Чудо святого Георгия о змие: история, описание, фото

Тем не менее, Георгий Победоносец навсегда остался в памяти народа после того, как спас принцессу и целый город во время нападения змей.

Чудо Георгия о змие

Из книги: Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. Москва: Искусство, 2000.

  • 1228 x 1724 пикс. [553 кб]
    (Подборка изображений икон издательства «Белый город»)

Школа или художественный центр: Новгород.

Конец 14 – начало 15 века.

  • Лазарев 1969: конец 14 века
  • Смирнова, Лаурина, Гордиенко 1982: середина 15 века (возможно вторая половина – последняя четверть 15 века)
  • Новгородская икона 1983: последняя четверть 15 века
  • Лазарев 2000/1: конец 14 – начало 15 века.
  • = Смирнова Е. С., Лаурина В. К., Гордиенко Е. А. Живопись Великого Новгорода. 15 век.
  • = Лазарев В. N. N. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.

¦ 17. Чудо Георгия о змие
(стр. 86–89, 158–161; илл. стр. 429).
ГРМ, инв. 2123.
Около середины XV в. (Возможно, вторая половина — последняя четверть XV в.)
58,5 × 42.

Происхождение. Изображение церкви в деревне Манихино близ устья реки Паши, Волховский район, Ленинградская область. Поступило в Государственный Русский музей из областного музейного фонда через Комиссию по охране памятников в 1937 году. (оба в Государственном Русском музее, каталог № 69, 70).

С 1937 по 1938 год она экспонировалась в Государственном Русском музее. Н. Е. Давыдов и Я. В. Сосин 1 .

1 См. отчет о реставрации № 9 в книге “Разные черновые материалы”, хранящейся в Отделе древнерусской живописи ГМИИ России.

Доска из липы, состоящая из двух частей, с двумя раскрученными односторонними тенонами. Арка, паволок.

Сохранение. Вставки из поздних левых и поздних картин в левом и правом нижних углах. Консервационные надписи на фоне, благословение правой руки, плащ и седло Георгия, на змее 2 .

2 Заключение рентгенолога Государственного Русского музея С. Римского-Корсакова использовалось для описания сохранности иконы. В. Римской-Корсаковой.

Описание.

Георгий, скачущий на вздыбленном белом коне, обращен вправо. В высоко поднятой левой руке всадника черное копье, которым он пронзает серо-голубого с охряными головой, лапами и крыльями змия. Внизу охряные горки с черной пещерой (слева). Справа вверху в голубом сегменте благословляющая десница. Георгий в темно-охряном панцире, голубой рубахе, фиолетовых штанах и травянисто-зеленом гиматии. Высокое зеленое седло украшено «камнями», охряная сбруя с разноцветными узорами. Очерченные темно-коричневой линией горки имеют красные и коричневые, проложенные штрихами тени и белесоватые высветления, лежащие поверх треугольной формы лещадок. Фестоноподобный развевающийся конец гиматия отмечен извилистыми белильными линиями. Черты лика мелкие, суховатые, очерченные коричневыми линиями. Белесые розоватого оттенка
¦ высветления с подрумянкой проложены поверх светло-оливкового санкиря. Оживки лика и рук двойного цвета: исполненные полукруглыми мазками светло-розовые и очень тонкие незначительные белильные.

В ореоле присутствуют следы золота. Фон – киноварь. Края покрыты густой оранжевой охрой со светло-коричневой каймой. Вдоль оболочки проходит тонкая линия извести.

Надпись на заднем фоне белой краской:

Иконопись: Иконопись.

Борьба святого Георгия с драконом – один из популярных сюжетов новгородского искусства. Композиции с этим сюжетом воплощали идеи воинских подвигов и древние представления о торжестве добра над злом.

  • Фреска XII века, изображающая “Чудо Георгия о змие”, сохранилась в Георгиевской церкви в Старой Ладоге4
  • Икона второй половины XIV века от А.В. Морозова,
  • Начала XIV и конца XV веков; – икона ГРМ из Любонского погоста (с изображением коня Георгия без дракона)5 . Чудо “Чудо святого Георгия о драконе” изображено на раме креста Людогоша 1359 года. (Новгородский музей) 6 .

3 О теме и иконографии см. подробнее:

    В. Н. Лазарев. Новый памятник станковой живописи XII в. и образ Георгия-воина в византийском и древнерусском искусстве. — «Византийский временник», VI. М., 1953, с. 186–222 (переиздано: В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. М., 1970, с. 54–102, особенно с. 94–98);
  • Н. Г. Порфиридов. Георгий в древнерусской каменной пластике. — «Сообщения Гос. Русского музея», VIII. Л., 1964, с. 120–125; Э. С. Смирнова. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. М., 1976, № 10, с. 189–193.
Читайте также:
Троица ветхозаветная : история, описание, фото

4 В. Н. Лазарев. Фрески Старой Ладоги. Москва, 1960, с. 32-34, илл. 10.

6 В. Н. Лазарев. Византийское и древнерусское искусство. Статьи и материалы. Москва, 1978, с. 187.

Из новгородских икон XV века сохранился только опубликованный памятник из села Манихино; две другие иконы с тем же мотивом в Государственной Третьяковской галерее из собрания И. С. Остроухова, датированные XV веком, очевидно, относятся к следующему столетию7 . Чудо Георгия о змие” известно в Новгороде в каменной пластике и медном литье8, в деревянной резьбе9.

7 В. I. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог ранней русской живописи в Государственной Третьяковской галерее. Эксперимент по историко-художественной классификации, I, II. М., 1963, I, №№ 45, 46. См. предисловие к каталогу.

  • Н. Г. Порфиридов. Святой Георгий в древнерусской каменной скульптуре – “Сообщения Государственного Русского музея”. VIII. L., 1964, pp. 120-125;
  • N. Г. Порфиридов. О группе древнерусских медных отливок – “Сообщения Государственного Русского музея”. VI. L., 1959, с. 52-55, илл. s. 54.

9 И. И. Плешанова. Резные иконы Государственного Русского музея. – “Памятники культуры. Новые открытия”. Ежегодник. 1976. Москва, 1977, с. 206-208 (резные иконы в Государственном Русском музее, музеях Московского Кремля и Смоленском музее).

Судя по составу сохранившихся памятников, в зрелом новгородском искусстве XIV, XV и XVI веков чаще появляется сокращенный вариант “чуда Георгия над драконом” без царицы и свидетелей чуда. Вероятно, эта композиция больше соответствовала предпочтению новгородских мастеров к лаконичным, ясным композициям. В других российских центрах “Чудо Георгия” часто изображается в другом, более распространенном варианте, а композиции носят более повествовательный характер10 . Но даже там, за пределами Новгорода, была известна краткая версия. Некоторые примеры:

      11 А. Овчинников, Н. Кишилов. Живопись древнего Пскова XIII-XVI веков. Икона, которую обычно называют псковской, вероятно, была создана в составе московского художественного круга между концом XIV и первой половиной XV века.

      12 А. В. Рындина. Успенский собор в Дмитрове: историко-художественное значение. – “Древнерусское искусство. Москва и прилегающие к ней княжества: Культурное наследие. XIV-XVI вв.”. Москва, 1970, с. 461-470, вклейка после с. 462.

      13 А. V. Рындина. Старый русский пластик. Новгород и центральная Русь в XIV-XV вв. Москва, 1978, стр. 94-95, илл. 83.

      Знакомства и маркировка.

      Принято считать, что икона относится к XIV веку или к периоду между XIV и XV веками. Так, к XIV веку ее датировал Ю. А. Гаврилов. В. Н. Лазарев ([1947, 1954]) считал, что икона была создана в конце XIV – начале XV века, но затем [1969] вернулся к “концу XIV века”. Г. М. Вдорнов [1970-1] датирует памятник XV веком. В каталоге выставки “Живопись древнего Новгорода и его земель” [1974] икона датируется второй половиной XV века.

      • Ю.Н. Дмитриев [1940] = Yu.N. Dmitriev. Государственный музей России. Древнерусское искусство. Путеводитель для туристов. Л.-М., 1940
      • Н.Г. Порфиридов [1947-1] = Н.Г. Порфиридов. Государственный Русский музей. Древнерусское искусство. Краткое руководство. L., 1947
      • M.V. Алпатов [1971] = М.В. Алпатов. Сокровища русского искусства XI-XVI веков. (картины). L., 1971
      • V. N. Лазарев [1947] = V. N. Лазарев. Искусство Новгорода. М.-Л., 1947
      • В. N. Лазарев [1954] = V. N. Лазарев. Живопись и скульптура в Новгороде, – “История русского искусства”, II. М., 1954
      • В. N. Лазарев [1969] = V. N. Лазарев. Новгородская иконопись. М., 1969
      • Г. И. Вдорнов [1970-1] = Г. И. Вдорнов. Живопись – “Очерки русской культуры 13-15 веков”, 2. Духовная культура. М., 1970
      • “Живопись старого Новгорода и его земель”. [1974] = “Живопись Старого Новгорода и его земель в XII-XVII веках. Каталог выставки. Государственный Русский музей. Предварительная статья и редакция К. К. Лауриной. Собраны В.К. Лауриной, Г.Д. Петровым, Е.С. Смирновым. Л., 1974
      Читайте также:
      Мироточивая икона Александра Невского: история, описание, фото

      С живописью XIV века икону роднит только динамичная трактовка форм. Все остальное – строение фигур, рисунок одежд, цвет – характерно для искусства развитого XV века. Таким образом, памятник имеет много общего с “Чудом иконы Богоматери” Новгородского музея (кат. № 18).

      В.К. Лаурина считает, что памятник был написан не ранее второй половины XV века. Об этом свидетельствует очень светло-зеленый санкирь, мягкая лепка лица, слегка выявленная в объеме, сильно обесцвеченная охра, наличие слабых составных цветов. Орнаментальный характер интерпретации гиматия, очень высокое седло, форма которого близка к тем, которые были бы характерны для XVI века, маленькие “камни” на его ободе и многие другие элементы, позволяющие предположить, возможно, последнюю четверть XV века, также являются элементами датировки.

      По мнению Е.С. Смирновой, “Чудо Георгия” можно отнести к более раннему периоду: по колористическому стилю, характеру живописи и фактуре икона сходна с “Пророком Илией” из собрания И.С. Остроухова (кат. № 16), лик Георгия похож на лик ангела в “Плащанице” из собрания А.И. Анисимова, ГТГ (кат. № 10). В трактовке пластики (мотив плаща, горки) прослеживаются традиции искусства первой половины XV века.

      Удстиллингер

      • Живопись древнего Новгорода и его земель, 1971-1972 = Живопись древнего Новгорода и его земель XII-XVII вв. Ленинград, Русский государственный музей, декабрь 1971 – апрель 1972.

      Литература.

      • Y. N. Дмитриев [1940], с. 26 = Ю. А. Козлов [1940], с. 26]. N. Дмитриев. Государственный музей России. Древнерусское искусство. Тур-Магазин. Л.-М., 1940
      • Н. Г. Порфиридов [1947-1], с. 21, илл = Н. Г. Порфиридов. Государственный музей России. Древнерусское искусство. Небольшое руководство. L., 1947
      • V. N. Лазарев [1947], с. 94 = V. N. Лазарев. Искусство Новгорода. М.-Л., 1947
      • В. N. Лазарев [1953-2], с. 218, табл. 20 (перепечатано: В. Н. Лазарев. Русская средневековая живопись. Статьи и исследования. Москва, 1970, с. 96, табл. 96) = В.Н. Лазарев. Новый памятник станковой живописи XII века и путеводитель воина по византийскому искусству и старой Руси. – Византийская эпоха, VI. M., 1953
      • V. N. Лазарев [1954], с. 220, табл. на с. 220 = V. N. Лазарев. Живопись и скульптура Новгорода, – “История русского искусства”, II. М., 1954
      • В. K. Laurina [1954], pp. 134-135, 214, 230, 270 = V. K. Лаурина. Станковая живопись Новгорода Великого конца XIII – 70-х годов XIV века. Канд. дисс. Л., 1954
      • “Русский государственный музей” [1954], с. 18, рис. 146 = “Русский государственный музей. Руководство”, том. М., 1954 [Автор раздела “Древнерусское искусство” Н. Г. Порфиридов]
      • “СССР. Древнерусские иконы” [1958], с. 17, 21, 23-24, табл. V = “СССР. Древнерусские иконы”. Предисловие И. Грабаря, предисловие В. Лазарева и О. Демус. Нью-Йорк, ЮНЕСКО, 1958
      • О. Сопоцинский [1960], с. 149 = О. Сопоцинский. Искусство Древней Руси. – Всеобщая история искусств, в 6 томах, II. Искусство средних веков, т. II. 1. под руководством Б. V. Weimarn, J. D. Kolpinskii. M., 1960
      • T. Talbot Rice [1963], pp. 30-31, pl. XV = T. Талбот Райс. Русские иконы. London, 1963
      • J. Blankoff [1964], p. 10, pl. 12 = J. Blankoff. Искусство его светлости Новгорода Великого. – “Revue Industrie”, Брюссель, январь 1964
      • V. N. Lasarew [1968], Abb. 318, S. 310 = V. N. Лазарев. Russland. – Византия и христианский Остен” (“Propyläen Kunst geschichte”, Bd. III). Берлин, 1968
      • В. N. Лазарев [1969], с. 21-22, табл. 24 = V. N. Лазарев. Новгородская иконопись. М., 1969
      • Г. И. Вдорнов [1970-1], с. 311, с. 314 = Г. И. Вдорнов. Живопись. – Очерки русской культуры XIII-XV веков”, 2. Духовная культура. М., 1970
      • М. В. Алпатов [1971], с. 11, 280, лист 134 = М. В. Алпатов. Сокровища русского искусства 11-16 веков (живопись). L., 1971
      • W. Felicetti-Liebenfels [1972], Abb. 251, S. 34, 131 = W. Феличетти-Либенфельс. Geschichte der russischen Ikonenmalerei, in der Grundzügen dargestellt. Грац, 1972
      • М. В. Алпатов [1974-1], с. 56, 302, табл. 56 = М. В. Алпатов. Иконопись в Древней Руси. М., 1974
      • “Живопись древнего Новгорода и его земель” [1974], с. 14, № 60, илл. на титульном листе = “Живопись древнего Новгорода и его земель XII-XVII веков”. Каталог выставки. Государственный музей России. Вставлено и отредактировано К. К. Лауриной. Составлено В.К. Лауриной, Г.Д. Петровой, Е.С. Смирновой. L., 1974
      • E. S. Смирнова [1976], с. 102, 147 = E. S. Смирнова. Живопись Великого Новгорода. Середина 13 века – начало 15 века. Москва, 1976
      • Г.В. Попов [1979], с. 185, 253 = Г.В. Попов. Иконопись. – Г.В. Попов, А.В. Рындина. Живопись и прикладное искусство Твери. 14-16 века. M., 1979
      • V. Лаурина, В. Пушкарёв [1980], пл. 120 = V. Лаурина, В. Пушкарёв. Новгородские иконы XII-XVII веков. Предисловие Д. Лихачева. Ленинград, 1980.
      Читайте также:
      Похвала Пресвятой Богородице: история, описание, фото

      ¶ 39 Чудо змеи Чудо Георгия

      Конец XIV – начало XV века. 58×41,5. Музей русского искусства, Ленинград [2123].

      Из церкви в селе Манихине на реке Паше Ленинградской области. Сохранность хорошая. Вставка нового левкаса в нижней части доски. Провинциальное повторение иконы имеется в Эрмитаже (из деревни Нёрмуши на реке Онеге; см.: «Сообщения Гос. Эрмитажа», XXIII. Л., 1962, с. 69); [Сто икон из фондов Эрмитажа. Каталог выставки, № 12].
      ¦

      История иконы «Чудо Георгия о змие»

      Георгий был удостоен иконы. Лидда была городом в Палестине, где родился святой. Местный правитель был приверженцем язычества и убивал христиан. Именно отец Георгия, проповедовавший слово Божие, был казнен. Поскольку его мать была беременна, ей удалось бежать.

      Святой Георгий с ранних лет любил Иисуса и принял христианскую веру. Он обладал невероятной силой воли, мужеством и выносливостью. Он был принят на императорскую службу, где побеждал своих врагов и выигрывал каждую битву. Однако, когда правитель узнал о вере Георгия, он приказал подвергнуть христианина пыткам, которые продолжались семь дней. Затем святой был обезглавлен.

      pic

      Легенда гласит, что через много лет после захоронения тела Джорджа в единственном источнике питьевой воды в деревне поселилась страшная змея. Раз в месяц жители деревни приносили в жертву молодых девушек, чтобы продолжать пользоваться питьевой водой. Когда осталась только одна девушка, которая была дочерью императора, они отнесли ее в озеро, но появился Георгий с копьем и убил змея. Христиане посчитали это событие чудом и стали еще больше почитать и прославлять великомученика. То, как святой воин победил чудовище озера, символизирует победу христианства над язычеством. Гонения на православных верующих закончились.

      Чудо святого Георгия о змие: не копьём, а мечом!

      george_20170608_01.jpg

      Чудо Святого Георгия о змее с его житием.

      Некоторые иконописцы считают, что Георгий унизил чудовище словом Божьим, а не оружием, в то время как другие, похоже, не знают, чем храбрый Георгий, уроженец Каппадокии, поразил крылатое чудовище. Хорошей иллюстрацией является пример иконы церкви Успения Божией Матери в селе Погост-Сабло Батецкого района Новгородской области, в бывшей Водской пятине Владыки Великого Новгорода. Икона хранится в музее в Новгородском кремле.

      george_20170608_02.jpg

      Икона из церкви Страшного суда Божией Матери в селе Погост-Сабло Батецкого уезда Новгородской губернии, в бывшей Водской пятине господ Великого Новгорода. Хранится в музее Кремля в Новгороде.

      В пьесе, созданной в конце XVI – начале XVII века, во времена царя Бориса Годунова, рассказывается о чуде Святого Георгия и его житии Змия. Там будущий великомученик поражает змея не копьем, как мы все привыкли видеть, а мечом. Почему это так?

      george_20170608_03.jpg

      Георгий поразил змея мечом, а не копьем.

      Впервые он проявил свое мужество при императоре Диоклетиане, когда, несмотря на продолжительные пытки, отказался отречься от своей веры. Более того, на иконе изображена не только борьба со змеем, но и последние дни святого.

      Читайте также:
      Петербургская икона Святой Живоначальной Троицы: история, описание, фото

      george_20170608_04.jpg

      Фото стало всемирно известным.

      Когда начались гонения на христиан, Георгий раздал свое имущество бедным и открыто объявил себя христианином перед императором. Его арестовали и пытали в течение семи дней, но его раны всегда чудесным образом заживали: его кололи копьями, дробили тяжелым камнем, пытали колесом, полным ножей и мечей, бросали в яму с негашеной известью, ломали руки и ноги, заставляли носить раскаленные железные сапоги, били плетьми и даже отравили.

      george_20170608_05.jpg

      Однако это не было самым важным достижением Христова воина.

      Георгий выдержал все эти мучения и не отрекся от Христа. После уговоров отречься и тщетно приносить языческие жертвы, на восьмой день его приговорили к обезглавливанию.

      george_20170608_06.jpg

      Но поскольку он был замучен, но не отрекся от своей христианской веры.

      Тогда откуда взялся этот змей? Я думаю, что это самая интересная часть. Если греки считали, что Георгий победил змея перед смертью, отправившись к Диоклетиану, то славяне верили, что Георгий совершил подвиг посмертно! Но так ли это важно? Важно то, что у истории был счастливый конец.

      george_20170608_07.jpg

      Это произошло более 1700 лет назад при императоре Диоклетиане.

      Змея напала на людей возле озера в ливанских горах недалеко от города Бейрут. Царь, правивший городом, был “мерзким идолопоклонником, беззаконным и нечестивым, безжалостным и немилосердным к верующим во Христа”. Они пришли к нему, напуганные этим чудовищем, и думали, как им следует поступить. Царь пообещал составить список жителей города и отдать их детей на съедение змею, пообещав убить собственную дочь, когда придет ее очередь. Царь Езекия одел свою дочь в пурпур и виссон, украсил ее золотом, драгоценными камнями и жемчугом и приказал отвести ее к змею после того, как выполнит свое обещание.

      george_20170608_08.jpg

      Георгий Георгиевич подвергался пыткам в течение семи дней.

      Увидев плачущую принцессу, Джордж спросил ее о причине ее горя и, узнав о чудовище, пообещал спасти ее. “Осенив себя крестным знамением и призвав Господа, со словами: “Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”, он отправился на своем коне на змея, потрясая копьем и с силой ударяя змея в горло, он поразил его и прижал к земле; конь святого растоптал змея ногами”. Хотя в некоторых версиях этой истории змея была поражена лишь силой молитвы святого.

      george_20170608_09.jpg

      А на восьмой день обезглавили его.

      Однако правильнее было бы сказать униженный, потому что его не забили до смерти. Тогда Георгий приказал принцессе связать змею поясом и отвести ее в город. Народ был удивлен возвращением царицы и, увидев змею, в ужасе стал расходиться. Георгий обратился к ним со следующими словами: “Не бойтесь! Если вы верите во Христа, в Которого я верю, то теперь вы увидите свое спасение. Затем он обезглавил змея мечом, а его труп вынесли из города и сожгли. Это чудо способствовало обращению жителей деревни в христианство.

      george_20170608_10.jpg

      Но в памяти народа Георгий Победоносец остался навсегда, благодаря спасению принцессы и целого города на территории современного Ливана от змея.

      В оригинальной иконографии дается следующее пространное описание сюжета, изображенного на иконе: “Чудо святого Георгия, избавившего девушку от змея, пишется так: Святой мученик Георгий сидит на белом коне с копьем в руке и поражает им змею в горло; змея выходит из озера, очень страшная и большая; озеро большое, на другой стороне озера гора, а на другой стороне озера молодая девушка, дочь короля, одетая в очень красивое королевское платье, она держит змею за пояс и несет ее в замок, а другая девушка закрывает ворота замка; Город окружен оградой и башней; с башни – царь, образ русских, младший брат и с ним царица, а за ними – боляре, воины и люди с топорами и копьями.

      Читайте также:
      Петербургская икона Святой Живоначальной Троицы: история, описание, фото

      george_20170608_11.jpg

      Поразив змею копьем, Джордж убил ее своим мечом в городе.

      Однако в большинстве случаев иконы представляют собой сокращенную композицию: конный воин поражает копьем змея и получает благословение от Христа или его руки с небес. Иногда на голове Георгия изображается ангел с короной в руках. Город часто изображается на иконах в виде башни. Отличительной особенностью русских икон, изображающих эту тему, является то, что Георгий поражает дракона копьем не в глаз, как в западной живописи, а в пасть.

      george_20170608_12.jpg

      Хотя большинство изображают его в момент победы над драконом, некоторые изображают его в момент мести.

      Но, как вы можете видеть, там было еще одно изображение. Еще более короткий. Победа всадника – это не покорение змея, а его смерть от меча конного христоподобного воина.

      Чудо Георгия о змие

      Богоматерь Одигитрия

      Богоматерь Одигитрия

      Архангел Гавриил

      Архангел Гавриил

      1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;
      2. Найдите выставку “Живопись в деталях”;
      3. Нажмите кнопку “Начать просмотр” и наведите камеру на картину;
      4. Прокрутите картины на компьютере и наблюдайте за происходящим на экране смартфона.

      Чудо со змеем, бывшее со святым великомучеником Георгием

      . В древности в Палестине был большой город под названием ГЕБАЛ; в нем жило много людей, которые поклонялись идолам. отвернулись . от Бога, и Бог отвернулся от них.

      Рядом с городом было большое озеро… Бог вознаградил их по их вере и делам: в озере появился огромный змей, который вышел из озера и пожрал горожан. Некоторые из них были убиты его свистом, другие были задушены и утащены в озеро. И пришла в город великая скорбь и печаль из-за этого зверя.

      Однажды все жители города собрались и пошли к своему царю, говоря: “Что же нам делать, ибо от этого змия зло погибнет? Царь ответил им: “Все, что боги сказали мне, я говорю вам….. Каждый из вас должен каждый день отдавать змею своего сына или дочь, пока не придет мое время; я тоже отдам свою единственную дочь…”. И пошли они и исполнили повеление царя одно за другим, от высших князей до низших, и каждый день отдавали своих детей змею у озера…..

      Когда все жители бросили своих детей… призвав свою единственную дочь, царь одел ее в пурпурную одежду и, поцеловав ее и горько плача, приказал вести ее на смерть от змеи.

      Георгий, мученик за веру Христову, почитаемый Небесным Царем, был почтен Небесным Царем как воин и в жизни, и в смерти. по Божественному соизволению. Мученик в тот же час оказался на том месте простым воином, идущим с битвы и спешащим в родные места.

      Святой Георгий Победоносец

      Когда великий и славный мученик Георгий увидел на берегу озера молодую девушку, он спросил ее: “Что ты стоишь здесь, девушка? Она ответила ему: “Уходи отсюда, мой господин, уходи отсюда скорее, иначе я умру насильственной смертью”. Джордж ответил и сказал девушке: “О чем вы говорите, мисс? Здесь есть грабители или что-то другое?” Девушка сказала: “В этом озере обитает страшный змей; молю тебя, господин мой, уйди отсюда: я вижу твой прекрасный вид, твою молодость, твое сияющее и прекрасное лицо, и молю тебя: Уходи скорее, чтобы не погибнуть от насильственной силы”.

      И тотчас поднял раб Божий глаза свои к небу и молился, говоря: “О, Боже милостивый и дающий жизнь всему сущему, не имеющий конца и начала, создавший время и годы… яви мне древние милости Твои и положи к ногам моим зверя сего, чтобы все увидели и уверовали, что Ты один есть Бог, и кроме Тебя мы не знаем другого. И когда святой и великомученик Георгий говорил это, с неба раздался голос: “Георгий, дерзай, голос твой не будет тщетен, когда ты просишь.

      Читайте также:
      Похвала Пресвятой Богородице: история, описание, фото

      Святой великомученик и победоносец Георгий

      Через мгновение женщина закричала: “Беги! Внизу свистит змея”. Слегка отпрянув, святой Георгий, страдающий за веру во Христа, увидел, как из бушующего озера вышел змей. Он поднял голову, как свод, затем открыл пасть, похожую на бездну, и с ревом приблизился к святому и деве. Тогда святой Георгий начертал на земле знак Христа и сказал: “Во имя Иисуса Христа, Сына Божия, повелеваю тебе покориться и следовать за мной”. Змей мгновенно пал к его ногам под силой Божией и великомученика Георгия.

      ” Сними пояс твой и поводья моего коня, и ими свяжи голову змея, и подтащи его, и иди в город”, – сказал великомученик деве. И она сделала то, что повелел ей святой и великомученик за веру Христову Георгий. Он шел за ней, как страшный змей, таща ее на заклание, как овцу. А девочка тащила его, радуясь и веселясь.

      Георгий Победоносец побеждает змея

      В тот день она, ее отец и мать много плакали. Но когда они вдруг увидели, что девушка тащит змею, а чудотворец святой, великомученик и мученик Георгий идет впереди, то ужаснулись и убежали. Святой и великомученик за веру Христову и чудотворец Георгий воскликнул громким голосом, говоря: “Не бойтесь! Вы увидите теперь свое спасение, если уверуете во Христа, в Которого я верую”. Царь же вышел ему навстречу и сказал ему: “Как имя твое, господин мой?”. И он ответил: “Меня зовут Георгий”. Тогда весь народ выразил то же чувство, говоря: “Тобой мы веруем в единого Бога Всемогущего, в единого Сына Иисуса Христа и Святого Духа”. После этого святой и великий чудотворец Георгий протянул руку, достал свой меч и отрубил свирепому зверю голову. Увидев все это, царь и все жители немедленно пришли и поклонились ему, восхваляя Бога и своего благодетеля, великого чудотворца Георгия.

      Чудо Георгия о змие

      И построил царь церковь во имя… великомученика и страдальца за веру Христову Георгия, и украсил эту церковь золотом, серебром и драгоценными камнями. И он приказал отмечать его в месяце апреле, в двадцать третий день.

      Какого змея убил Святой Георгий

      Какого змея убил Святой Георгий

      В нашем воображении рыцарь-мученик Георгий – это святой, который убивает дракона, но самые старые изображения рассказывают совсем другую историю.

      Дракон, как символ зла и язычества, часто появляется в историях о средневековых святых. Список святых, убивающих драконов, очень длинный: Теодор, Сильвестр, Маргарет и Марта (которая, однако, только-только приручила монстра) – это только самые известные. Архангел Михаил боролся с этим вестником Апокалипсиса. Но ни один из этих истребителей драконов не был объектом такого всеобщего почитания, как святой Георгий, избранный покровителем Англии, Португалии и многих других стран.

      Он известен только как каппадокийский солдат, мученически погибший при Диоклетиане; он не известен ни в одном другом историческом источнике. Поэтому каждый рассказ о нем содержит исторические дополнения, которые приукрашивали первоначальную картину на протяжении веков.

      Какого змея убил Святой Георгий

      Традиционная иконография святого Георгия сосредоточена на чуде убиения дракона, его самом известном подвиге. Как повествует Якобус де Ворагин в “Золотой легенде”, это событие хорошо известно: город осаждало страшное чудовище, и, чтобы отвадить его, горожане тянули жребий, решая, кого из младших в городе принести в жертву чудовищу.

      Когда дочь короля была выбрана, появляется Святой Георгий на своем коне и умудряется обезвредить дракона (эта сцена была увековечена художниками). Затем он предлагает принцессе связать прирученного дракона и привести его в город: став свидетелем этого удивительного события, король и все жители принимают христианство, и, наконец, дракон погибает.

      На протяжении XII века образ борьбы с сатанинским существом становится все более распространенным по всей Европе. Западная иконография этого святого основана в основном на этом эпизоде, в то время как другие чудеса и его мученичество упоминаются редко: дракон становится его определяющей характеристикой. Однако его изображения не всегда основывались на этой модели: на самом деле, в начале его культа дракона не было ни в одной из его историй, не говоря уже о его изображениях.

      Читайте также:
      Мироточивая икона Александра Невского: история, описание, фото

      В Армении, в церкви Святого Креста, построенной на острове Акдамар, было обнаружено изображение святого Георгия, датируемое X веком. Георгий выделяется среди трех святых, изображенных на этом барельефе. Святой Сергий убивает зверя (в центре), а святой Феодор, по-видимому, борется с драконом (слева).

      В то время святым истребителем драконов был Теодор, святой рыцарь, который, как известно, победил чудовище еще в 7 веке. Поэтому в раннем Средневековье драконы ассоциировались только с этим святым. В последующие века художники продолжали изображать Святого Теодора с драконом (как на статуе над колонной на площади Сан-Марко в Венеции), но эта иконография становилась все более редкой.

      До 11 века не было никаких рассказов о том, что Святой Георгий убил дракона: его просто почитали как воина-мученика, обратившего неверных. Поэтому традиционным его изображением до тех пор был рыцарь, пронзающий человека копьем, символ языческих гонений и ереси.

      С этого момента в восточной культуре возникла легенда о том, что святой Георгий тоже столкнулся с чудовищем, возможно, благодаря этим иллюстрациям. На самом деле, на фресках и барельефах святой всегда изображался вместе с Феодором, сражающимся с драконом: художники раннего Средневековья иногда изображали двух святых, убивающих одного змея на двоих.

      Дракон со временем стал ассоциироваться с Георгием. Впервые записанный в XI веке, этот эпизод содержит все уже известные нам элементы: озерное чудовище, спасенная из его пасти принцесса, укрощение дракона, ведущее в город, и обращение его жителей. История о святом Георгии и драконе распространилась повсюду, но она еще долго оставалась бы привязанной к восточным регионам, если бы не крестовые походы.

      Как покровитель крестоносцев, никто более не мог представлять христианство, чем святой Георгий, святой, освободивший регион от неверных. С быстрым распространением культа святого Георгия изображение рыцаря, убивающего дракона, распространилось и по Европе – самый ранний пример в Англии датируется началом двенадцатого века. Если в восточных регионах чудовище больше походило на змею, то его версия, принесенная на западные земли крестоносцами, увеличилась в размерах, обрела лапы и крылья и превратилась в дракона, которого мы все знаем.

      Поразивший змия

      6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых, великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано множество легенд, но эти легенды не всегда согласуются с другими преданиями. В иконографии святого встречаются отсылки к историческим мотивам, церковным преданиям и народным сказкам.

      Святой Георгий. 14 век. Византийский музей, Афины

      Мартир-губернатор

      Культ святого Георгия возник в Палестине, в Лидде (Диосполисе), где его гробница почиталась с древности, а затем распространился по всей христианской экумене. Уже в 5 веке в Риме была построена церковь во имя Святого Георгия, где хранилась часть его тела, а также копье и штандарт. В это время начали формироваться агиография и сакрализация. О святом Георгии сохранилось мало исторических сведений, но рассказ о его мученической смерти содержится в венском манускрипте 4-5 века. Сохранились также папирусные фрагменты Деяний Георгия 6-го века.

      Сначала Георгий предстает как исповедник христианства, защищающий свою веру перед императором Диоклетианом (в народных сказаниях перед неверным царем Дадианом), но со временем формируется образ Георгия как защитника слабых и угнетенных, что наиболее выражено в истории о борьбе со змеем и освобождении юной девы. В древнейших легендах Георгий побеждает змея не оружием, а молитвой. После победы над змеем он крестит людей, и их вера укрепляется благодаря его проповеди.

      По преданию, святой Георгий жил в третьем веке в Каппадокии (по другим версиям – в Палестине). Он был сыном богатых и знатных христианских родителей, и его отец умер как мученик за Христа, когда он был еще ребенком. После смерти матери он поступил на военную службу в возрасте 20 лет. Одаренный умом, мужеством, физической силой и красотой, Георгий поднялся до высокого положения, став военачальником, приближенным к императору Диоклетиану. Но когда начались гонения на христиан, Георгий отправился к императору, объявил себя христианином и осудил Диоклетиана. Он был арестован, жестоко замучен и обезглавлен в 303 (304) году.

      Читайте также:
      Троица ветхозаветная : история, описание, фото

      Святой Георгий, побеждающий дракона. Паоло Уччелло. XV век. Лондонская Национальная галерея.

      (“Битва за Новгород и Суздаль”). Икона Богоматери Знамение совершила чудо. Середина XV века, Государственная Третьяковская галерея

      Изображение святого Георгия со спасенным юношей. Икона 16 века. GIM

      Покровитель аристократии.

      Церковь почитает святого Георгия как великомученика. По всему миру мы находим его изображения на иконах и картинах, в храмовой росписи и книжной миниатюре, на крестах и панагиях, в геральдике и скульптуре.

      Самые древние изображения святого Георгия сохранились в Египте: фреска на колонне северной церкви Бауита и энкаустическая икона Богородицы на троне с архангелами и святыми Феодором и Георгием из монастыря Святой Екатерины на Синае. Оба изображения датируются 6 веком. На фреске Святой Георгий изображен как воин, в полном вооружении, с поднятым мечом, а на иконе – в белой тунике, держа в руке крест.

      Основная иконография святого Георгия сформировалась в Византии, где он был очень почитаем. Византийские императоры, часто происходившие из военной знати, считали святого Георгия своим покровителем. Во времена династий Комнинов и Палеологов его изображения появлялись на монетах и печатях.

      В византийском искусстве образ воина Георгия с его доспехами, щитом, мечом и копьем ассоциировался с символами мученичества, крестом и красным плащом. С самых ранних изображений его внешность приобретает узнаваемые и неизменные черты: это безбородый юноша с красивым лицом и вьющимися волосами. Георгий часто изображается вместе с другими мучениками-воинами Димитрием Фессалоникийским, Феодором Тироном, Феодором Стратилом и другими.

      В конце двенадцатого века встречается иконографический вариант святого Георгия на троне, но они редки. Также редко встречается изображение Георгия в молитве, когда святой изображен в трехчетвертном повороте перед Христом, с поднятыми в молитве руками. Существует изображение поствизантийского периода под названием “Кефалофорос”, на котором святой изображен с отсеченной головой. 16-17 века были периодом популярности этой версии на Крите.

      Чудо святого Георгия о змее. Новгород. XV век. Русский музей в Санкт-Петербурге.

      Святой Георгий. Икона XII века из монастыря Святой Екатерины на Синае.

      Святой Георгий. XI век. Новгород Великий. В настоящее время он находится в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле.

      Однако изображение Георгия на коне, убивающего змея (“Чудо Георгия о змее”), стало самым популярным среди христиан. Ранние иллюстрации этого типа были найдены на пещерных храмах Каппадокии, в долине Гереме (конец IX – начало X века). Георгий-змееборец стал особенно популярен в 14 веке, когда почитание святых воинов приобрело значение духовного сопротивления туркам-османам, угнетавшим христиан на Балканах. Святой Георгий изображается верхом на юноше, спасенном из плена в этот период (“Чудо святого Георгия с юношей”).

      История о “змее Джордже” имеет множество вариантов. Например, в греческих версиях истории чудо описывается как единственное прижизненное, в то время как в славянской традиции считается, что оно было посмертным.

      История гласит, что недалеко от места рождения святого Георгия, близ Бейрута (в различных текстах из страны Палестина называется Ласия или Гевал), жил змей, пожиравший людей. Из страха перед чудовищем жители региона решили периодически тянуть жребий, кто съест молодого мужчину или женщину. Однажды нарисовалась дочь правителя. Ее отвели на край озера и привязали. В ужасе она ждала появления змеи. Когда страшное чудовище вышло из озера и стало приближаться к ней, Георгий внезапно появился на белом коне, поразил змея копьем и спас девушку. Он не только предотвратил уничтожение людей в Бейруте, но и обратил языческих жителей этой страны ко Христу.

      Читайте также:
      Троица ветхозаветная : история, описание, фото

      “Чудо о змее хорошо известно во всех христианских странах, но особенно там, где была сильна народная традиция: в Малой Азии, Южной Италии, Грузии и Древней Руси. Особое почитание святого Георгия широко распространено в Грузии, где он считается небесным покровителем страны, чье собственное название происходит от имени Георгий. Почти во всех грузинских церквях есть изображения святого, сцены из его жизни и чудеса. Перевод Жития святого Георгия на грузинский язык был сделан в 9 веке, а разработанный иконографический цикл жития святого появляется в грузинском искусстве уже в 11 веке. Возможно, это связано с тем, что святая Нина, просветительница Грузии, также была уроженкой Каппадокии, и, по преданию, Нина и святой Георгий были родственниками. Одним из самых ранних изображений Святого Георгия является рельеф конца VI века на небольшой стеле из Брдадзори (Картли, Восточная Грузия). На западном фризе храма Мартвила (VII век) есть изображение всадника на коне, поражающего человеческую фигуру, которое исследователи также считают образом Святого Георгия. Однако это сомнительно, поскольку данный иконографический вариант соответствует святому Димитрию Солунскому, а не святому Георгию.

      Чудо Георгия Змеевика с житийными печатями. Новгородская икона XIV века. Русский музей.

      Георгия “Чудо о змие”. Георгиевский собор в Старой Ладоге содержит фреску XII века.

      Любимый праздник русских принцев

      В Древней Руси великомученик Георгий также высоко почитался. Он считался покровителем князей и воинов. Многие русские князья носили его имя. Так, сын Владимира Святого, крестителя Руси, киевский князь Ярослав Мудрый был назван в крещении Георгием. Он поставил в Киеве храм в честь своего небесного покровителя. Этот храм был освящен митрополитом Илларионом 26 ноября 1051 года, а день осеннего празднования святого Георгия был назван Георгиевским днем. В киевском соборе Святой Софии, построенном Ярославом Мудрым, северный придел освящен в честь святого Георгия, и в нем хранится самый ранний из житийных циклов великомученика (40-е годы XI века). В подражание византийским императорам Ярослав приказал изобразить святого Георгия на серебряных пластинах и печатях. На одной из сохранившихся печатей можно увидеть полуфигуру воина и греческую надпись: “Господи, помоги рабу твоему Георгию, архонту”.

      Как ранняя русская икона Святого Георгия, образ подчеркивал его силу, красоту и веру. Именно такое изображение на двусторонней иконе Успенского собора в Московском Кремле 11 века. Святой готов умереть за веру. На этом изображении он показан стоящим по пояс в доспехах, с мечом в левой руке и копьем в правой, с плащом мученика, задрапированным на плечах.

      Помимо архетипической иконы Святого Георгия (ныне в Третьяковской галерее) из Новгорода, икона Святого Георгия из Юрьева монастыря также была вырезана в 1119 году Мстиславом Владимировичем, правнуком Ярослава Мудрого, который также получил свое имя в качестве крестильного имени. (230 x 142 см). Святой стоит в полный рост, держа в правой руке копье, в левой – меч, через левое плечо перекинут круглый щит. На протяжении всей своей жизни Георгий носит золотой венец.

      Юрий Долгорукий, глава династии владимиро-суздальских князей и основатель Москвы, также считал мученика Георгия своим покровителем. В 1152 году он заложил первый камень в основание церкви Святого Георгия во Владимире. Изображение Святого Георгия украшало княжескую печать Юрия Долгорукого.

      Георгий на коне изображен на фасаде Димитриевского собора во Владимире (1290-е годы). Во время правления владимирского князя Георгия Всеволодовича в Юрьеве-Польском был построен Георгиевский собор (1230-1234).

      Святой Георгий, XIII век. Музей истории и этнографии Сванетии, поселок Местия края Самегрело и Земо-Сванети, Грузия

      Святой Георгий, XIII век, Византийский музей, Афины.

      Чудо святого Георгия со змеей. Псковская школа XVI века. Государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей города Пскова – заповедник.

      Читайте также:
      Петербургская икона Святой Живоначальной Троицы: история, описание, фото

      Чудо Святого Георгия против змея. XVI век. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

      Егори-Валиенте.

      Кроме того, фреска из Староладожского собора Святого Георгия датируется домонгольским периодом. Георгий верхом на коне изображен на картине 1164. Как обычно, царевна не поражает змея, а только топчет его. Змей ведется царевной на поводке, как на колеснице. Это необычное толкование отсылает нас к русскому духовному стиху о Егории Храбром, в котором освобожденная царевна помогает Георгию укротить змея, обвязывая его шею своим шелковым поясом. В данном случае мы также видим, что змея как символ зла не побеждена, а приручена, и что зло искореняется путем изменения, а не уничтожения существа. Не случайно народные легенды приписывают Егорию Храброму “утверждение православной веры на Руси” и устранение басурманской религии.

      В домонгольский период, характеризующийся высокой княжеской культурой, преобладают образы Святого Георгия как мученика-воина и покровителя князей и воинов. В период татарского ига христианская вера глубже проникла в народ, и стал преобладать образ святого Георгия, змееносца, который выражал чаяния народа с помощью небесных заступников.

      Новгород был особенно предан святому Георгию, и он даже считался одним из покровителей города. Согласно летописям, Георгий освободил новгородцев от осады чуди. На знаменитой новгородской иконе “Чудо от иконы Знамения” святой Георгий вместе с другими святыми воинами во главе конницы отгоняет суздальские полки от городских стен.

      Один из самых ранних и ярких примеров – новгородская икона первой половины XIV века. В ней сочетаются исторический и фольклорный пласты жития: “Чудо Георгия о змие” помещено в центральной панели и окружено 14 житийными сценами. Святой Георгий представлен здесь как народный герой, одновременно христианский мученик и небесный воин и спаситель. Его фигура хрупкая и изящная, напоминающая ангела во всем своем юном облике. Конь и всадник легко парят, не касаясь земли. Здесь, как и на ладожской фреске, царевна ведет змея на стременах. Клейма на полях подробно изображают сцены мученичества. Может показаться, что сцены мученичества изображены абстрактно, но для жителей Древней Руси этот образ читался через призму народных сказаний, в которых неоднократно и очень поэтично воспеваются подвиги Егория Храброго.

      Герб, орден и копейка общая

      Начиная с XV века, иконография Святого Георгия Змееборца обогащалась новыми деталями, делая ее более сложной. Георгий появляется в небесном сегменте или с изображением благословляющей правой руки Христа, парящего ангела или двух ангелов, возлагающих венки на его голову. На некоторых иконах из городских ворот навстречу Георгию выезжает конное войско.

      На протяжении многих веков иконописцы, скульпторы и художники изображали Святого Георгия. Его образ украшает герб Москвы со времен Ивана III. В 16 веке Святой Георгий появился на русских монетах. Даже само название “копейки” связано с образом великомученика, ведь солдат с копьем назывался на Руси копейщиком. Орден Святого Георгия был высшей наградой для солдат и унтер-офицеров в дореволюционной России. Образ молодого воина, отдающего свою жизнь за Христа и готового сразиться со страшным змеем, и сегодня вдохновляет иконописцев. Картина “Святой Георгий” современного иконописца Дмитрия Хартунга сочетает в себе черты канонических икон с отголосками античности.

      «О, великий воин! Защитник и заступник всех христиан, святой Георгий! Услышь слова молитвы нашей с небес, наполни души наши верой, тела нашисилой, и придай нам
      упорства! Отгони прочь болезни, сохрани дома наши целыми и невредимыми. Защити от недругов и напастей разных. Да прославим мы святейшее имя Твое, о великомученик Георгий! Да будет на все воля Господа. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Отныне и во веки веков. Аминь».

      Рейтинг
      ( Пока оценок нет )
      Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
      Добавить комментарий

      ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: