Что такое голубой огонек

«Голубые огоньки» и взгляд в прошлое. Как телевидение вытеснило с экранов обычного человека

что такое голубой огонек

Вплоть до конца 90-х на «голубые огоньки» приглашали передовиков производства от народа – заводчан, доярок, председателя колхоза и обязательно представителей от ученых, композиторов, деятелей искусства. К этому можно было относиться иронично, но когда телевидение полностью вытеснило «обычного» человека с экрана и все заполнилось поп-звездами, стало очевидно, насколько же оторванность этих самых «звезд» от народа дает о себе знать.

Алексей Любимов, регент Высоко-Петровского монастыря, рассказывает о своем необычном хобби — раз в год смотреть телевизор.  

Алексей Любимов

— Оказавшись в гостях в новогоднюю ночь, мы волей-неволей смотрим телевизор. Наверное, было бы слишком категоричным видеть в этом только плохое или соблазняющее. Я предлагаю посмотреть на это философски. Меня, например, воспитывали в строгих церковных традициях.

Перед нами не стояла задача дозировать или не дозировать просмотр телевизора — у нас его просто не было. И, по идее, все телепередачи должны были проходить мимо меня. Рядом с работающим телевизором мы оказывались только тогда, когда навещали невоцерковленных родственников в новогоднюю ночь.

Для них, как и для большинства в этот праздник, телевизор был центром притяжения. 

В итоге телевизор фигурировал в моей жизни чуть ли не раз в год, и чем реже я его смотрел, тем лучше было заметно, как с каждым годом меняется общая атмосфера этих передач. По этим огонькам можно было судить о том, чем живет страна, что вообще происходит с народом.

Я привык воспринимать «голубые огоньки» как культурологическое явление, по которому мы можем очень многое почерпнуть для изучения истории, модных тенденций, жанров, господствующего стиля и ощущения эпохи в целом.

Мы можем понять, чем страна жила, что она за прошедший год накопила или потеряла, какие подвижки произошли в народном сознании.

https://www.youtube.com/watch?v=YVH0drFhBH0

С этой точки зрения интересен сам формат ночных новогодних концертов, независимо от того, как он называется сейчас.

Опера, балет и подлинный фольклор

Первый «голубой огонек» вышел в 1962 году, во времена хрущевской оттепели. Вообще, самые яркие «огоньки», ставшие уже сами по себе классикой, проходили в 1962, 1963, 1967 годах.



Меня как регента «голубые огоньки» интересуют в первую очередь, конечно, с точки зрения музыки. Классическая музыка — это вечная ценность, то, что возвышает душу в любые времена и эпохи. Тенденция такова, что в первых передачах классической музыки было очень много, а потом все меньше и меньше. Классической, элитарной традиции сопутствовала фольклорная.

Это две мощные струи, которые, собственно, являются основой музыки как таковой. Все эстрадные жанры, которые появились во второй половине ХХ века — это верхний, наносной слой, который имеет ценность постольку, поскольку он коренится либо в той, либо в другой мощной струе.

Первые огоньки во многом состояли из классической музыки, балетных и оперных номеров и серьезного фольклора. 



Но с каждым годом классической и фольклорной музыки становилось на телевидении все меньше и меньше. Эстрадные жанры постоянно сменяют друг друга, и их легко можно поставить в один ряд. А классику в этот ряд ставить нельзя. Но постепенно классическая музыка перестала преподноситься в чистом виде, ее переиначивали на современный лад.

Общая тенденция такова, что из года в год на телевидении целенаправленно избавлялись от классики. Началось это в горбачевскую эпоху. Вплоть до 1990 года все огоньки открывались симфоническим оркестром. Было много балетных номеров.

В наше время есть попытки реанимировать это — но лишь небольшими вкраплениями. Можно сказать, что классика сейчас на задворках. Раньше переход к более легким жанрам современной популярной музыки проходил ближе к середине мероприятия, а почетное место занимала именно классика.

В 90-х годах классика ушла из новогодних телепрограмм почти полностью.

«Сухой закон», распад СССР и спасительный юмор

Все переломные моменты истории страны отражены в этих новогодних программах. 

Интересно, кстати, посмотреть на ассортимент блюд и напитков, которые стояли на столиках во время телепередачи. Всегда символом Нового года было шампанское. Показательно, что время сухого закона шампанское напрочь исчезло из кадра. Случайная фраза из новогодней передачи тех лет «пойдем в бар, выпьем соку» сейчас воспринимается как яркая примета времени. 



Один из самых интересных огоньков прошел в 1992 году. Произошел распад СССР — вся страна в состоянии шока, люди потеряны. Артисты и юмористы пытались преподносить перемены в форме шутки.

Здесь юмор имел адаптивную функцию, он как бы помогал принять свершившееся — то, что уже нельзя изменить.

В этом есть очень много философского и символического. Удивительно, но в огоньке 92-го года нет топорного юмора, все очень тонко. Артисты как будто обнажили скрытый нерв, который сидел внутри каждого человека, и смогли это выразить в номерах. 



Интересен 1993 год. Мы видим «стилевой» диалог. Диалог между эпохой 90-х и временами Петра I. Впоследствии диалог между разными историческими эпохами вообще стал встречаться очень часто — особенно между ушедшим советским прошлым и современностью.

В этом разрезе показательны новогодние программы в 1996 году — в предвыборный период. Тогда решалась судьба нашей страны, в каком направлении она пойдет. Поэтому все советское нарочито высмеивалось в этом году. 



Телевидение вытеснило обычного человека

В целом мы видим, что уровень новогодних программ год от года снижался Есть ощущение, что создатели огоньков год от года все меньше уважали зрителя. Интересно даже посмотреть на речь и стиль ведущих с самого первого «голубого огонька». Раньше уровень речи всех ведущих и гостей праздника был очень высоким. После 90-х годов мы видим много пошлости, сниженную планку общения — «как можем, так и говорим, как можем, так и шутим».



Или вот возьмем патриотическую тему. Огонек 1985 года — это все лишь сорокалетие Победы. В программу вставлен крупный блок кадров кинохроники 1945 года. Удивительно, но значительную часть передачи звучат трагические, абсолютно не новогодние песни на военную тему. Общая идея такова — «да, разгар веселья, Новый год, но мы все равно будем вспоминать военные годы». В другие юбилейные годовщины Победы — в 1995, 2005 годах — ничего подобного, к сожалению, уже нет.  



Еще один важный момент. С первых «голубых огоньков» вплоть до конца 90-х на «огоньки» приглашали передовиков производства «от народа» — заводчан, доярок, председателя колхоза и обязательно представителей от ученых, композиторов, деятелей искусства. Транслировалась идея, что абсолютно все достойны этого праздника.

Гости сидели вместе за столом. К этому можно было относиться иронично, но зато впоследствии, когда телевидение полностью вытеснило «обычного» человека с экрана и все заполнилось поп-звездами, стало очевидно, насколько же оторванность этих самых «звезд» от народа дает о себе знать.

А ведь присутствие простых советских людей на огоньках давало реальное чувство единения. 

Увы, все сменилось на пустую суетную развлекательность, которая пытается полностью отвлечь от злободневных вопросов, от того, что действительно актуально.

Сейчас телевидение пытается создать иллюзию, что все хорошо, когда все на самом деле не очень хорошо. В конечном итоге мы можем признать, что эстрада на ТВ в принципе омертвела. На «голубых огоньках» нашего времени мелькают элитные «сливки» общества. Они варятся в собственном соку — нахваливают и поздравляют сами себя, сами же распространяют свои песни. Все живое ушло 



Источник: https://www.pravmir.ru/golubye-ogonki-i-vzglyad-v-proshloe-kak-televidenie-vytesnilo-s-ekranov-obychnogo-cheloveka/

Почему

что такое голубой огонек

Эта телепрограмма объединяла нашу страну даже в те годы, когда ее уже ничего не объединяло. Сменяли друг друга генсеки и президенты, а она оставалась. И всенародно избранной была именно она — «Голубой огонек». Собственно, ее история — это история СССР и России. И сегодня хотелось бы вспомнить те забавные моменты, которые по разным причинам не вошли в новогодний эфир или же, наоборот, сделали его незабываемым

Какой же Новый год без телевизора? Даже сейчас, спустя более полувека с той поры, как голубой экран осветил радостью советские квартиры, он остается неизменным праздничным атрибутом. В течение долгих лет вечером 31 декабря все граждане Советов замирали перед черно-белым телевизором, в ожидании поистине доброго и искреннего «Голубого огонька» с радушными ведущими, веселыми песнями, конфетти и серпантином

Клара Лучко на съёмках »Голубого огонька». Автор Степанов Владимир, 1963

Версия, как появился «Огонек», такая:

В 1962 году главному редактору музыкальной редакции позвонили из ЦК КПСС и попросили придумать музыкально-развлекательную программу. Именно тогда, в начале 60-х, власть начала понимать и осознавать всю значимость телевидения.

В 1960 году вышло постановление ЦК «О дальнейшем развитии советского телевидения», в котором это самое телевидение провозглашалось «важным средством коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии».

Поскольку примерно в этом духе надо было ухитриться придумать развлекательную передачу, то справиться с этим никто не мог. Тогда кто-то, увидев в коридоре Шаболовки молодого сценариста Алексея Габриловича, попросил его подумать, и тот согласился — правда, тут же об этом забыл. Через пару недель его вызвали к начальству. Сценарист, накануне отмечавший что-то в кафе, на ходу придумал форму кабачка, куда актеры приходят после вечерних спектаклей и рассказывают забавные истории

Юрий Гагарин на огоньке

В первый год «Голубой огонек» начали выпускать настолько активно, что он выходил аж еженедельно, но потом и задор создателей несколько иссяк, да и другие программы не заставили себя ждать. Так за «Голубым огоньком» закрепилась роль главной развлекательной программы страны, которая в Новый год создавала людям настроение на весь год вперед.

Впервые в новогоднюю ночь «Огонек» вышел на экраны 31 декабря 1962 года. На протяжении первых десяти лет его существования создатели «Голубого огонька» придумали и освоили все то, чем живет нынешнее развлекательное телевидение. Разница только в техническом исполнении, но идеи и наполнение остались прежними. В том, что показывали в новогодних «Огоньках» сорок с лишним лет назад, легко можно разглядеть отдельные черты и целые передачи сегодняшнего телевидения.

К началу 60-х годов огромный деревянный ящик с маленьким экраном постепенно ушел в прошлое. Александровский радиозавод начал выпуск «Рекордов». Кинескоп у них значительно отличался от своих предшественников. От модели к модели он увеличивался в размерах, а его изображение – хотя и осталось черно-белым, но у экрана появилось голубоватое свечение. Именно поэтому появилось непонятное для нынешней молодежи название.

О популярности

Создатели вполне логично предположили, что если программа выходит в конце года, то и звучать в ней должны лучшие песни, исполненные в этом году. Конкуренция за место в составе среди исполнителей была такой, что в одном из первых выпусков даже Людмилу Зыкину с песней «Течет река Волга» показали лишь небольшим отрывком.

Первыми ведущими «Голубого огонька» были актер Михаил Ножкин и певица Эльмира Урузбаева. Именно с Эльмирой в одном из первых выпусков передачи случился непредвиденный казус. И всему виной – неумение работать с фонограммой.

В прямом эфире «Голубого огонька» Урузбаева, исполняя песню, подошла к одному из столиков музыкального кафе. Кто-то из приглашенных гостей протянул ей бокал с шампанским. Певица, растерявшись от неожиданности, взяла бокал в руку, отпила глоток и, вдобавок поперхнувшись, раскашлялась.

Пока происходило это действие, фонограмма продолжала звучать. После трансляции передачи телевидение завалили письмами удивленные телезрители. Не привыкшие к фонограмме, они не переставали задавать один и тот же вопрос: «Как можно пить и одновременно исполнять песню? Или это вовсе не Урузбаева поет? Если это так, то какая же она певица?!».

Жанровый расклад был разный: зрителя угощали даже оперными номерами, но уже тогда редкий «Огонек» обходился без Эдиты Пьехи. А Иосиф Кобзон и в 60-х почти ничем не отличался от себя нынешнего. Он был везде и пел обо всем. Хотя иногда еще позволял себе эксперименты: так, в одном из «Огоньков», исполняя сверхактуальную песню «Куба — любовь моя!», Кобзон предстал с бородой а-ля Че Гевара и автоматом в руках!

Пропустить передачу было не мыслимо — не повторяли. Конечно, «Огонёк» так бы и остался смутным впечатлением детства, если бы не сохранившиеся записи.

Звезды на экране

Как и сегодня, в 60-х изюминкой телеугощения были звезды. Правда, звезды в те времена были иные, и дорогу к славе они себе прокладывали по-другому.

Ни один новогодний «Голубой огонек» не обходился без космонавтов, а Юрий Гагарин до самой гибели был главным персонажем телевизионных праздников. Причем космонавты не просто сидели, а активно участвовали в шоу.

Так, в 1965 году совсем недавно вернувшиеся с орбиты Павел Беляев и Алексей Леонов изображали телеоператоров, снимающих, как поет молодая Лариса Мондрус. А Юрий Гагарин ходил по студии с наимоднейшей ручной кинокамерой. Леонов в завершении сюжета еще и станцевал с Мондрус твист.

Смотря сегодня «Огоньки» 60-х, можно даже проследить, как рос в звании космонавт номер один. Сначала он появлялся в кителе с погонами майора, потом — подполковника, а затем и полковника. Это сейчас космонавт — всего лишь одна из профессий, а тогда на них смотрели как на героев. Если Гагарин или Титов что-то говорили, никто пошевелиться не смел, все слушали с открытыми ртами.

Юрий Гагарин, новогодний тост (1963)

Сейчас нет человека, который мог бы сравниться по народному обожанию с Гагариным в 60-х. Поэтому космонавты на новогодних «Огоньках» всегда были желанными гостями. И лишь 1969 год, первый после гибели Юрия Алексеевича, встречали без космонавтов.

Массовка в зале соответствовала времени: например, за столиками могли сидеть девушки из Министерства сельского хозяйства. В «Голубом огоньке» возникли первые клипы, хотя тогда никто не подозревал, что это так называется. При отсутствии желтой прессы и светской хроники люди узнавали о событиях в личной жизни кумиров из «Огоньков». Муслим Магомаев и Тамара Синявская поженились в ноябре 1974 года и вскоре спели в новогоднем «Огоньке» дуэтом. Так страна поняла, что они стали мужем и женой.

Муслим Магомаев и Тамара Синявская

В 70-е годы председателем Гостелерадио СССР был Сергей Лапин. При нем запрещалось выходить на экран мужчинам в кожаном пиджаке, в джинсах, без галстука, с бородой и усами, женщинам — в платье на шнуровке, в брючных костюмах, с декольте и с бриллиантами.

Степист Владимир Кирсанов вспоминал, как в середине 70-х танцевал с супругой на «Огоньке» под песню Евгения Мартынова. А когда включил телевизор, увидел себя танцующего под совершенно другую мелодию. Выяснилось, что причиной была нелюбовь руководства телевидения к Мартынову, а Кирсанову объяснили: «Скажи спасибо, что тебя оставили в эфире».

Юмористы

Встречать Новый год в приподнятом настроении уже тогда помогали юмористы. Фронтменом жанра был Аркадий Райкин, участник такой же обязательный, как сегодня Иван Ургант.

Сверхпопулярны были два дуэта: Тарапунька и Штепсель, умудрявшиеся и на новогодней сцене «пропесочивать» бюрократизм, и Миров и Новицкий, шутившие не слишком мудрено, зато актуально. Так, в 1964 году они откликнулись на жутко модную тему «Кибернетика».

Невозможно было представить «Огонек» и без юмористических миниатюр. Особо ценились в 70-е годы советские юмористы, такие как Хазанов с его вечным студентом кулинарного техникума.

Мода исполнять песни из любимых старых фильмов родилась тоже не в наши дни.

В «Огоньке» на встрече 1965 года в честь 20-летия картины «Небесный тихоход» сыгравшие главных героев фильма Николай Крючков, Василий Нещипленко и Василий Меркурьев с большим успехом исполнили прямо в студии «Первым делом самолеты» да еще привлекли к этому настоящих армейских генералов. А через несколько лет уже троица Никулин — Вицин — Моргунов устроила на съемках эксцентрику по мотивам «Пес Барбос и необычный кросс».

Евгений Петросян

Ну и конечно же КВН. Уже тогда Александр Масляков был лицом молодежного юмора. Тогдашний юмор КВН был менее парадоксальным и ничуть не авангардным. А популярного сегодня слова «кавээнщик» еще не употребляли, говорили: «Песня в исполнении игроков КВН».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Галотерапия что это такое

А что сейчас?

В конце 90-х телеканал «Россия» возрождает традицию «Голубого огонька» и уже в 1997 году выходит выпуск, посвящённый 35-летию программы. В наши дни на замену «Голубому огоньку» пришла еженедельная передача под названием «Субботний вечер», а на замену «Новогоднему Голубому огоньку» пришёл «Голубой огонёк на Шаболовке».

Источник: https://moiarussia.ru/pochemu-goluboj-ogonek-byl-stol-populyaren-v-sssr/

Настоящим символом советского телевидения считается развлекательная телепередача «Голубой огонек». Сложно найти выходца из СССР, который не помнил бы яркого музыкального настроения, которое создавала эта программа.

В данной статье представлена информация о том, с чего начинался «Голубой огонек» и как он менялся на протяжении долгих лет.

История создания

В апреле 1962 года вышел в свет первый выпуск «Телевизионного кафе», которое позже было названо «Голубой огонек».

Голубым его назвали из-за того, что телевизоры тех лет (черно-белые) откидывали голубой свет от экрана. Телепередача представляла собой что-то среднее между постановкой и музыкальным концертом. И поскольку жанр данной программы был развлекательно-музыкальным, в студию приглашались звезды разных величин: певцы, актеры театра и кино, цирковые артисты, музыканты, космонавты, ученые и прочие видные деятели.

Гости сидели за столиками по несколько человек, пока другие звезды исполняли свои номера. Особенно важными гостями были космонавты, которые в то время приравнивались к героям страны. Когда один из них выступал с обращением к телезрителям, студия замирала и не могла промолвить ни слова. После съемки вся Москва съезжалась с подарками и цветами к космонавтам.

Изначально «Голубой огонек» выходил каждую неделю. Позже было принято решение показывать его лишь по праздникам. Так и сделали. Но уже с 1964 года передачу стали показывать лишь в новогоднюю ночь — 1 раз в году.

Перестройка и влияние на программу

Во времена перестройки, а именно в 1986 году, в СССР привычный всем «Голубой огонек» прекратил свое существование и даже изменил название. Студию, на которой в течение 24 лет снималась передача, было решено перенести в разные концы Москвы.

И сам формат новогоднего «Голубого огонька» несколько изменился. Однако в конце 90-х годов программа наконец вернулась в свой первоначальный вид.

Продюсеры и сценаристы постарались восстановить традицию и вернуть тот же самый формат, который существовал до перестройки.

Новый формат новогодней передачи

С 1997 года программа получила свое новое название — «Голубой огонек на Шаболовке». С 1999 года передача снимается на студии «Мосфильм». Формат ее не изменился, в ней по-прежнему принимают участие заслуженные деятели искусства и просто популярные люди. Исполняются песни и юмористические номера.

Звезды отечественной эстрады поздравляют всех телезрителей с наступающим Новым годом и желают им исполнения всех пожеланий, поднимают бокалы, взрывают хлопушки, зажигают бенгальские огни и танцуют.

Обязательным атрибутом «Голубого огонька» в то время являлось игристое вино «Советское шампанское», конфетти и мишура, а также различные угощения на столиках для гостей в студии.

Интересным фактом является то, что вино было настоящим. И кумиры миллионов во время съемок поднимали бокалы вполне реалистично. Разве что выпивать выше положенной нормы было запрещено. А тем артистам, которые не могли себя контролировать, в бокалы наливали газированный «Сидр».

На съемках «Голубого огонька» всегда была веселая и праздничная атмосфера. И эту традицию, в отличие от других, сохранили и до наших дней.

Источник: https://www.syl.ru/article/389884/goluboy-ogonek-kak-vse-nachinalos

Новогодний огонёк. Через годы, через расстоянья

что такое голубой огонек

То ли «Голубой огонёк» входил к нам в дом, то ли мы, несмотря на расстояния, отделяющие нас от Москвы, становились гостями телестудии, но каждый год 31 декабря мы ощущали свою принадлежность к общему новогоднему застолью, раскинувшемуся от Дальнего Востока до западных рубежей СССР

0 1000 31 Декабря 2015 в 08:34

Последние двадцать лет по жизни нас сопровождает интернет, но и телевидение пока не сдаёт позиций. В советское время голубой экран телевизора был окном в мир, а в выходные и праздники — единственной отдушиной для тех, кто решил провести время дома.

В Новый год без телевизора и вовсе не обойтись — он один из главных атрибутов праздника, наряду с ёлкой и обильным застольем. А гвоздем новогодней программы был, и остается после возобновления, «Голубой огонёк». Искренней, доброй, с веселыми песнями, танцами, красивыми выступлениями артистов цирка, с конфетти, серпантином и приветливыми ведущими запомнилась эта музыкально-развлекательная передача многим поколениям советских телезрителей.

То ли «Голубой огонёк» входил к нам в дом, то ли мы, несмотря на расстояния, отделяющие нас от Москвы, становились гостями телестудии, но каждый год 31 декабря мы ощущали свою принадлежность к общему новогоднему застолью, раскинувшемуся от Дальнего Востока до западных рубежей СССР.

Партия сказала: надо! Комсомол ответил: есть!

Помните, в фильме «Москва слезам не верит» телеоператор из Останкино Родион-Рудольф рассказывал какое грандиозное будущее ждет только что зародившееся советское ТВ? Ростки этого будущего появились в 1960 году с выходом постановления ЦК «О дальнейшем развитии советского телевидения», как «важного средства коммунистического воспитания народных масс в духе марксистско-ленинской идейности и морали, непримиримости к буржуазной идеологии».

Через пару лет в музредакцию ТВ позвонили из ЦК КПСС и попросили придумать музыкально-развлекательную программу для телезрителей страны. Сами редакторы ничего нового выдумать не смогли, потому и решили обратиться к молодежи.

Однажды, встретив в кулуарах Шаболовки молодого сценариста Алексея Габриловича, кто-то из отдела предложил ему написать сценарий современной многожанровой музыкально-развлекательной передачи, какой еще не было на телевидении.

Габриловичу, недавнему выпускнику ВГИКа, идея понравилась. Как и полагается человеку со звуковым вектором, погруженному в собственные мысли и переживания, Алексей Евгеньевич об этом поручении забыл. Когда пришло время сдачи сценария, рассеянный автор-звуковик не растерялся и предложил начальству сделать основным местом проведения, как бы сейчас сказали, музыкального шоу студию, оформленную под кафе.

Дитя поздней «оттепели»

Сначала в соответствии с придуманной Габриловичем формой кафе-клуба, где после вечерних спектаклей встречаются актеры, рассказывают разные забавные истории и поют, появилось «Телевизионное кафе». Впоследствии эту тему на советском ТВ продолжили «Кабачок 13 стульев», «Театральная гостиная» и другие. А «Телекафе» сменили передачи «На огонёк», «Огонёк» и, наконец, «Голубой огонёк».

Первая новогодняя программа «Голубой огонёк» с непринуждённой атмосферой, которую создавали творческие коллективы, исполнители, приглашенные гости — представители самых разных областей народного хозяйства, и даже те, кто побывал в космосе, появилась спонтанно. Все её участники располагались за столиками с угощением, где обязательно красовалась бутылка «Советского шампанского».

«Огонек» сразу понравился телезрителям. Эта передача получила небывалый резонанс и многие годы держала один из самых высоких рейтингов на телевидении. В чём загадка популярности такого простого массового действа?

цель создателей «Голубого огонька» состояла в том, чтобы по возможности наладить связь с людьми из самых удаленных уголков Советского Союза. Как говорится, объединить стаю, весь советский народ. Системно-векторная психология Юрия Бурлана показывает: принцип консолидации взят из особенностей нашего коллективного психического, в основе которого лежит русский уретрально-мышечный менталитет.

В «Голубых огоньках» отражалась эпоха

Хрущевская «оттепель» начала подрыв идеологических основ советского общества, заложенных во времена Сталина.

Прежние идеалы заменялись суррогатом западных псевдо-ценностей, чуждых интересам СССР, ещё недавно перенёсшего тяготы Великой Отечественной Войны. На смену патриотизму надвигались социальный и политический нигилизм, диссидентство и оппозиционерство.

Хотя распад государства и шёл медленно, он все же ощущался его гражданами, как наметившаяся потеря «чувства защищенности и безопасности».

Вот на таком внутриполитическом фоне и возникла новая телепередача, сумевшая объединить большую страну. Новогодний «Голубой огонёк» по своей «посещаемости» и просмотрам не уступал массовым празднованиям Дня Победы, Первомая и 7 Ноября.

Сначала создатели сделали передачу еженедельным музыкальным выпуском, таким, как сегодня программа «В субботу вечером». Потом она стала появляться реже – только по праздникам. И это было правильным решением.

Редким появлением на телеэкранах «Огонька» его авторы и участники создавали большую нехватку у советского зрителя. Она была настолько велика, что в музыкальную редакцию нескончаемым потоком шли письма, а в новогоднюю ночь за праздничным столом к началу нового выпуска собирались все гости, с нетерпением ожидая встречи с любимыми артистами, поэтами, космонавтами.

В 60-х не делали предварительной видеозаписи «Голубого огонька», трансляция велась в прямом эфире, что создавало особую эмоциональную связь между зрителями и исполнителями. Даже если певец работал под фонограмму, он был искренним и естественным.

Пропустить «Новогодний огонёк» никто не хотел, ведь его больше никогда не повторяли. Поэтому такой «одноразовый» показ составлял особую ценность для зрителя.

На Центральном телевидении сохранились старые видеозаписи, начиная с 1962 года, ставшие сегодня хроникой прошлого века. По ним можно считывать знаки ушедшей эпохи, растворившиеся символы советской элитарной культуры, отличительные черты нравственности нашего человека. Словом, все то, чем была наполнена жизнь советских людей, не испытывавших ненависти и неприязни друг к другу, не разделявших других по национальному, религиозному или социальному признаку.

Звезды на экране

Гостями в студии «Голубого огонька» часто были хлеборобы и животноводы, доярки и сталевары. После вручения в Кремле высоких правительственных наград, многих из них приглашали на телевидение, где в прямом эфире о них узнавала вся страна.

В студии Герои труда получали поздравления от певцов Иосифа Кабзона, Эдиты Пьехи, Муслима Магомаева, Людмилы Зыкиной, Марка Бернеса, Леонида Утёсова, Николая Сличенко Без орально-зрительных Аркадия Райкина, Тарапуньки и Штепселя или знаменитой троицы Вицин-Никулин-Моргунов не обходилась ни одна Новогодняя ночь.

С 1962-го по 1968 год постоянным гостем на новогодних «Голубых огоньках» был Юрий Алексеевич Гагарин. Страна ждала своего героя, в каждой новой передаче отмечая, как растет он в воинском звании. Уретральным Гагариным восхищались все, мечтая «встретить» Новый Год в компании любимого космонавта.

Космонавты Юрий Гагарин, Герман Титов, Алексей Леонов и многие другие не просто сидели в телестудии за столиками, а активно участвовали в шоу.

Простые крестьяне, рабочие, люди других профессий, общаясь со «звездами» космоса и искусства были дополнительно простимулированы для ещё более активного участия в коллективном труде на благо Родины. В такие моменты возникало мощное и всеобъемлющее чувство единения народа.

Постепенно «Голубой огонёк» стал главной развлекательной программой страны, создавая людям настроение на весь год вперед. Это предтеча множества музыкальных передач на современном российском телевидении.

На «Голубом огоньке» исполнялись лучшие песни прошедшего года, понравившиеся телезрителям и радиослушателям. Известные актёры и исполнители разных жанров по-кожному конкурировали друг с другом за возможность стать участниками первого советского телешоу. Из «Огонька» пришла традиция вести музыкальную программу в паре, непринуждённо общаясь со зрителями.

«Голубой огонёк» скоро отметит своё 55-летие. Выросли новые поколения, ушли из жизни кумиры прошлых лет. Возрожденный «Огонёк» сменил свое название на «Голубой огонёк на Шаболовке», а его гостями стали исключительно звёзды отечественного шоу-бизнеса. Но сегодня, как и пять десятилетий назад, главную новогоднюю телепрограмму ждут, торопясь к столу, чтобы с боем Курантов успеть поздравить друг друга с наступившим Новым Годом.

А потом снова зазвучит знакомая с детства мелодия из кинофильма «Карнавальная ночь», и ведущие, подняв бокалы, обратятся ко всей стране:

«С НОВЫМ ГОДОМ, ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!»

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Источник: https://www.YBurlan.ru/biblioteka/novogodnij-ogonjok-cherez-gody-cherez-rasstojanja

«Голубой огонек»: 10 интересных фактов о главной новогодней передаче

Елка, шампанское, мандарины, салат оливье и «Голубой огонек» — тот самый новогодний коктейль, без которого до сих пор нам становится не уютно.

№ 1

Передача «Голубой огонек» впервые появилась в апреле 1962 года. Да, именно в апреле, потому что изначально транслировалась на всю страну каждую неделю по субботам. В первое время программа была своего рода «светской газетой», ее старались не пропускать, на неделе обсуждали на работе, на кухне и в общественном транспорте. Позднее «Голубой огонек» стал появляться лишь в праздничные дни.

№ 2

Популярный югославский певец Джордже Марьянович во время выступления на ЦТ в программе «Голубой огонек».

В 60-е везде начали открываться новые кафе, и идея «голубого огонька» была проста и гениальна: создать телевизионное кафе, куда бы приходили интересные люди, не только артисты, певцы и композиторы, но и простые, интересные люди, у которых есть своя история и ей можно поделиться со всей страной. В студии на Шаболовке было довольно тесно, но обстановка была самая дружелюбная и семейная.

№ 3

Название»Голубой огонек» появилось благодаря черно-белому телевизору «Рекорд». К началу 60-х Александровский радиозавод стал выпускать новое поколение телевизоров. Изображение новой модели телевизора было все еще черно-белым, зато у экрана появлиось голубое свечение. Отсюда и возникло название «Голубой огонек».

№ 4

Космонаты Валентина Терешкова, Андриян Николаев и Валерий Быковский (справа налево) во время съемок новогодней телепрограммы «Голубой огонек».

Первые «огоньки» выходили сразу в прямой эфир. Но новогодние всегда снимались заранее, потому что невозможно было собирать артистов, певцов, композиторов и актеров в новогодние праздники. Операторы перемещали по маленькой студии огромные камеры, а следом за ними ходили женщины или мужчины в перчатках, поддерживая провода.

Попасть на огонек было очень сложно, быть снятым в огоньке — особая честь.

Сюда приглашали самых ярких и разных людей, о которых можно было что-то рассказать обществу. Не только поэтов, композиторов и актеров, но и мастеров спорта, шахтеров, авиаторов, Героев Советского Союза и, конечно, космонавтов. Чиновников на «Голубом огоньке» не было.

№ 5

Передача транслировалась с 22:00—24:00 часов вечера. До полуночи новогодняя программа была довольно официальной. Во времена Леонида Брежнева первый час «Огонька» составлялся по вкусу генсека. Брежнев очень любил Муслима Магомаева и Аркадия Райкина. Райкин мог выступать в «огоньке» по 5−6 раз. Затем шла классика, народные песни, эстрада и юмор.

«Мы на нашего директора молиться должны. Мы дорогого директора горячо любим, а кто не любит, тот обожает».

Настоящий праздник наступал гораздо позже, для тех, кто не спал до утра.

№ 6

В «Голубом огоньке» был открыт талант Иосифа Кобзона. Там он исполнил впервые песню «И опять во дворе». А в одном из «Огоньков», исполняя сверхактуальную песню «Куба — любовь моя!», Кобзон вышел на публику с бородой а-ля Че Гевара и с автоматом в руках!

№ 7

Ни один «Голубой огонек» не обходился без космонавтов, а Юрий Гагарин был главным персонажем телевизионных праздников. Причем космонавты не просто сидели, а активно участвовали в шоу.

Позднее в «Голубом огоньке» начала появляться Алла Пугачева. Она сама была режиссером своих номеров, приглашала в студию мужей, друзей и композиторов. А композиторы старались написать что-то новое, так, чтобы к Новому году появлялись новые песни, которые становились потом хитами.

А Леонтьева в его облегающих костюмах из «Голубого огонька» вырезали.

№ 9

«Голубой огонек» пропал с экранов в период перестройки и несколько лет не выходил в эфир. Руководство каналов пыталось найти новые форматы, но зрители все равно скучали по «огоньку».

№ 10

Источник: https://milayaya.ru/raznoe/znamenitosti/goluboy-ogonek-10-interesnyih-faktov-o-glavnoy-novogodney-peredache.html

Голубой огонек

Друзья, с наступающим Вас Новогодним корпоративом!

В этой статье мы постараемся рассказать, как можно организовать Голубой огонек на работе своими силами. Какие можно сделать номера  а если Вы не уверены в себе, то на помощь придут наши специалисты и помогут в организации Новогоднего Голубого огонька.

  • Стоимость организации новогоднего корпоратива

В конце текста мы напишем пример нескольких возможных сценок для Новогоднего Голубого огонька.

Начнем с оформления.Многие не помнят в каком формате проходили Голубые огоньки в Советское время и каким образом был украшен зал.

В этой части все просто.Нельзя обойтись без Новогодней елки со всеми атрибутами. Серпантин, вата и конфетти с елочными игрушками.

В зале стояли обычные столики за которыми в разное время сидели от четырех до шести человек.

Угощение традиционное Советское. Салат оливье, Советское шампанское, шпроты, селедочка и многое другое.

Вы спросите о том кто сидел за столами? Это были совершенно разные люди.

Космонавты, артисты, политики и рабочие-передовики, ученые и Нобелевские лауреаты.

Проводили такие вечера дуэты популярных ведущих.

Так в чем кроется прелесть организации Голубого Огонька в компании?

С удовольствием Вам ответим. Во первых, подобное мероприятие можно провести за весьма скромный бюджет. Столы и угощение можно организовать с помощью кейтеринга или самостоятельно. Во вторых, оформление зала самое элементарное и доступное, но самое важное это то, что с помощью подобной вечеринки можно объединить команду.Подготовка и репетиции сплотят сотрудников. Заставят их по другому посмотреть на коллег. Сдружиться.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Харе кришна что это

Теперь, рассмотрим сценарий Новогоднего огонька!

В рукаве у любого ведущего всегда есть пару Новогодних конкурсов. Он наверняка их проведет и сделает интерактив с залом.

Потом, нельзя исключать официальную часть на которой выступят генеральный директор и руководство.

Несколько приглашенных артистов. Мы рекомендуем музыканта, иллюзиониста и художника шаржиста.

Художник нарисует дружеские шаржи и каждый сотрудник уйдет домой с подарком и в замечательном настроении.

Приглашение этих специалистов позволит сделать ведущим еще несколько профессиональных номеров в праздничной программе.

И самое главное. Мы рекомендуем привлечь к организации праздника собственных сотрудников.

В любом коллективе есть люди поющие караоке, танцующие и играющие на разных инструментах.

На Голубом огоньке возможно все. Любое выступление и любой жанр.

-поэтесса со стихами

-частушки

-комедийный дуэт в стиле камеди или стенд ап

-Маврикиевна с Никитишной

-Задорнов

-пародия на известных политиков или ведущих

-команда КВН Вашей компании

-пантомима

-построение акробатических фигур

-хор имени Александрова состоящий из Ваших сотрудников

-новогодняя сказка

-кукольный театр

-поздравление от Деда Мороза и Снегурочки и т.д.

В любом случае, вариантов каким образом устроить Голубой Огонек и чем развлечь сотрудников компании огромное количество. Мы только советуем принять нашу концепцию, как примерный сценарий.

За помощью и советом приходите к нам.

Всегда будем рады помочь!

Голубой огонек 2015 года пройдет замечательно!

Организуйте Новогодние корпоративные мероприятия с праздничной компании “Океан праздников”!

Примеры сценок для “Голубого огонька”.

Сценка Негритянский хор.

Негритянский хор.( Автор приносит свои извинения афроамериканцам и всем жителям планеты с темным цветом кожи и уверяет Вас, что любит всех.)

В сценке участвует ведущий вечера и три участника хора.Двое с помощью грима или черных чулков становятся неграми, а третий участник должен быть абсолютно белый.

Музыка которая используется для песни это минусовая фонограмма знаменитой песни dont worry be happy

Хор под музыку выходит на сцену.

Ведущий обращается к первому негру- “Скажите, как появился Ваш ансамбль”?

1-й негр коверкает слова -“Мвамба очень хотела кушать и пошла петь в переход”.

Ведущий обращается к второму участнику-“А какой у группы репертуар”?

2-й негр коверкает слова- “Нас приглашают на свадьбы, похороны и корпоративы, но мы все время поем песню о нелегкой судьбе негров в России”.

Ведущий обращается к третьему участнику коллектива. (Белому участнику) -“Простите, мне кажется, что Вы совсем не похожи на негра”?

3-й участник. “А вы, не совсем похожи на ведущего. Я потомок Пушкина и негр в душе”.

Ведущий-“Аплодисменты, послушаем песню”!

Черный защитник в футболке Зенита
в Ханты-Мансийске на поле замерз
Не парься, будь счастлив

Негра в метро пинают немного
Русские ноги, белые ноги
Не парься, будь счастлив

Припев

Села семья за праздничный стол
Жена подавилась черной икрой
не парься,будь счастлив

Тимати, Ханга и Доминик-Джокер
модные люди на русском тиви
но а обычные негры в России
в баре за стойкой танцуют стриптиз

Припев

год лошади празднуют и кабана
год черного негра никак никогда
не парься, будь счастлив

Сценка получается нарочито веселая, а слова сможет изменить или дописать каждый. Несколько тренировок с хором и учитывая, простой мотив, песня получается.

Сценка с поэтессой.

Для этой сценки можно подобрать и мужчину (загримировать) и девушку (вечернее платье,шляпа и вуаль). Главное, войти в образ. Посмотреть, как это делается можно у девушек в камеди. Там есть замечательный образ поэтессы.

Эта сценка была написана для компании Мегалекс. Интернет магазина компьютерной техники. Идея была в том, что поэтесса предлагает продавать на сайте в качестве подарков собственных холостых мужчин. Мы публикуем только отрывок, поскольку дальше в тексте были реальные персонажи, но основной посыл вам будет понятен.

Поэтесса.

Я бродила,страдала и мучилась
По сетям мировой паутины
Интернет магазины пестрили
И манили товарами дикими
Надувные матрацы китайские
косметика с моря Израиля
что поможет коже матовой
за сеанс стать пурпурно бархатной
Я давно не верю в сказки
И в снегурочку с дедом морозом
я искала подарок для душеньки
моей темной и жизнью израненной
и где то в районе полуночи
когда глазки мои стали красными
а палец руки указательный
от мышки устал компьютерной
пришла в мою голову светлую
глубокая мысль но печальная
что лучшим подарком для девушки
может стать мужичок подходящий
я хочу для отдела маркетинга
сделать новое рацпредложение
чтоб на сайте родной компании
где все бренды,посуда и техника
появилась одна закладочка
“МУЖИКИ, УНИКАЛЬНЫЕ, ВЕЧНЫЕ”
чтобы ринулись девушки бедные
в канун Новогодних праздников
не в бутики большие и модные
а на сайт Мегалекса диковинный
Вы хотите узнать как будет
представлен товар? Отвечу!
Покажу я вам на примере
нашей сильной мужской половины!

Дальше можно представлять холостых мужчин, как товар на интернет сайтах. Можете поверить, что получается смешно.

Команда КВН компании.

Для этого номера нужно несколько человек. Мы практически, уверены, что в компании нет своей команды КВН. Голубой огонек это отличный повод это исправить.

Над чем можно посмеяться в выступлении? Над Новогодними традициями.Вспомнить, что дольше чем в России этот праздник не празднуют. В Италии выкидывают из окон старую мебель. В каждом коллективе есть представители Кавказских республик. Обыграйте сценку с воровством Снегурочки у Деда Мороза и объясните почему Дед Мороз приходит к ребятишкам один. В Таиланде все брызгают друг на друга водой и т.д. Получится очень весело для Голубого огонька и познавательно.

Источник: http://OkeanPrazdnikov.ru/organizacija-korporativov/novogodnie/goluboj-ogonek/

Кругом обман. Как снимают новогодние

Попасть в телевизор сегодня просто. Существуют крупные сайты и форумы, где даются объявления о наборе в массовку на самые разные программы. Можно искать предложения на сайтах кастинговых агентств или конкретных телешоу: заполнил анкету зрителя, дождался звонка – и ты в телецентре. За один съемочный день платят мало (150-500 р), но особо активные, в основном из пенсионерок, умудряются и этим зарабатывать.

С новогодними «огоньками» сложнее. Тут платят в районе тысячи, но хотят видеть только нарядных и ухоженных. Среди них устраивают придирчивый отбор: кто-то будет жаться у стеночки, а у «самых-самых» есть шанс попасть в так называемую VIP-массовку и украсить собой главную зону с артистами.

А как вообще снимаются новогодние шоу? Узнайте вместе с Anews.

Непрямой эфир

Некоторые телезрители наивно верят, что все эти поздравления, песни и пляски передают в прямом эфире. Конечно, нет. Артистов, массовку, подводки ведущих записывают заранее. Сценарий разрабатывают за несколько месяцев, а сами съемки длятся одну-две недели, обычно уже в декабре.

Съемки Новогодней ночи 2019 на Первом. 1tv_newyear / Instagram

Поскольку главные звезды востребованы везде и сразу, невозможно записать одно шоу со всеми артистами целиком. Киркорова с Басковым могут записывать в один день, Лободу и Лорак в другой, Валерию в третий. В объявлениях статистов заманивают обещанием, что они увидят вблизи выступления всех певцов. Но в действительности за один день они могут увидеть в лучшем случае двух-трех знаменитостей.

Радость «в пустоту»

А если не повезет – не увидят вообще никого: будут часами торчать за дверями студии в холодном коридоре, ожидая своей очереди, или изображать зрительскую радость «в пустоту».

Делается это так: включается песня какого-то исполнителя и под нее все «зажигают» на камеру, хотя на сцене пусто. Или еще проще: статистам велят представить, что на эстраде, к примеру, Галкин и Басков шутят. И люди должны показательно хохотать. Кстати, таким же образом фальшиво хохочут сами артисты – якобы над шутками коллег, которых они на самом деле не видят и не слышат.

ksenia99snz / Instagram

Забавно описала этот момент репортер МК, попавшая в новогоднюю массовку: «Еще недавно внешне спокойные, адекватные люди начали прыгать, кричать, аплодировать.

Парень в первых рядах в серебряном пиджаке с высокой челкой буквально забился в конвульсиях, принялся обнимать рядом сидящую пышногрудую даму, визжал, то и дело поднимал бокал, подпрыгивал вместе со стулом. Казалось, он искренне радуется Новому году. «Снято», — скомандовал режиссер.

Все одновременно сняли «маски» с лиц, в унисон прекратили хлопать и замерли в ожидании следующего приказа изображать фальшэмоции».

Все фальшивое

Фальшивые в «огоньках» не только эмоции. «Пожалуй, самое достоверное в происходящем – это время суток», — рассказала корреспондент пермского портала «НеСекретно», поучаствовав в записи «Огонька на Шаболовке» (в действительности снимается на Мосфильме).

«Уже давно за полночь, хочется действительно выпить и закусить. Бокалами мы не чокались, а создавали вид прикосновения – шумовых эффектов должно быть как можно меньше; и пить из них нельзя – ведь ситро в них стоит уже неделю! Фрукты в приборах – муляж. Блестки, которые сыплют сверху гастарбайтеры, потом подметаются и снова сыплются всем на голову. Звезды поют не вживую, а под фонограмму».

Игорь Николаев и Юлия Проскурякова в «Голубом огоньке»-2019. igor_nikolaev_music / Instagram

Такая же картина на новогодних съемках для первой кнопки (тоже на киностудии), куда наведалась журналистка МК.

«На телеэкране столики с фруктами и шампанским выглядели презентабельно. На деле – металлический стол покрыт прозрачной дырявой тряпкой. Вместо фруктов – ваза с виноградом и бананом из папье-маше, покрытыми слоем пыли. В пластмассовых бокалах – мутная жидкость, в которой вместо газиков плавали конфетти и блестки. Заметила, что некоторые пенсионеры из любопытства все-таки сделали глоток из фужера. Поморщились. Сплюнули».

gridneva_ilyina / Instagram

Из года в год на любых студиях находятся такие «дегустаторы», которые рискуют отведать желтую жидкость недельной давности или принимают фрукты за настоящие и уходят с поломанным зубом.

Адская работа

Новогоднего угощения для массовки не предусмотрено в принципе. Да и вообще, со статистами здесь не церемонятся. Буфет, который гарантируют в объявлениях – это раскладной столик прямо в коридоре со скудным ассортиментом: лапша «Доширак», сухое пюре, бананы, шоколадные батончики.

Туалет – хуже уличных: тесный, ни бумаги, ни салфеток, ни сушки для рук. В него еще нужно отстоять очередь, рассчитав все так, чтобы не пропустить запуск в студию. А пропустишь (или режиссеры не возьмут, оставят до следующего захода) – придется ждать несколько часов в плохо отапливаемом коридоре, где стульев на всех не хватает.

iamsaprykin / Instagram

Еще одно издевательство – кулер без стаканчиков. Хочется пить – покупай самый дешевый кофе в пакетике, к которому выдается маленький бумажный стаканчик. Или запасайся одноразовой посудой, а заодно и едой-питьем самостоятельно.

Честные кастинговые агентства предупреждают в объявлениях, что кормежка не предусмотрена. Завсегдатаи массовки – тетеньки средних лет – таскают с собой сумки с бутербродами (колбаса, сыр, селедка), деловито заваривают воду в чайниках.

А главное – на этом скудном пайке нужно продержаться 12 часов и с невероятным энтузиазмом изображать счастье.

Кто идет в массовку

Возникает вопрос: кто же эти люди, готовые к каким угодно унижениям, лишь бы попасть в телевизор?

По наблюдениям репортеров, это в основном провинциалки разных возрастов. Большинство, конечно, не знают, что их ждет, и рвутся на съемки, мечтая сразу же завести полезные столичные знакомства, влиться в околозвездную тусовку и быть замеченными. Попасть в VIP-массовку им уже кажется успехом и началом большой славы.

Например, красноярская блогерша Наталья Кондратова, которая прославилась инстаграм-откровениями о своем участии в съемках «Голубого огонька», не скрывала целей: «Думаю – о, круто! Заведу много классных знакомств, со звездами потрусь». Само собой, ее, как и многих подобных «гламурных блондинок», ждало разочарование.

natakondra / Instagram

Подробности: Праздник в дурдоме. Блогерша описала съемки в новогоднем шоу

Наряды: «провинциальный секс-шоп конца 90-х»

Наряды – это отдельная песня. Требование быть в коктейльных или вечерних платьях в основном выполняется с большой фантазией при отсутствии больших возможностей.

«Такому разнообразию нарядов позавидовала бы сама Анастасия Волочкова. Мне казалось, что я попала в провинциальный секс-шоп конца 90-х или на «Черкизон» той же эпохи. На дамах были туфли-коньки, прозрачные леопардовые платья в обтяжку, шифоновые блузы а-ля «королева рабочих корпоративов». Взрослые женщины напоминали пэтэушниц, жаждущих сразить всех парней на клубных танцах», — пишет репортер МК.

«Многие из участников новогодней массовки выглядят как артисты из районного ДК, — подтверждают корреспонденты РИАМО, ставшие свидетелями съемок «Новогодней ночи на Первом». — Кто-то пришел в свадебном платье с короной, другие в платье в пол со стразами и нелепых бантах, но организаторов это не смущает, так как в толпе такие детали будут незаметны. На первые ряды все равно выберут самых нарядных».

А самое интересное, что некоторые энтузиасты ради встречи со звездами ходят на эти утомительные съемки каждый день, ночуя на вокзале. У дам припасены щипцы для завивки волос и прочий инструментарий. Наводят в туалете марафет – и бегом обратно. При необходимости там же застирывают запачканные вещи.

Звезд не снимать

Но вот явился долгожданный любимец публики – думаете, его можно хотя бы заснять на камеру и похвастаться в Инстаграме? Как бы не так: это не просто запрещено, а карается штрафом, размер которого раз в 10 превышает обещанную «зарплату» за съемки. Нарушителей заносят в «черный список» и больше никогда не пускают ни на какие кастинги.

К звездам нельзя не то что приближаться – даже просто глазеть запрещается, по крайней мере, во время съемок. Ни о каком общении и автографах не может быть и речи. И вообще, массовку натаскивают быть «мебелью», чтобы знаменитости их по возможности не замечали.

zvezduli_news / Instagram

Кстати, исполнители в «огоньках» часто поют по подсказкам – слова написаны на больших листах ватмана, которые держат ассистенты, стоя на стульях в зале. Речь, конечно, не об известных хитах, а об одноразовых номерах, которые пишутся специально к Новому году. Учить их артистам незачем, а попасть в фонограмму нужно. Вот и организуют им помощь.

«Я была, когда записывали Валерию, она несколько раз не попала, тогда режиссер сказал, что мы просто воткнем куски массовки, потому что переснимать это все очень долго и муторно, и тогда там идут либо вот эти актеры массовых сцен, либо просто другая сцена, на которой стоят танцующие люди, либо какая-то мишура, летящая в кадр», — рассказывала журналистка Ольга Старченко на «Эхе Москвы».

Почему показывают одних и тех же

Помните, как после новогодних эфиров в январе 2017-го сотни тысяч зрителей гневно обрушились на телевизионщиков и Пугачеву с компанией, заявив, что им надоела одна и та же «сельская дискотека»? Наши эстрадные знаменитости в ответ устроили в Инстаграме дурацкий флешмоб в поддержку Аллы Борисовны, выставляя фото и видео своих ног в тапочках.

_star_news_inst / Instagram

На самом деле недовольство части аудитории однообразием «огоньков» зреет очень давно. Еще в нулевые на том же «Эхе» обсуждали этот вопрос – мол, неужели в нашей огромной стране нет лиц свежее и номеров интереснее?

Обозреватель журнала «Огонек» Юлия Ларина тогда объяснила: «Другие есть, но, к сожалению, только эти собирают миллионную аудиторию, собственно, поэтому их и приглашают».

По ее словам, создатели новогодних программ пытаются создать впечатление новизны по-другому: составляя неожиданные дуэты, трио, квартеты. Зрителю кажется, что картинка стала разнообразнее.

Евгений Петросян и Ольга Бузова в «Голубом огоньке»-2019. zvezdavshoke16 / Instagram

Менять концепцию – значит рисковать рейтингом, добавила Ольга Старченко. «Звезды те же, номера в принципе те же, они делают это для того, чтобы люди могли как-то ориентироваться проще, то есть чтобы если они заснули лицом в салате и проснулись через 10 минут, они все равно смогли увидеть знакомое лицо на экране, порадоваться за него», — иронизирует журналистка.

Курьезы

Съемки новогодних шоу обычно не обходятся без трагикомических ЧП разных масштабов. Самое частое – это пожары, ведь кругом столько пиротехники и огней вблизи от легковоспламеняющихся материалов. К счастью, обходится без жертв и большого ущерба.

На записи «Голубого огонька» в декабре 2013-го во время номера Стаса Михайлова и Надежды Бабкиной пролетающая камера на кране зацепилась за одну из зрительниц, сняв с нее парик. Причем женщина заметила это только со второго дубля, секретничает StarsLife.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Михаил романов что сделал

Источник: https://www.anews.com/p/102624081-krugom-obman-kak-snimayut-novogodnie-ogonki-rasskazy-vyzhivshih/

Эпоха с огоньком

16 дек 2017 Подробности 1602

Актрисы Наталья Селезнева и Ольга Аросева в сценке Кабачок. 1976 год.

Для миллионов советских людей телевизионный «Голубой огонек» был таким же главным атрибутом Нового года, как елка, салат оливье, шампанское и мандарины. Советский зритель хорошо знал: после протокольной части в этой передаче обязательно покажут хиты — прозвучат песни Пугачевой, выступит юморист Райкин.

Знаменитая передача «Голубой огонек» появилась с благословения ЦК партии. На самом верху решили, что советское телевидение должно воспитывать народные массы в духе непримиримости к буржуазной идеологии. И воспитание это должно быть не пресно-скучным, а веселым и жизнерадостным.

Как средство воспитания

Правда, браться за столь сложное задание маститые сценаристы желанием не горели. Решили спихнуть задачу на молодого коллегу Алексея Габриловича. Тот пообещал на досуге подумать над концепцией. А через пару недель его вызвали к начальству.

Сценарист, накануне отмечавший что-то в кафе, на ходу придумал передачу в формате кабачка, куда актеры приходят после вечерних спектаклей и рассказывают забавные истории. А певцы, в свою очередь, исполняют всеми любимые хиты и совершенно новые песни.

Новогодний Голубой огонек. Открывают программу Валентина Леонтьева, Игорь Кириллов и Анна Шилова. 1978 год.

Такая концепция всех устроила, и в 1962 году вышел первый выпуск программы, которая сначала называлась «Телевизионное кафе», потом «На огонек», затем «На голубой огонек» — и, в конце концов, «Голубой огонек».

Первый выпуск вели киноактер Михаил Ножкин, артист эстрады Борис Брунов и певица Эльмира Уразбаева, с которой вышел конфуз. Она начала петь песню под фонограмму и подошла к одному из столиков. Ей протянули бокал с шампанским. Она его пригубила и закашлялась. А песня продолжала звучать. Сегодня фанерой уже никого не удивить. А тогда редакцию возмущенные зрители буквально завалили письмами, в которых утверждали, что Уразбаева вовсе не певица.

Артисты Московского театра Сатиры В. Ильченко и Роман Карцев на съемках новогоднего Голубого огонька в Останкино. 1979 год.

Изначально «Огоньки» шли еженедельно. Но, поскольку создание программы требовало адских сил и времени, было решено делать четыре передачи в год: к 8 Марта, 9 Мая, 7 Ноября и Новому году. Последний «Огонек» считался самым важным. Он и итоги года подводил, и длился на порядок дольше, ведь в его распоряжении была вся новогодняя ночь.

Новогодний «Огонек» был самой престижной программой для советских артистов. В него пробивались всеми правдами и неправдами, но никто не мог быть уверен на 100%, что в итоге появится в эфире. Любого могли вырезать в самый последний момент.

Певец Эдуард Хиль и танцевальный ансамбль «Алые паруса» во время выступления на Голубом огоньке. 1970 год

Что же касается приглашенных и участников первых «Огоньков», ими были выдающиеся люди того времени. Герои труда, деятели науки и искусства, передовики производства, военные и, конечно же, космонавты. Например, Юрий Гагарин до самой гибели был главным персонажем этого телеви-зионного шоу. Побывали в передаче Алексей Леонов, Павел Беляев, Валентина Терешкова

Кроме космонавтов, за столиками телевизионного кафе были почетные шахтеры, рабочие и доярки. Из артистов в «Огоньке» образца 1960-х — всенародные любимцы Аркадий Райкин, Муслим Магомаев. Кстати, в 1966-м Муслим Магомаев спел на итальянском песню Bella Bambina и станцевал запрещенный тогда твист, чем вызвал бурю возмущения телевизионного начальства. Впрочем, вырезать «хулигана» не стали: уж слишком он был популярный, решили не гневить зрителя.

На «Голубом огоньке» в 1962 году. Слева–направо: Клара Лучко, Валентина Терешкова, Маргарита Володина, Иван Любезнов, Юрий Гагарин, Вячеслав Тихонов, Элеонора Беляева.

Степист Владимир Кирсанов вспоминал, как в середине 1970-х танцевал с супругой на «Огоньке» под песню Евгения Мартынова. А когда включил телевизор, увидел себя танцующим под совершенно другую мелодию. Выяснилось, что причиной была нелюбовь руководства телевидения к Мартынову, а Кирсанову объяснили: «Скажи спасибо, что тебя оставили в эфире».

Сверхпопулярны были два дуэта: Тарапунька и Штепсель, умудрявшиеся и на новогодней сцене «пропесочивать» бюрократизм, и Миров и Новицкий, шутившие не слишком мудрено, зато актуально. Так, в 1964 году они откликнулись на жутко модную тему «Кибернетика».

Невозможно было представить «Огонек» и без юмористических миниатюр. Особо ценились в 1970-е годы советские юмористы, такие как Хазанов с его вечным студентом кулинарного техникума.

Народный артист РСФСР Иосиф Кобзон и летчик-космонавт СССР Герман Титов во время съемок телепередачи «Голубой огонек» в 1983 году.

Под занавес программы всегда звучали исполнители из стран соцлагеря и даже капстран: Мирей Матьё или Дин Рид.

Еще одна характерная черта той эпохи — шампанское и фрукты, которые стояли на столах, были настоящие. Впрочем, как и елка.

Ветер перемен

В 1970-е времена относительной свободы закончились, многие передачи были закрыты, на другие же была установлена жесткая цензура. Новый руководитель Гостелерадио Сергей Лапин начал с маниакальной настойчивостью уничтожать все ростки независимой и оригинальной мысли.

Однажды художники решили улучшить оформление студии. Ведь оно было скромным: мишура, серпантин, надувные шарики. Сделали витражи с масками и конфетти. Сергей Лапин возмутился: «Новый год — это рубеж перехода нашей страны на новый этап социализма. Витражи должны быть с заводами, фабриками и новостройками!»

Любые же попытки ведущих как-то расшевелить гостей и выйти за рамки дежурных восхвалений обычно оканчивались неудачей.

Лапин не допустил в качестве ведущих всенародно любимых артистов Владимира Высоцкого и Марину Влади. Когда ему принесли на утверждение план той передачи, Лапин закричал:

— Какой дурак это вам разрешил?!

Правда, подобные попытки иногда и в самом деле приводили к настоящим курьезам.

Как-то клоун Олег Попов решил сделать пародию на певицу Татьяну Шмыгу. Для этого артист оделся в ажурное дамское платье. Не только Шмыга, но и вся публика того времени была шокирована увиденным. Больше Попова участвовать в «Огоньках» не приглашали.

Но от этого популярность передачи тем не менее не уменьшалась. Ведь только в «Огоньке» советские телезрители могли послушать новую песню Пугачевой или увидеть выступление Аркадия Райкина с репризой от Жванецкого. Устраивались даже специальные «космические» «Огоньки» — после полетов.

таких программ, наверное, тоже был космическим, только тогда никто не считал.

Николай Месяцев, бывший председатель Гостелерадио СССР, вспоминал, что директор Куйбышевской гидроэлектростанции всегда просил его заблаговременно сообщать, когда будет «Огонек», чтобы можно было подключить два дополнительных турбогенератора.

Даже всесильный генсек Брежнев был благодарным зрителем. Однажды после новогоднего «Огонька» Лапин вызвал к себе делавших программу редакторов и сказал: «Мне звонил Леонид Ильич и жаловался на вас». Потом выждал паузу и продолжил: «„Огонек» был такой интересный, что он смотрел его до пяти утра и не выспался». За эту программу сотрудникам студии выплатили двойную премию — по 120 рублей.

Закат передачи совпал с развалом Союза. Последняя передача вышла в 1985 году. Возродил традицию «Голубого огонька» телеканал «Россия» в 1997 году. Как и раньше, передача состояла из песен и шуток, содержание которых по замыслу создателей не должно было быть ниже пояса. Одна беда: наступили времена, когда в моде оказалась заниженная талия.

Источник: http://eratayn.com/epokha-sssr/111-epokha-s-ogonkom

Голубой огонек : как все начиналось

Настоящим символом советского телевидения считается развлекательная телепередача «Голубой огонек». Сложно найти выходца из СССР, который не помнил бы яркого музыкального настроения, которое создавала эта программа.

В данной статье представлена информация о том, с чего начинался «Голубой огонек» и как он менялся на протяжении долгих лет.

Все о «Голубом огоньке». Часть 1

Без чего россиянин не представляет Новый год? Без шампанского, мандаринов и телепередачи «Голубой огонек»! Праздничный новогодний ее выпуск всегда начинается сразу после поздравления Президента страны. Телевизоры включены в каждом доме, звучат песенные хиты, мелькают знакомые звездные лица, произносятся поздравления и пожелания, перемежающиеся шутками

Новогодние ассоциации не одного поколения россиян стойко связаны именно с таким сценарием развития праздничных событий. «Голубой огонек» был и остается очень популярным. Феномен долгожительства этой телепрограммы достоин глубокого изучения. Сменялись генсеки, уходили в прошлое целые эпохи, а он – «Голубой огонек» — по-прежнему притягивал к телеэкранам миллионы россиян.

И мало, кто помнит, как все начиналось. Как появилась эта, побившая все рекорды телепопулярности, передача? Какой она была в начале? И что с ней происходит сегодня? Все о «Голубом огоньке», интересные факты и его исторические вехи обозначит ведущий российский поисковый интернет-портал www.4banket.ru.

История «Голубого огонька»

Первый выпуск «Голубого огонька» вышел в 1962 году. Идея организовать для советских граждан развлекательную телепередачу родилась в недрах ЦК КПСС. Прозвучал звонок главреду музыкальной редакции телерадиовещания с указанием придумать для социалистических тружеников телепрограмму музыкально-развлекательного формата.

Сказано – сделано! Сделано было молодым тогда сценаристом Алексеем Габриловичем. Это ему принадлежит идея придать передаче форму кабачка-кафе, где участники сидят за столиками, что-то пьют и едят, непринужденно общаются и шутят. Для советского телевидения это был огромный прорыв. Свежую идею советские труженики мгновенно оценили, не избалованные подобными развлечениями.

Популярность «Голубого огонька» зашкаливала. Пропустить его выпуск было немыслимо, ведь никаких телеповторов не было. Каждая передача превращалась в событие, которое потом активно обсуждали в семейных и дружеских кругах.

Интересные факты о «Голубом огоньке»

  • Первое время «Голубой огонек» выходил раз в неделю, по выходным.

Но такой темп выдержать долго не представлялось возможным. Тем более, что стали появляться и другие развлекательные передачи на советском телевидении. Тогда «Голубой огонек» стал выходить только по крупным праздникам – Новый год, 8 Марта, 1 Мая и т.д.

В 1964 году было принято высокое решение сократить число выходов передачи до 1 раза в год и сделать «Голубой огонек» главной новогодней программой страны Советов. Именно «Голубому огоньку» отвели почетную миссию создания правильного настроения советских граждан на год вперед.

23 года «Голубой огонек» держал эту высокую планку – до 1985 года, пока его не закрыли.

Реанимация «Голубого огонька» произошла в 1998 году.

  • Передача не сразу обрела всем известное сегодня название.

Путь к «Голубому огоньку» лежал через «Телевизионное кафе», затем – «На огонек», «На голубой огонек».

Несколько странное и непонятное современному телезрителю название – «Голубой огонек» — объясняется устройством тогдашних, черно-белых телевизоров, излучающих в темноте голубоватый свет.

  • Передача была столь популярна, а попасть в нее было столь престижно, что за место под «голубым солнцем» велась настоящая борьба среди звезд эстрады. Даже Людмиле Зыкиной пришлось смириться с тем фактом, что в одном из праздничных выпусков ее хит «Течет река Волга» был урезан и прозвучал лишь небольшим отрывком.
  • В первых выпусках «Голубого огонька» 60-х главными звездами были не певцы и артисты, а космонавты. Также активное участие в телепередаче принимали советские герои-труженики – сталевары, шахтеры, доярки, ткачихи – вместе с учеными, Героями Советского Союза, спортсменами.
  • Сначала на столиках «Голубого огонька» стояли настоящее «Советское шампанское» и фрукты. Позже стали наливать лимонад или подкрашенную воду. Фрукты же и сладости заменили искусственными – из папье-маше. Участников программы стали предупреждать о подмене после случая, когда одна «зрительница» сломала зуб, попытавшись откусить кусочек аппетитного «яблока».

Исторические вехи

История «Голубого огонька» столь богата и продолжительна, что счет идет на десятилетия.

  • 60-е годы: главные звезды – космонавты

Никто так и не смог сравниться по популярности с Юрием Гагариным. В 60- е годы это был сверхкумир. Не удивительно, что ни один праздничный выпуск «Голубого огонька» не обходился без его участия. И так было до тех пор, пока он не погиб. 1969 год новогодний «Голубой огонек» впервые прошел без участия космонавтов.

Влияние космонавтов на советскую общественность было феноменальным. Их слушали с открытыми ртами. Им отводился максимум драгоценного эфирного времени. Они не просто сидели за столиками. Они пели, шутили, оживленно обсуждали насущные советские темы и даже танцевали.

60-е годы по праву считаются золотыми в истории «Голубого огонька»: время оттепели, еще нет строгой цензуры, которая наступит в следующее десятилетие. Дамам разрешено наряжаться, носить яркие платья, высокие буржуазные прически – «бабетты». С Запада доносятся чужеземные ритмы, и их отголоски проникают на советскую эстраду.

Кумиры сцены тех лет – Людмила Зыкина, Эдита Пьеха, Марк Бернес, Леонид Утесов, Иосиф Кобзон. Юмором правит, практически, безраздельно Аркадий Райкин, вытеснивший изначально популярный дуэт юмористов Тарапуньки и Штепселя.

  • 70-е годы: цвет, цензура, бутафория

Телевидение развивалось. Появился цвет. Праздничный выпуск записывался по частям, в течение нескольких дней, что повлекло за собой появление искусственности в происходящем. Та живая непосредственность «Голубого огонька», что так привлекала к себе в начале своего существования, ушла в прошлое.

Ужесточилась и цензура. Председатель Гостелерадио тех лет Сергей Лапин строго настрого запрещал на «Огоньках» показывать мужчин в кожаных пиджаках и женщин в декольте и бриллиантах. Вето было наложено и на джинсы, дамские брючные костюмы, бороды и усы. Мужчинам – галстук, женщинам – платье! Только так!

Факт: исходя из моды, введенной Лапиным, вход на «Голубой огонек» Валерию Леонтьеву в его облегающих брюках был заказан.

Список звезд советской эстрады пополнился такими именами, как Алла Пугачева, Лев Лещенко, Эдуард Хиль и Геннадий Хазанов. Ветеранам сцены и признанным грандам – Иосифу Кобзону, Эдите Пьехе, Муслиму Магомаеву и Софии Ротару — позволялось исполнить на «Голубом огоньке» по две песни.

Появились первые клипы и саундтреки. Правда, так их тогда никто не называл.

Популярность праздничной телепрограммы по-прежнему феноменальна. Телезрители, лишенные услуг желтой прессы, вынуждены выуживать информацию о своих кумирах из того, что покажут по телевизору. В 1974 году в новогоднем «Огоньке» Муслим Магомаев спел дуэтом с Тамарой Синявской. Так поклонницы певца узнали, что он теперь женат.

  • 80-е годы: смена формата и перестройка

В 80-е годы обозначилось засилье звезд кино и эстрады в «Голубом огоньке». Они полностью вытеснили рабочих и колхозниц, космонавтов и ученых. Теперь шутят и поют только профессионалы: Михаил Державин и Александр Ширвиндт, Андрей Миронов и Алла Пугачева, Лайма Вайкуле и София Ротару, Евгений Петросян и Михаил Жванецкий.

Телевизионная цензура пропускает шутки про дефицит и перестройку, песни «Машины времени». За столиками «Голубого огонька» можно увидеть участников популярных телепередач, например клуба «Что? Где? Когда?».

  • 90-е годы: развал Союза и реклама

Не самые лучшие времена для новогоднего «Огонька». Но он старается, как может, чтобы идти в ногу со своей страной, которая кардинально изменилась. Нет больше строгих лапинских заветов-наветов, реклама и конкуренция с другими телеканалами требует зрелищности и шоу. «Голубой огонек» пересматривает свой формат, все более уходя от камерного, чинного концерта и прилизанного конферанса.

В новогодних выпусках появляются новые лица – Филипп Киркоров, Наташа Королева, Михаил Муромов, Лайма Вайкуле, Николай Басков, Валерий Меладзе, Игорь Николаев, Олег Газманов, Леонид Агутин. Кобзон и Пугачева по-прежнему тут. Времена не властны над их популярностью.

Узкие концертные костюмы Валерия Леонтьева уже более никого не смущают. Дамы соревнуются глубиной декольте. Стиль Маши Распутиной правит балом.

  • 21 век: «Голубой огонек» сегодня

Списки эстрадных звезд становятся все шире, но «старая гвардия» не спешит покидать сцену новогоднего «Огонька». Здесь по-прежнему престижно.

Приживается ретро-формат. Телезрителю «Голубого огонька», а это, в большинстве своем, уже пожилые люди, встречающие Новый год на диване перед телевизором, нравятся шлягеры прошлых лет.

Все номера постановочные, делаются в глубокой записи – задолго до новогодней ночи. Зрители – нанятая массовка. Ведущие – постоянно меняющиеся дуэты: так интереснее телезрителю и проще уложить съемку в плотный гастрольный график звезд.

Также сценаристы «Огонька» стали активнее с формированием песенных дуэтов, а то и трио, квартетов. Результат, порой, получается неожиданным.

Эксперименты коснулись и песенного прочтения шлягеров.

К классическому серпантину добавили бенгальские огни и брызги шампанского.

Окончание в следующей статье

К другим интересным статьям:

Проголосуй и получи подарок!
Наряд для Нового года-2018: стиль, мода, красота
Все о приметах и обычаях Нового 2018 года. Часть 1.
Все о приметах и обычаях Нового 2018 года. Часть 2.

Источник: https://ny.4banket.ru/vse-o-golubom-ogonke-chast-1/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Почему крест ставят в ноги покойнику

Закрыть