Девятая заповедь: «Не лжесвидетельствуй» – суть и понятия учения

Как видите, в шести из девяти примеров ложь мотивирована личной выгодой и безопасностью, и только три примера имеют отношение к благородным мотивам. Чаще всего мотивом является личная выгода – нами манипулируют или нами манипулируют.

10 заповедей и 7 смертных грехов в Православии

Мы должны различать десять заповедей Ветхого Завета, которые Бог дал Моисею и народу Израиля, и ЭХРИСТИЧЕСКИЕ заповеди, содержащиеся в Блаженствах, которых девять. Десять заповедей были даны людям Моисеем в начале религии, чтобы предостеречь их от греха и опасности, в то время как христианские заповеди в Блаженствах Нагорной проповеди имеют другую природу и касаются более духовной жизни и развития. Христианские заповеди являются логическим продолжением 10 заповедей и никоим образом не отменяют 10 заповедей. Подробнее о христианских заповедях.

В этой статье мы обсудим десять заповедей, описанных в Ветхом Завете, и семь смертных грехов.

Десять заповедей Божьих – это Божий закон и его внутренний моральный компас, его совесть. Десять заповедей были даны Богом Моисею, а через него и всему человечеству, на горе Синай, когда народ Израиля возвращался из египетского плена в Землю Обетованную. Первые четыре заповеди регулируют отношения между человеком и Богом, остальные шесть – отношения между людьми. Десять заповедей описаны в Библии дважды: в двадцатой главе Исхода и в пятой главе Второзакония.

Свт. Филарет (Дроздов)

Ваш ближний не должен быть ложно обвиняемым.

Что запрещено в девятой заповеди?

Девятая заповедь запрещает лжесвидетельство на ближнего, а также всякую ложь.

Какие существуют виды ложных свидетельств?

Ложное свидетельство в суде, когда человек ложно обвиняет или обличает кого-либо, или лжесвидетельствует о чем-либо; ложное свидетельство вне суда, когда человек клевещет на кого-либо заочно или несправедливо порицает кого-либо лично, запрещено под названием ложное свидетельство.

Можете ли вы предупреждать людей, когда они виноваты?

Находить недостатки в поведении другого человека недопустимо. Евангелие запрещает нам выносить суждения о недостатках или промахах наших ближних, если только это не является особым долгом, но исправлять наших ближних примером кротости: Не судите, да не судимы будете (Матф. 7:1).

Грешно ли лгать, не стремясь причинить вред ближнему?

Также недопустимо говорить ложь, которая не направлена на причинение вреда вашему соседу. Действительно, любая ложь противоречит любви и уважению к ближнему и недостойна человека, а тем более христианина, который создан для истины и любви. Теперь, когда мы отвергли ложь, пусть каждый говорит истину ближнему своему, ибо мы члены друг другу (Еф. 4:25).

Существует ли способ избежать нарушения девятой заповеди?

Чтобы не согрешить против девятой заповеди, человек должен сдерживать свой язык. Кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей (1 Пет. 3:10). Если кто из вас думает, что он благочестив, и не удерживает языка своего, но обманывает сердце свое, тот имеет пустое благочестие (Иак. 1:26).

Расширенный православный катехизис Восточной православной католической церкви. О девятой заповеди

Девятая заповедь. «Искорени зло из своей среды»

Наша дискуссия о десяти заповедях продолжается. Сегодня у нас девятая заповедь: “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего”.

Мы уже отмечали, что заповеди имеют как узкое, так и широкое значение. Эта заповедь относится к даче показаний в суде. При даче показаний свидетель должен говорить всю правду и ничего, кроме правды, в соответствии с формулировкой Торы.

Чтобы показания считались правдивыми, они должны отвечать ряду требований. Суд может знать только то, что вы сами видели от начала до конца. Вы должны воздерживаться от гадания, пересказа, толкования и комментирования увиденного, даже в мелких деталях, и особенно в крупных. Часто даже если свидетель говорит правду, его показания считаются ложными со слов других.

Однако лжесвидетелей можно сделать, не произнося ни слова. Ниже приводится пример из Талмуда. Он ответил: “Ты знаешь, что я никогда никого не обманывал и никогда не обману, даже если кто-то даст мне гору золота”. Такой-то и такой-то человек должен мне деньги, и у меня есть свидетель, что он мой должник. Но одного свидетеля недостаточно. Я прошу вас: Приходите в суд и молчите. Когда должник увидит, что я привел двух человек, он, скорее всего, примет их за моих свидетелей и признается в невыплаченном долге”. Талмуд делает вывод: такая, казалось бы, невинная уловка запрещена, потому что раввин фактически подталкивает ученика к даче ложных показаний, даже пассивных.

Читайте также:
Сотворение мира - суть и понятия учения

Да, закон “Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего” суров и бескомпромиссен. И это вполне объяснимо. В конечном итоге решение суда, а значит и судьба участников процесса, будет зависеть от честности свидетеля. Как видно из этого примера, лгать в суде строго запрещено, даже если это восстановит истину и справедливость.

С другой стороны, лжесвидетельство рассматривалось не только как “выдумывание” фактов, но и как сокрытие правды от суда. Наказание за лжесвидетельство было суровым: “Если судьи тщательно расследуют дело и выяснится, что этот свидетель был лжесвидетелем, ложно обвинившим своего брата, поступите с ним так, как он собирался поступить со своим братом, и очистите зло от него”. (Дварим 19:18-19).

Тора считает лжесвидетеля безоговорочным злодеем, которого можно даже казнить, если его донос чуть не привел к казни невиновного человека.

Опасности доносительства хорошо известны, и нет необходимости их объяснять. В Советском Союзе миллионы людей стали жертвами “революционной бдительности” доносчиков и стукачей. Доносительство не только не наказывалось, но и поощрялось. Даже близкие люди порой не доверяли друг другу.

Держите наших детей подальше от доносчиков, тех, кто дает ложные показания о ближнем, потому что они учатся у них лжи.

Однако здесь необходимо сделать важное пояснение. До сих пор мы описывали судебный процесс и свидетельские показания как справедливый суд, проведенный в соответствии с законами Торы. Если суд по своей сути несправедлив, потому что в нем действуют порочные законы, или если мы заранее уверены, что приговор не будет соответствовать тяжести проступка, или, наоборот, осужденный будет наказан особенно жестоко и варварски, то свидетельствовать на таком суде не следует. А в некоторых случаях следует попытаться дать ложные показания таким судьям, если это поможет предотвратить судебную расправу. Если же суд намерен казнить не преступника, а невинную жертву правового произвола, то лгать тем более допустимо.

Давайте вернемся к рассматриваемому вопросу. Таким образом, мы установили, что беспристрастное правосудие является одним из важнейших условий нормального функционирования любого общества. Поэтому не случайно Тора включила справедливость в семь заповедей сыновей Ноаха, данных всему человечеству.

Конечно, мы знаем, что у светских и религиозных людей разные взгляды на роль суда и его возможности. Первая группа, вместо того чтобы верить в Бога, считает, что единственным механизмом поддержания законности является суд. Евреи Торы также считают, что суд должен вести дела честно, добросовестно, стремясь к объективному слушанию и справедливому приговору. Несмотря на это, они признают, что это не всегда возможно. Присяжные – тоже люди: они могут быть не в состоянии разобраться во всех аспектах и нюансах дела, могут быть и другие вещи, о которых они не знают. Ошибки и судебные ошибки иногда неизбежны. Поэтому еврейский Верховный суд (Санхедрин), существовавший в период Храма, действовал согласно одному строгому принципу: Невиновный человек никогда не должен быть казнен, если его преступление было оправдано по ошибке.

Другими словами, каждый религиозный человек (не только евреи) знает, что существует Божий суд. Есть грозный Судья: Он ждет; Он недоступен для звона золота, Он заранее знает все мысли и поступки.

Окончательный и действительно справедливый суд ожидает всех нас только после смерти, хотя ни один из наших поступков здесь, на земле, не проходит без последствий.

Читайте также:
Новый Завет - суть и понятия учения

Что касается нашего земного, еврейского суда, то хотя во время судебного разбирательства недопустимо даже малейшее искажение истины, тем не менее, до начала процесса следствию разрешается использовать профессиональные уловки, различные хитрости и ухищрения для выяснения всех обстоятельств дела – но только в тех случаях, когда есть основания полагать, что подозреваемый рассказывает неправду.

Вот пример. Однажды к ведущему религиозному авторитету нашего поколения, рабби Шломо-Залману Оербаху, который умер несколько лет назад, пришла супружеская пара. Жена утверждала, что получила от мужа гет, свидетельство о разводе, но потеряла его. Муж решительно возразил: он не давал жене никакого гета. В ходе разговора раввину Оербаху стало ясно, что жена говорит неправду, хотя в таких конфликтах обычно больше всего верят женщинам. Поэтому раввин поинтересовался, как прошел ее развод: “Как все прошло?”? На свадьбе вы обошли вокруг мужа семь раз против часовой стрелки, стоя под хупой. Помнишь ли ты, что обошла его семь раз в другую сторону, или ты не обошла его?”. В ответ она смущенно и неуверенно ответила: “Да, я помню, что обошла его в другую сторону, но я не считала, сколько раз я это сделала”. Во время развода нельзя обходить. Так обманщик был пойман.

Обратите внимание, что в тексте девятой заповеди нет прямого упоминания о суде, что указывает на ее более широкий характер. В более широком смысле Тора запрещает лгать не только в суде, но и в повседневной жизни. Помимо этой основной заповеди, есть еще несколько мицвот, запрещающих ложь, обман в различных формах и проявлениях, например: “Не создавай ложного слуха, не поддерживай злодея, чтобы не стать тебе лжесвидетелем” (Шмот 23:1). Есть и другое указание: “Не крадите, не лгите, не обманывайте друг друга” (Ваикра 19:11).

В некотором смысле, повседневная ложь – это тоже лжесвидетельство. В этой презентации мы изложим девять категорий запрещенной Торой лжи, негативный смысл которых, к сожалению, до сих пор не изжит. Позвольте нам рассказать вам о них.

  • 1) Ложь, причиняющая материальный ущерб. Конечно, не тому, кто его придумывает, а тому, на кого он направлен. Она включает в себя отрицание денежных долгов, удержание заработной платы под различными предлогами, невыполнение финансовых обязательств, особенно в части выплаты заработной платы за труд. Речь идет именно об этих поступках: “Не крадите, не лгите на истину и не обманывайте друг друга”.

В Торе также сказано: “Если вы продаете или покупаете что-то у своего ближнего, не обманывайте друг друга. (Ваикра 25:14). Непреходящая и очень актуальная заповедь. В нем говорится о запрете всех форм обмана в торговле: жульничества, мошенничества, использования неправильных весов и мер. Кроме того, продавец не может сообщить покупателю, что товар стоит больше, чем он стоит на самом деле. Ему разрешается только сказать: “Это моя цена. Я не буду продавать по более низкой цене”. Это также включает попытки скрыть дефекты товара. Например, запрещается скрывать тот факт, что в квартире, которую вы продаете или сдаете в аренду, есть “протечки”. Перед сделкой можно побелить стены, чтобы не испортить впечатление от плесени, тем самым придав квартире “товарный вид”, но при одном условии: чтобы покупатель знал об этом. То же самое относится и к информации о неприятном соседе, который по ночам играет на саксофоне или ругается с семьей, бросая предметы домашнего обихода.

Также неправильно вводить покупателя в заблуждение относительно места производства и названия производителя – например, скрывать тот факт, что “оригинальный японский” магнитофон не был собран в Японии. Такая ложь особенно коварна, потому что она равносильна краже. Тора строго запрещает вводить в заблуждение людей, как евреев, так и неевреев.

Читайте также:
Православное богослужение: суточный круг - суть и понятия учения

В категорию лжи, причиняющей материальный ущерб, входит мошенничество, которое представляет собой попытку завладеть чужим имуществом, когда ложная информация предоставляется законному владельцу этого имущества, который затем передает владение мошеннику.

Дезинформация в СМИ – например, когда журналисты намеренно наносят ущерб репутации отдельных людей и целых групп населения; в случае Израиля, репатриантов, религиозных общин, жителей Эфиопии и т.д. – является формой “обмана”. Такой “обман”, распространяемый десятками тысяч экземпляров или транслируемый по радио или телевидению, то есть направленный на самого массового потребителя, имеет особенно серьезные социальные последствия.

  • 2) Тора также прямо запрещает такую ложь, которая не причиняет немедленного вреда, но которая со временем может обернуться большими потерями. Например, некоторые обманщики завоевывают доверие людей, чтобы убедить их в том, что им можно доверять, а затем используют это доверие в своих интересах. Им придется отвечать в Высоком суде не только за убытки, понесенные теми, кого они обманули, но и за первоначальную ложь, которая позволила им достичь своей цели.
  • 3) Существуют формы лжи, которые не причиняют прямого вреда, но мешают жертве получить выгоду. Мотивы этой лжи могут быть самыми разными: зависть, желание отомстить, стремление заработать деньги обманом. Такие ситуации часто встречаются в политике, в экономической конкуренции и в повседневной жизни, например, при приеме на работу, повышении по службе и т.д. В эту категорию также входит ложь с целью добиться расположения влиятельного лица, заручиться его покровительством, получить определенные льготы, преимущества или подарки….. ценой игнорирования со стороны других! Тора, безусловно, осуждает лицемерие и лесть, сопровождающие такую ложь; примером могут служить слова одного из персонажей пьесы Шварца (за правильность цитаты не ручаюсь): “Простите за откровенность, царь, но вы – гениальный человек!
  • 4) В отдельную категорию входят случаи намеренного, но внешне безобидного искажения реальности, фантазирования, которые условно можно назвать синдромом Барона Мюнхгаузена. Как правило, фантазеры не причиняют никому материального вреда ни в настоящем, ни в будущем. Они лгут “ради этого”. Однако зачастую они преследуют вполне конкретную цель: самореклама, привлечение внимания к себе, стремление к популярности.

Совет: организуйте вечера разговорного слова – КВНы, кабаре, что угодно – но убедитесь, что люди знают, что ваши прекрасные истории и рассказы приправлены хорошей дозой вымысла. Или когда вы начинаете придумывать историю, объясните слушателю, что не все, что вы говорите, является правдой.

  • 5) Запрещено давать обещание, если заранее известно, что оно не будет выполнено. Запрет категоричен, даже если такая ложь имеет “благородный мотив”: не хочется огорчать людей отказом, хочется сохранить хорошие отношения, хочется сохранить репутацию всемогущего и способного помочь и т.д.
  • 6) Ложью считается и неумышленное нарушение обещания. Поэтому Тора требует тщательных усилий и усердия во всех делах. Лучше вообще не давать обещаний, чем потом их нарушать.
  • 7) Категорически запрещено обманывать ближнего, чтобы добиться его расположения и представить себя в лучшем свете. Мы говорили об этом обмане, называемом “кража мнения”, в предыдущей главе о заповеди “Не укради”. Например, вы не можете пригласить кого-то к себе домой, если заранее знаете, что он откажется – только для того, чтобы укрепить свою репутацию щедрого и гостеприимного человека. Вместо этого вы можете пригласить его из вежливости или для поддержания хороших отношений. Хотя при расставании принято говорить “приходи ко мне”, что считается необязательной фразой, это можно сделать и с точки зрения Торы. Главное – никого не вводить в заблуждение!
  • 8) Не стоит кичиться достоинствами, умениями и навыками, которых у человека нет (в духе гоголевского Хлестакова). Также не стоит преувеличивать свои знания, добавлять себе должности, звания и титулы во время переговоров с потенциальным работодателем. Это не только “формирование мнения”, но и запрещенный прием при конкуренции с другими кандидатами на вакансию.
  • 9) Тора запрещает лгать не только в речи, но и в других формах: письменной, печатной, с помощью жестов, мимики и артикуляции.
Читайте также:
Заповеди блаженства - суть и понятия учения

Покончив с категориями лжи, давайте сделаем еще несколько наблюдений.

Один из самых тяжких пороков – ложь по привычке, без конкретной цели или выгоды. Не стесняйтесь отвечать “не знаю”, если кто-то спросит вас, где находится улица Шолом-Алейхема или проспект Джавахарлала Неру. Спросите у кого-нибудь другого”. Вы не только сыграете Сусанина из одноименной оперы Глинки, но и привыкнете врать по пустякам.

Запрещено не только лгать, но и слушать ложь других. В Торе сказано: “Держись подальше от всякой несправедливости”.

В то же время существуют редкие исключения, когда сказать неправду, скажем, для спасения невиновного человека, не только допустимо, но даже необходимо. Как пример: допустимо обмануть мошенника, чтобы не стать жертвой его мошенничества. Жертва насилия не может лгать из мести после понесенных потерь. Недопустимо даже действовать по известному выражению: с волками жить – по волчьи выть. Как они относятся ко мне – так и я буду относиться к другим. Мне все равно необходимо не присоединяться к их хору, даже если я вижу, как все вокруг меня лгут – ради себя самого.

У любого нормального человека ложь вызывает инстинктивную реакцию отвращения. Вследствие этого заповеди Торы не являются искусственными, они выражают саму суть человека. Ведь каждый из нас, будучи творческой личностью, способен солгать так, что никто не заметит обмана, но чувство вины и гадливости к самому себе может жить годами, отравляя существование, нужно ли нам это?

Вот еще один пример разрешенной неправды. Допустимо говорить неправду, чтобы примирить поссорившихся людей, например, сказать: “Знаешь, твой соперник очень сожалеет, что обидел тебя”, даже если нет искренних сожалений.

Образные преувеличения в экспрессивной речи, конечно, допустимы, например, “Я тебе тысячу раз говорил!”. Когда плачущий мальчик не принадлежит к вашей семье, допустимо сказать: “Не плачь, сынок. Мы найдем твои десять шекелей”.

Не следует говорить о чьей-то щедрости и гостеприимстве тому, кто, возможно, злоупотребляет этой добротой, даже если вам придется ответить на это прямо.

Когда вас просят сообщить какую-то новость с элементом рехилут, лучше солгать, чем сообщить правдивую информацию. Подобный обман не нанесет материального ущерба, а мир – главная ценность. Чтобы показаться скромным, можно также говорить о себе неправду. Это может выражаться в преуменьшении своих способностей, знаний и достижений. Не следует излишне преувеличивать.

Невозможно спорить о заповеди “Не произноси ложного свидетельства”, но многие ли из нас готовы действительно следовать этой заповеди? Это эссе посвящено сути современного общества: его моральному упадку, который проявляется в распространении лжи на всех уровнях, от государственных учреждений до межличностных отношений в семьях.

В Торе нам даны рекомендации, как избегать лжи. О том, как это делать на практике, мы поговорим позже.

Протоиерей Алексий Васин: чем опасна ложь

YouTubeInstagram

В девятой заповеди, “Не произноси ложного свидетельства”, смысл лаконичен. Мы часто проходим мимо его простоты и позволяем себе лгать, оправдываясь тем, почему мы так поступаем. Однако Писание предупреждает нас: ложь разрушает жизнь человека.

Заповедь “Не произноси ложного свидетельства” запрещает не действие, а произнесение слов, которые принесут незаслуженный вред ближнему. Предыдущие три заповеди (“Не убий”, “Не прелюбодействуй”, “Не укради”) определяют действия – нарушения закона, которые запрещены, потому что они вредят ближнему. А “Не произноси ложного свидетельства” запрещает не только лжесвидетельство, но и распространение клеветнических слухов и распространение даже правдивой информации, если она идет во вред другим. Это не может быть сделано против отдельного человека или против целого народа или группы людей.

Произнесение лжи не наказывалось судом в ветхозаветном праве, поскольку произнесение лжи не считалось деянием, а Писание определяет конкретное наказание только в случае совершения деяния. Однако запрет на ложное свидетельство, начертанный на скрижалях, относится к случаю, который является исключением из общего правила: клеветников-свидетелей приговаривали к смерти, если на основании их показаний суд выносил смертный приговор, готовый к исполнению. Как вы думаете, все ли так просто и буквально?

Читайте также:
Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой» - суть и понятия учения

Клеветник, лжесвидетель, распространитель злых слухов называется в Писании “сатаной” (евр.) и “дьяволом” (греч.). Теперь мы можем представить себе характер такого человека. По своей природе и по имени он приравнивается к сатане, дьяволу, который является олицетворением зла, лжи, насилия.

Для человека, который служит единому Богу, только единый Бог может быть единственным свидетелем всех его действий. Лжесвидетельство – это нападение на Истину, которая является отражением божественной реальности в нашем разуме. Свидетельствование в первую очередь связано со способностью человека говорить. Тот, кто говорит правду или истину, является служителем истины. Даже банальная реальность или тривиальный факт в нашей жизни является частью этой истины. Говоря ложь, человек направляет свою способность свидетельствовать (т.е. быть защитником Истины) в противоположную сторону, в сторону, в которой его сознание отделено от Истины. Лжесвидетель связывает свое сознание не с присутствием Бога, а с другой реальностью – без Бога. Это коварный путь, который ведет к греховной жизни. С этого момента начинается самое страшное – жизнь без Бога!

Ложное свидетельство против ближнего – это, прежде всего, нарушение заповеди о любви к ближнему, которая учит нас любить ближнего как образ и подобие невидимого Бога. Эта заповедь, в свою очередь, учит нас исполнять главную заповедь всего Писания: “Возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всей душой твоей и всеми силами твоими”. Выступая против несправедливости, мы обретаем совесть, которая не нуждается в Боге. Как и нарушение всех других заповедей, нарушение этой заповеди является смертным грехом, но не потому, что оно создает проблемы в жизни человека, запутывая реальность, а потому, что оно отрывает совесть лжеца от Бога и ввергает его в существование без Бога, а существование без Бога – это смерть. Помните, что случилось с теми, кто осуждал Христа? Это были люди, которые привыкли жить во лжи, то есть в другой реальности. Вернее, не в реальности, а в нереальности. Не в жизни, а в смерти? Мы выбрали жизнь!

P.S. Бывают случаи, когда священника спрашивают, должен ли он сообщить смертельно больному родственнику диагноз – приговор – или лучше “смилостивиться над ним” и обмануть его? Разумеется, сказать ему об этом, и в этом случае правда станет причиной его окончательного раскаяния в свете его грядущего рождения в вечности.

Протоиерей Алексий Васин

Перепубликация текста и изображений в полном объеме не допускается. Частичное цитирование допускается при наличии гиперссылки.

Заповедь “не лжесвидетельствуй” и два библейских примера

Десять заповедей Ветхого Завета разделены на два блока по пять заповедей в каждом блоке. Первый блок содержит законы для правильных вертикальных отношений, то есть между Творцом и Его народом. Второй блок посвящен тому, что необходимо каждому человеку, независимо от его отношений с Богом – нравственные законы человеческого общества. Заповедь против лжесвидетельства – предпоследняя заповедь во втором блоке. После слов “не желай” следует простая заповедь, которую трудно исполнить на практике. Этой заповеди предшествуют несколько заповедей, в том числе заповедь, запрещающая убийство, прелюбодеяние и воровство.

Подобное сопоставление подчеркивает важность истины в жизни верующего и в жизни общества в целом. О важности заповедей второго блока говорит тот факт, что именно они перечислены в беседе Христа с богатым юношей, искавшим спасения. В Римлянам 13:9 апостол Павел также упоминает их (Марк 10:19). В одном раввинском тексте говорится, что невыполнение этих заповедей является отрицанием Творца. Лжесвидетельство запрещено различными религиозными взглядами: для верующих это повеление Бога, а для неверующих – этический долг.

В этом случае давайте вспомним, что человеческие отношения подобны карточному домику – достаточно вытащить (или сдвинуть) всего одну карту, чтобы вся конструкция рухнула. Как и в других преступлениях, в грехе лжесвидетельства лжец играет роль искусного лицемера, поскольку он часто предстает перед судом за свою ложь, и поэтому становится искусным в притворстве, когда борется за правду. Это лицемерие часто способствует тому, что люди избегают лжесвидетельств, даже если они пытаются обелить себя задним числом.

Читайте также:
Что такое Церковь - суть и понятия учения

Более того, Книга Притчей (24:28-29) запрещает опускаться до уровня лжесвидетеля и сразу же мстить ему. Сама заповедь: “Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего” (Исход 20:16) (Второзаконие 5:20 – “пустой” или “напрасный”). Греческий перевод Ветхого Завета усиливает смысл этой фразы: “Не свидетельствуй против ближнего твоего ложным свидетельством”. Таким образом, мы видим, что важное повеление дано таким образом, что ни у кого не остается возможности для самооправдания. (ср. Лк 10:29) Практика показывает, что в лжесвидетельство впадают люди, давно замешанные в других грехах.

Даже религиозные люди могут лжесвидетельствовать, поэтому это особенно серьезный проступок. В Библии лжесвидетельство представлено в ряде известных случаев как преднамеренный акт политической или экономической выгоды. В истории Израиля лжесвидетельство привело к двум случаям, когда наказание постигло не только лжецов, но и организаторов – всю царскую семью или всю религиозную общину, одобрившую откровенную ложь. Тогда ложь привела к смертной казни, и каждый раз лжесвидетельство было спровоцировано теми, кого принято называть элитой или “сливками” общества.

Ахав и Иезавель

В первом случае в деле участвовали царская семья и “старейшины и знатные люди”, а во втором – “первосвященники, старейшины и весь синедрион”. (Матф. Нечестие царской семьи Израиля, возжелавшей чужого виноградника, погубило Навофа, который был побит камнями (3 Цар. 27). Зависть руководителей Иерусалима (Матф. 27:18) привела к распятию Иисуса Христа. Нечестивая царица Иезавель (главный организатор суда над Навофом) была наказана жестоко и очень показательно – эту вдову-пенсионерку выбросили из окна, и собаки разорвали ее тело на куски. Нечестивый царь Ахав, ее муж, был убит в бою и омыт блудницами (звучит очень странно!), а собаки слизали его кровь с колесницы. (3 Царств 22:37-38) Получается, что организатор лжесвидетельства в конечном итоге понесет большее наказание, чем лжесвидетель.

Лжесвидетельство против Христа

История лжесвидетельства против Иисуса Христа еще более показательна. Из Евангелий ясно, что поиск серьезного ложного обвинения не был простым делом. В рассказе евангелиста Матфея выделяются слова о серьезном отборе в “соревновании” лжесвидетелей: “Искали лжесвидетелей против Иисуса, чтобы осудить Его на смерть, и не нашли; и хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли их. (Матфея 26:59-60) В Марка 14:56 говорится, что лжесвидетели были очень низкого качества. Греческое слово “изос” можно перевести как “достойный” или “беспристрастный”; то есть те, кто хотел служить синедриону, выдвигали всевозможные напрасные обвинения против арестованного, как это обычно делают глупцы.

Гораздо позже Вавилонский Талмуд попытался рассказать эту историю по-другому: “В ночь на Песах Иисус ха-Ноцри был повешен. За сорок дней до казни к нему вышел гонец и сказал: “Он будет побит камнями до смерти, потому что был колдуном и привел Израиль к отступничеству”. Если у кого-то есть что сказать в его защиту, пусть выйдет и защитит его”. Но когда никто не вышел защищать его, он был повешен в пасхальную ночь”. (Санхедрин 43а, бараита) Примечательно, что еврейская традиция умалчивает о лихорадочной охоте за лжесвидетелями, без которой редко обходится суд, где ставки слишком высоки. Напротив, редакторы Вавилонского Талмуда тщательно подчеркивают, что было предоставлено достаточно времени для поиска свидетелей защиты, но ни один из них не был найден!

Через сорок лет Иерусалим был отомщен за лжесвидетельство. За сорок лет до разрушения храма (т.е. к 30 году н.э.) были видны некоторые признаки его разрушения. Флавий также описывает знаки на территории храма. Примечательно, что эти повествования объединяет один знак – самопроизвольное открытие тяжелых ворот, которое, согласно описанию Иосифа Флавия, происходит именно на Пасху. (ср. Матф. 27:51). Сам Иосиф Флавий, участник антиримского восстания, также утверждает, что слышал голоса на территории храма. Однако наиболее интересным является рассказ Иосифа в “Войне” (6.5.3): “Наконец, в праздник, называемый Пятидесятницей, когда жрецы ночью вошли во внутренний храм, чтобы совершить обычную службу, они услышали сначала движение и топот, а затем слияние голосов: “Выйдем отсюда и пойдем в другое место! “”.

Читайте также:
Православное богослужение: годовой круг - суть и понятия учения

Наказание за лжесвидетельство в отношении одного еврея, вероятно, было слишком суровым, поскольку во время антиримского восстания погибло поразительное количество евреев – то ли 600 000 (согласно Тациту), то ли более миллиона (согласно Иосифу Флавию). Более 97 000 евреев были проданы в рабство, а земля Иудеи была конфискована и продана. Служители храма погибли – некоторые были убиты повстанцами или римлянами, а некоторые покончили жизнь самоубийством, спрыгнув со стены. Иосиф описывает каннибализм в осажденном Иерусалиме. Затем мы должны снова сравнить рассказы очевидцев (как в 4 Царств 6:28-29). Итак, согласно рассказам Евангелий, элита Израиля (Синедрион) искала лжесвидетелей, и многие откликнулись на этот “государственный заказ”, который таким образом превратился в своего рода “единство партии и народа”. С другой стороны, видный участник войны против Рима, священник из рода Хасмонеев, свидетельствует о массовом помешательстве мятежных фанатиков, которые не слушали никаких доводов разума и в итоге опустились до кровавой резни в Иерусалиме с убийством первосвященника.

Согласно известному труду Иосифа Флавия “Война”, глава 6.3.4, богатая женщина Мириам, зажарившая своего ребенка для себя и революционеров, воплощает пророчество, которое Иисус сделал за несколько часов до Своей смерти: “Плачьте о себе и о детях ваших”. Те, кому на момент распятия Христа было 20 лет, увидели разрушенный Иерусалим еще до своего шестидесятилетия, поэтому Мириам известна как дочь тех, кто видел распятие Мессии. В беспрецедентном хаосе войны люди обеднели, в том числе и дочь иерусалимского авторитета Накдимона (возможно, Никодима из Иоанна 3:3). Возможно, что богатый юноша из Марка 10 также встретил свой конец в нищете.

За несколько дней до суда Синедриона Мессию у ворот Иерусалима приветствовали ликующие толпы фанатиков, но затем они исчезли, а на смену им пришло множество лжесвидетелей. Ветхозаветные свидетельства доказывают, что толпа может определить судьбу народа. Известно, что Синедрион откладывал аресты из страха за народ (Цар.12:20, 16:16, 4 Цар.14:21, 17:21, 23:30). (Мк.12:12; Мф.21:46; Лк.22:2) За сорок лет до падения Иерусалима толпа не смогла помешать синедриону и римлянам распять Мессию. После этого их дети защищали Иерусалим, ожидая вмешательства свыше. Однако во время этой кровавой осады Иерусалима последователи Христа послушались Его повеления бежать от “мерзости запустения” (Марка 13:14) и скрылись в Пелле. На самом деле, Йоханан бен Закхей бежал из осажденного Иерусалима и был вынесен за стены в саване своими учениками, предположительно для погребения.

Уместно будет привести мнение самих раввинов о влиянии лжесвидетельства не только на общество (здесь все ясно), но даже на природу. Согласно этому мнению, затмение светил происходит по четырем причинам: из-за тех, кто пишет ложные письма, тех, кто дает ложные свидетельства, и тех, кто сообщает о лжи. Затмение светил – плохое предзнаменование для всего мира. На что это похоже? Царю, который устраивает пир и приглашает гостей, а потом сердится на них и приказывает своему слуге убрать светильник; все оказываются во тьме” (Т. Сукка 2:3-6). Примерно три часа темноты во время распятия Мессии можно объяснить этим авторитетным мнением мудрецов Израиля. (Мк.15:33; пар.) Лжесвидетельство помешало мессианскому празднику!

Уже отмечалось, что в исторических и библейских примерах субъекты лжесвидетельства – это “сливки” общества, его crème de la crème, которые, казалось бы, должны жить по известному и проверенному принципу: “Кому много дано, от того многого ожидают, и кому много вверено, с того много и спросится”. (Однако, как показывает практика, именно элита общества быстро забывает упрек царю от местной аристократии: “Не был ли ты мал в собственных глазах, когда стал правителем? (1 Царств 15:17) Получается, что как “рыба гниет с головы”, так и все общество разлагается сверху. Но когда это начинается на самом верху, лжесвидетельство достигает основ, заражает все социальные слои и приводит к краху всего общества. Поэтому лжесвидетельство подобно снежному кому, который падает с высокой горы и постепенно превращается в лавину, погребая и лжеца, и тех, кто его слушает, ибо “кто сеет ложь, тот пожнет бедствие”. (Притчи 22:8)

Читайте также:
Евангелие: не просто «жизнь Иисуса» - суть и понятия учения

Публикуется с разрешения автора.

Портал “Христианский Мегаполис” – это место для обсуждения и выражения различных мнений и взглядов на христианскую жизнь, церковь, государство и общество. Редакторы сотрудничают с широким кругом писателей, принадлежащих к евангельскому крылу христианства, и призывают к сотрудничеству между христианами в соответствии со словом Иисуса Христа: “(Мнения редакции не всегда совпадают с мнением авторов публикуемых материалов, но это не препятствует публикации статей с различными взглядами и мнениями.

При цитировании материалов “Христианского Мегаполиса” в электронных СМИ обязательно указывать гиперссылку на публикацию. Для перепечатки статей в полном тексте требуется письменное разрешение редакторов. Контактный адрес: christianmegapolis@gmail.com

Девятая заповедь: «Не лжесвидетельствуй» – суть и понятия учения

Девятая заповедь: “Не произноси ложного свидетельства…”.

Прочитайте Исход 20:16: “Не произноси ложного свидетельства. С ложью нам приходится сталкиваться очень часто, и иногда, даже в молитве, мы пытаемся обмануть Бога. Но это невозможно, потому что у Бога все на ладони. В последних заповедях мы, кажется, переходим от запрещенных действий к запрещенным словам и мыслям. Одно дело – воздержаться от чего-то, но совсем другое – промолчать. Часто мы говорим так много, что нет необходимости действовать. Все мы грешим словами, поэтому в Библии сказано, что “немногие делаются господами”.

Честно говоря, я и сам часто говорил неправду. Но чаще всего люди лгут, потому что думают, что это создает для них безопасное убежище. Ошибочно думать, что ложью мы защищаем себя или других. Давайте посмотрим на Притчи 19:5: “Лжесвидетель не останется безнаказанным, и говорящий ложь не спасется.

Этот лжец понесет наказание, потому что он ведет себя к гибели. Может показаться странным говорить: “Я так много лгал и еще не наказан”, но позвольте мне сказать вам кое-что интересное: ваше наказание еще не наступило! Вы спросите: “Почему?” Что это за точный момент, когда родители перестают наказывать своих детей? Тогда их дети, опустив руки, могут делать все, что захотят. Мы думаем, что, совершив какой-то грех, остаемся безнаказанными, и это хорошо, но это тоже ложь.

Безнаказанность не приветствуется. Стоит задуматься, почему нет наказания, вот что должно волновать нас больше всего. Может быть, Бог убирает свою руку и говорит: “Ты вернешься ко мне, но только после того, как уже пострадал. Страдание возвращает человека к Богу, а Бог позволяет страданию привести человека к Себе. Ибо когда в жизни все идет хорошо, человек забывает о Боге, и об этом написано в книге Псалмов: Благословите душу мою пред Господом и не забывайте всех Его добрых дел”. Конечно, не обязательно просить у Бога наказания, но в Библии сказано: Кого Я возлюблю, того и накажу”.

Не обманывайтесь: не существует такого понятия, как “белая” ложь, или, как говорят, “ложь во спасение”. Ложь – это грех, и очень серьезный грех. В моей жизни были времена, когда я радовался, что Бог не наказывает меня, и думал, что это знак Его милости ко мне. Но это неправда: каждый грех рано или поздно будет наказан, потому что в наказании проявляется Божья любовь! Не позволяйте себе думать, что ложь полезнее ненужных разговоров и раздоров. Ложь – это глупость, с помощью которой вы разрушаете свой собственный дом. Бог смотрит на нашу жизнь, и ничто не скрыто от Него. Для него не существует секретов. Как часто нас переполняет радость от того, что Бог всегда с нами, но думаем ли мы об этом, когда лжем, когда грешим? Он всегда с нами, Он все видит!

Читайте также:
Устройство храма - суть и понятия учения

Вы наверняка сталкивались с ситуациями, когда в семье есть неизлечимо больной человек. Но члены вашей семьи, узнав о вашем диагнозе, начинают успокаивать вас, что с вами все в порядке и вам становится лучше. Но он все равно умирает. Скажите мне, кто защищен от этой лжи? Но что, если бы человек мог узнать правду, переосмыслить свою жизнь, принять важные решения, возможно, наладить с кем-то отношения? Ложь не приносит облегчения или безопасности, а только усложняет жизнь.

Бог говорит в своей заповеди: “Не произноси ложного свидетельства”. Не говорите лжи, не говорите неправды, потому что ложь заразна: солгав один раз, вы потом не можете остановиться, потому что вам нужно прикрыться. Очень трудно вернуться к правде, когда уже была другая ложь. Ложь может стать настолько распространенной в жизни, что люди не знают, когда они говорят правду, а когда лгут. Кто-то, проявив глупость, сказал, что нельзя говорить ложь, которая вредит ближнему, но в других случаях можно. И что меня печалит, так это то, что есть верующие, которые придерживаются именно такого мнения. Вы можете сказать, что для вас все хорошо, “потому что я солгал и всем стало лучше”. Мы совершаем много ошибок, поступаем неправильно, говорим неправду и хотим остаться такими, как будто мы не имеем к этому никакого отношения. Но, дорогие мои, ложь не имеет цвета, но всегда есть факт греха, и неважно, были ли ваши намерения добрыми, или вы просто хотели оправдать и уверить себя. В нашей жизни не должно быть места для лжи. Очень трудно определить, когда моя ложь вредит другим, а когда нет. Я могу думать, что не причинил никакого вреда, но мой сосед может думать совсем иначе. Иногда бывает так, что мы поговорили с кем-то, что-то сказали кому-то, и спокойно идем домой. Но наш сосед не может спать всю ночь, думая о том, что он услышал. Обман и ложь никогда не должны поощряться. Когда дети пытаются защитить себя с помощью лжи, их нужно остановить. Не радуйтесь тому, что ваш ребенок такой изобретательный. Детей нужно с раннего возраста учить тому, что ложь – это грех перед Богом и за него нужно наказывать.

Бог не делит ложь на какие-либо категории. Каковы бы ни были причины вашей лжи, за ней последует наказание. Иоанна 8:44 говорит: “Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был человекоубийца от начала, и от начала не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи”.

Поэтому вся ложь, независимо от цвета, принадлежит дьяволу. Ложь не от Бога, а это значит, что когда мы позволяем себе лгать, мы становимся слугами сатаны и выполняем его приказы. Наш Отец – Бог, и мы будем хранить Его слово. В нашей жизни, в наших устах не должно быть места для лжи. Имейте мужество исповедовать свой грех, и это принесет вам благословения. Ложь делает нас беспомощными, бессильными и уязвимыми. Кто-то может спросить: “Каково решение?”. Об этом написано в Ефесянам 4:25: “Итак, отказавшись от лжи, говорите друг с другом откровенно, потому что мы члены друг другу.

Читайте также:
Священное Предание - суть и понятия учения

Решение – отказаться от лжи! Мы являемся членами друг для друга, и поэтому ложь в отношении Тела Христова является грехом. Ложь сеет злые семена между мной и моим соседом, даже если мы этого не замечаем. И всякое семя приносит плод; доброе семя приносит добрый плод, злое семя приносит злой плод. Если я обманываю кого-то в разговоре, то все наши отношения с ним вскоре рушатся. Если я, как муж, лгу своей жене, может ли это каким-либо образом уберечь наш брак? Нет, это не так, но это только увеличит разрыв между нами. Только истина, и именно истина, обеспечивает безопасность нашего брака. Нельзя играть с ложью, лучше признать свои проступки и ошибки, и правда изменит вашу жизнь.

Начните бороться с ложью, начните с себя и скажите: “Я не буду лгать! Ложь не должна соответствовать, потому что, сказав ложь, вам придется повторять ее снова и снова, и вы можете даже не осознавать, как увлеклись.

Помимо того, что нельзя говорить ложь, “Не произноси ложного свидетельства” говорит о большем: “Ты не должен грешить и разрушать тело Христово”. Помните, что Бог видит и знает все! Аминь!

Молюсь за вас, ваш пастор Им Вячеслав.

Если Вы против публикации вашего письма – полностью или частично, пожалуйста, укажите это явно в письме.
Если хотите увидеть свой e-mail в рассылке, указывайте его в теле Вашего письма.
Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег, друзей, братье и сестёр, пожалуйста, перешлите ему этот выпуск.

Кто отец правды?

Наши современники ищут истину в любимых фильмах, в песнях, в партиях, в сектах, в труде и творчестве, в уголовном праве и в зарубежных странах.

– Каждый, кого вы встречаете на жизненном пути, – ваш учитель. В Интернете популярен афоризм.

– И пьяница, и хулиган, и сумасшедший? – Можно спросить следующее.

Иногда люди предпочитают учиться у наставника, но когда рядом нет мудрецов, они принимают за учителя первого встречного. Так появляются секты и наркокомпании, создаются исламистские банды и общины бездомных. Людям красноречиво лгут и увлекают их в пучину зла.

Левада-центр сообщает, что россияне считают доверчивость слабостью. Кажется, что они доверяют не тем людям. Необходимо доверять с умом.

В Блаженствах 4:22 сказано: “Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся Писанием”, а не откровениями магов, политиков или тренеров. Ибо отец праведности – Господь и никто другой.

Ибо Закон говорит вам, например: Не произноси ложного свидетельства. Знание истинного свидетельства – это знание света разума. Однако без Христа вы уже будете метаться в шторме под действием греховной жажды грязной наживы, если в сердце своем решите поддержать лжесвидетеля. Вас будут швырять волны вашей собственной жадности, вас будут захлестывать ваши собственные желания, и вы можете утонуть, потому что Христа не будет рядом.

Пример Афанасия Великого

Однажды этот святой, преследуемый врагами, плыл на корабле по Нилу. Они догнали корабль и спросили: “Не видели ли вы Афанасия?”. По виду они не знали святого. Его спутники молчали.

Ему не хотелось лгать, но и поддаваться негодяям он не собирался.

– Мы видели его, – спокойно ответил Афанасий Великий, – он проплывал прямо перед вами.

Враги решили, что лодка святого находится где-то вверх по течению, и начали охоту за ним.

Афанасий не солгал, ибо стоял на палубе прямо перед своими врагами. Но в то же время Он не открывал истину тем, кто не был ее достоин.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: