Что стало с константинополем

Адрианополь наш! Почему русская армия не взяла Константинополь

что стало с константинополем

Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Константинополь-Царьград был у ног русской армии. Войск у турок больше не было. Дибич разметал турок в Болгарии, Паскевич – на Кавказе. Русский флот мог высадить десант в Босфоре. Султан умолял о мире. Ещё 2-3 перехода, и Константинополь мог бы стать русским. Но этому не суждено было произойти (как и позднее, в 1878 году).

Русское правительство не посмело пойти против своих «западных партнеров». Освободить Болгарию и повесить щит Олега на вратах Царьграда.
Боевой эпизод Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. Г. Ф. Шукаев

Блестящий марш русской армии на Балканах и победы на Кавказе не привели к такой же политико-дипломатической победе. Россия в переговорах проявила крайнюю умеренность.

Петербург не использовал исключительно выгодное положение, созданное усилиями русской армии и флота.

Сражение у Сливно

После захвата Ямболя армия Дибича расположилась на южном склоне Балкан, на фронте от Ямболя до Бургаса. Левый русский фланг был обеспечен господством флота на море. Русский флот укрепил положение русской армии на побережье. 21 и 23 июля высаженный с кораблей русский десант под началом подполковника Бурко захватил города Василик и Агатополь. Большая часть приморской Болгарии оказалась под контролем русских вооруженных сил.

Для защиты тыла армии в центре и на правом фланге со стороны Шумлы и для связи с придунайской Болгарией русские войска заняли три прохода через Балканские горы. В конце июля 1829 года русская армия получила подкрепления. Однако новые части до прибытия на фронт понесли такие большие потери от эпидемии, что немногим усилили Забалканскую армию. В конце июля у Дибича в Айдосе было около 25 тыс. бойцов.

Остальные силы были связаны охраной тыла, занятых крепостей и наблюдением за Шумлой. Дибич, несмотря на малочисленность русской армии для такой операции, решил развить наступление на Адрианополь – вторую столицу Османской империи. Это была последняя сильная крепость османов на пути в Константинополь. Движение к Адрианополю было естественным продолжением Забалканского похода. Однако перед броском на Адрианополь необходимо было разбить турков у Сливно.

Турецкое командование ещё надеялось остановить русских у Сливно. Город был хорошо укреплен, здесь расположился корпус Халил-паши, усиленный местными войсками. Он ждал прибытия великого визиря с подкреплениями. Русская армия не могла наступать на Адрианополь, пока на фланге стоят значительные силы противника. Дибич решил упредить врага и уничтожить корпус Халил-паши.

Он соединил войска 6-го и 7-го корпусов, усилил их 5-й пехотной дивизией из состава 2-го корпуса, и поспешил к Сливену. Сражение произошло 31 июля 1829 года. По данным нашей разведки основные силы Халила-паши располагались в походном лагере перед городом на Ямбольской дороге. Дибич направил часть сил в обход основных сил противника, чтобы захватить сам город и перерезать врагу пути отхода.

Другая часть армии быстро наступала по дороге, с помощью артиллерии и кавалерии сметая передовые отряды врага. В такой ситуации Халил-паше надо было бежать или драться в окружении. Русские войска на правом фланге обошли противника и вышли к городу. Здесь они встретили противодействие вражеской артиллерии. Русский главнокомандующий бросил в бой 19-ю артиллерийскую бригаду.

Русские артиллеристы по меткости огня сильно превосходили противника, поэтому турки быстро бросили позиции и вывезли орудия в город. Преследуя врага, батальоны 18-й пехотной дивизии ворвались в Сливен. Халил-паша, как и предполагалось, бросил ямбольские укрепления. Турецкие войска бежали по ещё свободным дорогам. Русскими трофеями стали 6 знамен и 9 пушек. Таким образом, попытки турецкого командования остановить движение русской армии к Адрианополю провалились.

У Айдоса, Ямболя и Сливно турецкие корпуса последовательно были разбиты и рассеяны. Великий визирь, находясь в Шумле, ослабил свою армию выделением отдельных отрядов, потеряв возможность к активным действиям и связь с Константинополем. Русский главнокомандующий Дибич, обеспечив свой тыл и правый фланг, теперь мог спокойно идти на Адрианополь. Хотя войск у него по-прежнему было мало.

Адрианополь наш!

Дибич мог подождать и пополнить армию идущими в Болгарию резервами. Но, учитывая факт стягивания турецких войск к Адрианополю, и быстрое строительство новых укреплений, наш главнокомандующий предпочёл быстроту и натиск, по заветам Суворова. Дав войскам один день отдыха, 2 августа 1829 года Дибич продолжил наступление. Несмотря на отсутствие сопротивления противника, поход был тяжелым. Стояла жара.

Наши войска, непривычные к таким условиям, сильно страдали. Отступающие турецкие войска портили по пути колодцы, забрасывали их трупами животных. Встречавшиеся ручьи пересохли от жары. Болезни косили солдат. В итоге каждый переход походил на сражение – численность армии постоянно сокращалась. За шесть дней войска прошли 120 верст и 7 августа вышли к Адрианополю. У Дибича осталось всего 17 тыс. бойцов.

Дибич с начальником штаба Толем выехали на рекогносцировку, планируя на следующий день пойти на штурм города. Это был великий день. Со времен князя Святослава русские дружины не стояли у стен Адрианополя. Тем временем турки собрали в Адрианополе значительные силы: 10 тыс. регулярной пехоты, 1 тыс. конницы, 2 тыс. ополченцев. Кроме того, стены города могли защищать 15 тыс. вооруженных горожан.

Местность у города была пересеченной, что ухудшало возможности атаки, имелись старые укрепления. В городе было много больших каменных зданий, удобных для обороны. Русская армия не имела сил для полноценной блокады, а решительный штурм при мощной сопротивлении врага мог закончиться провалом. Затягивать осаду Адрианополя было опасно. Русские войска косила эпидемия. Султан Махмуд II призвал для защиты Константинополя войска из Македонии и Албании.

Проявлять осторожность в этой ситуации было нельзя, это показывало слабость армии. Только решительность и быстрота могли привести к победе. Оценив обстановку, Дибич всё сделал правильно. Русские войска приготовились к наступлению. 2-й корпус был в первой линии, 6-й корпус – во второй, 7-й – в резерве. Казаки передового отряда генерала Жирова заняли дозорами высоты вокруг города. Донской казачий полк полковника Ильина занял дорогу на Константинополь.

Прорыв русских через Балканы, поражение турецких отрядов у Айдоса и Ливны парализовали волю османов к сопротивлению. Они были ошеломлены и растеряны. Дибич, без паузы начав движение малочисленной армию к Адрианополю, ещё больше испугал османов. Они были уверены в силе русских. Такой угрозы османы ещё не знали в истории войн, которые они вели в Европе.

Турецкие командиры и начальники растерялись, отдавали противоречивые приказы, и подготовиться к обороне не смогли. Войска парализовала апатия, среди горожан началась паника. Уже вечером 7 августа турецкие командиры Халил-паша и Ибрагим-паша предложили обсудить условия сдачи.

Дибич под угрозой скорого и решительного штурма предложил сложить оружие, сдать все знамена, пушки, всё армейское имущество. На этих условиях туркам разрешали покинуть Адрианополь, но уйти не в Константинополь (там они могли усилить тамошний гарнизон), а в другую сторону.

Русский главнокомандующий дал османам 14 часов на размышление. Утром 8 августа русские войска начали движение на Адрианополь двумя штурмовыми колоннами. Первую вёл Дибич, вторую Толь, резерв возглавлял Ридигер. Но штурма не было.

Турецкие командиры дали согласи сдать город на условии свободного прохода войск без оружия. Они ушли в западном направлении.

Таким образом, 8 августа 1829 года русская армия заняла Адрианополь. Русским достались богатые трофеи – 58 пушек, 25 знамен и 8 бунчуков, несколько тысяч ружей.

Нашей армии досталось большое количество различных припасов и имущества – Адрианополь был одной из тыловых баз турецкой армии. Падение Адрианополя произвело огромное впечатление не только на Константинополь, но и на Западную Европу. В турецкой столице был шок и паника.

От Адрианополя до Константинополя была прямая дорога, и русские могли довольно быстро выйти к сердцу Османской империи.

Константинополь у ног русской армии

Источник: https://topwar.ru/159782-adrianopol-nash-pochemu-russkaja-armija-ne-vzjala-konstantinopol.html

Падение Константинополя — кратко

что стало с константинополем

Восточная империя пережила свои лучшие годы на рубеже тысячелетий. Период, называемый золотым веком (с 867 по 1025 гг.), начался в момент вступления на престол Василия I, убившего императора Михаила III. Для Византии эта эпоха длилась недолго, около 200 лет. Статья кратко познакомит с упадком и падением этой великой некогда империи.

Положение Византии на момент падения.

Византийская империя неоднократно переживала критические моменты во время крестовых походов. Однажды в 1204 году Константинополь уже был захвачен крестоносцами, но вскоре византийцы сумели освободить свою столицу. Поддерживаемая силами христианской Европы, она еще на протяжении нескольких столетий была плацдармом христианства.

Но в XV веке от Византии осталась только тень от своей былой славы.

Останки когда-то величественной Византии сводились к частям сохраненной стены столицы. Попытка получить помощь Запада за цену церковной унии, заключенный во Флоренции в 1439 году не дала никаких результатов.

Империя не могла уже рассчитывать на помощь извне, а только на собственные слабые силы.

Константин XI – последний император империи – пришел к власти в 1448 году. После вступления на византийский престол понимал всю серьезность угрозы. Византия была практически окружена территориями османскими. Вновь избранный султан Мехмед II стремился к окончательному решению византийской проблемы. По его приказу было начато в 1452 году строительство крепости Румели Хисары на европейском берегу Босфора.

Захват и разгром Константинополя.

В 1453 году султан Мехмед II во главе военно-морских и сухопутных сил приступил к осаде Константинополя. Часть османской армии численностью 80 000 человек, под командованием султана Мехмеда Фатиха вступает в действие.

Число защитников было невероятно мало, по мнению многих свидетельств, оно не превышала 8 тысяч, из которых 2 или 3 тысячи составляли итальянцы и другие иностранцы.

А армия Мехмеда II насчитывала более 160 тысяч регулярного войска, имела огромную артиллерию, работающую с невиданной ранее силой и делающей день за днем бреши в стенах защиты. По словам византийского историка Критовулоса, честь разработки нового минометного шара дальнего действия в этой осадной войне принадлежал Мехмеду.

Византийская армия во главе с императором Константином была окружена в небольшой сельской местности. Позже император Константин XI пал в бою. Почти 2 месяца длилась осада Константинополя, бои на суше, в море и даже были ожесточенные столкновения под землей, так как турки пробрались в канализационные туннели.

После 53 дней город был завоеван турками. Столица империи была разграблена и опустошена. Было уничтожено множество бесценных произведений искусства. Часть населения убили или продали в рабство. Победоносный султан вошел в завоеванный город, который стал столицей Османской Империи.

Султан в подтверждение своей мощи въехал верхом в Собор Святой Софии, который помнил времена императора Юстиниана Великого. Храм был обращен в мечеть. Тысячелетняя империя упала бесповоротно. На развалинах Константинополя вырос Стамбул. На развалинах Восточной Империи – Османская Империя.

Одновременно турки получили в свое распоряжение восточную часть бассейна Средиземного моря и начали завоевание Европы, остановить которое смог Ян III Собеский под Веной в 1683 году. Крах Константинополя произвел огромное впечатление на современников. Особенно потрясло сознание тогдашней Европы, привыкшей к существованию двух голов императорского Орла, то, что одна из них была отрезана.

К падению Византийской империи привело несколько причин. Одной из главных были завоевания Османами и захват их земли византийцев. Еще одной важной причиной были внутренние споры, которые на протяжении многих веков преследовали империю. Императоры вместо того, чтобы сосредоточиться на устранении внешней угрозы предпочли бороться друг с другом. Очень хорошим примером является борьба между дедушкой и внуком.

Здесь речь идет об императора Андронике II, свергнутым собственным внуком в 1328 году. Следующим примером сражений за власть было соперничество между Иоанном V и Иоанном Кантакузеном. Третья причина заключалась в недоверии византийцев к западу. После последнего крестового похода жители империи видели в западе все самое худшее, любые попытки примирения успехом не увенчались. Кроме того, падению способствовала экономика.

Увеличилось налоговое давление на крестьян, которые все больше и больше использовались аристократией.

: Навигация сайта

Источник: https://www.istmira.com/drugoe-srednie-veka/16084-padenie-konstantinopolja-kratko.html

Где находился Константинополь? Как сейчас называется Константинополь?

что стало с константинополем

Легендарный город, сменивший множество названий, народов и империй Вечный соперник Рима, колыбель православного христианства и столица империи, просуществовавшей века На современных картах этот город вы не найдете, тем не менее он живет и развивается. Место, где находился Константинополь, расположено не так уж и далеко от нас. Об истории этого города и его славных легендах поговорим в этой статье.

Возникновение

Осваивать земли, находящиеся между двух морей – Черного и Средиземного, люди стали в VII веке до н.э. Как говорят греческие тексты, на северном берегу Босфорского пролива обосновалась колония Милета. Азиатский берег пролива обжили мегарцы.

Два города стояли друг напротив друга – в Европейской части стоял милетский Византий, на южном берегу – мегарский Калхедон. Такое положение населенного пункта позволяло контролировать Босфорский пролив.

Оживленная торговля между странами Черного и Эгейского моря, регулярные потоки грузов, торговые корабли и воинские экспедиции обеспечивали таможенными сборами оба этих города, которые вскоре стали одним целым.

Так, наиболее узкое место Босфора, позже названное бухтой Золотого Рога, и стало той точкой, где находится город Константинополь.

Попытки захватить Византий

Богатый и влиятельный Византий привлекал внимание многих полководцев и завоевателей. Около 30 лет во времена завоевательных походов Дария, Византий находился под владычеством империи персов.

Поле относительно спокойной жизни на протяжении сотни лет к его вратам подошли войска царя Македонии – Филиппа. Несколько месяцев осады закончились безрезультатно.

Предприимчивые и богатые горожане предпочитали платить дань многочисленным завоевателям, нежели вступать в кровопролитные и многочисленные сражения. Покорить Византий удалось другому царю Македонии – Александру Великому.

После того как империя Александра Македонского была раздроблена, город попал под влияние Рима.

Христианство в Византии

Римские и греческие исторические и культурные традиции были не единственными источниками культуры будущего Константинополя. Возникнув на восточных территориях Римской империи, новая религия, как пожар, охватила все провинции Древнего Рима.

Христианские общины принимали в свои ряды людей различной веры, с различным уровнем образования и дохода. Но уже в апостольские времена, во втором веке нашей эры, появились многочисленные христианские школы и первые памятники христианской литературы.

Многоязычное христианство постепенно выходит их катакомб и все громче заявляет о себе миру.

Императоры-христиане

После разделения огромного государственного образования восточная часть Римской империи стала позиционировать себя именно как христианское государство. Император Константин принял власть в древнем городе, назвав его Константинополем, в свою честь.

Были прекращены преследования христиан, храмы и места поклонения Христу стали почитаться наравне с языческими святилищами. Сам Константин принял крещение на смертном одре в 337 году. Последующие императоры неизменно укрепляли и защищали христианскую веру. А Юстиниан в VI в. н.э.

оставил христианство единственной государственной религией, запретив древние обряды на территории Византийской империи.

Храмы Константинополя

Государственная поддержка новой веры положительно сказалась на жизни и государственном устройстве древнего города. Земля, где находился Константинополь, полнилась многочисленными храмами и символами христианской веры. В городах империи возникали храмы, проводились богослужения, привлекая в свои ряды все новых и новых адептов. Одним из первых знаменитых соборов, возникших в это время, стал храм Софии в Константинополе.

Храм Св. Софии

Основателем его был Константин Великий. Это имя было широко распространенным в Восточной Европе. Софией звали христианскую святую, жившую во II веке н.э. Иногда так называли Иисуса Христа за мудрость и ученость.

По примеру Константинополя, первые христианские соборы с таким именем распространились по всем восточным землям империи. Сын Константина и наследник Византийского трона, император Констанций, перестроил храм, сделав его еще красивее и просторней.

Сто лет спустя, во время несправедливых гонений на первого христианского богослова и философа Иоанна Богослова, храмы Константинополя были уничтожены мятежниками, а собор Св. Софии сгорел до основания.

Возрождение храма стало возможным лишь при правлении императора Юстиниана.

Новый христианский владыка возжелал отстроить собор. По его мнению, Святая София в Константинополе должна почитаться, а посвященный ей храм обязан превзойти своей красотой и величием любое другое сооружение данного рода во всем мире.

Для возведения подобного шедевра император пригласил знаменитых архитекторов и строителей того времени – Амфимия из города Тралл и Исидора из Милета. В подчинении зодчих трудились сто помощников, а в непосредственном строительстве были заняты 10 тыс. человек.

К услугам Исидора и Амфимия были самые совершенные строительные материалы – гранит, мрамор, драгоценные металлы. Строительство длилось пять лет, и результат его превзошел самые смелые ожидания.

По рассказам современников, съезжавшихся в место, где находился Константинополь, храм царил над древним городом, как корабль над волнами. На удивительное чудо съезжались посмотреть христиане со всех концов империи.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как узнать своего святого покровителя

Ослабление Константинополя

В VII веке на Аравийском полуострове возникло новое агрессивное исламское государство — Арабский халифат. Под его давлением Византия потеряла свои восточные провинции, а европейские области постепенно завоевывались фригийцами, славянами, болгарами. Территория, где находился Константинополь, неоднократно подвергалась нападению и обкладывалась данью. Византийская империя утрачивала свои позиции в Восточной Европе и постепенно приходила в упадок.

в 1204 году войска крестоносцев в составе венецианской флотилии и французской пехоты взяли Константинополь в многомесячную осаду. После продолжительного сопротивления город пал и был разграблен захватчиками.

Пожары уничтожили множество произведений искусства и памятников архитектуры. На месте, где стоял многолюдный и богатый Константинополь, находится нищая и разграбленная столица Ромейской империи.

В 1261 году византийцы смогли отбить Константинополь у латинян, но вернуть городу былое величие уже не удалось.

Оттоманская империя

К XV веку Оттоманская империя активно расширяла свои границы на европейских территориях, насаждая ислам, мечом и подкупом присоединяя к своим владениям все новые и новые земли. В 1402 году турецкий султан Баязид уже пробовал взять Константинополь, но потерпел поражение от эмира Тимура. Разгром при Анкере ослабил силы империи и продлил спокойный период существования Константинополя еще на полвека.

В 1452 году султан Мехмед 2 после тщательной подготовки приступил к захвату столицы Византийской империи. Предварительно он позаботился о захвате более мелких городов, окружил Константинополь своими союзниками и начал осаду. В ночь на 28 мая 1453 город был взят. Многочисленные христианские храмы превращались в мусульманские мечети, лики святых и символы христианства исчезали со стен соборов, а над Св. Софией взлетел полумесяц.

Византийская империя прекратила свое существование, а Константинополь стал частью Османской империи.

Правление Сулеймана Великолепного подарило Константинополю новый «Золотой век». При нем возводится мечеть Сулеймание, которая становится символом для мусульман, таким же, каким оставалась Св. София для каждого христианина. После смерти Сулеймана Турецкая империя на протяжении всего своего существования продолжала украшать древний город шедеврами зодчества и архитектуры.

Метаморфозы имени города

После захвата города турки не стали официально его переименовывать. Для греков он сохранил свое название. Наоборот, из уст турецких и арабскими жителями все чаще стало звучать «Истанбул», «Станбул», «Стамбул» – так все чаще стал именоваться Константинополь. Сейчас называется две версии происхождения этих имен.

Первая гипотеза утверждает, что это название — плохая калька греческой фразы, в переводе означающей «иду в город, иду к городу». Другая теория опирается на название Исламбул, что в переводе означает «город ислама». Обе версии имеют право на существование. Как бы там ни было, название Константинополь используется по-прежнему, но в обиход входит и прочно укореняется и имя Стамбул.

В этой форме город и попал на карты многих государств, в том числе и России, но для греков он по-прежнему именовался в честь императора Константина.

Современный Стамбул

Территория, где находится Константинополь, сейчас принадлежит Турции. Правда, звание столицы город уже утратил: по решению турецких властей столица в 1923 году была перенесена в Анкару. И хотя Константинополь сейчас называется Стамбулом, для многих туристов и гостей древний Византий по-прежнему остается великим городом с многочисленными памятниками архитектуры и искусства, богатый, по-южному гостеприимный, и всегда незабываемый.

Источник: https://FB.ru/article/181677/gde-nahodilsya-konstantinopol-kak-seychas-nazyivaetsya-konstantinopol

равноапостольный Константин Великий

равноапостольный Константин Великий (272–337)

День памяти: 21 мая (3 июня)

Константин, названный Великим за выдающиеся исторические заслуги, родился в эпоху гонений на Церковь Христову (предположительно около 280-285 годов). Его отец, цезарь Констанций Хлор, был властителем в Галлии и Британии. Мать, Елена, вела христианскую жизнь (впоследствии она была прославлена в лике святых).

В отличие от других представителей высшей титулованной знати, отец Константина относился к христианам более чем сдержанно. В той части империи, которой он руководил, не осуществлялось гонений на Церковь, как в прочих областях.

После смерти Констанция Хлора, в 306 году Константин, при содействии армии, был провозглашен императором. Ко христианам он относился не менее терпимо, чем его отец. По свойственному ему складу мышления он хорошо понимал, что среди них есть честные и доблестные люди, и что принадлежность ко христианству не означает враждебности по отношению к властям.

Взойдя на престол, Константин столкнулся с противодействием могущественных противников: Максимиана и Максентия. Руководствуясь личными и политическими интересами, он вынужден был вести с ними брань.

Став единовластным правителем Западной части империи, в 313 году Константин издал эдикт о веротерпимости, вошедший в историю под названием «Миланский». Согласно этому (исключительному по важности) документу, деятельность Церкви переставала артикулироваться как противозаконная и больше не подлежала преследованию.

Разумеется это не значило, что христианство тут же переходило в статус государственной религии. Вместе с тем это факт ознаменовал торжество высшей справедливости: христиане получили выстраданное право исповедовать свою веру открыто.

Кроме того Константин запретил своей властью казнь через распятие и наделил Церковь особыми гражданскими правами.

После того как он окончательно одержал верх над враждовавшим против него Ликинием, в 324 году, его власть распространилась по всей территории Римской империи. Тогда же по всей территории распространилось и действие Миланского эдикта.

Согласно твёрдому преданию, перед одним из решающих сражений Константин увидел на небе знамение Креста и вместе с тем надпись: «сим побеждай». После этого случая, ночью, в сонном видении, Господь явился ему и открыл, что через сие знамение тот сокрушит неприятеля.

На следующий день, по приказу Константина, увиденный символ был изображен на воинских знаменах (по некоторым данным, на щитах). И действительно, Промыслом Божьим армия Константина Великого одолела врага.

С тех пор это изображение стало одним из наиболее ярких символов Христа и Его Крестной Жертвы.

Дальнейшая деятельность

Став полновластным монархом, Константин провел ряд важных преобразований. Избавив империю от преобладания языческих культов, он перенес столицу с Запада на Восток. Это соответствовало стратегическим замыслам.

Кроме того, образование новой столицы символизировало начало нового исторического этапа в жизни империи. Местом был выбран древний город Византий, располагавшийся на побережье Босфора. Он был серьёзно расширен и укреплен. Новая столица получила название «Константинополь».

Со временем Константинополь превратился и в центр Православной культуры.

Несмотря на то, что сам Константин не торопился с принятием Святого Крещения, он всячески покровительствовал Церкви. Можно сказать, что при нём христианство стало играть приоритетную роль не только в религиозной сфере, но и на политической арене, например, сплачивая и объединяя народ.

По инициативе императора Константина и его матери, царицы Елены, последняя лично отправилась в Иерусалим с целью найти Святой Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос. Отправляя царицу в дорогу, Константин наделил её необходимыми полномочиями и материальными средствами. При содействии Божьем в 326 году Крест Господень был обнаружен.

Вообще же стараниями Константина и Елены святые места, связанные с жизнью и деятельностью Спасителя, освобождались от следов идолопоклонства, а на наиболее памятных из них возводились христианские храмы.

Роль императора Константина в созыве и организации Первого Вселенского Собора

Распространение ересей, начавшееся с первых времен существования Церкви, в эпоху гонений, не прекратилось и после того, как христианство вздохнуло свободно. Особую значимость в царствование императора Константина приобрела ересь Ария, александрийского пресвитера.

В своё время этот пастырь, побуждаемый честолюбием, вступил в спор с епископом Александром и оклеветал его, обвинив, будто он извращает учение о Боге. Очень быстро из клеветнической критики сформировалось ложное учение, согласно которому отрицалось единосущие Сына Отцу, причём Сын признавался не порождением, а творением Бога Отца.

Несмотря на кажущуюся очевидность нелепости нового учения вскоре оно распространилось и за пределами Александрии. Вокруг Ария стали собираться сторонники, в том числе девы, диаконы, священники, архиереи. Ситуация становилась тем напряжённей, чем сильнее множились проповедники этой хулы. Помимо прочего резкому увеличению числа еретиков способствовало отсутствие чётко выработанной богословской терминологии.

На созванный в Александрии Поместный Собор, осудивший Ария, обличивший его лжеучение, еретики ответили Собором в Вифинии, признавшим Ария осужденным безвинно.

Император Константин, получив весть о нарастании споров, сильно опечалился и счёл своим долгом вмешаться в ситуацию лично. Волнения в Церкви беспокоили его и как государя, и как сочувствующего христианству. И он послал в Александрию Осию Кордубского с увещевательным письмом. Однако данная мера не вразумила еретиков. В добавление к этим внутренним трудностям прибавились другие.

https://www.youtube.com/watch?v=dkShRaW5_K0

И тогда движимый желанием разрешить нарастающие в Церкви проблемы царь, по совету епископов, принял решение созвать Собор. Предстоятелям всех Церквей было предписано прибыть в Никею.

Таким образом, в 325 году состоялся Первый Вселенский Собор. Он объединил 318 архиереев. После продолжительных дискуссий Собор подтвердил единосущность Отца и Сына, сформулировал Символ веры (которой был дополнен и доработан на Втором Вселенском Соборе) и осудил учение о творении Сына Отцом.

Арий и епископы, отказавшиеся подписаться под соборным определением, были отправлены в ссылку.

Деятельность императора Константина после Вселенского Собора

Несмотря на принятые отцами Собора решения, арианские брожения не прекратились. Причем на почве этого учения определились различные направления ереси: радикальные и более умеренные.

В 328 году умер Александр Александрийский и Александрийскую кафедру занял Афанасий Великий. Верный сторонник чистоты Православных идей, человек святой жизни, он вел с арианством непримиримую борьбу.

Не имея возможности остановить Афанасия с помощью догматических аргументов, поборники еретиков воспользовались старым проверенным средством и начали строить интриги.

Святителя стали обвинять: то якобы, ворвавшись в храм, он опрокинул чашу со Святой Кровью; то будто бы отправил ящик с золотом некоему узурпатору Филумену.

В 332 году Афанасий был вызван к императору. Однако после беседы со святителем Константин отозвался о нём добрым словом.

В 335 году, связанным с приближеннием тридцатилетия царствования Константина и завершением строительства над Гробом Господним базилики, император созывал епископов в Иерусалим. Однако перед этим им предстояло собраться в Тире на Собор. Царь желал, чтобы на этом Соборе установилось, наконец, умиротворение. Туда же, по внушению Константина, надлежало явиться и Афанасию Великому.

На этом Соборе против него было выдвинуто новое обвинение, несколько странное, будто бы он, убив епископа Арсения, оставил его руку для волхвования. Удалившись из Тира, Афанасий добрался до Константинополя, добился встречи с Константином и указал ему на ничтожность возводимых обвинений.

К сожалению, во время правления Константина арианство так и не было истреблено.

В конце земной жизни император принял Святое Крещение. В 337 году, в день Пятидесятницы, он тихо отошёл ко Господу.

От него до нас дошли: Миланский эдикт о свободе христианской веры, Послание к епископу Александру и пресвитеру Арию, Послание к Александрийской церкви против Ария, Речь Императора Константина святому собору, Речь вторая Императора Константина святому собору, Отрывок из увещательной речи к епископам пред отправлением их из Никеи после собора, Послание из Никеи к епископам, не присутствовавшим на соборе, Послание к никодимийцам против Евсевия и Феогниса и пр.

Тропарь равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 8

Креста Твоего образ на Небеси видев и, якоже Павел, звание не от человек прием, в царех апостол Твой, Господи, Царствующий град в руце Твоей положи, егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак равноапостольным царю Константину и царице Елене, глас 3

Константин днесь с материю Еленою Крест являют, всечестное древо, всех убо иудеев посрамление суще, оружие же на противныя верных людей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Молитва равноапостольным царю Константину и царице Елене

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие.

Начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детем послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий.

Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца и Сына и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Velikij/

Разрыв отношений РПЦ и Константинополя: все, что нужно знать

Русская православная церковь (РПЦ) решила полностью прекратить евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом, а позже объявила, что ее прихожане больше не смогут молиться и причащаться в храмах Константинопольской церкви

Глава РПЦ Кирилл на мессе в его честь в церкви Дионисия Ареопагита в Афинах Max D. Gyselinck / News Pictures / East News

11 октября Священный синод Константинопольского патриархата объявил, что предоставит автокефалию Украинской православной церкви (УПЦ), откроет в Киеве ставропигии (организацию или монастырь прямого подчинения) Константинопольского патриарха.

Автокефалия подразумевает, что Украинская церковь станет административно независимой от РПЦ, за ней будет закреплена каноническая территория, где другие церкви не смогут присутствовать.

Константинополь восстановил в церковных чинах «лидеров украинского раскола и их последователей». Отменено действие соборной грамоты Константинопольского патриархата 1686 года, которая касалась передачи Киевской митрополии в состав Московского патриархата. Вселенский патриархат снял анафему с двух украинский церквей.

РПЦ назвала эти решения «беззаконными и канонически ничтожными». 15 октября Русская церковь полностью прекратила евхаристическое общение с Константинопольским патриархатом. Белорусская православная церковь поддержала РПЦ.

Евхаристическое общение — возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. Для православных церквей наличие этого общения — единственный явный признак единства во Вселенской православной церкви, так как автокефальные церкви административно, экономически, юридически независимы.

При этом, по мнению пресс-секретаря Патриарха Московского и всея Руси Александра Волкова, конфликт между РПЦ и Вселенским патриархатом нельзя называть Великим расколом.

Наказания за молитвы

Теперь РПЦ не будет участвовать в сослужении с клириками Константинопольской церкви, а прихожанам нельзя участвовать в таинствах в храмах Константинопольского патриархата.

За молитву в «запретных» храмах Константинопольского патриархата священнослужителей РПЦ ждет наказание. Верующие будут обязаны покаяться на исповеди в непослушании церкви.

Какие церкви «запрещены»

Таким образом, прихожане РПЦ больше не смогут молиться и причащаться в храмах на Афоне. Афон или Святая гора — это 20 православных монастырей, которые находятся под управлением Константинопольского патриарха. Это одно из главных святых мест для православных.

Для прихожан и священнослужителей РПЦ «под запретом» оказались все храмы Константинопольской церкви. Секретарь Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук уточнил, на каких именно популярных туристических направлениях они расположены. В Турции это все действующие храмы Стамбула и единственный действующий храм в Анталии. В Греции — на Крите и на островах Додеканеса, расположенных в юго-восточной части Эгейского моря, самый крупный из них — Родос.

Назначения новых епископов РПЦ

16 октября Священный Синод РПЦ поменял местами некоторых епископов, которые управляли ее приходами в Европе и США. Управляющего Патриаршими приходами в США епископа Иоанна (Рощина) переводят в Италию. Временное управление приходами В США поручили епископу Сурожскому Матфею. Он руководит епархией Русской церкви в Британии.

Реакция

Пресс-секретарь Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий (Иван Зоря) обвинил РПЦ в самоизоляции и повторении политики Кремля.

«Синод МП (Московского патриархата — «Сноб») повторяет политику Кремля — самоизоляция в ответ на законные решения международного сообщества. Патриарх Кирилл с 1991 года лично стал архитектором разделения Украинской церкви.

Поэтому ему трудно признать вину за 27 лет ложной деятельности, которая затянула православных в конфликт», — написал он на своей странице в фейсбуке.

Предпосылки

В решении Синода РПЦ по прекращению евхаристического общения указано, что Архиерейский собор РПЦ еще в 2008 году призывал Константинопольский патриархат «воздержаться от шагов, которые способны подорвать единство Православной церкви».

В Русской церкви считают, что Константинополь присвоил себе полномочия отмены судебных и иных решений других поместных православных церквей. Это, заявляют в РПЦ, «лишь одно из проявлений нового ложного учения, провозглашаемого ныне Константинопольской церковью и приписывающего патриарху Константинопольскому права «первого без равных» (primus sine paribus) со вселенской юрисдикцией».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое лития в православии простым языком

Источник: https://snob.ru/news/166989/

Константинополь не наш: почему Россия отказалась от «города на Босфоре»

А что если?.. Таким вопросом мы часто задаемся в быту, но почему-то считается неэтичным пытаться ответить на него применительно к историческим процессам. Хотя иногда очень бы хотелось представить, что бы могло случиться, если бы все сложилось иначе, чем оно сложилось по факту.

Ну вот, скажем, у русских войск не единожды была возможность занять Константинополь. Была она и при Екатерине Великой, и при Александре Освободителе, и при Николае II. Но каждый раз ее реализация срывалась по самым различным внешним и внутренним причинам.

Чтобы понять, почему Константинополь (ныне Стамбул) так и не стал российским, достаточно просто прикинуть, что могло бы случиться, прими Екатерина Великая и Александр II иное решение.

С Николаем II все несколько сложнее — его слабое царствование было изначально обречено вне зависимости от того, рискнул бы он пойти на войсковую операцию на Босфоре или нет. Однако вернемся к нашим гипотетическим сценариям.

Возможное вмешательство Запада

Основным сдерживающим фактором, не дающим России, даже при наиболее благоприятном стечении обстоятельств (а такие были), установить контроль над Босфором и Дарданеллами и вывести Черноморский флот на средиземноморский простор, была угроза конфликта с западными странами. Причем, как показала Крымская война, опасения эти были отнюдь не беспочвенными.

Примерно этого ожидала Екатерина II, несмотря на революцию во Франции, и уже нисколько в этом не сомневался Александр II. Печальный пример отца Николая I, не успевшего уклониться от прямого столкновения с коалицией западных стран, был у него перед глазами.

При Николае II, казалось бы, ситуация наконец благоволила к осуществлению операции на Босфоре — Запад впервые был расколот на две коалиции, которые сцепились между собой. Но вместо этого слабый и бездарный самодержец зачем-то позволил втянуть свою страну в чуждую ее интересам глобальную драку.

Если страны Запада в ходе Первой мировой войны мечтали о дележе всего мира, то царское самодержавие позволяло себе максимум где-то в глубине двора погрезить об «освобождении храма Святой Софии». Тоже, конечно, вполне себе империалистический план, учитывая, что имелась в виду столица другого государства, хотя и куда более скромный, чем у союзников и противников по Первой мировой.

Кстати, ни в планы Антанты, ни Тройственного союза не входило усиление России. А значит, случись чудо и выдержи маломощная николаевская империя нагрузки войны на три фронта и реализуй план занятия Константинополя, с вероятностью в 100% партнеры по Антанте потребовали бы от «третьего Рима» покинуть «второй» «по-хорошему».

Таким образом, мудрые российские государи фактор войны с Западом учитывали, а слабые — нет. В результате один получил позорное поражение, а второй — и вовсе революцию и падение самодержавия. При Екатерине II никто не стал искушать судьбу, а при Александре II пришлось и вовсе уступить, заключив в 1878 году крайне невыгодный Берлинский договор.

В начале 1917-го Временное правительство по инерции продолжало вынашивать империалистические планы свергнутых им царей, но в Лондоне, Париже и Вашингтоне эти потуги ничего, кроме снисходительной улыбки, вызвать не могли.

Экономические издержки

Взять город и удерживать его — это две разные задачи. Действительно, занять Стамбул, вернув ему название Константинополь, русские войска могли много раз в течение XVIII и XIX столетия. Но вот остаться там у них вряд ли бы получилось.

Уйти пришлось бы не только из-за практически неизбежного вмешательства западных держав, не заинтересованных в усилении позиций России в Средиземноморском регионе. Были на то и чисто экономические причины — как-то нужно же было обеспечивать условный гарнизон, который в этом условно занятом Константинополе даже при самом благоприятном раскладе оказался бы в окружении.

В худшем же варианте, помимо войны с Англией и Францией, Россию ждало бы противостояние и со многими восточными государствами. Это могли не учитывать даже самые талантливые полководцы, как, например, А. В. Суворов, но обязаны были принимать во внимание ответственные политики. Императрица Екатерина Великая и ее правнук Александр II как раз такими и были, поэтому на авантюру никто из них не пошел.

Велика была бы вероятность, что все усилия по взятию Константинополя пошли бы прахом, потому что занявшие его войска, и автоматически оказывающиеся окруженными со всех сторон, пришлось бы эвакуировать из-за невозможности наладить их снабжение.

Даже Крым русская армия занимала несколько раз, еще при Анне Иоанновне, но потом все равно отступала на исходные позиции. И именно по этой причине — невозможности снабжать армию на полуострове. Притом что в данном случае существовал-таки сухопутный путь для подвоза всего необходимого.

В случае же занятия Константинополя даже вся мощь Черноморского флота не гарантировала бы бесперебойности поставок константинопольскому гарнизону. Турецкий флот, либо эскадры Англии и Франции, либо корабли Германии обязательно попытались бы перерезать все возможные морские каналы снабжения. При этом судоходство по Босфору было бы наверняка заблокировано путем затопления в нем каких-нибудь старых кораблей.

Негативные последствия развала Османской империи

Вообще-то рассуждения о возможности или невозможности занять Константинополь следовало бы начать с вопроса: а была ли вообще такая цель у царской России? Публично она была озвучена только в так называемом завещании Петра Великого. Такой документ действительно существует, хотя его подлинность и вызывает большие вопросы.

Самое же интересное заключается в том, что, несмотря на многочисленные войны с Турцией, Российская империя никогда не ставила перед собой задачу полного разгрома Османской. Где-то подспудно государи императоры и императрицы чувствовали, что судьбы наших стран каким-то метафизическим образом связаны. И действительно, две могущественные империи рухнули практически одновременно.

А вот если бы Екатерина не остановила Суворова, Александр — Скобелева, а революция — Колчака, то совершенно неизвестно, как сложилась бы ситуация и во время Второй мировой, и в наше время. Ясно только, что никакого урегулирования не случилось бы и Турция наверняка без колебаний выступала бы на стороне гитлеровской Германии.

Символ примирения

Болезненной точкой в истории взаимоотношений двух империй — Российской и Османской — всегда был Собор Святой Софии, ставший после падения Византии мечетью Айя София. Но и этот деликатный момент потерял какую бы то ни было остроту в наше время. Теперь это музей, в котором уживаются суры из Корана и восстановленные православные фрески. В каком-то смысле наглядный символ примирения.

Еще один чувствительный аспект, связанный с проходом судов через черноморские проливы, сняла декларация Монтрё 1946 года. Хотя и не в полной мере, если иметь в виду возможность захода в акваторию натовских кораблей. Но главное — Черноморский флот не оказывается заблокированным. Во всяком случае, в мирное время.

Источник: https://www.ridus.ru/news/283007

Почему константинополь назывался царьградом? эпоха величия и упадка — Сайт ответов на популярные вопросы

Прежде чем ответить на вопрос: «Как сейчас называется Константинополь?», следует узнать то, как он назывался прежде.

Корни этого древнего города уходят в далекий 658 год до нашей эры. Остров, который с высоты полета гордой птицы орла был похож на его голову, приглянулся греческим колонистам из Мегары.

Они поселились на этой земле, которая удобно расположилась между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. Название своему городу поселенцы выбирали недолго – оно было дано в честь вождя Византа.

Византий – такое решение удовлетворило всех.

Прошло почти четыре столетия, город стал процветать и уже казался лакомым куском для окружающих соседей. Римский император три года держал гордый Византий в осаде, и, только разрушив его до основания, смог полностью завоевать. Надо отдать должное – по его приказу город был отстроен. Жизнь забурлила в Византие с новой силой.

Где находится Константинополь, в какой стране?

Незаметно пролетали года, столетия и наступил 330 год. Известный всем современникам Константин I (римский император) принял решение сделать основной город Византии столицей империи.

Это настолько изменило провинциальный центр, что узнать через пару десятков лет его уже было невозможно. Огромный город прославился невиданными богатствами и славой, облетевшей многие соседние страны. Сначала была попытка назвать столицу Новый Рим, но не прижилось это название.

Город стал носить имя самого императора – Константинополь. Он стал центром мировой торговли. История его была долгой – многие страны беспрерывно хотели его завоевать.

Как результат, можно подвести итог: Константинополь – исчезнувшая столица исчезнувшего государства – Византийской империи, но прежде это была столица Римской империи. Царьград – второе имя, которое присвоили ему славяне Древней Руси.

А как сейчас называется константинополь?

Наступил 1453 год. Много воды утекло за период основания Константинополя, много жизней прожито Но этот год не был простым – он вошел в историю взятием города турками. Непросто было добиться желаемого, долго длилась осада, но невозможно было ее выдержать, и чужеземные войска заняли город.

Спустя столетия Константинополь стал столицей Османской империи и назывался теперь Стамбул. Но прежняя культура не просто покидала стены города, до сегодняшнего дня в Стамбуле можно встретить то, что напоминает о гордых византийских временах:

  • Стены древних крепостей.
  • Остатки знаменитых на весь мир императорских дворцов.
  • Прославленный ипподром.
  • Уникальные подземные цистерны и другие достопримечательности.

Взятие турецкими войсками Константинополя, переименование его в Стамбул – начало другой, не менее интересной истории. Это уже история Османской империи и ее столицы.

Стамбул сегодня.

Стамбул сегодня — самый многолюдный город Европы. Населения в нем насчитывается более десяти миллионов человек. А по мусульманским праздникам сюда съезжается еще столько же мусульман. Только представьте себе автовокзал, с которого отправляются автобусы в разные города с интервалом в секунды! И они не уезжают пустыми. Всегда есть пассажиры, прибывающие и уезжающие обратно.

В Стамбуле очень много мечетей. Эти сооружения по достоинству заслуживают внимания. Необычайной красоты строения, где можно поклониться Аллаху и позаботиться о своей душе каждому мусульманину.

Как и много веков назад, город ласкают волны двух морей: Черного и Мраморного. Лишь сохранившиеся стены знаменитого Константинополя могут поведать современникам о славной истории могущественной столицы нескольких империй:

  • Римской;
  • Византийской;
  • Османской.

Много ли городов в мире может «похвастаться» столь увлекательной и далеко не простой историей? Константинополь преобразовывался в Стамбул довольно стремительно.

Турецкий уклад жизни поглощал существующий – восточный облик становился все более привычным. Каждый строил себе свой дом в удобном месте.

Улицы становились все уже и уже, глухие заборы отгораживали жителей домов от посторонних глаз. Проходы становились все более и более темными.

Больше не столица.

Стамбул перестал быть столицей в 1923 году, когда была провозглашена Турецкая республика. Столицей стала отныне Анкара, а Константинополь по-прежнему остался прекрасным, насыщенным историческими памятниками многих веков культурным центром страны. Многие туристы с разных уголков планеты устремляются в город, где витает дух императоров, воинов и простых горожан.

Как сейчас называется Константинополь – спросите Вы. Кто-то называет его Стамбул, кто-то – Царьград, кто-то – Константинополь. Важно не название, важна память обо всех, кто мужественно и верно защищал его, трудился и жил в нем прежде.

  • Интересные факты про Россию – самую большую страну мира
  • Когда Колумб открыл Америку и при каких обстоятельствах?

Источник: https://yar-strike.ru/zhivotnye/pochemu-konstantinopol-nazyvalsya-tsargradom-epoha-velichiya-i-upadka.html

Как сейчас называется Константинополь?

Прежде чем ответить на вопрос: «Как сейчас называется Константинополь?», следует узнать то, как он назывался прежде.

Корни этого древнего города уходят в далекий 658 год до нашей эры. Остров, который с высоты полета гордой птицы орла был похож на его голову, приглянулся греческим колонистам из Мегары. Они поселились на этой земле, которая удобно расположилась между Мраморным морем и бухтой Золотой Рог. Название своему городу поселенцы выбирали недолго – оно было дано в честь вождя Византа. Византий – такое решение удовлетворило всех.

Прошло почти четыре столетия, город стал процветать и уже казался лакомым куском для окружающих соседей. Римский император три года держал гордый Византий в осаде, и, только разрушив его до основания, смог полностью завоевать. Надо отдать должное – по его приказу город был отстроен. Жизнь забурлила в Византие с новой силой.

Стамбул сегодня

Стамбул сегодня — самый многолюдный город Европы. Населения в нем насчитывается более десяти миллионов человек. А по мусульманским праздникам сюда съезжается еще столько же мусульман. Только представьте себе автовокзал, с которого отправляются автобусы в разные города с интервалом в секунды! И они не уезжают пустыми. Всегда есть пассажиры, прибывающие и уезжающие обратно.

В Стамбуле очень много мечетей. Эти сооружения по достоинству заслуживают внимания. Необычайной красоты строения, где можно поклониться Аллаху и позаботиться о своей душе каждому мусульманину.

Как и много веков назад, город ласкают волны двух морей: Черного и Мраморного. Лишь сохранившиеся стены знаменитого Константинополя могут поведать современникам о славной истории могущественной столицы нескольких империй:

  • Римской;
  • Византийской;
  • Османской.

Много ли городов в мире может «похвастаться» столь увлекательной и далеко не простой историей? Константинополь преобразовывался в Стамбул довольно стремительно. Турецкий уклад жизни поглощал существующий – восточный облик становился все более привычным. Каждый строил себе свой дом в удобном месте. Улицы становились все уже и уже, глухие заборы отгораживали жителей домов от посторонних глаз. Проходы становились все более и более темными.

Больше не столица

Стамбул перестал быть столицей в 1923 году, когда была провозглашена Турецкая республика. Столицей стала отныне Анкара, а Константинополь по-прежнему остался прекрасным, насыщенным историческими памятниками многих веков культурным центром страны. Многие туристы с разных уголков планеты устремляются в город, где витает дух императоров, воинов и простых горожан.

Как сейчас называется Константинополь – спросите Вы. Кто-то называет его Стамбул, кто-то – Царьград, кто-то – Константинополь. Важно не название, важна память обо всех, кто мужественно и верно защищал его, трудился и жил в нем прежде.

Источник: https://vseonauke.com/1119684636010875601/kak-sejchas-nazyvaetsya-konstantinopol/

Про Константинополь, который на Руси называли Царьградом

Ныне Стамбул, до 1930 года Константинополь. На Руси же он звался Царьград. Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий.

Это один из немногих городов в истории человечества, у которых есть точная дата рождения: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) – в этот день прошла официальная церемония так называемого «обновления» (как мы сейчас переводим), или освящения, города, которую возглавлял сам император Константин.

Константинополь – город святого Константина – изначально был задуман императором как восточная столица огромной империи, которая простиралась от Атлантического океана до Междуречья, как столица государства, которое было основано еще во времена Республики и с императора Августа стало империей, монархической державой, объединявшей самые разные народы и самые разные культуры, но в основном державшейся на двух ключевых элементах: греческий Восток и латинский Запад.

Первое поселение европейцев

Около 680 года до н.э. на Босфоре появились греческие поселенцы. На азиатском берегу пролива они основали колонию Халкедон (сейчас это район Стамбула, который называется «Кадыкей»).

Спустя три десятилетия напротив него вырос городок Византий. Согласно преданию, его основал некий Визант из Мегар, которому дельфийский оракул дал туманный совет «поселиться напротив слепых». По мнению Византа, жители Халкедона и были этими слепыми, поскольку выбрали для поселения далекие азиатские холмы, а не находящийся напротив уютный треугольник европейской суши.

Сначала город заселили рыбаки и торговцы, но выгодное географическое положение привело к быстрому росту Византии, и вскоре она заняла видное место среди греческих полисов.

В 196 году до н. э. римский император Септимий Север после трёхлетней осады взял Византию и разрушил ее, но вскоре по его же приказу город был восстановлен.

Своё величие город приобрёл, когда Константин сделал его столицей Римской империи и переназвал Новым Римом, Константинополем.

Как было определено место под новую столицу

Первоначально  взор императора был обращен на берега Эгейского моря – туда, где в древности находилась Троя. Именно там Константин поначалу хотел построить новую столицу. Троя в истории Рима играет особую, уникальную роль. Но Троя к тому времени давно уже исчезла, остались только руины, и руины эти находились в достаточно неудобном для политического маневра месте.

По преданию императору Константину был вещий сон. Якобы именно во сне император увидел, что город должен быть основан именно здесь, напротив древней и к тому времени уже лежавшей в руинах из-за землетрясения столицы Никомидии, и именно на европейском берегу Босфора.

Место для города во многих отношениях очень удобно. С одной стороны, оно находится в стратегически ключевом пункте всей евразийской системы торговых путей, потому что соединяет и сухопутные маршруты из Азии в Европу, и морской маршрут из Черноморского региона в Средиземное море. Он очень хорошо защищен, этот треугольник, на котором располагался древний Византий, в честь которого, собственно, мы и называем империю Византийской.

Рассвет Константинополя

По указанию Константина из Рима, Афин, Коринфа, Эфеса, Антиохии и других городов империи в Константинополь были вывезены лучшие скульптуры, ценные рукописи, церковная утварь, мощи святых.
Дело Константина продолжили и его потомки. В Константинополь были доставлены мраморные и медные колонны, ранее украшавшие римские храмы и площади.

Предание гласит, что на постройку города было израсходовано 60 тонн золота. В последующем город так стремительно рос и развивался, что уже через полвека, при правлении императора Феодосия, возводятся новые городские стены, сохранившиеся до наших дней, и заключавшие в себя семь холмов — столько же, сколько в Риме.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Идол что это такое

Во времена правления императора Юстиниана в 527–565 годах в городе вспыхнуло крупнейшее восстание «Ника». Город был существенно разрушен, собор Святой Софии сгорел.

После жестокого подавления бунта Юстиниан заново отстраивает столицу, привлекая лучших архитекторов своего времени. Для Константинополя наступает «золотой век». Строятся новые здания, храмы и дворцы, центральные улицы нового города украшаются колоннадами. Особое место занимает строительство собора Святой Софии, который стал самым большим храмом в христианском мире и оставался таковым на протяжении более чем тысячи лет — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме.

Город быстро растёт и становится сначала деловым центром тогдашнего мира, а вскоре и самым большим городом мира.

На Руси же городу дали свое название — Царьград — город, где живёт царь. А само слово «царь» возможно произошло от имени римского императора Юлия Цезаря. Слово «цезарь» стало частью титула римских императоров.

Богатства города вызывали зависть у окружавших его народов. В период с 666 года по 950 год город подвергается неоднократным осадам со стороны арабов.

Столичная символика

Константинополь — город тайных смыслов. Местные гиды обязательно покажут вам две главные достопримечательности древней столицы Византии — собор Святой Софии и Золотые ворота. Но далеко не всякий объяснит их тайное значение. А между тем эти постройки появились в Константинополе отнюдь не случайно.

Собор святой Софии и Золотые ворота наглядно воплощали средневековые представления о странствующем Граде, особенно популярные на православном Востоке.

Считалось, что после того, как древний Иерусалим утратил свою провиденциальную роль в деле спасения человечества, сакральная столица мира переместилась в Константинополь.

Теперь уже не «ветхий» Иерусалим, а первая христианская столица олицетворяла Град Божий, которому предназначено стоять до скончания века, а после Страшного суда стать обителью праведников.

Начало упадка Византии

Вплоть до XI в. Византия была блистательной и могущественной державой, оплотом христианства против ислама. Византийцы мужественно и успешно исполняли свой долг до тех пор, пока в середине столетия с Востока вместе с нашествием турок на них не надвинулась новая угроза со стороны мусульманства.

Западная же Европа между тем зашла так далеко, что сама в лице норманнов попыталась осуществить агрессию против Византии, которая оказалась вовлеченной в борьбу на два фронта как раз в то время, когда она сама переживала династический кризис и внутренние неурядицы. Норманны были отброшены, но ценой этой победы явилась потеря византийской Италии.

Византийцам пришлось также навсегда отдать туркам гористые плато Анатолии.

Между тем глубокие старые религиозные различия между Восточной и Западной христианскими Церквами, раздуваемые в политических целях на протяжении XI в., неуклонно углублялись, пока к концу столетия между Римом и Константинополем не произошел окончательный раскол.

Кризис наступил тогда, когда армия крестоносцев, увлекаемая честолюбием своих вождей, ревнивой алчностью их венецианских союзников и той враждебностью, которую на Западе испытывали теперь по отношению к византийской церкви, повернула на Константинополь, захватила и разграбила его, образовав на руинах древнего города Латинскую империю (1204-1261).

Летом 1261 года император Никеи Михаил VIII Палеолог сумел отвоевать Константинополь, что повлекло за собой реставрацию Византийской и уничтожение Латинской империй.

После этого Византия уже не была доминирующей державой на христианском Востоке. Она сохранила лишь отблеск своего былого мистического престижа. На протяжении XII-XIII веков Константинополь казался таким богатым и великолепным, императорский двор таким пышным, а пристани и базары города столь полными товаров, что к императору все еще относились как к могущественному властителю. Однако в действительности он был теперь лишь государем среди равных ему или даже более могущественных.

Весь XIV век был для Византии периодом политических неудач. Византийцам угрожали со всех сторон — сербы и болгары на Балканах, Ватикан — на Западе, мусульмане — на Востоке.

Гибель Византийской империи

В конце мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после осады, которая длилась 53 дня. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

http://www.pravoslavie.ru/93548.html

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/pro-konstantinopol-kotoryj-na-rusi-nazyvali-cargradom.html

От Константинополя до Стамбула: что скрывается за переименованием столицы двух империй

28 марта 1930 г. по указу Мустафы Кемаля Ататюрка Константинополь был переименован в Стамбул. Смена вывески на вратах Царьграда стала одним из заключительных этапов реформ первого президента Турции и символизировала окончательный отказ страны от османского политического наследия и переход на светские рельсы. Сегодня город-легенда, расположенный в двух частях света, снова на распутье — между европеизмом Ататюрка и неоосманизмом Эрдогана.

Новое имя — новая судьба. Стамбул не раз испытывал на себе справедливость этого тезиса.

Впервые крутой разворот в истории города случился в 330 году: по велению Константина древнегреческий Византий стал Новым Римом — официальной столицей Римской империи, а спустя почти полвека он подарил своё родовое название её восточной преемнице.

Однако в качестве Нового или Второго Рима город просуществовал немногим более столетия и опять был переименован: столица Византии была наречена Константинополем.

Очередной поворот судьбы произошёл в 1453 г., когда град Константина был завоёван турками и провозглашён столицей Османской империи. Формально он сохранял прежнее название, но оно было переиначено на турецкий лад — Костантинийэ. Неофициально же новые хозяева окрестили его Истанбулом. А цивилизованный мир стал называть этот город просто — Стамбул.

Двойное название — двойная жизнь: крупнейший центр восточного христианства превратился в центр исламского мира. В таком двусмысленном положении Стамбул-Константинополь просуществовал до провозглашения республики. А потом решительной рукой Ататюрка город был лишён столичного статуса и вскоре переименован.

Кстати, вместе с Константинополем вывески сменили и другие турецкие города с греческими корнями: новоявленная столица Ангора стала Анкарой, Смирна — Измиром, Адрианополь — Эдирне. А чтобы любителям старины было неповадно смотреть в прошлое, корреспонденцию с пометкой «Константинополь» отправляли обратно, уведомляя адресата, что такого города не существует.

Слово и дело

Но, прежде чем менять указатели, первый президент Турции провёл в жизнь свои знаменитые реформы, превратившие страну из отсталого халифата в процветающую светскую республику.

Турция преобразилась внешне и внутренне. Женщины получили равные права с мужчинами — и обязательное ношение мусульманской одежды ушло в прошлое. Был введён новый латинизированный алфавит, сменивший арабскую вязь. Канули в лету законы шариата, уступив место Гражданскому кодексу. И наконец Турция приняла единую для всего прогрессивного человечества международную систему времени, календаря и мер. Таким образом, перед Турцией открылись двери в европейскую семью народов.

Не менее ощутимыми стали преобразования в экономике. Реформы дали толчок бурному развитию промышленности. Страна переживала индустриальный бум, возводились предприятия, строились дороги. Сельское хозяйство благодаря частному предпринимательству шагнуло из допотопного состояния в новую технологическую эру. Одним словом, модернизация шла полным ходом.

Финальным аккордом симфонии реформ стало изменение имени и самого первого президента Турции. Согласно закону о фамилиях Великим национальным собранием Турции ему была присвоена фамилия Ататюрк («отец турок»), больше, правда, напоминающая почётное звание.

Вперёд в прошлое

Завоевания Мустафы Кемаля Ататюрка казались незыблемыми. Но лишь до прихода к власти Реджепа Тайипа Эрдогана. Новый рулевой турецкой республики настойчиво прокладывает курс в сторону Османской империи.

Чтобы понять это, достаточно обратить внимание на такие говорящие мелочи, как увеличение числа мусульманских школ, разрешение носить хиджабы в светских вузах и даже в парламенте, а также на возрождение моды на бороды — прежде турки, подражая Ататюрку, брили подбородки и отращивали усы.

Показательно и недавнее высказывание первой леди Турции Эмине Эрдоган, которая публично заявила, что «гарем — прекрасная школа жизни».

Ползучая исламизация проникает во все сферы жизни республики, а главное — в умы её граждан. И сегодня неоосманские идеи многим туркам, особенно молодым, уже не кажутся утопичными.

Сладкие грёзы о возрождении халифата Эрдоган подкрепляет радикальными мерами: отказом от миролюбивой внешней политики Ататюрка и агрессивными действиями на международной арене, закручиванием гаек внутри страны и гонениями на свободную прессу.

А также сезонными, так сказать, профилактическими порками высшего военного руководства, ещё недавно являвшегося гарантом и опорой светскости Турции. Ведь и сам Ататюрк, чьи портреты сегодня исчезают с улиц, орденов и вымарываются из школьных учебников, был представителем турецкого генералитета.

Если так пойдёт и дальше, то, возможно, не за горами времена, когда столица двух империй и духовный центр двух религий, снова сменит и имя, и судьбу.

Илья Оганджанов

Источник: https://russian.rt.com/article/156038

Слишком много названий для одного города: Византий, Константинополь, Царьград и Стамбул

Если вам вздумается отыскать Константинополь на современной географической карте, вы потерпите неудачу. Все дело в том, что с 1930 города такого города не существует. По решению нового правительства Турецкой республики, основанной в 1923 году, город Константинополь (бывшая столица Османской империи) был переименован. Современное его название – Стамбул.

Почему Константинополь назывался Царьградом? Удивительная история города насчитывает не одно тысячелетие. За этот период он претерпел множество изменений, побывав столицей сразу трех империй: Римской, Византийской и Османской. Неудивительно, что ему не раз пришлось менять названия. Самым первым именем, закрепленным за ним в истории, является Византий. Современное название Царьграда — Стамбул.

:

 Как был основан Византий

История основания Византия отражена в античной мифологии. По преданию, возлюбленная верховного бога Зевса – красавица Ио (дочь речного бога и царя города Аргос Инаха), скрываясь от преследования мстительной Геры, укрылась в окрестностях бухты Золотой Рог. Здесь у нее родилась дочь Кероэсса.

От союза Кероэссы и бога Посейдона родился сын Визант, ставший впоследствии первым царем основанного им города Византия. Произошло это в 667 году до нашей эры. По обычаю тех лет, прежде чем приступить к воплощению какого-либо серьезного замысла, следовало получить напутствие Дельфийского оракула.

Оракул дал совет «поселиться напротив слепых». Тщательно исследовав местность, Визант счел, что основать город лучше всего напротив поселения Халкидон, поскольку только «слепыми» могли быть люди, не заметившие полуострова, расположившегося на берегу пролива Босфор, Мраморного моря и бухты Кривой Рог.

Место, выбранное для города, давало ему возможность контролировать перемещение потока товаров, следовавших как из Азии в Европу, так и в обратном направлении, что являлось надежным источником пополнения государственной казны. Кроме того, торговля в самом Византии процветала, что способствовало развитию города.

В то же самое время удачность географического и стратегического расположения являлась причиной частых вооруженных нападений на Византий.

 История Константинополя

324 год стал новой вехой в истории Византия. После ряда междоусобных войн римский император Константин Великий начал грандиозную перестройку города. В очень скором времени вокруг города было начато возведение крепостных стен, в нем появились новые дворцы, колоссальная церковь Апостолов, была осуществлена перестройка ипподрома.

В мае 330 года Константин Великий официально заявил о переносе столицы на стратегический полуостров у Босфорского пролива и о переименовании Византия. Новой столице империи было дано название Новый Рим. Однако этому названию не суждено было надолго закрепиться в истории. Город все стали называть Константинополем, в честь основавшего его Константина.

 Благодарные шаги на пути к величию

Стремясь к тому, чтобы новая столица поражала всех своим великолепием, Константин предпринял следующее:

1. Всемерно способствовал приросту населения за счет мигрантов из Азии и Европы. Для привлечения притока мигрантов он распорядился обеспечивать вновь прибывших бесплатным вином, хлебом, маслом и топливом. Переселенцы пользовались рядом льгот.

2. В Константинополь были приглашены искусные архитекторы, каменщики, резчики, скульпторы, живописцы, плотники: все, кто своим искусством мог способствовать приумножению его великолепия. Все ремесленники этой категории были освобождены от выполнения всех государственных повинностей.

3. В Константинополь, в соответствии с распоряжением императора, ввозились религиозные святыни: драгоценные принадлежности культа, мощи святых великомучеников, бесценные фолианты, искусные скульптуры. Все это собиралось в городах Римской империи: Риме, Афинах, Эфесе, Коринфе. Ни один город не должен был превзойти столицу.

4. В Константинополе процветали искусство и науки. Это был город ученых и мыслителей. Библиотеки того времени поражали богатством своих фондов, насчитывавших сотни древних рукописей.

После смерти Константина его преемники также не жалели средств для поддержания великолепия столицы. Через 50 лет территория города охватывала семь холмов (как и в Риме) и была обнесена высокими крепостными стенами. Ходили слухи, что во время постройки города было истрачено более шестидесяти тонн золота: это были колоссальные по тем временам затраты.

Результат превзошел все ожидания: Константинополь поражал красотой своих храмов, дворцов, шириной улиц с крытыми галереями, огромными площадями, украшенными триумфальными арками, скульптурами, мраморными и медными колоннами, вывезенными из самого Рима.

 Отчего Русь предпочла христианство

Киевский князь Владимир (Владимир Креститель или Владимир Красное Солнышко), приняв решение отойти от язычества и не доверяя местным проповедникам, снарядил десять послов (выделявшихся среди бояр своим благоразумием) в дальние страны. Так он хотел узнать сущность веры других народов, прежде чем определиться, по какому пути пойдет Русь в своих религиозных воззрениях.

Посещение службы в великолепном Софийском храме настолько потрясло русскую делегацию, что по возвращении в Киев они с упоением описывали Владимиру красоту и великолепие греческих ритуалов.

В заключение своего отчета они напомнили князю, что его бабушка, великая княгиня Ольга (которую Владимир очень почитал), не зря приняла христианство: всем было известно, насколько мудра была эта женщина. Последний аргумент убедил князя в необходимости обращения в христианскую веру.

Точная дата крещения князя Владимира не известна. «Повесть временных лет» утверждает, что произошло это в 988 году. Вскоре после крещения князь женился на греческой царевне Анне — сестре византийских правителей Василия II и Константина VIII.

Вернувшись в Киев (вместе с ним из Византии приехал греческий митрополит Михаил), Владимир окрестил своих детей и всех жителей Киева. Место массового крещения горожан и по сей день именуется «Крещатиком».

 Город, где живет «царь»

Титулом «царь» древние славяне называли императоров, правивших Римом и Византией, а поскольку столица Римской империи была перенесена в Константинополь, произошло перенесение понятия на название самого города. «Царьград» — город, где живет император – «царь» (наверное, многим любопытно было бы узнать, почему Новосибирск назвали Новосибирском).

  • Царьград воспринимался русскими людьми как центр православия. Вскоре после принятия христианства в русской культуре происходит систематическая сакрализация (наделение священным смыслом) образа Царьграда.

  • Именно образом Царьграда в русских народных сказках навеяно представление о диковинной заморской стране с ее волшебством и всевозможными чудесами.

  • Женитьба Владимира на византийской царевне привела к налаживанию культурных и духовных связей с Константинополем. Царьград сыграл чрезвычайно положительную роль в развитии русского общества, поскольку деловые и культурные контакты привели к скачку в развитии иконописи, архитектуры, литературы, искусства и обществоведения.

По распоряжению Владимира в Киеве, Полоцке и Новгороде были построены великолепные соборы, являющиеся точными копиями софийского собора в Константинополе.

На главном въезде во Владимир и в Киев были установлены золотые ворота, созданные по аналогии с золотыми вратами, отворявшимися во время торжественных церемоний встречи византийских императоров.

 Этимологическая справка

Интересна этимология слова «царь». Произошло оно от имени римского императора Гая Юлия Цезаря. Слово «цезарь» стало обязательной частью титула всех правителей империи: и на ранних, и на поздних сроках ее существования. Употребление приставки «цезарь» символизировало преемственность власти, перешедшей к новому императору от легендарного Юлия Цезаря.

В римской культуре понятия «царь» и «цезарь» не тождественны: на ранних стадиях существования римского государства царь именовался словом «рекс», выполнял обязанности верховного жреца, мирового судьи и предводителя войска. Он не наделялся неограниченной властью и чаще всего представлял интересы общины, выбравшей его своим предводителем.

 Конец Византийской империи

29 мая 1453 года султан Мехмед II Завоеватель взял Константинополь после 53-дневной осады. Последний византийский император Константин XI, отстояв молебен в Софийском соборе, доблестно сражался в рядах защитников города и погиб в бою.

Взятие Константинополя означало конец существования Византийской империи. Константинополь стал столицей Османского государства и поначалу назывался Константиние, а затем был переименован в Истанбул.

В Европе и России город называют Стамбулом, что является искаженной формой турецкого названия.

Источник: https://propochemu.ru/goroda-i-strany/slishkom-mnogo-nazvaniy-dlya-odnogo-goroda-vizantiy-konstantinopol-cargrad-i-stambul

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие