Благочинный что это значит

Благочинный

благочинный что это значит

Благочинный — в православной церкви административная должность священника, при назначении на которую он становится одним из помощников епископа в части надзора за порядком в определенном церковном округе в составе епархии, называемом благочинием.

Благочинный является своеобразным посредником между приходом и епархиальным управлением по ряду вопросов. Благочинного назначает правящий архиерей епархии из числа её священнослужителей (как правило, проживающих на этой территории).

В католической церкви аналогом благочинного является декан (архипресвитер), в лютеранских церквях — пробст.

История[ | ]

Должность благочинного была учреждена в XVIII веке при Петре I вместо поповских старост[1][2]. Общая инструкция благочинных была утверждена Святейшим Синодом в 1828 г. Если благочинный священник ведал более чем пятнадцатью церквами, располагавшимися на значительном удалении друг от друга, то ему, согласно Уставу Духовных консисторий, мог придаваться помощник.

Надзор над духовенством и его делами был распространён на мужские и женские монастыри, а также на военное ведомство.

Благочинные в военном ведомстве[ | ]

Обязанность благочинного военного духовенства состояла в объединении действий военных священников и выполнении вспомогательных функций посредника между высшей духовной властью военного и морского ведомств и подчиненным духовенством.

23 октября (4 ноября) 1807 года протоиерею Онисиму Боровику, назначенному духовным начальником в Дунайской армии генерал-фельдмаршала кн. Прозоровского, одному из первых было предоставлена должность старшего благочинного.

В 1821 году были введены должности корпусных благочинных, «ради скорейшего течения дел и по тому резону, что во время военных действий войска корпусами действуют отдельно от главных сил».

В служебных правах военные священнослужители были приравнены к следующим армейским чинам:

  • Благочинный и настоятель собора (штатный протоиерей) с 1859 г. приравнен к чину майор, а с 1889 г. приравнен к чину полковник.
  • То же и для благочинного иерея — с 1859 г. майор, а с 1889 г. — подполковник.

С 12 (24) июня 1890 г. согласно «Положения об управлении церквами и духовенством военного ведомства», ближайшими помощниками протопресвитера военного и морского духовенства являются дивизионные Благочинные (армейские, гвардейские и флотские), которые и служат посредствующими органами между высшей военной духовной властью и подчиненным ей духовенством. На их обязанности лежит ближайшее наблюдение за подведомственными им военным церквами и духовенством.

В 1914 г. в русской армии насчитывалось около пяти тысяч военных священников и более ста дивизионных благочинных. В 1915 г. была введена должность гарнизонного благочинного в гарнизонах, где служили несколько священников.

Благочинный в монастыре и в семинарии[ | ]

В больших мужских русских монастырях, благочинный монастыря, наряду с экономом, являются ближайшими помощниками настоятеля или наместника монастыря. Обязанностью монастырского благочинного является контроль за всеми богослужениями в монастыре.

Во многих русских семинариях также есть должность благочинного священника, ответственного за порядок, благолепие и правильное совершение богослужений в семинарском храме.

Обязанности благочинных[ | ]

Деятельность современных благочинных Русской Православной церкви определяется «Положением о благочиннических округах, входящих в состав епархий, и о благочинных»[3], принятым на заседании Священного Синода 28 декабря 2018 года (журнал № 128). Смотрению благочинного над причтами поручается 10-30 окрестных церквей, которые составляют в епархии благочиннический округ.

Если в округе находится более 15 приходов, благочинному может быть придан помощник. Над монастырями определяется в епархии один или несколько благочинных, смотря по числу и расстоянию до монастырей в епархии. Права и обязанности благочинных того и другого рода определяются особыми инструкциями, утверждёнными Святейшим синодом.

Обязанности благочинного над церквями весьма сложны, и предметы, относящиеся к их деятельности, весьма разнообразны. Они состоят в следующем:

  • Через благочинного епархиальное начальство производит ближайший и всесторонний надзор за церквями и духовенством округа с целью «охранения порядка в церкви и исправности в её служителях на пользу христиан и на славу Божию».
  • Через благочинного приводятся в исполнение распоряжения епархиального начальства, относящиеся к приходским церквам и к церковным причтам. И, наконец, благочинный разрешает священникам отлучаться далее 25 верст от их прихода в той же епархии.
  • Благочинный имеет некоторую руководственную власть по отношению к причтам своего округа. Так, он разрешает недоразумения причта относительно смысла начальственных распоряжений, имеет власть давать нужные наставления и прочее.
  • Благочинному принадлежит некоторое право суда по таким спорным делам и жалобам между духовными лицами или между ними и прихожанами, которые могут быть окончены примирением, или по таким проступкам духовных лиц, которые по закону не требуют формального судопроизводства и могут быть устранены мерами увещания, выговоров, внушений и т. п. Священников он имеет право штрафовать внушением при причте, а диаконов и причетников, кроме того, и земными поклонами в церкви.

В связи с этим, благочинный должен:

  • Являть собою достойный пример православного пастыря.
  • Предоставлять правящему Архиерею своевременную, правдивую и самую точную информацию о положении дел в подотчётных ему приходах.
  • Благочинный обязан самолично, не менее двух раз в течение года, посетить все приходы своего благочиния, а при особой надобности – немедленно выезжать в проблемные приходы для разрешения возникших недоразумений и конфликтов. В случае необходимости возглавлять заседание приходского совета.
  • Требовать отчётов от настоятелей храмов и других клириков своего благочиния о состоянии дел на приходах, о количестве и правильности совершённых богослужений и проведённых общественных мероприятиях, о различных направлениях благотворительной деятельности, о произнесённых с амвона проповедях, о занятиях с прихожанами в воскресных и приходских вечерних школах, о личном прохождении каждым священнослужителем регулярной исповеди, требовать от них скорейшего поступления в Духовную Семинарию на заочный сектор, успешного завершения духовного образования и продолжения его в Духовной Академии и Аспирантуре, написание дипломных и научных работ по церковной тематике, выступлений на конференциях и публикаций в периодических изданиях.
  • Проверять надлежащее состояние Алтаря, Святого Престола, Жертвенника, Антиминса, Священных сосудов, икон, свечей, лампад, углей и всей церковной утвари.
  • Следить за чистотой, благолепным содержанием и исправным техническим состоянием (пожарной, охранной и санитарной безопасностью) храмов, и соблюдением богослужебного Устава подопечных приходов.
  • Производить внезапные проверки всей документации, в том числе доходов и расходов курируемых приходов, а также отчислений в государственные налоговые органы.
  • Собирать с вверенных приходов денежные взносы, направлять их в Епархию и на помощь особо нуждающимся храмам, монастырям, клирикам и на другие церковные и гражданские нужды.
  • Защищать перед богоборческими властями оклеветанных служителей и других чад Православной Церкви.
  • Ходатайствовать о рукоположении новых священников и диаконов, о пострижении монахов/монахинь, о назначении псаломщиков. Заботливо наставлять (консультировать) новопоставленных и, при необходимости, руководить ими.
  • Содействовать реставрации древних храмов, восстановлению утраченных храмов и строительству новых храмов в наиболее подходящих местах своего благочиния.
  • Поощрять усердных клириков — представлять их к церковным наградам, наказывать нерадивых — выносить жёсткие выговоры, докладывать Архиерею о случившемся безобразии, являть положительный пример лично собою — достойно служить Богу и людям.
  • В случаях перемещения настоятелей, непосредственно присутствовать и контролировать сдачу и приём церковных приходов.
  • Организовывать в масштабах благочиния совместные молитвы, церковные торжества, выставки православного искусства, крестные ходы, паломничества, благотворительные акции, публичные воззвания к народу и ко властям. Распространять церковные газеты и журналы.
  • Участвовать в Епархиальном совете, в разработке планов дальнейших действий и церковных документов, вносить полезные предложения и приемлемую критику.
  • Примирять конфликтующих, не бояться кого-то наказать, уметь разбираться во всех вероучительных, правовых, хозяйственных и финансовых делах, убеждать оппонентов, находить общий язык с самыми разными людьми.

Благочинному над монастырями инструкцией указан обширный круг обязанностей и власти ввиду особенной организации монастырского управления и власти настоятелей монастырей. Главные предметы надзора благочинного над монастырями суть богослужение, благочестие, нравственность и хозяйство.

Литература[ | ]

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Откуда взялся бессердечный благочинный

благочинный что это значит

Социальные сети взорвало сообщение о чудовищном бессердечии некоего «благочинного Вологодской митрополии РПЦ», который «подверг критике родителей девушки, зверски убитой в Москве». Существует ли этот герой в реальности и почему люди так легко верят фейкам про Церковь – размышляет Сергей Худиев.

Сергей Худиев

Как сообщалось, «самые “скрепные скрепы” продемонстрировала Русская Православная Церковь. Один из благочинных Вологодской митрополии РПЦ подверг критике родителей студентки, зверски убитой в Москве. По его словам, именно они виноваты во всем, ведь “воспитали блудницу, блуд ее и погубил”».

Это вызвало волну крайне озлобленных комментариев в отношении Церкви. Я не буду их цитировать по причине их крайней резкости. Что же сказать на это?

Действительно, говорить такие вещи убитым горем родителям — чудовищно. Имеет смысл обличать в грехе довольных, торжествующих грешников, которые уверены о себе, что с ними все в порядке — но вот в минуту острой боли и горя укорять людей их (реальными или предполагаемыми) грехами неуместно.

Это значит попадать под проклятие псалмопевца: «Жилище их да будет пусто, и в шатрах их да не будет живущих, ибо, кого Ты поразил, они [еще] преследуют, и страдания уязвленных Тобою умножают. Приложи беззаконие к беззаконию их, и да не войдут они в правду Твою; да изгладятся они из книги живых и с праведниками да не напишутся» (Пс. 68:26-29).

Даже если бы такое было правдой — высказывание не переставало бы быть чудовищным, потому что иногда и бесы говорят правду, и указывают человеку на совершенно реальные его грехи — чтобы привести его в крайнее отчаяние. Иногда можно говорить, формально, правду — и быть орудием диавола. Хотя в любом случае мы ничего не знаем о родителях девушки — а знаем лишь то, что они только что потеряли дочь. Это уже побуждало бы почтить их великое горе.

То есть, несомненно, этот благочинный поступил совершенно недопустимо, как какой-то совершенно карикатурный фарисей, Церковь (в лице епископа) должна бы указать ему на это и сделать соответствующие разъяснения для всех, кого эти слова ввели в соблазн и побудили хулить Церковь и православную веру.

Никакого бессердечного благочинного не существует

Но тут возникает одно «но». Как зовут этого профнепригодного благочинного? Откуда известно о его возмутительных словах? Обычно сообщения о чьих-то высказываниях выглядят так: «Такой-то священник/политик/деятель искусства в интервью такому-то порталу/в телепередаче/у себя в фейсбуке сказал то-то и то-то».

Можно пойти и проверить; человек, которого цитируют, может разъяснить свои слова или настаивать на них — обычно такие истории имеют какое-то развитие, вспыхивает полемика, позиции сторон уточняются.

Если мы не получим какой-то дополнительной информации — вот вам благочинный, вот обстоятельства, при которых он это сказал, вот первоисточник, вот он подтверждает свои слова (или извиняется за них) — нам придется признать несомненным, что журналисты либо солгали, либо некритично процитировали чью-то ложь, совершенно не озаботившись проверкой информации — что в любом случае находится очень далеко за пределами любой профессиональной и общечеловеческой этики.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как звали платонова писателя

Впрочем, у них уже было время такую информацию предоставить, так что вероятность того, что она появится, с каждой минутой стремится к нулю — и нам приходится признать неизбежное. Это фейк. Выдумка. Никакого бессердечного благочинного, героя антиклерикального интернета, который потряс весь русско- и украиноязычный интернет «жестокостью РПЦ», просто не существует.

Найдутся люди, которые будут обеспечивать трафик

В чем причины появления таких фейков? Это может быть идеологическая ненависть к Церкви, и, возможно, такие фейки специально финансируют заинтересованные силы — но бритва Оккама побуждает пока остановиться на более простом объяснении.

На рынке медиа разные издания используют разные стратегии. Одни медленно и старательно зарабатывают репутацию, тщательно проверяют факты, рассматривают любое недостоверное сообщение как ЧП, немедленно прерывают сотрудничество с корреспондентами, которые позволяют себе фейки, формируют серьезную аудиторию, доверием которой дорожат.

В этом случае, хотя беспристрастных изданий не бывает, вы можете быть уверены, что, если издание сообщает о чем-то как о фактах, эти факты действительно имели место, если кому-то приписываются какие-то слова — значит, он их действительно произнес. Позиция СМИ может проявляться в подборке фактов и в их комментировании — но не в их выдумывании.

На противоположном полюсе находятся сатирические порталы вроде panorama.ru, которые совершенно не скрывают своего сатирического характера — а люди, которые постят ссылки оттуда, сами виноваты, что подвергаются посмеянию. Никто и не пытался их обманывать, это они не прочитали дальше заголовка.

Но между честными новостниками — и относительно честными сатириками — есть и издания, смешивающие новости с выдумками, лжецы с репутацией лжецов, которых такая репутация не беспокоит. Это тоже определенная ниша на рынке — и у нас, и в других странах.

Найдутся люди, которые будут обеспечивать трафик — кликать на скандальные заголовки, распространять фейковые сообщения в социальных сетях, бурно комментировать. А такие издания не интересует ничего, кроме трафика. Живут они за счет рекламы, и они могут с радостью отчитаться рекламодателям, что страницу с их баннером открыло столько-то народа.

В рамках этой маркетинговой стратегии новость совершенно не обязана соответствовать реальности — зато она обязана «цеплять», быть скандальной, вызывать бурные эмоции, множество перепостов и комментариев. Поскольку негативные эмоции — страх, ненависть, раздражение — вызвать намного легче, именно на них и будут делать ставку.

Это явление существует везде

При этом посеять в обществе раздор и ненависть, озлобить аудиторию против той или иной группы сограждан (в данном случае православных верующих) не является главной целью. Главной целью является посещаемость. А общее отравление информационного пространства, очернение чужого доброго имени, создание смуты и раздора — это так, побочный эффект.

Это явление существует везде, где есть свободная коммерческая пресса. Я не думаю, что мы от него сможем избавиться — но мы можем четко обозначить, кто есть кто.

Такой-то портал имеет свои идеологические предпочтения, но если он сообщает о каком-то событии, оно, с высокой вероятностью, произошло. А вот новости с такого-то портала благоразумно считать фейками, пока не доказано обратное. И, следовательно, если нас интересуют именно новости, заглядывать на этот портал не стоит. И если в ленте в своей социальной сети вы увидели ссылку на этот портал, на нее не стоит кликать.  

Увы, но если некое сетевое издание желает четко обозначить свою принадлежность ко второй категории, мы не можем ему в этом помешать. Мы можем только с печалью признать этот факт и исходить из него в будущем.

Но стоит сказать несколько слов и об аудитории подобных порталов. Люди могут становиться жертвой обмана — они могут разместить у себя ссылку и даже эмоционально прокомментировать ее, не зная, что это фейк. Так бывает. Но в таком случае, убедившись, что это фейк, ссылку следует убрать. Помещать опровержение — хорошо бы, но не будем требовать от людей слишком многого.

А Церковь — одна из мишеней

Увы, часто реакция на раскрытие фейка бывает другой — ну и что, мы же знаем, что люди, о которых идет речь, гады, не в этом, так в другом, в любом случае это сообщение их правильно характеризует

Я хотел бы сказать, что такое отношение к фейкам отличает антиклерикалов, тем более что кого-то может позабавить ирония ситуации, когда поклонники разума, науки, логики, обличители «веры без доказательств» сами охотно верят явным выдумкам, когда они им нравятся. Но, увы, это не так. Подобное поведение могут демонстрировать люди любых мировоззренческих и политических предпочтений.

Церковь тут была и остается одной из мишеней — но не единственной, механизм накрутки посещаемости требует не ненависти именно к Церкви, а ненависти вообще. Отлично подошла бы этническая ненависть — но тут могут возникнуть проблемы с законом, а Церковь — относительно безопасный объект для нападок.

Поэтому нападки будут. Были искаженные новости, были (и будут) чистые выдумки, как в этом случае — мы не можем их полностью предотвратить.

Мы можем просто определенным образом классифицировать источники информации — такой портал уже неоднократно лгал, эти случаи у нас отмечены, его дальнейшие сообщения стоит игнорировать.

И мы можем изменить наше собственное поведение в Сети — не распространять выдумки, мягко указывать другим людям — это фейковая новость с фейкового портала, репутация которого уже прочно установлена.

Скандальным же антицерковным новостям не следует по умолчанию доверять — как, впрочем, и скандальным новостям вообще. А что в Сети лгали и будут лгать — что же, таковы реалии нашего падшего мира.

Источник: https://www.pravmir.ru/otkuda-vzyalsya-besserdechnyiy-blagochinnyiy/

Служитель РПЦ — благочинный. Это звание или должность?

благочинный что это значит

Когда люди заходят в храм, им в глаза бросаются иконы, росписи на стенах, позолоченные подсвечники, множество горящих свечей. Если идет служба, то ощущается запах ладана, слышится тихое церковное пение.

В РПЦ, как и везде, существует своя иерархия. Главой ее является настоятель, затем остальные священники, диаконы, староста, пономари, алтарники, чтецы, певчие, свечницы и так далее. Все это касается одного прихода.

Однако есть еще один пост, который занимает определенный служитель церкви, — благочинный. Это специальная должность, которую занимает протоиерей, служащий в Русской Православной Церкви. Предназначен такой служитель для своего рода надзора за порядком в каждом церковном округе в составе определенной епархии.

Кого назначают на эту службу?

Если священник или иерей несет огромную ответственность перед Богом, народом и священноначалием, то благочинный отвечает за совокупность приходов некоторого округа.

Главной чертой протоиерея, поставленного на эту должность, должна быть коммуникабельность, причем он должен контактировать не только со своим приходом. Священник обязан наладить связь и с правительством, и с Вооруженными силами, и с общественными политическими движениями.

От благочинного зависит отношение власти к храму, приходу. Если не будет взаимопонимания, то Русская Православная Церковь не сможет решать поставленных задач, а данному служителю необходимо делать так, чтобы ее голос был услышан.

Однако подстраиваться под кого-то, жертвуя интересами христианства, преступно.

Эти и многие другие задачи стоят перед священником, а сподручными ему становятся те прихожане, которые добровольно вносят личную лепту в общественную жизнь прихода. Иерею остается только выбрать себе помощников из их числа.

Обязанности благочинного

Согласно уставу РПЦ, в обязанности протоиерея, поставленного на эту службу, входят следующие задачи:

  1. Заботиться о чистоте православной веры.
  2. В религиозном духе воспитывать верующих.
  3. Следить за правильным богослужением.
  4. Заботиться о духовной жизни верующих в приходах, где временно нет иерея.
  5. Наблюдать за строительством и ремонтом храмов.
  6. Нести ответственность за духовенство, подчиненное ему.
  7. Посещать хотя бы один раз в год все приходы своего округа.

И это далеко еще не все, что должен выполнять по послушанию священник. По сути, благочинный — это помощник епископа, обязанный наблюдать за духовенством и прихожанами вверенного ему округа.

Помощники протоиерея

Одни прихожане могут помогать в Воскресной школе, обучать азам Православия детей и всех, кто интересуется христианством, учить основам Православной культуры. Другие помогают в финансовой и хозяйственной областях прихода. Некоторые из них несут миссионерскую, образовательную службу с мирянами и так далее. И все это проходит под контролем иерея. Следовательно, он должен обладать административными навыками, уметь распределять обязанности и спрашивать с мирян.

В монастыре следить за уставом и контролировать братию, отвечать за дисциплину, за послушания, которые несут монахи, должен благочинный отец. Во время Литургии именно он отвечает за тишину и порядок в храме.

Если кто-то из иноков нарушает дисциплину монастыря, ведет себя не по-христиански, то по-отечески вразумлять его, давать наставления должен иерей, по послушанию поставленный на эту службу.

Кроме того, благочинный священник имеет право входить в келии братьев, следить за чистотой, узнавать нужды монахов, помогать им, если требуется. В монашеские келии строго запрещается входить мирянам, даже если это родители или близкие родственники.

Поэтому только с благословения иерея, разрешаются свидания, проходящие в специально отведенном помещении.

Как проходят будни в монастыре

Также в обязанности благочинного, служащего в монастыре, лежит благословление всех паломников на трапезу в братской или общей трапезной. Он следит за исправным прочитыванием синодиков, записок, поданных мирянами на Литургии, на молебнах и панихидах.

Одному справиться со всеми обязанностями трудно, поэтому иерей с благословения Наместника имеет помощника. Часто отцам приходится выезжать по монашеским делам, тогда на себя все функции берет помощник.

Подчиняются ему дворники, церковные сторожа, продавцы свечей и просфор, звонари. Благочинный это служение должен выполнять с Божией помощью и со смирением.

Часто прихожане, даже те, кто давно приходят в церковь, исправно исповедуются и причащаются, не знают и не интересуются о правильном обращении к епископам, священникам, диаконам. А ведь это азы культуры общения.

Конечно, легче всего обращаться к иерею «батюшка» или «отец Александр», «отец Павел» и так далее. В нестандартных ситуациях (например, при написании письма или поздравления священнику), чтобы не впадать впросак, необходимо знать, как обращаться к белому и черному духовенству.

Как обращаться к благочинному?

К белому духовенству относятся женатые священники, а к черному — монашествующие. К протоиерею следует обращаться так: «Ваше Высокопреподобие, отец (имя)». Такие же слова говорят, когда обращаются к монашествующему духовенству, то есть к игумену и архимандриту.

Что касается благочинного, то и к нему также следует обращаться «Ваше Высокопреподобие». К игуменье взывают: «Досточтимая матушка»; к епископу — «Ваше Преосвященство» или «Преосвященнейший Владыка». К архиепископу и Митрополиту обращаются «Ваше Высокопреосвященство» или «Высокопреосвященнейший Владыка», а к Патриарху — «Ваше Святейшество» или же «Святейший Владыка».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как привлечь суженого в свою жизнь

Итак, мы выяснили, что благочинный — это посредник между приходом и епархиальным руководством, который должен жизнь свою посвятить служению Богу и людям.

Источник: https://FB.ru/article/278771/slujitel-rpts---blagochinnyiy-eto-zvanie-ili-doljnost

А Церковь – одна из мишеней

Увы, часто реакция на раскрытие фейка бывает другой — ну и что, мы же знаем, что люди, о которых идет речь, гады, не в этом, так в другом, в любом случае это сообщение их правильно характеризует

Я хотел бы сказать, что такое отношение к фейкам отличает антиклерикалов, тем более что кого-то может позабавить ирония ситуации, когда поклонники разума, науки, логики, обличители «веры без доказательств» сами охотно верят явным выдумкам, когда они им нравятся. Но, увы, это не так. Подобное поведение могут демонстрировать люди любых мировоззренческих и политических предпочтений.

Причина этого — ненависть. Люди жаждут услышать что-то плохое про своих ненавистных врагов. А там, где есть потребность, она будет удовлетворена. Ложными новостями? Ну, а кого тут интересует истина?

Церковь тут была и остается одной из мишеней — но не единственной, механизм накрутки посещаемости требует не ненависти именно к Церкви, а ненависти вообще. Отлично подошла бы этническая ненависть — но тут могут возникнуть проблемы с законом, а Церковь — относительно безопасный объект для нападок.

Поэтому нападки будут. Были искаженные новости, были (и будут) чистые выдумки, как в этом случае — мы не можем их полностью предотвратить.

Мы можем просто определенным образом классифицировать источники информации — такой портал уже неоднократно лгал, эти случаи у нас отмечены, его дальнейшие сообщения стоит игнорировать.

И мы можем изменить наше собственное поведение в Сети – не распространять выдумки, мягко указывать другим людям — это фейковая новость с фейкового портала, репутация которого уже прочно установлена.

Скандальным же антицерковным новостям не следует по умолчанию доверять — как, впрочем, и скандальным новостям вообще. А что в Сети лгали и будут лгать — что же, таковы реалии нашего падшего мира.

Сергей Худиев

Православие и мир

Источник: https://pravlife.org/ru/content/otkuda-vzyalsya-besserdechnyy-blagochinnyy

Благочинный — древо

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Благочи́ние (или благочи́ннический округ) — административное подразделение епархии, объединяющая группу приходов

Терминология

Учреждение округов в составе епархии, ввереных особым надзирателям в помощь правящим архиереям известно с древности. Такие надзиратели были известны как хорепископы и периодевты в древности. На Руси в ранние века имелись десятинники и поповские старосты, а с первой половины XVIII века — благочинные.

В более старом использовании благочиннические округа именовались протопопиями, а также сороками — отсюда известное наименование Москвы «городом сорока сороков».

С распространением Православия в XX веке в страны исторически принадлежащие к Западной культурной сфере, православные благочиния обыкновенно стали там называться деканатами, а их надзиратели — деканами (дословно с греческого через латинский — «десятниками»).

К началу XXI века, при сходстве их устройства, за внутриепархиальными объединениями приходов закрепились различные наименования в разных поместных Церквах.

История в Русской Церкви c XVIII века

В Духовном Регламенте 1719 года архиереям Русской Церкви вменялось для более тщательного и усиленного наздора распорядиться чтобы:

«протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, как духовные фискалы то все, т. е. относящееся к обязанностям епископа, насматривали и ему бы епископу доносили есть ли бы такое нечто, т. е. противное данному епископом обещанию, где проявилось, под виною извержения кто бы утаить похотел

Именным высочайшим указом декабря 1797 года, изъясненным в указе Святейшего Синода от 24 марта 1799 года было повелено для лучшего исполнения настоятелями монастырей своих обязанностей, владыкам определять из настоятелей одного благочинного над монастырями епархии.

Таким образом с начала XIX века в Русской Православной Церкви сложилось два типа благочиний: 1) по территориальному признаку, объединяя приходы в непосредственной близости друг от друга; и 2) монастырские благочиния, объединяющие монастыри епархии.

К началу XX века в Русской Церкви приходское благочиние включало 10-30 окресных церквей, в зависимости от количества монастырей монастырских благочиний могло быть несколько. Если в округе находится более 15 приходов, то благочинному мог быть придан помощник.

В случае надзора за женскими обителями могла быть назначаема «смотрительница благочиния» из игумений (или старших сестер монастыря если он один). Был и один благочинный ставропигиальных монастырей.

В XX веке в Русской Церкви появились также так называемые патриаршие или ставропигиальные благочиния в зарубежье. Попечение о них может вверяться какому-либо архиерею, но эти благочиния находятся в непосредственном ведении патриарха, без включения в состав епархии. Таковыми были Голландское, Туркменистанское и Югославское благочиния.

Ныне в Русской Церкви благочинного назначает правящий архиерей из настоятелей.

Благочинный является всесторонним наблюдателем за жизнью ввереного ему округа; связующим звеном между епархиальным правлением и клиром благочиния; советником, а в делах не требующих обращения к архииерею, — также и судьей для ввереного ему духовенства.

По указанию архиерея может проводить приходские и окружные собрания. В некоторых епархиях при благочиннических округах учреждены особые благочиннические советы, состоящие из председателя — благочинного и двух его помощников.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/790.html

Игумен — это служитель. Значение слова :

Многие не раз сталкивались с таким словом, как игумен. Что же оно значит? Кто такой игумен? В чем суть его деятельности, и для кого она? Какую ответственность несет игумен? Может ли он создать семью? Ответы на эти и другие вопросы изложены в данной статье.

Слово греческое

Каково значение слова «игумен»? Оно происходит от греческого «hegumenos». И переводится как «идущий впереди», «ведущий».

Ведущий кого?

Что такое игумен? Вернее сказать, кто он такой? Это настоятель православного мужского монастыря. То есть, переводя на современный язык, начальник над монахами.

В женских монастырях тоже есть начальница. И зовется она игуменьей.

Чем занимается игумен?

Кто несет ответственность за весь монастырь и за каждого монаха? Это игумен. Он осуществляет дисциплинарный надзор за монахами. Для каждого из монашествующих игумен должен быть любящим отцом и строгим учителем. Своим примером он показывает братии монастыря, как должно жить настоящей монашеской жизнью.

Кроме попечения над братией, у игумена есть административная ответственность. Именно он взаимодействует с органами государственной власти и является представителем монастыря. Игумен — это связующее звено между монастырем и миром. Совмещать административную и духовную деятельность совсем не просто. Да и внутри монастыря игумен должен успевать повсюду.

С ним согласовываются монашеские послушания, на его плечи ложится ответственность по хозяйственной части (реже на помощника игумена — благочинного). Все траты монастыря проходят через игумена, все пожертвования тоже. Он распоряжается и тем, что подадут монахам на трапезе, и тем, что нужно отремонтировать в монастыре, и тем, как встретить почетных гостей обители.

В общем, все заботы несет на своих плечах отец игумен.

Кто может получить сан?

Игумен — это не просто высокий сан. До него еще нужно «дорасти». Кто может стать игуменом? Человек смиренный, не гоняющийся за славой, не любитель денежных средств. Будущий игумен должен отличаться добрым нравом и любовью к людям. Что касается сана, то в 2011 году Архиерейский собор РПЦ постановил возводить в сан игуменов иеромонахов, архимандритов и архиереев.

Атрибуты игумена

Атрибутика игумена — это жезл (посох). Жезл является символом власти. И власть эта не такая, как представляется. Это служение насельникам монастыря, любовь и забота о них.

Кроме посоха, отец игумен носит наперсный крест. Крестом он благословляет братию и любого другого, испросившего благословения.

Где живет отец наместник

Игумен — это по-другому наместник. И где же живет «начальник» монастыря? Как правило, в отдельном домике, расположенном на монастырской территории. Там же живет и благочинный. Помогает игумену его келейник. Келейник — это название прислужника при лицах в том или ином сане. В его обязанности входит обеспечение бытовых нужд отца игумена. Обычно роль келейника выполняет монах, но иногда это может быть инок или послушник.

Может ли он жениться?

Ответ однозначный — нет. Игумен — это монах. Монахи не имеют права жениться после принятия этого чина. Основа данного слова — «монос», что значит «один» (с греческого). При принятии монашества даются обеты, один из которых — безбрачие. Поэтому женатым игумен быть никак не может.

Заключение

Игумен — это человек, который всего себя посвящает служению ближнему. Он несет ежедневный груз ответственности за каждого брата в своем монастыре, за все внутреннее устроение вверенной обители. Игумен общается и с внешним миром, являясь связующим звеном между ним и монастырем. Ко всему прочему, у него особое молитвенное правило.

Кому многое дано, с того много и спросят. Принимая столь высокий сан, будущий настоятель монастыря понимает, что ответственность ему придется нести не только на земле. За каждого брата он отвечает перед Богом. Как отец несет ответственность за чад своих, так и игумен отвечает за души монашествующих перед лицом Отца Небесного.

Источник: https://www.syl.ru/article/378375/igumen---eto-slujitel-znachenie-slova

Иерархия духовенства — Православный журнал

Белое духовенство — это женатое духовенство. Черное — это монахи в священническом сане. Существует три иерархических ступени священства и в каждой из них своя иерархия: дьякон, священник, епископ. Дьяконом и священником может быть как женатый священник, так и монах. Епископ же может стать только монах.

Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас — с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.

I. Епископы (архиереи) — высший священный чин

Епископ — надзирающий архиерей

Архиепископ — наиболее заслуженный епископ

Митрополит — епископ, руководитель митрополии

Викарий — помощник другого епископа или его наместник

Патриарх — главный епископ в Поместной Церкви

II. Иереи — второй священный чин

У слова «священник» существует несколько греческих синонимов:

Для белого священства:

1) Иерей (священник; от греч. hieros — священный) / Пресвитер (от греч. presbyteros, буквально — старейшина).

2) Протоиерей (первый священник) / Протопресвитер (первый старейшина).

Для черного священства:

1) Иеромонах  — монах в сане священника.

2) Архимандрит —  (от греч. аrсhоn — глава, старший и mаndrа — овчарня; буквально — старший над овчарней), то есть старший над монастырем. Словом «мандра» в Греции называли монастыри.

В древности только настоятель одного из крупнейших монастырей (в современной Константинопольской и Элладской Церкви эта практика сохраняется, однако архимандритом может быть и сотрудник Патриархии, и помощник епископа).

В современной практике Русской Церкви звание может быть дано настоятелю любого монастыря и даже просто игуменам за особые заслуги и по истечении определенного срока служения Церкви.

! Игумен —  (от греч. hеgumеnоs, буквально — идущий впереди, вождь, полководец), в настоящее время настоятель монастыря (им может быть и иеромонах, и архимандрит и епископ). До 2011 года в Русской Православной Церкви — заслуженный иеромонах. При оставлении должности настоятеля звание игумена сохраняется. Также это звание остается у получивших его ка награду до 2011 года и не являющихся настоятелями монастырей.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что говорил пророк мухаммед

III. Дьякон — низший священный чин 

Для белого священства:

Для черного священства:

***

Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка».

В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo — священник.

Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник», «иерей» и «пресвитер». Протопоп — то же, что протопресвитер или протоиерей.

Обращение к священнослужителям:

Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют — «Ваше Благоговение», пресвитера — «Ваше Преподобие», протопресвитера — «Ваше Высокопреподобие».

Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество».

Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.

Скачать и распечатать инфографику об иерархии в Русской Православной Церкви:

Источник: https://foma.ru/ierarxiya-duxovenstva.html

Значение слова «Благочинный»

  • .
  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Е
  • Ж
  • З
  • И
  • Й
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Щ
  • Ъ
  • Ы
  • Э
  • Ю
  • Я

значением слова:

БЛАГОЧИННЫЙ, -ая, -ое; -инен, -инна (устар.). 1. Приличный, благопристойный. Благочинное поведение. 2. благочинный, -ого, м. В православном церковном управлении: священник, выполняющий административные обязанности по отношению к нескольким церквам. || сущ. благочиние, -я, ср. (к 1 знач.) и благочинность, -и, ж. (к 1 знач.).

В словаре ефремовой

Ударение: благочи́нный

  1. м.
    1. Священник, помощник епископа, исполняющий административные обязанности по отношению к нескольким церквам с их приходами (в православном церковном управлении).
  2. прил. устар.
    1. Добропорядочный, благопристойный (о человеке).
    2. Преисполненный приличия, благопристойности.

В словаре д.н. ушакова

БЛАГОЧИ́ННЫЙ, благочинная, благочинное.
1. Приличный, благопристойный (·книж. ·устар. ).
2. в знач. сущ. благочинный, благочинного, ·муж. (церк.). Священник, наблюдающий за несколькими приходами.

В словаре синонимов

благопристойный, приличный

В словаре энциклопедии

помощник епископа в Русской православной церкви с 18 в.; надзирал за духовенством ряда церквей или монастырей (благочиннический округ).

В словаре синонимы 4

благопристойный, приличный, пристойный

В словаре полная акцентуированная парадигма по а. а. зализня

1.

благочи́нный,благочи́нная,благочи́нное,благочи́нные,благочи́нного,благочи́нной,благочи́нного,благочи́нных,благочи́нному,благочи́нной,благочи́нному,благочи́нным,благочи́нный,благочи́нную,благочи́нное,благочи́нные,благочи́нного,благочи́нную,благочи́нное,благочи́нных,благочи́нным,благочи́нной,благочи́нною,благочи́нным,благочи́нными,благочи́нном,благочи́нной,благочи́нном,благочи́нных,благочи́нен,благочи́нна,благочи́нно,благочи́нны,благочи́ннее,поблагочи́ннее,благочи́нней,поблагочи́нней

2. благочи́нный,

благочи́нные,благочи́нного,благочи́нных,благочи́нному,благочи́нным,благочи́нного,благочи́нных,благочи́нным,благочи́нными,благочи́нном,благочи́нных

Источник: https://glosum.ru/%D0%97%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9

Чины в православной церкви по возрастанию: их иерархия

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви.

При первом взгляде на церковных служащих можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны.

Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

  • контроль за безопасным и своевременным зажжением любых свечей и лампадок;
  • подготовка одежды и других символов священнослужителей;
  • своевременное подношение вина, просфор и различных атрибутов церковной службы;
  • подготовка кадила и разжигание в нем огня;
  • поднесение полотенца для вытирания губ при таинстве причащения;
  • наведение порядка в церкви.

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Псаломщик (Чтец)

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Иподиакон

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Диакон (служитель)

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность — чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Протодиакон

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Иерей

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Протоиерей

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Протопресвитер

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Иеродиакон и архидиакон

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется «архидиакон».

Иеромона́х

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Игумен (игуменья)

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Архимандри́т

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Епи́скоп (надзирающий)

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Митрополит

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Патриарх

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от церкви. Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1186658890762422306/chiny-v-pravoslavnoj-tserkvi-po-vozrastaniyu-ih-ierarhiya/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Молитва о прибавлении ума

Закрыть