gallery/emblemaopv
gallery/икона свт лука

им. свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского 

Алтайское отделение

общества православных

врачей России

Семейное чтение

https://all.culture.ru/uploads/f1e65bf7820dc3f722cab32bc2c61e86
СЕМЕЙНЫЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ САЙТЫ С ДЕТСКОЙ БИБЛИОТЕКОЙ 
gallery/сайты зол корабль
gallery/сайты благовест
gallery/сайт радость
gallery/дунаев

М.М. ДУНАЕВ

ВЕРА В ГОРНИЛЕ СОМНЕНИЙ

 

В основу книги положен курс лекций, читаемый автором в Московской Духовной Академии и одобренный ее Ученым Советом. Здесь впервые дано систематизированное изложение истории отечественной словесности XVII—XX веков в православном осмыслении. На примере главных героев лучших произведений отечественной классики показано становление их православного миросозерцания и пути их ко Христу через горнило сомнения.
Кроме того, автор анализирует литературу последнего времени, отражающую в себе состояние бездуховного общества и приводит причины его кризиса.

gallery/тайны языка

ВАСИЛИЙ (ФАЗИЛЬ) ИЗРАБЕКОВ.

ТАЙНА РУССКОГО ЯЗЫКА.

ЗАМЕТКИ НЕРУССКОГО ЧЕЛОВЕКА.

 

Эта удивительная книга обращается к теме, о которой мало пишут в наши дни, - к таинственной, созидающей Божественной силе слова. Осознаем ли мы, что в каждом слове, которое мы произносим, - либо отблеск Вечности, Творения мира Божиим Словом, либо разрушительная энергия демонического воздействия?
Как очистить живую реальность великого русского языка от греховных искажений?
Книга необычна еще и тем, что ее автор - азербайджанец по национальности - фактически сложил гимн созидающей силе русского слова.  Книга способна захватить любого: и подростка, которому русский язык знаком больше по жаргону, и человека, для которого родная речь - настоящий кладезь мудрости. 

gallery/сайт азбука
gallery/сайт рассказы
gallery/сайт сказочник
gallery/сайт худлит-ра

     На этой страничке расположены произведения (сказки, стихи, рассказы), полезные для совместного чтения и обсуждения с детьми разного возраста. К некоторым из них будут даны вопросы, выявляющие православное основание произведения.

     К этому приглашает нас священник и педагог прот. Артемий Владимиров "Мы попробуем неспешно прочитать ...сказку и, следуя вековой традиции, немного о ней поразмышлять. ...прислушиваясь к простонародному языку с неподражаемыми интонациями, а главное, с сердечностью и любовью следить умом за нитью повествования". 

gallery/левша

Чужой «Котик»


Расскажу вам страшную историю. Из числа тех, которые терпеть не могу. И сказкой уж как-то отдает, и истерией, и просто детсадовскими байками про черную-черную комнату. А главное, есть в ней что-то «маргинальное» и неприятное для современного уха – как проповедь с акцентом на чертях и гротескных «адских сковородках». Только из песни слов не выкинешь: истории девять лет, и она в нашей семье произошла на самом деле. Читать ......

Сказки А.С. Пушкина
О ВЛИЯНИИ ДЕТСКИХ СКАЗОК И ЧТЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА РЕБЕНКА
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Союзмультфильм, 1951 г.

Примерные вопросы к обсуждению с ребенком сказки 

(на основе книги прот. Артемия Владимирова "Путешествие в сказки Пушкина", М.: Артос, 2014)

Книга «Путешествие в сказки Пушкина»

своенравна и ревнива»). Какое основное занятие мы видим у ней и почему так ведет себя царица? Посмотрите, как опасно упиваться собственной персоной - тогда решают судьбы других людей.
       А какая была последняя императрица России Александра Федоровна и чем она занималась?
      В сказке обе, и царевна, и царица красивы, но каждая по своему. В чем особенность красоты каждой?
    Посмотрите, царица имеет холодный взгляд, никого не может утешить, согреть, ей хорошо только с собой. Тогда как, царевна привлекательна мягкостью, кротостью, покладистостью, безгневием – красотой иного свойства. Это отображено в иллюстрациях художника Вячеслава Назарука.

gallery/и о семи богатырях 2
gallery/и о семи богатырях 3
gallery/и о семи богатырях 12

 В сказке выведены портреты двух цариц.
Описывая царицу-мать поэт раскрывает женскую долю, описывая царицу-мать. Какая она? Это - умение ждать и терпеть, проявлять верность и любить близкого человека, вынашивать дитя, испытывать радость встречи с мужем и от рождения на свет дитя накануне святого Рождества Христова.
В каких качествах сердца царицы-молодицы («И умом, и всем взяла») скрыт узел последующих событий? («горда, ломлива

gallery/и о семи богатырях 6
gallery/и о семи богатырях 8
gallery/и о семи богатырях 15
gallery/и о семи богатырях 16
gallery/и о семи богатырях 13
gallery/и о семи богатырях 10
gallery/и о семи богатырях 20

Царевна испытывает любовь к Елисею, а он к ней. Какая это любовь? Это переливчатость чувств, влюбленность или подлинная сопряженность сердец в любви, где верность и жертвенность – основные свойства.
Все молила и молила девица, блуждая по лесу: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!», держа эту молитву не только на устах, но и в сердце. Вот царевна и выходит к терему.
 Нрав животных (сторожевого пса) очень часто отображает сердечные свойства хозяев – это первый признак, что добрые люди живут в тереме. Это показал А.С. Пушкин, отчего это? Это воздействие Божией благодати, которая лучами исходя из молитвенного сердца преображает окружающий нас мир, воздействует и на бессловесных животных, и на природу.
В тереме она видит: «Под святыми стол дубовый». Что это означает и как характеризует это хозяев?
Как ведет себя царевна в доме? Являет добрые навыки хорошей хозяйки и от хорошего воспитания: она деликатна, ничего не нарушила в обстановке, а только позаботилась о хозяевах.
А как ведут себя себялюбцы? Они ищут холодильник, ища, чем бы поживиться.
Как произошла встреча богатырей и девицы? Почему добродушные и открытые хозяева тотчас определили, что незнакомка царственного происхождения? По речи: чем она правильнее, чем красивее и вместе с тем сердечная тем человек более нравственно развит; по осанке: стояла, наверное, как березка – стройная, аккуратная, чистая; по тому как вкушала: от вина отказалась, пирожок-то разломила да кусочек надкусила.
Как вы думаете, что делала девица, покуда богатыри занимались ратными подвигами?

Русские богатыри – настоящие герои духа: «Льна курящегося не угасят, трости надломленной не переломят» (Ср.: Мф. 12, 20). Почему нашего солдата и в 1812 г. в Париже и в 1945 г. в Берлине встречали как воинов-освободителей? Каких по духу штурмовиков мы видим в кино?

       Как воины и девица решают больную тему: предложение замужества и отказ? Русские религиозные люди – сам такт, сама деликатность, боясь обидеть и огорчить друг друга, умение сохранить мир и единомыслие, как признак людей, которые живут не для себя, а для других.
  И, наоборот, где гордость, самоутверждение, там и бесконечные обиды. Царица-мачеха внешне благоденствует, а внутри – нет самого дорогого - покоя.
     Почему пес распознал человека с недобрыми намерениями, а царевна – нет?
  Таковы люди невинные и наивные. Между тем как подозрительность – это грех, а осторожность – добродетель. И мы должны: «доверяй, но проверяй» быть внимательными, стараться понять, что подсказывает нам обстановка, чтобы не оказаться жертвой злого умысла. А главное, молись: «Господи, вразуми, огради меня, силою Честного Животворящего Креста, от всякой опасности».
      Напоминает ли вам яблоко царевны запретный райский плод?
      В русских сказках светлые и высокие герои не умирают, а как бы засыпают. Почему?
     Королевич Елисей – настоящий русский молодец - кровь с молоком, русые кудри, голубые глаза, и поплакать могут, и покручиниться, а как близка их душа к природе, в содружестве стихий (солнце, месяц, ветер, ясень), воспринимают православные люди Богом созданный мир, все части которого пребывают в единомыслии. Это видно на картинах художников XIX века. И, наоборот, если в сердце холод, гордость, отчуждение, то царствует смерть, распад формы и содержания (картины современных художников).
      «В тот же день царица злая/Доброй вести ожидая/Втайне зеркальце взяла..». Как злодеи превращают добро во зло, для них добром является то, что, по сути, ужасно! И после революции в 20-30-е годы расстреливали людей и называли это добром.
      Сказка завершается торжеством над смертью. «Не все, что здесь цветет, увянет… и увядание земное цветов не тронет неземных» (Ф.И. Тютчев). Если воскрес Христос – что несомненно, - то не имеет смерть власти над человеческой душой. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?. Царевич импульсами своей любви оживляет невесту. Как и Герда, некогда восплакав над Каем, сердце которого, казалось, замерзло навсегда, растапливает его душу и к мальчику возвращается способность видеть этот мир во всем его многоцветии и восчувствовать, что им правит не смерть – Снежная Королева, - но новая жизнь, источником которой является Бог.
      И, наоборот: «Тут тоска ее взяла,/ И царица умерла». Тоска – ангел смерти. Когда царица увидела тщетность своих честолюбивых замыслов и амбиций, то зачем ей более жить?
    Венчание, как льющаяся с неба золотыми нитями благодать, подводит итог их страданиям, их готовности соединить судьбы на всю жизнь. И мы, закрывая книгу, унесем в своем сердце светлый и теплый след, который она в нас оставляет, вооружая каждого из нас здесь, на земле, нести сражение не на жизнь, а на смерть, во имя победы веры, надежды и любви.

http://pravoslavie.ru/sas/image/102808/280819.s
Сказка о рыбаке и рыбке

Сказка о рыбаке и рыбке

Союзмультфильм, 1950

Примерные вопросы к обсуждению сказки с ребенком
(на основе книги прот. Артемия Владимирова "Путешествие в сказки Пушкина", М.: Артос, 2014)

https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/c/8/0/150122095035
http://lass.veryphoto.ru/img-q5y5x5n4g4041456w4t4q2n5i5n5o4w4r4t5k4m4s2l406/wp-content/uploads/2012/04/kw12
http://imagesait.ru/photos/aHR0cDovL2ltZy5sYWJpcmludC5ydS9pbWFnZXMvY29tbWVudHNfcGljLzEzMTIvMl9jOWJlNGVlNjBkN2RiNTQ1YTM0M2I1YzFlMWMxNzk0ZF8xMzYzNzg1MDMyLmpwZw==/o-rybake-i-rybke-illyustratsii
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/027b/000ac462-6d9f9419/img1
http://img.labirint.ru/images/comments_pic/1315/1_310437156b24e7692c0c356287cf8ee4_1365793168
https://www.litres.ru/static/bookimages/22/76/61/22766179.bin.dir/22766179.cover_max1500
https://reedcafe.ru/sites/default/files/inline/images/skazka-13
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/093b/000266b2-77588b9e/img34
http://static.newauction.ru/offer_images/2015/08/12/07/big/9/9MgcgBlNCSA/katukhina_palekh_skazka_o_rybake_i_rybke_1965_g
https://image.tmdb.org/t/p/original/iNwQyumacyPGkTyOWQj5bSSbrp2

       Что можно сказать о том, как жили старик со старухой?
     Тридцать три года, конечно же, в законном венчанном, осененном Божией благодатью браке. Легко ли так долго прожить и не развестить? На это способны только христиане, которые дали обеты – клятвы – взаимной верности и любви. На берегу моря протекала неторопливая спокойная жизнь. Старик любил природу, уединение, наслаждался созерцанием морских пейзажей. Соблюдал библейскую заповедь: «Шесть дней делай дела твои. В поте лица твоего будешь вкушать хлеб твой». Жили скромно, по русской пословице «Бедность – не порок». Но старик не скучал, т.к. душа его знала Бога и всегда обращалась к нему с молитвой: «Господи, Боже мой, благослови сей день рыбную ловлю. Даруй мне, Господи, обильный улов, дабы я мог порадовать мою супругу».
     Старик был терпеливтерпение и труд все перетрут»), не как современные дети. Они чуть не ладится дело и тотчас бросают – не буду, не хочу! – займусь чем-нибудь другим. Так старик бы с голода умер. Но он знал, что обязательно Господь подаст ему успех, дарует ему милость. Т.к. перед Богом велик тот труженик, который не впадает в малодушие или в ропот, но делает свое дело из дня в день с молитвой: «Господи, помилуй, Господи, прости! Помоги мне, Боже, крест мой донести!». Вот и награждены труды доброго старика – посылает ему Бог золотую рыбку. Этим и испытывает его добродетели.

