Авраамические религии что это

Авраамические религии. Религии — Путеводитель по Израилю

авраамические религии что это

Авраамические религии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к патриарху семитских племён Аврааму.

Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание Ветхого Завета.

Определение

К авраамическим религиям относятся:

  • иудаизм
  • караизм
  • христианство
  • ислам
  • бахаи
  • растафарианство

Авраамические религии называются также религиями откровения, в виду того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (А. В. Мень).

В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Откровение, в терминах богословия, говорит о тайне Бога, непознаваемой человеком, и представляет собой божественную манифестацию (проявление).

Происхождение

Считается, что все авраамические религии произошли от монотеистической религии древних евреев (иудаизм), получившей распространение на территории древних царств Иудеи и Израиля (до Вавилонского пленения) приблизительно в начале I тысячелетия до н. э.

В I в. н. э. на территории Иудеи возникло христианство, использовавшее базу религиозного наследия иудаизма, однако кардинально его реформировавшее.

В VII в. н. э. на территории Аравии возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований.

Мусульмане считают, что ислам относится к авраамическим религиям, происходя из общей древней традиции, восходящей к Аврааму.

Мухаммед утверждал, что вера, которую он провозгласил, есть ни что иное как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудеями, так и христианами.

Сходства и различия

Первичный письменный источник авраамических религий — Тора. В целом признаётся, хотя по-разному истолковывается.

Ветхий Завет христианской традиции практически полностью соответствует еврейскому Танаху.

Откровение

Авраамические религии также называются религиями откровения, то есть основаны на том, что Бог раскрывает себя людям, сообщая свою волю и предписывая людям определенное поведение.

В отношении к откровению видны и различия между иудаизмом, христианством и исламом.

Для иудаизма уникальное место занимает Синайское откровение, в котором была выражена воля Творца, не подлежащая отмене или изменению.

Христианство говорит о Новом Завете, изменяющем услышанное еврейским народом на горе Синай.

Ислам воспринимает пророчество Мухаммада, «последнего из пророков», как самое главное, отменяющее все остальные пророчества.

Бахаи считают последним откровением Бога пророчество Баха-Уллы.

Иисус

Различия выражаются и в восприятии личности Иисуса и Евангелия. Его историчность и вопрос божественности имеет разные толкования в христианстве, иудаизме, исламе и бахаи.

Иудаизм не признаёт Иисуса как Мессию, тем более не признаёт его божественность. Соответственно, Евангелие также не почитается.

В христианстве Иисус почитается Сыном Божиим Единородным, Мессией, Искупителем грехов, Спасителем человечества. Иисус Христос — глава новозаветной христианской Церкви. Евангелие почитается как слово Божие.

Ислам признаёт святость и мессианское наследие Иисуса (по-арабски Иса), почитая его одним из великих пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания Нового Завета, включая тезис о непорочном зачатии Марии (по-арабски Мариам), но отрицает, согласно Корану, «возможность предания Аллаху сотоварищей», из чего постулируется, что Иисус не может быть Богом или равным ему.

По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски Инджиль), которую, по мнению мусульман, христиане исказили.

Бахаи признают и почитают Иисуса как Мессию и Богоявление, но того времени. Мессия нашего времени — Бахаулла.

Источник: https://guide-israel.ru/religions/25322-avraamicheskie-religii/

Как зовут Бога: что говорят авраамические религии

авраамические религии что это

МОСКВА, 3 фев — РИА Новости, Александр Филиппов. Христос, Аллах, Элохим: христиане почитают Иисуса, иудеи — Яхве, а кто-то утверждает, что все равно, в кого верить, мол, и христиане, и иудеи, и мусульмане чтят одного Бога, только по-разному Его называют. Что означают имена Божии в разных религиях и почему непочтение к Богу даже в наше время вызывает религиозные конфликты — в материале РИА Новости.

Все ли равно, в какую церковь ходить?

«Да святится имя Твое», — говорится в главной христианской молитве «Отче наш». «Понятия имени Божия и славы Божией еще в Ветхом завете были неразрывны, поэтому не случайно и в устах Иисуса они также взаимосвязаны.

Не случайно и то, что молитва, которую Иисус дал ученикам, начинается прошением об имени Отца «Да святится имя Твое», а заканчивается упоминанием о Его славе «ибо Твое есть Царство и сила и слава» — пишет глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Иларион (Алфеев).

Слова «имя Твое» иудеи, первыми произносившие эту молитву, понимали однозначно — как Яхве, имя Божие, открытое им самим Моисею.

«Свято место пусто не бывает», — говорят в России. Если люди забывают Бога, на его место приходит кто-то другой. Это случилось в России во время гонений на Русскую церковь в XX веке.

Когда на Украине создавали «новую христианскую церковь», вероятно, создававшие ее, думали не столько об имени Христа, сколько о национальных интересах, и вместо молитвы предпочитали собирать людей на митинги.

Правда, теперь эту структуру не признает ни одна поместная православная церковь, кроме создавшего ее Константинопольского патриархата. Но люди-то ходят в ее храмы, даже не задумываясь, кому же, собственно, они там молятся.

К такому результату приводит незнание имени Бога. Люди, по-разному понимающие это имя, начинают спорить между собой, и порой эти споры выливаются в религиозные конфликты. А ведь Христос предупреждал: «Наступает время, когда убивающий вас будет думать, что он тем служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня» (Ин. 16:2-3).

Правда, люди нерелигиозные утверждают, что все равно, в какого Бога верить, что и мусульмане, и христиане, и иудеи, и буддисты все равно верят в одного Бога, только поклоняются Ему по-разному. Но Богу-то это не важно — главное, «чтобы человек был хороший».

Такие люди знают о том, что Бог есть, но воспринимают Его как какое-то далекое существо, не имеющее никакого отношения к их личной жизни, потому и не проявляют к религии личного интереса. Им достаточно формулы: «Кто-то где-то там есть».

Но разве может такое отношение побудить к общению с Богом, в чем, собственно, и состоит смысл религии? Если человек, собирающийся вступить в брак, знает о женихе или невесте только то, что он или она существует, можно ли считать его намерение создать семью серьезным?

Чтобы изменить такое отношение, нужно «познакомить» человека с Богом, а знакомство начинается с имени. В древности считали, что имя отражает сущность того, кому оно дано, и очень серьезно относились к именам. И конечно, самым серьезным было отношение к имени Божиему. Таким серьезным, что некоторые религии запрещали произносить имя Божие без весомой причины, а потом запретили произносить вообще.

Зачем знать имя Божие

Имя Божие интересовало представителей всех авраамических религий (считающих своим основоположником праотца Авраама) — христианства, иудаизма и ислама. В Библии мы читаем, как Иаков, боровшийся с Богом, попросил Его назвать свое имя.

Боровшийся не назвался, но дал новое имя своему сопернику — Израиль. Тот же вопрос задал Богу Моисей перед бегством евреев из Египта: «Как Твое имя?» Бог назвал Свое имя. На русский его можно перевести как «Сущий», но о том, как оно звучит на иврите, до сих пор идут споры.

Наиболее распространена версия, что оно произносилось как «Яхве».

Впрочем, вопрос, какое имя Божие самое правильное, интересует людей и поныне. «Для молящегося нужно знать имя Божие, чтобы обращаться к нему. Для того, кто не молится, это может быть просто любопытно», — считает консультант Института перевода Библии Андрей Десницкий.

«Имя Божие — это сущностный вопрос для иудаизма, — утверждает руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин. — Моисей, познакомившись с Богом, задает Ему главный вопрос: как зовут Всевышнего? Человек, интересующийся религией, придя в синагогу к раввину, задаст этот же вопрос».

Многие люди стремятся найти истину. И, рассуждая логически, они вполне могут прийти к выводу, что их создал единый Бог, в которого верят последователи всех авраамических религий, полагает руководитель аппарата Совета муфтиев России имам Рушан Аббясов.

Ведь, по его словам, каждый человек, «верит он в Бога или нет, также является творением Всевышнего». В Ветхом Завете упоминаются два основных имени Бога — Элои и Яхве. Элои означает Бог.

«Слово «Элои» у наших братьев иудеев имеет ту же корневую систему, что и слово Аллах», — объясняет Аббясов.

Имя Яхве упоминается в Библии более семи тысяч раз. Бог сам дал его в откровении Моисею. Когда-то это имя знал каждый иудей. Взять хотя бы самую популярную книгу Библии — Псалтырь. Пророк Давид в своих псалмах использует его постоянно, в чем русскоязычные читатели могут убедиться, если мысленно заменят слово «Господь» на слово «Сущий».

Что значит имя Яхве

У слова «Яхве» нет однозначного перевода. «Сущий», широко распространенное толкование этого имени — только одно из возможных. «Это имя похоже на форму глагола «быть», но нельзя сказать, что оно является ее регулярной формой», — заметил Десницкий.

Ответ Бога Моисею звучит как нечто среднее между «Я есть», «Я был» и «Я буду», некое имя вне времени, поясняет Горин. «Но ни одно из этих слов не произносится так, как записан тетраграмматон (имя Божие из четырех букв. — Прим. ред.)», — уточняет он.

Как произносилось имя Яхве

Тетраграмматон — написание имени «Яхве». По словам Горина, эти четыре буквы иудеям обозначать разрешается, но все, на чем они написаны, нельзя уничтожать — их нужно «хранить вечно». «Священные тексты хоронят в могилы, как человека», — рассказывает представитель Федерации еврейских общин.

В современном иудаизме обсуждается даже вопрос о том, можно ли набирать священное имя на клавиатуре компьютера, и если да, то нужно ли после хранить этот прибор вечно? Поскольку компьютер не является перманентным носителем текста, многие иудеи считают, что писать можно и хранить вечно диск с именем Яхве необязательно.

Трудность воспроизведения имени Яхве с точки зрения иудаизма — в том, что тетраграмматон состоит из четырех согласных букв. Отсутствие гласных дает множество вариантов произношения: если к этим четырем согласным прибавлять произвольные гласные, то математически получится более сотни имен. Однако примеры наш собеседник приводить не захотел, поскольку иудею нельзя произносить вслух даже неправильные варианты имени Яхве.

В ветхозаветные времена первосвященник, заходя раз в год в святая святых в Иерусалимском храме, «произносил имя Божие правильно». В еврейской традиции есть упоминания об особых людях, которые знали, как его правильно произносить. «Это знание является краеугольным камнем иудаизма», — подчеркивает Горин.

Сегодня ни один человек на земле не знает, как правильно звучит имя Яхве. Иудеи считают, что это знание было утрачено еще во времена разрушения Иерусалимского храма римлянами — в 70 году по рождестве Христовом. Поэтому имя Божие будет заново явлено на земле, если будет явлен Божий храм, объясняет представитель Федерации еврейских общин.

Сегодня иудеи не произносят главное имя Божие, заменяя его разными синонимами. Традиционный иудей — тот, кто живет в соответствии с традиционной иудейской мыслью, основывающийся на еврейской литературе, начиная со Средневековья и позднее — называет Бога «Га Шем», что означает просто «имя».

Есть замена и для молитвы: «Адонаи» — буквально «мой Господин». «В современном иудаизме не существует молитвы или ритуала, где бы кто-то произносил имя Бога (то есть Яхве. — Прим. ред.)», — утверждает Горин.

Правда ли, что нельзя произносить имя Яхве

«Иудеям было запрещено произносить имя Божие из почитания заповеди Моисея «не произноси имени Божьего всуе», — говорит генеральный секретарь конференции католических епископов России отец Игорь Ковалевский.

Однако в заповедях Моисея это имя изначально присутствует. Русский перевод Библии с восстановленным именем Бога дает представление, как могла выглядеть в глазах древних израильтян данная заповедь Моисея (в скобки заключены оригинальные еврейские слова): «Не произноси имени Господа (Яхве), Бога (Элохим) твоего, напрасно, ибо Господь (Яхве) не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20:7).

В некоторых латинских переводах Библии имя Божие записывалось также, как в иврите, четырьмя буквами без гласных — YHWH. В современном издании Вульгаты используется латинский перевод слова «Сущий» — Ego Sum.

Греческий перевод Библии, Септуагинта, передает имя Яхве синонимом «Господин», по-гречески «Кириос». Впрочем, существуют также древние списки перевода Септуагинты, в которых стоял тетраграмматон «Яхве», написанный еврейскими буквами.

В частности, это можно видеть в Кумранских рукописях, но не только.

«Сущий» у семитских народов

В древности у многих народов существовали теофорные имена — то есть те, в составе которых есть имя того или иного бога. Поэтому в некоторых семитских именах присутствует имя Яхве.

Но могут ли теофорные имена дать представление о том, как звучало то имя, какое Бог открыл Моисею? Могут, но не до конца, потому что они фонетически изменяются и не употребляются в полной форме, считает Десницкий.

«Хотя, например, в имени пророка Исайи — «Ишаягу» («Яхве спас») — присутствует часть имени Яхве», — поясняет библеист.

А как имя Яхве понимают мусульмане? По-арабски это имя звучит как «Аль-Ваджид» и переводится как «Существующий» или «Находящийся постоянно с человеком». Глагол «быть» по-арабски читается «ваджа» и имеет общий корень со словом «Яхве». «Это имя означает, что Всевышний всегда находится с нами, Ему не присущи такие качества, как умирание или возникновение, Он находится в постоянном общении со всем человечеством и со всем сущим», — объясняет Рушан Аббясов.

Иисус Христос и Яхве

«Слово Иегошуа, или, как оно передано по-гречески, «Иисус», означает: «Яхве — Сущий — спасает». Оно широко использовалось у евреев в Палестине во времена Ветхого Завета. Иисус Навин — самое известное из таких имен», — говорит Десницкий.

Евангелие свидетельствует, что сам Иисус Христос произносил имя Божие, хотя делать это евреям было запрещено. «Христос сказал в Евангелии от Иоанна «Я Сущий» (греч. «Эго Эйми» — «Я Есть». — Прим. ред.). Когда Спаситель сказал о Себе: «Прежде чем Авраам был, Я Есть», иудеи пришли в ярость, потому что это звучало для них как богохульство», — объясняет Ковалевский.

В христианстве до сих пор по традиции имя Сущий относят ко Христу. На православных иконах Спасителя в нимбе часто пишут O WΝ. Это совершенная форма глагола «эйми», «быть» — буквальный перевод слова «Яхве» на греческий язык.

Иисус Христос — идеальное имя

Слово «Христос» означает «помазанник» — это перевод на греческий язык еврейского слова «мошиах», или «мессия», имеющего то же значение. Так в Израиле называли тех, над кем совершали обряд помазания ароматным маслом. Помазанниками Божьими в Древнем Израиле были священники, пророки и цари. При этом иудейские пророки, начиная с Моисея, говорили о грядущем пришествии царя-священника, который избавит народ Израиля от всех бед и исправит все несовершенство этого мира.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Скауты кто это такие

Христиане верят, что Иисус и есть Тот Самый Христос, который, будучи Богом, стал Человеком, а умерев на кресте и воскреснув из мертвых, избавил мир от главного несовершенства — смерти.

Апостол Петр говорит: нет другого имени, которым можно спастись, кроме имени Иисуса Христа (Деян. 4:12). По словам Десницкого, сказать «нет другого имени» — то же самое, что произнести «нет другой личности». «Тут вряд ли подразумевается имя как сочетание звуков или букв.

Это понятие, тождественное личности», — добавляет эксперт. Иисус Христос — Спаситель человечества, для всех христиан это принципиально важно. «С точки зрения христианства смысл имени Иисус очень подходит к миссии Иисуса Христа на земле — Он спасает человечество.

Это идеальное совпадение значения имени с тем, что сделал человек, носящий это имя», — объясняет Десницкий.

Источник: https://ria.ru/20190203/1550278718.html

Авраамические религии

авраамические религии что это
Карта, показывающая распределение авраамических (розовый) и индийских (оранжевый) религий на планете

Авраами́ческие (аврамистические) рели́гии — монотеистические религии, происходящие из древней традиции, восходящей к легендарному патриарху семитских племён Аврааму. Согласно Пятикнижию Моисееву, он заключил завет с Богом, который определяется как «Бог Авраама». Все авраамические религии в той или иной мере признают Священное Писание, включающее в себя Пятикнижие Моисеево.[1][неавторитетный источник?].

Определение[ | ]

Авраамические религии — общее наименование для иудаизма, христианства и ислама[2].

Союз (завет) между Авраамом и Богом является развитием традиционного для древнего Ближнего Востока представления об исключительной связи между главой рода и племенным божеством.

В сказаниях об Аврааме этот союз включает три основных элемента: провозглашение избранности потомков Авраама; обещание дать землю Ханаанскую этим потомкам; заповедь следовать установлениям Бога, включающим в себя и этические нормы. Эти положения легли в основу библейского мировоззрения и более позднего иудаизма.

Впоследствии эти представления сыграли важнейшую роль в развитии общечеловеческой культуры, войдя в видоизмененной форме в основу христианства и ислама. В христианстве место избранного народа занимает церковь, а в исламе избранность передается не по линии Исаака, а по линии Исмаила, считающегося родоначальником арабов[3].

Иудаизм, христианство и ислам называют также религиями откровения из-за того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (Александр Мень). В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Откровение, в терминах богословия, говорит о тайне Бога, непознаваемой человеком, и представляет собой божественную манифестацию (проявление).

Особенностью авраамических религий является отсутствие человеческих жертвоприношений и отрицание самоубийств, «Выбери жизнь»[источник не указан 1063 дня]. Это связано с тем, что Бог авраамических религий — потусторонний, не находится в сфере Бытия (можно сказать, что он находится в сфере не-Бытия)[4]. Божественное присутствие в «посюстороннем мире» («Слово» как эманация Божественного в таргумах) — в сфере Бытия — осуществляется посредством энергий Бога[5].

[неавторитетный источник?]

Идея союза с Богом, как результата свободного выбора, легла в основу теизма, дав импульс оформлению монотеистических (авраамических) вероучений. Теистические (авраамические) религии восприняли также идею отношений с Богом, выстраиваемых как личный диалог[6].

Для последователей этих трёх религий Авраам, поверивший в единого Бога, является образцом верующего. В рамках каждой из религий верующие рассматривают себя, как наследующих заключённый праотцом Авраамом завет.

Евреи и основатели ислама — арабы возводят свое происхождение к сыновьям Авраама, апостол Павел называет Авраама «отцом всех верующих» (Рим. 4:11)[2].

В качестве аврааимических религий могут рассматриваться караимизм[7], мессианский иудаизм, бабизм и Вера Бахаи[8], растафарианство[1], мандеизм, езидизм, религии друзов и самаритян.

Сходства и различия[ | ]

Первичный письменный источник авраамических религий — Тора (Пятикнижие Моисея). В целом признаётся, хотя по-разному истолковывается, Ветхий Завет христианской традиции, который практически полностью (каноническая его часть) соответствует еврейскому Танаху.

Откровение[ | ]

Авраамические религии также называются «религиями откровения», то есть они основаны на том, что Бог раскрывает себя людям, сообщая свою волю и предписывая людям опредёленное поведение.

В отношении к Откровению видны и различия между иудаизмом, христианством и исламом. Для иудаизма уникальное место занимает Синайское откровение, в котором была выражена воля Творца, не подлежащая отмене или изменению. Христианство говорит о Новом Завете, дополняющем услышанное еврейским народом на горе Синай.

В Новом Завете зафиксированы слова Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:17-18).

Ислам воспринимает пророчество Мухаммада, «последнего из пророков», как самое главное, завершающее все остальные пророчества.

Иисус Христос[ | ]

Основная статья: Иисус Христос

Различия выражаются и в восприятии личности Иисуса Христа и Евангелия. Вопрос его историчности и божественности имеет разные толкования в христианстве, иудаизме и исламе.

Иудаизм не признаёт Иисуса Христа (Иешуа) как Мессию (Машиаха), тем более не признаёт его божественность, хотя некоторые направления иудаизма могут признавать его пророком, а многие деятели иудаизма разных направлений — героем. Соответственно, Евангелие также не почитается как священная книга. Почитающие Евангелие священной книгой, а Иисуса Христа — Мессией мессианские иудеи — христиане.

В христианстве, развивающем представления таргумов о Слове как присутствии Бога-Отца в сфере бытия, Иисус Христос почитается Воплощённым Богом-Словом, Сыном Бога, Мессией (Христом), Искупителем грехов, Спасителем человечества, первым Богочеловеком и вовеки веков единственным Богочеловеком по природе. Иисус Христос — глава новозаветной христианской Церкви. Православные считают, что Церковь могут образовывать только верующие в Пресвятую Троицу. Евангелие почитается как Слово Божие.

Ислам признаёт святость и мессианское наследие Иисуса Христа (по-арабски: «Иса»), почитая его одним из великих пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания Нового Завета, включая тезис о непорочном зачатии Иисуса Марией (по-арабски: Марьям), но отрицает, согласно Корану, «возможность предания Единому Богу сотоварищей», из чего постулируется, что Иисус не может быть Богом или равным ему.

По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски: «Инджиль»), смысл которой, по мнению мусульман, был утрачен до начала пророчества Мухаммеда. Пророк Иса, согласно верованию мусульман, не был распят на Голгофе, а его образ добровольно принял на себя один из юношей, пойдя на мученическую смерть.

Ису же забрал к себе Бог, с тем чтобы в конце времён явить на Землю для спасения человечества от даджаля (антихриста).

Но мнение некоторых деятелей персидского ислама, проповедовавших в странах, где до XIII—XIV веков большинство населения было христианским, о том, что Иисус будет Судией на Страшном Суде, и поэтому все праведные мусульмане на Страшном суде станут христианами, которое Григорий Палама считал представлением ислама в целом, подавляющим большинством исламских теологов понимается как превращение христиан и иудеев в мусульман.

История[ | ]

Считается, что все авраамические религии произошли от монотеистической веры, основанной на Пятикнижии Моисеевом, получившей распространение среди евреев в Ханаане приблизительно в начале I тысячелетия до н. э.[9][10][11][12]

Со II в. до н. э. в Иудее возникают движения фарисеев, садукеев, иессев. В I веке н. э. на территории римской провинции Иудея среди последователей пророка Иоанна Крестителя начинает распространяться христианство.

Первые последователи Иисуса Христа считали его обещанным пророками Мессией. Усилиями учеников Иисуса движение начинает распространяться и на соседние народы, ими были составлены книги Нового Завета.

Христианство использует базу религиозного наследия Пятикнижия, однако кардинально его реформирует.

В ходе первой Иудейской войны был разрушен второй Храм, а в результате восстания Бар-Кохбы многие евреи вынуждены были покинуть Иудею, увеличивается значение диаспоры. II в. — V в. н. э. — В Иерусалиме и Вавилоне записан Талмуд и формируется современный иудаизм.

С III века начинаются систематические гонения на христиан, особенно при императоре Диоклетиане. При Константине Великом был принят Миланский эдикт, который прекращал преследования христиан. В 325 году по его приказу был созван Никейский Собор, на котором формируются доктрины христианства.

В VII веке н. э. на территории Аравии среди последователей пророка Мухаммеда возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований[9][11][12][13]. Востоковед Л. С.

 Васильев утверждает, что ислам был полностью заимствован из более ранних иудаизма и христианства[14]. Мусульмане верят, что ислам происходит из общей древней традиции, восходящей к Аврааму.

Пророк Мухаммед возвестил, что ислам есть не что иное как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудаизмом, так и христианством.

Взаимоотношение религий[ | ]

Согласно Галахе иудеям можно молиться в мечетях[источник не указан 1063 дня]. Мединская конституция разрешает вооружение иудеев.

Православный и католический святой святитель Григорий Палама в диспуте с хионами (христианами, принявшими иудаизм, обычно для профессиональной деятельности в вооружённых силах мусульманского государства, но часто остающимися тайными христианами, уклоняющимися от свидетельствования о вере) имел в виду, что нет необходимости в отказе от христианства или от свидетельства христианской веры, так как диалог между христианами и мусульманами, в том числе, и в войсках султана, так же необходим и возможен, как и между мусульманами и иудеями, поскольку мусульмане смогут стать христианами если не в этой жизни, то во время Страшного суда. (Григорий Палама, видимо, исходя из синкретических мусульманско-христианских верований персидского ислама турок, считал, что согласно исламу Иисус Христос не только будет Судией на Страшном суде, но и безусловно приравняет христиан и иудеев к мусульманам, так как не будет собирать джизью.[15] Но в том же хадисе сказано, что Иисус сокрушит кресты, и, в отличие от Григория Паламы, большинство современных исламских теологов Аравийского полуострова, игнорируя разъяснение Василия Великого о единобожии христиан, считающих Второе и Третье лица Пресвятой Троицы равными Богу-Отцу в посюстороннем мире, понимают сокрушение крестов, не принимая налоги (джизью), как «не принимая вообще ничего: либо принятие Ислама, либо меч, пока не останется на земле ничего, кроме единобожия. Даже джизью не будет принимать, мир ему! Будет убивать свиней и ломать кресты, а сражаться вместе с ним будут избранные из этой уммы, которые похожи на первых её представителей. Они будут сражаться сначала вместе с Махди, потом вместе с Исой ибн Марьям.»[источник не указан 1063 дня].

См. также[ | ]

  • Иудео-христианская парадигма

Примечания[ | ]

  1. 12 Судьбы человечества; Каббала о всемирной истории. Проверено 22 марта 2014.
  2. 12 Авраамические религии // Католическая энциклопедия. — EdwART, 2011.
  3. Авраам — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. Хотя в христианстве, по определению Василия Великого, Логос и Святой Дух в некоторые моменты, например, в акте творения мира и в образе Иисуса Христа, «подобно двум рукам Бога-Отца» действуют и в сфере Бытия, а после воскресения Иисуса Святой Дух присутствует в его Церкви в сфере бытия[источник не указан 1063 дня].
  5. Машков И. Г. Есть ли у ваххабизма отличительные черты. http://vahhabizm.ru/stat/scienceport_stat.html
  6. Иудаизм / Новейший философский словарь // под ред. А. А. Грицапова. — 3-е изд. — 2001.
  7. Мнение о том, что караимизм является самостоятельной религией, не разделяется многими источниками, в том числе энциклопедическими. Значительная часть мировых (см.

    ) и русскоязычных (советских, российских, украинских) (см.) энциклопедий определяют караимизм как направление или секту иудаизма.

  8. Николс Г. Религии мира. — С. 35.
  9. 12Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и в Новом Завете. Проверено 10 августа 2012. Архивировано 10 февраля 2012 года.
  10. Соловьев В.С.

    Еврейство и христианский вопрос. Проверено 10 августа 2012. Архивировано 10 февраля 2012 года.

  11. 12Васильев Л.С. История религий Востока. Проверено 10 августа 2012. Архивировано 10 февраля 2012 года.
  12. 12 Краткий путеводитель по религии. Проверено 10 августа 2012. Архивировано 10 февраля 2012 года.
  13. Abraham Geiger.

    Was hat Mohammed aus dem Judenthume aufgenommen?(Что Мухаммад заимствовал из иудаизма?). Проверено 2 сентября 2009. (нем.)

  14. Васильев Л. С. «История религий Востока» Глава 8. Ислам: возникновение и распространение

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%B0%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%B3%D0%B8%D0%B8

Религия

В Википедии есть портал«Религия»

Рели́гия (от лат. religare — связывать, соединять) — система представления мира, основанная на том, что человек ощущает связь с неким бытием, высшим существованием, имеющим системность и организованность.

Природа организации может не иметь точного определения: быть некой силой (духи природы, высший разум), всеобщим законом (дхарма, дао) или определённой нематериальной личностью (Бог, Элохим, Аллах, Кришна).

Основы религиозных представлений, как правило, записаны в священных книгах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных непосредственно богом, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития. Большинство религий поддерживаются профессиональными священослужителями.

Религия опирается на веру или мистический опыт, а не на данные, проверяемые научным экспериментом. Однако эксперименты Станислава Грофа показывают, что яркие переживания мистического и религиозного плана могут быть достаточно надёжно получены в лабораторных условиях [1], и, по-видимому, имеют глубокие корни в человеческой психике; хотя многие теологи и сомневаются в ценности этих переживаний с точки зрения канонической религии.

Существуют и другие версии происхождения слова «религия», однако приведенная является наиболее распространенной.

Различные религиозные символы

[править] Мировоззренческие концепции

Согласно религиозному мировоззрению, действительностью управляют некие сверхъестественные силы. В язычестве эти силы зачастую похожи на людей внешне или, по крайней мере, поведением (этот подход называется антропоморфизмом). В монотеистических религиях (начиная с иудаизма) Бог не антропоморфен, хотя некоторые конфессии монотеистических религий и прибегают к антропоморфным образам по тем или иным причинам.

Ранние формы религиозного сознания характеризовались политеизмом (син. многобожие, язычество, идолопоклонство). Каждый бог (дух, идол и т. д.

) в такой системе отвечает за что-то своё, они отличаются друг от друга по целому ряду характеристик и их отношения между собой нередко напоминают взаимоотношения в человеческом обществе (например, языческие боги нередко вступают в битвы друг с другом, плетут интриги и т. д.).

Религии, которые считают, что Бог существует всего один, называются монотеистическими. Мировоззренческая система, которая считает, что Бога вообще нет и всё можно объяснить материальными причинами, называется атеизм.

На протяжении истории религиозные воззрения людей постепенно трансформировались, переходя от примитивного обожествления природных явлений и объектов к абстрактным концепциям полностью непостижимого Верховного Божества. Человек на пути познания окружающего мира испытывает непреодолимую тягу объяснять всё непонятное в каких-то более или менее привычных терминах, в результате чего такие явления, как гроза, ветер, вулканические извержения и т. д.

в древние (и даже относительно недавние) времена приписывались деятельности неких воображаемых существ, внешне похожих на животных или людей, но больших размеров и огромной силы. Например, ещё в XIX веке многие христиане верили, будто гром происходит оттого, что Пророк Илия едет по небу в своей колеснице и гонит перед собой бесов с помощью молний.

Эти представления отражены в христианских книгах; также в них можно усмотреть признаки языческого наследия (когда-то верили в бога молний Перуна, а потом его заменили на Пророка Илию). Если же мы возьмём одну из последних по времени религий — например, ислам,— то увидим, что здесь Бог декларируется как абсолютно непостижимая Сущность, Создатель Вселенной, пребывающий вне времени и пространства, превыше людских тщаний постичь Его.

«Богу принадлежат Восток и Запад; куда бы вы ни обратились, там Лик Божий; Бог — Всеобъемлющий, Всеведущий» (Коран II, 109).

[править] Тотемизм

Основная статья: Тотемизм

Тотемизм многие исследователи рассматривают как древнейшую и универсальную религию первобытного человечества. Они указывают на следы тотемизма в язычестве, во всех современных религия и даже в сказках и мифах.

[править] Политеистические религии (язычество)

Основная статья: Язычество

Антропоморфная сущность языческих богов естественным образом предполагает, что добиться их благосклонности можно материальными средствами — подарками (в том числе человеческими и иными жертвами), уговорами (то есть обратиться к ним с молитвой, которая, в том числе, может иметь характер самовосхваления или даже обмана) или особыми, угодными идолу поступками.

Одной из самых сложных и тщательно разработанных систем политеистического мировоззрения была религия древней Греции, которую в дальнейшем переняли римляне. У древних греков существовал многочисленный, но строго очерченный пантеон человекоподобных богов (Зевс, Аполлон, Афродита и т. д.) и полубогов (героев), и внутри этого пантеона существовала жёсткая иерархия.

Древнегреческие боги и полубоги ведут себя так же, как ведут себя люди, и, в зависимости от их поступков, происходят те или иные события.

В священных книгах монотеистических религий также содержатся подробные рекомендации о порядке жертвоприношения; а также описывается поведение бога, основанное на эмоциях. Первоисточники монотеистических религий косвенно указывают и на существование других богов.

Из современных религий к политеистическим относятся зороастризм, синтоизм и ряд направлений в индуизме.

[править] Авраамические религии

Основная статья: Авраамические религии

Впервые концепция единобожия была сформулирована в ветхозаветной религии, несколько отличающейся от раввинического и талмудического иудаизма. Пророк Авраам считается основателем этой традиции, а религии, укорененные в ней, называются авраамическими. Пророк Моисей получил от Бога 10 заповедей на горе Синай. Эти десять моральных принципов, преломившись впоследствии через учения христианства, легли в основу цивилизации, которую сегодня принято называть «европейской».

Иудаизм впитал в себя представления предшествующих религиозных концепций. Он включал все стороны жизни человека. Иудей — это одновременно и религиозная, и национальная принадлежность, и обязательство следовать своду санитарно-гигиенических правил, который определяют всю повседневную жизнь человека (кашрут).

Иудаизм лишён некоторых необходимых для мировой религии черт: в иудаизм сложно перейти, подавляющее большинство верующих принадлежит к нему от рождения. То же самое можно сказать и относительно некоторых религий (например, зороастризма), однако при определении статуса того или иного учения необходимо учитывать всю совокупность его характеристик, в том числе и пройденный ею исторический путь.

Так, тот же зороастризм когда-то (может быть, ещё полторы тысячи лет назад) был открыт для людей любой национальности.

Христианство, которое изначально считалось сектой внутри иудаизма, отделило собственно религию от сопутствующих культурных факторов (традиции), и, таким образом, является следующим этапом развития религиозного мышления. Для христианства «нет ни эллина, ни иудея», в том смысле, что христианство, в отличие от иудаизма, не интересует национальная принадлежность человека.

Нет в нём и никаких санитарно-гигиенических предписаний, типа кашрута. Взяв из иудаизма только саму мировоззренческую концепцию единобожия, христианство отбросило всё, что не касается непосредственно религии, тем самым сняв с верующего христианина множество ограничений.

Одним из самых важных нововведений христианства следует считать изменение концепции служения Богу с более формальной идеи принесения материальных жертв (в иудаизме ещё сохранялся обычай приносить в жертву животных или иные материальные ценности) на идею личной жертвенности.

Христос отождествил Себя с жертвенным агнцем, традиционно приносимым на алтарь правоверными иудеями с целью завоевать благосклонность Бога. Этим Он продемонстрировал, что не следует «откупаться» от Бога, но необходимо посвятить служению Ему всего себя без остатка [источник?].

Ислам возник на Аравийском полуострове, где в ту пору царствовало язычество. Некоторые западные религиоведы склонны утверждать, что Мухаммад многое позаимствовал из иудаизма и христианства. Хотя к VII веку нашей эры христианство уже распространилось на огромную территорию, включая и южное побережье Средиземного моря, на территории Аравийского полуострова его последователи были не очень многочисленны.

Единственное христианское царство — Йемен — которым на момент рождения Мухаммада правили эфиопы-монофизиты, и то в период становления ислама перешло под власть персов-маздеанцев. Впрочем, кланы и племена Аравии жили бок о бок с евреями и христианами на протяжении нескольких веков, и были хорошо знакомы с идеей монотеизма. Так, Варака, двоюродный брат Хадиджи, жены Мухаммада, был христианином.

Монотеисты или люди с монотеистическими наклонностями были известны как «ханифы». Считалось, что они следуют религии Авраама.

Ислам признаёт в качестве Пророков Основателей всех предыдущих монотеистических религий, впервые вводя концепцию прогрессирующего Откровения:

Cкaжитe: «Mы yвepoвaли в Богa и в тo, чтo ниcпocлaнo нaм, и чтo ниcпocлaнo Аврааму, Иcмaилy, Иcаaкy, Иакову и кoлeнaм, и чтo былo дapoвaнo Mоисею, Иисусу и Пpopoкaми oт Гocпoдa иx; мы нe paзличaeм мeждy кeм-либo из ниx, и Eмy мы пpeдaёмcя» (сура II, 130). Mы oтпpaвили к кaждoмy нapoдy Пocлaнникa, изрёкшего: «Служите Богу своему и сторонитесь идолов». Были cpeди ниx тe, кoгo Бог пoвёл пpямым пyтём, a были тe, кoмy oкaзaлocь cyждeнo зaблyждeниe (сура XVI, 38).

В исламе дополнительно введён запрет на потребление спиртных напитков, азартных игр и нормы, направленные против внебрачных половых связей.

[править] Пандеистические религии

Основная статья: Пандеизм

Это религии, которые отрицают Бога как сверхъестественную личность, признавая лишь безличные формы инобытия, проявляющиеся в виде всеобщих законов, по которым существует наблюдаемый мир (дхарма, дао).

Многие течения в этих религиях признают возможность существования сверхъестественных существ, однако возможности этих существ также ограниченны и они подчиняются всеобщему закону.

К пандеистическим религиям относятся буддизм и даосизм, а также часть направлений индуизма, например, йога, адвайта-веданта и т.п.

[править] «Мировые религии»

В Википедии есть портал«Религия»
  • Буддизм
  • Ислам
  • Иудаизм
  • Христианство

[править] Направления в исламе

  • Сунниты
  • Шииты
  • Суфии
  • Хариджиты

[править] Направления в буддизме

  • Тхеравада
  • Махаяна
  • Ваджраяна

[править] Направления в индуизме и близкие им вероучения

  • Вишнуизм
  • Шиваизм
  • Кришнаизм
  • Джайнизм
  • Сикхизм

[править] Религии Восточной Азии

  • Конфуцианство
  • Синтоизм
  • Даосизм
  • Као Дай
  • Бон
  • Дзогчен

[править] Религия в фотографиях

  • Христианство
  • Ислам
  • Иудаизм

Источник: http://school-collection.iv-edu.ru/dlrstore/11ea82bb-e33e-47ed-966d-de02b146e5d8/religions/sources/religion_general.htm

Мировые авраамические религии :

Все религии мира делятся на несколько больших групп: авраамические, индийские, пародийные, современные и т.д. Авраамические религии – это монотеистические учения, признающие единого Бога-творца, говорившего к людям, и почитающие Авраама как прародителя верующих. К этому виду религий относятся христианство, ислам, иудаизм и некоторые другие.

Сходства и различия авраамических религий

В основе монотеизма лежит древнееврейский источник — Тора, а также Ветхий и Новый Завет. Христианство признаёт триединство Бога (Отец, Сын, Святой Дух). Бог-сын Иисус Христос выступает искупителем грехов, спасителем человечества, главой новозаветной христианской Церкви. В православии декларируется, что Церковь образуют верующие в Святую Троицу, а словом Божьим выступает Евангелие.

Мусульмане поклоняются Аллаху, считая его пророком Мухаммеда. В основе ислама – шариат – система, регламентирующая жизнь правоверного. Так, Аллах предписывает молиться пять раз в день, соблюдать посты, воздерживаться от употребления алкоголя и т.д.

Основные догмы ислама – вера в то, что Аллах – единственный бог и Магомет – пророк его. Любое высказывание, противоречащее догме, безоговорочно отвергается. Признание мусульманами единобожия позволяет утверждать, что ислам – авраамическая религия.

Ислам не отрицает святости Иисуса, считая его пророком, непорочно зачатым девой Марией (Мариам). Вместе с тем мусульмане не верят в то, что Иисус Христос – Бог и Сын Бога, хотя и допускают возможность присутствия пророка Исы на Страшном суде.

Иудаизм рассматривает Иисуса как учителя, моралиста, но не считает Сына Божьего Мессией и Богом. Также иудеи не верят в триединство Бога. Признание Христа пророком характерно лишь для некоторых направлений иудаизма. Евангелие не почитается как символическая книга. Исключение составляют мессианские иудеи, верующие во Христа.

Другие учения

Кроме мировых, монотеистическими религиями являются караизм, растафарианство, бахаизм, езидиизм, мандеизм, друзизм. Рассмотрим эти авраамические религии.

Караизм представляет собой синтез христианства, иудаизма и ислама. В качестве источника веры рассматривается Пятикнижие Моисеево, а великими пророками признаются Иисус Христос и Мухаммед.

В основе растафарианства – поклонение императору Эфиопии Расу Тафари Маконену, возомнившему себя Богом, принявшему псевдоним Хайле Селассие I и провозгласившему отказ от принятия ценностей Запада. Религия проповедует любовь к ближнему и возможность достижения человечеством божественной сущности.

Бахаизм рассматривают как ветвь бабизма (учения Баба о приходе Мессии) и в качестве самостоятельного религиозного течения. Основатель Бахаи – Мирза Хусейн Али (Бахаулла). Основа религии – вера в единого Бога, который непознаваем, загробную жизнь. Каждый человек должен готовить себя ко встрече с Богом. Слово Божье несут пророки. К принципам бахаизма относятся гармония религии и науки, равноправие полов, решение социальных проблем и т.д.

Езидизм содержит черты зороастризма, христианства, иудаизма и ислама. По мнению сторонников учения, мир сотворил Бог и поручил его семи ангелам. Главный ангел Малак Тавус изображается в виде павлина. Представители других религий считают езидов поклонниками дьявола, потому что Малак Тавус и есть тот самый падший ангел. Сами верующие полагают, что Бог возвысил Тавуса над другими ангелами за сочувствие грешникам в аду.

Мандеи считают Бога проявлением светлых сил в нечистом мире. В качестве пророка представители этой веры рассматривают Иоанна Крестителя, а Христос, по их мнению, не имеет Божественной сущности.

Религия друзов – одно из ответвлений ислама. С XI века догматы настолько изменились, что друзизм стал самостоятельным учением. Друзы живут закрытой общиной, наследуя веру по рождению. Перейти в друзизм невозможно. Представители этой религии верят в переселение душ и считают, что желающие принять их веру определились с выбором до рождения.

Авраамические религии отвергают человеческие жертвоприношения и самоубийство.

Иные религии

Далеко не все религии основаны на монотеизме. В странах Востока признают существование множества богов и подобных им существ. Какая религия не авраамическая? Та, в которой есть пантеон божеств и нет упоминания об Аврааме: буддизм, индуизм, зороастризм, синтоизм и др. Эти религии называются дхармическими. Если считать религией язычество, то к неавраамическим религиям можно отнести шаманизм, тотемизм, фетишизм, магию и т.д. Мировой дхармической религией считается буддизм.

Отличие буддизма от авраамических религий

В буддизме отсутствует идея Бога-творца. Более того, буддисты отрицают саму возможность Бытия Божьего. Это различие принципиально, а все другие – производные от него.

Христианство и ислам не признают существования других богов и мифических существ, а буддизм приветствует и поощряет идолопоклонничество. Это положение разъединяет буддизм и авраамические религии. Боги буддизма (кроме принявших нирвану) – это обычные люди с традиционными житейскими проблемами, не избегающие телесных благ и прочих страстей.

Христиане, иудеи читают Библию, а мусульмане – Коран. В источниках говорится о сотворении мира, Божественной истине, способах обретения Царствия Божьего или снискания милости Аллаха. В противовес дхармическим религиям авраамизм признаёт линейность времени, следовательно, наличие истории деяний Бога и человека.

В буддизме концепция начала времён отсутствует вовсе, а существование человека во Вселенной рассматривается как бесконечная цепь перерождений (сансара). Поскольку буддисты не верят в единого Бога, под определение «авраамическая мировая религия» попадают христианство и ислам. Иудаизм не считается мировой религией, так как его исповедует небольшая общность людей.

Происхождение авраамических религий

Принято считать, что авраамические религии происходят из иудаизма, распространённого в царствах Иудеи и Израиля (I век до нашей эры). Христианство появилось столетие спустя. За основу христиане взяли иудаизм, но кардинально реформировали его.

Как религиозное учение в VII веке н.э. оформился ислам. Новая религия использовала догмы иудаизма и христианства, но по-другому интерпретировала положения, декларируя себя как замену предыдущим верованиям. Пророк Мухаммед утверждал, что провозглашённая им вера имеет непосредственное отношение к Аврааму, а иудаизм и христианство искажают истинное учение о Боге.

Авраамический договор

В основе авраамических религий лежит принцип договора. Первым «соглашением» является добровольное обрезание крайней плоти Авраамом и его потомками. Взамен Бог пообещал прародителю власть над землёй. Позже обрезание заменили крещением.

Согласительный принцип соблюдается и в исполнении христианами десяти заповедей, а мусульманами – правил шариата. Нормы регламентируют не только жизнь в миру, но и отношения человека с Богом, Аллахом.

Распространение авраамических религий

Монотеистические религии распространены в странах Европы, Северной и Южной Америки, Северной Африки, Австралии. Дхармические религии исповедуют преимущественно в Юго-Восточной Азии.

Бахаистов можно встретить в США (Иллинойс), Западной Европе (Штутгарт, Германия) и странах Ближнего Востока. Караимисты проповедуют в Израиле, России, Украине и Литве. Езиды проживают в Ираке и других государствах Азиатского региона. На юге Ирака обосновались мандеисты. Друзы обитают в Ливане, а растаманы – в Эфиопии.

Христианство (православие, католицизм, протестантизм) исповедует Европа (западная – католицизм и протестантизм, восточная – православие). Количество ревнителей христианской веры увеличивается и на других континентах (Азия, Америка, Африка). В США действуют общины мормонов.

Индуизм исповедует еврейский народ. Эта религия не является государственной, но в Израиле церковь и государство едины. Мусульмане проживают в Саудовской Аравии, Иране, Ираке, Афганистане, Турции, автономных республиках России и других странах.

Области распространения вышеназванных религий условны, так как в любой стране можно найти представителей различных религиозных учений.

Источник: https://www.syl.ru/article/195194/new_mirovyie-avraamicheskie-religii

Основные авраамические религии

Религия оказывает влияние на историю человечества на всем ее протяжении. Что общего между мировыми религиозными течениями, какие главные идеи они исповедуют?

Что такое авраамические религии

Авраамические религии ― это монотеистические религиозные направления, которые имеют общего родоначальника Авраама и разделяют общую идею о том, что он стал первым человеком, поверившим Господу. Во всех этих религиях есть священная книга, их последователи относят себя к потомкам Авраама и признают одного Бога. Сторонники авраамических верований распространились по всем континентам, составив около 53 % мирового населения.

Какие выделяют основные авраамические вероисповедания

Христианство, ислам и иудаизм являются основными авраамическими религиями. К подобным вероучениям с меньшим количеством последователей относят:

  • караизм;
  • веру Баби;
  • бехаизм;
  • мандаизм.

Рассмотрим более подробно основные конфессии.

Христианство

Христианство основано на учении о Библии и Иисусе Христе. Лингвистический корень этого слова восходит к слову «Христос», что буквально означает «избранный». Во время своей земной жизни Иисус творил добрые дела, лечил больных и помогал нищим, но был предан одним из учеников и распят на кресте. После смерти на третий день воскрес из мертвых и вознесся на единое небо с Богом Отцом. Он вернется в день Великого Суда и предоставит всем верующим рай, а грешников отправит в ад.

Христианство затронуло другие вероучения, а христианская культура оказала большое влияние на современную цивилизацию и историю человечества.

Ислам

Ислам является второй религией Авраама в мире по числу новообращенных. Термин «авраамическая религия» не используется в Исламе на постоянной основе. Мусульмане считают, что ислам представляет собой вероисповедание всех пророков, но божественные законы различаются:

  • закон Моисея;
  • закон Иисуса;
  • закон Мухаммеда.

Основателем религии стал пророк Мухаммед, которому Аллах послал свои священные заповеди в виде Корана.

Иудаизм

Древняя монотеистическая религия, в которой Авраам предстает в качестве основоположника. Она включает в себя вероисповедание, философию и культуру еврейского народа. Тора ― часть крупного текста, известного как Танах, или еврейская Библия. Она представлена более поздними письменами, такими как Мидраш и Талмуд. Между 14,5 и 17,4 миллионами приверженцев во всем мире эта вера ― десятая по величине.

Происхождение и история религий

Иудаизм считают вероучением потомков Иакова, внука Авраама. В отличие от других древних богов Ближнего Востока, еврейский Господь изображается унитарным и одиноким.

Этический монотеизм является центральным во всех священных или нормативных текстах. Но он не всегда соблюдался на практике. Еврейская Библия осуждает поклонение другим богам в древнем Израиле. В греко-римскую эпоху в иудаизме существовало множество разных толкований монотеизма, включая интерпретации, породившие христианство.

Христианство возникло как еврейская секта на Ближнем Востоке в середине I века. Помимо иудаизма первичными религиозными влияниями на раннее христианство являются зороастризм и гностицизм.

Христианские идеи, такие как конец света, окончательный суд, воскрешение, рай и ад, возникли из зороастрийских убеждений.

Раннее развитие этой религии происходило под руководством оставшихся двенадцати апостолов, особенно Петра и Павла, за которыми следовали ранние епископы, которых христиане считают преемниками апостолов.

Согласно писаниям христиане с самого начала подвергались преследованиям со стороны некоторых еврейских и римских религиозных властей, которые не соглашались с учением апостолов.

Сходства

Авраамов Бог ― вечный, всемогущий, всеведущий создатель Вселенной. Свойства Бога:

  • святость;
  • справедливость;
  • всемогущество;
  • вездесущность.

Сторонники веры Авраама верят, что он трансцендентный, но в то же время личный и вовлеченный, слышит молитвы и реагирует на действия своих созданий.

В документах всех трех вероисповеданий встречаются описания одинаковых мест, событий и персонажей, хотя их значения не похожи.

Для евреев Авраам предстает патриархом сынов Израилевых. Господь обещал ему: «Я сделаю из вас великий народ, и я благословлю вас». С Авраамом Бог вошел в «вечный завет на протяжении веков, чтобы быть Богом для вас и для будущего вашего». Эта заповедь делает Авраама и его потомков детьми Завета. Подобным образом новообращенные, которые присоединяются к Завету, все идентифицированы как сыновья и дочери Авраама.

Авраам ― почитаемый предок, или патриарх, которому Господь дал несколько обещаний, чтобы у него было бесчисленное количество потомков, которые получили бы землю Ханаанскую («Землю обетованную»).

Христиане рассматривают Авраама как важный образец веры и духовного и физического предка Иисуса. В христианской конфессии Авраам ― это ролевая модель веры, рассматривается как предвестник приношения Богу его сына Иисуса.

Для мусульман Авраам ― пророк, которому Господь дал откровения.

Ибрагим (Авраам) стал первым в генеалогии Мухаммада. Ислам считает его одним из первых мусульман ― первым монотеистом в мире. Так же, как иудаизм, ислам считает, что Авраам отверг идолопоклонство через логические рассуждения. Авраам также вспоминается в некоторых подробностях ежегодного паломничества ― хаджа.

Различия

Поклонение и религиозные обряды

Поклонение и обряды отличаются. У авраамических религий имеется сходство: семидневный цикл, когда один из дней отводится для поклонения или молитвы ― шаббат, суббота или джумуа. Этот обычай связан с библейской историей Бытия, где Господь сотворил Вселенную за шесть дней и отдыхал на седьмой.

Иудаизм руководствуется толкованием Торы и Талмуда. До разрушения храма в Иерусалиме еврейские священники приносили там жертвы два раза в день. Еврейский мужчина обязан молиться три раза в день. Другие практики включают:

  • обрезание;
  • диетические законы;
  • Пасху;
  • изучение Торы и другие.

Обязательства по молитве еврейских женщин различаются по деноминации. В современной практике женщины не читают заповеди из Торы.

Все ответвления иудаизма имеют общий календарь, содержащий множество мероприятий, с лунными месяцами и солнечным годом (дополнительный месяц добавляется каждый второй или третий год, чтобы сделать более коротким лунный год, «догнать» солнечный год).

Христианское поклонение варьируется от деноминации до деноминации. Индивидуальная молитва обычно не ритуализируется, а групповая молитва ― ритуальная или не ритуальная, по случаю. Во время церковных служений часто сопровождается какая-то литургия. Ритуалы выполняются во время таинств, которые также варьируются от деноминации до деноминации и обычно включают:

  • крещение;
  • причастие;
  • исповедь.

Последователи ислама (мусульмане) должны соблюдать пять столпов ислама.

  1. Первый столп ― это вера в единство Аллаха, а в Мухаммеде ― его последний и самый совершенный пророк.
  2. Второй ― обязанность молиться пять раз в день в направлении Каабы в Мекке.
  3. Третий ― подача милостыни, часть богатства, предоставляемая бедным, что означает предоставление определенной доли своего богатства и сбережений для людей, как это предусмотрено в Коране. Нормальная доля, которую нужно заплатить, составляет два с половиной процента от заработка. Она увеличивается, если это незаработанное богатство (обнаружение сокровищ).
  4. Четвертый ― соблюдение поста в месяц Рамадан. Постятся только люди с крепким здоровьем по достижении ими 18 лет. Могут не поститься женщины во время менструального цикла или больные сахарным диабетом. Дни пропуска поста обязательно возмещаются ― постящийся должен накормить бедных.
  5. Пятый ― совершение паломничества в Мекку. Каждый уважающий себя мусульманин делает это раз в год.

Ограничения в питании

Иудаизм и ислам соблюдают строгие диетические правила. Эти два верования запрещают употребление свинины. Ислам не разрешает употреблять алкогольные напитки любого вида.

За редкими исключениями христиане не считают строгие пищевые законы Ветхого Завета актуальными для сегодняшней церкви.

Римско-католическая церковь верит в соблюдение воздержания и покаяния. Так, все пятницы в течение года и дни Великого Поста становятся покаянными днями. Закон воздержания требует от католиков с 14 лет отказаться от употребления в пищу мяса по пятницам в память о страданиях Иисуса в Страстную пятницу.

Согласно христианской Библии употребление задушенных животных и крови было запрещено Апостольским указом и по-прежнему запрещено в Греческой православной церкви.

Свидетели Иеговы воздерживаются от употребления в пищу крови.

Определение[править | править код]

Авраамические религии — общее наименование для иудаизма, христианства и ислама[1].

Союз (завет) между Авраамом и Богом является развитием традиционного для Ближнего Востока представления об исключительной связи между главой рода и племенным божеством. В сказаниях об Аврааме этот союз включает три основных элемента: провозглашение избранности потомков Авраама; обещание дать землю ханаанскую этим потомкам; заповедь следовать установлениям Бога, включающим в себя и этические нормы.

Эти положения легли в основу библейского мировоззрения и более позднего иудаизма. Впоследствии эти представления сыграли важнейшую роль в развитии общечеловеческой культуры, войдя в видоизмененной форме в основу христианства и ислама. В христианстве место избранного народа занимает церковь, а в исламе избранность передаётся не по линии Исаака, а по линии Измаила, считающегося родоначальником арабов[2].

Иудаизм, христианство и ислам называются также «религиями откровения» из-за того, что ядро их учений основано на Откровении — «самораскрытии Божества и возвещении Им Своей воли человеку» (Александр Мень).

В данном контексте Священное Писание является записью, фиксацией божественного откровения. Откровение, в терминах богословия, говорит о тайне Бога, непознаваемой человеком, и представляет собой божественную манифестацию (проявление).

Особенностью авраамических религий является отсутствие человеческих жертвоприношений и запрет самоубийств.[источник?]

Идея союза с Богом как результата свободного выбора легла в основу теизма, дав импульс формированию монотеистических (авраамических) вероучений. Теистические (авраамические) религии восприняли также идею отношений с Богом, выстраиваемых как личный диалог[3].

Для последователей этих трёх религий Авраам, поверивший в единого Бога, является образцом верующего. В рамках каждой из религий верующие рассматривают себя как наследующих заключённый праотцом Авраамом завет.

Евреи и основатели ислама — арабы возводят свое происхождение к сыновьям Авраама, апостол Павел называет Авраама «отцом всех верующих» (Рим. 4:11)[1].

В качестве авраамических религий могут рассматриваться караимизм[4], мессианский иудаизм, бабизм и Вера Бахаи[5], растафарианство, мандеизм, езидизм, религии друзов и самаритян.

Сходства и различия[править | править код]

В иудаизме к Священному Писанию относится еврейская Библия (Танах). В христианстве к Священному Писанию относятся Ветхий Завет (Танах и дополнительные священные книги в православии и католицизме) и Новый Завет, составляющие Библию[6]. В исламе в качестве Священного Писания признаётся только Коран, причём он, в отличие от Библии, считается не словами вдохновлённого Богом человека, а прямой речью Бога[7].

Откровение[править | править код]

Авраамические религии также называются «религиями Откровения», то есть они основаны на том, что Бог раскрывает себя людям, сообщая свою волю и предписывая людям определённое поведение. Тем не менее, исторически первой «религией Откровения» является зороастризм, не входящий в группу авраамических религий.

В отношении к Откровению видны и различия между иудаизмом, христианством и исламом. Для иудаизма уникальное место занимает Синайское откровение, в котором была выражена воля Творца, не подлежащая отмене или изменению. В христианстве утверждается о Новом Завете, дополняющем услышанное еврейским народом на горе Синай.

В Новом Завете зафиксированы слова Иисуса Христа: «Не думайте, что Я пришёл нарушить закон, или пророков: не нарушить пришёл Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» (Мф. 5:17, 18).

Ислам воспринимает пророчество Мухаммада, «последнего из пророков», как самое главное, завершающее все остальные пророчества.

Иисус Христос[править | править код]

Основная статья: Иисус Христос

Различия выражаются и в восприятии личности Иисуса Христа и Евангелия. Вопрос его историчности и божественности имеет разные толкования в христианстве, иудаизме и исламе.

Иудаизм не признаёт Иисуса Христа (Иешуа) как Мессию (Машиаха), тем более не признаёт его божественность, хотя некоторые направления иудаизма могут признавать его пророком[источник не указан 93 дня], а многие деятели иудаизма разных направлений — героем[источник не указан 93 дня]. Соответственно, Новый Завет также не почитается как священная книга. Однако в современном Израиле существуют верующие, которые считают себя иудеохристианами, почитают Новый Завет священной книгой, а Иисуса Христа — Мессией (царём Израиля). Они носят название мессианские иудеи.

В христианстве, развивающем представления таргумов о Слове как присутствии Бога-Отца в сфере бытия[источник?], Иисус Христос почитается Воплощённым Богом-Словом, Сыном Бога, Мессией (Христом), Искупителем грехов, Спасителем человечества, первым Богочеловеком и вовеки веков единственным Богочеловеком по своей природе. Иисус Христос понимается ими как основатель и глава новозаветной христианской церкви. Евангелие почитается как Слово Божие. Православные христиане считают, что церковь могут образовывать только верующие в Пресвятую Троицу.

Ислам признаёт святость Иисуса Христа (по-арабски: «Иса»), почитая его Мессией и одним из великих пророков, а также соглашается с некоторыми пунктами Писания Нового Завета, включая тезис о непорочном зачатии Иисуса Марией (по-арабски: Марьям), но отрицает, согласно Корану, «возможность предания единому Богу сотоварищей», из чего постулируется, что Иисус не может быть воплощенным Богом или равным ему.

Пророк Иса, согласно верованию мусульман, не был распят на Голгофе, а его образ добровольно принял на себя один из юношей, пойдя на мученическую смерть. Ису же забрал к себе Бог, с тем чтобы в конце времён явить на Землю для спасения человечества от даджаля (Антихриста). По представлениям мусульман, Иисусу была ниспослана священная книга Евангелие (по-арабски Инджиль), смысл которой, по мнению мусульман, был утрачен до начала пророчества Мухаммада.

Мнение некоторых деятелей[кого?] персидского ислама, проповедовавших в странах, где до XIII—XIV веков большинство населения было христианским, состояло в том, что Иисус будет Судиёй на Страшном суде, и поэтому все праведные мусульмане на Страшном суде станут христианами[источник не указан 93 дня].

Григорий Палама считал это представлением, характерным для ислама в целом, в то время как подавляющим большинством исламских теологов[кем?] это мнение понимается обратным образом: как превращение христиан и иудеев в мусульман[источник не указан 93 дня].

История[править | править код]

Считается[кем?], что все авраамические религии произошли от монотеистической веры, основанной на Пятикнижии Моисеевом[источник не указан 93 дня], получившей распространение среди евреев в Ханаане приблизительно в начале I тысячелетия до н. э.[8][9][10]

Со II в. до н. э. в Иудее возникают движения фарисеев, саддукеев и ессев. В I веке н. э. на территории римской провинции Иудея среди последователей пророка Иоанна Крестителя начинает распространяться христианство.

Первые последователи Иисуса Христа считали его обещанным пророками Мессией. Усилиями учеников Иисуса движение начинает распространяться и на соседние народы, ими были составлены книги Нового Завета.

Христианство использует базу религиозного наследия Пятикнижия[источник не указан 93 дня], однако кардинально его реформирует.

В ходе первой иудейской войны был разрушен второй храм, а в результате восстания Бар-Кохбы многие евреи вынуждены были покинуть Иудею, увеличивается значение диаспоры. II в. — V в. н. э. — в Иерусалиме и Вавилоне записан Талмуд и формируется иудаизм.

С III века начинаются систематические гонения на христиан, особенно при императоре Диоклетиане. При Константине Великом был принят Миланский эдикт, который прекращал преследования христиан. В 325 году по его приказу был созван никейский собор, на котором формируются доктрины христианства.

В VII веке н. э. на территории Аравии среди последователей пророка Мухаммада возник ислам, который, используя в некоторой степени религиозное наследие иудаизма и христианства, не стал, однако, их естественным развитием и продолжением, а декларировал себя как замену этим системам верований[9][10][11]. Востоковед Л. С.

 Васильев утверждает, что ислам был полностью заимствован из более ранних иудаизма и христианства[12]. Мусульмане верят, что ислам происходит из общей древней традиции, восходящей к Аврааму[7].

Пророк Мухаммад возвестил, что ислам есть не что иное как чистейшая религия Авраама, впоследствии искажённая как иудаизмом, так и христианством[7].

Взаимоотношение религий[править | править код]

Согласно галахе иудеям можно молиться в мечетях[источник не указан 1480 дней]. Мединская конституция разрешает вооружение иудеев.

Православный и католический святой святитель Григорий Палама в диспуте с хионами (христианами, принявшими иудаизм, обычно для профессиональной деятельности в вооружённых силах мусульманского государства, но часто остающимися тайными христианами, уклоняющимися от свидетельствования о вере) имел в виду, что нет необходимости в отказе от христианства или от свидетельства христианской веры, так как диалог между христианами и мусульманами, в том числе, и в войсках султана, так же необходим и возможен, как и между мусульманами и иудеями, поскольку мусульмане смогут стать христианами если не в этой жизни, то во время Страшного суда[источник не указан 93 дня]. Григорий Палама, видимо, исходя из синкретических мусульманско-христианских верований персидского ислама турок, считал, что согласно исламу Иисус Христос не только будет Судиёй на Страшном суде, но и безусловно приравняет христиан и иудеев к мусульманам, так как не будет собирать джизью[13].

См. также[править | править код]

  • Иудео-христианская парадигма

Ссылки[править | править код]

Источник: https://oouagoiwoye.edu.ng/pass/index.php?q=Mfv0Kfa6bO9OJu53MqTXKgrCMqiSL3dZb3JXM2CRdswQdtCQdswQdseOdswPdtGQdswQdseQdswQdseQdswQdsdjdswQdse4dswPdtG3dswQdse1dswPdtGPdswQdsdldswQdse4dswQdse1pOriaus4akriakrkzuriakrkwEriakrkykriakrkaOriakrkykriakrkym%3D%3D

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Когда именины у игоря

Закрыть