Что такое духовная культура

Духовная культура и современность

что такое духовная культура

Духовная культура лишь часть духовной жизни, и ее можно назвать ядром духовной жизни современного общества, в целом же она содержит философско-мировоззренческую культуру, правовую, научную, художественную, а также нравственную культуру. Причем главное место в духовной культуре занимает религия.

Духовная культура – что это такое?

Если говорить об этом научным языком, то духовная культура есть не что иное, как совокупность материального, духовного и политического достигнутого обществом в своем развитии, характеризующая определенный способ деятельности человечества на определенном отдельно взятом этапе исторического развития общества.

Или говоря другими словами, духовная культура есть способ, исторически сложившийся, развития и организации жизнедеятельности человечества, действующего и развивающегося и зафиксированного в продуктах духовного и материального труда.

Причем действие духовной культуры рассматривается в системе социальных ценностей и норм и выражается в отношении людей к природе, отношений между собой и к самим себе.

Что несет позитивного в себе духовная культура?

Духовная культура, являясь основой общественного бытия, пронизывает все сферы жизни, оказывая сильнейшее  влияние на все процессы жизнедеятельности, как общества, так и человека взятого в отдельности. Таким образом духовная культура рассматривается как единое целое, присущно государству, региональной группе государств, нации.

Духовная культура для общества является направляющей силой основанной на ценностях передаваемых предыдущими поколениями, и служит для социальной деятельности по изучению и изменению мира, служит своеобразным компасом в этом процессе.

Основной целью ее есть формирование определенного типа человека, контроль поведения человека, регулирование отношений с природой и окружающим миром. Причем все это должно быть направлено в интересах человеческого общества.

Духовная культура человека и ее формирование

Для формирования человека духовно образованного применяют системы воспитания, средства образования, и ряд других воздействующих на человека в нужном направлении. Огромную роль играет и самостоятельное образование, а также самовоспитание, которые способствуют усвоению духовных ценностей.

Становление личностного человека возможно в том случае если он освоит осознано все многообразие  материализованной духовной культуры, в этом случае обретаются человеческие качества и уже он сам способен нести культуру в человеческие массы.

Добавьте постоянную ссылку в закладки. Вы можете следить за комментариями через RSS-ленту этой статьи.

Источник: http://razmishlyajem.ru/zhizn-cheloveka/duhovnoe-v-zhizni/duxovnaya-kultura-i-sovremennost

Что такое культура. Признаки народной, массовой и элитарной культуры

что такое духовная культура

Культура — это совокупность всех материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, объясняют обычно в учебниках истории. Под такое широкое определение попадают и технологии, и образование, и искусство, и многое другое.

Культура в более узком смысле – это активная творческая деятельность людей, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

Но единого определения культуры не существует — ученые насчитывают около 200 вариантов. Например, в обиходе словом культура иногда называют воспитание и образованность человека.

Материальная и духовная культура

Нередко культуру делят на материальную и духовную. Главный критерий этого разделения — потребности человека, которые она удовлетворяет.

Материальная культура – это средства труда, коммуникация, производственный опыт, умения и навыки и т.п. Все то, что помогает человеку удовлетворять свои материальные потребности.

Духовная культура – это наука, искусство, религия, мораль, политика, право. Все то, что удовлетворяет нематериальные потребности: в познании, в красоте, в творчестве.

Однако деление культуры на две сферы очень условно. Многие предметы удовлетворяют и материальные, и духовные потребности человека. Например, все мы стремимся, чтобы одежда и предметы обихода были и красивыми, и удобными.

Кроме того, произведениям искусства обычно нужен материальный носитель. Картина или статуя удовлетворяют потребность человека в красоте, но это еще и материальные объекты.

Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура

Культуру можно делить на типы по множеству признаков. Например, по национальному: на русскую, немецкую, китайскую, американскую. Можно говорить о сельской и городской культуре, о средневековой и античной культуре, о дворянской и крестьянской культуре Однако основной способ деления – на три основные формы: элитарную, народную и массовую.

Народная культура не имеет четких авторов. Ее творцы не являются профессионалами и остаются анонимными. К народной культуре относятся мифы и сказки, фольклор, народные песни и танцы, промыслы.

Источник: https://www.anews.com/p/105105042-chto-takoe-kultura-priznaki-narodnoj-massovoj-i-ehlitarnoj-kultury/

Духовная культура: определение, структура, разновидности

что такое духовная культура

План.

  1. Введение.

  2. Духовная культура – определение.

  3. Духовная культура – структура.

  4. Разновидности духовной культуры.

    1. Миф.

    2. Религия.

    3. Искусство.

    4. Философия.

    5. Наука.

    6. Идеология.

    7. Нравственность.

  5. Вывод.

1. Введение

Мировоесообщество все больше внимания обращаетна состояние куль­туры. Она понимается,прежде всего, как содержание и процессжизнедеятельности людей, результат ихактивной и целенаправленной, хотя и невсегда целесообразной и удачной,продуктивной социальной активности.Культура выступает одним из ведущихпризнаков планетарной цивилизации,отличает жизнь людей от жизни другихживых существ на земле и возможныхвнеземных цивилизаций.

Культура–(лат) возделывание, воспитание, образования,развитие.

Этоспецифический способ организации иразвития человеческой жизнедеятельности,представлений в продуктах материальногои духовного труда в, системе социальныхнорм и учреждений, в системе духовныхценностях, в совокупности отношениелюдей природе между собой и к самимсебе.

Вшироком смысле слова культура– совокупность проявлений жизни,достижений творчества народа или группнародов.

Вузком смысле слова культура– облагораживания телесных, душевныхсклонностей и способностей человека.

Культура–обработка, оформление, одухотворение,облагораживания людьми других и самихсебя. Это оформление, имеющее ценностныйсмысл. Культура начинается там, гдесодержание обретает совершенную форму.

Культурапредставляет собой целостный системныйобъект, обладающий сложной структурой.При этом само бытие культуры выступаеткак единый процесс, который можноразделить на две сферы: материальную идуховную.

Материальнаякультураподразделяется на: —производственно-технологическуюкультуру, представляющую собойвещественные результаты материальногопроизводства и способы технологическойдеятельности общественного человека;—воспроизводство человеческого рода,включающего в себя всю сферу интимныхотношений между мужчиной и женщиной.

Следуетзаметить, что под материальной культуройпонимается не столько создание предметногомира людей, сколько деятельность поформированию «условий человеческогосуществования».

Сущностью материальнойкультуры является воплощение разнообразныхчеловеческих потребностей, позволяющихлюдям адаптироваться к биологическими социальным условиям жизни.

2. Духовная культура – определение

Духовнаякультура— многослойное образование, включающеев себя познавательную, нравственную,художественную, правовую и др. культуры;это совокупность нематериальныхэлементов: нормы, правила, законы,духовные ценности, церемонии, ритуалы,символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любойобъект нематериальной культуры нуждаетсяв материальном посреднике, например -книга.

Духовнаякультура— сфера человеческой деятельности,охватывающая различные стороны духовнойжизни человека и общества. Духовнаякультура включает в себя формыобщественного сознания и их воплощениев литературные, архитектурные и другиепамятники человеческой деятельности.

Выступая качественным показателемдуховной жизни общества, духовнаякультура по своей структуре идентичнаструктуре духовной сферы общественнойжизни, которая в качестве системыпредставляет собой единство такихкомпонентов, как духовная деятельность,духовные потребности, духовноепотребление, социальные институты,духовные отношения и общение.

Духовноепроизводство— деятельность общества по производству,сохранению, обмену, распределению ипотреблению идей, представлений, идеалов,научных знаний и других духовныхценностей. В сфере распределения иосвоения духовных ценностей духовноепроизводство охватывает образование,нравственное и эстетическое воспитаниеи другие формы приобщения к духовнойкультуре.

Духовное развитие — процессобогащения духовного развития человекаи общества, направленный на реализациюидеалов духовного развития культуры:гуманизма, свободы, индивидуальности,творчества и др.

Духовное развитиеобщества воплощается в развитии формобщественного сознания: морали, религии,философии, науки, искусства, политическогои правового осмысления социальногопрогресса.

Понятиедуховной культуры:—содержит в себе все области духовногопроизводства (искусство, философию,науку и пр.), —показывает социально-политическиепроцессы, происходящие в обществе (речьидет о властных структурах управления,правовых и моральных нормах, стиляхлидерства и пр.). Древниегреки сформировали классическую триадудуховной культуры человечества: истину— добро — красоту.

Соответственно быливыделены и три важнейших ценностныхабсолюта человеческой духовности: —теоретизм, с ориентацией на истину исозданием особого сущностного бытия,противоположного обычным явлениямжизни; —этим, подчиняющий нравственномусодержанию жизни все иные человеческиеустремления; —эстетизм, достигающий максимальнойполноты жизни с опорой наэмоционально-чувственное переживание.

Обозначенныевыше стороны духовной культуры нашлисвое воплощение в различных сферахдеятельности людей: в науке, философии,политике, искусстве, праве и т. д. Они вомногом и сегодня определяют уровеньинтеллектуального, нравственного,политического, эстетического, правовогоразвития общества. Духовная культурапредполагает деятельность, направленнуюна духовное развитие человека и общества,а также представляет итоги этойдеятельности.

Такимобразом, содержанием культуры становитсявся человеческая деятельность.Человеческое общество и выделилось изприроды благодаря такой специфическойформе взаимодействия с окружающиммиром, как человеческая деятельность.

Источник: https://studfile.net/preview/957918/

Культура и духовная жизнь общества

Понятия духовная жизнь и культура, изначально, неразрывно связаны. Творческая, мировоззренческая, правовая культура – все это проявления внутренней жизни человека. Данная сфера жизни включает в себя и вероисповедание, и научные исследования, нравственные традиции, творческую деятельность, философские мысли и прочие проявления. Фактически они разделены на две большие группы:

  • Духовно-теоретическая деятельность. Здесь сконцентрированы все продукты мыслительного процесса. Это идеи, задумки, пожелания, теоретическая информация;
  • Духовно-практическая деятельность. В данном разделе представлена реализация мыслительных образов в физической оболочке. В ходе проведения практической работы человеческий разум подвергается изменениям, происходит переосмысление существующих жизненных устоев.

Отдельным понятием рассматривается нравственный мир личности. Это не только общеизвестные знания и первоначальные потребности, но и эмоции, страхи, переживания, мысли и желания. Для полноценного, развитого существования обществу необходимо усвоить накопленные многими поколениями знания и ценности. Данный процесс и есть познание культурных ценностей.

Изучение культурной составляющей происходит несколькими способами, среди которых можно выделить следующие:

  • Познание обычаев и традиций своего народа, интерес к научным достижениям человечества. Данная информация общеизвестна, ее невозможно исказить или неправильно толковать;
  • Становление личности происходит путем воспитательного процесса при помощи родителей, учителей и друзей. Наше постоянное окружение вносит свои коррективы в формирование взглядов и ценностей подростка.

Виды и признаки

Есть несколько вариантов разновидностей духовного проявления существования личности. Первоначально в это понятие входили вероисповедание в зависимости от места проживания, обычаи и традиции народов, которые предавались из поколения в поколение многие века. Один из видов разделений представляет духовную культуру как нравственную, политическую, религиозную, эстетическую, философскую и прочие.

Внутренний мир личности обладает определенными признаками, отличающими его от других проявлений творческой деятельности человечества:

  1. Культура и духовная жизнь призваны обогащать и развивать, при этом, не требуя ничего взамен. Этот пункт существенно отличает ее от технической деятельности человечества;
  2. Появляется возможность свободно самовыражаться путем творческих навыков;
  3. Невозможно предположить, что данного понятия не существует. Так или иначе, оно относится к области нематериальных субстанций и подчиняется только своим правилам;
  4. Творческое явление жизни чутко реагирует на другие сферы человеческого существования. Ярким примером приводится временное забвение творческой натуры во время всемирных потрясений.

Есть множество различных форм отражения духовной жизни людей. В списке ниже представлены самые яркие из них:

  1. Вероисповедание. Предполагает под собой отстранение от мирского существования и посвящение мыслей возвышенным моральным идеалам;
  2. Творчество. Позволяет реализовать творческие начинания человечества в объектах искусства. Появляется ощущение проживание еще одной, параллельной жизни, которую люди придумывают себе сами;
  3. Мифология. Известна как одна из первых проявленных сфер применения культуры. Объединяет жизнь людей и природы, образуя моральное единение;
  4. Нравственные устои. Регулирование людьми их желаний и слабостей. Помогает сдерживать негативные проявления человеческой сущности;
  5. Научные познания. Они необходимы для осознания норм и законов, которым подчиняется мир;
  6. Философия. Емкая сфера мысленной культуры. В ней сконцентрированы основы взаимоотношения человечества с собой и с природой.

Взаимодействие материальной и духовной культуры

Материальный мир представляет собой осязаемые вещи и предметы, создателем которых является человечество. По сути это результат физической деятельности. Так что же объединяет вещи с нематериальным миром?

В основании любого материального решения лежит идея, которая является продуктом духовного мира. Если не появилась необходимость создания материальных вещей, то и идея бы была бесполезной.

Как правильно развивать свою духовность? Обратимся к сферам ее применения. Они разнообразны по составу. Получая новые знания в сферах духовности, люди обогащают свой внутренний мир, тем самым развивая в себе уровень культурных ценностей.

Работа над собой, проведение самоанализа помогают людям правильно развивать свой внутренний мир. Новая информация, полученная из нескольких источников, поможет преодолеть себя на пути к становлению личности.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/duhovnaya-zhizn.html

Духовная культура: понятие и принципы духовной культуры

Духовная культура является лишь частью духовной жизни, которую вполне можно назвать ядром духовной жизни современного общества, которая в своей многогранной и сложной структуре имеет философско-мировоззренческую, научную, правовую, художественную и нравственную культуру. Главенствующее место в духовной культуре имеет религия. Но что понимается под понятием «Духовная культура»? Постараемся выяснить основу этого понятия.

Что такое духовная культура?

В широком смысле слова духовную культуру можно понимать как совокупность материальных, духовных и политических достижений общества, которые характеризуют определенный способ общественно-практической деятельности человечества на каждом отдельно взятом историческом этапе истории общества.

