Антидор в православии что это такое

Что это — артос? Как употреблять артос по церковным правилам?

антидор в православии что это такое

Поговорим о хлебе под названием артос. Что это за изделие? В переводе с греческого «артос» — это «квасной хлеб», его еще называют просфорой всецелой. Приготовлен он по особым церковным рецептам.

Всю Светлую седмицу освященный хлеб в храме занимает такое место, где все его видят — рядом с иконой воскрешения Господа. Когда заканчивается служба, раздается всем верующим артос. Как употреблять его правильно? Об этом мы и поговорим.

Артос: что это такое?

Использование этого чудо-хлеба началось в самом начале христианства, в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо.

Верующие его ученики и те, кто следовал за ним, очень переживали его гибель и утешали себя с помощью разных молитв, в которых вспоминали каждое его действие (слово, шаг). Когда они молились, вместе вспоминая тайное вечернее собрание, то обязательно при этом причащались. Собираясь на принятие пищи, они специально оставляли пустое место за их столом, и для невидимого, но присутствующего Господа обязательно клали хлеб.

Пасха

Первые пастыри церкви, подражая апостолам, на Пасху делали то же самое. Это было выражением того, что пострадавший за человечество стал для всех настоящим хлебом, символизирующим саму жизнь. Церковный хлеб артос испечен особым образом. На нем есть изображение креста, и видно лишь терновый венец, но нет Иисуса распятого. Это сделано для того, чтобы верующие люди видели победу над самой смертью. Еще в Пасху на священном хлебе изображают буквы ХВ.

С этим изделием связано и древнее предание церкви. Оно заключается в том, что апостолы за столом оставляли небольшую часть хлеба — это была доля Божьей Матери. Таким образом они напоминали себе постоянное общение с ней и после принятия пищи со всем трепетом между собой делили эту часть. Во всех монастырях эта традиция носит наименование «Чин о Панагии», это означает воспоминания о Богородице. В приходских церквях это делается один раз в год, связан обычай с раздроблением артоса.

Его освящают особенной молитвой, окропляют святой водой и на первый день Пасхи ходят на все литургии, как только закончится заамвонная молитва, которую читает сам священник.

Она так называется потому, что для ее произнесения читающий спускается с возвышения перед алтарем, крайний выступ которого называют амвоном.

Но обычно священник, для того чтобы прочитать заамвонную молитву, не спускается, а становится на нем, потому что и с этого возвышения все замечательно слышно тем, кто присутствует в храме.

Пасхальный хлеб артос кладется на солее (это такое возвышение перед иконостасом в православной церкви, как бы продолжение алтаря), напротив царских врат, на специально приготовленном столе. И читается специальная молитва на таинство раздробления его.

При этом обряде присутствует диакон (это служитель церкви, который помогает священнику проводить обряды, но самостоятельно их совершать не имеет права), прихожане и, конечно же, священник. В молитве, которую он читает, говорится о сотворенном Христом чуде, когда он накормил пятью хлебами нуждающийся народ, несмотря на все их болезни и грехи.

Люди просят Святую Троицу о том, чтобы священный артос дал здоровье телу и внутреннему состоянию. Они восхваляют Бога и благодарят его за его бесконечную доброту и любовь к людям.

После того, как хлеб освятят, его вместе с подставкой, на которой он лежит, ставят на возвышении перед образом самого Спасителя. Там хлеб находится на протяжении всей Святой седмицы.

Во все дни этого праздника принимают артос. Как употреблять его правильно, узнаем чуть позже. Когда заканчивается литургия со священным куличом, в торжественной обстановке производится вокруг храма крестный ход. В субботу по заамвонной молитве читается еще одна молитва — на измельчение артоса.

Он раздробляется в самом конце литургии, когда происходит целование креста, после чего раздается всем присутствующим как святыня, затем читается молитва на принятие артоса. В ней говорится о том, что хлеб и вода, приготовленные специальным образом в церкви с определенными молитвами и настроением, могут укрепить здоровье и силу духа человека.

Он верит, что может стать лучше с помощью Бога, который относится к людям милосердно, так как святые и Матерь Божья молятся за все человечество.

Те маленькие частички (антидор) святого хлеба, которые раздали в храме, очень трепетно хранятся дома в уголке рядом с иконами.

Как правильно хранить?

Обязательно нужно помнить о том, что все, что соприкасается со святыней, требует особенного, аккуратного и внимательного обращения. Например, бумагу, в которую был завернут артос или просфора, обязательно нужно сжигать. Дома нужно хранить освященное изделие со всей бережностью. Лучше всего пусть лежит в специально отведенном месте артос.

Если святыню невозможно дальше употреблять

Если хлеб испортился, и на нем проявилась плесень, то его обязательно необходимо принести в Храм и отдать священнику, чтобы тот по всем правилам и с особыми молитвами произвел сожжение.

Обряд

Очень давно существует традиция шить маленькие сумочки на шнурках для того, чтобы носить и хранить просфоры.

Если у вас есть такая, то пропадает потребность в каких-то пакетиках, и вы больше не будете опасаться, что освященный хлеб может быть уронен или где-то забыт. И в момент какой-то беды вы можете со спокойной душой вынуть артос.

Эти сумочки называются просфорницами или просфорничками, их часто очень красиво украшают стразами или бисером, разными вышивками и лентами. Их можно сшить самим либо купить в церковных лавках.

Многие прихожане, которые совсем недавно пришли к мыслям о Боге и решили посвятить свою жизнь молитвам о своих родных и близких, не знают правил, и задаются вопросом о том, что это за хлеб — артос, как принимать его правильно. Сейчас попробуем немного разобраться в этом деле.

Хлеб артос: как употреблять его?

Верующие люди очень серьезно относятся ко всем молитвам и частичкам священного хлебушка, поэтому, принеся его в свой дом, подсушивают и хранят строго в какой-нибудь баночке или коробочке. Артос – хлеб, употреблять который можно только в особые нужды, например, во время сильной болезни или от безысходности положения, когда беда приходит одна за другой, для душевного успокоения. Священное изделие едят только на голодный желудок, запивая святой водой!

Вот мы и узнали про артос, что это великая святыня и играет большую роль в жизни христиан. Но чтобы его по всем правилам раздробить на мелкие частички, его сначала нужно испечь. Вот по какому рецепту печется великий хлеб.

Рецепт

Берется 1 кг 200 г муки, желательно высшего сорта. На дно посуды, где будет меситься тесто, чуть-чуть налить святой воды. Высыпать 400 г муки и облить очень горячей водой. Это делается для того, чтобы придать сладость и стойкость против плесени. Все перемешать и охладить.

Потом добавить соль, предварительно разведя ее в святой воде, и положить 25 г дрожжей. Все хорошо перемешать и подождать 30 минут. Далее добавить муку (800 г) и снова перемешать. Как только тесто подойдет, его выложить на стол и раскатать скалкой в листы необходимой толщины.

Нарезать на кружки, для самой нижней части артоса сделать круг побольше. Потом накрыть влажным полотенцем, а после — сухим, и подождать еще 30 минут. На верхнюю часть ставят печать. Потом обе части нужно смазать теплой водой и соединить. Обе части проколоть, чтобы не образовывались пустоты. Затем поставить на противень и печь в духовке до готовности. Маленькие пекутся 15 минут, служебные — около 20 минут.

Заключение

Мы уже знаем, что такое артос, как употреблять этот хлеб и его маленькие раздробленные части. Обязательно нужно читать специальную молитву и запивать святой водой. Принимать артос нужно очень аккуратно, не проронив ни единой крошечки, поэтому нужно это делать над чистым листом белой бумаги или блюдцем. Если вы истинный христианин, то все правила этого таинства вам понятны, а артос — хлеб, который вы не раз в жизни уже пробовали.

Источник: https://FB.ru/article/146426/chto-eto---artos-kak-upotreblyat-artos-po-tserkovnyim-pravilam

Антидор и его целительная сила » Благоздравница

антидор в православии что это такое

Антидор является святыней в православной традиции и представляет собой небольшие части просфоры, из которой был изъят Агнец на проскомидии. Само слово «Антидор» пришло в русскую речь из греческих источников и буквально переводится как «вместодарие». Священный смысл вкушения Антидора, по словам святого архиепископа Симеона Солунского, кроется в том, что этот хлеб является принявшим Божественное Слово.

Раздача Антидора проходит по завершении Литургии. Эта традиция ведет свои корни с того момента, когда в церковной практике изжила себя тенденция причащать каждого участника Литургии. До установления новых правил причащался непременно каждый пришедший на Литургию. Лишить себя Даров Бога не хотел никто.

Христианин, не могущий быть на Божественной Вечери, получал Святые Дары от дьяконов, разносивших их по тюрьмам и больничным палатам. Кто в эти дни отправлялся в путешествия, тот заранее брал Святые Дары с собой в путь. С течением времени традиция начала ослабевать: меньше народу стало посещать Божественную Литургию, и не каждый пришедший принимал участие в Вечери.

Так вместо Святых Даров пришедшим начали предлагать вкусить хлебные части, оставшиеся после принесения бескровной жертвы.

Фото с сайта vazhemonastery.ru

Такие предложения именовали «благословением»: эти хлебы не являлись Святыми Дарами и не освящались Святым Духом, но уже то, что они были элементом предложения, делало их благословенными и освященными. А поскольку «благословением» называлась и сама Божественная Вечеря, для подносимых хлебов во избежание путаницы выбрали именование «Антидор» — вознаграждение. Впервые раздача Антидора была зафиксирована на уровне правила на галлийском 9 Камнетском Соборе и датируется свидетельство 17 веком. Есть и более ранние упоминания о раздачах Антидора всем, кто не причащался. Древнейшим считается запись Германа Константинопольского в «Изъяснении на Литургию». Номоканон предписывает использовать для приготовления Антидора просфоры Пресвятой Богородицы, если остатков просфоры Святого Агнца будет недостаточно для необходимого объема Антидора. В Кормчей книге есть указания на запрет раздачи Антидора всем, кто придерживается иных религиозных воззрений или еще не прошел таинство Крещения. Также действует запрет на употребление Антидора каждому, находящемуся под епитимьей.

Правила употребления и хранения Антидора

Антидор, как Артос и Просфора, является святыней и обладает целительной силой, врачующей не только душу, но и телесные недуги при наличии у христианина веры в исцеление. Традиция предписывает вкушать Антидор непременно с благоговением и желательно без предварительного употребления иной пищи. Антидор является Святым хлебом, принесенным с Божьего жертвенника и получившим небесное освящение.

Наибольшая целительная сила кроется в частицах Антидора, вкушенных непосредственно в храме натощак из рук священнослужителя. При вкушении Антидора в храме ладони надлежит сложить крестом, положив правую руку на левую. Руку священника, которая раздает Антидор, следует благоговейно и с благодарностью поцеловать.

Антидор насыщается своей святой силой через молитву священнослужителя, поэтому к этой святыне следует относиться внимательно, стараясь не крошить частицы священного хлеба на пол. По этой причине прием Антидора проводится над тарелкой или белым листом бумаги, чтобы части святого хлеба не попали под ноги, не оказались попираемы.

Разрешается получать Антидор в стенах храма и хранить его вместе с Артосом и Просфорой в качестве духовного лекарства. Рекомендуется хранить Антидор возле икон в доме и принимать во время болезней физических и душевных немощей с молитвой.

Фото с сайта hrbcb.ru

Прием Антидора — это не употребление пищи. Об этом следует помнить. Вкушение Антидора в болезни и просто при желании прикоснуться к святыне — это, прежде всего, священнодействие. Вкушение Антидора может сопровождаться испитием крещенской и освященной воды. Если употребляется и Артос, и Антидор, и Просфора, то последовательность приема святынь необходимо соблюдать следующую: сначала вкушается Артос со святой водой или без нее, затем Антидор, а затем Просфора. Если Антидор, принесенный из храма, испортился, то его ни в коем случае нельзя выбрасывать. Священный продукт, вышедший из срока употребления, следует сжечь самостоятельно или же отдать в храм, где его сожгут служители. Можно также собрать испорченный Антидор и пустить его по реке.

Целительная сила Антидора

Являясь святыней, Антидор обладает мощными лечебными свойствами, как и святая вода, Просфора, Артос. При соблюдении правил приема Антидора душа и тело защищаются от проникновения нечистого духа, происходит освящение организма, просвещение мыслей и приближение человека к Богу.

Поскольку Антидор освящен молитвой священника, святой хлеб пронизывается благодатью Божьей и обретает в связи с этим силу врачевать дух и тело. Многими верующими на себе проверена сила исцеления Антидором. Святые старцы хранили Антидор и давали его обратившимся болящим, после чего у страдающих наступало исцеление. Разумеется, прием Антидора должен быть сопровожден молитвой.

Вкушение святыни помогает не только устранить сильные головные боли или избавить от бессонницы, тревог и стрессов, но и ликвидировать саму причину недуга — страстные и греховные помыслы и влечения. Антидор, насыщенный благодатью, гасить страсти в человеке, освобождает душу от размножающейся скверны. Употребление Антидора дарует покой уму, телу и душе.

При желании исцелиться от хронических недугов Антидор можно принимать ежедневно небольшими частями, сопровождая вкушение святыни искренними молитвами и благодарностью и употребляя святую воду. Антидор можно принимать и в отсутствие физических заболеваний. Святыня помогает поддерживать связь с Богом, блюсти чистоту духа и обуздывать страсти.

Врачевательная сила Антидора велика и во многом определяется силой веры и горячностью сопроводительной молитвы.

Темы: антидор , святыни , церковные лекарства

В начало страницы.

Источник: http://blagozdravnica.ru/antidor-i-ego-tselitel-naya-sila/

Просфора — это хлеб для православных богослужений | Православиум

антидор в православии что это такое

Рубрика: Богослужения, Церковный этикет

Просфора – это богослужебный хлеб круглой формы, который используют на Богослужении в Таинстве Причастия. Богослужебных просфор 5. Их применяют на Проскомидии (часть Литургии, когда священник подготавливает Святые Дары для Евхаристии) для поминовения о здравии и упокоении. Слово просфора пришло к нам из греческого языка и означает «приношение». Можно услышать также слово просвира. Просвира или просфора, как правильно говорить? Оба варианта верные, только слово просвира устаревшее.

Свое происхождение просфора берет еще в Ветхом Завете. В скинии Моисея полагались хлеба предложения, они состояли из двух частей. Это символизировало два естества – человеческое и Божественное. Также и просфора состоит из двух частей. Это символизирует божественное и человеческое естество Господа Иисуса Христа.

Богослужебная просфора

Во времена первых христиан общим словом просфора («приношение») назывались все приносимые дары – хлеб, вино, ладан, елей. Из всех пожертвований диакон выбирал часть на Литургию. Оставшиеся приношения отдавали на общие трапезы – агапы, вечери любви, на которых совершалась Евхаристия.

Агапа была подобна Тайной вечере. На трапезах читали молитвы, восхваляли Господа в песнях, главным действом собрания было Причастие. Когда христианские общины значительно выросли и агапы стали похожи на пиршества, Евхаристию перенесли на Литургию.

С тех пор просфорой стали называть только богослужебный хлеб.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему западников и славянофилов называют либералами

Долгое время просфоры приносили в храм верующие прихожане. Сейчас просфоры выпекают при храме или в монастыре люди благочестивой жизни либо монахи.  Просфоры делают из пшеничной муки, на воде и закваске из дрожжей. Также добавляют святую воду и соль. Готовят просфоры с благоговением и молитвой. 

На просфору при помощи печати наносят специальные символические изображения и надписи. Просфоры разделяются на Агничные и Богородичные. Это связано с тем, что Агничная просфора служит для приготовления Причастия (как бы заклание Агнца — Иисуса Христа).

А Богородичная — для поминания Божией Матери и молитвенного обращения к Ней. На Агничной просфоре изображен крест и буквы ИС-ХС НИ-КА (в переводе с греческого — «Иисус Христос Победитель»).

На Богородичной просфоре наносят изображение Божией Матери или надпись «Матерь Бога». 

Символика просфоры в богослужении

В богослужении Церкви все символично. Просфора означает Тело Христово и хлеб на Тайной Вечере, который Господь Иисус Христос поделил между апостолами:

“И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание”(Лк 22:19).

На проскомидии используют пять служебных просфор. Их количество призвано напоминать о чуде, когда Христос пятью хлебами накормил пять тысяч человек.

Из первой Агничной просфоры священник готовит Агнец. Во время Литургии он претворяется в Тело Христово. Изъятие Агнца из просфоры символизирует Рождество Христово. Когда священник крестоообразно разрезает Агнца и протыкает его копьем, это означает Распятие Спасителя.

Просфора, из которой священник вынимает частицу в честь Богородицы, называется Богородичная просфора. На ней изображен образ Божий Матери или надпись Матерь Бога. Третья служебная просфора – девятичинная, из которой вынимаются частицы в честь святых. Четвертая и пятая просфоры – о упокоении и здравии всех членов Церкви. 

Также дополнительно используют простые церковные просфоры для поминовения о здравии и упокоении тех людей, имена которых подавали в записках. 

Все частицы из четырех служебных и простых просфор помещают на дискос в определенном порядке, вокруг Агнца. Такое расположение и соединение всех частиц является символом православной Церкви, в которой Глава Иисус Христос.

Просфора является символом Церкви. Просфора — символ восстановленной Богозданной человеческой природы через таинство Евхаристии. Просфоры  являются знамением Церкви как вечного Царства Божия, частицей которого стремится стать человек, приносящий просфору.

Связь просфоры с молитвой

Святой Иоанн Кронштадтский говорил, что для усопших самое важное поминовение – это проскомидия.

Старец Паисий Святогорец давал такие наставления: “И вы подавайте для поминовения на проскомидии не только имена больных, но и имена усопших, потому что усопшие имеют в молитвах большую нужду”.

Из жизнеописания преподобного Алексея Шепелева (Голосеевского) мы узнаем о важности поминовения усопших при помощи просфоры на проскомидии. В 1896 году было прославление святителя Феодосия Черниговского отцу Алексию было поручено переоблачить мощи святого. После завершения поручения отец Алексий молился.

И увидел видение, где святитель Феодосий просил поминать на проскомидии его усопших родителей иерея Никиту и Марию. Отец Алексий посчитал свои молитвы слабыми в сравнении с молитвами святого угодника Феодосия. Но святитель сказал, что молитвы, совершаемые с выниманием частиц из просфоры, выше его молитв.

Из жития святителя Григория Двоеслова известно о спасенном пленнике. Когда о его здравии совершалась молитва и вынимались частицы из просфоры, в то же время с узника упали цепи и он стал свободным.

Традиции применения просфоры вне богослужения

После службы прихожанам раздают частички церковной просфоры, чтобы все, кто был на Литургии, могли приобщиться к «небесному хлебу». Просфоры можно приобретать на свечной лавке и брать домой, чтобы ежедневно вкушать святыню.

В некоторых храмах после Литургии раздается антидор. Антидор – это частицы Агничной просфоры, из которой был изъят Агнец на проскомидии. В переводе с греческого это слово означает «вместодарие» для тех, кто не причащался. Его вкушают с особым благоговением вместо Тела и Крови Христовых те, кто не участвовал в Таинстве Причастия. 

«Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их» (святой Симеон Солунский).

Антидор не является Телом и Кровью Христовыми. Однако его также следует принимать натощак с трепетом и благоговением. Ведь это освященный хлеб с Божьего жертвенника, который получил небесное освящение, от Бога благословение.

Как правильно хранить и обращаться с просфорой  

Просфора – это святыня, духовная пища, ее называют «небесным хлебом». Поэтому обращаться с ней нужно уважительно. Просфору необходимо хранить в засушенном виде возле икон или в месте для хранения святынь, чтобы ее не могли перепутать с обычным хлебом (свежие просфоры лучше хранить в морозильнике). Для длительного хранения просфору лучше разрезать на мелкие части и высушить. Затем сложить в специальную коробочку или мешочек. 

Вкушать просфору должны только православные христиане, аккуратно и с благоговением, чтобы крошки не падали на пол. Нельзя давать просфору животным и птицам. 

Как есть просфору дома

“Когда человек употребляет просфору и святую воду, тогда не приближается к нему нечистый дух, душа и тело освящаются, мысли озаряются на угождению Богу, и человек бывает склонен к посту, молитве и ко всякой добродетели” (затворник Георгий Задонский).

Дома просфору едят утром натощак и запивают святой водой. Перед этим нужно прочитать молитву на принятие просфоры и святой воды:  

Го́споди Бо́же мой, да бу́дет дар Твой святы́й: просфора́ и свята́я Твоя́ вода́ во оставле́ние грехо́в мои́х, в просвеще́ние ума́ моего́, во укрепле́ние душе́вных и теле́сных сил мои́х, во здра́вие души́ и те́ла моего́, в покоре́ние страсте́й и не́мощей мои́х по безпреде́льному милосе́рдию Твоему́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тери и всех святы́х Твои́х. Ами́нь

Когда мы едим просфору, то приобщаемся Божьей благодати, получаем исцеление от страстей и телесных болезней. 

Что делать, если просфора заплесневела? 

«В прежние времена миряне имели больше благоговения к просфоре, чем сегодня некоторые монахи к Святому Причастию» (Паисий Святогорец).

К сожалению, иногда просфору хранят не должным образом и она может испортиться. Так как это святыня, то ее нельзя выбрасывать в мусор. 

“Испорченные просфоры указывают на грех небрежения к святыне. Естественно, в таком грехе необходимо раскаяться и впредь стараться его не совершать” (Паисий Святогорец).

Священники рекомендуют пропавшие просфоры вынести на реку, ручей или в море (проточную воду), или сжечь. Также можно закопать там, где не ходят люди, чтобы никто не ходил ногами по святыне. Если нет возможности это выполнить самому, то можно отнести просфору в храм.

Источник: https://pravoslavium.ru/prosfora-eto-xleb-dlya-pravoslavnyx-bogosluzhenij/

Православный священный хлеб (артос, просфора, антидор)

Православный хлеб в церковных обрядах — центральная часть Литургии. Ни в какой другой конфессии нет такого поклонения и почитания церковного хлеба, как в православии. Это не просто ритуал. Почитание пшеничного изделия берет начало более 2000 лет тому назад и символизирует собой Иисуса Христа.

Значение хлеба в церковных обрядах

В своем послании Иоанн (Ин.6:18) передает слова Спасителя о том, что Он является Хлебом жизни. Господь недаром сравнил себя с хлебом. В этом слове заложен глубокий смысл.

  • Зерно умирает, возрождаясь в колосе. Так и Иисус умер, чтобы вернуться на землю в сердцах Своих детей, православных христиан.
  • Мука — символ очищения и переработки, чтобы стать прообразом Спасителя верующие должны пройти испытания и объединить в одно целое, одну Церковь, невесту Христа.
  • Выпечка — очищение огнем.
  • Хлебное изделие содержит множество кусочков, так и Иисус объединил своих последователей.

Православный священный хлеб

Как хлебушек является основным продуктом питания для людей, оставаясь главным блюдом стола, так и Иисус Христос — основа и центр Церкви. Истинно верующие православные люди начинают свой день с молитвы и вкушении натощак святой воды и кусочка церковного хлебца:

Важно! Ежедневное употребление Хлеба небесного открывает дорогу к Вечной жизни.

Еще о святынях православия:

Просфора, ее значение и история появления

Просфора — неотъемлемая часть Литургии, еще ее называет литургическим хлебом. Таинство Евхаристии, поминание почивших при Проскомидии происходит во время принятия христианами святого хлебца — кусочка просфорки.

Первое упоминание о церковном хлебце, приготовленном для жертвы, находится в Ветхом завете (Левит 7:13), когда Бог приказал приготовить для жертвоприношения квасную выпечку. В скинии при походе Моисея и еврейского народа через пустыню также по повелению Творца постоянно лежал хлеб предложения, но уже пресный. В нем было две части — символы земной человеческой жизни и небесной Божественной. Хлеб предложения — прообраз Иисуса, который стал Хлебом Жизни, будучи Богом и человеком.

Пекутся просфоры специально обученными людьми, просфорниками, а при больших храмах находятся просфорни, где выпекаются святые хлебцы. В основе рецептуры церковной выпечки находится святая вода, пшеничная мука, закваска и соль. В качестве закваски используют хмель, изюм или обыкновенные дрожжи.

Святая вода — символ благодати, закваска — животворящая сила Духа Святого.

Важно! Особенностью просфоры от других хлебных изделий в церкви является символическая аббревиатура, помещенная в середине верхней части.Просфора

Для нанесения изображения, означающего, что Христос побеждает, используют специальные формы. Святой хлебец состоит из двух частей, как и в ветхозаветные времена, символизируя Иисуса как человека, так и Бога.

Для Проскомидии готовится пять просфор, каждая из которых имеет свое назначение. Из одной, как прообраза Агнца, достаются кусочки для причащения верующих, другими воздается дань памяти Богородицы, святых и почивших людей.

После окончания Литургии верующие с трепетной молитвой в благоговении вкушают просфорки, причащаясь телу Христа, принимая Его жертву за жизнь всех верующих. Оставшиеся кусочки просфорок — антидор раздаются прихожанам для принятия их после утренних молитв.

Антидор: как и где принимать

В переводе с греческого антидор означает вместодарие, как уже говорилось выше, это кусочки просфоры, из которой был вынут Агнец. Священные кусочки антидора взяты из просфоры копьем и означают дары или Священные тайны. Из большой просфоры вырезается агничная часть, а из обрезков формируется антидор.

Для принятия антидора из рук священнослужителя существует целый ритуал. Перед принятием святого хлебца руки следует сложить крест — накрест, при этом правая рука лежит сверху, слегка наклонившись, надо поцеловать руку батюшки, подающую антидор. Вкушается антидор в храме, в величайшем благоговении, как часть жертвы Иисуса Христа, получившей освящение Небес после приношения на алтарь.

Антидор — частицы, вынутые на проскомидии

Церковный обычай раздачи кусочки просфоры после Литургии и причастия относится к седьмому веку. Это правило было установлено на Девятом Камнетском Соборе, который проходил в Галлии. В первые года после смерти Иисуса люди причащались каждый день, потом это действие начало происходить намного реже.

Как правило, в настоящее время большинство православных приходит к Таинству Причастия во время больших постов. Чтобы не лишить остальных прихожан благодати разделить хлеб с Агнцем, священство установило антидор, блюдо с порезанными на маленькие кусочками краями основной просфоры. Отсюда и название, антидор — дар для тех, кто давно не участвовал в Евхаристии.

Когда же раздается артидор в храме?

По Уставу Церкви священник должен раздавать антидор во время молитвы при исполнении Псалма 33, после принятия причастия.

Псалом 33

1 Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

2 Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.

3 Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.

4 Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

5 Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

6 Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.

7 Сей нищий воззвал,- и Господь услышал и спас его от всех бед его.

8 Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

9 Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

10 Бойтесь Господа, [все] святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.

11 Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

12 Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

13 Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

14 Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

15 Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

16 Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.

17 Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

18 Взывают [праведные], и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.

19 Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

20 Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

21 Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

22 Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.

23 Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

О других псалмах:

  • Псалом 89
  • Псалом Давида 63
  • Псалом Давида 19

Важно знать, что антидор принимается натощак, такой маленький утренний пост.

Антидор никоим образом не заменяет Святую Кровь и Тело Иисуса Христа. При его принятии читается одна молитва — прошение на благословение употребления святой воды и кусочка просфоры.

Молитва на принятие Святой воды и просфоры

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святой: просфора и святая Твоя вода во оставлении грехов моих, в просвещении ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорении страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистой Твоей Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Артос — символ воскресшего Бога

Центральное место на солее возле Распятия Господнего во все дни Святой седмицы занимает освященный артос, квасной хлебец, называемый в православии всецелым, это означало, что от артоса не отрезаются кусочки для проскомидии. В отличие от просфоры артос состоит из целой формы цилиндрического вида.

Целостный артос — символ единства Православной церкви, за которую заплатил Свою кровь Агнец Божий, Иисус Христос. Единый Бог, Единая Церковь и едины мы в семье православия.

Хлебная святыня появилась во времена первых апостолов, которые в дни воспоминания о чудесном воскрешении Господнем, выставляли в храмах хлебину, символизирующую Иисуса Христа, как Хлеб для всего христианства.

В евангелии от Луки (Луки 22:19) говорится о первой Евхаристии, дарованной самим Иисусом. В то время этот ритуал назывался Преломлением хлеба и означал причастность к Телу Спасителя. Артос отличается от просфоры и рисунком. На нем изображается либо терновый венец, либо крест, на котором нет распятого Спасителя.

Артос – освященный хлеб

Освящение хлебной святыни происходит в первый пасхальный день после того, как прочтена заамвонная молитва. Во время совершения каждого крестного хода вокруг церкви кто-то из священников несет артос, который возвращается на солей. После Литургии, совершаемой в субботу Святой недели, артос делится на кусочки и раздается каждому христианину, который подходит для целования креста.

Освященные кусочки артоса считаются великой святыней, обладающей духовной силой исцелять самые страшные болезни. Кусочек пасхального хлебца наполнен животворящей силой, подаренной Спасителем. Употребляют артос при болезни, произнося при этом «Христос Воскрес!»

Как просфору, так и артос должно хранить около икон или за ними, чтобы даже крошки святого артоса не упали на пол, сберегать его надо в специально пошитых мешочках из полотна. Артосом можно делиться с ближними. При этом вы должны быть уверенные, что он попадет в руки человека, принявшего православное крещение.

Совет! В случае, если по какой-то причине на хлебные святыни напала плесень, их следует придать огню или пустить по чистым водам реки или ручья.

о приготовлении священного хлеба

Источник: http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/osvyashchennyj-pravoslavnyj-hleb.html

О священном хлебе. просфора, артос, антидор

Просфора

Наверное, с тех самых пор, как вообще существует язык человеческий, слово «хлеб» звучало и мыслилось отнюдь не только в собственном значении. Это великое слово означало все, что обеспечивает существование, жизнедеятельность человека, все потребное, без чего нормальная, полноценная жизнь невозможна. Таким образом, изначально хлеб был не только продуктом питания, в нем заключались и великий смысл, и высокая символика.

Произнося над согрешившим праотцем нашим Адамом столь же непреложный, сколь и праведный приговор, Господь сказал: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3, 19). И в этих высочайших словах «хлеб» также означает все нужное и для тела, и для души.

Хлеб – одно из важнейших жертвоприношений Единому Истинному Богу от народа Израилева. Место для хлебного предложения отводилось особое – стол в святилище пред Святая Святых. «И полагай на стол хлебы предложения пред лицем Моим постоянно» (Исх. 25, 30). Стол с двенадцатью хлебами предложения, как и кадильный алтарь, находился в святилище Ветхозаветной скинии. В Иерусалимском храме стол был позлащен.

Минули тысячелетия, и мы, православные христиане, сподобились вкушать вышеестественный хлеб Тела Христова в Таинстве Святого Причащения. Однако и этот хлеб дается нам в поте лица: для его вкушения нам необходимо потрудиться в покаянии и посте, а если Бог даст, то и слезы пролить. А ведь и сами же христиане могут стать и становятся хлебом духовным для мира сего.

Хлеб, который силою Божией пресуществляется в Тело Христово – это церковная просфора. Ветхозаветный хлеб предложения – ее прообраз. В переводе с греческого, слово «просфора» означает «приношение». В древности лучшие хлебы приносили в храм. Часть их предназначалась для совершения Таинства Евхаристии, другая же часть вкушалась на братской вечере (агапе).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Какой святой помогает в учебе

Просфора в нынешней Церкви — это небольшой, круглый хлебец, приготовляемый только из квасного пшеничного теста. Она двухсоставна (имеет верхнюю и нижнюю части) в напоминание о единстве двух природ, Божественной и человеческой, в Господе Иисусе Христе.

Верхняя часть просфоры запечатлевается печатью с изображением четырехконечного креста со словами «IC.XC.NI.KA», означающими «Иисус Христос побеждает». Примерно такой же вид имела просфора уже в IV веке, о чем упоминают Епифаний Кипрский и Север Александрийский.

В Русской же Православной Церкви вид просфоры остается неизменным с 1667 года.

Просфора Антидор

Итак, просфора — это церковный хлеб, употребляемый для Богослужения и поэтому требующий особо благоговейного обращения. Во время совершения проскомидии записки (говоря по-церковному, поминовения) вместе с просфорами передаются в алтарь, где священнослужители, прочитывая — поминая — их, вынимают при этом частицы из просфор.

В определенный момент Божественной Литургии эти частицы погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой; при этом священник произносит такие слова: «Отмый (омой), Господи, грехи зде (здесь) поминавшихся Честною Твоею Кровию молитвами святых Твоих». Таким образом, душам поминавшихся о здравии и о упокоении подается особая Божия благодать. Просфора, из которой вынута частичка для совершения Евхаристии, освященная в алтаре — большая святыня.

Эта святыня — наша маленькая жертва Господу Богу нашему — приносит вкушающим ее христианам душевное и телесное здравие, просвещение ума.

Агнец Антидор

Во время Божественной Литургии из одной просфоры (агничной) особым образом вырезается прямоугольная часть — Агнец, который впоследствии будет пресуществлен в Тело Христово. Обрезанные части агничной просфоры называются антидором и в конце Литургии раздаются молящимся. Греческое слово «антидор» происходит от греческих же слов «анти» — «вместо» и «ди орон» — «дар», то есть точный перевод этого слова – «вместо дара».

«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Обычай раздавать антидор возник, по-видимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на Литургии. В древней Церкви каждый присутствовавший на Литургии считал обязанностью причащаться.

Даже те, которые не могли присутствовать на Божественной Вечери, считали слишком тяжелым для себя лишение Святых Даров. Но впоследствии такая ревность ослабла, как оскудела и любовь к Господу Иисусу Христу.

Многие совсем оставляли Божественную Литургию, а из тех, кто приходил, большей частью не принимали участия в Божественной Вечери.

Первое свидетельство о раздаче частиц антидора не причащавшимся Святых Тайн относится к VII веку и содержится в правилах IX Камнетского Собора в Галлии.

В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI века. Древнейшим можно считать свидетельство «Изъяснения на литургию» Германа Константинопольского по списку XI века. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под епитимиею.

Слово артос (по-гречески – «квасной хлеб») — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос

Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых.

Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой.

В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются.

После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает особую молитву. Затем он окропляет артос святой водой. Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом.

Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса. Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как величайшая святыня.

Еще один вид освященного хлеба — тот, который раздается молящимся за всенощным бдением накануне больших праздников. Ранее вечерние богослужения длились довольно долго, и для подкрепления сил христиане вкушали хлеб. Сейчас, хотя продолжительность служб сократилась, этот обычай остался.

О вкушении просфоры, антидора и артоса

Просфора потребляется утром, натощак, с молитвой и благоговением так, чтобы ни одна крошечка не упала.

По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого и получает небесное освящение.

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон.

Нам непременно следует помнить, что все, соприкасающееся со святыней, требует особого, внимательного и аккуратного обращения. Так, бумагу, в которую завернута бывает просфора или артос, следует обязательно сжигать. Дома же мы должны хранить освященный хлеб с подобающей бережностью, в определенном месте.

И все же — прости нас, Господи! — как часто по небрежности, забывчивости или этакой «привычке» к обращению со святынями мы допускаем и неаккуратное их хранение, и неправильное потребление, забываем в Храме.

Если просфору или частичку артоса нельзя потребить (появилась плесень или еще по какой-либо причине) нужно принести ее в Храм и отдать на сжигание.

Издавна существует благочестивая традиция шить для ношения и хранения просфор специальные маленькие сумочки на шнурках или узкой тесьме. Если есть такая сумочка, то пропадает надобность в каких-то временных пакетиках, пропадает опасение, что просфора может быть случайно уронена и проч. Сумочки часто называют «просфорницами» или «просфорничками», изысканно украшают бисером, вышивкой, лентами. Купить их можно в церковных лавках.

Пусть все сказанное выше послужит нам еще одним напоминанием о том, что благоговейная бережность не просто вменяется нам в обязанность. Мы должны воспитывать в себе искреннее желание, благую волю к тому, чтобы и хранить, и потреблять святыню так, как это подобает святыне.

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи, Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода, во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь.

Просмотров (13084)

Источник: http://tihvinskiy-hram.cerkov.ru/o-svyashhennom-xlebe-prosfora-artos-antidor/

Значение слова «антидор» в 5 словарях

Все словари Православие. Словарь-справочник Словарь церковных терминов Православная энциклопедия Вестминстерский словарь теологических терминов Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

антидор

(греч. «вместодарие»)

части той просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец (см. Агнец), раздаваемые народу в конце литургии. «Антидор, – говорит св. Симеон Солунский (XV в.

), – освященный хлеб, который был принесен в предложение и середина которого была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, т.е. Таин, тем, которые не причащались их».

Обычай раздавать антидор возник, по-видимому, в те времена, когда исчезла древняя традиция причащения всех присутствующих на литургии. Первое свидетельство о раздаче частиц антидора не причащавшимся Святых Таин относится к VII в.

В Восточной Церкви упоминание об антидоре впервые появляется не ранее XI в. Согласно Номоканону, при недостаточности для антидора частиц просфоры, из которой вынут Святой Агнец, можно употреблять для его приготовления просфору в честь Пресвятой Богородицы. Согласно указанию Кормчей, антидор не преподается неверным и находящимся под епитимией.

антидор

(греч. вместо дара) — части просфоры, оставшиеся после вырезания агнца. Раздаются после литургии непричащавшимся мирянам, чтобы не оставить их без евхаристического участия в литургии.

антидор

(в переводе с греческого означает «вместо дара»)

части служебной просфоры, оставшиеся после изъятия агнца. Их раздают мирянам после литургии, чтобы те не остались безучастными в таинстве евхаристии.

антидор

 ♦ (ENG antidoron)

 (греч. — вместодарие)

освященный хлеб, раздаваемый вместо Святых Даров не успевшим причаститься верующим после окончания литургии в византийском обряде.

антидор

(от греч. άντί — вместо и δωρον — дар — вместодарие) — так называются раздаваемые народу в конце литургии части той просфоры, из которой на проскомидии вынимается агнец. Возникновение обычая раздавать А. относят к тому времени, когда исчезла древняя, первоначальная практика приобщать всех присутствующих на литургии.

Первое по древности свидетельство этого рода встречается в правилах 9 камнетского собора в Галлии (VII в.). В восточной церкви упоминания об А. появляются не ранее XI в. По современной практике, опирающейся на постановление Номоканона, при недостаточности для А. той просфоры, из которой вынимается агнец, следует употреблять для него просфору в честь Богородицы. По требованию Кормчей, А.

должен быть вкушаем в церкви; его нельзя давать неверным или находящимся под епитимией.

Добавить свое значение

Значения слов синонимов к слову антидор

Все синонимы к слову антидор Все однокоренные слова к слову антидор

Источник: https://znachenie-slova.ru/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80

Молитва при принятии антидора

Все о религии и вере — «молитва при принятии антидора» с подробным описанием и фотографиями.

Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».

Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.

Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Другими словами, он является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.

Антидором же он начал называться из следующих литургических и исторических предпосылок

В древности во времена первых христиан верующие причащались практически на каждой Литургии. Позднейшая практика свидетельствует о том, что люди стали причащаться гораздо реже.

Времена Церкви I века – особый период в истории христианства – период святости, период огромных благодатных даров Святого Духа, период святых мучеников.

Позже верующие стали причащаться в четыре великих годовых поста и по мере внутренней необходимости, но не на каждой Божественной литургии. Но чтобы не лишить их святыни и, так сказать, момента соприкосновения с Телом и Кровью Христовыми, часто практически в каждом храме после отпуста Литургии выносится блюдо с порезанным на кусочки антидором, который раздается верующим.

Отсюда и название – «антидор», то есть вкушение вместо Тела и Крови Христовых для тех, кто по каким-то причинам не причащался во время святой Евхаристии.

Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового.

Дорогие братья и сестры, если вы берете антидор и просфоры домой (а это очень даже хорошо), по опыту говорю: старайтесь их сразу, пока они еще не засохли, порезать на мелкие кусочки и хорошенько высушить, чтобы они не зацвели. К тому же мелкими кусочками со святой водичкой вам будет удобнее их потреблять. Нужно также понимать, что просфорочки – это святыня, крошки также нельзя ронять на пол, есть их небрежно или как простой хлеб.

Крошечки же из просфор или просфоры, которые зацвели, следует выбрасывать в проточную воду – реку или море. В небрежном обращении со святыньками также нужно исповедоваться.

Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия. Ее дарами как раз и есть просфора, артос и антидор.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Ересь что это такое

19 сентября 2017 г.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Содержимое

Слово «антидор» греческого происхождения. Оно состоит из двух слов: «анти» и «ди орон». «Анти» переводится на русский язык как «вместо», «ди орон» – «дар». То есть буквальный перевод слова – «вместодарие».

Что это обозначает? Мы знаем, что в проскомидии используются пять просфор. Если можно так выразиться, одна из них лучшая и главная. Она называется агничной. Из нее определенным образом с определенными молитвословиями священник вырезает агнец – сердцевину просфоры с печатью вверху в виде креста. Данная вырезанная просфора имеет трапециевидную форму. Позже на Литургии благодатью Святого Духа она пресуществится в Тело Христово.

Обрезки-остатки же этой просфоры, которые не вошли в агнец, в сущности и называются антидором. Он является также великой святыней. Святитель Симеон Солунский о нем писал: «Антидор есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием и принявший божественные слова, преподается вместо страшных Даров, то есть Тайн, тем, которые не причащались их».

Другими словами, он является святыней потому, что участвовал в одном из главных священнодействий Православной Церкви – заготовлении Агнца для Тела Христового.

Антидором же он начал называться из следующих литургических и исторических предпосылок

В древности во времена первых христиан верующие причащались практически на каждой Литургии. Позднейшая практика свидетельствует о том, что люди стали причащаться гораздо реже.

Времена Церкви I века – особый период в истории христианства – период святости, период огромных благодатных даров Святого Духа, период святых мучеников.

Позже верующие стали причащаться в четыре великих годовых поста и по мере внутренней необходимости, но не на каждой Божественной литургии. Но чтобы не лишить их святыни и, так сказать, момента соприкосновения с Телом и Кровью Христовыми, часто практически в каждом храме после отпуста Литургии выносится блюдо с порезанным на кусочки антидором, который раздается верующим.

Отсюда и название – «антидор», то есть вкушение вместо Тела и Крови Христовых для тех, кто по каким-то причинам не причащался во время святой Евхаристии.

Следует знать, что антидор – не Тело и Кровь Христовы. Поэтому, кроме молитвы на принятие святой воды и просфоры, для его вкушения не нужно читать каких-либо определенных молитв. Только потреблять антидор, так же, как просфору и святую воду, нужно натощак и благоговейно, помня, что это святыня. Ведь антидор участвовал в проскомидии и из него заготавливался агнец для Тела Христового.

Дорогие братья и сестры, если вы берете антидор и просфоры домой (а это очень даже хорошо), по опыту говорю: старайтесь их сразу, пока они еще не засохли, порезать на мелкие кусочки и хорошенько высушить, чтобы они не зацвели. К тому же мелкими кусочками со святой водичкой вам будет удобнее их потреблять. Нужно также понимать, что просфорочки – это святыня, крошки также нельзя ронять на пол, есть их небрежно или как простой хлеб.

Крошечки же из просфор или просфоры, которые зацвели, следует выбрасывать в проточную воду – реку или море. В небрежном обращении со святыньками также нужно исповедоваться.

Среди верующих существует очень хорошая и благочестивая традиция – после утренних молитв каждый день натощак вкушать святую воду и просфору (антидор, артос). Мне кажется, таким образом мы получаем благодатную помощь Святого Духа в наступающем дне и соприкасаемся с той пасхальной радостью, которой пронизана каждая Божественная литургия. Ее дарами как раз и есть просфора, артос и антидор.

Иерей Андрей Чиженко

Нижнее меню

Просмотров сегодня: 2919

Мнение редакции портала может не совпадать с точкой зрения авторов публикаций.

Использование материалов сайта в печатных изданиях и на интернет-ресурсах возможно только с указанием ссылки на портал.

Артос в православии что это такое

Источник: https://xn----7sbbfh0aufcu5bf.xn--p1ai/molitva-pri-prinyatii-antidora/

Что такое антидор в православии?

» Прочее »

Вопрос знатокам: Что такое антидор? Когда и кому его можно принимать?

С уважением, местный «БАБАЙКА»

Лучшие ответы

натощак, для освящения души .. это частички святой просфоры ..часть с жертвенника Божия. . раздают только крещённым для вкушения в храме, но можно взять и

домой для болящих

у тебя сегодня викторина по хлебобулочному изделию?

кому кому, коррумпированному чиновнику можно принять и называется это взятка

Антидор (в переводе с греческого – «вместо дара» )

Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.

«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

ответ

Это видео поможет разобраться

Ответы знатоков

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства.

В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых.

Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова

В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец.

Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие «Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их» .

Антидор должно принимать благоговейно, сложив ладони крестообразно, правую на левую, и целуя подающую этот дар руку священника. По правилам Церкви, антидор должен быть вкушаем в храме, натощак и с благоговением, потому что это хлеб святой, хлеб с жертвенника Божия, часть от приношений к алтарю Христову, от которого он получает небесное освящение.

Ну вот я до вашего вопроса не знала, что это такое. Вот данные с вики )) ну вот и разница видна. Антидор (от греч. άντί — «вместо» и δωρον — «дар» — вместодарие) — в Православной церкви раздаваемые верующим в конце литургии части просфоры, из которой на проскомидии вынимается Агнец.

А́ртос (греч. Áρτος — квасной хлеб) — используемый в Православной церкви освящённый квасной (дрожжевой) хлеб, общий всем членам Церкви, иначе — просфора всецелая.

артос, єто хлеб, который выставляеться в церкви на Пасху, на ньом часто есть изображение Воскресшего Христа, и оставляеться так на неделю, потом в Томино Воскресенье его разрезают и раздают верующим, символизирует Воскресшего Христа.
антидор-частички от просфоры, которую использовали для приготовления Св. Причастия в Службе Божьей. после неё тоже раздается верующим, особенно тем, что не причащались, дабы они тоже приняли посредственную участь в Жертве Литургии.

Это разные вещи: Антидор — это части просфоры, из которой на проскомидии вынимается Агнец:

Антиминс — это плат с зашитыми частицами мощей христианских святых и надписанием епископа.
Антиминс — необходимая принадлежность для совершения полной Литургии.

.pravoslavie /put/shagi/pervieshagi09

Антиминс — это кусок мумифицированного человеческого трупа, который лежит под алтарём каждого хрюсовского храма, через который хрюсы подключаются к некрополю и совершают так называемые «чудеса» — занимаются классической некромантией. Про антидор ничего не знаю.

Антими́нс (греч. άντι — вместо и лат. mensa — стол) — в православии плат с зашитыми частицами мощей христианских святых .

У нас экзамен в РВ сегодня?: -)

Источник: https://dom-voprosov.ru/prochee/chto-takoe-antidor-v-pravoslavii

Поверье

С этим изделием связано и древнее предание церкви. Оно заключается в том, что апостолы за столом оставляли небольшую часть хлеба — это была доля Божьей Матери. Таким образом они напоминали себе постоянное общение с ней и после принятия пищи со всем трепетом между собой делили эту часть. Во всех монастырях эта традиция носит наименование «Чин о Панагии», это означает воспоминания о Богородице. В приходских церквях это делается один раз в год, связан обычай с раздроблением артоса.

Его освящают особенной молитвой, окропляют святой водой и на первый день Пасхи ходят на все литургии, как только закончится заамвонная молитва, которую читает сам священник.

Она так называется потому, что для ее произнесения читающий спускается с возвышения перед алтарем, крайний выступ которого называют амвоном.

Но обычно священник, для того чтобы прочитать заамвонную молитву, не спускается, а становится на нем, потому что и с этого возвышения все замечательно слышно тем, кто присутствует в храме.

Пасхальный хлеб артос кладется на солее (это такое возвышение перед иконостасом в православной церкви, как бы продолжение алтаря), напротив царских врат, на специально приготовленном столе. И читается специальная молитва на таинство раздробления его.

При этом обряде присутствует диакон (это служитель церкви, который помогает священнику проводить обряды, но самостоятельно их совершать не имеет права), прихожане и, конечно же, священник. В молитве, которую он читает, говорится о сотворенном Христом чуде, когда он накормил пятью хлебами нуждающийся народ, несмотря на все их болезни и грехи.

Люди просят Святую Троицу о том, чтобы священный артос дал здоровье телу и внутреннему состоянию. Они восхваляют Бога и благодарят его за его бесконечную доброту и любовь к людям.

После того, как хлеб освятят, его вместе с подставкой, на которой он лежит, ставят на возвышении перед образом самого Спасителя. Там хлеб находится на протяжении всей Святой седмицы.

Во все дни этого праздника принимают артос. Как употреблять его правильно, узнаем чуть позже. Когда заканчивается литургия со священным куличом, в торжественной обстановке производится вокруг храма крестный ход. В субботу по заамвонной молитве читается еще одна молитва — на измельчение артоса.

Он раздробляется в самом конце литургии, когда происходит целование креста, после чего раздается всем присутствующим как святыня, затем читается молитва на принятие артоса. В ней говорится о том, что хлеб и вода, приготовленные специальным образом в церкви с определенными молитвами и настроением, могут укрепить здоровье и силу духа человека.

Он верит, что может стать лучше с помощью Бога, который относится к людям милосердно, так как святые и Матерь Божья молятся за все человечество.

Те маленькие частички (антидор) святого хлеба, которые раздали в храме, очень трепетно хранятся дома в уголке рядом с иконами.

Просфора — Православный журнал

 Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF

Просфорá — специальным образом испеченный хлеб, используемый для совершения таинства Евхаристии.

Просфора переводится с греческого как «приношение». В древней Церкви хлеб для совершения Литургии приносили как свой дар Богу те, кто приходил в храм в воскресный день для участия в Литургии, то есть все христиане общины.

Просфора изображает хлеб Тайной Вечери, который Христос разделил между своими учениками: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание (Лк 22:19). Так было установлено таинство Евхаристии, где христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Спасителя и становятся едины с Ним. Участие в этом таинстве — необходимое условие пребывания в Церкви для каждого христианина.

Тайная Вечеря. Уголино ди Нерио (1325-1330). Метрополитен-музей (Нью-Йорк)

Проскомидия (подробнее здесь) —
первая часть Литургии, во время которой из хлеба (в виде просфор) и вина приготовляется вещество для Евхаристии.

Для совершения литургии используется 5 больших просфор

Патриарх Никон ввел этот обычай в Русской Церкви в память о евангельском чуде умножения хлебов, когда пятью хлебами были насыщены пять тысяч человек (Мф 14:15–21).

1. Агничная просфора

Большая просфора с крестом и печатью IC XC NIKA. Из нее специальным ножом — копием — вырезается Агнец  — хлеб кубической формы.

Во время совершения Литургии Агнец становится истинным Телом Христа.

Антидор

Неиспользованная часть агничной просфоры называется антидор. По обычаю его раздают верующим после окончания Литургии (вместе с запивкой).

2. Богородичная просфора

Большая просфора с печатью МАРИЯ или образом Богородицы. На проскомидии из ее верхней части вынимается частица треугольной формы и кладется на специальное блюдо — дискос — рядом с агнцем.

3. Девятичинная просфора

Посвящена святым. Из ее печати вынимается 9 частиц в память: Иоанна Крестителя; пророков; апостолов; святителей; архидиакона Стефана и мучеников; преподобных; бессребреников; Иоакима и Анны, Мефодия и Кирилла, князя Владимира и всех святых; а также святого автора литургии, которая будет служиться: Иоанна Златоустого или Василия Великого.

4. Заздравная просфора

предназначена для вынимания из ее печати двух частиц за всех, кто будет участвовать в Литургии, священнослужителей, совершающих Литургию, страну и народ.

5.Заупокойная просфора

Из ее верхней части берется одна частица за всех умерших православных христиан.

Частицы, вынутые (т. е. вырезанные) из просфор на проскомидии, изображают всю полноту Церкви. Священник кладет частицы на специальное блюдо — дискос. В центре располагается Агнец — Христос, справа и слева от него частицы Богородицы и всех святых, по краям — частицы, вынутые за всех живых и умерших православных.

Частицы из небольших просфор, тех, что после Литургии раздают верующим, священник также вынимает во время проскомидии. В это время он молится о здравии и упокоении тех людей, записки о которых были поданы до начала Литургии.

Во время чтения имени из просфоры вынимается частица, символизирующая конкретного человека, и кладется на дискос.

В конце Литургии священник со словами «омый, Господи, грехи поминавшихся здесь Кровью Твоею честною» ссыпает все эти частицы в Чашу с Кровью Христа.

Артос,  буквально — «квасной хлеб». Именно так называется большая просфора, которую ставят перед алтарем на пасхальной Светлой седмице. Освящают артос на Пасху, а разделяют и раздают верующим в субботу Светлой седмицы. Артос хранят дома до следующей Пасхи и употребляют натощак во время болезни.

Фото Sergey Galyonkin/www.flickr.com

Пасхальный кулич — сдобный сладкий хлеб с изюмом — народное переосмысление артоса. Куличи освящают в храме после литургии Великой Субботы.

Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК. Вы можете скачать его в формате PDF.

Источник: https://foma.ru/prosfora.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Благочестие
11 сентября какой православный праздник

Закрыть