Что такое четьи минеи

Хронограф

что такое четьи минеи

Хронограф — это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

История жанра хронографа на русской почве началась, видимо, с составления хронографической компиляции, которую древнерусские книжники называли «Хронографом по великому изложению». Этот хронограф до нас не дошел и может быть лишь частично реконструирован с помощью восходящих к нему памятников: Хронографической палеи, Еллинского летописца второй редакции и Троицкого хронографа.

Наблюдения над перечисленными памятниками позволяют предположить, что «Хронограф по великому изложению» представлял собой компиляцию, основанную на Хронике Георгия Амартола и, в меньшей степени, на Хронике Иоанна Малалы. Он содержал конспективное изложение «всемирной истории», по крайней мере от времени Навуходоносора (о начальной части Хронографа — если таковая вообще была — мы не можем судить по имеющимся у нас данным) и до времени правления императора Романа.

В конце «Хронографа по великому изложению» содержались краткие сведения о крещении Руси.

Объем статьи не позволяет нам подробно остановиться на характеристике «Хронографа по великому изложению», Еллинского летописца обеих редакций и других хронографических сводов: мы ограничимся рассмотрением эволюции хронографического жанра лишь на ограниченном отрезке его истории, а именно на примере двух редакций Русского хронографа — Хронографа редакции 1512 г. и Хронографа редакции 1617г. Но именно в этих памятниках черты жанра и основные тенденции его развития проявились особенно отчетливо.

Четьи-минеи

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») — собрание произведений о святых людях.

Жанр «миней» — православных богослужебных книг для ежемесячного использования — начал складываться в Византии не ранее IX в. С X в.

там уже бытовали минеи двух типов: (1) «служебные», предназначавшиеся для служителей клира и (2) «четьи», адресованные не только им, но и более широкому кругу читателей духовной литературы.

Среди составителей Четий-Миней наиболее известен Симон Логофет или Метафраст (то есть «Пересказчик», 940-976) — византийский церковный писатель, перелагавший в популярной форме жития святых. Сборники, составленные Симоном Логофетом, получили широкое распространение среди южных и восточных славян в начале XI в.

Древнейшие списки Четий-Миней вошли в так называемую Супрасльскую рукопись (начало XI в.) и Успенский сборник (начало XII в.). Приподнятый стиль изложения Симона Логофета, нашедший отражение уже в этих первых, переводных текстах, стал образцом для авторов древнерусских составителей позднейших учительных сборников.

В первой половине XVI в., в условиях укрепления общероссийской государственности и возникновения предпосылок для создания общерусского культа святых (церковные соборы 1547 и 1549), тексты учительных книг и сборников, подобных Минеям, оказались особенно идеологически востребованными.

Большую работу по собиранию «святых книг, которые в Русской земле обретаются», предпринял в те годы новгородский митрополит Макарий (1528-1563). Именно ему принадлежит заслуга в составлении сводного варианта Четий-Миней — так называемых Великих Миней-Четий, носящих теперь его имя.

Великие Минеи-Четьи — это 12 огромных книг (по числу месяцев года), регламентировавших годовой круг чтения на каждый день.

К исполнению замысла митрополита были привлечены широкие круги русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков, начиная с известных публицистов и агиографов, таких, например, как Зиновий Отенский, Лев Филолог, Василий Михайлович Тучков, Ермолай-Еразм, дьяк Дмитрий Герасимов, пресвитер Илья, псковский священник-агиограф Василий-Варлаам до безвестных.

Составительская и редакторская работа заняла у Макария, его помощников и «многих различных писарей» свыше 25 лет. Книжники обработали материалы всех подвластных митрополиту новгородских, псковских и ряда местных церковных и монастырских библиотек. Сбор книг по городам и монастырям Руси способствовал формированию будущей Патриаршей (Синодальной) библиотеки, разместившейся позже в Москве.

Современным архивистам известны три «чистовых» 12-томных книжных свода Великих Миней-Четий, приписываемых митрополиту Макарию и названных по местам их первоначального хранения: Софийский, Царский и Успенский (ныне хранятся в отделе рукописей Российского Государственного Исторического музея).

Внешнее оформление книг выдержано в торжественном и велеречивом стиле «древнерусского монументализма».

Размеры каждого 12-томного книжного свода соответствуют названию «великих», так как насчитывают от 1500 до 2000 листов стандартного формата, именуемого «александрийский лист» (примерно соответствует современному листу печатной бумаги формата А4). Стиль сборников изощрен и витиеват.

Пышность и «лепота» словесного оформления переложенных для «душеполезного чтения» текстов должны были соответствовать возросшему политическому величию Московского православного царства, а внешняя монументальность — грандиозности идеи Москвы как наследницы Византии в мировой истории, т.е. «третьего Рима».

В состав Великих Миней-Четий попали жития и похвальные слова святым, статьи из многочисленных религиозно-дидактических сочинений, русских и переводных — Торжественников, Прологов, Требников, сочинения «отцов церкви» — Василия Великого, Григория Богослова. Некоторые сборники вошли в состав сочинения Макария целиком — это Измарагд, Златоуст, Златоструй, Маргарит, Златая цепь.

Без купюр в состав Великих Миней-Четий вошли также История иудейской войны Иосифа Флавия, Космография Космы Индикошгова, Хождение игумена Даниила и другие ценнейшие памятники древнерусской литературы, оригиналы которых в настоящее время не сохранились.

Для XVI-го же столетия Великие Минеи-Четьи были самым полным собранием религиозных текстов, своеобразной «духовной энциклопедией XVI века».

В XVII в. Великие Минеи-Четьи были положены в основу новых сборников — Миней Четьих Чудовских (1600), Миней Германа Тулупова (1627-1632) и Миней И.И. Милютина (1646-1654), а в конце XVII — начале XVIII в.

— в основу Миней Четьих Димитрия Ростовского (1651-1709), отличающихся образным, выразительным языком, почти близким современному. Ставшие излюбленным благочестивым чтением для грамотных христиан, Четьи-Минеи только в XVIII в. выдержали 10 переизданий и многократно перепечатывались в извлечениях.

Особой популярностью Четьи-Минеи пользовались у старообрядцев (выписки из них часто встречаются в составе старообрядческих сборников — Цветников).

Научное издание текстов Четий-Миней было начато Археографической комиссией Академии наук в 1863 и продолжалось до 1916, но по сей день в полном виде этот ценный вид древнерусского дидактического источника не опубликован.

Патерик

Патерик — описание жизни святых отцов.

Отдельно следует сказать о жанре апокрифа. Апокриф — буквально переводится с древнегреческого языка как «сокровенный, тайный». Это произведения религиозно-легендарного характера. Апокрифы получили особое распространение в 13-14 веках, но церковь не признавала этот жанр и не признает до настоящего времени.

Источник: https://studbooks.net/594768/literatura/hronograf

Легендарные христианские книги: Жития святых святителя Димитрия Ростовского — Православный журнал

что такое четьи минеи

Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — «Легендарные христианские книги».

Святитель Димитрий (1651–1709) — митрополит Ростовский, церковный писатель, собиратель и редактор жизнеописаний святых, автор драм и стихов.

Время написания: 

1684–1705 гг.

 Почти 20 лет святитель Димитрий собирал,переводил, редактировал и издавал Четьи Минеи.Он разделил все жития на 4 тома — по временам

года, начиная с 1 сентября — церковного новолетия. Первый том был издан в Киеве в 1689 году.

Собрание житий святых. Жития систематизированы по дням празднования памяти святых. Название «Четьи Минеи» переводится как «ежемесячные чтения». Четьи Минеи предназначались для небогослужебного назидательного чтения.

2/3 житий посвящены мученикам, пострадавшим в гонениях от римских властей и императоров-еретиков.

Почти 4000 житий святых вошли в Четьи Минеи Димитрия Ростовского. За три века, прошедших с момента составления житий, святцы Русской Церкви пополнились примерно тысячей новых святых. Большинство из них — мученики начала XX века.

Четьи Минеи Димитрия Ростовского, Киев, 1714 год

За основу Четий Миней Димитрий Ростовский взял составленные за полтора века до этого Великие Четьи Минеи святителя Макария, митрополита Московского.

«В то время Домициан, император римский, воздвиг на христиан большое гонение, и Иоанн был оклеветан перед ним. Епарх Асийский, схватив святого, отослал связанным в Рим к кесарю, где за исповедание Христово Иоанн прежде всего претерпел удары, а затем должен был выпить чашу, наполненную смертоносным ядом.

Когда же по слову Христову: «если что смертоносное выпьют, не повредит им» (Мк 16:18), он не получил от нее вреда, тогда был ввергнут в котел с кипящим маслом, но и оттуда вышел невредимым.

И вопиял народ: «велик Бог христианский!» Кесарь же, не дерзая более мучить Иоанна, счел его бессмертным и осудил на изгнание на остров Патмос». 

Монастырь Иоанна Богослова на острове Патмос, http://dic.academic.ru

Об апостоле Иоанне Богослове

Святитель Димитрий вспоминал: «В 1685 году лег я отдохнуть не раздеваясь и в сонном видении узрел святого мученика Ореста (Тианского. — Прим. авт.), с ликом веселым ко мне вешающего сими словами: “Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал”. Сие рек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, насквозь во внутренность проходящую, сказав: “Сие мне железом прожжено”».

Мученик Орест Тианский

Ростов-на-Дону был назван в честь святителя Димитрия Ростовского.Город постепенно вырос из основанной в 1760 году крепости в дельте Дона.

Ростов-на-Дону. Фото Дениса Демкова

Пушкин создает образ юродивого в трагедии «Борис Годунов»на основе житий блаженных Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака. В переписке он называет Четьи Минеи «вечно живой, неистощимой сокровищницей для вдохновенного художника».

Борис и Юродивый.
Рисунок Александра Земцова (1856 – 1896), гравюра.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Если просфора засохла что делать

«Жития святых Димитрия Ростовского» были ежедневным чтением в семье последнего русского царя Николая II. Жития святых полагалось иметь в каждом благочестивом доме Российской империи.

Академик Лихачев считал Димитрия Ростовского«последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы».

«Жил в городе Патаре некий муж, знатный и богатый. Придя в крайнюю нищету, он потерял прежнее свое значение, ибо жизнь века сего непостоянна. Сей человек имел трех дочерей, которые были очень красивы собою.

Когда он лишился всего необходимого, так что нечего было есть и не во что одеться, он, ради своей великой нищеты, замыслил отдать своих дочерей на любодеяние Но Всеблагий Господь вложил благую мысль в душу угоднику Своему, святому иерею Николаю, и тайным вдохновением послал его к погибающему душою мужу Он взял большой мешок золота, пришел в полночь к дому мужа того и, бросив этот мешок в окно, сам поспешил возвратиться домой».

Николай Чудотворец спасает трех девиц от бедственного положения, Сербия, XIV в., Косово. Церковь святителя Николая

О свт. Николае Чудотворце

Источник: https://foma.ru/zhitiya-svyatyih-svyatitelya-dimitriya-rostovskogo.html

Четьи минеи — древо

что такое четьи минеи

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Че́тьи Мине́и (четьи – др. рус.: для чтения, минеи – от греч. μήν: месяц) – сборники, содержащие, в отличие от миней, не богослужебные тексты, а тексты для чтения, также расположенные по месяцам и дням года и предназначавшиеся преимущественно для внебогослужебного употребления.

Четьи-минеи содержат огромный агиографический и церковно-учительный материал, охватывающий значительную часть круга чтения Древней Руси.

Начало формирования четьих миней на Руси относится еще к домонгольскому времени, первые четьи-минеи содержат по преимуществу переводной материал, хотя, видимо, возможно было и включение русских сочинений (в Успенском сборнике, рукописи XII в., которая может рассматриваться как четья минея на май месяц, помещается Сказание о Борисе и Глебе и Житие Феодосия Печерского). Определенная переработка четьих миней была осуществлена в конце XV в. (этот этап пока что недостаточно изучен).

Великие Четьи Минеи

В середине XVI в. появляются Великие Минеи Четьи митрополита Макария, своего рода свод всей литературы Древней Руси, в котором автор, еще в бытность его архиепископом новгородским, “собрал все книгы рускыя земли”, т.е.

почти все произведения церковно-повествовательной и духовно-учительной литературы древней Руси; за каждым почти житием или сказанием следуют «поучения» или слова, приспособленные к чтению в день памяти того или другого святого, и целые собрания слов св. отцов, а также и сочинения светского характера, например древнерусский перевод Козьмы Индикоплова и др.

Эти дополнительные части могут включать целые собрания святоотеческих сочинений, например, на день памяти св. Дионисия Ареопагита (3 октября) приводится весь корпус ареопагитических писаний в переводе сербского инока Исаии.

Великие Минеи Четьи известны доселе в четырех списках: а) московского Успенского собора, ныне хранящийся в московской синодальной библиотеке (единственный полный список); б) так называемый «царский» список, писанный для царя Иоанна IV, без марта и апреля.

Описание их Горского и Невоструева с дополнениями Е.В. Барсова, в «Чтениях Московского Общества Истории», 1884 г.; в) список Софийской библиотеки и г) список Чудова монастыря — оба неполные. Издание этих М.

предпринято Императорской археографической комиссией, но доселе изданы лишь месяцы сентябрь и октябрь (трудами П. И. Савваитова и М. О. Кояловича).

Четьи Минеи Германа Тулупова и свящ. Иоанна Милютина

В XVII в. четьи-минеи составлялись Германом Тулуповым (в 1627-1632 гг.) и священником Иоанном Милютиным (в 1646-1654 гг.) — рукописи, первая в библиотеке Сергиевой лавры, вторая в синодальной библиотеке в Москве [1]. Подробное описание М. Милютина в «Чтениях в Обществе Любителей Духовного Просвещения», 1868 г., кн. IV.

Четьи Минеи свт. Димитрия Ростовского

В конце XVII в. составление четьих миней предпринимает св. Димитрий Ростовский. Его четьи-минеи издавались четвертями с 1689 по 1705 г. Они включали только жития святых и были составлены на основе Великих Четий Миней митрополита Макария, Acta Sanctorum, издававшихся болландистами, и ряда других источников. Этому труду присущи начала исторической критики.

В течение трехсот лет после создания Четьих-Миней свт. Димитрием, митр. Ростовским, был открыт и введен в научный оборот целый ряд древних рукописных житии и хроник, о существовании которых на рубеже XVII-XVIII вв. не было известно. Уже в 1-й пол. XIX в. свт. Филарет (Дроздов), митр.

Московский, ставил вопрос о необходимости значительных добавлений, а в целом ряде случаев – составления новых текстов для Четьих-Миней житий тех святых, сведения о которых обогатились благодаря агиографическим и историческим исследованиям. Важно отметить, что традиция дополнения Четьих-Миней всегда существовала в русской агиографии. Заканчивая последний, четвертый том за три летних месяца, свт.

Димитрий уже готовил исправления и дополнения ко второму изданию первого тома. В замечательном исследовании, посвященном свт. Димитрию, прот. Александр Державин писал, что у «святителя было намерение довольно широко поставить дело исправления и дополнения своих книг», но из-за болезни и смерти он успел внести добавления лишь в первый том Четьих-Миней [2]. После кончины свт. Димитрия Четьи-Минеи были дополнены житием самого свт.

Димитрия, а жития святых равноапостольных Константина и Елены – сведениями из такого важного первоисточника, как книга Евсевия Памфила «Жизнь блаженного василевса Константина». Подобной доработке был подвергнут целый ряд текстов в Четьях-Минеях.

Все четьи-минеи XVIII-XIX вв. представляют собой дополненные тем или иным материалом четьи-минеи св. Димитрия. Книга много раз переиздавалась и перерабатывалась, пользуясь громадной популярностью среди православного населения России.

Литература

  • И. А. Шляпкин, «Св. Димитрий Ростовский и его время» (СПб., 1891);
  • Свящ. В. Нечаев, «Св. Димитрий Ростовский» (М., 1849; в этом сочинении, между прочим, — специальный разбор источников, которыми пользовался св. Димитрий);
  • С. Ф. Платонов, «Взгляд св. Димитрия и проч.» («Библиограф», 1888, № 1).

Использованные материалы

[1]  По информации энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

[2]  Александр Державин, прот. Четьи-Минсм свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. М., 1976. Сб. 15. С. 124-130.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1346.html

Четья минея – книги для чтения

Человеку, далекому от церкви, в словосочетании «четья минея» не понятно ни первое, ни второе слово. Поскольку существительное здесь «минея», с него и надо начинать объяснение. Церковно-богослужебная книга, в которую входят все службы годового круга, называется «минея».

Месяцев в году 12, и она состоит из 12 книг (полная). Название заимствовано из греческого языка, и в переводе означает «месячная» — mhnaion (mhn – месяц).

В каждой книге находятся тексты на месяц в порядке, соответствующему богослужениям дневного круга: вечер (согласно Моисею, день начинается с вечера) – девятый час, вечерня, повечерие и т. д., до литургии.

Отличие от миней

«Четья минея», существующая наряду с вышеприведенной богослужебной книгой, относится не к этому виду книг, а, скорее, к церковным, и содержит жития святых, расположенные тоже по месяцам, а в месяце – по дням. Эти тексты предназначены для чтения во внебогослужебное время.

И переводится название «четья минея», состоящее из старославянского и греческого слов, как «месячное чтение», которое содержит огромные сведения для агиографии – науки, изучающей жития святых. Здесь же находится и церковно-учительский материал, который был основным чтением в Древней Руси.

Великие Четьи Минеи митрополита Макария представляли собой своеобразный свод литературы русичей, о чем свидетельствует он сам: «Собрал все книги рускыя земли».

Первые книги на Руси относятся к X веку. Этот период называется «домонгольскай». В рукописи XII века, известной под названием «Успенский сборник», есть «Житие Феодосия Печерского» и «Сказания о Борисе и Глебе».

Они так сформированы, что вполне могли бы восприниматься, как четья минея на май. Но эти повествования не входят в церковные сборники, полностью состоящие из переводного материала.

Какие-то попытки переработок этих книг для чтения предпринимались в разные времена, например, в XV веке, но конкретных примеров мало.

Литературный подвиг Макария

Но уже в XVI веке появляются вышеупомянутые Великие Четьи Минеи Макария. В них кроме переводных текстов имеются своеобразные сопроводительные материалы – святоотеческие поучения и апокрифы, иногда очень объемные. Они, как правило, приурочивались к дням памяти того или иного святого.

Четья Минея Московского Успенского собора, одна из четырех, известных на сегодняшний день, — единственная, сохранившаяся полностью. Она хранится в синодальной библиотеке собора. Остальные три Минеи Четьи представляют собой неполные списки. Для Ивана Грозного была написана Минея, в которой не хватает марта и апреля. Два других – списки Чудова монастыря и Софийской библиотеки.

Это единственные 4 списка, представляющие Великие Четьи Минеи архиепископа Новгородского Макария, позднее митрополита Московского, дошедшие до наших дней.

Позднее, в XVII веке продолжались попытки написания церковных книг для внебогослужебного чтения. Так, М.

Милютин в духовном учено-литературном журнале «Чтения в Обществе любителей духовного просвещения», выходившем вплоть до 1871 года, скрупулезно описывает Четьи Минеи священника Христорождественской церкви Иоанна Милютина, которые он писал вместе с тремя своими сыновьями с 1646 по 1654 годы.

Они хранятся в московской синодальной библиотеке. Рассматривает М. Милютин и Четьи минеи иеронима Троице-Сергиева монастыря, профессионального писца и книжника Германа Тулупова, написанные им в 1627-1632 годах и хранящиеся в библиотеке Сергиевой лавры.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему нельзя играть в карты

Известный духовный писатель

Особого внимания заслуживают Четьи минеи Дмитрия Ростовского, которые представляют собой многотомный труд «Книга жития святых», которая издавалась фрагментарно, четвертями с 1689 по 1705 год. Первоисточниками для книги святителя Дмитрия были, конечно же, Четьи Минеи Макария и «Акты святых», издаваемые католической конгрегацией болландистов, состоявшей преимущественно из ученых монахов-иезуитов.

Название организация получила по имени своего основателя Жана Болланда. То есть труды, легшие в основу «Книги жития святых», были самыми серьезными, и Четьи Минеи митрополита Дмитрия Ростовского получились замечательными. За это духовный писатель и проповедник, епископ Русской церкви, в миру Данило Саввич Туптало, в 1757 году был прославлен в лике святых Православной Российской церкви.

А после его кончины основной труд всей жизни святителя Дмитрия Ростовского бал дополнен описанием его собственной жизни. День памяти святого – 21 сентября. Книга переиздавалась неоднократно и всегда пользовалась большим спросом у верующих.

Популярность самого автора такова, что сложилась легенда: если верующий попросит защиты у Дмитрия Ростовского, защищать его будут все святые, жизнеописанию которых он отдал силы и знания.

Источник: https://FB.ru/article/148522/chetya-mineya-knigi-dlya-chteniya

Книга

«Великие Четьи Минеи» являются поистине историческим памятником христианства. Создание их относится к 16 веку. Это самый полный сборник церковно-учительных и агиографических материалов. В данной статье познакомимся с особенностями содержания фолианта. А также узнаем, кто написал «Великие Четьи Минеи».

Общие сведения

Древнерусский сборник представляет собой месяцеслов (четьи — чтения, минеи — книга для богослужений на месяц) и состоит из 12 книг (по книге на каждый месяц). Отправной точкой является 8 сентября. Сборник включает святоотеческие поучения, апокрифы и описание жития святых на каждый день.

«Великие Четьи Минеи» аккумулируют в себе практически все церковные произведения повествовательного и духовно-учительного характера. Материалами для сборника послужили переводы греческих церковных книг (жития святых Симеона Метафраста), а также Лимонари, Патерики, Отечники. Книги «Великих Четий Миней» собирались в различных городах и монастырях Древней Руси и представлены в четырех списках: Успенский, Царский, Софийский и список Чудова монастыря.

История списков

Первый список был привезен из московского Успенского монастыря. До 1917 года он хранился в синодальной библиотеке столицы. Это единственный полный список, дошедший до наших дней в рукописном варианте.

Второй список, названный «царским», был создан специально для Иоанна IV (Грозного). Он содержит все месяцы, кроме марта и апреля.

Последние два списка дошли до нас неполными. Софийский был привезен из библиотеки одноименного собора (Новгород).

«Великие Четьи Минеи» содержат похвальные слова святым, статьи религиозно-дидактического содержания (Торжественники, Прологи, Требники) и сочинения Василия Великого и Григория Богослова. Несколько сборников вошли в состав «Миней» полностью. Это «Златоуст», «Маргарит» и «Златая цепь».

Без предварительной редакции в состав фолианта вошли «История иудейской войны» Иосифа Флавия, «Хождение игумена Даниила» и другие памятники древнерусской литературы. И ценность сборника тем выше сейчас, что оригиналы материалов-источников не дошли до настоящего времени.

И теперь он является самым полным сводом религиозных текстов, духовной энциклопедией 16 века.

Столетием позже создания «Великие Четьи Минеи» легли в основу других сборников: «Миней» Г. Тулупова (1632) и И. Милютина (1654). Они стали излюбленным чтением у грамотных христиан и особой популярностью пользовались у старообрядцев.

Об авторе

«Великие Четьи Минеи» были составлены под руководством Макария — архиепископа Новгородского, в последствии Всероссийского Митрополита. Сначала сборник носил название «Макарьевские Минеи». И лишь позднее был представлен как ныне известный памятник православной церкви.

Создание «Великих Четьих Миней» стало одним из самых важных дел архиепископа Макария на его религиозном пути. Вместе со своими помощниками он собирал церковно-дидактический материал около 25 лет. И лишь в 1541 году были изданы 12 книг месяцеслова и переданы в библиотеку Софийского собора.

В команду составителей входили переводчики, переписчики, писатели, публицисты. Среди них были богослов Зиновий Отенский, писатель Василий Тучков-Морозов, дьяк Дмитрий Герасимов, священник-агиограф Василий-Варлаам и другие.

Книжниками были обработаны труды всех новгородских и псковских библиотек, которые были подвластны митрополиту Макарию.

Вообще, фигура священнослужителя была очень весомая в Древней Руси. Он оказывал большое влияние на политику Ивана Грозного, выступал против князей Шуйских. При нем были построены новые храмы в Новгороде (собор Святителя Николая, Стоглавый Поместный). Большое внимание архиепископ уделял реставрации старинных икон и фресок. Также он содействовал развитию книгопечатания на Руси. Была построена первая типография для издания богословских книг.

Митрополит Макарий — единственный священнослужитель, который не подвергся преследованиям после падения Избранной рады (неофициального правительства Ивана Грозного). Он скончался 31 декабря 1563 года и был канонизирован в лике святителей православной церкви.

Издания

Главный труд митрополита Макария «Великие Четьи Минеи» претерпел несколько переизданий. Так, в 17 веке в Киеве этим занимался епископ Димитрий Ростовский. Он заметно сократил сборник и агиографические данные переписал в своем изложении. Также епископ частично дополнил «Великие Четьи Минеи» материалами из латинских и греческих книг, исключив некоторые русские апокрифы.

После этого издание сборника месяцеслова прекратилось. Имя митрополита Макария и его помощников-составителей было забыто, а автором «Великих Четьих Миней» стали считать Димитрия Ростовского. Сам сборник с 18 века именовали просто «Жития святых Димитрия Ростовского».

Во время императорской археографической комиссии в 1863-1916 году было сделано научное переиздание рукописного фолианта. В свет вышли сборники только с сентября по апрель. Книгами занимались Павел Саввоитов и Михаил Коялович.

Язык и стиль

Собственно жанр миней начал складываться еще в 10 веке в Византии. Бытовали два типа: служебные (для служителей клира) и общие (для более широкого круга читателей духовной литературы).

«Великие Четьи Минеи» Митрополита Макария объединили в себе оба типа. Они были написаны на древнерусском языке. Оформление их выдержано в торжественном стиле. Размер каждого тома книжного свода соответствует названию «великих», так как насчитывает 1500-2000 листов «александрийского» формата (примерно соответствует А4).

Стиль изложения сборников считается изощренным и витиеватым. Пышность и «лепота» слова «душеполезных для чтения» текстов выбраны неслучайно. Стиль должен был соответствовать возрастающему политическому значению Московского православного царства. Что же касается внешней монументальности фолианта, то она связана с идеей о том, что Москва является наследницей Византии в мировой истории, то есть «третьим Римом».

Сегодня

В начале 21 века «Великие Четьи Минеи» Митрополита Макария так полностью и не были изданы ни в печатном, ни в электронном виде. Лишь в 2016 году по инициативе интернет-портала «Русская вера» был начат русский перевод летописного сборника. Переводчиком его является Кирилл Меламуд. Работы еще не окончены. Рукописный оригинал древнерусского памятника 16 века в настоящее время хранится в Москве в Государственном Историческом музее.

Источник: https://www.syl.ru/article/404117/kniga-velikie-cheti-minei-mitropolita-makariya

Великие Четьи Минеи митрополита Макария: жития святых на каждый месяц года

Четьи-Минеи представляют собой сборник памятников древнерусской литературы, составленный святителем Макарием в первой половине XVI века.

Название сборника можно перевести как «Большие Месячные Чтения», поскольку он состоит из 12 томов, которые включали в себя жития святых, сочинения церковных писателей, собрания патериков, тексты исторического и нравоучительного характера русских авторов, расположенных в порядке празднования памяти святых по православному календарю на каждый месяц. Материалы сборника были одобрены церковью и предназначались для домашнего чтения.

Религиозная деятельность

Как глава Русской Церкви святитель Макарий созывал церковные соборы 1547, 1549 годов, в ходе которых были канонизированы русские святые, началась работа по составлению житий новых святых. В 1551 г. был созван знаменитый Стоглавый Поместный собор, важным решением которого стали отказ от полной секуляризации. В то же время было введено ограничение на дальнейшее расширение церковных земель, а также вводились финансовые ограничения привилегий духовенства.

Труды и творчество

Макария можно назвать покровителем книгопечатного дела на Руси. По его благословению впервые начинается книгопечатание в Кремле диаконом Иваном Федоровым. Еще будучи новгородским архиепископом, он проявляет интерес к книгописной и литературной деятельности. В 1539 г.

по его инициативе был составлен Новгородский Владычный свод, являющийся продолжением летописи Новгородской IV, в основе которой лежал Владычный свод архиепископа Евфимия.

Владычный свод Макария продолжал традиции летописания прошлого и вместе с тем отражал веяния своего времени, показывая проблематику Новгородской епархии.

Также под его руководством был составлен свод канонических правил, получивший название Сводной Кормчей Книги. Другим важным трудом святителя стала составленная по его по инициативе знаменитая «Степенная книга царского родословия», явившаяся первой попыткой систематизации русской истории.

В ней охватывается период от Владимира Крестителя до Ивана Грозного и его сына царевича Димитрия. Писатель прославляет московскую монархию и стремится утвердить идею о том, что царская власть имеет божественное происхождение. В XVII веке «Степенная Книга» стала одним из самых читаемых произведений.

Наиболее известные труды:

  • Новгородский Владычный свод;
  • Степенная книга царского родословия;
  • Кормчая книга;
  • Великие Четьи-Минеи.

Самым же значительным произведением являются Великие Четьи-Минеи митрополита Макария.