Согласитесь, что каждый этап развития истории человечества имеет свой уровень духовных, политических и материальных достижений человечества со всеми экономическими, нравственными, политическими, эстетическими, теоретическими аспектами. Сохраняя и передавая информацию о прошедшей жизни поколений, духовная культура является одновременно и средством и результатом развития общества и отдельной личности.

Говоря иначе, духовная культура — это исторически сложившийся способ развития и организации человеческой жизнедеятельности, который действует, развивается и зафиксирован в продуктах духовного и материального труда. Духовная культура действует в системе так называемых социальных ценностей и норм, а также соответствующих учреждений и организаций, которая выражается в совокупном отношении людей к природе, людей с людьми и к самим себе.

Что несет в себе духовная культура?

Духовная культура, будучи основой общественного бытия, проникает во все сферы жизни и оказывает сильное влияние на всю жизнедеятельность общества и человека в отдельности.

Духовная культура несет на себе отпечаток характерных черт определенного времени и определенной общественно-экономической эпохи, потребностей и интересов больших социальных общностей и слоев общества.
Если обобщить все сказанное выше, то духовную культуру нужно рассматривать как нечто единое целое, которое присуще государству, нации, региональной группе государств.

Духовная культура в жизни общества приходит через процесс освоения норм и ценностей предшествующих поколений человечества, соблюдения и появления новых духовных ценностей, которые играют большую роль в социальной деятельности по освоению и изменению мира, служат неким компасом в данном процессе.

Основной целью духовной культуры является формирование в интересах общества определенного типа человеческой личности, в контроле поведения человека при его взаимоотношении с себе подобными, урегулирование отношений человека с природой и окружающим его миром.

Другим аспектом духовной культуры является формирование познавательных способностей человека. Духовная культура человечества находит отражении общественного сознания и обогащении, освоения мира духовных ценностей.
Предметом труда в духовной культуре считаются не только природа и её вещества, но и общественный прогресс, деятельность людей и человеческое мышление.

Довольно своеобразен и субъект духовного производства, а также орудия деятельности человека. В обществе формируется отдельный контингент профессионалов, которые заняты созданием и развитием духовных ценностей. В большинстве это интеллигенция. Но создание духовных ценностей и духовная культура не могут формироваться вне народа, который является основным создателем и потребителем.

Таким образом, можно сказать, духовная культура развивается только в привязке с народом. Лучшие образцы духовного развития получают определенную социальную оценку и входят в фонд духовной культуры человечества или отдельного социума, становясь тем самым достоянием общественности.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как смириться с жизнью

Потребляя духовные ценности, человек становится личностью, выступая при этом как объект, и как субъект духовного производства.

Формирование духовной культуры человека

Для того чтобы человек духовно сформировался, применяется система воспитания, образования, средства коммуникативного воздействия и др. Немалую роль играет и самостоятельное самообразование и самовоспитание, усвоение человеком духовных ценностей.

Становление человека как личности есть не что иное, как результата его культурной эволюции. Только усваивая и соединяя определенную часть общественной культуры, человек может стать личностью и воспринимать обретенную культурную ценность как свой собственный мир. Говоря иначе, лишь осваивая внешнее, материализованное выражение духовной культуры, человек обретает человеческие качества и может сам нести культуру в массы.

Культура — это есть процесс развития человеческих способностей, характеристика развития человека как человеческого существа, показатель человечности в человеке, процесс, который получает внешнее выражение в богатстве и многообразии создаваемой человечеством действительности и совокупности результатов человеческой мысли и труда.

Источник: http://pomnipro.ru/useful/interesnoe/duhovnaya-kultura

Духовная культура это

Вновь вас приветствую, дорогие друзья! Уверен многие заждались свежих статей. Сегодня разберем очень сложную для многих тему. Духовная культура как тема в обществознании — , она очень абстрактна. И у многих ассоциируется с непонятно чем.

Вы вот подойдите к любому прохожему на улице, и спросите у него, что такое «духовная культура»? Большинство что-то ответят, и в этом ответе будет что-то про душу, про целительные практики, медитации и восток. На обыденном уровне это понятие вот так вот легко соединяется с какой-то чертовщиной )

На самом деле, если вы хотите сдать егэ по обществознанию на достойные баллы, разобраться с этой темой просто необходимо.

Определение понятия

Духовная культура — это система нематериальных ценностей, созданных людьми. Вот такое простое определение я могу вам предложить. Оно очень короткое и точное. Никаких разговоров про всякий мистицизм.

Что такое нематериальные ценности? Это элементы культуры, которые имеют ту или иную долю значимости для людей. Нематериальные  — потому что их нельзя пощупать, потрогать, но можно воспринять своим разумом, сознанием.

К примеру, если вы возьмете скрипку и просто будете хаотично водить смычком по струнам — ничего путного не выйдет. А вот в умелых руках скрипка будет издавать гармоничные звуки, которые называются музыкой.

Музыка сама по себе материальна, и представляет собой звуковые волны разной частоты. 

Но та или иная мелодия способна будить в человеке чувства, воспоминания, воображение. И благодаря этому музыка является ценностью — с одной стороны материальной, а другой — нематериальной. 

Но давайте приведем пример действительно нематериальной ценности. К примеру, таким примером может быть чувства, вера. Любовь — безусловно является нематериальной ценностью. Только это чувство побуждает одно существо бескорыстно жертвовать собой во имя другого существа. Собственно любовь и является ничем иным как бескорыстным самопожертвованием. Далее давайте разберем духовную культуру на составляющие.

Думаю, стало ясно, что таких духовных ценностей великое множество. Собственно есть отдельные гуманитарные науки, изучающие ту или иную систему духовных ценностей, как элементов духовной культуры. Вот несколько примеров:

  • Эстетические ценности — изучает эстетика.
  • Этические ценности  — изучает этика.
  • Религиозные ценности — изучает религиоведение, история религий и пр.
  • Искусство — искусствоведение.

Эстетические ценности

Эстетика — это наука о прекрасном и безобразном. Все, что радует глаз и ласкает слух — это и есть эстетические ценности. Вы должны понимать, что в некоторые ценности могут быть привязаны к материальным вещам. На первый взгляд, эти вещи бесполезны, с чисто рациональной точки зрения. Но вот с эстетической точки зрения — они могут нести серьезные смыслы, и являться важными ценностями.

Вот, к примеру, памятник кому-либо, например Ленину. Во многих городах они сохранились. Ведь казалось бы  — это просто многотонная глыба в форме знаменитого человека. Она бесполезна с позиций полезности для быта, жизни города.

Но вот как память об эпохе, советской эпохе, — это серьезная ценность. Память — когда произошли те или иные значимые события. Для некоторых людей  в ту эпоху прошли их лучшие годы, прошла их жизнь. Для них — та эпоха  сама по себе является серьезной ценностью.

Тоже можно сказать о красивом наряде. Если вы — девушка, то вам наверняка нравятся элегантные, красивые платья, которые подчеркивают ваш неповторимый образ. Но ведь в обычной жизни люди не ходят в таких платьях — выйдут пару раз в люди и все.

А дело в том, что это платье является элементов Вашего Образа. Ваш образ, который вы себе представляете, или образ, который предстает в сознании других людей — это и есть нематериальная ценность. Это есть духовная культура. К другого рода нематериальным ценностям можно отнести: мужественность, женственность, материнство, детство и пр. 

Если вы поняли о чем я, напишите в комментариях примеры эстетических ценностей. К сожалению, в одном посте мы не можем охарактеризовать остальные группы ценностей. Но я надеюсь, вы осознали, насколько важны эти темы для изучения курса обществознания. Кстати, весь материал по обществу я разобрал в своих видеоуроках, которые есть в этом видеокурсе=>>

В нем же вы найдете очень классную и большую инфокарту по культуре в целом. Благодаря ей и, разумеется, остальному материалу, все темы школьного курса обществознания.

Источник: https://ege59.ru/2017/10/23/duxovnaya-kultura-eto/

Духовная культура и духовная жизнь человека

Под словом «культура» понимают воспитание, развитие и образование людей. Ее считают результатом жизнедеятельности общества. Культура является целостным системным объектом, состоящим из отдельных важных частей. Ее разделяют на духовную и материальную.

Духовная культура личности

Часть общей культурной системы, которая учитывает духовную деятельность и ее результаты, называют духовной культурой. Она подразумевает сочетание литературного, научного, нравственного и других направлений. Духовная культура человека – это содержание внутреннего мира. По его развитию можно понять о мировоззрении, взглядах и ценностях личности и общества.

Духовная культура включает огромное количество элементов, которые формируют основные понятия.

  1. Общие моральные устои, научные обоснования, богатство языка и другие элементы. На нее невозможно повлиять.
  2. Формируется благодаря воспитанию родителей и знаниям, полученным путем самообразования и обучения в разных учебных заведениях. С ее помощью взращивается личность человека, имеющая собственные взгляды по поводу разных аспектов жизни.

Признаки духовной культуры

Чтобы лучше понять, чем духовная культура отличается от других областей, следует учесть некоторые черты.

  1. В сравнении с технической и социальной сферой, духовная является бескорыстной и неутилитарной. Ее задача развивать человека и дарить ему счастье, а не получать выгоду.
  2. Духовная культура – это возможность свободно проявлять свой творческий потенциал.
  3. Духовность связана с нематериальными сферами и существует по индивидуальным законам, поэтому отрицать ее влияние на реальность нельзя.
  4. Духовная культура человека является чувствительной к каким-либо внутренним и внешним изменениям в личности и обществе. Например, во время реформ или других глобальных перемен о культурном развитии все забывают.

Виды духовной культуры

Первыми видами духовного развития человека, являются религиозные верования, традиции и обычаи, нормы поведения, сформировавшиеся в течение многих лет. Духовная культа включает в себя результаты интеллектуальной или духовной деятельности человека. Если ориентироваться на социальную составляющую, то можно выделить массовую и элитарную культуру. Есть классификация, основанная на том, что культура воспринимается, как форма общественного сознания, так существует:

  • политическая;
  • нравственная;
  • эстетическая;
  • религиозная;
  • философская и другие культуры.

Есть большое количество форм, через которые выражается духовная культура и к основным вариантам можно отнести.

  1. Миф – исторически самая первая форма культуры. Человек использовал мифы, чтобы соединить людей, природу и общество.
  2. Религия как форма духовной культуры подразумевает отделение людей от природы и очищение от страстей и стихийных сил.
  3. Нравственность – самооценка и саморегуляция человека в сфере свободы. Сюда можно отнести стыд, честь и совесть.
  4. Искусство – выражает творческое воспроизведение реальности в художественных образах. Она создает некую «вторую реальность», через которую человек выражает жизненные переживания.
  5. Философия – особый тип мировоззрения. Выясняя, что включает в себя сфера духовной культуры, нельзя упустить из внимания философию, выражающую взаимосвязь человека с миром и его ценности.
  6. Наука – используется для того, чтобы воспроизвести мир, используя существующие закономерности. Тесно контактирует с философией.

Взаимосвязь материальной и духовной культуры

Что касается материальной культуры, то это предметно-вещевой мир, который создан человеком при помощи использования собственного труда, ума и технологий. Многим может показаться, что материальная и духовная культура – это два понятия, между которыми пропасть, но это не так.

  1. Любой материальный предмет был создан после того, как человек его придумал и продумал, а идея является продуктом духовной работы.
  2. С другой стороны, чтобы продукт духовного творчества стал значимым и имел возможность влиять на деятельность и жизнь людей, он должен материализоваться, например, стать действием или описанным в книге.
  3. Материальная и духовная культура – два взаимосвязанных и взаимодополняющих понятия, которые неделимы.

Способы развития духовной культуры

Чтобы понять, как человек может духовно развиваться, стоит обратить внимание на сферы влияния этой системы. Духовная культура и духовная жизнь основывается на общественном и личностном развитии в нравственном, экономическом, политическом, религиозном и других направлениях. Получение новых знаний в сфере науки, искусства и образования, дает человеку шанс развиваться, достигая новых культурных высот.

  1. Желание совершенствоваться, постоянно работая над собой. Искоренение недостатков и развитие положительных сторон.
  2. Необходимо расширять свой кругозор и развивать внутренний мир.
  3. Получение информации, например, при просмотре фильма или прочтении книги, для обдумывания, анализа и выводов.

Источник: https://womanadvice.ru/duhovnaya-kultura-i-duhovnaya-zhizn-cheloveka

Духовная жизнь общества

Сферой общественной жизни, определяющей специфику определенного общества, называют духовной жизнью общества. Данная сфера включает в себя духовные образования, культуру и все ее формы, все уровни общественного сознания, привычки и настроения общества.

Духовная жизнь общества определяется не только культурой, но ее можно назвать ядром такой сферы жизни. Многие основы духовной жизни общества в целом представляют собой элементы культуры – это правовая, художественная, мировоззренческая и нравственная культуры.

Также важнейшим элементом духовной жизни общества можно назвать религию. Культуру принято называть совокупностью материальных и духовных достижений человечества, которые определяют способ общественной деятельности человека. Во многом развитие культуры зависит от исторического этапа развития общества.

Особенность культуры заключается в том, что она одновременно выступает в роли средства развития общества и личности, и результатом этого развития.

Культура – это фундамент духовной жизни любого общества, так как она является способом организации и осуществления человеческой жизнедеятельности.

Она фиксируется не только в духовных ценностях, она способна функционировать и в виде материальных продуктов, возникших в результате творчества человека.

Культура развивается и функционирует в системе социальных ценностей и норм, через специализированные учреждения и организации.

Среди всех видов культур следует выделить духовную культуру. Специфика духовной культуры заключается в том, что ее можно назвать отображением духовного бытия – духовная культура нарастает на основе общественного бытия и влияет на все его сферы.

Ее проявление происходит через освоение норм и ценностей предшествующего поколения и через процесс развития новых ценностей.

Разновидности культуры

Следует выделить три разновидности культуры – народную, массовую и элитарную. Народной культурой называют культуру широких народных масс.

Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи.

Такой вид культуры, как элитарная, зачастую формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе.

К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности.

Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры.

Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Человек в системе социальных связей и понятие личности.
Следующая тема:   Наука и образование: роль в современном мире и самообразование

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/duhovnaja-zhizn-obshchestva-kultura-i-duhovnaja-zhizn

Духовная культура личности и общества

Понятие культуры включает в себя целую систему программ, касающихся человеческой деятельности, поведения в определенной социальной среде, общения людей между собой, именно благодаря культуре и происходит развитие и совершенствование человеческого социума.

Следует знать, что духовная культура личности и общества многообразна, к культурной сфере имеют отношение знания, навыки, манеры, идеи, верования.

Поколения передают накопленный опыт и достижения тем, кому предстоит жить дальше, с помощью различных культурных средств, к числу которых принадлежат научные открытия, новые идеи, достижения в области самых разных технологий.

Существующие разновидности культур

Специалисты давно отличают друг от друга материальную и духовную культурную сферы. К материальной культуре относятся продукты производственной деятельности человека, являющиеся вещественной разновидностью культурной отрасли. Под духовной культурой подразумеваются творения эмоциональной сферы человека, такие, как различные произведения искусства или сделанные учеными открытия.

Само определение «культура личности» имеет в виду самые разные формы культурного самосознания человека, можно выделить целый ряд присущих человеку культур, в том числе эстетическую, нравственную, профессиональную, экологическую, правовую.

С помощью уровня эстетической культуры можно определить степень приобщения определенного социума к миру прекрасного, развития искусства в обществе. Нравственная культура говорит о том, насколько тот или иной человек либо социальная общность придерживаются установленных норм морали, что именно позволяется и запрещается индивидууму в обществе с точки зрения нравственных правил.

Сегодня полноценный, грамотный специалист не способен исполнять свои обязанности без наличия профессиональной культуры, исходя из уровня такой культуры, делается вывод о степени подготовленности человека к избранной им сфере деятельности.

Не менее важна и экологическая культура, в соответствии с которой общество обязано должным образом ценить окружающую среду, ее богатства, иметь представление о том, как следует разумно и рационально использовать природу, не причиняя ей при этом необратимого вреда.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Александр свирский мощи где находятся

Воздействие культуры на формирующегося человека

Роль культурной сферы в воспитании подрастающего индивидуума давно доказана. С самого раннего детства происходит серьезное влияние культуры на формирование личности. Очень многое в нравственных, этических, моральных, правовых установках будущего человека зависит от того, какие понятия были приняты в его семье и ближайшем окружении.

Если ребенку с младенчества прививают любовь к музыке, литературе, другим произведениям художественного творчества, учат по-настоящему ценить все прекрасное, то велика вероятность того, что во взрослом возрасте он действительно станет обладать высоким уровнем эстетической культуры.

Необходимо работать и над развитием национальной культурной сферы, рассказывать маленькому человеку об обычаях и традициях его народа, о моральных принципах, принятых в определенной национальной общности.

В то же время следует обязательно учить его и терпимому, доброжелательному отношению к представителям других национальностей, стараться воспитать уважение и к иным культурам.

Сегодня духовная культура личности складывается также под воздействием телевидения, кинематографа, Интернет-пространства, любой ребенок окружен этим огромнейшим информационным потоком. Родителям обязательно надо контролировать сведения, которые получает подрастающий человек, и правильно объяснять ему, какие вещи действительно являются интересными и полезными, а какие способны лишь серьезно навредить еще не сформировавшейся личности.

Взрослеющий человек постепенно включается в социум, постигает отношения между различными социальными структурами, народностями, классами. Старшим членам семьи и педагогам необходимо следить за тем, чтобы у подростка устанавливалась и правовая культура личности, четкие представления о том, как он может и должен вести себя в разных человеческих общностях.

Без культуры, нравственных, этических, эстетических ценностей просто не может существовать ни конкретный современный человек, ни общество в целом. Народ, не придающий значения духовным ценностям и озабоченный лишь материальным процветанием и благополучием, рано или поздно ожидает глубокая деградация и постепенное вымирание, исчезновение из глобального социума людей.

Духовная культура личности и общества was last modified: Январь 14th, 2016 by Елена Погодаева

Источник: https://dizzwizz.ru/obschestvo/duhovnaya-kultura-lichnosti-i-obshhestva-2.html

Что такое Культура

Культура — это совокупность знаний, результатов творческой деятельности, убеждений, верований, моральных ценностей, традиций, поведенческих привычек, навыков и умений, которые человек приобретает не только в семье, но также в социуме, частью которого он является. Другими словами, в понятие культуры входит как деятельность человека, так и всё то, что было им создано.

В каждой стране — своя культура. Она может меняться под влиянием различных факторов: политических, экономических, социальных и т. д.

Культуру можно понимать как в широком, так и в узком смысле. Можно говорить о культуре страны, народа в целом и культуре отдельного человека.

В русском языке есть такое понятие, как культурный человек, что означает образованный, воспитанный, интеллигентный человек.

Культура России

Культуру России сложно описать двумя словами. В течение многих веков она формировалась и собирала идейно-художественные богатства.

Популярность тех или иных идей и ценностей неразрывно связана с происходящими в стране событиями. Например, в советском союзе большую роль играла цензура, которая была неотъемлемой частью культуры того времени. С распадом союза исчезла и цензура. Русская культура, с одной стороны, стала доступна и известна за рубежом, с другой — на неё стали оказывать влияния западные и восточные культуры.

Одной из непреходящих ценностей русской культуры является её литературное наследство. Русские писатели и поэты известны во всём мире:

  • Николай Васильевич Гоголь («Мёртвые души»),
  • Александр Сергеевич Пушкин («Евгений Онегин»),
  • Фёдор Михайлович Достоевский («Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»),
  • Лев Николаевич Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»),
  • Анна Андреевна Ахматова («Реквием»),
  • Антон Павлович Чехов («Дядя Ваня», «Дама с собачкой», «Каштанка»),
  • Владимир Владимирович Набоков («Лолита»).

Русская культура богата народным творчеством: пословицами и поговорками, анекдотами, баснями, песнями и танцами (пляски, хороводы, кадриль и т. д.).

Хоровод — русская народная игра, движение людей по кругу с пением и пляской

Важное место в культуре России занимает театральное искусство и балет.

Балет — вид сценического искусства, в котором сюжет раскрывается с помощью танца и пантомимы

Для русского человека характерна щедрость в проявлении эмоций. Не зря в русском языке есть выражение «широкой души человек». Русский человек философски относится к жизни. Подтверждение тому — выражение «авось». Понятие это исконно русское и обозначает надежду человека на удачу, без необходимости предпринимать что-либо со своей стороны.

Кто ввёл понятие культура

Слово культура пришло в русский язык от латинского cultura (лат. возделывание, обработка). Впервые слово употребил древнеримский деятель Марк Порций Катон (234–149 гг. до н. э.) в своём трактате «Земледелие» (de agri cultura). В нём собраны советы, как вести сельское хозяйство. Уделяется внимание отношениям между рабами и хозяевами.

Древнеримский оратор и философ Марк Туллий Цицерон в своей книге «Тускуланские беседы» впервые применил термин cultura в ином смысле. Он говорит о культуре души (лат. cultura animi).

«А возделывание души – это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать – только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай».

В Россию термин культура пришёл в начале 19 века. Русский учёный и философ Данило Михайлович Велланский употребил его в своём сочинении «Основное начертание общей и частной физиологии или физики органического мира».

Культура и философия

В философии под культурой понимаются материальные и духовные ценности человека, а также то, каким образом человек их создаёт, применяет для развития человечества и передаёт потомкам.

Однако культура является предметом изучения не только философии, но и других наук: истории, социологии, юриспруденции, экономики, культурологии и т. д. Каждая наука раскрывает понятие культуры по-своему.

Например, экономическая культура — это ценности, связанные с коммерческой деятельностью человека. Правовая культура — это правовой опыт человека, организаций, государств.

Смотрите также значение Философия.

Виды культуры

Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.

Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.

По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.

Смотрите также значение Религия.

По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.

Массовая культура

Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).

Элитарная культура

Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.

Народная культура

Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).

Материальная культура

Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.

Духовная культура

Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.

Мировая культура

Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую куль­туры.

Национальная (этническая) культура

Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.

Субкультура

Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).

Контркультура

Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).

Функции культуры

С одной стороны, человек сам создаёт культуру, с другой, по мере своего формирования и развития культура оказывает всё большее влияние на человека, на его поведение и внутренний мир.

Функция освоения и преобразования мира

Эта функция отвечает за потребность человека в пище, орудии труда, а также за потребность в творчестве, в создании чего-то нового. Поэтому человек изучает и изменяет окружающий мир.

Коммуникативная функция

Коммуникативная функция направлена на удовлетворение потребности человека в общении. Чтобы общаться и передавать информацию человек создаёт знаки и символы, языки и закрепляет их в материальном виде (книгах, кино, живописи) или нематериальном виде (идеях, сказаниях, музыке).

Сигнификативная функция

Сигнификативная функция культуры (от лат. significare — давать знать, обнаруживать) состоит в том, чтобы создать для человека понятную картину мира и приписать значение окружающим предметам и явлениям.

Функция накопления и хранения информации

Человек является носителем культуры, он сохраняет её ценности в своей памяти, мифах, легендах и на материальных носителях.

Нормативная функция

Данная функция связана с регулированием общественной и личной деятельности человека. С помощью норм можно закрепить, как человек будет одеваться, как он будет выглядеть и вести себя с другими людьми. К таким нормам можно отнести правила этикета, гигиены, моральные нормы и более узкие, например юридические и медицинские нормы.

Функция проективной разрядки

Культура помогает человеку справиться с психическим напряжением, расслабиться, даже обрести покой. В частности, кино и телевидение помогают отвлечься от суеты, негативных мыслей, а различные ритуалы и празднества (похоронные, свадебные, именины и т. д.) сближают людей, помогают справиться с негативными эмоциями и переживаниями.

Функция защиты

Культура предоставляет решения и схемы поведения для сложных ситуаций, в которых может оказаться человек. Продукты культуры помогают человеку выжить (орудия труда, вещи, научные открытия, нормы и т. д.). Культура также ответственна за активность человека, движение, память, за раскрытие талантов человека.

Смотрите также значение Искусство и Абстракция

Источник: https://www.uznaychtotakoe.ru/kultura/

Сфера духовной культуры — УчительPRO

Раздел ОГЭ по обществознанию: 2.1. Сфера духовной культуры и ее особенности

Понятие о культуре. Формы культуры

Слово «культура» в переводе с латыни означает «возделывание, обработка земли». В последующие времена смысл этого слова существенно изменился. Например, о культуре пишут как о том, что не является природой, о том, что создано человечеством за все время его существования. Культура — человеческое творение. По мнению австрийского ученого 3.

Фрейда, культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных. По подсчетам ученых, ныне существует уже более сотни определений культуры. При всем многообразии определений и подходов всех их объединяет одно — человек. Попробуем и мы сформулировать свое понимание культуры.

Культура — результат созидательной, творческой деятельности человека, накопленный и переданный из поколения в поколение опыт, его оценка и осмысление, это то, что выделяет человека из природы, движет его по пути развития.

Но это научное, теоретическое определение отличается от того, что используется в обыденной жизни. Когда имеются в виду определенные человеческие качества: вежливость, тактичность, уважительность, говорят о культурности. Культура рассматривается как определенный ориентир, норма поведения в обществе, норма отношения к природе. В то же время нельзя отождествлять культуру и образованность, обладание большим объемом знаний.

Человек может быть и очень образованным, но бескультурным. И, наоборот, человек, не закончивший никаких университетов, проведший всю свою жизнь где-нибудь в отдаленной от крупных городов местности, может быть очень культурным по отношению к другим людям, много знать и уметь, уважительно и бережно относиться к природе.

Но в реальной жизни мы часто сталкиваемся с тем, что бескультурье и необразованность тесно связаны друг с другом.

Культура и элементы, ее составляющие

Культурность как качество человека невозможно приобрести только благодаря факту рождения. Каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению.

В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходит формирование личности человека и регулирование его поведения. Приобщение к культурному наследству, собственно, и делает человека человеком. Детей, подобно герою книги Р.

Киплинга «Маугли» выросших в джунглях среди диких зверей, шведский натуралист XVIII века К. Линней называл не людьми, а представителями особого вида.

Нужно подчеркнуть, что в каждом обществе складываются свои культурные традиции, обусловленные его особенностями, историей развития. Люди, представляющие разные культуры, по-разному относятся к деньгам, техническим достижениям и т. д.

Изучая историю завоевания европейцами Нового Света, вы наверняка обратили внимание на то, что у индейцев не был распространен культ золота, вот почему они удивлялись златолюбию и алчности конкистадоров Кортеса и Писарро.

А если посмотреть еще дальше, в глубь веков, вы увидите, что римляне, грабя завоеванные Карфаген или Коринф, безжалостно уничтожали памятники изобразительного искусства, ибо не видели в них никакой ценности. А уже в начале нашей эры варварские племена разрушали культурные ценности римской цивилизации, уничтожая библиотеки, храмы, колонны, все, что они считали ненужным, никчемным.

Ученые-культурологи выделяют четыре важнейших составляющих элемента культуры. Это прежде всего понятия, содержащиеся в языке, при помощи которых люди систематизируют и обобщают опыт познания себя и мира. Но важно не только дать определение явлениям и предметам окружающего мира, но и выявить их взаимоотношения друг с другом в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности.

Каждая культура формирует определенные представления о взаимосвязях между понятиями, относящимися к сфере реального мира и к сфере сверхъестественного. Третьим элементом культуры выступают ценности. Ценности — это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

И, наконец, культуру составляют правила и нормы, которые регулируют поведение людей в соответствии с ценностями определенной культуры.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Троица 2013 году когда будет

Формы и виды культуры

В человеческом обществе исследователи выделяют несколько форм культуры. Во все времена в обществе четко выделялись элитарная, высокая культура, доступная немногим избранным — изящное искусство, классическая музыка и литература, и народная культура, включающая сказки, фольклор, песни и мифы. Продукты каждой из этих культур были предназначены для определенной публики, и эта традиция нарушалась редко.

Сегодня и элитарная, и народная культуры сохранили своих почитателей. Мы ходим на камерные концерты классической музыки, посещаем просмотры малобюджетных фильмов, иногда вместе с друзьями попадаем в небольшие театры на авторские спектакли. Это произведения элитарной культуры, особое качество которых — сложность изобразительных средств, языка, необходимость специальной подготовки слушателя, зрителя к их восприятию.

Народная культура сохраняется и развивается в современном мире. Многие деятели искусства используют народные мотивы в своем творчестве. Например, музыканты популярной рок-группы «Ю-Ту» опираются в своем творчестве на старинный ирландский фольклор. Российские музыканты и художники также бережно относятся к народным традициям, фольклору.

С появлением средств массовой информации (радио, прессы, телевидения, грамзаписи, магнитофонов) произошло стирание различий между высокой и народной культурой. Так возникла массовая культура, которая практически не связана с религиозными или классовыми различиями. Средства массовой информации и массовая культура неразрывны между собой.

Культура становится «массовой», когда ее продукты стандартизируются и распространяются среди широкой публики. Отличительным признаком произведений массовой культуры является их нацеленность на получение коммерческой прибыли, удовлетворение массового спроса. Сегодня мы практически каждый день сталкиваемся с массовой культурой.

Это и многочисленные сериалы, которые идут по телевидению, ток-шоу, концерты сатириков, эстрадные выступления. Все то, что буквально обрушивают на нас средства массовой информации.

Часто приходится слышать новость: одновременно во многих странах мира на экраны кинотеатров выходит новый блокбастер, фильм, на производство которого были затрачены огромные суммы, измеряемые миллионами и десятками миллионов долларов, фильм, насыщенный компьютерными спецэффектами, все роли в котором играют суперзвезды.

Это — типичный продукт современной массовой культуры. В нашу страну сейчас часто приезжают популярные во всем мире артисты. Их выступления — шоу — также продукт массовой культуры. Эпитет «массовая» отнюдь не является синонимом «плохая». Может быть весьма качественный продукт массовой культуры, добротный, а может быть и бездарный.

Как, впрочем, и продукт любой другой культуры.

Важно понимать, что в современном мире все реже можно встретить в чистом виде продукт какой-либо одной формы культуры. Чаще всего это смешение культурных стилей и жанров. Народные произведения могут исполняться на современных музыкальных инструментах, приобретать современные аранжировки. Также трансформируются произведения высокого классического искусства. Важно только, чтобы каждое произведение культуры служило целям духовного обогащения людей, развитию человеческой личности.

В современном мире ученые выделяют и еще одну форму культуры — экранную (культура, созданная и передаваемая с помощью компьютера). Примером подобной культуры могут служить столь популярные сегодня у людей разных возрастов компьютерные игры, виртуальная реальность.

Кроме того, во всех обществах существует множество подгрупп, имеющих свои особенные культурные ценности и традиции. Систему норм и ценностей, отличающих группу от остального общества, называют субкультурой. Одной из распространенных в современном мире субкультур является молодежная, отличающаяся своим языком (сленгом) и образом поведения.

Говоря о культуре, мы все время обращались к человеку. Но ограничить культуру отдельным человеком невозможно. Культура обращена к нему как к члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, связывает людей с их ушедшими предками, налагает на них определенные обязательства, задает нормативы поведения.

Стремясь к абсолютной свободе, люди иногда бунтуют против сложившихся установлений, против культуры. Проникнувшись революционным пафосом, некоторые сбрасывают с себя налет культурности. Что тогда остается от «человека разумного»? Первобытный дикарь, варвар, но не освобожденный, а, напротив, закованный в цепи своей темноты.

Бунтуя против культуры, человек тем самым выступает против всего, что накоплено веками, против самого себя, против своей человечности и духовности, утрачивает человеческий облик.

Цивилизация и культура

Другим часто встречающимся словом является «цивилизация». Иногда она отождествляется с культурой, иногда противопоставляется ей. История рождения этого понятия насчитывает несколько столетий. Первоначально оно появилось во Франции в XVIII в. и употреблялось только в единственном числе. Просветители понимали под «цивилизацией» общество, основанное на принципах равенства и справедливости, определенный идеал, к которому должно стремиться человечество.

Некоторые мыслители разделяют понятия «цивилизация» и «культура», подчеркивая, что культура связана с миром духовности, а цивилизация — с устройством общества, порядками в государстве, законами. В этом, по-видимому, заключается немаловажный смысл.

Так, к примеру, в современной Японии не считают особым вредом заимствовать достижения чужой (западной) цивилизации — это техника и технология, новые научные разработки. Здесь очень внимательно изучали популярный в свое время в Советском Союзе журнал «Изобретатель и рационализатор», в котором российские умельцы рассказывали о своих открытиях.

Но в то же время японцы свято хранят свою культуру (духовные ценности, традиции, отношения в семье, на работе, живопись и театр, музыку и архитектуру, почитание природы).

В современной науке чаще всего под цивилизацией понимается неповторимое своеобразие духовной, социальной, политической, хозяйственной жизни той или иной группы стран, народов на определенном этапе исторического развития.

Какие из приведенных мнений о цивилизации и культуре истинные, а какие нет — ответить сложно. Давайте подумаем, может ли существовать цивилизация без культуры, и наоборот? Может ли существовать интеллект без духовности? Культура представляет собой основу для цивилизации, это ее ценностный, духовный фундамент.

Это конспект по математике на тему «Сфера духовной культуры». Выберите дальнейшие действия:

Источник: https://uchitel.pro/%D1%81%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B0-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/

Сферы духовной культуры: наука, религия, искусство, кино и театр

Культура – важная составляющая общественного сознания. Она является средством формирования социальной личности, сферой общения людей и реализации их творческого потенциала. Сфера духовной культуры и ее особенности являются объектом исследования философов, культурологов, интеллектуалов, которые стремятся определить роль духовной культуры в обществе и в развитии человека.

Понятие культуры

Человеческая жизнедеятельность за всю историю складывается в культуру. Это понятие охватывает широчайшую сферу жизни людей.

Значение слова «культура» — «возделывание», «обработка» (первоначально — земли) — связано с тем, что при помощи различных своих действий человек преобразует окружающую действительность и самого себя.

Культура – явление исключительно человеческое, животные, в отличие от людей, приспосабливаются к миру, а человек его подстраивает под свои нужды и потребности. В ходе этих преобразований она и создается.

В связи с тем что сферы духовной культуры чрезвычайно многообразны, единого определения понятию «культура» не существует. Есть несколько подходов к его толкованию: идеалистический, материалистический, функционалистский, структуралистский, психоаналитический.

В каждом из них выделяются отдельные аспекты этого понятия. В широком понимании культура – это вся преобразовательная деятельность человека, направленная как вовне, так и вовнутрь себя.

В узком – это творческая деятельность человека, выражающаяся в создании произведений различных искусств.

Духовная и материальная культура

Несмотря на то что культура – это сложное, комплексное явление, есть традиция разделять ее на материальную и духовную. К области материальной культуры принято относить все результаты деятельности человека, воплощенные в различных предметах. Это мир, окружающий человека: здания, дороги, бытовая утварь, одежда, а также разнообразная техника и технологии.

Сферы духовной культуры связаны с производством идей. К ним относятся теории, философские учения, нормы морали, научные знания. Однако зачастую такое деление является чисто условным. Как, например, разделить произведения таких видов искусства, как кино и театр? Ведь спектакль соединяет в себе идею, литературную основу, игру актеров, а также предметное оформление.

Возникновение духовной культуры

Вопрос о происхождении культуры до сих пор вызывает оживленные споры между представителями разных наук. Обществознание, сфера духовной культуры для которого является важной исследовательской областью, доказывает, что культурогенез неразрывно связан с формированием общества.

Условием выживания первобытного человека стало умение приспосабливать под свои потребности окружающий мир и умение сосуществовать в команде: выживать в одиночку было невозможно. Формирование культуры не было мгновенным, а являлось длительным эволюционным процессом.

Человек научается передавать социальный опыт, создавая для этого систему ритуалов и сигналов, речь. У него появляются новые потребности, в частности стремление к красоте, формируются социальные и культурные ценности. Все это становится платформой для формирования духовной культуры.

Осмысление окружающей действительности, поиск причинно-следственных связей приводят к формированию мифологического мировосприятия. Оно в символической форме объясняет окружающий мир и позволяет человеку ориентироваться в жизни.

Основные сферы

Из мифологии со временем вырастают все сферы духовной культуры. Мир человека эволюционирует и усложняется, и вместе с тем происходит усложнение информации и представлений о мире, выделяются специальные области знаний. Сегодня вопрос о том, что включает в себя сфера духовной культуры, имеет несколько вариантов ответа.

В традиционном понимании в нее включают религию, политику, философию, мораль, искусство, науку. Есть также более широкое представление, согласно которому в духовную сферу включается язык, система знаний, ценностей и планов человечества на будущее.

В наиболее узкой трактовке к сфере духовности относят искусство, философию и этику как область формирования идеалов.

Религия как сфера духовной культуры

Первой из мифологического мировоззрения выделяется религия. Все сферы духовной культуры, в том числе религия, представляют собой особый свод ценностей, идеалов и норм, которые служат ориентирами в жизни человека. Вера является базой для миропонимания, особенно для человека древности. Наука и религия – два антагонистических способа объяснения мира, но каждый из них представляет собой систему представлений о том, как был создан человек и все, что его окружает.

Специфика религии состоит в том, что она апеллирует к вере, а не к знанию. функция религии как формы духовной жизни — мировоззренческая. Она задает человеку рамки миропонимания и мировосприятия, придает смысл существованию. Также религия выполняет регулятивную функцию: управляет отношениями людей в обществе и их деятельностью. Кроме этих вера выполняет коммуникативную, легитимирующую и культуротранслирующую функции.

Благодаря религии появились многие выдающиеся идеи и явления, она явилась источником концепции гуманизма.

Мораль как сфера духовной культуры

Нравственно-духовная культура – это основа регуляции взаимоотношений между людьми в обществе. Мораль – это система ценностей и представлений о том, что есть зло и добро, о смысле жизни людей и принципах их взаимоотношений в обществе. Нередко исследователи считают этику наивысшей формой духовности.

Мораль – специфическая сфера духовной культуры, и ее особенности обусловлены тем, что она является неписаным законом поведения людей в социуме. Она представляет собой негласный общественный договор, согласно которому все народы считают наивысшей ценностью человека и его жизнь.

Главными общественными функциями морали являются:

— регулятивная — эта специфическая функция состоит в управлении поведением людей, причем над ними не довлеют никакие институты и организации, контролирующие человека. Выполняя моральные требования, человек мотивируется уникальным механизмом под названием совесть. Нравственность устанавливает правила, которые обеспечивают взаимодействие людей;

— оценочно-императивная, т. е. функция, которая позволяет людям понять, что есть добро, а что зло;

— воспитательная — именно благодаря ей формируется нравственный облик личности.

Также этика выполняет ряд таких социально-значимых функций, как познавательная, коммуникативная, ориентирующая, прогностическая.

Искусство как сфера духовной культуры

Деятельность человека, направленная на творческое преобразование и познание мира, называется искусством. потребность, которую человек удовлетворяет при помощи искусства, – эстетическая. Стремление к красоте и самовыражению — в природе человека. Области искусства ориентированы на творческое освоение и познание возможностей мира.

Как и другие сферы духовной культуры, искусство выполняет познавательную, коммуникативную, преобразующую функции. Но кроме того, искусство выполняет рекреативную, эмотивную и эстетическую функции. Оно позволяет человеку выразить свое внутреннее мироощущение, поделиться эмоциями и своими представлении о прекрасном и безобразном.

Зрелищные виды искусства — кино и театр -обладают мощным воздействующим эффектом, поэтому данной форме духовной культуры также присуща суггестивная функция. Искусство обладает уникальными свойствами, оно способно вызывать у разных людей одинаковые эмоции и объединять их.

Искусство в невербальной форме способно доходчиво и действенно передавать идеи и смыслы.

Кино — одно из самых молодых и в то же время самых массовых искусств. Его история по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка. Вместе с тем залы кинотеатров ежедневно заполняют миллионы зрителей, и еще больше людей смотрят фильмы по телевидению. Кино оказывает мощное воздействие на умы и сердца молодежи.

Сегодня театр менее популярен, чем кино. С повсеместным распространением телевидения он потерял часть своей притягательности. Кроме того, театральные билеты сейчас стоят дорого. Поэтому можно сказать, что посещение знаменитого театра стало роскошью. Все же театр является неотъемлемой частью интеллектуальной жизни каждой страны и отражает состояние общества и умов нации.

Философия как сфера духовной культуры

Философия – древнейшая интеллектуальная деятельность человека. Как и другие сферы духовной культуры, она вырастает из мифологии. Она органично сочетает в себе черты религии, искусства и науки. Философы удовлетворяют важную потребность людей в обретении смысла.

Главные вопросы бытия (что есть мир, в чем смысл жизни) получают в философии различные ответы, но позволяют человеку избирать свой жизненный путь. Важнейшие функции ее – мировоззренческая и аксиологическая, она помогает человеку выстроить собственную систему взглядов и критериев оценки окружающего мира.

Также философия выполняет гносеологическую, критическую, прогностическую и воспитательную функции.

Наука как сфера духовной культуры

Самой поздней образовавшейся сферой духовной культуры стала наука. Ее формирование происходит достаточно медленно, и она призвана в первую очередь объяснять устройство мира. Наука и религия являются формами преодоления мифологического мировосприятия. Но в отличие от религии наука является системой объективных, верифицируемых знаний и строится по законам логики. Ведущая потребность, которую удовлетворяет человек посредством науки, — познавательная.

Человеку свойственно задаваться различными вопросами, и поиски ответов порождают науку. Науку от всех прочих сфер духовной культуры отличает строгая доказательность и проверяемость постулатов. Благодаря ей формируется общечеловеческая объективная картина мира. Основными социальными функциями науки являются познавательная, мировоззренческая, практико-преобразующая, коммуникативная, воспитательная и регулятивная.

В отличие от философии, наука базируется на системе объективных знаний, которые проверяемы в ходе экспериментов.

Источник: https://FB.ru/article/252959/sferyi-duhovnoy-kulturyi-nauka-religiya-iskusstvo-kino-i-teatr

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие