Берестяные грамоты как исторический источник

Берестяные грамоты: бытовые записи X-XV веков

берестяные грамоты как исторический источник

Берестяные грамоты как исторический артефакт замечательны тем, что содержат детали жизни обычных людей, живших в X-XV веках.

В отличие от летописей, информировавших о масштабных явлениях — войне, смерти и рождении правителей, эпидемиях, на кусочках бересты писали любовные записки, деловые указания, сообщения о рождении, смерти, переезде, просьбы о помощи.

Эти уникальные записки дают понятие о повседневной жизни русичей, об образе их мыслей, о личных и деловых взаимоотношениях, о быте и привычках.

Как нашли берестяные грамоты

Первый исписанный кусочек бересты был найден 26 июля 1951 года в Новгороде участниками экспедиции А. В. Арциховского при раскопках на Дмитровской улице. Плотный, рваный свиток нашли в щели мостовой, относящейся к пласту XIV века. На бересте можно было разобрать достаточно большой фрагмент текста, состоявший из 13 строк — перечень деревень, плативших повинность некому Фоме. До сих пор 26 июля в Новгороде отмечают как праздник — «День берестяной грамоты».

Справедливости ради стоит сказать, что исписанную бересту находили и раньше. Так, археолог-любитель В. С. Передольский еще в 1902 году выставил коллекцию грамот, купленных у крестьян либо найденных собственноручно. Современные ему историки отнеслись к коллекции скептически, в 20-хх годах экспозиция была закрыта, ценные свитки утеряны.

После 1951 года для поиска грамот было предпринято множество археологических экспедиций, а крупнейшая из них, новгородская, работает ежегодно. Свитки были обнаружены и в других городах — Пскове, Смоленске, Торжке, Нижнем Новгороде, но эти находки были единичны, тогда как в Новгороде к настоящему времени извлечены на свет более тысячи отрезков исписанной бересты.

Почему именно Новгород? Этот город был одним из крупнейших и богатейших центров Древней Руси. Кроме того, особенности почвы способствовали сохранности знаков на бересте.

>>  Княгиня Ольга: легендарное каноническое житие и реальная биография

Датировка и расшифровка

Для датировки грамот используют:

  • стратиграфическое датирование — на основе датировки слоя почвы;
  • дендрохронологию — на основе исследования годичных колец древесины;
  • исторический метод — сравнение с данными летописей и других источников с точной датировкой;
  • анализ лингвистических признаков и этикетных формул.

Все найденные свитки пронумерованы, найденные грамоты тщательно изучаются и дешифруются историками и филологами. Каждая запись требует отдельной работы — в грамотах прослеживаются различия в написании и сочетании букв, пунктуации, правописании, что свидетельствует о наличии местных наречий. Усложняет расшифровку то, что письменный старославянский язык грамот отличается от того, который привыкли видеть ученые в летописях.

Многие грамоты извлекаются на свет поврежденными в результате нахождения в земле или сознательного уничтожения ставших ненужными записей. Отсутствие частей текста сильно затрудняет его анализ, хотя в большинстве случаев ученым удается уловить общий смысл написанного.

Как писали на бересте

На Руси обрезанная береста в качестве материала для письма использовалась задолго до широкого распространения пергамента и бумаги.

Используемую для бытовых и деловых записок бересту не хранили — ее выбрасывали либо уничтожали тотчас после прочтения или когда информация теряла актуальность.

В отличие от дорогого пергамента, она использовалась как дешевый материал для личной и бытовой переписки либо в качестве черновиков. Так, на одной из грамот записана жалоба на должностное лицо с указанием переписать в дальнейшем текст на пергаменте.

Для нанесения букв использовали писала — заостренные палочки из металла или кости, которые до открытия берестяных грамот проходили по описям археологов как гвозди, шпильки или рыболовные снасти. Буквы процарапывали на бересте, чернила же для письма почти не использовались, именно поэтому текст остался читаемым через столько веков.

Записи мальчика Онфима

Одни из самых известных в России образцов берестяных грамот — это «школьные тетради» мальчика Онфима 6-8 лет, по мотивам которых был снят короткометражный мультфильм. Хотя он жил в Новгороде в первой половине XIII века, его творения сильно напоминают рисунки современных мальчишек.

Онфим рисовал конных и пеших воинов, сражения, человечков, сохранилось изображение фантастического животного с надписью «Я — зверь». Мальчик писал записки с подписью «с поклоном от Онфима», начинал переписывать Псалтирь, изучал азбуку.

Все эти записи и рисунки нашлись в одном месте, вероятно, мальчик носил их с собой и однажды потерял.

>>  Древние языческие верования славян

Личные и бытовые записи

Немногочисленная часть грамот повествует о бытовых делах, как, например, просьба некой Марины к сыну купить хлопчатобумажную ткань — зендянцу. В других свитках люди просят знакомых или родственников купить оливковое масло, соль, рыбу и так далее. Есть грамоты, содержащие литературные и фольклорные тексты — молитвы, заговоры, загадки.

Среди берестяных грамот есть несколько любовных записок, скорее всего от молодых девушек. Например, в записке, найденной в 1993 году, некая барышня укоряет молодого человека, что он не отвечает ей, несмотря на неоднократные призывы. Возможно, послание было написано после ссоры, так как последняя фраза звучит примерно так «Если даже я тебя по незнанию задела, и если ты начнешь надо мной смеяться, то судит тебя Бог и моя худость».

Еще одна известная грамота на бытовую тему — жалоба на мужа, который привел любовницу и они вдвоем бьют и выгоняют жену из дома. Женщина пишет брату и просит его приехать.

Деловая переписка и судопроизводство

Большая часть берестяных грамот содержит частные хозяйственные записи — информацию о торговых отношения, долгах, а также деловые указания. Например, в одной из грамот ростовщик, который держал ломбард на Холопьей (ныне Дмитровской) улице, перечисляет отданные некими Костей и Гришкой по закладной предметы (шуба, рубаха, шапка, сапоги). Также в свитках можно найти указания о покупке чего-либо за наличные или в долг.

>>  История патриаршества на Руси

На грамотах фиксировали судебные решения. Очень интересен свиток середины XIV века, согласно которому некий Яков в качестве возмещения убытков, нанесенных Юрию и Харитону, должен был выплатить рубль первому потерпевшему и гривну вместе с десятью локтями сукна — второму.

Также обвиняемый обязан был возместить Юрию стоимость испорченной пшеницы. В той же грамоте было зафиксировано, что потерпевшие пришли к Якову и в соответствии с судебным решением взяли с него причитающееся, после чего он разозлился, бросил документ в грязь и затоптал.

Значение берестяных грамот для истории

Исписанная береста является одновременно письменным и вещественным артефактом. Для археологов важно не только что написано в грамоте, но и где конкретно она найдена. Некоторые свитки дают понимание того, как звали владельца того или иного дома, чем он занимался и каков был его социальный статус, а также как относился к знакомым и семье.

Берестяные грамоты дополняют летописи в части сведений об экономике, деятельности некоторых политических фигур, внешней политике и бытовых деталях. Например, они освещают подробности землевладения в Новгороде, его связи с Ярославлем, Угличем, Псковом, Киевом и другими городами. Грамоты XIV-XV веков свидетельствуют о процессе становления крепостного права и развитии делопроизводства.

Записи на бересте свидетельствуют о высоком уровне грамотности среди жителей Древней Руси — дети начинали учиться писать и считать с малых лет. Крайне интересны сведения о деловых и личных взаимоотношениях, пищевом рационе, одежде и социальном положении различных групп населения. Грамоту знали и женщины, а семейная переписка свидетельствует о том, что они могли заключать договора, заниматься ремеслом, выступать в суде.

Источник: http://rrepetitor.ru/ancient/berestyanye-gramoty-bytovye-zapisi-x-xv-vekov/

Берестяные грамоты Древней Руси

берестяные грамоты как исторический источник

В Древнем Вавилоне писали на глиняных табличках, в Египте – на папирусе, в Европе – на пергаменте, а в Древней Руси – на коре березы. Береста была главным материалом для письма на наших землях еще задолго до того, как к нам привезли пергамент и бумагу.

По основной версии, появление берестяных грамот относится к периоду XI–XV веков, но первооткрыватель новгородских грамот А. В. Арциховский и многие его коллеги считают, что первые грамоты были уже в IX–X веках.

Открытие берестяных грамот

Береста как материал для письма в Древней Руси использовалась издревле. Иосиф Волоцкий писал, что в обители святого Сергия Радонежского «самые книги не на хартиях писаху, но на берестех». До наших дней сохранилось много (правда, довольно поздних) документов и даже целых книг (в основном старообрядческих), написанных на расслоенной бересте.

Местом открытия берестяных грамот стал Великий Новгород. Сохранению этих древних находок способствовали благоприятные природные условия и особенности местной почвы.

В 1930-е годы в Великом Новгороде велись археологические раскопки, экспедицию возглавлял А. В. Арциховский. Тогда были найдены первые обрезные листы березовой коры и инструменты для письма. Более серьезных открытий в тот период сделать не удалось, так как началась Великая Отечественная война. Работы продолжились в конце 40-х годов XX века.

А.В. Арциховский

26 июля 1951 года на одном из раскопов была найдена берестяная грамота № 1. В ней содержался перечень феодальных повинностей в пользу трех жителей города. Эта грамота подтвердила гипотезу историков о возможности подобных находок. В дальнейшем события 26 июля стали поводом для утверждения ежегодного праздника, отмечаемого в Новгороде, – Дня берестяной грамоты. На этом открытия не закончились. В том же году археологи нашли еще девять берестяных документов.

Впоследствии открытия берестяных грамот стали обычным явлением. Первые грамоты в Смоленске были найдены в 1952 году, в Пскове – в 1958-м, в Витебске – в 1959-м. В Старой Руссе первая находка появилась в 1966 году, в Твери – в 1983-м. В Москве первую берестяную грамоту обнаружили только в 1988 году, когда проводились раскопки на Красной площади.

Количество берестяных грамот

Археологическая экспедиция в Великий Новгород – это уже традиция.  Ежегодно с 1951 года археологи открывают свои сезоны. К сожалению, количество грамот, найденных в разные годы, сильно разнится. Были сезоны, когда ученые находили несколько сотен экземпляров, а были и нулевые. Тем не менее сегодня найдено уже более 1000 берестяных грамот.

На конец 2017 года общее количество найденных грамот распределяется следующим образом:

Великий Новгород 1102 грамоты и 1 берестяная грамота-иконка
Старая Русса 48
Торжок 19
Смоленск 16
Псков 8
Тверь 5
Москва 4
Звенигород Галицкий (Украина) 3
Мстиславль (Белоруссия) 2
Витебск (Белоруссия) 1
Старая Рязань 1
Вологда 1

Общая характеристика грамот

Березовая кора как письменный материал широкое распространение получила в начале XI века и использовалась вплоть до середины XV века. С распространением бумаги использование данного материала для письма сошло на нет. Бумага была дешевле, да и писать на бересте становилось не престижно. Поэтому обнаруженные археологами грамоты – это не сложенные в архивах документы, а выброшенные и попавшие в землю в связи с ненадобностью.

При написании грамот очень редко использовались чернила, так как они были очень нестойкие, и авторы просто выцарапывали на бересте буквы, которые хорошо читались.

Бо́льшая часть найденных грамот – это бытовые частные письма на тему взыскания долгов, торговли и пр. Имеют место и черновики официальных актов на бересте: это завещания, расписки, купчие, судебные протоколы.

Были найдены и церковные тексты (молитвы), школьные шутки, заговоры, загадки. В 1956 году археологи обнаружили учебные записки новгородского мальчика Онфима, которые в дальнейшем получили широкую известность.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Толокно что это такое

В большинстве своем грамоты лаконичны и прагматичны. В них сосредоточена только важная информация, а все, что и так известно адресату, не упоминается.

Характер берестяных грамот – послания незнатных людей – является ярким свидетельством распространения грамотности среди населения Древней Руси. Горожане обучались азбуке с детства, сами писали свои письма, женщины также знали грамоту. То, что в Новгороде была широко представлена семейная переписка, говорит о высоком положении женщины, которая посылала мужу наказы и самостоятельно вступала в денежные отношения.

Значение найденных берестяных грамот огромно как для изучения отечественной истории, так и для русского языкознания. Они – важнейший источник для изучения повседневной жизни наших предков, развития торговли, политической и общественной жизни Древней Руси.

Источник: https://histrf.ru/biblioteka/b/bieriestianyie-ghramoty

Новгородские берестяные грамоты

берестяные грамоты как исторический источник

Археология ХХ века привела к открытию уникального исторического источника — берестяных грамот.

Правда, следует оговориться, что первую коллекцию берестяных грамот собрал еще в конце XIX века новгородский коллекционер Василий Степанович Передольский (1833–1907).  Именно он, проведя самостоятельные раскопки, выяснил, что в Новгороде есть прекрасно сохранившийся культурный слой.

Найденные или выкупленные у крестьян берестяные грамоты Передольский выставил в первом в городе частном музее, построенном на собственные деньги. Новгородские берестяные грамоты, по его словам, были «письменами предков наших». Однако разобрать что-либо на старых обрывках бересты было невозможно, поэтому историки говорили о мистификации или считали «письмена предков» каракулями безграмотных крестьян. Словом, разыскания «русского Шлимана» относили к разряду чудачеств.

В 1920-х годах музей Передольского был национализирован, а потом закрыт. Директор государственного Новгородского музея Николай Григорьевич Порфиридов выдал заключение о том, что «большинство вещей не представляло особой музейной ценности». В результате первая коллекция берестяных грамот была безвозвратно утеряна. Чисто русская история.

Опять нашли!

Сенсация пришла с полувековым опозданием. Как говорится, не было счастья, да несчастье помогло При восстановлении города в 1950-х годах проводились масштабные археологические раскопки, открывшие в толще многометрового культурного слоя средневековые улицы и площади, терема знати и дома простых горожан. Первая берестяная грамота (конец XIV в.) в Новгороде была обнаружена 26 июля 1951 года на Неревском раскопе: она содержала перечень феодальных повинностей в пользу некоего Фомы.

Академик Валентин Янин в книге «Берестяная почта столетий» описывал обстоятельства находки так: «Случилось это 26 июля 1951 года, когда молодая работница Нина Федоровна Акулова нашла во время раскопок на древней Холопьей улице Новгорода, прямо на настиле ее мостовой XIV века, плотный и грязный свиток бересты, на поверхности которого сквозь грязь просвечивали четкие буквы. Если бы не эти буквы, можно было бы думать, что обнаружен обрывок еще одного рыболовного поплавка, каких в новгородской коллекции к тому времени насчитывалось уже несколько десятков.

Похожая публикация:  Малоизвестные события в истории Руси. Письменность.

Акулова передала свою находку начальнику раскопа Гайде Андреевне Авдусиной, а та окликнула Артемия Владимировича Арциховского, на долю которого достался главный драматический эффект.

Оклик застал его стоящим на расчищаемой древней вымостке, которая вела с мостовой Холопьей улицы во двор усадьбы.

И стоя на этой вымостке, как на пьедестале, с поднятым пальцем, он в течение минуты на виду у всего раскопа не мог, задохнувшись, произнести ни одного слова, издавая лишь нечленораздельные звуки, потом хриплым от волнения голосом выкрикнул: «Я этой находки ждал двадцать лет!»
В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник — «День берестяной грамоты».

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 документов на бересте. А сегодня их насчитывается уже больше 1000. Самая древняя берестяная грамота относится к X веку (Троицкий раскоп), самая «молодая» — к середине XV-го.

Примеры новгородских берестяных грамот

Широкую известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки семилетнего мальчика Онфима. Процарапав буквы азбуки, он напоследок изобразил себя в виде вооруженного воина, верхом на коне сокрушающего врагов. С тех пор мечты мальчишек не сильно изменились.

Подлинной сенсацией стала берестяная грамота №9. Это — первое на Руси женское письмо: «Что мне дал отец и родичи дали в придачу, то за ним (имеется ввиду — за бывшим мужем). А теперь, женясь на новой жене, он мне не дает ничего. Ударив по рукам в знак новой помолвки, он меня прогнал, а другую взял в жены». Вот уж, действительно, долюшка русская, долюшка женская

А вот любовное письмо, написанное в начале XII в. (№ 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала к тебе? А тебе, я вижу, не любо.

Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и примчался хочешь ли, чтобы я тебя оставила? Даже если я тебя по своему неразумению задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то пусть судит тебя Бог и я».

Интересно, что письмо это было разрезано ножом, обрывки завязаны в узел и выброшены в кучу навоза. У адресата, видно, завелась уже другая зазнобушка

Есть среди берестяных грамот и первое на Руси предложение руки и сердца (конец XIII в.): «От Микиты к Анне. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то послух (свидетель) Игнат» (№377). Вот так буднично, зато без обиняков.

Похожая публикация:  Чаромутие — язык магов, волхвов и жрецов

Еще один сюрприз преподнес 2005 год, когда было найдено несколько посланий XII-XIII веков с нецензурной лексикой — е (№35, XII в.)., б (№ 531, начало XIII в.), п(№ 955, XII в.) и т. д.. Так был окончательно похоронен устоявшийся миф о том, что своеобразием нашего «русского устного» мы якобы обязаны монголо-татарам.

Берестяные грамоты открыли нам поразительный факт почти поголовной грамотности городского населения древней Руси. Причем, русские люди в те времена писали практически без ошибок — по оценкам Зализняка, 90% грамот написаны грамотно (простите за тавтологию).

Из личного опыта: когда мы с женой студентами работали сезон 1986 г. на Троицком раскопе, была найдена грамота, начинавшаяся с оборванного «янину». Много было смеха над этим посланием академику через тысячелетие.

Бродя по Новгородскому музею, натолкнулся на грамоту, которая может служить хорошей альтернативой заглавию известной книги Янина «Я послал тебе бересту» — «Я послал тебе ведёрко осетрины», ей-Богу, звучит лучше, заманчивее))

Вот такая безграмотная Русь! Письменность была, а Русь безграмотная — так не бывает.

источник

Источник: https://xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai/novgorodskie-berestyanye-gramoty.html

Первая берестяная грамота. Открытие берестяных грамот :

Берестяные грамоты — это записи, которые сделаны на березовой коре. Они являются памятниками древнерусской письменности XI—XV веков. Их самая большая ценность заключается в том, что они сами по себе стали источниками для изучения истории средневекового общества, при этом не только языка, но и повседневной жизни.

Кстати, не только русские использовали бересту в качестве материала для письма. В этом качестве она служила и для многих других народов мира. Берестяная грамота, одним словом, входит в число древнейших видов письменности.

Немного истории

Когда же кора берёзы получила распространение в Древней Руси как материал, удобный для письма? По всей видимости, это произошло не позднее XI века.

Однако через пять веков она стала терять свою актуальность и вышла из обихода, поскольку в этот период на Руси нашел широкое распространение такой материал для письма, как пергамент — особый вид бумаги.

Тем не менее некоторые писцы продолжали пользоваться привычной березовой корой, но, как вы понимаете, берестяная грамота стала встречаться крайне редко, ведь на бумаге было намного удобнее писать. Постепенно береста стала употребляться в основном для черновых записей.

Интересные находки

В наши дни каждая найденная берестяная грамота внимательно изучается специалистами и нумеруется. Две находки просто поразительны: огромные берестяные листы, на которых записаны литературные произведения. Один из них имеет номер 17, он был найден в Торжке. Другая же, новгородская, грамота известна под номером 893.

Ученые нашли их на земле в развернутом состоянии. Возможно, они были когда-то выброшены, поскольку потеряли свою актуальность, но, может быть, на этом месте когда-то находился архив или другое учреждение, в котором они содержались.

Тем не менее новгородские берестяные грамоты были найдены в таком большом количестве, что это явно свидетельствует о том, что на месте находки когда-то находилась какая-либо канцелярия, занимающаяся архивацией различных документов.

Описание находок

Обычно искатели находят письмена, запечатленные на бересте, в виде свёрнутого свитка. А текст на них обычно бывает выцарапанным: либо на внутренней части, либо с обеих сторон. Однако бывают случаи, когда грамоты располагаются под землей в развернутом состоянии. Особенностью этих грамот является то, что текст в них размещается в сплошную строку, то есть без разделения на отдельные слова.

Типичным примером этого является берестяная грамота номер 3, найденная в Москве. Среди находок были обнаружены обрывки бересты с нацарапанными буквами. Историки считают, что хозяева этих писем с целью сохранения в тайне информации, содержащейся в них, разрывали и бересту на мелкие кусочки.

Открытие берестяных грамот

Кстати, о том, что на Руси существовал такой материал для письма, как берестяные грамоты, было известно задолго до их обнаружения археологами. Ведь в некоторых архивах сохранились целые книги, написанные на расслоенной бересте. Однако все они относились к более позднему периоду, чем найденные.

Первая берестяная грамота датируется 11 веком, а те книги, которые хранятся в церквях и архивах, относятся к 17 и даже 19 векам, то есть периоду, когда пергамент и бумага уже активно использовалась писцами.

Так почему же эти рукописи были сделаны на бересте? Дело в том, что все они относятся к старообрядческим, то есть консервативным. В Поволжье, у Саратова, в 1930 году археологами была найдена берестяная золотоордынская грамота XIV века.

В отличие от первых, запись на ней велась чернилами.

Характер берестяных грамот

Большая часть найденных записей на бересте носит как частный, так и общественный характер. Это долговые расписки, бытовые указания, списки, челобитные, завещания, купчие, протоколы суда и т. д.

Однако среди них также есть грамоты, содержащие церковные тексты, например молитвы, поучения и т. д. Особый интерес вызывают берестяные рукописи, которые представляют собой литературные произведения и материалы учебного характера, например азбуки, школьные упражнения, домашние задания с детскими каракулями и т. д.

Очень интересны обнаруженные в 50-х годах новгородские берестяные грамоты, содержащие рисунки мальчика Онфима. Они относятся к 13 веку. Отличительной чертой всех без исключения грамот является краткость и прагматичность.

Поскольку они не моли быть больших размеров, то писцы здесь записывали только самое важное. Однако нашим предкам не была чужда любовная лирика, и среди рукописей можно встретить записки любовного характера, написанные рукой влюбленной женщины или мужчины.

Одним словом, открытие берестяных грамот в какой-то мере помогало влюбленным в выражении своих тайных чувств.

Где были обнаружены рукописи из бересты?

Окрестности Великого Новгорода являются теми местами, где нашли берестяную грамоту советские археологи. Вместе с ней также были обнаружены металлические или костяные заостренные стержни, которые представляли собой примитивные инструменты для письма — своеобразные средневековые ручки. Вернее, они были найдены до открытия берестяных письмен. Только археологи изначально считали, что найденные ими заостренные предметы являются либо заколками для волос, либо гвоздями.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как поздравить с днем ангела

Однако их истинное предназначение было установлено только после обнаружения грамот, то есть через 15-20 лет, в 50-х годах прошлого века. Ведь из-за Отечественной Войны экспедиция, начатая в средине 30-х годов, была приостановлена.

Таким образом, первая грамота была обнаружена в июле 1951 года на Неревском раскопе. В ней содержался «позём» и «дар», то есть записи феодальных повинностей в пользу Фомы, Иева и Тимофея. Эту грамоту нашла археолог Нина Акулова из Новгорода.

За что она получила премию в 100 рублей, а день находки, 26 июля, стал Днем берестяной грамоты.

После смерти археолога на ее могиле был установлен памятник с надписью, свидетельствующей об этом событии. За тот археологический сезон было найдено еще 9 берестяных документов. И среди них тот, что в большей степени заинтересовал ученых. На грамоте был написан рассказ. Берестяные грамоты того периода носили в основном деловой характер, а вот эту можно было отнести к художественной литературе.

Как уже было отмечено выше, береста, приспособленная для письма, не имела больших размеров, поэтому все содержащееся в ней было изложено кратко и лаконично. “О незадачливом детине” — это самый настоящий рассказ. Берестяные грамоты использовались в качестве основного материала для письма, точно так же как у горных народов для этого служили скалы или стены пещер.

Список городов, где были найдены берестяные грамоты

Вплоть до 2014 года на территории России, Украины и Беларуси было обнаружено около 1060 грамот на бересте. Представляем вашему вниманию перечень городов, рядом с которыми они были найдены:

  • Смоленск;
  • Торжок;
  • Нижний Новгород;
  • Великий Новгород;
  • Псков;
  • Москва;
  • Тверь;
  • Витебск;
  • Рязань и другие.

Такова история берестяных грамот. Они некогда служили в качестве материала, предназначенного для письма. Поскольку береза растет только в определенных районах, является самым настоящим русским, вернее, славянским деревом, то такой вид письменности был распространен именно среди славянских народов, в том числе и в Средневековой Руси.

Источник: https://www.syl.ru/article/181305/new_pervaya-berestyanaya-gramota-otkryitie-berestyanyih-gramot

Древнерусские берестяные грамоты. Досье

МОСКВА. /ТАСС-Досье/ Кора деревьев, в том числе берез, использовалась в древности различными народами как писчий материал. В частности, в XVI веке духовный писатель Иосиф Волоцкий, рассказывая о бедности монахов Троице-Сергиева монастыря, отмечал, что они «самые книги не на хартиях (т. е. пергаменте) писаху, но на бересте». Также о существовании в Древней Руси письмен, вырезаемых на «белом дереве», рассказывали арабские писатели X века.

Долгое время самые древние сохранившиеся документы на бересте были датированы не ранее, чем XVII веком. Еще в конце XIX века в ходе раскопок в Новгороде начали обнаруживаться обрезанные листья березовой коры.

Однако надписей на них видно не было, поскольку они могли быть сделаны чернилами, чьи следы не сохранялись во влажном грунте. В 1930 г. под Саратовым при рытье силосной ямы была найдена золотоордынская грамота XIV века, которая до 1950-х гг.

считалась старейшим сохранившимся документом на этом материале.

Первая найденная грамота

Первая новгородская берестяная грамота была найдена 26 июля 1951 г. археологической экспедицией Московского государственного университета и Института археологии Академии наук СССР. Возглавлял ее доктор исторических наук Артемий Арциховский.

Раскопки велись на Неревском конце (к северу от новгородского кремля) на площади порядка 10 тыс. кв м.

Обнаружила грамоту в культурном слое XIV-XV веков подрабатывавшая на раскопках местная жительница, Нина Акулова: она заметила на извлеченной из земли полоски бересты выцарапанные символы.

Найденная Акуловой грамота получила порядковый номер 1, в настоящее время она хранится в Государственном историческом музее в Москве. Грамота содержит 13 строк по 38 см каждая, но сохранилась не полностью. Из расшифровки было понятно, что в ней записана роспись доходов с нескольких сел. Текст на грамоте сохранился, так был записан не чернилами, а выцарапан специальным инструментом — «писалом», который представлял собой заостренный металлический стержень.

Уже на следующий день, 27 июля, была найдена вторая грамота, затем находки стали регулярными.

Описание, значимость

Большинство обнаруженных в русских городах берестяных грамот датировано началом IX — концом XIV веков. В основном, береста использовалась для частной переписки и черновиков, в то время как для официальных документов и книг использовался более долговечный материал — пергамент. В XV веке бересту уже начала заменять бумага, чье производство стало дешевле.

Обнаружение берестяных грамот имело огромное значение как для изучения истории, так и для русского языкознания. Оно показало широкое распространение грамотности среди населения.

Значительную долю грамот составляют письма о торговых операциях, требованиях выплаты долга, челобитные и т. д. Кроме того, среди них встречаются любовные послания, бытовые наказы. Особую известность получила находка 1956 г.

: 12 берестяных грамот, автором которых был мальчик Онифим, живший в Новгороде в XIII веке. Они содержат учебные записи и рисунки.

Грамоты являются одним из важнейших источников для изучения повседневной жизни Древней Руси, развитии торговли, политической и общественной жизни городов.

Расшифровка и анализ текстов позволили выявить десятки слов древнерусского языка, исчезнувших из современного словаря. Кроме того, грамоты стали самым древним свидетельством существования в языке обсценной (бранной, нецензурной) лексики.

Большой вклад в лингвистический анализ берестяных грамот внес академик РАН Андрей Зализняк, который определил черты диалекта Древнего Новгорода, значительно отличавшегося от диалекта большей части Древней Руси.

Статистика

Всего в Великом Новгороде (по состоянию на сентябрь 2016 г.) найдены 1087 грамот. Второе место по числу найденных надписей на бересте (46) занимает г. Старая Русса (Новгородская обл.) — первую там нашли в 1966 г. Далее следуют Торжок (Тверская обл., 19 грамот) и Смоленск (16 грамот). Также древнерусские грамоты найдены в Пскове, Твери, Старой Рязани, Вологде, а также в Звенигороде Галицком (Украина), Мстиславле и Витебске (Белоруссия).

В Москве первая берестяная грамота была найдена во время раскопок на Красной площади в 1988 г. Всего в российской столице по настоящее время найдены четыре грамоты, последняя — в ходе раскопок в Зарядье в 2015 г.

Награды за открытие

За открытие и изучение берестяных грамот руководители Новгородской археологической экспедиции во главе с Артемием Арциховским были удостоены Государственной (1970) и Ленинской (1984) премий. Впоследствии госпремии за связанные с ними открытия получали историк Валентин Янин (1996), Андрей Зализняк (2007) и др.

База данных по грамотам

С 2004 г. действует сайт gramoty.ru, который содержит фотографии, прориси, тексты, переводы и анализ изученных берестяных грамот.

Источник: https://tass.ru/info/3483300

Берестяная грамота и день бересты. Спланируй поездку — Путеводитель по русским ремёслам

В этот день все собираются у памятника, поставленного простой новгородской женщине Нине Акуловой. Приходят студенты исторических факультетов НовГУ и других университетов страны, школьники, новгородцы разных профессий, являющиеся постоянными участниками археологических сезонов.

Но этот праздник дорог не только археологам. Его всё больше отмечают все, кто так, или иначе связан с этим замечательным и незаменимым природным материалом.

О чём «говорят» грамоты

Находки на Неревском археологическом раскопе говорят не только о существовании письменности. Кора березы издавна использовалась в самых разнообразных целях. Среди последних находок археологов на территории Новгорода найдены также куски бересты с росписью, тиснением и фигурной резьбой, относящиеся к XI — XIV векам.

Почтовая марка СССР (1978) Leonid Dzhepko, CC BY-SA 3.0

Эти находки свидетельствуют о том, что художественные изделия из бересты были распространены в быту русского народа с очень древних времен. Однако дошедшие до нас предания, письменные источники и вещи дают возможность составить далеко не полное представление о том, как развивалось это своеобразное искусство.

Материал раскопок на Белоозере, хранящийся в Вологодском краеведческом музее, свидетельствует о существовании тиснения бересты в XII-XIII веках. Можно предположить, что из новгородских земель, через ростово-суздальские, в силу ряда исторических причин Шемогодская резьба по бересте превратилась в промысел.

В Вологодском музее хранится иллюстрированная рукопись конца XVIII века, написанная в Спасо-Каменном монастыре. Иллюстрации этого любопытнейшего документа представляют собой соединения иконописных и фольклорных мотивов, с явным преобладанием последних.

Московская берестяная грамота № 3, сохранившаяся в виде нескольких полосок бересты Secretary of Turabey, CC BY-SA 3.0

Три листа рукописи имеют изображения берестяных предметов, украшенных резьбой и тиснением. На одном из них — смерть с косой, за ее плечами — короб со стрелами. Короб берестяной, судя по рисунку, украшенный тиснением.

Тоже ремесло

Писать на берестяных грамотах — особое умение, которое пожалуй можно причислить к ремеслу. 

Конечно нужно знать грамоту, но этого не достаточно. Буквы выдавливались (выцарапывались) на бересте острием специально предназначенного для этой цели металлического или костяного инструмента — писала (стилоса). Лишь немногие грамоты написаны чернилами.

Берестяная грамота № 497 (вторая половина XIV века). Гаврила Постня приглашает своего зятя Григория и сестру Улиту в гости в Новгород. B222, CC BY-SA 3.0

Писала находили в археологических раскопах регулярно, но было непонятно, зачем их обратная сторона сделана в виде лопатки. Ответ был вскоре найден: археологи стали находить в раскопах хорошо сохранившиеся доски с углублением, залитым воском — церы, служившие также для обучения грамоте.

Воск разравнивали лопаткой и писали по нему буквы.

Самая древняя русская книга — Псалтирь XI века (ок. 1010 г., более чем на полвека древнее Остромирова Евангелия), найденная в июле 2000 года, была именно такой. Книга из трех табличек 20×16 см, залитых воском, несла на себе тексты трех Псалмов Давида.

Значимая находка

26 июля 1951 на Неревском раскопе была обнаружена берестяная грамота № 1. Она содержала перечень феодальных повинностей — «позёма» и «дара», в пользу трёх землевладельцев: Фомы, Иева и третьего, которого, возможно, звали Тимофей.

Прорись берестяной грамоты №1. Она сильно фрагментирована, однако состоит из длинных и совершенно стандартных фраз: «С такого-то села позёма и дару шло столько-то», поэтому легко восстанавливается неизвестен, CC BY-SA 3.0

Грамоту эту нашла новгородка Нина Акулова, которая пришла на раскоп подработать во время декретного отпуска. Заметив на грязном свитке бересты буквы, она позвала начальника участка Гайду Авдусину.

Поняв, в чём дело, та потеряла дар речи. Подбежавший Арциховский также в течение нескольких минут ничего не мог произнести, а потом воскликнул: «Премия — сто рублей! Я этой находки ждал двадцать лет!».

Этот же археологический сезон принёс ещё 9 берестяных документов, опубликованных только в 1953 году. Поначалу открытие берестяных грамот не получило должного освещения в прессе, что было связано с идеологическим контролем в советской науке.

Рисунки 6—7-летнего мальчика Онфима (середина XIII века), автора нескольких берестяных грамот Mitrius, CC BY-SA 3.0

Открытие показало, что, вопреки опасениям, при написании грамот почти никогда не использовались чернила: при раскопках найдено всего три таких грамоты из тысячи с лишним. Текст был просто процарапан на коре и без труда читался.

В ходе раскопок находят также пустые листы бересты — заготовки для письма, показывающие возможность находки в будущем берестяных грамот с текстом.

В разных городах

С 1951 года берестяные грамоты обнаруживаются археологическими экспедициями в Новгороде, а затем и в ряде других древнерусских городов.

Крупнейшая экспедиция — новгородская — работает ежегодно, но количество грамот в разные сезоны сильно варьирует — от сотни с лишним до нуля, в зависимости от того, какие слои раскапываются. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое хороший тон

грамот

Большинство берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер. К этой категории тесно примыкают долговые списки, которые могли служить не только записями для себя, но также и поручениями «взять с такого-то столько-то» и коллективные челобитные крестьян феодалу (XIV—XV века).

Кроме того, имеются черновики официальных актов на бересте: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы и т. п.

Сравнительно редки, но представляют особый интерес следующие типы берестяных грамот: церковные тексты (молитвы, списки поминаний, заказы на иконы, поучения), литературные и фольклорные произведения (заговоры, школьные шутки, загадки, наставления по домашнему хозяйству), записи учебного характера (азбуки, склады, школьные упражнения, детские рисунки и каракули). Огромную известность получили обнаруженные в 1956 году учебные записи и рисунки новгородского мальчика Онфима.

Бытовой и личный характер многих берестяных грамот Великого Новгорода, например, любовные послания незнатных молодых людей или хозяйственные записки-наказы от жены к мужу, свидетельствуют о высоком распространении грамотности среди населения.

 

Источник: https://ru.russianarts.online/79815-berestyanaya-gramota-i-den-beresty/

Берестяные грамоты в Древней Руси

20.01.2020

Первичные источники, благодаря которым ученым удалось воссоздать хронологию исторических событий – древние тексты, содержащие хроники, торговые расчеты, и просто бытовую переписку. Безусловно, официальными документами в современном понимании эти материалы сложно назвать. Но их содержание свидетельствует об уровне развитости общества того времени.

Анализ таких материалов позволяет сделать вывод о том, когда зародились первые профессии, как велась экономика, домашнее хозяйство, как люди выстраивали отношения друг с другом.
Уникальные сведения о жизни славян содержат берестяные грамоты. Согласно исследованиям тексты грамот были написаны в XI-XIII веках. Большинство из них найдено в Великом Новгороде. Береста – материал органический, и чудом сохранившийся, читабельный текст на ней вызывает восхищение.

Ученые утверждают, что этому способствовал особый состав новгородской почвы. В других городах России было найдено всего около 80 славянских писем на бересте.

берестяных грамот

В ранее изученных летописях содержались сведения о главных событиях и фигурах истории, о политической обстановке и географии. В них недоставало информации о жизни простых людей, их занятиях, быте, ремеслах. грамот внесло больше ясности в процесс исследования культуры Древней Руси.
Основное содержание берестяных грамот следующее:

  • Личная переписка;
  • Финансовые документы: расписки, договора;
  • Судебные протоколы;
  • Списки, инструкции;
  • Упражнения учеников, обучавшихся грамоте;
  • Заговоры, молитвы, фольклор.

Вероятно, были и другие записи. Но сохранились лишь те, что попали в землю. По предположению историков, их просто выбросили за ненадобностью, либо потеряли. А вот действительно ценные берестяные книги, которые бережно хранились славянами, до наших дней не дошли, большинство погибло в пожарах.В берестяных грамотах XIII в. обнаружены детские рисунки, ученические записи. Об образовании славянских детей мало что известно.

Интересны выводы, полученные на основании изучения грамот школьников того времени. Некоторые берестяные листы похожи на отрывки из ученических тетрадей, где дети выполняли подобие упражнений: пропись отдельных букв, складывание слогов, короткие отрывки молитв. Предположительно так обучались грамоте.Процесс этот был, по всей видимости, трудный для общества в целом.

Лингвисты сделали вывод, что подавляющее количество грамот было записано кем-то под диктовку. Большинство славян не умели читать и писать, а потому прибегали к помощи служителей церкви. В отдельных группах берестяных грамот прослеживается один и тот же почерк, и даже некая культура письма: одинаковые приветствия и завершения посланий.Изучение славянских текстов – сложнейшая работа.

До сих пор лингвистам до конца не понятно содержание многих берестяных грамот. В сравнении с летописями, эти тексты носят более свободный характер написания. Слова часто попросту не разделяются, написаны в сплошной ряд букв. А учитывая, что ошибки в тексте и в настоящее время встречаются постоянно, представьте, сколько неточностей было в бытовой переписке того времени.

Лексическая составляющая текстов также сложна, и дословный перевод не всегда отражает истинный смысл. В послании часто содержались отсылки к какому-либо случаю, который произошел с человеком. Не зная обстоятельств случившегося в принципе сложно понять, о чем идет речь. Приходится искать зацепки в древних символах, сравнивать несколько разных грамот, то есть практически заниматься расследованием.

Так, например, стало известно, что за провинности в славянском обществе предусматривались определенные наказания. То есть уже тогда существовала очень упрощенная судебная система. А благодаря найденным берестяным грамотам установлено, что подобие судебного протокола велось еще в XV веке. Таких примеров записей очень мало. Самая известная – о краже бобров неким Тимошкой.

Из перевода можно понять, что описываются обстоятельства кражи: действовала группировка лиц, а зачинщик пойман с поличным. Сложно представить, сколько у специалистов ушло времени на изучение этого текста, чтоб понять, о чем идет речь. Ведь исходный фрагмент представляет собой обрывок коры березы с нацарапанными, неразборчивыми символами.

Перед лингвистами стоит действительно непростая задача. Такие исторические находки представляют огромную ценность для всего исторического сообщества. Изучение писем из повседневной жизни славян дает более полное представление и понимание языка, значения отдельных слов, диалектов и наречий. Многие речевые обороты были встречены историками впервые, так как в летописях и официальных документах не применялся подобный стиль повествования.

Письменные приспособления в древности

Помимо бересты для письма использовался пергамент. Это мягкая кожа специальной выделки. Процесс изготовления пергамента был сложным и кропотливым, а само сырье достаточно дорогим, поэтому его использовали реже. Исходный текст сначала записывался на бересте, а затем аккуратно переносился на пергамент.

Так писали официальные обращения, прошения, важные судебные протоколы.На пергаменте писали чернилами и пером. Чернила изготавливали из вишневой смолы с примесью сажи, сока ягод и некоторых растения с окрашивающими свойствами. На бересту текст наносился чаще всего с помощью острого стержня.

Стержень был металлический, но чаще костяной.Часто в быту пользовались «церами» – табличками с воском. Их можно было применять многократно, затирая воск и нанося снова ровным слоем.

До сих пор во многих музеях этнографии есть стилизованные славянские школы, где детям предлагают попробовать с помощью специальной палочки нанести на восковую табличку буквы кириллицы, написать, к примеру, свое имя.

Берестяные грамоты впервые были найдены экспедицией в 1951 г. в Великом Новгороде. С тех пор лингвисты изучили и перевели более тысячи материалов. Историки утверждают, что открытий в этой области предстоит еще очень много, а образ жизни славянских племен только начинает обретать целостную картину.

Источник: https://IstoriyaKratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/berestyanye-gramoty-v-drevnej-rusi.html

Древнерусские берестяные грамоты

Подробности Категория: Искусство Древней Руси 10.01.2018 18:09 1133

Берестяные грамоты – важнейший исторический источник.
Берестяные грамоты в основном очень кратки и содержат только самую важную информацию, но она очень важна для нас, т.к. из этих грамот мы узнаём о повседневной жизни средневековых людей.

Информация, полученная из берестяных грамот, самая разнообразная: это и частные письма, и деловые записки о взыскании долгов, и челобитные крестьян, и различные завещания, расписки Писали на берёсте также молитвы, списки поминаний, шутки, загадки, школьные упражнения.

Это разнообразие содержания говорит о том, что население Древней Руси было довольно грамотным.

Что из себя представляет берестяная грамота

Берестяна́я гра́мота – это запись на коре берёзы. Найденные археологами грамоты являются памятниками письменности Древней Руси XI-XV вв.

Берестяная письменность была известна многим культурам народов мира, но берестяные грамоты средневековой Руси впервые были обнаружены в Великом Новгороде. Целенаправленно искать эти древние ценности начали только в XX в.

: с 1930-х годов начала работать Новгородская археологическая экспедиция под руководством А. В. Арциховского – он был первооткрывателем, первым издателем и комментатором берестяных грамот.

А.В. Арциховский
Записи на коре берёсты делались заострёнными металлическими или костяными стержнями – писа́лами, которые неоднократно находила экспедиция Арциховского. Берестяная грамота № 1 была найдена 26 июля 1951 г. на Неревском раскопе. В честь этой находки 26 июля в Новгороде отмечается ежегодный праздник – «День берестяной грамоты».

Берестяная грамота № 1Затем берестяные грамоты начали открывать и в других регионах: в Смоленске (1952), Пскове (1958), Витебске (1959), Старой Руссе (1966) и др.Учёные установили, что берёзовая кора как материал для письма стала употребляться на Руси не позднее первой четверти XI в. Широкое употребление её в этом качестве прекратилось в середине XV в. в связи с распространением бумаги.

Бересту использовали в основном как материал для частной переписки и личных записей, а более ответственные письма и официальные документы писались обычно на пергаменте. Поэтому обнаруженные археологами берестяные грамоты – это, как правило, выброшенные документы. Обычно берестяные грамоты находят в виде свёрнутого свитка бересты с выцарапанным текстом на внутренней стороне коры, но иногда и на обеих сторонах.

Текст писался в строку, без разделения на слова.

Что мы узнаём из берестяных грамот о повседневной жизни людей Древней Руси

Берестяные грамоты свидетельствуют о широком распространении грамотности в Древней Руси, о том, что горожане обучались азбуке с детства и сами писали свои письма. Грамотны были и женщины. Семейная переписка новгородцев свидетельствует о высоком положении женщины, посылавшей мужу наказы («приказы»), самостоятельно распоряжавшейся деньгами.

Также мы узнаём о том, как питались древние новгородцы, что одевали, об их ремёслах, взаимоотношениях с родственниками, друзьями, о их гостеприимстве, конфликтах.А вот любовное письмо девушки XI в. (грамота № 752): «Я посылала к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! А тебе, я вижу, это не любо.

Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под людских глаз и пришёл. Может быть, я тебя по своему неразумию задела, но если ты начнёшь надо мною насмехаться, то суди тебя Бог и я недостойная». Конечно, чужие письма читать нехорошо, но эти письма не похищали, не выманивали обманным путём – их просто выбросили.

Большинство берестяных документов с территории Новгородской феодальной республики (из Новгорода, Старой Руссы и Торжка) написано на древненовгородском диалекте. Другие грамоты (из Смоленска, Звенигорода Галицкого, Твери, Витебска, Москвы, Вологды) написаны на древнем говоре данных регионов.

Берестяные грамоты – важный источник при изучении происхождения и развития русского кириллического алфавита.

Азбука (абецедарий) представлена на одной из древнейших среди найденных берестяных грамот – берестяной грамоте № 591 (XI в.), обнаруженной в 1981 г., а также на берестяной грамоте № 460 (XII в.), найденной в 1969 г. Славянский алфавит (глаголица либо кириллица) назывался абецедарием.

Уже найдено несколько сотен берестяных грамот. Их считают одним из самых замечательных археологических открытий XX в.Важно, что берестяные грамоты написаны на родном языке. Русский язык применялся везде: в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, литературных произведениях. Единство народного и государственного языка – большое культурное преимущество Руси перед другими странами Европы, в которых господствовал латинский государственный язык.

По этой причине там невозможна была такая широкая грамотность, как на Руси.

Именно берестяные грамоты подтвердили предположения историков о том, что подлинными хозяевами Новгорода были не купцы, а феодалы, которым принадлежали природные богатства: земля, реки, леса. А вот расшифрованные строки о беглом холопе: «От Федора к Ксении. Если Матвея поймали, хорошо его скуйте, а цепи сумейте достать. Прикуйте в пивном подклете.

Дайте его Константину, пусть сторожит до моего приезда».

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-i-arkhitektura/iskusstvo-drevnej-rusi/768-drevnerusskie-berestyanye-gramoty

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Во что верят свидетели иеговы

Закрыть