Что такое черное духовенство

Черное и белое духовенство

что такое черное духовенство

Русская православная церковь традиционно делит духовенство на две категории: белое и черное. В первую категорию входят те священники, которые не брали на себя монашеский обет, во вторую ― взявшие его. Принятие обета происходит в момент пострижения в монахи.

До принятия духовного сана человек должен принять решение, кем он хочет быть: священником (им дозволено иметь жену) или монахом. Когда свершено рукоположение, женитьба становится невозможной для иерея.Кроме того, существует обет целибата. Он означает полное безбрачие.

Религия позволяет священникам и диаконам иметь супругу, иерарх же обязательно должен быть монахом.

В православии выделяют три иерархических чина:

  1. диаконат;
  2. священство;
  3. архиерейство.

Во время богослужений священникам оказывают помощь диаконы. Однако последние лишены права проводить их без участия священника, который, в свою очередь, может совершать практически все таинства. Архиереи проводят рукоположение в священный сан, у них в руках находится вся власть, какую церковь может дать человеку. Это высшая степень священства.

У основания иерархической лестницы находятся епископы, за ними следуют по нарастанию власти архиепископы, затем – митрополит и, наконец, патриарх.

Белое духовенство

Белое духовенство является самым многочисленным, к нему относится подавляющее большинство духовенства. Однако оно и наиболее приближено к мирской жизни.

В нашем государстве небольшие церкви отстроены практически во всех, даже небольших, населенных пунктах. Если размеры прихода невелики, на него приходится один священник. В приходе побольше, необходимы протоиерей, иерей и диакон для пасторского служения.

Во многом положение духовенства зависит от участия и помощи мирян. Иерархия здесь не очень сложная.

Алтарники

В алтаре священнику также требуется помощь, и получает он ее от послушников, которых называют пономарями, или алтарниками. Выступать в этой роли могут не только мужчины. Нередко эти функции берут на себя монахини или пожилые прихожанки. Храмы, как правило, испытывают нужду в верующих мужского пола, которые хотели бы взять на себя обязанность служить Богу таким образом.

Чтобы стать пономарем, не нужно проходить через обряд таинства. Достаточно получить благословение на прислуживание от настоятеля конкретного храма. Обязанности алтарника:

  • следить за тем, чтобы у иконостаса горели лампадки и свечи, составлять их;
  • готовить облачение священника;
  • подносить вовремя вино, просфоры и ладан;
  • во время причастия подносить плат, с помощью которого вытирают губы;
  • следить за порядком в алтаре.

Все эти действия вполне под силу большинству верующих людей, которые хотят служить Господу и находиться при храме.

Чтецы

Священной степени не имеют и чтецы, по-другому псаломщики. Задача этих людей ― читать тексты молитв и Священного Писания, когда проходит служба. Но в некоторых случаях настоятели храмов могут давать чтецам иные поручения. Обряд хиротесии, посвящая человека в чтецы, проводит архиерей. Если обряд не будет произведен, чтец затем не сможет попробовать себя в роли иподиакона, диакона и священника.

Иподиаконы

Во время священнодействий архиереям требуются помощники. В этом качестве выступают иподиаконы. В их задачу входит подношение свечей, постилание орлеца, облачение архиерея, омывание его рук. Несмотря на то, что эти церковнослужители носят орари и облачаются в стихари, они не обладают священной степенью. Кстати, стихарь и орарь являются частями облачения диакона, орарь при этом символизирует крылья ангела.

Диаконы

К первой степени священства относятся диаконы. Их главная цель ― помогать во время богослужений священникам. Сами они, в одиночку, не могут проводить никаких служб. Поскольку содержание большого клира ― задача непростая, не во всех небольших приходах есть диаконы.

Протодиаконы

Эти священнослужители являются главными диаконами при кафедральных соборах.  Сана удостаивается лишь тот, кто не менее двух десятков лет носил священный сан.

Кроме того, существуют патриаршие архидиаконы ― те, кто служит патриархам. В отличие от других архидиаконов, они относятся к белому духовенству.

Иереи

Этот титул считается первым в священнослужении. Иереи начинают паству, совершают все таинства, за исключением рукоположения, проводят службы (но не освящают антиминс).

Большинство прихожан привыкло называть иереев священниками. Белый священник носит также имя «пресвитер», а принадлежащий к черному духовенству ― «иеромонах».

Протоиереи

В качестве награды этот титул может быть дан иерею. Посвящают в него при таинстве хиротесии.

Протопресвитер

Это звание является высшим званием белого духовенства. По традиции Русская Православная Церковь выдает этот титул только за особые духовные заслуги, а решение о награждении принимает сам патриарх.

Архиереи

Третью степень священства занимают архиереи, которым доступно проведение абсолютно всех православных таинств. Они также могут вести рукоположение для священнослужителей. Именно они управляют всей жизнью церкви, руководят епархиями. К архиереям относятся епископы, митрополиты и архиепископы.

Черное духовенство

Решение о ведении монашеского образа жизни ― одно из самых сложных в жизни человека. Поэтому перед тем, как постричься в монахи, необходимо пройти через послушничество. Это подготовка, в первую очередь моральная, к посвящению всей жизни Господу. За это время можно привыкнуть к монашеской жизни и поразмышлять над необходимостью обета.

После пострига человеку дается новое имя. С этого момента его называют «рясофор», или «инок». Когда им принимается малая схима, он именуется монахом, при этом его имя снова меняется, и он берет на себя дополнительные обеты.

При принятии великой схимы монах превращается в схимонаха, его обеты становятся еще более строгими и снова меняется имя. Обычно схимонахи не живут вместе с монастырской братией. Нередко они подаются в отшельничество или становятся затворниками или пустынниками. Именно они совершают известные монашеские подвиги.

Иеродиаконы и иеромонахи

Монах, принявший диаконский сан, становится иеродиаконом. Если у него есть сан священника, то правильно называть его иеромонахом. При этом получение титула происходит при прохождении процедуры хиротонии. Белые священники могут стать иеромонахами только после монашеского пострига.

Игумены

Настоятелей монастырей зовут игуменами. Чтобы стать ими, необходимо пройти процедуру избрания среди иеромонахов.

Архимандриты

Эти священнослужители относятся к одному из высших православных монашеских чинов. Как правило, он выдается настоятелям крупных монастырей.

Интересно, что архимандритами могут становиться и протоиереи: в случае смерти матушки и при принятии решения о ведении монашеского образа жизни.

Епископы и архиепископы

Возглавление епархий доступно епископам, которые причисляются к первому сану архиерея. Во главе крупных епархий стоят архиепископы. Последний титул считается почетным и может быть присвоен тем, кто имеет крупные заслуги перед Богом и церковью.

Митрополит

Над несколькими епархиями, расположенными в одном округе или в одной области, главенствует митрополит.

Патриарх

К высшему архиерейскому сану относятся патриархи, они возглавляют поместные церкви. Получить сан может только человек, являющийся предстоятелем автокефальной церкви. В России представитель этого сана в данный момент ― патриарх Кирилл.

Особенности пострига в монахи

Особым образом жизни ради служения Богу является монашество. У монахов очень много отличий от белых священнослужителей. Постриг можно назвать вторым крещением, потому что через него душа человека обновляется и перерождается. После обряда человек считается отреченным от мира и отныне облаченным в образ ангела.

Но стать монахом не так просто. Недостаточно просто принять это решение, необходимо его оправдать и пройти через своеобразный испытательный срок. В течение него кандидат проходит через так называемое «монашеское делание», которое включает три ступени:

  1. жизнь трудника;
  2. звание кандидата в послушники;
  3. послушничество.

Разница между ступенями велика. Каждый верующий, который ходит в храм, может в нем поработать, если у него есть желание трудиться во славу Божию. У трудников могут быть и семьи, и дети. В некоторых случаях им даже выплачивается заработная плата. Но если такой человек ― служилый ― живет при монастыре, то он берет на себя обязательство соблюдать принятые там правила и отказаться от пагубных привычек.

При поступлении в монастырь человек получает звание кандидата в послушники. С этого момента он должен начать разбираться, насколько монастырская жизнь ему подходит. Духовник, а также настоятель монастыря и старшие братья самостоятельно определяют, как долго он будет пребывать в монастыре в таком качестве.

Послушником становится тот, кто успешно прошел испытательный срок, по-прежнему изъявляет желание жить в обители и которого не сдерживают никакие внешние препятствия. Для этого необходимо написать прошение к правящему архиерею, которое сопровождает письмо от имени настоятеля. Епархиальное начальство должно дать свое благословение, после чего брат может стать насельником обители.

Типы пострига в монашестве

Существует три типа монашеского пострига, принятые в православии. В соответствии с ними монахи становятся:

  1. рясофорами;
  2. прошедшими малую схиму;
  3. прошедшими великую схиму.

Рясофоры обязуются в течение как минимум трех лет жить в монастыре. Только в случае смертельной болезни кандидат может написать ходатайство о том, чтобы его постригли в монахи до того, как пройдет три года.

Во время священнодействия читаются специальные молитвы, с помощью креста постригаются волосы, старое имя меняется (хотя в некоторых случаях постригаемый может оставить и свое прежнее), происходит облачение в рясу.

Во время пострига не нужно произнесение обетов, однако сам факт свободного вступления на путь инока подразумевает взятие обязательств перед Господом. Эти обязательства означают прежде всего так называемое чистое житие.

В этом помогает заступничество того святого, чье имя берется во время священнодейства.

Некоторые монастыри пропускают этап рясофорства и сразу проводят таинство малой схимы. Есть свидетельства о верующих, которые и вовсе сразу приняли великую схиму. Это означает сохранение индивидуального подхода к каждому верующему в православной традиции. Именно во время малой и великой схим постригающиеся в монахи люди дают Богу обеты и отрекаются от мирской жизни. С этого момента у них не только новое имя и облачение, но и новая жизнь.

Несмотря на перечисленные различия, у священнослужителей обоих видов духовенства есть общая задача: учить детей и взрослых православию и правильной жизни, просвещать и нести благо. И белое, и черное духовенство ― очень важная часть служения Богу, и эту систему имеет не только православие, но и католичество.

Источник: https://mystroimmir.ru/moyput/duhovenstvo-beloe-chernoe.html

LifeCity — новости Мариуполя

что такое черное духовенство
sh: 1: —format=html: not found

По мнению советника секретаря СНБО Сергея Сивохо, в Донбассе происходит внутренний конфликт Украины. Скандальное высказывание прозвучало в эфире телеканала «НАШ», когда обсуждались перспективы вступления страны в Североатлантический альянс.

  • Путин: Климкин хочет присоединить «ДНР»

      (Новости Мариуполя и области)  Когда донецкие сепаратисты решили начать защищать подконтрольную им территорию от украинского языка, то это указывает на желание президента Путина присоединить часть Донбасса к России. На такой серьёзный момент показал бывший глава внешнеполитического ведомства Украины Павел Климкин. 9 Марта 2020, 17:52

  • Пристайко потребовал приумножить антироссийские санкции

      (Новости Мариуполя и области)  Глава внешнеполитического ведомства Украины Вадим Пристайко является сторонником увеличения экономических санкций против России, поскольку это единственный метод миролюбиво уладить конфликт на Донбассе. Экономический натиск на агрессора надлежит постоянно усиливать, считает чиновник. 26 Февраля 2020, 15:54

  • В днр признали наличие российских воск на донбассе

      (Новости Мариуполя и области)  Бывший главарь квазигосударственной «ДНР» Александр Бородай признал, что на Донбассе со стороны сепаратистов присутствуют так называемые «добровольцы» из Российской Федерации. с признанием опубликовал в телеграм-канале офицер Вооружённых сил Украины Анатолий Штефан. 19 Февраля 2020, 13:20

  • В кремле отреагировали на атаку донбасских сепаратистов

      (Новости Мариуполя и области)  По мнению пресс-секретаря главы российского государства Дмитрия Пескова, Кремль не причастен к эскалации конфликта на Донбассе, которая внезапно началась 18 февраля. Такой ответ пресс-секретарь предоставил на вопрос, собирается ли российская власть взять ответственность за эту вооружённую провокацию. 18 Февраля 2020, 13:48

  • Зеленский желает паспортизировать жителей ОРДЛО

      (Новости Мариуполя и области)  Президент Украины Владимир Зеленский встревожен тем фактом, что Россия массово раздаёт российские паспорта жителям оккупированного Донбасса. Потому официальные власти Украины должны активно бороться с этим явлением. Особое внимание следует уделить молодым украинцам. 12 Февраля 2020, 13:52

Источник: http://LifeCity.com.ua/?id=3590&l=knowledge&mod=view

Духовенство — это что? Определение, церковная иерархия

что такое черное духовенство

Выбор веры сегодня – личное дело каждого. Сейчас церковь полностью отделена от государства, но совершенно иная ситуация складывалась в средние века. В те времена именно от церкви зависело благополучие как отдельно взятого человека, так и общества в целом.

Еще тогда были сформированы группы людей, которые знали больше остальных, могли убедить и повести за собой. Они растолковывали волю Божью, именно поэтому их уважали и обращались за советом.

Духовенство – это что? Каким было духовенство Средневековья, и какова была его иерархия?

Как зарождалось духовенство в период Средневековья?

В христианстве первыми духовными лидерами были апостолы, которые через таинство рукоположения передавали своим наследникам благодать, и этот процесс не прекращался на протяжении веков как в православии, так и в католицизме. Даже современные священники являются прямыми наследниками апостолов. Таким образом в Европе происходил процесс зарождения духовенства.

Каким было духовенство в Европе?

Общество в те времена делилось на три группы:

  • рыцари-феодалы – те люди, которые сражались;
  • крестьяне – те, которые работали;
  • духовенство – те, которые молились.

На то время духовенство – это единственное образованное сословие. При монастырях были библиотеки, где монахи хранили книги и переписывали их, именно там сосредотачивалась наука до появления университетов.

Бароны и графы писать не умели, поэтому пользовались печатями, о крестьянах даже не стоит вести речь.

Иными словами, духовенство – это определение служителей религиозного культа, это люди, которые способны быть посредниками между Богом и простым народом и занимаются проведением религиозных обрядов. В православной церкви духовенство разделяют на «белое» и «черное».

К белому духовенству относятся священники, дьяконы, обслуживающие храмы, – это низшие священнослужители. Они не дают обет безбрачия, могут заводить семью и иметь детей. Самым высоким саном белого духовенства является протопресвитер.

Черное духовенство подразумевает монахов, которые всю свою жизнь посвящают служению Господу. Монахи дают обет безбрачия, послушания и добровольной нищеты (нестяжания). Епископ, архиепископ, митрополит, патриарх – это высшее духовенство. Переход из белого в черное духовенство возможен, например, если у приходского священника умерла жена – он может постричься в монахи и уйти в монастырь.

В Западной Европе (а у католиков и по сей день) обет безбрачия давали все духовные представители, естественным путем сословие не могло пополняться. Как в таком случае можно было стать духовным лицом?

Как становились представителями духовенства?

В те времена в монастырь могли уйти младшие сыновья феодалов, которые не могли унаследовать состояние отца. Если бедная крестьянская семья была не в состоянии прокормить ребенка, его тоже могли отдать в монастырь. В семьях королей старший сын занимал трон, а младший становился епископом.

На Руси духовенство возникло после принятия христианства. Наше белое духовенство – это люди, которые как не давали, так и не дают до сих пор обет безбрачия, что послужило причиной возникновения наследственных священников.

Благодать, которая была дарована человеку во время возведения его в священный сан, не зависела от его личностных качеств, поэтому будет неправильно считать такого человека идеальным и требовать от него невозможного. Он во что бы то ни было остается человеком со всеми достоинствами и недостатками, но это не отменяет благодати.

Священство, которое сложилось во втором веке и действует до нынешнего времени, разделено на 3 ступени:

  • Низшую ступень занимают дьяконы. Они могут участвовать в совершениях таинств, помогать высшему чину проводить обряды в храмах, но самостоятельно вести службу они не имеют права.
  • Вторая ступень, которую занимает духовенство церкви, – это иереи, или священники. Эти люди могут самостоятельно вести службы, проводить все обряды за исключением рукоположения (таинства, в процессе которого человек обретает благодать и сам становится служителем церкви).
  • Третью, самую высокую ступень занимают архиереи, или епископы. Достичь этого сана могут лишь монахи. Эти люди вправе совершать все таинства, включая рукоположение, кроме того, они могут руководить епархией. Архиепископы управляли более крупными епархиями, митрополиты, в свою очередь, управляли областью, которая включала несколько епархий.

Насколько легко сегодня быть священнослужителем? Духовенство – это те люди, которые ежедневно выслушивают во время исповедей множество жалоб на жизнь, признаний в грехах, видят огромное количество смертей и часто общаются с убитыми горем прихожанами. Каждый священнослужитель должен тщательно продумывать каждую свою проповедь, кроме этого, нужно суметь донести людям святые истины.

Сложность работы каждого священника состоит в том, что он не вправе, как врач, учитель или судья, отработать положенное время и забыть о своих обязанностях – его долг каждую минуту с ним. Давайте будем благодарны всем священнослужителям, ведь у каждого, даже самого далекого от церкви человека может наступить тот момент, когда помощь батюшки будет неоценима.

Источник: https://FB.ru/article/156280/duhovenstvo---eto-chto-opredelenie-tserkovnaya-ierarhiya

Духовенство: это что такое? Определение, церковная иерархия

Духовенство – это что такое? Каждому человеку понятно, что слово это связано с религией, церковью. Но что конкретно подразумевается под духовенством, кто входит в него, чем отличаются друг от друга служители церкви и священнослужители, знают далеко не все. О том, что это – духовенство, мы и поговорим подробнее.

Общее понятие

«Духовенство» – это обобщенное понятие, служащее для обозначения общественной группы, представители которой являются служителями культа какой-либо религии на профессиональной основе. Как правило, этот термин употребляется относительно монотеистических религий (признающих только одного либо единого Бога).

Существует и другое название указанной общности – «клир», происходящее от греческого слова, обозначающего «жребий». Разделение на клир и мирян (членов церкви, не являющихся священниками) началось во времена ранней церкви, когда в религиозной общине особым авторитетом пользовались апостолы (последователи Иисуса Христа, проповедовавшие его учение).

В этот период стала зарождаться церковная иерархия. Возложение рук на посвящаемого кандидата стало рассматриваться как знак принадлежности к клиру – духовенству. В ранней церкви, до конца IV века, к духовенству относили:

  • епископов;
  • пресвитеров;
  • диаконов;
  • иподиаконов;
  • аколитов;
  • чтецов;
  • экзорцистов;
  • защитников уз;
  • диаконисс.

Духовенство в православии

В православии духовенство – это уже две отдельных категории. Первая – это высшие клирики – священнослужители, а вторая – низшие – церковнослужители.

Высший клир получает благодать священства посредством проведения обряда рукоположения (хиротонии) в алтаре. Тогда как низшее духовенство призывается к служению через хиротесию – возложение руки епископом на территории храма, вне алтаря.

Входить в алтарь разрешается только представителям высшего клира. Роль духовенства заключается в носительстве духовных ценностей, а также в совершении религиозных обрядов, которые помогают общению верующих с Богом и приобщению их к вечной жизни.

Степени священнослужителей и церковнослужителей

Священнослужитель – это лицо, которое посвящено на особое церковное служение. К высшему духовенству (по восходящей линии) относятся три иерархические степени:

  1. Диакон.
  2. Священник (пресвитер).
  3. Епископ (архиерей).

Церковнослужители – это духовенство низшее, которое помогает высшему совершать богослужения. К ним относятся:

  1. Свещеносец.
  2. Чтец или певец.
  3. Иподиакон.

Далее рассмотрим подробнее указанные категории высшего духовенства.

Диакон

Диакон (по-гречески «служитель»), которого в разговорной речи называют дьяконом, – это лицо, которое осуществляет служение на первой, низшей ступени священства. Ниже их по чину идут иподиаконы. Диаконы призваны помогать в богослужении епископам и священникам, а самостоятельно проводить службу и совершать таинства они не вправе.

Присутствие диакона в церковном собрании не является обязательным, так как епископ и священник может возглавлять действо и один. Если диакон является монахом (подробнее об этом – ниже), то он называется «иеродиаконом». Первый диакон, который служит при епископе, – это протодиакон, а если он монах, то архидиакон.

Священник

Священник – служитель, относящийся ко второй степени священства. Он вправе совершать как богослужения, так и таинства, кроме рукоположения.

Если же ему дается такое право, то он называется «иереем» (по-гречески – «жрец») или «пресвитером» (по-гречески – «старейшина»). К рядовому священнику обращаются: «Ваше преподобие», неофициальным обращением является «отец (с добавлением имени)» или «батюшка».

До середины XVIII века общепринятым официальным названием было «поп», что восходит к новогреческому – «папас».

Во время царствования Екатерины II, благодаря ее духовнику Ивану Панфилову, стали использоваться термины «священник» и «протоиерей». С конца XIX века слово «поп» стало восприниматься как просторечное, часто имеющее негативный оттенок.

Епископ

Епископ (по-гречески значит «надзирающий», «блюститель»), он надзирает за духовенством епархии, стоя во главе ее, а также за всей церковью в качестве патриарха. В христианской церкви он является священнослужителем третьей, самой высокой степени священноначалия. Она следует за диаконом и пресвитером. Еще его называют архиереем, что в переводе означает «высший жрец». Также епископы возглавляют духовенство храма, собора, монастыря.

Епископ является преемником апостолов и имеет высшую власть, дающую возможность совершения всех семи церковных таинств и управления Церковью. От него зависят все другие степени священноначалия. Он избирается из монашествующего духовенства. Главными правительственными степенями епископа являются: патриарх, митрополит, архиепископ и экзарх.

Другое разделение клира

Клириков делят на белое духовенство и монашество. К первым относятся диаконы и священники, которые состоят в брачных отношениях. В отличие от них, монашествующие (черное духовенство) дают обет безбрачия. Архиереями могут быть только их представители. Монахи руководствуются в своей жизни следующими основаниями:

  1. Устроение жизни монахов основано на учении, изложенном в Священном Писании и данном святыми Отцами Церкви, а также на присущем им от рождения стремлении к достижению высшего нравственного совершенства.
  2. Цель монашества – это тесное единение с Богом, обретение Божией благодати, достижение наивысшего совершенства духа.
  3. Цель достигается через неуклонное исполнение на добровольной основе заповедей христианства и главных монашеских обетов, требующих нестяжания, целомудрия и послушания.
  4. Нестяжание заключается в полном отречении от мира – от собственного имущества, мирских дел, званий и почестей. Еда, одежда, прочие необходимые предметы должны использоваться лишь для сохранения жизни и здоровья, а не для удовольствия и похоти. И поэтому их нужно употреблять с большим ограничением.
  5. В целомудрие входит постоянная безбрачная жизнь, то есть совершенное воздержание от всего, постоянное хранение души от мыслей и желаний, не являющихся целомудренными.
  6. Послушание включает добровольное смирение и подчинение себя чужой воле, отвержение собственных воли и разумения. Истинное послушание выполняется именно так, как указано, не прибавляя и не упуская ничего.

Условия вступления в духовенство

Условия вступления в клир включают как абсолютную неспособность, так и недостатки, которые предполагают диспенацию, то есть некоторое отступление от правил. Это недостатки веры, социальные, физические.

В православной церкви не допускаются женщины, для них есть исключение только в Элладской (Греческой) церкви, где имеются диакониссы, не имеющие права проповедовать в церквях. В некоторых православных церквях вопрос о восстановлении такого сана сегодня обсуждается.

Не допускаются в духовенство лица с гомосексуальными наклонностями и подвергшиеся публичному покаянию. При этом, если покаялся клирик, он на этом основании не исключается.

В отличие от римско-католической церкви, православная не видит в качестве препятствия к священству факт того, что человек является незаконнорожденным. Так же как не препятствуют вступлению в клир телесные недостатки. Но при этом епископом не может быть слепой и глухой, так как это не позволяет ему исполнять дела церковные.

Для диакона минимальным возрастом является 25 лет, для пресвитера – 30 лет, для иподиакона – 20 лет. В отношении чтецов четких указаний не существует. В Номоканоне императора Юстиниана дозволено поставлять в чтецы восьмилетних детей, а в толкованиях к данному канону говорится о том, что ими могут быть и трехлетние.

Источник: https://www.nastroy.net/post/duhovenstvo-eto-chto-takoe-opredelenie-tserkovnaya-ierarhiya

Иерархия духовенства — Православный журнал

Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) — высший священный чин

Епископ — надзирающий архиерей

Архиепископ — наиболее заслуженный епископ

Митрополит — епископ, руководитель митрополии

Викарий — помощник другого епископа или его наместник

Патриарх — главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи — второй священный чин

У слова «священник» существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros — священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Для черного священства:

1) Иеромонах  — монах в сане священника.

2) Архимандрит —  (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри.

В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа).

В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен —  (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

III. Дьякон — низший священный чин 

Для белого священства:

Для черного священства:

***

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка».

В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник.

Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие».

Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество».

Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Скачать и распечатать инфографику об иерархии в Русской Православной Церкви:

Источник: https://foma.ru/ierarxiya-duxovenstva.html

Духовенство, иерархия духовенства

Православное духовенство — особое сословие, которое на Руси появилось в 988 году, после Крещения Руси. История умалчивает о том, как ситуация с духовенством обстояла до этого периода, но известно, что с княгиней Ольгой в Царьград ездил священник Григорий.

Во времена, когда на духовенство возлагалась особая и очень важная миссия — христианизация населения, священники считали особенным и привилегированным сословием. Многие приезжали из Греции и Болгарии, для воспитания в качестве будущего состава духовенства отбирали даже детей из разных сословий.

Особым почетом и уважением пользовались монахи, аскетическая культура оказалась особенно близка народу. В монастырь уходили богатые и знатные люди того времени. Кроме того, монастыри всегда вели благотворительную работу.  Князья благоволили монастырям и освобождали их от податей. Не сохранилось точных сведений о том, кто стал первым Киевским митрополитом.

С XVI века считали, что им был Михаил I Сириянин, которого когда-то прислали для совершения Таинства Крещения над князем Владимиром. В Киеве он крестил местных жителей. Мощи митрополита Михаила хранились в Десятинной Церкви, но потом их перенесли в Великую Церковь Лавры.

Белое и черное духовенство

В Русской Православной Церкви всегда существовало белое и черное духовенство. К белому духовенству относятся священники, которые могут вступать в брак, а к черному — насельники монастырей, давшие обет безбрачия.

Белое духовенство многочисленно. Священники до начала служения могут завести семью, а могут избрать путь безбрачия. Черное духовенство — «уходит от мира» и отказывается от брака.

Иерархия белого духовенства

Стоит отметить, что иерархия духовенства появилась не с момента появления Церкви. На заре христианства все были равны. Постепенно стала очевидной необходимость разграничить церковные звания и чины. В Русской Православной Церкви нельзя сразу «придти на должность» Митрополита или Епископа. Такие звания надо заслужить. Подробнее о том, какую роль каждый чин духовенства играет в жизни Церкви мы расскажем в этой статье.

Во главе Русской Православной Церкви стоит Предстоятель — Патриарх Московский и всея Руси. Вместе со Священным Синодом он управляет церковными делами.

За несколько епархий сразу отвечает Митрополит. Епископы не принимают важные решения без ведома Митрополита.

У каждой епархии есть свой Архиерей, отвечающий за введенную ему область. Абсолютно все архиереи относятся к черному духовенству. Епископы отвечают за крупные епархии.

Далее по старшинству идут иереи и протоиереи. Протоиерей — иерей, получивший особую награду. Через таинство хиротесии иереи получают новый статус.

Существуют также диаконы и протодиаконы, помогающие иерею и протоиерею во время богослужения. Самостоятельно проводить богослужение диакон не может.

Таким образом, иерархия в белом духовенстве выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Архиерей/Епископ
  4. Иерей/протоиерей
  5. Диакон/протодиакон

Иерархия черного духовенства

В черном духовенстве свои правила:

Главой Церкви по-прежнему считается Патриарх. А главой нескольких епархий — Митрополит. Епархию может возглавлять епископ или архиепископ (для наиболее крупных епархий). Настоятелем крупного монастыря и высшим монашеским чином является Архимандрит.

Этот статус дается за особые заслуги перед Церковью. Избранный иеромонахами настоятель монастыря — это игумен. Интересно, что священник-вдовец тоже может стать архимандритом после монашеского пострига. Насельники монастрей — Иеродиаконы и иеромонахи.

Крещение Руси в 988 году и государство Русь

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Архимандрит/Игумен
  5. Иеродиакон/Иеромонах.

В Церкви есть и другие люди, принимающие участие в богослужении, но не относящие к духовенству:

  • Алтарник
  • Псаломщик
  • Пономарь
  • Чтец

Они не обладают благодатью священства.

В Церкви нет места конкуренции и разделения на высшие и низшие церковные чины говорит лишь об особых заслугах перед Богом, Церковью и людьми. Каждому в храме находится свое место. Послужить в храме в качестве чтеца или пономаря может каждый человек, приложив к этому усилия.

Часть духовнства также занимается окормлением определенной группы людей: военных, пациентов больниц и хосписов. Независимо от своей «специализации» и чина духовенство Русской Православной Церкви выполняет важные задачи.

Поскольку вы здесь

у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – обеспечивается доступ к лекарствам, дети-сироты обретают семьи, пересматриваются судебные дела, находятся ответы на сложные вопросы.

Правмир работает уже 15 лет – благодаря пожертвованиям читателей. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов, фотографов, редакторов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.

Пожалуйста, поддержите Правмир, подпишитесь на регулярное пожертвование. 50, 100, 200 рублей — чтобы Правмир продолжался. А мы обещаем не сбавлять оборотов!

Подписывайтесь на канал Правмира в Yandex.Zen

Источник: https://www.pravmir.ru/duchovenstvo/

Духовенство в России в XVII веке

XVII век стал временем оформления сословий в Русском государстве. Сложилась иерархическая система, в том числе и духовенства. Усиливается роль влияния церкви на государство. Оформлялись первые попытки ограничить духовную власть и подчинить светской.

Структура сословия

В XVII столетии духовенство считалось вторым по значимости среди всей  сословий. Могущественнее были лишь феодалы. Роль церковнослужителей была очень серьезной. Православие считалось одной из основ самодержавия, поэтому русские цари нуждались в поддержке церкви. В связи с этим предоставляли множество привилегий и во многом шли на уступки.

К этому времени духовенство было разделено на черное и белое. Последнее составляли священники, которые не принимали монешеский обет. Иными словами он имел право не соблюдать целибат, мог жениться и заводить детей. Представители черного духовенства — монахи, этой возможности лишались.

Подобное решение духовное лицо принимало самостоятельно и перед принятием сана окончательно утвердиться в своих намерениях. У каждой ветки имелись определенные права и обязанности. Белое духовенство по численности преобладало над черным.

Также к концу XVII века сложилась строгая иерархическая лестница в сословии.

Для белого духовенства она выглядит так:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Архиерей/Епископ
  • Иерей/протоиерей
  • Диакон/протодиакон.

Для черного:

  • Патриарх
  • Митрополит
  • Епископ
  • Архимандрит/Игумен
  • Иеродиакон/Иеромонах

В итоге, и белое, и черное духовенство подчинялись Патриарху. Он имел неограниченные права.

Права белого и черного духовенства

Священники имели право:

  • жениться и заводить семьи;
  • иметь личный дом и хозяйство;
  • служить в определенной церкви. В XVII веке очень часто служение в определенной церкви переходило по наследству от отца к сыну.

Права монахов:

  • проживать и трудиться на территории монастыря;
  • пользоваться общим имуществом, землями монастыря и крепостными. При принятии монашеского сана духовные лица жили в братии и не имели личных материальных или земельных благ.

Обязанности

Белое духовенство было обязано проповедовать слово Божье, нести его в массы. Иначе говоря, проводить службы в храме, беседовать с прихожанами. Также в обязанности священников входило проведение священных таинств.

В обязанности черного духовенство входило показывать пример служения Богу, которое было бескорыстно и добровольно. Монахи обрекали себя на аскетичный образ жизни с лишениями и постоянными молитвами.

Изменения в жизни духовенства в XVII веке

XVII век характеризуется усилением духовной власти. Цари с большим желанием прислушиваются к церкви. Растет и богатство монастырей. Владения и продукция которых не облагалась налогами со стороны государства. Но, несмотря на это, в 1649 году по Соборному Уложению создается специальный Монастырский Приказ, который служил высшим судебным органом над духовенством в Русском государстве. Таким образом, все судебные дела над служителями церкви осуществляли светские государственные органы.

Такое положение дел не совсем устраивало верхушку духовенства. Глава церкви начал борьбу за свои права. Здесь лидирующие позиции взял на себя Патриарх Никон, который был близок к царю Алексею Михайловичу. Глава церкви был человеком властным, мудрым и считал, что духовная власть должна стоять выше светской и не подчиняться ей. Патриарх начинает предпринимать радикальные меры. В 1650-х-60-х гг.

Никон проводит церковную реформу, которая внесла кардинальные изменения в устои церкви. Одним из результатов реформы стала отмена Монастырского приказа и возвращение суда над священниками в руки церкви. Кроме того, реформа привела к расколу внутри церкви — отделились старообрядцы во главе с Аввакумом. Последние были лишены всех прав и привилегий, отлучены от церкви и изгнаны из городов и деревень.

Никон хотел большего: подчинить государство церкви, но Алексей Михайлович дал понять Патриарху, что не доволен его дальнейшими действиями. В итоге, с Никона был снят сан Патриарха, и он вынужден был отправиться в ссылку.

Духовенство к концу XVII века

Духовное сословие к концу XVII столетия было одним из самых могущественных, богатых и многочисленных. По сути, церковь и монастыри жили по своим законам. Контроля со стороны государства над духовенством не существовало. Монастырский Приказ, единственное ограничение прав церкви, перестал существовать еще во время правления Алексея Михайловича. Но все же духовенство было вынуждено признавать верховенство светской власти.

  • Смолич И. К. История Русской церкви. 1700-1917. М., 1996. Ч. 1
  • Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII в. М., 2002

Источник: https://histerl.ru/lectures/17_vek/duhovenstvo-v-rossii-v-17-veke.htm

Духовенство: это что такое? Определение, церковная иерархия :

Духовенство – это что такое? Каждому человеку понятно, что слово это связано с религией, церковью. Но что конкретно подразумевается под духовенством, кто входит в него, чем отличаются друг от друга служители церкви и священнослужители, знают далеко не все. О том, что это – духовенство, мы и поговорим подробнее.

Православная церковная иерархия: духовные саны и чины по возрастанию + миряне, церковнослужители и священнослужители

Члены церкви разделяются на три чина:

  1. Священнический. Священнослужители имеют определенный сан. Сюда включается белое и черное духовенство. Белыми называют священников, которые имеют семью. К черным относятся служители, принявшие монашеский постриг. Архиереями могут быть только монахи.
  2. Монашеский. Монахи могут быть священниками, если будут рукоположены. Это только мужчины.
  3. Мирянский. Мирянами называют остальных членов церкви, которые не имеют никакого сана и не приняли постриг. Сюда включаются даже те люди, которые выполняют определенные обязанности в храме, например, поют на клиросе или понамарят.

«Титулы и должности в православной церкви»

В этом видеосюжете описаны православные чины.

Церковная иерархия

Само понятие «иерархия» в церкви имеет два значения:

  1. Небесная. Иерархическая лестница небесных сил, ангельского чина.
  2. Церковная. Священномучеником Дионисием Ареопагитом она была названа продолжением небесной. Священники, относящиеся к ней, имеют разделение на три степени и через богослужение передают благодать Господа чадам церкви.

Иерархия в православной церкви

Иерархия имеет степени, но в широком смысле этого слова она может также считаться клиром. Каждая ступень включает определенный духовный сан, имеющий свои особенности. Более наглядно иерархия изображена в таблице ниже, в которой звания расположены по возрастанию, третья степень – высшая:

Иерархические степени

Белое духовенство (женатые или в целибате)

Черное духовенство (монашествующие)

III Епископат (архиерейство)

 патриарх

митрополит

архиепископ

епископ

II Пресвитерство (иерейство)

протопресвитер

архимандрит

протоиерей

игумен

иерей

иеромонах

I Дьяконат

(пресвитер, священник)

протодьякон

архидьякон

дьякон

иеродьякон

Возведение человека на иерархическую ступень совершается через Таинство Священства.

Внутри степени чины разделяются по послушаниям, административными полномочиями, наличию заслуг или периоду служения.

Причт церковный

Понятие произошло от славянского слова «состав», глагола «причитать», т. е. причислять. Оно имеет два значения:

  1. Узкий смысл слова подразумевает собрание всех церковнослужителей низшего звена, которые не входят в три ступени иерархии священства.
  2. Широкий смысл обозначает собрание всех частей церкви: и священников, и причетников, которые вместе являются штатом храма.

Причетниками называют:

  • псаломщиков;
  • пономарей;
  • свещеносцев;
  • певцов.

Возведение на иерархическую ступень совершается через Таинство священства

До революции 1917 года в России причт был определен штатом, утверждался правящим архиереем и консисторией, имел зависимость от прихода:

  1. Приход до 700 человек мужского пола. Причт состоял из священника и псаломщика.
  2. На приходе более 700 душ:– священник, дьякон, псаломщик.
  3. Большие приходы в крупных городах с большим числом прихожан: несколько священников, дьяконов и причетников.

Чтобы составить новый причт или внести изменения в имеющийся штат, архиерей должен был получить разрешение синода.

Клир

С греческого это слово переводится как «жребий». Это говорит о том, что клирики занимают свои должности не просто так, а будучи выбранными, как в свое время святые апостолы выбрали по жребию Матфея.

Во времена Ветхого Завета клириками были первосвященники, священники и левиты. При этом имело большое значение происхождение человека. Так, первосвященниками могли быть только потомки Аарона. В Новом Завете критерий происхождения и национальности упразднен. В клир входят священнослужители, имеющие сан и церковнослужители – причетники.

Чины православной церкви

Первая ступень иерархии священнослужителей

Низшую ступень иерархии духовенства представляет дьяконат. Сюда могут входить представители и белого, и черного духовенства. В зависимости от этого меняется название сана. Обязанности дьякона: чтение Святого Писания, возглашение ектений, каждение.

По уставу, дьяконы являются помощниками священников. Они не имеют права самостоятельно совершать богослужения. Более того, они не могут без благословения облачаться в свое богослужебное одеяние. Это исключительно вспомогательная должность. Любые службы могут проходить без дьяконов. Это широко распространено в деревнях, где приходы малочисленные, равно как и клир.

Вторая ступень иерархии священнослужителей

Сюда относятся священники, иереи белого или черного духовенства. После их рукоположения и получение Божественной Благодати они имеют право служить Божественную литургию и совершать таинства и любые богослужения. Иереи не имеют права совершать Таинство Священства, т. е. рукополагать в священники, освящать миро и антиминсы. Это могут делать только епископы – представители третьей степени иерархии.

Если наличие дьякона на приходе не обязательно, то без иерея невозможно совершать никакие богослужения и таинства. Во время репрессий, когда церковь подвергалась гонениям, а священников, епископов, монашествующих ссылали в лагеря или расстреливали, советские безбожные власти называли их «церковниками». Уцелевшие храмы долгое время пустовали. Даже если миряне собирались на молитву, это не могло заменить литургию, которую имел право служить только иерей.

Третья ступень иерархии священнослужителей

Епископат включает в себя всех представителей третьей степени иерархии. Они имеют высшую степень благодати и могут совершать абсолютно все таинства, в том числе и рукоположение. Деление епископов проводится по административному старшинству, но по степени священства они все равны. Поэтому невозможно, чтобы архиепископ брал благословение у митрополита или патриарха.

ДиаконИерейЕпископ

Епископат состоит только из монашествующих, не имеющих попечения о собственных семьях. Особенность деления состоит в следующем:

  • епископы или архиепископы управляют епархией, куда по административному территориальному делению входит несколько районов области;
  • митрополитов ставят в управление митрополией – крупным городом;
  • патриарх является предстоятелем всей автокефальной церкви.

Патриарх – первый среди равных, он не имеет особой, высшей благодати и сам является епископом. Патриарх не является главой церкви. Одна из отличительных черт католической организации заключается в наделении Папы непогрешимостью и главенства над всем католическим миром.

В католицизме папа считается наместником Бога на земле, что является ересью. В православии глава церкви – Христос.

Источник: https://MoiMolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnaya-tserkovnaya-ierarhiya-3530/

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Притча о том зачем смерти коса
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва когда рожает дочь

Закрыть