэтому считалось, что эти люди вынуждены прислуживать высшим кастам.
  5. В свою очередь, неприкасаемые произошли из грязи под ступнями Пуруша, поэтому всякий, кто прикоснулся к ним, становился нечистым. Чтобы такого не случалось, новорожденным младенцам из этой касты вырезали миниатюрную звезду на лбу и окрашивали ее несмываемой жидкостью в синий цвет.

Именно в брахманизме появилось понятие Сансары — колеса вечной жизни. Если человек вел себя грешно, он будет наказан по закону всемирной справедливости.

Тогда же появилось учение о реинкарнации и карме, смысл которого заключался в том, что душа бессмертна и по мере развития она воплощается в разные тела. Весь этот путь протекает в попытке достичь духовного совершенства.

Однако не все принимали жесткое кастовое разделение, поэтому стали возникать новые, более демократичные направления этого вероисповедания.

Сведения о джайнизме

В основном этого направления придерживались монахи-мудрецы — джаймы, которые жили очень обособленно, предпочитали находиться в одиночестве и принимали различного рода аскезы.

Они не обладали никаким личным имуществом, долгое время не находились в одном и том же месте, не употребляли в пищу мяса и вообще ели максимум два раза в сутки в небольшом количестве.

Джайнисты иногда принимали очень строгие и жесткие аскезы, например, несколько лет не произносили ни слова, голодали длительное время, доводили себя до физического истощения и т. д.

Существовало два дхармических направления — одетые в белое и одетые светом. Первые прикрывали свое тело тканью, а вторые всегда находились нагими, поскольку считали, что их окутывает солнечный свет.

Далеко не все могли выдерживать жесткие требования этой религии, поэтому джайнизм никогда не был очень популярным.

Понятие об индуизме

Сложно подобрать краткое описание религии индуизма, поскольку это не только вероисповедание, но и целая философия со своими нравственными нормами и правилами. В основу этого течения легли знания, пришедшие из ведизма и брахманизма, более того, понятие о кастах также заложило основу для индуистской религии.

Ключевыми божествами индуизма являются Брахма — главный бог, сотворивший мир, Шива — тот, кто его оберегает, и Вишну — сущность, которая разрушит этот мир, после того как главная его миссия будет выполнена. Конечно же, в любом вероисповедании есть свой женский идеал. В данной религии это богиня Лакшми, которая оберегает семейное счастье, заботится о домашнем очаге и покровительствует пашне и сельскому хозяйству.

Одна из известных идей индуизма — почитание Кришны. Индусская культура похожа на брахманизм, однако в ней не существует таких жестких традиций в плане аскетизма, а также деления по кастам. По этой причине это вероисповедание обрело такое количество почитателей по всем мире.

Принципы шиваизма

Шиваизм можно назвать еще одним направлением индуизма.

Носители этого вероисповедания стремятся поклоняться Шиве — богу-разрушителю, повелителю молнии и дождя. Он способен в одно мгновение убрать с лица земли любой город и наслать на провинившихся людей всевозможные заболевания и беды. В древний период времени Шива считался символом разрушительной природной силы, которая в одно мгновение могла сменить милость на злость.

Хотя Шива считается жестоким богом, он любит и бережет свою семью. Его супруга Парвати — богиня плодородия и покровительница женского начала. Ее храмы постоянно посещают представительницы прекрасного пола, мечтающие иметь детей. Сын Шивы и Парвати — Ганеша — бог богатства финансового благополучия, доблести и славы. Одно из воплощений Парвати — многорукое божество Кали, покровительствующая магии и сексуальности.

Роль высшей касты в социуме

Как уже было отмечено, брахманы — это высшая индийская каста, представители которой пользуются всеобщим уважением. У брахманов нет своего жилья, они обычно живут в храмах, однако могут попросить о приюте любого человека, и никто не может отказать предоставить брахману кров и пищу до того момента, пока он сам не пожелает покинуть этот дом.

Кроме брахманов, существуют маги, способные проводить ритуалы и решать проблемы разного рода. Особую красоту индуизму придают разнообразные праздники. В мероприятиях участвует множество людей, торжество сопровождается распеванием традиционных песнопений и танцами.

В брахманизме есть такая традиция — предавать огню тела умерших людей, а пепел развеивать над рекой Ганг. После этого близкие держат траур в течение 10 дней. Раньше существовал древний обычай сати, который заключался в том, что супруга покойного совершала самосожжение на погребальном костре умершего мужа в знак исключительной преданности. Однако он был распространен не во всех общинах и его давно запретили.

В Индии исповедуют многие религии. В следующем списке указано, какое вероисповедание наиболее часто встречается в конкретном регионе:

  1. Ислам распространился в Индии со времен арабских завоеваний. Большинство представителей этой религии живут в Уттар-Прадеше, на Западе Бенгалии, в Керале, в штате Кашмир и Бихаре.
  2. Некоторые жители исповедуют христианство, изучают Библию и используют иную символику этой религии. Это вероисповедание распространено на Юге Индии. В штате Гоа находится много католических храмов. Данное религиозное течение смогло зародиться благодаря приходу апостола Фомы в 1 веке до нашей эры и средневековой португальской колонизации. Большинство христиан-индийцев — католики, а другие — протестанты.
  3. Сикхизм распространён в Пенджабе, на северо-западе Индии и Харьяне. Если кратко, то сикхи почитают единого Бога и верят в любовь ко всему сущему. Представители этого течения стараются относиться с добром ко всему и видеть божественную сущность в повседневных вещах.
  4. Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, рожденный в Индии. Однажды он стал просветленным и превратился в Будду (в кроссвордах редко упоминается его настоящее имя, в сканворд его обычно не вносят). Соответственно, буддизм появился в Индии, однако его последователей больше за пределами Индии, нежели в самой стране. Больше всего буддистов в Таиланде, Бирме, Шри-Ланке, Камбодже и Бутане.

религия Индии — индуизм, она претерпела множество изменений в процессе своего формирования. Сейчас ее исповедуют более 80 процентов населения страны. Однако существуют и другие течения, которые не теряют своей популярности с годами.

Источник: https://nauka.club/filosofiya/religiya/religii-indii.html

Индуизм: краткий очерк

Эта религия не настолько распространена, как другие, но исторические данные говорят, что примерно восьмая часть всего человечества исповедуют эту религию. Большинство этих людей живут в Индии.

Историки утверждают, что примерно 3500 лет назад индуизм начал укореняться на территории современных Индии и Пакистана. Именно в то время белокожие арии пришли с северного запада в долину реки Инд. То, во что верили переселенцы, брало основания в персидских и вавилонских древних учениях. Их верования распространились по всей территории Индии.

Религиозный обычай индуистов – каждое утро, еще перед завтраком, нужно умыться в самой близкой реке, а если рядом таковой нет, то это нужно сделать дома. После этого они идут в храм и несут в жертву цветы и еду местному богу.

Практически в каждом доме индуиста есть закуток либо целая комната для того, чтобы поклоняться семейному богу. Самым популярным можно назвать Ганешу – бог-слон, который, по верованиям индуистов, приносит благополучие в дом и мудрость домочадцам. Есть местность, где более популярным считают таких богов, как Кришна, Рама, Шива, Дурга и другие.

1 Священные писания индуизма 2 Чем древней текст – тем он авторитетней

Священные писания индуизма

Самыми древними писаниями считают «Веды». Их составляли несколько столетий, а со временем добавили к ним и другие писания, такие как “брахманы” и “упанишады” и “пураны”.

В брахманах помещена информация, как правильно исполнять ритуалы – домашние и публичные. Также очень глубоко и в деталях объясняется их значение.

Упанишады представляют собой трактаты индуистской философии мышления и поступков. Также эти писания помещают в себя учение про переселение душ – метемпсихоз, или реинкарнация.

«Пураны» – это длинные аллегорические истории, которые включают в себя мифы про богов и богинь.

Индуисты не считают, что жизнь – это хронологическая последовательность событий. Они смотрят на жизнь, как на вселенский цикл, который постоянно повторяется и в котором история человечества не так уж и важна.

Чем древней текст – тем он авторитетней

Есть интересный момент, связанный с понятием “древность” индийских текстов. Отдельные исследователи отмечают, что индийцы стараются представить священные тексты индуизма максимально древними.

Дело в том, что в представлении индийцев история разделяется на продолжительные по времени четыре эпохи – так называемые “юги”: Сатья-юга, Трета-юра, Двапара-юга и Кали-юга. Сознание человечества, последовательно проходя через эти юги, медленно, но верно деградирует.

В Сатью-югу люди в целом были добры друг к другу, царили мир и справедливость во всем.

В настоящее время, считают индийцы, царит Кали-юга – темные времена, основное содержание которых – войны, распри, предательство, греховность.

Соответственно, чем древней текст – тем больше шансов, что он был написан в более благостную историческую эпоху – например, в Сатья-югу.

Заметим, что желание “удревнять” тексты или собственную историю свойственно не только индийцам, но и другим народам. Наверно, только американцы – жители США  – являясь чрезвычайно молодой нацией, не страдают комплексом “древнего” народа. У них нет родины (по крайней мере такой же древней, как у народов Евразии).  Но американцы сделали круче: не зацикливаясь на древней истории государства, в котором живут, они весь мир считают своим домом.

Источник: https://oceanius.ru/induizm-kratkij-ocherk/

Основные идеи, символы и философия индуизма

Индуизм – уникальная религия, которая не имеетоснователя, как большинство популярных религиозных течений.  Индуизм представляет собой обобщенную системуверований и традиций, а также духовных и телесных практик. Индуизм уступает поколичеству последователей христианству и исламу и считается третьей религией мира.

Что это за религия – индуизм?

Древнейшей формой этой религии выступают устные преданияи народные верования, которые подразумевают поклонение обожествленным формам. «Чистой»религиозной доктрины в этом веровании не существует, зато имеется шестьосновных направлений, характеризующих индуизм: краткое описание религии поможетразобраться в её основах.

Как уже говорилось, основатель индуизма в религииотсутствует. Даже само слово «религия» в данном контексте не кажется точнымопределением этого духовного учения. Случается, что внутренние течения индуизмаприходят в конфликт друг с другом, но это не меняет сути учения, котороезаключается в поиске универсальной истины и стремлении к божественному.

Желающие знать, когда возник индуизм, могут удивитьсяобширному временному разбросу и «блужданию» даты основания. Дело в том, чтосуществуют различные точки отсчета для обозначения этого религиозного учения.Некоторые связывают его появление с развитием брахманизма, основанного в VII в. до н.э. Другиесчитают, что индуизм берет начало от ведической религии, получившейраспространение в XVI в. до н.э.

С уверенностью можно сказать только одно – индуизмедва ли не самая древняя из ныне существующих религий мира.

О чем говорит философия индуизм? В пониманиипоследователей религии, Бог – это процесс, а не объект. Именно поэтомурелигиозное учение насчитывает более 300 божественных созданий, играющих ту илииную роль в системе верования. С другой стороны, наличие многочисленныхбожественных форм не исключает одной общей божественной энергии, котораяпроявляется так, как это нужно для познания истины.

Если индуизм – религия, то эта та миролюбивая и либеральнаяформа верования, которая не исключает, а дополняет существующие религиозныетечения, что делает индуизм уникальным по своей сути. В то время как многиерелигии противоречат и исключают друг друга, индуизм говорит, что всерелигиозные течения являются способом познания Бога и приобретения личногоопыта в поиске истины.

Бог в индуизме

Отсутствие единого бога и разнообразие божественных формделает индуизм интересным с точки зрения философии. Бог в индуизме выступает втой форме, которая требуется для достижения результата – познания истины.

В товремя как божественные проявления могут иметь множество вариаций, то истинаостается одна. Если истина – это цель, то Бог – это способ достижения цели. Егоможно назвать проводником или путем в совершенство.

Это довольно сложно понятьлюдям, практикующим другие религиозные течения, где Бог понимается иначе.

Пантеон индийских богов довольно обширен. Выделяют триглавенствующих божества, которые дополняют друг друга, но при этом имеютразличные функции:

  • Вишну – четырехрукое божество, парящее на орле,представляет собой всепроникающую сущность, сознающую прошлое и будущее,создающую и разрушающую вселенные.

    Сам Вишну также имеет несколько форм,которые отвечают за мироздание и поддержание баланса в природе. Главнымвоплощением Бога является Кришна, целью которого является уничтожение зла испасение падших душ.

  • Брахма – саморожденная сущность, наделенная способностьюсозидать. Имеет четыре руки, обозначающие четыре стороны света.

    Культ Брахмыменее распространен в индуизме,  несмотряна занимаемое им положение в пантеоне богов.

  • Шива – олицетворят созидание и разрушение. Считаетсяоснователем йоги. Изображается в виде четырехрукого существа, сидящего в позелотоса. Обладает духовной семьей: женой Парвати и двумя сыновьями: Ганеша иСканда.

      Известен, как разрушитель трехдемонических городов, поостренных для осуществления зла.

Также в индуизме существуют и другие боги, в частности,бог войны, любви, владыка царства мертвых и др.

Священные книги индуизма

К канонической литературе относят книги откровения ипредания. Священная книга индуизма – Веды, в которых описываются древнейшиетрадиции, жертвенные формулы, заклинания и др. В концепции Вед указаныосновополагающие принципы: божественное единство, вездесущесть, получениедуховного опыта и кармическое освобождение.

К священным книгам относитсяогромное количество писаний, представляющих собой божественное знание. Ригведавключает ритуальные тексты и иначе называется «Веда Гимнов».Тексты-наставления, более известные, как Упанишады, представляют собой знания,полученные учениками Брахмы и последователями брахманизма. Упанишады построеныв форме диалога.

В них рассказывается о смысле жизни, судьбе человека и властистихий.

об индуизме

Символы индуизма

Особое значение в понимании религии имеют символыиндуизма. Жесты и позы, практикуемые в йоге, можно смело отнести к основнымсимволам религиозного течения. Также существуют различные изобразительные образы,используемые в качестве индуистской символики:

  • Тилака – графический знак, имеющий сакральное значение.Служит опознавательным знаком для последователей индуизма, обычно наносится налоб.
  • Свастика – один из древнейших символов индуизма, которыйолицетворяет истину, гармонию и стабильность. Представляет собой вариант крестас четырьмя векторами направления. Данный знак можно назвать эмблемой счастья.Использование свастики в качестве нацистской символики стало поворотныммоментом в судьбе данного символа. Негативное восприятие знака не имеет ничегообщего с его природой.
  • Ом – универсальный символ индуистского учения. Широкоиспользуется в медитативных практиках. Знак «Ом» носят в виде кулона иликольца-печатки. По одной из версий, данный символ обозначает триаду верховныхбожественных существ;
  • Шри Янтра – индуистский символ, олицетворяющий единствовселенной. Изображается в виде 9 пересекающихся треугольников.

Как Вы относитесь к такой религии, как индуизм? Поделитесь своим мнением в комментариях.

Источник: https://rutvet.ru/in-osnovnye-idei-simvoly-i-filosofiya-induizma-7986.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Что такое благословение родителей

Закрыть