Из истории создания Четьи-Миней

Материалы для Макарьевских Миней собирались более 25 лет.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как восстановиться после инфаркта

В основу сборника были положены различные тексты, в их числе:

  • торжественники;
  • агиографические сочинения;
  • жития святых;
  • русские и переводные тексты патериков (Азбучно-Иерусалимского, Синайского, Египетского, Скитского, Киево-Печерского и Сводного);
  • библейские книги и толковые Псалтыри;
  • сочинения Отцов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова;
  • материалы сборников: Златоуста, Златоструя, Маргарита, Тактикона;
  • уставы, акты, грамоты, апокрифы.

При составлении Миней на основе древнейших текстов писались новые редакции и переводы, производилась сверка и исправление переводных произведений по их греческим оригиналам.

Над созданием текстов трудилось множество русских писателей, переводчиков, книжников и переписчиков:

  • богослов Зиновий Отенский;
  • писатели и публицисты: Лев Филолог, Василий Тучков-Морозов, Ермолай Еразм;
  • дьяк Дмитрий Герасимов;
  • псковский священник-агиограф Василий-Варлаам;
  • пресвитер Илья.

«Во спасение души» над Четьи-Минеями трудились и высшие церковные иерархи XVI века: крутицкий епископ Савва Черный, архиепископ новгородский Феодосий, владимирский и вологодский епископ Иоасаф. Всего было написано около 27 тысяч рукописных страниц, богато украшенных цветными орнаментами.

Редакции Миней

Известны три полностью завершенных списка Макарьевских Миней. Названия списки получили от мест их первоначального хранения.

Каждый список представляет собой самостоятельную редакцию сборника:

  • Софийскую;
  • Успенскую;
  • Царскую.

Материалы для первоначальной редакции — Софийского списка — собирались во всех новгородских и псковских библиотеках: Вяжицкой, Софийской, Отенской и других.

Работа над Царским и Успенским списками тоже проводилась в Новгороде, но, став митрополитом Московским и Всея Руси в 1542 г., Макарий уже смог привлекать к работе над списками книжников и переписчиков из разных монастырей и городов России.

А окончательное оформление списков, скорее всего, происходило под его наблюдением в московском митрополичьем скриптории.

Создание Софийского списка было начато в Новгороде при архиепископском доме около 1529 г. и продолжалось в течение 12 лет. Софийский список создавался на основе новых и исправленных переводов оригинальных греческих текстов трудами разных книжников, переводчиков и писарей.

Как свидетельствуют вкладные записи («Летописцы» Макария), Макарий вложил 12 книг из Софийского списка в новгородский Софийский собор «на помин души» своих родителей в 1541 г. Из 12 книг Софийского списка до нашего времени сохранилось только 8 — были утрачены экземпляры за декабрь, январь, март и апрель.

7 книг находятся в составе Софийского собрания Российской Национальной Библиотеки, а один том за август хранится в Центральном государственном архиве древних актов.

12 Успенских томов Макарий внес в качестве вклада «на память своей души и по своих родителях в вечный поминок» в Успенский Кремлевский собор в 1552 г., где этот свод хранился до 1886 г., после чего его передали в Синодальную (Патриаршую) библиотеку. Успенский список является единственным из всех трех сохранившимся в полном составе. Он находится в Синодальном собрании Государственного Исторического Музея.

Создание Царского списка, предназначавшегося для царя Ивана Грозного, продолжалось еще в 1554 г. В XVII веке Царский список хранился в царских палатах. В этом списке отсутствуют две книги (март, апрель), уцелевшие десять книг хранятся в Синодальном собрании Государственного Исторического Музея.

О переизданиях

В XVII веке Макарьевские Минеи были положены в основу Миней четьих Чудовских Германа Тулупова 1600 г., в XVII-начале XVIII веков — в основу Миней Дмитрия Ростовского, которые стали издаваться в Киеве. Частично новый сборник Димитрий Ростовский дополнил материалами из латинских и греческих книг.

Начиная с середины XVII века Минеи перестали издавать, все труды по собиранию житий святых были приписаны Димитрию Ростовскому. Жития святых XVIII века стали называть «Жития святых Димитрия Ростовского».

Издание сборника было осуществлено в 1863—1916 гг. Археографической комиссией, но изданы были только книги с сентября по апрель.

На начало XXI века Минеи в печатном или электронном виде полностью так и не были изданы.

Перевод текста на современный русский язык был начат Кириллом Меламудом в 2016 году.

Литературные особенности

Четьи-Минеи, являют собой своего рода сборник всей литературы Древней Руси, в котором, по идее митрополита Макария, собраны все книги русской земли, то есть почти вся духовно-учительная и церковно-повествовательная литература, существовавшая к тому времени на Руси. За каждым повествованием о старинной были или житием следуют поучения, которые надлежало читать в дни памяти святых.

Жанровые особенности

Жанр миней начал складываться в Византии в 10 веке. Существовало два основных типа жанра: служебный, предназначавшийся в основном для служителей клира, и общий, предназначенный для более широкого круга читателей духовной литературы. Состав сборника велик и разнообразен, поэтому текст представлен различными жанрами.

Композиция

Композиция произведения построена в соответствии с идеей расположения материала по дням и месяцам церковного календаря. В каждой из 12 книг тексты подобраны и расположены по дням, на которые приходится память святого. Те материалы, которые не поддавались общей логике распределения, не имевшие связи с именем какого-либо святого, помещались в последние числа месяца как своеобразное дополнение.

Архивы Четьи-Минеи — Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, труды, эпоха

Архимандрит Порфирий (Попов)

Публикация: Порфирий (Попов), архим. Об издании Житий святых в хронологическом порядке // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1869. IV. С. 1 — 8.

Священник Баратынский А.

Публикация:
Баратынский А., священник. О житиях святых в отношении к русской народной жизни // Странник. 1871. № 8. Ч. 1. С. 91 — 110.

Яхонтов А.

Публикация:
Яхонтов А. Влияние житий святых на жизнь русского народа // Странник. 1892. № 12. С. 653 — 679.

Яхонтов А.

Публикация:
Яхонтов А. Жития святых в их значении для домашнего чтения // Странник. 1892. № 12 С. 682 — 704.

Публикация:
К истории агиографии. Вступительная статья // Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четий-Миней св. Димитрия Ростовского, с дополнительными объяснениями, примечаниями и изображениями святых. Сентябрь. М., 1903. С. IX – XXXII.

Публикация:
Предметный указатель и словотолковник к Четьим-Минеям святителя Димитрия, митрополита Ростовского. С приложением статьи «Мученичество за Христа» // Киев, 1902. С. 3 — 140.

Статьи современных авторов общего характера

Крылов А. О.

Публикация: Крылов А. О. Понимание святости в творениях святителя Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения. // Христианское чтение. № 5, 2017. С. 51 — 60.

Терешкина Д. Б.

Публикация:
Терешкина Д. Б. «Четьи-Минеи» и русская словесность Нового времени. Автореферат диссертации на соискание степени доктора филологических наук. Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2015.

Терешкина Д. Б.

Публикация: Терешкина Д. Б. Четьи-Минеи как художественная система и динамика ее трансформации в литературе Нового времени // Уральский филологический вестник. Серия: Русская классика: динамика художественных систем. 2015. № 3. С. 5 — 21.

Крылов А. О.

Публикация:
Крылов А. О. Четьи-Минеи митрополита Димитрия Ростовского: (К вопросу о конфессионализации в России рубежа XVII – XVIII вв.). // Вестник Московского государственного университета. Серия 8. История. 2013. № 1. С. 51 — 64.

Федотова М. А.

Публикация:

Федотова М. А. К истории Четьих-Миней Димитрия Ростовского: рукописные материалы. // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2012. Том 11. Выпуск 12: Филология. С. 123 – 133.

Архимандрит Макарий (Веретенников)

Публикация:
Макарий (Веретенников), архимандрит. Святитель Димитрий Ростовский и Макарьевские Четьи Минеи // Библейско-богословская коллекция. Серия «Святоотеческое наследие». Выпуск 2. «Святитель Димитрий Ростовский (1651 — 1709)». 2009. Электронный носитель.

Круминг А. А.

Публикация:
Круминг А. А. Четьи-Минеи святого Димитрия Ростовского: очерк истории издания. // Филевские чтения. Выпуск IX. Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы. М., 1994. С. 5 — 52.

Державина Е. И.

Публикация:
Державина Е. И. Протоиерей А. М. Державин. Личная и научная деятельность // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III. Филология. Выпуск 4 (10). 2007. С. 7 — 21.

Доктусов Н.

Публикация:
Доктусов Н. , профессор. К защите магистерской диссертации протоиерея А. М. Державина «Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник». Магистерский коллоквиум // Журнал Московской Патриархии. 1954. № 4. С. 75 — 76.

Протоиерей Александр Державин

Публикация:
Протоиерей Александр Державин. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Магистерская диссертация в 2-х частях. Часть 2. // Радуют верных сердца. Москва: ИИПК-ИХТИОС, 2008.

Протоиерей Александр Державин

Публикация:
Протоиерей Александр Державин. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник. Магистерская диссертация в 2-х частях. Часть 1. // Радуют верных сердца. Москва: ИИПК-ИХТИОС, 2006.

Протоиерей Александр Державин

Публикация:
Протоиерей Александр Державин. Четьи-Минеи свт. Димитрия, митрополита Ростовского, как церковно-исторический и литературный памятник // Богословские труды. 1976. № 15. С. 61 — 145; 1976. № 16. С. 46 — 141.

Исследования частных вопросов

Войтенко А. А.

Публикация: Войтенко А. А. Легенда о рождении и детстве св. Онуфрия // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия III: Филология. 2017. Выпуск 50. С. 11 — 25.

Федотова М. А.

Публикация: Федотова М. А. К вопросу о «Сказании о явлении и чудесах от иконы Богоматери Толгской» (Об одной «ошибке» святителя Димитрия Ростовского) // Сообщения Ростовского музея. Вып. XXII. Ростов, 2017. С. 54 — 69

Федотова М. А.

Источник: https://dimitryrostovsky.ru/research-category/cheti-minei/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва святому иоанну кронштадтскому

Закрыть