Аспид и василиск кто это

Древний дракон Василиск, мифология и легенды

аспид и василиск кто это

Такое создание, как Василиск, мифология описывает как весьма опасную и неприятную сущность. Если верить старинным преданиям, то это чудовище, которое имеет черты петуха, жабы, летучей мыши, дракона, и от взгляда его каменеет всё живое. Однако являются ли Василиски реальными змеями или это только мифический дракон из сказок?

В статье:

Как выглядит Василиск согласно мифам

Как выглядит Василиск? Легенды описывают нам это существо как большое чудовище, у которого голова петуха, жабьи глаза, крылья летучей мыши и тело дракона

Стоит сразу отметить, как и в случае с фениксом и эльфами, данный образ трансформировался на протяжении всей истории человечества, и к нему добавлялись новые особенности. Однако на сегодняшний день Василиска представляют именно таким.

Голова петуха и тело дракона

Считается, что если это существо посмотрит на человека или животного, то жертва тут же превратится в камень. Есть единственное оружие, которое позволяет справиться с этим мифическим монстром — это зеркало. Люди верят, что если монстр увидит свое отражение, то тут же погибнет.

https://www.youtube.com/watch?v=ZS9ReDL9hic

Обитает чаще всего Василиск в глубоких пещерах. К счастью, Василиск не питается животными и людьми, рацион его питания составляют только камни. Подобно троллям, мистическая сущность не выходит на поверхность днем, покидает свою пещеру лишь в темное время суток.

Основные враги чудовища — это единороги, так как они слишком чистые животные (откуда возник этот миф, неясно), пауки и петух, нечисть не переносит крик этой птицы.

Змей Василиск в Библии

Самое раннее упоминание о данном чудовище встречается еще в Библии. В переводе Ветхого Завета с иврита на древнегреческий и латынь это слово встречается несколько раз. Однако образ, который нам изображается в Библии, отличается от того, который описывается сегодня. Подобная сущность иногда описывалась еврейским словом «сараф», что переводится как «жгучий» и может символизировать ядовитую змею.

Кроме этого, Кириллом Александрийским было сделано уточнение, что данное животное может являться детенышем аспида. Есть мнение, что слово «аспид» является синонимом слова «василиск».

Аспид — ядовитая змея

В свою очередь под словом «аспид» зачастую подразумевали любую ядовитую змею. Хотя на сегодняшний день очень тяжело сказать, с какой из них была ассоциация. Можно предположить, что это действительно были кобры, аспиды или змеи из семейства гадюк.

В то же время мы встречаемся с одной несостыковкой. Два стиха из Библии (Пс. 90:13, Ис. 59:5) разделяют Аспида и Василиска. Поэтому весьма непросто угадать, с какой именно змеей отождествлялась данная мифическая сущность.

Иоанн Кассиан говорил о том, что сама эта сущность является символом дьявола, чёрта. А яд его — это зависть и злоба.

Еще в четвертом веке до нашей эры Аристотелем упоминался небольшой но очень ядовитый змей, который почитался в Египте. Особенность его была в том, что как только существо начинало шипеть, любые животные, змеи сразу начинали разбегаются в разные стороны.

Согласно мифу, обитал этот Василиск в окрестностях Кирениака. Это существо в длину не более 30 сантиметров, на голове у него находится белое пятнышко. Есть также гипотеза о том, что на самом деле существо желтого цвета, а на голове у него наросты. Василиску приписывали самые различные особенности. Считалось, что передвигается он приподнимая наверх среднюю часть, что несвойственно змеям.

Люди считали, что убивает это существо с помощью яда, взгляда, может поджигать растения и разрушать камни. Еще одна теория гласит о том, что появилось это существо из крови убитой Медузы Горгоны, которая, как известно, умела превращать живых в камни взглядом.

Существует древняя легенда, описывающая столкновение воинов и магического существа. Она гласит, что всадник решил поразить Василиска копьем, но тут же умер, так как яд просочился через копье и убил всадника. Но другой же воин был более смышленым, он не только разрубил Василиска мечом, но и тут же отрезал себе руку, чтобы не умереть от яда чудовища.

Демокрит писал о том, что один из злейших врагов Василиска — это ласка. В далекие времена люди считали, что эти животные могут убить чудовище одним своим запахом. Залезая в нору, ласки убивают монстра, но сами также при этом погибают.

Во 2 веке до нашей эры появилась теория, что умереть Василиск может, услышав крик петуха. Вроде как считалось, что с помощью глаз и крови василисков можно делать различные амулеты и волшебные отвары.

В античном мире люди считали, что появляется на свет магическая сущность из яйца птицы ибис. С ней была также связана легенда, которая гласила, что птица ест змеиные яйца, а свои собственные иногда также откладывает через клюв.

Это поверье зачастую объяснялось так: поедая ядовитые змеиные яйца, птицы заражают змеенышами свои собственные яйца. Поэтому в Древнем Египте нередко люди находили яйца этой птицы и разбивали их для того, чтобы на свет не появлялись Василиски.

Змей-петух из Средневековья

В средние века, как это обычно происходит, образ Василиска немного изменился. Согласно легендам, которые дошли из этих времен, Василиски появлялись на свет из яиц, которые несет старый петух. Причём находиться яйцо должно быть в навозе, а высиживать его должна была жаба.

Василиск из новелл «Римские деяния»

Представление о том, как именно выглядит чудовище, также значительно изменились. Теперь, из ядовитой и опасной змеи, Василиск превратился в петуха со змеиным хвостом. В редких случаях указывалось, что у него туловище как у жабы. Однако в некоторых случаях оказывалось, что у него всё -аки было туловище дракона.

Первое упоминание именно о таком чуде встречается в начале 13 века. Несмотря на то, что считалось, что победить такого змея-дракона можно с помощью зеркала, возникали вопросы, почему до сих пор существа не уничтожили друг друга.

Тем не менее подобные сомнения не помешали в 13 веке появиться сборнику новелл «Римские деяния». В них входили легенды, в которых Василиск, расположившись на вершине крепости либо горы, поражал своим взглядом различных воинов. Человеком, который впервые приказал сделать зеркало, с помощью которого удалось победить монстра, является Александр Македонский.

Бытовало также мнение, что Василиск на самом деле петух, у которого драконьи крылья, когти тигра, хвост ящерицы, клюв орла и ярко зеленые глаза. На голове у монстры располагается алая корона. По всему туловищу у Василиска черная, напоминающая чешую щетина.

Подобное существо встречается и в литовских сказках. Там есть легенда о летающем змее Айтварасе. Согласно истории, появляется он на свет из яйца, снесенного чёрным петухом. Предварительно это яйцо должно пролежать в доме на протяжении 7 лет. Считается, что сущность может приносить хозяевам дома, где пролежало яйцо, деньги и продукты питания.

У поляков было мнение, что такое существо было создано самим дьяволом. Благодаря тому, что люди винили петухов в рождении Василисков, в эпоху Возрождения было проведено даже несколько судебных заседаний, на которых черные петухи были приговорены к смерти.

Кстати, в Средневековье существовал еще один метод, позволяющий избежать смерти от взгляда Василиска. Для этого необходимо было смотреть на сущность из-под стеклянного прозрачного сосуда.

В Средневековье весьма популярны были различные чучела Василисков. Для этого нередко использовались тела морских скатов.

Можно с точностью сказать, что Василиск — это зооморфное изображение беса либо дьявола. Заявление о том, что чудовище, похожее на дракона, змею, льва, жабу, существовало на самом деле, вряд ли можно считать достоверными, ведь никаких фактов, подтверждающих это, у нас нет. Поэтому логично предположить, что на самом деле подобные удивительные и ужасные качества приписывались самым обычным ядовитым змеям, которые в далекие времена сильно пугали людей.

Источник: https://grimuar.ru/poltergeist/vasilisk-mifologiya.html

Василиск (мифология). Описание мифологического существа. Убийственный взгляд Василиска :

аспид и василиск кто это

В древних трактатах есть существа, любимые фантастами за образность и невероятные качества. К таковым относится, без сомнения, василиск. Мифология Средневековья считает, что это создание является плодом скрещивания жабы и петуха. А вот в более ранние периоды авторы уверяли своих читателей, что василиск – змея. Кто из них прав, что представляет собой это неземное создание? Давайте разберемся.

Откуда появился василиск

Мифология Древней Греции содержит множество персонажей. Но нашего вы среди них не встретите. Ведь в те времена василиск считался реальным существом. Его описывает ученый Плиний Старший. По его словам, василиск – змея небольшого размера. Рептилия считалась невероятно опасной. Яд василиска мог убить, дыхание вредило человеку так же, как и взгляд. То есть встреча с ним означает смерть любому человеку.

Древнегреческий ученый ничего мифологического или сверхъестественного в этой змейке не усматривал. Единственной несостыковкой в его теории было происхождение василиска. Он считал, что появляется он из яйца ибиса – местной птицы. Вероятно, Плиний-старший действительно описывал вполне реальную змею, к примеру, рогатую гадюку или кобру. И в Древнем Египте встречается василиск.

Мифология этой страны утверждает, что на головном уборе фараонов иногда изображали именно этих монстров. Они якобы наделяли невероятной силой правителей.

Почему назвали «василиск»?

Интересно, с чем связано имя существа. В Древнем мире считали, что василиск – животное реальное. Его изображали с белым пятном на голове. Оно имело форму короны. Слово «василевс» в переводе с древнегреческого означает «царь». То есть существо сразу причисляли к обладателям огромной, неограниченной власти.

Цари тогда действительно обладали просто невозможным по нынешним временам могуществом. Они дарили и лишали жизни, поднимали на вершину благополучия и славы или ввергали в нищету и забвение. Поэтому василиск, мифология которого с течением времени изменялась и запутывалась все сильнее, прочно занял место царя змей.

Интересно, почему упомянутый Плиний считал родителем этого существа ибиса. Дело в том, что василиска описывали крылатым змеем.

Встречается описание василиска и в Библии

В Святом Писании много внимания уделяется борьбе человека с соблазнами, с которыми он встречается в нашем мире. Дьявольские сущности хитры, они способны принимать облик обычных земных существ. Но душа праведника обязана отличать их от Божиих созданий. В библейских текстах соблазнителей обычно представляют в образе змей. В перечислении врагов встречается и василиск. Это существо является, по мнению авторов, солдатом дьявола.

Оно стремится столкнуть человека с праведной дороги. К примеру, упоминается он в 90-м псалме. Текст этот посвящен конкретно борьбе с дьявольским влиянием. Отвага там описывается как действие против змей и василисков. Тот, кто сумеет справиться с соблазнами, распознать их, обретает невероятную мощь. «На аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона», – написано в 90-м псалме. При этом имеются в виду обычные рептилии.

Василиск – это очковая змея.

Средневековая мифология

Много фантастических существ породило европейское воображение. В ряду мантикор, кентавров, грифонов особое место занимает василиск. Средневековые писатели уже не считали его естественным, природным созданием. Если другие мифические существа по роду происходили от себе подобных, то василиск – это жуткое существо, которое появляется из яйца старого черного петуха. Процесс его появления на свет детально описан.

С уверенностью, достойной иного применения, средневековые авторы утверждали, что яйцо указанной птицы мужского пола высиживала жаба. Через некоторое время вылупился из него василиск. К счастью, происходило таковое событие крайне редко, только потому Европа не обезлюдела в те далекие времена. Ведь василиск был страшно, невероятно ядовит! Кроме того, в трактатах описывается его агрессивность и злоба. Пощады от василиска добиться невозможно.

Встретишься с ним – прощайся с жизнью!

Средневековые истории

В одном трактате описан случай столкновения отважного рыцаря с этим существом. Воин не испугался крылатого змея с петушиной головой. Он смело вступил в битву и, что интересно, убил василиска. Но и сам пал жертвой поверженного врага. Капля яда монстра попала на его копье. Воин не заметил подвоха, отчего и погиб в страшных муках.

В особенно ужасных произведениях средневековых авторов описывается взгляд василиска. Монстр глазами мог не просто убить, а поработить любого, кто неосмотрительно встретится с ним очами. Человек терял душу, становился рабом страшного существа, рожденного петухом и жабой.

Доли ужаснее невозможно себе представить. Бороться с этой особенностью твари предлагалось посредством зеркала. Глаза василиска не действовали в отраженном свете. Смог ли кто-то сразиться с монстром через зеркало, неведомо. Достоверных сведений на этот счет до нас не дошло.

Василиск в славянской мифологии

На Руси немного иначе представляли себе такое змееподобное существо. Упоминание о нем встречается у всех славянских народов. Однако, по сути, они разнятся. В мифологии восточных славян василиск ничем не отличается от западноевропейского. Вероятно, легенды переходили от одного народа к другому. Иногда василиска описывали как змея с головой индюка.

Но в основном восточные славяне, так же как и западноевропейские народы, считали его редким произведением петуха и жабы. На Руси все было иначе. В старинных легендах есть описание этого монстра, но не такое пессимистичное. Василиск – ящерица с крыльями, появляющаяся из яйца все того же черного петуха. Умеет эта странная тварь исполнять любое желание.

Она не только убивает, но и влияет на мысли и чувства иных людей.

Ручной василиск

На Руси верили, что любая девица при желании может завести себе магического помощника. Надобно только найти яйцо семилетнего петуха. Согласно методике его следует носить под мышкой ровнехонько шесть недель. Вынимать нельзя ни под каким предлогом.

По прошествии указанного срока вылупится из яйца василиск – ящерица с крыльями. Девицу странное существо сочтет своей родительницей, потому станет верно и преданно ей служить. А сделать для хозяйки василиск может многое.

Как правило, девицы поручали своему питомцу изводить соперниц, привораживать парней, добывать злато и каменья драгоценные.

Интересно, что мужчинам такого помощника вывести не предлагалось. Только девственницы вынашивали яйцо петуха и заполучали себе магического друга. Далеко не у всех славянских народов василиска представляли ящерицей. Иногда его рисовали в виде жабы с петушиной головой и крыльями летучей мыши.

Другие народы представляли его змеем пернатым. Важное отличие славянской от западноевропейской мифологии состоит в том, что на Руси не считали нужным создавать ужасные образы, являющиеся злом в чистом виде. С любой тварью можно подружиться и применить ее странные таланты с пользой для себя или всего народа.

Оптимистичнее тогда люди были.

Продолжение мифов или создание новых?

Такое колоритное существо, как василиск, не оставили без внимания писатели-фантасты. Змей с убийственным взглядом быстро перекочевал из мифов на страницы романов в стиле фэнтези.

Им он показался достойным соперником супергероев, рыцарей и спасителей миров. Зачастую василиск выступает в роли убийцы и монстра. Так, Гарри Поттер сталкивается с подобным существом, когда пытается проникнуть в тайную комнату. Василиск охраняет это помещение.

Герою приходится изобретать свой метод борьбы с убийственным взглядом.

Ева Никольская на страницах романа «Достать василиска!» несколько видоизменила мифологический образ. Ее монстр более симпатичен. Он умеет очаровывать и завораживать глазами. А Энн Маккефри в знаменитой серии романов «Всадники Перна» использовала только сам образ летающей змейки.

Ее добрые василиски зовутся файрами и помогают людям спасти планету от страшного нашествия космических червей. Образ умного существа, наделенного уникальными способностями, встречается у многих авторов. По большей части существо это мерзкое и злобное, строящее козни героям.

Мрачность западноевропейского василиска воспроизводится авторами намного чаще, чем озорство славянской мифологии.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое мудрость определение

Заключение

На самом деле существует на земле ящерица – василиск. Безобиднейшее существо. Но суть мифов не в этом. Напоследок предлагаем задуматься о том, как по-разному древние народы воспринимали один и тот же образ. Вероятно, люди делились информацией, происходил культурный обмен. Но то, что западные народы воспринимали как ужасное, непобедимое создание, обретало иные черты у славян. На Руси не было столь мрачных мифов и сказаний.

Человек, а не монстр, становился героем любого повествования. А и суть вся сводилась к тому, что любые обстоятельства можно подчинить себе ловкостью и умом, а с каждым существом, какова бы ни была его природа, найти общий язык. То есть мир воспринимался оптимистичнее, светлее, даже радостнее. Не оттого ли и ныне мы никак не можем примириться? Веками длится противостояние Запада и России, как бы ни назывались государства.

Не следует ли поискать причину такого положения вещей в старинной мифологии? Как считаете?

Источник: https://www.syl.ru/article/282154/new_vasilisk-mifologiya-opisanie-mifologicheskogo-suschestva-ubiystvennyiy-vzglyad-vasiliska

Аспид в славянской мифологии — кто это? | Славяне

аспид и василиск кто это

, что славяне придавали многим животным особые, мистические качества, наделяли их сверхъестественными свойствами. Таков аспид — одно из почитаемых существ наших предков.

Аспид — обширное семейство ядовитых змей. К ним относятся, например, гадюки, кобры, самые опасные змеи. Но воображение славян наделило их множеством фантастических черт. Аспиды в мифологии — гигантские змеи с птичьим клювом и двумя лапами, рогами, пятнистый. Он пожирает людей и скотину, а умирает он только от огня. Говорили, что он сам огонь извергает. Чешуя Аспида черная, но на свету очень красиво переливается.

Аспид есть змея крылатая, нос имеет птичий и два хобота, а в коей земле вчинится, ту землю пусту учинит.

В русских преданиях аспид связывается с таким персонажем, как Змей Горыныч. В других легендах Аспид — посланец Хаоса-Утгарда, творящий зло по всей Земле.

О том, что Аспид — крайне отрицательный персонаж мифологии, свидетельствует и тот факт, что само его имя в русском языке стало нарицательным для злодея.

Аспид в славянских мифах 

Аспид обитает в гористой местности, в полном одиночестве, часто в суровом холодном климате, в чаще. На землю — воплощение Матери — Сырой Земли — Аспид сесть не может, только на камень.

В ряде легенд образ Аспида сливается с диковинным образом летавцев — огненных змеев, которые соблазняют вдов и девиц, прикидываясь умершими или отсутствующими возлюбленными, мужьями.

К им, говорят, что ночью змей ходит, летучий, конечно. Он прилетит, а она его ждет, думет, что это муж померший. 

Такие Аспиды бывают разного размера, летают медленно, напоминают яркие всполохи.

Змей-Горыныч — более поздний образ Аспида. Его наделяют многочисленными головами, чаще всего тремя. Как и Аспид, Горыныч в мифологии живет на морском утесе, камне, возможно, отсюда его «отчество». Богатыри русских былин сражаются с таким Аспидом и побеждают его. Но обычное оружие змея не поразит. Даже божественные орудия в борьбе с ним бесполезны. Нужен особый подход.

Какие легенды рассказывали про Аспида и борьбу с ним?

Повадился как-то Аспид на Русь, разорял землю, убивал все живое. Нельзя было от него скрыться. Обратились к Ведуну. А тот знал, что чудовище боится звука труб, огня, к тому же, никогда не садится на землю — только на камень. Выковали трубы и железные клещи. Аспид прилетел, но как услышал звук труб, испугался, налетел на воинов, те его поразили клещами железными. Понял змей, что не ждут его на нашей земле, никогда более не показывался.

Похитил Аспид трех девиц-Богинь, и сам Даждьбог бросился за ними на помощь. Сразился с чудищем Бог один на один, девицы вышли из-под змеевой власти. Но Змей потом украл трех человеческих девушек и спрятал их в Нави. Сколько богатырей пыталось вызволить красавиц! Ничего у них не выходилось. Но воины смогли выгнать Аспида из норы, обезглавили его и сожгли. Из праха получилась целая гора.

Ещё одна легенда — про то, как Аспид перекрыл земные воды, и всей земле грозила засуха. Собравшись вместе, люди и Боги смогли уничтожить чудовище. Вода, наконец, вырвалась из заточения, потекла бурной рекой, которую сначала называли Агидель, а потом — Двиной.

Про Аспида в мифологии известно немногое. Героические сказания рисуют его воплощением всех сил зла: происхождение из Нави, кровожадность, стремление погубить род людской, проживание в холодных отдаленных местах, страх перед очищающими стихиями звука, огня и земли. Все истории заканчиваются победой над Аспидом: временной или постоянной.

Изучая славянскую мифологию, узнаешь необычные сюжеты, поверья. Не устаешь дивиться воображению наших предков, тому, как органично они воспринимали идею одушевленности природы.

Подробнее о славянской мифологии:

Славянские Боги

Мифические существа славян

Славянские мифы

Источник: https://xn--80aejvmu5h.xn--80aswg/aspid/

Аспид и Василиск в мифологии и легендах

В русском языке аспид давно перестал быть собственным именем и пишется с маленькой буквы. С греческого языка слово «аспид» переводится, как ядовитая змея. В стародавние времена Аспидом звался коварный страшный змей, которые держал в страхе людей и одно лишь упоминание о нем, вызывало дрожь по всему телу.

Аспид — кто это?

Мир полон легенд, мифов и преданий. Слыша очередной рассказ, невольно задумываешься, сколько капель правды, а сколько лжи собрал он. Легенды о страшном змее, которые разрушал все на свое пути, дошли и до наших дней. Аспид, это на самом деле кто, — олицетворение дьявола, змей искуситель из Библии, реально существовавший огромный дракон или Змей Горыныч? Мог ли существовать Аспид на самом деле?

Кто такой Аспид в Библии?

Кто заставил Еву отведать сладкий запретный плод? Библейское предание, о змее искусителе, одно из древнейших упоминаний об Аспиде. Это чудовище, чаще других упоминается в библейских рассказах и богословских книгах:

  1. Предстает он ядовитой змеей песчаного цвета, с черно-белыми пятнами и рогами.
  2. Встречается еще в виде крылатого дракона, у которого есть две ноги, птичий клюв и змеиный раздвоенный язык.
  3. Аспид в Библии отражает лик дьявола.

Аспид — мифология

Древние предания повествуют о змее, который опустошал окрестности, убивая людей и животных. Согласно легенде уничтожить его можно было только огнем. Аспид — мифическое существо, и долгое время он являлся не только представителем змеиного семейства, а был олицетворением ужаса и смерти. В мифах используя заклинания Аспида можно было ввести в транс, поэтому одно ухо он постоянно прижимает к земле, а другое затыкает хвостом.

Аспид и Василиск

В Библии враг представал зачастую в образе змеи. Василиск упомянут в 90 псалме «на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона». По легенде из яйца, которое снесет черный петух и высидит жаба на навозе, вылупится Василиск.

В преданиях он изображен с головой петуха, туловищем жабы и хвостом, как у змеи, на голове, похожий на корону хохолок красного цвета. Основное оружие, которое может уничтожить чудовище, было зеркало, способное убить Василиска его же собственным отражением.

Аспид и Василиск – это ядовитые змеи, но вместе с этим, еще библейские и мифические существа.

Прошел слух, что змей летит, земли разорять будет. Испугались все, не спрятаться от него, погибель верная ждет. Но знал мудрец, как одолеть Аспида, что боится змей звука труб и огня и не садится на землю. Приказал он выковать труб медных и клещей железных.

Прилетел Аспид, обрадовался легкой наживе, как тут затрубили десятки труб из глубокой ямы, под решеткой в ней трубачи спрятались. Испугался змей труб, налетел на яму, а оттуда десятки раскалённых клещей начали вонзаться ему в спину, лапы, крылья. Испугалось чудовище и улетело.

Больше на славянской земле его никто не видел.

Разные народности по-своему представляли коварного змея. В египетской мифологии считается, что от яда Аспида погибла царица Клеопатра.Славянская мифология богата красочными рассказами и змея в преданиях представляли по-разному. Аспид, в древних мифах, скорее, существо собирательное, олицетворяющие в себе темные силы. Так ли далеки мифы от реального стечения дел, сказать историкам сложно:

  1. Славяне видели монстра соразмерного змее, но при этом с птичьим носом, двумя хоботами и крыльями, переливающимися, как самоцветные камни.
  2. По одному из мифов крылья чудовища состояли из пластин драгоценных камней: сапфиров, изумрудов и алмазов. Тело у змеи было угольно-черное.
  3. Аспид в славянской мифологии сравнивается со Змеем Горынычем.
  4. Чернобога, который командовал ударными легионами войска тьмы, также славяне сравнивают с крылатой змеей – Аспидом.
  5. Аспид никогда не ступает по земле потому, что она отказывается принимать порождение дьявола. Змею не может убить ни одно оружие, тем более стрела обычного человека, не поможет и сварогов молот.

Аспид — легенда

Змей, проживавший в Черных горах, решил выйти из пещеры, в которой пребывал долгие годы. Он взлетел высоко-высоко и похитил у Дажьбога трех прекрасных девушек. Но пропажа красавиц была быстро обнаружена, и сам Дажьбог бросился догонять чудище и выручать их.

Разразилась большая и серьезная битва, по итогам которой прекрасных дев получилось вызволить из плена змея. Тогда змей придумал новый коварный план и украл три земные царевны, и чтобы никто и никогда не смог прийти к ним на помощь, спрятал красавиц в Царстве Кощея.

Могучие богатыри бросились выручать царевен из плена и уже почти добрались до них, но одержать победу над Аспидом так и не смогли. Но получилось у богатырей выгнать змея из подземелья, на земную поверхность, где поджидали его могучие воины. Им удалось обезглавить змея и сжечь его. Обратился прах его в могучую гору. С тех пор Аспид, крылатый змей, больше не тревожил людей.

Источник: https://womanadvice.ru/aspid-i-vasilisk-v-mifologii-i-legendah

Василиск

Васили́ск (от др.-греч. βᾰσῐλίσκος — царёк; также лат. basiliscus, regulus, англ. basilisk, cockatrice ) — существо, упоминаемое в различных источниках.

В Библии, по мнению ряда комментаторов, — одно из названий опасной ядовитой змеи[1][2]. Хотя точное отождествление затруднено[3], в тех или иных местах может обозначать кобру[2] или гадюку[3][4].

В «Естественной истории» Плиния Старшего василиск — змея, наделённая мифическими чертами[5][6][7]. В иных источниках — мифический чудовищный змей[8][9][10]. В частности, лужичане считали, что василиск — петух с крыльями дракона и хвостом ящерицы[11].

Василиск в Библии[ | ]

В Библии слово «василиск» впервые появляется в переводе Ветхого Завета с иврита на древнегреческий язык (Септуагинта, III—I века до н. э.) и латынь (Вульгата, IV—V века). Также употребляется в русском Синодальном переводе (XIX век).

В еврейском тексте, Танахе, прямого аналога слова «василиск» нет. В частности, в 91 псалме Танаха (соответствует 90-му псалму греческого и русского текста Псалтири) место этого слова занимает др.-евр. «פתן» («лев, львёнок»)[12], а в Книге пророка Исаии Танаха — др.-евр. «אפעה».

Кроме того, «василиск» из Синодального перевода Второзакония соответствует еврейскому слову сараф («жгучий»), которое может обозначать ядовитых змей; а в Книге пророка Иеремии ему соответствует еврейское слово цефа, или цифони, обозначающее ядовитую змею — восточную гадюку (Vipera xanthina)[3][4].

Септуагинта[ | ]

Слово «василиск» (др.-греч. «βᾰσῐλίσκος») в греческом тексте Ветхого Завета, Септуагинте, упоминается дважды — в 90-м псалме (Пс. 90:13) и в Книге пророка Исаии (Ис. 59:5, в греческом тексте стиха).

Кирилл Александрийский, объясняя место из Книги пророка Исаии, указал, что василиск — это детёныш аспида: «Но они ошиблись в расчёте, и им пришлось испытать то же, чему по великому неразумию подвергаются те, которые разбивают яйца аспидов; потому что, разбивши их, ничего другого в них не находят, кроме василиска. А этот зародыш змия очень опасен, и притом это яйцо — негодное»[13].

Такая трактовка противоречит тому, что в Ис. 14:29 говорится будто плодами аспида являются «летучие драконы». Однако источники различают мифических летучих змей, в которых тогда верили[14], и василисков[15].

В греко-русском словаре Дворецкого ἀσπίς, ἀσπίδος (аспид

Источник: https://encyclopaedia.bid/%D0%B2%D0%B8%D0%BA%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%BA

Аспид

Крылатый змей был порождением зла и появился в легендах древних славян еще задолго до рождения Перуна. Аспид был сыном самого Чернобога и возглавлял его темное войско. Воплощение злобы и ненависти, жестокости и черноты, Аспид нападал на животных и людей.

Происхождение Аспида

Змей обитал глубоко под землей, выполняя обязанности, которые возложил на него Чернобог. Он управлял Верхним поземным царством и руководил ударными легионами темного воинства. Вырвавшись из подземелья, Аспид взлетел в Ирийское царство, где похитил трех дочерей Даждьбога. Верховный бог быстро понял, кто злодей и учинил за Аспидом погоню.

После великой битвы, Ирийские красавицы были освобождены, но Аспид не погиб в схватке и еще долгое время опустошал славянские земли. Спустя время он украл трех земных красавиц, принцесс и спрятал в подземелье. Но Ирийские богатыри при помощи подземного бога-воина сумели выманить злодея из пещеры, отрубить ему голову и сжечь.

Вместо горы пепла появилась высокая скала, а Верхнее подземное царство много веков оказалось без владыки. Место Аспида занял бог Велес.

Встречаются и другие Аспиды. Порождения Нави были полуживыми полумертвыми существами, на вид значительно меньше своего отца Аспида. Эти существа принимали участие в Первой (Изначальной) войне и даже после гибели бога Аспида несли землям Яви гибель и хаос. Именно они часто встречаются в славянских легендах — сильные, кровожадные, выносливые.

Внешний облик Аспида

Славянский мифологический змей очень похож на Василиска. Аспид имеет огромное змеиное туловище, клюв и два хобота. Тело он имеет черное, а вот цвет крыльев в разных сказаниях отличается. Многие говорят, что они имели черный цвет, другие утверждали, что они усыпаны драгоценными камнями. По третьей версии — крылья переливались всеми цветами радуги.

Аспиды обитали высоко в скальных горах, где была низкая температура. Змей постоянно находился в полете и лишь изредка присаживался на скалы. Существо не могло опуститься на Мать Землю, так как она не желала держать на себе такое злобное и отвратительное существо. Если же Аспиду нужно было приземлиться вне своих владений, он искал большой камень.

Сыновья бога Аспида и внуки самого Чернобога обладали огромной силой, могли изрыгать пламя, а возможно и превращать человека в камень своим взглядом. Яд Аспида смертельно опасен и нет лекарств, которые смогли бы вылечить отравленного человека.

Можно ли убить существо

Люди не могли справиться с Аспидами, даже огромным войском. Помогли знахари-обаянники, которым боги открыли секрет, как убить Аспида. Змей не выносит трубного гласа и, теряя рассудок, мчится к источнику звука. Знахари узнали секрет и стали помогать людям.

В огромной яме прятались люди с большими трубами и издавали мощный звук. В яме были заготовлены дрова, и разжигался огонь, сверху ловушка прикрывалась камнями или железом. Обезумев от трубного гласа, Аспид приседал на камни, а раскаленными щипцами его удерживали воины.

Только огнем можно было убить это существо. Постепенно Аспиды исчезли с лица земли.

Аспид – олицетворение зла, мелочности, зависти и жестокости. Считается, что первым Аспидом в Библии стал сам Дьявол, когда соблазнил Еву запретным плодом. Позже так стали называть злых людей, безбожников, способных совершить любой из смертных грехов.

Все легенды о Змее-Горыныче, Василиске и Драконах появились значительно позже Аспида. Именно это существо стало прообразом и отцом всех последующих змееподобных мифических тварей.

Источник: https://monbook.ru/monsters/aspid

Легенда о Василиске, существует ли змей Василиск в реальной жизни, как он выглядит

Ни одна легенда о желтоглазом Василиске не рассказывает о его доброте или защите. Бесстрастное, демоноподобное животное, убивающее взглядом, а порой, прикосновением, вселяло ужас с истоков христианства.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как отличить ангину от орви

Его образ считался настоящим воплощением Дьявола – петушиная голова, рога, змеиное тело и огромный размер. Однако самые первые упоминания про мифического зверя восходят к дням античности.

Как узнать, что пред очами Василиск

Первые представления о василисках отображали истинную суть существа – крупный змей с чрезвычайно ядовитым дыханием, имеющий на голове рога-корону. Отсюда название змея, ибо василиск в переводе с древнегреческого значит «царь, цареподобный». Со временем демоническая суть зверя увеличилась, и его вид стал принимать более устрашающий оттенок. Ему, по легендам, стал покровительствовать сам Дьявол.

Ныне каноническими считаются несколько описаний, как выглядит Василиск, в каждом свои нюансы. Но прежде всего это всегда – сильный змей. Остальные качества могут присутствовать частично, в сочетаниях или все одновременно. Это:

  • голова петуха, покрытая чешуей;
  • глаза жабы;
  • драконоподобное туловище;
  • крылья, напоминающие крылья птероящера;
  • желтые, змеиные глаза;
  • рогоподобные наросты на голове, напоминающие корону;
  • белое окаймление на голове в виде диадемы;
  • желтый или каменистый окрас;
  • оглушающее шипение;
  • чрезвычайно сильный, текучий яд, убить могут даже просто его пары.

угроза василиска – его магический взгляд, встретив который все живое становится парализованным, а то вовсе превращается в камень.

Интересно то, чем питается василиск, будучи магическим существом. В обычном состоянии это – грызуны, позвоночные, мелкие млекопитающие. Но в моменты нападений на крупных противников демонический змей дополнительно питается грехами и ужасом жертв.

Античные представления о василисках

О странном небольшом змее, от появления и шипения которого в страхе разбегались любые звери, включая других змей, писал Аристотель в 4 веке до нашей эры. По его описаниям, василиск – это животное, обладающее качествами змеиного короля, отчего все остальные ему поклонялись. Особенно чтили змея древние египтяне, для которых «василиск», коего они называли «уреем», был священен. Именно его изогнутое тело красуется на головном уборе всех фараонов.

Согласно описаниям древних греков, змей Василиск имел длину тела от 15 до 30 сантиметров, передвигался необычным способом, приподняв среднюю часть туловища, никого не боялся и имел яд настолько сильный, что в одиночку мог убить целый отряд всадников вместе с конями. Демонически-сильнейшим ядом было пропитано буквально все тело существа, отчего даже простого его прохода хватало, чтобы все вокруг жухло, погибало, каменело или обращалось в скоростное бегство.

Однако были вещи, которых сами демоны боялись, как огня. Например, их убивал крик петуха, а также запах пушного зверька ласки. Правда это или миф, сегодня судить нельзя. Возможно, петушиный крик уничтожал вестибулярный аппарат зверя, а о талантах в убийстве змей представителей куньих и мангустовых хорошо известно поныне.

Славянские мифы и легенды

Не обошла вниманием демоническое змееподобное существо и славянская мифология. Считается, что классический образ этого чудища сложился на Руси уже после принятия христианства, где оно играло определенную роль. Однако еще до этого у славян-русичей существовала легенда о василиске под именем Мяхун.

Согласно этой легенде, один раз в век обычный дворовой петух вдруг мог снести черное, как тьма, страшное по форме яйцо. Из яйца сего вылуплялось невиданное чудовище, способное погубить все вокруг одним присутствием. Выглядело оно как громадный петух со змеиным телом, когтями орла, крыльями дракона, кожей жабы. Иногда животное имело 8 ног ящерицы. Убивало оно одним взглядом змеиных зеленых глаз.

Кому может подчиниться такой василиск, мифология тоже объясняла. По преданиям, змеепетух станет послушным животным для:

  1. Девственницы – если она найдет черное яйцо и до появления чудища будет везде носить его с собой. Появившийся таким образов зверь будет выполнять ее команды.
  2. Колдуна – который лично обезглавит молодую курицу, а затем подложит под ее тело проклятое яйцо и будет присутствовать при вылуплении из него детеныша. Последний, появившись, съедает наседку и преклоняется перед магом.

До крещения Руси описанное существо называли Мяхун. С появлением христианства в нем признали василиска.

Роль василисков в Библии

О василисках Библия упоминает несколько раз, начиная с Ветхого Завета. Правда, здесь это не столько демоническое чудовище, сколько смертоносная змея, яд которой обжигает и убивает. На иврите она так и называлась – сараф, то есть, жгучая. Так же, василиском называли особо злобного детеныша аспида, тоже ядовитой змеи. Например, псалом 90-ый повествует о том, что защищенный Богом легко переступит «аспида и василиска».

Позднее чудовище Василиск приобрело более демонические формы. Иоанн Кассиан назвал зверя самой сутью Дьявола, его яд – воплощением зависти и злобы. Неудивительно, что Дьявол часто принимает облик змия. По мнению теософов – это идеальный образ падшего искусителя без каких-либо признаков сострадания.

Но все же в Библии василискам отводится не столь большое значение, сколь в умах средневековых людей. Для них это был по-настоящему страшный зверь. Его образ проникал все дальше и дальше в сказания, легенды и сказки европейских народов, олицетворяя собой присутствие Дьявола и борьбу зла и добра. Со временем библейский ядовитый змий превратился в настоящую потустороннюю нечисть.

Чтобы змей-петух не мог принести вред, рекомендовалось смотреть на него только через зеркало. Второй способ заключался в использовании прозрачного колпака из стекла, сквозь который смотреть на чудище было безопасно. Однако по преданиям спастись от василиска было дело практически безнадежным, и помочь могло только чудо. Всех змей убивал своим магическим взглядом.

Кто же родил чудовище?

Легенд происхождения змей-василисков несколько:

  1. Кровь Медузы Горгоны. Римляне считали, что именно из отрубленной головы этой злой богини, превращавшей в камень любого, кто на нее посмотрит, появился ужасный змей.
  2. Яйца ибисов, которые сами съели змеиные яйца. Люди считали, что так птицы заражают собственные яйца, в результате чего рождаются полу-птицы полу-змеи, наделенные ужасными качествами.
  3. Обычные петухи черного цвета, снесшие яйцо. Если такая кладка пролежит в доме 7 лет, то из него появится летающий василиск. Эта версия пришла из Литвы, и гласит, что такое существо будет помогать хозяевам с пропитанием и золотом.

Но самый распространенный вариант – это плод работы дьявола. Кто еще, как не он, мог бы создать такое жуткое животное, не имеющее никакой другой воли, кроме воли убивать. Достаточно посмотреть на фото зверя, чтобы с легкостью найти в нем демонические черты.

Если же привлечь к вопросу мнение ученых, то мифы про василисков обретут самое простое объяснение. В древности ядовитые змеи, особенно необычной формы, как, например, рогатые гадюки, так пугали людей, что быстро получили соответствующий статус. Однако их, змей-убийц, ведь тоже кто-то создал.

Источник: https://TaynoeZnanie.com/mifologiya-i-religii/sushhestvuet-li-zmej-vasilisk

Упоминания о василиске в разных источниках

Упоминания о мифическом существе василиске встречаются в сказаниях разных народов. Так, в древнеримских сказаниях он считался одним из опаснейших существ, наделенным невероятными способностями. В мифологии древних римлян это создание было наделено настолько ужасающим внешним видом, что считалось возможным одолеть его, только показав существу свое собственное отражение. Крик самого простого петуха также считался действенным способом побороть василиска.

Античные гравюры открывают взору изображение этого мифического существа в виде небольшой желтой змеи, имеющей рожки на голове.

В Средневековье василиска стали представлять несколько иначе. Считалось, что это создание реальное, сотворенное Дьяволом, имело крылья, как у дракона, когти, как у тигра, хвост, как у ящерицы и орлиный клюв. Согласно другим источникам, это создание было с телом жабы, змеиным хвостом и петушиной головой.

Причем гребень на голове больше походил по форме на диадему, за что василиска часто называли змеиным царем. Оружием этого существа служили его ужасающий взгляд, огненное дыхание и яд, которые буквально сжигали деревья и накаляли горы.

Полагалось, что данное создание появлялось на свет раз в сто лет из яйца, снесенного черным петухом, имеющим возраст семи лет, а также яйцо должна была высиживать жаба.

Помимо упоминаний в римской и славянской мифологии, василиск также встречается на страницах Библии. В латинском переводе издания Иероним Блаженный в Вульгате дважды упоминает это создание. Автор древнееврейское слово «змий» перевел как «василиск».

В остальных переведенных изданиях не встречается упоминание о данном существе. Это создание есть на страницах писания Иеремии. Пророк с этими существами сопоставляет Халдеев, посланных Богом в качестве наказания для всех нераскаявшихся.

В книге Псалмы тоже имеется упоминание о василиске.

Среда обитания василисков

Люди верили, что эти мифические создания водятся в теплых, предпочтительно пустынных местах. Эти существа, согласно мифологическому сознанию, способствовали образованию пустынь. В месте поселения василиска вымирало все живое: и растительность, и живые существа, воды становились гнилыми, с помощью которых существо утоляло свою жажду.

В Библии указано, что эти создания встречались на территории пустынных просторов в Палестине и Верхнем Египте.

Василиски, согласно мифологии, жили в пещерах, снабжающих их пищей, ведь питались существа исключительно каменными породами. Активную деятельность это создание вело в ночное время, когда невозможно услышать петушиных криков. Также василиски опасались единорогов, считая их очень «чистыми» представителями животного мира.

Оружие против василисков

По поверьям римлян и славян, справиться с чудовищем можно было с помощью петушиного крика и горностаев. Горностаи, прожевав листву руты, не побоятся существа и смогут его одолеть, напав спереди. Люди, отправляясь в путешествие, зачастую брали с собой в клетке петуха, дабы быть защищенным при нежеланной встрече с василиском. Еще одним действенным способом борьбы с созданием являлась зеркальная поверхность. Показав василиску его отражение, его можно было убить.

Яд василиска

Согласно мифологии, яд этого существа был очень сильным. Так, Плиний Старший упоминает о том, что один боец, пронзивший василиска с помощью копья, упал замертво со своего коня. Яд проник в тело воина через ручку оружия! Лукан же описывает ситуацию, де более опытный храбрец после сражения чудовища мечом, отсек свою руку, которая держала оружие.

Считалось, что яйца этого мифического существа также наделены ядом, и съевшему их, грозит смерть.

Василиск всегда убивает первым. Если же человек первым увидит это чудовище, то существо ждет смерть. Это объясняется тем, что с помощью взгляда василиска вырабатывается яд, который передается по воздуху в дыхательные пути человека, тем самым отравляя его. Но в случае, когда кто-либо первым увидит это создание, то для его поражения необходимо иметь зеркало. Василиск, увидев свое отражение, сразу же умирает.

Василиск в современной культуре

Упоминания о василиске можно встретить и в наши дни. Так, такие авторы, как Шелли, Кольридж и Китс описывают это существо как символ царственности и могущества. А в романе «Гарри Поттер» василиск показан как огромный змей, имеющий смертельный взгляд, обращающий человека в каменную глыбу.

Возможно

 

Источник: http://DarkBook.ru/vasilisk-opasnoye-yadovitoye-sushchestvo

Литература[править]

  • «Гарри Поттер и Тайная Комната». Сами-знаете-Чей. Греческая разновидность.
  • «Говорящий свёрток» Джеральда Даррелла. Европейская разновидность — напоминают чешуйчатых петухов со змеиным хвостом. Давший им приют в заповеднике для волшебных существ Мифландии волшебник Ха-Ха благоразумно лишил их «смертельного взгляда», но огнем они плюются будь здоров. Подлы, глупы, злобны, однако же сумели на короткое время захватить власть в Мифландии. Страдают аллергией на лаванду (как впрочем и местные драконы) и боятся горностаев.
  • В книге Сергея Другаля «Язычники» тоже пытались воссоздать легендарных существ (в том числе и василиска). Воссоздали греческого змея-василиска (почему-то средневековым путём, из петушиного яйца) и решили сделать его добрым путём телепатического внушения. Однако же одним из работников этого заведения был не кто иной, как сам Кащей Бессмертный, скрывающийся в НИИ под видом товарища Гигантюка. Он внушил василиску злые мысли, и вышло классическое чудище (правда, местный василиск превращал в камень не взглядом, а ядом).
  • «Книга скорбящей коровы» Уолтера Уангерина. Злодей Кокатрис — европейская разновидность, его детёныши — греческая разновидность.
  • «Ведьмак»: есть и василиск-регулюс, и куролиск. Правда, в камень превращать они не умеют. Василиск парализует жертву псионическим ударом и потом спокойно убивает. А куролиск просто убивает одним точным ударом клюва, налетев сзади.
  • М.Успенский «Белый хрен в конопляном поле»: Василиск создан по следующему рецепту:
« Язычники, чье умение в искусстве весьма похвально, выводят василиска так.Есть у них подземная темница, обложенная камнями и сверху, и снизу, и со всех сторон, с двумя столь малыми оконцами, что даже свет сквозь них едва ли проникает. Пускают они туда двух петухов двенадцати или пятнадцати лет и дают им еды обильной.Как разжиреют они, то от пыла, вызванного своей тучностью, спариваются и откладывают яйца. Когда яйца отложены, убивают петухов и сажают жаб высиживать те яйца и кормят их хлебом. »

Герои создавали василиска для получения золота, но потом привязались к нему и не стали убивать. Правда в конце василиск был утерян:

« Пройдет год, два, двести, пятьсот лет — пока Василек наконец не почувствует, что настала пора напомнить о себе неблагодарным людям.О нет, он не будет злобным и мстительным. Он выше этого.Он не станет своим дыханием превращать в огненные шары полицейские вертолеты, не будет терзать когтями роскошные тела кинозвезд, не станет сшибать могучим хвостом небоскребы. Он не такой. Он добрый.Человечество ждет счастливый конец. »
  • Ольга Громыко, «Верные враги» — гномов запугали появлением василиска, требующего себе в жертву гномок-девственниц. На самом деле, правда, никакого василиска не было, а был колдун, которому нужны были жертвы и нанятые им разбойники.
  • Юлий Буркин, «Бабочка и василиск» — здешний василиск единственный в своём роде, хозяин подземного мира, всех его богатств и чудовищ. Способ его появления тоже не самый обычный.

Кино[править]

  • «Василиск, царь змей» — ужастик про василиска.

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony — под именем кокатрис европейская разновидность появляется в одной из серий. Был жестоко урезонен и отчитан Флаттершай. А в девятом сезоне выяснилось, что их можно приручать впрочем, от этого не легче.
  • Conan and the Young Warriors — сюжет одной серии строится на поимке греческого василиска(выглядит как огнедыщащая ящерица).В оригинальном мультсериале судя по всему таким был Рэт-Амон до превращения в змеелюда.
  • Huntik — один из титанов Залии Мун, греческая разновидность. Взглядом не убивает, а сшибает с ног.

Аниме и манга[править]

  • «Дигимоны»: ну раз есть компьютерный вампир Вамдемон-Миотсимон, то и василиск (в данном случае — куролиск) должен быть. И есть, конечно. Называется Кокаторимон.
  • Delicious in Dungeon: Василиск и его более монструозный «старший брат» Кокатрикс, оба похожи на гигантских петухов со змеёй вместо хвоста, водятся в Подземелье на разных уровнях. Если первый при ударе когтями на лапах просто отравит с летальным исходом, то у второго яд змеиной головы буквально превращает в камень. Впрочем, окаменение не навсегда, но без доп.средств или магии обратный процесс растянется на полгода и более, а каменные статуи вполне можно сломать или отколоть часть, что не пойдет на пользу несчастному.

игры[править]

  • Само собой, василиски (и, реже, куролиски) могут встретиться в любой игре по системе Dungeons & Dragons. Например, василиски и великие василиски есть в Baldur's Gate; одну их окаменённую жертву даже можно расколдовать.
  • В старом сеттинге Might and Magic встречаются обе разновидности. Греческая разновидность представляет собой шестилапого ящера, с капюшоном вроде игуаньего, его взгляд и укус могут обратить в камень; довольно агрессивны, но хорошо приручаются и служат боевыми зверями в армии болотников Таталии. Вторые — это курообразные создания со змеиным хвостом и крыльями летучей мыши, их укус (или уклюй) может парализовать или обратить в камень; курообразные василиски были созданы личем-чернокнижником Агаром, и были его излюбленным творением (фактически, лич относился к ним как к домашним любимцам). К сожалению, во время разрушения Энрота все василиски погибли.
  • В новом сеттинге Might and Magic также нашлось место этим созданиям. В седьмой части «Героев» на них ездят гоблины-копейщики.
  • Warcraft: здесь пошли ещё дальше и придумали кроколиска — это плюющийся ядом шестиногий крокодил-василиск.
  • Master of Magic: в игре 1994 года были обе разновидности, обе обращали в камень. Вызывались магией Природы.
  • Age of Wonders — в первой части это мощнейший юнит ящеролюдей. Огромный коричневый ящер, ходит по воде, мечет из глаз чёрные молнии. Во второй же части этот юнит призывается магией земли и стал ещё сильнее — его взгляд может парализовывать вражеских юнитов.
  • MMORPG Runescape: василиск — шестилапый ящер, при осмотре характеризуется как «глаза зла». Не особо силён, неагрессивен, но если выйти на него без специального зеркального щита — ослабляет все характеристики персонажа, так что связываться не стоит.
  • Warlords Battlecry: василиск — один из юнитов орков и минотавров. Большой каменный ящер с длинной мордой, стреляющий лучами из глаз. Юнит довольно полезный — убитые василиском враги превращаются в камень, который пополняет ресурсы игрока.
  • Эадор — василиски часто сопровождают войска людоящеров.
  • «Shin megami tensei» — василиск — один из противников. Правда, выглядит как кокатрикс.
  • Final Fantasy
  • Dark Souls 2 и 3 — правда, тут он на себя не похож.
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое терпение и терпимость

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons: василиска, как и многих других монстров, поделили на двух разных. Есть собственно Basilisk (греческий классический, только ещё и с восемью ногами), который превращает в камень взглядом, плюс его более могущественная разновидность Greater Basilisk. И есть Cockatrice (куролиск средневековый), похожий на помесь птицы, ящерицы и летучей мыши, который превращает в камень укусом.
    • А ещё есть гибриды василиска. Драколиск — это отпрыск василиска и дракона, который не только превращает в камень, но и дышит тем, чем дышал родитель-дракон. А боалиск — это гибрид боа и василиска. Боалиск выглядит как змея, а его взгляд не превращает в камень, а вызывает болезнь, от которой живое существо быстро становится нежитью-мумией.

Прочее[править]

  • SCP Foundation: маленькая, да удаленькая рептилия № 1013 — охотится, испуская некое излучение из глаз, от которого жертва сразу внешне каменеет. Размножается партеногенетически и не так уж медленно.

Источник: https://posmotre.li/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D0%BA

Василиск: мифология, происхождение и характеристики

Василиск знаком большинству людей по вселенной «Гарри Поттера», где он исполнил роль хранителя Секретной комнаты и был представлен в облике ужасающего змея со взглядом, способным парализовать человека.

Однако, на самом деле образ василиска несколько отличается в мифологии разных народов. Где-то он не крупнее собаки, в других легендах называется химерой или же выступает все тем же змеем.

В зависимости от точки зрения, меняется и отношение к василиску. Одни народы считают его мелким пакостником, способным только на кражу яиц из курятника, другие боятся, поскольку он является предвестником конца времен, исполняя роль Йормунганда из скандинавской мифологии. Кем же является василиск на самом деле?

Первые упоминания о василиске

Принято считать, что василиск (от греческого – «царь») на самом деле является настоящим животным, змеей, если точнее.

В Ливийской пустыне обитает змея с белым пятном на голове, яд которой способен убить человека после единственного укуса. Кроме того, василиск был способен передвигаться с высоко поднятой головой, опираясь на хвост, что придавало ему чуть большие размеры, чем есть на самом деле. Хохолок на голове играл роль короны, как и его «возвышение» над землей, что в итоге и стало причиной такого названия, буквально – «царь змей».

Именно так василиск вошел в средневековый бестиарий. Его описывали как существо жуткое, чуждое нашему миру и способное убить одним лишь только взглядом.

Реально существующие аналоги

Рогатая гадюка

Согласно Библии, к которой стоит вернуться позднее, василиском называли ядовитую змею, однако уточнений по виду нет. Ею вполне может быть гадюка или кобра.

Одно время за василиска принимали рогатую гадюку, а позднее ее белоголового собрата. Также василиск – это название подвида рогатых ящериц, которые получили такое прозвище из-за схожести со средневековым представлением о василиске, как о химере, в которой сочетаются черты курицы и змея.

Подвид безобиден для человека. Такой василиск питается в основном насекомыми и его укус может вызвать разве что воспаление из-за бактерий на зубах рептилии.

Упоминание в Библии

Египетский аспид или «змея Клеопатры»

Единого мнения на счет того, что обозначает василиск в Библии, а именно переводе Ветхого Завета на греческий, нет.

По одним данным, образ василиска был взят с восточной гадюки, а непосредственно само слово, на еврейском звучащее как «цефа», значит просто ядовитую змею.

Впрочем, точной трактовки этого термина нет. В целом, библеисты сходятся во мнении, что василиском следует считать любую ядовитую змею, преимущественно семейства «аспид», то есть гадюк и кобр.

В таком случае, василиск имеет схожую трактовку со словом «ехидна» и означает буквально «яд, ядовитая змея». Никакого точного упоминания о царственном положении василиска в Библии нет.

Тождество с дьяволом

Иоанн Богослов держит в руках чашу с василиском. Таким образом показана попытка отравления Иоанна

В Библии великий змей является прямой аналогией на падшего ангела, искушающего людей.

На ряду с драконом, василиск перенял черты своего «предка» и нередко используется в качестве образа нечистой силы.

Очень часто, василиска изображают гипертрофированным, с крыльями и очень большим гребнем в христианской иконописи и росписи.

В мифологии народов Европы василиск также является олицетворение зла, однако не ассоциируются напрямую с нечистой силой.

Однако, с учетом того, что змея в целом имеет отрицательную ассоциативную картину, образ василиска в целом полностью негативен и даже лишен таких положительных черт как перерождение или врачевание.

Геральдическое значение

Василиск находится в категории геральдических символов, очень распространённых среди западного дворянства.

Буквально, он означает царственность, могущество и свирепость.

Его использовали для устрашения, намекая тем самым на могущество выбравшего его в качестве своего символа дворянина.

Однако, вместе с тем, василиск используется и для обозначения лживости, двуличия, беспричинной агрессии и злобы. Как и другие змеи, он редко появлялся на гербах значимых семей, тяготевших к более благородным символам.

Эволюция образа и трансформация в чудовище

Своим пугающим образом василиск в первую очередь обязан писателю Плинию, который в 1 веке нашей эры выпустил своеобразное описание пустынной змеи.

С его слов, в появлении песков есть прямая вина василиска, поскольку «трава пред ним сохнет, а камни рушатся», кроме того, змея была чрезвычайно агрессивной поскольку «собратья его обращались в бегство», «человека же василиск убивал одним только взглядом».

Когда история дошла до средневековой Европы, то довольно быстро обросла подробностями и ужасающими эпитетами.

Вместо «диадемы» на голове василиска появился петушиный гребень, крылья и лапы.

При небольшой длине в 30 сантиметров, василиск между тем был крайне агрессивен и злобен, что тоже сыграло против него в мифологии.

Скисшее молоко, украденные яйца и даже болезни списывали именно на василиска, поскольку он пакостен и злобен.

Один из римских авторов Марк Анней Лукан полагал, что василиск вышел из капель крови медузы, как и прочие ползучие гады, что наделило его возможностью убивать все живое взглядом.

Однако, его гибридная форма с головой в виде курицы так и осталась основным образом. В мифологии василиск закрепил за собой такой внешний вид: голова курицы с гребнем петуха, змееподобное тело с крыльями, покрытыми перьями, когтистые лапы.

Бестиарий Пьера де Бове

В демонизации василиска немалую роль сыграл Пьер де Бове, согласно мнения которого, василиск произошел от старого петуха, в теле которого он «созревал».

Петух откладывает яйцо на кучу навоза, после чего его высиживает жаба. Скорлупу пробивает описанное выше существо, после чего вредит остальным курам и подолгу скрывается.

Оно очень юркое и быстрое, а потому заметить василиска трудно.

Вместе с тем, от василиска произошли также куролиск и кокатрис.

В отличие от своего предка, они утратили способность подчинять змей, но также агрессивны, а их дыхание способно вредить как человеку, так и окружающей природе.

Существовало также мнение в Средние века о том, что василиска убил Александр Македонский. Змей сидел на крепостной стене, по другой версии – на горе, и убивал всех воинов взглядом. Тогда Александр приказал отполировать зеркало и дать змею взглянуть на самого себя, что и убило василиска.

Вполне возможно, что легенда имеет сугубо греческие корни, поскольку в мифологии Эллады греческий воин Персей отполировал свой щит для того, чтобы расправиться с Горгоной.

В то же время, Альберт Великий в 13-м веке отказывался верить в существование василиска с головой курицы, что положило начало скептическим комментариям в сторону основной легенды.

Криптозоологические теории

В эпоху Возрождения, упоминаний о василиске становится все меньше, поскольку документальных подтверждений его существования не было.

Ящерица василиск или «ящерица Иисуса Христа»

Сперва его признавали, как живое существо, но без атрибутики нечистых сил и уж тем более сочетания с чертами петуха. Затем от идеи отказались вовсе, и в научном мире появилась теория о том, что легенда с африканскими корнями является попыткой объяснить происхождение ибиса, играющего довольно важную роль в мифологии Древнего Египта.

Позднее происхождение василиска пытались объяснить скудными познаниями в зоологии и ассоциативным рядом. Так, к примеру, за него принимали ящериц, варанов и даже некоторые виды змей.

На текущий момент василиск остается одним из центральных образов в библеистике и мифологии, в том числе славянской. Где он известен как «дворовик» и также владел довольно отрицательной репутацией.

На территории Коста-Рики есть ящерица под названием «Христовая», ее внешний вид практически полностью повторяет образ василиска, за исключением наличия крыльев. Во многом, эта рептилия и собственно говоря подвид «василиски» остаются единственными реально существующими прототипами упомянутого криптида на сегодняшний день.

Источник: https://kriptozoo.ru/vasilisk-mifologiya.html

Сицилийский святой и попирающая змею Богородица

Храм святого Дмитрия Солунского в селе Малахово Раменского района принадлежит к числу церквей, которые не закрывались в советские годы. В таких храмах почти наверняка можно найти старинные и редкие иконы.

В годы гонений на религию Дмитровская церковь не только сохранила свои святыни, но и стала пристанищем для икон из упраздняемых приходов округи.

Среди святынь церкви села Малахова есть два интересных образа: икона Божией Матери с длинным названием «На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия», а также образ редкого святого Льва Катанского.

Святой, победивший мага

Память святого Льва Катанского совершается в церкви 20 февраля по старому стилю. Составитель одного из самых известных сборников житий христианских святых Дмитрий Ростовский приводит любопытный рассказ об этом подвижнике. Лев родился недалеко от Равенны на территории современной Италии.

Он стал епископом сицилийского города Катания, расположенного вблизи одного из вулканов. «Для бесов и их служителей он был страшен, как лев для волков» – говорится в житии. Под волком подразумевался отрекшийся от христианства волхв и маг по имени Илиодор.

Епископ многократно убеждал Илиодора прекратить заниматься колдовством, но уговоры были бесполезны. Чародей мог внушить людям, что среди города течет река или что камни – это золото. Его воздействие на людей приносило огромный вред всем горожанам. Катанезцы так возненавидели волхва, что обратились к римскому императору с просьбой казнить Илиодора.

Благодаря колдовству маг несколько раз избегал наказания. Илиодор сам приходил к судьям, но в момент, когда палач должен был отсечь ему голову, волхв исчезал.

Однажды Илиодор решил показать свою власть над христианами и над их епископом Львом. Когда святой совершал церковную службу в соборе, волхв своей силой заставил половину собравшихся стучать ногами, а других смеяться. Илиодор дерзко обратился к самому Льву, обещая заставить его танцевать в церкви.

Епископ прервал службу и велел горожанам развести большой костер на улице. Затем он связал волхва омофором – частью епископской одежды – и повел его к костру. На глазах изумленных горожан оба человека вошли в огонь и долго не выходили из него.

Когда пламя стихло, все увидели, что Илиодор полностью сгорел, а у святого Льва не подпалились даже края одежды.

Мощи епископа Льва находятся в Риме. Он почитается и в православной Церкви, и среди католиков защитником от колдовства. В России почти нет храмов, посвященных этому святому. Пожалуй, единственный в Подмосковье придел в честь святого Льва Катанского находится в заброшенной церкви Николая Чудотворца в Волоколамском районе.

«На аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия»

Редкая икона, на которой Дева Мария изображена в полный рост и попирающей ногой змею, названа стихом из девяностого псалма. Полностью эта фраза в переводе на современный русский язык звучит так: «ангелам Бог заповедает о тебе сохранить тебя на всех путях твоих, на руках понесут тебя, чтобы ты не споткнулся о камень ногою твоей.

На аспида и василиска наступишь и попирать будешь льва и змея». Аспидом или василиском называли раньше ядовитых пресмыкающихся. Этот псалом утверждает, что зло не приблизится к тем, кто уповает на Бога. Похожие слова приводятся в конце Евангелия от Марка.

Там говорится, что уверовавшие во Христа «будут брать змей и если что смертоносное выпьют, не повредит им».

В переносном смысле попирание ногой ядовитого животного символизирует победу Христа над дьяволом. Именно поэтому на иконе и сам младенец держит в руках копье, которым пронзает змееобразное животное. Богородица, наступившая на змея, отсылает зрителя и к другому месту из Библии.

В начале книги Бытия Бог проклинает змея-искусителя такими словами: «вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».

Христианские толкователи видели в этом тексте иносказательное пророчество о рождении от пресвятой Девы Марии этого «семени», то есть Иисуса Христа, который разрушит силу дьявола.

Богородица, попирающая змея – очень редкий сюжет в иконографии. Известно всего несколько случаев появления подобных икон. В Волынской губернии некогда почиталась так называемая Онышковская икона Богородицы, написанная на холсте в 1825 году. На этой иконе Мария была изображена в юном возрасте в молитвенном положении и попирающей змея-искусителя.

Со змеем связано предание о появлении Бахчисарайской иконы Божией Матери, которую именовали также Крымской или Мариупольской. По легенде близ Бахчисарая появился большой змей, который своим ядом убивал людей и животных. Доведенные до отчаяния местные жители взмолились Богородице и через какое-то время заметили свет на скале. Поднявшись на это место, люди обнаружили икону Божией Матери, а рядом с ней – издохшего змея.

Лик Богородицы поместили в скиту в горном ущелье. Известно, что это святое место почитали не только христиане, но и мусульмане.

В малаховской церкви находится еще один старинный образ Богородицы, где она изображена в полный рост с младенцем на руках. Эта икона имеет два названия: «Благодатное небо» или «Солнечная». На иконе «Благодатное небо» Богородицу часто изображают с полумесяцем под ногами и с атрибутами царской власти: короной, скипетром и державой. Почитаемая икона Ново-Иерусалимского монастыря «Радость всех ангелов» относится к этому же типу богородичных образов.

Источник: https://mosregtoday.ru/istorii-svyatyn-podmoskov-ya/sitsiliyskiy-svyatoy-i-popirayushchaya-zmeyu-bogoroditsa/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
Почему при чтении молитвы начинается зевота

Закрыть