Чтобы вы попросили у рыбки? Мир сегодня заражен жадностью, сребролюбием, все научились считать, обсчитывать, пересчитывать. Между тем как русское сердце иное: Бог даровал нашему народу великодушие, бескорыстие, жертвенную любовь. Не мечтал старик о том, о чем мечтает сегодня все сбитое с толку человечество – о деньгах, злате-серебре. Знал он: не в деньгах счастье, а в состоянии сердца – кроткого, спокойного, доброго, милующего: «Бог с тобою, золотая рыбка..». Т.е не бойся, не трепещи, я не погублю твою жизнь, но отпущу тебя. Какое это счастье – подарить свободу! Вот и в Благовещенье по милому обычаю отпускаю не в море, но в небо птичку!
«Ступай себе в синее море/Гуляй там себе на просторе». Почему так поступил старик? Поступил старик по заповеди: «Делай другим то, чего себе желаешь. Не делай другим того, чего себе не желаешь». Эти заповеди о любви, доброте, снисхождении, жалости золотыми буквами написаны Божиим перстом в сердце старика. Вернулся старик и рассказал о великом чуде. Это надо позаимствовать: умение обмениваться с близким, дорогим сердцу человеком дневными впечатлениями. Если мы живем в семье, если мы живем бок о бок с другими людьми, то нельзя быть молчуном, нельзя быть безмолвником. А детки часто разговаривают односложно: как дела? Нормально.
Рассказывает «по-нашему говорила рыбка». Это как? Рыбка владела нашим великим языком, ее речь замечательна чиста, плавна, правильна, красива, убедительна. Из уст рыбки вы не услышите ни одного слова-паразита. Рыбка говорит не ломанным, искаженным языком современной молодежи, не глотает ни единого звука и слога, не коверкает предложения, но обдуманно изрекает свои мысли.
Почему произошла ссора в семье старика и старухи? Не по вине старика, но из-за его простодушия, из-за неумения предвидеть что может случиться. А старуха как будто живет в ХХI веке: нисколько не рада тому, что рыбка обрела свободу, не похвалила старика за сердечность и великодушие, но тотчас стала браниться. Смирен тот человек, который исследуя жизненный случай, извлекает пользу и из 

плохого, и из хорошего, ни в чем не терпя ущерба, убытка или вреда. И мы научимся не нарушать семейного мира брюзжанием, колкостями, руганью. Старуха 33 года жила бок о бок с праведником и ничему хорошему у него не научилась. Видимо в этом виновато ее себялюбие, то, что думала она преимущественно о себе и своих корыстных интересах, но не умела ценить добродетелей, светлых нравственных качеств, живших в душе ее мужа.
      Какое качество выявляется в том, что старик, не переча жене, а повторно идет к морю? Какое стало море и почему оно меняется раз от раза? Как важно уметь наблюдать за явлениями природы! Ф.И. Тютчев Не то, что мните вы, природа, не слепок, не бездушный лик…») утверждает, что у природы, у Божьего мира есть свой язык. Сам Господь приоткрывает нас состояние нашей души или устроение сердец близких людей через окружающую действительность. Море разыгралось: может потому что на луще у старухе темно? Или старик разволновался?
     «Приплыла к нему рыбка и спросила». Приплыла сразу. Почему? По закону благодарения. Если ты сделал доброе дело, даже маленькое, не сомневайся, оно возвратится к тебе, умножившись вдвое или втрое. Мы призваны распространять добро вокруг, Бог ждет, чтобы мы жили по закону добра. С таким человеком всегда будут совершаться чудеса, потому что ни единого благого поступка, ласкового утешительного слова Создатель не забудет и окружит нашу жизнь благодатью. Это и было у старика.
     «Ей с поклоном старик отвечает». Зачем надо кланяться рыбке? Встретившись со старшим, с учителем вы приклоните голову? Поклониться – отдать дань почитания пожилому человеку, голова которого украшена сединой. Поклон есть выражения смирения, понимания и осознания своей меры и места в жизни. Поклон есть свидетельство уважения к тому, кто старше нас, сильнее нас добрее нас. Вот и старик отдает дань почтения рыбке.
       Осуждает ли старик старуху, когда просит корыто у рыбки? Нет, он знает, что нет ничего хуже осуждения. Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 11). Передает лишь существо дела. Нет ничего вожделеннее в семейной жизни, чем согласие, мир и единодушие. Старик готов отдать любую цену, лишь бы восстановить тишину в собственном дому. Но без Божьей помощи это невозможно.
    А как повела себя старуха, получив новое корыто? Вновь стала произносить поносные слова, вновь разразилась бранью, как будто не получила просимое. Нет благодарности, нет оценки покладистости мужа. Легко ли жить в супружестве? И легко и тяжело. Тяжело, если ходим на поводу у своих капризов, гнева. А старик терпелив, уже 33 года: ему легче, он имеет в сердце любовь, не унывает от одиночества, вышел, посмотрел в небеса, осенил себя крестным знамением и тотчас полегчало. Каждый должен в молитве находить утешение, нравственное укрепление, вразумление, обретать силу, когда в доме получается не так, как нам бы хотелось.
      «Помутилося синее море». Почему? М.б. потому, что сгущаются тучи над главою старухи, все глубже она падает в ров жадности, властолюбия, злобы. Аппетиты старухи только разгораются. Это молодежь суетится: хотят одно, другое, третье. Старики понимают, что не так уж много надо для жизни: рубашка ближе к телу, краюшка хлеба и кров над головою. «Благодарю Тебя, Господи, и за благое, и за скорбное в моей жизни, за все Тебя благодарю». Но и старик начинает нервничать – терпению тоже есть предел. Тут бы молодым подойти и успокоить: «Все будет хорошо. Ну не будем кипятиться. Бог все устроит». Для того и живем вместе, чтобы здоровы и сильные успокаивали и умиряли пожилых да немощных.
       Изба у старухи – любо-дорого смотреть. Этого мало? Что еще надо старухе? Живи в деревянном доме и не тужи! Но старуха теперь уже не хочет быть крестьянкой! Крестьянин – это христианин. Не отрекается ли старуха от самого дорогого, великого и заветного, что только есть у русского человека – от имени Христова, от святого креста, о котором наш народ говорит: не мы крест носим, а он нас носит на себе? Называет крестьянство черным, забывая, что черна земля, которую обрабатывают хлебопашцы. Гнушается простым и здоровым трудом. Что с тобой случилось старуха? Прав царь Соломон, сказавший: «Вещи умножают печаль».
Что за сословие дворяне, к которым захотела быть причисленным старуха? При царе-батюшке были сословия: крестьяне, ремесленники, дворяне – те, которые служили русскому царю и при военных походах должны были в полном снаряжении с конем явиться на борьбу с неприятелем. Если они проявляли доблесть – им жаловал царь деревни и земли. Дворянство могли заслужить жертвенным служением Иван Сусанин. А старуха имела право перейти в это сословие?
      Испытывает Бог сердце старухи. Избавив ее от нищеты, одаривает ее милостями и щедротами. Для чего? Чтобы она поделилась имеющимся, обрела в душе начатки мира и покоя. Но не тут-то было.
     «Хочу быть вольною царицей. / Испугался старик, взмолился:/ «Что ты баба, белены объелась? / ни ступить, ни молвить не умеешь. / Насмешишь ты целое царство». Можно ли достичь степеней известных, не обучив себя серьезным наукам? Многие сейчас теряют вкус к учению, не могут себя заставить и пяти минут посидеть, выполняя домашнее задание, все ищут развлечений и игр. А жизнь спросит сурово.
    «Осердилась пуще старуха. / По щеке ударила мужа». Что совершила старуха? Та, которая должна бы бояться своего мужа, т.е. уважать и холить и лелеять. Но страсть перешла в стадию неистовства: раздражительность переходит в гнев, а гнев развязывает руки человеку. Сколько преступлений совершено в припадке гневливого безумия! Старик знает, что делать, он понимает что близко, близко несчастье от его дома. Единый Создатель положит предел ее вздорному характеру и несусветным желаниям. В этих обстоятельствах, когда мы не имеем сил вразумить человека, нам остается только молиться: «Господи, Ты все знаешь, Ты все можешь! Останови, вразуми, к покаянию приведи» или «Положи, Господи, преграду злу, исходящему от этого несчастного человека».
       Как и почему изменилась старуха в новых обстоятельствах жизни? Видно, что изменилась. В ней проявилось то, что скрыто в глубинах души – гордость, упрямство, своеволие, надменность, презрение, высокомерие, - зацвело пышным цветом, едва лишь только старуха из грязи была вознесена на княжескую высоту. Бог испытывает каждого человека – и праведного, и нечестивого. Неужели старухе приелись царская пища, и потускнели царские хоромы? Нет предела падению испорченного сердца. Так пал некогда с небес херувим, ставший сатаною, так вот-вот невозвратным падением падет и наша бедная старуха. Черная неблагодарность – свидетельство низкого сердца. Человек, не умеющий оставаться благодарным благодетелю, забывающий о милостях, осыпавших его, теряющий благое чувство зависимости от того, кто вызволил его из несчастливого положения, воистину безумен.
        Почему такой конец? Ведь рыбка долго исполняла желания старухи. И море, и земля, и леса, и ветры, и дожди – все они, взирая на беззакония сынов человеческих, исполняя Божие повеление, спешат, спешат, спешат высвободиться из-под власти обезумевшего, обременившего себя грехами человека.
       Действительно, каждый сам копает себе яму, когда, не удовлетворяясь тем, что имеет, мечтает, и порой безумно о том, чего не имеет. Забывая благодарить Господа Бога за каждый прожитый день, мятется, волнуется, замышляет сетное, принося в жертву своим корыстным намерениям ближних, относясь к ним потребительски. Забывая, что главное сокровище человеческого сердца – это мир, терпение, смирение и взаимная любовь.
      Золотая рыбка исполнила все, что повелел ей Создатель, смиривший безумную старуху, которая вечной смертью бы погибла, как сатана, уже не имеющий желания раскаяться в своей гордыне. Но не хочет Бог смерти грешника. И старуха, смиренная до земли, будет теперь горько каяться. И дай Бог, чтобы в ее черном обезвоженном сердце прозябнул, явился бы малый росточек смирения, горестного признания себя грешной и безумной, и спасительного для всех нас покаяния, выражающегося в двух словах: «Господи, помилуй!».

gallery/золотая рыбка
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/b/3/28/62/28062034_vmesto_sna

     Часть I. Сценарии спектаклей

  • Заколдованный принц (Рождественская сказка)
  • Вифлеемская гостиница
  • Пасхальный колобок (по мотивам сказки прот. Константина Островского)
  • Когда наступит Пасха (по мотивам сказки А. Волкова «Волшебник изумрудного города»)
  • Как перевоспитать царевну? (Пасхальная сказка в русском стиле)
  • Маленький принц (по мотивам произведений Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и «Цитадель»)
  • Святитель Николай
  • Обретение Казанской иконы Божией Матери
  • Освобождение Москвы. Казанская икона Божией Матери

     Часть II. Сценарии праздников

  • Рождественская елка — 2002
  • Рождественская елка — 2003
  • Рождественская елка — 2004
  • Рождественская елка – 2005
  • Пасхальный утренник — 2002
  • Пасхальный утренник — 2004
  • Пасхальный утренник — 2005

Чему способна научить сказка «Колобок»?
 Мы решили привести разъяснение Г. В. Цивъян. Она не погружаясь в мифические чащи, праславянские смыслы и космические интерпретации, используя только семантику и структуру самого текста, убедительно и глубоко раскрывает нравственный потенциал сказки "Колобок". Подобный толковательный подход должен быть принят, как основной, всеми, кто хочет этические идеалы и других русско-народных сказок сделать понятными и доступными для современного читателя.
Жили-были старик со старухой. Вот и просит старик: — Испеки мне, старая, колобок. — Да из чего испечь-то? Муки нет.

     Дело происходит летом. Зерно прошлого года давно всё смололи да съели, а новый урожай снимать ещё рано. Запаса на год не хватило, значит, бедно живут. Гораздо беднее, чем любой из слушателей-читателей этой сказки. И что же, старик унывает? Сидит, слёзы льёт? Нет.
      — Эх, старуха! - говорит старик. - По амбару помети, по сусекам поскреби - вот и найдется.
     Первый урок сказки: не давай места унынию. Старик рук не опускает: уж как-нибудь, а какой-никакой выход найти всегда можно. Но что это будет за мука? Мучная пыль, которая попала в щели, налипла на деревянные стенки, смешалась с обычной пылью. Явно не высший сорт. И вот второй урок сказки: радуйся малому, цени то, что имеешь.
     А что же старуха? Сказала ли она то, что высказали бы многие на её месте: «ишь чего выдумал, старый!»? И ещё бы пальцем у виска покрутили...
     Старуха же молча сделала, как ей был сказано. Намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала в колобок, изжарила в масле и положила на окно простыть.
      Мы видим смирение и послушание. Но не только. Откуда вдруг взялась в тесте сметана? Старик о сметане ничего не говорил. Это уже инициатива старухи. Сметана добавлена, чтобы было повкуснее, чтобы старик порадовался. Колобок был приготовлен не абы как, чтобы лишь выполнить порученное, а с любовью. Колобок в этой сказке это – дар любви.
     И вот он положен на окошечко студиться, и с этого момента начинается собственная история Колобка. Открытое окно – это символ, знак открытой возможности. И Колобок ею воспользовался.
      Колобок полежал-полежал, да вдруг и покатился — с окна на завалинку, с завалинки на травку, а с травки на дорожку. История личности всегда начинается с выбора. В тот момент, когда мы делаем свой первый самостоятельный выбор, мы сдаём экзамен как личность: что из нас получилось, какие пути мы выбираем.     

       Стоит разобраться, какой выбор сделал Колобок.
     Сначала – отчего он отказался? Очевидно, что от своего предназначения. Предназначение Колобка сугубо утилитарно – его должны были съесть старик со старухой. Но за этим буквальным прочтением в сказке есть и символический план. Предназначение Колобка – послужить тем, кто его создал таким румяным и аппетитным, послужить до конца. А если копнуть глубоко, то выходишь на мысль, что предназначение всякой твари - служить своему Творцу.
      Знал ли о своём предназначении Колобок? Несомненно. Ведь пел же он в своей песенке «Я от дедушки ушёл. Я от бабушки ушёл». Значит, понимал, что его должно было ожидать, и начинал отсчёт своих подвигов именно с бунта против предназначения. Предназначение не может быть навязано силой. Личность свободна, и принять волю своего Создателя она должна добровольно. Колобок эту волю отверг. Но что ей предпочёл? В пользу чего он сделал свой выбор? И тут оказывается, что у Колобка не было никакой особенной цели. Сбежать-то он сбежал, а что делать дальше – не слишком задумывался. Катился, куда глаза глядят, куда дорожка ведёт. А дорожка вела в лес – всё глубже и глубже…
     Это так узнаваемо. Мы тоже часто делаем выбор лишь из чувства протеста. Нам важно отвергнуть то, что предлагается, а к чему приведёт наш отказ, задумываться как-то не хочется. Интересно также, что в одном из вариантов сказки, путешествие Колобка начинается со слов: «надоело Колобку лежать, он и покатился…». Это тоже узнаваемо: что-нибудь сделать со скуки. Пусть будет абы что, что именно - не очень важно, важно – что это что-то новенькое, не то, что до сих пор было…
      И вот катится Колобок по дороге, а навстречу ему Заяц: - Колобок, Колобок! Я тебя съем!
   Колобок пытается с Зайцем договориться: «- Не ешь меня, Косой. Я тебе песенку спою». Фактически он предлагает сделку: Заяц слушает песенку и отказывается от притязаний на Колобка. Но сделка эта – нечестная. Песенка служит лишь обманным манёвром. «И от тебя, Зайца, не хитро уйти!» - торжествуя, поёт, убегающий Колобок. Он не доверяет Зайцу. Он никому не доверяет. Он верит только себе. Он вообще полон восхищения от собственной личности. С какой любовью он описывает себя в своей песенке: Я колобок, колобок! По амбару метен, по сусекам скребен, на сметане мешан, в печку сажен, на окошке стужен. Все труды старухи превращены в предикаты собственной персоны, как будто Колобок обязан своим появлением на свет исключительно себе. Дары, полученные от Создателя, не признаются дарами, в результате Создатель оказывается как бы ни при чём, и может быть отринут. Колобок ни в ком не нуждается, он верит в свою способность перехитрить любого врага, самостоятельно выпутаться из любой ситуации. Первоначальный успех его окрыляет. Он не замечает, что дорога заводит его всё глубже в лес, и звери, которые ему встречаются, становятся всё страшнее.
      Порядок зверей в сказке нарушен. Правильным был бы порядок Заяц-Лиса-Волк-Медведь, как, например, в Теремке. Но Колобок встречает Лису после Медведя. И в этом сбое порядка – мудрость сказки. Сказка говорит, что самый страшный враг – не тот, кто грозен физически, а тот, кто опасен духовно. Лиса коварна, она не угрожает Колобку, а льстит: «какой ты хорошенький да пригоженький». И песенка у Колобка «славная». Этого оказалось достаточно, чтобы Колобок потерял не только свою подозрительность, но и простую осмотрительность, и вспрыгнул сначала лисе на мордочку, а потом и на язык. Известный собиратель русского фольклора А. Афанасьев приводит вариант, в котором сказано прямо, без экивоков: «Колобок сдуру прыг ей на язык, а лиса – ам его! И скушала».
     В духовном ослеплении мы теряем разум и даже обычную житейскую рассудочность. Побуждаемые собственной греховностью и искушением врага, действуем сдуру и гибнем.
       А как ещё могла закончиться история Колобка? Мог ли быть у неё счастливый конец? Нет. Дальше Колобка ждал уже совсем непроходимый лес, и гибель в том или ином виде была для него неизбежна. Об этом же говорит семантика русского языка. Катиться (в отличие от «бежать» или «ехать»), можно только куда-то вниз. И рано или поздно, когда ты окажешься в совсем не надлежащем месте, про тебя скажут - «докатился».
       Поэтому Колобка всерьёз не жалко. Дети, конечно, переживают за героя, но без слезы. Они чувствуют, что произошло то, что должно было случиться. Колобка должны были съесть и съели. Но, поскольку он отринул своё предназначение, ему не удалось послужить добрым людям, и достался он персонажу коварному и хитрому. На нашего хитреца Колобка, нашёлся ещё больший хитрец. Таков духовный закон.
      Эти уроки по своей природе - глубоко христианские. И мировоззрение, которые мы получаем благодаря нашим первым сказкам, формирует христианский характер русского народа. Это вселяет надежду. Пока наши матери читают своим детям такие сказки, мы сможем сохранить нашу культурную идентичность и противостоять злому духу века сего.

Русская народная сказка КОЛОБОК

ТЕКСТ СКАЗКИ: ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ
 

https://azbyka.ru/forum/data/attachments/5/5480-4e63d90f754d85b8ee876006d47d1587
http://artofwar.ru/img/k/kamenew_anatolij_iwanowich/barklaj-detolliprowedenxepredstawljaetsjaodnom/barklaj-detolliprowedenxepredstawljaetsjaodnom-19
http://www.krakotka-monastyr.by/wp-content/uploads/2016/12/%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D1%80%D0%B5%D1%82-%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_2

А.С. Пушкин

26 мая 1828

 

 


Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.

Ответ Митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова)

 


Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум, –
И созиждется Тобою
Сердце чисто, светел ум.

      Митрополит Филарет, отвечая на вопрос, зачем человеку дана жизнь и зачем она «на казнь осуждена», пишет: «Не без воли Бога тайной», то есть таинственной, сие совершается. Другими словами, Господь наш, желая «всем спастись и придти в познание (разум – в славянском тексте) истины» (1 Тим. 2: 4), по Своему милосердию наказывает человека, то есть ограничивает его возможности, которые человек использует для удовлетворения своих похотей (см.: Иак. 4: 1–5). Поэтому-то Господь наказывает человека, воспитывая его с отцовской строгостью (см.: Рим. 11: 22; Евр. 12: 1–29) и заботясь о нем как о сыне, чтобы человек не погиб и не подпал под суд вместе с погибающим в растлении, не верующим в своего Создателя миром (1 Кор. 11: 32). Святой апостол Павел, объясняя наши временные страдания здесь, на земле, пишет: «Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли такой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12: 7–11). В другом месте читаем: «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1 Кор. 11: 31–32), ибо Бог посылает наказание, «чтобы нам иметь участие в святости Его» (Евр. 12: 10). И воля Божия о нас, по словам апостола Павла, освящение наше, «чтобы мы воздерживались от блуда; чтобы каждый из нас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как язычники, не знающие Бога» (1 Фес. 4: 3–5). Отвечая Пушкину, митрополит Филарет имел в виду, конечно же, эти строки Священного Писания, говоря о таинственной силе Божией, пресекающей греховный путь грешника и привлекающей его к участию в святости Бога.

Подробнее.....

       Первое стихотворение, побудившее владыку Филарета взяться за перо, было написано в 1828 году и помечено днем рождения поэта. Эта дата усугубляет тяжесть настроения, выраженного в стихотворении.. Кажется, именно эта тяжесть и подвигла чрезвычайно занятого митрополита, постоянного члена Святейшего Синода, протянуть «руку общения» (Гал. 2: 9) талантливому поэту в трудные минуты его жизни.

      1828 год был для А. С. Пушкина годом решения одного из тяжелейших вопросов его нравственной и творческой жизни и во многом определил общественную позицию Пушкина 30-х годов. <.....>

http://s5.afisha.net/Afisha7Files/UGPhotos/090210121032/090320162239/p_f
http://www.bfrz.ru/data/images/2015/news10/121015/pic2_2sm

ЕСАУЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ - доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории словесности Российского православного университета, директор центра литературоведческих исследований. Иван Андреевич является главным редактором интернет-портала "Русская литература: оригинальные исследования". Из архива материалов этого замечательного сайта мы предлагаем вам некоторые публикации. Эти статьи доступны для чтения и подробного изучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА 

Художественный фильм

О ПРОИЗВЕДЕНИИ "КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА"
проф. Александр Николаевич Ужанков

Хранилище душевного спокойствия


Среди второстепенных персонажей в повести «Капитанская дочка» присутствует супружеская чета – священник местной церкви отец Герасим и его супруга Акулина Памфиловна. О том, зачем Пушкину понадобился образ священника в этой повести размышляет протоиерей Иоанн Малинин. Подробнее....

 Размышления над произведением А.С. Пушкина КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА

(фрагменты статьи д.фил.н. И.А. Есаулова "Русское народное сознание в литературе").


Д.фил.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории словесности ЕСАУЛОВ ИВАН АНДРЕЕВИЧ, предлагает нам новое прочтение знаменитого произведения А.С. Пушкина.

 

  1. Произведение представляет противоречивость, разорванность русского мира или его единство? В чем?

    Ранее исследователи фокусировали свое внимание на существовании различий между персонажами (бытовой уклад, свой уклад мысли, свои эстетические идеалы и т.д.), называя это «мирами» и находили в этом причину непримиримого конфликта. М.М. Пришвин записал в дневнике: «Моя родина не Елец, где я родился, не Петербург, где я наладился жить, - то и другое для меня теперь археология, моя родина, непревзойденная в простой красоте, в сочатавшейся с нею доброте и мудрости, - моя родина – это повесть Пушкина «Капитанская дочка»». Вряд ли распад художественной ткани произведения на два пласта, а также неизбежность кровавой и истребительной гражданской войны, равно как и разорванность русского общества, могли восприниматься Пришвиным в качестве его родины.
      Послесловие Издателя датировано 19 октября 1836 года. В этот день Пушкин пишет полемическое письмо к П.Я. Чаадаеву, в котором настаивает на особом предназначении и особом существовании России, подчеркивая: «Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
    Следует обратить внимание, что рукопись Пушкина напечатана в журнале «Современник» между двумя произведениями: «Дневником Дениса Давыдова» (батальный дневник) за 1813 г и очерком «Вечер в Царском Селе» (место встречи Маши Мироновой с Императрицей).
   Все эпиграфы каждой главы можно разделить на книжные (отражение «дворянской» культуры) и фольклорные (народная песня, солдатская песня, пословицы – характеризуют культуру «народную») и это наблюдение тоже может свидетельствовать о продолжении этого конфликта. Однако они («письменные» и «устные» эпиграфы) напротив, говорят о не взаимоисключающих «правдах», но о неких константах единой, но разнообразной русской культуры. Просторечие входит в «книжность» (Сладко было спозноваться / Мне, прекрасная, с тобою), а в солдатской песне обнаруживается «книжное» начало: «Мы в фортеции живем». Мы имеем дело с такими границами между «книжным» и «устным», между «дворянским» и «крестьянским», которые не разрывают общество, а напротив, соединяют, скрепляют его, свидетельствуя о существенном единстве национального типа культуры, они в диалоге, они взаимно дополняют друг друга. Диалог двух голосов, двух сознаний возможен. Авторскую позицию следует искать на границе взаимодействия сознаний: границу, не разделяющую точки зрения, а соединяющую; этическое поле пушкинской повести изображает единую картину русского мира.

         

        2. Чем объясняется поведение людей в произведении?

        Пушкинское произведение может быть понято как эстетический образец следования православной этике. В этот этический ареол попадают практически все пушкинские персонажи. Так, Петр Гринев, который проницательно "чувствовал, что любовь моя не слишком его (отца. — И.Е.) тронет и что он будет на нее смотреть, как на блажь молодого человека" (отец видит в этой "романтической" любви "проказы", за которые виновника надлежит "проучить <...> путем"), после постигших Машу Миронову бедствий "знал, что отец почтет за счастье и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного воина, погибшего за отечество". Мы видим, что "обязанность" (т. е. долг гостеприимства) непосредственно следует за счастьем принять пострадавшую сироту. За такой готовностью стоит, конечно, христианское отношение к ближнему (прямо противоположное меркантильному прагматическому расчету на выгодную женитьбу сына).
      Уверенность рассказчика вполне подтверждается: "Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать Божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. <...> Моя любовь уже не казалась батюшке пустой блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке". Ключевым понятием является именно благодать Божия (источник соборного единения), которую люди "старого века" видели в деятельной поддержке наиболее нуждающегося и наиболее слабого поэтому человека: не "обласкать бедную сироту" — значит, поступить противно христианской православной совести.
      Мы видим не холуйское заискивание перед богатым и удачливым, а христианскую помощь неимущему и нуждающемуся. Возникает новое — во Христе — благодатное единение людей (соборность). Причем, оно изображается во вполне реалистическом произведении, а не в нормативном тексте. Такой тип поведения, соответствующий православному типу культуры.

       В разбираемом нами пушкинском тексте даже Пугачев, хотя и "потрясал государством", но в своем бытовом поведении пытается вписаться в аксиологию христианской морали: "Кто из моих людей смеет обижать сироту?" — закричал он. "Будь он семи пядей во лбу, а от суда моего не уйдет. Говори: кто виноватый?"
"Товарищ" Хлопуши, которому "бы все душить да резать" выпадает из христианского этического поля в силу того, что он "изменник", подобно другому инородному православной этике персонажу — Швабрину.
 

         3. Поступки персонажей совершаются по закону милосердия или по закону?
     В мире, основывающемся на христианских ценностях, "детский тулуп, подаренный бродяге, избавлял от петли". Пугачев замечает Гриневу как "государь": "я помиловал тебя за твою добродетель", хотя "ты крепко передо мною виноват". Маша Миронова у государыни "приехала просить милости, а не правосудия". Даже плутоватый урядник Максимыч, заявляющий Гриневу будто бы совершенно всуе — "вечно за вас буду Бога молить", впоследствии, передавая письмо из Белогорской крепости, тем самым деятельно помогает герою в спасении Маши Мироновой после вопроса, убеждающего в несуетности его обещания ("Как вас Бог милует?"). Тем самым и этот персонаж как бы невольно — точнее же, авторской волей — вступает в круг соборного единения. Стало быть, противоборствующие военные лагеря являются лишь видимым и поверхностным (не субстанциальным) моментом, а невидимым, но доминантным становится как раз иной — соборный тип единения: казак молится за своего непосредственного военного противника!
     В "Капитанской дочке" замечательна последовательная ориентация на "милость" (а не "правосудие") и "благодать Божию", равно как и отказ от "законничества" у полярных персонажей романа: Екатерины II и Пугачева. За исключением Швабрина, который "в Бога не верует", и "старичка в голубой ленте" персонажи находятся в пределах православной аксиологии, хотя и принадлежат противоборствующим сторонам.
Буквальное совпадение словесных формул пожелания счастья Маше Мироновой со стороны отца — в благословении ("дай Бог вам любовь да совет") — и его противника и победителя Пугачева ("дай вам Бог любовь да совет") — также совершенно закономерно и не должно удивлять. Православная установка помогает понять — почему государыня чувствует себя "в долгу перед дочерью капитана Миронова" и обласкивает "бедную сироту" (с последовательно "законнических" позиций совершенно неясно — о каком долге может идти речь).
     

       4. Насколько важно благословение людей друг друга в произведении?
Проблема благословения является центральной проблемой поэтики "Капитанской дочки".

  • "Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: "Прощай Петр. Служи верно, кому присягнешь, <...> и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду"".
  • В эпизоде сна Гринева, в котором тот видит "нечто пророческое", центральное место занимает, как известно, именно благословение(34). Матушка, обращаясь к "Андрею Петровичу" (в этом эпизоде сна — до того, как герой "устремил глаза <...> на больного" — метаморфоза с "отцом" еще не стала фактом сознания героя и читателя), говорит: "Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его". Уже после трансформации "больного" в мужика "с черной бородою" и вопроса Гринева — "с какой стати мне просить благословения у мужика?", матушка произносит: "Все равно, Петруша <...> это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит..." Наконец, сам "страшный мужик" "ласково меня (Петра Гринева. – И. Е.) кликал, говоря: "Не бойсь, подойди под мое благословение..." Трагическая коллизия, которую пытается разрешить герой ("ужас и недоумение овладели мною"), таким образом, имеет в своей основе как раз проблему благословения.
  • Петр Гринев, как помнит читатель, "решился <...> писать к батюшке <...> прося родительского благословения" взять в жены Машу Миронову, и получив отказ ("моего благословения <...> дать я тебе не намерен"), заявляет "я готов на все". В этом месте повести возникает романтический вариант "возможного сюжета" (С.Г. Бочаров), для которого взаимная любовь героев является вполне достаточным условием венчания — без благословения. Однако пушкинская героиня отвергает эту возможность: "Бог лучше нашего знает, что нам надобно"; "Покоримся воле Божией"; "Нет... Я не выйду за тебя без благословения твоих родителей. Без их благословения не будет нам счастия"; "Она чувствовала, что судьба ее соединена была с моею. Но она повторила, что не иначе будет моею женой, как с согласия моих родителей. Я ей не противуречил".
  • Накануне мученической смерти Василиса Егоровна, обращаясь к мужу, говорит: "...в животе и смерти Бог волен: благослови Машу": "Маша <...> подошла к Ивану Кузьмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: "Ну, Маша, будь счастлива. Молись Богу: он тебя не оставит"".


      Благословение в данном случае соседствует с наказом "молись Богу". Обратимся поэтому к эпизодам повести, связанным с молитвой. Оказывается, что молитва, как и благословение, возникает в тексте повести в самых кульминационных, решающих, пороговых ситуациях.
     

         5. Какова роль и сила молитвы, творимой персонажами произведения?
        Гринев перед решающим приступом крепости, прощаясь с Машей, говорит: "Что бы со мной ни было, верь, что последняя моя мысль и последняя молитва будет о тебе!" Он же, ожидая "очереди" на виселицу, сдерживает свое слово: "Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля Его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу".

  • В ожидании расправы после вылазки в Белогорскую крепость Савельич "крестился, читая про себя молитву". Он же говорит Пугачеву: "Век за тебя буду Бога молить". Казалось бы, эти слова — обычная хитрость Савельича, а потому относиться к ним всерьез решительно невозможно. Однако и Петр Гринев более чем серьезно говорит Пугачеву, погубившему незадолго до этого отца и мать его невесты: "где бы ты ни был и что бы с тобой ни случилось, каждый день будем Бога молить о спасении грешной твоей души". При этом "казалось, суровая душа Пугачева была тронута".
  • Будучи под арестом и ожидая суда, Гринев "не терял присутствия ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мной будет".
  • Наконец, упомянем еще об одном эпизоде, где автором показана действенность молитвы. "Матушка <...> молила Бога о благополучном конце замышленного дела" (милости государыни, за которой отправляется Маша Миронова). И действительно, государыня завершает дело: "дело ваше кончено". В русской художественной литературе это далеко не единственный случай непосредственного и прямого "осуществления молитвы", свидетельствующий о глубинных токах православной духовной традиции.

         6. Почему Белогорская крепость характеризуется как богоспасаемая?
       Белогорская крепость является, по сути дела, домом. Уже в эпиграфе к третьей главе налицо идиллическое уподобление "фортеции" дому, где "хлеб едим и воду пьем". Не случайно первая же фраза первого встретившегося Гриневу обитателя "фортеции" — "Войди батюшка <...> наши дома". Показательна и свойственная этому топосу "домашняя" иерархия ценностей: "Скажи барину: гости-де ждут, щи простынут <...> ученье не уйдет". Ритм повседневной жизни диктуют здесь "щи" и "гости" (причем Гринев "был <...> принят как родной"), но не "ученье". Василиса Егоровна "на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком".
       Одновременно крепость характеризуется как "богоспасаемая", несмотря на последующее взятие мятежным Пугачевым. Находясь в пределах материалистической аксиологии, это выражение можно истолковать лишь как видимое противоречие и вызывающую неточность. На наш же взгляд, суждение о покоренной Пугачевым, но тем не менее богоспасаемой крепости можно адекватно понять только изнутри православной ментальности: речь идет не о возможной военной удаче (или неудаче) в однократном конкретном сражении, а о спасении души перед Богом, но связано это спасение с честью и воинским долгом. Рассказчик не случайно отзывается о казненных как о "великодушных моих товарищах". Так, комендант крепости, успев благословить дочь, претерпевает мученическую физическую гибель, но спасает честь и душу.

 

       7. Каково отношение к «жизни» и неприятие дуэли в разных аспектах (бытовом, служебном, христианском)?
     Отношение к дуэли зависит от того, принадлежит ли персонаж православному этическому полю крепости–дома, либо же находится в оппозиции к нему. С "законнических" позиций Швабрина, дуэль — это "сатисфакция". В устах же Ивана Игнатьича соединяется христианское неприятие "смертоубийства" ("доброе ли дело заколоть своего ближнего") и неприятие служебно–бытовое ("в фортеции умышляется злодействие, противное казенному интересу"). Таким образом, христианское отношение к акту дуэли, отношение "по долгу службы" и отношение бытовое ("Он вас выбранил, а вы его выругайте") не только не противоречат друг другу, но для персонажа — хранителя идиллических устоев патриархального обычая — объединяются в однозначно негативном отталкивании от чуждого этому миру "душегубства".
    "Наказание" шпаг чуланом, порученное Палашке, также имеет своей целью "снижение" законнической "сатисфакции", имеющей псевдосакральный смысл. Тем самым подчеркивается сакральность иного типа: христианская нравственность, по неписанным нормам которой оцениваются человеческие поступки. Упрекая Петра Гринева, Василиса Егоровна указывает, почему она "не ожидала" преступления последним этих неписанных норм: "Добро Алексей Иванович: он за душегубство и из гвардии выписан, он и в Господа Бога не верует; а ты–то что? туда же лезешь?" Лезть "туда же", с этой точки зрения, означает занять принципиально маргинальное положение, исступить за пределы христианской нравственности.
      "Важность" Швабрина, которую тот "сохранил" в комический момент помещения в чулан обеих шпаг, в отличие от Гринева ("Я не мог не засмеяться"), говорит о разности ментальных ориентаций персонажей. Ведь с формальных, "законнических" позиций Швабрин совершенно прав, требуя от Василисы Егоровны соблюдения безблагодатной — именно "законнической" же — иерархии: "...не могу не заметить, что напрасно вы изволите беспокоиться, подвергая нас вашему суду (напомним, что "суд" Василисы Егоровны именно "домашний". — И. Е.). Предоставьте это Ивану Кузьмичу — это его дело."
     Возражая Швабрину, комендантша прибегает к подчеркнуто христианской аргументации: "…да разве муж и жена не един дух и едина плоть?.. Пусть отец Герасим наложит на них (дуэлянтов. — И. Е.) эпитимию, чтоб молили у Бога прощения да каялись перед людьми".
     Эпитимия, молитва, покаяние — это действия, характеризующие сферу благодати, но не закона. Отец Герасим, таким образом, призван вывести персонажей из правового пространства закона в сферу обретения благодати. Впрочем, далеко не случайно домик коменданта авторской волей располагается "близ деревянной <...> церкви": Василиса Егоровна, не дожидаясь отца Герасима, вершит свой "суд" над Швабриным и Гриневым в духе христианской любви: "заставила нас друг друга поцеловать".
      Понятие чести входит в ту же сферу благодати, что и христианская совесть. Так, Андрей Петрович Гринев говорит о чести своего казненного "пращура", которая понимается им "святынею своей совести". Его сын заявляет Пугачеву: "Только не требуй того, что противоречит чести моей и христианской совести", тем самым неразрывно сопрягая в единстве своей личности "честь" и "христианскую совесть", а также ставя это единство, как и "пращур", превыше жизни ("...Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй...").

 

      8. Сохранение себя в христианской этике ведет к благоденствию потомков. Верно ли это?
      Единственная фраза, где речь идет о потомках героя записок, следующая: "Потомство их (Петра Андреевича и Марьи Ивановны. — И.Е.) благоденствует в Симбирской губернии". Обращает на себя внимание устойчивость топоса жизни рода Гриневых: в первом же абзаце повести об отце героя упомянуто, что "жил он в своей Симбирской деревне, где и женился".
 

      Каких только "толкований" наших добрых русских сказок не найдешь на просторах интернета! Вся мощь языческих, эзотерических и иных измышлений поднялась с тем, чтобы вытравить христианское основание-грибницу русской сказки, на которой может вырасти настоящий христианин. Будьте внимательны!

СВЯТОЧНЫЕ ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ
http://www.verapravoslavnaya.ru/images/rozhdesvo250
http://tili-mili-tryamdiya.ru/wp-content/uploads/2017/01/HdUWE3GizjA
http://fb.ru/misc/i/gallery/17481/706967

Александр Иванович Куприн

«ТАПЕР», «ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР», "БЕДНЫЙ ПРИНЦ"

https://forum.sibmama.ru/usrpx/214151/214151_553x767_de22d42fee75e9a1c9b74381c0194323d39cbb30

В. А. Никифоров-Волгин

«СЕРЕБРЯНАЯ МЕТЕЛЬ»

http://images.aif.ru/007/919/5a4faed98bfb41b1c88c1942a2ce25be

Антон Павлович Чехов 

«ВАНЬКА», слушать

https://www.slavorum.org/wp-content/uploads/2017/09/Trutovsky_Kolyadki-1152x783
http://www.childrensillustrators.com/portfolioIllustrations/89514
http://www.libex.ru/img/x/27/17/745e7
http://andronum.com/images-11/11783-stanyukovich-konstantin-rozhdestvenskaya-noch
http://file.mobilmusic.ru/ab/14/20/1305397-800

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ СКАЗКА

ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/5/4/f541b4782b02731770a9fbdebc0ca8a40bc1d492/img_no-name_1_5

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

https://arhivurokov.ru/multiurok/f/5/4/f541b4782b02731770a9fbdebc0ca8a40bc1d492/img_no-name_1_5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ
gallery/дети 1