Бог – суть и понятия учения

Независимость. Он самодостаточен, самовластен и самодержавен, как в Своем бытии, так и в Своей силе. Эта характеристика Бога уже вытекает из предыдущей. Если учесть, что Бог – независимое существо, и все, что Он имеет, принадлежит Ему: это означает, что Он, согласно Своей природе и Своим силам, ни от кого не зависит.

Функции понятия Бога в декартовом философском учении

Понятие Бога выполняет несколько различных функций в системе Декарта; поскольку оно обычно понимается как основание всех других понятий, оно может выполнять следующие функции: онтологическую (Бог как высшая реальность, основа бытия), эпистемологическую (Бог как основа знания), аксиологическую (Бог как основа ценностей, например, этических). Как только он доказывает существование Бога, Декарт начинает рассматривать его атрибуты.

1. онтологические функции Бога

Эти функции проявляются онтологически следующим образом. Декарт считал Бога высшей реальностью. Поэтому мы знаем, что Бог существует, и что все последующие этапы познания и возникающие в результате идеи одинаково истинны, и что все объекты, соответствующие этим идеям, также существуют. Исследование характеристик Бога доказывает не только истинность идей, но и существование вещей, которые им соответствуют. Поскольку Бог не обманывает, я знаю, что Он направляет эти идеи непосредственно ко мне, не полагаясь на какого-либо посредника или медиатора. Следовательно, телесные вещи существуют”.

Эта онтологическая функция понятия Бога находит свое применение в области космологии (физики). Для того чтобы вещи существовали, Бог становится организатором мира. Он создает материю в виде первоначального хаоса (частицы “огня”, “воздуха” и “земли”, перечисленные здесь в порядке от самых мелких до самых грубых), придает ей первоначальный импульс движения (определенное количество) и устанавливает законы движения, то есть модификации ее частей, согласно которым движение тел определяется исключительно их пространственными взаимодействиями (в основном столкновениями) и их массой. Под действием этих законов материя сама приходит в упорядоченное состояние. Когда процесс создания мира завершен, неизменный Бог гарантирует лишь неизменность установленного порядка и законов механических процессов, включая первоначально приданное количество движения, и таким образом сохраняет мир. В “Рассуждении о методе” Декарт пишет, что “…действие, которым он (Бог. – А.З.) сохраняет его (мир. – А.З.) теперь, есть то же самое действие, которым он его создал. Это действие совершается Богом непрерывно, прекращение которого автоматически означало бы разрушение мира. Таким образом, Бог Декарта в учении о материальном мире в принципе деистичен (в широком смысле этого слова): выполнив свои задачи по созданию мира, установлению его законов, приданию “начального импульса” (будем считать все это первым применением онтологической функции – деистической функции понятия Бога в философии Декарта), он больше не вмешивается в ход физических процессов.

Декарт представлял собой деистическую форму философского креационизма. Креационизм в его философии имеет очень ограниченное применение (Бог сообщает миру только материю и принцип движения); возможно, следствием этого является то, что Декарт лишь однажды делает заявление, которое можно истолковать в пантеистическом духе. Однако Декарт утверждает не тождество между Богом и природой, а лишь то, что Бог может быть познан через природу: “[…] ибо именно через посредничество природы, взятой в целом, я теперь не знаю ничего, кроме Бога или союза материальных вещей, установленного им. “. Однако из этого предложения ясно, что Бог и отношение (порядок) природы могут быть познаны через посредничество познания природы в одном и том же акте познания.

Кроме того, Декарт утверждает, что из присутствия Бога в природе как ее связующего звена не следует, что природа материальна. В письме к Мору он пишет: “… Бог протяжен в плане силы (potentia), то есть эта сила проявляет себя или может проявить себя в протяженной вещи. Поэтому верно, что сущность Бога должна присутствовать везде, чтобы его сила проявлялась там; но я отрицаю, что эта сила существует там в виде протяженной вещи. “Сам Декарт видел в этих утверждениях нечто противоречащее общим принципам его философии, поскольку он утверждал, что, хотя “движущей силой здесь может быть сам Бог”, однако “эта сила (движение.- А.З.) является модусом в сотворенной субстанции, но не в Боге”, и из благоразумия отказался обсуждать эти вопросы, “чтобы не показалось, что он одобряет мнение тех, кто считает Бога мировой душой, слитой с материей”. Декарт отрицает за Джордано Бруно приверженность пантеизму, поэтому, не рискуя назвать эту функцию Бога “пантеистической”, мы называем ее здесь “натуралистической функцией”.

Читайте также:
Святые - суть и понятия учения

2) Эпистемологические функции понятия “Бог”.

” Величайшим” атрибутом Бога является истинность, неспособность обманывать, которая обеспечивает способность человеческого разума различать истинное и ложное, а значит, и ценность человеческого знания. В том числе истинность врожденных идей, вечных истин, которые на предыдущем этапе подвергались всеобщему сомнению.

В результате концепция Бога у Декарта выполняет первую познавательную функцию обеспечения достоверности человеческого знания, а значит, и прочности всей его системы философской дедукции. Необходимость такого обеспечения была вызвана тем, что Декарт, имея целью неопровержимое обоснование своей принципиально новой для того времени концепции, избрал методом ее реализации “обратное” доказательство – выдвижение в методологических целях тезиса о том, что все человеческое знание сомнительно, а затем его опровержение. В системе Декарта концепция всесовершенного и потому абсолютно “истинного” Бога становится своего рода связующим звеном между первым и вторым, гарантией того, что все человеческое знание не исчезнет во всеохватывающем сомнении. В письме к Хендрику де Рою от 24 мая 1640 года Декарт очень хорошо подытожил это: “Знание – это убеждение, которое настолько прочно, что никакие более веские аргументы не могут его поколебать”. Однако таким знанием не может обладать тот, кто не знает Бога. Тот, кто однажды ясно понял аргументы, убеждающие его в существовании Бога и в том, что он не обманщик, будет обладать истинным знанием, а не только убеждением.

Интеллектуальная функция идеи Бога означает, в частности, гарантированную истинность математики. Так, в письме к Мерсенну от 15 апреля 1630 года Декарт писал: “Математические истины, которые вы называете вечными, были установлены Богом и полностью зависят от него. В применении к физике это означает, что абсолютная божественная истинность гарантирует достоверность знания о том, что “существуют телесные вещи, которые существуют”. Его идеи кажутся человеку не придуманными, а реальными (а Бог, как уже было установлено, не может допустить, чтобы человек был обманут). Различая виды уверенности, Декарт проводит различие между утверждениями, допускаемыми практической необходимостью (но в действительности, возможно, ложными), и утверждениями безусловно истинными, гарантированными Богом: “Другой вид уверенности достигается, когда мы думаем, что вещь не может быть иной, чем та, о которой мы судим. Этот вид уверенности основан на неоспоримом метафизическом положении, что Бог является всемогущим источником истины и что, поскольку мы созданы им, способность отличать истину от лжи, которую он нам дал, не может нас обмануть, если только мы используем ее правильно, и она с уверенностью демонстрирует истинность чего-либо.

Интеллектуальная функция идеи Бога в медицине, физиологии и учении о душе обеспечивает истинность следующих видов знания. Человек сам испытывает чувства голода, страдания и т.д. Таким образом, он чувствует свою зависимость от чего-то вне себя. Бог гарантирует связь между человеческой душой и человеческим телом, и душа, опираясь на гарантированную Им способность познания, “судит, что такие ощущения исходят не только от нее самой, поскольку она – мыслящая вещь, но и потому, что она связана с какой-то другой протяженной вещью, находящейся в движении благодаря расположению своих органов”. “.

Читайте также:
Догматы, каноны, богословские мнения - суть и понятия учения

Причиной человеческих ошибок, по мнению Декарта, являются, во-первых, аффекты тела, порождающие ложные представления (которые не могут умалить правдивость Бога); во-вторых, попытка судить о предмете, не зная его ясно и отчетливо, иными словами, тот факт, что человеческая воля часто шире разума. Если даже Бог объединил душу и тело в одну субстанцию, “я уверен. что в абсолютном смысле слова имею право называть их другими, ибо Бог дал мне способность постичь их как таковые”.

Важно помнить, что концепция Бога Декарта успешно выполняет эту функцию абсолютной гарантии правдивости именно благодаря своему абсолютному совершенству, которое превосходит степень совершенства любого другого существа, включая человека. Поскольку человеческая природа “чрезвычайно слаба и ограничена” по сравнению с божественной, в идее Бога человеку открываются лишь некоторые атрибуты его всемогущества, включая абсолютную правдивость. Природа Бога, с другой стороны, “неизмерима, непостижима и бесконечна” и не может быть познана человеком. Это приводит к ряду утверждений в философии Декарта, которые не являются доказанными в строгом смысле слова, но обоснованы ссылкой на божественную непостижимость; эта ссылка служит достаточным основанием для Декарта, чтобы принять, защищаемое им, утверждение в качестве “аксиомы”. Понятие Бога здесь выполняет функцию ограничения области знания сферой его применимости.

В случае с физикой Декарт утверждает, что телеология не имеет смысла в попытке постичь конечные (целенаправленные) причины Вселенной: “.мы заблуждались бы, если бы все это было правдой. мы должны были бы предположить, что цели, ради которых Бог создал мир, могут быть познаны нашим духом”, поскольку “мы не должны позволять себе претендовать на участие в его замыслах”. С другой стороны, картезианство допускает изучение процесса творения, происхождения Вселенной: “дело не в том, с какой целью Бог создал каждую вещь, а в том, каким образом он хотел ее создать”. Конечные причины мира отличаются от целенаправленных тем, что они вполне могут быть постигнуты тем, что постижимо в Боге: “Рассматривая его как действующую причину всех вещей, мы увидим, что дарованный им естественный свет открывает нам относительно тех атрибутов Бога, известное знание которых он пожелал нам дать – относительно тех следствий, которые открывают нам наши органы чувств.

В психофизиологии (науке о взаимоотношениях между душой и изначально передаваемым телом, которую Декарт относил к медицине) предполагается, что человек обладает определенными свойствами, связанными с его существованием как “комбинации разума и тела”. В “Страстях души” Декарт указал на промежуточные случаи между физическим превращением тела и восприятием души (“животные духи”). Мы можем только предположить, что здесь мы имеем дело с использованием понятия Бога для ограничения возможного поля познания.

В аксиологии, поскольку соответствующие темы мало занимали Декарта, мы гораздо реже сталкиваемся с понятием Бога. Однако, поскольку Декарт счел полезным подчинить страсти человеческому разуму, если не в этике, то, по крайней мере, в рассуждениях проксимального характера, Декарт счел полезным подчинить страсти человеческому разуму. Так, Декарт упоминает следующие правила этики: “стремиться к лучшему; использовать свой разум, чтобы знать, как следует и как не следует поступать”. “Иметь твердую и постоянную волю следовать всем советам разума, не позволяя страстям и похотям отвлекать себя от них”. Однако такое подчинение невозможно без помощи Бога, который устанавливает гармонию между душой и телом. Декарт сомневается, что только метафизика может обосновать правильное (ценностное) религиозное отношение к Богу.

Таким образом, понятие Бога в философии Декарта играет решающую роль в обосновании фундамента других понятий. Бог действует как в метафизике (онтологический аспект: как источник существования, и эпистемологический аспект: как источник знания). В метафизике и физике Бог создает материю мира и устанавливает порядок ее движения и изменения, обеспечивает познаваемость мира и в то же время ограничивает возможности познания в отношении вопросов, ответ на которые препятствовал бы автономии мира от Бога. Она также служит гарантом математических истин. В психофизиологии (медицине) понятие Бога гарантирует взаимодействие между мыслью и протяженной субстанцией. Эта же гарантия позволяет применять принципы картезианской этики. Приведенная нами классификация функций Бога достаточно подробна для дальнейшего анализа.

Читайте также:
Священное Предание - суть и понятия учения

Свой­ства ума Божия

Все­ве­де­ние
Это свой­ство выра­жа­ется в том, что Бог по есте­ству обла­дает все­со­вер­шен­ным зна­нием: знает Себя, Свою сущ­ность, Свои свой­ства и дей­ствия; знает всё воз­мож­ное и дей­стви­тельно суще­ству­ю­щее; знает при­чины и цели созда­ния каж­дого тво­ре­ния; знает их сущ­но­сти и осо­бен­но­сти; знает всё про­шлое, насто­я­щее, гря­ду­щее; знает наме­ре­ния каж­дого чело­века, каж­дого ангела; знает о всех грехах и о всех добрых делах; знает, что для какого тво­ре­ния полезно, а что вредно или губи­тельно.
В отли­чие от чело­ве­че­ского веде­ния, пред­став­ля­ю­щего собой сумму раз­но­сто­рон­них накоп­лен­ных знаний, Боже­ствен­ное все­ве­де­ние пред­став­ляет про­стое, вне­вре­мен­ное созер­ца­ние всего суще­ству­ю­щего и условно воз­мож­ного разом, во всей пол­ноте.
Все­ве­де­ние Божье отно­си­тельно буду­щих собы­тий миро­вой исто­рии име­ну­ется пред­ве­де­нием.

Высо­чай­шая Пре­муд­рость
Под пре­муд­ро­стью Божьей ( Рим.14:26 ) под­ра­зу­ме­ва­ется та сто­рона Боже­ствен­ного все­ве­де­ния, кото­рая отно­сится к Боже­ствен­ным дей­ствиям. Пре­муд­рость Божия про­яв­ля­ется в том, что Богу известны и лучшие пути к дости­же­нию Своих целей, и лучшие сред­ства. Опти­мально исполь­зуя эти сред­ства для осу­ществ­ле­ния Своего замысла, Он всегда и везде дей­ствует без­упречно, наи­луч­шим обра­зом.

Использованные материалы

  • Свящ. В. Шмалий. Бог. Православная энциклопедия, т. 5, с. 387-433 (материал использован частично)
    • http://www.pravenc.ru/text/149441.html
    • http://azbyka.ru/dictionary/02/bog-all.shtml
    • http://azbyka.ru/dictionary/08/zakon_bozhiy_004-all.shtml

    Звуковая симфония святителя Тихона Задонского. Приветственное приложение к магистерской диссертации “Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении” доцента архимандрита Иоанна Маслова. Загорск, 1981, 119-120

    Дорогой читатель, если вы видите, что эта статья неполноценна или плохо написана, значит, вы знаете немного больше – помогите нам, поделившись своими знаниями с нами. А если вы не удовлетворитесь представленной здесь информацией и продолжите поиск, вернитесь сюда позже и поделитесь тем, что вы нашли, и те, кто придет после вас, будут вам благодарны.

    “БОГ” еще можно поискать:

    полнотекстовый поиск в Древе: Google
    в других энциклопедиях: Яндекс – Википедия – Mail.ru –
    в поисковых системах: Искомое.ru – Яндекс – Google

    Христианское понимание Бога и человека

    Христос, Богочеловек и Спаситель от греха и смерти, является основой христианства. Христос Сын” – это Бог Сын, рожденный от Бога Отца в вечности и единосущный Отцу, воплотившийся как Иисус от Святого Духа и Девы Марии. Он искупил первородный грех, приняв крест, воскрес на третий день, вознесся на небо на сорок пятый день и ниспослал Святого Духа на пятьдесят пятый день на учеников-апостолов и Богоматерь. Церковь празднует свой день рождения в день Сошествия Святого Духа. Спасение верующего во Христа через принятие таинств, главным из которых является причащение Тела и Крови распятого Христа в виде хлеба и вина.

    Учение о Боге. Христианство развивалось как секта внутри иудаизма. Монотеизм: Бог един, но в трех лицах (Отец, Сын и Святой Дух). Политеизм сублимируется в Пресвятой Троице. Греческая диалектика. Господь является одновременно Духом и Личностью, с которой мы можем общаться. Говорится, что Бог – это Слово-Логос, сотворивший мир. Интеграция древней риторической культуры с семитской культурой. Вера и молитва – единственные способы обращения к Богу, а не только лидеры. Любовь более грозна, чем Бог. Ответная любовь – обязанность верующего. Возлюби Бога и возлюби ближнего своего как самого себя – вот главная заповедь. Если в Десяти заповедях изложены социальные запреты, то Блаженства обращены к духовной, а не социальной жизни. Мир (страсти и похоти) противопоставляется Царству Божьему (душевному миру). “Царство Божие внутрь вас есть”. Образы Марфы и Марии: возможность активной и созерцательной жизни в служении Богу – Рим и Афон, ценности западной и восточной церквей. Благотворительность и милосердие. Но последнее выше. Иудеи считали Иисуса Христа политическим мессией, тогда как на самом деле он был мессией. Он принес человеку (любому человеку – во Христе “нет ни эллина, ни иудея”) высшее совершенство и спасение от греха.

    Учение о человеке. Человек – образ и подобие Бога (акцент на духовном и творческом), венец творения, “наместник Бога на земле”. Каждый человек индивидуален, т.е. уникален и неповторим как личность, и именно таким он предстанет на Божьем суде. Каждый человек будет отвечать за себя сам, независимо от обстоятельств. Коллективная ответственность племенной системы ликвидируется. Сознание индивидуальной ответственности соответствует принципу частной собственности и римскому праву. Акцент делается на свободе человеческой воли, что объясняет грех первых людей: непослушание (отказ “слышать”), отдаление от Бога (в котором они повторили грех архангела Сатаниила). Зло, как отсутствие добра, не имеет самостоятельной природы или силы. Сатана действует по разрешению Бога, чтобы “наказать” людей – но это понимается как “предписание”. Отступничество несет в себе идею “возвращения по зову” Божьей любви. Отсюда идея спасения от греха как цель и смысл человеческой жизни. Притча о блудном сыне. Но “Бог не спасает нас без нас”. Завершением человеческой истории является всеобщее воскресение (возвращение душ в тела) всех живших и Страшный суд. Спасенные будут жить в новом теле на новой земле с Богом. Подчеркивается важность телесного в человеке. Тело и материя не являются источником зла, ибо они – творения Бога. Мир был создан “из ничего” (Дух – главный элемент), но материя также важна. В этом заключается разница с восточными религиями. Христианство утверждает целостность личности.

    Христианская концепция Бога и человека проходит через глубочайшую диалектику.

    ( Отец, Сын и Святой Дух) образуют единого Бога. Отец ни от кого не рожден. Это верховная сила, Всемогущий. Сын – это Логос, Психика, рожденный от Отца (но не как таковой), участвующий в Первотворении. Он – податель жизни, утешитель и надежда на вечную жизнь, данная Отцом через Сына.

    Религия духа. Дух первичен, материя вторична, ибо она сотворена. Однако необходимо сделать ряд уточнений. Во-первых, сотворена не только материя. Сотворенный мир включает в себя духов – ангелов, архангелов. Поэтому материя сама по себе не является носителем зла, так как зло вошло в мир через падшего архангела, сатану. Кроме того, материя, плоть не является дефектом или факультативом в человеке, так как христианство предполагает всеобщее воскресение перед Страшным судом и продолжение материальной жизни праведников в новом мире (земля и небо будут переделаны). Кроме того, идея спасения души (от грехов) связана с Воскресением Христа, что подтверждает идею телесного воскресения человека. Иисус Христос позволил Фоме неверующему прикоснуться к своему телу после воскресения, чтобы тот мог убедиться в этом на собственном опыте (отсюда христианское обоснование эмпирической науки).

    БОГ – ЭТО ЛИЧНОСТЬ

    Ряд последствий. Во-первых, диалог с человеком возможен и необходим, поэтому молитва (словесная, интимная и мысленная) важна в христианстве. Во-вторых, диалог с Богом христиан доступен всем верующим, а не только избранным и пророкам. В-третьих, понятие “личность” подразумевает свободу и ответственность, которыми человек наделен наравне с Богом. Человек является образом и подобием Бога и поэтому может и должен стремиться стать таким же совершенным, как его Небесный Отец. Поэтому самое главное в христианстве – это не только спасение души от греха, но и правильная реализация своей (данной Богом) личности в земной жизни. Смысл притчи о талантах. Подготовка к вечной жизни (к Царству Божьему) заключается не в растворении в духовном абсолюте, а в сотрудничестве с Богом (исполнении Божьей воли) в земной жизни. “Царство Божье внутри вас”. Христианская идея самоотречения не отрицает активного начала в человеке. Чтобы любить ближнего как самого себя или “отдать жизнь за друга”, нужно быть человеком, иначе нечего отдавать.

    БОГ – ЭТО ЛЮБОВЬ

    Прежде всего, Он не грозный мститель, а любящий Отец. Притча о блудном сыне (возвращение человека к Богу). Бог – великий учитель (Евсевий Кесарийский). Через наказания (искушения) он созидает человека, временно отнимая благодать и отдавая ее сатане. Во-вторых, любовь проявляется в “работе” Бога, то есть в постоянных попытках осуществить в истории план спасения человека от греха (потоп, завет с Авраамом, установление Моисеем Божьего закона и, наконец, воплощение Бога и смерть Сына Божьего на кресте). В-третьих, любовь является основой человеческих отношений (“Заповедь новую даю вам: любите друг друга”). Христианство стремится создать новое человеческое сообщество (“народ Божий”), основанное на любви и самоотречении.

    Природа Бога в понимании Августина Блаженного

    Писаревская, А. А. Природа Бога в понимании Августина Блаженного / А. А. Писаревская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 15 (95). — С. 703-706. — URL: https://moluch.ru/archive/95/21424/ (дата обращения: 20.02.2022).

    Исповедь Аврелия Августина – одно из самых выдающихся произведений исповедального жанра, а также первый его памятник. В этом труде Блаженный Августин рассказывает о своем пути прихода к Богу. В первых десяти книгах Августин описывает свою психологическую автобиографию до крещения, а в следующих трех – сотворение мира Богом. В какой степени мировоззрение Августина рассматривает Бога как личность и как силу в творении?

    Августин стремится понять, что такое Бог, ибо как можно верить в то, чего не понимаешь или не знаешь. “Но кто призовет тебя, если он не знает тебя? Обращение не к себе, а к кому-то другому может быть невежеством. Или, чтобы познать Тебя, нужно “взывать к Тебе? “” [1]. Только Бог является источником знания, а само знание – это откровение Бога. Таким образом, Августин приходит к выводу, что Бог есть истина. Бога можно познать только через познание истины. В этот момент мне сразу вспоминается мир мнений и мир истины Парменида в его поэме “О природе”. Герой встречает Богиню, которая говорит о мире правды и мире мнений. Мир чувств – это мир, в котором существует человек. Почему человек существует в мире мнений? Потому что мы живем в окружении множества людей, и это множество настроено друг против друга. Каждый раз, когда человек пытается наладить отношения с другими, он спрашивает: “Что бы он сделал на моем месте?”. У людей также есть чувства. Эти чувства являются залогом существования мира мнений, благодаря которому существуют мысли. Богиня Дика (Истина) символизирует мир истины, который следует понимать как единый и неизменный мир. В поисках ответа на вопрос “что есть Бог” Августин обращается к различным элементам, но все они отвечают, что созданы только Им. Бог не является чем-то телесным, что означает, что чувственный опыт не может дать ответ на этот вопрос. Но как можно понять Бога, если Бог существует в самом человеке, как пишет Августин: “Но и я существую; почему я прошу тебя прийти ко мне: я бы не существовал, если бы тебя не было во мне?”. [2]. Бог непостижим, потому что Он не телесен. Тем не менее, “Бога можно понять, вернувшись к Нему самому под Божьим руководством к “Его глубинам””. [3].

    Бог – это высшее благо. Что такое высшее благо? Высшее благо – это то, к чему стремится все в мире, или то, что мы называем абсолютным счастьем. Итак, согласно Августину, Бог – это абсолютное счастье. “От них я получил благодеяние, но не к ним, а через них, ибо от Тебя исходит всякое благо, и от Господа моего – все спасение мое”. [4]. Исходя из этого, можно сказать, что Бог является центром вселенной, спасением человека. Если Бог является центром Вселенной, это означает, что Он вечен, так же как вечна Вселенная. Меняется ли Вселенная? Согласно Августину, Вселенная неизменна, и поэтому Бог также неизменен по форме. Но если Бог неизменен и в то же время является центром мира и находится в каждой точке этого мира и даже в душе человека, а, как мы знаем, мир меняется каждую минуту, как и душа человека, которая ищет свой путь в жизни и меняется, то почему Бог неизменен? В этом случае Бог был бы неизменным, если бы наблюдал весь мир извне, но, как пишет Августин, Бог находится в каждой точке мира. Если принять индивидуальный взгляд на вселенную, то она вечна, но что касается мира, то он не вечен, ибо даже в библейских писаниях говорится, что наступит конец света, конец мира. Поскольку Бог есть также свет, перестанет ли Бог существовать, когда наступит конец света? А что будет делать Бог, когда придет конец тому, что Он создал? Конец человечества и всего остального. Если Бог является спасением человечества, то конец света также является спасением человечества от земной греховной жизни. Я вижу здесь противоречие: Бог – центр вселенной, но в то же время Он находится вне мира. Мое объяснение может быть таким: Бог вездесущ, он одновременно присутствует везде. Даже если наступит конец света, Бог останется, потому что Он вечен.

    В исповедании Августина субстанция Бога очеловечивается, поскольку Он говорит, дает советы и открывает истину. Впервые постигается концепция Бога как существа. Бог никогда не меняется, поскольку обладает временем. Неужели Бог не существовал до сотворения мира, ведь творить для Бога – это значит создавать, значит, его не было до сотворения мира? Другими словами, если Бог существует в каждой точке мира, но его не было до того, как мир существовал, значит, Бог не существует? “Не было времени, когда Ты еще ничего не сотворил, ибо и время есть творение Твое” [5]. Бог вечен, потому что он существует вне времени, в нем есть только вечное настоящее.

    До того, как Бог создал мир, не было ничего, но ведь Бог создал мир из ничего, поэтому ничто – это то, из чего можно творить. Согласно Августину, “небытие” – это низший уровень, небытие, т.е. мир был создан из ничего. Если мир был создан из ничего, то Бог находится вне этого небытия. Источником всего является Бог и “ничто”, из которого он создает мир. Бог – это несотворенное существо.

    На философию Августина оказал влияние неоплатонизм, направление античной философии. Августин принял учения Платона и неоплатоников в качестве основы своей теологии. По его мнению, эти взгляды лучше всего доказывают истинность христианской доктрины. В центре философского и христианского мировоззрения Августина находится Бог. Основываясь на неоплатонизме, Августин пишет, что Бог – это телесно совершенный Абсолют, выше которого ничего нет. Но можно ли сказать, что Бог Августина идентичен Божеству Платона?

    Невозможно, чтобы этот Бог произвел что-либо, что не было бы прекрасным, как сказал еще Августин: “Невозможно сейчас, как это было с древних времен, чтобы этот бог произвел что-либо, что не было бы прекрасным”. [6]. По мнению Платона, единственным источником добра является Бог. Зло, которое творится в мире, исходит не от него. Но если Бог не является причиной зла, то кто же тогда является? Если это так, то либо Бог не добр, либо в мире есть другие причины. По объяснению Августина, зло возникает тогда, когда добро отсутствует или искажено. Материальная природа человека искажает это добро. Здесь он обращается к Платону, который считал, что зло порождается телом, которому присущи страсти и страдания: “И вот они, подражая ему, взяли из его рук бессмертное начало души и заключили его в смертное тело, дав душе это целое тело вместо колесницы, но, кроме того, они присоединили к нему другой, смертный, вид души, вложив в нее опасные и зависящие от необходимости состояния: Начнем с удовольствия, этой сильнейшей приманки зла, затем страдания, отвращающего нас от добра, и вдобавок два неразумных совета, дерзость и страх, и, наконец, гнев, не внимающий уговорам, и надежду, не слишком легко внимающую обольщениям” [7].

    В “Тимее” Платон называет Бога Демиургом, что с греческого “demiurgos” переводится как мастер, ремесленник, от “demos” – люди, “ergon”, “urgos” – работа. Бог создал космос из хаоса, суть его работы заключалась в том, чтобы привести в порядок все видимые вещи, которые пришли в беспорядок. Здесь мы видим разницу между Демиургом и Богом Августина. По Платону, Бог не создал мир из ничего, как в христианской теории. Космос, с греческого “kosmos”, переводится как порядок, строй, мир. Бог – это причина бытия, нематериальная и вечная. Как и Августин, Бог создал все, не будучи сам сотворенным. Демиург создал вселенную по своей воле, “чтобы все было хорошо”. И в учении Августина решение Бога создать мир было разумным решением, основанным на Его собственном замысле. Бог совершенен, и мир, который Он создал, совершенен. Как и у Платона, в философии Августина есть два мира. Идеальный мир, который заключен в Боге, и реальный мир, воплощение идеи в материи, на земле.

    Другим сходством является достоверность божественности Платона. Бог не может обманывать человека и являться в разных обличьях. “Бог, таким образом, есть нечто очень простое и истинное как в действии, так и в слове; он не изменяет себе и не обманывает других ни словом, ни знаком, ни наяву, ни во сне” [8]. Бог знает все, от Него ничего нельзя скрыть. За недостойными поступками всегда следует наказание и презрение к Богу. В этом заключается разница с христианским Богом. Там человек должен покаяться в своих грехах, и Бог немедленно примет его в Свое Царство. И вообще, на мой взгляд, главное отличие Бога Платона от Бога Августина – это отношение к людям. В диалоге “Тимей” Платон пишет, что Демиург создал божественные существа и доверил создание людей тем, кого он создал. Здесь Бог предстает перед нами статичным, наслаждающимся собой. Он чужд человеческим проблемам, отдален от них и не принимает никакого участия в мире, Он – высший безличный Абсолют. В философии Августина Бог предстает как личность, которая заинтересована в судьбе каждого человека. Более того, Бог принял смертное тело и пришел на землю, чтобы искупить грехи людей, принеся Себя в жертву. Согласно Платону, Бог чужд материи, телу, которое для него является злом. Бог не может коснуться земли и, тем более, облечься в жалкую плоть.

    Таким образом, мы можем наблюдать, что божественность Платона отличается от божественности Августина, но между ними есть много сходства, что подтверждает неоплатоническое влияние Августина. Неоплатонизм – это больше, чем просто комментатор Платона. Неоплатонизм перенимает аристотелевские учения, начиная с Порфирия. Таким образом, мое понимание концепции Бога Аристотеля становится чрезвычайно важным.

    В отличие от взглядов Платона, метафизику Аристотеля можно считать взглядами Платона, разбавленными небольшим количеством здравого смысла, как выразился британский философ Б. Рассел. Трудно понять взгляды Аристотеля, потому что трудно совместить взгляды Платона со здравым смыслом” [9]. В “Метафизике” Аристотель подвергает критике учение Платона о мире идей. По мнению Аристотеля, идея не является чем-то далеким и идеальным; скорее, идея – это форма материи. Вместе они образуют идею. Материя не может существовать без формы, а форма существует без материи. Бог Аристотеля – это форма, полностью лишенная материи. Аристотель мыслит не религиозно, а рационально. Перводвигатель – это тот, кто является причиной всех движений в мире. Поскольку Бог Аристотеля является причиной всех движений, он вечен, как и у Платона и Августина. В этом смысле должно существовать начало, которое влечет за собой активность. Более того, такие сущности должны быть без материи, если только существует какая-либо вечная вещь, поэтому они должны пребывать в деятельности”. [10]. Именно первичный движитель поддерживает мир в движении, поскольку движение – это выражение бытия, следовательно, Бог – это бесконечный источник энергии. Аристотель утверждает, что сам перводвигатель не может двигаться, поскольку все имеет начало движения, и это движение может иметь продолжение до бесконечности, но бесконечность, по его мнению, не может быть познана.

    Аристотель приходит к выводу, что Бог мыслит. Поскольку Бог есть нечто совершенное, Он также должен мыслить нечто совершенное. А нечто совершенное – это мысль, поэтому Бог Аристотеля мыслит себя. Он предстает перед нами как чистый философ, познавший самого себя. Конечной причиной всех действий является разум, и здесь мы видим, что действующая причина и цель совпадают. “И разум, благодаря смежности с объектом мысли, мыслит себя: он становится объектом мысли благодаря смежности с ним и благодаря его мышлению, так что разум и его объект – это одно и то же. В отличие от Бога Августина, первотолчок не совпадает с миром, он находится за пределами Вселенной. Бог Аристотеля является высшим Абсолютом, поскольку его главным атрибутом является совпадение субъекта с объектом. Он не думает ни о чем, кроме себя. В этом его главное отличие от концепции Бога Августина. Бог может даже не знать о существовании мира и человечества, ведь если бы он думал о чем-то другом, кроме себя, он не был бы совершенным. Оказывается, что мир не был создан, что он вечен, и что все в нем движимо перводвигателем (Богом).

    Таким образом, мы можем наблюдать различные теории понимания Бога. Бог больше соответствует философии Платона, чем христианской доктрине. С другой стороны, Аристотель критикует идеи Платона и представляет свои собственные, основанные на разуме. Есть ли что-то общее у Августина, Платона и Аристотеля в отношении Бога? Бог не был рожден, он всегда существовал в этой вселенной. Несмотря на течение времени, Бог не стареет и не меняется. В мире Бога нет материи, есть только материальный мир. Бог существует вне мира. Будучи высшим благом, Бог есть то высшее благо, к которому стремится человек. На этом сходство заканчивается.

    Чем взгляд Августина на Бога отличается от взглядов Платона и Аристотеля? В христианской теории Бог создал мир из ничего, в учении Платона Демиург упорядочил неупорядоченные вещи, а в понимании Аристотеля мир уже существовал. Главное отличие христианского мировоззрения Августина заключается в отношении Бога к человеку и его роли в человеческой жизни. Бог очеловечивается, наделяется эмоциями. Чтобы спасти человека, Бог послал на землю Своего Сына. Бог всегда помогает человеку и заботится о нем. Цель каждого человека – следовать за Богом и стремиться к Его Царству. Даже самого Иисуса называют Спасителем. Он спасает человека от зла и ведет его к добру. Бог создает души для каждого человека в отдельности, и здесь он отличается от учения Платона, где душа существовала всегда. Божество Платона не обладает такой же любовью к людям, как христианский Бог. Он презирает материю, тело. Согласно христианской доктрине, тело – это храм души, и о нем нужно заботиться, как и о мире, в котором мы живем, потому что оно было создано из ничего и обладает божественными качествами. Бог любит свое творение и поэтому прощает его грехи. Божество Платона сурово наказывает человека за проступки. Бог Аристотеля даже не думает о людях и, вероятно, не знает об их существовании. Вопрос о существовании Бога и его роли в жизни человека, конечно же, остается открытым. Люди всегда хотели понять, кто их создал и что ими движет. К сожалению, мы не можем найти ни одного правильного ответа, мы можем только верить… или не верить.

    1. августин аврелий. Сергеенко М. Е. Перевод с латинского языка “Исповеди Аврелия Августина”. – СПб. Издательство “Азбука-классика”, 2008. – 400 с.

    3 Гагарин А. С. “Homo interior” Августина Аврелия (Блаженного) // Дискурсы – П. Номер 6: Дискурс о современных мифологиях. Екатеринбург. Изд-во Уральского ун-та. 2006. С.64-67.

    4 Августин Аврелий. Исповедь. Книга 1, глава 6.

    5 Там же. Книга 11, глава 14.

    6. Платон. Тимей // Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994.

    9. Рассел Б. История западной философии. В 3 томах. 3-е издание, переработанное / под редакцией В. Целищевой. V. Целищева. – Новосибирск : Сиб. унив. изд-во ; Новосиб. унив. издательство, 2001. – 992 с.

    Заключение

    Итак, дорогие читатели, сегодня мы поговорили с вами о том, что представляет собой понятие буддизма, его принципы и суть, а также ознакомились с основными направлениями этого учения. Я надеюсь, что вы нашли его интересным и полезным.

    Пишите комментарии, делитесь своими мыслями и подписывайтесь на обновления блога, чтобы получать новые статьи на свой электронный ящик.

    Кто создал Бога?

    Короткий ответ на вопрос о том, кто создал Бога, таков: никто. Он не был никем создан. Следует попытаться понять разницу между обусловленным бытием и абсолютным бытием.

    кто создал бога откуда возник бог

    Простой пример. Человеческое существование обусловлено бытием: браком родителей, пищей, воздухом и множеством других причин. Все, что мы видим вокруг себя, – это обусловленное существование. Все эти объекты, даже солнце и галактика, не вечны. Они возникают под воздействием другой внешней причины, например, движения материи.

    Это божественная сущность, которая является абсолютной. Все, что происходит, коренится в ней и управляется ею. В литургической молитве именно поэтому православные говорят. “Бог не нуждается ни в какой причине для существования.

    Вопросы о том, кто он есть на самом деле, существует ли он и кто его создал, не имеют смысла. Наш разум не способен постичь абсолютные понятия, поскольку он понимает только то, что принадлежит обусловленным существам.

    Буддизм занимает третье место среди основных мировых религий после христианства и ислама. Около 500 миллионов человек являются “чистыми” буддистами, которые практикуют только буддизм. Однако эта религия не запрещает придерживаться какой-либо другой веры. В последнее время буддийские верования приобрели популярность в западных странах, и люди стекаются к ним. Отчасти это объясняется умиротворенностью и спокойствием этой религии.

    Есть ли Бог на самом деле — 7 теорий подтверждающие его существование

    В псалме сказано, что только глупец будет отрицать отсутствие Бога в своем сердце. Однако в реальной жизни атеисты оказываются очень умными людьми, как, например, выдающийся биолог Ричард Докинз.

    Многие люди, гордо называющие себя антагонистами, призывают верующих и атеистов доказать правильность своих суждений и истинность их убеждений.

    Людям, которые верят во всемогущего Отца, не нужны доказательства. Однако это не означает, что вера в божественные силы иррациональна и противоречит разуму. Например, в христианской религии считается, что веры можно достичь путем логических размышлений.

    философские концепции бога

    Камиллери заявил в своей книге: “Мнение о том, что Бог создал людей, чтобы играть с ними в прятки, является заблуждением”. Он дает достаточно сообщений и сигналов, но нет окончательной уверенности в полученных знаниях.”

    Наиболее яркие свидетельства существования Бога будут рассмотрены далее:

    1. Доказательства исходят из теорий воинствующих атеистов. Некоторые люди настолько одержимы своей теорией, что Бог становится смыслом их существования. В результате он становится неотъемлемой частью их существа, заставляя их искать все новые и новые доказательства отрицания.
    2. Теория Вселенной и нас самих. Есть Библия и божественные книги, которые рассказывают нам о высших силах. Но мы можем и сами поверить в то, что они существуют. В конце концов, Вселенная, космос, не могли возникнуть из ничего. Творец создал то, что мы имеем, независимо от наших усилий и стараний. Но и сам человек может быть Творцом. Бог – творец, желающий творить. И Он создает – человеческие существа. И люди творят, это их цель, которая раскрывается через творение. Творение происходит через мысли и чувства, и со временем оно материализуется.
    3. Доказательства “чудес”. Можно объяснить с помощью логики необычные вещи, которые с нами происходят: исцеления или обретение сверхспособностей. В конце концов, мы не можем полностью познать возможности нашего мозга. Но есть и такие вещи, которые невозможно объяснить теоретически: Чудо солнца” в Фатиме, образ Богоматери Гваделупской.
    4. Личный опыт верующих. На протяжении всей истории миллиарды людей были убеждены в том, что Бог действительно существует. Некоторые могут лично описать свой опыт общения с ним.
    5. Доказательства из желания. У каждого человека есть реальные потребности – есть, пить, размножаться. Желание приблизиться к Богу и узнать о Нем больше – это тоже потребность, которая скрывает настоящую глубинную потребность
    6. Доказательства: ст. Он представил самые яркие и замечательные доказательства того, что Бог действительно существует, сказав: “Бог – это нечто за пределами нашего разума, то, где мы больше не можем думать”.
    7. Доказательства существования морали. Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал чувство вины за что-то, что он сделал. Это чувство недоступно другим живым существам – только людям. Стыд, осознание неправильности своих поступков и исправление своих ошибок помогают нам приблизиться к Творцу.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: