Догматы, каноны, богословские мнения – суть и понятия учения

Как правило, ортодоксальные догмы формулировались только тогда, когда возникали ереси. Принятие догмы не означает введение новых истин. Догматы всегда раскрывают изначальное, единое и последовательное учение Церкви в применении к новым вопросам и обстоятельствам.

Вопрос2. Развитие догматической науки.

1.a. Понятие догмы. b) Свойства догм. c) Догмы и богословские мнения. d) Ереси – причины возникновения догм. e) Цель догм.

А) Понятие “догма”.

Догматическое богословие, согласно православному определению, – это систематическое изучение истин (догматов), которые присутствуют во всех основных христианских доктринах.

Термин “догма” (греч. τὸ δόγμμα, множественное число τὰ δόγματα) происходит от греческого глагола δοκέω (думать, рассматривать, верить). Этот термин имеет дохристианскую историю. В античной философии оно относится к аксиомам (постулатам), которые не требуют доказательства и составляют основу системы.

В посланиях Павла (ср. Кол. 2:14; Еф. 2:15) этот термин используется для обозначения либо Закона Моисеева, либо всего христианского учения.

Святой Кирилл Иерусалимский, святой Григорий Нисский, святой Иоанн Златоуст обозначили как догмат в Откровении только то, что относится к сфере веры, а не морали. Таким образом, термин “догма” используется для обозначения доктринальных истин.

Позже рамки этого понятия еще более сузились, и в последующие века под догматами стали понимать в основном те вероучительные истины, которые обсуждались на Вселенских соборах и были ими утверждены.

B) Свойства догмы.

Теологическая обоснованность (доктринальная обоснованность)

Первое свойство догм (свойство содержания) заключается в том, что они являются теологическими, “доктринальными”. Это означает, что догмат содержит учение о Боге и Его диспенсации: главный предмет, о котором говорит нам догмат, – это Бог.

2) откровение Бога.

Другое свойство догматов – божественное откровение (свойство догматов по их Источнику). Это свойство означает, что догмат не является продуктом естественного человеческого рассуждения, а результатом Божественного Откровения.

Экклесиастика”.

Экклезиальность – это характеристика догмата в его способе существования. Это означает, что только Вселенская Церковь на своих Соборах может признать определенную истину веры как имеющую догматический авторитет и значение.

4. общеобязательный (юридически обязательный)

Отношение христианства к догмам и их содержанию характеризуется этой особенностью.

Признание истинности догматов является элементом церковной дисциплины и условием членства в церкви.

Догмы можно определить, рассмотрев их свойства. Это богословская, богооткровенная истина, сформулированная и преподанная в качестве правила веры всем верующим непререкаемо и беспрекословно.

B) догмы и богословские позиции.

Теологическое мнение – это суждение по доктринальным вопросам, высказанное теологом, группой теологов или церковным органом (включая собор), которое не получило всеобщего признания Церкви. В то время как догмы являются безусловно истинными, истинность и значение теологических мнений условны и относительны.

D) Ереси: причины возникновения догмы.

Ересь обычно начинается с отделения определенной группы лиц от традиции Католической Церкви и противопоставления догматической традиции Церкви определенной богословской позиции, которая вырывается из общего догматического контекста и абсолютизируется. Ересь, по своей сути, всегда является предпочтением одной части истины перед всем учением Церкви.

Как правило, ересь связана с рационалистическим подходом к данным Божественного Откровения, со злоупотреблением философскими средствами в решении богословских проблем, с подменой опытного познания Бога знанием о Боге, с забвением той истины, что “догматы Церкви часто представляются нашему разуму антиномиями, которые тем неразрешимее, чем возвышеннее тайна, которую они выражают. Поэтому задача богословия состоит не в том, чтобы устранить антиномии путем адаптации догмы к человеческому знанию, а в том, чтобы изменить наш разум так, чтобы созерцание реальности, явленной Богом, могло совершиться, восходя к Богу и соединяясь с Ним в той или иной форме”. 54 .

Читайте также:
Святые - суть и понятия учения

Важно отметить, что ересь редко бывает вызвана заблуждением исключительно теоретического характера. Скорее, изобретение ересей и следование еретическим доктринам обычно является результатом какого-либо искажения духовной жизни, например, греховных страстей. В своем комментарии к ереси Климент Александрийский указывает, что еретикам свойственны такие греховные качества, как гордость, эгоизм, высокомерие, нечестие и т.д. Именно из-за этого еретики сознательно противопоставляют себя Церкви.

После того, как ложное учение было осуждено Церковью на соборе как еретическое, все те, кто упорствует в нем, считаются Церковью еретиками и должны быть отлучены от Церкви.

По словам В. N. Лосский, “догмат – это определенное средство, определенный разумный инструмент, позволяющий нам участвовать в Предании Церкви, определенное свидетельство Предания, его внешняя грань или, точнее, те узкие двери, которые в свете Предания ведут к познанию Истины”.

E) Цель догмы.

Цель догматов – защитить учение Церкви от еретических искажений.

Церковь защищает чистоту своего учения. Догмы, выраженные в богословских формулах, – это пределы, установленные Церковью для того, чтобы человеческий разум не отклонялся от правильного богословия. Это границы, которые отделяют истину от еретических искажений и указывают человеческому разуму, как он должен думать о Боге.

Как отмечает В. Н. Лосский, “богословские системы”. можно рассматривать в их самом непосредственном отношении к той жизненной цели, которой они должны. способствовать, другими словами, способствовать соединению с Богом.

Вопрос 2. Развитие догматической науки.

Всестороннее понимание того, что означает для нас Откровение Нового Завета, и развитие догматической науки. B) Теория “догматического развития”. В) Православные взгляды на развитие догматической науки.

Непогрешимость Откровения Нового Завета, а также развитие догматической учености в Новом Завете.

Божественное Откровение – это “то, что Сам Бог открыл людям, чтобы они могли правильно и спасительно верить в Него и достойно чтить Его”.

Иисус Христос является завершением и исполнением ветхозаветного Откровения. Это начало послания Павла к Евреям: Бог, многообразно говоривший отцам нашим через пророков, ныне говорит с нами через Сына (Евр. 1:1-2), то есть все, что нужно было людям для спасения, было им открыто.

Поскольку Христос – это не только тот, кто знает что-то о Боге, но и Сам Бог, мы имеем завершение и полноту Откровения. В этом случае человек больше не является тем, кто рассказывает о своем опыте; Бог открывает человеку истину о Себе.

В Писании конкретно сказано, что Господь Иисус Христос открыл Церкви полноту истины, по крайней мере, ту полноту, которую человек способен вместить.

Церковь Христа хранит всю полноту открытой истины. Иреней Лионский сказал: “В Церкви апостолы поместили все, относящееся к истине, подобно тому, как богач вверил свое богатство епископам”. Апостолы также возвестили Церкви всю волю Божью в Священном Писании (Деян. 20:27).

Именно из-за полноты новозаветного Откровения, которая подтверждается идентичностью опыта святых всех веков и народов, не может быть новых откровений, доктринальных истин, новых Заветов.

Читайте также:
Небесные силы - суть и понятия учения

B) теорию “развития догм”.

С середины девятнадцатого века так называемая “теория догматического развития”, разработанная католическим теологом кардиналом Джоном Генри Ньюманом (1801-1890), широко используется в западной теологии. Суть этой теории заключается в том, что хотя Церковь обладает полнотой открытой истины, эта истина скрыта или, по крайней мере, очень косвенно ощущается и проживается соглашательским сознанием Церкви до тех пор, пока богословская мысль не достигнет определенного развития и не откроет это скрытое знание соглашательскому сознанию Церкви.

Согласно его теории “продолжающегося откровения”, в Церкви могут быть выявлены и сформулированы новые доктрины, которые могут привести к совершенно новому знанию вероучительных истин.

Эта теория очень удобна для западных христиан, поскольку она облегчает оправдание произвольных догматических нововведений Римско-католической церкви и протестантских деноминаций. С одной стороны, эта теория кажется вполне логичной, но, с другой стороны, она приводит к парадоксальным выводам. В этом случае, например, нам пришлось бы признать, что Церковь времен апостолов и сами апостолы знали о Боге гораздо меньше, чем любой современный христианин, изучающий догматику. Конечно, с таким пониманием проблемы нельзя согласиться. Однако ясно, что догматика эволюционирует, но каким образом?

Б) Православный взгляд на развитие догматической науки.

Развитие догматической науки – это все более точное выражение в слове познанной Истины. Истина уже открыта нам раз и навсегда Иисусом Христом, она дана нам в Откровении, но ее все более точное выражение в слове – дело рук самого богослова. Здесь можно говорить не о развитии церковного сознания, а скорее о совершенствовании способов его выражения.

Prot. Георгий Флоровский говорит об этом так: “Догма ни в коем случае не является новым откровением. Догма – это всего лишь свидетельство. Цель догматических определений – свидетельствовать о неизменной истине, открытой и сохраненной от начала. По словам архиепископа Сильвестра (Малеванского), Церковь дает формулировки раскрытым доктринальным истинам, “не расширяя своего круга и не изменяя своего внутреннего существа и духа”.

Церковь лишь формулирует догматы, придавая им словесную форму, облекая истины Откровения в точные формулировки, не допускающие произвольных толкований. С первых дней существования Церкви у нее не было сомнений в том, что Бог един по существу и троичен в Лицах. Однако только в четвертом веке были установлены ключевые термины, которые позволили словесно выразить это неоспоримое убеждение. Эти термины (ипостась, сущность и единство) описывают явление. Альтернативно, Церковь никогда не сомневалась в том, что Иисус Христос был одновременно Богом и человеком. Но только в пятом веке, когда возникли напряженные христологические споры, Церковь сформулировала христологический догмат и предложила термины, которые позволяют нам правильно мыслить об образе ипостасного соединения двух природ во Христе.

Церковные богословы занимаются подобной деятельностью, по словам прелата Винсента Лиринского: “Древние догматы небесной мудрости могут быть приукрашены, улучшены и усовершенствованы с течением времени, но они не могут быть изменены, изуродованы или переделаны. Вы можете интерпретировать, уточнять и более точно определять эти тексты. Однако их полнота, цельность и качество должны оставаться неизменными. Церковь Христова, заботливая хранительница вверенных ей догматов, никогда ничего в них не меняет, ничего от них не отнимает, ничего к ним не добавляет, ничего необходимого не отсекает, ничего лишнего не добавляет, ничего своего не теряет, ничего чужого не присваивает, но со всей заботой заботится только о том, чтобы, правильно и мудро рассуждая о прошлом, если что-либо было написано и основано в прошлом, то искусно дополнить и развить это; если то, что уже было изложено и разъяснено, то укрепить и подтвердить; если то, что подтверждено и определено, то сохранить. Я без колебаний говорю и всегда буду говорить, что вселенская Церковь, побуждаемая нововведениями еретиков, не делала ничего другого через решения своих соборов, но то, что она получила сначала от предков по одному Преданию, подтверждала для потомства из Писания, заключая множество предметов в немногих словах и выражая, обычно для наиболее ясного понимания, таким или иным новым обозначением неизменный символ веры”.

Читайте также:
Таинства Церкви - суть и понятия учения

3 вопрос.

Дата добавления: 2018-08-06; Просмотров: 1149; Мы поможем вам написать вашу работу!

Каноны Православной Церкви

Каноны Церкви – это фундаментальные нормы Церкви, которые определяют жизнь Православной Церкви (ее внутреннюю структуру, дисциплину, частные аспекты христианской жизни). Другими словами, в отличие от догмы, которая формулирует учение Церкви, каноны определяют нормы церковной жизни.

Можно спросить, зачем Церкви нужны каноны, как можно спросить, зачем государству нужны законы. Каноны – это правила, по которым члены Церкви должны служить Богу и организовывать свою жизнь так, чтобы постоянно поддерживать это состояние служения, эту жизнь в Боге.

Каноны призваны не усложнять жизнь человека, а помогать ему ориентироваться в сложной реальности жизни и Церкви в целом. Каноны не позволяют церковной жизни превратиться в полный хаос и означает, что Церковь не может существовать как единое тело на земле.

Каноны едины для всех православных людей во всех странах, утверждены на Вселенских и Поместных Соборах и не подлежат отмене. То есть авторитет священных канонов вечен и безусловен. В Церкви Конституция и каноны являются непререкаемым законом, определяющим, как должна управляться Церковь.

Каноны Церкви представляют собой образец для каждого верующего, на основании которого он должен строить свою жизнь или проверять правильность своих действий и поступков. Каждый, кто отступает от них, отступает от праведности, от совершенства, от праведности и святости.

Расколы в Церкви столь же фундаментальны, как и расколы по догматическим вопросам, но их легче разрешить, поскольку они касаются не столько нашего мировоззрения – во что мы верим, – сколько нашего поведения – как мы верим. Большинство расколов по каноническим вопросам касаются темы церковной власти, когда какая-то группа по каким-то причинам вдруг считает существующую церковную власть “незаконной” и заявляет о своей полной независимости от церкви, а иногда даже считает только себя “истинной церковью”. Так было со старообрядцами, так происходит с сегодняшними раскольниками на Украине, и так может быть со многими маргинальными группами, которые называют себя православными или говорят о себе как о таковых. Более того, на практике Православной Церкви зачастую гораздо труднее общаться с такими раскольниками, чем с догматическими раскольниками, потому что жажда власти и независимости у людей зачастую сильнее, чем стремление к Истине.

Читайте также:
Русская православная церковь в советский период - суть и понятия учения

Несмотря на это, каноны могут изменяться в истории, но на фундаментальном уровне они остаются неизменными. Святые отцы соблюдали не букву канона, а именно тот смысл, который вкладывала в него Церковь, ту мысль, которую он выражал. Некоторые каноны, которые в силу изменившихся исторических условий перестали быть актуальными для жизни Церкви, были отменены. Заповеди Писания в свое время также утратили свой буквальный смысл. Например, мудрое учение святого Павла об отношениях господ и рабов утратило свой буквальный смысл с падением рабства, но духовный смысл, лежащий в основе этого учения, имеет, можно сказать, непреходящее значение, и слова великого апостола по-прежнему могут и должны быть нравственным ориентиром во взаимоотношениях христиан, стоящих на разных ступенях социальной лестницы, несмотря на провозглашенные принципы свободы, равенства и братства.

Чтобы применить церковные каноны к современным условиям, необходимо учитывать mens legislatoris – намерение законодателя, то есть первоначальный замысел канона, а также историко-культурные факторы.

Церковные реформаторы и обновленцы всех мастей сегодня стремятся изменить церковный канон, ссылаясь на церковные реформы патриарха Никона, чтобы оправдать свои усилия. Однако сегодня эту ссылку трудно использовать в качестве защиты реформаторов. Достаточно указать на то, что при Никоне преемственность апостольской иерархии не была нарушена. Более того, не было посягательств ни на учение, ни на мораль Церкви. Реформы патриарха Никона получили санкцию восточных патриархов.

В Русской православной церкви все каноны содержатся в Книге правил.

“Книга правил” – это собрание законов, полученных от апостолов и отцов Церкви, законов, утвержденных Соборами и установленных как основа христианской общины, как норма ее существования.

Этот сборник содержит правила апостолов (85 правил), правила Вселенских Соборов (189 правил), правила десяти поместных Соборов (334 правила) и правила тринадцати святых отцов (173 правила). В дополнение к этим основным правилам существуют различные канонические писания Иоанна Витте, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Анастасия (134 правила). Общее число каноников в Православной Церкви составляет 762.

Канонами называются все постановления Церкви, как относящиеся к доктрине, так и регулирующие организацию, учреждения, дисциплину и религиозную жизнь всего церковного общества.

БОГОСЛОВСКОЕ МНЕНИЕ

[theologumen], частное мнение по догматическому вопросу, существующее наряду с догматами и доктринальными истинами, имеющими авторитет догм.

Возможность выражения B. М. следует из того, что догма всегда шире любой догматической формулировки. И даже когда Церковь представляет собой словесное выражение догматической истины, она никогда не может быть описана полностью. Словесная формулировка раскрывает лишь существенные аспекты догмата, отклонение от которых ведет к падению единства благодати с Церковью. Это не вопрос отдельных случаев и деталей. О принципиальной несводимости догматической истины к простой словесной форме, в которой она изложена, Ориген говорит в третьем веке, проводя различие между свидетельствами Писания и Предания и тайным учением, оставленным апостолами, чтобы “более ревностные и любящие мудрость преемники (апостолов.- К. П.) могли иметь упражнение и таким образом показать плод своего духа” (Orig. Де Принцип. I Praef. (3)). Метр. Макарий (Булгаков) писал об этом в 19 веке: “…как нет догматов, не раскрытых в Церкви полностью (по каждому из них обязательно есть ясное учение), так нет догматов, не раскрытых в мельчайших подробностях: по каждому из них (даже по догмату Святой Троицы) всегда можно предложить такие доктрины. Всегда можно поставить вопросы, на которые нет ответа в положительном учении Церкви, и нам останется только ограничиться частными мнениями нас самих или известных пастырей Церкви” (Православное и догматическое учение Церкви). (Православно-догматическое богословие. 1849. Том 1, стр. 23-24). Православные богословы, по его словам, единственные, кто может высказывать свое мнение, либо свое собственное, либо мнение бывших и известных пастырей Церкви (Православное и догматическое богословие, 1849, т. 1, с. 23).

Читайте также:
Евангелие: не просто «жизнь Иисуса» - суть и понятия учения

Этот процесс происходит в Церкви постоянно. В истории есть много примеров, когда христианские писатели, богословы, а иногда даже поместные соборы и церкви, подстрекаемые еретиками и введенные в заблуждение или пытаясь разрешить вопросы, на которые нет исчерпывающего и полного ответа в учении Церкви, предлагали формулировки, оценки и системы, которые раскрывали и проясняли определенные доктринальные истины.

Разница между Б.М. и догмой заключается в том, что “догма имеет универсальный характер или всеобщность, которая ставит ее выше преходящих условий места, времени, национальности, индивидуальности и т.д.”. Это то, что признано всеми (т.е. Вселенская Церковь). Это то, что признается всеми (т.е. вселенской Церковью), а Б.М., для которого характерна пристрастность и неполнота истины, признается именно отсутствием этого тождества или согласия совести, это то, что не признается всеми (т.е. вселенской Церковью) и в отношении чего существуют даже взаимоисключающие противоречия и разногласия. Богословские мнения – это, по сути, частные мнения, а догматы – это мнение всей Церкви” (Светлов П . Опыт апологетического изучения православной доктрины христианства. К., 1910. Т. 1. С. 322). Можно говорить о “безусловной истине догмы и условной истине и значении богословского мнения” (Ibid., p. 321).

Примером Б. м. 1. является вопрос о времени сотворения ангелов (до сотворения материального мира (Быт. 1)) или о составе человеческой природы (дихотомия или трихотомия). К Б. м. относится то или иное понимание образа Божия в человеке (по этому вопросу см. Малков П. Ю. и др: Малков, П. Ю. Под главой – Христос. М., 2000. С.115-138). Представление об ангелах и человеческой душе как о телесном существе, как и представление о рае или аде (как месте пребывания или состоянии души), допускает различные толкования. Существует также ряд Б. М.

Но даже по тем вопросам, по которым Церковь не сочла нужным высказаться устно, богослов отнюдь не обладает полной и неограниченной свободой мысли. Святой Григорий Евангелист: “Мудрость о мире и о будущем, о материи, о душе, о духовности, о разумной природе – доброй и злой, о воскресении, суде, воздаянии, страданиях Христа. Когда дело доходит до дела, как успех в поисках не бесполезен, так и неудача не опасна” (Greg. Nazianz. Or. 27. 10); в греческом оригинале в конце этого выражения стоит καὶ τὸ διαμαρτάνειν ἀκίνδυνον – “потерпеть неудачу не опасно”. Святой иерарх выражается таким образом, имея в виду, конечно, не вопрос о реальности воскресения и последнего суда, а рассмотрение того, как должно произойти воскресение и последний суд, вопрос второстепенной важности с сотериологической точки зрения.

Читайте также:
Шестая заповедь: «Не убивай» - суть и понятия учения

Пределы, за которые Б.М. не может выйти, освящены традицией. Соответствие ему является критерием истинности того или иного Евангелия. “В свете Целого мы знаем “отчасти”. (ср. 1 Кор. 13:12 – К . П . ), и всегда на основании полноты Церковь выносит свое суждение о том, принадлежит ли частичное знание, выраженное в учении, к ее традиции”. (Лосский В.Н. Предание и традиция // Богословие и духовность. М., 2000. С. 536).

Можно говорить об определенной иерархии Б.М. в зависимости от того, насколько они соответствуют этим двум критериям. Если Б.М. разделяют многие святые, признанные Церковью, то мы говорим о “consensus patrum”, т.е. о взаимном согласии отцов по тому или иному вопросу (“Ибо этот отец не противостоит единоверцам, потому что все они сделались причастниками одного Святого Духа” (Ioan Damasc. De imag. 2.18). Истина, принятая consensus patrum, конечно же, должна быть принята во внимание каждым членом Церкви. Часто (но не всегда) такие истины имеют фактически авторитет доктрин, и о них не принято говорить бм. (примером такого взгляда, принятого patrum consensus, является учение о девственном рождении Богоматери). Об истинной Б.М. говорят, когда она выражена несколькими авторами или даже отдельными авторами и не выходит за рамки Священного Предания. Сюда относятся, например, мнения о том, что все было создано Богом в одно мгновение (Clem. Alex. Strom. VI; Aug. De Gen. 4. 33), что ангелы не бессмертны по своей природе (Ioan. Damasc. De fide orth. II 3).

В догматической науке в свое время было проведено четкое терминологическое различие между частным мнением Б.М. и мнением, разделяемым всеми Отцами. Попытка ввести косвенное понятие теологумена в догматико-моральную систему была предпринята в православном богословии В. Болотовым (см. Болотов. V. Болотов (см. Болотов В. В. О Filioque. СПб., 1914, с. 30). Для него термин “теологумен” практически идентичен мнению, принятому consensus patrum, и тем самым отличается от частного богословского мнения (ibid., p. 31). Болотов не возвращался к этому вопросу в своих последующих работах. Однако, благодаря его авторитету, предложенная им концепция нашла признание в богословской науке. Сменявшие друг друга поколения ортодоксальных ученых пытались понять его по-своему. Например, если сам Болотов определял учение о Filioque как Б.М. только для части Церкви, то о. Н. Малиновский называет это учение Западной Церкви теологуменом. В настоящее время часто можно встретить высказывания, в которых термин теологумен полностью отождествляется с термином частный Бм: Троицкий С. В . Христианская философия брака. Клин, 2001. С. 49).

Если частная Б. м. в той или иной форме отвергается церковной властью, то она является ложной. Хотя единого определения религиозной веры не существует, Церковь терпимо относится к различному отношению к ней, пока не существует примиряющего определения. Не редки случаи, когда Б. М., однажды признанный действительным, впоследствии оказывается ошибочным. Некоторые из подчиненных тенденций христологии святого Иустина или хилиастического взгляда, которого придерживались и некоторые святые отцы второго и третьего веков, попадают в эту категорию. Примером такого изменения отношения является синодальное осуждение. Примером может служить ряд положений учения Оригена, осужденных Вселенским Собором V. Однако такое явление нельзя рассматривать как эволюцию догматического учения. Церковь всегда безошибочно определяет и оценивает истину и ложь. Хотя само отношение к заблуждениям в принципе остается неизменным, оно может ужесточаться по мере изменения Церкви. Если же после того, как Церковь признала то или иное Б. м. ложным, оно продолжает кем-то высказываться и отстаиваться, вызывая соблазн у верующих, Церковь может признать его еретическим и предать анафеме, как это произошло с учением Варлаама Калабрийского о материальной природе Божественных энергий. После длительного обсуждения этого вопроса на К-польских Соборах в 1341, 1347, 1351, 1352 и 1368 годах осуждение ложного учения о тварной природе Божественных энергий было включено в синодикон, провозглашенный в воскресенье Православия.

Читайте также:
Новый Завет - суть и понятия учения

Каноны Православной Церкви

Каноны Церкви – это основные церковные правила, определяющие порядок жизни Православной Церкви (ее внутреннюю структуру, дисциплину, частные аспекты христианской жизни). То есть, в отличие от догматов, в которых изложены доктринальные основы христианской веры, каноны определяют, как должна жить Церковь.

Каноны едины для всех православных людей, везде и всюду, и утверждаются Вселенскими и Поместными Соборами. То есть авторитет священных канонов вечен и безусловен. Каноническое право, безусловно, является самым авторитетным законом, касающимся церковного устройства и управления.

Как христиане, каноны Церкви являются образцом, по которому мы должны жить или проверять правильность наших действий и поступков. Те, кто отступает от них, отступают от праведности, совершенства и святости.

Канонические вопросы являются такими же фундаментальными для учения Церкви, как и догматические, но их легче разрешить, потому что они касаются не столько того, во что мы верим, сколько того, как мы в это верим. Большинство расколов по каноническим вопросам касаются темы церковной власти, когда какая-то группа по какой-то причине вдруг считает существующую церковную власть “незаконной” и заявляет о своей полной независимости от церкви, а иногда даже считает только себя “истинной церковью”. Был раскол у старообрядцев, есть раскол сегодня на Украине; точно так же может существовать множество маргинальных православных групп, называющих себя “истинными” или “автономными”. Более того, православной церкви зачастую труднее общаться с такими раскольниками, чем с догматическими, поскольку энтузиазм людей к власти и независимости зачастую сильнее, чем жажда Истины.

Хотя каноны могли изменяться с течением времени, они сохранили свою суть. Святые отцы следили не за буквой канона, а за смыслом, который вкладывала в него Церковь, за мыслью, которую он выражал. Нередко некоторые каноны, не имевшие существенного значения для жизни Церкви, теряли свой смысл и устаревали в связи с изменением исторических условий. Писание также теряло свой буквальный смысл в течение своего времени. Например, мудрое учение святого Павла об отношениях господ и рабов утратило свой буквальный смысл с падением рабства, но духовный смысл, лежащий в основе этого учения, имеет, можно сказать, непреходящее значение, и слова великого апостола по-прежнему могут и должны быть нравственным ориентиром в отношениях христиан, стоящих на разных ступенях социальной лестницы, несмотря на провозглашенные принципы свободы, равенства и братства.

Читайте также:
Третья заповедь: «Не произноси имя Бога твоего напрасно» - суть и понятия учения

В Русской Православной Церкви все каноны опубликованы в “Книге правил”.

“Книга правил” – это собрание законов, берущих начало от апостолов и отцов Церкви, законов, которые были утверждены Соборами и установлены как основа христианской общины, как норма ее существования.

Помимо правил Апостолов (85 правил), правил Вселенских Соборов (189 правил), правил десяти Поместных Соборов (334 правила) и правил тринадцати Святых Отцов (173 правила), в этом сборнике представлены правила четырнадцати Соборов. Помимо этих основных правил, в сборник включены несколько канонических сочинений Иоанна Постника, Никифора Исповедника, Николая Грамматика, Василия Великого, Иоанна Златоуста и Анастасия (134 правила).

В Православной Церкви насчитывается 762 канона.

В более широком смысле, каноны относятся ко всем решениям Церкви, как касающимся доктрины, так и касающимся организации Церкви, ее институтов, дисциплины и религиозной жизни экклезиального сообщества.

Догмат Пресвятой Троицы

Догмат о Троице гласит, что Бог един по сути и триедин по личностям. Догмат о Троице является основополагающим догматом христианства. Многие из великих догматов Церкви основаны непосредственно на нем, особенно догмат о нашем спасении. В силу своей особой важности,

(l) Критерий. Догматический Но это утверждение неожиданно предлагает нам общий и всеобъемлющий критерий, ограничивающий пределы, в которых допустим теологический плюрализм. Ранее мы рассматривали этот критерий только в некоторых его христологических аспектах. Не менее

Догматы, каноны, богословские мнения

Православное богословие является неотъемлемой частью священного предания Православной Церкви. Она основана на догматах Церкви: вечных и центральных истинах православной веры, открытых самим Богом. Согласие с догматами обязательно для всех христиан. Основные догмы содержатся в Символе веры.

В православной Церкви приняты следующие догматы:
1. Догмат о Пресвятой Троице: Бог един по природе, но троичен в Лицах — Отец, Сын и Святой Дух.
2. Догмат о грехопадении: все люди наследуют от прародителей, Адама и Евы, первородный грех, повредивший их природу, так что они стали смертны и склонны ко греху. Ни один человек не может спастись иначе чем Божией благодатью.
3. Догмат об Искуплении человечества от греха: первородный грех был искуплен воплощением Бога-Сына и Его смертью на Кресте; с тех пор всякий христианин может спастись, а до этого все люди, даже праведники, попадали в ад.
4. Догмат о Воплощении Господа нашего Иисуса Христа: Бог-Сын, Второе Лицо Троицы, воплотился в Иудее, от Девы Марии.
5. Догмат о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа: Христос был распят и воскрес на третий день, после чего 40 дней был вместе с учениками.
6. Догмат о Вознесении Господа нашего Иисуса Христа: через 40 дней после Своего Воскресения Христос вознесся на Небеса к Отцу.
7. Догмат о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде: в конце времен Христос вернется на землю и будет судить людей по их делам.
8. Догмат о единой (одной), святой, соборной Церкви: она была основана Самим Господом Иисусом Христом , и со времен апостолов в ней действует благодать, наследуются дары Святого Духа и сохраняется истинное Христово учение.
9. Догмат о всеобщем воскресении людей и будущей жизни: после Второго пришествия Христа все люди воскреснут для жизни на обновленной Земле.
10. Догмат о двух природах Господа Иисуса Христа: Христос является одновременно Богом и Человеком, эти две природы сочетаются в нем нераздельно и неслитно, не смешиваясь друг с другом.
11. Догмат о двух волях и действиях в Господе Иисусе Христе: Иисус Христос был одновременно Богом и человеком и имел две воли — Божественную и человеческую.
12. Догмат об иконопочитании, говорящий о необходимости почитать иконы: «честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному (то есть Богу. — Ред.), и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».
13. Догмат о божественной энергии (благодати): от Бога исходит благодать — Божественная энергия, которая не есть ни существо Бога, ни нечто сотворенное Им. Благодаря ей человек может обожиться — то есть стать причастным Божественной благодати, хотя и не существу Бога (или, как говорят, стать Богом по благодати).

Читайте также:
Православное богослужение: годовой круг - суть и понятия учения

Догматы были сформулированы Церковью под вдохновением Святого Духа на Соборах. Это произошло после появления в Церкви ложного учения. Впоследствии церковные соборы разработали последовательные, заранее вдохновленные формулировки, которые отражали ортодоксальное учение по этому вопросу.

Это не является догмой.

К догмам не относятся моральные принципы, ритуальные предписания и нормы церковного права (каноны). Однако догматы, каноны, принципы христианской морали и ритуалы неотделимы друг от друга и образуют единое целое – церковную традицию.

Догмат об иконопочитании, например, гласит, что почитание икон – это акт благочестия и духовной пользы. Кроме того, в Церкви существует иконописный канон – свод правил изображения святых – и правила почитания икон в храме и дома, включая каждение, поклоны и целование.

Отношение богословов

В Церкви также существуют богословские утверждения, которые не являются догматическими. Они делятся на три категории в зависимости от их авторитета.

Частные мнения богословов, не принадлежащих к лику святых, наименее авторитетны. Они имеют силу простого предположения или результата логических выводов.

Более авторитетными являются теологумены – высказывания святых отцов: великих святых и богословов древности, почитаемых не только за свое богословие, но и за святость их жизни.

Мнения святых отцов могут противоречить друг другу. Святые могут неправильно понимать вещи, грешить или ошибаться. Собор может исправить серьезную ошибку святого. Часто именно отсутствие согласия между святыми отцами свидетельствует о христианской свободе, ибо, по словам святого Павла, “надлежит быть и разногласиям между вами” (1 Коринфянам 11, стих 19). Например, одни святые отцы учили, что Рай, в котором обитали Адам и Ева, был садом с настоящими деревьями и плодами, а другие писали, что Рай следует понимать только в духовном смысле – как состояние праведной души, пребывающей с Богом, и что совершенные люди не нуждаются ни в какой пище, даже в райских плодах.

Наиболее авторитетными суждениями (даже если они не являются догматами) являются те, которые одновременно высказаны несколькими святыми отцами в одно и то же время. Консенсус Отцов не вызывает споров среди богословов и был назван “Соглашением Отцов”. “.

Перечень догматов православия

Каждая догма – это кредо и указание на четкие границы, которые существуют и не должны нарушаться. За этими пределами могут возникнуть различные ошибки и предрассудки, а христианские истины позволяют избежать всех видов ошибок.

Читайте также:
Сотворение мира - суть и понятия учения

Основные догматы, которые были утверждены на Вселенском соборе, скрыты в Символе веры; именно этот текст раскрывает три основные позиции Православной церкви:

  1. Один Бог в трех ипостасях.
  2. Дегуманизация Иисуса Христа и его добровольная смерть на кресте.
  3. Спасение человечества от греха через кровь Иисуса Христа.

Эти аксиомы являются основополагающими для православия и были приняты на Никейском соборе 318 святыми отцами. Кроме того, проводится различие между догмами:

  • Воскресение и вознесение Сына Божьего;
  • Будущее второе пришествие и суд над людьми;
  • Значение и роль Церкви;
  • Воскресение мертвых;
  • Божественная и человеческая природы Иисуса Христа.

Все они были приняты на общих соборах, где собирались мудрейшие отцы того времени. Именно эти аксиомы позволяют человеку понять не только в кого он верит, но и как вера должна изменить его сердце и жизнь.

Божье откровение характеризует догматы как истины, открытые самим Богом, ибо апостолы приняли учение не от людей, но по откровению Иисуса Христа (Галатам 1:12). По своему содержанию они не являются продуктом естественного рассуждения, как научные истины или философские утверждения. В то время как философские, исторические и научные истины относительны и могут быть уточнены со временем, доктрины являются абсолютными и неизменными истинами, ибо слово Божье есть истина (Иоанна 17:17) и пребывает вовек (1 Петра 1:25).

Догматы, каноны и богословские мнения. В чем различие?

Большинство христиан не до конца понимают некоторые понятия в православии. В частности, богословские мнения и догматы. Церковь использует все эти понятия, но они различаются по своей природе.

Фундаментальное различие между ними заключается в том, что догматы определяют основные истины вероучения в целом, каноны – это практические правила, которым подчиняются обряды, а богословские утверждения – это просто человеческие подходы к конкретным вопросам.

Каноны Православной Церкви

Каноны – это установленные правила проведения богослужений и каких-либо ритуалов. Определения описывают как всю жизнь Церкви, так и отдельные аспекты истории отдельных людей. Канон также имеет вечный и безусловный авторитет, как догма, которая утверждается экуменическими и поместными соборами.

Каноны – это своего рода свод правил, определяющих различные аспекты жизни христианина. Они являются идеалом, к которому стремится каждый верующий. Каноны определяют не ЧТО человек верит, а КАК он верит, но они все равно могут стать причиной раскола. В православной церкви насчитывается 762 канона.

Богословское мнение

Богословские высказывания – это личные мысли и мнения конкретного человека, который имеет богословское образование и определенный авторитет в Церкви. Мнение человека не отражает всего учения Церкви, но оно должно содержать истину, не противоречащую Божественному откровению.

Мнение ученого богослова может быть ошибочным, даже Отцы Церкви иногда высказывали ошибочные мысли, но они не противоречили Писанию и канонам. Христиане могут прислушиваться к таким мнениям, поскольку не все важные вопросы охватываются догмой, но они не должны принимать позицию другого человека за позицию Бога.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: