Что такое Церковь – суть и понятия учения

Пророчество о Церкви Христовой В последние дни гора дома Господня сделается главою гор и превознесется над холмами, и потекут к ней народы.2 И придут многие народы и скажут: “Пойдем, взойдем на гору Господню и в дом Бога Иакова, чтобы Он научил нас путям”.

Г. Понятие и значение Церкви.

Церкви основаны на неподвижной скале веры, которая представляет нашего Спасителя и Господа Иисуса Христа, и наделены непреодолимой духовной силой (Матфея 16:18). Уже с первого обетования о создании Церкви Господь называет ее Своей: “Я создам Церковь Мою”. Это Божественное обетование является основой неизменного самосознания Церкви, которая всегда, через своих апостолов, учителей и проповедников, возвещала миру о своем Божественном происхождении.

Если, как говорит апостол, “вера приходит от слышания, а слышание от слова Божия” (Римлянам 10:17), то Церковь берет свое начало в призыве Бога: термин ekklisia, уже в Евангелии, происходит от глагола ekkaleo, что означает “звать”, “призывать”.

С самого начала христианства слово ekklisia, использовавшееся в дохристианские времена как термин для обозначения религиозных собраний, относится исключительно к христианской церкви.

В Священном Писании члены Церкви Христовой, призванные Богом, обозначаются более или менее равнозначными понятиями, перекликающимися с Ветхозаветным словоупотреблением: “народ Божий”, “народ святой”, “люди, взятые в удел Богом”, “избранный род”, “святое священство”, “царственное священство” и т.д. (1 Петр. 2,5 и 9-10; Рим. 9,26; 2 Кор. 6,16; Тит. 2,14; Деян. 15,14; Евр. 4,9; 10,30; Откр. 18,4; 21, 3 и др.). Кроме того, книга Деяний Святых Апостолов и Апостольские послания часто именуют членов Церкви Христовой “святыми” или “призванными святыми” (Деян. 9, 13, 32, 41 и
т.д.; 1 Кор. 1,2; 2 Кор. 1,1; Ефес. 1, 1; Фил. 1,1 и т.д.). Все эти наименования указывают на те непреходящие идеалы, к которым должны стремиться члены Христовой Церкви во все времена. Указанными здесь обозначениями членов Церкви Христовой отнюдь не исчерпывается все многообразие высказываний Священного Писания, относящихся к созданию Церкви Богом, к ее жизни и к ее назначению.

Таинственное и сверхъестественное содержание понятия “Церковь” раскрывается в Священном Писании через различные конфессии.

Божье созидание включает в себя Церковь, которая известна как Божий храм, Божий дом, Божья обитель, Божий город и небесный Иерусалим (I Пет. 2:5; 1 Кор. 3:9 и далее; 2 Кор. 6:16; Гал. 4:26; Еф. 2:19-22; 1 Тим. 3:15; Евр. 3:6; 12:22; Откр. 21:10 и далее).

Когда Писание говорит о жизни церкви, оно в первую очередь определяет ее как тело Христа. (Учение о церкви как о теле, главой которого является Христос, встречается в посланиях Павла – 1 Кор. 10:17; 12:13-27; Еф. 1:22-23; 4:15-16; 5-30; Кол. 1:18; 2:17-19; Рим. 12, 4-5).

Говоря о совершенстве Церкви, Писание называет ее невестой Христа и матерью верующих (Еф 5:23-32; Гал 4:28-31; Откр 12:1-17; 21:9-23; 22:17).

Церковь включает в себя не только тех, кто живет на земле, но и тех, кто находится в духовном мире; земная Церковь, согласно учению Священного Писания, тесно связана с Церковью небесной (Евреям 12:22-23). В духовном единстве земной Церкви с небесной лежит гарантия исполнения всех Божественных обетований, данных Церкви в целом.

Основные атрибуты и характеристики Церкви, которыми определяется ее значение в жизни христиан, даны в словах Символа веры: “Верую во единую, святую, кафолическую и апостольскую Церковь”.

A) Понятие церкви

Получив благодать Св. Духа в день Пятидесятницы, малое стадо учеников Христовых стало Церковию. Первые страницы церковной истории свидетельствуют о том, что христиане с самого начала сознавали себя в виде единомысленной и единодушной общины людей, призванных Самим Богом из среды их соплеменников и единоверцев. “Из посторонних же никто не смел пристать к ним” (Деян. 5,13). Когда Церковь Христова вышла из Иерусалима и Апостолы начали свою всемирную проповедь Евангелия, то они, по существу дела, занимались тем, что раздвигали первоначальные границы единой Церкви все шире и шире, делая членами этой единой Церкви представителей различных национальностей. В этом единстве Церкви, пребывающей в разных местах и включающей в себя множество людей, совершается и исполняется Божественная воля, многократно возвещенная и в Ветхом и в Новом Завете и с предельной ясностью выраженная в Первосвященнической молитве Христовой: “Отче Святый, соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы. Не о них же молю только, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едины: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино” (Иоан. 17, II, 20-21. В основу единения членов Церкви Христос полагает любовь, а идеал Церкви указан в единосущии Лиц Пресвятой Троицы. Единство Церкви основано на возглавлении ее Единым Главою Христом (Еф. 4, 15-16), на единстве Богопреданного вероучения и на единстве пребывающей в Церкви благодати (Еф. 4,5).
Необходимо отметить, что в древней Церковной практике различия в церковных обрядах и в местных обычаях не считались нарушением единства Церкви, а принадлежность к христианству всегда понималась не только как признание учения Христова, но и как органическая принадлежность к Церкви.

Хотя в Новозаветных книгах слово ekklisia часто употребляется для обозначения отдельных Поместных Церквей, весь контекст Апостольских Писаний свидетельствует об изначальном, живом и отчетливом самосознании Церкви, как цельного и единого по своей природе организма, без которого немыслимо бытие отдельных общин.
Взаимоотношения членов Церкви с самого начала были проникнуты взаимной органической связью, которая в своем наиболее упорядоченном выражении осуществлялась в церковной иерархии. Вся духовная атмосфера первоначального христианства была проникнута идеей единой Церкви, члены которой, хотя и рассеяны в мире, но благодатию Божией соединяются в общении любви. Это учение об органическом, взаимно обусловленном и жизненно необходимом единстве членов Церкви, изображаемое в Апостольских Писаниях, было впоследствии развито св. Отцами. В их творениях мы имеем подробное изложение учения о Церкви единой и единственной, учрежденной для всех христиан и имеющей Божию силу, для объединения спасаемых в Духе Святом.

Читайте также:
Троица - суть и понятия учения

Спасение людей от греха, отдалившего человека от Бога, является целью пришествия Сына Божьего в мир. Осуществление этой Божественной цели происходит путем восстановления нарушенного союза человека с Богом, а завершением этого пути является обожествление человека в вечной жизни. Через Дух Божий все эти дела спасения совершаются в Церкви Христовой. Церковь – это не просто мимолетная группа людей, разделяющих определенную веру и определенную организацию, но мистический организм Бога и человека, руководимый Господом Иисусом Христом и оживляемый Святым Духом.

б) Значение Церкви
(Определение этого понятия)

Значение Церкви для ее членов определяется ее святостью. Эпитет, наиболее часто используемый древними христианскими писателями в связи со словом ekklisia, – agia, святой. Как следствие, определение Церкви как святой никогда не было синонимом земной церкви, состоящей исключительно из святых. Обращение к членам Церкви, живущим на земле, с самыми высокими идеалами святости всегда сопровождалось вестью о покаянии. Каждый член Церкви может иметь разное нравственное состояние. Церковь видит свою задачу в воспитании своих членов к совершенству в исполнении Божьей воли, и Божественная воля Церкви состоит именно в том, чтобы “освятить ее”, “представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна” (Еф. 5:26-27). То, что она является Телом Христа, делает ее святой. Грехи, совершенные ее членами, не распространяются на Церковь. Святость Церкви на земле заключается не в раз и навсегда достигнутой святости всех ее членов, а в том, что всем членам Церкви Бог открывает путь освящения, идя по которому они приобщаются к святости Божественной благодати, укрепляющей человеческие души в борьбе с грехом и искушением.

Только участие в жизни Церкви может дать освящение ее членам, ибо Церковь Христова есть “полнота Наполняющего все во всем”. (Еф. 1:23). Литургическая фраза “Святой к святому” отражает реальность освящения, которое делает человека причастником святости. Каждый несовершенный человек, живущий в общении с Церковью, призван участвовать в трапезе Господней. Господь дал Церкви власть не только призывать, учить и руководить, но и исцелять души людей, пораженные грехом. Эта сила исцеления принадлежит Церкви по Божественному повелению (Матфея 10:1; Марка 3:15; 6:7; Луки 9:1). Именно Церковь воплощает это повеление в жизнь благодаря освящающей благодати, данной Господом, которая всегда исцеляет слабых и восполняет истощенных. Именно в этом контексте Церковь берет на себя роль божественного целителя, когда имеет дело с нравственно больными людьми. Если Церковь – целительница, то ее задача – исцелять нравственные немощи своих членов с помощью Божьей благодати. Когда Церковь пыталась прояснить и раскрыть учение об освящающей благодати, пребывающей в ней, она критиковала и отвергала заблуждение тех, кто определял Церковь как состоящую только из совершенных святых. Она осталась верна апостольскому предупреждению: “Если мы говорим, что не имеем греха, то обманываем самих себя, и истина не в нас”. (1 Иоанна 1:8). В рамках этих усилий Церковь также отвергла представление о том, что действительность и святость церковных таинств определяется и обуславливается святостью священнослужителя. Церковное чтение утверждает, что таинство освящения не является собственностью отдельного человека, но принадлежит всей Церкви. Когда священнослужитель законно рукоположен и законно исполняет свои обязанности, он совершает таинства не в силу своих собственных качеств, а в силу божественной власти, данной Церкви Христом.

Земная Церковь, как Его Тело, свята в Его святости, как Его Тело, и она способна освящать силой Божественной благодати всех, кто ищет освящение.

В силу неразрывного союза Церкви земной с Церковью небесной, святость и молитвы святых Божьих, составляющих “Церковь первенцев, написанных на небесах” (Евр 12:23), способствуют обильному и полному духовному плодоношению Церкви Божьей на земле (1 Кор 3:9). Пресвятая Мать – венец и слава всех святых, прекраснейшая из херувимов и лучезарнейшая без сравнения с серафимами, бесчисленное множество святых Божиих, известных и неизвестных миру, являются образцом для достижения и усвоения святости, доступной человеческой природе. Господь также призывает всех верующих к святости (1 Петра 1:15) и венчает Своим даром благодати даже тех, кто впервые приходит к Нему “в одиннадцатый час”. (Матф. 20:1-16).

C) Роль CERC в качестве координатора программы.

Под соборностью Церкви подразумевается ее кафоличность. Соборность, кафоличность – это действенное выражение единства Церкви в живом многообразии ее бытия и в полноте ее вселенского опыта.
Вместе с тем, соборность – зто синтез авторитета и свободы в объединяющей любви. Единая в себе и единая для всех Церковь проявляет себя, по отношению к своим членам, как общее, всех объединяющее и собирающее начало, как соборный принц. Соборность или кафоличность – зто историческая реальность жизни Церкви, как одушевляемого Духом Святым Тела Христова.

Единство реализуется в живом опыте собирания и объединения многих; отдельные люди, принадлежащие к Церкви, объединены в своей общине, общины объединены в Поместной Церкви, а единство Поместных Церквей реализуется во Вселенской Католической Церкви, которая живет в этом вселенском единстве. Таким образом, каждый член концилиарной Церкви объединен в благодатном единстве со всей Церковью. Только те, кто отделяет и исключает себя из концилиарного общения, лишены Святого Духа.

Читайте также:
Православное богослужение: суточный круг - суть и понятия учения

Церковные советы, включая экуменические и поместные, представляют, в частности, синодальность. Чтобы эффективно функционировать, церковные соборы должны стремиться к общему решению фундаментальных вопросов, что проявляется в живом кафолическом самосознании Церкви.

Во все времена бытия Церкви на земле ее самосознание проявляется и осуществляется в ее кафоличности, в соборности, основанной на том единении верующих, которое восходит к единодушию апостольской общины (Деян. 1,14). Церковь не чуждается всего того, что есть доброго в окружающем ее мире. Церковь Христова существует повсюду и для всех. Целью кафолической, собирательной деятельности Церкви является созидание Божиего Царства. Собирая и объединяя людей, ищущих спасения, Церковь слагает возрастающий духовный опыт ее членов в свою сокровищницу и делает его общим достоянием. В этой готовности делиться своими духовными сокровищами со всеми желающими, во всей своей практической деятельности, в молитвах и священнодействиях Церковь осуществляет свою заботу о строительстве Божиего Царства и о спасении всех людей.

г) Непогрешимость Церкви
выраженная ее иерархией
на Вселенском соборе

Сфера непогрешимости Церкви – это вероучение и нравоучение. Чистый и подлинный источник церковного учения – апостольская проповедь, совершаемая по повелению Господа. Христос заповедал соблюдение истины апостолам, апостолы – своим преемникам – епископам. Таким образом Церковь, пребывая в верности Христову учению, в непрерывном преемстве своих епископов сохраняет эту истину в неповрежденном виде. Истина пребывает в Церкви до скончания века благодаря непрерывному преемству благодатной жизни и, в частности, благодаря преемству епископов. С этой точки зрения преемство епископов является важной гарантией неповрежденности истины, содержимой и проповедуемой в Церкви. Церковь, будучи “Столпом и утверждением Истины” (1 Тим. 3,15), всегда мыслила себя непогрешимой хранительницей и истолковательницей Божественного Откровения.
По церковному учению, благодатный дар сохранения истины неразрывно соединен с богоучрежденным непрерывным преемством епископов.
Непогрешима только Церковь, а выразительницей ее непогрешимости является во всей своей совокупности ее иерархия, представленная на Вселенском Соборе. Не следует забывать, при этом, что Церковный Собор является выразителем голоса всей Церкви – не только ее иерархии, но и мирян, ибо и мирянам, церковному народу, вверено участие в хранении истины. Единомыслие тех, кому вверено учение и управление в Церкви, т.е. епископов, должно быть непременным условием непогрешимости Собора. Епископство, разветвленное в единодушном лике многих епископов, по существу, одно. Сообщаясь с другими епископами, единодушествуя с ними, каждый отдельный епископ является носителем вселенского священства. “Епископство одно и нераздельно, и каждый епископ участвует в нем при общем согласии” (Св. Киприан, “О единстве Церкви”, гл.5). Таким образом, точное следование истине и непогрешимость решений принадлежит совокупности епископов Вселенской Церкви, озаряемых благодатию Св. Духа. Если Вселенский Собор является самым реальным осуществлением идеи единства епископата, то полное равенство всех епископов при соборном решении дел является необходимым условием нормальной деятельности Собора.

Накапливая согласие всего епископата, каждый отдельный епископ будет защищен от ошибок, а Церковь – от разделений. Вселенский Собор Церкви Христа имеет огромное значение и высочайший авторитет.

Слова Христа: “Я с вами во все дни до скончания века” (Матфея 28:20), заверяют нас в истинности таких решений. Это Божественное обетование, данное в лице апостолов всем их преемникам и продолжателям их дела, свидетельствует о том, что все повеления, данные Господом святым апостолам, а через апостолов и их преемников епископам, исполняются по благословению и силой Божьей.

Читайте также

Священство (иерархия, от греч. . – священный и . – принцип) в Церкви, “как особый порядок лиц, наделенных правом учить”,

О вере Христа и Церкви 1.108. К Е.М. Мы уверены, что без Господа нет ничего, что было, что стало. Мы благодарим Бога, дающего все, и Господа нашего Иисуса Христа, дарующего недостойным вечную жизнь на небесах и побеждающего смерть и ад на земле,

Что такое Церковь?

Некоторые думают, что это некая ассоциация, организация, благотворительное общество, некая правильная идеология, имеющая экономическое преимущество и большое богатство. Многие считают, что Церковь – это экономическое учреждение, прибыльное предприятие, которое обманывает невежественных и беспомощных людей. Другие опять же думают, что в Церкви можно пообщаться, завести новые знакомства, друзей, найти работу, что здесь можно спешно удовлетворить свои духовные потребности или исполнить свой религиозный долг, чтобы избавиться от пробуждающихся время от времени вопросов совести.

Что такое Церковь? Поиск ответов

Церковь – это материнское объятие, Тело живого Христа, собрание народа Божьего в его единстве. Сущностью Православной Церкви не является сложное богословие для немногих, благообразная философия, бесплодная этика, жестокая и бесчеловечная нравственность, состоящая сплошь из обязательств и запретов. Православие есть истина, свобода, любовь, искупление, умилостивление, спасение и радость. Обычно мы говорим о деятельности Церкви, не затрагивая самой ее сути.
Церковь богодарована, она основана на крови Христа и мучеников. Ее основание прочно, она не боится всякого рода сильных подземных бурь, а смело идет против ветра, врагов и преследователей. Хозяином Церкви, как говорил Святогорец отец Тихон, является Святой Дух, утверждающий институт Церкви. Святой Дух постоянно бодрствует, возносится, вдохновляет, благовестит, охраняет и укрепляет верующих, духовенство и весь благочестивый народ. Кроткие и страстные молитвы верующих соединяют землю с небом и не дают человеку разочароваться, впасть в уныние, заболеть душой и ослабнуть.

Что такое Церковь Христова?

Молитва не может быть частным и уединенным делом – никогда! Молящийся соединяется с Христом и со всеми членами Церкви. Это не позволяет ему находиться в изнуряющем одиночестве. Лучше всего это проявляется в богослужении и в сознательном участии верующего в таинствах Церкви. Проповедь Церкви – это не пропаганда идей, не плод ораторского искусства или охоты за привидениями, не нападение на неверующих. Проповедь Церкви рождается из молчания, молитвы, учения, исследования, страдания и любви к обездоленным и страдающим.

Читайте также:
Таинства Церкви - суть и понятия учения

В церкви никто не произволит, не импровизирует, не разделяет, и уж точно никто не является рукополагающим или защитником. Единство, гармония, доброта и хорошее исповедание имеют первостепенное значение. Церковь борется за спасение всех. Его главная задача – не собрать как можно больше фанатичных поклонников, а собрать возлюбленных детей, объединенных в святой любви и святом смирении.

Выступая в защиту Православия, мы не можем ненавидеть кого-либо. Христианская любовь всегда бескорыстно жертвенна, она не имеет ничего общего с лицемерными улыбками, дипломатическими уловками, недопустимыми отступлениями, двоедушными объятиями, притворной лестью и фальшивой вежливостью. Христианская любовь идет рука об руку с истиной.
Подлинной церковной нравственностью обладает тот, кто безгранично любит Бога и своего ближнего. Все остальное – благочестивое позерство. Пришло время увидеть сущность Церкви, чтобы почувствовать ее освободительную благодать, задуматься над ее бездонным Таинством, чтобы в конце встретиться с Самим Христом.

И всё ж, что такое Церковь? Разберёмся. А. Хомяков

У каждого есть свое мнение о Церкви. Но всегда ли он ваш? Иногда это уважительное и традиционное мнение русского православного, а иногда – сознательно навязанное внешними силами, которые открыто объявляют Русскую Православную Церковь своим главным врагом. Обратите внимание, враг тех, кто стремится завоевать и уничтожить Россию.

Какое значение имеет православная церковь для врагов нашей страны, когда они сталкиваются со свободным духом и нерушимой волей русского народа к успеху?

Как получилось, что Церковь оказалась настолько жизнестойкой, что пережила самые тяжелые годы потрясений, преследований и угнетения?

Когда падали власти, гремели революции и велись кровопролитные войны, рушились устои государства, Русская Православная Церковь в этих невыносимых условиях, Божьей помощью, не только устояла, но бережно хранила в себе Святую Русь и была опорой русского народа, его духовно-нравственным стержнем.
И из Святой Руси, как из семени вновь и вновь возрождалась Великая и могучая, свободная духом Россия.

Действительно, Церковь несравнима с другими социальными институтами. Говорят, что это божественно-человеческий организм, в котором всегда присутствует БОГ. Именно поэтому она вызывает такую непримиримую ярость у врагов России, ведь пока с нами БОГ, Россия непобедима.

И все-таки, что такое Церковь?

A. С. Хомяков дает нам несколько интересных цитат о Церкви и раскрывает много неожиданного и нового в ней, увиденного глазами глубоко верующего мирянина.

1 Только те, кто живет в Церкви, кто является ее членами, имеют истинное представление о Церкви.

Церковь не может быть правильно оценена посторонним человеком; для него Церковь неизбежно покажется чисто человеческой организацией, подобно любому человеческому обществу или собранию, в котором юридический статус, структура, направление, руководство и порядок имеют первостепенное значение. Но даже в этом сторонний наблюдатель (атеист) видит нечто непонятное, неприемлемое, что у борца за Бога неизменно вызывает гнев и яростную критику.

Тем не менее, это лишь внешний, материалистический, силовой материальный носитель богодуховного организма, которым является церковь.

2. Существо Церкви невыразимо, ни в какую формулу не вмещается, никаким формальным определениям не поддается, как и всякий живой организм.
Церковь — прежде всего живой организм, единство любви, прежде всего свобода несказанная, истина веры, не поддающаяся рационализации.

Посторонние не имеют возможности узнать или понять Церковь; они могут быть поняты только теми, кто является ее членом.

По определению А. С. Хомякова, “Церковь не есть доктрина, система или учреждение. Как организм, состоящий из истины и любви, Церковь есть живой организм”.

«Церковь же видимая не есть видимое общество христиан, но дух Божий и благодать таинств, живущих в обществе», если коротко – «Церковь есть жизнь БОГА в людях».
Но, как это понимать. Попробуем разобраться.

3. Православный Символ веры называет Церковь Христа единой, святой, кафолической и апостольской Церковью. Что это значит?

1) Единство
а) «Единство Церкви следует необходимо из единства Божьего, ибо Церковь не есть множество лиц в их личной отдельности, но единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати.

Это единство Церкви не является ни мнимым, ни аллегорическим, но существенной истиной, как единство многих тел в живом организме.

Б) Согласно апостолу Павлу, церковь является телом Христа (см. Еф. 1:23);

Как органическое тело живет, растет и развивается, так и Церковь живет, растет и развивается,

то есть Тело Христово, созидается (см.: Еф 4, 12),
творит возрастание (см.: Еф 4, 16), возрастает подобно обыкновенному человеческому органическому телу, в котором все первоначально дано в идее, в зародыше, и оно с течением времени не получает каких-либо новых органов, а только усвояет нужный ему материал, перерабатывает его и через это растет и крепнет.

C) Далее: обычный органический организм – это не безразличное единство, а единство во множестве, или единство в разнообразии; не все члены организма имеют одинаковое значение, но все они необходимы, ибо служат жизни целого; в организме нет раздоров, но каждый член поддерживает жизнь организма, его благополучие.

Так и в Церкви Христовой, согласно учению апостолов. Это единство в многообразии, ибо хотя нас много, мы – одно тело во Христе; если бы все были одним членом, где бы было тело? Но теперь членов много, а тело одно (1 Кор 12:19-20).

Читайте также:
Десятая заповедь: «Не желай чужого» - суть и понятия учения

Г) Кроме того, никто не умаляется в Церкви – не все члены здесь равны, но все одинаково необходимы, ибо Тело Церкви растет от действия в свою меру каждого члена (Еф 4:16).

E) В Церкви, которая является гармоничным органическим телом Христа, нет разделения или раздоров, ибо все мы примирены в одном теле, все исполнены одним Духом (1 Кор. 12:13); ни глаз не может сказать руке: “Ты мне не нужен”, ни голова ногам: “Ты мне не нужен”. (1 Кор 12:21).

В Церкви, как в простом органическом организме, существует полное общение между членами: если один член страдает, все члены страдают вместе с ним; если один член радуется, все члены радуются с ним (1 Кор 12:26).

Святой Иоанн Златоуст учит: “Отвергнув ложь, говори окружающим правду, ибо все мы члены тела (Еф. 4:15), а члены тела не могут обманывать друг друга”.

Человек является членом Тела Церкви, поскольку он морально объединен с иерархией. Вместе с иерархией люди являются носителями Предания Церкви, которое является главной гарантией неизменности и чистоты веры.

В сердце истинной Церкви мы имеем силу Божьей любви, которая объединяет всех верующих в Христа в Тело Христово.

Через любовь синодальность – это союз истины и любви. Основной характеристикой Церкви является синодальность: Святой Дух объединяет всех ее членов в истине и любви в одно мистическое тело:

(a) Спасение через синодальность

Соборность – это суть Церкви. Это также основное понятие сотериологии (богословского учения о спасении человека).

«Мы знаем, когда падает кто из нас, он падает один, но никто один не спасается.
Спасающийся же спасается в Церкви как ее член, и в единстве со всеми другими ее членами» .

б) Соборность – критерий истины
Более того, непогрешимость Церкви, фактически оказывается тождественна соборности. Соборность – критерий истинности. Но это означает и обратное: если соборность в Церкви (например, поместной) умалена, то и нет доверия высказываниям иерархии такой Церкви. Так что соборность – очень точный индикатор здоровья церковного тела.

“Поэтому истина есть только там, где есть безупречная святость, то есть в целостности вселенской Церкви, которая является проявлением Духа Божьего в человечестве.

В) Синодальный брифинг.

” Я признаю, я подчиняюсь, я покоряюсь – следовательно, я не верю”, – сказал Самарин. Другими словами, Церковь предлагает только веру, вызывает в человеке только веру и принимает не меньше; в ее лоно принимаются только свободные. Кто приносит ей рабское принятие, не веря в нее, тот не в Церкви и не от Церкви.

Модернистское движение выступает как против свободы Церкви, так и против свободного усилия индивида. Хомяков же неизменно верил и утверждал, что только в Церкви есть свобода, что Церковь есть свобода, и поэтому свободное богословие есть богословие Церкви.

Свобода реализуется в синодальности, а не в индивидуализме. У Хомякова было бесконечно свободное чувство Церкви, он чувствовал себя свободным в Церкви, а не вне ее. Любая попытка искать свободу вне Церкви, освободиться от Церкви, видеть источник свободы не в синодальности Церкви, а в одиноком человеке, показалась бы ему безумием.

Христианская церковь – это мистическое пространство, где человек становится самим собой”.

3) Святость
а) Святость и любовь
В основу всей жизни человека Хомяков ставит любовь: «Выше же всего единение святости и любви». Церковь и есть созданный Богом храм самоотверженной, жертвенной любви – этой высшей добродетели.

б) Святость и совершенный разум
Кто же может претендовать на совершенную святость и совершенный разум? Конечно, не отдельный человек.

Невежество и грех – неизбежный удел каждого человека, тогда как “полнота разума, как и непорочная святость, принадлежат только единству всех членов Церкви”, как Тела, главой которого является Христос.

4) Апостольская Церковь
В наше время, после явного отпадения Католицизма и Протестантизма, единственной неискаженной ветвью Христианства и единственной наследницей апостольской Церкви является Православная Церковь.

Русская православная церковь – крупнейшая православная церковь в мире (более 135 миллионов крещеных).

Более того, Россия – единственная в мире Страна (как соборная личностная сущность) принявшая Святое Крещение более 1000 лет тому назад (В 988г.), а , значит в России воплощён Сам БОГ, и в ней пребывает и возрастает Богочеловек –
Соборная личность русского народа, подобная Христу.

И если Русская Православная церковь – Всечеловеческое Тело Богочеловека Христа, то Святая Русь – русское Тело Богочеловека Христа.
Мы в Христе, Христос – в нас.

Завершая разговор о Русской Православной Церкви надо помнить, главное –
наша Церковь является живой Святой Соборной Апостольской Церковью Христовой,
и каждый русский человек неразрывно связан с Ней, являясь частью этого Богочеловеческого организма. И как в Церкви всегда присутствует БОГ, так и в каждом из нас – БОГ, а мы в БОГЕ.
И в этом единство и сила духа русского народа.

czeslaw_list

Церковь еще труднее понять, чем Бога. Церковь – это тайна Христа.

В эпоху “нашей эры” с рождением Иисуса Христа началась новая эра. Церковь и Новый век пришли вместе с Новым Заветом.

В ветхозаветные времена Церковь не была объявлена Богом и являлась тайной (Еф.3:9). Ни Моисей, ни Давид, ни Соломон не видели его. Он был открыт Богом только апостолам и пророкам в их духе, но до этого он был неизвестен. Книги Нового Завета, вдохновленные Святым Духом, вдохновлены Богом, слово в слово, чтобы мы могли познать мудрость Божью и тайну, касающуюся Церкви. Духовный рост – возрастание в Боге всегда требовало больших усилий, мужества, жертв и делало христиан сильными, а Церковь эффективной.

Читайте также:
Первые люди в Раю - суть и понятия учения

Определение церкви

– Божие строение: 1Кор.3:9
– Божия нива: 1Кор.3:9
– Храм Святого Духа: 1Кор.6:19
– церковь Божия: 2Кор.1:1
– чистая дева: 2Кор.11:2
– вышний Иерусалим: Гал.4:26
– Божий Израиль: Гал.6:16
– Тело Христово: Еф.1:22,23
– святой храм: Еф.2:21
– славная Церковь, возлюбленная Христова: Еф.5:25-28
– невеста Агнца: Откр 21:9,10

“Церковь” (греч. ekklesia) – собрание призванных. В Древней Греции экклесия была названием народного собрания. В Библии это слово означает “призванный”, и когда оно относится к людям, которые были созваны вместе. В греческом переводе Ветхого Завета слово экклесия используется для перевода еврейского слова кахал, что означает община, собрание.

– род избранный: 1Пет.2:9
– царственное священство: 1Пет.2:9
– святой народ: 1Пет.2:9
– люди, взятые в удел: 1Пет.2:9
– Божие стадо: 1Пет.5:2

Христианская церковь – это собрание Божьих людей, призванных из мира (Рим 12:1-2), чтобы жить с Богом и участвовать в христианском общении (Евр 10:24-25; Деян 2:42-45). Это новозаветное установление началось в день Пятидесятницы и завершится при Втором пришествии Христа.

Два аспекта деятельности церкви

Во всей вселенной один Бог и одна Церковь Божья (Матфея 16:18; 1 Коринфянам 10:32; Ефесянам 4:6; Ефесянам 5:25; Колоссянам 1:18).

Вселенская церковь Божья выражается во многих местах на земле через поместные церкви и состоит из них. Матфея 16:18 говорит о вселенской церкви, а Матфея 18:17 – о поместной церкви. Вселенская церковь – это собрание тех, кто принял Христа как своего личного Спасителя. Церковь – это сообщество людей, которые пользуются благом спасения в Иисусе Христе (Деян. 2:47): “мы, спасенные”, пишет Павел (1 Кор. 1:18). Даже если вы обратились ко Христу только сегодня, вы уже являетесь членом этой церкви.

Как поместная церковь – да:

– в Иерусалиме: Деян.8:1
– в Кесарии: Деян.18:22
– в Антиохии: Деян.13:1
– в Ефесе: Деян.20:17
– в Кенхреях: Рим.16:1
– в Коринфе: 1Кор.1:2
– в Лаодикии: Кол.4:16
– в Фессалониках: 1Фес.1:1
– несколько в Галатии: Гал.1:2
– несколько в Малой Асии: Откр 2,3

В Деяниях, Посланиях и Откровении Новый Завет иллюстрирует церкви, собранные по месту их расположения, и называет их соответствующим образом. Павел с осуждением говорит в 1 Коринфянам 1:11-13, когда упоминает другие названия церквей и их разделения, такие как церковь и плюс чье-то имя. Мне открылось, что у вас говорят: я от Павла, я от Аполлоса, я от Кифы, а я от Христа. Разве Христос был разделен? Разве Павел был распят за вас? Или во имя Павла вы крестились? “.

Каждая поместная церковь является независимой. Церковное управление не экуменическое, а местное. Без поместных Церквей невозможно участвовать во вселенской Церкви и жить практической церковной жизнью. Поместные церкви являются практическим выражением вселенской церкви.

Поместные церкви – это группы верующих, которые собираются в реальных местах. Этим местом может быть дом, офисное здание или любое другое место. Эти люди собираются вместе, чтобы изучать Божье Слово, молиться, преломлять хлеб, служить (Деяния 2:41-42) и возрастать в Господе. Люди собираются в церквях, а не в стенах и крышах. Матфея 18:20 говорит: “Где двое или трое собраны во имя Мое (Господа), там и церковь”. (Матфея 18:20).

Церковь – дом Божий.

Согласно Писанию, Церковь в своей конечной и первоначальной сущности является живым организмом (Еф 1:22-23; Кол 1:24; Рим 12:5; 1 Кор 12:12-27), созданным Богом (Мф 16:18), а не искусственным образованием в виде структуры, организации или христианской миссии. Только Триединый Бог может родить Церковь. Церковь является лишь выражением Бога и поэтому не может быть объектом поклонения как божество. Поскольку Христос является всеми членами и находится во всех, в теле не может быть никаких барьеров – никаких разделений или различий – для того, чтобы оно функционировало должным образом. “Нет уже иудея или грека, нет раба или свободного, нет мужеского пола или женского, ибо все вы одно во Христе Иисусе”. – мы читаем в послании Павла к Галатам 3:28 Стратегия сатаны против Бога заключается в разделении тела. Существует множество религиозных верований, претендующих на истинность. Все они несовершенны, потому что разделяют Тело Христово на множество организаций. Такое поведение осуждается Писанием (1 Коринфянам 1:11-13).

Цели церкви

Господь никогда не повелевал нам искать праздного общения с другими людьми в церкви. Великое поручение предписывает церкви пять основных функций, как указано в Деяниях 2:42-47:

– Благовестие: Изучение Библии концентрируется на послушании Христу в работе по евангелизации,
– Ученичество: Это путь, который продолжается всю жизнь. Благовестие начинает процесс, общение с другими верующими вносит свой вклад, а из этого вырастает служение ближним,
– Общение верующих: Бог желает, чтобы Его дети общались с другими верующими и делились своим христианским опытом,
– Служение ближним: Служение – это естественный результат ученичества в процессе христианского развития, открытие и использование духовных даров и способностей с тем, чтобы служить другим во имя Иисуса Христа,
– Поклонение Богу: Поклонение – это результат познания Бога и любви к Нему в духе и истине (Ин 4:23).

Характеристика новозаветной церкви :

– Спасена Кровию Христа: Деян.20:28; Еф.5:25-27
– Обычно собиралась в частных домах: Рим.16:5; Кол.4:15 ; Флм 2
– Совершала богослужения: Деян.20:7-11; 1Кор.14:26-28; Евр.10:25
– Разделяла таинства: крещения: Деян.18:8; 1Кор.12:13 и вечери Господней (преломления хлеба): Деян.2:42; Деян.20:7; 1Кор.11:23-33
– Была единой: одно тело во Христе: Рим.12:5; Еф.4:13, одно стадо и один Пастырь: Ин 10:16
– Находила радость в общении: Деян.2:42; 1Ин 1:3-7
– Оказывала помощь: Деян.4:32-37; 2Кор.8:1-5
– Несла Благую Весть другим: Рим.1:8; 1Фес.1:8-10
– Росла: Деян.4:4; Деян.5:14; Деян.16:5
– Организовывалась: Деян.14:23; Флп 1:1; 1Тим.3:1-13; Тит.1:5-9
– Испытывала трудности: 1Кор.1:11,12; 1Кор.11:17-22 ; Гал.3:1-5
– Дисциплинировала: Мф 18:15-17; 1Кор.5:1-5; 2Фес.3:11-15; Тит.3:10,11
– Подвергалась преследованиям: Деян.8:1-3; Деян.17:5-9; 1Фес.2:14,15

Читайте также:
Сотворение мира - суть и понятия учения

Члены церкви

В живой Церкви есть Господь Иисус Христос как ее Глава. Церковь – это семья Божья, состоящая из Его детей, которые являются сынами Божьими и членами Церкви. Все члены Тела Христова – избранные Божьи, крещенные в одном Духе в одном Теле, искупленные Христом и возрожденные Духом, рожденные в Церкви, но не соединенные с ней. Церковь и ее Глава органически связаны в Теле Христовом.

Члены церкви называются учениками Христа (Мф 28:19), братьями и сестрами в семье Божьей (Рим 8:29, 1 Ин 4:20-21).

В духовном смысле имена братьев и сестер:

– Христос – наш брат: Рим.8:29; Евр.2:11
– мы – братья и сестры во Христе: Мф 12:50
– все христиане – братья и сестры: Мф 23:8; 1Кор.6:6; Флм 16
– особые упоминания о сестрах: Рим.16:1; Флм 2; Иак.2:15; 2Ин 13

Ответственность за братьев и сестер во Христе:

– заботиться о нуждающихся братьях и сестрах: Иак.2:15; 1Ин 3:17
– прощать друг друга: Мф 5:23,24; Мф 18:15,21,22
– любить друг друга: Рим.12:10; 1Фес.4:9,10; Евр.13:1; 1Пет.1:22; 1Пет.2:17; 1Ин 4:20,21
– забывать о социальных различиях: Флм 15,16; Гал.3:28
– наставлять заблудшего брата или сестру: 1Кор.5:11; 2Фес.3:6,14,15
– не судить друг друга: Рим.14:10,13; 1Кор.6:5-7; Иак.4:11
– не вводить в соблазн друг друга: 1Кор.8:9-13

В Евангелии от Матфея 13:55 братья и сестры выразили следующие чувства по отношению к Иисусу:

– хотели видеть Иисуса: Мф 12:46,47
– давали советы Иисусу: Ин 7:3
– не верили в Иисуса: Ин 7:5
– позже стали учениками Иисуса: Деян.1:14
– отправились в миссионерские путешествия: 1Кор.9:5
– Иаков стал главой церкви: Деян.15:13-21; Гал.2:9

Священничество в Церкви

Ветхозаветные требования к священникам (в том числе левитам):

– принадлежать к колену Левиину: Исх.29:9,44; Езд.2:61,62 и неукоснительно следовать Божиим установлениям: Лев .10:1-7
– не бриться: Лев .21:5,6 и следовать специальным правилам касательно брака: Лев .21:7-9,13-15
– посторонний, приступивший к священству, наказывался: Чис.18:7; 1Цар.13:8-14; 2Пар.26:16-21
– являли нужды народа Богу: Евр.5:1-3 и совершали очищение от греха: Лев .16:1-22
– кропили кровью жертв: Лев .1:5,11; Лев .17:11 и совершали жертвоприношения на жертвеннике: Лев .6:8,9
– хранили огонь на жертвеннике: Лев .6:13 и курили благовонные курения на жертвеннике: Исх.30:7-9; Лк.1:5-9
– хранили святилище: Чис.3:38 и отвечали за сокровища: 1Пар.26:20
– следили за служением в храме: 1Пар.23:4
– носили ковчег: Чис.4:15
– вели праздничные шествия с песнями: Неем.12:27-43
– благословляли людей: Чис.6:23-27 и молились за людей: Лев .16:20,21; Езд.9:5-15
– ставили диагноз при проказе: Лев .13:1-8
– учили закону: Неем.8:7,8; Мал.2:7 и судили согласно закону: 1Пар.23:4

Христос упразднил (исполнил) ветхозаветное священство раз и навсегда (Евр.8:1-6; Евр.9:26,28; Евр.10:12; 1Ин.2:2; Евр.9:12; Рим.3:24-28; 2Кор.5:18,19; Рим.8:34; Евр.7:25; 1Ин.2:1)

Священство в новозаветной церкви – это священство всех верующих в Иисуса Христа:

– названы святым священством: 1Пет.2:5,9; Откр 1:6
– имеют доступ к Богу через Христа: Ин 14:6; Рим.5:2; Еф.2:18
– могут исповедать грехи непосредственно Богу: Мф 6:12; Лк.18:13; Деян.2:37,38; Деян.17:30
– их жизни должны стать духовными жертвами: Рим.12:1; Евр.13:15,16; 1Пет.2:5

Церковь, как Бог

На небе и на земле Христос – Царь и Господь. “И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего все во всем” (Еф.1:22-23). (Еф.1:22-23). Это учение о Господе Иисусе Христе как Главе Церкви чрезвычайно важно. Как члены нашего тела составляют единый живой организм с головой, так и все верующие со Христом составляют единый духовный организм. Церковь своей жизнью рождена от Триединого Бога и, как объединенное явление с верующими во Христа, содержит в себе природу Бога, Христа и Святого Духа. Церковь, однако, не есть Бог; скорее, она является лишь одним из проявлений Бога, и поэтому не может почитаться как Бог. Церковь – это живой организм, где Христос является Главой Тела, а каждый из членов органически связан с Ним, имея между собой единство в Духе. В этом смысле церковь не может быть организацией.

Церковь, как живой организм.

” Бог есть дух” (Иоанна 4:24). Как никто не видел Бога, так и мы не можем видеть церковь. В Теле Христовом церковь – это духовная субстанция, которую можно увидеть только сердцем и слиянием духа. Итак, мы видим, что церковь новозаветных времен – это не религия, не рукотворная структура и не земная религиозная организация, а собрание созванных – как живой организм Тела Христова и творение Триединого Бога (Мф.16:18).

Все в земной материальной жизни – здания, организации и т.д. – тленно, упадочно и преходяще. – скоропортящийся, упадочный и преходящий. Но Церковь будет жить вечно. Она не может умереть, потому что ее Глава, Иисус Христос, живет вечно. Его члены, верующие во Христа, обрели вечную жизнь. Иисус сказал, что Он создаст Свою Церковь, и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18).

Читайте также:
Догматы, каноны, богословские мнения - суть и понятия учения

Церковь не признает материальный мир или греховную плоть верующих, хотя все верующие составляют церковь и встречаются в материальной среде. Предполагать, что лидеры традиционных религий признают это, наивно, потому что признание этого факта подорвет власть, благосостояние и тщеславие религиозной элиты, коррумпированного религиозного сословия, а также всех материальных составляющих их корпорации. Все религии созданы человеком. В этом мире банки, политики и религиозная элита неразделимы. Во всем мире люди являются рабами системы общественного устройства как по вертикали, так и по горизонтали. Религии не спасают людей от рабства. Ни один президент или другая высокопоставленная марионетка не правит миром. Мы живем в мире, где господствуют деньги и власть. Князь мира – сатана. Верой, покаянием и крещением Бог спасает человека и принимает его в Свою семью. Вот почему Бог не является учением или религией. Религии и их корпорации-организации не содержат истины, только Бог и Его Слово.

Церковь и Государство

Церковь не связана ни с какой формой правления в мире, потому что ее сфера действия – внутренний духовный мир человека. Церковь ставит людей лицом к лицу с вечностью, рассматривая все человеческие проблемы и вопросы в их непосредственной связи с Богом. Иисус Христос пришел на землю не для решения краткосрочных политических, финансовых, экономических и юридических проблем, но для достижения и установления чего-то бесконечно большего – установления Царства Божьего.

Государство – это временное и преходящее образование, один из институтов общества, с помощью которого общество защищает себя и развивается. Цель государства – политический порядок, обеспечение справедливых и равных условий для всех граждан. Поэтому до тех пор, пока свобода отдельного гражданина не мешает свободе других граждан, государство не может ограничивать их свободу. Деятельность государства распространяется на повседневную, обыденную жизнь каждого человека и гарантирует его временные интересы: защиту от посягательств на собственность или личность, равенство перед законом, свободу совести, свободу мнений и другие виды свободы. Гарантируя свободу совести и вероисповедания, государство признает право гражданина на выбор своих жизненных идеалов. Государство должно быть защитником совести, прав и равенства всех своих граждан, а не одного мировоззрения или религии, в том числе путем предотвращения их навязывания.

Чуть более двух тысяч лет назад Христос впервые в истории показал, что различие между государством и церковью возможно. Господь Иисус сказал: “Кесарю кесарево, что в его власти, а Богу Богово”. Матфея 22:29. “Итак, отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу, что от Бога”. 22:21. У каждого человека есть две важные сферы, с которыми он соприкасается. В образе кесаря Иисус представляет государство как социальный институт и аппарат управления в мире. Согласно Иисусу, “вещи Божьи” находятся вне сферы человеческого существования и представлены на земле Церковью, которая состоит из спасенных людей.

Христиане живут одновременно в двух сферах, являясь членами Церкви и гражданами государства, и не всегда им удается найти правильное различие между этими сферами, чтобы сохранить состояние двойственности и жить в равновесии между этими двумя сферами бытия. В случае неудачи христиане неизбежно приходят к крайности: либо они отвергают государство и воображают, что, находясь на земле, они могут жить исключительно по законам небесного царства, либо, напротив, они настолько подчинят себя законам земного государства, что будут игнорировать требования Христа и откладывать законы Бога лишь в вечность. И то, и другое не согласуется с Писанием.

Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах. Часть 1

Согласно экклезиологическим взглядам святителя Илариона, существенные признаки Церкви являются выражением различных аспектов единой церковной жизни, жизни Тела Христова, возрастающей в совершенстве под действием Святого Духа, и едины, как и церковная жизнь. Каждый из существенных признаков Церкви определенным образом выражается во всех остальных, а все остальные – в каждом. В результате учения святых отцов и учителей Церкви единство понимается и демонстрируется. “Церковь представляет собой народ, объединенный священником. Церковь – это “единая, кафолическая Церковь”, удерживаемая и объединяемая священниками (с. 392-393), а средоточием епископата является “согласительное единство и единодушие епископов” (св. Киприан) (с. 407). Согласно апостолам, на концах земли были церкви, построенные ими. Эти церкви составляют вселенскую церковь. Признаком принадлежности к истинной Вселенской Церкви является единство со всеми церквами. Поэтому каждая поместная церковь является кафолической” (св. Августин) (с. 500). Церковь кафолическая “объединяет людей в единстве веры”, преданной апостолами (Климент Александрийский) (с. 248, 249). Не только епископ охраняет учение, но и святость церкви, которую необходимо защищать”. Римский понтифик (Каллист, с. 322)

” Апостольское учение . было основой церковных представлений о святости Церкви.” (с. 360). “Церковь едина, и ее святость – в таинствах” (с. 493) и есть “святость всей совокупности освящающих средств Церкви” (с. 543). Выражая эти и подобные мотивы, владыка Иларион иллюстрирует взаимосвязь существенных признаков Церкви, безусловно, исследуя каждый из них в отдельности.

Термин “католическая церковь” впервые был использован (Письмо в Смирну, 8, 2), “следует верить, – писал будущий мученик в своем трактате, – что это совокупность христианской Церкви, в отличие от отдельной, независимой общины”. (s. 233). Позже понятия кафоличности и синодальности стали пониматься в Церкви не только как универсальность, универсальность в смысле всемирного охвата, но и как полнота в учении и таинствах (с. 498). Апостольство Церкви относится к последовательной иерархии, которую Церковь получила от Бога через апостолов с правом “связывать и постановлять”, таким образом, святые таинства и учение о вере и жизни. Апостольство связано с единством Церкви: “Послушание епископу – основа единства Церкви!”. (с. 371). Епископы, как преемники апостолов, имеют строгие права и обязанности поддерживать учение и политеизм Церкви, основанные на апостольском предании.

Читайте также:
Третья заповедь: «Не произноси имя Бога твоего напрасно» - суть и понятия учения

Исследуя святость Церкви, архиепископ Иларион приходит к выводу, что существует два значения этого термина, которые определяют одно из свойств двуприродного, божественно-человеческого экклезиального организма. В абсолютном смысле святость Церкви – это святость Божественной благодати, действующей в Церкви, и особенно в ее таинствах, которыми освящаются члены экклезиального тела: “Церковь свята в своих таинствах” (с. 527), и в этом смысле “святость Церкви не зависит от святости ее членов” (с. 493). Но через освящающие средства Церкви ее члены также приобщаются к святости: “сами члены получают святость Церкви” (там же), и эта святость уже относительна. Она заключается в стремлении к безусловной святости, в хождении по пути совершенства, в раскаянии в отвержении собственного греха. Так, например, святой Климент цитирует слова апостола Павла к Филиппийцам, 3:12-14, и рассуждает: он считает себя совершенным, потому что отказался от греховной жизни и начал стремиться к лучшей жизни, не как тот, кто совершенен в гнозисе, а как тот, кто стремится к совершенству. Ясно, что под совершенством он подразумевал отречение от грехов и возрождение в вере в Единого Совершенного с полным забвением прежних грехов” (с. 339-340).

Святость членов Церкви – это особый аспект возрастания в совершенстве всего тела Церкви: “Апостольское учение о возрастающем теле Церкви было основой церковных представлений о святости Церкви с самого начала ее существования”. (с. 360). Совершенствование, постоянство святости членов Церкви – дело грядущего века (с. 344). Отсюда следует, что “святая Церковь есть Церковь будущего века” (Блаженный Августин) (с. 514), но Церковь в ее нынешнем воплощении – “не общество святых, а целитель, учрежденный Христом как средство для лечения грешного человечества” (по Оригену) (с. 351). Только грешники, упорствующие в своих грехах, полностью отделены от Церкви, и даже они отделены только до тех пор, пока не покаются (св. Киприан) (с. 424). Члены Церкви до конца времен являются как праведниками, так и грешниками, но те, кто ищет исцеления через покаяние, принадлежат Церкви. Хотя к покаянию прибегают и те, и другие. Мало того, праведники – это именно те, кто с большей силой прибегает к исцелению покаянием, тогда как полностью свободных от греха людей нет даже в Церкви, но святость человека в Церкви определяется не только желанием не грешить, но и глубиной покаяния.

Архиепископ Иларион приводит образы, используемые церковными авторами, в которых раскрывается учение о святости членов Церкви. Это ковчег с чистыми и нечистыми животными, с разными уровнями укрытия, поле с пшеницей и плевелами, невод с ловлей различных рыб, молотилка с зерном и мякиной, Иерусалим с оставленными в нем иевусеями (с. 323-324, 343-344).

Поскольку святость членов Церкви всегда относительна, о святости Церкви в абсолютном смысле говорится не только то, что “Церковь свята в своих таинствах” (с. 527), но и то, что “святость таинства не зависит от святости совершающего его” (с. 525). В остальном мы находимся в положении монтанистов и донатистов.

В своей магистерской диссертации архиепископ Иларион уделяет больше внимания идее совершенной святости Церкви в таинствах, поскольку этот спор был жизненно важным в полемике с раскольниками II-V веков, и его диссертация сосредоточена на этом временном промежутке. Автор не уделяет должного внимания вопросу личной святости и тому, как нераскаявшиеся грешники, но не отлученные от Церкви, способствуют единству Церкви. Поэтому необходимо четко различать в высказываниях автора, о какой святости он говорит. Необходимо указать на некоторую неточность, которую допускает протоиерей Владислав Цыпин в своем изложении мыслей архиепископа Илариона о святости Церкви: “И несравненно более глубокий богослов Владимир Троицкий, впоследствии епископ Иларион, прослеживая путь, пройденный иерархической мыслью в понимании догмата о святости Церкви, приходит к тому же выводу: святость Церкви не предполагает святости ее членов (выделено мной.) – о. В. К.)”[2]. На самом деле и этот отрывок, и фраза, принадлежащая отцу Владиславу, отличаются от отрывка В. Троицкого. Есть разные места, где позиция Блаженного Августина излагается в связи с донатистской доктриной, например, от имени того, что “святость таинства не зависит от святости его совершителя” (с. 525). Тем не менее, обобщая святость Церкви, В. Троицкий писал: “Святость Церкви понималась как святость совокупности освящающих средств, способствующих достижению личной святости также и каждым отдельным членом Церкви” (543). (с. 543).

Единство Церкви, согласно учению архиепископа Илариона, является основополагающей характеристикой ее вселенского характера. Единство тела Церкви в едином Духе, едином источнике множества духовных даров, служащих возрастанию единого тела Христова в любви; единство святости как единство неделимой божественной благодати, очищающей, освящающей и совершенствующей членов Церкви; единство преемственной иерархии, веры и жизни, принятой от апостолов, равенство, однородность и равноправие всех частей единой, всемирной, вселенской Церкви – вот основные аспекты единства Церкви, по мысли архиепископа Илариона, которое можно определить как единство человечества в Боге.

Следует отметить, что архиепископ Иларион мало говорит о вере как принципе единства Церкви, но это не значит, что он не придает ей значения. Это объясняется лишь импульсом его полемики против абстрактного понимания христианства. Для Илариона Мученика христианская вера – это вера Церкви, вера в Церковь, вера не только во Христа, но и в Церковь. Понятия “христианство” и “церковь” для него тождественны: “Христианство должно абсолютно совпадать с церковью” (“Христианство или церковь?”)[3]. Основной ошибкой его современников, которую он осуждал, была подмена Церкви христианством, а христианства – суммой “определенных теоретических и моральных утверждений” (“Писание и Церковь”)[4]. Между тем, христианство – это не школа и не доктрина, Христос – не просто “учитель, но именно Спаситель человечества” (там же)[5], а спасение возможно только в Церкви.

Читайте также:
Небесные силы - суть и понятия учения

Среди современников архиепископа Илариона все большее распространение получала протестантская “доктрина оправдания (или спасения) только верой (sola fide)”. С другой стороны, видя, что римо-католицизм согласен с православием по основным пунктам вероучения, многие считали, что разделение между Римом и православием было лишь формальным, не затрагивающим сути духовной жизни (что это не так, владыка Иларион показывает, например, в работе “Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве” и других). Для многих единство веры означало лишь интеллектуальное единство. Поэтому владыка Иларион, признавая необходимость и существование такого единства в Церкви (с. 139, 143, 383-385, 394 и др.), переносит акцент с естественного единства на органическое. Единство Церкви видно также в ее вере, которая, наряду с другими добродетелями, также является даром Духа. По мнению Церкви, “источник веры, как и ее учения, один – Святой Дух, через Которого Христом было обещано, что Он приведет (см.: Ин. 16:13) ко всякой истине в Церкви” (“Священное Писание и Церковь”)[7]. В результате, “в вопросах веры мы можем все свести к вере в Церковь”. “[8] Но, тем не менее, одного признания истин веры недостаточно: “Бесы тоже верят в Божественность Христа (см. Иак. 2:19); они тоже исповедуют Христа, как апостол Петр (см. Мф. 8:29; Мк. 1:24), но они вне Церкви” (“Краеугольный камень Церкви”)[9]. Поэтому архиепископ Иларион полагает, что в основе учения об органическом единстве Церкви лежит понятие любви, которая, по словам апостола, “есть связь (союз) совершенства” (Кол. 3: 14): “В Своей прощальной речи Христос сказал Своим ученикам: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь друг ко другу” (Иоанн 13, 34-35). Это новое начало церковного единства создает не механический союз внутренне разделенных личностей, а органическое единство” (“Христианство или Церковь?”)[10]. Чтобы проиллюстрировать это единство, Владыка использует множество образов, взятых из Писания и святых отцов. Это единое стадо, ведомое одним пастырем, вода и вино в чаше Господней, множество зерен, смолотых и перемешанных, образующих один хлеб (с. 377), брачный союз (с. 36, 377), здание, храм Божий (с. 226), хор (с. 226), ковчег, закрытый вереск и запечатанный источник, виноградник Господа Саваофа (с. 379), хитон Господа, один источник многих потоков (с. 380), Адам и Ева как “реальные типы Христа и Церкви” (с. 474), солнце и лучи (с. 380)[11]. Образы дерева и тела, однако, часто используются (с. 19, 226, 380)[12].

Из этих образов последний, образ тела, занимает особое место, поскольку это не просто образ, подобие, аллегория, но образ сущностный, имеющий свое начало не только в Священном Писании, но и в центральном таинстве Церкви, Евхаристии: “Истинная жизнь возможна только в тесном естественном или, как теперь говорят, реальном единении со Христом в таинстве Евхаристии, но это единение со Христом создает и единение между людьми, то есть создает единое тело Церкви.” (“Не существует христианства без Церкви. Это единство Церкви в Евхаристии напрямую связано с Воплощением Бога и является его результатом: “Но в том-то и сила и значение дела Христа, что оно не ограничивается одним лишь учением. Человеку даны новые силы, и поэтому для него становится возможным новое церковное общение. В воплощении Сына Божьего человечество тесно соединилось с Богом, что дает ему эти силы. Союз человека с Христом продолжается в Церкви всегда и неизменно. Единство со Христом является источником духовной жизни, без которой наступает духовная смерть. Что же это за единство? Христос сказал: “Я есмь хлеб живой, сшедший с небес”. Именно этот хлеб сделает вас вечно живыми. Что касается Меня, то Я отдам плоть Мою за жизнь мира. Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне (Ин 6: 51, 53-54, 56). Именно в таинстве причастия мы обретаем единство с Христом, а значит, источник нашей духовной жизни. Причастие связывает людей с Богом и тем самым объединяет их друг с другом” (“Без Церкви нет христианства”)[14].

Святой Дух – еще один компонент единства в христианской жизни, то есть в жизни Церкви. Его можно сравнить с деятельностью Духа в человеческом теле: “Как дух в человеческом теле есть начало, связывающее и объединяющее всех, хотя члены его различны, так и Дух Святой объединяет всех верующих (15) (Бл. Феофилакт). Члены Церкви имеют возможность приобщиться к единству человеческой природы, возрожденной в Боговоплощении, действием Божественной благодати, данной им в ипостаси Святого Духа, который с Пятидесятницы объединяет людей в Церкви, делая их “причастниками Божественного естества” (2 Пет. 1, 4): “В Церкви достигается и единство человечества, о котором мечтают люди вне Церкви, но которого они не могут достичь без Церкви, потому что только в Церкви “низшая сила Божественного Духа соединила в одно согласие разделенный в древности язык людей, соглашавшихся во зле, давая верующим познать Троицу” (“Триединое Божество”). Троица Божества и единство человечества (16).

Читайте также:
Пост в православии - суть и понятия учения

Таким образом, множество человеческих ипостасей в Церкви природно объединяется во Христе и в Святом Духе по подобию единства Лиц Пресвятой Троицы: «В этих словах канона Пятидесятницы выражена та именно истина, что Церковь есть единство человечества, подобное триединству Божества»[17].

Исходя из своего представления о Церкви как о едином одухотворенном организме, архиепископ Иларион придерживается линии в вопросе о ее границах. Членство в Церкви не гарантирует спасения, но дает возможность спасения. Принадлежность к Церкви может как спасти, так и погубить. Отлучение от Церкви – верный признак погибели”. (с. 544). Другими словами, Церковь – это богочеловеческий организм, предназначенный для спасения, совершенствования и обожествления человека, для чего она одна обладает необходимыми благодатными средствами (с. 473).

Он уникален, другого такого или подобного ему не существует. Только Христос создал одну Церковь, одушевленную одним Духом. Без общения с ней – это без общения с Богом, без благодати, без спасения. “Тот, кто стоит вне Церкви, может спастись только в том случае, если спасутся некоторые из тех, кто стоял вне Ноева ковчега” (св. Киприан) (с. 428).

Единство Церкви двояко. Это единство человеческой природы во Христе и единство Божественной природы в Святом Духе, Который соединяет сердца любовью. Это единство в человеческом аспекте существования – не совершенное, неизменное единство, а растущее, совершенствующееся единство, как это свойственно живому организму. Естественный вывод заключается в том, что тот, кто отходит от этого естественного, органического единства, теряет все преимущества, к которым он имеет доступ в Церкви. И пока он остается вне Церкви, он теряет возможность богообщения, совершенствования и спасения. Он теряет Христа, теряет Святого Духа. Он отделяет себя от своей единой человеческой природы и от Божьей благодати. В Церкви “побеждающий наследует все”. (Откр. 21:7), как и тот, кто оставляет Церковь, теряет все. Важно оставаться в Церкви или покинуть ее. Причины ухода вторичны. Тот, кто отделяет себя от единства Церкви, отделяет себя от Божественной любви, живущей в Церкви, и тем самым отделяет себя от жизни и пребывает в состоянии смертности. Смерть есть смерть, независимо от причин, которые ее вызвали. Как бы рука ни была отделена от тела, она теряет свою жизненную силу.

“Сам Христос сравнивал единство Своих учеников с органическим единством дерева и его ветвей. Два соседних “тела” или два дерева не могут находиться в органической связи друг с другом. Как душа находится в теле, так Святой Дух находится в Церкви; Церковь – это не только тело, но и Дух. Душа не оживляет отрезанный член тела, так же как жизненные соки дерева переходят в отрезанную ветку. Эти сравнения должны служить руководством для рассуждений о единстве Церкви. Если эти сравнения, эти образы дерева и тела применить к Церкви, то любое отделение от Церкви, любое прекращение единства с Церковью будет несовместимо с членством в Церкви. Неважно, насколько важно догматическое разногласие, от которого человек отделился; важен и очень важен сам факт отделения, само прекращение единства с Церковью. Если отделение происходит только из-за церковного бунта и дисциплинарного неповиновения, без каких-либо догматических разногласий, то отделение от Церкви будет иметь все печальные последствия для того, кто отделился. От Церкви отделяются не только еретики, но и раскольники. Суть разделения остается прежней” (“Единство Церкви и Вселенская конференция христианства”) [18].

Вывод таков: в еретических, раскольнических и сектантских сообществах, отделившихся от Церкви, нет духовной жизни благодати и нет таинства благодати.

Культовые сооружения

Продолжая разговор о том, что означает слово “церковь”, нельзя упустить из виду и его употребление, применительно к христианским культовым сооружениям, предназначенным для совершения религиозных обрядов и богослужений. Они могут также называться храмами или соборами. Причём если храмом может называться, вообще, любая церковь, то собор – это, как правило, главная церковь монастыря или целого города. Когда в нём помещается кафедра правящего архиерея, то он получает статус кафедрального собора.

Церкви – это не то же самое, что часовни. Разница между ними не в размерах, а в наличии или отсутствии алтаря – важнейшего компонента православного храма. За исключением крайних случаев, в церквях не совершается литургия, потому что в них нет алтаря. Из всего вышесказанного следует, что церковь – это не только религиозная организация или философская концепция, но и конкретная культовая структура.

Другое его официальное и часто используемое название – Московский Патриархат (МП). Из всех автокефальных поместных церквей мира, т.е. охватывающих определенную территорию и управляемых от епископа до патриарха, Русская православная церковь является самой большой. Она также является крупнейшей и наиболее влиятельной религиозной организацией в России.

Испытания XX века

X X век стал периодом тяжелых испытаний и для всей Русской Православной Церкви, когда в результате захвата власти большевиками против ее служителей и наиболее активных прихожан был развязан террор, по масштабам сравнимый лишь с гонениями первых веков христианства. Недаром эти десятилетия стали периодом, когда многие новомученики и исповедники российские были увенчаны святостью. В результате перестройки люди получили возможность воссоединиться со своими духовными корнями.

Церковь история

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: