Четвертая заповедь: «Помни день субботний» – суть и понятия учения

Когда мы думаем о том, чем еще мы можем заняться в субботу, мы должны спросить себя: “Может ли это занятие поднять мой дух и вдохновить меня? Благоговеет ли он перед Господом? Вкладывает ли она мои мысли в Него?”

Отступила ли Церковь от заповеди о почитании субботы?

В Ветхом Завете есть заповедь о соблюдении субботы. Почему христианская церковь фактически упразднила ее, хотя и утверждает, что она является продолжением религии древнего Израиля? Такие вопросы иногда возникают у тех, кто только начинает знакомиться с христианской доктриной.

Действительно, в Ветхом Завете Библии содержится заповедь, предписывающая отводить последний день недели для Бога. Четвертую из десяти заповедей Моисей получил на горе Синай. Она гласит: “Помни день субботний, соблюдая его свято”. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; день седьмой – суббота Господу, Богу твоему; в оный не работай: ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни раб твой, ни раб твой, ни скот твой, ни пришелец, который приходит в жилище твое. Небо и земля, море и все, что в них, были созданы Господом в шесть дней, а на седьмой день Он почил. Посему благословил Бог день субботний и освятил его” (Исход 20:8-11).

В православной церкви заповедь о субботе не забыта. Само субботнее служение помогает убедить нас в этом: оно более торжественное, чем будничные службы. Однако в восприятии субботы произошли важные изменения. Израильтяне связывали заповедь о субботе со многими правилами, ограничениями и запретами. В этот день можно почти ничего не делать.

В первом случае православная церковь не приняла все эти запреты, а во втором случае у христиан появилось воскресенье. Воскресенье так же важно, как и суббота.

10 ЗАПОВЕДЕЙ (4 заповедь) Помни день субботний (1 часть)

Четвертая христианская заповедь – одна из самых неоднозначных в Библии. Вот как она звучит:

“Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай никакой работы ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни раб твой, ни вол твой, ни осел твой, ни скот твой, ни пришелец, который в воротах твоих. Ибо в шесть дней сотворил Господь небо и землю, море и все, что в них, и почил в день седьмой; посему благословил Господь день субботний и освятил его” (Исх. 20:8-11).

Бог Сам инициировал воспоминание о седьмом дне в начале сотворения земли. Следуя за Господом, многие старались сделать этот день особенным.

– Субботники в Советском Союзе были днем, когда можно было бесплатно сделать что-то полезное для города или своей организации.

– Конфеты по субботам – это шведская семейная традиция, согласно которой детям разрешается есть конфеты только по субботам.

В советское время слово “шаббат” (от древнееврейского “суббота”) было чрезвычайно популярно. Оно означало окончание работы.

– Древние римляне считали этот день днем посвящения Сатурну, отсюда и название этого дня в английском лексиконе: Saturday. Вот почему квакеры (протестантское движение) называют седьмой день “седьмым днем”.

Но о чем говорит Божья заповедь?

Помнить о том, что ты святой

Термин “освящать” означает разделять.

Зачем разделять день на части?

Субботы Мои соблюдайте, ибо они – знамение между Мною и вами во всяком роде, чтобы вы знали, что Я Господь, освящающий вас” (Исход 31:13) – то есть, это время для личного познания Бога. Суббота (отдых) – лучшее время для познания Господа.

“Суббота покоя для вас и смирения душ ваших, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера [десятого дня месяца] соблюдайте субботу вашу” (Лев.23:32) – время смирения. Суббота – это своего рода демонстрация того, что не все в нашей жизни зависит от нашей работы.

Назначение седьмого дня

Я бы хотел немного поразмышлять о цели этого дня. Бог не создает ничего без цели. Кроме того, Он дал причину для создания седьмого дня, казалось бы, праздного дня. Суббота также служит определенной цели:

“И сказал им: Суббота для человека, а не человек для субботы”. (Мар.2,27).

Таким образом, суббота, как и другие заповеди, была создана для человека, то есть для его блага. Как и другие заповеди, соблюдение субботы должно быть мотивировано любовью к Господу. Как мы можем наслаждаться этим днем?

Суббота – время поклонения.

Народ земли будет поклоняться перед Господом в субботу и новолуние, а также у входа в ворота. (Иезекииль 46:3) – Сила многих проблем исчезает перед хвалой Господа. Божье величие делает их бледными. Это очень мощное время. Не пропустите его. Используйте его.

Шабат – выход из рабства

“Помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя из нее рукою крепкою и рукою высокою; посему Господь, Бог твой, заповедал тебе соблюдать день субботний [и святить его]” (Втор. 5:15) – В этот день, не позволяя себе работать, мы демонстрируем свою свободу от ритма, навязанного этим миром, свою свободу от зависимости от экономических, политических и других кризисов. Суббота – это наше провозглашение свободы от рабства.

Читайте также:
Монашество - суть и понятия учения

Суббота – средство защиты от идолов.

“потому что они отвергли суды Мои, и заповедей Моих не соблюдают, и субботы Мои нарушают, и сердце их ищет идолов своих” (Иезекииль 20:16) – Регулярное провозглашение главенства Иисуса Христа в нашей жизни через соблюдение седьмого дня удерживает нас от идолопоклонства.

Суббота – время жертвоприношений

В субботу же ты должен принести в жертву двух агнцев годовалых, без порока, и в зерновое приношение две десятых ефы, наполненных смешанною пшеничною мукою и елеем, и возлияние” (Чис. 29:9) – время жертвоприношения, время формирования нашего сердца. Оно становится похожим на сердце того, кто пожертвовал всю свою жизнь в служении людям. В этот день отдайте себя другим по-особому.

Суббота – это время радости

“Если в святой день Мой, ради субботы, вы воздержитесь от исполнения прихотей ваших, и назовете субботу радостью, днем святым для Господа, Которому вы поклоняетесь, и будете праздновать ее, не делая обычной работы, не потакая прихотям своим и не празднуя, то будете иметь радость в Господе, и Я возвышу вас до высот земли и дам вам вкусить удела отца вашего Иакова”; Уста Господни изрекли это” (Исаия 58:13-14) – исполнение этой заповеди позволит нам вкусить истинную радость, которая оказывается независимой от наших желаний. Это радость, которая выходит за пределы этого мира, безусловная радость, не зависящая от обстоятельств.

Суббота – хорошее время для добрых дел

Для меня осознание того, что сегодня я кому-то помог, – это особый восторг. И наоборот. Несмотря на то, что я не смог помочь кому-то сегодня, я чувствую дискомфорт в своем сердце.

Суббота – время для гостей

“И вошел Он в дом одного из главных фарисеев в день субботний есть хлеб, и смотрели на Него” (Лк. 14:1) – гости – это отношения. Отношения – это жизненная сила нашей жизни. Дорожите отношениями. Рождайте отношения. Стройте отношения. Восстановить отношения. Это очень ценно. Ведь именно для восстановления отношений Христос пришел на эту землю.

Поэтому не пренебрегайте седьмым днем. Бог дал его нам для уникальной цели, для нашего блага.

Савенок А. В .

Четвертая заповедь о субботе в законе Бога дана для человека. Иисус и седьмой день. Субботство иудеев

В четвертой заповеди Декалога мы видим прямую цитату из Книги Бытия – текста, в котором Бог рассказывает нам о том, как была сотворена земля:

Бог закончил Свои дела в седьмой день и почил в седьмой день от всех дел Своих. Бог благословил седьмой день и освятил его, ибо в оный день Он почил от всех дел Своих, которые делал и созидал (Бытие 2:2, 3).

Работа творения напрямую связана с Декалогом. Это четвертая заповедь Бога, чтобы Его народ постоянно помнил о том, кто является Творцом, и соблюдал субботу. В Библии Бог установил цикл из семи недель при сотворении Вселенной, поэтому суббота была известна людям задолго до заключения завета с евреями на горе Синай.

Лаван сказал: “У нас не принято отдавать младшего раньше старшего; окончи эту неделю, и мы отдадим тебе и этого, чтобы он служил у меня еще семь лет” (Бытие 29:26,27, см. также Бытие 8:10, 12).

Многие читатели, вероятно, удивлены тем, что суббота в Библии называется седьмым днем. В конце концов, мы привыкли, что воскресенье – это последний день недели. На самом деле, воскресенье когда-то было первым днем недели. История свидетельствует об этом, и Библия упоминает об этом несколько раз:

“Встав рано утром в первый день недели, Иисус явился сначала Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов”. (Мар 16:9; см. также Мар 16:2; Лк 2).

Этот факт не оспаривается ни историками, ни современными богословами. В Соединенных Штатах, Канаде, Израиле и некоторых других странах суббота по-прежнему является седьмым днем недели, а воскресенье – первым днем. Бог также оставил “знаки” для нас, рабов. Подумайте, где должны располагаться первый и последний дни недели, чтобы среда, как следует из названия, находилась в середине недели? Среда становится серединой только в том случае, если воскресенье – первый день недели, а суббота – седьмой. Исторически первый день недели (ныне воскресенье) так назывался у славян и до сих пор так называется в украинском, польском, белорусском и чешском языках. Поэтому понедельник назывался первым днем недели, вторник – вторым, четверг – четвертым, а пятница – пятым. А в немецком языке среда – Mittwoch – происходит от слова Mitte – “середина”. Такая же ситуация наблюдается в финском и исландском языках. В греческом языке понедельник до сих пор переводится как второй, вторник – третий, среда – четвертый, а четверг – пятый. Как видите, наши предки были хорошо знакомы с правильным недельным циклом.

Прежде чем получить скрижали с Декалогом, евреи тоже знали о нем. Святой Дух повелел израильтянам собирать манну в течение шести дней после выхода из Египта, но до объявления заповедей на горе Синай, из-за того, что в субботу ее там не будет. Но не все послушались Бога:

Читайте также:
Заповеди блаженства - суть и понятия учения

На седьмой день некоторые люди пошли собирать урожай, но не нашли его. “Доколе вы будете уклоняться от послушания Моим повелениям и от исполнения Моих законов?” – спросил Господь Моисея. Смотри, Господь дал тебе субботу; поэтому Он дает в шестой день хлеба на два дня” (Исход 16:27-29).

Из этого текста ясно, что заповедь о субботе, как и другие заповеди Божьего закона, была известна евреям еще до Синая, поскольку Творец упрекал народ за ее несоблюдение. Важно отметить, что Бог сказал в самой заповеди: “Помни день субботний”. Если бы эта информация была новой для людей, Творец мог бы использовать слова “я знаю”, “я помню” и тому подобное.

Авраам, праотец еврейского народа, послушался голоса Бога и хорошо соблюдал Его законы, как сказано в Библии: “Авраам послушался голоса Моего и соблюдал то, что Я повелел ему делать; законы Мои, уставы Мои и заповеди Мои” (Бытие 26:5). Очевидно, что богопочитающие потомки Авраама тщательно передавали наставления, данные Господом, из поколения в поколение (ср. 1 Пар. 16:15-17а).

Теперь мы можем рассмотреть вопрос о том, была ли суббота дана евреям только как часть завета на горе Синай. Из текста видно, что Творец благословил и освятил седьмой день сразу после сотворения земли (см. Бытие 2:2 и 3 выше), а не тогда, когда Моисей получил закон. Таким образом, суббота была освящена и благословлена Богом еще до того, как евреи были выделены как избранный Божий народ. “Ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в домах твоих” (Исх. 19:8). 20:10, см. также Втор. 5:14). Здесь говорится о пришельцах и даже о скоте, что опровергает сугубо национальную направленность заповеди.

Кроме того, Писание прямо говорит, что, среди прочих заповедей Творца, суббота относилась не только к евреям, но и ко всем, кто стал частью Божьего народа:

“Детей чужих, которые соединились с Господом, чтобы служить Ему и любить имя Господне, чтобы быть рабами Его, всех тех, которые соблюдают субботу и не оскверняют ее, и которые присоединяются к завету Моему, Я приведу их на святую гору Мою и приму их в дом молитвы Моей” (Исаия 56:6, 7).

” Для вас, общество Господне, и для пришельца, живущего с вами, один закон, закон вечный в роды ваши: каковы вы, таков пусть будет и пришелец пред Господом; один закон и одни права да будут у вас и у пришельца, живущего с вами” (Числа 15:15,16, также Исход 12:48,49, Второзаконие 31:12).

Среди поколения Иисуса также были обращенные из язычников. Маоитянка Руфь приняла Бога Израиля как своего Бога (ср. Руфь 1:16). Она вошла в Божий народ с условием, что будет соблюдать закон Господень, включая заповедь о субботе. Затем она вышла замуж за израильтянина Вооза, который впоследствии стал прабабушкой царя Давида (см. Матфея 1:5, Руфь 4:13-22).

Я думаю, что косвенный вывод уже можно сделать. Согласно Писанию:

1. Суббота – это творение земли;

2. Этот день был установлен Богом как память о Творце и творении;

Закон Божий существовал задолго до того, как заповеди были объявлены евреям на горе Синай, и те, кто верил в Него, знали и исполняли его;

4. Закон Моисеев предоставлял субботы не только евреям.

Теперь давайте рассмотрим учения Нового Завета.

В Новом Завете слово “суббота” упоминается 56 раз, еще больше – в четырех Евангелиях, описывающих жизнь и служение Иисуса. В Евангелиях содержится 12 (!) наставлений Христа относительно субботы: Матфея 12:1-8, 12:9-12, 24:20; Марка 2:23-28, 3:1-5; Луки 6:1-5, 6:6-10, 13:10-17, 14:1-6; Иоанна 5:8-20, 7:22-24, 9:14-16. Напротив, только Божьему учению о любви Иисус придавал большее значение, чем заповеди о субботе.

Фарисеи и книжники постоянно пытались “обмануть” Иисуса в том, что Он не соблюдает религиозные принципы. В частности, они возражали против того, что Он называл Себя Сыном Божьим и что Он нарушил заповедь о субботе, соблюдая ее не так, как считали правильным мудрецы:

“Иудеи искали убить Его за то, что Он не только нарушал субботу, но и называл Бога Отцом” (Иоанна 5:18).

Это правда, что Иисус нарушал требования древних традиций, в том числе и те, которые касались субботы, но Он явно уважал Божий закон, записанный в Писании. Более того, как мы видели в главах “Предания” и “Закон заповедей и доктрин”, Иисус критиковал религиозные традиции, добавленные духовными лидерами его времени в качестве дополнения к Писанию. Однако во всех злобных нападках на Него за якобы нарушение субботы Иисус даже не намекнул, что суббота не нужна или отменена. Что мешало Христу сказать: “Суббота больше не нужна, поэтому я больше не соблюдаю ее” или пророчески сказать о ее скором упразднении? Вместо этого, с сокрушенным сердцем, Иисус учил народ, как следует соблюдать седьмой день, согласно наставлению учителей Закона:

Читайте также:
Восьмая заповедь: «Не кради» - суть и понятия учения

“Они спросили Иисуса, обвиняя Его: “Можно ли исцелять в субботу? Но Он сказал им: кто из вас, имея овцу, если она упадет в яму в субботу, не поднимет ее и не отнесет? Насколько лучше пастух! Итак, можете делать добро в субботу” (Матфея 12:10-12).

“И пришел Он опять в синагогу, и там был человек с иссохшей рукой. И следили за Ним, не исцелит ли Он его в день субботний, чтобы обвинить Его. И сказал Он человеку с иссохшей рукой: “Встаньте посредине. И сказал Он им: “Законно ли делать добро в субботу, или зло в субботу? Но они молчали. И, взглянув на них с гневом и скорбя о твердости сердец их, сказал человеку: простри руку твою. И простер он ее, и рука его стала так же сильна, как другая”. (Мк 3:1-5; см. также Лк 6:6-10).

Чтобы понять причины недовольства фарисеев и книжников Иисусом, а также гнев Христа по отношению к ним, необходимо знать правила, которые были установлены древними иудеями сверх учения Писания о субботе седьмого дня. Дело в том, что во времена Иисуса (как и сегодня) у евреев был длинный список того, что нельзя делать в субботу, согласно четвертой заповеди Декалога. Речь идет не о запрете работы в субботу, а об абсурдности других ограничений, налагаемых на людей. Еще более удивительным является “искусство” евреев обходить субботние запреты, установленные мудрецами.

Мы не можем точно знать, какие законы о субботе и возможности ее обхода действовали в Иудее во времена Иисуса, но мы можем изучить правила соблюдения субботы современных евреев. Большинство этих правил взяты из Ветхого Завета, хотя трудно точно определить, когда они были установлены и когда возникли исключения из них.

Согласно общим правилам галахи (юридической части Талмуда), вытекающим из “мудрого” толкования Писания, евреям запрещено в субботу сажать, молотить, ткать, месить, печь, красить, резать и охлаждать, солить, убирать мусор, рубить, писать, строить, зажигать, тушить, переносить предметы и многое другое.

В частности, с древних времен запрещалось писать в субботу хотя бы две буквы в слове. Однако не считается нарушением запрета, если человек пишет буквы фруктовым соком, глиной, пылью и т.д., потому что не остается постоянного следа, или сжимая пишущее орудие (перо) во рту, беря его ногой или локтем и т.д.

В субботу нельзя выносить вещи из частного владения (дома или квартиры с двором) в общественное владение (на улицу). (источник: еврейский сайт из Иерусалима, www.evrey.com):

В приведенном выше примере бедняк стоит снаружи дома, а хозяин – внутри. Если бедняк протянет руку внутрь (скажем, через окно дома) и вложит в руку хозяина корзину, скажем, чтобы дать ему кусок хлеба; или бедняк протянет руку и возьмет предмет (кусок хлеба) из руки хозяина, то в этих двух случаях бедняк нарушит закон Шаббата, а хозяин – нет. Или же хозяин дома протянул руку (через окно) и положил кусок хлеба в руки бедняка, например, или взял предмет (корзину) из рук бедняка, стоящего снаружи, на улице, и принес его в дом, тогда хозяин дома нарушил закон Шаббата, а бедняк – нет. Если же бедняк протянул руку внутрь, а в ней была, например, корзина, и хозяин взял корзину из рук бедняка, или – бедняк протянул руку, а хозяин вложил предмет в руку бедняка, то – оба они не нарушили законы Шаббата. Более того, если хозяин протянул руку, чтобы что-то взять, скажем, кусок хлеба, или если бедняк предложил хозяину корзину, оба не нарушили законов Шаббата.

В субботу запрещено носить что-либо в общественных местах (на улице), даже в карманах. Однако изобретательные евреи нашли способ обойти этот запрет: они окружили город проволокой и веревками, даже используя уже имеющиеся, чтобы создать замкнутый периметр. Они считают этот периметр частной общественной зоной, эрувом, как и было оговорено. Евреи создали такие эрувы во многих городах, где они проживают в довольно большом количестве. Каждый день специальные люди проверяют, чтобы периметры были в порядке. Но если там нет эрува, то опять же придется немного побороться. Например, когда вам приходится носить с собой ключ от дома, он становится частью брючного ремня, т.е. предмет становится функциональным: это не ключ. С другой стороны, человек, страдающий дальнозоркостью, по субботам должен носить свои очки на кончике носа как часть одежды, чтобы иметь возможность воспользоваться ими в случае необходимости.

Ограничение четвертой заповеди, касающееся использования слуг и посторонних в доме, евреи также умело обходят. Разрешается заранее договориться с неевреями о том, чтобы, например, разжечь камин в еврейском доме, когда в нем холодно. Или навещать их в субботу. Если посетитель дома в субботу сам зажигает светильник, чувствуя себя неуютно в темноте, еврей может воспользоваться светом. Просить гостя сделать в Шаббат то, что еврей не может сделать сам, категорически запрещено. Поэтому, если нееврей не зажжет светильник или камин, еврей будет страдать и терпеть лишения до первого дня недели.

Читайте также:
Конец света и второе пришествие Христово - суть и понятия учения

Запрещено греметь погремушкой в субботу, чтобы успокоить ребенка. Несмотря на это, разрешается петь и танцевать в честь Торы, хлопать в ладоши и развлекать таким образом своего ребенка.

Нет необходимости тушить огонь в субботу, если нет ни малейшей возможности, что он представляет угрозу для чьей-либо жизни. Поэтому не разрешается тушить огонь только для того, чтобы предотвратить порчу имущества. Нельзя также выносить из горящего дома что-либо, кроме минимума продуктов и посуды, необходимых для субботней трапезы, и одежды, надетой на тело. Поэтому разрешается надеть на себя много одежды, выбежать, сбросить ее и повторить то же самое. Но хозяину дома разрешается объявить свое имущество бесхозным и крикнуть присутствующим: “Возьмите каждый себе!” Действительно, каждый может взять то, что ему удастся спасти от огня. Однако после окончания субботы хозяин сгоревшего дома может попросить вернуть ему его прежнее имущество, а сострадательные соседи вполне могут вернуть пожарному часть его вещей.

В субботу запрещено убивать животных, в том числе насекомых. Например, Шаббат позволяет только отгонять комаров или отпугивать их, не причиняя им смертельного вреда.

Надеюсь, теперь ты понимаешь, дорогой читатель, почему Иисус был так возмущен. Он сожалел о господстве ложных религиозных идей среди народа и его порабощении многими глупыми субботними постановлениями. Стоит отметить, что в Евангелиях описаны только два случая, когда Господь проявил свой гнев. Завязав шнуры, Христос изгнал суконщиков и торговцев из храма, где в то время еще совершалось жертвоприношение, и спас тысячи людей (см. Иоанна 2:14-17). А в приведенном выше примере с субботой Иисус смотрел на это с гневом (см. Марка 3:1-5). Это единственное место в Евангелии, где слово “гнев” используется по отношению к Иисусу. Иисус был опечален и разгневан тем, что день, данный людям для отдыха, радости и возрастания в Боге, религиозные лидеры превратили в день рабства, уныния и абсурда. Христос стремился наставлять и обличать народ:

“Если кто из вас заставит осла или вола упасть в колодезь, не должен ли тотчас вытащить его и в день субботний?”. (Луки 14:5).

” Лицемеры, не отвязываете ли вы все вола или осла вашего от яслей его в субботу, чтобы они могли выйти пить?” (Луки 13:15).

Иисус всегда старался научить людей правильному пониманию Божьих заповедей. В седьмой день он объяснил, что сострадательная любовь к голодным и нуждающимся превосходит закон о субботнем покое. Конечно, людям необходимо отдохнуть от суеты жизни, чтобы поразмышлять о мудрости и силе Творца, о вечных и непреходящих ценностях, на что в будние дни часто не хватает времени. Но субботний покой не означает, что люди должны на время прекратить делать добрые дела. Через дела милосердия разрешается прервать этот отдых. Христос настаивал:

“В субботу ты можешь делать добро”. (Матф. 12:12).

Суббота была установлена Богом для того, чтобы люди помнили о Нем и общались с Ним: “День седьмой – суббота Господу Богу твоему” (Исход 20:10). В этот день Творец желает, чтобы Его дети уделяли больше внимания Ему, а не соблюдали множество запретов, которые могут вызвать лишь раздражение. Формализм не присущ Творцу. Когда фарисеи обвинили Его учеников в том, что они срывают колосья в субботу, Иисус ясно дал понять, что это противоречит Закону (см. Матф. 12:1-4).

В перерывах между проповедями они так проголодались, что ели зерна. В ответ на упрек фарисеев Христос напомнил им известную историю Давида. Когда он бежал от Саула и был голоден, то вынужден был попросить у священника хлебы для приношения из святилища (см. 1 Цар. 21:1-6), хотя только сыновьям Аарона разрешалось есть их (см. Левит 24:5-9). Давид не заслужил наказания, поскольку его поступок был продиктован не праздным любопытством или гордостью, а сильным голодом. Хотя похожая ситуация закончилась трагически для царя Осии. Когда он решил сжечь благовония в храме, а не священник, Творец поразил его проказой (ср. 2 Пар. В этом случае Уззия был мотивирован скорее гордостью, чем необходимостью. В конце концов, Иисус завершил эту историю следующим образом:

“Если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невинных” (Матфея 12:7)

Христос хотел, чтобы люди поняли, что Бог хочет от них любви (милосердия), а не бессмысленных ритуальных “пыток” и формальных жертвоприношений. Заповедь о субботе, как и другие, была установлена Творцом не напрасно, а для блага человека. Суббота – это общение с Богом, отдых и тишина в радости созерцания Божьего творения, отдых от напряженной жизни. Иисус подчеркнул это для верующих:

“И сказал им: Суббота для человека, а не человек для субботы”. (Марк 2:27).

Подумайте о том, сколько глубоких и мудрых слов Иисус сказал о субботе. Подумайте, сколько раз Он защищал ее. Это не случайно, ведь, согласно Библии, Христос Сам установил этот день отдыха, участвуя в сотворении земли:

“Им создано все, что на небесах и на земле” (Кол 1:16; см. также Иоан 1:1-3:14; Евр 1:8-12; Еф 3:9)

Именно поэтому Иисус, как обладающий властью, поступил иначе, чем книжники и фарисеи (см. Матф. 2:1). Более того, Он объяснил, что Он установил субботу и поэтому имеет право соблюдать ее: Марка 7:29, 1:22.

Читайте также:
Богородица, или Матерь Божия - суть и понятия учения

Также верно, что Сын Человеческий является Господом субботы недели (Луки 6:5, см. также Марка 2:28, Матфея 12:8).

Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви

Исход 20:8-11 «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Второзаконие 5:12-15 «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал тебе Господь, Бог твой; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни раба твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец твой, который у тебя, чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты; и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний».
Левит 23:3 «Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших».

Исаия 58:13-14 “Если ты удержишь ногу твою от исполнения прихотей твоих ради субботы в святой день Мой, и назовешь субботу радостью, святым днем Господним, чтимым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными делами, угождать прихотям своим и бездельничать, то будешь иметь радость в Господе, и Я возвышу тебя до высот земли и дам тебе вкусить наследия Иакова, отца твоего: уста Господа изрекли сие”.

Есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание:

А. Как Господь называет субботний день:
– святый день Мой,
– отрада,
– святой день Господний;
– чествуемый день.

Б. Как, по мнению Господа, человек может почтить субботний день:
– относясь к субботе, как к святому дню Божию;
– отложив в этот день свои обычные дела;
– не угождая в этот день своей прихоти;
– не занимаясь в этот день пустословием.
Кстати, полезно применить это к тому, как каждый из нас проводит воскресный день.

В. Какие обетования дал Господь евреям, почитающим субботний день:
– Господь обещал даровать такому человеку радость в Господе;
– Господь обещал возвести такого человека на высоты земли;
– Господь обещал дать такому человеку наследие Иакова, отца его.

А. Повеление (заповедь):
– Помни, наблюдай;
– Свято храни.

Б. Детали:
– шесть дней являются рабочими днями;
– седьмой день – окончание/остановка работы для всех и каждого.

В. Объяснение того, почему седьмой день является днём покоя:
– …потому что Господь почил в седьмой день;
– …потому что Господь освободил тебя от Египетского рабства.

Слово «помнить» включает намного больше, нежели просто свойство разума что-то запоминать или припоминать. Заповедь призывает к активному исполнению повеления Господа, которое требует от человека полного вовлечения всего себя в процесс соблюдения этой заповеди, а не только его умственной активности.
В Исходе используется слово «Zakar», которое означает «помнить», «запоминать», «упоминать». Во Второзаконии используется слово «Shamar» – «хранить», «соблюдать», «наблюдать».

А. Суббота как день памяти о сотворении и о Боге Творце
Интересно то, что Четвёртая заповедь не просто повелевает хранить субботний день, но объясняет, почему мы должны это делать. Так причина, указанная в Исходе, заключается в следующем: «…ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». Иными словами, Господь учит нас: «Я сотворил этот мир в шесть дней, а в седьмой день почил, чтобы по Моему примеру вы должны отдыхать один день в неделю».
Таким образом, соблюдение Субботы включает в себя признания следующих истин:
– Мир не является нашей собственностью;
– Бог является Творцом и Господом вселенной.
– Мы должны подчиняться и служить Господу Богу.

Б. Суббота как день памяти о выходе из Египта
Второзаконие даёт ещё одну причину, почему человек должен свято хранить Субботу Господню: «…помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний». Иными словами, Господь учит нас: «Я освободил вас от рабства и хочу, чтобы субботний день был днём отдыха, в который вы освободитесь от всяких трудов».
Таким образом, соблюдение Субботнего дня также включает в себя:
– Воспоминание об исходе из Египта и о Боге Избавителе.
– Осознание параллели между Египетским рабством и рабством греха.
– Воспоминание о нашем Спасителе Иисусе Христе.

Читайте также:
Грехи и страсти - суть и понятия учения

II. РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУББОТЕ

Суббота – это Божий дар. Суббота является благодатью, излитой Господом на Его творение. Именно поэтому суббота была создана для человека: «И сказал им [Иисус]: суббота для человека, а не человек для субботы» (Марк 2:27).
В соответствии с учением Нового Завета, Субботой Покоя является Сам Христос, а взаимоотношения с Небесным Отцом посредством жертвы Иисуса Христа на кресте являются исполнением субботы. Каждый, кто принимает жертву Господа Иисуса Христа, входит в покой Христов.
О духовном смысле Субботы Покоя читаем в Послании Евреям 4:1-11 «…Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: ‘Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой’, хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. И еще здесь: ‘не войдут в покой Мой‘. Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, ‘ныне’, говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: ‘ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших’. Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность».

В стихе 9 говорится, что “есть еще суббота для народа Божия”. К кому это относится?

Ответ: Божий народ – это евреи, которые получили Божий закон как требование завета, который Господь Бог заключил с евреями после их исхода из Египта (см. Исход). Некоторые сегодня ошибочно полагают, что этот стих относится ко всем верующим в Иисуса Христа как к Божьему народу. Однако это заблуждение. Из контекста этого стиха ясно, что он относится именно к иудеям. Это также ясно из того, что послание адресовано евреям, которые с самого начала были избранным Божьим народом. Если бы послание к иудеям касалось верующих в Иисуса Христа, их бы назвали христианами или учениками, как было принято в то время.

Вопрос№2: Что значит фраза: для евреев ещё «остаётся субботство»?
Ответ: Это означает, что они ещё исполняют субботу.

Вопрос №3: Что значит слово «ещё»?
Ответ: Оно означает: «пока что», «до сих пор», «всё ещё».

Вопрос №4: Почему же для евреев до сих пор остаётся субботство?
Ответ: Потому что они не вошли в покой Божий: Евреям 4:6 «Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность». Евреям 3:18-19 «Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие». Обратите внимание на причину того, почему евреи не вошли в покой Божий: из-за своего непокорства и неверия.

Вопрос №5: Когда же субботство для евреев окончится, и окончится ли оно вообще?
Ответ: Суббота – это покой Божий. Евреи, не принявшие жертву Иисуса Христа на кресте, ещё не вошли в покой Божий, ибо войти в него и обрести его (Божий покой) можно лишь во Христе Иисусе, который сказал о Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матфея 11:28).
Итак, войти в Божий покой можно только верой в Иисуса Христа.
Синонимом Божьего покоя является спасение и жизнь вечная. Противоположностью Божьему покою являются вечные муки в Аду, описанные в Откровении 14:10-11: «. тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его».

Вопрос №6: Если истинная Суббота Покоя возможна только во Христе, то чем является суббота, которую Господь в Своём законе повелел соблюдать Израильскому народу?
Ответ: Ветхозаветная суббота является прообразом Субботы Покоя во Христе, так как Ветхозаветный Закон «является тенью будущих благ, а не самым образом вещей» (Евреям 10:1а). Колоссянам 2:16-17 «Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело [воплотившегося] – во Христе».

Читайте также:
Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой» - суть и понятия учения

III. СУББОТА ИЛИ ВОСКРЕСЕНЬЕ?

Сегодня до сих пор многие верующие спорят по поводу того, какой день является святым: суббота или воскресенье, и в какой день нам следует поклоняться Господу и собираться в церкви на Богослужения.
Многие люди считают, что мы – христиане – должны соблюдать Субботу, как это делают евреи. Но это заблуждение! Ниже приводится объяснение:

Заповедь о субботе дана была Израильскому народу, а не язычникам
Многие сегодня призывают христиан исполнять Субботу Покоя, забывая о том, что Закон Божий был дан Богом Израильскому народу, а не язычникам. Завет, который Господь Бог заключил с человеком в ветхозаветные времена, является Заветом между Богом и потомками Авраама, Исаака и Иакова.
Именно поэтому во Второзаконии эта заповедь ссылается на Исход евреев из Египта: (Второзаконие 5:12-15 «…помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний»), а в книге пророка Исаии евреям даётся обетование Бога благословит народ израильский в случае исполнения им субботы покоя: «дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего» (Исаия 58:13-14).

Мы, христиане, находимся не под Законом, но под Благодатью.
Если кто-то думает, что, исполняя Субботу, он исполняет Закон Божий, то он глубоко заблуждается. Потому что, во-первых, никто кроме Самого Бога не в состоянии исполнить Его Закон. Ибо, нарушая хотя бы одну заповедь (даже в мыслях), человек становится нарушителем всего Закона: Иакова 2:10 «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём».
Во-вторых, Закон был дан для того, чтобы человек осознал свою греховность, а не начал делать вид, что он способен исполнить Закон: Римлянам 3:20 «…Потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех».
В-третьих, христиане находятся не под Законом, а под Благодатью. Они умерли для Закона, чтобы жить для Христа: Римлянам 7:4 «Так и вы, братия мои, умерли для закона телом Христовым, чтобы принадлежать другому, Воскресшему из мертвых, да приносим плод Богу».

Мы, христиане, уже вошли в покой Божий через жертву Иисуса Христа.
Субботство остаётся только для тех кто из-за неверия и непокорности Богу до сих пор не вошёл в Божий покой через Иисуса Христа (Евреям 3, 4). Это распространяется и на неверующих евреев, и на неохристианские (культы, подделывающиеся под христианство) культы, типа Адвентистов седьмого дня и Свидетелей Иеговы, которые не признают Иисуса Христа Богом.
Однако исполнением ветхозаветной субботы невозможно заслужить спасения и прощения грехов. Господь нас спасает благодатью по вере в жертву Иисуса Христа, а не делами: Ефесянам 2:8-9 «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».

Мы проводим Богослужения в воскресенье – день воскресения Христа
Есть две веские причины, почему христиане, начиная с первого века нашей эры, собирались и продолжают собираться на Богослужения не в субботу, а в воскресение:

А. Иисус воскрес в первый день недели:
Об этом можно прочитать в 28-й главе Евангелия от Матфея, в 16-й главе Евангелия от Марка, в 24-й главе Евангелия от Луки и в 20-й главе Евангелия от Иоанна.

Б. Ученики Христа собирались в первый день недели:
Иоанна 20:19 «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам »
Деяния 20:7 «В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи».
1 Коринфянам 16:1-2 «При сборе же для святых поступайте так, как я установил в церквах Галатийских. В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние, чтобы не делать сборов, когда я приду».

Поклонение Богу в воскресенье – не новшество Нового Завета
Не только первые Христиане прославляли Господа по воскресеньям. Господь в Ветхом Завете повелел Своему народу собираться на Богослужения не только в седьмой день, но и в первый день недели:

А. Повеления Господа до того, как Он дал заповеди:
Исход 12:16 «И в первый день да будет у вас священное собрание, и в седьмой день священное собрание: никакой работы не должно делать в них; только что есть каждому, одно то можно делать вам».
Закон Божий дан Израильскому народу в 20-й главе Исхода, а за восемь глав до этого – в 12-й главе Исхода, первый день был выделен как освященный день отдыха во время празднования Пасхи. Это постановление было дано евреям ДО того, как им была дана заповедь о соблюдении Субботы, так как эти указания были даны Моисею и Израилю ДО ТОГО, как Закон Божий был дан Израильтянам на горе Синай.

Читайте также:
Святые - суть и понятия учения

Б. Повеления Господа о праздниках
Праздник Опресноков: Левит 23:6-8 «В пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки; в первый день да будет у вас священное собрание; никакой работы не работайте; и в течение семи дней приносите жертвы Господу; в седьмой день также священное собрание; никакой работы не работайте».
Праздник Кущ: Левит 23:33-38 «C пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу; в первый день священное собрание, никакой работы не работайте; в течение семи дней приносите жертву Господу; в восьмой день священное собрание да будет у вас, и приносите жертву Господу: это отдание праздника, никакой работы не работайте. Вот праздники Господни, в которые должно созывать священные собрания, чтобы приносить в жертву Господу всесожжение, хлебное приношение, заколаемые жертвы и возлияния, каждое в свой день, кроме суббот Господних и кроме даров ваших, и кроме всех обетов ваших и кроме всего приносимого по усердию вашему, что вы даете Господу».
Обратите внимание на то, что первый день недели и восьмой день недели – это воскресенье!

День покоя и День Спасения.
День Спасения начался с того момента, когда Иисус Христос умер на кресте за наши грехи и воскрес в третий день по Писанию. С этого момента для человека открылся прямой доступ к Богу, дверь в Его покои.
Этот день уже длится около 2000 лет. И каждый, принимающий жертву Иисуса Христа, каждый, исповедующий Иисуса Христа Богом, входит в покой Бога. Слово Божье провозглашает: «Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения!» (2 Коринфянам 6:2б). Итак, наш день покоя уже начался и длится каждый день на протяжении 2000 лет, а не только по субботам.
Иоанна 4:24 «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». Это означает, что мы должны поклоняться Богу не в каком-то определённом месте и не в какой-то определённый день, а во всякое время во всяком месте.
Во время дискуссии о праздниках и особых днях, апостол Павел не сказал, что необходимо соблюдать Субботу. Напротив, он сказал: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Римлянам 14:5-6а).

О заповедях Божиих

Как понимать четвертую заповедь?
Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20, 8–11).

Этой заповедью Господь Бог наставляет нас работать шесть дней и выполнять любую работу, которая от нас требуется, а седьмой день посвятить служению Ему и святым делам. Среди дел, угодных Ему, – забота о спасении души, молитва в храме Божьем и дома, изучение Слова Божьего, просвещение ума и сердца полезными религиозными знаниями, благочестивая религиозная беседа, помощь бедным, посещение больных и заключенных в тюрьме, утешение страждущих и другие дела милосердия.

В Ветхом Завете суббота праздновалась как воспоминание о Божьем творении: “И благословил Бог день седьмой и освятил его, ибо в оный день почил Бог от дел Своих” (Бытие 2:3). Сегодня христиане празднуют воскресенье, первый день недели, потому что в этот день Господь Иисус Христос воскрес из мертвых.

Не только те, кто работает в воскресенье, нарушают четвертую заповедь, но и те, кто лениво работает в будние дни и уклоняется от своих обязанностей, ибо заповедь гласит: “Шесть дней работай. Нарушают четвертую заповедь и те, кто не работает в воскресенье, но не посвящает этот день Богу, а проводит его в мирских заботах, развлечениях, удовольствиях и всех формах чрезмерного разврата.

Как понимать пятую заповедь?
Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20, 12).

Этим повелением Господь Бог повелевает нам почитать (беречь, ценить и любить) своих родителей, чтобы Он мог обещать нам хорошую и долгую жизнь. Почитать родителей – значит уважать и любить их, ни в коем случае не обижать их словом или делом, слушаться их, помогать им в работе, заботиться о них, когда они нуждаются, особенно когда они больны или стары. Молитесь за них всегда, как при их жизни, так и после их смерти.

Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Именно поэтому святые апостолы заботились о том, чтобы способствовать правильным отношениям между членами семьи. Они сказали: “Жены, будьте покорны своим мужьям, как подобает в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте суровы с ними. Дети, будьте послушны своим родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы, не раздражайте своих детей, чтобы они не унывали. “. “Дети должны учиться почитать свои семьи и хвалить своих родителей, ибо это угодно Богу”. (Еф 5:22-23; 6:1- 4; Кол 3:18-20; 1 Тим 5:4).

Читайте также:
Нагорная проповедь - суть и понятия учения

Для соблюдения этой заповеди необходимо воздавать честь каждому, в соответствии с его возрастом и положением: “Всякому воздавайте честь: кому налоги, воздавайте; кому подати, подати; кому страхи, страхи; кому честь, честь” (Рим. 13:7). Следуя этому апостольскому увещеванию, христианин должен уважать: пасторов и духовных отцов; гражданских лидеров, заботящихся о справедливости, мире и благополучии страны; воспитателей, учителей и благотворителей и, в целом, всех старших.

Только когда старейшины или руководители требуют сделать что-то, что противоречит вере и закону, мы должны им не подчиняться. Закон Божий и послушание Господу – это высший закон для всех людей.

Как понимать шестую заповедь?
Шестая заповедь: «Неубивай» (Исх. 20, 13).

Этой заповедью Бог запрещает отнимать жизнь – у других людей или у самого себя. Жизнь – величайший дар Бога, и только Бог устанавливает пределы человеческой жизни на земле.

Самоубийство – это тяжкий грех. Помимо убийства, самоубийство – это грех отчаяния, отсутствия веры, ропота на Бога и дерзкого бунта против Божьего Промысла. Ужасно и то, что человек, насильственно оборвавший свою жизнь, лишает себя возможности покаяться в своем грехе, потому что после смерти покаяние невозможно. Несмотря на временные страдания, мы должны помнить, что они посланы для нашего спасения. Царство Небесное унаследовали многие праведники, которые страдали. Мы должны помнить, что Бог бесконечно благ, даже во времена испытаний. В страданиях Он укрепляет и утешает, никогда не выходя за пределы своих сил.

Человек также виновен в убийстве, если он не убивает сам, но способствует убийству или позволяет это сделать другим. Например: судья, осуждающий подсудимого, невиновность которого ему известна; тот, кто своим приказом, советом, согласием помогает другим совершить убийство; тот, кто укрывает убийцу и тем самым способствует совершению новых преступлений; тот, кто не спасает ближнего от смерти, когда мог бы это сделать; тот, кто изнуряет подчиненных непосильным трудом и тем самым сокращает их жизнь; тот, кто разрушает свое здоровье недержанием и различными пороками. Убийство совершается даже в том случае, если жертва была убита невольно из-за небрежности ухаживающего. Убийство плода в утробе матери (аборт) также является убийством.

Говоря о грехе убийства, Иисус Христос заповедал своим последователям искоренить в своем сердце чувства мести и гнева, которые приводят к такому плохому поступку. Согласно Евангелию, человек, ненавидящий своего ближнего, является человекоубийцей (1-е Иоанна 3:15). Итак, шестая заповедь запрещает питать к ближнему чувство ненависти и злобы, желать ему смерти, поносить его, провоцировать ссоры и драки между ними или совершать любые другие действия, свидетельствующие о такой враждебности.

Помимо физического убийства, существует духовное убийство, которое еще хуже. Человек, соблазняющий своего ближнего к неверию или к жестокой жизни, может считаться виновным в духовном убийстве. И то, и другое является духовным убийством. Если кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, то лучше бы ему мельничный жернов повесить на шею, чтобы он утонул во глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Матфея 18:5-7).

Господь учит Своих учеников любить всех людей, даже своих врагов: “Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного” (Матфея 5:44). (продолжение)

Свт. Филарет (Дроздов)

Помнить день субботний, чтобы святить его

Каким образом ветхозаветный день отдыха, суббота, празднуется в христианской Церкви?

Суббота, которая является днем недели, не отмечается как важный святой день в христианской церкви. Однако, как память о сотворении мира и продолжение первоначального праздника, он отличается от других дней тем, что в этот день нет поста.

Как исполняется четвертая заповедь в христианской церкви?

Это не последний из семи дней, или суббота, а первый день каждой недели, или воскресенье, которое отмечается каждый седьмой день христианского календаря.

Когда воскресенье было праздничным днем?

Пасха отмечается каждый год со дня воскресения Христа.

Что Писание говорит о праздновании воскресенья?

Христиане собирали учеников в одну субботу, которая была субботой или воскресеньем, для преломления хлеба, то есть для совершения таинства причастия (Деян. 20:7). Евангелист Иоанн в Апокалипсисе также упоминает будний день, или воскресенье (Откр. 1:10).

Были ли другие дни включены в Ветхозаветную Церковь, когда она говорила “суббота”?

Под именем седьмого дня или субботы понимаются в ветхозаветной Церкви и другие дни, установленные для праздников или постов, например, Пасха, день очищения; в христианской Церкви и другие святые дни и посты, установленные во славу Божию и во славу Пресвятой Богородицы и других святых, должны быть отделены от воскресенья (Православное исповедание, часть 3, вопрос 60; часть 1, вопрос 88).

Читайте также:
Десять заповедей Божьих: введение - суть и понятия учения

Какие самые важные праздники в Православной Церкви?

Наиболее важными праздниками являются те, которые установлены в память о главных событиях, связанных со спасительным воплощением Сына Божьего и явлением Божества; затем те, которые установлены в честь Девы Марии за то, что она послужила тайне воплощения. В порядке событий это следующие праздники:

Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября)

День входа в Храм для посвящения Богу (21 ноября / 4 декабря).

Это день Благовещения, в который Деве Марии было объявлено, что через Нее в мир придет Сын Божий (25 марта/ 7 апреля).

День Рождества (25 декабря/7 января)

День Крещения Господня и вместе Богоявление Пресвятой Троицы (6/19 января)

День встречи Господа в храме по Симеону (2/15 февр.).

Праздник Преображения (19 августа).

День входа Господня в Иерусалим (за семь дней до Пасхи, в воскресенье).

Праздник Воскресения, Пасха, праздник праздников, предвестие вечного праздника, вечного благословения.

День Вознесения Господа на небо (в четверг, 40-й день после Пасхи).

Праздник Святой Троицы, а затем праздник Сошествия Святого Духа (на 50-й день после Пасхи, воскресенье).

Праздник Вознесения (15/28 августа).

Воздвижение Креста Господня, открытое королевой Еленой (14/27 сентября)

Какой самый важный пост в Православной Церкви?

Самый главный пост – Великий пост, или Страстная неделя.

Почему пост называется квадригезимой?

Великий пост называется Четыредесятницей, потому что он длится сорок дней, не считая недели, в которую страдает Христос (Страстная неделя).

Какова цель Великого поста, длящегося сорок дней?

Пост длится сорок дней, потому что Сам Господь Иисус Христос постился сорок дней (см. Мф. 4:2).

Почему нужно поститься в среду и пятницу?

Уместно поститься в среду в воспоминание Страстей Господа нашего Иисуса Христа и в пятницу в память о Его Страстях и смерти.

Почему в православной церкви существуют разные посты?

Рождественский и Успенский посты были установлены для того, чтобы предварительным воздержанием почтить последующие праздники Рождества Христова и Успения Пресвятой Богородицы, а пост в память святых апостолов – в подражание апостолам, которые постились для приготовления себя к делу проповеди Евангелия (Деян. 13:3).

Как провести праздники?

Праздничные дни следует использовать следующим образом: в эти дни не следует работать или заниматься мирскими и житейскими делами; следует соблюдать их святость, то есть делать в них святые и духовные дела во славу Божию.

Почему нельзя работать в праздничные дни?

Не разрешается работать в праздничные дни для того, чтобы без помех совершать священные и благочестивые действия.

Что делать во время каникул?

В праздничные дни следует: приходить в церковь для общественного богослужения и обучения Слову Божьему; дома заниматься молитвой и чтением или душеспасительными беседами; посвящать Богу часть своего имущества и использовать его на нужды Церкви и ее служителей и на благо бедных; посещать больных и заключенных в тюрьмах и делать другие дела христианской любви.

Следует ли нам делать то же самое в будние дни?

Можно заниматься такими делами в течение недели, и это хорошо для тех, кто может. Те, кому мешает работа, должны, по крайней мере, посвятить праздничные дни этой работе. Необходимо молиться каждый день, утром и вечером, до и после обеда и ужина, и, если возможно, в начале и конце каждой работы.

Расширенный православный катехизис Восточной католической церкви. О четвертой заповеди

Дополнительные отрывки из Священных Писаний

” День субботний – это вечный завет между Господом и Его народом”. (Исход 31:16-17).

Лк 6:1-11 (Разрешено делать добро в субботу)

Лк 13:11-17; Ин 5:1-18 (пример Иисуса делать добрые дела в субботний день)

Седьмой день недели был субботним днем для Иисуса Христа и Его учеников до Его воскресения. В память о Его воскресении в этот день воскресенье стало святым днем Господа (см. Деян. 20:7 и 1 Кор. 16:2). С тех пор Его последователи соблюдают субботу в первый день недели. Для обеих групп шесть дней были отведены для работы, а один – для отдыха и поклонения.

Благословения, приходящие с соблюдением дня субботнего

Какие благословения мы получаем за соблюдение святости субботнего дня?

Для нас благословенно, если мы чтим день субботний как духовно, так и временно. Господь сказал нам, что если мы будем соблюдать субботу с веселым сердцем и благодарением, то будем исполнены радости. Он обещал:

“Вся полнота земли принадлежит вам… для пищи ли, или для одежды, или для домов, или для сараев, или для садов, огородов, виноградников;

Да, все, что исходит от земли в свое время, создано для блага и пользы человека, чтобы радовать глаз и сердце;

Да, для пищи и одежды, для вкуса и аромата, для укрепления тела и оживления души” (У. и З. 59:16-19).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: